Учет основных средств и нематериальных активов
Дт70 Кт 68 — 126 813,00 — начислен НДФЛ в бюджет Дт70 Кт 51 — 409 173,76 — с расчетного счета перечислены денежные средства на пластиковые карты сотрудников Дт 20,26 Кт 69 — 338 657,61 — начислены взносы от заработной платы сотрудников Дт 69 Кт 51 — 332 650,21 — уплачены налоги по заработной плате Дт 68 Кт 51 — 1 676 349,00 — уплачены налоги НДФЛ, НДС, налог на прибыль Дт76 Кт51 — 3 915,00… Читать ещё >
Учет основных средств и нематериальных активов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность. В настоящее время высокую роль в подготовке кадров играет производственная практика, т. е. практика непосредственно на предприятии по своей профессии. Производственная практика нужна для укрепления теоретических знаний и получения практических навыков ведения бухгалтерского учета. За время прохождения практики студент более глубже знакомится с выбранной деятельностью, а личные задания руководителя помогают пошагово ознакомиться с каждым участком бухгалтерского учета и организационной структурой предприятия, а также стратегией дальнейшего развития предприятия.
Теоретическое исследование. При подготовке к оформлению отчета о производственной практике были изучены и проанализированы труды ведущих специалистов, таких как: Савицкая Г. В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия; Александров О. А. «Аудит»; Тумасян Р. З. «Бухгалтерский учет» Астахов В. Бухгалтерский (финансовый) учет; Ивашкевич В. Б. «Практикум по управленческому учету и контроллингу»; Кондраков Н. П. «Бухгалтерский учет»; законодательные и нормативные акты Российской Федерации, методические указания и инструкции.
Цель прохождения производственной практики — расширить теоретические знания по ведению бухгалтерского учета на предприятии.
Задачи производственной практики:
— приобретение практических знаний по ведению бухгалтерского учета, аудита и анализа хозяйственной деятельности предприятия;
— сбор информации по всем участкам бухгалтерского учета организации;
— обобщение данных и формирование выводов по полученным в ходе производственной практики данным, для принятия решений по совершенствованию дальнейшего развития предприятия.
Объект исследования. Бухгалтерский учет на предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА». Основной вид деятельности предприятия продажа строительных материалов для многоэтажных домов.
Предмет исследования. Бухгалтерский учет и отчетность торгового предприятия ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА».
Методы исследования. В процессе написания отчета принимались: сравнительный метод; метод цепных подстановок; общий метод познания; метод сопоставления и другие методы математической статистики.
Новизна исследования. Полученные результаты исследования данного предприятия, могут быть использованы для совершенствования ведения бухгалтерского учета данной организации.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации, сформулированные по данным полученным в процессе прохождения производственной практики, должны обеспечить значительное улучшение ведения бухгалтерского учета на предприятии, что способствует улучшению финансового состояния предприятия.
Тема 1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА». Организация бухгалтерского учета
Торговое предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» специализируется на предоставление услуг по оптовой и розничной продаже строительных материалов для многоэтажных домом. Участвует в различных тендерах. Основной деятельностью ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» является оптовая продажа строительных материалов.
В состав учетного аппарата входит два сотрудника главный бухгалтер и бухгалтер, на которого вложены обязанности введение учета кассовых операции, первичной документации, операций по расчетному счету, сверка с поставщиками и покупателями, составление договор. В обязанности главного бухгалтера входит формирование налоговой отчетность и предоставление налоговой отчетность, контроль движения денежных средств организации, работа с кадрами организации, учет финансовых результатов.
На предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» применяется журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. В основе учета лежат принципы накапливания и систематизация данных первичных документов в учетных регистрах, которые позволяют обеспечить синтетический и аналитический учет средств, источников хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Хронологическая и систематическая записи хозяйственных операций осуществляются одновременно. Ведение бухгалтерского и налогового учета осуществляется с использованием программы 1 С «Торговля и склад» и 1С «Бухгалтерия».
По положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете документы текущего отчетного периода хранятся в бухгалтерии, в закрывающихся шкафах под ответственностью главного бухгалтера. Первичные документы, учетные регистры хранятся 5 лет со дня их последнего использования, лицевые счета рабочих до достижения 75 лет возраста работника. Обработанные первичные документы комплектуются в хронологическом порядке по признаку отношения их к учетному регистру.
Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка, с относящимися к ним документами, подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Сохранность документов, учетных регистров и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер. Для осуществления расчетов наличными деньгами имеет оборудованную кассу. Наличные деньги и ценные бумаги предприятия хранятся в сейфе.
Тема 2. Учет основных средств
Основные средства предприятия сформированы в результате взноса учредителей в уставный капитал предприятия.
На каждый принятый в эксплуатацию объект основных средств комиссией, назначенной приказом руководителя предприятия, составляется Акт приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, в котором указывается первоначальная стоимость объекта, краткая техническая характеристика, место эксплуатации. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту.
Каждому объекту присваивается инвентарный номер, который наносится на сам объект (устойчивой краской, путем прикрепления металлического жетона с номером и т. п.) и в дальнейшем проставляется во всех документах, которыми оформляется движение объекта, а также в инвентарной карточке и инвентарных списках. Этим предупреждается путаница в учете (поскольку одинаковые по назначению объекты могут иметь разную стоимость, степень износа и т. п.), обеспечивается контроль за сохранностью основных средств. Инвентарный номер, присвоенный объекту, сохраняется за ним в течение всего времени нахождения в хозяйстве.
На каждый объект основных средств открывается инвентарная карточка, являющаяся регистром аналитического учета. В карточке содержится наименование и номер объекта основных средств, номер акта и дата приемки, первоначальная стоимость, норма амортизации, краткая характеристика, а также делаются отметки о проведенных ремонтах, перемещении и выбытии. На однотипные объекты небольшой стоимости (инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь и т. п.), поступившие в хозяйство в одном месяце и имеющие одинаковую стоимость, разрешается открывать одну общую инвентарную карточку. Для обеспечения сохранности инвентарные карточки регистрируются в специальных описях, запись в которых осуществляют по классификационным группам основных средств. Зарегистрированные в описи карточки хранятся в картотеке, где размещаются по классификационным группам и местам эксплуатации. Карточки недействующих основных средств (в запасе, на консервации) помещаются отдельно.
По местам использования учет основных средств ведут в инвентарных списках, в которых содержатся краткие сведения о каждом объекте, находящемся в эксплуатации.
Внутреннее перемещение основных средств (из цеха в цех, из запаса в эксплуатацию и т. п.) оформляется актом приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств, составляемого в двух экземплярах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию и служит основанием для записи в инвентарной карточке и перемещения ее в картотеке по новому месту использования. На основании второго экземпляра акта сдатчиком делается отметка в инвентарном списке о выбытии объекта.
Ежемесячно итоговые данные инвентарных карточек на поступившие объекты записывают в карточки учета движения основных средств, которые ведут в разрезе групп основных средств. Эти карточки заменяют аналитические ведомости по счету «Основные средства», Поэтому их общий итог ежемесячно сверяется с итогами синтетического учета данного счета.
Синтетический учет основных средств согласно Плану счетов ведется на счете 01 «Основные средства», который предназначен для учета наличия и движения, как собственных основных средств, так и полученных на условиях финансовой аренды (лизинга), а также арендованных целостных имущественных комплексов, которые входят в состав основных средств.
По дебету счета 01 «Основные средства» отражают:
поступление (приобретенных, созданных, бесплатно полученных) основных средств, зачисленных на баланс предприятия;
суммы расходов, связанные с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и пр.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта;
сумму дооценки стоимости объекта основных средств.
По кредиту счета 01 «Основные средства» отражают:
выбытие основных средств в результате реализации, ликвидации, бесплатной передачи другим предприятиям;
частичные ликвидации;
сумму уценки стоимости основных средств.
Аналитический учет основных средств ведется по каждому объекту в отдельности.
Аналитический учет необоротных материальных активов ведется по каждому объекту этих активов.
Оприходование на баланс объектов основных средств, внесенных учредителями (участниками) в уставный капитал предприятия, отражается как сумма дебиторской задолженности — Дт 75 — Кт 80. Стоимость основных средств поступивших в качестве вклада — Д08 К75, а потом Д01 К08.
В процессе эксплуатации основные средства, сохраняя свою первоначальную физическую форму, постепенно изнашиваются (физически, морально), передавая частями свою стоимость на себестоимость вновь созданного продукта. С целью накопления средств для полного восстановления изношенных объектов стоимость снашиваемой части основных средств, в виде амортизационных отчислений, включают в затраты производства или обращения.
Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6/01 «Основные средства» амортизация определена как систематическое распределение стоимости объекта основных средств, подлежащего амортизации, в течение срока его полезного использования.
Стоимость основных средств, подлежащая амортизации, определяется как разница между себестоимостью объекта и его ликвидационной стоимостью. Под ликвидационной стоимостью понимают сумму, которую предприятие ожидает получить от реализации (ликвидации) объекта после окончания срока его полезного использования (эксплуатации) за вычетом ожидаемых расходов, связанных с реализацией (ликвидацией) объекта.
Объектом амортизации являются основные средства, имеющие ограниченный срок полезного использования.
Сроком полезной эксплуатации основных средств является период, в течение которого предприятие предусматривает использовать соответствующий объект, или количество единиц продукции (услуг), которые предприятие ожидает получить от его использования. Срок полезного использования объектов основных средств определяется самим предприятием.
Поскольку срок полезной эксплуатации основных средств основывается на предварительной оценке, его необходимо периодически пересматривать. В случае если ожидаемый способ получения экономической выгоды от актива существенно изменился, необходимо соответственно изменить и метод начисления амортизации. Изменение метода амортизации должно быть отражено в отчетности, а сумму амортизации в текущем и будущих периодах необходимо скорректировать.
Начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств признается активом, и прекращается, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем погашения стоимости этого объекта, либо его списания в связи с прекращением права собственности. На период реконструкции, модернизации, дооборудования (достройки) и консервации (на срок более трёх месяцев) начисление амортизации основных средств приостанавливается.
Для учёта амортизации используют пассивный счёт 02 «Амортизация основных средств. К этому счёту могут быть открыты субсчёт:
02−1 «Амортизация собственных основных средств», на котором учитывают движение амортизации основных средств принадлежащих организации на правах собственности.
Начисленную сумму по собственным основным средствам производственного назначения отражают проводкой Дт 20 Кт 02.
При выбытии основных средств сумму амортизации по ним списывают как Дт 02 Кт 01.
Аналитический учёт по счёту 02 ведут по видам и отдельным инвентарным объектам основных средств и оформляют разработочной таблицей «Расчёт амортизации основных средств» .
Выбытие основных средств из предприятия оформляется актом на списание основных средств, в котором показывается первоначальная стоимость выбывающего объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, причина выбытия объекта (реализация, ликвидация, безвозмездная передача), расходы связанные с выбытием объекта, а также сумма полученного дохода. На основании акта делают соответствующие записи в инвентарных карточках и инвентарном списке.
Учёт выбытия основных средств ведется на счёте 91 «Прочие расходы и доходы» .
По дебету счета 91 отражают первоначальную стоимость основных средств, а так же расходы связанные с выбытием основных средств, НДС по основным средствам, а по кредиту — суммы амортизации по выбывшим основным средствам и выручку от ликвидации основных средств.
Материальные ценности оставшиеся от списания основных средств приходуются по рыночной стоимости на дату списания и зачисляются на финансовый результат предприятия.
При реализации основных средств их продажную стоимость отражают проводкой Д62,76 К91, одновременно первоначальную стоимость основных средств списывают проводкой Д91 К01, а сумму амортизации по реализованным основным средствам проводкой Д02 К91. В дебет 91 счёта списывают НДС — Д91 К68 и расходы по реализации основных средств — Дт 91 Кт 20,23,70,69
Ликвидация и списание основных средств оформляется следующим образом:
Дт 91 Кт 01 — на первоначальную стоимость основных средств;
Дт 02 Кт 91 — на сумму амортизации:
Дт 10 Кт 99 — на стоимость поступивших материалов от ликвидации основных средств;
При безвозмездной передаче основных средств их первоначальную стоимость списывают так: Дт 91 Кт 01. Сумму начисленной амортизации отражают как Дт 02 Кт 91. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают на убытки Дт 99 Кт 91.
Финансовый результат от реализации объектов основных средств определяется как разница между полученным доходом и себестоимостью реализованных активов с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость.
Ликвидация основных средств оформляется актом на списание основных средств, а при ликвидации автотранспортных средств — актом на списание автотранспортных средств. В акте указывается техническое состояние и причина ликвидации, первоначальная стоимость объекта, сумма начисленного износа, остаточная стоимость, расходы по ликвидации, материальные ценности, полученные от ликвидации (металлолом, запасные части и др.), сумма дохода от ликвидации объекта.
Тема 3. Учет нематериальных активов
бухгалтерский учет расход предприятие К нематериальным активам, в соответствии с принятым ПБУ 14/2000, могут быть отнесены:
— исключительные права патентообладателя на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и селекционные достижения;
— исключительные авторские права на программы для ЭВМ и базы данных;
— исключительные права владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименований места происхождения товаров;
— имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
— деловая репутация организации, а также организационные расходы, которые в соответствии с учредительными документами признаны вкладом в уставный (складочный) капитал организации.
В частности НМА представляют собой объекты долгосрочного использования (более 12 месяцев), у которых отсутствует материально-вещественная структура и используются в производственных целях либо для управленческих нужд. В то же время, данный объект можно идентифицировать (выделить, отделить), т. е. у организации имеются в наличии документы, подтверждающие существование самого актива и исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.). Основным признаком НМА, по которому один инвентарный объект идентифицируется от другого, служит выполнение им самостоятельной функции в производственном или управленческом процессе.
В изучаемом предприятии к НМА относится бухгалтерская программа «Инфо-бухгалтер», которая была принята к учету на счет 04 «Нематериальные активы», но на момент прохождения практики ёще не была окончательно освоена.
Стоимость объектов НМА погашается полностью в течение срока их полезного использования или периода действия вещного права на них.
Предприятие приобрело НМА за 12 000 руб. Срок его использования — 7 лет. Предприятие начисляет амортизацию НМА методом уменьшаемого остатка.
Таким образом, годовая норма амортизации НМА будет равна 14,29% процентам (100%: 7 лет).
Приведем порядок начисления амортизации НМА в таблице:
Таблица 1
Годы эксплуатации НМА | Остаточная стоимость НМА на начало года (руб.) | Годовая сумма амортизации (руб.) | Остаточная стоимость НМА на конец года (руб.) | |
12 000 | 1714,8 (12 000 * 14,29%) | 10 285,2 | ||
10 285,2 | 1469,76(10 285,2*14,29) | 8815,4 | ||
8815,4 | 1259,73 (8815,4 * 14,29%) | 7555,67 | ||
7555,7 | 1079,71 (7555,7 руб. * 14,29%) | 6475,97 | ||
925,4 (6476 руб. * 14,29%) | 5550,55 | |||
5550,55 | 793 (5550,55 руб. *14,29%) | 4757,38 | ||
4757,38 | 679,83 (4757,38 руб. * 14,29%) | 4077,55 | ||
Как видно из таблицы, накопленная сумма амортизации меньше первоначальной стоимости НМА на 4077,55 руб. Это — следствие отсутствия основной особенности большинства нелинейных методов, предполагающих понятие «ликвидационная стоимость». К сожалению данное понятие не нашло своего отражения в ПБУ, и что делать с этой суммой, в стандарте также не указано. Большинство специалистов считают, что возможно отнесение ее на себестоимость в конце цикла эксплуатации или на финансовый результат.
Амортизация по НМА начинают начислять с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и начисляется до полного погашения стоимости этого объекта либо выбытия этого объекта с бухгалтерского учета, а прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета В бухгалтерском учете возможно отражение амортизации путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете, либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. Способ уменьшения первоначальной стоимости применяется по таким объектам НМА как организационные расходы и деловая репутация. По всем остальным применяется способ накопления на отдельном счете. Для этих целей применяется регулирующий счет 05 «Амортизация НМА».
В зависимости от роли, которую играют производственные запасы, они могут подразделяться на группы:
сырье и материалы;
покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
топливо;
тара и тарные материалы;
строительные материалы;
материалы, переданные в переработку;
запасные части;
отходы.
Классификация производственных запасов осуществляется по многим признакам. Есть общая классификация, отражающая единые признаки группировки. Самый общий классификационный признак — по функциональной роли материалов.
Основные — являются составляющей готовой продукции, то есть их использование предусмотрено технологией. Они занимают значительный удельный вес в себестоимости.
Вспомогательные материалы не входят вещественно в состав продукции, а способствуют процессу производства, обеспечивают обслуживание оборудования или предают внешний вид продукции, не влияя при этом на технические параметры.
Топливо — это своеобразный вид вспомогательных материалов, но выполняющий специфическую функцию. То есть оно может быть:
технологическим (участвующим в технологическом процессе);
двигательным;
хозяйственным.
Запасные части имеют особое назначение и используются для замены отдельных частей оборудования в процессе ремонта.
Товары хранятся на складе под ответственностью логиста, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности.
Приобретение товаров у поставщиков осуществляется на основе заключенных договоров.
Выполнение договоров поставки по срокам, количеству, ассортименту учитывается директором. Поставщик отпуск или отгрузку сопровождает выпиской счетов фактур и транспортных документов (товаротранспортные накладные).
На складе покупателя директор проверяет, взвешивает и пересчитывает принимаемые ценности. На фактическое количество поступивших материалов он составляет приходный ордер (однострочный, многострочный).
При недостаче товара составляется приемный акт. Для составления акта создается комиссия. В ее состав должен входить представитель поставщика, транспортные организации или третьей незаинтересованной стороны.
В том случае, если обнаружена недостача по вине поставщика или транспортной организации, этот акт является основанием для предъявления претензии.
Прием ценностей может осуществляться у директора данного предприятия или у представителя поставщика. Предварительно получателю выписывается доверенность, по которой он получает грузы на складе поставщика или от транспортной организации.
Принятые по приходным ордерам или актам товары, отражаются в карточке складского учета. Карточка складского учета является регистром аналитического учета производственных запасов. Для каждого отдельного вида, марки, типоразмера товара заводится отдельная карточка.
Карточка выписывается бухгалтером и передается на склад. Записи в карточку делаются на основании первичных документов. По поступившим ценностям, их количество отражается в графе приход и тут же по этой строке выводится сальдо.
Товар, хранящиеся на складе, постоянно отпускаются на производственные и прочие нужды предприятия. Каждая операция отпуска обязательно фиксируется в первичном документе.
На данном предприятии товар водители получают сразу под свою ответственность, а организует и контролирует процесс бригадир.
Потребность в товаре определяется директором предприятия, исходя из производственной программы.
Их приобретают непосредственно у поставщика.
Отношения с поставщиками регулируются договорами. При исполнении договорных условий поставщик выписывает на отгруженные ценности товарные и платежные документы (счета-фактуры, платежные требования).
Эти документы поступают покупателю, где они проверяются, регистрируются и акцептуются. После регистрации им присваивается внутренний номер, и они передаются в бухгалтерию для оплаты. После оприходования груза на склад в бухгалтерию поступает приходный ордер или акт. В бухгалтерии учет расчетов с поставщиками ведется на пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По кредиту этого счета отражается долг поставщикам, а по дебету — его уменьшение в связи с оплатой. Кредитовое сальдо по сч. 60 означает задолженность поставщику по неоплаченным счетам.
По каждой аналитической позиции приводятся данные по каждому счету поставщика и документу, подтверждающему оприходование ценностей, поступивших от него.
По каждому счету поставщика отражается его номер, название поставщика, учетная стоимость поступивших ценностей, сумма к оплате, расписанная по позициям:
за товар;
НДС;
за тару;
ТЗР;
и т. Д.
При расчетах с поставщиками могут быть выявлены недостачи или излишки фактически поступившего количества по сравнению с данными поставщика. Излишки расцениваются по договорным или учетным ценам, приходуются и отражаются как неотфактурированная поставка.
Если при приемке обнаружена недостача по вине поставщика, то на основании акта поставщику предъявляется претензия.
Учет производственных запасов осуществляется на счете 10 «Материалы».
Движение материалов отражается в учете следующими проводками:
Отпущенные в производство и на другие нужды: Дт 20 Кт 10
Продажа: Дт 91 Кт 10
Тема 4. Учет материальных ценностей
Учёт материально-производственных запасов (МПЗ) регламентируется ПБУ 5/01 «Учёт МПЗ», утверждённый приказом Минфина РФ от 08.06.01 № 44н.
МПЗ — часть имущества организации, которая используется для производства (материалы), для продажи (товары, готовая продукция) и для управления организацией. Основная часть МПЗ (материалы) используется в качестве предметов труда в производственном процессе. Они целиком потребляются в каждом производственном цехе и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.
В зависимости от той роли, которую играют разные производственные запасы в процессе производства, МПЗ делятся на группы:
1) сырьё и материалы;
2) вспомогательные материалы;
3) покупные полуфабрикаты;
4) возвратные отходы производства;
5) топливо;
6) тара и тарные материалы;
7) запасные части;
8) инвентарь и хозяйственные принадлежности сроком использования не более 12 месяцев;
9) специальные инструменты, приспособления, оборудование, одежда.
Материальные запасы приходуются и хранятся на складах предприятия на основании соответствующих первичных документов. Материалы со склада предприятия отпускаются на производственное потребление, различные хозяйственные нужды (содержание зданий, ремонтные работы), а также на сторону для переработки и в порядке реализации как излишние и ненужные.
Первичные документы по учёту материально-производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, т.к. являются его основой. По первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Все первичные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование документа (формы) и код формы;
2) дату составления;
3) содержание хозяйственной операции;
4) измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);
5) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровку.
Для обеспечения сохранности материально-производственных запасов, правильной приёмке, хранения и отпуска ценностей важное значение имеет наличие на предприятии в достаточном количестве складских помещений, оснащённых весовыми и измерительными приборами, мерной тарой и другими приспособлениями. Необходимо также внедрение эффективных форм предварительного и текущего контроля за соблюдением норм запасов и расходования материальных ресурсов.
Тема 5. Учет труда и заработной платы
Основными документами, регламентирующими расчеты с работниками по оплате труда являются:
1.Трудовой кодекс Российской Федерации (далее ТК РФ);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ);
3. Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ);
4. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территорий Российской Федерации, утвержденное Банком России (далее — Положение о порядке ведения кассовых операций).
В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» расчеты с персоналом по оплате труда производятся также на основании Положения об оплате труда ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА», которое введено в целях повышения материальной заинтересованности работников в улучшении производственных и экономических результатов деятельности ООО Морской Док «Якутск» и его подразделений. Оно направлено на обеспечение в Обществе справедливой оплаты труда работников в соответствии с его количеством и качеством.
В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» для учета личного состава, начисления и выплат заработной платы используют унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата Российской Федерации. К ним относятся следующие документы: №Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», №Т-2 «Личная карточка работника», №Т-3 «Штатное расписание», №Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу», №Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда», №Т-13 «Табель учета рабочего времени», №Т-49 «Платежная ведомость», №Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику», №Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы» и др.
Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.
На предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» существуют тарифные условия оплаты труда, которые включают в себя:
Тарифное нормирование труда;
Тарифные ставки для оплаты труда рабочих;
Схемы должностных окладов для оплаты труда руководителей, специалистов и служащих.
Тарифное нормирование труда базируется на использовании следующих нормативных документов, обязательных для применения в РФ: единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих; квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих; общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих; перечень работ с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда, утвержденный Правительством РФ.
Для оплаты труда рабочих применяются месячные тарифные ставки, утвержденные часовые ставки за фактически отработанное время. Аванс выплачивается не позднее 25-го числа месяца, за который начисляется заработная плата, а основная часть не позднее 10-го числа следующего месяца.
Сведения о начислениях и удержаниях накапливаются на лицевых счетах по каждому работнику. Эти данные необходимы для расчета средней заработной платы например начислении отпускных и больничных, а также совокупного дохода для расчета налога на доходы.
Заработная плата в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» перечисляется на зарплатные карты.
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 51 «Расчетный счет» — перечислена заработная плата на лицевой счет № 42 307 810 176 020 004 864/39 в сумме 40 000−00 руб., налог на доходы удержан, платежное поручение № 159 от 15.04.13 г.
Для определения суммы заработной платы, подлежащей выдаче на руки работника, необходимо определить сумму заработка за месяц и произвести из этой суммы необходимые удержания.
Заработная плата, пособия по временной нетрудоспособности, премии выдают из кассы по расчетно-платежной ведомости, которая подписана Генеральным директором и главным бухгалтером ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА». При получении денег рабочие и служащие расписываются в ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то перед распиской в получении денег кассир указывает «по доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расчетно-платежной ведомости.
Если заработная плата не была получена, то по истечении трех дней от установленного срока оплаты труда кассир:
в платежной ведомости напротив фамилии лиц, которым не произведены указанные выплаты, проставляют штамп «депонировано»;
составляется реестр депонированных сумм;
в ведомости делается надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверяет их с общим итогом по расчетно-платежной ведомости и скрепляет надпись своей подписью;
записывает в кассовую книгу, фактически выплаченную сумму и ставит на ведомости штамп «Расходный кассовый ордер №».
Депонированную сумму сдают в банк, на эту сумму составляется расходный кассовый ордер.
При удержании из заработной платы работников ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» сумм составляются следующие проводки:
Дт 70 «Расчеты персоналом по оплате туда» Кт 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — не возращена подотчётная сумма денежных средств (Приказ об удержании из зарплаты за невозвращение подотчётной суммы № 16/9 от 21.02.2013 года, на сумму 180 руб.)
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по НДФЛ» — удержан НДФЛ на основании налоговой карточки по учету доходов и НДФЛ.
Согласно ст. 80 СК РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Если же родители не предоставляют содержания своим детям, то средства на их содержание взыскиваются с родителей в судебном порядке на основании исполнительного листа. В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» из заработной платы некоторых работников удерживаются алименты, это отражается в бухгалтерском учета следующим способом:
Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кт 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на основании соглашения о содержании несовершеннолетних детей, удержаны из доходов работников суммы алиментов на основании исполнительных документов в сумме 8 759 руб.
Тема 6. Учет денежных средств и расчетных операций
Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» являются:
— точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению;
— контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием;
— контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины;
— выявление возможностей более рационального использования денежных средств.
К кассовым операциям относятся:
прием наличной выручки от продажи товаров, работ и услуг;
возврат авансов, выданных рабочим и служащим;
выдача денег на заработную плату, под отчет на командировочные и хозяйственные расходы.
Кассовые операции ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» осуществляются с использованием кассы в рублях.
Поступление и выдачу денег из кассы оформляют приходным и расходным кассовыми ордерами, унифицированной формы № КО -1 и КО — 2 соответственно. В них суммы записывают числами и прописью (приложение 9,10). Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные, кроме того, — руководитель организации.
Все операции по поступлению и расходованию денежных средств в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» записываются в кассовую книгу, которая пронумерована и прошнурована. Количество листов в ней заверено подписями руководителя и главного бухгалтера. В конце рабочего дня подсчитываются в кассовой книге итоги операций за день и выводит остаток на следующий день.
Из кассы также выдаются подотчетные суммы, которые учитываются на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в подотчет наличные деньги выдаются в качестве аванса на командировочные расходы, на хозяйственные нужды. Подотчетное лицо сдает авансовый отчет с прилагаемыми к нему накладной и квитанцией.
Денежные средства, хранящиеся в кассе, учитывают на активном синтетическом счете 50 «Касса». В дебет этого счета записывают поступление, а в кредит — выбытие наличности из кассы.
Рабочим планом счетов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» к счету предусмотрены следующие субсчета:
50.1 — касса организации в рублях;
Корреспонденция счетов по учету денежных средств в кассе представлена в таблице 10, составленной по данным анализа счета 50. При составлении корреспонденции счетов использовались счета, применяемые в соответствии с используемым ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» рабочим планом счетов.
Корреспонденция счетов по учету движения денежных средств в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» за 2014 г.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | |||
Поступило с расчетного счета в кассу | 50.1 | 977 994,68 | ||
Аренда транспортного средства | 81 206,00 | |||
Выплачена из кассы заработная плата работникам | 50.1 | 618 630,59 | ||
Выдано из кассы подотчет | 71.1 | 50.1 | 278 158,09 | |
Учет денежных средств на расчетном счете Денежные расчеты в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» осуществляются в безналичной форме.
В процессе хозяйственной деятельности ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» ведет расчеты:
с покупателями за оказанные им работы;
поставщиками за приобретенные материальные ценности;
подрядчиками за выполненные работы и оказанные услуги;
с бюджетом по налогам и сборам;
с другими организациями и лицами по разным хозяйственным операциям.
Для хранения денежных средств и расчетов с контрагентами организация открывает банковский счет, на который зачисляются ее денежные средства и с которого производятся ее платежи и заключает договор на открытие счета с банком.
Для отражения в учете операций по расчетному счету рабочим планом счетов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» предусмотрено ведение счета 51 «Расчетные счета».
Движение денежных средств на расчетном счете ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» оформляется с помощью платежных поручений, через систему «Клиент-Банк», которая выдает выписки из расчетного счета. В них указываются начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете.
Схема корреспонденции счетов по учету движения средств по расчетному счету ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» за 2014 г.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | |||
Получены денежные средства за поставленную продукцию/выполненные работы | 62.1 | 34 444 859,50 | ||
Получено в кассу с расчетного счета | 977 994,68 | |||
Оплачено поставщику за поставленную продукцию | 37 858 882,60 | |||
Уплачены налоги в бюджет | 1 676 349,00 | |||
Перечислены страховые взносы | 332 650,21 | |||
Перечисление заработной платы на пластиковую карту | 409 173,76 | |||
Оплачены услуги банка | 91.2 | 30 403,27 | ||
% банка | 91.2 | 1 056,00 | ||
Основанием для записей в бухгалтерском учете операций по движению денежных средств за период в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» служит банковская выписка, которую ежедневно бухгалтерия получает через систему «Клиент — Банк»
Учет расчетных операций Расчетные операции в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» осуществляются с внутренними и внешними контрагентами. Внешними контрагентами являются сторонние организации, выступающие в роли покупателей, поставщиков и подрядчиков, а также налоговые органы, внебюджетные фонды и т. д.
Внутренними контрагентами являются работники с которыми производятся расчеты по подотчетным, а также по прочим операциям.
Согласно рабочему плану счетов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками отражается на балансовом счете 60 «Расчеты с поставщиками».
Расчеты с поставщиками ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» ведет на основании заключенных договоров на поставку товаров, материалов, и иных договоров заключаемых в ходе осуществления деятельности.
Состояние расчетов с покупателями и заказчиками отражается на балансовом счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Аналитический учет по счету 62 ведется в разрезе специфики совершаемых хозяйственных операций:
62.1 «Расчеты с покупателями в рублях»
62.2 «Авансы, полученные в рублях».
Расчеты с покупателями и заказчиками производятся в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в соответствии с условиями заключенных договоров. В конце года и каждый месяц проводится сверка взаиморасчетов, которая оформляется Актом сверки.
Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания относятся к прочим расходам организации. Перечень прочих расходов организации установлен п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
На сумму оплаты за отгруженную продукцию организация предъявляет расчетные документы покупателю и производит в учете соответствующую бухгалтерскую запись. При погашении контрагентом своей задолженности производится ее списание с кредита счета 62 в дебет счетов учета денежных средств.
Также в учете организации на счете 62 отражаются суммы предварительной оплаты за отгруженную продукцию, которые учитываются обособленно по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета. Для учета полученных авансов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» применяется счет 62.2 «Авансы, полученные в рублях».
Корреспонденцию счетов, применяемую для учета расчетов с покупателями и заказчиками ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в 2014 году рассмотрим в таблице.
Схема корреспонденции счетов по учету «Расчетов с покупателями и заказчиками» ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» за 2014 г.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | |||
Поступление денежных средств от покупателей | 34,444,859.50 | |||
Учтена выручка за реализованную продукцию | 62.1 | 90.1 | 31,845,081.69 | |
Зачтен аванс (предоплата) | 62.2 | 62.1 | 4,895,007.23 | |
Произведен взаимозачет обязательств | 60.1 | 62.1 | 7,264,735.82 | |
Пунктами 3 и 8 ст. 169 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчеты с подотчетными лицами ведут с использованием счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами». В соответствии с рабочим планом счетов в к счету 71 предусмотрено открытие следующих субсчетов:
71.1 «Расчеты в рублях».
Подотчетными суммами называются денежные авансы, выдаваемые ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» из кассы на хозяйственные расходы, на расходы по командировкам для осуществления оперативной деятельности организации.
Целесообразность, размеры и сроки, на которые выдаются средства под отчет, согласно порядка ведения кассовых операций, определяются руководителем ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» Согласно п 3.19 учетной политики предприятия срок возврата подотчетных сумм:
— для денежных сумм, выдаваемых на командировочные расходы — в течение трех рабочих дней с даты возврата из командировки,
— для денежных сумм, выдаваемых под отчет на хозяйственные расходы — в течение трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы.
Выдача денежных средств в подотчет производится на срок не более трех месяцев в течение календарного года. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного лица по ранее выданной ему подотчетной сумме.
После возвращения из командировки подотчетное лицо представляет отчет о фактически израсходованных суммах с приложением оправдательных первичных документов, оформляет авансовый отчет, который в течении 5 дней обрабатывается в бухгалтерии. К авансовому отчету прикладываются подтверждающие расход денежных средств подотчетным лицом документы.
Остаток неиспользованных сумм сдается в кассу подотчетным лицом по приходному кассовому ордеру.
Бухгалтер в процессе обработки авансового отчета проставляет на оправдательных документах и на отчете имеющие место бухгалтерские проводки, которые показывают направление расходования средств.
Для учета расчетов с персоналом по прочим операциям ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» применяется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
В соответствии с рабочим планом счетов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» к счету 73 предусмотрено открытие следующих субсчетов:
73.2 «Расчеты по возмещению ущерба»
73.3 «Расчеты по прочим операциям».
По дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» отражается сумма предоставленного работнику ООО «ПАРТ» займа в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредитуется счет на сумму платежей, поступивших от работника в корреспонденции со счетами 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и другими. Рассмотрим корреспонденцию счетов по расчетам с подотчетными лицами в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА», представленную в таблице 5.
Корреспонденция счетов по учету расчетов с подотчетными лицами в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в 2014 году
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | |||
Выданы из кассы авансы в рублях | 50.1 | 278 158,09 | ||
Оприходованы материалы, приобретенные подотчетным лицом | 101 299,09 | |||
Отражена сумма расходов, осуществленных подотчетными лицами на нужды основного производства | 163 100,00 | |||
Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» ведется с применением счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расчеты с дебиторами и кредиторами возникают по различным причинам. По дебету счета 76 отражается возникновение дебиторской и погашение кредиторской задолженности. По кредиту счета учитывается возникновение кредиторской и погашение дебиторской задолженности Корреспонденция счетов по учету расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА», составленная по данным счета 76 за 2014 г.
Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | ||
Дебет | Кредит | |||
Аренда транспортного средства | 76.5 | 81 206,00 | ||
Прочие расчеты | 76.5 | 3 915,00 | ||
Удержания по исполнительному листу | 76.5 | 109 916,00 | ||
Начислен НДС с полученных авансов | 76 АВ | 68.2 | 525 126,17 | |
Зачислен НДС с полученных авансов в момент реализации | 68.2 | 76 АВ | 753 059,72 | |
Зачислен НДС | 68.2 | 76 ВА | 901 788,52 | |
Тема 7. Учет собственного капитала и кредитов
В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в составе собственного капитала организации учитываются:
Уставный капитал;
Нераспределенная прибыль;
Каждая составная часть собственного капитала выступает независимым объектом учета, однако учитывая взаимосвязь, постоянную потенциальную возможность их трансформации из одного вида в другой, законодательно установленные взаимозависимости друг от друга, например, при увеличении уставного капитала за счет добавочного капитала и нераспределенной прибыли, сумма на которую увеличивается уставный капитал, не должна превышать разницы между стоимостью чистых активов и суммой уставного и резервного капиталов.
Для учета собственного капитала рабочим планом счетов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» предусмотрены следующие счета:
80 «Уставный капитал»;
84 «Нераспределенная прибыль»:
— 84.1 «Прибыль подлежащая распределению»;
— 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию»;
Для учета Уставного капитала ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» использует счет 80 «Уставный капитал». Он формируется с момента организации фирмы, составляет 10 000 рублей и отражается следующими операциями:
Дт 75.1 Кт 80 — сформирован Уставный капитал в сумме 10 000,00
Дт 51 Кт 75.1 — взнос Уставного капитала 10 000,00
Для учета нераспределенной прибыли в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» используется счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Нераспределенная прибыль отчетного года — это часть чистой прибыли, которая не была распределена организацией в отчетном году. На этом счете учитывается движение нераспределенной прибыли или убытка отчетного года.
Корреспонденция счетов по учету распределения прибыли прошлых лет в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» составленная по данным анализа счета 84 за 2014 г.
Отражена прибыль Д 99 К 84 1 264 408,49 р.
ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» не имеет долгосрочных займов и кредитов. Учет займов осуществляют на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» — отражают займы, полученные на срок до одного года.
ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» предоставлен беспроцентный займ от учредителя. Получение фирмой денег в виде займа не является ее доходом. Это следует из пункта 2 ПБУ 9/99 «Доходы организации». Соответственно, выбытие активов в погашение займа не признается расходом фирмы. Это подтверждается пунктом 3 ПБУ 10/99 «Расходы организации» .
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 251 НК РФ получение денег или иного имущества по договору займа для организации-заемщика не является доходом. Следовательно, эти суммы не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. А согласно пункту 12 статьи 270 НК РФ, погашение данного займа также не будет являться и расходом фирмы, принимаемым в целях налогообложения прибыли.
Так как средства полученного займа не являются доходом предприятия-заемщика, они, соответственно, не подлежат и обложению НДС. Это следует из подпункта 15 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
К счету 66 «„Расчеты по краткосрочным кредитам и займам“» в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» в 2014 г. открыты следующие субсчета:
66.3 «Краткосрочные займы в рублях»
Корреспонденция счетов по учету краткосрочных займов ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА», составленная по данным анализа счета 66 за 2014 г.
Получен займ Д 50.1 К 66.3 16 300 рублей В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ начисленные проценты по полученному займу принимаются для целей исчисления налога на прибыль в качестве внереализационных расходов. Обязательны к начислению проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, которые будут уплачены по истечению договора займа и отражены хозяйственной операцией Д66.4 К 91
Тема 8. Учет расходов. Учет доходов и финансовых результатов
Основную часть прибыли (убытка) ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» получает от продажи строительных материалов, результат отражают на активно-пассивном счете 90 «Продажи», который предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. При этом финансовый результат определяют как разницу между выручкой от продажи товаров и затратами на ее реализацию.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счета 41 «Товары», в дебет счета 90 «Продажи».
К счету 90 «Продажи» в обществе открыты следующие субсчета:
90−1 «Выручка»;
90−2 «Себестоимость продаж»;
90−3 «Налог на добавленную стоимость»;
90−8 «Управленческие расходы»;
90−9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчете 90−1 «Выручка» учитывается поступления активов, признаваемые выручкой.
Таким образом, в учете ООО «ПАРТ» в 2013 году были сделаны следующие записи.
Дт 10 Кт 60 — 2 309 999,88 — оприходованы поступившие на фирму за 2013 год материалы Дт 41 Кт60 — 16,359,897.22 — оприходованы поступившие товары от поставщика Дт 20 Кт60 — 729,257.56 — приняты к учету выполненные работы сторонней организацией по грузоперевозкам, услугам крана-манипулятора, услуги по вступлению в СРО, услуги генподряда Дт26 Кт60 — 1 808 664,25 — учтены услуги, оказанные сторонними организациями по аренде помещения, оказание услуг по ведению бухгалтерского учета Дт 19 Кт 60 — 3 540 354,88 — выделен НДС по приобретенным ценностям Дт68 Кт 19 — 3 843 122,77 — НДС, принятый к зачету Дт 60 Кт 51 — 37 858 882,60 — оплачено поставщикам за товары, работы, услуги Дт 60.1 Кт 60.2 — 2 380 284,56 — зачтен аванс перечисленный поставщику в момент поступления товаров, работ, услуг Дт 60.1 Кт 62.1 — 7 264 735.82 — взаимозачет Начислена заработная плата работникам организации, начислены налоги по заработной плате Дт20, 26 Кт 70 — 1 209 979,35
Дт70 Кт 68 — 126 813,00 — начислен НДФЛ в бюджет Дт70 Кт 51 — 409 173,76 — с расчетного счета перечислены денежные средства на пластиковые карты сотрудников Дт 20,26 Кт 69 — 338 657,61 — начислены взносы от заработной платы сотрудников Дт 69 Кт 51 — 332 650,21 — уплачены налоги по заработной плате Дт 68 Кт 51 — 1 676 349,00 — уплачены налоги НДФЛ, НДС, налог на прибыль Дт76 Кт51 — 3 915,00 — прочие выплаты В течение года списаны материалы Дт 20, 26 Кт 02 — Начислена амортизация основных средств Дт 26 Кт 10 — 231 416,65 — списаны материалы на общехозяйственные расходы Дт 20 Кт 10 — 4 936 407,45 — списаны материалы на выполнение работ Дт 62 Кт 90.1 — 31 845 081,69- отгружены товары покупателям Дт 51 Кт 62.1 — 31 025 477,50- перечислены денежные средства от покупателей за поставленную продукцию Д 51 Кт 62.2 — 3 419 382,00- перечислены денежные средства от покупателей в виде авансовых платежей в счет предстоящей поставки товаров. Согласно выставленных счетов покупателям Дт 62.2 Кт 62.1 — 4 895 007,23- зачтен аванс перечисленный покупателем в момент реализации товаров, работ, услуг На субсчёте 90−3 «Налог на добавленную стоимость» учитывают суммы налога на добавленную стоимость, причитающуюся от покупателя (заказчика). Аналитический учёт ведётся по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказываемых услуг и ставкам НДС. (приложение 19)
Начислена сумма НДС от суммы реализации Дт 90.3 Кт 68.2 — 4 857 724,32
На субсчете 90−2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчёте 90−1 «Выручка» признана выручка, без учёта расходов на продажу и управленческие расходы. Аналитический учёт ведётся по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ и оказываемых услуг.
Списана покупная стоимость товаров Дт 90.2 Кт 41 — 15 748 410,52
Списаны услуги предоставленные сторонними организациями, амортизация ОС, з/пл работникам основного производства, иными словами списаны расходы по обычным видам деятельности Дт 90.2 Кт 20 — 6 662 604,12
На субсчете 90−8 «Управленческие расходы» учитываются общехозяйственные расходы Дт 90.8 Кт 26 — 2 843 997,23
Субсчёт 90−9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчётный месяц. Аналитический учёт на субсчёте не ведётся.
По субсчёту 90−9 составляют «Карточку счёта 90−9» (приложение 19), где отражаются финансовый результат от продажи продукции — прибыль или убыток.
Дт 90.1 Кт 90.9 — 31 845 081, 69
Дт 90.9 Кт 90.2 — 22 411 014,64
Дт 90.9 Кт 90.3 — 4 857 724,32
Дт 90.9 Кт 90.8 — 2 843 997,23
Дт 90.9 Кт 99.1 — 3 562 025,00
Дт 99.1 Кт 90.9 — 1 829 679,50
Исходя из выше изложенного, можно отметить, что сводным документом по продаже является ведомость на списание товаров. На основании ведомости в конце каждого месяца составляется Журнал-ордер и Ведомость по счёту 90, служащий регистром синтетического учета. В журнале-ордере отражаются кредитовые обороты по счету 90 «Продажи».
Также по итогам месяца делают анализ счёта 90 «Продажи» по каждому субсчёту, где отражаются остатки на начало и конец периода, обороты по счёту 90 «Продажи».
Данные из журнала-ордера в конце месяца по корреспондирующим счетам переносятся в главную книгу. Также в главной книге на основании справки на закрытие счета 26 «Общехозяйственные расходы» отражается списание общехозяйственных расходов на счет 90 «Продажи» по отдельным субсчетам пропорционально выручке от продажи продукции.
В течение года продукция продается по плановой себестоимости, а в конце года она корректируется до величины фактической. Суммы отклонений плановой себестоимости от фактической списываются по каналам использования продукции.
Таким образом, результат от продажи продукции, работ, услуг и товаров выявляют на активно-пассивном счете 90 «Продажи». По дебету этого счета отражается фактическая себестоимость проданной продукции, покупная стоимость проданного товара, расходы, связанные с выполненными работами и оказанными услугами. По кредиту счета отражается выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг. Сравнивая оборот дебета и кредита счета 90 «Продажи» определяют результат (в виде прибыли или убытка), который в конце года списывают со счета 90 «Продажи» по отдельным субсчетам на счет 99 «Прибыли и убытки».
Счет 90 «Продажи» в конце года закрывается, и сальдо не имеет.
Прочие доходы и расходы.
Прочие доходы и расходы, включаемые в общий финансовый результат ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА», отражаются в учете обособленно от финансового результата продаж на счете 91 «Прочие доходы и расходы»
К прочим доходам относятся:
Поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров;
субсидии из бюджетов всех уровней;
прочие доходы.
Прочие доходы отражаются на кредите счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов денежных средств, расчетов, товарно-материальных ценностей и т. п. Расходы соответственно отражаются по дебету.
К прочим расходам относятся:
остаточная стоимость активов, по которым начисляется амортизация, и фактическая себестоимость других активов, списываемых организацией;
расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, товаров, продукции;
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, уплаченные или признанные к уплате;
прочие расходы.
К счету 91 «Прочие доходы и расходы» в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» открыты следующие субсчета:
91−1 «Прочие расходы»;
91−2 «Прочие расходы»;
91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов «;
За отчетный год в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» доходы от прочих видов деятельности не значительны и составляют 1 056,00 рублей.
На субсчете 91−2 «Прочие расходы» в обществе в 2013 году были учтены следующие доходы и расходы:
— расходы, связанные с оплатой услуг банка, которые оформлены банковским ордером. Основанием для отражения в бухгалтерском учете данного вида расходов служат выписки банка, Дт 91.2 Кт 51 — 30 403,27
— учтены штрафы по договору строительного подряда Дт 91.2 Кт 60 — 99 236,69
Субсчет 91−9 «Сальдо прочих доходов и расходов» в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» предназначен для выявления сальдо прочих расходов и доходов за отчётный месяц. На данном субсчете путем внутренних записей по счету отражаются полученные доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью организации.
Закрытие счета 91
Дт 91.9 Кт 91.2 — 129 639,96- списание прочих расходов Аналитический учет по счету 91 «Прочие доходы и расходы» ведется в оборотно — сальдовой ведомости по счёту 91, которая открывается на месяц. В ней указываются начальное и конечное сальдо и обороты за месяц. Также по итогам месяца составляется «Анализ счёта: 91 за месяц», где отражаются все операции по счёту 91 и его субсчетам). К счёту 91 открывается «Журнал-ордер и Ведомость по счёту 91», в котором по кредитовому принципу относятся на счета суммы по операциям со счётом 91 «Прочие доходы и расходы». Синтетический учет ведется в главной книге.
Учет финансовых результатов В бухгалтерском учете предприятия формирование балансовой прибыли производится на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки». Кредитовое сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» показывает сумму балансовой прибыли, а дебетовое — сумму убытка.
На предприятии к данному счету открыты следующие субсчета:
— 99−1 «Прибыли и убытки»;
— 99−2 «Налог на прибыль»;
В ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» на субсчете 99−1 отражают суммы определенной прибыли или убытка от продажи продукции, а также по прочим операциям.
Списывается сумма прибыли от продажи продукции на счет 99 «Прибыли и убытки»
Дт 99.1 Кт 90.9 — 1 829 679,50
Дт 99.1 Кт 91.9 — 128 583,96- списание внереализационных расходов на счет прибыли и убытков Дт 90.9 Кт 99.1 — 3 562 025,00
На субсчете 99−2 «Налог на прибыль» в обществе происходит непосредственное исчисление налога на прибыль и его отражение в учете.
Дт 99.2 Кт 68 — 710 799,54 — начислен налог на прибыль Дт 99.1 Кт 99.2 — 1 080 277,21- отнесена сумма налога на прибыль на финансовый результат организации В организации на основе сопоставления кредитового и дебетового оборотов за отчетный период выводят финансовый результат, который составляет прибыль до налогообложения. В бухгалтерском учете эти операции отражаются в регистрах аналитического и синтетического учета, которыми в обществе являются Журнал-ордер и ведомость и анализ счета 99
Следует отметить, что аналитический учет в организации строится таким образом, чтобы обеспечить формирование данных для составления отчета о прибылях и убытках. В свою очередь, содержание анализа счета 99 наглядно представляет формирование конечного финансового результата.
Таким образом, в ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА» сформированный на счете 99 «Прибыли и убытки» конечный финансовый результат в конце года заключительными записями декабря перечисляется на синтетический счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». В организации к данному счету открыты следующие субсчета:
— 84−1 «Прибыль подлежащая распределению»;
— 84−2 «Убыток подлежащий покрытию».
При этом по кредиту отражаются суммы полученной прибыли, а по дебету — убытка.
В 2013 году ООО «ПАРТ» получило чистую прибыль, предназначенную для распределения, в размере 1 264 408,49 рублей. При этом в учете была сделана запись Дт 99 Кт 84 — 1 264 408,49
Аналитический учет по счету 84 в обществе ведется в оборотно-сальдовой ведомости, где по субконто «направление использования прибыли» отражается её распределение. На основании данного документа в программе формируется регистр синтетического учета — анализ счета 84, отражение операций в котором осуществляется сначала в целом по счету, а затем в разрезе субсчетов.
В конце года кредитовые и дебетовые обороты по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» переносятся в Главную книгу.
Заключение
В ходе прохождения практики рассмотрена организация бухгалтерского учета на предприятии ООО «СНАБСЕРВИС СТОЛИЦА». Изучив постановку учета в организации, первичные документы по учету кассы и расчетов с подотчетными лицами, а также локальные внутренние документы, в частности, учетную политику организации, можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет в организации в целом поставлен в соответствии с принятыми законодательными и нормативными актами по бухгалтерскому учету в РФ.
По результатам проведенного исследования необходимо внедрять в работу организации следующие мероприятия:
— производить контроль за перемещение денежных средств, что выразится в повышении эффективности производственно-коммерческой деятельности предприятия в целом;
— уменьшить суммы задолженности перед кредиторами, а следовательно ликвидация штрафов и пени.
Рекомендации, сформулированные по итогам исследования с разработанными на их основе практическими мероприятиями, должны обеспечить значительное улучшение организации бухгалтерского учета на предприятии, избежать различных штрафных санкций, что во многом будет способствовать улучшению финансового состояния предприятия.
1. Абдукаримов И. Т., Смагина В. В. Оценка и анализ производственных затрат, реализации и эффективности труда. Учебное пособие. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина. 2014 год.
2. Абдукаримов И. Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, Л. Г. Абдукаримова, В. В. Смагина; Федеральное агентство по образованию, ТГУ имени Г. Р. Державина, ТРО ВЭО России. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005 год.
3. Астахов В. П. Бухгалтерский финансовый учет. Учебное пособие. Серия «Экономика и управление». Ростов-на-Дону: Издательский Центр «МарТ» 2012 год.
4. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. Серия «Высшее образование». М.: ИНФРА — М. 2012 год.
5. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2013 год.
6. Пучкова С. И. Бухгалтерская финансовая отчетность. Учебное пособие. М.: ИД ФБК — ПРЕСС. 2014 год.
7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие. Серия «Вопрос — ответ» М.: ИНФРА — М. 2012 год.
8. Терехов А. А. Аудит: перспективы развития. М.: Финансы и статистика. 2013 год.
9. Экономический анализ: Учебник для вузов/ Под редакцией Л. Т. Гиляровой. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2014 год.
10. Шеремет А. Д., Суйц В. П. Аудит. Учебник. — 3-е изд., доп. и перераб. Серия «Высшее образование» М.: ИНФРА — М. 2014 год.