Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетические тенденции ландшафтной архитектуры первой трети XX века: творчество Г. Гуэврекяна

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Географические границы исследования определяются логикой постижения творческого опыта и биографии Г. Гуэврекяна, тесно связанного по рождению — с Турцией (Стамбул), по месту проживания в детские годыс Персией (Тегеран), по месту получения образования — с Австрией (Вена), по творческим контактам — с такими странами, как Австрия (Вена, Зальцбург), Франция (Париж), Персия (Тегеран), Великобритания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Индивидуально-творческие тенденции развития ландшафтной архитектуры в первой трети XX века: эстетический контекст
    • 1. 1. Историко-культурные условия формирования новых тенденций в ландшафтной архитектуре: Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже
    • 1. 2. Эстетические условия формирования новых тенденций в ландшафтной архитектуре: симультанеизм
  • Глава 2. Уникальный вклад Г. Гуэврекяна в развитие ландшафтной архитектуры первой трети XX века
    • 2. 1. Эволюция творческой деятельности Г. Гуэврекяна
    • 2. 2. Художественно-эстетические особенности «Сада воды и света» и «Сада на Вилле Ноай» Г. Гуэврекяна

Эстетические тенденции ландшафтной архитектуры первой трети XX века: творчество Г. Гуэврекяна (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность данного исследования связана с естественной для творческих личностей потребностью в начале каждого века обобщить художественный опыт прошедшего столетия и выявить ещё не познанные его аспекты, которые дополнили бы уже сложившиеся представления. Художественная потребность в данном случае совпадает с научными возможностями.

Актуальность также обусловлена возросшим интересом отечественного искусствоведения к проблемам влияния художественных процессов прошлого на современную ландшафтную архитектуру. Применительно к урбанистически детерминированной деятельности творцов в XX веке выявление особого значения и открытий ландшафтной архитектуры является актуальным для современной искусствоведческой мысли. Данное исследование призвано внести вклад в изучение истории ландшафтной архитектуры и раскрыть содержание и значение тех преобразований, которые произошли в этой сфере искусства в первой трети XX века и оказали влияние на последующее развитие ландшафтной архитектуры.

Наконец, актуальность исследования определяется тем, что в начале XXI века ландшафтная архитектура не просто стала восприниматься массовым сознанием как один из значимых аспектов создания среды обитания преуспевающего человека, но и взяла на себя доминирующую роль в области отражения и формирования его интересов. Тема (мотив, образ) сада прочно вошла в поле зрения средств массовой информации, что привело к популяризации как подлинных художественных достижений, так и китча. Изучение высокохудожественного и оригинального опыта в сфере ландшафтной архитектуры чрезвычайно актуально в нынешней социокультурной ситуации, характеризующейся профанацией профессиональной деятельности. Значительное количество масскультовской продукции, предлагаемой в электронных и печатных СМИ, отличается клишированностью и скудостью материала, отсутствием художественного воображения, а также множеством технологических ошибок. В этих условиях введение в научный обиход объёмного и достоверного корпуса материалов о художественном опыте творцов ландшафтной архитектуры первой трети XX века весьма актуально для поддержания достойного эстетического уровня современной практической деятельности.

Проблема исследования инспирирована современным состоянием ландшафтной архитектуры, обретающей всё более важное место в художественной жизни многих стран, включая Россию, и в то же время энергично вторгающейся в сферу повседневности. Сложность проблемы, постановка и изучение которой связаны с систематизацией тенденций ландшафтной архитектуры первой трети XX века, состоит в выявлении, с одной стороны, художественного и историческо-культурного контекста формирования этих тенденций и, с другой стороны, с необходимостью искусствоведческого анализа синтетической природы архитектурных образов, созданных выдающимися творцами.

Объект исследования: ландшафтная архитектура первой трети XX века.

Предмет исследования: творческий опыт выдающегося архитектора Г. Гуэврекяна в контексте художественной жизни первой трети XX века.

Цель диссертационного исследования: выявление контекстуальных связей между уникальным творческим опытом архитектора Г. Гуэврекяна и эстетическими тенденциями ландшафтной архитектуры первой трети XX века.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи, определившие структуру исследования:

1. Систематизировать представления об основных тенденциях ландшафтной архитектуры, реализованных или намеченных в рамках аккумулировавшей эти тенденции Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже.

2. Выявить механизм влияния малоизученного в отечественном искусствоведении направления «симультанеизм» на ландшафтную архитектуру первой трети XX века.

3. Воссоздать творческую биографию выдающегося архитектора Г. Гуэврекяна, проследив эволюцию его творческой деятельности на основе изучения и систематизации многочисленных, многообразных и разрозненных источников, найденных лично автором исследования в разных странах.

4. Осуществить искусствоведческий анализ репрезентативных, значимых в историко-культурном плане ландшафтных произведений Г. Гуэврекяна, которыми являются «Сад воды и света» и «Сад на Вилле Ноай» и которые не имеют прецедентов подобного изучения.

Географические границы исследования определяются логикой постижения творческого опыта и биографии Г. Гуэврекяна, тесно связанного по рождению — с Турцией (Стамбул), по месту проживания в детские годыс Персией (Тегеран), по месту получения образования — с Австрией (Вена), по творческим контактам — с такими странами, как Австрия (Вена, Зальцбург), Франция (Париж), Персия (Тегеран), Великобритания (Лондон), Германия (Саарбрюккен — нем., Сарбрюк — фр.), США (Оберн, Урбана-Шампейн, Чикаго). Также географические границы исследования определяются по местонахождению источников сведений о Г. Гуэврекяне: Франция, Иран, США. Постройки Г. Гуэврекяна сохранились в таких странах, как Франция, Иран, Австрия. Педагогическая деятельность Г. Гуэврекяна была связана с такими странами, как Германия (Саарбрюккеннем., Сарбрюк — фр.), США (Оберн, Урбана-Шампейн, Чикаго, Калифорния), Франция (Ла Напуль, Канны), Австрия (Зальцбург).

Хронологические рамки исследования определяются постановкой цели и задач, охватывая первую треть XX века.

Временной период, применительно к которому в исследовании прослежены тенденции ландшафтной архитектуры, имеет нелинейно определяемые рамки.

В первом аспекте его начало связано с истоками тех явлений в искусстве, которые к 1930;м годам стали заметными и влиятельными в художественной жизни Европы. Он начинается с появлением первых теоретических работ в 1900;1910;х годах и заканчивается исторически значимыми для ландшафтной архитектуры событиями — Международной выставкой современных декоративных и промышленных искусств в Париже 1925 года и работой над «Садом на Вилле Ноай», спроектированном архитектором Габриэлем Гуэврекяном в 1927 году.

Второй аспект, характеризующий хронологические рамки и накладывающийся на уже отмеченный, — время жизни Г. Гуэврекяна: с 1900 по 1970 год.

Материал исследования составили фотографии, чертежи, рисунки, а также вербальные тексты, созданные архитекторами и исследователями.

Материал изучался в архивах: University of Illinois Archives — University of Illinois at Urbana-Champaign (Архив Иллинойского Университета в Урбана-Шампейн). Дело Г. Гуэврекяна в этом архиве содержит 26 фотографий реализованных проектов, в том числе 7 фотографий садов, реализованых во Франции- 49 фотографий реализованных интерьеров- 4 фотографии мебели, спроектированной Г. Гуэврекяном и 1 копия рекламы пляжного гамака с рисунком этого гамака в New York Times (1949) — 5 фотографий светильников, выполненных по проекту Г. Гуэврекяна- 10 макетов зданий- 49 фотографий проектов: чертежей (планы, фасады, аксонометрии) и эскизов зданий- 12 цветных рисунков интерьеров, 1 фотография Г. Гуэврекяна со студентами. Кроме того, в этом же архиве находятся текстовые материалы. Для исследовательской работы автором диссертации были выкуплены некоторые материалы из этого архива.

Материал изучался также в музеях: Solomon R. Guggenheim Museum (Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк), Wilhelm-Hack-Museum (Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен), Kunsthalle Bielefeld (Кунстхалле, Билефельд), Le Centre National d’Art et de Culture Georges Pompidou (Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж).

Материалы изученных публикаций хранятся в научных библиотеках: Всероссийской государственной библиотеке им. М. И. Рудомино, медиатеке Французского культурного центра в Москве, Российской государственной библиотеке искусств, Научной библиотеке Московского архитектурного института (Государственной академии) — Dumbarton Oaks Garden Library, Yale University Haas Library.

В круг изученных материалов были включены кинофильмы 1920;х годов, позволившие дополнить представления о проблеме исследования с опорой на визуальную фиксацию элементов ландшафтной архитектуры: «Ballet mecanique» («Механический балет», 1924, режиссёр Фернан Леже, операторы: Ман Рэй и Дадли Мэрфи, музыка Дж. Антейла) — «L'Inhumaine» («Бесчеловечная», 1924, режиссёр Марсель Л’Эрбье) — «Biceps et bijoux» («Бицепсы и драгоценности», 1928, режиссёр Жак Мануэль) — «Les Mysteres du chateau de De» («Тайна замка для игры в кости», 1929, режиссёр Ман Рей).

Теоретико-методологические основания работы обеспечивают междисциплинарный характер исследования, ориентированного на деятельность научной школы кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», на которой выполнена работа. Методы исследования: историко-типологический, на котором основано изучение социокультурного и художественного опыта творцов первой четверти XX века и который актуализируется во всём содержании рукописиискусствоведческий, применяемый как в ходе осуществления эстетического анализа художественного образа в его целостности, так и в конкретных аспектах изучения композиции, цвета, ракурса, знака, смысла произведений ландшафтной архитектурысемиотический подход применён к анализу отдельных особенностей и произведений ландшафтной архитектуры.

Степень научной разработанности проблемы.

Первую группу исследований составили работы по эстетической и искусствоведческой проблематике, прежде всего связанные с изучением историко-культурных и художественных процессов, касающиеся как общих проблем культуры начала XX века, так и особенностей развития и взаимодействия искусств. В данный круг включены исследования общеэстетического характера: М. Н. Афасижев, В. В. Ванслов, Г.-Г. Гадамер, Ю. Д. Колпинский, М. С. Каган, В. М. Межуев, К. Э. Разлогов, О. Шпенглер.

Работы, носящие междисциплинарный характер и затрагивающие эстетическую проблематику лишь частично: М. Ю. Герман, Ж. Делёз, В. В. Кандинский, М. Т. Кузьмина, H.JI. Мальцева, X. Ортега-и-Гассет, В. В. Маяковский, К. Пашшут, Д. Патаки, B.C. Турчин, М. М. Фёдорова, В. Г. Федотова, Н. В. Филичева, Ю. Хабермас, В. Хофман, С. М. Эйзенштейн, D. Cottington. В данной группе авторов следует особо отметить как тех, кто опирался на конкретный, в частности семиотический подход к изучению архитектуры (Р. Барт, Ю. М. Лотман, У. Эко), так и тех, кто, рассматривая художественный процесс в его целостности, уделял особое внимание архитектуре (Д.В. Сарабьянов, Г. Ю. Стернин).

Одна из эстетических проблем, внимание к которой имплицитно присутствует в нашей работе, — проблема синтеза искусств. Причём нас интересовали не столько общетеоретические выкладки, касающиеся проблемы, сколько внимание исследователей и практиков искусства к проявлениям синтеза в ситуациях взаимодействия конкретных видов искусств, например, театра и архитектуры, кино и архитектуры, архитектуры и живописи: И. А. Азизян, В. В. Виноградов, A.A. Каменский, М. П. Котовская,.

A.Ф. Лосев, Е. В. Микулина, А. Г. Образцова, Э. В. Седых, Г. П. Степанов, М. М. Шибаева, Б. М. Ямпольский.

В работе широко использовались исследования, актуализирующие искусствоведческую проблематику (главным образом, применительно к отдельным видам искусства): архитектура как специфическое художественное явление, как вид искусства (A.B. Иконников, Е. И. Кириченко, С.О. Хан-Магомедов, К. Фремптон, О. Шуази, D.A. Hanser), ландшафтная архитектура как сфера практической деятельности архитекторов и как искусствоведческая проблема (А.П. Вергунов,.

B.А. Горохов, С. С. Вишневская, Л. Б. Лунц, С. С. Веселова, А. Г. Вронская, К. Гампель, А. Д. Жирнов, М. Е. Игнатьева, Е. М. Немова, Н. С. Николаева, В. Я. Курбатов, Д. С. Лихачёв, Е. М. Микулина, В. А. Нефёдов, H.A. Нехуженко, С. С. Ожегов, С. Н. Палентреер, В. Я. Тарас, Д. О. Швидковский, С. А. Чегодаев. Е. И. Голубева. Иностранные специалисты: V. Acconci, J. Amidon, Е. Baeyer, N. Baumeister, J. Beardsley, P. Cooper, D.E. Cosgrove, H. Dreiseitl, D. Grau, K.H.C. Ludwig, К. Frampton, M. Freeman, N. Sakai, P. Hill, J.Mc. Hunter, A. Lambertini, J. Leenhardt, M. Mosser, G. Teyssot, P. Oliver, M. Racine, T. Schneider, J.D. Sedding, A.F. Sieveking, A. Stang, C. Hawthorne, C. Steenbergen, W. Reh, R. Strong, V. Vercelloni, A. Vezzosi, M.J. Vroom, J. Wines, S. Woodhams, M. Zahar), a также ландшафтная архитектура как явление, соотносимое с особенностями эволюции русской усадьбы (C.B. Безсонов, A.B. Городнянский, O.E. Евангулова, Т. П. Каждан, М. В. Нащокина, М. А. Полякова, E.H. Савинова) или городской среды (В.Л. Глазычев, Л. С. Залесская, М. П. Коржев, Т. Ф. Саваренская, Д. О. Швидковский, Ф.А. Петров).

Следует также назвать значительный объем публикаций в периодических изданиях, принимавшихся нами во внимание, но не описываемых специально, ибо даже только их списки придали бы избыточный объём библиографии: «Exterieurs design», «Ландшафтная архитектура. Дизайн», «Декоративное искусство стран СНГ», «Архитектура. Строительство. Дизайн», «Ландшафтный дизайн», «Цветоводство», «Цветы», «Garden History» (Великобритания, издаётся с 1969 года, первоначально как «Occasional Paper (Garden History Society»), «Studies in the History of Gardens and Designed Landscapes» (США, бывший «Journal of Garden History», с 1982 года).

Вторую группу исследований составляют работы, касающиеся отдельных историко-культурных и художественно-творческих проблем, затронутых в диссертации. По Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже: Н. Д. Бартрам, О. Д. Каменева, В. А. Катанян, Г. Климов, JI. Юниверг, Ю. А. Константинова, Ж. Л. Коэн, Т. Г. Малинина, Р. Малле-Стивенс, К. С. Мельников,.

A.А. Стригалёв, Я. А. Тугендхольд, В. Э. Хазанова, О.А. ХорошиловаF. Вас, С. Benton, T. Benton, G. Wood, F. Chapsal, J. Damase, A. Dervaux, J.C.N. Forestier, R. Guillere, J. Lambert, A. Malochet, J. Marrast, N.J. Troy, M. Viee. По проблеме цвета, света, их восприятия человеком:

B.Н. Архангельский, Э. Делакруа, Н. Н. Волков, Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов, И. Иттен, А. В. Лузов, Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс, Е. Н. Соколов, М.Е. Chevreul, R. Delaunay. В эту же группу мы включаем выявленные и изученные нами исследования, посвящённые Габриэлю Гуэврекяну, его творчеству или связанным с ним личностям, событиям или объектам: S. Giedion, D.A. Hanser, H.R. Норе, G. Dodds, D. Imbert, R. Karson, M. Marefat, P. Schneider, P. Vago, E. Vitou, D. Deshoulieres, H. Jeanneau, M. Zahar. Отметим, что все работы, связанные с Гуэврекяном, принадлежат зарубежным авторам (из Франции, США, Ирана, Австрии) и не носят универсального, в том числе аналитического характера, зачастую затрагивая либо биографическую конкретику жизни, либо аспекты деятельности в том или ином географическом ареале.

Несмотря на значительный корпус работ по истории архитектуры и истории искусства, актуализирующих опыт ландшафтной архитектуры первой трети XX века, изучение творчества архитектора Габриэля Гуэврекяна как комплексной проблемы в контексте искусства и эстетических тенденций ландшафтной архитектуры предпринимается впервые.

Научная гипотеза исследования строится на следующих предположениях:

1. Ландшафтная архитектура как одна из важных сфер художественной культуры первой трети XX века должна изучаться как в контексте общеизвестных архитектурных тенденций, так и в контексте взаимодействия со средой (социально-политической, этнической, художественной), а также в связи с другими видами искусства, включая декоративно-прикладное искусство, живопись, кинематограф.

2. Для создания объёмной и объективной картины развития художественной культуры первой трети XX века необходимо ввести в научный оборот ранее не изучавшиеся личностные проявления значимых и влиятельных, признанных и востребованных в период их жизни творцов, которые впоследствии в силу аберрации восприятия оказались на заднем плане в представлениях о художественной культуре эпохи. К числу таких исторически значимых и не оцененных в соответствии с реальным вкладом в художественную культуру своей эпохи творцов мы относим Г. Гуэврекяна.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Впервые подчёркнуто инновационное значение Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже не только как демонстрационного пространства, но и как сферы творческих экспериментов выдающихся архитекторов, включенных в единый номинативный ряд: Ж. Марраста, А. Лапраде, Ле Корбюзье, Р. Малле-Стивенса, Г. Гуэврекяна.

2. Впервые выявлены значимые для развития ландшафтной архитектуры первой трети XX века тенденции, основанные на взаимодействии разных видов искусства, включая декоративно-прикладное искусство, живопись, кинематограф: осуществление синтеза элементов разных пространств, актуализация достижений разных видов искусства, проявление свободы творческой самореализации.

3. Впервые введены в научный оборот документальные свидетельства, аутентичные и позднейшие критические и научные публикации, связанные с изучением творчества таких архитекторов, как Р. Малле-Стивенс и Г. Гуэврекян.

4. Впервые в отечественном искусствоведении выстроена творческая биография Г. Гуэврекяна как репрезентативной для развития ландшафтной архитектуры фигуры XX века, в связи с чем введены в научный оборот многочисленные, многообразные и разноязычные источники.

5. Впервые доказано, что сады Г. Гуэврекяна были гомоцентричны, так как в их конструкторских и художественных принципах, в отличие от многих других опытов в сфере ландшафтной архитектуры, учитывались как габариты человеческой фигуры, так и динамика человека в пространстве.

6. Впервые осуществлён искусствоведческий анализ геометрического построения и пространственной организации «Сада на Вилле Ноай».

Теоретическая значимость исследования:

1. Систематизированы представления об эстетических и семиотических особенностях симультанеизма как пародоксального течения, основанного на синтезе динамики и статики, принципиально значимого для формирования новых тенденций в ландшафтной архитектуре первой трети XX века.

2. Сформированы искусствоведческие основания изучения ландшафтной архитектуры первой трети XX века как уникального художественного феномена, детерминированного культурно-типологическими (контекст мировой художественной культуры первой трети XX века), общеэстетическими (архитектура как вид искусства) и индивидуально-творческими (Г. Гуэврекян) интенциями.

Практическая значимость проведённого исследования состоит в том, что в сферу понимания и творческой деятельности современных российских архитекторов-практиков введён значительный массив сведений об опыте почти не исследованных творцов, что может повлиять на принятие нашими современниками художественно обоснованных решений в проектировании комфортной городской среды и ландшафтных произведений. Положения, разработанные в диссертации и раскрытые в ходе анализа эмпирического материала, могут быть востребованы при разработке учебных курсов и спецкурсов, предназначенных студентам, изучающим как историю мирового и отечественного искусства, так и историю современной ландшафтной архитектуры и практику в области ландшафтной архитектуры. Указанные материалы уже апробированы в образовательном процессе высшей школы при изучении искусствоведческого цикла дисциплин, в том числе в образовательном процессе кафедры ландшафтная архитектура ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ) г. Москвы, кафедры архитектура и урбанистика и кафедры дизайн ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровска, кафедры ландшафтная архитектура и кафедры градостроительство архитектурного факультета Киевского национального университета строительства и архитектуры (М01Н, МТСУ Кшвський нацюнальний ушверситет буд1вництва I арх1тектури), г. Киев.

Личный вклад диссертанта заключается в том, что:

1. Выявлены новые эстетические тенденции в развитии ландшафтной архитектуры первой трети XX века, которые сформировались «на стыке» культурного контекста, индустриальных инновационных проявлений жизни в Европе, индивидуально-творческих поисков людей искусства.

2. Систематизированы представления о влиянии художественных приёмов симультанеизма для развития новых тенденций в ландшафтной архитектуре.

3. Выявлены многообразные и разнородные сведения о личности и творческой деятельности архитектора Г. Гуэврекяна, позволившие доказать его выдающееся значение для развития современной ландшафтной архитектуры и ввести данную фигуру в научный обиход отечественного искусствоведения.

4. Обосновано, что новаторские идеи Г. Гуэврекяна и его современников, оказав большое влияние на последователей, как бы растворились в их работах. Возвращение к первоисточникам позволяет вернуть значимость имён этих творцов в современную историю искусства и систематизировать представления о развитии современной ландшафтной архитектуры.

5. Лично автором рукописи был проведён специальный искусствоведческий анализ как сохранившихся, так и доступных для ретроспективного изучения артефактов. Была реконструирована последовательность работы Г. Гуэврекяна над архитектурным проектом «Сад на Вилле Ноай». Экстраполяция приёмов, используемых в практике архитекторов, и проведённый графический анализ сада на Вилле Ноай позволили выявить композиционные особенности этого сада и полнее раскрыть его содержание, заложенное Гуэврекяном.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позицийкомплексностью методологии, адекватной цели и задачам исследованиясистемным и многоаспектным обобщением теоретического и практического опыта исследования эстетических тенденций ландшафтной архитектуры первой трети XX века.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль Международной выставки декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже была недооценена в истории искусства в связи с тем, что чаще воспринимался демонстрационный и информационный аспект, тогда как выявленные в концепции и экспонатах выставки художественные инновации не подвергались системному изучению, исследованию и анализу. Эта выставка явилась концентрацией художественных инноваций, оказавших существенное влияние на развитие мировой ландшафтной архитектуры последующего периода.

2. Архитектура, издавна развивающаяся в контексте синтеза искусств, в первой трети XX века закрепилась в интегративном поле таких искусств, как изобразительное искусство (в разнообразии его видов), музыка, кинематограф, театр, что сыграло особенно важную роль в расцвете ландшафтной архитектуры.

3. На творчество ряда архитекторов первой трети XX века оказало влияние малоизученное в России весьма плодотворное художественное течение симулътанеизм, у истоков которого стояли М. Э. Шеврёль, Р. Делоне, С. Делоне, Б. Сандрар и воздействию которого подверглись Ф. Леже, Г. Гуэврекян.

4. Систематизированное изложение творческой биографии Г. Гуэврекяна во взаимосвязи с событиями художественной жизни и тенденциями в ландшафтной архитектуре первой трети XX века. В истории искусства не только отдалённых эпох, но и последнего столетия имеются фигуры, чей вклад в художественную жизнь, высоко оценённый современниками, но недостаточно изученный историками и теоретиками, является значимым и большим по своему объёму, чем это до настоящего времени было зафиксировано в искусствоведческой мысли. Изучение биографий таких творческих личностей способно обогатить научный и художественно-творческий опыт.

5. Архитектор Г. Гуэврекян, человек сложной и по-своему типичной личной и творческой судьбы, заслуживает того, чтобы его место в истории архитектуры XX века было зафиксировано как значимое.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования:

Результаты проведённого исследования и ряд положений диссертации докладывались на заседаниях кафедры культурологии ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

Материалы диссертации стали основой выполнения научно-исследовательских работ и были использованы в рамках выполнения Соглашения по гранту № 2012;1.4−12−000−3004−007 «Искусство России: парадигмы развития в контексте Европейских школ» Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009;2013 годы (мероприятие 1.4).

Результаты исследования опубликованы в десяти статьях, вышедших в различных журналах и сборниках, включая четыре статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ, общим объёмом 5 п.л.

Апробация осуществлялась на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях, с 2009 по 2012 гг.: • Международная конференция молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства». Организаторы: кафедры истории русского и западноевропейского искусства исторического факультета СпбГУ и Отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Даты: 31 октября — 4 ноября 2012 года (Санкт-Петербург, исторический факультет СПбГУ). Название доклада: «Габриэль Гуэврекян — первый генеральный секретарь Международного Конгресса Современной Архитектуры (С1АМ). Изучение архивных материалов».

2-я Международная научная конференция «Ландшафтная культура мира: сады искусств». Организатор: Российский государственный гуманитарный университет. Факультет истории искусства. Кафедра всеобщей истории искусств. Даты: 24−26 октября 2012 года (г. Москва). Название доклада: «Сад на Вилле Ноай — эксперимент создания иллюзорного пространства».

Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, молодых учёных и студентов «Наука, образование и экспериментальное проектирование в МАРХИ». Организатор: Московский архитектурный институт (государственная академия). Даты: 9−13 апреля 2012 года. Название доклада: «Габриэль Гуэврекян — ученик Иозефа Хоффмана: развитие принципов проектирования». Научная конференция «Искусство, наука, технология и проблемы художественно-промышленного образования» (в рамках ежегодно проводимых «Строгановских чтений»). Организатор: МГХПА им. С. Г. Строганова. Даты: 15−16 марта 2012 года. Название доклада: «Применение принципов симультанеизма в искусстве 1910;1920;х годов».

1-я Международная научная конференция «Ландшафтная культура мира: создатели и хранители». Организатор: РГГУ. Даты: 20−22 октября 2011 года. Название доклада: «Международная выставка 1925 года в Париже: формирование новых тенденций в ландшафтной архитектуре». V Собрание Научно-образовательного культурологического общества «Роль культуры в современном мире». Организаторы: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, РГПУ им. А. И. Герцена, РГГУ и др. Даты: 27−29 апреля 2011 года.

Всероссийская научно-практическая конференция «Эстетика архитектуры и дизайна». Организаторы: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Философский факультет, кафедра «Эстетика»;

Московский архитектурный институт (государственная академия), кафедра «Философия». Даты: 4−6 октября 2010. Название доклада: «Истоки нового взгляда на создание сада — модернистские сады».

• Традиционная ежегодная междисциплинарная конференция-семинар молодых учёных (до 35 лет) «Науки о культуре в XXI веке». Организаторы: Научно-образовательный Центр Российского института культурологии, совместно с научным Советом РАН по изучению и охране культурного и природного наследия, при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Даты: 1−2 декабря 2009 года. Тематическое направление: Личность и культура. Название доклада: «Максимилиан Габсбург и его творение — замок и парк Мирамаре».

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс кафедры ландшафтная архитектура ФГБОУ ВПО «Московский архитектурный институт (государственная академия)» (МАРХИ) г. Москвы, кафедры архитектура и урбанистика и кафедры дизайн ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» г. Хабаровска, кафедры ландшафтная архитектура и кафедры градостроительство архитектурного факультета Киевского национального университета строительства и архитектуры (М01Н, МТСУ Кшвський нацюнальний ушверситет буд1вництва арх1тектури), г. Киев.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава 1. «Индивидуально-творческие тенденции развития ландшафтной архитектуры в первой трети XX века: эстетический контекст». Глава 2. «Уникальный вклад Г. Гуэврекяна в развитие ландшафтной архитектуры первой трети XX века»), заключения, библиографического списка литературы, включающего 300 наименований- 4 приложений. Общий объём работы — 269 стр.

Выводы к параграфу 2.2:

Габриэль Гуэврекяи был недооценен не столько современниками, сколько последующими исследователями этого периода в искусстве и архитектуре в частности. Он внёс существенный вклад в ландшафтную архитектуру, подняв её до уровня высокого искусства.

Работы Гуэврекяна существенно учитывали архитектурный контекст, подчёркивали стиль и добавляли философский смысл, как бы завершая замысел проекта.

Сады Гуэврекяна едва ли не идеально соответствовали эпохе, когда в эстетике и художественной практике утвердилась идея синтеза искусствсовременники называли эти сады «кубистическими», видя в них аналогию с «кубизмом» в живописи. Замкнутость пространства садов и композиционное решение сделало их похожими на театральные декорации.

Введение

движущихся элементов, световых и цветовых эффектов превращает их в своего рода развлекательное шоу, сродни новому искусству кино.

В то же время сады Гуэврекяна имели отчётливую связь с повседневной жизнью: «Сад воды и света» был создан на короткое время для выставки и стал действительно украшением выставки, сохраняя несколько месяцев свой первозданный вид — так искусно были подобраны растения- «Сад на Вилле Ноай» был подчинён стилю жизни заказчиков и представлял собою своего рода игровое поле, где Виконт Ноай, любивший сам заниматься садом, неоднократно менял состав и расположение растений в геометрических секциях клумб.

Сады Гуэврекяна были гомоцентричны, так как в отличие от многих других опытов, в них учитывались как габариты человеческой фигуры, так и динамика человека в пространстве.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведённое исследование позволило выявить контекстуальные связи между личной творческой судьбой архитектора Г. Гуэврекяна, мало известного за пределами узкопрофессиональной среды и не оценённого по достоинству в качестве генератора новых художественных идей, и эстетическими тенденциями ландшафтной архитектуры первой трети XX века. В ходе изучения историко-культурного контекста формирования эстетических новаций в сфере архитектуры, а также сбора и обобщения сведений о творчестве Г. Гуэврекяна удалось систематизировать представления об основных тенденциях развития ландшафтной архитектуры, выявив связи этой сферы искусства с другими видами искусства, показав влияние новых направлений искусства на ландшафтную архитектуру.

Изучив и обобщив сведения о Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года в Париже, удалось установить, что на ней впервые в практике проведения международных выставок не только была создана Ландшафтная секция, но архитекторы, участвовавшие в её работе (Ж. Марраст, А. Лапраде, Ле Корбюзье, Р. Малле-Стивенс, Г. Гуэврекян и др.,) под руководством Ж. К-Н.Форестье, смогли аккумулировать, синтезировать и воплотить в своих ландшафтных объектах новые веяния и течения искусства того времени, использовать новые материалы и современные технические достижения. Таким образом, эта выставка стала площадкой для мировой премьеры революционных идей в этой сфере и явилась своеобразной, весьма важной точкой отсчёта в истории современной ландшафтной архитектуры.

Анализ мало изученного в отечественном искусствоведении направления «симультанеизм» показал, что он «вооружил» людей искусства принципиально новыми выразительными средствами художественного языка и способами воздействия на зрителя, что было обусловлено его основной особенностью — передачей иллюзии движения, пространственной динамики, вибрации, пульсации. Творцы в первой трети XX века реализовывали личные и творческие интенции в этом направлении в различных видах искусства и своеобразными результатами: Робер Делоне — в живописи, Фернан Леже — в кино, Соня Делоне — в декоративно-прикладном искусстве (в частности, тканях и одежде), Габриэль Гуэврекян — в архитектуре.

В нашем исследовании впервые в отечественном искусствоведении на основе изучения собранных, систематизированных и сопоставленных сведений из многочисленных, многообразных и разрозненных источников воссоздана биография выдающегося архитектора Габриэля Гуэврекяна и прослежена эволюция его творческой деятельности. Гуэврекян обладал восприимчивостью к новым тенденциям искусства и сам генерировал новые идеи. Доказано, что в своём творчестве он воплотил художественные принципы синтеза искусств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.- Боккиа, Ф.- Кассара, С.- ди Марко, А.- Россо, Г.- Таглиатори, М.3. Азизян, И. А.4. Азизян, И. А.5. Азизян, И. А.6. Азизян, И. А.
  2. , Ю. Я.- Вихляев, К. А.8. Афасижев, М. Н.9. Афасижев, М. Н.
  3. Архитектура в художественной культуре: Теоретические проблемы взаимодействия искусств Текст. / Ирина Атыковна Азизян. М.: РААСН, 1996.-160 с.
  4. Изобразительное искусство и наука Текст. / Марат Нурбиевич Афасижев. М.: Алетейя, 2002. — 184 с. 10. Афасижев, М. Н.11.12. Барт, Р.13. Бартрам, Н. Д. 14. Безсонов, С. В.15. Васильев, И. Б.
  5. , А. П.- Горохов, В. А.
  6. , А. П.- Горохов, В. А.18. Веселова, С. С. 19. Виноградов, В. В.20. Виноградова, Н. А.
  7. Архангельское: Подмосковная усадьба Текст. / С. В. Безсонов. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1937. — 270 с.
  8. Русские сады и парки Russian gardens and parks Текст. / А. П. Вергунов, В. А. Горохов — Отв. ред. П. И. Лапин, Л. Н. Андреев- [АН СССР, Гл. ботан. сад]. — М.: Наука, 1988.
  9. Цвет в живописи Текст. / H. Н. Волков. М.: Искусство, 1985.-480 с.
  10. Модернизм. Искусство первой половины XX века Текст. / Михаил Юрьевич Герман. СПб.: Азбука-классика, 2008. — 480 с. Парижская школа [Текст] / Михаил Юрьевич Герман. — М.: СЛОВО, 2003. — 272 с.
  11. Безумная жизнь Сальвадора Дали Текст. / Ян Гибсон. М.: Арт-Родник, 1998. — 768 с.
  12. Пространство, время, архитектура Текст. / Зигфрид Гидион. Пер. с нем. М.: Стройиздат, 1973.-456 с.
  13. Город без границ Текст. / Вячеслав Леонидович Глазычев. М.: Территория будущего, 2011. — 400 с.
  14. Урбанистика Текст. / Вячеслав Леонидович Глазычев. М.: Европа- Новая площадь, 2008. -220 с.
  15. Ландшафтное искусство Китая Текст. / Е. В. Голосова. М.: Наталис, 2008. — 328 е., ил. 34. Голубева, Е. И.35. Городнянский, А. В.
  16. , В. А.- Вишневская, С. С.
  17. , В. А.- Лунц, Л. Б.38. Горохов, В. А.39. Делакруа, Э.40. Делёз, Ж.41. Делёз, Ж.42. Демидова, М. А.43. Джекилл, Г.- Хьюссей, К.44. Евангулова, О. Е.45. Жадова, Л. А.46. Жирнов, А. Д. 47. Залесская, Л. С.
  18. Эстетика и дизайн ландшафта Текст. / Елена Ильинична Голубева. М.: КноРус, 2010. — 448 с.
  19. Идеальная резиденция ренессансного правителя. Дворец Фонтебло эпохи Франциска I Текст. / М. А. Демидова. М.: Прогресс-Традиция, 2010. — 352 е., ил.
  20. Искусство оформления сада (Garden Ornament) Текст. / Гертруда Джекилл, Кристофер Хьюссей.- М.: Фитон+, 2010. 456 с. Художественная «вселенная» русской усадьбы. -М.: Прогресс-традиция, 2003. — 304 с.
  21. Советский отдел на Международной выставке декоративного искусства и промышленности в Париже в 1925 г. Текст. / Л. А. Жадова. // Техническая эстетика. -№ 10, 1966. Искусство паркостроения [Текст] / А. Д. Жирнов.- Львов: Высшая школа, 1977. 206 с.
  22. Озеленение городов Средней Азии Текст. / Любовь Сергеевна Залесская. М.: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949.48. Залесская, Л. С. 49.50. Злотникова, Т. С. 51.52. Игнатьева, М. Е.53. Измайлов, Ч. А.
  23. , Ч. А.- Соколов, Е. Н.- Черноризов, А. М.55. Иконников, А. В.56. Иконников, А. В.57.
  24. Сферическая модель цветоразличения Текст. / Чингиз Абильфазович Измайлов. М.: МГУ, 1980.- 171 с.
  25. Психофизиология цветового зрения Текст. / Ч. А. Измайлов, Е. Н. Соколов, А. М. Черноризов. М.: МГУ, 1989.-206 с.
  26. Функция, форма, образ в архитектуре Текст. / Андрей Владимирович Иконников. М.: Стройиздат, 1986. — 288 е., ил. Архитектура XX века. Утопии и реальность [Текст] / Андрей Владимирович Иконников. — В 2 томах. — Т. 1. — М.: Прогресс-Традиция, 2001. -656 с.
  27. Искусство цвета Текст / Иоханнес Иттен. / Пер. с немецкого- 4-е издание- Предисловие Л. Монаховой. М.: Изд. Д. Аронов, 2007. — 96 е.- ил.
  28. Введение в историю мировой культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 2003. — 230 с.
  29. Художественный мир русской усадьбы. М.: Традиция, 1997.-321 с.
  30. Международная выставка в Париже Текст. / О. Д. Каменева. // Молодая гвардия. № 8, 1925. — С. 177.
  31. Романтический монтаж Текст. / Александр Абрамович Каменский. М.: Советский художник, 1989.
  32. Озеленение советских городов Текст. / Михаил Петрович Коржев. -М.: Госстройиздат, 1954.72. Котовская, М. П. 73. Коэн, Ж. Л.74. Крюкова, И. В.
  33. , М. Т.- Мальцева, Н. Л. (ред.)76.77. Курбатов, В. Я.78. Лихачёв, Д. С. 79. Лихачёв, Д. С. 80.81. Лосев, А. Ф.82. Лотман, Ю. М.83. Луизов, А. В.
  34. Синтез искусств. Зрелищные искусства Индии Текст. / М. П. Котовская. М.: Наука, 1982.-256 с.
  35. Ле Корбюзье 1887−1965. Лирика архитектуры в эпоху машин Текст. / Жан Луи Коэн. Koln: Taschen GmbH, 2008. — М.: АРТ-РОДНИК, 2008. -96 с.
  36. Никитский ботанический сад. История и Судьбы Текст. / И. В. Крюкова. Симферополь: Н. Ор1анда, 2011. — 416 е., ил.
  37. История зарубежного искусства Текст. / Под ред. Н. Л. Мальцевой, М. Т. Кузьминой. М.: Изобразительное искусство, 1980. — 472 е., ил.
  38. Высший синтез. Неизвестный Лосев Текст. / А. Ф. Лосев. Сост. Аза Тахо-Годи. М.: ЧеРо, 2005. — 264 с.
  39. , К. С.- Адамов О. И.91. Микулина, Е. В.92. Микулина, Е. М.
  40. Стиль Ар Деко: истоки, региональные варианты, особенности эволюции: дис. доктора искусствоведения. / Татьяна Глебовна Малинина. -М., 2002.-372 с.
  41. Идея культуры. Очерки по философии культуры Текст. / Вадим Михайлович Межуев. М.: Университетская книга, 2012. — 406 с. Современное знание о культуре [Текст] / Вадим Михайлович Межуев. — СПб: СПбГУП, 2008. — 32 с.
  42. История садово-паркового искусства и эволюция среды: дисс. на соискание учёной степени доктора архитектуры. / Е. М. Микулина. -Москва, 1970.
  43. Русские сады. XVIII первая половина XIX века Текст. / Мария Владимировна Нащокина. — М.: Арт-Родник, 2007. — 256 с.
  44. Русские сады. Вторая половина XIX начало XX века Текст. / Мария Владимировна Нащокина. -М.: Арт-Родник, 2007. — 216 с.
  45. Русская усадьба. Сборник Общества изучения Русской усадьбы (ОИРУ). Выпуск 16 (32). / Мария Владимировна Нащокина. СПб., 2012. Стилистика сада Текст. / Е. М. Немова. — М.: Фитон, 2001.- 160 с.
  46. Городской ландшафтный дизайн Текст. / Валерий Анатольевич Нефёдов. СПб.: Любавич, 2012.-320 с.
  47. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX—XX вв.еков Текст. / А. Г. Образцова. М.: Наука, 1984.-334 с.
  48. История ландшафтной архитектуры Текст. / Сергей Сергеевич Ожегов. М.: Стройиздат, 1993.-232 с.
  49. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. — 348 с.
  50. Дегуманизация искусства Текст. / X. Ортега-и-Гассет. М.: Правда, 2000. — 100 с. 108. Павлов, H. JI.109. Павлов, Н. Л.110. Палентреер, С. Н.111. Палентреер, С. Н.112. Пашшут, К.- Патаки, д.
  51. , М. А.- Савинова, Е. Н.
  52. , Г. А.- Галеркина, О. И.115. Пэдхем, Ч.- Сондерс, Дж.116. Разлогов, К. Э.117. Раушенбах, Б. В.118. Рычкова, Ю. В.119. Саваренская, Т. Ф.
  53. Восприятие света и цвета Текст. / Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс. Пер. с англ. — М.: Мир, 1978. — 256 с.
  54. Не только о кино Текст. / Кирилл Эмильевич Разлогов. М.: Совпадение, 2009. — 288 с.
  55. Система перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы Текст. / Борис Викторович Раушенбах. М.: Наука, 1986. -252 с.
  56. Энциклопедия модернизма Текст. / Юлия Владимировна Рычкова. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 224 с.
  57. Западноевропейское градостроительство XVII—XIX вв.еков. Эстетические и теоретические предпосылки Текст. / Татьяна Фёдоровна Саваренская. -М.: Стройиздат, 1987. 192 с.
  58. , Т. Ф.- Швидковский, Д. О.- Петров, Ф. А.121. Савинова, Е. Н.122. Савинова, Е. Н.123.124. Сарабьянов, Д. В.125. Сарабьянов, Д. В.126. Седых, Э. В.127. Смирнов, В. П. 128.129.130.
  59. , Е. Н.- Измайлов, Ч. А.
  60. Сад: символы, метафоры, аллегории. Сборник статей / Ответственный редактор Е. Д. Федотова. М.: Памятники исторической мысли, 2010. — 488 е., ил.
  61. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII начала XX веков Текст. / Дмитрий Владимирович Сарабьянов. — М.: Искусство — XXI век, 2003.-296 с.
  62. Франция в XX веке Текст. / Владислав Павлович Смирнов. М.: Дрофа, 2001. — 370 с.
  63. Синий всадник. Der Blaue Reiter Текст. / Под редакцией В. Кандинского и Ф. Марка. Мюнхен, 1912. Перевод, комментарии и статьи 3. С. Пышновской. М.: Изобраз. Искусство, 1996. — 192 с- ил.
  64. Принцип Рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида Текст. / М. Н. Соколов. М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 704 е., ил. Композиционные проблемы синтеза искусств [Текст] / Г. П. Степанов. — М.: Художник РСФСР, 1984.-320 с.
  65. От модерна до авангарда Текст. / Григорий Юрьевич Стернин. М.: Галарт, 1995. — 184 с.
  66. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX вв.еков Текст. / Григорий Юрьевич Стернин. -М.: Искусство, 1970. 184 с. Константин Степанович Мельников [Текст] / А. А. Стригалёв. — М.: Искусство, 1985. — 364 с.
  67. Советская архитектура на Парижской выставке 1925 года Текст. / А. А. Стригалёв. // Проблемы истории советской архитектуры. Сб. науч. тр. -М, 1980.-С. 24.
  68. Монастирсью сади Галичини (X середина XIX ст.) Текст. / Виктория Ярославовна Тарас. -1нститут народознавства НАН Украши, 2006. -276 е., ил.
  69. СССР на Парижской выставке Текст. / Яков Александрович Тугендхольд. // Красная Нива. -№ 39, 1925.
  70. Выставка 1925 года Текст. / Яков Александрович Тугендхольд. // Красная панорама. -№ 8 (50), 1925.
  71. Искусство СССР и национальный элемент Текст. / Яков Александрович Тугендхольд. // Новый мир. -№ 8, 1925.-С. 120.
  72. По лабиринтам авангарда Текст. / В. С. Турчин. -М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.
  73. Пути к синтезу Текст. / А. Февральский. М.: Искусство, 1978. — 240 с.
  74. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века Текст. / М. М. Фёдорова. М.: ИФ РАН, 1997. — 185 с.
  75. Константин Мельников Текст. / С. О. Хан-Магомедов. М.: Архитектура-С, 2006. — 296 с.
  76. Пионеры советского дизайна Текст. / С. О. Хан-Магомедов. М.: Галарт, 1995. — 424 с.
  77. Как читать сады. Интенсивный курс по садово-парковому искусству Текст. / Лоррейн Харрисон. Пер. с англ. Е. М. Опрышко. М.: Рипол Классик, 2011.-256 е., ил.
  78. Перспектива Текст. / Хория Теодору. Бухарест: Меридиане, 1964. — 604 с.
  79. Эксперименты художников Парижской школы в области проектирования текстиля и костюма: дис. канд. искусствоведения: 17.00.06. СПб., 2009.-283 с.
  80. Основы современного искусства: Введение в его символические формы Текст. / В. Хофман. / Пер. с нем. А. Белобратова. СПб.: Академический проект, 2004. — 560 с.
  81. Courtyard in the wind Текст. / Vito Acconci. -Ostfildern-Ruit: Reihe Cantz, 2003. 111 p.
  82. Marcel Duchamp Текст. / Sarane Alexandrian. -Paris: Flammarion, 1976. 95 p.
  83. Radical Landscapes: Reinventing Outdoor Space Текст. / Jane Amidon. London: Thames & Hudson, 2001.- 192 p.175. Bac, F.176. Baeyer, E.177. Baron, S.- Damase, J.178. Baumeister, N.179. Beardsley, J.
  84. Benton, C.- Benton, T.- Wood, G.181. Buckberrough, S.182. Chapon, F.183. Chapsal, F.184. Chevreul, M. E.185. Chevreul, M. E.186. Cohen, A.187. Cohen, A.
  85. Au Chateau de La Sarraz: Le congres international d’architecture moderne. // Gazette Lausanne, 28 June 1928.1.art des jardins a l’exposition des arts decoratifs
  86. Текст. / Ferdinand Вас. // L’Illustration 166, № 4301, 8 августа 1925.
  87. Rhetoric and Roses. A History of Canadian
  88. Gardering. 1900−1930 Текст. /Edwinnavon
  89. Baeyer. Ontario: Fitzhenry & Whiteside Limited, 1984.
  90. Sonia Delaunay: the Life of an Artist Текст. / S. Baron, J. Damase. New York: H. N. Abrams, 1995.
  91. New Landscape Architecture Текст. / Nicolette Baumeister. Berlin: Verlagshaus Braun, 2006. — 448 P
  92. Earthworks and Beyond: Contemporary Art in the Landscape Текст. / John Beardsley. New York, Cross River Press, 1984.
  93. Mysteres et splendeurs de Jacques Doucet, 18 531 929 Текст. / Francois Chapon. Paris: J.-C. Lattes, 1984.
  94. Rapport a M. le ministre du commerce, de l’industrie, des postes et des telegraphes Текст. / F. Chapsal. -Paris, 23 мая 1913.
  95. Sonia Delaunay Текст. / Arthur Cohen. New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers, 1975.
  96. The Delaunays, Apollinaire and Cendrars Текст. / Arthur Cohen. New York: Cooper Union School of Art and Architecture, 1972.188. Cohen, J-L.189. Cooper, P.190. Cooper, P.191. Coret, N.192. Cosgrove, D. E.193. Cottington, D.194. Damase, J.
  97. Delaunay, R.- Delaunay, S.- Cohen A. A.
  98. Delaunay, R.- Schuster, P.-K.197. Delaunay, R.198. Delorme, J.C.- Chair, P.199. Dervaux, A.200. Desanti, D.201. Deshairs, L.
  99. Deshoulieres, D.- Jeanneau, H.
  100. Corbusier Текст. / Jean-Louis Cohen. Koln: Taschen GmbH, 2008. — 96 p. Il giardino new tech (The New Tech Garden) [Текст] / Paul Cooper. — Milano: Edizioni L’Archivolto, 2001.
  101. Cubism Текст. / David Cottington. New York: Cambridge University Press, July 1998.
  102. Sonia Delaunay: Fashion and Fabrics Текст. / J. Damase. New York: H. N. Abrams, 1991.
  103. The New Art of Color: the Writings of Robert and Sonia Delauday Текст. / Robert Delaunay, Sonia Delaunay, Arthur Allen Cohen. New York: Viking Press, 1978.
  104. Delaunay und Deutschland Текст. / Robert Delaunay, Peter-Klaus Schuster. Koln: DuMont Buchverlag, 1985.
  105. Du cubisme a l’art abstrait / Documents inedits publies par P. Francastel Текст. / Robert Delaunay. -Paris: S.E.V.P.E.N., 1957. L’Ecole de Paris: 10 architectes et leurs immeubles, 1905−1937 [Текст] // Jean-Claude Delorme, Philipper
  106. Une villa moderne a Hueres Текст. / Leon Deshairs // Art et Decoration. Июль 1928. — Pp. 1−24.
  107. The Demands of Architecture Текст. / Dominique Deshoulieres, Hubert Jeanneau. // Rob Mallet-Stevens, architecte. [Текст] Brussels: Archives d’Architecture Modrne, 1980.203. Dodds, G.
  108. Ecrits sur le cinema Текст. / J. Epstein. V. l — P.: Seghers, 1974.
  109. Vienna di Hoffmann. Текст. / G. Fanelli, E.
  110. Godoli. Rome: Laterza, 1981.1.s jardins de l’exposition des arts decoratifs Текст.
  111. Jean-Claude Nicolas Forestier. // La Gazette1. lustree des Amateur de Jardins, 1925.1.s jardins a l’exposition des arts decoratifs Текст. /
  112. Jean-Claude Nicolas Forestier. // Parts 1−3.
  113. Agriculture Nouvelle. № 1448 (8 August 1925), № 1449 (22 August 1925), № 1450 (12 September1925).
  114. The Gardens of France Текст. / Jean-Claude Nicolas Forestier. // House and Garden. Октябрь 1924.
  115. Joie de vivre Текст. / Waldemar George. // Presse, 20 февраля 1928.
  116. Corbusier et l’architecture contemporaine Текст. / Sigfried Giedion. // Cahiers d’Art 5, no. 4. Paris, 1930.-Pp. 204−211.1. cubisme Текст. / John Golding. Paris: Julliard, 1965.
  117. Cubisme: a History and an Analysis 1907−1914 Текст. / John Golding. New York: Wittenborn, 1959.
  118. Das Kinodram Текст. / Iwan Goll. // Kino-Debatte. Texte zum Verhaltnis von Literatur und Film 19 091 929 / Herausgegeben von A. Kaes. Tubingen: Deutscher Taschenbuch Verlag, Max Niemeyer Verlag, 1978. -P. 136−139.
  119. Batiments Industriels. Текст. / Gabriel Guevrekian. Paris: Editions d’Art Charles Moreau, 1930.
  120. Hotels et Sanatoria. Текст. / Gabriel Guevrekian. -Paris: Libraire Nouvelle de l’Architecture et des Beaux-Arts, 1931.
  121. Habitation a Teheran. Текст. / Gabriel Guevrekian. //L'Architecture d’aujourd’hui, 1 января 1938. -P. 78.
  122. Maisons en pays de soleil. Текст. / Gabriel Guevrekian. // Art et Decoration 3, 1946. Un congres international d’architecture moderne au Chateau de la Sarraz [Текст] / Gabriel Guevrekian. // La Patrie, 31 July 1928.
  123. Tribute to a Radical Текст. / David A. Hanser // The Ricker Reader. March 1966.
  124. Architecture of France Текст. / Davod A. Hanser. -London: Greenwood Press, 2006. 334 p.
  125. Jardins d’aujourd’hui en Europe: Entre art et architecture Текст. / Penelope Hill. Antwerp: Fonds Mercator, 2002.
  126. Kuthy, S.- Delaunay, R.- Delaunay, S.238. L’Herbier, M.239. Lambert, J.
  127. Lambertini, A.- Leenhardt, J.241. Lawder, S.242. Leger, F.243. Leger, F.244. Leroy, Cl.
  128. Robert Dalaunay, Sonia Delaunay Текст. / Michel Hoog. Ottaway: La Galerie Nationale du Canada, 1965.
  129. The Sculpture of Jacques Lipchitz Текст. / Henry R. Hope. New York: Museum of Modem Art, 1954.
  130. The Tiny Garden Текст. / Jane McMorland Hunter. London: Frances Lincoln Ltd, 2006. — 144 p.
  131. The modernist garden in France Текст. / Dorothee Imbert. New Haven and London.: Yale University press, 1993.-300 p.
  132. Salon d’automne Текст. / Frantz Jourdain, Robert Rey. Paris: L’Art et la vie, 1926.
  133. VHUTEMAS. Moscou 1920−1930. 2 volume. / S. Khan-Magomedov. Paris: Editions Duregard, 1990.
  134. Sonia & Robert Delaunay: Kunstlerfreunde = Dialogues d’artistes, resonances Текст. / Sandor Kuthy- Robert Delaunay, Sonia Delaunay. Stuttgart: GerdHatje, 1992. (Немецкий). La Tete qui tourne [Текст] / Marcel L’Herbier. -Paris: Belfond, 1979.
  135. Jardins et fontaines Текст. / Jacques Lambert. // L’Illustration 166, no. 4301. 8 августа 1925. — Pp. 139−142.
  136. Vertical Gardens. Bringing the City to Life Текст. / Anna Lambertini- Jacques Leenhardt. / Principal Photography by Mario Ciampi. London: Thames & Hudson Ltd, 2007.
  137. The Cubist Cinema. Текст. / Standish D. Lawder. -N. Y.: New York University Press, 1975.
  138. Presentation du «Ballet mecanique» Текст. / Fernand Leger // Europe, 1971. № 508−509. — P. 64−65. Fonctions de la peinture. [Текст] / Fernand Leger. -P.: Gonthier, 1965.
  139. Cendrars, le futurisme et la fin du monde Текст. / Cl. Leroy. //Europe, 1975.-№ 551.-P. 113−120.245. Levesque, J.-H.
  140. Lipchitz, J.- Arnason, H. H247. Loos, A.248. Lyonnet, J-P.249. Madsen, A.250. Mallet-Stevens, R.251. Malochet, A.- Bianchi, M.
  141. Malochet, A.- Delaunay, S.253. Marefat, M.254. Marrast, J.255. Martet, J.256. Marx, R.257. Mellquist, J.
  142. Mosser, M.- Teyssot, G. (ed.)259. Moynihan, E. B.260. Mumford, E. P.
  143. Blaise Cendrars Текст. / J.-H. Levesque. P.: Ed. de la Nouvelle Revue Critique, 1947. My Life in Sculpture [Текст] / Jacques Lipchitz- H. H. Arnason. — New York: Viking, 1972.
  144. Ornament and Crime Текст. / Adolf Loos. (1908) // См.: Sarnitz, A. Adolf Loos 1870−1933.
  145. Robert Mallet-Stevens, architecte Текст. // JeanPierre Lyonnet. Editions Alternatives, avril 2005. -248 p.
  146. Sonia Delaunay: Artist of the Lost Generation Текст. / A. Madsen. New York: McGraw-Hill, 1989.1. cinema et les arts. L’Architecture. Текст. /
  147. Robert Mallet-Stevens. // Les Cahiers du Mois1. Cinema. Paris, 1925.
  148. Sonia Delaunay, atelier simultane Текст. /
  149. A. Malochet- M. Bianchi. Milan: Skira- Bellizona:
  150. Museo villa dei Cedri, 2006.
  151. Atelier simultane di Sonia Delaunay, 1923−1934
  152. Текст. / Annette Malochet- Sonia Delaunay.1. Milano: Fabri, 1984.
  153. The CIAM Discourse on Urbanism, 1928−1960. Текст. / Eric Paul Mumford. Cambridge: Massachusetts Institute of Technology, 2000.261. Oliver, P.262.263. Pinchon, J-F.264. Racine, M.265. Riley, С. A.266. Rosen, С.
  154. Rousseau, P.- Delaunay, R.268. Roussel, R.269. Sackville-West, V.270. Sadoul, G.271. Sadoul, G.272. Sanchez, P.273. Sarnitz, A.
  155. Dwellings. The Vernacular House World Wide Текст. / Paul Oliver. New York: Phaidon Press Limited, 2003.
  156. Fernand Leger ou la cineplastique Текст. / G. Sadoul. Cinema, 1959. — № 35. — P. 73−82.
  157. Histoire generale du cinema Текст. / G. Sadoul. -V.5. P.: Denoel, 1975.
  158. Dictionnaire du Salon d’automne (1903−1945) -Repertoire des exposants et liste des oeuvres presentees. 3 vol. — Paris: ed. De l’Echelle de Jacob, 2006.
  159. Fernand Leger. Текст. / Werner Schmalenbach. P.: Cercle d’art, 1977.
  160. Charles de Noailles: Master of Gardens, Life, and Art Текст. / Pierre Schneider. // Vogue 162, no.l. -Июль 1973.-Pp. 74−79. Changes in Scenery: Contemporary Landscape Architecture in Europe [Текст] / Thies Schroeder. -Basel: Birkhauser, 2001.
  161. Garden-Craft Old and New Текст. / John Dando Sedding. London: Kegan Paul & Co., 1891.
  162. Josef Hoffmann, Das architektonische Werk. Текст. / Eduard F. Sekler. Vienne et Salzbourg: Residenz Verlag, 1982.
  163. An Essay in the Adroit: At the Villa of the Vicomte de Noailles Текст. / P. Morton Shand. // The Architectural Review 65. Апрель 1929. — Pp. 174 175.
  164. New Pioneering in Garden Design Текст. / Fletcher Steele. // Landscape Architecture Quarterly 20, N. 3. -Апрель 1930.
  165. Architecture and Landscape. The design experiment of the great European gardens and landscapes Текст. / С. Steenbergen- W. Reh. Munich: Prestel-Verlag, 1996.
  166. Gardens through the Ages (1420−1940). Original designs for recreating classic gardens Текст. / Roy Strong. London: Conran octopus, 2000. The Garden Book [Текст] - London- New York: Phaidon Press, 2000.
  167. Vercelloni, M.- Vercelloni, V.- Gallo, P.292. Vesely, D.293. Vezzosi, A. (ed.)294. Viee, M.
  168. Vitou, E.- Deshoulieres, D.- Jeanneau, H.296. Vroom, M. J.297. Wines, J.298. Woodhams, S.299. Zahar, M.300. Zechlin, H. J.1.homme approximatif Текст. / T. Tzara. P.: Gallimard, 1968.
  169. Green Architecture Текст. / James Wines. Koln: TASCHEN, 2000.
  170. Portfolio of contemporary gardens Текст. / Stephen Woodhams. London: Quadrille Publishing Limited, 1999.1.architecture vivante: Gabriel Guevrekian Текст. / Marcel Zahar. // L’Art Vivant, January 1929.
Заполнить форму текущей работой