Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности преподавания изобразительного искусства детям-сиротам в условиях школы-интерната

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальные проблемы сиротства рассмотрены, в совместной работе В. К. Зарецкого, М. О. Дубровского, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой «Пути решения проблем сиротства в России» (2002), в. трудах В. Н. Булычева, И. С. Кона, А. Лиханова, A.M. Прихожан, А. Я. Яшина. Проблеме социальной дезадаптации детей-сирот, возможности ее устранения и профилактики в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Опыт обучения детей изобразительному искусству в сиротских учреждениях России и СССР
    • 1. 1. Обучение изобразительному искусству, детей-сирот в учреждениях царской России
    • 1. 2. Изобразительное искусство в системе обучения детей-сирот в СССР
    • 1. 3. Обучение изобразительному искусству в детских социальных учреждениях
  • России в постсоветское время
    • 1. 4. Изобразительное искусство как средство борьбы с сиротством
  • Глава 2. Современные методики обучения изобразительному искусству и возможности их использования в детских социальных учреждениях
    • 2. 1. Особенности урока изобразительного искусства в современном сиротском-учреждении России
    • 2. 2. Анализ современных методик обучения детей изобразительному искусству
  • Глава 3. Модель построения обучения изобразительному искусству в современном детском социальном учреждении
    • 3. 1. Построение учебной программы по изобразительному искусству для детей-сирот
      • 3. 1. 1. Занятия, направленные на диагностику, психологическое прогнозирование личности и развитие пространственно-временной ориентации
      • 3. 1. 2. Ознакомление с базовыми понятиями в изобразительном искусстве и развитие основных графических навыков у воспитанников
      • 3. 1. 3. Предпрофессиональная подготовка воспитанников социальных учреждений на уроках изобразительного искусства
      • 3. 1. 4. Формирование у детей-сирот установок на безопасный образ жизни в процессе художественной деятельности
      • 3. 1. 5. Развитие патриотизма и гражданских качеств личности на занятиях изобразительным искусством в учреждениях для детей-сирот
    • 3. 2. Обучение детей-сирот изобразительному искусству в школе-интернате во внеурочное время
      • 3. 2. 1. Экскурсии как способ социализации воспитанников сиротских учреждений
      • 3. 2. 2. Внеклассные занятия, направленные на предпрофессиональную подготовку детей-сирот
      • 3. 2. 3. Дополнительные художественные занятия в образовательном процессе социального учреждения

Особенности преподавания изобразительного искусства детям-сиротам в условиях школы-интерната (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Одним из тяжелых последствий реформ, произошедших в нашем государстве в конце 1980;х — начале 1990;х годов, стало резкое увеличение числа детей-сирот и беспризорных детей1. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в России сейчас насчитывается не менее 1,5 млн. беспризорников, что можно сравнить с количеством таких детей в Советском Союзе после окончания Великой Отечественной войны. Неофициально же насчитывается около 4 млн. и ежегодно выявляется более 200 тыс. безнадзорных детей [184]. В основном, это так называемые «социальные сироты» — дети при живых родителях, не занимающихся их воспитанием.

В настоящее время в нашей стране существует система социальных учреждений для детей-сирот, в которую входят: дома ребенка, детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты общего типа, школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями, дома-интернаты для детей-инвалидов. Сейчас только в Домах ребенка России находится около 17 тыс. детей от 0 до 4 лет [173]. 67 тыс. детей воспитывается в 2 тыс. государственных детских домов, еще 27 тыс. живут в 150 школах-интернатах. Как правило, подростки выходят из детского дома достаточно неподготовленными к самостоятельной жизни. Зачастую они становятся жертвами мошенников, теряют жилье, испытывают сложности с трудоустройством и организацией семейной жизни. По статистическим данным различных источников, 70% воспитанников школ-интернатов во время обучения или после окончания школы-интерната отбывали срок наказания в местах лишения свободы, а 50% детей бывших воспитанников школ-интернатов по разным причинам также попадают в сиротские учреждения, 40%.

1 Сиротство и беспризорничество — разные термины, но суть их одинакова: беспризорники в официальных источниках именуются как «дети, оставшиеся без попечения родителей» или «социальные сироты», т. е. дети, родители которых живы, но в силу ряда причин не занимаются их воспитанием. Определения этих категорий детей даны в приложении к настоящему исследованию (см. приложение 1).

2 Далее под терминами «социальные учреждения», а так же «интернатные или сиротские учреждения» в нашем исследовании будут подразумеваться только образовательные учреждения для детей-сирот, такие как «школа-интернат», «детский дом», «детский дом-школа». Подробная информация о перечне таких учреждений содержится в приложении (ам. приложение I). выпускников становятся алкоголиками или наркоманами, 40% попадают в преступный мир, 10% заканчивают жизнь самоубийством, и лишь около 10% более или менее успешно устраиваются в самостоятельной жизни [172].

В связи с вышеперечисленными факторами на первое место выходит проблема успешной социализации воспитанников сиротских учреждений. В системе обучения и воспитания детей-сирот большое значение могут иметь уроки рисования. Современный подход к художественному образованию детей в сиротских учреждениях требует пересмотра. Состояние преподавания изобразительного искусства в школах-интернатах очень разнится. Проблемы социализации воспитанников с помощью уроков изобразительного искусства еще не достаточно решены и требуют внимания.

Сложность, многоаспектность и недостаточная разработанность целого ряда вопросов социальной адаптации детей-сирот, необходимость их научного осмысления и комплексного анализа определили выбор темы, целей, задач, структуры и содержания исследования.

Состояние и степень изученности проблемы.

Различным аспектам образования и воспитания детей-сирот в отечественной педагогике посвящено немало исследований, методических разработок и программ. Истории воспитания и образования детей-сирот посвящены исследования В. В. Белякова [9], Р. А. Валеевой [19], В. А. Вейкшан [20], С. Д. Гладыш [30], М. Р. Зезиной [55: 56], В. А. Красусского [68], В. И. Куфаева [76] и др.

Работы А. И. Астахова [6], Ю. В. Гербеева [29], A.M. Прихожан [122- 123- 124], М. М. Плоткина и В. Г. Цыпурского [121], посвящены особенностям обучения и воспитания детей-сирот в школах-интернатах. Особенности психологии, поведения, обучения и воспитания детей-сирот, «трудных» подростков, и детей с проблемами развития рассматривались в трудах таких авторов как В. Г. Баженов [7], И. П. Башкатов [8], Л. И. Божович [14], М. И. Буянов «Ребенок из неблагополучной семьи» [18], Т. Н. Головина [31], И. В. Дубровина [47], А. И. Захаров [52], В. П. Кащенко [59], A.M. Прихожан [123- 125], В. Н. Сорока.

Росинский [141], Л.Н. Толстой-[146- 147], Л. М. Шипицына [153].

Социальные проблемы сиротства рассмотрены, в совместной работе В. К. Зарецкого, М. О. Дубровского, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой «Пути решения проблем сиротства в России» (2002) [126], в. трудах В. Н. Булычева [16], И. С. Кона [65], А. Лиханова[79], A.M. Прихожан [124], А. Я. Яшина [160]. Проблеме социальной дезадаптации детей-сирот, возможности ее устранения и профилактики в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящен сборник «Все дети — наши», составленный из материалов Вторых Всероссийских педагогических Католиковских чтений (1998) [22]. Вопросы постинтернатного сопровождения выпускников и их профессионального самоопределения исследовали A.A. Архипова [5], H.H. Волоскова [48], Х. А. Джаримова [41], И. В. Дубровина [47], Л. И. Кундозерова [75], И. Б. Назарова [96], H.A. Невский [97], Л. Я. Олиференко [109], Е. В. Селенина [133], Г. В. Семья [134], Т. Т. Щелина [156], A.B. Ящук [161- 164]. Работе с беспризорными детьми, профилактике и борьбе с безнадзорностью посвящены труды В. И. Куфаева [76], A.C. Макаренко [85- 86- 87], и др.

Вопросы художественной педагогики и методики преподавания изобразительного искусства в школе рассматривали такие отечественные педагоги как И. А. Грошенков [34- 35- 36], Е. С. Кондахчан [66- 67], В. С. Кузин [71- 72], О.Л. Некрасова-Каратеева [98], Б. М. Неменский [99- 100- 101], H.H. Ростовцев [128- 129], A.A. Рутковская [131], А. Е. Терентьев [145], Т. Я. Шпикалова [154].

Н.И. Пьянкова в труде «Изобразительное искусство в современной школе» (2006) [127] провела сравнительный анализ современных авторских программ и учебниковB.C. Шубинский в работе «Педагогика творчества учащихся» (1989) [155] раскрыл систему учебно-воспитательных творческих ситуаций, способствующих формированию творческой личности ребенка в учебной, внеурочной и общественной деятельности. Различные аспекты преподавания изобразительного искусства в школе освещали Н. И. Киященко [60- 61], Э. И. Кубышкина [72], Н. М. Сокольникова [138], Л. Б. Рылова [132], Б. П. Юсов.

158] и другие.

Художественными произведениями, основанными на реальных событиях и позволяющими судить о жизни воспитанников сиротских учреждений в нашей стране из первых источников, являются книги A.C. Макаренко «Педагогическая поэма» [86], автобиографическая повесть A.C. Гезалова «Соленое детство» [175], Г. Белых и JI. Пантелеева «Республика ШКИД» [114] и другие, написанные педагогами и воспитанниками детских домов и школ-интернатов.

В России в настоящее время издается журнал «Детский дом» [181] — это большое печатное и электронное издание, выходящее с 2001 года и наиболее полно освещающее проблемы детских домов в нашей стране. Преподаванию рисования в школе посвящен журнал «Искусство в школе» [182]. Творчество детей-сирот рассматривается в периодическом издании «Дети как дети» [178], где публикуются художественные работы воспитанников школ-интернатов.

В последнее время появилось множество интернет-ресурсов, посвященных проблемам детей-сирот, организации волонтерской помощи воспитанникам, в том числе, занятиям изобразительным искусством, например, сайты «Сиротская душа» [190], «Детские домики» [180]. Также у многих сиротских учреждений существуют свои интернет-сайты, с помощью которых можно ознакомиться с художественной деятельностью воспитанников. Создан ряд художественных фильмов, посвященных жизни детей-сирот и беспризорных: «Республика ШКИД», «Путевка в жизнь», «Подранки», «Педагогическая поэма».

Художественному воспитанию в сиротских учреждениях посвящены разделы в методических трудах по воспитательной работе, существует также специально разработанные методики отдельных детских домов и школ-интернатов, но их невозможно применять унифицировано в силу ряда особенностей, обусловленных региональным компонентом и спецификой каждого конкретного сиротского учреждения. Наряду с изученностью многих аспектов, касающихся темы исследования, открытым остается вопрос об универсальных принципах обучения изобразительному искусству воспитанников сиротских учреждений.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в сиротских учреждениях России.

Предмет исследования — процесс обучения и воспитания детей-сирот на уроках изобразительного искусства в условиях школы-интерната.

Цель исследования — выявление особенностей обучения изобразительному искусству воспитанников сиротских учреждений для повышения уровня социализации детей.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования:

1. Проанализировать исторический опыт преподавания изобразительного искусства в сиротских учреждениях России для выявления используемых педагогами способов социализации воспитанников на уроках;

2. Выявить специфическую характеристику личности воспитанников сиротских учреждений начала XXI века на уроках изобразительного искусства;

3. Проанализировать существующие программы по изобразительному искусству для общеобразовательных и сиротских учреждений и осуществить отбор заданий, способствующих социализации воспитанников сиротских учреждений;

4. Разработать принципы обучения изобразительному искусству в школе-интернате, способствующие эффективной социализации воспитанников с учетом выявленных особенностей обучения в сиротском учреждении;

5. Сформулировать задания по изобразительному искусству, способствующие социализации воспитанников сиротских учреждений и скорректировать содержание программы по изобразительному искусству для сиротских учреждений с учетом специфики преподавания данного предмета в школе-интернате и психологических особенностей детей-сирот;

6. Выявить наиболее эффективные социализирующие возможности дополнительного художественного образования детей-сирот;

7. В' ходе педагогического эксперимента подтвердить положительное влияние на воспитанников школы-интерната для детей-сирот разработанных принципов обучения и модели программы по изобразительному искусству в урочное и во внеурочное время.

Методология исследования.

Методологической основой исследования стало положение JI.C. Выготского о том, что искусство является^ объединением биологических и социальных процессов личности в обществе и представляет «способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни». Употребление термина «социализация» и других специальных терминов в исследовании обусловлено тем, что подобная терминология используется ведущими исследователями в этой области: В. К. Зарецким, М. О. Дубровским, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогоровой, A.M. Прихожан, JI.M. Шипицыной и другими.

Для достижения поставленной цели и решения задач потребовалось сочетание нескольких общенаучных исследовательских методов. Сравнительный анализ применялся при изучении различных методик по изобразительному искусству для детей, результатов художественной деятельности воспитанников, для выявления особенностей обучения изобразительному искусству в учреждениях для детей-сирот и определения способов социализации на уроках. Основным методом сбора материала выступало изучение результатов творчества детей-сирот и художественно-педагогической деятельности школ-интернатов и детских домов России, осуществляемое посредством посещения благотворительных акций, выставок, сиротских учреждений и интернет-сайтов, собственного опыта работы диссертанта, изучения жизни воспитанников и выпускников интернатов.

Системный подход заключался в том, что обучение изобразительному искусству в школе-интернате для детей-сирот рассматривалось в контексте учебно-воспитательного процесса в системе сиротских учреждений и в структуре среднего общего образования в целом, во взаимосвязи с учреждениями началь ного профессионального образования, во взаимодействии с такими науками как педагогика и социология, определялась роль художественного образования детей-сирот в историческом аспекте.

В качестве специальных методов педагогического исследования применялись методы тестирования, анкетирования, диагностические методы (графические диктанты), методы создания педагогических ситуаций. В качестве метода эмпирического поиска выступали опросы, беседы и педагогическое наблюдение. В ходе разработки методических рекомендаций и модели программы по изобразительному искусству для детских социальных учреждений использовался ретроспективный анализ собственного педагогического опыта диссертанта. Для подтверждения эффективности разработанной диссертантом модели программы был применен экспериментальный метод, который заключался в практической деятельности на базе Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школы-интерната № 12 Выборгского района Санкт-Петербурга, где в течение трех лет проводились уроки изобразительного искусства и дополнительные кружковые занятия.

Источники исследования: архивные документы, освещающие положение художественного образования в сиротских учрежденияхучебные программы учреждений начального и среднего профессионального образования, популярные программы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе авторов Б. М. Неменского [99], B.C. Кузина [72], программа преподавания рисования в специальной (коррек-ционной) школе И. А. Грошенкова [34- 35- 36] и менее распространенные авторские методикинаучные труды, близкие к тематике исследования, такие как монография Л. И. Кундозеровой «Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот в системе социальной защиты детства».

1999), диссертации A.A. Архиповой «Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации» (2005), A.B. Ящук «Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте» (2006), освещающие проблемы постинтернатного сопровождения выпускников и их профессионального самоопределенияофициальные интернет-сайты сиротских учреждений России и благотворительных фондов помощи детям, оставшимся без попечения родителейсобственный педагогический опыт диссертанта в Государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, школе-интернате № 12 Выборгского района Санкт-Петербурга в качестве учителя изобразительного искусства и педагога дополнительного образования.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

Особенности преподавания изобразительного искусства в сиротских учреждениях определяются: специфической характеристикой учебно-воспитательного процесса в сиротских учреждениях, выраженной в:

• усилении воспитательной функции урока;

• преобладании практики над теорией на уроке;

• большом разнообразии форм работы детей-сирот на уроке, более доступном, чем в общеобразовательном учреждении, упрощенном изложении материала урока;

• работе в малокомплектных классах, позволяющей уделять больше внимания каждому ученику в процессе преподаваниянаправленностью педагогического процесса, главным образом, на социализацию воспитанниковособенностями воспитанников сиротских учреждений, такими как:

• нагруженность отрицательным жизненным опытом и педагогическая запущенность;

• сниженный интеллектуальный уровень;

• недостаточное развитие социальных навыков;

• на уроках изобразительного искусства: отсутствие бережливости к материалам, неприятие критики, недостаточная самостоятельность при выполнении заданий, строгое следование за учителем, боязнь работы новым материалом.

Особенности преподавания изобразительного искусства проявляются в реализации, педагогами следующих принципов обучения: принцип синтеза традиционности и творчества, который предполагает одновременное развитие творческого мышления и навыков работы в рамках определенных канонов. Подражательность, с которой нередко борются в художественных и общеобразовательных школах, в сиротских учреждениях должна превратиться в приобщенность к традициям народного искусства, способствующую овладению навыками будущих профессий в сфере народных промыслов, предлагаемых выпускникам сиротских учрежденийпринцип профилактического воздействия на личность, предполагающий трансформацию роли воспитанников из объекта пропаганды безопасного образа жизни в его субъект средствами изобразительного искусства, т. е. воспитанники становятся активными пропагандистами правил безопасного образа жизни и правил поведения в экстремальных ситуациях на основе примеров, взятых из реальных жизненных событий. Применение принципа обусловлено тем, что дети-сироты за порогом школы-интерната чаще других детей подвергаются опасности, становятся жертвами пагубных привычек, несчастных случаев или преступленийпринцип персонифицированного табулирования, заключающийся не в отрицании негативного прошлого воспитанника, а в учете его педагогом с целью категорической недопустимости проецирования на жизнь ребенка и оказания психотравмирующего воздействия на его личность.

Особенности преподавания изобразительного искусства в школеинтернате для детей-сирот определяют необходимость разработки соответствующей программы обучения, ориентированной на: формирование установок на безопасный образ жизнипредпрофессиональную подготовку учащихсявоспитание патриотизма и бережного отношения к Родинепрограммирование благоприятной картины будущего учащихся.

Научная новизна исследования: впервые системно рассмотрено преподавание изобразительного искусства в сиротских учреждениях России в историческом контексте, конкретизированы способы социализации воспитанников, выявлены различные уровни их художественной подготовки, виды профессиональной направленности обучениявпервые сформулированы основные принципы обучения изобразительному искусству детей-сирот, направленные на социализацию воспитанников: принцип синтеза традиционности и творчества, принцип персонифицированного табуирования, принцип профилактического воздействия на личность с помощью изобразительной деятельностипроизведен анализ программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ применительно к условиям сиротских учреждений, в результате чего удалось определить наиболее эффективные способы социализации воспитанниковвыявлена эффективность различных подвидов изобразительного искусства в качестве средств социализации сирот, таких как плакат, социальная реклама, благотворительные выставки и акции с участием деятелей искусства и культурыобоснована целесообразность применения принципа профилактического воздействия на личность с помощью изобразительного искусства, предполагающего трансформацию детей-сирот из объектов пропаганды безопасного образа жизни в субъекты посредством создания самими воспитанниками эстетической социализирующей. среды проживанияи обучения.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается^ том, что: обобщение, исторического" опыта обучения детей-сирот изобразительному искусству в России и СССР, выявившее преобладание ремесленной направленности на веем’пути: его становленияпозволяет углубить научные представления о способах социализации детей-сирот в разные исторические периодыобоснована необходимость введения*новых терминов, таких как принцип персонифицированного табуирования принцип профилактического воздействия на личность, принцип синтеза творчества и традиционностирасширены теоретические представления об индивидуальном подходе в области преподавания изобразительного искусства в сиротских учреждениях обоснованием принципа персонифицированного табуирования, отражающего категорическую недопустимость апеллирования учителя к негативному социальному прошлому ребенка.

Практическая значимость исследования заключается: в разработке и апробации методических рекомендаций по обучению детей-сирот изобразительному искусству в школе-интернатев разработке структуры и содержания модели учебной программы, по изобразительному искусству в школе-интернате для детей-сирот, включающей систему, состоящую из шести видов заданий, максимально способствующих социализации воспитанников.

Рекомендации по использованию материалов диссертационного исследования. Результаты исследования могут быть востребованы учителями изобразительного искусства, педагогами дополнительного образования, воспитателями школ-интернатов, детских домов, социальных приютов, волонтерами и благотворительными организациями, работающими с детьми-сиротами. Материалы диссертации могут использоваться в программе средних специальных и высших учебных заведений в курсах истории художественной педагогики, в курсах методики обучения изобразительному искусству, в курсах социальной педагогики, в системе повышения квалификации педагогов, в научно-исследовательской работе, служить для разработки учебно-методических пособий. Результаты исследования послужили основой для составления модели образовательной программы по изобразительному искусству для сиротских учреждений, включающей систему заданий, максимально способствующих социализации детей-сирот. Модель программы представлена в приложении 3 к исследованию и рекомендуется к применению в системе обучения воспитанников школ-интернатов для детей-сирот.

Апробация результатов исследования и внедрение результатов в практику: разработанная модель программы применялась в Школе-интернате № 12 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Выборгского района СанктгПетербурга в течение трех лет. Результаты применения программы, демонстрирующие изменения представлений воспитанников об окружающем мире, представлены в приложении 5 к настоящему исследованию.

Основные положения исследования нашли отражение в шести статьях, в модели учебной программы по изобразительному искусству в школе-интернате для детей-сирот Санкт-Петербурга, а также в докладах на научно-практических конференциях: XI Российско-Американская научно-практическая конференция по актуальным вопросам современного университетского образования (13−15 мая 2008 года, Санкт-Петербург), «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (22 апреля 2009 года, Санкт-Петербург), «Российские художественно-педагогические школы в истории и современности» (28−29 октября.

2009 года, Санкт-Петербург), IV Международная научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (25 февраля 2010 года, Санкт-Петербург), «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (25−26 марта.

2010 года, Санкт-Петербург).

Текст диссертации обсуждался на теоретических семинарах и заседаниях кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена.

138 Выводы.

На основе выявленных особенностей, проблем и потребностей уроков изобразительного искусства разработаны принципы и определены методы построения программы по изобразительному искусству для воспитанников сиротских учреждений. Представленная в исследовании модель программы программа являет собой синтез педагогических разработок, принципов и методов, совокупность которых максимально способствует познаванию действительности, развитию социальных навыков и профессиональных качеств воспитанников.

Художественное образование и воспитание в сиротском учреждении должно осуществляться как в урочное, так и во внеурочное время. Представленная нами программа включает различные виды заданий, направленных на эффективную социализацию воспитанников: подготовка к праздникамзанятия по безопасности жизнедеятельностизанятия по профилактике вредных привычекзадания, направленные на охрану окружающей средызадания, формирующие основные графические навыки и представления об искусствезадания декоративно-прикладного характера (роспись по дереву) — диагностические задания, направленные на выявление результатов обучения и получение сведений о навыках учащихся.

Апробация программы на практике показала эффективность используемых педагогических методов и приемов.

Заключение

.

В данной научной работе рассмотрены проблемы преподавания изобразительного искусства в условиях сиротского учреждения, и возможности их решения на основе новых принципов. В ходе исследования обоснованы следующие выводы:

1. Анализ обучения детей-сирот изобразительному искусству в России в разные исторические периоды выявил, что основными способами социализации детей-сирот были профессиональное ремесленное художественное образование (обучение иконописи и декоративно-прикладным ремеслам) и подготовка к поступлению в высшие художественные учебные заведения;

2. Выявлены особенности поведения детей-сирот на уроках изобразительного искусства в школе-интернате, такие как агрессивность, боязнь работы в новых техниках, отсутствие бережного отношения к материалам, и особенности изобразительной деятельности, заключающиеся в недостаточном развитии творческого мышления, шаблонности, подражательном характере изображения и на их основе сформулированы особенности урока изобразительного искусства в сиротском учреждении, являющиеся основой для построения модели учебной программы по изобразительному искусству;

3. Принцип персонифицированного табуирования как вариант индивидуального подхода заключается в недопустимости апеллирования к негативному прошлому ребенка, что позволяет избежать психотравмирующих ситуаций в процессе обучения;

4. Принцип синтеза творчества и традиционности способствует одновременно развитию творческого мышления и навыка работы в рамках определенных канонов, что пригодится многим выпускникам при получении профессии. Таким образом, шаблонность, которой избегают в художественных и общеобразовательных школах, в сиротских учреждениях позволяет выработать устойчивые навыки владения будущей профессией в сфере народных промыслов;

5. Принцип профилактического воздействия на личность заключается в том, что закрепление жизненно необходимых знаний о безопасном образе жизни осуществляется через изобразительную деятельность, усвоение информации происходит эффективнее при самостоятельном создании воспитанниками социализирующей эстетической среды проживания-и обучения;

6. Положительному влиянию на психологическое состояние воспитанников способствует включение в программу по изобразительному искусству заданий, направленных на формирование благоприятной жизненной перспективы: рисование на тему будущей профессии, семьи, дома;

7. Социальной адаптации детей-сирот способствует включение в программу по изобразительному искусству заданий, содержащих элементы художественного краеведения: уроки-экскурсии, пешие прогулки, сбор и анализ художественно-исторического материала о родном крае, истории учреждения, изготовление газет, создание художественного образа окружающей среды, пленэр, создание отчетов о поездках, фотографирование достопримечательностей, составление карт. Такие занятия направлены на формирование умения видеть красоту обыденного, ежедневно наблюдаемого мира, умение ориентироваться в нем, прививает, любовь и бережное отношение к родному краю;

8. Выявлены возможности социализации детей при обучении изобразительному искусству во внеурочное время. Дополнительные занятия подразделены на внеклассные занятия (внутришкольные и внешкольные), занятия, направленные на предпрофессиональную подготовку (экскурсии в профессиональные училища, мастер-классы и курсы) и дополнительные занятия (вспомогательные занятия и кружки). Таким образом, дополнительное обучение изобразительному искусству доступно для детей всех возрастов, соотносится с интересами детей и также направлено на предпрофессиональную подготовку воспитанников — занятия, связанные с предлагаемыми детям художественными специальностями, в числе которых мастер-классы с преподавателями училищ, основы росписи по дереву, экскурсии в училища, основы рисунка, живописи, дизайна;

9. В ходе педагогического эксперимента подтверждено положительное влияние разработанных принципов обучения изобразительному искусству детей-сирот, заключающееся в повышении коммуникативных способностей воспитанников, положительном отношении к товарищам, развитии критичности суждений о собственной художественной деятельности, расширении кругозора, преодолении страха работы с новым материалом, что свидетельствует о повышении уровня социализации воспитанников и подтверждает целесообразность преобладания практической пользы занятий над теоретическим познанием материала.

В последнее время в политике нашего государства наметилась тенденция к сокращению количества сиротских учреждений, но, к сожалению, число детей-сирот в стране не уменьшается, а, возможно, будет даже увеличиваться из-за напряженной экономической ситуации. В связи с этим неутешительным прогнозом мы считаем, что положения, изложенные в данной научной работе, будут сохранять свою актуальность еще долгое время.

Таким образом, очевидно, что будущее детей-сирот должно закладываться именно во время обучения и воспитания в школе-интернате теми, кто взял на себя ответственность, а именно — педагогами. И мы должны выпускать детей в этот жестокий мир с уверенностью в том, что они найдут там достойное место, приложить все возможные усилия к тому, чтобы их не поглотила суровая стихия действительности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. В. Изобразительное искусство и школа / В. В. Алексеева. — М.: Советский художник, 1968. — 288 с.
  2. М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя / М. Ю. Алексеева. М.: АПК и ПРО, 2003. — 88 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. М.: Академия, 2001.-248 с.
  4. Арт-терапия. Диалог: Россия Великобритания: сб. ст. / ред. Н. Ю. Жвитиа-швили. — СПб.: Островитянин, 2008. — 292 с.: ил.
  5. А. И. Воспитание творчеством. Страницы из жизни шк.-интерната № 2 г. Андропова: кн. для учителя / А. И. Астахов. М.: Просвещение, 1986. -159 с.: ил.
  6. В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков / В. Г. Баженов. Киев.: Радянська школа, 1986. — 130 с.
  7. И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи / И. П. Башкатов. М.: МПСИ, 2002. — 416 с.
  8. В. В. Сиротские детские учреждения России : ист. очерк / В. В. Беляков — ред. кол.: Е. М. Рыбинский, Л. В. Кузнецова, Ю. Е. Лапин и др. — НИИ детства российского детского фонда. М.: Дом, 1993. — 24 с.
  9. Н. Б. Формирование первоначальных художественных знаний / Н. Б. Берхин // Педагогика. М.: РАО, 1993. — № 1. — С. 16−19.
  10. В. М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении / В. М. Бехтерев. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1910. — 59 с.
  11. С. С. Педагогические условия воспитания детей в системе развивающего обучения / С. С. Билибина. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. — 372 с.
  12. Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1975. — 399
  13. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Бо-жович. М.: Просвещение, 1968. — 378 с.
  14. Ю. Б. Эстетика / Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  15. В. Н. Неродные родные дети / В. Н. Булычев. Киров: Волго-Вятское книжное издательство, Кировское отд., 1989. — 224 с.
  16. В. Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству / Бутенко В. Г. // Советская педагогика. М.: АПН, 1990. — № 5. -С. 21−23.
  17. М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: кн. для учителей и родителей / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1988. -207 с.
  18. Р. А. Гуманистические принципы воспитательной системы Януша Корчака / Р. А. Валеева // Гуманистическое воспитание школьников. Казань, 1983.-С. 144−162.
  19. В. А. Жан-Жак Руссо и Лев Толстой : О пед.взглядах. / В, А Вейк-шан // Советская педагогика. 1962. — № 6. — С. 101−111.
  20. В. А. Столетний путь Яснополянской школы / В. А. Вейкшан, И. И. Левченко // Сов. педагогика.- 1959.- № 9.- С. 129−137.
  21. Г. А. Дымковская игрушка : рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства / Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова. М.: Мозаика-синтез, 2004. — 24 с.
  22. Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973. — 176 с.
  23. Воспитание и развитие детей в детском доме: хрестоматия / под ред. Н. П. Ивановой М.: Педагогика, 1996 — 104 с.
  24. Все дети наши: сб. материалов П Всероссийских педаг. Католиковских чтений / сост. Е. М. Рыбинский, Г. С. Красницкая. — М.: Дом, 1998. — 320 с.
  25. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте / JI. С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. — 288 с.
  26. Л. С. Психология искусства / JI. С. Выготский. М.: Педагогика, 1987.-344 с.
  27. К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников : кн. для учителя. / К. В. Гавриловец, И. II. Казимирская. Минск: Народна асвета, 1988.- 128 с.
  28. Ю. В. Воспитательная работа в учреждениях интернатного типа : учеб.-метод. пособие для студентов-заочников II-III курсов пед. ин-тов / Ю. В. Гербеев. М.: Просвещение, 1984. — 140 с.
  29. С. Д. Дети большой беды / С. Д. Гладыш. М.: Звонница, 2004. -432 с.: ил.
  30. Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы / Т. Н. Головина. М.: Педагогика, 1974. — 120 с.: ил.
  31. И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности / И. Ф. Гончаров. М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
  32. В. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе / В. В. Гришин, П. В. Лушин. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  33. И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе : учеб. пособие / И. А. Грошенков. М.: Просвещение, 1982. — 168 с.: ил.
  34. И. А. Уроки рисования в 1−4 классах вспомогательной школы : пособие для учителя / И. А. Грошенков. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1970. — 86 с.: ил.
  35. И. А. Уроки рисования в 5 6 классах вспомогательной школы : пособие для учителей / И. А. Грошенков. — М.: Просвещение, 1968. — 103 с.
  36. А. В. Принципы эстетики / А. В. Гулыга. М.: Политиздат, 1987. -286 с.
  37. А. В. Что такое эстетика? : im. для учащихся / А. В. Гулыга. М.: Просвещение, 1987. — 173 с.
  38. Демчев 77. Г. Художественное оформление в школе: учеб. пособие: для студ. высш. уч. зав. / П. Г. Демчев, Г. В. Черемных. М.: ВЛАДОС, 2004. — 208 с.
  39. Дети социального риска и их воспитание: учебно-методическое пособие / Под ред. JI. М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.: ил.
  40. X. А. Социальная депривация детей-сирот / Х. А. Джаримова. -Майкоп: б.и., 2002. 192 с.
  41. А. Избранные педагогические сочинения / А. Дистервег. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
  42. А. И. Семейное воспитание приемных детей / А. И. Довгалев-ская. М.: Мысль, 1948. — 220 с.
  43. Ю. Г. Мезенская роспись : Рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожкин. М.: Мозаика-синтез, 2004. — 16 с.
  44. Ю. Г.Узоры Северной Двины. Пермогорская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства / Ю. Г. Дорожкин. М.: Мозаика-синтез, 2002. — 24 с.
  45. В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999. — 364 с.
  46. И. В. О развитии детей, оставшихся без родительского попече-НР1Я : очерки / И. В. Дубровина, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевская — М-во образования Рос. Федерации. М.: ТОО «СИМС», 1995. — 64 с.
  47. Духовность основа социализации личности воспитанников детских домов: науч.-метод. пособие для учреждений интернатного типа / Под ред. Н. Н. Во-лосковой. — 2-е изд. — Ставрополь: СГУ, 2002. — 328 с.
  48. О. М Психическое развитие дошкольников / О. М. Дьяченко, Г. В. Лаврентьева. М.: Педагогика, 1984. — 128 с.
  49. В. Б. Новая педагогика массовой школы : теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 540 600 (50 600) Педагогика / В. Б. Ежеленко —
  50. РГПУ. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. — 466 с.
  51. О.В. Формы призрения детей, нуждающихся в социальной помощи / О. В. Заводилкина // Актуальные проблемы современного детства. М.: ИНФРА, 1993. — 69 с.
  52. А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / А. И. Захаров. 2-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  53. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4-е изд. — М.: ИНФРА, 2001.-53 с.
  54. Здоровье: учебно-методическое пособие для учителей 1−11 классов / под. ред. В. Н. Касаткина, JI. А. Щеплягиной. 2-е изд., доп., испр. — Ярославль: Аверс Пресс, 2005. — 444 с.: ил.
  55. М. Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР / М. Р. Зезина // Педагогика. 2000. — № 3. — С.58−67.
  56. М. Р. Социальная защита детей-сирот в послевоенные годы (19 451 955) / М. Р. Зезина // Вопросы истории. 1999. — № 1. — С. 127−135.
  57. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: сб. науч. трудов / НИИ школ — отв. ред. B.C. Кузин. М.: НИИ школ, 1981. — 120 с.
  58. Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков ИЗО в 1−4 классах по программе Б. М. Немен-ского / сост. А. Г. Александрова, Н. В. Капустина. Волгоград: Учитель, 2005. -62 с.
  59. В. П. Педагогическая коррекция : Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. 2-е изд., — М.: Просвещение, 1994. -223 с.
  60. Н. И. Сущность прекрасного / Н. И. Киященко. М.: Мол. гвардия, 1977.-191 с.
  61. Н. И. Эстетическое творчество : о проблеме эстет, творчества в развитом соц. обществе / Киященко Н. И., Лейзеров Н. JI. М.: Знание, 1984.112 с.
  62. Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г. М. Коджаспирова. М.: Владос-Пресс, 2003.-224 с.
  63. И. Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко / И. Ф. Козлов. М.: Просвещение, 1987. — 158 с.
  64. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. JI. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой, — СПб.: ИСПиП, 2000. 108 с.
  65. Кон И. С. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива / И. С. Кон. М.: Наука, 1988. — 278 с.
  66. Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе / Е. С. Кондахчан. М.: Искусство, 1952. — 227 с.: ил.
  67. Е. С. Методика рисования : пособие: для пед. училищ / Е. С. Кондахчан. М.: Учпедгиз, 1947. — 138 с.: ил.
  68. В. А. Краткий исторический очерк Императорского Московского Воспитательного дома / В. А. Красусский. М.: б.и., 1878. — 237 с.
  69. И. Е. Школьникам об эстетике / Н. Е. Кривицкий. М.: Просвещение, 1979. — 168 с.
  70. Г. М. По заветам Макаренко : Опыт Мамлют. школы-интерната.: кн. для учителя / Г. М. Кубраков. М.: Просвещение, 1987. — 118 с.
  71. В. С. Вопросы изобразительного творчества / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1971. — 144 с.: ил.
  72. В. С. Изобразительное искусство в начальной школе : учеб. для обще-образоват. Учеб. заведений: в 2 кн. / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. М.: Изд. дом «Дрофа», 1996. — 2 кн.
  73. В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах : учеб. пособие для пед. училищ / В. С. Кузин. М.: Просвещение, 1984.-319 с.: ил.
  74. О. В. Шрифтовой плакат на уроках изобразительного искусства / О. В. Кулакова // Изобразительное искусство в школе: науч.-метод. и науч.-попул. журн. / гл. ред. Н. Кушаев. 2006. — № 2. — С. 49−53.
  75. Л. И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот в системе социальной защиты детства: монография / Л. И. Кундозерова М.: Новокузнецк, ИОСО РАО, НГПИ, 1999. -156 с.
  76. В. И. Школа-коммуна имени Ф.Э. Дзержинского: из опыта работы / В. И. Куфаев. -М.: б. и., 1938.
  77. И. И. Школа-памятник Л. Н. Толстому в Ясной Поляне / И. И. Левченко // Советская педагогика. 1968. — № 12. — С. 103−105.
  78. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Академия, 2005. — 352 с.
  79. А. Дети без родителей / А. Лиханов. М.: Просвещение, 1987. -271с.
  80. . Т. Эстетика воспитания / Б. Т. Лихачов. М.: Педагогика, 1972.- 196 с.
  81. Лишенные родительского попечительства: хрестоматия / под ред. В. С. Мухиной. -М.: Просвещение, 1991. 223 с.
  82. Е. Новые мысли Льва Толстого о воспитании и образовании / Е. Лоский // Вестн. воспитания. 1913. — № 1- С. 188−206.
  83. Майков 77. М. Иван Иванович Бецкой: опыт его биографии / П. М. Майков.- СПб.: б. и., 1904. 765 с.
  84. А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. Саратов: Саратовское книжное издательство, 1953. — 336 с.
  85. А. С. Марш 30-го года / А. С. Макаренко. М.: Просвещение, 1988.-286 с.
  86. А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Советский писатель, 1955. — 628 с.-J *
  87. А. С. Флаги на башнях / А. С. Макаренко. М.: Огонек, 1971. -464 с.
  88. М. Н. Краеведческий аспект пленерной практики в учреждениях дополнительного образования детей Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: f1300.12 / Макарова Мария Николаевна — РГПУ им. А. И. Герцена. СПб :1. СПбГУКИ, 2004.-23 с.7
  89. Е. Д. Начало государственного призрения в России / Е. Д. Максимов // Трудовая помощь. СПб, 1900. — № 1. — С. 44.
  90. Мелик-Пашаев А. А. О состоянии и возможностях художественного образования / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2008. — № 1. — С. 4.
  91. Мелик-Пашаев А. А. Художественное развитие и общее образование / А. А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. 2008. — № 4. — С.4.
  92. Мелик-Пашаев А. А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод, пособие / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Наровлян-ская. -М.: Просвещение, 2008. 175 с.
  93. Н. Ф. Из прошлого Московского воспитательного дома / Н. Ф. Миллер. — М.: Типография А. И. Мамонтова, 1893. 75 с.
  94. О. Н. Урок тематического рисования в начальной школе / О. Н. Мищенко. // Изобразительное искусство в школе: науч.-метод. и науч.-попул. журн. / гл. ред. Н. Кушаев. 2006. — № 2. — С. 55−56.
  95. Мы рисуем мир: сб. / Союз ОБО «Гражданская Социальная Инициатива», ОБД «Золотой Пеликан» — сост. И. В. Чусова, В. С. Чупахин, Т. Ю. Хавина и др. СПб.: ООО Типография «Любавич», 2007. — 135 с.: ил.
  96. Назарова К Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот / И. Б. Назарова. М.: Московский общественный научный фонд, 2000. — 239 с.
  97. И. А. Берегите детство будущее человечества / И. А. Невский. -М.: О-во «Знание», 1989. — 391. с.
  98. Некрасова-Каратеева О. Л. Детское творчество в музее: учеб. пособие / О. Л. Некрасова-Каратеева. — М.: Высшая школа, 2005. 208 с.
  99. . М. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы: с кратким методическим описанием / Б. М. Неменский и др. М.: Просвещение, 2005. — 141 с.
  100. . М. Мудрость красоты : о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. 2-е изд., доп. и перер. / Б. М. Неменский. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  101. . М. Познание искусством / Б. М. Неменский. М.: УРАО, 2000. — 192 с.
  102. А. М. Охрана детей-сирот в России. История и современность / А. М. Нечаева М.: Дом, 1994. — 176 с.
  103. Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / JI. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. М.: Академия, 2002. -256 с.
  104. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (кор-рекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова. -М.: АРКТИ, 2005.-312 с.
  105. Е. К. Д. Ушинский о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Е. Осовский // Проф.-техн. образование. 1974. — № 6. — С. 54−55.
  106. От Императорского Московского воспитательного дома до Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук / А. А. Баранов и др. — М.: Союз педиатров России, 2008. 32 с.
  107. В. А. Семейная форма воспитания детей-сирот / В. А. Павлова. СПб.: б. и., 2003.-52 с.
  108. Л. Республика ШКИД / Л. Пантелеев, Г. Г. Белых. Л.: Дет. лит., 1988.-270 с.: ил.
  109. О. История развития социального призрения детей-сирот в России XVIII начала XX века / О. Парфенова // Развитие личности. — 2004. — № 1. — С. 216−223.
  110. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы / сост. А. И. ' Григорьева, Л. Г. Егорова. Тула: ТОИРО, 1996. — 108 с.
  111. Педагогика: учебное пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  112. Петрова 10. Н. Динамика эстетического развития личности в процесс общения с искусством / Ю. Н. Петрова // Искусство и эстетическое воспитание молодежи. -М.: Наука, 1981. С. 137−166.
  113. А. Г. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективной творческой деятельности : учебное пособие. -3-е изд., доп. и перер. / А. Г. Петрынин, В. К. Григорова. М.: АПКиПРО, 2004.-236 с.
  114. А. В. А. С. Макаренко о педагогическом мастерстве воспитателя / А. В. Плеханов // Нач. шк. 1988. — № 2. — С. 89−93.
  115. М. М. Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате : пособие для директоров школ-интернатов / М. М. Плоткин, В. Г.
  116. Цыпурский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  117. А. М. Дети без семьи: детский дом: заботы и тревоги общества / • А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  118. А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 400 с.: ил.
  119. А. М. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей : рабочая книга школьного психолога / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. М.: Просвещение, 1991. — 374 с.
  120. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — 264 с.
  121. Пути решения проблем сиротства в России Текст. /В. К. Зарецкий, М. О. Дубровская, В. Н. Ослон, А. Б. Холмогорова. — М.: Вопросы психологии, 2002. — 205, [2] с.: ил.
  122. Н. И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. И.
  123. Пъянкова. М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
  124. Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школа рисунка / Н. Н. Ростовцев. М.: Просвещение, 1982. — 240 с.
  125. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. М.: Агар, 2000. — 256 с.
  126. В. А. И. Г. Песталоцци о соединении обучения с трудом и подготовке деятельности в промышленности / В. А. Ротенберг // Сов. педагогика. -1962.-№ 7.-С. 89−104.
  127. А. А. Рисование в начальной школе / А. А. Рутковская. СПб.: Издательский дом «Нева" — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 192 с.: ил.
  128. Л. Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству / J1. Б. Рылова. Ижевск: ERGO, 2006. — 408 с.
  129. Е. В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников / Е. В. Селенина // Детский дом. 2008. — № 3 (28). — С. 36.
  130. Г. В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. В. Семья. М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001. — 142 с.
  131. В. А. Педагогика : учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  132. А. Е. Материнство и детство в русском плакате : альбом / А. Е. Снопков, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук. — М.: Контакт-культура, 2006. 159 с.: 16 л. ил.
  133. М. С. Художественная роспись по дереву : технология народных промыслов: учеб. пособие / М. С. Соколова. М.: ВЛАДОС, 2002. — 306 с.: ил.
  134. Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе : рисунок, живопись, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, дизайн / Н. М. Сокольникова. М.: Academia, 2008. -365 с.
  135. С. А. Шрифт и декоративное оформление : учеб. пособие длясред, худож. учеб. заведении/ С. А. Соловьев. М.: Высш. шк., 1993. — 158, 1., с.: ил., табл.
  136. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей / H. М. Борозинец, Е. В. Евмененко, Г. Ю. Козловская, Н. А. Палиева. Ставрополь: б.и., 2003 — 98 с.
  137. В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский — сост. С. JI. Соловейчик. М.: 1981. — 270 с.
  138. В. А. Павлышская средняя школа / В. А. Сухомлинский. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 393 с.
  139. А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства/ А. Е. Терентьев. М.: Просвещение, 1981. — 176 с.
  140. Л. Н. Азбука — Новая азбука / JI. Н. Толстой — авт.-сост. В. Г. Го-рецкий, Г. В. Карпюк. -2-е изд. М.: Просвещение, 1987.- 575 с.
  141. Л. Н. Педагогические сочинения / JI. Н. Толстой — сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая).- М.: Педагогика, 1989. 544 с.
  142. М. ^.История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 256 с.
  143. Р. Б. Художественное творчество глазами врача / Р. Б. Хайкин. -СПб.: Наука. С.-Петербург, отд-ние, 1992. 232 с.: 8л. ил.
  144. Т. В. На пути к совершенству. Антология интересных школ и педагогических находок XX века / Т. В. Цырлина. М.: Сентябрь, 1997 — 112 с.
  145. В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н.
  146. . M. : АПН РСФСР, 1955. — 181 с.
  147. Г. П. Эстетическое воспитание в школе / Г. П. Шевченко. К.: Радянська школа, 1985. — 148 с.
  148. Л. М. Психология детей-сирот : учеб. пособие / JI. М. Шипици-на. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005: — 628 с.
  149. Г. Я. Изобразительное искусство. 1 класс: учебник. / Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 2009. — 94 с.
  150. В. С. Педагогика творчества учащихся / В. С. Шубинский. — М.: Знание, 1989. — 80 с.
  151. Т. Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома / Т. Т. Щелина // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. — 426 с.
  152. А. Б. Красота воспитывает человека / А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. К.: Радянська школа, 1980. — 102 с.
  153. . П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество : Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей / Б. П. Юсов. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. — 282 с.
  154. П. М. Психология художественного воспитания / П. М. Якобсон. -М.: Искусство, 1964. 86 с.
  155. ШЯшин А. Я. Сирота / А. Я. Яшин. М.: б. и., 1963. — 318 с.
  156. А. В. Педагогические условия социальной адаптации беспризорных детей в приюте Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ящук Ала Владимировна — Томский гос. пед. ун-т. Томск., 2006. — 21 с. — Библиогр.: С. 20−21.
  157. А. В. К проблеме подготовки будущих педагогов к работе с дезадаптированными детьми / A.B. Ящук // Вестник Томского гос. пед. ун-та — Серия: Педагогика. 2006. — Вып. № 12 (63). — С.42−46.
  158. А. В. Социальная дезадаптация у беспризорных детей в приюте / А. В. Ящук // Высшее образование сегодня. М, 2006 — № 9. — С. 60−62.
  159. А. В. Детская беспризорность: теория и практика ее преодоления и предупреждения: Монография / А. В. Ящук — под ред. В. А. Дмитриенко. -Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 192 с.
  160. А. В. Социальная поддержка, обучение и воспитание беспризорных детей : ис-тория и современность / А. В. Ящук // Педагог. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. -№ 1 (16). — С. 107−111.
  161. ЯъцукА. В. Подготовка будущих педагогов к работе с социально дезадаптированными детьми / А. В. Ящук // Педагог. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. — № 2 (19).-С. 125−130.
  162. Coloroso В. Kids are worth it / Barbara Coloroso. — Somervil House Publishing Toronto, 1995.-255 p.
  163. Germain Carel В. Human behavior in the social environment an ecological view I Carel В. German. — Columbia University Press, 1991. 543 p.
  164. Ginnot H. Between Parent and Teenager / Haim G. Ginnot. — New York, 1997. -255 p.
  165. В. X. Детские дома Электронный ресурс. / В. X. Акпаров // Миллиардная Россия. Режим доступа: http://akparov.ru/node/56. — Загл. с экрана. Дата обращения 12.10.2006.
  166. В. X. Дом ребенка, дом малютки Электронный ресурс. / В. Х. Акпаров // Миллиардная Россия. Режим доступа: http://akparov.ru/node/46. -Загл. с экрана. Дата обращения 12.10.2006.
  167. Благотворительная акция «Праздник, поделенный поровну Электронный ресурс. / Cityout. Электрон, дан. — М, 2008. — Режим доступа: http://www.moscowout.ru/articles/porovnu. — Загл. с экрана. Дата обращения 14.01.2009.
  168. А. Соленое детство Электронный ресурс. / А. Гезалов Электрон, дан. — Режим доступа: http://eparhia.onego.ru/soldet.htm — Загл. с экрана. Дата обращения 20.08.2008.
  169. Дети дома Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа: http://conf.7ya.ru/fulltext-thread/ — Загл. с экрана. Дата обращения 13.04.2010.
  170. Дети как дети Электронный ресурс.: электрон, версия журн. / Электрон, дан. — [Б. м.: б. и.] — Режим доступа: http://www.detskiydom.ru/journal — Загл. с экрана. Дата обращения 14.08.2008.
  171. Детские Домики.ру Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.detskiedomiki.ru/ — Загл. с экрана. Дата обращения 23.05.2008.
  172. Детский дом Электронный ресурс.: электрон, версия журн. / Электрон, дан. — [Б. м.: б. и.]. — Режим доступа: http://www.journaldetskidom.ru/ — Загл. с экрана. Дата обращения 12.10.2008.
  173. Искусство в школе Электронный ресурс.: электрон, версия журн. / Электрон. дан. Б. м.: б. и. — Режим доступа: http://art-in-school.narod.m/index.htm — Загл. с экрана. Дата обращения 11.02.2008.
  174. М. Детей убивают и у нас Электронный ресурс. / М. Кондратьева // Газета. 2005. — 1 июл. — Режим доступа: http://www.gzt.ru/topnews/politics/52 300.html. — Загл. с экрана. Дата обращения 12.10.2006.
  175. С. А. Социальное сиротство Электронный ресурс. / С. А. Макаренко. Электрон, дан. — [Б. м.: б. и:], — [200?]. — Режим доступа: http://cpmssfenix.narod.ru/S2.html — Загл. с экрана.
  176. Педагогика ненасилия. Поль Робен (Франция) Электронный ресурс. // JI. Н. Толстой и культура ненасилия в контексте современного образования. Режим доступа: http://liome.tula.net/ltolstoy/161.html. Дата обращения 22.04.2008.
  177. О. Глаза, которые невозможно забыть Электронный ресурс. / О. Романова // Вечерняя Москва. 2009 — 8 апреля. — Режим доступа: http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=75 231 — Загл. с экрана. Дата обращения1004.2009.
  178. Сиротская душа Электронный ресурс. / Электрон, дан. — Режим доступа: http://gezalov.blogspot.com/ — Загл. с экрана. Дата обращения 12.09.2008.
  179. Центр сирот Электронный ресурс. / ГОУ СПО Российский Колледж Традиционной Культуры Санкт-Петербурга. Электрон, дан. — Режим доступа: http://www.rktk.org/orphan.php. — Загл. с экрана. Дата обращения 10.11.2008
  180. Школа-интернат Электронный ресурс. / Большая советская энциклопедия. Электрон.дан. — режим доступа: http://slovari.yandex.ra/inmria-интернат/БСЭ/Школа-интернат. — Загл. с экрана. Дата обращения 12.01.2007.
  181. В. Н. Электронный ресурс. / Масловка городок художников. -Электрон. дан. — Режим доступа: http://maslovka.org/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=210. — Загл. с экрана. Дата обращения 12.01.2007.
Заполнить форму текущей работой