Формирование компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий в педагогическом колледже
На основании констатирующего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что существующий уровень подготовки не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников как со стороны работодателей, так и общества в целом. Высокий уровень ИКТ-компетентности учителя, начальных классов показали 15.5% испытуемых. На этапе формирующего' экспериментамы реализовали разработанную нами… Читать ещё >
Содержание
- Введение.С
- Глава I. ИКТ-компетентность как приоритетная цель подготовки учителя начальных классов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. С
- 1. 1. Специфика подготовки учителей начальных классов к применению информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности в современной науке и практике. С
- 1. 2. Теоретические основы процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов. С
- Выводы по первой главе. С
- Глава II. Методические основы процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже. С
- 2. 1. Обоснование, содержание и особенности реализации междисциплинарной образовательной программы по формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже. С
- 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже. С
- Выводы по второй главе. С
Формирование компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Перспективы развития современного общества и рынка труда связаны с разработкой и освоением новых технологий, среди которых наибольшее распространение получили информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Информационное общество диктует требования к личности, характеризующие умение использовать современные технические и программные средства, ориентироваться в информационном пространстве. Выполнение указанных требований — задача образования как социального института, что обусловило реализацию на федеральном уровне таких инициатив, как «Программа развития единой образовательной информационной среды» (2001—2005). Результатом стало обеспечение школ средствами информатизации: компьютерами, программным обеспечением и т. д. Эти меры эффективны, только если педагог обладает компетентностью в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностью).
Особую роль играют учителя начальных классов, которые должны подготовить младших школьников к изучению постоянно усложняющегося курса информатики, оказать ребенку помощь в процессе социализации. ИКТ в профессиональной деятельности педагога начальных классов являются средством повышения наглядности и оптимизации учебного процесса, позволяют организовать учебно-методическую деятельность на более высоком уровне. В отличие от предметников, использование средств информатизации учителем начальных классов имеет специфику, предполагающую учет повышения эффективности образовательного процесса, с одной стороны, и ряда ограничений с другой. Как правило, ограничения обусловлены гигиеническими требованиями, особенностями психологии младших школьников, отсутствием у них пользовательских навыков. Применение ИКТ в данной ситуации связано с подготовкой комплексов дидактических материалов по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов.
Анализ педагогической практики 17 общеобразовательных школ Волгоградской области показал, что 79,6% из 167 опрошенных учителей начальных классов не выражают уверенности в своих силах при организации обучения на основе применения ИКТ и нуждаются в методической и технической поддержке, поскольку не обладают необходимым уровнем ИКТ-компетентности.
Подготовка педагога начальных классов в условиях педагогического колледжа включает изучение ИКТ, направленное на овладение общими знаниями, в то время как вопросы методики построения образовательного процесса с их применением практически не рассматриваются. Будущий учитель в условиях образовательного процесса ССУЗа имеет возможность применять средства информатизации в учебной деятельности, но этого недостаточно для того, чтобы в профессиональной деятельности использовать те же средства, поскольку характер решаемых задач изменился, стал более интегративным (Н.Б. Москвина). Таким образом, профессиональная подготовка должна включать решение задач, связанных с изучением вопросов методики применения ИКТ в образовательном процессе (Е. В. Данильчук, В.В. Кюршунова), что может быть достигнуто только при построении целостной системы, ориентированной на формирование ИКТ-компетентности специалиста.
Для решения этой проблемы имеются практические предпосылки. В проекте «Информатизация системы образования», который Министерство образования и науки РФ начало реализовывать в марте 2005 г., большое внимание уделено переподготовке педагогов, формированию у них навыков применения средств информатизации в рамках курсов повышения квалификации. Для учреждений высшего педагогического образования были разработаны курсы по изучению ИКТ. Однако, учреждениям среднего профессионально-педагогического образования не было уделено достаточного внимания: не являясь школой, они не смогли претендовать на государственное обеспечение средствами информатизациив отличие от ВУЗов, получивших возможность вести информационную подготовку в рамках специальных предметов, в учебных планах ССУЗов для этого не предусмотрено учебное время. Таким образом, выпускник учреждения среднего педагогического образования по объективным причинам оказывается некомпетентным в данной области.
Необходимо отметить, что в педагогической науке существует значительное количество исследований в области профессионального становления учителя в условиях информатизации (В.А. Адольф, С. А. Акмеева, Н. А Брусенцов, Я. А. Ваграменко, Е. В. Данильчук, С. Д. Каракозов, С. М. Конюшенко, А. А. Кузнецов, А. В. Могилев, Л. Г. Николаева, И. В. Роберт и др.).
В ряде педагогических (B.C. Грехнев, В.И. Питюков) и психологических (Г.М. Андреева, И. А. Зимняя, И. В. Кузьмина, А.А. Леонтьев) исследований дан анализ теоретических основ коммуникативной компетентности. С позиций информологического и культурологического подходов рассматриваются проблемы формирования информационной компетентности (И.С. Лялюхин, Е. М. Машбиц, И. В. Роберт, А. В. Соколов, O.K. Тихомирова и др.).
Представляют значительный интерес работы, посвященные методической подготовке педагога (Т.А. Бороненко, В. П. Косырев, Е. В. Погодина, Т.К. Смыков-ская, М.Г. Шалунова), анализ которых показал, что применение ИКТ в образовании способно качественно повлиять на результат и в то же время предполагает необходимость изменения содержания деятельности как педагога так и учащихся.
Большое внимание в науке уделено вопросам подготовки учителей к применению ИКТ, формирования готовности или соответствующей компетентности. Предлагаемые решения касаются систем повышения квалификации (О.П. Осипова), высшего профессионального образования (К.В. Коробкова, В. В. Кюршунова, И.Н. Смирнова), подготовки учителей-предметников (Л.В. Бочарова, С.Н. Исакова), использования ИКТ как средства формирования профессиональной компетентности (Н.А. Гончарова).
В то же время вопросы формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже пока не были рассмотрены, что обусловливает необходимость поиска научно обоснованных путей их решения.
Все вышеизложенное позволяет говорить о наличии противоречий между: — востребованностью в обществе учителя, обладающего ИКТ-компетентностью и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по подготовке учителя начальных классов к использованию ИКТ в педагогическом процессе;
— наличием общей системы подготовки педагогов в области ИКТ и специфичностью профессиональной деятельности учителя начальных классов;
— фрагментарностью подготовки учителя начальных классов в области ИКТ и необходимостью теоретического обоснованияи проектирования целостного процесса формирования его ИКТ-компетентности.
Таким образом, проблемой исследования являются научное обоснование и проектирование целостного процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа.
Потребность разрешить данные противоречия’и актуальность рассмотренной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование компетентности учителя начальных классов в областиинформационно-коммуникационных технологий в педагогическом колледже».
Объект исследования: профессиональная, подготовка учителя начальных классов в педагогическом колледже.
Предмет' исследования: процесс формирования компетентности учителя! начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий" (ИКТ-компетентности) в условиях педагогического колледжа.
Цель исследования: выявить научные основания организации процесса формирования компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий в условиях педагогического* колледжа.
Исследование построено на основе гипотезы о том, что формирование компетентности учителя начальных классов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) в педагогическом колледже будет более эффективным в том случае, если:
— в основу построения указанного< процесса будет положена модель, ИКТ-компетентности учителя, отражающая специфику учителя начальных классов;
— процесс формирования ИКТ-компетентности учителя, начальных классов будет рассматриваться как смена этаповотражающих его логику;
— учебный процесс будет строиться на основе междисциплинарной программы, каждый модуль которой направлен на формирование определенного компонента (компонентов) ИКТ-компетентности учителя начальных классов;
— процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов будет протекать с выполнением условий: 1) ориентация на целостный результат- 2) модульно-блочная основа построения содержания учебногоматериала- 3) индивидуализация. и мониторинг процесса- 4) использование в системе подготовки активных методов обучения и форм работы на материале будущей профессиональной деятельности. .,':.•.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику и построить модель ИКТ-компетентности учителя начальных классов;
2. Построить этапную модель процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже.
3. На основе этапной модели процесса разработать междисциплинарную образовательную-: программу формированияИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа.
4. Экспериментально проверить эффективность междисциплинарной образовательной программы и выявить педагогические условия формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже.
Теоретико-методологической основой исследования является теория целостного учебно-воспитательного процесса, основанная на идеях системного, деятельностного-и личностного подходов в их единстве (Е.В. БондаревскаяB.C. Ильин, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, Г. П. Щедровицкий и др.).
Работа опирается на основополагающие, концептуальные исследования: — основные положения компетентностного (В.А. Болотов, II.А. Гришанова, И. А. Зимняя, B.JI. Кальнёй, В .В. Сериков, А. П. Тряпицы на, А. В. Хуторской и др.), модульного (М.БЛебедеваД- Рассел, Н. МГЯковлева) подходов;
— непрерывного педагогического образования (В.В. Арнаутов, Е. П. Белозерцев, С. Г. Вершловский, А. П. Владиславлев, Б. С. Гершунский, В. И. Данильчук, Н.К. Сергеев);
— вопросов информатизации образования (С.А.Бешенков, А. А. Кузнецов, Е. И. Машбиц, А. В. Могилев, И. В. Роберт, Е. К. Хеннер и др.);
— подготовки учителей к использованию ИКТ в учебном процессе (А.А. Абдуркадыров, Т. А. Бароненко, Ю. С. Брановский, Е. В. Данильчук, М.Б. Лебедева).
Поставленные задачи решены с использованием комплекса взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам: методической подготовки учителя, методики преподавания, профессиональной подготовки учителя, применения новых информационных и коммуникационных технологий в педагогической деятельности, моделирование, сравнительно-сопоставительный анализ процесса формирования ИКТ-компетентности.
Эмпирические: тестирование, собеседование с учащимися, метод экспертных оценок, наблюдение, анкетированиеобобщение передового опыта педагогов-практиковорганизация опытно-экспериментальной работы, педагогический мониторингрефлексивно-оценочные процедуры, тестирование, рейтинговый анализ, анализ продуктов деятельности ребенка, методы качественного и количественного анализа.
База исследования: ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж», МОУ СОШ № 2 и № 7 г. Михайловки Волгоградской области, МОУ «Староаннинская СОШ» Новоаннинского района Волгоградской области.
Исследование проходило в три этапа.
Первый этап (2003;2005 гг.) — теоретический поиск. Данный этап был направлен на изучение теоретической философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, проводился подбор методов исследования. Проводился констатирующий эксперимент, определялись предмет, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат исследования.
Второй этап (2005;2007 гг.) — опытно-экспериментальная работа. На данном этапе: 1) осуществлялась разработка модели ИКТ-компетентности учителя начальных классов- 2) проектировалась модель организации процесса формирования ИКТ-компетентности учителя в условиях педагогического колледжа- 3) проводился формирующий эксперимент, в ходе которого апробировалась и научно обосновывалась образовательная программа по формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов- 3) осуществлялась фиксация и первичный анализ полученных фактов.
Третий этап (2007;2009 гг.) — завершающий. Он характеризуется итоговым анализом полученных в ходе опытно-экспериментальной работы результатов, их систематизацией, обобщением. Осуществляется формулирование выводов исследования, оформление исследования в виде диссертации.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что: впервые разработана и теоретически обоснована модель ИКТ-компетентности, состоящая из компонентов (когнитивно-операциональный, ' мотивационно-рефлексивный, профессионально-методический), наполнение которых отражает специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов;
— дополнено научное знание о процессе формирования ИКТ-компетентности на основе построения этапной модели данного процесса для учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа, логика которого определена последовательным прохождением этапов: профессионально-ориентировочного, профессионально-методического, профессионально-организационного;
— впервые разработана и апробирована в ходе экспериментальной работы модульная междисциплинарная образовательная программа формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа, позволяющая эффективно построить данный процесс в системе среднего профессионального образования;
— уточнены условия успешного формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических оснований и построении модели ИКТ-компетентности учителя начальных классов на этапе среднего профессионального образования. Исследование вносит вклад в теорию и методику среднего профессионального образования в контексте развития компетентностного подхода за счет разработки модульной междисциплинарной образовательной программы, выделения условий обеспечивающих эффективность данной программы поэтапного процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов, в педагогическом колледже. Полученные результаты могут служить теоретической базой для дальнейших научных исследований в области формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов: модели ИКТ-компетентности учителя начальных классов и процесса ее формирования, а также выделенных в ходе исследования условий эффективности данного процесса в системе среднего профессионально-педагогического образования для организации обучения дисциплинам «Информатика», «Информатика с методикой преподавания», «Технические средства обучения с методикой их применения в учебном процессе» с целью обеспечения целостности подготовки студентов в области ИКТ. Разработанная междисциплинарная программа формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов может быть использована в образовательном процессе педагогических колледжей, а также в системе повышения квалификации для переподготовки учителей начальных классов по вопросам применения информационных технологий в учебном процессе.
Апробация результатов исследования осуществлялась в выступлениях на международных (Саратов 2005) и российских (Михайловка 2004, 2006, 2007; Волгоград 2005, 2007) научно-практических конференциях, результаты исследования обсуждались на X, XI, XII, XIII региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области, (г. Волгоград, 2005;2008) — через публикацию основных положений и результатов исследования (опубликовано 13 работ автора, общим объемом более 15 п.л. в том числе в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства' образования и науки РФ), в процессе участия в региональном конкурсе профессионального мастерства «Преподаватель года в системе СПО — 2008» Волгоградской области (победитель конкурса) — в процессе выступлений на Совете директоров ССУЗов Волгоградской области (Михайловка, 2007).
Внедрение результатов исследования проходило на базе Михайловского профессионально-педагогического колледжа и МОУ СОШ № 2 и № 7 г. Михайловки Волгоградской области и «Староаннинская СОШ» Новоаннинского района Волгоградскойобластипроцесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов был реализован в образовательном процессе ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж».
Достоверность полученных результатов определяется, методологической обоснованностью исходных позиций, адекватностью комплекса используемых методов* задачам, логике, лонгитюдному характеру исследования, репрезентативностью и доказательностью выборки обследуемых. Достоверность научных рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается непротиворечивостью и доказательностью выводов, подтверждением выдвинутой гипотезы, апробацией, длительностью экспериментальной проверки, воспроизводимостью модели формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа.
Положенияу выносимые на защиту.
1. ИКТ-компетентность учителя* начальных классов. — интегративное качество, отражающее наличие у педагога системы характеристик (знаний, умений, навыков, мотивов, потребностейопыта" деятельности, и* т.д.), необходимых для эффективного проектирования, построения,' реализации и мониторинга образовательного процесса в начальной школе с применением ИКТ. ИКТ-компетентность учителя начальных классов включает три компонента.
Когнитивно-операциональный компонент — включает знания и умения, необходимые для решения специфических задач деятельности учителя начальных классов: 1) использование ИКТ при подготовке дидактического материала с учетом личностно-возрастных особенностей младших школьников- 2) применение ИКТ при отсутствии пользовательских навыков учащихся- 3) подготовка средствами ИКТ методических материалов по нескольким предметам разных циклов- 4) использование ИКТ для повышения наглядности учебного процесса в условиях оптимизации перехода младших школьников к теоретическому мышлению- 5) решение посредством применения ИКТ задач воспитания и социализации младших школьников.
Мотивационно-рефлексивный компонент — объединяет в себе мотивы и потребности организации процесса обучения младших школьников с применением ИКТ, связанные с повышением его эффективности, либо решением на этой основе задач воспитания, развития, социализации учащихся.
Профессионально-методический компонент — предполагает наличие у педагога начальных классов ряда единиц методической деятельности, опосредованной применением ИКТ, — это:
— ориентировочная — определяет педагогические условия и факторы, для создания ситуации необходимости и целесообразности построения образовательного.
1 процесса в начальной школе с применением ИКТ;
— проектировочная — предполагает выбор направлений, методов организации процесса обучения младших школьников на основе ИКТ;
— деятельностная — включает реализацию спроектированного в ходе предыдущих этапов процесса обучения младших школьников с применением ИКТ, контроль и коррекцию этого процесса;
— аналитическая- - отражает оценку эффективности включения ИКТ в процесс обучения младших школьников, определение результата, непосредственно полученного в условиях применения ИКТ.
2. Процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов включает три этапа:
1) профессионально-ориентировочный — направлен на формирование навыков использования ИКТ для решения учебных задач. Средством выступает освоение существующих ИКТ на материале профессиональной деятельности учителя начальных классов, например, подготовка учебных карточек, наглядности, расчет учебной нагрузки и т. д.;
2) профессионально-методический — предполагает решение методических задач средствами ИКТ, формирование умений применять ИКТ для обучения младших школьников. Средством является педагогический анализ целесообразности, эффективности применения ИКТ, разработка дидактических материалов с использованием ИКТ и т. д.;
3) профессионально-организационный — направлен на получение навыков организации учебного процесса по нескольким предметам разных циклов в условиях применения ИКТ, проектирование профессиональной деятельности учителя начальных классов. Средством выступает решение комплексных профессиональных задач на основе использования ИКТ.
3. Междисциплинарная образовательная программа обеспечивает эффективность образовательного процесса по формированию ИКТ-компетентности у учителей начальных классов в условиях педагогического колледжа и предполагает последовательное прохождение ряда модулей.
Модуль 1 «Общепользовательская подготовка» — включает общетеоретическую и прикладную подготовку пользователя, способного решать учебные и бытовые задачи средствами ИКТ.
Модуль 2 «Пользовательская подготовка профессионального направления» -обеспечивает подготовку студентов на уровне пользователя и направлен на педагогическую деятельность. В рамках освоения первых двух модулей реализуется профессионально-ориентировочный этап процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Модуль 3 «Применение информационных технологий в обучении информатике» — направлен на формирование готовности будущих учителей, строить процесс обучения конкретному предмету с применением ИКТ. Освоение данного модуля обеспечивает реализацию профессионально-методического этапа процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Модуль 4 «Методика применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов» — реализуется в курсе по выбору, позволяет рассмотреть вопросы методики использования ИКТ в начальной школе.
Модуль 5 «Методика организации технической поддержки процесса обучения средствами ИКТ» — обеспечивает формирование навыков применения технических средств информатизации в профессиональной деятельности. Модули 4 и 5 реализуют профессионально-организационный этап процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
4. Условиями успешного формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже являются:
— ориентация на целостный результат, построение междисциплинарной программы с включением отдельных курсов в систему модулей, объединенных целью — формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов;
— модульно-концентрическое построение содержания учебного материала, как основа интеграции предметной подготовки и реализации системных межпредметных связей;
— мониторинг качества подготовки на основе определения рейтинга учебных достижений и составления индивидуальной карты Информационно-методической подготовки, осуществляющийся поэтапно в процессе формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
— использование в системе подготовки средств и методов активизации учебно-познавательной и творческой деятельности — дидактических игр, практических работ на материале профессиональной деятельности, подготовка интегрированных междисциплинарных проектов с применением ИКТ.
Структура и объем диссертации
Диссертация (232 с.) состоит из введения (12 е.), двух глав (1-я гл. — 67 с. и 2-я гл. — 81 е.), заключения (4 е.), библиографии (252 наименования) и 8 приложений. Текст содержит 12 рисунков, 5 схем, 10 диаграмм, 11 таблиц.
Выводы по второй главе.
Выделены условия успешного формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже, рассмотрены особенности их реализации. К таким условиям относятся: ориентация на целостный результат в процессе преподавания дисциплин, имеющих отношение к информационно-методической подготовке студентов и построение на этой основе единой междисциплинарной программы, направленной на формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классовмодульно-концентрическое построение содержания учебного материала, как основа интеграции предметной подготовки и реализации системных межпредметных связейсоставление каждым студентом индивидуальной карты информационно-методической подготовкииспользование в системе подготовки методов активизации учебно-познавательной деятельности: дидактических игр, системы практических работ на материале будущей профессиональной деятельности, подготовка студентами интегрированных междисциплинарных проектов организации процесса обучения с применением ИКТ.
Нами был проанализирован процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе: (цель, результат, условия, этапы, средства и методы). Ядром данного процесса является обоснованная нами междисциплинарная модульная программа формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов, состоящая из 5 взаимосвязанных модулей, которые осваиваются последовательно: 1. «Общепользовательская подготовка" — 2. «Пользовательская подготовка профессионального направления" — 3. «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении информатике" — 4. «Методика применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов" — 5. «Методика организации технической поддержки процесса обучения средствами ИКТ». Модули 1 и 2 составляют профессионально-ориентировочный этап, модули 3 и 4 — профессионально-методический, модуль 5 — профессионально-организационный этап процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Экспериментальная проверка эффективности разработанной нами междисциплинарной программы осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. На этапе констатирующего эксперимента мы использовали систему методов, позволяющую дать всестороннюю оценку уровню развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Констатирующий эксперимент был организован нами на базе ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж», МОУ СОШ N° 2, МОУ СОШ № 7 города Михайловки. В исследовании приняли участие: студенты выпускных групп (4 курсов) ГОУ СПО «Михайловский профессионально-педагогический колледж» — 182 человекапедагоги МОУ СОШ № 2 — 21 человекпедагоги МОУ СОШ № 7 — 29 человек. Всего — 232 человека.
На основании констатирующего эксперимента мы можем сделать вывод о том, что существующий уровень подготовки не отвечает требованиям, предъявляемым к уровню подготовки выпускников как со стороны работодателей, так и общества в целом. Высокий уровень ИКТ-компетентности учителя, начальных классов показали 15.5% испытуемых. На этапе формирующего' экспериментамы реализовали разработанную нами междисциплинарную образовательную программу, направленную на формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Реализация программы проходила в строгом соответствии с логикой, и соблюдением всех условий, описанных в нашем исследовании. По окончании мы повторили диагностику и получили следующие результаты: высокий уровень показали 49.4%- уровень выше среднего — 3.0%- средний — 39.8%- ниже среднего — 3.6%- низкий уровень — 4.2%. Данные результаты показывают, что 92.2% участников экспериментальной группы имеют уровень ИКТ-компетентности учителя начальных классов соответствующий образовательному стандарту и современным требованиям к выпускникам со стороны работодателей. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности разработанного процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Заключение
.
Первой задачей нашего исследования являлось выявление специфики ИКТ-компетентности учителя начальных классов и построение ее модели. В ходе исследования установлено, что процесс подготовки к применению ИКТ учителей начальных классов в условиях колледжа предполагает учет ряда особенностей, которые вытекают из специфики деятельности учителя начальных классов и самой организации данного процесса в педагогическом колледже.
Специфика профессиональной деятельности учителя начальных классов, выражается в решении ряда задач: 1) использование ИКТ при подготовке дидактического материала с учетом личностно-возрастных особенностей младших школьников- 2) применение ИКТ при отсутствии пользовательских навыков учащихся- 3) подготовка средствами ИКТ методических материалов по нескольким предметам разных циклов- 4) использование ИКТ для повышения наглядности учебного процесса в условиях оптимизации перехода младших школьников к теоретическому мышлению- 5) решение посредством применения ИКТ задач воспитания и социализации младших школьников. Таким образом, результатом подготовки учителей начальных классов к применению ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса и решения задач информатизации является компетентность последних в области ИКТ (ИКТ-компетентность). Специфика ИКТ-компетентности учителя начальных классов, находит отражение в содержательном наполнении компонентов данного качества. Построена компонентная модель ИКТ-компетентности учителя начальных классов, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов: когнитивно-операционального, мотивационно-рефлексивного, профессионально-методического.
Вторая задача исследования заключалась в научном обосновании этапной модели ИКТ-компетентности учителя начальных классов. В процессе решения задачи, мы уточнили понятие ИКТ-компетентность учителя начальных классов, которую понимаем как интегративное качество, отражающее наличие у педагога системы характеристик, необходимых для эффективного проектирования, построения, реализации и мониторинга образовательного процесса в начальной школе с применением ИКТ. Разработана этапная модель процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов, состоящая из трех блоков: профессионально-ориентировочный, профессионально-методический, профессионально-организационный. Построение моделей позволило нам получить целостное, полное и адекватное представление о формируемом качестве, представить конечный результат экспериментальной работы.
В соответствии с третьей задачей исследования нами была разработана междисциплинарная образовательная программа формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях педагогического колледжа. Основой для разработки программы стала этапная модель процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Содержание этапов данного процесса представлено через систему модулей междисциплинарной образовательной программы. В исследовании было установлено, что процесс формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов целесообразно интегрировать в существующую систему подготовки в области ИКТ в педагогическом колледже.
Модуль 1 «Общепользовательская подготовка». Содержание данного модуля соприкасается с профессиональной подготовкой учителя начальных классов с помощью введения системы практических работ, имеющих косвенное отношение к будущей профессиональной деятельности. Освоение данного модуля способствует, формированию когнитивно-операционального компонента ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Большую роль модуль имеет и в формировании мотивационно-рефлексивного компонента, т.к. способствует развитию способностей, необходимых для овладения навыками применения ИКТ в деятельности учителя начальных классов.
Модуль 2. «Пользовательская подготовка профессионального направления». При построении модуля использовалась идея включения в учебный процесс контекста педагогической деятельности, который способствует формированию представлений студентов о специфике ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Задания практических работ данного модуля носят прикладной пользовательский характер.
Модулю 2 отводится роль связующего элемента между общепользовательским и специальным педагогическим направлением в подготовке к применению ИКТ. Модули 1 и 2 отражают профессионально-ориентировочный этап процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Содержание профессионально-методического этапа процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов отражено в модуле 3 междисциплинарной программы, строящийся на базе курса «Информатика с методикой преподавания» (4 семестр). На данном этапе студенты выполняют систему межпредметных проектов, каждый из которых в качестве ядра содержит предыдущий. Результаты используются при создании более сложных проектов, непосредственно связанных с использованием ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов (модули 3, 4, 5).
Модуль 3 «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении информатике». В процессе освоения модуля происходит формирование навыков построения процесса обучения младших школьников с применением средств ИКТ. Особенностью модуля является его выраженная профессиональная направленность и акцент на один из предметов. Доказано, что в результате освоения модуля 3, возникают предпосылки к формированию проектировочной, деятельностной, аналитической единиц профессионально-методического компонента ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Модули 4, 5 междисциплинарной программы реализуют содержание профессионально-ориентировочного этапа процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Модуль 4 «Методика применения ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов». В ходе исследования было установлено, что ни один из предусмотренных по учебному плану курсов не позволяет в полной мере подготовить студентов к решению профессиональных задач деятельности учителя начальных классов на основе применения ИКТ, рассмотреть вопросы методики использования ИКТ для преподавания разных предметов в начальной школе. Поэтому был разработан соответствующий курс по выбору (5 семестр).
Первый раздел курса — «Информационно-коммуникационные технологии как средство повышения качества обучения» рассматривает, применение ИКТ в учебном процессе начальной школы с учетом его условий, а также негативных факторов, которые следует учитывать при подобной организации обучения.
Во втором разделе программы «Информационно-коммуникационные технологии подготовки методических материалов» рассматриваются конкретные механизмы использования ИКТ педагогом, ИКТ, находящие наибольшее применение в обучении младших школьников, а также технологии разработки и применения электронных учебно-методических пособий.
Особенностью третьего раздела «Информационно-коммуникационные технологии организации процесса обучения» является большая практическая направленность, он включает разработку с применением ИКТ методических материалов для обучения младших школьников.
Модуль 5 «Методика организации технической поддержки процесса обучения средствами ИКТ». Реализуется в курсе «Технические средства обучения с методикой их применения в учебном процессе». Обеспечивает формирование качеств учителя начальных классов, необходимых для применения технических средств информатизации в профессиональной деятельности.
Таким образом, в результате освоения междисциплинарной программы студенты учатся строить процесс обучения младших школьников с применением ИКТ на его различных этапах.
Экспериментальная проверка эффективности междисциплинарной образовательной программы и выявление педагогических условий формирования.
ИКТ-компетентности учителя начальных классов в педагогическом колледже составляло четвертую задачу нашего исследования.
Установлено, что эффективность междисциплинарной образовательной программы, направленной на формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов обусловлена выполнением ряда условий. Во-первых, ориентация на целостный результат в процессе преподавания дисциплин, имеющих отношение к информационно-методической подготовке студентов! и построение на этой основе единой программы, направленной на формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Таким результатом является ИКТ-компетентность учителя начальных классов. Во-вторых, модульно-концентрическое построение содержания учебного материала, как основа интеграции предметной подготовки и реализации системных межпредметных связей. В-третьих, постоянный мониторинг результативности деятельности, на основе которого преподаватель может корректировать, образовательный процесс при переходе к следующему модулю. Мониторинг осуществляется с использованием рейтинга учебных достижений, а также при помощи составлениякаждым студентом индивидуальной карты информационно-методической подготовки, т. е. моделирование пути достижения результата. Построение карты осуществляется поэтапно в соответствии с процессом формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов. В-четвертых, использование в системе подготовки методов активизации учебно-познавательной деятельности: дидактических игр, системы практических работ на материале будущей профессиональной деятельности, подготовка студентами интегрированных междисциплинарных проектов организации процесса обучения с применением ИКТ.
С целью экспериментальной проверки эффективности процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов мы реализовали в учебном процессе Михайловского профессионально-педагогического колледжа разработанную нами междисциплинарную программу формирования’ИКТ-компетентности учителя начальных классов. Всего в исследовании приняли участие 268 студентов. Контрольная группа составила — 102 студента, экспериментальная группа — 166 человек. Разработанная для экспериментальной группы междисциплинарная образовательная программа по формированию ИКТ-компетентности учителя начальных классов включает пять взаимосвязанных модулей, которые реализуют отдельные направления подготовки студентов к применению ИКТ в профессиональной деятельности, и в тоже время тесно связаны между собой. В процессе работы мы старались подчеркнуть эту связь, обеспечить системность, непрерывность и целостность подготовки. Немаловажным фактором обеспечения эффективности образовательного процесса на всех его этапах является постоянный контроль за его ходом, отслеживание промежуточных результатов, внесение корректив. С этой целью нами была разработана система мониторинговых мероприятий.
Сопоставив данные исследования уровня ИКТ-компетентности учителя начальных классов у студентов контрольной и экспериментальной групп, мы пришли к следующим выводам:
1. Когнитивно-операциональный компонент у студентов контрольной и экспериментальной группы сформирован на одинаковом уровне, что подтверждается данными интернет-тестирования. Кроме того, уровень подготовки студентов обеих групп полностью соответствует государственным требования к качеству подготовки будущего учителя, что подтверждено результатами итоговых контрольных работ по предусмотренным учебным планом дисциплинам, а также данными по качеству знаний в каждой группе.
2. Мотивационно-рефлексивный компонент в большей степени развит у студентов экспериментальной группы, это подтверждается данными ориентировочного анкетирования. Студенты данной группы показывают высокую степень заинтересованности в применении ИКТ в учебном процессе, мотивы их выбора чаще всего внутренние. Как правило, они отмечают отсутствие необходимости посторонней помощи при организации учебной деятельности, опосредованной ИКТ.
3. Уровень профессионально-методического компонента ИКТкомпетентности учителя начальных классов у студентов контрольной группы практически полностью соответствует данным констатирующего эксперимента. В то время, как у студентов экспериментальной группы он значительно выше (высокий уровень — 18,6% в контрольной группе- 57,8% в экспериментальной).
4. Поскольку ИКТ-компетентность учителя начальных классов есть целостное интегративное качество, ее уровень определяется только при сопоставлении развитиякаждой структурной единицы. В результате подготовки по экспериментальной программе и освоения специального курса, уровень профессионально-методического компонента у студентов экспериментальной группы существенно вырос, что и позволило констатировать большую успешность процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов.
Результаты показывают, что 92.2% участников экспериментальной группы имеют уровень ИКТ-компетентности учителя начальных классов соответствующий образовательному стандарту и современным требованиям к выпускникам со стороны работодателей. Это свидетельствует о высокой эффективности разработанного процесса формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов и экспериментальной междисциплинарной образовательной программы.
Вместе с тем в ходе исследования определился круг проблем, которые нуждаются в более глубоком исследовании. Это, в первую очередь, проблема выявления состава вариативной части ИКТ-компетентности педагогов других специальностей и проектирование методик их формирования в условиях педагогического колледжа. Специального исследования требует вопрос об особенностях формирования ИКТ-компетентности учителя начальных классов в системе непрерывного педагогического образования, например, в условиях учебно-научно-педагогического комплекса, а также проблема подготовки преподавателя педагогического колледжа к целенаправленной деятельности по формированию ИКТ-компетентности специалиста — выпускника колледжа.
Список литературы
- Абдуллина, JL Б. Формирование познавательных умений учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: М., 2004. — 153 с.
- Абдуразаков, М. М., Гаджиев, Г. М. Направление совершенствования подготовки к профессиональной деятельности будущего учителя информатики Текст. // Информатика и образование № 2. — 2006.
- Адольф, В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: М., 1998.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущего учителя Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: М., 1998.-56 с.
- Адольф, В. А., Степанова, И.Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога Текст. //Информатика и образование. -№ 1.-2006.
- Акмеология Текст.: учеб. пособие для вузов / Под. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002.-681с.
- Акмеева, С.А. Подготовка учителя сельской школы к применению информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе (на примере курса информатики) Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02: М., ИИО РАО, 2004.
- Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем Текст. // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения.-М., 1994. с.20−23.
- Алехина, И.В. Дидактические основы применения ЭВМ в процессе формирования педагогических умений у будущих учителей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Брянск, БГПИ, 1996. 16 с.
- Андреев, Г. И. Основы научной работы и оформления результатов научной деятельности Текст. / Г. И. Андреев, С. А. Смирнов, В. А. Тихомиров. М.: Финансы и статистика, 2003.
- Антонова, С.Г. Информационная, культура личности: Вопросы формирования Текст. //Высшее образование в России. 1994. — № 1.
- Арнаутов, В.В., Саранов, A.M., Сергеев, Н. К. Проектирование учебно-научно-педагогического комплекса как инновационной образовательной системы. Методологический аспект Текст.: Монография. — Волгоград: Перемена,. 2001. -174 е., с. 105.
- Арнаутов, В.В. Учебно-научно-педагогический комплекс как региональная система образования: методология, теория,. практика Текст.: Монография: — Волгоград: Перемена, 2001.— 253 е., с. 62. ,
- Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследования: Дидактический аспект Текст. М.: Наука, 1982. — 192 с.
- Багадирова, С.К. Методы и средства формирования методологической ком--петентности будущего преподавателя Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Майкоп, 2002. 19с.
- Багаева, И. Д. Профессионализм педагогической деятельности: сущность и структура Текст. // Профессионализм педагога. Ч. 1. — Ижевск, С.-Пб, 1992. — С. 19.
- Байденко, В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) Текст.: Методическое пособие /В.И. Байденко. -М., 2005.
- Батенова, Ю. В. Особенности развития личности будущего учителя в условиях применения’информационно-коммуникационных технологий Текст.: дис.. канд. психол. наук: 19.00.07: Челябинск, 2004. 156 с.
- Башарин, В. Ф. Педагогическая технология: проблемы определениям Текст. // Специалист. № 5. — 1995. — с. 12−16
- Безрукова, B.C. Педагогика. Проективная педагогика Текст.: учеб. пособ. для инж.-пед. инст-тов и инд.-пед. техникумов /B.C. Безрукова. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 344 с.
- Беспалько, В. П. Образование и обучение с использованием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) Текст. М., 2002.
- Беспалько, В. П., Татур, Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов Текст.: учеб.-метод. пособие для вузов /В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989.
- Бешенков, С.А., Гейн, А.Г., Григорьев, С. Г. Информатика и информационные технологии Текст.: учеб. пособие для гуманит. факультетов педвузов /С.А. Бешенков, А. Г. Гейн, С. Г. Григорьев. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1995.- 144 с.
- Бешенков, С.А., Давыдов, А.П., Матвеева, Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении Текст. // Информатика и образование. 1997. — № 3.
- Бешенков, С.А., Давыдов, А.П., Матвеева, Н. В. Гуманитарная информатика в начальном обучении Текст. // Информатика и образование. — 1997. № 4.
- Большая Советская энциклопедия Текст. / Ред. Прохоров A.M. М., 1983.
- Бороненко, Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителя информатики Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: СПб., 1997. 335 с.
- Бочарова, JI.B. Формирование информационно-коммуникативной компетентности будущего учителя электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Курск: РГБ, 2007. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Благов, М. Б. Формирование готовности студентов к использованию информационных технологий в педагогической деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Саратов, 2004. 152 с.
- Брусенцов, Н. А. Социальные аспекты информатизации образования российской высшей школы Текст.: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04: Новочеркасск, 2004.- 167 с.
- Васильев, Л.И., Мамцев, А.Н. Компетентностный подход при модульной технологии организации обучения в вузе Текст. // Высшее образование сегодня. № 12. — 2006. с. 40−43.
- Бахтина, Е.А. Дидактическое проектирование как технология гуманизации процесса обучения в вузе электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Майкоп: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Введение в педагогическую деятельность Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2002. — С. 66.
- Везиров, Т. Г. Теория и практика использования информационных и комму7 никационных технологий в педагогическом образовании Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2001. 310 с.
- Граф, В. и др. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов Текст.: учебн.-метод. пособие / В. Граф, И. Ильясов, В. Ляу-дис.-М.:МГУ, 1981.-79с.
- Гиг, Ван Дж. Прикладная общая теория систем Текст./ 4.1,2. М., 1981.
- Головко, Т.Г. Развитие информационной компетенции педагога в процессе повышения квалификации электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов-н-Д: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Гончарова, Н.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Орел, 2008.
- Горохова, И.Ю. Подготовка преподавателя колледжа технического профиля к использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08:
- Ставрополь: РГБ, 2006. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Гришин, В. Н., Панфилова, Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности Текст.: учебник для вузов /В.Н. Гришин, Е. Е. Панфилова. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. — 416с.: ил. — (Профессиональное образование).
- Гусева, С. Г. Формирование информационной культуры будущих педагогов на основе комплексного использования информационных и образовательных технологий (в условиях языкового факультета) Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Петрозаводск, 2006. 258 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: В 4 т.-Т.З. / Под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: ТЕРРА, 2000. — 912 с.
- Данильчук, В.И. Гуманитаризация физического образования в средней школе Текст. -Волгоград: Перемена, 1996. 184 е., с. 4.
- Данильчук, Е. В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога Текст.: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: Волгоград, 2003.-354 с.
- Данильчук, Е. В. Информационные технологии в образовании Текст.: учеб. пособие для вузов /Е.В. Данильчук. Волгоград: Перемена, 2002. — 184 с.
- Данильчук, Е. В. Стадийная модель становления информационной культуры будущего педагога Текст. // Известия ВГПУ. № 1 (02). — 2003.
- Данильчук, Е.В., Сериков, В.В. Информационные технологии в личностно-гуманитарной парадигме электронный ресурс.// Материалы конгресса конференций «ИТО-99»
- Данилов, Д. А., Барахсанова, Е. А. Формирование информационной системы деятельности специалиста в системе профессионального педагогического образования Текст. // Информатика и образование. № 7. — 2003.
- Демидова, Н. В. Педагогические условия профессиональной подготовки учителя начальных классов к решению педагогических задач Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Череповец, 2000. 138 с.
- Диканский, Е. Ю. Комплексное использование средств информационных и коммуникационных технологий в системе непрерывного педагогического образования Текст.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2003. 193 с.
- Добудько, А. В. Профессиональная компетентность учителя в информационном обществе: структура, содержание, принципы формирования Текст.: ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Самара, 2000. — 22с.
- Епишева, О. Б. Деятельностный подход как теоретическая основа проектирования методической системы обучения математике Текст.: дис:. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 1999. 460 с.
- Ершов, А.П. Компьютеризация школы и математическое образование Текст. // Информатика и образование. 1992. — № 5−6.
- Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию Текст.: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: СПб., 1995.
- Запрудский, Н.И. Научно-педагогическое обеспечение повышения квалификации учителей естественно-математических предметов Текст.: Дисс. в форме науч. докл.. д.п.н.: 13.00.08: Минск, 1993. 36 с.
- Захарова- Т. Б. Дифференциация обучения информатике в российской школе Текст./ Сборник тезисов докладов Международной конференции «Образование граждан мира», 30 сент. 4 окт. 1996 г. — М., 1996.
- Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /И.Г. Захарова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192 с.
- Зигерт, В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов Текст. М., 1990. — 335 с.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата современного образования Текст.//Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.
- Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе подходов к проблемам образования? Текст. //Высшее образование сегодня. 2006. — № 8.
- Зияудинова, С. М. Содержание и организация информационной подготовки будущего учителя начальных классов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2000. 120 с.
- Иванова, Т.В. Компетентностный подход: анализ, проблемы, выводы Текст.// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. № 1. — С. 16
- Иванова, Е. Н. Педагогические условия подготовки будущего учителя к использованию новых информационных технологий Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Иркутск, 2002. 167 с.
- Игнатьев, М. Б. Петровские традиции и образовательные виртуальные миры Текст./ Информатизация образования-2003: Науч. Тр. и материалы конф. АИО. Волгоград, 12−15 мая 2003 г. /АИО- ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2003. — 240 с.
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика Текст.: пер. с нем. М., Педагогика, 1991.-240 с.
- Информационные технологии в системе непрерывного педагогического образования. (Проблемы методологии и теории) Текст. /Под ред. В. А. Извоз-чикова. СПб.: Образование, 1996.
- Исаев, И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. М. 1994. -160с.
- Карнюшкина, Т. В. Педагогические аспекты применения информационных технологий в вузе Текст./ Современные проблемы преподавания математики и информатики: сб- науч. Ст. по итогам III Междунар. Науч.-метод. конф- -Волгоград: Перемена, 2006. 564 с. ,
- Качура, Н. Е. Модульное обучение как педагогическая технология Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Тула, 2002.- 204 с.
- Климов, В. F. Методика использования: информационных и коммуникационных технологий обучения в учебных заведениях профессионального образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Пермь, 2003- 156 с.
- Койнова, Ю.В. Формирование профессиональной компетентности социальных работников в процессе вузовского образования Текст.: дисс.. канд. пед- наук: 13.00.08: М., 1996. 168с.
- Колесникова, И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмаль-ной рефлексии Текст.- СПб.: СПбРУПМ, 1999. 242 е.
- Колесникова- И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: Л., 1991.
- Колесникова, И. А. Развитие профессионально-педагогического качества в системе непрерывного образования Текст.// Известия ВГПУ. № 1 (02). — 2003.
- Компьютерное образование: Методология, теория, практика Текст.: Монография /Под. ред. проф. А. В. Петрова. Волгоград: Перемена, 2002.- 238 с.
- Конюшенко, С. М. Формирование информационной культуры педагога в системе непрерывного профессионального образования Текст.: дис:. д-ра пед. наук: 13.00.08: Ярославль, 2005. 408 с.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 20 062 010 Текст.//Высшее образование сегодня.- 2005.-№ 10.
- Концепция региональной информатизации до 2010 года электронный ресурс. /справочно-правовая система «ГАРАНТ»
- Коротков, A.M. Принципы конструирования дидактических компьютерных сред обучения Текст./ Информатизация образования '95: Тез. докл. научно-практической конф. Ставрополь: СГПУ, 1995
- Коротков, A.M. Формирование у школьников умений обучаться в дидактических компьютерных средах Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Волгоград, 1996.
- Коротков, A.M., Локтюшина, Е.А. Дидактические компьютерные среды в системе личностно-ориентированного образования Текст./ Развитие педагогических систем в регионе: личностно ориентированное образование. — Волгоград: Перемена, 1995.
- Коротков, A.M., Петров, А.В. Информатика и информационные технологии Текст.: учеб. пособие для вузов /A.M. Коротков, А. В. Петров. Ч. 1. — Волгоград: Перемена, 1998. — 142 с.
- Коротков, A.M., Петров, А.В., Сергеев, Н. К. Принципы конструирования дидактических компьютерных сред Текст. / Информатизация образования '95: Тез. докл. науч.-практ. конф. Ставрополь, 1995.
- Косырев, В. П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения Текст.: дисс. д-ра пед. наук: 13.00.08: М., 2007. 469 с.
- Косырев, В. П. Система непрерывной методической подготовки педагогов профессионального обучения Текст.: автореф.. д.п.н.: 13.00.08: М., 2006.
- Косырев, В.П. Педагогические основы обучения Текст.: учеб. пособие /В.П. Косырев- под ред. Ю. А. Каликинского. — М.: ИРПО, 2005. 97 с.
- Кочарян, Т.Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.
- Красношлыкова, О. Г. Современные подходы к развитию профессионализма педагога Текст. // Информатика и образование. № 7. — 2005.
- Крицкий, А.Г. Психологические основы компьютерных технологий обучения Текст. / Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление. Тез. докл. Росс, научн. конф. 25−28 мая 1993 г. Ч. 1. — Волгоград: Перемена, 1993. С. 101−103.
- Крицкий, А.Г., Лецко, В.М. Компьютерные сети в обучении Текст. // Информатика и образование. 1989. — № 2.
- Крюкова, Е. А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация Текст.: Монография. Волгоград: Перемена, 1999. — 196 с.
- Кузнецова, Л.В. Целостность системы методов преподавания как фактор активизации познавательной деятельности студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Л, 1984. 210с.
- Кузнецов, А. А. и др. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) Текст.// Информатика и образование. 2005. — № 1—6.
- Кузнецов, А. А. Школьная информатика: что дальше? Текст. // Информатика и образование. 1998. — № 2.
- Кузнецов, А. А., Захарова, Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике Текст. //Информатика и образование. 1997. — № 4.
- Кузнецов, А. А., Филатова, JI. О. Информатика в профильной школе Текст. // Информатика и образование. 2002. — № 2.
- Кузнецов, А. А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе Текст. // Информатика, и образование. 2000. -№ 7.
- Кузнецов, А. А., Бешенков, С. А., Ракитина, Е. А. Современный курс информатики: от элементов к системе Текст. // Информатика и образование. 2004. -№ 5.
- Кузнецов, Э. И: Общеобразовательные и профессионально-прикладные аспекты, изучения информатики и вычислительной техники в педагогическом институте Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя Текст.: Д., 1967. 184 с.
- Кукушкина, О. И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.03: М., 2005.-381 с.
- Курбацкий, В. Н. Ресурсы методической системы' повышения квалификации учителей в области информационных и Интернет-технологий Текст. // Информатика и образование. № 10. — 2006.
- Кюршунова, В.В. Становление информационной компетентности будущего учителя начальных классов Текст.: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Петрозаводск, 2006.
- Лаптева, И.Д. К вопросу о педагогической компетентности Текст. //Педагогическое образование и наука. № 4. — 2007.
- Лебедева, М, Б., Шилова, О. Н., Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать Текст. // Информатика и образование. № 3. — 2004.
- Лебедева, М. Б. Система модульной профессиональной подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий в школе Текст.: авто-реф. дисс.. д.п.н.: 13.00.08: Санкт-Петербург, 2006.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. М.: Смысл, 1999.
- Ломакина, О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранных языков Текст.: дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 1998.
- Лыкова, Н.А. Пути совершенствования методов обучения студентов первого курса (пед. вузов и ун-тов) приемам самостоятельной работы с учебным текстом Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Л., 1978. 263с.
- Маркова, А. К. Психология профессионализма Текст.: учеб. пособие /А. К. Маркова. М., 1996.
- Марков, А. И. Педагогические условия использования информационных компьютерных технологий в музыкальном образовании Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004. 167 с.
- Матрос, Д. Ш., Полев, Д. М., Мельникова, Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга Текст. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 96 с.
- Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения Текст. -М.: Педагогика, 1988.
- Меламуд, В.Э. Совершенствование системы подготовки учительских кадров в условиях информатизации школьного образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 2005. 401 с.
- Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента Текст. М., 1992. — 702 с.
- Мисиков, Б.Р. Проектирование программ профессиональной подготовки современных специалистов в региональном вузе электронный ресурс.: дисс.докт. пед. наук: 13.00.08: Калининград: РГБ, 2006. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Митина, JI. М. Учитель как личность и профессионал Текст. — М., 1994. — С.27
- Могилев, А. В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: Воронеж, 1999. 365 с.
- Могилев, А. В. Информатика Текст.: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер- Под ред. Херена. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 848 с.
- Монахов, В.М. От традиционной методики к новым технологиям обучения Текст. -М.: Тула: ТОО «Будрус», 1993.
- Монахов, В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся Текст. // Вопросы психологии. 1985. — № 3.
- Морева, Н. А. Педагогика среднего профессионального образования Текст.: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2001. С. 26.
- Москвина, Н. Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов Текст. // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 5.
- Мылова, И. Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования Текст. //Информатика и образование. № 9. — 2004.
- Научно-методическое обеспечение педагогической практики студентов Текст.: учеб. пособие / Под ред. О. С. Гребенюка. Калининград, 1998. — 84 с.
- Небаба, А. Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения информатики в педагогическом вузе) Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов-на-Дону, 2003.
- Нечаева, Т.А. Организационно-педагогические факторы активизации самостоятельной работы студентов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: СПб, 1992. 229с.
- Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений // Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. -224 с.
- Николаева, Л .Г. Подготовка студентов педвузов по социальной информатике в условиях информатизации образования Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2007. 152 с.
- Новокшонова, М. Ю. Информационная культура как компонент имиджа современного педагога Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: М., 2006. 184 с.
- Осоргин, Е. Л. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: Тольятти, 2000. 521 с.
- Павелко, Г. А. Формирование обобщенных информационных умений будущих учителей в курсе «информационные технологии в образовании» Текст. // Информатика и образование. № 7. — 2007.
- Панюкова, С. В. Содержание подготовки учителя к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности Текст. //Информатика и образование. № 10. — 2003.
- Пасмурова, Л. Э. Использование информационных технологий в нравственном воспитании детей-Текст. //Информатика и образование. № 2. — 2007.
- Педагогика Текст.: учебник / В, А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А.И. Мищенко- под общ. ред. В. А. Сластенина. М., 1998.
- Педагогические технологии Текст.: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. — 320, с. 1.
- Первин, Ю. А. Программно-методический комплекс для начальной школы «Роботландия — 96» Текст.: Пособие для учителя /Ю.А. Первин. М., 1996.
- Петрова, Т. М. Эффективный консультант дистанционного обучения Текст. / Информатизация образования-2003: Науч. Тр. и материалы конф. АИО. Волгоград, 12−15 мая 2003 г. /АИО- ВГПУ. Волгоград: Перемена, 2003. — 240 с.
- Петрова, Н. П. Содержание и технологии формирования информационно-проективной культуры педагога Текст.: 13.00.08: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2005. 294 с.
- Петровская, JI. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг Текст. -М., 1989. 216с.
- Петухов, М.А. Аксиологический основы компетентностного подхода к профессиональному становлению выпускников педагогического вуза Текст. /Аксиологические основы педагогического образования. Ульяновск, 2002. — С. 4
- Погодина, Е. В. Активные методы обучения в системе методической подготовки учителей информатики Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Череповец, 2005. 243 с.
- Познай себя и других Текст. М., 1995.- 400с.
- Поличка, А.Е. Научно-методическое обеспечение многоуровневой подготовки кадров для региональной системы информатизации общего образования Текст. // Педагогическая информатика. 2006. — № 4. — С. 69−73.
- Психология Текст.: словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Равен, Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы Текст. /Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация Текст. / Пер. с англ. М.: Когито-Центр, 2002.
- Радионова, Н.Ф., Тряпицына, А.П. Компетентностный подход в педагогическом образовании Текст. //Известия ВГПУ. № 1 (06). — 2004.
- Радионов, В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования Текст.: автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01: СПб., 1996. с.29−31.
- Ракитина, Е. А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 2002. 485 с.
- Ракитов, А.И. Компьютерная революция и информатизация общества Текст. // Философские науки. 1993. — № 5.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции Текст. М.: Политиздат, 1991.-288 с.
- Ракитов, А.И. Электронный факультет путь к успеху Текст.// Информационные технологии в образовании: VII Международная конференция-выставка 10−13 февр. 1998. Материалы конференции. — М.: НПП «БИТ Про», 1998. — С. 41.
- Роберт, И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования Текст.: дисс. д-ра. пед. наук: 13.00.02: М., ИИО РАО, 1994.
- Роберт, И.В. Виртуальная реальность Текст. // Информатика и образование. 1993.-№ 5.
- Роберт, И.В. Какой должна быть обучающая программа? Текст. // Информатика и образование. 1986 — № 2.
- Роберт, И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования Текст. // Информатика и образование. 1991. -№ 4.
- Роберт, И.В. Экспертно-аналитическая оценка качества пропзаммных средств учебного назначения Текст. 7/ Педагогическая информатика. 1993. -Ко 1.
- Роберт, НВ. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования Текст. — М.: «Школа-Пресс», 1994.
- Роберт, И. В. Толкование слов и словосочетаний^ понятийного^ аппарата информатизации образования Текст. // Информатика и образование. № 5. — 2004.
- Роберт, И. В., Козлов- О. А. Концепция многокомплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации, образования Текст. // Информатика и образование.- № 11. — 2005.
- Роберт, И. В- Перспективные направления развития процесса информатизации образования электронный ресурс./ Материалы конгресса конференций «ИТО-95»:
- Роберт, И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой- глобальной коммуникации Текст.//Информатика и образование. № 5. — 2008-.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании Текст.-М., 1995.-527с.
- Рыжаков, М. В, Кузнецов, А. А. Российская система образования: состояние и перспективы Текст.// Стандарты и мониторинг в образовании- № 6. — 2006. с.3−12.
- Сабанова, JI.B. Проектирование педагогической практики для специалитета педагогических университетов Текст.: дисс.. канд- пед- наук: 13.00.08: Волгоград, 2002.
- Сайт Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования электронный ресурс.:
- Самойлова, Н.И. Педагогические условия формирования информационной компетенции у будущих инженеров электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Казань: РГБ, 2007. (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Саранов, A.M. Инновационный процесс как фактор саморазвития современной школы: методология, теория, практика Текст.: монография. Волгоград: Перемена, 2000. — 259 с.
- Сахарчук, Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования Текст.: учеб. пособие к спецкурсу /Е.И. Сахарчук. Волгоград: Перемена, 2002. — с.31.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии Текст.: учеб. пособие /Т.К. Селевко. М., 1998. — С. 28
- Семенова, И.И. Педагогические условия повышения профессионального мастерства в процессе перехода к университетскому образованию Текст.: ав-тореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Ростов н/Д, 2002. -27с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст.: монография. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272с., с. 175.
- Сериков, В. В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе Текст.// Известия ВГПУ. № 1 (02).-2003.-с. 7−13.
- Симонов, В. П., Иванова, Т.П., Николаева, С. А. Аттестация учителя на диагностической основе Текст.// Мир психологии. 1996. — № 1. — С.14.
- Синявина, О.В. Методические подходы к обучению учителей начальных классов преподаванию информатики младшим школьникам в аспекте информатизации образования Текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.02: М., 2006. 248 е.
- Сластенин, В. А. Педагогика Текст.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов- Под. ред. В. А. Сласте-нина. — 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
- Словарь иностранных слов Текст. / Под ред. И. В. Лехина. М., 1954. — с.566.
- Смыковская, Т. К. Теоретико-методологические основы- проектирования методической системы учителя математики и информатики Текст.: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: М., 2000. 383 с.
- Смыковская, Т.К. Технология проектирования методической системы учителя математики и информатики Текст.: Монография. Волгоград: Бланк, 2000.-250 с.
- Соломатова, В.В. Информационные технологии как фактор подготовки специалиста социальной сферы в вузе электронный ресурс.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Тула: РГБ, 2007. — (Из фондов Российской Государственной Библиотеки).
- Степанова, И. Ю. Методическая система обучения программированию в процессе подготовки учителя начальных классов Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Красноярск, 2000. 164 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. //Высшее образование сегодня. 2004. — № 3.
- Уваров, А. Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школы Текст. //Информатика и образование. № 1. — 2006.
- Удалов, С. Р. Подготовка будущего учителя к использованию средств информатизации и информационных технологий в педагогической деятельности Текст. // Информатика и образование. № 12. — 2003.
- Устинова, Л.Г. Диагностическая функция системы рейтинга Текст. / Технологии педагогической подготовки учителя: инновационный поиск: Тез. докл. науч. конф. Волгоград, 20−22 окт. 1997. — Волгоград: Перемена, 1997. -191 е., с 130.
- Хеннер, Е. К., Шестаков, А. П. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения Текст. // Информатика и образование. № 12. — 2004.
- Ходырева, Н. Г. Методическая система становления готовности будущих учителей к формированию математической компетентности школьников Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 2004.
- Ходырева, Н.Г. Становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе Текст. // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе неf70.
- Христочевский, С.А. Информатизация образования Текст. // Информатика и образование. 1994. — № 1.
- Христочевский, С.А. Информатизация школьного образования: почему такмедленно? Текст.//Информатикаи образование. 1997. — № 3. — С. 75−79.t200
- Христочевский, С.А. Информатика и образ Текст. // Системы, и средства информатики. Вып. 3. -М.: Наука, 1992. С. 202−213.
- Чеверева, С. А. Формирование информационной культуры экономиста-менеджера АПК как дидактическая задача Текст. // Информатика и образование. № 1. — 2007.
- Черны, В., Колларик, Т. Компендиум психодиагностических методов Текст.: Т.2. Братислава, 1988.
- Чошанов, М.А. Что такое педагогическая технология Текст. //Школьные технологии. № 3: — 1996. — С.21
- Шалунова, М. Г. Система методической подготовки педагогов профессиональной школы в условиях развивающего обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08: Екатеринбург, 2000. 158 с.
- Шевцова, JI.A. К вопросу исследования готовности учителей к использованию новых информационных технологий Электронный ресурс. :
- Шевченко, Е.М. Методическая система формирования информационно-коммуникационной компетентности будущих экономистов в процессе обучения информатических дисциплин с применением компьютерных сетей текст.: дисс.канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 2006:
- Шишов, С.Е., Кальней, В.А Мониторинг качества образования в школе Текст. М., 1998. с.85−86.
- Шишов, С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования Текст. //Стандарты и мониторинг в образовании. 199. — № 2. — С. 17
- Шишов, G.E., Агапов, И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость Текст. // Мир образования — образование в мире. — 2001. № 4. — С.8−12.
- Штоф, В.А. Моделирование и познание Текст. Минск, 1974. — 240 с.
- Штыров, А.В. Подготовка будущего педагога-гуманитария к профессиональной деятельности в дидактических компьютерных средах (на примере подготовки учителя истории) Текст.: Дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08: Волгоград, 2000. 179 с.
- Щедровицкий, Т.П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности Текст. / Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1976. с. 171.
- Robiyer, М. D., Edwards, J., Havriluk, М. A. Integrating Educational Technology into Teaching Техт. New Jersey, 1997.
- Wildavsky, A.V. Craft ways: on the organization of scholarly work Техт. New Brundwick, London: Transaction publ., cop 1989. — 155p.
- Анкета для определения личностной установки на применение ИКТ в профессиональной деятельности и наличия первичных навыков вданной области.
- Каков стаж Вашей педагогической деятельности? а) не имею б) до 5 лет в) до 10 лет г) до 15 лет д) свыше 15 лет
- Вы полагаете, что современному учителю иметь дома персональный компьютер, пакет прикладных программ, оргтехнику. (выберите один вариант) а) необязательно б) желательно в) нужно, если он преподает информатику г) обязательно д) свой вариант
- Как часто вы применяете/собираетесь применять ИКТ в профессиональной деятельности? (выберите один вариант) а) постоянно б) достаточно регулярно, если это необходимо в) от случая к случаю г) если возникает острая необходимость в) практически не применяю
- Какие технические средства информационных технологий вы сможете привести в работоспособное состояние (подключить, настроить) самостоятельно? (отметьте все подходящие варианты)
- Пкомпьютер Ппринтер Dсканер Пмультимедий ный проектор Псвой вариант
- На конкретном уроке целесообразно использовать мультимедийную презентацию. Какая помощь Вам потребуется? (отметьте все подходящие варианты)
- D консультация преподавателя информатики D помощь в создании презентации Отехническое обеспечение урока D консультация по вопросам методики подготовки презентации^ конкретных условиях? не потребуется