Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «управление персоналом» на рынке труда

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках организационных рекомендаций были предложены следующие: организация работы по трудоустройству выпускников вузов на государственном уровне путем создания подразделения в составе Министерства образовании и науки РФ, отвечающего за работу с выпускниками вузовсовершенствование деятельности действующих Служб содействия трудоустройству выпускников в составе вузов и формированию… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теория и практика повышения конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на 10 рынке труда
    • 1. 1. Сущность понятия «конкурентоспособность выпускников вузов»
    • 1. 2. Факторы, влияющие на повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда
    • 1. 3. Характеристика современного положения выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на рынке труда
  • Выводы по главе I
  • 2. Методические рекомендации по оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности 56 «Управление персоналом» на рынке труда
    • 2. 1. Анализ методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов
    • 2. 2. Требования работодателей к выпускникам вузов по специальности «Управление персоналом»
    • 2. 3. Методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом»
  • Выводы по главе II

Повышение уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «управление персоналом» на рынке труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В условиях социально-экономических трансформаций современного российского общества выпускники вузов, имея диплом высшего профессионального образования, зачастую оказываются невостребованными на рынке труда. Данное обстоятельство обусловлено, с одной стороны некоторой обособленностью высшего образования от реальных запросов рынка труда, а с другой стороны, отсутствием функционировавших прежде механизмов распределения выпускников вузов по организациям. Заложницей такой ситуации становится молодежь.

За последние два года рынок труда претерпел значительные изменения, в большей степени обусловленные экономическим кризисом. Положение выпускников вузов на рынке труда характеризуются неоднозначностью, что обусловлено специфичностью направлений подготовки выпускников и их востребованностью на рынке труда. Так, согласно результатам различных исследований, невостребованность выпускников вузов достигает от 28 до 50%, а по некоторым специальностям — и до 70%. Обозначенную тенденцию подтверждают и данные статистики. Из 1,5 млн. выпускников вузов востребованы отечественным рынком труда только треть.

На российском молодежном рынке труда ситуация согласно экспертным оценкам выглядит достаточно напряженной, сохраняющей тенденции к ухудшению. В условиях кризиса многие крупные компании закрывают или сокращают программы привлечения молодых специалистов, в результате чего количество предложений для выпускников вузов снизилось в несколько раз. Коренные изменения произошли и в сегменте управления персоналом, специалисты которого до недавнего времени считались весьма востребованными.

В ситуации превышения предложения рабочей силы на рынке труда, сформированного в основном за счет специалистов по управлению персоналом со стажем, выпускникам, только что окончившим вуз и преимущественно не имеющих опыта работы по специальности, достаточно сложно выдержать конкуренцию и претендовать на качественные рабочие места.

Сложившуюся ситуацию может исправить система образования, если она будет способствовать формированию в выпускнике вуза конкурентоспособного, оптимистично настроенного, способного к конструктивному действию специалиста. В связи с этим проблема формирования конкурентоспособности будущих специалистов обозначена Правительством РФ как одна из актуальных проблем, стоящих перед высшей школой в период происходящей модернизации образования, что отражено в принятой Концепции модернизации образования.

В связи с вышесказанным разработка теоретических, методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов является чрезвычайно актуальной и имеет большую практическую значимость для совершенствования подготовки специалистов в высшей школе.

Степень разработанности проблемы. Диссертационное исследование базируется на анализе научных трудов как зарубежных, так и российских ученых.

Экономическая природа и сущность конкурентоспособности раскрываются в работах А. Армстронга, Ф. Котлера, Р. Коха, М. Портера.

Проблемам конкурентоспособности выпускников на рынке труда посвящены работы российских ученых О. А. Александровой, М. Вражновой, Г. Зборовского, И. Ивановой, О. В. Киржбаум, Н. А. Лоншаковой, Л. И. Мошкович, А. В. Новачук, Н. Нуриева, С. Д. Резника, М. Скоробогатовой, Е. Шуклиной и др.

Большую практическую ценность представляют труды ученых, разработавших методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов, Е. В. Масленниковой, Н. Нуриева, В. А. Оганесова, М. Л. Полдолиной, Т. П. Савенковой, А. Степусь, С. И. Сотниковой, А. В. Чистяка, О. А. Ткачевой, Т. В. Черняка, Д. В. Чернилевского, О. А. Шавандиной, В. И. Шаповалова и др.

Важное значение имеют работы исследователей, посвященные выделению критериев оценки качественных характеристик выпускников вузов. Позиция работодателей относительно качественных характеристик выпускников вузов отражена в исследованиях А. Гнетневой, Н. Григорьевой О. Дымарской, А. Жигадло, М. Лемуткиной, О. А. Лышовой, М. Филь. С позиции вуза к качественным характеристикам выпускников вузов подходят в своих работах исследователи О. Берестнева, Н. Я. Гарафутдинова, З. А. Капелюк, Н. Р. Кельчевская, М. Г. Сергеева, П. Е. Щеглов.

На необходимость модернизации российского образования указывают в своих работах М. Воскобойникова В. Кижеватова, Н. В. Маланичева, Э. Манушин, Н. Л. Титова.

Положению молодежи на рынке труда, ее социального статуса посвящены исследования Е. М. Аврамовой, Г. И. Лазарева, М. Новиковой, В. А. Карпещ П.В.Романова, А. Ю. Слепухина, Т. О. Разумовой, С. Сухова, А. Ряховского, Е. Таюрской, Н. Чепиль и др.

Различным аспектам государственной политики занятости и вопросам трудоустройства выпускников вузов посвящены работы ученых и практиков А. Долговой,.

И. Жуковой, В. В. Екомасова, В. В. Елисеева, Е. Ильясова, К. Г. Кязимова, Д. Макарова, И. И. Турдубекова, О. В. Щегулиной.

Механизмы взаимодействия рынка труда и высшей школы анализируются в трудах И. Артюшиной, С. М. Астаховой, Т. Б. Беляевой, В. Казерина, Г. А. Лукичева, JI. Чижовой, М. В. Юрасовой.

На сегодняшний день недостаточно исследованными остаются теоретические и прикладные аспекты оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов, учитывающие как требования государственных образовательных стандартов, так и требования работодателей. В частности, нет однозначного понимания понятий «выпускник вуза», «конкурентоспособность выпускника вуза», отсутствует классификация факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность выпускников вузов, не определены составляющие конкурентоспособности и их содержание.

Материалы журнальных статей, а также Интернета, дают отдельные отрывочные представления о конкурентоспособности выпускников вузов и ее составляющих, что не создает полного представления о ее сущности и методах разработки критериев оценки.

Очень важной, но неисследованной остается проблема согласования требований, предъявляемых к специалистам со стороны вузов и работодателей, в связи с чем отсутствует методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников, учитывающая указанные выше аспекты. Особую важность в этой связи приобретают вопросы связанные с разработкой методических и практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов.

Актуальность темы

исследования, а также недостаточная проработанность многих аспектов конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда определили цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ требований, предъявляемых к выпускникам вузов государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и рынком труда, формирование новых методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности выпускников и разработка на этой основе научно-практических рекомендаций по повышению уровня их конкурентоспособности на рынке труда.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи: • Раскрыть сущность понятия «конкурентоспособность выпускников вузов» на рынке труда.

• Выявить факторы, влияющие на конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.

• Охарактеризовать современное положение выпускников вузов на рынке труда.

• Проанализировать и обобщить методические подходы к оценке уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

• Определить требования государственных образовательных стандартов и работодателей к выпускникам вузов по специальности «Управление персоналом».

• Разработать методику оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом».

• Оценить уровень конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом».

• Разработать научно-практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом».

Объект исследования — выпускники вузов по специальности «Управление персоналом».

Предмет исследования — методические подходы, процессы оценки и направления повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом».

Методологическую основу исследования составили фундаментальные и прикладные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики труда и управления персоналом, социологии труда, исследования прикладных аспектов оценки конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

Эмпирической базой послужили статистические сборники, данные мониторинга о положении выпускников вузов на рынке труда, результаты социологических исследований в данной области, проводимые другими авторами, а также результаты собственного исследования, проведенного среди работодателей и выпускников вузов.

Научная новизна работы заключается в исследовании теоретических и прикладных аспектов повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов и разработке теоретических, методических и практических рекомендаций по оценке ее уровня с позиции компетентностного подхода. К числу положений, содержащих элементы приращения научного знания, можно отнести следующие:

• Определены составляющие конкурентоспособности выпускника вуза (мотивационная, квалификационная, личностная, деловая) и их содержание. Анализ содержательной части составляющих конкурентоспособности выпускника вуза и конкурентоспособности работника позволил выявить выраженную взаимосвязь этих понятий и их принципиальное отличие. На первых порах содержание составляющих конкурентоспособности выпускника вуза лишь частично соответствует содержанию составляющих конкурентоспособности работника, однако по мере овладения выпускником знаниями, умениями, навыками работы по специальности, способами общения, адаптированности к рабочему месту и организации в целом, соответствие их содержания станет полным. Исходя из анализа содержания составляющих конкурентоспособности уточнены основополагающие понятия: «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособность работника», «конкурентоспособность выпускника вуза».

• Разработана классификация факторов, позволяющая комплексно подойти к изучению конкурентоспособности выпускников вузов, исходя из уточнения их сущности как совокупности причин и конкурентных преимуществ, влияющих на успешное трудоустройство по профилю полученной специальности и эффективное выполнение служебных обязанностей. В качестве классификационных признаков приняты: способ воздействия, источник воздействия, уровень воздействия, направленность воздействия.

• Установлены причины, снижающие уровень конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: отсутствие прогнозирования изменений перечня специальностей и профилей и сфер занятости рынка труда, не позволяющее вузам ориентироваться на структуру специальностей и профилейнизкий уровень практической подготовки выпускников вузовнедостаточная адаптация учебных программ высшего профессионального образования к потребностям рынка труданесовершенство механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и вузамипричины, обусловленные субъективными особенностями самих выпускников.

• Обосновано применение компетентностного метода на основе анализа методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности выпускников, который в большей степени учитывает специфику объекта исследования, а также быстроизменяющиеся тенденции рынка труда и требования работодателей к выпускникам вузов. Применение данного метода позволило разработать классификацию компетенций выпускников вузов по признаку принадлежности к составляющим конкурентоспособности: квалификационные, личностные, деловые, и определить их содержание.

• Разработана методика оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» с применением компетентностного метода, учитывающая степень значимости компетенций для работодателя. Описаны уровни конкурентоспособности выпускников вузов, определен норматив уровня подготовки, ниже которого выпуск специалистов будет экономически не целесообразным. Предложено четыре варианта расчета интегрального показателя конкурентоспособности выпускников вузов.

• Разработаны научно-практические рекомендации по повышению конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, апробированные на базе московских вузов. Выявлены резервы повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов, в качестве которых предложены организационные рекомендации, относящиеся ко всем уровням управления высшей школы, а также рекомендации по совершенствованию учебного процесса, сохранению подготовки специалистов по направлению «Управление персоналом» при переходе на уровневую систему обучения.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование и полученные результаты способствуют повышению уровня конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Разработанную методику оценки уровня конкурентоспособности выпускников вузов можно рекомендовать как вузам для внесения корректировок в учебные планы, так и работодателям и кадровым агентствам, с целью отбора необходимых кандидатов. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы Министерством образования и науки РФ, Министерством здравоохранения и социального развития РФ, службами содействия трудоустройству выпускников в составе вузов, а также могут быть внедрены в учебный процесс путем совершенствования федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, учебных планов и организации самостоятельной работы студентов по специальности «Управление персоналом».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы обсуждены и одобрены на 23-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (26−27 марта 2008 г.), 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2008» (23−24 октября 2008 г.), 24-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (23−24 апреля 2009 г.), 13-й Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления — 2009» (28−29 октября 2009 г.).

Апробация предложенных методических рекомендаций выполнена на базе Государственного университета управления (ГУУ), Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова), Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МГУЭСИ), Московского гуманитарного университета (МосГУ), Академии труда и социальных отношений (АТиСО).

Структура диссертационной работы отражает логику исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе III.

В результате расчета интегрального показателя уровня конкурентоспособности выпускников московских вузов по специальности «Управление персоналом» получены значения интегральных показателей уровня конкурентоспособности выпускников исследуемых вузов, которые находятся в пределах норматива (2,5 — 3,4 балла). Полученные значения свидетельствуют о наличии резервов повышения уровня конкурентоспособности выпускников.

В качестве резервов повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов были предложены организационные рекомендации, а также рекомендации по совершенствованию учебного процесса, сохранению подготовки специалистов по направлению «Управление персоналом» при переходе на уровневую систему обучения.

В рамках организационных рекомендаций были предложены следующие: организация работы по трудоустройству выпускников вузов на государственном уровне путем создания подразделения в составе Министерства образовании и науки РФ, отвечающего за работу с выпускниками вузовсовершенствование деятельности действующих Служб содействия трудоустройству выпускников в составе вузов и формированию новыхформирование и развитие организационных форм укрепления взаимодействия вузов с производственной сферойразвитие взаимодействия подразделений, участвующих в процессе трудоустройства выпускников вузов на всех уровнях управления высшим образованиемобеспечение взаимного признания дипломов о высшем образовании на международном уровне.

В качестве рекомендации по совершенствованию учебного процесса было предложено: совершенствование и корректировка учебных планов и программ в соответствии с набором компетенций выпускника вуза, релевантных требованиям работодателейсовершенствование технологий и методов обучениявключение студентов в проектную деятельностьорганизация самостоятельной работы студентов-по развитию своих конкурентных преимуществ.

Предложенные рекомендации, детально представленные и аргументированные в диссертационном" исследовании, позволят, по мнению автора, существенным образом повысить уровень конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.

Заключение

.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме показал сложность и многогранность понятия «конкурентоспособность выпускника вуза».

Предложено авторское определение понятия «конкурентоспособность выпускника вуза»: конкурентоспособность выпускников вузов — это степень полезности качественных характеристик выпускников вузов на рынке труда для потенциального покупателя (работодателя), определяющая возможность претендовать на качественные рабочие места и выдерживать конкуренцию по сравнению с другими субъектами на данном рынке — в широком смыслеконкурентоспособность выпускников вузов — это целостное понятие, представляющее собой неразрывное единство мотивационных, квалификационных, личностных и деловых составляющих его элементов, выражающее внутреннюю готовность выпускника к профессиональной деятельности и выполнению трудовых функций в какой-либо конкретной сфере деятельности, отвечающих требованиям работодателя — в узком смысле.

При изучении его сущности были уточнены понятия «конкурентоспособность личности», «конкурентоспособность работника», выявлена их взаимосвязь с понятием «конкурентоспособность выпускника вуза».

Сформулировано понятие «выпускник вуза»: выпускник — это студент последнего курса очной, очно-заочной и заочной форм обучения, успешно освоивший предметы общеобразовательной программы и приступивший к выполнению итоговой квалификационной работы.

Обоснованы составляющие конкурентоспособности выпускника вуза (мотивационная, квалификационная, личностная и деловая) и определено их содержание.

Учитывая сущность, конкурентоспособности, уточнено понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность выпускников* вузов: факторы- - это совокупность причин и конкурентных преимуществ, влияющих на успешное трудоустройство по профилю полученной специальности и эффективное выполнение служебных обязанностей.,.

На основе аналитического рассмотрения подходов, к выделению* факторов, разработана классификация* факторов, позволяющая комплексно подойти к’изучению' конкурентоспособности выпускников вузов.

При изучении современного положения выпускников вузов на рынке труда, отмечена востребованность специальности «Управление персоналом» среди абитуриентов, что отражается в сохранении численности приема на фоне ее общего спада в вузах страны. Отечественная практика управления согласно оценкам экспертов остро нуждается в квалифицированных специалистах по управлению персоналом. Однако в условиях экономической нестабильности заявленная потребность значительно ниже.

В целом положение выпускников вузов на рынке труда характеризуется более низким уровнем конкурентоспособности по сравнению с другими категориями работников. Положение выпускников вузов по специальности «Управление персоналом» на общем фоне выпускников выглядит сравнительно лучше.

Воздействие этих проблем негативно сказывается на уровне конкурентоспособности. Для их решения необходим определенный инструментарий. В частности для решения проблемы адаптации учебных образовательных программ к требованиям рынка труда необходимый инструментарий еще недостаточно проработан.

Анализ методических подходов к оценке уровня конкурентоспособности выпускников показал, что на данный момент не разработан инструментарий, позволяющий комплексно оценить конкурентоспособность выпускников вузов. Существующие методики ограничивают количество и структуру показателей, практически не учитывают быстроизменяющиеся тенденции рынка труда, а также требования работодателей к выпускникам вузов. Результаты проведенного анализа дают основание полагать, что в большей степени учитывает специфику конкурентоспособности выпускников вузов компетентностный подход. Использование данного подхода правомерно ко всем специальностям направления «Менеджмент», в том числе и для специальности «Управление персоналом».

Изучение требований работодателей к выпускникам вузов по специальности «Управление персоналом» с применением компетентностного подхода, позволило определить перечень наиболее востребованных компетенций, установить степень их значимости. Так, приоритетными компетенциями по оценкам работодателей явилась группа квалификационных компетенций, вторыми по значимости отмечены личностные компетенции, третьими — деловые.

Учитывая степень значимости для работодателей набора выделенных компетенций выпускника вуза, была разработана методика оценки уровня конкурентоспособности, предполагающая четыре варианта ее оценки: расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности для конкретного выпускника вуза по специальности «Управление персоналом" — расчет интегральных показателей уровня конкурентоспособности по нескольким выпускникам одного вуза специальности «Управление персоналом» для сравнения уровня их конкурентоспособностирасчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности для всех выпускников специальности «Управление персоналом» конкретного вузарасчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности для выпускников специальности «Управление персоналом» нескольких вузов с целью сравнения уровня их конкурентоспособности.

Применение методики возможно и при оценке конкурентоспособности выпускников других специальностей. Использование методики может быть полезно как вузам с последующим внесением корректировок в учебные планы с целью повышения уровня конкурентоспособности выпускаемых специалистов, так и работодателям и кадровым агентствам, с целью отбора необходимых кандидатов.

Для реализации цели диссертационного исследования — повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов, необходимо произвести его оценку, используя разработанный инструментарий.

В результате расчета интегрального показателя уровня конкурентоспособности выпускников московских вузов по специальности «Управление персоналом» получены значения интегральных показателей уровня конкурентоспособности выпускников исследуемых вузов, которые находятся в пределах норматива (2,5 — 3,4 балла). Полученные значения свидетельствуют о наличии резервов повышения уровня конкурентоспособности выпускников.

В качестве резервов повышения уровня конкурентоспособности выпускников вузов были предложены организационные рекомендации, а также рекомендации по совершенствованию учебного процесса, сохранению подготовки специалистов по направлению «Управление персоналом» при переходе на уровневую систему обучения.

В рамках организационных рекомендаций были предложены следующие: организация работы по трудоустройству выпускников вузов на государственном уровне путем создания подразделения в составе Министерства образовании и науки РФ, отвечающего за работу с выпускниками вузовсовершенствование деятельности действующих Служб содействия трудоустройству выпускников в составе вузов и формированию новыхформирование и развитие организационных форм укрепления взаимодействия вузов с производственной сферойразвитие взаимодействия подразделений, участвующих в процессе трудоустройства выпускников вузов на всех уровнях управления высшим образованиемобеспечение взаимного признания дипломов о высшем образовании на международном уровне.

В качестве рекомендации по совершенствованию учебного процесса было предложено: совершенствование и корректировка учебных планов и программ в соответствии с набором компетенций выпускника вуза, релевантных требованиям работодателейсовершенствование технологий и методов обучениявключение студентов в проектную деятельностьорганизация самостоятельной работы студентов по развитию своих конкурентных преимуществ.

Предложенные рекомендации, детально представленные и аргументированные в диссертационном исследовании, позволят, по мнению автора, существенным образом повысить уровень конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.М. Поведение молодых специалистов на рынке труда: новые тенденции Текст. // Человек и труд. — 2007. — № 9. — С. 41−47.
  2. Е.М. Работодатели и выпускники вузов на рынке труда: взаимные ожидания Текст. // Социологические исследования. 2006. — № 4. — С. 37−46.
  3. Е.В. Информационное обеспечение анализа и программирования конкурентоспособности Текст.: автореф. дне. канд. экон. наук. Москва, 2007. 41 с.
  4. О.А. Высшее образование и структура российской экономики Текст. // Высшее образование в России. — 2006. № 5. — С. 28−32.
  5. В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности Текст.: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
  6. М. Практика управления человеческими ресурсами Текст.: учебник: пер. с англ. СПб.: Питер, 2007. — 831 с.
  7. И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда Текст. // Высшее образование в России. 2006. — № 6. — С. 28−32.
  8. Ассоциация консультантов по подбору персонала. Отчет по исследованию: «Современный выпускник московского вуза» Электронный ресурс. Режим доступа: www.apsc.ru.
  9. С.М. Регулирование взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в сфере подготовки специалистов с высшим образованием Текст. // Вестник университета.
  10. Е.А. Проблемы обеспечения конкурентоспособности вузов и стратегии их деятельности в условиях региональной конкуренции Текст. // Университетское управление. 2006, — № 9. — С.34−37.
  11. Е.М. Концепция конкурентоспособности высшего учебного заведения Текст. // Качество. Инновации. Образование. 2005. — № 2. — С. 26−28.
  12. Т.Б. Экономическое обоснование взаимодействия вузовской подготовки и рынка труда Текст. // Экономика образования. 2006. — № 4. -С. 63−73.
  13. О. Критерии качества обучения в высшей школе Текст. // Стандарты и качество. 2004, — № 8. — С. 84−86.
  14. Бизнес и образование: проблемы, тенденции, приоритеты Текст. // Официальные документы в образовании. — 2006. № 10. — С. 57−72.
  15. Бизнесмены недовольны вузами Электронный ресурс. — Режим доступа: www. kadrovik.ru.
  16. Н., Могилевкин Е. Карьера молодого специалиста: взгляд вуза Текст. // Управление персоналом. — 2004. № 13. — С. 18−21.
  17. Большой толковый словарь русского языка Текст. / Сост. и гл. ред.С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
  18. А.Б. Большой экономический словарь Текст. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный мир, 2006. — 860 с.
  19. Е.В. Исследование рынка образовательных услуг с целью оценки удовлетворенности потребителей Текст. // Экономика образования. 2006. — № 1. -С. 55−57.
  20. Вакансии для молодых специалистов Электронный ресурс. — Режим доступа: www. career.ru.
  21. Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального образовательного проекта Текст. Выпуск 4 / Под ред. Котренко B.C., Тюльпанова
  22. B.А., Ивановой В. Н., Шохина А. Н. М., СПб.: МОО «Общество «Знание», 2006. -92с.
  23. М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза Текст. // Высшее образование в России. 2008. — № 5. — С. 139−143.
  24. М. Проблемы адаптации молодых специалистов в условиях «вуз-производство» Текст. // Высшее образование в России. — 2002. № 5. — С. 116−122.
  25. М. Новые подходы в работе вузовских подразделений содействия занятости выпускников Текст. // Служба кадров и персонал. 2005 — № 5. — С. 30−33.
  26. Н.Я. Конкурентоспособность будущего специалиста высшей квалификации как показатель качества его подготовки Текст. // Вестник Омского университета.- 2002. Вып. 1'. — С. 76−78.
  27. Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации Текст.: монография. М.: Маркет ДС, 2005. 360 с.
  28. А., Филь М. Выпускник-2007"на рынке труда Электронный ресурс. Режим доступа: www.ubo.ru.
  29. Н. Вузовский диплом не есть диплом профессионала Текст. // Высшее образование в России. 2004. — 31. — С.104−110.
  30. А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи — условие повышения конкурентоспособности страны Текст. // Человек и труд. 2007. — № 8. —1. C.57−62.
  31. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 4. — С. 30−33.
  32. Ю.А. Условия трудоустройства выпускников вузов на рынке Текст. // Кадровый менеджмент. — 2008. № 8. — С.34−39.
  33. О. Страшно далеки мы от рынка.: анализ экспертных мнений работодателей по основным проблемам профессионального образования Текст. // Платное образование. 2005. — № 1−2. — С. 18−22.
  34. В.В. Проблемы трудоустройства молодых специалистов Текст. // Кадры предприятия. 2005. — № 3. — С. 72−79.
  35. В.В. Управление занятостью молодежи в регионе (на примере Самарской области) Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2004. 38 с.
  36. Е. Дорогие GRP программы, или почему работа с молодежью стоит дорого Текст. // Управление персоналом. — 2005.- № 7 (114).- С. 42−43.
  37. А. Качество подготовки и трудоустройство молодых специалистов: социологический аспект Текст. // Высшее образование в России. — 2007. № 10. — С. 108−112.
  38. Г. Е., Шуклина Е. А. Эффективность профессиональной подготовки: проблемы социологического измерения Текст. // Высшее образование в России. — 2006. -№ 3.- С. 322−35.
  39. Е. Рынок труда и рынок образования: как устранить дисбаланс? Текст. // Высшее образование в России. 2004. — № 7. — С. 3−10.
  40. Иванова-Швец JI.H. Образовательный фактор в формировании конкурентоспособности человеческих ресурсов Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2005. 38 с.
  41. Е. Вузовские центры трудоустройства Текст. // Служба кадров и персонал. -2006.-№ 8.-С. 51−55.
  42. Е. Кадровый потенциал завтрашнего дня: некоторые рекомендации по организации работы Центов содействия занятости учащейся молодежи Текст. // Служба кадров и персонал. 2006. — № 5. — С. 39−42.
  43. Е. Трудоустройство выпускников зада учреждений профессионального образования Текст. // Высшее образование в России. — 2004. — № 2. — С. 84−93.
  44. Е. Служба трудоустройства выпускников Текст. // Служба кадров. — 2003. -№ 3. — С.47−50.
  45. Е. Трудоустройство и занятость выпускников вузов: система содействия Текст. // Высшее образование в России. 2005. — № 7. — С.3−13.
  46. В. Вуз и компания рядом или вместе? Текст. // Управление персоналом. -2001.-№ 9.-С. 36−37.
  47. З.А. Потребительский мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в узе Текст. // Стандарты и качество 2006. № 1.- С. 62−66.
  48. С. Прогнозирование выпуска специалистов высшего профессионального образования Текст. // Предпринимательство. 2007. — № 4. — С. 79−83.
  49. Н.Р. Определение востребованности качества подготовки специалистов основа эффективной деятельности вуза Текст. // Экономика образования. — 2006. -№ 4. -С. 101−107.
  50. Н.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов — основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений Текст.: монография. Екатеринбург: УГТУ—У ПИ, 2001. 77 с.
  51. АЛ. Основы управления персоналом Текст.: учебник. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2008. — 447 с.
  52. А.Я., Заичкин Н. И., Лукьянова Т. В. Организация самостоятельной работы студентов Текст.: учеб. пособие 1 Под ред. А. Я. Кибанова, Н.И. Заичкина- ГУУ. М., 2006.- 136 с.
  53. В. Модернизация образования как условие развития трудовых ресурсов Текст. // Человек и труд. 2007. — № 3. — С. 63−66.
  54. О.В. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: организационный аспект Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук. Омск, 2007. 22 с.
  55. Компетентностный подход: пути реализации Текст.: монография / Г. П. Гагаринская, В. П. Гарикин, Е. Н. Живицкая, О. Ю. Калмыкова, Н.В. Соловова- ГОУ ВПО «СамГУ" — ГОУ ВПО «СамГТУ" — «БГУИР" — НОУ ВПО «ПИБ». Самара: Изд-во «Универс групп», 2008. 258 с.
  56. Комплекс учебно-методических материалов для студентов специальности «Управление персоналом» 80 505 Текст. / Под науч. ред. д.э.н., проф. А. Я. Кибанова. -2-е изд., перераб. и доп. ГУУ. -М., 2008.
  57. Комплексная система непрерывной практической подготовки и трудоустройства студентов в период обучения в вузе: Разработка и реализация цикла инновационных образовательных проектов Текст. / Под общ. ред. проф. С. Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2002.-220 с.
  58. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость Текст. / Портер Майкл. Пер. с англ. R 11- 3-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.-715 с.
  59. В.Г. Концепция подготовки специалистов по управлению персоналом Текст. // Вестник университета. 2005. — № 1. — С. 244−250.
  60. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст.: приказ Министерства образования РФ № 393 от 11.02.2002 г.
  61. Ф. Основы маркетинга: учебник Текст. СПб.: Литера плюс, 1994. 289 с.
  62. Кох Р. Менеджмент и финансы от, А до Я: учебник Текст. / под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Изд-во «Питер», 1999. — 379 с.
  63. А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS Текст.: учеб. пособие для вузов / О.А. Крыштановский- Гос. ун-т Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 281 с.
  64. К.Г. Политика занятости и развитие профессиональных ресурсов Текст. // Человек и труд. 2003. — № 4. — С. 42−44.
  65. Г. И. Молодой выпускник на рынке труда Электронный ресурс. Режим доступа: www.labourmarket.ru.
  66. М. Бизнес покидает вузы Текст. // Alma mater: вестник высшей школы. — 2006. № 7. -С. 46−48.
  67. Н.А. Повышение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда: взаимодействие вузов и работодателей Текст. // Уровень жизни регионов России. 2007. — № 8−9. С.45−47.
  68. B.C. Оценка конкурентоспособности управленческого персонала и его развитие Текст.: монография / B.C. Лосев, В. Е. Соколова. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. — 128 с.
  69. Г. А. В поисках эффективного взаимодействия высшего образования и работодателей Текст. // Экономика образования.- 2005. № 4. — С. 5−21.
  70. О.А. Дисбаланс спроса и предложения: профессиональная подготовка выпускников вуза в оценках работодателей Текст. // Наука производству. — 2003. -№ 11. -С.49−51.
  71. Д. Политика занятости — связующее звено между экономической и социальной политикой Текст. // Человек и труд. 2007. — № 12. С. 34−37.
  72. Н.В. Основные направления повышения конкурентоспособности российского образования Текст. // Вестник университета. Развитие отраслевого и регионального управления (3). 2007. — № 3. — С.288−292.
  73. . Уникальная возможность для молодых: и поучиться, и заработать Текст. // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2007. — № 7. — С. 66−71.
  74. Э. Модель подготовки элитного специалиста Текст. // Высшее образование в России. 2007. — № 8. — С. 3−16.
  75. В., Нечволод Н. Университетский бизнес-парк «Уникум» Текст. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. — № 8. — С. 71−75.
  76. Е.В. Детерминанты качественных характеристик рабочей силы Текст. // Вопросы образования. 2006. — № 4. — С. 32−33.
  77. Л.Г. Партнерство вузов и работодателей в подготовке кадров Текст. // Человек и труд. 2006. — С. 67−69.
  78. Л.Г. Управление конкурентоспособностью персонала в инновационной среде Текст. II Человек и труд. 2007. — С. 78−81.
  79. ДМ. Психология развития конкурентоспособной личности Текст.: монография. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж. Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 404 с.
  80. Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов Текст. // Управление персоналом. 2005. — № 6. — С. 26−29
  81. В.М. Рейтинги университетов как инструмент правления конкурентоспособностью Текст. // Alma mater: вестник высшей школы. 2008. — № 2. — С. 22−25.
  82. С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. -№ 1. — С. 67−71.
  83. Л.И., Новачук А. В. Формирование оценки конкурентоспособности выпускника вуза Текст. // Управление общественными и экономическими системами. 2006. — № 2. — С. 57−62.
  84. . М. Как стать востребованным на рынке труда? Текст. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. — № 8. — С. 23−26.
  85. Новый тип отношений: вуз производство Электронный ресурс. — Режим доступа: www.rhr.ru.
  86. Н. Инварианты подготовки конкурентоспособных специалистов Текст. // Высшее образование в России.- 2005.- № 5.- С. 53−56.
  87. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования) Текст.: федеральный закон № 232-ФЭ от 24.10.2007 г.
  88. О высшем и послевузовском профессиональном образовании Текст.: федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08. 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
  89. О мерах по совершенствованию системы профессионального образования с участием работодателей Текст. // Официальные документы в образовании. 2006. — № 10. — С. 55−57.
  90. О создании, центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений высшего профессионального образования Текст.: приказ Федерального агентства по образованию РФ № 212 от 19.03.2008 г.
  91. Об образовании Текст.: закон РФ № 3266−1 от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
  92. В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации’высшего-образования-Текст. // Высшее образование в России. — 2004. № 5, — С.42−44.
  93. Ю.Г., Руденко Г. Г. Бабынина JI.C. Экономика труда Текст.: учебник в 2 т. -М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2007. С. 699.
  94. Ю.Г. Организация службы управления персоналом: современный подход Текст.: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. -168 с.
  95. Отличительные черты современной молодежи Электронный ресурс. — Режим доступа: www.newsland.ru.
  96. А.В. Психологические условия развития конкурентоспособности личности студента в вузе Текст.: монография. Пятигорск, 2008.- 196 с.
  97. M.JI. Как подготовить конкурентоспособного выпускника Текст.: монография. Академия профессионального образования. М., 2003. — 146 с.
  98. Положение молодежи в России Текст.: аналитический доклад. — М., издательский комплекс «Машмир», 2005. 168 с.
  99. Р. Рабочая сила в XXI веке Текст. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. — № 9. — С. 73−79.
  100. М. Конкуренция Текст.: учебник- М.: Изд. дом «Вильяме», 2000. 495 с.
  101. Представители вузов Европы: требования работодателей к выпускникам вузов постоянно растут Электронный ресурс. Режим доступа: www.5ballov.ru.
  102. Проблемы рынка образовательных услуг и спрос на выпускников учреждений профессионального образования Текст.: монография / Романов П. В., Слепухин А. Ю., Карпец В. А. Под ред. проф. Елютиной М. Э. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2004. 135 с.
  103. Программы обучения по направлению «Управление персоналом» за рубежом Электронный ресурс. Режим доступа: www.itec.com.ru., www. globus-abroad.ru.
  104. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» квалификация (степень) бакалавр Текст. Москва, 2009.
  105. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Управление персоналом» квалификация (степень) магистр Текст. Москва, 2009.
  106. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 200 «Менеджмент» квалификация (степень) бакалавр Текст. Москва, 2009.
  107. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 80 200 «Менеджмент» квалификация (степень) магистр Текст. Москва, 2009.
  108. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) бакалавр Текст. Москва, 2009.
  109. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» квалификация (степень) магистр Текст. Москва, 2009.
  110. Профессиональный стандарт. Вид экономической деятельности: руководство (управление) организацией Текст. Москва, 2006.
  111. Т.О. Выпускники вузов на рынке труда России Текст.: монография. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2007. — 232 с.
  112. Е.Г. Прогнозирование кадровых потребностей как целевой ориентир конкурентоспособности Текст. // Качество. Инновации. Образование. — 2006. № 5. — С. 20−26.
  113. С.Д. Как сделать себя конкурентоспособным Текст.: практическое пособие для студентов высших учебных заведений. — Пенза: ПГУАС, 2008. 37 с.
  114. С. Д. Пути повышения конкурентоспособности студентов и выпускников высших учебных заведений на рынке труда Электронный ресурс. -Режим доступа: www.unn.ru.
  115. Российский статистический ежегодник текст.: стат. сб. / Росстат. М., 2006. — 725 с.
  116. Россия в цифрах Электронный ресурс. Режим доступа: www.gks.ru.
  117. Е.Е. Новая экономическая энциклопедия Текст. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2006. — VI, 810с.
  118. Т.Н. Конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу Текст. // Проблемы теории и практики управления.- 2006. № 9. — С. 115−126.
  119. Т.Н. Конкуренция вузов и конкурентоспособность специалистов как вектор движения образования на пути к прогрессу Текст. // Аудит и финансовый анализ. 2007. — № 1. — С. 407−414.
  120. М.Г. Методические аспекты исследования рынка образовательных услуг при подготовке конкурентоспособного специалиста: Маркетинг в непроизводственной сфере Текст. // Маркетинг в России и за рубежом. 2007. — № 6.- С. 92−95.
  121. М. Как мы понимаем конкурентоспособность на рынке труда Электронный ресурс. Режим доступа: www.globsite.narod.ru.
  122. Современный рынок труда выбирает: требования работодателя к молодому специалисту Электронный ресурс. — Режим доступа: www.kemocpom.chat.ru.
  123. С.И. Конкурентоспособность рынка труда: генезис социально-экономического содержания Текст. // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. -№ 2. С. 95−107.
  124. С.И., Маслов Е. В., Глазырин С. Ю. Управление конкурентоспособностью персонала Текст.: монография. — Новосибирск: НГУЭУ, 2006. 302 с.
  125. С.И., Немцова Ю. В. Конкурентоспособность персонала как объект управления Текст. // Вестник Омского университета. Омск: Омский гос. ун-т, 2003. С. 68−74.
  126. Стандарт профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента Текст.- Москва, 2006 г.
  127. А. От чего зависит конкурентоспособность персонала? Текст. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. — № 2. — С. 71−77.
  128. С., Ряховский А. Рынок труда и проблемы трудоустройства Текст. // Высшее образование в России. 2006. — № 4. — С. 10−15.
  129. Е. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи Текст. // Человек и труд. 2004. — № 8. — С.57−62.
  130. Теоретические и практические аспекты повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Текст. // Вестник Саратовского государственного технического университета. —2008. № 3(35). Выпуск 2. 147 с.
  131. H.JI. Повышение конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг Текст. // Высшее образование — 2007. № 3. — С.52−54.
  132. Ф.Р. Конкурентоспособность личности в современном трансформирующемся обществе: социально-философский анализ Текст.: автореф. дис. докт. философ, наук. Ростов на — Дону, 2007. 46 с.
  133. И.И. Совершенствование механизма регулирования занятости молодежи в условиях экономического роста Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2004.43 с.
  134. Управление персоналом: Энциклопедический словарь Текст. / Под ред. А .Я. Кибанова. М.:ИНФРА-М, 1998. — VIII, 453 с.
  135. Управление персоналом: Энциклопедия Текст. / Под ред. А. Я. Кибанова. -М.:ИНФРА-М, 2009- VI, 554 с.
  136. Уровень профессиональной подготовки выпускников втузов не соответствует требованиям большинства работодателей Электронный ресурс. Режим доступа: www.lawlinks.ru.
  137. Т.Г., Быков В. А. Конкуренция и конкурентоспособность Текст.: монография. М.: ЮНИТИ, 2007. — 272 с.
  138. Н. Проблемы занятости молодежи на современном этапе социально-экономического развития Текст. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2008. -№ 3. — С. 73−75.
  139. Д., Моисеев В. Непрерывное образование. Второе высшее образование Текст. // Высшее образование в России. —2003. № 4. — С. 17−21.
  140. Т.В. Формирование компетентности лидера как фактор конкурентоспособностиs выпускников вузов Текст. // Образование в России.- 2007 -№ 6. — С.34−37.
  141. JI. Механизм взаимодействия рынков труда и образовательных услуг. Методологические подходы Текст. // Человек и труд. 2004. — № 8. — С. 37−40.
  142. А.В., Ткачева О. А. Обеспечение конкурентоспособности выпускников технического университета Текст. // Вопросы образования. — 2005.- № 4. С.25−28.
  143. О.А. Оценка конкурентоспособности специалистов, подготовленных вузом Текст. // Вопросы образования. 2006.- № 3. — С.15−18.
  144. В.И. Теоретико-методологические и практические аспекты формирования конкурентоспособной личности: Текст.: учебное пособие. Уфа: Изд-во Восточный университет, 2004. — 80 с.
  145. . А Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования Текст. // Вопросы статистики. 2007. — № 3. — С. 80−81.
  146. П.Е., Никитина Н. Ш. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов Текст. // Университетское управление. 2003.- N 1(24). С. 46−59.
  147. О. Что ожидает выпускников вузов на рынке труда? Текст. // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2006. — № 8. — С. 67−76.
  148. О.В. Совершенствование системы регулирования занятости молодых специалистов выпускников вузов (на примере г. Москвы) Текст.: автореф. дис. канд. экон. наук. Москва, 2004. 43 с.
  149. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия Текст. / Гл. ред. Румяенев A.M. Изд-во «Советская энциклопедия». Том 2. 479 с.
  150. I Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов Текст. / Общ. Ред.: д.э.н., проф. КушлинЗ.И., д.э.н., проф., член-корр. РАН Чичканов В. П. М.: Изд-во АГС, 2004.-744 с.
  151. М.В. Пути взаимодействия работодателей и выпускников вузов: по материалам социологических исследований Электронный ресурс. — Режим доступа: www.lib.socio.msu.ru.
  152. Graduate-рекрутмент. Как выбрать лучшего на молодежном рынке труда Электронный ресурс. Режим доступа: www. hr-zone.net.
  153. Alvey, J.E. Moral education as a means to human perfection and social order: // History of the human sciences. L. etc., 2001. — Vol. 14, N 2. — P. 1−18.
  154. ETUI, Survey of Temporary Agency Work, ETUI Report 65, Brussels Trade Union Institute, 2000.
  155. Higher Education in the Learning Society. Summary Report. The National Committee of Inquiry into Higher Education. 2001.
  156. Humane Resources Management: the Cultural Issues / Rothwell Sh. // Manager Apdate. 1994. № 3.
  157. Karmel, P. Researching schools // Dialogue. Canberra, 2000. — Vol. 19, N 2. — P. 2735.
  158. McCormick E.J., Jeanneret P.R., Mecham R.C. A study of job characteristics and job dimension as based on the Position Analysis Questionnaire (PAQ) // journal of Applied Psychology Monograph, 1972. № (56). — h. 347−368.
  159. Muller, W.- Karle, W. Social selection in educational system in Europe // Europ. sociol. rev. Oxford, 2003. — Vol. 9, N 1. — P. 1−23.
  160. Pitfield M. Selection and Personnel Appraisal / The Open University. 1990. Vol.5.
  161. Rumberger, R.W.- Larson, K.A. Toward explaining differences in educational achievement // Sociology of education. Wash., 2008. — Vol. 71, N 1. — P. 68−92.
  162. S. Stain, G. Book. The advantages of EQ: emotional culture and your success II Stoddard Publishing Co. Limited, 2000.
  163. The Future of HR in Europe key challenges thought 2015 / European Association for Personnel Management. BGG, 2007.
Заполнить форму текущей работой