Разработка методов и моделей, обеспечивающих процесс принятия налоговых управленческих решений в крупных компаниях
Существующие в настоящее время способы постановки и решения налоговых управленческих задач в крупных компаниях, функционирующих в рыночных, динамичных условиях хозяйствования, базируются в значительной степени на количественных и количественно-качественных методах, что является лимитирующим фактором при построении эффективной системы управления. В данной связи, важным представляется… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРИНЯТИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ И РАЗНОТИПНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ 15 РЕШЕНИЙ В КОМПАНИИ
- 1. 1. Теоретические основы разработки, принятия и реализации управленческих решений в компании
- 1. 2. Субъектно-объектный и структурно-функциональный аспект декомпозиции различных управленческих решений в системе управления компанией: уровневый подход
- 1. 3. Организационная составляющая позиционирования разнотипных управленческих решений: структурный аспект
- 2. ИНСТРУМЕНТАРНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ НАЛОГОВЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КРУПНОЙ КОМПАНИИ
- 2. 1. Разработка инструментария поддержки принятия налоговых управленческих решений на предприятии: учет специфики 69 крупных компаний
- 2. 2. Позиционирование налогового бюджетирования в системе инструментов формирования и реализации финансовых планов крупной компании
- 3. ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА КРУПНОЙ 109 КОМПАНИИ
- 3. 1. Разработка и апробация экономико-математической модели поддержки принятия управленческих решений по оптимизации налоговых платежей компании (на примере ОАО «Аэрофлот- 109 Дон»)
- 3. 2. Совершенствование информационных основ поддержки принятия налоговых управленческих решений в крупной компании
- 3. 3. Адаптация методов и технологий налогового менеджмента для принятия оптимальных решений по минимизации налоговых выплат в ОАО «Аэрофлот-Дон»
Разработка методов и моделей, обеспечивающих процесс принятия налоговых управленческих решений в крупных компаниях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современные посткризисные условия развития российской экономики предопределяют необходимость адаптации внутреннего потенциала микроэкономических субъектов хозяйствования к рыночным условиям и факторам, что детерминирует необходимость разработки согласованных по ключевым параметрам внутреннего потенциала разнотипных и разноуровневых управленческих решений, рассматриваемых, с одной стороны, в качестве обратной реакции системы управления на динамичные изменения, а с другой, — в качестве возможного способа предупреждения отрицательных последствий. При этом формирование действенных и адаптированных к современным условиям методов и моделей, обеспечивающих процесс принятия и согласования различных управленческих решений, позволит создать взаимоувязанную по отдельным составляющим внутрифирменного механизма управления многоуровневую систему их поддержки.
Одной из важнейших составляющих системы принимаемых управленческих решений является их финансово-экономическое обоснование, а отсутствие действенной и структурированной системы распределения функций, прав и обязанностей субъектов управления, недоиспользование потенциала существующих инструментов и методов финансового управления, в частности, прогнозирования налоговых последствий принимаемых решений, затрудняют оперативное взаимодействие структурных звеньев предприятия (особенно крупного масштаба).
В связи с этим актуальным является проведение исследования, направленного на разработку теоретических основ и методического инструментария, обеспечивающего поддержку принятия и согласования разноуровневых и разнотипных управленческих решений, включая налоговую составляющую.
Степень разработанности проблемы. Исследованию сущности процесса управления в экономических системах микроуровня, разработке 1 методологии принятия, реализации и поддержки управленческих решений, изучению взаимозависимости различных видов управленческих решений и содержания управленческой деятельности посвятили свои работы такие отечественные и зарубежные специалисты как: И. Ансофф, И. Бугаян, О. Виханский, Д. Гвишиани, В. Глущенко, П. Друкер, Э. Коротков, Н. Лябах, JL Матвеева, М. Мескон, В. Михайлов, А. Наумов, А. Радченко, М. Старр, М. Фалмер, С. Чудновская и др.
Целый ряд российских ученых, в том числе: Р. Галимзянов, А. Горбунов, С. Гуськов, В. Кожинов, Т. Козенкова, А. Медведев, Д. Мельник, А. Погорлецкий, Б. Рогозин, Д. Тихонов, Д. Черник и др. — посвятили свои работы исследованию роли налогового менеджмента в экономике современного предприятия, проблемам организации системы налогового планирования в компании. В работах перечисленных выше авторов приводится множество дефиниций налогового управления, указывается его место в системе управления предприятием, идентифицируется роль, различных структурных подразделений в процессе налогового планирования в компании, предлагаются различные модели и способы оптимизации и минимизации налогообложения.
Развитие инструментария налогового менеджмента, формирующего информационно-аналитическое и модельное обеспечение налогового планирования микроэкономических бизнес-структур, нашло достаточно полное отражение в работах Д. Кэмбелла, Е. Томсетта, Д. Джонсона, Дж. Пеппера, Дж. Лэффера, Дж. Кейнса, Э. Селигмана, Р. Стурма и др.
Некоторые аспекты решения проблем совершенствования российского налогообложения и управления налоговыми отношениями с использованием аппарата экономико-математического моделирования и современных информационных технологий представлены в работах Н. Бублика, В. Горина, Е. Даншут, Е. Коломак, Дж. Оркута, В. Суслова, С. Суспицына и др.
Несмотря на значительное число публикаций, посвященных проблемам развития теории принятия управленческих решений в экономических системах микроуровня, разработке методов и механизмов организации рациональной системы и структуры налогового менеджмента, наличию большого числа практических рекомендаций руководителям, экономистам по налогам, юристам и другим участникам процесса налогового планирования, содержащим методики законного снижения налоговых отчислений, недостаточно проработанными по-прежнему остаются вопросы, связанные с формированием инструментарно — методических основ поддержки принятия налоговых управленческих решений, в частности, связанных с прогнозированием налоговых последствий финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также выбором таких решений, которые, с одной стороны, отвечали бы целевым детерминантам субъекта хозяйствования, а с другой, — минимизировали затраты предприятия на ' достижение поставленных целей. Данный аспект, а именно отказ от учета стратегической детерминанты в контексте принятия налоговых управленческих решений в компании в пользу краткосрочных решений по минимизации ее налоговых выплат, в значительной степени лимитирует использование потенциала существующих инструментов и методов налогового менеджмента, что предопределяет значимость и актуальность разработки инструментарно-методических основ поддержки принятия разноуровневых налоговых управленческих решений, позволяющих эффективно организовать процесс их разработки, принятия, реализации и мониторинга исполнения. Вышеизложенное в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор цели и задач диссертационного исследования.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель исследования заключается в разработке методов и моделей поддержки принятия налоговых управленческих решений в экономических системах микроуровня (включая. крупные компании), интегрированных в систему управления предприятия.
Алгоритм достижения поставленной цели предусматривает решение следующего комплекса взаимоувязанных задач:
— исследование теоретических основ разработки, принятия и реализации управленческих решений в экономических системах микроуровня в сопряжении с организационными и информационными аспектами их поддержки (включая учет специфики крупных компаний);
— проведение комплексного анализа сущностных основ, уровневой декомпозиции и структурно-функционального позиционирования налоговых управленческих решений;
— идентификация функциональных обязанностей субъектов-участников процесса разработки, принятия и реализации налоговых управленческих решенийразработка организационной структуры внутрифирменного налогового менеджмента;
— определение критериев идентификации крупных компаний в сопряжении с особенностями принимаемых и реализуемых в них налоговых управленческих решенийкомплексное исследование сущностных особенностей и возможностей применения инструментов и методов принятия управленческих решений в системе налогового менеджмента крупной компании;
— разработка и демонстрация действенности методики моделирования налоговых выплат на примере ОАО «Аэрофлот-Дон»;
— конструирование и апробация на примере ОАО «Аэрофлот-Дон» экономико-математической модели поддержки принятия налоговых управленческих решений по минимизации налогового бремени хозяйствующего субъекта;
— позиционирование технологии налогового бюджетирования в системе инструментов формирования и реализации финансовых планов компании;
— формирование организационно-технологических основ поддержки принятия управленческих решений в ОАО «Аэрофлот-Дон» в рамках организации рациональной системы налогового менеджмента, интегрированной в систему управления крупной компанией;
— адаптация методов и инструментов налогового планирования для оптимизации налоговых платежей в ОАО «Аэрофлот-Дон».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает система принятия многоуровневых управленческих решений на предприятии, в которую интегрирована подсистема налоговых управленческих решений. Предметом исследования являются условия, факторы, методы и модели поддержки принятия разноуровневых и разнотипных управленческих решений в экономических системах микроуровня.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в совокупности теоретических положений, подтверждаемых и иллюстрируемых практическим опытом крупного предприятия — ОАО «Аэрофлот-Дон», согласно которым приоритетным условием динамичного развития экономической системы микроуровня (включая крупные компании) является наличие и правильная организация системы поддержки принятия разноуровневых и разноаспектных налоговых управленческих решений, под которой понимается интегрированная в систему управления совокупность способов, методов и механизмов их разработки, реализации и мониторинга исполнения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам теории управления, развитию методик и технологий принятия, реализации и мониторинга исполнения управленческих решений, проблемам организации эффективной системы внутрифирменного налогового менеджмента в крупных компаниях, экономико-математического моделирования, учета и анализа, а также законодательные и нормативные документы государственных органов РФ и её субъектов.
Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов статистической службы России, Управления федеральной налоговой службы РФ по Ростовской области, данных, публикуемых в периодической печати, материалов монографических исследований отечественных и зарубежных ученых, внутренней бизнес-документации ОАО «Аэрофлот-Дон», материалов специализированных исследовательских компаний, а также Интернет-ресурсов и авторских исследований диссертанта.
Инструментарно-методический аппарат работы формировался на основе использования различных методологических подходов, в том числе системного подхода, методов экономического и логического анализа, экономико-математического моделирования, статистического анализа, сравнительного анализа, эмпирического и субъектно-объектного анализа, табличных и графических приемов визуализации статистических данных.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: По специальности 05.13.10 — «Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)»:
1. В контексте осуществления комплексного управления предприятием принципиальной задачей является создание системы поддержки процессов разработки, принятия, реализации и мониторинга исполнения управленческих решений, что требует новых подходов к их конструированию, основанных на использовании современных информационных средств и технологий. Формирование многоаспектного, структурированного, интегрированного в систему управления компанией информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений позволяет дополнить создаваемый субъектом управления информационный образ предприятия данными и знаниями, получаемыми при решении комплекса проблемно-ориентированных экономико-математических моделей.
2. Многозначность подходов к идентификации содержательных основ процесса принятия управленческих решений в экономических системах микроуровня, которая обусловлена сложностью поэлементного структурирования объекта исследования, разнонаправленностью интересов главных субъектов-участников процесса управления, ориентацией внутрифирменной системы менеджмента на поэтапную реализацию комплекса ее функций — планирования, регулирования, организации, контроля и анализа, — определили концептуально-теоретический, уровневый подход автора к формированию методических основ организации системы поддержки принятия управленческих решений.
3. Информационная система средств и методов, обеспечивающих концептуальную основу эффективного управления социально-экономической системой микроуровня, может быть сформирована посредством развития систем поддержки взаимодействия участников процесса управления, в частности, налогового управления. При этом структура информационной системы поддержки принятия управленческих решений в компании разрабатывается с учетом функциональной и уровневой декомпозиции управленческих решений, что определяет ее специфические особенности и архитектуру.
По специальности 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»:
1. Формирование многоаспектного механизма принятия налоговых управленческих решений, базирующегося на организации системы налогового планирования, структурированной исходя из субъектно-функциональных и уровневых принципов организации взаимоотношений хозяйственных звеньев компании и интегрированной в ее систему управления, позволяет создать взаимосогласованную и взаимоувязанную по отдельным направлениям процесса налогового планирования систему принятия решений, позволяющую эффективно распределять функции, права и обязанности субъектов налогового планирования, более полно использовать потенциал существующих инструментов и методов налогового планирования в части прогнозирования налоговых последствий принимаемых финансово-экономических решений, качественно организовать работу по взаимодействию с внешними по отношению к хозяйствующему субъекту участниками налоговых отношений.
2. В контексте позиционирования системы налогового планирования в организационной структуре налогового менеджмента экономической системы микроуровня необходимо учитывать, что, с одной стороны, планирование налоговых платежей является составляющей деятельности по финансовому планированию, а, следовательно, должно проходить в рамках уже сложившейся организационной структуры, участники которой разрабатывают финансовые планы, с другой, оно ориентировано не только на упорядочение выплат налогов в соответствии с задачами финансового менеджмента, но и на их оптимизацию, исходя из предоставленных налоговым законодательством возможных вариантов. В данной связи возможной схемой взаимодействия участников налогового планирования является проектная схема, позволяющая использовать потенциал всех служб предприятия (финансово-экономических, коммерческих, юридических и др.), а также в случае необходимости потенциал привлеченных специалистов для нивелирования возникающих негативных моментов, связанных с отсутствием информационной базы для принятия управленческих решений по налоговому менеджменту.
3. Существующие в настоящее время способы постановки и решения налоговых управленческих задач в крупных компаниях, функционирующих в рыночных, динамичных условиях хозяйствования, базируются в значительной степени на количественных и количественно-качественных методах, что является лимитирующим фактором при построении эффективной системы управления. В данной связи, важным представляется дополнительное использование экономико-математического инструментария, а именно схем и моделей, позволяющих оптимизировать налоговые платежи компании и достичь целевых финансово-экономических результатов. Помимо этого, повышение обоснованности принятия разноуровневых налоговых решений в крупной компании в значительной степени обеспечивается применением инструментария налогового бюджетирования, основанного на принципах и методах налогового планирования, ядром которого является так называемая налоговая модель, в которой на уровне ключевых показателей происходит увязка хозяйственных, финансовых процессов и налоговых выплат.
Научная новизна диссертационного исследования определяется авторской разработкой апробированного в практике крупной компании ОАО «Аэрофлот-Дон» инструментария, обеспечивающего комплексную поддержку процесса принятия экономическими системами микроуровня управленческих решений, в том числе налоговых. К числу положений, обладающих научной новизной, относятся следующие:
По специальности 05.13.10 — «Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)»:
1. Предложена на основе комплексного исследования сущностных основ и специфических особенностей процессов разработки, принятия и реализации управленческих решений в экономических системах микроуровня универсальная схема-классификатор, использование которой может найти практическое применение при:
— идентификации уровня иерархии управления, на котором должно разрабатываться и реализовываться то или иное управленческое решение;
— определении того, какие подразделения системы управления необходимо привлечь к разработке и исполнению конкретного вида управленческого решения и на кого следует возложить за него ответственность (в зависимости от уровня и вида управленческого решения);
— создании систематизированного банка типовых управленческих решений.
2. Разработана концептуальная модель системы поддержки принятия управленческих решений в экономических системах микроуровня, возможность использования которой продемонстрирована на примере подсистемы налоговых управленческих решений, базирующаяся на их субъектно-функциональной и уровневой декомпозиции в сопряжении с идентификацией структуры информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности: данных системы бухгалтерского учета, налогового учетастатистических данных и несистемных данных (аналитических справок и т. п.), — сформированной с учетом действующих нормативных документов, инвариантных по отношению к конкретному хозяйствующему субъекту.
По специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит:
1. Разработана и апробирована на примере ОАО «Аэрофлот-Дон» методика моделирования налоговых потоков, базирующаяся на применении традиционного инструментария оценки инвестиционных проектов в сочетании с показателями, характеризующими налоговую ситуацию на предприятии, ориентированная на принятие управленческих решений по оптимизации процессов налогового планирования посредством определения эффективной структуры налогового портфеля компании, то есть той количественной совокупности уплачиваемых налогов и других обязательных платежей, которая бы обеспечивала минимизацию налогового давления при высокой рыночной стоимости компании.
2. Сконструирована экономико-математическая модель поддержки принятия управленческих решений по оптимизации налоговых выплат компании, иллюстрация действенности которой продемонстрирована на конкретном примере — проекте ОАО «Аэрофлот-Дон» по аренде воздушного судна, позволяющая достичь целевых финансово-экономических результатов посредством выбора таких параметрических характеристик проекта, при которых налоговая нагрузка будет минимальной.
3. Теоретически обосновано и практически доказано, что система налогового бюджетирования, основанная на налоговом планировании деятельности компании, ядром которой является так называемая налоговая модель, в которой на уровне ключевых показателей происходит увязка хозяйственных, финансовых процессов и налоговых выплат, является интеграционной платформой, где различные планы перестают быть разрозненными и возникает единая замкнутая технология управления с возможностью реализации обратной связи — корректировки планов для достижения намеченного результата, состоящего в оптимизации эффекта от осуществления хозяйственной деятельности компании, и величины налоговых выплат.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности проблематики и состоит в формировании теоретико-концептуальной модели и реализующего ее методико-аналитического инструментария поддержки принятия управленческих решений, в том числе налоговых в экономических системах микроуровня (с учетом специфики крупных компаний). Практическая значимость диссертационного исследования усиливается адаптацией и апробацией предложенного в ней инструментария в практике конкретного предприятия — ОАО «Аэрофлот-Дон».
Материалы исследования и его практические выводы могут быть использованы:
— руководителями и специалистами предприятий при разработке концепции и стратегии организации внутрифирменного менеджмента;
— руководителями и специалистами предприятий при формировании организационных и процедурно-технологических схем принятия управленческих решений по распределению отдельных функций субъектов налогового менеджмента компании;
— специалистами предприятий при разработке оптимизационных схем, выборе методов и инструментов оптимизации налоговых платежей.
Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в вузах при проведении семинарских и лекционных занятий по дисциплинам «Теория принятия решений», «Финансовый менеджмент», «Налоги и налогообложение» и др.
Апробация результатов исследования. Основные концептуально-теоретические положения и выводы, а также прикладные рекомендации диссертационного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях автора на ряде научно-теоретических и научно-практических конференций и семинаров в г. г. Ростов-на-Дону, Таганроге, где получили положительную оценку. Основное содержание диссертации и результаты проведенных исследований изложены в четырех опубликованных научных работах (в том числе одной индивидуальной монографии) общим объемом 7,8 печатных листа, в том числе лично автора — 7,65 п.л.
Структура и объем диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 207 источников, 2 приложений. В диссертации 23 таблицы, 35 рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В современных условиях развития российской экономики успех проводимых рыночных реформ во многом сопряжен с поиском и внедрением в практику хозяйствующих субъектов адекватных динамичным трансформациям методов и механизмов принятия управленческих решений в сопряжении с технологиями общеэкономического планирования хозяйственной деятельности микроэкономческих структур, в частности, налогового планирования. Представляется, что именно налоговое планирование в компании является базисом и одной из важнейших компонент принятия разнотипных и разноуровневых финансово-экономических решений и, соответственно, реализации управленческих воздействий, нацеленных на устойчивое, динамичное развитие хозяйствующих структуртой сферой деятельности, эффективная организация которой позволит смягчить воздействие внешней среды на текущие и перспективные условия функционирования предприятия.
В результате проведенного исследования, базирующегося на принципах системного, субъектно-объектного и структурно-функционального подходов к организации системы поддержки принятия налоговых управленческих решений в компании, сделан ряд выводов и рекомендаций, заключающихся в обосновании целесообразности уровневой и структурно-функциональной декомпозиции налоговых управленческих решений, что позволило идентифицировать и структурировать функциональные обязанности субъектов, разрабатывающих, принимающих и реализующих управленческие решения в сфере налогового планирования на разных уровнях иерархии менеджмента компании, предложить концептуальный подход к организации системы и структуры внутрифирменного налогового менеджмента хозяйствующего субъекта. Кроме того, обобщение и систематизация инструментов и методов налогового планирования, а также конструирование методики и оптимизационной модели налоговых выплат компании позволили разработать информационно-аналитический инструментарий поддержки принятия управленческих решений в сфере налогового планирования компании.
Определено, что современный этап развития экономических систем, функционирующих в сложных посткризисных условиях, предъявляет повышенные требования к обоснованности и качеству процедур мониторинга, принятия и реализации управленческих решений. При этом эффективное управление компанией в значительной степени сопряжено с формированием эффективной системы принятия управленческих решений, связанных как со стратегией ее деятельности, так и с оперативным реагированием на изменение характеристик деловой среды.
Исследование и обобщение современных подходов к принятию управленческих решений позволило выявить, что их разработка, выбор и реализация основываются, преимущественно, на применении информационных технологий и коммуникаций для их комплексной поддержки. Это предопределило выбор целевого вектора исследования, а также совокупность решаемых в работе задач, критическая масса которых направлена на решение проблемы поиска конкретных механизмов и технологий поддержки принятия налоговых управленческих решений, а также конструирование инструментария информационно-аналитического обеспечения процесса принятия налоговых управленческих решений, корреспондирующих со стратегическими, тактическими и оперативными траекториями управленческой деятельности на микроуровне, использование которого позволит существенно повысить обоснованность принимаемых решений, оказывая положительное воздействие на финансовые результаты деятельности компаний и достижение ими перспективных целей развития.
Однако необходимо отметить, что технологии, а также инструментально-методическая поддержка разработки, принятия и реализации управленческих решений, на разных уровнях иерархии менеджмента компании, имеют различную информационную основу, что предопределило применение уровневого подхода к исследованию налоговых управленческих решений в сопряжении с информационно-методическим обеспечением их принятия, реализации и мониторинга.
В ходе исследования теоретически обосновано, что в процессе принятия налоговых управленческих решений принципиально важное значение имеет их обоснование (планирование), а отсутствие эффективной системы налогового планирования, а также общепринятого понимания содержательных характеристик последнего, инициируют необходимость уточнения дефиниции «налоговое планирование», а также используемых в рамках данного вида деятельности технологий и механизмов.
Исследование экономического содержания и специфических особенностей налогового планирования позволило определить, что оно представляет собой неотъемлемую часть процесса управления финансово-хозяйственной деятельностью компании в рамках выбранной стратегии ее развития, а сущностная основа данного вида деятельности заключается в процессе системного использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансового состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
В данном контексте налоговое планирование может быть рассмотрено с одной стороны, как функция управления, а также основа принимаемых финансово-экономических решений, с другой, — как деятельность с использованием финансовых, прежде всего, налоговых инструментов, нацеленная на обеспечение наиболее эффективных результатов деятельности предприятия и его взаимоотношений с государством.
В ходе исследования было определено, что существующие в настоящее время способы постановки и решения налоговых управленческих задач социально-экономических систем микроуровня, функционирующих в рыночных, динамичных условиях хозяйствования, базируются в значительной степени на количественных и количественно-качественных методах, что является лимитирующим фактором при построении эффективной системы управления компанией. В данной связи, была обоснована необходимость дополнительного использования экономико-математического инструментария, позволяющего интегрировать налоговые решения стратегического, оперативного и тактического характера в единую систему, что дает возможность осуществлять мониторинг соответствия тактических и оперативных решений в сфере налогового планирования стратегическим планам деятельности компаний и осуществлять объективно обоснованные управленческие воздействия.
Разработана экономико-математическая модель по оптимизации налоговых выплат компании, рассматриваемая в работе как концептуальная основа принимаемых субъектами налогового планирования управленческих решений. Обосновано, что использование разработанной модели для принятия стратегических управленческих решений обусловлено целевой детерминантой налогового планирования, заключающейся в максимизации рыночной стоимости предприятия посредством оптимизации его налогового портфеля. В данной связи, представляется, что поиск оптимальных управленческих решений по минимизации налоговых выплат компании, является производной долгосрочных управленческих решений, которые связаны, прежде всего, с инвестиционной деятельностью, а именно с оперативным перераспределением инвестиционных ресурсов в соответствии с применением той или иной оптимизационной схемы.
Такой подход позволил обосновать целесообразность и разработать методику применения традиционного инструментария оценки инвестиционных проектов в сочетании с показателями, характеризующими налоговую ситуацию на предприятии, для принятия управленческих решений по оптимизации процессов налогового планирования, базирующуюся на определении эффективной структуры налогового портфеля компании, то есть той количественной совокупности уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей, которая бы обеспечивала минимизацию налогового давления при высокой рыночной стоимости предприятия.
Таким образом, эвристический потенциал представленной экономико-математической модели поддержки принятия управленческих решений по оптимизации налоговых выплат компании состоит в том, что ее использование позволяет достичь целевых для предприятия финансово-экономических результатов посредством эффективной организации внутрифирменной политики налогообложения хозяйствующего субъекта путем нахождения оптимальных совокупностей налоговых платежей при реализации проектов компании.
Выявлено, что для формирования эффективной системы управления налогообложением в компании целесообразно использовать различные методы и инструменты налогового планирования комплексно в рамках важнейшего направления налогового администрирования — бюджетирования, являющегося основой принятия налоговых управленческих решений на разных уровнях иерархии менеджмента бизнес-структур.
Внедрение системы бюджетирования принимает в современных компаниях особое значение, что обусловлено не только важнейшей ролью инструментария налогового бюджетирования для прогнозирования налоговых выплат компании, принятия соответствующих управленческих решений, но и содержательной спецификой данного инструментария, позволяющего рассматривать его в качества методического базиса формирования налоговой политики и стратегии компании.
На основе комплексного исследования подходов к идентификации и организации системы налогового бюджетирования был предложен авторский подход к пониманию налогового бюджетирования, под которым в рамках исследования понимается непрерывный процесс прогнозирования налоговых платежей компании на основе составления планов и установления ключевых показателей эффективности налогового планирования, соответствующих стратегическим и текущим целям хозяйствующего субъекта в заданный временной интервал, а также контроля за исполнением утвержденных налоговых планов и анализа степени достижения запланированных показателей с целью устранения причин выявленных отклонений посредством корректировки целей и способов их достижения.
Выявленная в ходе исследования многозначность подходов к идентификации содержательных основ процесса принятия налоговых управленческих решений и определению структурно-функционального состава налогового планирования, которая обусловлена сложностью поэлементного структурирования объекта исследования, разнонаправленностью интересов главных субъектов налоговых отношений, ориентацией внутрифирменной системы управления налогообложением на поэтапную реализацию комплекса ее функций — планирования, регулирования, организации, контроля и анализа, определили концептуально-теоретический, уровневый подход автора к формированию методических основ организации системы принятия управленческих решений в сфере налогового планирования хозяйствующего субъекта.
При этом в исследовании выделено четыре тесно сопряженных аспекта рассматриваемой проблематики создания действенной системы поддержки принятия налоговых управленческих решений, а именно субъектно-объектный, структурно-функциональный, организационный и информационный.
Так, в субъектно-объектном аспекте создание системы поддержки принятия налоговых управленческих решений непосредственно связано с взаимодействием субъектов-участников налоговых отношений по поводу перераспределения части собственности в пользу государства.
Однако необходимо отметить, что с одной стороны, предприятие само выступает в роли объекта воздействия со стороны государства, так как налоговые инструменты используются государством для изъятия части создаваемого дохода, стимулирования отдельных отраслей и т. п. С другой стороны, предприятие становится субъектом использования налоговых инструментов в отношении своих собственных служб, подразделений, филиалов, сфер бизнеса и т. п.
Таким образом, субъектом принятия налоговых управленческих решений является некий индивидуум либо группа людей, исследующих налоговое поле экономического субъекта (объект) и воздействующих на него путем разработки, претворения в жизнь и контроля положений налогового плана.
При этом субъекты, участвующие в процессе принятия налоговых управленческих решений в зависимости от критерия направленности воздействия последних, можно разделить на внешние — аудиторы, сторонние консультанты, представители государственных органов и т. п., и внутренние — исполнительные органы предприятия, его структурные подразделения.
В качестве объекта воздействия принимаемых в компании налоговых управленческих решений выступает хозяйственная деятельность предприятия, а также конкретные объекты налогообложения, их состав и структура.
Структурно-функциональный аспект принятия, реализации и исполнения налоговых управленческих решений связан с определением конкретного состава функций, выполнение которых обеспечивает достижение желаемого результата, а именно перевод объекта управления в целевое состояние. При этом в качестве важнейших функций управления налоговыми взаимоотношениями можно назвать прогнозирование, планирование, организацию и координацию, сбор и регистрацию данных, контроль, анализ и регулирование.
Организационный аспект поддержки принятия налоговых управленческих решений непосредственно связан с рациональным распределения задач, прав и ответственности между различными структурными звеньями предприятия в контексте их взаимодействия. При этом поддерживающим инструментарием такого взаимодействия является составление так называемой линейной карты распределения обязанностей матричный метод), составление которой показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению. Кроме того, она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются.
Информационная система средств и методов, обеспечивающих концептуальную основу эффективного управления социально-экономической системой микроуровня, может быть сформирована посредством развития систем поддержки взаимодействия участников процесса управления, в частности, налогового планирования. При этом структура информационной системы поддержки принятия управленческих решений в сфере налогового планирования в компании разрабатывается с учетом функциональной и уровневой декомпозицией налоговых решений в компании, что предопределяет ее специфические особенности и архитектуру.
Таким образом, представленный в работе инструментарий поддержки принятия налоговых управленческих решений, корреспондирующих со стратегическими, тактическими и оперативными траекториями управленческой деятельности на микроуровне, позволяет существенно повысить обоснованность принимаемых решений, оказывая положительное воздействие на финансовые результаты деятельности компаний и достижение ими перспективных целей развития, более полно использовать потенциал существующих инструментов и методов налогового планирования в части прогнозирования налоговых последствий принимаемых финансово-экономических решений, качественно организовать работу в области налогового планирования хозяйствующего субъекта.
Список литературы
- Абдулгалимов A.M. Организационно-экономический механизм налогового регулирования доходов предприятия// Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальности: 08.00.05, 08.00.10. — Махачкала, 1997.
- Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования// Налоговое планирование, № 3 1997, с. 5.
- АкчуринаЕ.В. Оптимизация налогообложения. Учебно-практическое пособие. М.: Ось-89,2003. — 496с.
- Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. 296с.
- Александрова Е.И., Лагутенко Б. Т. Краткий словарь по налогам. М.: Экономика. — 1998.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003. -248с.
- Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник, 1982. М.: Наука, 1982.
- Б.А.Чуб. Информационное обеспечение управления// Экономика Российской Федерации в условиях реформирования: Сб. науч. трудов / Под общ. ред. В. В. Бандурина. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2002.- 152 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Экономический анализ — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с.
- Балабин В.И. Налоговые льготы: опора или помеха //Налоговый вестник. 1998.-№ 3.
- Банк В.Р., Банк С. В., Методология финансового анализа деятельности хозяйствующих субъектов // Аудитор 2004 — № 7
- БасалаеваЕ.В. Методика управления налогами на предприятии // Финансы. 2003. — № 4. — С.30−33.
- Бирюков Д.В. Планирование и регулирование деятельности интегрированных финансово-социальных систем/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — СПб, 1995.
- Бондарчук Н.В. Методика построения цены на продукцию промышленного предприятия с учетом потенциальных налоговых издержек // Промышленная политика в Российской Федерации. 2003. -№ 5. — С.48−53.
- Брейли Ричард, Майерс Стюарт. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
- Бригхем Ю., Гапенски Л.Финансовый менеджмент: Полный курс. В 2-х Т./ Пер. с англ. под ред. В. В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 2004 Т. 1,2.
- Бублик Н.Д., Голичев И. И., Горбатков С. А., Смирнов А. В. Теоретические основы разработки технологии налогового контроля и управления. Уфа: Издательство Башкирского государственного университета, 2004.
- Бугаян И., Р. Новые и информационные технологии как современный доминантный товар.- Ростов- н/Д: Изд-во РГЭА, 1998.- 83 с.
- Бэгьюли Ф. Управление проектом. Пер. с англ. В.Петрашек. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 208 с.
- Вавилов А.П. Эффективность производства. Современные проблемы. — М.: Экономика, 1970.
- Вайсман Д.И., Голубева Ж. В. Выгоды налогового кредита //ЭКО. -1997.-№ 4.
- Валиулин В.Г. Организация планирования на акционерных обществах/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05.—Челябинск, 1992.
- Вареха Ю.М. Совершенствование системы налогообложения// Аудит и финансовый анализ, № 3 1998, с. 98−101.
- Василенко А. Налог на прибыль сущность, оценка, применение // Финансовый директор 2003 — № 2 (12)
- Васильев А. Налоговое планирование: быть или не быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2000, Internet-версия.
- Верстина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия. // Финансы — 2002. — № 4. — с. 26−29.
- Винслав Ю. Финансовый менеджмент в крупных корпоративных структурах // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
- Виссарионов А., Федорова И. Налоговое регулирование экономической активности// Экономист, № 4, 1998, с. 69.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1995.
- Вишневский В., Линницкий Д. Оценка возможного снижения налогового бремени в переходной экономике //Вопросы экономики. 2000. — № 2.
- Водянов А., Гаврилова О. Налоговые инструменты восстановления инвестиций в реальном секторе российской экономики// «Проблемы Теории и Практики Управления», № 6 1999.
- Волков И. М., Грачёва М. В. Проектный анализ: Продвинутый курс: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. — 495 с. — (Учебники Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова).
- Волобуев В. «Кривая Лэффера» концепция и реальности политики// Мировая экономика и международные отношения, 1984. № 11. С. 119.
- Волошина Н. Н. Воздействие налогов на инвестиционную деятельность в промышленном секторе экономики РФ/ Автореферат на соисканиеученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10,—М., 2000.
- Вылкова Е., Романовский М. Налоговое планирование. СПб.: Питер, 2004.
- Вылкова Е.С. Расчет налогового бремени в современных условиях // Налоговый вестник. 2002. — № 12. — С. 132−135- 2003. — № 1. — С. 136 139.
- Гайдар Е. Тактика реформ и уровень государственной нагрузки на экономику// Вопросы экономики, № 4, 1998, с. 4.
- Галимзянов Р. Ф. Как руководителю предприятия управлять своей бухгалтерией. М.: Эксперт. — 1999. — 287 с.
- Галимзянов Р.Ф. Общие принципы минимизации налогов. — www.cfin.ru. 1999.
- Галимзянов Р.Ф. Приказ об учетной политике предприятия как элемент минимизации налогов. — www.cfm.ru. 1999.
- Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт./ Том первый — Уфа: «Эксперт», 1998.
- Гамольский П.Ю. Актуальные проблемы налогообложения // Закон. -2003. № 10. — С.45−47.
- Гаретовский Н.В. Финансовые методы стимулирования интенсификации производства. — М.: Финансы, 1972.
- Гафт М.Г. Принятие решений при многих критериях. М.: Наука, 1972.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. Изд. 3-е, переаб. — М.: Изд-во МТГУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 е., ил.
- Глущенко В.В., Глущенко И. И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование планирование. Теория проектирования экспериментов. — г. Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. — 400с.
- Горбунов А. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. — М.: Анкил, 1999.
- Горин Г. А. Косвенные налоги и цены, 2002г., с. 96.
- Горчаков А.А., Орлова И. В. Компьютерные экономико-математические модели. М.: Компьютер, ЮНИТИ, 2002.
- Гранберг А. Г., Суспицын С. А. Введение в системное моделирование народного хозяйства. Новосибирск: Наука, 1988.
- Грей К. Ф., Ларсон Э. У. Управление проектами Пер. с англ. В. Ивановой. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2003.
- Гуськов С. Налоги в экономике предприятий — М.: Дашков и Ко, 1999.
- Дадашев А. 3., Кирина Л. С. Налоговое планирование в организации. Учебно-практическое пособие. -М.: Книжный мир, 2004.
- Даниэль М. Марти. Российское налоговое законодательство: препятствия на пути инвестиций// «Проблемы Теории и Практики Управления», №> 2 1997.
- Дари Л.И. Налоговый учет и налоговое планирование //Налоговый учет для бухгалтера. 2003. — № 3.
- Девликамова Г. В. Налоговый анализ как составная часть анализа хозяйственной деятельности предприятия // Финансы — 2001. — № 7. — с. 40−43.
- Денисенко В. Предпосылки налогового планирования// Закон. Финансы. Налоги. № 29, 18 июля 2000, с. 6.
- Джаарбеков С. М Реорганизация как способ ухода от налогов // Налоговое планирование. 2003. -№ 38. — С. 15−18.
- Дик В. В. Методология формирования решении в экономических системах и инструментальные средства их поддержки. М.: Финансы и статистика, 2000
- Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992. — 350 с.
- Дуканич JI.B. Управление региональным налогообложением: теоретико-методические основы и инструментальное обеспечение. Монография. -М.: Контур, 2001.
- Егоров Ю.Н., Варакута С. А. Планирование на предприятии.- М.: ИНФРА. 2001.
- Елисеев А. Организация налогового планирования на предприятии // http://www.vlasnasprava.info/ru/businessaz/howtogrow/taxation.html7m =publications&t=rec&id=474
- Жариков О.Н., Королевская В. И., Хохлов С. Н. Системный подход к управлению: Учеб. пособие для вузов / Под ред. В. А. Персианова. М: ЮНИТИ ДАНА, 2001.- 62 с.
- Жданова О.- Совет директоров инструмент налогового планирования // Финансовый директор. — 2003. — № 2. — С.23−24.
- Жестков С.В. Проблемы налогового планирования в Российской Федерации//Налоговый вестник, № 6 1997, с. 74.
- Завьялов Н.Ф. Налоговое планирование: мировой опыт и Россия. / /Бухгалтерский учет и налоговое планирование.-1998.-N 6.-С. 308.
- Заичкин Н.И. Управленческие решения в информационном пространстве промышленных организаций: Монография / ГУУ. М., 2003. — 208с.
- Залесский А.Б. Принципы налогообложения предприятий и экономические последствия их применения // Экономические и математические методы. — 1993. Т .29, № 1. С. 39−55.
- Замков О.О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, Изд-во «ДИС», 1998.- 368с.
- Засухин А. Т. Доходы и налоги. — М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 1999.
- Значение налоговой системы для иностранного инвестора// Закон. 1992, № 5.
- Зрелов А.П., Краснов М. В. Современные возможности налогового планирования // Налоговое планирование. 2003. — № 3. — С.22−35.
- Ильин А.В. Сохранение налоговой базы отраслевой принцип российского налогового законодательства // Финансы. — 2003. — № 9. -С.5−8.
- Иноземцев В. Цели и структура корпорации как основы ее конкурентоспособности // Проблемы теории и практики управления.2001.-№ 3.
- Исаев Х.К. Сокращение налоговых неплатежей предприятий в региональной экономике (на примере Ростовской области)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. —Ростов-на-Дону, 2000.
- Искусство налогового планирования// Экономика и жизнь. СПб региональный выпуск. 1994, № 18.
- Кадушин А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа). —www.cfin.ru. 1999.
- Калинина Е.М. Договорная работа в организации как элемент налогового планирования. / /Бухгалтерский y4eT.-1999.-N 6.-С.21- 28. //Бухгалтерский учет и налоговое планирование.- 1999.-N 9.- СЛ 58−168.
- Караваева И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций (зарубежный опыт)// Вопросы экономики, № 8 1994, с.95−101.
- Карасев А. И, Кремер Н. Ш., Савельева Т. И. Математические методы и модели в планировании. М.: Экономика, 1987.
- Карбушев Г. И., Зимин В. М. Совершенствование налоговой системы России// ЭКО № 2, 1997, с. 5 8.
- Кац И. Система внутрифирменного планирования// «Проблемы Теории и Практики Управления», № 4 1999.
- Кейнс Дж. М .Общая теория занятости, процента и денег. Изд-во Гелиос АРВ, 2002.
- Клюкович З.А. Налоговый кредит и финансовая поддержка предприятий. Ростов н/Д, 1997.
- Князев В.Г. Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах //Налоговый вестник. 1998. — № 9.
- Кожинов В .Я. Налоговое планирование: Рекомендации бухгалтеру: Учебно-методическое пособие. — М.: 1 Федеральная Книготорговая Компания, 1998.
- Кожинов В.Я. НИОКР: бухгалтерский учет и налоговое планирование // Налоговое планирование. -2003. № 1. — С. 10−24.
- Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. — М.: АиН, 1999.
- Козенкова Т.А. Принципы и ограничения налогового планирования. // Налоговое планирование — 2001. — № 4. — с. 20−31.
- Коломак Е.А. Налоговая политика и принципы формирования доходной части бюджета// Евроазиатское бюджетное пространство: вызовы интеграции / Под ред. A.M. Лаврова. М.: Едиториал УРСС, 2004. — Гл. 4.-С. 94−109.
- Комарова И.Ю. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий в Российской Федерации)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10.—Москва, 1999.
- Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 635 с. — (Серия «Высшее образование»).
- Коробов П.Н. Математическое программирование и моделирование экономических процессов. ДНК 2006, 375 стр.
- Коровкин В.В., Кузнецова Г. В. Налоговая проверка предприятия. — М.: ПРИОР, 1995.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М.: Инжинирингово-Консалтинговая компания «ДеКА», 1996. — 304с.
- Коршунова Н.И., Плясунов B.C. Математика в экономике. М.: Вита-Пресс, 1996.
- ЮО.Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компании: оценка и управление. Пер. с англ. -М.: Олимп-Бизнес, 1999. 576 с.
- Ю1.Кофман А. Методы и модели исследования операций / Пер. С франц. -М.: Мир, 2002.
- Кочетков А.И. Советы налогового инспектора. — М.: ИКЦ «ДИС», 1997.
- Кочетова Н.Д. Индивидуальный бизнес: как платить налоги. — М.: АиН, 1997.
- Ю4.Кротикова Е. В., Трунина Т. Н. Методологические различия бухгалтерского, налогового и управленческого учета // Аудитор 2004- № 4.
- Кузнецова. А.П. Политика государства в налоговой сфере. Н. Новгород, 1995, с. 199−203.
- Кукушкина В.В. Совершенствование системы планирования на предприятии (на примере предприятий г. Ульяновска)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.05. — Ульяновск, 1999.
- Кулеш В.А. 47 законных способов снижения налоговых платежей. — СПб.: Аналитщс, 1994.
- Кяшин В.А. Налоговая система и оздоровление национальной экономики //Финансы. 1998. — № 8.
- Лепов В.В. Искусство принятия решений: краткая история и современное состояние.
- Литвин М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации// Финансы — 2002. — № 4 — с. 3435.
- Ш. Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: ТК Велби, 2003 г. — 264 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. и др. Управление проектами/ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под ред. И. И. Мазура, В. Д. Шапиро. -М.: Высшая школа, 2000. 875 е.: ил.
- ПЗ.Маслова Н. С. Порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость с 1 января 2001 года // Финансы — 2001. — № 2. — с. 47−48.
- Матвеева Л.Г. Методологические основы оценки потенциала крупных корпораций в системе региональной экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. № 2. С. 93−100.
- Машков С. А. Несколько слов в защиту схем минимизации налогообложения // Все для Бухгалтера 2004 — № 9 (129)
- Медведев А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. —М.: ИНФРА-М, 1996-
- Мельник Д.К. Налоговый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1999.
- Мельник Д.Ю., Сосновский С. Н. Налоговое планирование: международные аспекты// Налоговый вестник, № 6 1998, с. 103.
- Мескон М. Основы менеджмента / Мескон М., Альберт М., едоури Ф.: Пер. с англ, под ред. Евенко А. И. М- Дело, 1998. — 799с.
- Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы// Консультант, № 22, 1999 г.
- Михайлов В.И. Как принимать решения.- Спб.: ООО «Издательство «Химера», 1999.-200 с.
- Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / Гос. ун-т упр. М.: ЗАО «Финстат-информ», 1998. — 119 с.
- Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии. // Аудит и финансовый анализ. 2001. — № 2.
- Найденов Е. Практическая технология гашения налоговой задолженности// Деловой визит № 11 1998, с. 28.
- Налоги в механизме хозяйствования. — М, 1991.
- Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А. В. Брызгалина. — М.: Аналитика-Пресс, 1997.
- Налоговая политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования// Законодательство и экономика. 1996, № 17/18.
- Налоговое планирование / Е. С. Вылкова, М. В. Романовский. СПб.: Питер, 2004. — 634с.
- Налоговое планирование и управление в период кризиса: Расшифровка выступления Марины Хохловой (компания «Цефей») на Дне руководителя 21 октября 1998 г., организованном «АКДИ Экономика и жизнь"/ Internet -версия «АКДИ Экономика и жизнь».
- Налоговое планирование. Business Toolkits. — www.gaap.ru.
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от3112.2005). — Электронная версия «Консультант+».
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от0202.2006). — Электронная версия «Консультант+».
- Налоговый портфель (Книга II. Налогообложение юридических лиц). — М.: «СОМИНТЕК», 1993.
- Нетрадиционные страницы менеджмента: Учебное пособие для вузов. Лябах Н. Н., Лябах А. Н, 2002.
- Нефедов Э. Налоговое планирование // Технология успеха, 2000. — www.pplus.ru.
- Общая теория финансов: Учебник/ Л. А. Дробозина, Ю. И. Константинова, Л. Л. Окунева и др.- Под ред. Л.А.Дробозиной— М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001 — С.527
- Окладников Д. Рационализация учетной политики// «Проблемы Теории и Практики Управления», № 5 1999.
- Организации предпринимательской деятельности и основы выявления налоговых преступлений и правонарушений. М., 1995.
- Павленко Н. Налоговое планирование // Эпиграф, № 7, март 2000.
- Павленко Н. Налоговое планирование и роль юридической службы в этом процессе. —www.cfin.ru. 1999.
- Панагушин В.П. Выявление налоговых ошибок, нарушений, преступлений. — М.: ПРИОР, 1997.
- Пеппер Дж. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. — М.: ИНФРА-М, 2002 —224 с.
- Петров Ю. Налоговый кодекс РФ и реформа финансово-кредитной системы: упорядочение фискальных отношений или ослабление налогового бремени //РЭЖ. 1998. — № 4.
- Петти В., Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах: Начала политической экономии и налогового обложения. — Петрозаводск: Петроком, 1993. — 154с. — (Шедевры миров, экон. мысли- Т.2). РЖ ЭП. 1993.
- Понеделкова О.И., Барсук Р. П. Методические аспекты определения уровня налогообложения предприятий и организаций // Организация и регулирование экономики: Межведомственный научный сборник. — 1993, Выпуск 113. С.49−58.
- Поплавко Т.А. Анализ согласования финансового и налогового учета и отчетности в коммерческих организациях)/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.12. —Москва, 1998.
- Попонова А.А. Налоги с предприятий и методы их минимизации в западных странах //Финансы. 1998. — № 2.
- Попонова Н. Контроль за уплатой налогов в развитых странах. М., 1993.
- Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа. В 2 тт./ Научные труды Института экономики переходного периода. — М., 2000.
- Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов/ Т. Г. Морозова, А. В. Пикулькин, В. Ф. Тихонов и др., Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 318 с.
- Рагимов С.Н. Размышления о налоговом бремени //Налоговый вестник. -1996. -№ 12.
- Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход.-Ростов-на-Дону, 1997.
- Распутин А. Декларация по прибыли продолжает свою эволюцию // Практическая бухгалтерия № 2 -2004г
- Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. В 5 томах. Том 1. М, ВИПКэнерго, 1992.
- Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения). 7-е изд., вЗ-хтт,—М. 1997.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 2-е изд., испр. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2003. — 344 с.
- Саладзе В.Г. К чему приводит снижение налоговых платежей? // Налоговый вестник, № 1. 1999. — с. 108.
- Сальникова О. Основные изменения в налоговом законодательстве // Финансовый директор. 2004. — № 1. — С.41−45
- Селигман Э., Стурм Р. Этюды по теории обложения. С. П: 1908. С. 103.
- Сергеев И. В., Шипицын А. В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. М.: Финансы и статистика, 2002 г. — 288 с.
- Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 2000 / Под редакцией Гвишиани Д.М.
- Системы поддержки в теории и практике оценки управленческих решений: Учеб. пособие/ А. И. Афоничкин, JI.A. Матвеев, Н. П. Макаркин, Ю. В. Сажин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. — 224 с.
- Сластенко В.Б. О налоговой оптимизации/ Актуальные проблемы управления социально-экономическими процессами в регионе.
- Материалы региональной научно-практической конференции 14−15 апреля 2000 г., г. Калуга. — Internet-версия.
- Смирнов Э.А. Серия «Вопрос-ответ». М.: ИНФРА-М, 2001.
- Соболева Г. В. Как минимизировать налог на прибыль. СПб.: Питер, 2003, — 176с
- Солнцев И.В. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии // Финансовый менеджмент. 2003. — № 3.
- Сологуб Н. М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. —М: ИНФРА-М, 1998.
- Солюс Г. П. Налоги в системе государственно-монополистического капитализма. —М.: Финансы, 1964.
- Споры с налоговой инспекцией/ Составитель В. У. Асташенков — М.: «ПРИОР», 1998.
- Старр М. Управление производством/ Пер. с англ. В. В. Головинского. -М.: «Прогресс», 1968. 400 с.
- Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1998. -440 с.
- Суворов В. Декларация по налогу на прибыль— вносим ясность // Двойная запись 2005 — № 2
- Суслов В. И. Проблемы совершенствование межбюджетных отношении // Регион: экономика социология, 1999. № 3.
- Сутырин С.Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике/ Под ред. Сутырина С. Ф. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, Изд-во «Полиус», 1998.
- Сысонова Ю.Ю. Декларация по НДС: особенности заполнения Российский налоговый курьер 2004 — № 24
- Сякин P.P. Налоговые методы активизации инвестиционного процесса в условиях рынка/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. — Саратов, 2000.
- Теслюк Б.А. Оценка налогового бремени предприятия // Финансовый менеджмент. 2004. — № 3.
- Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. — М., 1999.
- Толкачев Е.В. Разработка подсистемы контроля в рамках финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. 2003. — № 1
- Ш. Уотшем Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. — 527 с.
- Федотенко Д. и Севриновский В. Бюджетирование как способ ведения бизнеса и его автоматизация // Банковские технологии. 2001. — № 6 (69)
- Философия налогового менеджера, или лекция о налоговом планировании // www.beznalogov.narod.ru.
- Финансовое планирование и контроль: Пер. с англ. / Под ред. М. А. Поукока и А. Х. Тейлора. М.: ИНФРА-М, 1996. — 479 с.
- Фокин Ю., Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы и пути решения// Экономист, № 10 1998, с. 52.
- Фомина О.А. Зарубежный опыт налогового планирования// Налоговый вестник, № 5 1997, с. 82.
- Хажеева А. Схемы ухода от налогов: Как их выявляют налоговики // Двойная запись 2004 — № 9
- Хазанова Л.Э. Математическое моделирование в экономике: учебное пособие. М.: БЕК, 1998. — 141 с.
- Хруцкий В.Е., Сизова Т. В., Гамаюнов В. В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования. М.: Финансы и статистика, — 2004. — 400 с.
- Цодиков С. Д. Бюджетирование как управленческий инструмент упорядочения бизнеса // Ваши налоги. Байкальский регион. — 2001. -№ 3.
- Ченг Ф. Ли, Финнерти Д. И. Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. М.: Инфра-М, 2000. — 686 с.
- Черник Д.Г., Морозов В. П., Лобанов А. В. Технология налогового контроля// Налоговый вестник, № 5,6 2000.
- Черник Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. Д. Г. Черника. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
- Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1999.- 150 с.
- Шилова Я. Учетная политика // Двойная запись 2005 — № 1
- Шим Джай К., Сигел Джойл Г. Основы коммерческого бюджетирования. СПб.: Пергамент, 1998. — 496 с.
- Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста// ЭКО № 5, 1998, с. 53.
- Щеглова Н.В. Формирование налоговой политики организации. // Финансы 2000. — № 2. — с. 26−29.
- Щербинин А.Т. Проблемы повышения эффективности налогового контроля/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономический наук. Специальность: 08.00.10. —М., 1997.
- Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М: Аудит, 1997.
- Экономика общественного сектора как сложная система: методы и примеры применения/ Под редакцией Ю. В. Трифинова: Монография. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1997.
- Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. 429 с.
- Юцковская И.Д. Учетная политика — основа налогового планирования. Планирование (регулирование) себестоимости// Налоговый вестник, № 9 1997, с. 57.
- Яркин А.П. Налоговые нарушения и ошибки. — М.: ВИНИТИ, 1997.
- Campbell D. International Tax Planning. Kluwer Law International, 1995.
- Tomsett, E. Tax planning for multinational companies. NY, 1989
- Статьи 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Итого
- Расходы 56 793,78 74 508,82 151 735,63 72 744,25 355 782,48
- По основной деятельности 55 780,50 72 854,42 150 903,63 72 001,85 351 540,40
- Канцелярские расходы (по компании) 144,50 191,25 191,25 195,50 722,50
- Содержание и ремонт зданий, сооружении и оборудования (по компании) 1 251,20 2 513,45 3 480,75 964,75 8210,15
- Капитальный ремонт помещений
- Приобретение материалов АХО (по компании) 22,87 41,31 17,60 22,87 104,64
- Содержание помещений в чистоте (по компании) 29,75 42,50 29,75 38,25 140,25
- Заработная плата, включая подоходный налог взимаемый с работника (по компании) за исключением заработной платы ЛПС, входящей в переменные расходы 47 000,00 51 000,00 62 000,00 54 337,00 214 337,00 3
- Добровольное медицинское страхование (по компании) 553,35 592,45 612,00 612,00 в 2 369,80 с
- Добровольное пенсионное страхование (по компании) — - -
- Командировочные расходы (по компании) 425,00 425,00 425,00 425,00 1 700,00
- Спецоодежда (по компании) — - -
- Форменная одежда (по компании) — - -
- Представительские расходы (по компании) 352,75 1 657,50 170,00 170,00 2 350,25
- Страхование ответственности 1 058,42 1 058,42 1 780,07 1 058,42 4 955,33
- Страхование авиаперевозок 203,49 259,59 358,36 232,56 1 054,00
- Страхование «КАСКО» 1 080,69 1 080,69 1 080,69 3 242,07
- Страхование автотранспорта — 15,30 47,60 62,90
- Страхование от несчастных случаев 80,75 — - 80,75
- Страхование экипажей — 65,88 — 65,881. Прочее страхование — - -
- Плата за аренду помещений (по компании) 954,72 978,69 995,27 1 018,30 3 946,98
- Расходы на ГО и ЧС 24,48 24,48 24,48 24,48 97,92
- Расходы на ОТ и ТБ 428,32 464,87 441,07 441,07 1 775,31
- Подготовка и переподготовка кадров (кроме АТК, ЛК i ЦКТ) 510,77 65,03 37,83 62,39 676,01
- Реклама (по привлечению персонала) 2,38 1,11 — 3,49
- Расходы на PR 157,76 290,62 197,03 108,12 753,53
- Подписка (по компании) 3,57 33,07 3,66 33,07 73,36
- Водоснабжение и канализация (по компании) 54,06 74,46 65,54 54,06 248,12
- Отопление (по компании) 393,47 106,85 6,89 246,16 753,36
- Лицензирование и сертификация компании 241,15 1,79 31,79 33,58 308,30
- Охрана и противопожарное обеспечение объектов 190,74 195,08 198,14 202,47 786,42
- Вывоз и утилизация отходов 44,54 44,54 44,54 44,54 178,16
- Расходы САБ 33,15 7,91 7,91 7,91 56,87
- Техобслуживание счетчиков 17,85 17,85 17,85 17,85 71,40
- Проведение дезинфекционных работ 4,68 4,68 4,68 4,68 18,70
- Обеспечение электроэнергией (по компании) 599,25 599,25 599,25 599,25 2 397,00
- Резерв генерального директора 11 000,00 78 000,00 11 000,00 100 000,00
- Резерв руководителя администрации — - -1. По прочей деятельности
- По инвестиционной деятельности 1 013,28 1 654,40 832,00 742,40 4 242,08
- Строительство (по компании) — 234,40 — 234,40
- Приобретение имущества (по компании) 114,08 1 396,00 259,20 88,80 1 858,08
- Спецодежда (по компании) 133,60 44,00 208,00 300,00 685,60
- Форменная одежда 765,60 170,40 130,40 353,60 1 420,00
- Фирменная одежда 44,00 — - 44,00
- Статьи 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал Итого
- Расходы 38 935,91 46 571,56 43 934,91 31 600,23 161 042,59
- По основной деятельности 34 832,91 35 044,56 41 173,01 30 720,83 141 771,29
- Капитальный ремонт СД 22 500,00 22 500,00 22 500,00 22 500,00 90 000,00
- Текущий ремонт СД 8 401,23 8 433,19 13 947,18 4 296,12 35 077,72
- Расходы по базированию ВС 220,07 220,07 220,07 220,07 880,26
- Услуги ВОХР а/п Ростов 170,60 170,60 170,60 170,60 682,38
- Услуги ЦСЭН на транспорте 132,60 132,60 132,60 132,60 530,40
- Подготовка и переподготовка 83,73 76,50 75,65 102,43 338,30
- Услуги спецтранспорта а/п Ростов 694,20 694,20 694,20 694,20 2 776,78
- Расходы по собственному спецтранспорту 36,13 43,35 79,48 43,35 202,30
- Расходы по легковому транспорту (по компании) 51,00 51,00 51,00 43,35 196,35
- Расходы по ГСМ для автотранспорта 476,00 476,00 476,00 527,00 1 955,00
- Командировочные расходы — - -
- Лицензирование и сертификация 127,50 283,90 511,87 382,50 1 305,771. Спецобмундирование — - -
- Природоохранные затраты 62,90 30,60 42,50 42,50 178,50
- Обработка полетной информации 14,45 79,05 14,45 14,45 122,40
- Метрологическое обеспечение 46,92 48,54 34,94 40,29 170,68
- Сверка и приобретение технической документации 32,22 21,59 221,77 14,45 290,02
- Техническое сопровождение двигателей 306,94 306,94 306,94 306,94 1 227,74
- Расходы бытового цеха 1 476,45 1 476,45 1 693,80 1 190,00 5 836,701. Материалы 1. Резерв директора АТК 1. По прочей деятельности
- По инвестиционной деятельности 4 103,00 11 527,00 2 761,90 879,40 19 271,30
- Приобретение авиатехники 3 581,00 10 459,00 1 717,00 737,00 16 494,00
- Приобретение технических средств 488,00 779,00 995,60 142,40 2 405,00
- Прочие приобретения 34,00 289,00 49,30 372,30
- Доходы 725,00 725.00 725,00 725,00 2 900,001. По основной деятельности
- По прочей деятельности 725,00 725,00 725,00 725,00 2 900,00
- Оперативное ТО сторонних рейсов 500,00 500,00 500,00 500,00 2 000,00
- Периодическое ТО ВС сторонних авиакомпаний
- БПМРЛ для сторонних организаций 225,00 225,00 225,00 225,00 900,00
- Расшифровка полетной информации сторонних рейсов
- Стажировка ИТС сторонних авиапредприятий1. Прочие услуги
- По инвестиционной деятельности
- Статьи 1 квартал 2 квартал 2 квартал 4 квартал Итого
- Расходы 430 897,71 518 823,92 739 901,42 540 692,57 2 230 315,62
- По основной деятельности 430 897,71 518 632,92 739 838,42 540 692,57 2 230 061,62
- Расходы представительств (Москва, СПб, Стамбул) и менеджеров в регионах 1 665,75 1 732,47 1 752,53 1 701,36 6 852,11
- Расходы на рекламу 431,72 316,29 336,43 633,93 1 718,36
- Аренда ВС 2 101,63 2 276,73 2 626,93 2 276,73 9 282,00
- Перевозочные БСО (бланки билетов) 524,37 583,19 109,57 38,34 1 255,45
- Информационно-вычислительные услуги 1 337,05 1 980,59 2 327,22 1 533,23 7 178,08
- Таможенные услуги 40,21 42,67 42,76 41,99 167,62
- Переменные расходы эксплуатационной деятельности 424 797,00 ' ' ¦¦. ' 511 701,00 732 643,00 534 467,00 2 203 608,00 В т ч на внутренних перевозках 306 215,00 359 916,00 443 583,00 376 180,00 1 485 894,00
- Заправка 197 780,00 230 951,00 — 295 387,00 253 791,00 Л/ 977 909,00 В т.ч.
- Обеспечение ГСМ 9 518,00 11 441,00 14 027,00 10 440,00 45 426,00
- ГСМ 188 262,00 219 510,00 281 360,00 243 351,00 932 483,00
- Метеообслужнвание 1 524,00 ! 763,00 2 059,00 1 773,00 7 119,00
- ТО 6 249,00 7 012,00 8 049,00 6 978,00 28 288,00
- Наземное обслуживванче и аэропортовые сборы 48 276,00 58 623,00 66 993,00 ¦ 55 685,00- Л ¦: 229 577,00 В т ч
- Взлет-посадка 18 368,00 21 799,00 25 852,00 21 460,00 87 479,00
- Авиабезопасность 6 884,00 8 227,00 9 762,00 8 055,00 32 928,00
- Пользование аэровокзалом 5 520,00 6 959,00 8 108,00 6 479,00 27 066,00
- Коммерческое обслуживание пассажир 7 127,00 9 805,00 10 128,00 8 260,00 35 320,00
- Коммерческое обслуживание грузов 1 712,00 1 903,00 2 158,00 2 140,00 7 913,00
- Использование тех средств 3 799,00 4 499,00 4 908,00 4 355,00 17 561,00
- Прочие услуги (дополнительные pacxoj 4 866,00 5 431,00 6 077,00 4 936,00 21 310,001. Свехнормативная стоянка
- АНО в зоне а/п, 3 647,00 4 279,00 5 022,00 4 239,00 17 187,00
- AHO на трассе 4 037,00 4 636,00 5 422,00 4 420,00 18 515,00
- Агентское вознаграждение 25 702,00 30 033,00 33 388,00 27 523,00 116 646,00х