Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование профессиональных знаний в процессе обучения студентов туроперейтингу методами творческих проектов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали наши исследования, значительная часть опрошенных нами выпускников образовательных учреждений туристского профиля отмечают неполный объем получаемых в период обучения профессиональных знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности (до 60% опрошенных). Следует предположить, что именно в учебной деятельности по разделам обще профессионального и специального разделов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки исследования условий создания проектных заданий
    • 1. 1. Проблема подготовки специалистов в сфере туроперейтинга в современных условиях
    • 1. 2. Состояние исследования метода проектов в научно- педагогической литературе
    • 1. 3. Критерии оценки профессиональных знаний студентов в сфере туроперейтинга
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Структура и содержание обучения студентов туроперейтингу методами творческих проектов
    • 2. 1. Модель обучения студентов туроперейтингу с использованием метода творческих проектов
    • 2. 2. Типология проектных заданий
    • 2. 3. Характеристика практической деятельности студентов в процессе выполнения проектных заданий в сфере туроперейтинга
  • Выводы по 2 главе

Формирование профессиональных знаний в процессе обучения студентов туроперейтингу методами творческих проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена изменением парадигмы профессионального образования специалистов в новых социально-экономических условиях. Модернизация образования, в том числе, и высшей школы, одним из факторов предопределяет повышение качества подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, мобильных в условиях изменяющихся производств и технологий, способных к непрерывному образованию в процессе выполнения трудовой деятельности.

В современных условиях социальноэкономического развития России большое значение уделяется сфере туризма. По мнению отечественных учёных (Квартальное В. А., Зорин И. В.) туризм в России имеет огромный потенциал, реализация которого определяется степенью подготовки специалистов туристской сферы. По данным Всемирной Туристской Организации в 2000 году доля туризма в мировом валовом продукте составила 30%, а в структуре мировых капиталовложений — 9,4%. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к росту темпов развития туристской сферы.

При подготовке специалистов для туризма, как сферы приоритетной деятельности, особое место занимает туроперейтинг.

Анализ практической деятельности работы турфирм показывает, что основной проблемой в их работе является загрузка туристских маршрутов в течение всего года. В Российских предприятий, где внедряются комплексные меры туроперейтинга в обслуживании, наблюдается постоянная продажа и полная загрузка маршрутов в течение всего года. По нашим данным работа специалистов в сфере туризма показывает недостаточность знаний в области туроперейтинга. Так, например, при оценке работы специалистов в сфере комплектования услуг, наблюдается отсутствие знаний в области ресурсоведения, контрактной практики, создания программ обслуживания, традиций и правил, а так же формирование всего комплекса услуг. Как указывают ведущие исследователи туроперейтинга, в нашей стране имеется достаточно высокий спрос на специалистов по разработке туристских маршрутов, их соответствующему обеспечению и загрузке, а также и на подготовку кадров для решения данной проблемы. Осталось только внедрить его повсеместно. А для этого необходимо готовить кадры.

Отсутствие комплексного туроперейтингового подхода к обслуживанию туристов в наших предприятиях во многих случаях обусловлено не столько нежеланием, сколько незнанием основ современного туроперейтинга, его традиций, правил и актуальных проблем, отсутствием специальных знаний у работников и руководящего звена, отсутствием, в большинстве случаев, профессиональной подготовки. При этом, подготовка специалистов, работающих в сфере туроперейтинга, не вполне отвечает требованиям реальной практики. Таким образом, потребность в специалистах, способных на высоком уровне предоставить тур услуги, является основой предпосылкой в необходимости проведения исследования возникающей проблемы. Таким образом, основной акцент должен быть сделан на обосновании содержания и методов обучения туроперейтингу исходя из анализа сложившейся практики.

Основы туроперейтинга, содержание и методика преподавания, разработаны в исследованиях Ильиной Е. Н. Методика применения активных форм и методов обучения будущих специалистов, деловых игр, как формы имитации производственной деятельности, были разработаны в трудах Т. В. Ворошиловой, Р. Ф. Жукова, В. Н. Буркова, А. Н. Смолкина, А. А. Вербицкого, Е. Г. Веселковой, С. В. Нагайцевой, Т. П. Кавериной, и других.

Однако, анализируя выполненные работы, нам не удалось найти исследований, в которых бы формирования знаний туроперейтинга осуществлялось посредством моделирования реально востребованных практических ситуаций и использования метода проектов.

Проблема исследования: какими должны быть содержание и методика обучения туроперейтингу при использовании метода проектов. Проблема определила цель исследования.

Цель исследования: — разработать содержание и методы у формирования знаний студентов в процессе обучения туроперейтингу методами творческих проектов.

Объект исследования — процесс обучения студентов туроперейтингу.

Предмет исследования — содержание и методы формирования профессиональных знаний в процессе обучения туроперейтингу методами творческих проектов.

Гипотеза исследования: формирование профессиональных знаний студентов в процессе обучения туроперейтингу методами проектов эффективно при следующих условиях:

— если познавательная деятельность студентов основана на потребности в творческом взаимодействии с преподавателями спец дисциплин туроперейтинга с целью реализацмм сформированных профессиональных интересов в этой дисциплине;

— если изучение туроперейтинга будет поэтапным и наряду с традиционными формами и методами обучения будут внедрены творческие проекты;

— если в процессе обучения и организации практической деятельности проводится объединение студентов по интересам в рамках имитационной игры «Лаборатория Путешествий», вводится разнообразие их практической деятельности в процессе обучения, самостоятельное проектирование производственной деятельности. если творческие проекты отражают производственные ситуации в турфирмах с использованием различных методов оценки деятельности предприятия.

На основании цели и гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить состояние проблемы подготовки специалистов в сфере туроперейтинга и на этой основе определить критерии оценки знаний студентов туристского вуза.

2. Разработать модель обучения студентов туроперейтин1у с использованием метода проектов.

3. Определить типологию метода проектов при обучении студентов туроперейтингу.

4. Разработать содержание практической деятельности студентов в процессе выполнения проектных заданий в условиях учебной фирмы.

Методологическую основу исследования составили философские положения о диалектическом единстве теории и практики обучения и воспитания (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн), ведущей роли творческой деятельности в формировании творческой личности (В. И. Андреев, Я. А. Пономарёв, Ю. В. Шаронин и др.) итеории профессионального образования в туризме (В. А. Квартальное, И. В. Зорин и др.) — положения о сущности педагогического процесса и форм активизации познавательной деятельности (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.).

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ специальной литературы по вопросам активных методов обучения, анализ статистических данных, обобщение отечественного и зарубежного опыта, анкетирование, тестирование, использовался метод экспертных оценок и педагогический экспериментколичественный и качественный анализ результатов экспериментальной работы.

Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:

Первый этап — (1996 — 1998гг) посвящен анализу специальной ^ психологопедагогической литературы, осмыслению проблемы исследования, формированию темы, научного аппарата исследования, проведению педагогического констатирующего эксперимента.

Второй этап — (1998 — 2000 гг) разработка методики опытно-экспериментального исследования и его реализация, анализ полученных результатов, их корректировка практикой работы, подготовка методических рекомендаций.

На третьем этапе (2000;2002 г. г) апробирована методика разработки и внедрения имитационной игры «Лаборатория Путешествий» в практику работы Краснознаменского филиала Российской международной академии * туризма. Оформление результатов исследования

Научная новизна исследования состоит в следующем: • проведён анализ содержания профессиональной подготовки специалистов, работающих в турпредприятиях, который показал недостаточность знаний в сфере туроперейтинга, например таких как: контрактные обязательства, составление программ обслуживания, формирование пакета услуг и т. д. На основании этого определены критерии оценки знаний студентов, таких как направленность деятельности специалиста в области туроперейтинга, его подготовленность к различным видам деятельности специалистов в сфере управления турпредприятием, соответствие профессиональному назначению и т. д.

•разработана модель обучения специалиста туроперейтинга с использованием метода творческих проектов, раскрывающая комплекс знаний спец. дисциплин туроперейтинга, реализуемых в практической деятельности студентов в процессе выполнения проектных заданий в условиях «Лаборатории Путешествий», таких как изучение спроса, знакомство с учётом и отчётностью, заполнение тех документации, отработка технологических цепочек и т. д.

• определена типология проектных заданий, в основу которой положен туроперейтинг, как комплексная сфера знаний о разработке, комплектовании турпродукта и продвижении его на рынке.

• определена типология проектных заданий, в основу которой положен туроперейтинг, как комплексная сфера знаний о разработке, комплектовании турпродукта и продвижении его на рынке.

• выявлены возможности профессионального освоения практических видов деятельности студентами на базе разработанной иерархической структуры выполнения творческих проектов в рамках должностных обязанностей в области туроперейтинга в условиях комплексной межкурсовой имитационной игры: «Учебная фирма «Лаборатория путешествий».

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена исходными позициями, базирующимися на методологических и теоретических принципах дидактики, педагогики профессионального образования, на нормативноправовой базе, традициях, нормах и правилах функционирования туристского предпринимательстварезультативностью экспериментальных данных, подтвердивших правильность выдвинутых гипотез.

Практическая значимость исследования состоит:

В разработке учебного практикума, ориентированного на выполнение практических заданий в рамках имитационной игры «Учебная фирма «Лаборатория путешествий».

В разработке методических рекомендаций преподавателям дисциплин специализации «Менеджмент туризма» («Туроперейтинг») по включению творческих проектов в процесс обучения.

На защиту выносятся:

1. Критерий оценки профессиональных знаний в сфере туроперейтинга.

2. Концептуальная модель обучения студентов туроперейтингу с использованием творческих проектов.

3. Типология проектных заданий в туроперейтинге.

4. Содержание практической деятельности студентов вуза туристского профиля.

Опытноэкспериментальная работа проводилась в Краснознаменском филиале РМАТ, в которой приняли участие 85 студентов 1−4 курсов. Проведено их анкетирование на входе и выходе процесса обучения по составу специальных знаний по туроперейтингу.

Апробация результатов исследования. Основные положения и предварительные результаты исследования докладывались на кафедре туроперейтинга Краснознаменского филиала РМАТна Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы туризма '2001 г., г. Тула (сборник докладов) — «Рекреация и туризм: сборник докладов и тезисов сообщений», г. Сходня, М., РМАТ, 2001; «Рекреация и туризм: сборник докладов и тезисов сообщений», г. Сходня, М., РМАТ, 2001.

Результаты данной работы в полном объеме внедрены в учебный процесс Краснознаменского филиала РМАТ.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 136 страницах, содержит 6 рисунков, 6 диаграмм. Состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по 2 главе:

1. Нами были выделены приоритеты использования методов проектирования творческих проектов упростило процедуры разработки программ бизнеспредприятий и облегчило процесс «встраивания» имитационных форм производственной деятельности в график учебного процесса. В свою очередь, обобщенная модель творческого проекта стимулировала творческий поиск студентов, активизировала как индивидуальные формы учебных занятий, так и самостоятельную работу студентов.

2. Для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов вуза по дисциплинам туроперейтинга мы выбрали имитационное (игровое) моделирование производственной деятельности.

Нами были определены место, роль и последовательность функций в овладении обучающимися профессиональной деятельностьюопределены и уточнены возможности обучения, выявлены резервы, имеющиеся в подготовке будущего специалиста в области туруроперейтинга к исполнению им профессиональной ролипоказана взаимосвязь успешности освоения профессиональной роли с коммуникативными и волевыми компонентами, развитостью организаторских умений, профессиональной компетентностью.

3. Как показали наши исследования, значительная часть опрошенных нами выпускников образовательных учреждений туристского профиля отмечают неполный объем получаемых в период обучения профессиональных знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности (до 60% опрошенных). Следует предположить, что именно в учебной деятельности по разделам обще профессионального и специального разделов образования скрыты резервы совершенствования подготовки специалистов для сферы туризма, одним из направлений которого является широкое применение деловых игр и формирование адекватной рефлексии обучаемых, обеспечивающей мотивацию творчество учебной деятельности.

Заключение

Анализ результатов исследования в целом подтвердил гипотезу и дает возможность сформулировать следующие положения и выводы:

1. На основании анализа теоретических источников, изучения системы профессионального туристского образования, а также систематизации основных требований практики туризма к процессам обучения в работе определены формы моделирования содержания профессиональной деятельности менеджеров туризма методами творческих проектов в рамках предлагаемой учебной фирмы как имитационной игры, включающей поэтапное выполнение творческих проектов.

Необходимость внедрения в учебный процесс подготовки специалистов по туроперейтингу единой технологической системы теоретических и практических занятий на основании общности целей, содержания и методов обучения подтверждает актуальность введения методов творческих проектов, основанных на имитационном воздействии на усвоение профессиональных знаний, умений, навыков.

В основу концепции формирования системы творческих проектов при обучении туроперейтингу положен принцип формирования личной заинтересованности студентов, основанный на мотивационных функциях имитационных форм обучения.

2. На основании учёта предметной специфики профессиональной деятельности определена приоритетность применяемых методов творческих проектов по направлениям деятельности, в результате чего выявлены типология и основные группы методов разработки творческих проектов в сфере туристского предпринимательства (например методы анализа производственной ситуации, методы принятия управленческих решений и др.).

3. Выявлены возможности профессионального освоения практических видов деятельности студентами в условиях учебной фирмы. Автором исследования определено иерархическое содержание структуры управления учебной фирмой «Лаборатория путешествий», что дало возможность построить структуру (модель) выполнения должностных обязанностей студентами в процессе комплексной межкурсовой имитационной игры «Учебная фирма „Лаборатория путешествий“».

4. Разработана и экспериментально апробирована структура комплексной имитационной игры: «Учебная фирма «Лаборатория путешествий», состоящая из единой технологической системы поэтапного курсового (от 1 до 4 курса) выполнения творческих проектов по направлениям деятельности туристского предприятия (отделам).

На основании данной структуры и направлений туроператорской деятельности разработаны содержание и методы обучения студентов туроперейтингу при помощи методов творческих проектов. Структура комплексной имитационной игры подкрепляется методическими рекомендациям для преподавателей по организации и проведению системы творческих занятий, определению и выполнению задач творческих проектов.

Итоги опытно-экспериментальной работы в рамках данного исследования подтверждают успешность внедрения данной системы обучения при подготовке специалистов в области туроперейтинга на базе Краснознаменного филиала Российской международной академии туризма.

Данные, полученные в ходе проведённого педагогического эксперимента, подтверждают, что комплексный процесс обучения, организованный в рамках творческих проектов, объединённых в единую поступательную структуру имитационной профессионально-технологической игры, оказал положительное влияние на повышение качества усвоения профессиональных знаний и умений студентов в дисциплинах туроперейтинга.

В данной работе определены перспективы дальнейших исследований: анализ закономерностей и особенностей развития содержания профессионального туристского образованияформирование условий для подготовки преподавательского состава в рамках туристского образованияанализ опыта зарубежных стран в сфере туристского образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О проблемах современного человекознания М.: Наука, 1968.- 180 с.
  2. О.В. Введение в бизнес туроперейтинга. -М., 1996. 125 с.
  3. А.А. Экономика и география международного туризма. -М.: Изд-во МГУ, 1995. 180 с.
  4. В.И. Дидактика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики творчества. -Казань: Изд-во ЮГУ, 1988. 580 с.
  5. И.Д. Пути и трудности познания, М.: Изд-во Московский рабочий, 1968. — 920 с.
  6. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  7. Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. — 287 с.
  8. А.Г. Психология индивидуальности. М.: Изд-во МГУ, 1986. -203 с.
  9. Н.П. Методические рекомендации к проведению имитационных педагогических игр. -Новосибирск, 1986. С. 29−47. Ю. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1. — Казань: Изд-во ЮГУ, 1996. — 567 с.
  10. П.Анцыферова Л. И. Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М., 1990. — 57 с.
  11. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под общ ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  12. П.Р., Кальней В. А. Школа и труд. -М.: Педагогика, 1987. С. 12
  13. М.Аухадеева JI.A. Формирование коммуникативных умений у учащихся СУЗов средствами ролевой игры. Автор.дис. канд. пед. наук. Казань, 1994. -24 с.
  14. Ю.К., Сластенин В. А., Сорокин Н. А. и др. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю.К.- М.: Просвещение, 1988. -560 с.
  15. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика., 1989. — 560 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации.-М.: Педагогика, 1979. С.75−81.
  18. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. Лениздат, 1992. — С. 148−156
  19. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики: Курс лекций. М.: Изд-во Институт практической психологии, 1996. — 318 с.
  20. В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. 28 с.
  21. К.Б. Кибернетика и метод аналогий. М.: Высшая школа, 1974.-365 с.
  22. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 96 с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Фельдштейна Д. И., М.: Изд-во Институт практической психологии, 1995. -С. 124−132.
  24. Бим И. Я. Творчество учителя и методическая наука // ИЯШ. -1988. -№ 4. -С.З.
  25. С.С. Деловые игры на учебных занятиях по педагогике // Начальная школа, 1987. № 3. — С. 13−19.
  26. Г. М., Камарджанова Н. А. Бухгалтерский учет и отчетность в туризме: Учеб. пособие. -М., 1998. 124 с.
  27. Н.В. Менеджмент и маркетинг иностранного туризма. -М., 1999. -25 с.
  28. М.Я. Физическая культура в научной организации труда студентов: Учеб. пособие. М.: Прометей, 1993. — 90 с.
  29. К.Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. -Н. Новгород, 1991. С. 78−81.
  30. П.А., Жолдак В. И., Камалетдинов В. Г. Туризм и здоровый образ жизни // Основы физической культуры: Учеб. пособие. 4.4. -Челябинск, 1997. С. 54−80.
  31. И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. -М., 1999. 16 с.
  32. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. -М., 1998. 94 с.
  33. И.П. Учим творчеству. -М., 1988. С. 24−32
  34. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991. — 124 с.
  35. Л.С. Избранные психологические произведения, М., 1956. — 126 с.
  36. Л.С. Педагогическая психология. -М: Педагогика, 1991. С.48−56.
  37. Л.С. Собрание сочинений. -М.: Педагогика, 1982. -Т.1.-210 с.
  38. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 110 с.
  39. П.Я. Введение в психологию, -М.: Изд-во МГУ. 1976. — 94 с.
  40. Г. Частное высшее образование в странах Восточной Центральной Европы // Вестник высшей школы. М. 1999. — № 10. — С. 4142.
  41. .А. Моделирование как метод научного познания. М.: Изд-во МГУ, 1965.-219 с.
  42. В.Г. Контракты, договор, соглашения и формуляры в туристской деятельности. -М., 1998. 25 с.
  43. В.М. Гносеологическая природа информационного моделирования // Вопросы философии. 1963. — № 10. — С. 48−52
  44. Н.Д., Горчев А. Ю. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под общ. ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. — 176 с.
  45. В.Г. Новые информационные технологии в туризме. -М, 1999. 210 с.
  46. Ю.А. Модель: Философская энциклопедия. Т.З. М., 1964. — 276 с.
  47. В.Г. Туристские перевозки. -М., 1998. 210 с.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М.: ГК РФ по высшему образованию, 1995.-36 с.
  49. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -25 с.
  50. М.А., Есипов Б. П. Формирование умений и навыков. М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -544 с.
  52. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996 — 456 с.
  53. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. -Ереван: Луйс, 1981. 219 с.
  54. А.П. Активные методы обучения в повышении качества подготовки туристских кадров // Развитие туризма в условияхсовременных интеграционных процессов: Материал НПК. М.: РМАТ, 1997. -С.158−160.
  55. А.К. Формула интереса. М: Педагогика, 1989. — 69 с.
  56. А.Н. Реформы зарубежной школы, надежды и действительность // Педагогика и психология. М.: Знание, 1989 — № 7 -С.94.
  57. В.В. Экскурсоведение. В 3-х кн. -М., 1999. С. 126.
  58. О.Ю., Марютина Т. М. Индивидуальность школьника и компьютеры. Педагогика и психология. -М.: Знание, 1990. № 9. — 96 с.
  59. Заир-Бек Е. С. Влияние общения в учебном процессе на формирование познавательных интересов школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -JI: ЛГПИ, 1983. 286 с.
  60. Заир-Бек Е. С. Влияние предметно-практической деятельности на активизацию учения школьников // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. Л: ЛГПИ, 1981.-25 с.
  61. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Сборник нормативно-методических материалов по профессиональному обучению. СПБ: УМЦ, 1995.-24 с.бЗ.Занков Л. В. Дидактика и жизнь. // Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1990. С. 145−154.
  62. И.В. Профессионально-квалификационные модули специализаций в туризме // Образование и карьера в туризме: Учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2000. — 223 с.
  63. И., Квартальное В. Толковый словарь туристских терминов. М.: «Афины», 1994. — 198 с.
  64. Л.Я. Программа-учебник-учитель. Педагогика и психология. -М.: Знание, 1989. № 1. — С. 120−122
  65. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1992. — С. 50−56.
  66. Е.Н. Туризм и путешествия. Создание турфирмы. Агентский бизнес. -М: РМАТ, 1998. 110 с.
  67. Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. — 250 с.
  68. Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. -М: ВШТГХ, 1996. 240 с.
  69. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. Проблема приемов умственной деятельности. -М.: АПН РСФСР, 1962. С. 10−24.
  70. В.А., Зорин И. В., Чепик В. Д. и др. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Рекреация и туризм»: Проект // Актуальные проблемы туризма. М.: РМАТ, 1997. — С. 8−18
  71. В.А. Методика профессионального обучения и подготовка специалистов по туризму в России // Туризм: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 1998. — Т.5. — 248 с.
  72. В.А. Мировой туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. М.: Финансы и статистика, 1998. — 96 с.
  73. В.А. Туризм («Виды туристских организаций».): Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2000. 300 с.
  74. К.В., Курило П. В., Зорина Г. И., Бабий Г. И. Культурология и экскурсоведение. М.: РМАТ, 1998. — 76 с.
  75. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. — 24 с.
  76. Т. Сборник заданий и деловых игр по курсу «Введение в туризм». М.: РМАТ, 1998. — 46 с.
  77. М.П., Лапшов В. А., Кибакин М. В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Социологические исследования. М., 1999. — № 8. -С. 101−103.
  78. В.А. Иностранный туризм. -М., 1998. С.48−56.
  79. В.А., Романов А. А. Международный туризм: политика развития. -М., 1998. С.92−96.
  80. М.В. Игра в учебном процессе. М: Советская педагогика, 1985. — № 6 — С.24−25.
  81. М.В. Использование дидактических игр в школах США // Педагогика и народное образование за рубежом. М., 1982. — Вып.З. — 242 с.
  82. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, (анализ зарубежного опыта). М., 1989. — 26 с.
  83. С.И. Трудовой договор (контракт) в туристских организациях. -М., 1999.- 146 с.
  84. Н.В. Введение в специализацию. Международный туризм в сфере услуг товарообмена. -М., 1999. 202 с.
  85. Е. Рекреационное ресурсоведение. -М.: РМАТ, 1999.- 20 с.
  86. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. — 381 с.
  87. Ю.Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природы игры. М.: Прогресс, 1992. — С.64−52.
  88. Ю.Д. Мир деловой игры. Опыт обучения хозяйственных руководителей. М.: Экономика, 1989. — С.110−116.
  89. Краткий словарь по социологии. М., 1988. — 310 с.
  90. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлин М. Д. Основы профессионального творчества. -Курск, 1995. 240 с.
  91. М. Деловые игры и гуманитарное знание // Alma matter. 1991. -№ 10. -С. 22−37.
  92. Ю.Н. Психологические проблемы образования взрослых // Вопросы психологии. 1989. -№ 3. -С. 69.
  93. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. -М.: Просвещение, 1990. 26 с.
  94. И.С. Игровое моделирование, методология и практика. -Новосибирск: Наука, 1987. С. 110−112.
  95. О. Т. Дараевич Ф.Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. -Воронеж: Изд-во ВГУ, 1981.-310с.
  96. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1973. -304 с.
  97. А.Н. Избранные психологические произведения / Под ред. В. В. Давыдова и др. В 2-х т. М.: Педагогика, 1983 — 201 с.
  98. А.Н. Потребность, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: Изд-во МГУ, 1971.-115 с.
  99. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Педагогика, 1981 С. 10
  100. И .Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Просвещение, 1980. — 96 с.
  101. .Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992.- 42 с.
  102. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной деятельности учащихся изучении гуманитарной дисциплины. Дис.докт. пед. наук. -М., 1971.-310 с.
  103. С.А., Мельников В. Е., Мигунов В. А., Петряков П. А. Метод проектов в преподавании образовательной области Технология // Тезисы докладов и сообщений на научно-практической конференции. Брянск: Изд-во БГПУ, 1995. — С 5.
  104. Маркетинг в туризме: Материалы семинара по менеджменту туризма / Сост. Ю. Н. Борисова. -М., 1996. С. 10−18.
  105. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие. -М., 1998. 98 с.
  106. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.- 56 с.
  107. М.И. Проблемное обучение. -М.: Педагогика, 1975. С. 126−132.
  108. АК. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990. -192 с.
  109. Международная конференция «Интеркультурная коммуникация»: Сб. тез. / Ред. Е. Г. Байдакова Оренбург, 1996. — 220 с.
  110. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.
  111. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. -112 с.
  112. А.В. Педагогические проблемы свободного общения старшеклассников: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 30 с.
  113. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / Под ред. Смирновой Е. Э. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 52 с.
  114. С.В. Организационно-деятельные игры // Природа. 1987. — № 4 -52 с.
  115. С.Д. Игровые методы подготовки кадров. М.: Высшая школа, 1990. — 22 с.
  116. В.О. Игровое моделирование. -Новосибирск: Наука, 1987. 10 с.
  117. Остапец-Свешников А. А. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков. Дис. канд. пед. наук. -М, 1974. 172 с.
  118. А.П. Педагогические условия формирования у студентов ценностных мотивов учения. Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1984. -267 с.
  119. В. Введение в общую дидактику. -М., 1990. 105 с.
  120. В. Процесс обучения. -М.: Учпедгиз, 1962. 247 с.
  121. С.И. Словарь русского языка. М., 1989. — 900 с.
  122. Основы туристской деятельности. -М.: РМАТ, 1992. 106 с.
  123. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Просвещение, 1980. — 112 с.
  124. В .Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М., 1990.-270 с.
  125. И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 320 с.
  126. Н.Ю. Творческий стиль деятельности. Педагогический аспект. Казань: КГУ, 1989. — 206 с.
  127. Г. Т. Деловые игры в учебном процессе. -Минск, 1986. 24 с.
  128. Проект государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. М.: РМАТ, 1999. — 29 с.
  129. C.JI. Основы общей психологии. 2-е издание- М: Учпедиз, 1946. 205 с.
  130. В.Г. Методология и методы педагогики // Сов. педагогика. 1989. — № 11. — С. 40−46.
  131. СайреттГ. Практика турагентства. -М., 1996. 86 с.
  132. И.М. Избранные сочинения в 6 томах. М., 1953. — 340 с.
  133. М.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение., 1982. -48 с.
  134. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М., 1972. 201 с.
  135. Н. Социология. М., 1994. — 302 с.
  136. A.M. Методы активного обучения. -М., 1991. 44 с.
  137. Словарь иностранных слов / Под ред. Спиркина А. Г. и др. М.: Русский язык, 1987. — 720 с.
  138. СЛ. Задачи и мотивы деятельности // Основы общий психологии. М.: Педагогика, 1989. — Т.2. — 43 с.
  139. М. Б. Потапов А.А. Симоненко В. Д. Инновационные процессы в подготовке учителя технологии, предпринимательства и экономики // Тезисы докладов международной научно-практической конференции. -Тула, 1995.-56 с.
  140. И.М., Вербицкий А. А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов. -М.: НИИВШ, 1981. -110с.
  141. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986. 210 с.
  142. Н.Ф. Деятельный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  143. .М. Избранные труды. В 2-х т. -М.: Педагогика 1985. 26 с.
  144. Туристский терминологический словарь / Авт. сост. Зорин И. В., Квартальное В. А. — М.: Советский спорт, 1999. — 662 с.
  145. .М. Способности и одаренность. -М., 1948. 99 с.
  146. А.И. Логические основы метода моделирования. М., 1971. — 278 с.
  147. А.П. Роль игры в воспитании детей. -М.: Просвещение, 1976. -198 с.
  148. В.Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации: Справочник. М.: Международные отношения, 1990. — С. 287−289.
  149. С. Избранные педагогические сочинения. -М.: Прогресс, 1990. -15 с.
  150. А.В. Формирование учащихся учебно-познавательных умений. Челябинск: Изд-во ЧГПЦ, 1994. — 223с.
  151. П.О. Человек играющий. М., 1992. — 210 с.
  152. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» от 22.08.1996 г. № 125 ФЗ.
  153. Е.А. Организация проведения деловых игр. -М.: Высшая школа, 1991.-205 с.
  154. X. Мотивация и деятельность. М.: Наука, 1986. — Т.1. — 408 с.
  155. В.Д. Физическая культура в социальных процессах. М.: ТЕИС, 1995. — С. 68−70.
  156. Ю.М. Туристический бизнес: практическое пособие для турфирм. -М., 1997. 210 с.
  157. Чудакова В. И, Воспитание коллектива средствами сюжетно-ролевой игры. Минск: Народна асвета, 1971. — 200 с.
  158. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 354 с.
  159. Н.А. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в педвузе. -Тула, 1991. С. 24−28.
  160. Т.Н. Проблемный подход в обучении. -Новосибирск.: Зап.-Сиб. кн. изд., 1969.-36 с.
  161. С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. М.: Новая школа, 1993.- 140 с.
  162. С.А. Игры учащихся феномен культуры. -М.: Новая школа, 1994.-32 с.
  163. Шмаков С. А От игры к самовоспитанию. М.: Новая жизнь, 1993. — 64 с.
  164. А.Д. Культура и этика. М., 1973. — 253 с.
  165. Г. И. Деятельность основа педагогического процесса. -М: Сов. педагогика, 1982.- № 2. — С. 14−18.
  166. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 250 с.
  167. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. — 142 с.
  168. В.А. Моделирование и философия. М.: Наука, 1966. — 269 с.
  169. Экономика туризма // Материалы семинара по менеджменту. -М., 1996. -29 с.
  170. Г., Эддинал Э., Персивал Ф. Игры, имитации и социальная значимость науки. -М.: Наука и общество, 1984. № 2. — С. 28−32.
  171. Д.Б. Психология игры. -М: Педагогика, 1978. 102 с.
  172. Государственный стандарт базового высшего образования Российской Федерации: Отчет по НИР / Мануйлов В. Ф., Галактионов В. В., Татур Ю. Г. и др. -М.: Госкомвуз РФ, 1992. 64 с.
  173. И.А. Общая культура человека. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 54 с.
  174. В.Г. Фундаментализация университетского образования // Доклад на Международном симпозиуме ЮНЕСКО: Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 6−13.
  175. Комментарии к Закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Издат-во «Филин», 1998. — С. 4−8.
  176. Концепция обновления ГОС ВПО: Проект /Под общ. ред. Шадрикова В. Д., Татур Ю. Г., Мануйлова В. Ф., Селезневой Н. А. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996. -108 с.
  177. Нормативно-методические материалы по порядку формирования основных образовательных программ по направлениям высшего образования: Отчет по НИР / Татур Ю. Г., Алешин Н. В., Козлов В. Н. и др. -М.: Минобразование РФ, 1997. 25 с.
  178. Общая методология согласования целей, структуры и содержания образовательных стандартов в системе общего и профессионального образования: Отчет по НИР / Татур Ю. Г., Петин Б. Ф., Розина Н. М. М.: Минобразования РФ, 1997. — 25 с.
  179. А.Я., Момот А. И. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года /Под ред. ВТ. Кинелеваа. М.: НИИВО, 1995. -24 с.
  180. Н.А., Татур Ю. Г. Проектирование квалификационных требований специалистов с высшим образованием. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1991.-69 с.
  181. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки специалистов. М.: НИИВО, 1993.- 19 с.
  182. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования (анализ и оценка): Монография / Под ред. А. Я. Савельева, Ю. В. Ананьева, П. И. Бабочкина и др. М.: Изд-во МФТИ, 1998. — С. 2−6.
  183. Состояние, проблемы и стратегия развития высшего профессионального образования: Отчет по НИР / Татур Ю. Г., Попова Е. П., Ронанкова Л. И. и др. В 2-х ч. М.: РАО, 1995. — Ч. 1 — С. 11−13.
  184. А. И. Концепция стандарта качества базового высшего образования. СПб.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, ПАНИ, 1992. — С. 12.
  185. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке (антропоцентрический взгляд): Вчера. Сегодня. Завтра. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994.-36 с.
  186. Ю.Г. Государственная образовательная политика в сфере вьющего образования: цели, средства, проблемы //Методология исследований, проектирования и менеджмента в области высшего образования. М.: НИИВО, 1997. — С. 5−26.
  187. Ю.Г. К формированию концептуально-методологических основ согласованности ГОС в системе общего и профессионального образования. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1988.-32 с.
  188. Ю.Г. О новом перечне специальностей //Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 2−6.
  189. Ю.Г. Прогноз на завтра //Высшее образование в России. 1995. — № 1. — С. 62−73.
  190. Ю.Г. Система образования Франции: Аналитический обзор материала французско-российского семинара. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. С. 10.
  191. Унифицированные требования ГОС разных уровней (ступеней) непрерывного образования к общей профессиональной культуре человека:
  192. Отчет по НИР / Зимняя И. А. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. 12 с.
  193. И.Б., Еркович С. П., Коршунов С. В. Высшее профессиональное образование: Мировые тенденции. — М.: Изд. МГТУ, 1998. С. 56.
  194. Guiford J. Creativity: Yesterday, Today, Tomorrow // Journal of Creative Behavior, 1967. 26 p.
  195. Guiford J. Three faces of intellect. The American Psychologist, 1959. — 14 P
  196. Guilford J. The nature of huvan intelligence//New York: McGrow-Hffl, 1967. -46 p.
  197. Tatur Y. Management in Higher Education TACIS Project «Management planning of education in Russia». — Burea CROSS, Frederiksorg County, 1997. -42 p.
  198. Cambell D.T., Stanly J.C. Experimental and quasi-experimental designs for research. Rand Mc Vally, 1996. — 48 p.1
Заполнить форму текущей работой