Совершенствование управления бизнес-процессами предприятий промышленности: на примере Республики Северная Осетия-Алания
Индустриального в постиндустриальное. Широкое применение теории и практики совершенствования бизнес-процессов началось в середине 80-х годов, когда возможности экстенсивного «роста компаний в развитых странах были исчерпаны в рамках возможностей имеющихся научно-практических подходов, что потребовало развитие теории бизнес-процессов. Зарубежный опыт развития этого направления показал, что… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования бизнес-процессов предприятий промышленности
- 1. 1. Анализ основных подходов к теории бизнес-процессов
- 1. 2. Мировой и отечественный опыт теории и практики осуществления бизнес-процессов предприятий
- 1. 3. Сущность, состав и принципы осуществления * бизнес-процессов на промышленном предприятии
- Глава 2. Состояние промышленного комплекса и, развитие бизнес-процессов на предприятиях
- Республики Северная Осетия-Алания '
- 2. 1. Анализ состояния промышленного комплекса республики и трансформаций основных процессов предприятий
- 2. 2. Основные характеристики бизнес-процессов на предприятиях промышленности РСО-Алания
- Глава 3. Совершенствование развития бизнес-процессов на предприятиях промышленности
- 3. 1. Метод моделирования бизнес-процессов при создании процессно-ориентированного предприятия
- 3. 2. Планирование и диспетчирование бизнес-процессов
- 3. 3. Классификация бизнес-процессов на промышленный предприятиях
- 3. 4. Метод расчета и оптимизации показателей бизнес-процесса
- Заключение
- Литература
- Приложение
Совершенствование управления бизнес-процессами предприятий промышленности: на примере Республики Северная Осетия-Алания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы. За последние годы передовые страны мира переживают переход от индустриального общества, основанного на жестком разделении труда, массовом производстве и обмене материальными продуктами, к постиндустриальному (информационному, посткапиталистическому) обществу, в котором главную роль будут играть компьютерные средства обработки информации, телекоммуникации и современные методы управления.
С- '.
К началу XXI века произошли глобальные, необратимые изменения в 5 среде, функционирования предприятий, вызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные аксиомы rot организации. Ранее неоспо.
4 1 римое достоинство процветающих предприятий — устойчивая, иерархическая организационная структура с преобладанием вертикальных связей — сейчас оборачивается недостатком, поскольку жесткая, инерционная организация не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Именно способность предприятия быстрее и легче адаптироваться к изменению конъюнктуры рынка становится главным козырем в бескомпромиссной конкурентной борьбе. Отныне предприятия, ради выживания и приспособления к непрерывно изменяющимся условиям существования, вынуждены постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегии и тактики своей деятельности и поведения в деловом мире.
Увеличение сложности продукции и динамика рынка делают малоэфо фективным строго централизованное или административное управление ор~ ганизацией, поскольку при этом все большие и большие ресурсы предприятия затрачиваются на внутренние нужды (обработку информации для принятия решений) и все меньше ресурсов остается на поисковую и адаптационную деятельность. Обычные представления об успешном предприятии как о монолитной и централизованно управляемой организации уступают место идеям о самореорганизации предприятия как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, разворачивающейся на основе тотального управления качеством и оптимизации деловых процессов. Основными принципами, характеризующими базовые организационные структуры предприятий нового типа как сложных, неоднородных, динамических систем являются принципы открытости и автономности, гибкости и адаптивности, преобладания распределенных, сетевых структур, приоритета горизонтальных связей, ресурсосберегающих технологий. Все это связано с развитием концегр ции процессно-ориентированных предприятий, в основе которой находятся фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в ре-^ шающих современных показателях деятельности предприятий, таких как стоимость, качество, обслуживание и сроки.
Вместе с тем необходимо признать, чтр’теоретико-методологические// л основы и опыт экономических развитых стран в области организации бизнес-процессов, еще не получили должного внимания в промышленности, как.
Российской Федерации, jraK и Республику Северная Осетия-Алания.
В этой связи, дальнейшее развитие теории и практики применения бизнес-процессов на предприятиях промышленности весьма актуально. «> ь.
Степень' разработанности проблемы" При написании работы исполь.
9-: зовались достижения теории управлений, отраженные в трудах видных зарубежных ученых Р. Акоффа, И. Ансоффа, М. Альберта, П. Друкера, М. Х. Мескона, Е. Г. Ойхмана, А. Хаммер, Д. Чампи, Ф. Хедоури, М. Хасселя, Д. Клиланда, О. Уильямсона, и других, а также отечественных ученых К.В. Ах-тырченко. Г. И. Бакланова, И. Н. Герчиковой, Е. З. Зиндера, С. Д. Ильенковой, С. В. Маклакова, э.В. Попова, З. П. Румянцевой, Н. Т. Саломатина, Э. А. Уткина, Р. А. Фатхутдинова и др.
Особенности бизнес-процессов в условиях кризисных, несостоятельных и предприятий-банкротов рассматривались в работах С. Г. Беляева, В. И. Кошкина, В. М. Родионовой и других ученых. В последние годы появилось много зарубежной и отечественной литературы по проблемам антикризисного управления. Вместе с тем оптимизация бизнес-процессов позволяет предупреждать возникновение кризисных состояний предприятий.
Проблемы трансформации бизнес-процессов при проведении реорганизации и реструктуризации предприятий исследованы в работах. И.Н. Азри-лияна, А. А. Алпатова, А. Р. Горбунова, Д. Л. Зубова и других.
В мировой теории и практике обоснованы концептуальные подходы к управлению бизнес-процессами. Вместе с тем, сложность теории бизнесv. процессов ограничивает их восприятие и применение на многих предприятиях даже развитых стран. Существующая еще недостаточная проработанность 9 теоретических подходов приводит. к неточности понятийноинструментального и категориального аппарату, требуют дальнейшего уточг? «4 W нения классификации, механизмы формирования, организация, управление и метода осуществления бизнес-процессов, что особенно актуально в условиях ^ промышленного комплекса Российской Федерации.
Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и совершенствовании управления бизнес? процессами на предприятиях промышленного комплекса субъекта Российской Федерации.
Поставленная в работе цель обусловила решение следующих задач:
• рассмотреть и обобщить состояние разработанности теоретических основ управления бизнес-процессами предприятий промышленности;
• уточнить понятийно-инструментальный аппарат управления бизнес-, процессами;
•о.
• разработать классификацию видов бизнес-процессов на промышленном предприятии;
• исследовать состояние промышленного комплекса Республики Северная Осетия-Алания и провести анализ управления бизнес-процессами на промышленных предприятиях;
• обосновать принципы и методы оценки управления бизнес-процессами промышленного предприятия;
• разработать и обосновать направления совершенствования управления бизнес-процессами на промышленном предприятии. .
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в результате формирования и осуществления бизнес-процессов на предприятиях промышленного комплекса.
Объектом исследования являются предприятия промышленного комплекса Республики Северная Осетия — Алания.
Теоретико-методологической основной исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные проблеме совершенствования управления и организационного изменения экономических субъектов.
В качестве информационно-эмпирической базы работы использованы официальные материалы Госкомстата РФ, Госкомстата РСО-Алания, справочные и аналитические материалы Министерства промышленности РСО-Алания, результаты исследований автора. о Ы.
Диссертационное исследование выполнено в соответствие паспорту,.
•о специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйстг вом: промышленность" — п. 14.13. — Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, Комплексйв.
Инструментарно-методический аппарат. Научные методы исследования управления бизнес-процессами основываются на использовании системного подхода с учетом разнообразных методов исследования сложных социально-экономических явлений: анализа и синтеза, системно-функционального, структурного, историко-генетического, экономико-статистического, группировок, средних величин, графического, сравнения, моделирования.
Рабочая гипотеза диссертационного исследования заключается в обосновании системы г положений, согласно котором переход с функцио-г — } чС О -'С? '' I нальногбтнредприятюща процессно-ориентированное предприятие и форми-1 рование бизнес-процессов способствует совершенствованию управления предприятием промышленности.
Положения, выносимые на защиту.
В результате выполненных исследований на защиту выносятся следующие научные положения:
1. В условиях глобализации экономики и нестабильности внешней ср?-ды возникает необходимость образования новых форм предприятий, функционирующих на иных принципах, по сравнению с существующими. Это выдвигает задачу фундаментального переосмысления и радикальной перестройки предприятий в целях улучшения коренных показателей деятельности и повышения конкурентоспособности, одним из направлений которой является переход с функционально-организованных предприятий на процессно-ориентированные предприятия, в которых центральным объектом управления становится не функция, а бизнес-процесс.
2. Анализ состояния промышленности РСО-Алания и сложившихся.
9<Р 4 подходов к построению систем управления предприятий и осуществлению деятельности показывают сложность обеспечения количественной оценки с/ функций, невозможность применения программных продуктов для автоматизации и компьютеризации управления производством. В практике деятельности предприятий промышленности РСО-Алания необходимо развитие методологии формирования бизнес-процессов с соответствующими изменениями в системах управления. о.
3. Для формирования процессно-ориентированных предприятий разработаны направления совершенствования управления бизнес-процессами на предприятиях промышленности, включая метод моделирования бизнес-процессов при создании процессно-ориентированного предприятия, планирование и диспетчирование бизнес-процессов, классификацию бизнес-процессов на промышленных предприятиях, метод. расчета и оптимизации показателей бизнес-процесса.
Научная новизна работы заключается в разработке и обосновании концептуальных осноц. управления бизнес-процессами предприятий про.
С) ю смышленности,-позволяющих созданию процессно-ориентированных предприятий или кардинальной реструктуризации функционально-организованных предприятий.
К числу элементов приращения научного знания следует отнести:
• уточнена и получила дальнейшее развитие теоретико-методологическая основа бизнес-процессов предприятий промышленности, раскрыта многоаспектная сущность их осуществления в виде целей, задач, функций, предпосылок, классов, особенностей, принципов, стратегий с учетом особенностей российской экономики;
• уточнено содержание ряда научных понятий, раскрывающих природу бизнес-процессов (в частности, бизнес-процесс, состав и структура бизнес-процессов, процессно-ориентированное предприятие, взаимодействие бизнес-процессов с этапами жизненного цикла изделия, управление бизнес-процессами и т. д.), способствующее дальнейшему развитию понятийно-категориального аппарата бизнес-процессов- • уточнены сущность, состав, принципы и методы осуществления бизнес-процессов на промышленном предприятии, позволяющие их использованию при создании процессно-ориентированного предприятия;
• представлен метод формализованной модели разработки и совершенствования бизнес-процессов, позволяющий осуществлять комплекс работ по о созданию процессно-ориентированного предприятия или радикальной реструктуризации функционально-организованногопредприятия на бизнес-процессную основу;
•предложен метод планирования бизнес-процессов на предприятии, позволяющий количественно оценивать показатели бизнес-процессов на этапах проектирования и реализации;
• разработана классификация бизнес-процессов на промышленных предприятиях, позволяющая их систематизации и применению при формировании процессов деятельности.
• разработан метод расчета и оптимизации показателей бизнес-процесса, позволяющий количественно оценивать параметры бизнес-процесса для целей его проектирования и реализации, создавать системы мониторинга и диагностики бизнес-процессов.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшем развитии и уточнении теории управления бизнес-процессами, позволяющей обосновать направления совершенствования и развития промышленного предприятия в условиях изменчивой внешней среды.
Практическая значимость исследования заключается в’разработке методов управления бизнес-процессами предприятий промышленного комплекса субъекта Российской Федерации.
Основные выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы органами управления Республики Северная Осетия-Алания при разработке правовых документов, организационной структуры и формировании стратегии развития промышленного комплекса.
Материалы работы могут быть использованы в учебном процессе при чтении ряда разделов курсов «Система государственного регулирования экономики», «Региональная экономика», «Производственный менеджмент», Экономика и организация бизнеса", «Реструктуризация предприятий» и др.
Реализация и апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на кафедре менеджмента Северо-Осетинского государственного университета, на международной конференции.
Публикации. Основные положения диссертационной работы опубликованы внаучных работах общим объемомпечатных листов.
— Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Необходимость исследования бизнес-процессов связана с тем, что к началу XXI века произошли глобальные, необратимые изменения в среде функционирования предприятий, рызывающие необходимость заново пересмотреть многие традиционные аксиомы их организации. Быстроизменяю-щаяся динамика внешней среды, жесткая конкуренция, стирание национальных грршц вынуждают предприятия к гибкому организационному поведениюнаграсчете на стратегическую перспективу — постоянно перестраивать свою структуру и организацию работ, видоизменять стратегии и тактики своей деятельности. Сложность внешней средь| существования предприятий привело к развитию концепции процессно-ориентированных предприятий, в основе которой находятся фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в показателях деятельности предприятий, таких как стоимость, качество, обслуживание и сроки.
2.Процессы создания предприятий, как особых форм организации экономической деятельности обнаруживают на самых ранних периодах истории человечества. Развитие предприятий было эволюционно обусловлено развитием теории’экономики в целом, вклад в которую внесли ученые различных школ и направлений. Проведенный в диссертации обзор показывает, что теория предприятия прошла длительную историческую эволюцию и еще не нашла своего завершения. В работе обобщены подходы,'которые характеризуют основные Аспекты функционирования предприятия: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, количественный, административный, поведенческий, ситуационный.
В работе выявлены и показаны характерные проблемы в теории бизнес-процессов, «которые показывают необходимость дальнейшей научно-практической работы по данному направлению.
3. В диссертации исследован мировой и отечественный опыт теории и практики осуществления бизнес-процессов предприятий. Зарубежный опыт показывает, что бизнес-процессы отражают развитие и модернизацию промышленности, когда движущей силой ее перестройки выступает процесс получения новых научных знаний (открытия, изобретения, технологии) и их широкое внедрение в производство. Этот процесс изменяет структуру про-мышленности и экономики, соответственно, преобразуя общество в целом из.
• -" ' индустриального в постиндустриальное. Широкое применение теории и практики совершенствования бизнес-процессов началось в середине 80-х годов, когда возможности экстенсивного «роста компаний в развитых странах были исчерпаны в рамках возможностей имеющихся научно-практических подходов, что потребовало развитие теории бизнес-процессов. Зарубежный опыт развития этого направления показал, что создание систем управления бизнес-процессами не может быть осуществлено без твердой методологической основы и его системной организации практического воплощениячастный сектор обеспечивает вывод результатов научных и технологических исследований на рынокуниверситеты и федеральные лаборатории создают новые знания и базовые технологиифедеральное правительство и частные инвесторы обеспечивают инвестициями образование и экономическое развитие регионов, формирование кадров нужной квалификации и т. д. В случае необл ходимости государство оказывает всемерную поддержку национальным компаниям в их конкурентной борьбе с иностранными фирмами. о.
Российский опыт регулирования бизнес-процессов относительно не: большой. Переход к рыночной экономике в России существенно изменил состав и структуру процессов предприятия, превратив их в реальные бизнес-процессы. Возникла потребность в маркетинге, реинжиниринге, стратегическом менеджменте и других методах эффективного управления предприятиями. Совершенствование бизнес-процессов необходимо предприятиям России, так как им необходимы существенные изменения для обеспечения конкурентоспособности и эффективности деятельности. В работе выявлены и обобщены типичные ошибки российских предприятий при переходе к процессной концепции деятельности.
— 4.-В диссертации рассмотрена сущность, состав и принципы осуществления бизнес-процессов на промышленном предприятии.
Под бизнес-процессом промышленного предприятия понимается совокупность специфических процессов производства и реализации продукции, которая осуществляется предприятием в течение определенного времени и результатом которой является продукция производства, предоставляемая потребителю. *.
Состав бизнес-процессов многообразен, поэтому предлагается свести их в следующие группы: процессы создания ц развития предприятия и его подразделенийпроцессы организации и управленияпроцессы финансово-экономическиепроцессы исследований и разработокпроцессы ресурсного снабжения предприятиятехнологические процессыпроцессы производстватрудовые процессыпроцессы сбыта и реализации продукциипроцессы обеспечения-деятельности предприятия.
В соответствии с этапами жизненного цикла эти процессы могут включать: процессы инициациийроцессы планированияпроцессы организациипроцессы исполненияпроцессы анализапроцессы завершении.
Управление предприятием на основе регулирования его бизнес-процессов — это комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных о потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования потребностей, изучения внутренней и внешней среды предприятия, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью специальных программ.
В диссертации представлена концептуальная модель управления про-цессно-ориентированным предприятием, эмпирическая формула процессно-ориентированного предприятия, ряд общих принципов бизнес-процессов, которые основаны на принципах логистики, управления, производства.
Показано взаимодействие бизнес-процессов с этапами жизненного цикла изделия, выделены предпосылки формирования бизнес-процессов предприятий, в том числе рост масштаба деятельностиувеличение разнообразия продукций и технологийобъединение хозяйствующих субъектовизменение методов и технологии управлениявлияние технологии производственных процессоввнешняя экономическая обстановка.
В работе приведены направления совершенствования организационных.
V. форм построения предприятий промышленности, отмечено, что тенденция последних лет состоит в стремлении показать преимущества предприятий с s горизонтальной структурой управления и процессной схемой функционирования перед структурой управления с вертикально-ориентированной схемой и с преимущественным использованием функциональной иерархии. Переход с функциональной на процессную*структуру деятельности предприятия достаточно сложен и требует ряда процедур реорганизации предприятия и определенной методики осуществления работ.-Автором диссертации предложена модель перехода с функциональной на процессную схему предприятия, вы.
•о явлены сравнительные признаки бизнес-процессов и традиционных работ.
Последствия развития" бизнес-процессов на предприятии промышленности: 1) переход от функциональных подразделений к командам процессов, работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой- 2) требования к работникам изменяются: от контролируемого исполнителя предписанных заданий к принятию самостоятельйых решений- 3) изменяется оценка эффеко тивности работы и оплаты труда: от оценки деятельности к оценке результата, критерий продвижения в должности изменяется: от эффективности выполнения работы к способности выполнять работу- 4) изменяется цель исполнителя: от удовлетворения потребностей начальника к удовлетворению потребностей клиентов- 5) функции менеджеров изменяются от контролирующих к тренерским- 6) организационная структура меняется от иерархической к более «плоской" — 7) административные функции изменяются от секретарских к лидирующим.
5. В диссертации проведен анализ состояния промышленного комплекса и развития бизнес-процессов на предприятиях Республики Северная Осетия-Алания. Отмечено, что за период формирования рыночных отношений промышленность РСО-Алания прошла ряд существенных преобразований, которые прямо или опосредованно оказали влияние на формы собственности предприятий, их организационно-правовые разновидностиструктуру и особенности построения систем управления, методы и инструменты управления.
V.
В условиях экономических реформ можно выделить ряд важнейших процессов, получивших существенные изменений' и присущие промышлен-, ному комплексу республики в целом: управлениепроцессы ресурсного обеспеченияпроцессы инфраструктурного обслуживанияпроизводственные процессытрудовые процессыпроцессы сбыта и реализации продукциирезультаты деятельностиструктурные процессы промышленностирост числа предприятийпроцессы изменения форм собственностифинансово-инвестиционные процессы и т. д. Выявлены недостатки, снижающие эффективность деятельности предприятий и обусловливающие необходимость соС вершенствования бизнес-процессов.
— ч г '"" .
6. В диссертации предложены теоретико-практические разработки по совершенствованию направлений развития бизнес-процессов на предприятиях промышленности. Обоснована необходимость разработки бизнес-модели предприятия на модульной основе, и раскрыто ее содержание, способствующее применению при создании процессно-ориентированного предприятия.
Предложен метод планирования и диспетчирования бизнес-процессов с.
• - ' использованием, модульной схемы планирования бизнес-процессов и процесса диспетчирования по двухполюсной системе с обратной связью. Предполагается, что процесс планирования и диспетчирования сопровождает весь цикл управления эффективностью предприятия, и его этапы повторяются многократно в ходе функционирования бизнес-процесса.
7. Автором диссертации разработана классификация бизнес-процессов на промышленных предприятиях.
8. Предложен метод расчета й' оптимизации показателей бизнес-процесса, который может применяться как на стадии проектирования и планирования, так и на стадии оценки его реализации. В этой связи представлены этапы разработки и управления ходом работ по бизнес-процессу, определены основные пути повышения эффективности бизнес-процессов, разработана экономико-математическая модель бизнес-процесса, для расчета показателей бизнес-процессов определены критерии эффективности, предложены 1 основные показатели оценки эффективности бизнес-процессов.
Основные показатели бизнес-процессадля целей его разработки и.
Л. осуществления представлены по группам: показатели затрат на разработку и реализацию бизнес-процессапоказатели состава и структуры бизнес-процессапоказатели потенциала бизнес-процессапоказатели управления и регулированияпоказатели финансов и инвестиций бизнес-процессапоказатели оценки результата бизнес-процесса.
Список литературы
- Абалкин Л. И., Аганбегян А. Г. и др. Политическая экономия. -.v '1. М.: Политиздат, 1990.
- Авдулов А. Н, Кулькин A.M. Власть. Наука. Общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США." — М.: РАН, 1994.
- Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). — М.: Наука, 1992.
- Авдулов А.Н., Кулькин A.M. Государственная научно-техническая политика Японии: основные этапы и направления / РАН. ИНИОН, МГУ им. А
- М. В. Ломоносова. Ин-т гос. упр. и социал. исслед.-, Науч. ред. Лебедев С. А. — М.: ИНИОН- 2000.
- Автоматизация управления предприятием /Баранов В.В. и др. (Серия «Секреты менеджмента»). — М.: ИНФРА — М, 2000.
- Альперович Т.А., Барабанов В. В., Давыдов А.Н, Сергеев С. Н., Судов Е. В., Черпаков Б. И. Компьютеризированные интегрированные производ- t' ства и CALS-технологии в машиностроении. —М.: ВИМИ, 1999.
- Андрощук Г., Денисюк В. Государственная инновационная политика в США // Бизнесинформ. № 17−18. 1998.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Mj Экономика, 1989.
- Антикризисное управление: Учебн. пособие для технических вузово
- В.Г. Крыжановский, В. Н. Лапенков, В. И. Лютер и др.- под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. — М.: Издательство ПРИОР, 1998.
- Ю.Арон Р. Этапы развития социологической мысли.— М.: 1993.
- Ахтырченко К.В. Методы и технологии реинжиниринга ИС. Труды Института Системного Программирования РАН http://www.citforum.ru.
- Базилевич Л.А., Соколов Д. В., Франева Л. К. Модели и методы рационализации и проектирования организационных структур управления. Л.: ЛФЭИ, 1991., .
- Баканов М. И, Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1994.
- Н.Бляхман J1.C. Экономика научно-технического прогресса. — М.:Высшая школа, 1979.
- Большой экономический словарь / Под ред. И. Н. Азрилияна. — М.: Институт новой экономики, 1999.. — ¦' '
- Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания,.'Франция, Германия. — М.: Логос, 1998.
- Васильев Ю.П. Управление развитием производства. Опыт США. М.: Экономика, 1989.
- Вендров A.M. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. — М.: Финансы и статистика, 2000.
- Виханский.О. С. Стратегическое управление, Издательство Московского Университета, 1999.•о
- Власов В.В. Япония. Производственная, инфраструктура. — М.: Наука, 1991. «-
- Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации / И. В. Иванов, В. В. Баранов, Г. И. Лысак, О. В. Кирсанов. Ч- М.: Альпина Паблишер, 2003.
- Главный фактор экономического роста / Б. Г. Владимиров, В. Д. Камаев, Е. П. Попов, Д.Е.Сорокин- Под ред. Б. Г. Владимирова. — М.: Экономика, 198. • '
- Глин Дж., Маркова В., Перкинс Д. Стратегия бизнеса. 2-е изд. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН — Canternbery Business School, 2001.
- Гнеденко В.Г., Дукарский С. М., Дмитров В. И., Судов Е. В. Обобщенная концепция компьютеризированных интегрированных производств машиностроения /Под общ.ред. Петриченко В. Н.: Препринт центра «Совин-стандарт» РСПП.М., 1993.
- Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческом персонала. М.: МП «Сувенир», 1993.
- Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. Организационные структуры. Налоговое планирование. Создание кредитных союзов. — М.: Издательская фирма Анкил. 1999.
- ГОСТ Р ИСО 9004 2000. Системы менеджмента качества. Реко* мендации по улучшению деятельности.
- Государство и рынок: американская модель. Под ред. д.э.н., проф. М. А. Портного и д.э.н, проф. В. Б. Супяна. — М.: Издательство «Анкил», 1999.
- ГПС в механической обработке / Пер. р франц.- Под ред. В.А. Леч', ' < -' ' 'щенко.— М.: Машиностроение, 1988.
- Гражданский кодекс Российской федерации. Ч. 1 и 2. М.: СПАРК, 1996.
- Грувер М., Зиммерс Э. САПР и автоматизация производства. — М.: Мир, 1987.•о
- Даниленко JI. С. Вопросы системного подхода к разработке нормативной базы народнохозяйственного планирования повышения эффективности производства. Изв. АН СССР Сер. Экон., 1984- № 6, с.27−34.
- Друкер Питер ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.— М., 1992.
- Дугельный А. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии // ЭКО, 2001. № 4.
- Елисеев В.Г. Проблема передачи наукоемких технологий. Вопросы экономики и конверсии. ЦНИИ ЭК, Спецвыпуск № 1,1994.
- Емельянов С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности. — М.: «Международные отношения». 2001.
- Иванов В.В., Петров Б. И., Плетнев К. И. Территория’высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС. — М.: СканруС, 2001.
- Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. — М.: Наука, 2002.
- ИннЬвационный менеджмент. Учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой, -М.: Юнити, 1997.
- Инновационный процесс в странах развитого капитализма /Под ред. И. Е. Рудаковой. — М.: Изд-во МГУ, 1991. ,
- Интегрированная АСУ автоматизированных производств / Под ред. Б. И. Черпакова. — М.: ЭНИМС, 1992.
- Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования, Госстандарт РФ 2001.
- Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Терминологический словарь. Часть 1. Стадии жизненного цикла продукции. Госстандарт РФ, 2001.
- Исикава Каору. Японские методы управления качеством: // Пер. с англ. —М.: Изд. Экономика, 1998.
- Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М.: Горячая линия — Телеком, 2000.
- Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: Научно-практическое издание. — М.: СИНТЕГ, 1997.
- Клейнер’Г., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
- Коно Т. Стратегия и структура Японских предприятий/ Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1987. %
- Концепция развития ИПИ-технологий в промышленности России. ВИМИ, 2002.
- Куликов Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкуренции. — М.: Изд. ИИЦ «Россияна», 2000.
- Кулопулос Томас М. «Необходимость Workflow. Решения для реального бизнеса». Пер с англ. «Весть Метатехнология», 2000. о
- Левин Б. М., Бунич П. Г. Экономика промышленности СССР. М.: Высшая школа) 1977.
- Маклаков С.В. BPwin и Ervvin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ — МИФИ, 1999.
- Макмиллан А.А. Японская промышленная система: Пер. с англ.— М.: Прогресс, 1988.
- Маркс Карл. Капитал. Критика политической экономии. — М.: Политиздат, 1973.
- Маршалл А. Принципы экономической науки. Т 1, пер. с англ. — М.: Прогресс, 1993.
- Математические методы принятия решеййй в экономике: Учебник / Под ред. В. А. Колемаева. — М.: ЗАО Финстатинформ, 1999.
- Менеджмент организации. / Под ред. 3. П. Румянцевой, Н. А. Соло-матина. М.: ИНФРА-М, 1995.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с1. V.англ. М.- -Дело, -1998.
- Мильнер Б. Теория организации. -М.: ИНФРА-М, 1999.
- Мэтлок К. Могут ли чиновники двигать науку? Европейцы в поисках новой промышленной политики и стимулов для инноваций.// Профиль. № 2,2005.•о
- Наука России в цифрах: 2000. Стат. Сб. / ЦИСН. — М., 2000.
- Наука в регионах России. Стат. Сб. / ЦИСН. — М. 2004.
- Пашкус Ю.В.> Мисько О. Н. Введение в бизнес. (Практическое пособие для предпринимателей). — JL: Северо- Запад, 1991.
- Потехин И.П. Логистика и компьютеризированные интегрированные производства// Автоматизация и современные технологии. 1995. — № 2.
- Применение системы «АЛИСА» для решения задач управления ГПС механообработки: Методические рекомендации / Олевский В. М., Судов Е. В., Мельников О. М., Эпштейн А. К. -М.: ЭНИМС, 1988.
- Проблемы интеграции российской сферы НИОКР в мировой научно-технический комплекс /Под ред. Л. Э. Миндели, ЦИСН. — М., 1996.
- Производственный менеджмент: Учебник для вузов ~ / С. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, Г. Я. Горобовцов и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. — ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Реструктуризация предприятий и компаний: Справочное пособие / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и др./ Под ред. И. И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2000.•о
- Реформа предприятия и управление финансами: Учебно-методическое пособие/Рук, авт. кол. С. В. Ильдеменов. — М.: ЗАО «Консэ-ко», 1998.
- Реформирование и реструктуризация предприятий. Методика и опыт / Под ред. В. А. Ирикова, С. В. Леонтьева. М.: ПРИОР, 1998.
- Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции.о1. М.: Прогресс, 1986. м
- Саймо^ Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. — М.: Экономика, 1996.
- Семь нот менеджмента. — М.: ЗАО «Журнал «Эксперт», ООО «Издательство ЭКСМО», 2002.
- Совремённый менеджмент: принципы и правила. Под ред. Данилова Данильяна В. И. — Нижний Новгород, НКУП, 1992.
- Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
- Судов Е.В., Серов А. А. Обобщенная многуровневая модель процессов транспортирования и складирования в компьютеризированном интегрированном производстве // СТИН. 1996 № 2.
- Супян В.Б., Данилов А. Р., Боневоденский В. Б. и др. Американская экономика: человек, технический прогресс и цредпринимательство. — М.: Наука, 1993.
- Тарасов В.Б. Виртуальное предприятие ключевая стратегия автоматизации и перестройки деловых процессов. — Электронный офис. 1996. Октябрь.
- Тарасов В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям. Новости искусственного интеллекта. 1996."№ 4.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. — М.: «Акалис», 1996.
- Уткин Э.А., «Бизнес-реинжиниринг. Обновление бизнеса», ЭКМОС, М-1998.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с фр. Научн.сред. и предисл. Кочерина Е. А. М.: Контролинг, 1992.
- Фатки^ JI.B., Карась Л. Ю. Руководитель в системе менеджмента. М.: РЭА, 1999.
- Феликс Янсен. Эпоха инноваций: Пер: (Гангл. — М.: ИНФРА-М, 2002.
- Финансовое планирование деятельности малых предприятий США. М.: СП «Крокус Интернешнл». — 1993.
- Д01.Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
- Чебертон П. Теория и практика современного маркетинга: Полныйнабор стратегий, инструментов и техник / Питер Чевертон. — Пер. с англ. В.
- Н. Егорова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.
- ЮЗ.Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. Э. Г. Лейкина., Под. ред. Ю. Я. Ольсевича. М.: Экономика, 1996.
- Ю4.Шебеко Ю. А. Имитационное моделирование и ситуационный ана** • в *, лиз бизйес-процессов принятия управленческих решений (учебное и практическое пособие) Тора ИнфоЦентр, 1999.
- Ю5.Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
- Экономика и бизнес / Под ред. В. Д. Камаева. -М.: Изд-во МГТУ.1993.• •
- Экономика и Жизнь. № 5. февраль 2005.. .t¦ -
- Экономика предприятия: Учебник для вузов/Л.Я.Аврашков, В. В. Адамчук, О. В. Антонова и др.- Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.109. Эксперт № 41,2003.
- Японский менеджмент. Конспект лекций по теории управления. —о1. М.: Адлер, 1991.
- Davenport Т.Н., «Process Innovation: Reengineering Work through Information Technology». Harvard Business School Press, Boston, 1993.
- Hayes I. D. Japans Bing Bang. The. Deregulation and Revitalization of the Japanese Economy. Tuttle Publishers, Boston, 2000.
- Joint Logistic Commanders Computer Resources Management group (JLC/CRM), 1992, www.stsc.hill.af.mil/reng/.