Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе «детский сад-школа»
Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного и начального образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД — ШКОЛА»
- 1. 1. Проблема творчества и творческих способностей личности в психологопедагогической литературе
- 1. 2. Взаимосвязь одаренности и эвристического обучения
- 1. 3. Вопрос об особенностях дошкольного и младшего школьного возраста в инновационном образовательном пространстве
- 1. 4. Взаимосвязь процесса развития творческих способностей детей и эстетического воспитания
- 1. 5. Влияние творческой индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка
- ВЫВОДЫ
- ГЛАВА II.
- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ «ДЕТСКИЙ САД — ШКОЛА»
- 2. 1. Характеристика процесса формирования творческих способностей дошкольников на констатирующем этапе эксперимента и его результаты
- 2. 2. Реализация процесса формирования творческих способностей детей в системе «детский сад — школа»
- 2. 3. Результаты экспериментальной работы
- ВЫВОДЫ
Педагогические условия формирования творческих способностей детей в системе «детский сад-школа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного и начального образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. «В свете этих требований общества, тенденций развития культуры, науки и техники проблема самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения становится исключительно актуальной» (П.И. Пидкасистый). Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности. «Для успешного решения задачи подготовки творческой личности, — как указывает П. И. Пидкасистый, — это выявление диалектики единства общего и особенно в усвоении содержания материального и формального» [142, с. 4].
В данном исследовании рассматривается проблема формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад—школа».
Проблема развития творческих способностей многоаспектна и сложна. Творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания зачастую исчезает сам предмет исследования — творческий процессс другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности.
Совершенствование системы преподавания, использование приемов проблемно-развивающего обучения, применение различных форм работы направлено на формирование у школьников творческих способностей. Однако эта проблема до сих пор остается нерешенной.
Одной из причин, по нашему мнению, является то, что понятия «творчество», «творческие способности», «креативность» не получили еще в психологии и педагогике однозначного толкования.
Отечественные и зарубежные ученые уделяли и уделяют большое внимание проблеме творчества и творческих способностей личности (Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Б. Б. Коссов, C.JI. Рубинштейт, Дж. Гилфорд, Е. Торранс, А. Маслоу и многие другие). Анализ литературы показал, что существует множество точек зрения на сущность творчества, но ученые едины в одном: творчество рассматривается как социальный феномен и как механизм развития, атрибут, присущий природе и обществу. Способность, соответствующая творческой деятельности, получила название креативности.
Под креативностью в зарубежной науке понимается творческий продукт (Ж. Тейлор), способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Дж. Гилфорд, Е. Торранс), личностные черты (А. Маслоу, К. Роджерс), творческое мышление (Т. Рибо, Дж. Уоллес).
Анализ литературы показал, что взгляды на природу креативности менялись: вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, впоследствии креативность стали рассматривать как высший мыслительный процесс.
В отечественной педагогике и психологии креативность рассматривается с позиций интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская). Творчество понимается как дериват интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует умственные способности. Творчество рассматривается как взаимодействие людей, ведущее к развитию (Я.А. Пономарев).
Таким образом, при всем разнообразии определений творчества его суммарная характеристй^а заключается в том, что творчество — это способность создавать что-то новое, оригинальное.
В психолого-педагогической литературе исследовались проблемы развития познавательного интереса учащихся и его влияние на развитие творческих способностей детей (Н.Г. Морозова, Г. И. Щукина и другие), проблема творческости как реализация человеком своей индивидуальности.
А.А. Волочков, Б. А. Вяткин, E. JL Яковлева и другие), проблема одаренност1 личности (Б.Б. Коссов, Е. Торранс и другие). Однако почти отсутствую исследования о непрерывности процесса формирования творческю способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад школа», практически не исследован вопрос об уникальности дошкольного i младшего школьного возраста для развития творческих способностей i инновационном образовательном пространстве, не уделяется должного вниманш роли эстетического воспитания в формировании творческих способностей детей не нашел достаточного освещения вопрос о влиянии творческо1 индивидуальности педагога на развитие креативности личности ребенка.
Таким образом, актуальность избранной нами темы исследованю определяется недостаточной теоретической разработанностью проблемы i практическими потребностями формирования творческих способносте] дошкольников и младших школьников с целью воспитания творческой личности.
На основе всего изложенного выше была сформулирована проблема исследования: какие педагогические условия могут обеспечить эффективност] процесса формирования творческих способностей детей дошкольного i младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа»?
Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать педагогически* условия, обеспечивающие эффективность формирования творческю способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад-школа».
Объект исследования: процесс формирования творческих способностеГ детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия и средства их реализации i формировании творческих способностей детей дошкольного возраста v. учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: эффективность формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад школа» обеспечивается, если: содержание обучения и воспитания способствует развитию у детей потребности принимать участие в творческой деятельности и создавать самостоятельный творческий продукт, овладению определенными умениями и навыками, увлеченности творческой деятельностьюобеспечивается включение детей в систематическую игровую деятельность в процессе создания творческого продуктапредусматривается взаимосвязь и преемственность в процессе формирования творческих способностей дошкольников и учащихся начальной школыучитываются особенности (уникальность) дошкольного и младшего школьного возраста в процессе формирования творческих способностей в инновационном образовательном пространствепредусматривается взаимосвязь процесса формирования творческих способностей и эстетического воспитания детейвоспитатели детского сада и учителя начальной школы являются творческими личностями.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач: проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные проблеме формирования творческих способностей личностиопределить содержание, формы и методы формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад — школа" — разработать и экспериментально проверить технологию формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад — школа».
Методологическую основу исследования составляют положени педагогики, психологии, педагогической психологии, педагогическо антропологии об общественной природе воспитания целостного человекусловиях и факторах развития его личности, о деятельности и о человеке ка субъекте деятельности, способном на создание творческих продуктов.
Теоретической основой исследования явились философские аспекп образования и методологические проблемы педагогики (В.В КраевскиГ.
A.И. Новиков) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования психологическая теория деятельности личности и ее продуктивной активности принципы системного подхода к изучению психических процессов, свойсп личности и деятельности (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн, С. Ю. Степанов, Б.М. Теплов) — психолого-педагогически" концепции развивающего обучения, ценностные аспекты педагогической процесса (Ю.К. Бабанский, П. Ф. Каптерев, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров.
B.А. Сластенин) — психолого-педагогические концепции развивающего обучени: Е. В. Бондаревская, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков, И.С. Якиманская) антропологический подход к проблеме воспитания целостного человек (Б.Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, Г. Б. Корнетов, В. Д. Шадриков А.А. Ухтомский, К.Д. Ушинский) — концепция интеллектуальной активности i одаренности личности (Д.Б. Богоявленская, Б. Б. Коссов, A.M. Матюшкин Я. А. Пономарев, В. Д. Шадриков, Е.Л. Яковлева) — теория эвристическоп обучения (А.В. Хуторской) — концепция формирования познавательного интерес! учащихся (Н.Г. Морозова, Г. И. Щукина) — концепция эстетической среды i единства эстетического воспитания и творчества (Л.С. Выготский И. Г. Апмазова, Е. И. Коротеева, В.А. Сухомлинский).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы бьи использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: — теоретический анализ философской, педагогической, психологическо] литературы, диссертационных работ по теме исследования, материалов i публикаций педагогической печати;
— эмпирические методы: опытная работа, педагогический эксперимент, моделирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, индивидуальные беседы с воспитателями детских садов и учителями начальных классов;
— статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
База исследования. Исследование проводилось на базе Центра развития ребенка № 179, МДОУ № 197, лицея № 67, школы № 61 г. Иванова.
Исследование проводилось с 2000 года по 2003 г. и включало три этапа. На первом этапе (2000;2001 г. г.) были определены методологические основы, понятийный аппарат исследования, разработаны программы диагностического эксперимента, определена база исследованиябыли получены эмпирические данные об уровне сформированное&tradeтворческих способностей дошкольников и младших школьников, позволившие уточнить общий замысел работы и внести коррективы в педагогический процесс в детском саду и первом классе школы.
На втором этапе (2001;2002г.г.) осуществлялась целенаправленная и поэтапная реализация программы опытно-экспериментальной работы, проводилось тестирование и анкетирование воспитателей детских садов и учителей начальной школыопределялись содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, осуществлялась их проверка на практике, анализировались полученные результаты.
На третьем этапе (2002;2003 г. г.) продолжалась опытно-экспериментальная работа, обрабатывались, обобщались и обсуждались результаты исследования, проводилась статистическая обработка полученных данных, осуществлялось литературное оформление диссертации.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениямииспользованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, экспериментальным подтверждением полученных результатов на достаточно высокой выборочной совокупности (120 дошкольников, 120 младших школьников, 40 воспитателей ДОУ, 18 учителей начальных классов). Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнены содержание понятий «творчество», «творческие способности» как педагогических категорий;
— выявлены педагогические условия процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа»: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассниковвзаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детейтворческая индивидуальность педагоганаличие эстетической обстановки среды воспитания и образованияосуществление межличностных отношенийигровая творческая деятельность;
— определены содержание, формы и методы формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа», т. е. представлена реализация непрерывного процесса формирования творческих способностей детей, начиная с дошкольного возраста;
— разработана технология формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад — школа». Теоретическая значимость исследования заключается в определении и аргументации теоретических положений процесса формирования творческих способностей детей младшего возраста в системе «детский сад-школа», что дополняет концепцию духовного развития личности, личностно-ориентированного воспитания и образования, в важности экспериментально доказанных данных для развития педагогики дошкольного воспитания и начального образования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработано и впервые апробировано организационное и методическое обеспечение процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад — школа», включающее программы, дидактические средства, методические рекомендации, обеспечивающие развитие умения посмотреть на вещи и явления с разных сторон, умения увидеть необычное в обычном, самостоятельное мышление, умение предложить что — то новое, фантазировать, связать на первый взгляд несвязуемые вещи, т. е. воспитывать творческий подход к жизни.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов в области формирования творческих способностей детей, а также для создания пособий, программ по воспитанию творческой активности у детей младшего возраста, при чтении лекций в вузе, на ФПК, в институтах повышения квалификации педагогических работников.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, таких, как Международная научная конференция «Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст» (октябрь 2002, Москва), Международная научная конференция «Русский язык, литература и культура в современном обществе» (июнь 2002 г., г. Иваново), Международная научно-методическая конференция Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка (март 2003, Москва), межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы лингвистического образования в дошкольных учреждениях, школе и вузе (апрель 2003, Шуя), региональная научно-методическая конференция «Принципы и технология литературного образования в средней школе», март 2003 г. Иваново), межвузовская конференция «Новые технологии обучения» (январь 2001 г., С. Петербург), Всероссийская научно-методическая конференция «Текст в пространстве культуры и образования» (октябрь, 2001 г., С.-Петербург). Практические материалы исследования использовались в дошкольных учреждениях и начальных школах г. Иванова.
На защиту выносятся следующие положения: 1. Формирование творческих способностей дошкольников и младших школьников в системе «детский сад-школа» представляет собой процесс, учитывающий взаимосвязь компонентов: личностного, исследовательского и содержательного.
2. Процесс формирования творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе «детский сад — школа» будет эффективным при соблюдении следующих условий: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассниковвзаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детейтворческая индивидуальность педагоганаличие эстетической обстановки среды воспитания и образованияосуществление межличностных отношенийигровая творческая деятельность.
3. Основные формы и методы педагогической поддержки формирования творческих способностей детей младшего возраста предусматривают вовлечение детей в игровую творческую деятельность.
Структура диссертации.
Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения,.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. Главным фактором становления основ формирования творческих способностей детей в системе «детский сад — школа» является выявление педагогических условий, создающих благоприятную среду для востребования ценностного потенциала личности. Формирование творческих способностей дошкольников и младших школьников включает в себя личностный, исследовательский и содержательный компоненты.
2. Показателями сформированности творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста являются личностный, исследовательский и содержательный компоненты.
3. Положительная динамика в формировании творческих способностей в системе «детский сад — школа» достигается следующими педагогическими условиями: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассниковвзаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детейтворческая индивидуальность педагоганаличие эстетической обстановки среды воспитания и образованияосуществление межличностных отношенийигровая творческая деятельность.
Разработанная в исследовании система формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников, включающая нетрадиционное содержание занятий и уроков, внеучебных мероприятий, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы, оказалась эффективной, так как боле чем в четыре раза увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень развития творческих способностей, т. е. наблюдалась положительная динамика формирования творческих способностей в системе «детский сад — школа».
Очень важно, чтобы процесс развития творческих способностей детей находил продолжение и в среднем звене школы, так как любое творчество стимулирует нестандартность мышления, любознательность, познавательную активность и воспитывает творческий подход к жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. Эта потребность не может быть удовлетворена при несформированности у детей творческих способностей. Поэтому уже с детского сада и начальной школы воспитателю и учителю необходимо использовать весь комплекс средств, открытых педагогикой, психологией, методологией, направленных на развитие творческих способностей детей.
Творчество — это сложный процесс, который включает в себя создание новых, оригинальных продуктов деятельности, не имеющих аналога в предшествующем опыте человека на основе универсальной творческой способности, а творческая способность определяется, как комплекс свойств и качеств личности, которые обеспечивают ей возможность проявить себя в любом виде человеческой деятельности творящей личностью.
Важно то, что процесс формирования творческих способностей детей связан с эффективностью педагогического воздействия. Педагогический процесс должен быть направлен на обеспечение и максимально возможное развитие творческих способностей детей. Решение этих проблем детский сад и школа пытаются искать на путях гуманистического, личностно ориентированного образования, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Основной путь гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, необходимо усиление внимания к эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание ребенка — сложное, многосоставное явление, включающее развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, а также преобразование к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Для процесса формирования творческих способностей дошкольников и младших школьников большое значение имеет личность учителя. В процессе творческого взаимодействия главное для учителя — создать творческую атмосферу, поощрять любые креативные проявления личности ребенка, поддерживать его творческую инициативу, подавая ему в этом пример.
Анализ результатов экспериментальной работы в системе «детский садначальная школа» позволил выяснить уровень сформированности творческих способностей детей, который повысился более чем в два раза. Положительная динамика в формировании творческих способностей дошкольников и младших школьников достигается следующим педагогическими условиями: выявление, поддержка и развитие склонностей к творчеству будущих первоклассниковвзаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования творческих способностей детейтворческая индивидуальность педагоганаличие эстетической обстановки среды воспитания и образованияосуществление межличностных отношенийигровая творческая деятельность.
Таким образом, экспериментальное обучение свидетельствует об эффективности выявленных педагогических условий, способствующих формированию творческих способностей детей в системе «детский сад — школа».
В проведенном исследовании поставлены и решены не все вопросы, связанные с формированием творческих способностей детей.
В последующей разработке нуждается такая, например, проблема, как преемственность начального и среднего звена школы и другие.
Список литературы
- Адлер А.А. Понять природу человека.- С Пб., 2000.
- Азаров Ю.П. Радость учить и учится.- М., 1989.
- Айзенк Г. Проверь свои способности. М., 1972.
- Акимова М.К., Козлова В. П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., — 1992.
- Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, 1997.
- Алексеенкова Е.Г. Условия и порождения надситуационных решений в творческом процессе у дошкольников // Психолог в детском саду.- 2000. -№ 2−3.
- Алмазова И.Г. Влияние коллективной творческой деятельности на формирование эстетических представлений у младших школьников // Эстетическая среда и развитие культуры личности. М., 1999.
- Альтшулер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением. Минск, 1994.
- Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М., 1998.
- Амонашвали Ш. А. Как живете, дети? М., 1991.
- Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. — Казань, 2000.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001.
- Балобанова Т.Н. Понятие творчества на современном этапе // Творчество и личность: Тезисы докладов международного симпозеума.- Курск, 1995.
- Базылевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. — М., 1998.17,18,19,20,21,22,23,24,25,2627,28,2932,
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно -ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. Борзов В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. -Самарский дом печати, 1994.