Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования
Научная и практическая значимость исследования. Значение работы для российской экономической науки заключается в разработке методов оценки эффективности инвестиций, учитывающих реальность возврата заемных средств и финансово-экономическое состояние предприятия, что в конечном счете позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств. Практическая значимость работы заключается в том… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. УСЛОВИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ
- 1. 1. Экономические и социальные условия развития инвестиционных t t процессов
- 1. 2. Роль государства в регулировании инвестиционных процессов
- 1. 3. О первоочередной роли бюджетного финансирования инвестиций в реальный сектор экономики
- 1. 3. 1. Расчет доли возврата бюджетных средств и анализ факторов, влияющих на ее величину
- 1. 4. Анализ и оценка состояния инвестиционной сферы региона
- ГЛАВА. АНАЛИЗ МЕТОДИК ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ В КОНКУРСЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
- 2. 1. Этапы экспертизы инвестиционных проектов в целях получения бюджетного финансирования
- 2. 2. Сущность методов оценки финансового состояния
- 2. 2. 1. Принципы оценки инвестиционных проектов
- 2. 3. Анализ методик прогнозирования банкротства
- 2. 4. Оценка эффективности государственного участия в реализации инвестиционных проектов
- ГЛАВА. МОДЕЛЬ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- 3. 1. Анализ факторов и результирующего показателя для создания экономике — математической модели прогнозирования эффективности деятельности предприятия
- 3. 2. Построение многофакторной регрессионной модели эффективности деятельности предприятия
- 3. 3. Анализ использования модели, эффективности деятельности предприятий с учетом привлечения заемных средств
- 3. 3. 1. Прогнозирования структуры баланса и рентабельности деятельности с использованием модели прогнозирования эффективности деятельности предприятия
Совершенствование методов оценки инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Инвестиционная сфера является основой развития экономики. Реализация инвестиционных программ призвана стать приоритетным направлением по поддержанию приемлемого уровня производительных сил и развития общества. Состояние экономической и политической системы Российской Федерации, законодательной базы и проч. не может обеспечить реализацию инвестиционных проектов и программ, приоритетных для страны направлений, вследствие влияния различных видов рисков на.
I I разных стадиях реализации проекта и принятия решения об инвестировании.
Для нормального инвестирования развития экономики необходимо наличие внешних источников инвестирования и достоверное обоснование расходования ограниченных внутренних источников инвестиций. Опыт выделения капитальных вложений из бюджетных и внебюджетных фондов показывает, что существующие методы оценки инвестиций недостаточно адекватно отражают эффективность инвестиционных проектов и финансово-экономическое состояние предприятий — потребителей инвестиций.
В современных условиях для эффективного использования бюджетных средств необходимо определить показатели и их величины, способные дать максимум достоверной информации о состоянии предприятия — инициатора инвестиционного проекта. Для этого необходима методика, позволяющая прогнозировать эффективность деятельности предприятия с использованием привлекаемых ресурсов, и в то же время контролировать эффективность использования бюджетных средств предприятием.
Необходимостью разработки методической базы и совершенствования методов оценки инвестиционных проектов с учетом бюджетного финансирования, адаптированных к современным российским условиям, обусловлен выбор темы диссертации и ее актуальность.
Цель диссертации заключается в повышении эффективности использования бюджетных средств хозяйствующими субъектами на основе совершенствования методов оценки инвестиционных проектов.
В соответствии с общей целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Анализ рекомендуемых в экономической литературе и используемых на практике методов оценки инвестиционных проектов;
2. Исследование причин невыполнения обязательств по возврату заемных средств областного бюджета;
3. Анализ эффективности государственных вложений в регионе;
4. Разработка модели, учитывающей взаимосвязь' финансовых, экономических и инвестиционных факторов.
5. Разработка методики прогнозирования эффективности деятельности предприятия с учетом бюджетного финансирования для целей анализа и контроля использования государственных средств.
Предметом диссертационного исследования являются условия и динамика развития инвестиционной сферы.
Объектом исследования является деятельность предприятий и организаций разных форм собственности и отраслей народного хозяйства по привлечению государственных инвестиционных ресурсов.
Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области оценки инвестиционных проектов и принятия их для инвестирования, экономической оценке деятельности предприятия, экономико-математического моделирования.
Определению методических основ оценки инвестиционных проектов посвящены работы многих отечественных и зарубежных ученых: Баканова М. И., Бархатова В. И., Бузырева В. В., Газеева М. Ю., Зеленова А. М., Ковалева В. В, Лившица В. В, Липсиц И. В., Коссова.
В.В., Четыркина Е. М., Шепелева И. Г, Баева И. А., Шепелевич И. Г, Шеремета А. Д., Сайфулина Р. С., Ришар Ж., Альтман Э., и др.
В процессе исследования были использованы законодательные и нормативные акты, отечественные и зарубежные методические рекомендации, нормативные и методические материалы государственных органов по вопросам инвестирования.
При разработке положений диссертации применялись следующие методы исследования: классифицирование, экономический анализ, элементы системного подхода, моделирования, математической статистики, корреляционно-регрессионного анализа, оценки экономической эффективности инвестиций.
Научная новизна результатов исследования:
1) Выявлено несоответствие циклов производства продукта, производимого за счет испрашиваемых инвестиций, с требуемой продолжительностью инвестиционного цикла, в результате чего создаются объективные условия невозврата выделенных средств в срок;
2) Доказано, что применение методик, рекомендуемых для отбора проектов и финансовой оценки деятельности предприятия дает противоречивые результаты экономической оценки инвестиций, вследствие одностороннего применения в этих методиках экономических и финансовых показателей;
3) Разработана система показателей анализа эффективности деятельности предприятия по освоению бюджетных средств на основании комплексного подхода к оценке эффективности инвестиций с учетом экономических, финансовых и инвестиционных факторов;
4) Предложен комплекс многофакгорных моделей эффективности деятельности предприятия с использованием инвестиций, представляющий возможность при оценке целесообразности выделения средств учитывать их влияние на финансовые и экономические результаты;
5) Разработана методика оценки инвестиций, основанная на прогнозировании уровня рентабельности активов, инвестиций и объемов производства с использованием системы факторных моделей, учитывающих изменения величины основных и оборотных средств за счет инвестиций и прироста собственного капитала.
Научная и практическая значимость исследования. Значение работы для российской экономической науки заключается в разработке методов оценки эффективности инвестиций, учитывающих реальность возврата заемных средств и финансово-экономическое состояние предприятия, что в конечном счете позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная система моделей эффективности деятельности предприятия может применяться предприятиями и организациями, заинтересованными в привлечении инвестиционных ресурсов при подготовке и обосновании инвестиционных проектов, региональными органами власти на стадии принятия решений о государственных гарантиях и выделении бюджетных средств, а так же контроле за их расходованием в период реализации инвестиционного проекта. Использование методики прогнозирования эффективности деятельности предприятия на основе факторных моделей позволяет проводить анализ финансового состояния предприятия-реципиента в случае выделения инвестиций с учетом основного критерия эффективности деятельности хозяйствующего субъекта — рентабельности. Методика оценки эффективности деятельности предприятия позволяет спланировать наиболее эффективную структуру баланса предприятия с учетом использования заемных средств. Методические положения, предложенные в работе, могут применяться в учебных целях для подготовки студентов экономических специальностей.
Апробация работы и публикации. Основные положения работы докладывались и обсуждались на Байкальском международном форуме «Безопасное развитие регионов» (г. Иркутск, 1997 г.), на научно-практической конференции им. Конторовича СПбГУ (г. С.-Петербург, 1998 г.), на Международной научно-практической конференции «Предпринимательство: состояние и перспективы» (г. Ижевск, 1999 г.), на 49, 50, 51 научно-технических конференциях ЮУрГУ (ЧГТУ) (1996, 1997, 1998 г. г.), преподавательской научной конференции ЮУрГУ (1999, 2000 г.).
Публикации. По результатам исследования автором опубликованы: 6 работ общим объемом 2,6 п.л.
Объем и структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 140 наименований и 5 приложений. Основная часть работы содержит 134 страницы, включая 15 рисунков, 29 таблиц и 10 страниц библиографии. Приложение содержит 18 листов.
ВЫВОДЫ.
1. Проведенный анализ эффективности государственного участия в инвестировании проектов выявляет практически нулевую эффективность вложения бюджетных средств.
2. Вероятность возврата средств из областного бюджета.
Челябинской области по ссудам и товарным кредитам, выданных предприятиям и организациям в период 1992 — 1997 г. г. характеризуются крайне низкой величиной: 0,29, а список предприятий — должников по средствам Фонда поддержки t t важнейших отраслей хозяйства и Фонда поддержки предпринимательства — велик. Анализ построенного на основании исследования статистической информации тренда изменения вероятности возврата выделенных средств и графика изменения ставки рефинансирования Центрального банка РФ по годам, дает возможность заключить: самое высокое значение процентной ставки (следовательно, высокая плата за пользование бюджетными ресурсами) соответствует снижению вероятности возврата средств (основной суммы средств и процентов по ним) в государственный бюджет.
3. Основная причина низкого значения возврата выделенных государственных средств — это неверные выводы об эффективности инвестиционного проекта на стадии принятия решения о финансировании. Они обусловлены качеством экспертизы, проводимой на основании Методических положений по оценке финансового состояния предприятия и установлению неудовлетворительной структуры баланса Федерального управления по делам несостоятельности (банкротству) предприятий, поскольку данный анализ не дает полной информации о заемщике средств. Кроме того, официальная методика не содержит современных методов проведения анализа финансового состояния предприятия — реципиента и не дает возможности прогнозировать эффективность использования инвестируемых средств.
4. На основании проведенного анализа выявлены причины, повлекшие за собой сложившуюся ситуацию в сфере государственного кредитования Челябинской области: несоответствие требуемого срока окупаемости инвестиционных проектов (2−3.г) производственному циклу предприятийнеритмичность поступления средств на расчетный счет реципиентанесоответствие формы выделенных средств, планируемой (товарный кредит и проч.) — отсутствие контроля за эффективностью использования бюджетных средствтрудно прогнозируемое изменение ставки прогнозирования Центрального банка РФ.
5. Исследуемые современные методы оценки финансового состояния предприятия, однако, не дают возможности прогнозировать эффективность функционирования организации с учетом изменения инвестиционных факторов. В связи с этим, предлагается методика оценки эффективности деятельности предприятия на основе математической модели прогнозирования эффективности с учетом заемных ресурсов.
6. В диссертационной работе представлена методика оценки эффективности инвестиций, путем прогнозирования некоторых показателей баланса предприятий на основе предложенной математической модели с учетом изменения инвестиционных факторов. На этой основе определены конкретные показатели, позволяющие контролировать эффективность использования бюджетных средств путем сопоставления прогнозируемых величин с фактически достигнутыми организацией в период освоения государственных средств. Основные положения разработанной методики оценки эффективности инвестиций получены на следующих результатах диссертационного исследования:
7. На основании разработанной математической модели предложена методика прогнозирования структуры баланса и рентабельности деятельности. Составление прогнозного баланса на основании расчетного значения рентабельности и сопоставление его с фактически полученным значением в результате финансово-хозяйственной деятельности дает возможность контродиро вать эффективность использования заемных ресурсов.
8. Апробация разработанных методических положений показала, что их применение дает результаты (по Форме № 1 Баланс предприятия), незначительно отклоняющиеся от фактически рассчитанных (по Форме№ 2 «Отчет о финансовых результатах») «11,6%.
9. Внедрение разработанной методики прогнозирования структуры баланса предприятия с использованием многофакторной регрессионной модели прогнозирования эффективности деятельности предприятия в практику оценки инвестиционных проектов на стадии принятия решения позволяет наладить контрольную функцию Администрации Челябинской области за эффективностью использования выделяемых бюджетных средств и создаст предпосылки для роста эффективности их инвестирования в реальный сектор экономики Челябинской области.
Список литературы
- Закон РСФСР от 26.06.91 г. № 1488−1 (ред. От 19.06.95) «Об инвестиционной деятельности в РСФСР" —
- Указ Президента РФ от 11.06.94 г. № 1233 «О защите интересов инвесторов»
- Указ Президента РФ от 10.06.94 г. № 1199 «О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, в т. ч. осуществляемой с привлечением иностранных кредитов»
- Указ Президента РФ от 17.09.94 № 1929 «О развитии финансового i лизинга в инвестиционной деятельности»
- Указ Президента РФ от 26.07.95 г. № 765 «О дополнительных мерах по повышению инвестиционной политики РФ" —
- Указ Президента РФ от 26.07.95 № 765 «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 04.04.96 г. № 491 «О первоочередных мерах гос. поддержки малого предпринимательства в РФ" —
- Постановление Правительства РФ от 23.05.94 № 507 «О привлечении внебюджетных инвестиции»
- Постановление Правительства РФ от 22.06.94 № 744 «О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе»
- Постановление Правительства РФ от 13.10.95 № 1016 «О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 02.02.96 № 80 «О совершенствовании информационного обеспечения потенциальных1. инвесторов» i
- Постановление Правительства РФ от 23.05.94 г. № 507 «О привлечение внебюджетных инвестиций" —
- Постановление Правительства РФ от 245.07.95 № 751 «Об утверждение положения о порядке заключения и реализации инвестиционных соглашений»
- Постановление Губернатора Челябинской области от 29.07.97. № 557 «Об организационных мерах по стимулированию инвестиционной деятельности». Официальное издание.