Использование наглядности в процессе обучения
Изучив педагогическую и методическую литературу по использованию наглядности в процессе обучения, выявив условия эффективного применения наглядности и исследовав применение наглядных материалов на практике, я выяснила, что использование дидактических наглядных материалов на практике способствует оптимальному усвоению учебного материала на уроке музыки. Следовательно, гипотеза доказана, так как… Читать ещё >
Использование наглядности в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Использованию наглядности в процессе обучения
ВВЕДЕНИЕ
Наглядное пособие — эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность учащихся, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики.
Значение наглядности в обучении детей подчеркивали такие педагоги, как Л. М. Толстой, В. А. Сухомлинский, К. Ушинский, А. С. Макаренко. Они утверждали, что у детей ведущей деятельностью в младшем возрасте в психическом развитии является игра и наглядность.
Наглядность как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Каменским, а в дальнейшим развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. В. Занковым и другими педагогами.
Я. А. Каменский в своем известном «золотом правиле дидактики» дал четкую формулировку принципа наглядности. «Наглядность — это все, что возможно представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия зрением;
слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусом — вкусу; допустимое осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами, — представить несколькими чувствами".
В музыкальном воспитании детей применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее воспитания требуют привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные советские педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов.
Как сказал Б. Астафьев, «музыка — искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданных музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма и т. д. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.
Именно об этом пойдет речь в курсовой работе.
Объектом моего исследования является применения дидактической наглядности на уроке музыки.
Предметом исследования — роль наглядности в процессе обучения музыке.
Цель курсовой работы — определить роль наглядных материалов в процессе обучения на уроках музыки.
Задачи: 1) изучить педагогическую и методическую литературу по использованию наглядности в процессе обучения;
2) выявить условия эффективного применения наглядности и требования к выбору наглядных пособий;
3) описать практическое применение наглядных материалов на уроке музыки.
Для того чтобы у ребенка сложились наглядные представления, необходимо создавать их, обеспечивая наглядные опоры, широко привлекая средства наглядности. Из этого следует гипотеза — использование дидактических наглядностей способствует оптимальному усвоению учебного материала на уроке музыки.
Основные методы исследования: — метод-эксперимент;
— педагогическое наблюдение;
— диагностическая беседа;
— анализ результатов творческой деятельности учащихся;
— изучение литературы
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения применения наглядности в процессе обучения
1.1 Наглядные методы обучения и их классификация Почему детям на уроке не всегда интересно? То устанут, то скука одолеет. Почему жизнь школы порой не похожа на цветной, яркий мир, который сопровождает ребенка в его общении с друзьями и книгами? Школа и школьная жизнь должна увлекать ребенка, вводя его в удивительный мир познания.
Как же поступить учителю, чтобы достигнуть этой цели?
Есть много различных способов, которые помогли бы учителю разрешить эту проблему. Одними из этих способов являются наглядные методы обучения.
Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.
Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.
В наше время возросло число средств наглядности (когда-то это были главным образом доска, картинки да речь самого учителя). Теперь же учитель располагает, кроме того, большим арсеналом технических средств обучения: грамзапись, магнитофонная запись произведений и речи дикторов, диа-, видиои кинофильмы, таблицы, схемы, диски, DVD, компьютер и т. д.
Однако еще не все учителя осознают важность использования этих пособий. Одни считают их применение слишком большой роскошью, требующей дополнительного времени, другие не владеют техникой их использования. А между тем учитель должен идти в ногу со временем, и не только сполна использовать то, что ему дается, но и изыскивать возможности для разработки новых средств наглядности.
Исследования психологов, психолингвистов, педагогов, педагогов отмечают высокую степень восприятия и осмысления информации при единовременном включении всех систем восприятия: зрительной, слуховой, кинестетической, т. е. при расширении системы восприятия. Индивидуальные системы восприятия у людей развиты не равномерно: преобладает развитие одной или двух систем. Это связано с историческим жизненным опытом, особенностями географической среды, анатомо-физиологическим развитием организма, особенностями обучения и воспитания.
В обучении и развитии человека педагогу очень важно научиться подключать все системы для восприятия информации. Слушание в школе только объяснения учителя (слушай, что я тебе говорю!) приводит к концентрации восприятия в одной системе, что вообще сужает восприятие информации. Это с возрастом перерастает в привычку, блокирует развитие других систем, задатков, способностей и наклонностей человека, приводит к возникновению галлюцинаций в той системе, которая наименее контролируется и развивается.
Среди наглядных методов обучения выделяют иллюстрацию, демонстрацию, видеометод и т. д. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала. Тогда учителю следует иллюстрировать свой рассказ на доске мелом. Рисунок поясняет слова преподавателя, а рассказ делает понятным содержание изображаемого на доске. Видеометод максимально активизирует наглядно-чувственное восприятие, обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
а) Метод иллюстрации Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.
Функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Метод иллюстрации в одних случаях носит иллюстрированный характер, в других случаях — облегчает процесс формирования абстракций. Этот метод помогает систематизации и обобщению знаний, а также активизации мыслительной деятельности учащихся.
Эффективность иллюстрированного метода зависит от методики показа. Учитель должен продумать дидактическое значение, место и роль на уроке иллюстрации. Большое количество иллюстраций отвлекает учащихся от сущности явлений. Иллюстрации говорят заранее, но показывают только в определенный момент урока. В некоторых случаях целесообразно использовать раздаточный материал (фотографии, схемы, таблицы…). Злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.
б) Метод демонстрации Демонстрация (лат. demonstratio — показывание) — метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.
Метод демонстрации заключается: в показе действия реальных приборов или их моделей, различных механизмов, технических установок, в постановке опытов и проведении экспериментов, в демонстрации процессов (различного происхождения), особенностей конструкций, свойств материалов, коллекций (минералов, художественных изделий, картин, образцов материалов и т. д.).
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно «замерять результаты», изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т. д.
По-видимому, разновидностью метода демонстрации следует рассматривать экскурсии. Экскурсия может быть использована как метод ознакомления с новым материалом, углубленным его изучением или для закрепления изученного. Экскурсия как метод демонстрации обеспечивает изучение предметов, процессов, технологий существующих в реальной действительности (завод, фабрика, метеостанция, конструкторское бюро, испытательные стенды, лаборатории и т. п.), изучение растительного или животного мира (лес, поле, ферма, зоопарк, террариум, аквариум, дельфинарий и т. п.).
Метод демонстрации обеспечивает объемное комплексное, многоаспектное восприятие информации, способствует развитию у учащихся всех систем восприятия, особенно наглядно-чувственного, повышающего качество усвоения учебного материала; приобретение как теоретических, так и практических навыков и умений; развивает познавательную активность и мотивацию к учебной и исследовательской деятельности. Народная мудрость гласит так: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать.»
Тем не менее, метод демонстрации необходимо умело сочетать со словом: акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойство объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения, а возможно, использовать некоторый раздаточный материал, предшествующий или сопутствующий основной демонстрации, сделав соответствующий комментарий.
Эффективность метода достигается:
1. Привлечением объяснений учащихся к раскрытию содержания демонстрируемого, осуществлением ими сравнительного анализа, формулирования выводов, предложений, изложение своей позиции, своего отношения к увиденному, к поиску «скрытого», «нового» содержания в изучаемых фактах, явлениях, процессах, предметах.
2. Правильным отбором, т. е. согласованием демонстрируемого материала с содержанием урока, его объемом, количеством демонстрируемых единиц, местом и временем в структуре урока изучаемого материала, условием демонстрации; научением учащихся поиску и отбору необходимой наглядности в процессе самостоятельной домашней работы.
3. Соответствием демонстрируемого материала психологической готовности учащихся к его усвоению, учетом возрастных и других особенностей.
Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:
— все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;
— все учащиеся могли воспринимать его по-возможности всеми органами чувств;
— предоставит возможность детям самостоятельно изучать качество объекта.
в) Видеометод Среди наглядных методов обучения все чаще начинают выделять «видеометод». С интенсивным развитием видеотехнической аппаратуры он выделяется из демонстрационного метода в самостоятельный. В основе его находятся: экранные источники информации (фильмоскопы, кодоскопы, диапроекторы, киноаппараты, телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сканеры и т. п.). Использование видеоматериалов помогает за очень короткое время в сжатом, концентрированном виде подавать большое количество информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу (ультразвуковое изображение, спектральный анализ, влияние радиоактивных элементов на протекание биологических, химических и биохимических процессов, протекание быстрых и медленных процессов и т. д.).
Видеометод — один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание человека. Он может использоваться на всех этапах обучения как многофункциональный метод.
Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, видеометод обеспечивает более легкое и прочное усвоение знаний в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления, сокращает время на обучение.
Использование метода видеонаглядности создает благоприятные условия для повышения эффективности всего учебного процесса.
г) Метод работы с книгой Книга — величайшее изобретение человека. Работа с ней — важный метод обучения и, пожалуй, основной. Его можно применять как метод получения новых знаний и выработки умений и навыков. Это многофункциональный метод, обеспечивающий обучение, развитие, восприятие; побуждающий к учению и самосовершенствованию, выполняющий контрольно-коррективную функцию. Работа с книгой — дело достаточно сложное. И для этого учащимся необходимы соответствующие знания, умения и навыки. В своей учебной работе детям приходится много и постоянно работать с разнообразной по назначению литературой.
Работа с учебником и книгой — важнейший метод обучения, включающий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их), тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитанного текста), цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница), аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла), рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному), составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска), составление формальнологической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного), составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме), составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).
Работа с книгой не должна рассматриваться как чисто самостоятельный метод. Она может обеспечивать высокие результаты обучения, развития и воспитания только в сочетании с другими методами.
д) Компьютерные технологии и Интернет
XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Мы очень незаметно для себя переступили этот рубеж. Многим учителям кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и десять — пятнадцать лет назад. Увы, но это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения. Делать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую учитель должен передать детям, увеличивается с каждым годом в несколько раз, следовательно, репродуктивными методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, поддержать их в этот сложный момент, скоординировать действия. Огромную помощь в этом процессе могут оказать компьютерные технологии и Интернет.
Современный школьник не всегда воспринимает учителя с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или SMART доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников. Ученики с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с работой в Интернете. На уроках учителей, у которых на рабочем месте есть необходимая современная техника, вы не увидите скучных лиц или отвлеченных глаз. Откуда им взяться, если на уроке идет речь об искусстве, высказываются свои мнения, дети фантазируют. А помогает им в этом компьютер. Почти на каждом уроке можно использовать презентацию, включающую необходимые наглядные средства, музыкальные фрагменты. Ученики узнают биографию композиторов, историю создания произведений или другую информацию.
Некоторые ученые-педагоги (Н.В. Наумчик, В.В. Давыдов) понятие «наглядные методы» не разделяют. Свою точку зрения они мотивируют тем, что содержательная характеристика этих методов традиционно сводится к «визуальности». Наглядность же предполагает, по В. Н. Наумчику, кроме визуальности — раскрытие внутренней сущности педагогического процесса.
Поэтому к выбору методов и средств обучения следует подходить очень внимательно. И методы наглядности при этом играют далеко не последнюю роль, т. к. наглядность кроме визуальности предполагает раскрытие внутренней сущности педагогического процесса. Наглядные методы обучения требуют глубокого понимания соотношения образного и логического, конкретного и абстрагированного, чувственного и рационального в познавательной деятельности школьников.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала наглядность обучение музыка эмоциональный
1.2 Обоснование наглядности обучения педагогами прошлого На ранних стадиях развития человечества, когда обучение было непосредственно связано с трудовой деятельностью взрослого, дети не испытывали значительных затруднений, чтобы представить и понять то, чему их учили. С появлением письменности и книг обучение стало более сложным и трудным. Возникает противоречие между личным опытом ребенка и общественным опытом, отражаемым в книгах. Возникают сложные отношения чувственного и рационального при изучении материала.
Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал Ян Амос Каменский (XVII век). В своем «золотом правиле» дидактики он дал четкую формулировку принципа наглядности, которая уже упоминалась в курсовой работе («Наглядность — все, что возможно представить для восприятия чувствами: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусу, допустимое осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы или явления можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствами».).
В основе сенсуалистической философии Коменский обосновывает необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в понимании Коменского становится решающим фактором усвоения учебного материала.
Еще Я. А. Каменский считал, что «…все, что … можно предоставлять для восприятия чувствами…». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
И. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель.
Принцип наглядности был значительно обогащен в трудах И. Песталоцци. Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие слова соединить, т. е. сформировать у учащихся понятия.
Ж. Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Поэтому наглядность обучения не приобретает самостоятельного и существенного значения. Ребенок находиться в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить.
К. Д. Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие.
В педагогической системе К. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова, служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «…ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».
Л. В. Занков исследовал различные формы сочетания слова и наглядности в обучении.
В современной дидактике понятие наглядности относиться к различным видам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другими. При изучении природы, например, наибольшее значение имеют натуральные объекты и изображения, близкие к натуре, а на уроках грамматики — условные изображения отношений между словами с помощью стрелок, дуг, посредством выделения частей слова разными цветами и т. п. Нередко возникает необходимость использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и теми же вопросами. Например, в курсе истории целесообразно рассматривать предметы, сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты и картинки, изображающие соответствующие явления, исторические карты, смотреть кинофильмы и т. д.
Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. Такое применение наглядности в обучении не приносит пользы, а скорее вредит и усвоению знаний, и развитию школьников.
1.3 Наглядные методы обучения в музыке Во все времена музыку как мощную психологическую силу старались использовать для оказания влияния на чувства и волю людей. Этот энергетический потенциал музыки успешно применяется и современным шоу-бизнесом, сформировавшим с помощью музыкальной продукции часто низкого качества не только «вкусы», но и устойчивое нежелание молодёжи вообще замечать величайшее богатство высокого искусства. В этой ситуации особую актуальность приобретает проблема организации музыкального обучения и воспитания в средней школе, что может составить альтернативу массовой экспансии субкультуры.
Соответственно возникает проблема разработки всестороннего и глубокого научно-методического фундамента музыкального обучения. Однако исторически сложилось так, что общепедагогические методы обучения часто механически переносятся на преподавание музыки в школе. Педагогической общественностью общепризнанно, что искусство, в первую очередь, музыка, обладает огромным воспитательным потенциалом, связанным с эмоциональным воздействием на человека. Однако проблема метода обучения предметам искусства в школе представляет собой наименее разработанную область педагогического знания. В настоящее время невозможно строить концепцию обучения искусству, опираясь только на принципы общей дидактики, которая не в полном объёме распространяется на виды познания, связанные с эстетическим освоением мира. Чтобы теоретически обосновать это положение, перейдем к рассмотрению специфики использования общедидактических наглядных методов в обучении учащихся музыкальным дисциплинам в младших классах, и определении особенных, свойственных только музыкальным предметам, приёмов и способов образования детей.
В музыкальном воспитании применение наглядных пособий имеет особое значение. Сложность и своеобразие музыки, особенность ее восприятия требуют привлечения вспомогательных, «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные советские педагоги-музыканты, психологи. Б. М. Теплов отмечал, что «музыка, взятая сама по себе, может только выражать эмоциональное содержание, но вместе с другими внемузыкальными средствами познания познавательное значение музыки развивается до широчайших пределов».
Известный специалист в области музыкального воспитания — Н. А. Ветлугина считает, что в музыкальном воспитании детей необходимо применять вспомогательные наглядные средства, которые поясняют содержание музыки.
Использование наглядных пособий в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, ее выразительных возможностях; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности — ладовысотный слух, чувство ритма. У них возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческих характер.
К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические пособия и настольные музыкально-дидактические игры. Между ними много общего. И те и другие служат прежде всего учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительностях музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т. д. Однако между музыкально-дидактическими пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально-дидактическая игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые необходимо соблюдать. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми самостоятельно, в то время как музыкально-дидактические пособия применяются в основном на уроках.
Музыкально-дидактические пособия Одной из важных задач всестороннего развития современной молодежи является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются еще в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в начальной школе — она звучит и на уроках и самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности (слушанию, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах), что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
На основе полученных детьми знаний о музыке у них формируется сначала избирательное, а потом и оценочное отношение к ней, появляются начальные формы музыкального вкуса.
Однако практика показывает, что полноценное восприятие ребенком музыки возможно лишь в том случае, если он понимает, о чем она «рассказывает», способен сравнивать услышанное с чем-то предметным, уже встречавшемся ему в жизни. Музыкальные образы «…побуждают ребенка к сопереживанию и заставляют задуматься над тем, о чем музыка „рассказывает“, — пишет Н. А. Ветлугина. — Ребенок не просто воспринимает музыкальные звуки, красоту и гармоничность их сочетаний, но и стремится сопоставить все это с чем-то реальным».
Восприятие музыки — сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у младших школьников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика и т. д.), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.
В педагогической практике с этой целью все чаще стали применять музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Все пособия условно разделяют на три группы:
К первой относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
«Солнышко и тучка»
Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная).
Описание. Карточка из картона или тонкая деревянная дощечка (размер 21 Х 7 см) разделена на три квадрата двумя вертикальными линиями. Отдельно делают такие же по размеру квадраты: на одном из них изображено сияющее солнышко; на другом — солнышко, чуть прикрытое тучкой («спящее»); на третьем — тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.
Методика проведения. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условными изображением.
Музыкальный репертуар. «Рондо-Марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.
«Песня — танец — марш»
Цель. Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.
Описание. На квадратах большой карточки изображены: на первом — поющая девочка; на втором — пляшущая девочка; на третьем — мальчик, марширующий с барабаном. Вместо маленьких карточек даются фишки (кружочки), вырезанные из картона или фанеры.
Методика применения. Дети слушают поочередно три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующим жанру пьесы, и закрывают соответствующее изображение на одном из квадратов прямоугольной карточки.
Музыкальный репертуар. «Труба» Е. Тиличеевой или «Две тетери» (рус. нар. песня, обраб. В. Агафонникова), «Под яблоней зеленою» (рус. нар. песня, обраб. Р. Рустамова), «Марш» Т. Ломовой или «Марш» Е. Тиличеевой.
Во вторую включены пособия, цель которых — дать представление о содержании музыки, о музыкальных образах.
«Море»
Цель. Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы.
Описание. Три карточки из картона (размер 10 Х 5 см) с изображением линий, условно передающих различное состояние моря: на первой — линия, изогнутая на серо-голубом фоне — «море взволнованное»; на второй — линия, сильно изогнутая, фиолетовый фон — «море бушующее»; на третьей — линия слабо волнистая, голубой фон — «море успокаивающееся, буря затихает».
Методика применения. Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объясняет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Учитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.
Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова (отрывок из вступления к опере «Садко»).
Третью группу составляют пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности.
«Лесенка»
Цель. Различать высоту звуков в направлении движения мелодии вверх, вниз.
Описание. Две квадратные карточки (сторона квадрата 7 см) с изображением лесенки с пятью ступеньками. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся по ступенькам вверх; на второй — девочка, спускающаяся по лесенке вниз.
Методика применения. После ознакомления с попевкой-песенкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх по лесенке или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением.
Музыкальный репертуар. «Лесенка» Е. Тиличеевой.
Методика применения пособий на уроках музыки такова. Педагог знакомит детей с каждым пособием, объясняя задание. Оно может выполняться под музыку как одним ребенком, так и всем классом.
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.
Таким образом, музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки детьми, позволяют в доступной форме приобщать их к основным видам искусства.
Настольные музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические игры — эффективное средство формирования звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха у детей. Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков.
Настольные музыкально-дидактические игры разрабатываются в соответствии с задачами музыкально-сенсорного воспитания детей младшего школьного возраста. В основу классификации игр положены задачи формирования воспитания четырех важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).
В связи с этим даны четыре вида игр:
1. Игры, развивающие у детей звуковысотный слух.
«Цирковые собачки»
Цель. Упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Знать песню «Цирковые собачки» Е. Тиличеевой.
Описание. Две большие карточки, на которых изображены лесенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая ступенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начинается снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). На маленьких карточках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек таких же по цвету, как и две большие карточки. Для игры необходимы карточки с заданиями: 1) нарисовать полный звукоряд; 2) последовательность из пяти звуков, идущих вверх: до — соль; 3) последовательность из пяти звуков, идущих вниз: соль — до; 4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до — ми — соль; 5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль — ми — до; 6) два звука разной высоты: до1 — до2. Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы.
Ход игры. В игре участвуют трое детей, один из них ведущий. Он раздает играющим большие карточки и соответствующие им маленькие карточки, которые они прячут за ширму. Карточки с заданиями и металлофон находятся у ведущего за ширмой. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуков, указанные в карточках. Затем берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети за ширмой кладут маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. Затем поднимают ширму, и все смотрят, как выполнено задание. За правильное действие ребенок получает поощрительный жетон. Игра закачивается, когда дети выполнят все шесть заданий. Победителем считается тот, кто набрал большее количество жетонов.
2. Игры, развивающие ритмическое чувство.
«Веселые дудочки»
Цель. Упражнять детей в восприятии и различении трех ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания:
а) б) в) а) трубы (играет медведь); б) дудочки (играет лиса); в) свирели (играет мышонок). Требуется знание песни «Веселые дудочки» Г. Левкодимова.
Описание. Три карточки с контурными изображениями зверей, играющих на духовых инструментах: на трубе — медведь; на дудочке — лиса; на свирели — мышонок. Такие же по размеру карточки, но с цветным изображением, разрезаны на четыре части. Металлофон, ширма.
Ход игры. Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздает трем играющим по одной цветной карте. Дети поют песню, прослушивают, как играют звери на своих инструментах, и начинают играть. На вопрос ведущего «Кто это играет?» отвечает тот, у кого большая нецветная карта соответствует исполненному ритмическому рисунку.
3. Игры, развивающие тембровый слух.
«Узнай свой инструмент»
Цель. Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.
Описание. Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.
Ход игры. Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
4. Игры, развивающие динамический слух.
«Громко — тихо»
Цель. Упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко — тихо» Г. Левкодимова.
Описание. Две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.
Ход игры. В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводиться игра. На вопрос ведущего «Как играл инструмент: громко или тихо?» отвечает тот, у кого рисунок большой нецветной карты соответствует прозвучавшей динамике инструмента. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой нецветной карты. Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончиться, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.
Наглядные методы предназначаются в педагогике для чувственного ознакомления учащихся с жизненными явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символическом изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем, моделей.
В силу звуковой природы музыкального искусства наглядно-слуховой метод, или метод слуховой наглядности, обучения приобретает особое значение. Приоритетным видом наглядности на уроке музыки является звучание самой музыки, предполагающее демонстрацию музыкальных произведений, как в живом звучании, так и с использованием звуковоспроизводящей техники. Особую ценность в этой связи представляет исполнение музыки самими детьми: хоровое пение, пропевание отдельных тем—мелодий, вокализация, элементарное музицирование, игра на воображаемых инструментах, пластическое интонирование, дирижирование, музыкально-сценическое представление и др. Объем и качество звучащей на уроке музыки, а также ее функция в драматургии урока являются важным показателем успешности музыкально-педагогического процесса.
Среди широкого спектра методов и приемов слуховой направленности выдающиеся деятели массового музыкального воспитания (Б. В. Асафьев, Б. Л. Яворский, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский) особо выделяли метод наблюдения и считали его основополагающим звеном музыкального образования.
Наблюдать искусство, по словам Б. В. Асафьева, значит, прежде всего, уметь воспринимать его. Это в первую очередь означает, что любая форма исполнительской деятельности, сочинение музыки детьми приобретает прочувствованный и осознанный характер. «Наблюдение ее (музыки) ведет за собой установку сознания не на единичные предметы и их свойства, как „отдельности“, а на взаимозависимость и сопряженность явлений, — как это обычно происходит при наблюдении за свойствами явлений только ощутимых, но невидимых». Только в этом случае, считает Б. В. Асафьев, музыка оказывает на детей воспитывающее воздействие, на основе которого обогащается их жизненный опыт, пробуждаются «социально-ценные психические состояния», развиваются «инициатива, находчивость, организаторское чутье, критическое отношение», учащиеся приучаются делать выводы и обобщения.
В музыкально-педагогической практике широко применяется и наглядно-зрительный метод, или метод зрительной наглядности. Например, наглядные дидактические пособия, схемы, нотные таблицы, словарь эмоциональных характеристик. Для подготовки детей к восприятию музыки и обогащения музыкальных впечатлений зрительными ассоциациями используются репродукции. Схожие функции на уроках музыки выполняют и рисунки детей о музыке, и под музыку.
По мнению известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева, применение наглядности должно учитывать два момента: конкретную роль наглядного материала в усвоении и отношение его предметного содержания к предмету, подлежащему усвоению. Исходя из этого, необходимо использовать такую наглядность, которая обусловлена самой сущностью музыки как самостоятельного слухового интонационно-временного искусства, содержательной интонационно-звуковой формой произведения и собственно музыкальной деятельностью детей.
ГЛАВА 2. Практическое использование дидактической наглядности в процессе обучения Для того чтобы проследить, как использование дидактических наглядностей способствует оптимальному усвоению учебного материала на уроке музыки, я провела два одинаковых урока во вторых классах. Только на первом уроке я применяла наглядность, а на втором — практически нет.
1) Методика использования принципа наглядности при проведении урока во 2 «А» классе.
Тема урока: «Путешествие в страну „Нотная грамота“».
Цель урока: ознакомление с основами музыкальной грамоты; закрепление понятий: «звукоряд», «октава», «нотный стан», «ноты», «ключи», «длительность».
Задачи образовательные: — совершенствование умения строить ноты на нотном стане;
— определять длительности нот в процессе выполнения упражнений;
— формирование умения давать точную характеристику музыкальному произведению.
Задачи развивающие: — развитие вокально-хоровых навыков, развитие ритмического слуха;
— развивать умение определять характер музыкального произведения.
Задачи воспитывающие: — воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе;
— формирование устойчивого интереса к музыке зарубежных композиторов;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование и музыкальный материал: аккордеон; карточки-заготовки по клавиатуре; музыкальный диск с произведением Э. Грига «Утро»; напечатанные слова песни «Семь дорожек» Е. Крылатова; карточки с заданиями; шуточные рисунки с изображением скрипичного и басового ключей, нот разных длительностей; нарисованное небо и раздаточный материал (лучи солнца и тучки); картинка с радугой и нотами; нарисованный паровозик и названия станций; портреты композиторов Э. Грига, П. И. Чайковского, В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, Д. Б. Кабалевского; таблица с длительностями нот.
Структура урока: — организационный момент;
— объяснение нового материала;
— исполнение песни;
— закрепление нового материала в процессе выполнения упражнений;
— слушание музыки;
— итог урока;
— задание на дом.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Введение
в тему урока. Объяснение нового материала.
Звучит «Песенка паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашкова». На доске наклеено красочное название темы урока, паровозик и название станций.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок музыки. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Нотная грамота». А поедем мы на этом красивом паровозике из Ромашкова (показывает). Но для начала, ребята, скажите, что нужно композитору, чтобы сочинить музыку? (Звуки, ноты, музыкальный образ, вдохновение, музыкальный инструмент и т. д.)
II. Объяснение нового материала. 1 станция «Музыкальный звук»:
Итак, поехали! (Звучит опять «Песенка паровозика». Она будет звучать во всех промежутках между станциями.) Первая станция «Музыкальный звук».
Чтобы правильно понимать содержание музыки надо учитывать ее особенности, ее отличие от других искусств. В то время как в литературе содержание передается с помощью слова, в живописи — посредством рисунка и красок, в музыке содержание воплощается с помощью звуков, из которых создаются музыкальные образы.
Звук как явление представляет собой колебательное движение какого-либо тела (например, струны). Существующие в природе звуки делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки можно пропеть или проиграть на музыкальном инструменте, а шумовые нет. Это, например, шорох или грохот грома.
Так что же такое звук? (Колебание какого-то тела.) Отправляемся дальше. И следующая наша станция «Звукоряд».
2 станция «Звукоряд»:
Все встречающиеся в музыке звуки, расположенные в последовательном восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Основными являются семь ступеней (звуков) звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, h.
Название звуков очень давнего происхождения. В средние века были приняты буквенные обозначения звуков. В наше время применяются те и другие названия, т. е. как слоговые, так и буквенные. В русском языке с давнего времени получили распространение слоговые названия.
Семь основных ступеней периодически повторяются, образуя отрезки звукоряда, называемые октавами. Началом каждой октавы является звук «до». Начиная с самой низкой октавы, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава.
На клавиатуре рояля или пианино есть звуки всех октав (показывает). В середине клавиатуры находится первая октава. В первой октаве удобно и легко петь. Чем правее расположены клавиши, тем звуки выше. Чем левее расположены клавиши, тем звуки ниже. На клавиатуре имеются белые и черные клавиши. Посмотрите на клавиатуры, которые у вас на парте. Черные клавиши расположены по две и по три. Клавиша «до» находится перед двумя черными клавишами. Звуки одной октавы располагаются на соседних белых клавишах.
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука ;
Музыкальные есть звуки.
А теперь встанем и споем попевку Р. Роджерса «Звуки музыки». (Поют.)
Отправляемся дальше!
III. Исполнение песни. 3 станция «Нотное письмо»:
Первые попытки записи музыкальных звуков относятся к очень давним временам. Сохранились несколько памятников музыкальных произведений, относящихся к античности. В этих древнейших записях высота звуков обозначена буквами, которые указывали точную высоту звука. Но это было чрезвычайно неудобно для записи многоголосной музыки, кроме того, буквы не указывали длительности звуков.
Перелом в нотной записи произошел в XII веке, когда начали применять четырехлинейную систему. Нотные знаки с течением времени изменили свой вид, к четырем линейкам прибавилась пятая, но основа нотного письма, введенного в XI веке, сохранилась до наших дней.
Основные элементы нотного письма — нотный стан (нотоносец), ноты, ключи.
Нотный стан представляет собой 5 горизонтальных линеек. Счет линеек нотного стана ведется снизу вверх.
Ноты — это специальные знаки для записи музыки.
Ноты пишутся на линиях, между ними, выше и ниже нотного стана, на добавочных линейках. (Нарисовать в нотной тетради.)
Ноты имеют название только в том случае, если в начале нотного стана стоит соответствующий музыкальный знак — ключ.
В музыкальной практике используется несколько разных ключей. Наиболее распространенными являются два из них: скрипичный и басовый.
Для обозначения средних и высоких звуков употребляется скрипичный ключ: или ключ «соль»: (Показывает шуточную картинку и рассказывает правила написания. Дети рисуют в нотную тетрадь.)
Для обозначения низких звуков наиболее употребителен басовый ключ, или ключ «фа»: (Показывает шуточную картинку и рассказывает правила написания. Дети рисуют в нотную тетрадь.)
А сейчас отгадайте загадку: Музыкальную шкатулку Не откроешь сгоряча:
Музыкальную шкатулку Запирают два ключа.
Формы необычной, Выделки особой:
Первый ключ — … скрипичный, А второй — … басовый.
Ребята, а сейчас я вам спою песню, а вы мне скажете, о чем поется в ней. (Исполняет песню Е. Крылатова «Семь дорожек». Дети отвечают, что эта песня о радуге и ее цветах.) Правильно, у радуги семь цветов. Так и в музыке семь нот-цветов. (Показывает картинку с цветами радуги и нотами.) Сейчас мы с вами разучим эту песню. (Учитель раздает слова песни. Идет момент разучивания песни и ее исполнение.)
IV. Закрепление нового материала в процессе выполнения упражнений. 4 станция «Длительности нот»:
Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки.
Для обозначения длительностей звуков существует ряд основных нотных знаков:
1. Овал, который применяется пустой или заполненный.
2. Штиль (вертикальная палочка), который добавляется к овалу. Заполненный овал всегда имеет штиль. Штиль пишется вверх справа или вниз слева от овала.
3. Хвосты от одного до трех (реже до четырех и даже пяти) добавляются к палочкам справа. (При рассказе о каждой ноте учитель показывает шуточную картинку нот.)
Основное деление длительностей следующее: в целой ноте 2 половинные, в одной половинной 2 четветртные, в одной четвертной 2 восьмые, в одной восьмой 2 шестнадцатые. (Объясняет по таблице.)
Но, чтобы отправится дальше, вам нужно сделать задания:
1. Какие звуки существуют в музыке? Напишите их в порядке возрастания.
2. Подпишите указанные звуки:
3. Найди на клавиатуре указанные звуки: «ля», «до», «ре», «ми», «си», «до» второй октавы, «фа», «соль» и их цифрами, т. е. «ля» — 1, «до» — 2 и т. д.
4. Что такое октава? Назовите звуки, которыми она начинается и заканчивается. Сколько существует октав?
5. Определите местонахождение ноты «до» каждой из октав на пианино:
6. Назовите местонахождение заштрихованной клавиши на клавиатуре. Например: клавиша «до» находится слева около двух черных клавиш.
7. Какой звук выше, а какой ниже? Поставьте стрелочку вниз напротив звука, если он ниже, и стрелочку вверх напротив звука, если он выше: «ля» малой октавы и «фа» второй октавы, «до» первой октавы и «до» второй октавы, «соль» контроктавы и «си» третьей октавы.
8.Назовите длительности нот. (Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.)
9. Какая из длительностей короче? Сравните ноты и поставьте знаки или .
А теперь поиграем в такую игру, которая называется «Дождик». Я вам покажу нотки на карточке, а вы мне прохлопаете ритм. Но для начала мы прорепетируем. (Объясняет как прохлопываются длительности. Начинается игра.)
Пошел дождик:
Дождик пошел быстрее:
Дождик стал успокаиваться:
Выглянуло солнышко:
V. Слушание музыки. 5 станция «Творчество»:
Ребята, вот наш музыкальный паровозик привез нас в такую страну, как Норвегия. Эта страна находиться далеко на севере. Море изрезало ее берега глубокими заливами, вокруг которых высятся горы, покрытые лесами.
Более ста лет назад здесь родился мальчик по имени Эдвард. С детства ему запомнились интересные сказки о гномах, эльфах — волшебных духах и маленьких человечках, которые будто бы живут в горах. Обо всем этом Э. Григ очень ярко рассказал в своей музыке. (Учитель показывает портрет Э. Грига.)
В исполнении симфонического оркестра послушайте произведение Эдварда Грига, которое называется «Утро». (Слушают. Учитель убирает портрет композитора.)
Ребята, а какое утро «рисовал» в своем произведении Э. Григ? (Встает ласковое красное солнышко. Его лучи чуть показались на верхушках деревьев. Постепенно природа просыпается и т. д.)
А сейчас, для вас будет такое задание. Я на доске вывесила несколько портретов знаменитых композиторов. Ваша задача — вспомнить кто из них Э. Григ и кто остальные. (Ребята выполняют задание.)
VI. Итог урока. 6 станция «Конечная»:
Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами приехали на «Конечную» станцию. Давайте повторим, на каких станциях мы побывали и что нового узнали. (Повторяют.)
VII. Задание на дом.
А кто же нам сегодня помогал путешествовать по стране «Музыкальная грамота»? (Паровозик из Ромашкова.) Правильно. Но ему пора отправляться в депо. Мы его проводим и скажем «До свидания!». А для вас будет необычное задание на дом. Вам нужно будет дома нарисовать свое утро. Может вам поможет сегодняшний урок и какое произведение? («Утро».) А кто его композитор? (Эдвард Григ.)
Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать понравился ли вам урок. Для этого я раздала вам на парты по лучику солнышка и по тучке. На доске вы видите нарисованное небо. Кому урок понравился, прикрепите на небо лучик солнышка, а кому нет — тучку. А чтобы вам было веселее прощаться я поставлю вам песенку. (Звучит песенка «Весенняя капель.)
До свидания, ребята!
2) Методика проведения урока во 2 «Б» классе без использования принципа наглядности.
Тема урока: «Путешествие в страну „Нотная грамота“».
Цель урока: ознакомление с основами музыкальной грамоты; закрепление понятий: «звукоряд», «октава», «нотный стан», «ноты», «ключи», «длительность».
Задачи образовательные: — совершенствование умения строить ноты на нотном стане;
— определять длительности нот в процессе выполнения упражнений;
— формирование умения давать точную характеристику музыкальному произведению.
Задачи развивающие: — развитие вокально-хоровых навыков, развитие ритмического слуха;
— развивать умение определять характер музыкального произведения.
Задачи воспитывающие: — воспитание личной заинтересованности в участии в творческом процессе;
— формирование устойчивого интереса к музыке зарубежных композиторов;
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование и музыкальный материал: аккордеон; музыкальный диск с произведением Э. Грига «Утро»; карточки с заданиями; нарисованное небо и раздаточный материал (лучи солнца и тучки).
Структура урока: — организационный момент;
— объяснение нового материала;
— исполнение песни;
— закрепление нового материала в процессе выполнения упражнений;
— слушание музыки;
— итог урока;
— задание на дом.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Введение
в тему урока. Объяснение нового материала.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычный урок музыки. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну «Нотная грамота». Но для начала, ребята, скажите, что нужно композитору, чтобы сочинить музыку? (Звуки, ноты, музыкальный образ, вдохновение, музыкальный инструмент и т. д.)
1 город «Музыкальный звук»:
Первый город «Музыкальный звук».
Чтобы правильно понимать содержание музыки надо учитывать ее особенности, ее отличие от других искусств. В то время как в литературе содержание передается с помощью слова, в живописи — посредством рисунка и красок, в музыке содержание воплощается с помощью звуков, из которых создаются музыкальные образы.
Звук как явление представляет собой колебательное движение какого-либо тела (например, струны). Существующие в природе звуки делятся на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки можно пропеть или проиграть на музыкальном инструменте, а шумовые нет. Это, например, шорох или грохот грома.
Так что же такое звук? (Колебание какого-то тела.) Отправляемся дальше. И второй наш город «Звукоряд».
2 город «Звукоряд»:
Все встречающиеся в музыке звуки, расположенные в последовательном восходящем или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Основными являются семь ступеней (звуков) звукоряда: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, h.
Название звуков очень давнего происхождения. В средние века были приняты буквенные обозначения звуков. В наше время применяются те и другие названия, т. е. как слоговые, так и буквенные. В русском языке с давнего времени получили распространение слоговые названия.
Семь основных ступеней периодически повторяются, образуя отрезки звукоряда, называемые октавами. Началом каждой октавы является звук «до». Начиная с самой низкой октавы, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвертая октава, пятая октава.
На клавиатуре рояля или пианино есть звуки всех октав (показывает). В середине клавиатуры находится первая октава. В первой октаве удобно и легко петь. Чем правее расположены клавиши, тем звуки выше. Чем левее расположены клавиши, тем звуки ниже. На клавиатуре имеются белые и черные клавиши. Черные клавиши расположены по две и по три. Клавиша «до» находится перед двумя черными клавишами. Звуки одной октавы располагаются на соседних белых клавишах.
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий ропот, Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре, Стук колес и шум станка, Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука ;
Музыкальные есть звуки.
А теперь встанем и споем попевку Р. Роджерса «Звуки музыки». (Поют.)
Отправляемся дальше!
II. Исполнение песни. 3 город «Нотное письмо»:
Первые попытки записи музыкальных звуков относятся к очень давним временам. Сохранились несколько памятников музыкальных произведений, относящихся к античности. В этих древнейших записях высота звуков обозначена буквами, которые указывали точную высоту звука. Но это было чрезвычайно неудобно для записи многоголосной музыки, кроме того, буквы не указывали длительности звуков.
Перелом в нотной записи произошел в XII веке, когда начали применять четырехлинейную систему. Нотные знаки с течением времени изменили свой вид, к четырем линейкам прибавилась пятая, но основа нотного письма, введенного в XI веке, сохранилась до наших дней.
Основные элементы нотного письма — нотный стан (нотоносец), ноты, ключи.
Нотный стан представляет собой 5 горизонтальных линеек. Счет линеек нотного стана ведется снизу вверх.
Ноты — это специальные знаки для записи музыки.
Ноты пишутся на линиях, между ними, выше и ниже нотного стана, на добавочных линейках. (Нарисовать в нотной тетради.)
Ноты имеют название только в том случае, если в начале нотного стана стоит соответствующий музыкальный знак — ключ.
В музыкальной практике используется несколько разных ключей. Наиболее распространенными являются два из них: скрипичный и басовый.
Для обозначения средних и высоких звуков употребляется скрипичный ключ: или ключ «соль»: (Учитель показывает, как пишется скрипичный ключ. Дети рисуют в нотную тетрадь.)
Для обозначения низких звуков наиболее употребителен басовый ключ, или ключ «фа»: (Показывает правила написания. Дети рисуют в нотную тетрадь.)
А сейчас отгадайте загадку: Музыкальную шкатулку Не откроешь сгоряча:
Музыкальную шкатулку Запирают два ключа.
Формы необычной, Выделки особой:
Первый ключ — … скрипичный, А второй — … басовый.
Ребята, а сейчас я вам спою песню, а вы мне скажете, о чем поется в ней. (Исполняет песню Е. Крылатова «Семь дорожек». Дети отвечают, что эта песня о радуге и ее цветах.) Правильно, у радуги семь цветов. Так и в музыке семь нотцветов. Сейчас мы с вами разучим эту песню. (Идет момент разучивания.)
III. Закрепление нового материала в процессе выполнения упражнений. 4 город «Длительности нот»:
Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности: мы слышим то долгие, то короткие звуки.
Для обозначения длительностей звуков существует ряд основных нотных знаков:
1. Овал, который применяется пустой или заполненный.
2. Штиль (вертикальная палочка), который добавляется к овалу. Заполненный овал всегда имеет штиль. Штиль пишется вверх справа или вниз слева от овала.
3. Хвосты от одного до трех (реже до четырех и даже пяти) добавляются к палочкам справа.
Основное деление длительностей следующее: в целой ноте 2 половинные, в одной половинной 2 четветртные, в одной четвертной 2 восьмые, в одной восьмой 2 шестнадцатые.
Но, чтобы отправится дальше, вам нужно сделать задания:
1. Какие звуки существуют в музыке? Напишите их в порядке возрастания.
2. Подпишите указанные звуки:
3. Найди на клавиатуре указанные звуки: «ля», «до», «ре», «ми», «си», «до» второй октавы, «фа», «соль» и их цифрами, т. е. «ля» — 1, «до» — 2 и т. д.
4. Что такое октава? Назовите звуки, которыми она начинается и заканчивается. Сколько существует октав?
5. Определите местонахождение ноты «до» каждой из октав на пианино:
6. Назовите местонахождение заштрихованной клавиши на клавиатуре. Например: клавиша «до» находится слева около двух черных клавиш.
7. Какой звук выше, а какой ниже? Поставьте стрелочку вниз напротив звука, если он ниже, и стрелочку вверх напротив звука, если он выше: «ля» малой октавы и «фа» второй октавы, «до» первой октавы и «до» второй октавы, «соль» контроктавы и «си» третьей октавы.
8.Назовите длительности нот. (Целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая.)
9. Какая из длительностей короче? Сравните ноты и поставьте знаки или .
А теперь поиграем в такую игру, которая называется «Дождик». Я вам покажу нотки на карточке, а вы мне прохлопаете ритм. Но для начала мы прорепетируем. (Объясняет как прохлопываются длительности. Начинается игра.)
Пошел дождик:
Дождик пошел быстрее:
Дождик стал успокаиваться:
Выглянуло солнышко:
IV. Слушание музыки. 5 город «Творчество»:
Ребята, мы находимся в Норвегии. Эта страна находиться далеко на севере. Море изрезало ее берега глубокими заливами, вокруг которых высятся горы, покрытые лесами.
Более ста лет назад здесь родился мальчик по имени Эдвард. С детства ему запомнились интересные сказки о гномах, эльфах — волшебных духах и маленьких человечках, которые будто бы живут в горах. Обо всем этом Э. Григ очень ярко рассказал в своей музыке. (Учитель показывает портрет Э. Грига.)
В исполнении симфонического оркестра послушайте произведение Эдварда Грига, которое называется «Утро». (Слушают.)
Ребята, а какое утро «рисовал» в своем произведении Э. Григ? (Встает ласковое красное солнышко. Его лучи чуть показались на верхушках деревьев. Постепенно природа просыпается и т. д. Дети слушают еще раз.)
VI. Итог урока. 6 город «До свидания!»:
Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы с вами находимся в городе «До свидания!». Давайте повторим, в каких городах мы побывали и что нового узнали. (Повторяют.)
VI. Задание на дом.
Для вас будет необычное задание на дом. Вам нужно будет дома нарисовать свое утро. Может вам поможет сегодняшний урок и какое произведение? («Утро».) А кто его композитор? (Эдвард Григ.)
Наш урок подходит к концу, и я хочу узнать понравился ли вам урок. Для этого я раздала вам на парты по лучику солнышка и по тучке. На доске вы видите нарисованное небо. Кому урок понравился, прикрепите на небо лучик солнышка, а кому нет — тучку.
До свидания, ребята!
3) Для того, чтобы проследить роль наглядности в процессе обучения, я хочу проанализировать основные этапы мной проведенных уроков во вторых классах по теме «Путешествие в страну „Музыкальная грамота“»:
1) Организационный момент.
Паровозик, который был во 2 «А» классе настроил детей на работу. Дети заинтересовались, были оживленными, активными, готовыми к работе.
Во 2 «Б» классе он отсутствовал. Дети были не организованны, им было не интересно.
Паровозик поспособствовал охотному ответу детей на поставленные вопросы. Во
2 «Б» классе дети неохотно контактировали с учителем.
При помощи прикрепленных к доске красочных названий станций ученики 2 «А» класса четко и наглядно представляли последовательность урока.
2) Исполнение песни.
Дети во 2 «А» классе быстрее выучили песню и исполняли ее с радостным настроение, чем дети во 2 «Б» классе, т. к. напечатанные слова для каждого ученика ускорили процесс разучивания и запоминания песни. А картинка с изображением радуги настроила детей на радостные эмоции.
Разучивание во 2 «Б» классе затянулось, так как ученики только на слух воспринимали слова песни, и при этом им еще нужно было усвоить интонацию произведения.
3) Нотная грамота.
При помощи раздаточных клавиатур, дети во 2 «А» классе лучше запомнили расположение звуков, чем во 2 «Б» классе.
Без таблицы с длительностями нот, ученики 2 «Б» класса не усвоили как же делятся ноты по длительности. Словесного метода для них было недостаточно и мне пришлось прибегнуть к написанию таблицы на доске и разъяснению.
Шуточные картинки с изображением ключей и нот помогли ученикам 2 «А» класса разобраться в нотном письме. Дети быстро освоили правила написания нот, скрипичного и басового ключей. Им было интересно знакомиться с новыми знаками и понятиями.
2 «Б» класс отнесся к письму равнодушно. Для детей было непонятным написание нотной грамоты и вызывало у них трудности. Некоторые из детей так и не освоили, как пишутся скрипичный, басовый ключи и ноты.
4) Знание композиторов.
Когда я спросила в конце урока детей 2 «Б» класса: «Кто изображен на портрете?», не все ученики ответили, что это Э. Григ. Значит на уроке недостаточно только показа одного портрета. С ним (портретом) нужно работать и только одной наглядности недостаточно.
Игра с портретами во 2 «А» классе помогла расширить знания детей о композиторах наглядно. Все ответили, что это Э. Григ. Я уверена, что ученики 2 «А» класса не перепутают композиторов, когда придется опять с ними столкнуться.
5) Выполнение заданий.
Во 2 «А» классе, где я использовала наглядность, результаты выполнения заданий по нотной грамоте были намного лучше, чем во 2 «Б» классе, в котором они отсутствовали.
Во 2 «А» классе результаты были таковы:
4 ученика — оценка 10
5 учеников — оценка 9
2 ученика — оценка 8
1 ученик — оценка 7
Результаты были лучше, так как осуществлялась опора на наглядность. Дети лучше воспринимали материал.
Во 2 «Б» классе результаты были таковы:
4 ученика — оценка 8
5 учеников — оценка 7
1 ученика — оценка 6
В этом классе изучение нотной грамоты происходило почти только на слух и на основе догадки. У детей не было опоры на наглядность, более того, у детей вызывали трудности расположение звуков на клавиатуре и длительности нот.
6) Настроение детей.
Результаты рефлек После того, как я провела урок во 2 «Б» классе, я решила проверить, понравился ли детям урок. Я попросила прикрепить на листок, на котором изображено небо и солнышко без лучиков, или тучку (если урок не понравился) или лучик (если урок понравился). В опросе участвовало 10 учеников. 6 учеников прикрепили тучки, так как урок им показался скучным и неинтересным. Урок музыка был похож на все остальные уроки и в нем не было ничего запоминающегося. 4 ученика прикрепили лучики.
На уроке во 2 «Б» классе я практически не использовала наглядные пособия. Весь материал был словесным. Дети были малоактивными на уроке. Неохотно отвечали на вопросы и выполняли задания. К концу урока почти весь класс не слушал слова учителя. Им было не интересно, и их внимание переключалось на другие объекты.
С такой же просьбой я обратилась к ученикам 2 «А» класса. В опросе участвовали все ученики 12 человек. 9 учеников прикрепили лучики, потому, что им урок понравился. Только одному ученику было все равно и он прикрепил тучку.
Во 2 «А» классе я использовала много наглядных пособий, раздаточного материала. Так как урок проходил в нестандартной форме с использованием дидактических наглядностей, дети легко работали, им было интересно выполнять различные задания, каждый ученик стремился выделиться, показать на что он способен. Организованно проходило и выполнение коллективных заданий. С помощью наглядностей у учеников развивалось творческое и логическое мышление. Наглядность способствовала лучшему усвоению всего материала.
IV.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив педагогическую и методическую литературу по использованию наглядности в процессе обучения, выявив условия эффективного применения наглядности и исследовав применение наглядных материалов на практике, я выяснила, что использование дидактических наглядных материалов на практике способствует оптимальному усвоению учебного материала на уроке музыки. Следовательно, гипотеза доказана, так как дидактическая наглядность помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаимодействия для подтверждения теоретических положений. Дидактическая наглядность помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психологические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Дидактическая наглядность формирует у учащихся визуальную и слуховую культуру. Она дает учителю обратную информацию: по заданным учащимся вопросам можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию сути явления.
Таким образом, наглядность есть свойство, особенность того психического образа, объекта или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления, и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа. И зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных особенностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.
Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты, их изображения, модели изучаемых объектов и явлений. Знание форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность учителю творчески применять средства наглядности сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и конкретным условиям обучения.
V. ЛИТЕРАТУРА
1. Аксенова Л. Н. «Нестандартный урок — методические рекомендации». Минск, 1999.
2. Пидкасистый П. И. «Педагогика. Учебн. пособие для студ. пед. Вузов и пед. Колледжей». Москва, 1998.
3. Батурина Б. И., Кузина Т. Ф. «Введение в педагогическую профессию». Москва, 2009.
4. Харламов И. Ф. «Педагогика». Минск, 2010.
5. Абдулин Э. Б. «Теория музыкального образования. Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений». Москва, «Академия», 2004.
6. Подласый И. П. «Педагогика 100 вопросов — 100 ответов». Москва, «Владоспресс», 2009.
7. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании младших школьников». Москва, «Просвещение», 1986.
8. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании». Москва, 1973.
9. Выготский Л. С. «Психология искусства». Ростов на Дону, «Феникс», 2008.
10. Холопова В. Н. «Музыка как вид искусства». Санкт Петербург, «Лань», 2010.