Развитие речи учащихся при изучении имени прилагательного на уроках родного языка в чувашской школе
К сожалению, эти аспекты развития у учащихся речевых умений не нашли еще должного преломления в методике обучения чувашскому языку, где преимущественное внимание уделялось до сих пор вопросам изучения грамматики, а не формированию у школьников коммуникативной компетенции. Отрадно отметить, что действующая программа уже нацеливает на установление органической связи изучения грамматики чувашского… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Психолого-педагогические основы развития речи учащихся при изучении имени прилагательного в чувашской школе
- 1. Психолого-педагогические предпосылки формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся
- 2. Речевые умения и их типология
- Выводы
- Глава II. Лингвистические основы работы по развитию речи учащихся при изучении имени прилагательного
- 1. Структурно-семантическая характеристика имени прилагательного как части речи с лингвометодических позиций
- 2. Особенности функционирования прилагательных в разнотипных текстах
- Выводы
- Глава III. Закономерности формирования и развития речевых умений учащихся при усвоении значений и функций имен прилагательных
- 1. Трудности в усвоении школьниками имен прилагательных и способы их устранения
- 2. Критерии определения уровня владения учащимися речевыми умениями
- Выводы
- Глава IV. Методика обучения имени прилагательному на функционально-коммуникативной основе
- 1. Принципы и методы формирования и совершенствования у учащихся нормативных и коммуникативных умений
- 2. Система речевых упражнений (обучающий эксперимент)
- 3. Динамика развития у учащихся речевых умений в связи с изучением имени прилагательного в функционально-коммуникативном аспекте
- Выводы
Развитие речи учащихся при изучении имени прилагательного на уроках родного языка в чувашской школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Язык в качестве уникальной системы, созданной народом на протяжении истории его развития, выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Среди них ведущей является функция общения. Вот почему проблема формирования коммуникативных умений, воспитание у школьников дара живого слова, культуры монологической и диалогической речи на уроках родного языка приобретает в настоящее время исключительную актуальность. Обследование сельских школ Республики, анализ устной и письменной речи учащихся «да и взрослых» показывают, что они в недолжной мере обладают такими качествами хорошей речи, как точность, ясность, богатство, выразительность, чистота и благозвучие. В условиях билингвизма особого внимания заслуживают вопросы борьбы за чистоту родной речи. Одна из распространенных речевых болезней — употребление без надобности иноязычных слов и оборотов. Смешанная чувашско-русская речь режет ухо, она свидетельствует о низкой словесной культуре носителя двух языков, об отсутствии стремления к обогащению лексического запаса и разнообразию синонимических средств для адекватного выражения своих мыслей и чувств /Г.А. Анисимов/.
Формирование качеств хорошей, искусной речи предполагает выбор коммуникативно-речевой направленности обучения чувашскому языку, разработку функционально-семантического подхода в изучении классов самостоятельных слов и присущих им грамматических категорий. При этом, естественно, надо опираться на все то ценное, что накоплено отечественными учеными в области преподавания родного языка. Так, в современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку как родному, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений, развитие речи на основе понятий лингвистики текста /H.A. Ипполито-ва, И. В. Сафонова, Л. И. Харченкова и др./- функционально-стилистическая направленность обучения русскому языку /А.П. Аста-фурова, H.A. Асташов, Г. И. Сорокина, Т. И. Чижова и др./- взаимосвязанное изучение разных сторон языка /Г.К. Линдман-Орлова, Н. К. Никитина, В. П. Озерская, Т. Г. Рамзаева и др./- обогащение словаря учащихся при изучении грамматики /А.Н. Колоскова, А. Н. Матвеева, О. П. Мистратова, Н. К. Шарыпова и др./- общие вопросы речевого развития школьников в процессе обучения русскому языку /М.Р. Львов, Т. А. Ладыженская, Н. И. Политова и др./.
К сожалению, эти аспекты развития у учащихся речевых умений не нашли еще должного преломления в методике обучения чувашскому языку, где преимущественное внимание уделялось до сих пор вопросам изучения грамматики, а не формированию у школьников коммуникативной компетенции. Отрадно отметить, что действующая программа уже нацеливает на установление органической связи изучения грамматики чувашского языка с развитием речевых способностей учащихся. Большие возможности для этого заложены в именах прилагательных — в источнике самой многочисленной после существительных армии слов. В диссертации в одном ряду с именами прилагательными рассматриваются формы других частей речи /в частности, имен существительных/, которые функционируют в речи в качестве признаков предмета и действий: кймйлла, тирпейлё, туслё, чйтймлй и т. д. По своим выразительным качествам с именами прилагательными не может сравниться ни одна другая часть речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они словно расцвечивают повествование». /А.И. Ефимов/. Поскольку одна из задач преподавания чувашского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, то возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с изобразительными свойствами имен прилагательных. В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым.
Сказанное свидетельствует, насколько важно обучение школьников имени прилагательному для развития речевых умений. Однако до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению этому классу слов с учетом комплекса выполняемых ими функций. Не решены вопросы их презентации и активизации по годам обучения, не разработаны серии упражнений, направленных на развитие у детей логического мышления и связной речи при изучении прилагательных. Таким образом, на современном этапе налицо несоответствие между реальными потребностями учащихся в усвоении значений и функций имен прилагательных и практическим удовлетворением этих потребностей при изучении грамматики в средних классах чувашской школы.
Исходя из данного противоречия, была сформулирована проблема исследования: «Каковы теоретические основы изучения имен прилагательных в 5−6 классах чувашской школы, обеспечивающие успешное усвоение значений и функций этих слов и развитие у учащихся коммуникативных умений?» Решение этой проблемы и является целью данного исследования.
Объект исследования — процесс обучения грамматике чувашского языка в средней школе.
Предмет исследования — закономерности формирования и совершенствования у учащихся умения правильно и уместно употреблять имена прилагательные в разнотипных речевых высказываниях.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что овладение навыками употребления учащимися имен прилагательных в монологической и диалогической речи будет более эффективным, если обеспечивается:
— целенаправленное изучение имен прилагательных с учетом их семантических, грамматических, стилистических и текстообразующих функций;
— динамическое развитие у школьников нормативных и коммуникативных умений в использовании имен прилагательных в разнотипных и разножанровых текстах как средство описания и характериза-ции предметов и явлений окружающего мира;
— поэтапное введение в речевой обиход учащихся имен прилагательных /синонимов — эпитетов/ для употребления их в связных высказываниях;
— создание на уроках родного языка речевых ситуаций, способствующих возникновению у учащихся потребности в коммуникации, в образном, переносном употреблении имен прилагательных как стилистических тропов /эпитетов, метафор/.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд взаимообусловленных задач:
1/ провести научный анализ состояния разработанности исследуемой проблемы в теории и практике обучения родному языку;
2/ определить психолого-педагогические и лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи;
3/ выявить уровень обученности школьников умению пользоваться прилагательными в монологической и диалогической речи;
4/ провести типологию ошибок учащихся в употреблении качественных и относительных прилагательных в устной и письменной речи, определить причины и способы порождения и устранения этих ошибок;
5/ научно обосновать и экспериментально проверить разработанную систему формирования и совершенствования у учащихся навыков употребления имен прилагательных в связной речи.
Методологическую основу исследования составляют диалектическая теория познания, положения о взаимосвязи языка и мышления о единстве развития личности и ее деятельности, о системно-функциональном подходе к рассматриваемым языковым явлениям, о развитии речемыслительных способностей учащихся в условиях школьного образования.
В поисках способов и средств решения поставленных задач, проверки гипотезы, исходных и итоговых данных были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психолого-педагогической, языковедческой, лингводидактической литературыпедагогическое наблюдение за деятельностью учителя и учащихся на урокеизучение и обобщение опыта работы лучших учителей-словесников Республикиразличные виды педагогического экспериментаколичественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Базой исследования служили школы Батыревского и Шемуршин-ского районов Чувашской Республики, лицей № 3 им. Г. Лебедева г. Чебоксары.
Этапы исследования. На первом этапе /1995;1996 годы/ изучалась литература по избранной темеосмысливался опыт работы учителей чувашской словесности по развитию у учащихся умения правильно и уместно использовать имена прилагательные в связной речивыявлялись типичные ошибки в употреблении этих именных слов в устных и письменных высказыванияхбыла сформулирована рабочая гипотеза, определены задачи исследованияразрабатывалась методика проведения констатирующего, поискового эксперимента в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования. На втором этапе /1996;1998 гг. /составлялась программа обучающего экспериментабыли выявлены рациональные пути и способы успешного развития у школьников умения пользоваться в речи именами прилагательными сообразно с коммуникативным намерением говорящего и пишущего. На третьем этапе /1998;2000 гг./ было организовано опытное обучениенаучно обосновывалась и апробировалась разработанная модель формирования и совершенствования у учащихся навыков употребления имен прилагательных в связных текстах /описательных, повествовательных, типа рассуждения/- уточнялись педагогические условия позволяющие повысить культуру общения на родном языкеосуществлено литературное оформление диссертационного исследования, сформулированы основные теоретические выводы и научно-методические рекомендации.
На защиту выносятся:
1. Научно обоснованная лингвометодическая концепция обучения именам прилагательным чувашского языка с учетом их текстооб-разующих и экспрессивно-стилистических качеств.
2. Психолого-педагогические и лингвистические основы изучения прилагательных в функционально-коммуникативном аспекте.
3. Научно-методические рекомендации по обогащению лексического запаса учащихся качественными и отнрсительными прилагательными.
4. Система упражнений, направленных на формирование и совершенствование у учащихся навыков употребления прилагательных в разнотипных и разножанровых текстах.
Научная новизна:
— разработаны психолого-педагогические и лингвометодические основы развития у учащихся средних классов чувашской школы нормативных и коммуникативных умений в использовании имен прилагательных в продуцируемой речи;
— определены трудности в усвоении школьниками текстообра-зующих функций прилагательных, типичность и устойчивость ошибок в их употреблении, пути и способы предупреждения и устранения этих ошибок;
— определена динамика развития коммуникативных и нормативных речевых умений учащихся 5−6 классов в связи изучением имени прилагательного;
— разработана система упражнений, рассчитанных на совершенствование у учащихся навыков монологической и диалогической речи с использованием имен прилагательных как стилистических тропов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что создано лингвометодическая система обучения именам прилагательным чувашского языка на функционально-коммуникативной основе, способствующая прочному усвоению учащимися семантических, грамматических, стилеи текстообразующих функций данного класса слов.
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработанные соискателем научно-методические рекомендации по совершенствованию навыков и умений учащихся средних классов чувашской школы могут быть использованы в преподавании родного языка как средства воспитания в них культуры речи, духовно-нравственных качеств. Материалы исследования могут найти применение при создании учебных пособий, сборников упражнений по чувашскому языку, при разработке лингводидактических спецкурсов и спецсеминаров.
Достоверность и обоснованность концептуальных положений, практических выводов и рекомендаций диссертационной работы обеспечиваются исходными методологическими позициямиприменением взаимодополняющих эмпирических и теоретических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследованиярепрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным анализом результатов опытно-экспериментальной работы с использованием методов математической статистикиположительной экспертной оценкой результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде докладов на аспирантских семинарах кафедры чувашского языка и литературы ЧГПУ им. И. Я. Яковлевана республиканских научно-практических конференциях, посвященных проблемам развития речи учащихся в процессе изучения грамматической темы /1995;2001/. Результаты исследования обсуждались на методических объединениях учителей старших классов школ, принимавших участие в педагогическом эксперименте /школа-лицей № 3 им. Г. Лебедева г. Чебоксары, Старо-Ахпердинская СШ, Тойсинская СШ Батыревского района, Чепкас-Никольская СШ Шемуршинского района/. По теме исследования опубликовано 8 работ.
162 Выводы.
1. Усвоение школьниками знаний о функциональных свойствах прилагательного создает условия для развития выделенных нормативных и коммуникативных умений употреблять слова этой части речи в связном высказывании.
2. Важная роль в системе работы по развитию речи учащихся принадлежит упражнениям, актуализирующим знания учащихся об особенностях употребления прилагательных и опыт их применения в различных ситуациях общения.
Стержень работы по развитию' речи учащихся составляют задания на совершенствование умений соблюдать лексические и грамматические нормы употребления прилагательных, семантически обязательных компонентов высказывания.
3. Изучение имени прилагательного в аспекте развития речевых умений положительно влияет на способность учеников правильно и мотивированно употреблять языковые средства в конструируемом тексте, придавать ему семантическую и структурную целостность.
4. При изучении имени прилагательного важно предусмотреть задания, которые обеспечивают повышение уровня владения школьниками нормативными и коммуникативными умениями /от интуитивного и аналитико-синтетического уровня к творческому/.
5. Экспериментальная методика изучения прилагательного в аспекте развития речи оказалась эффективной, о чем свидетельствуют данные контрольной проверки: нормативным и коммуникативным умениям учащихся Гэ свойственны гибкость и прочность, творческий перенос в различные речевые ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Обобщение лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования позволило теоретически обосновать центральные направления работы по развитию речи школьников при изучении темы «Имя прилагательное»: усвоение знаний учащихся о нормах употребления, коммуникативных потенциях прилагательного и актуализация этих знаний в процессе анализа и конструировании текста. Обязательное условие успешной работы по развитию речи учащихся — применение заданий, при выполнении которых учащиеся сознавали операционный состав речевых действий, мотивы, лежащие в основе использования того или иного прилагательного в конкретном высказывании. Базу таких речевых действий составляли знания учащихся о свойствах лексической и синтаксической сочетаемости прилагательных, отражающих тематику анализируемого или конструируемого текста, об их способности реализовывать лексико-системные связи в структуре всего высказывания. Особенность экспериментального обучения темы «Имя прилагательное» заключается в том, что перед учащимися ставились конкретные требования, которые были сформулированы в виде перечня нормативных и коммуникативных умений, установления уровня владения ими для школьников 6 класса.
В результате проведенного исследования было установлено, что: Т 1. Коммуникативно-речевая направленность обучения родному языку способствует формированию у учащихся речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному общению.
2. Подход к усвоению языка с позиций взаимосвязи грамматических, лексических и стилистических его элементов служит основным условием развития речи на уроках родного языка.
3. Усвоение школьниками знаний о функциональных свойствах прилагательного создает благоприятные условия для развития нормативных и коммуникативных умений употреблять слова этой части речи в связном высказывании.
4. Изучение имён прилагательных с учетом особенностей их употребления в разнотипных текстах способствует усвоению их в совокупности присущих им грамматических, семантических и функциональных свойств.
5. Соблюдение этапности в работе по развитию речи школьников на уроках изучения имени прилагательного в 5−6 классах обеспечивает прогрессивные изменения в структуре нормативных и коммуникативных умений, развивает творческие способности учащихся усиливать основную мысль текста путем актуализации прилагательных, отражающих его тематику.
6. Установление объёма лексико-стилистических сведений о данной части речи позволяет уточнить содержание обучения ей в средних классах.
7. Доступность усвоения учащимися этих классов семантики форм прилагательных и их функций в тексте зависит от правильного выбора методов, приемов и средств обучения при соблюдении определенных методических условий:
— организация активной познавательной деятельности учащихся путем создания ситуации, способствующей возникновению у учащихся потребности в общении;
— использование в качестве необходимого дидактического материала текстов-образцов для анализа прилагательных в условиях их функционирования в речи;
— применение заданий, при выполнении которых учащиеся сознают операционный состав речевых действий, мотивы, лежащие в основе использования того или иного прилагательного в конкретном высказывании;
— знания учащихся о свойствах лексической и синтаксической сочетаемости прилагательных, отражающих тематику анализируемого или конструируемого текста, об их способности реализовывать лексико-системные связи в структуре всего высказывания;
— установление уровня владения учащимися 5−6 классов нормативными и коммуникативными умениями;
— опора на интуитивный, аналитико-синтетический и творческий уровень знаний учащихся;
— развитие лингвистического и логического мышления обучаемых.
8. Преодоление трудностей усвоения прилагательных обусловлено взаимодействием следующих факторов:
— осознание учащимися особенностей прилагательных в процессе речевого общения;
— использование прилагательных в свойственном им значении;
— употребление прилагательных со значением степени качества и указательной формы;
— употребление прилагательных как структурно-обязательных компонентов предложения и текста.
9. Важная роль в системе работы по развитию речи принадлежит упражнениям, актуализирующим знания учащихся об особенностях употребления прилагательных в речи и опыт их применения в различных ситуациях вербального общения:
— выполнение системы упражнений активного характера: лингвистический анализ текстов-образцов с точки зрения уместности употребления имён прилагательных и их формредактирование текстаупотребление прилагательных в роли семантического центра текстаиспользование инверсионного и нейтрального словопорядкарасположение прилагательных ЛСГ в структуре текста;
— употребление оценочно-характеризующих прилагательных;
— выражение интенсивности признака предметаупотребление прилагательных в ряду неоднородных определений;
— образование и употребление степени сравнений прилагательных и указательную форму (с аффиксом — и, -скер);
— создание текстов-описаний на основе непосредственных и опосредованных наблюдений.
Стержень работы по развитию речи составляют задания на совершенствование умений соблюдать лексические и грамматические нормы употребления прилагательных, семантически обязательных компонентов высказывания.
10. Изучение имени прилагательного в аспекте развития речевых умений положительно влияет на способность учеников правильно и мотивированно употреблять языковые средства в конструируемом тексте, придавать ему семантическую и структурную целостность.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении // Советская педагогика. 1953. — № 2. — С. 23−24.
- Андреев В.В., Андреева Е. А. В поисках нужного слова. Учебное пособие. Чебоксары, 1998. — 126 с.
- Андреев И.А. К вопросу о выделении частей речи в тюркских языках в свете теорий о первичной и вторичной синтаксических функциях //Учен. зап. НИИ.- Вып. 46. Чебоксары. -1969. — С. 179−195.
- Андреев H.A. Имя прилагательное. Понятие качества и разнообразные формы выражения качества // Материалы по грамматике современного чувашского языка. Ч. 1: Морфология. -Чебоксары, 1957. С. 62 -106.
- Анисимов Г. А. Изучение русского имени существительного и имени прилагательного в IV-V классах чувашской школы. Чебоксары, 1973. -128 с.
- Анисимов Г. А. Обучение морфологии русского языка в чувашской школе. Чебоксары, 1984. — 153 с.
- Артемьева Т.В. Система обучения родной грамоте в чувашской школе /на начальном этапе/. М., 1996. — 20 с.
- Бабайцева В.В. Изучение членов предложения в школе. — М., 1975. — 154 с.
- Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д., Еремеева А. П. Лингвистические основы преподавания русского языка в общеобразовательной школе / Под ред. В. В. Бабайцевой. М., 1980. -79с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977. — 254 с.
- Баранов М.Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе. М., 1962. — 184 с.
- Баранов М.Т. Умения и навыки в школьном курсе русского языка // Русский язык в школе. -1979. № 4. — С. 18−24.
- Баринова Е.А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. М., 1974. — 368 с.
- Барсов A.A. Краткие правила Российской грамматики, собранные из разных российских грамматик в пользу обучающегося юношества в гимназиях императорского московского университета. -М., 1973. 103с.
- Бархин К.Б. Культура слова: Методическое пособие для преподавателей второй ступени. М., 1930. — 288 с.
- Бархин К. Б. Творческая работа по родному языку Методическое пособие для преподавателей II ступени. М., 1930. -236 с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959. — 248 с.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М., 1966.-347с.
- Брусова Г. Ф. Сборник текстов для изложений по чувашскому языку в 5−9 классах. Чебоксары, 1997. — 140с.
- Буланова С.Ю. Изучение младшими школьниками качественных прилагательных в условиях их функционирования в тексте описании. — СПб, 1996. — 18 с.
- Булаховский Л.А. Введение в языкознание. М., 1953.-179 с.
- Булохов В.Я. Обогащение письменной речи учащихся тропами в связи с изучением имени прилагательного в 5 классе. -Красноярск, 1969. -21 с.
- Булохов В.Я. Совершенствование навыков письменной речи при изучении прилагательного // Русский язык в школе. 1967. — № 1. -С.15−19.
- Бунаков Н.Ф. Концентрический учебник русской грамматики. Курс первый. Л., 1976. — 264 с.
- Буровцева Т.В. Методика лексической подготовки учащихся к сочинениям. М., 1981. — 16 с.
- Бурсак Т.Д., Шмарина В. И. Факторы, обуславливающие информативную значимость прилагательного в тексте // Семантические вопросы микро- и микросинтаксиса / Отв. Ред. Ф. Г. Гагаркина. -Хабаровск, 1980. -С.35−44.
- Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка. В 24. -4.1. М., -1958. — 278 с.
- Васильева Е.Ф. Развитие речи учащихся в начальных классах /работа над синонимами/. Чебоксары, 1981. — 78 с.
- Васильев Ю.В., Портнов М. Л., Худоминский А. Н. К вопросу о разработке критериев оценки деятельности школы // Советская педагогика. 1975. — № 12. — С.93−101.
- Вахрамеева З. Ф, Архипов П. А. Как писать сочинение. -Чебоксары, 1983. -126 с.
- Введенская A.A. Словарь антонимов русского языка. -Ростов-на-Дону, 1971. 350 с.
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Лексикология и лексикография. Избранные труды. М., 1977. -С. 162−192.
- Виноградов В.В. Русский язык /грамматическое учение о слове/. М., 1972. — 614 с.
- Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. -М., 1959. -492с.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М., 1973. — 370 с.
- Вопросы воспитания и обучения. Лекция по педагогике. М., 1960. -73с.
- Вопросы организации и методов исследования знаний, умений и навыков учащихся // Материалы научной конференции/ Отв. Ред. И. И. Кулибаба. М., 1973. — 130 с.
- Вульфосон P.E., Соколова М. В. Знакомство с прилагательными, обозначающими цвет, в связи с изучением повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий» // Русский язык в школе. 1974. — № 1. -С.57−60.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышления и речь. Проблемы психологического исследования ребенка. М., 1956. — 519 с.
- Гаврилов И.Л. Письменные упражнения. Руководство к введению ученических сочинений в средних учебных заведениях. -СПб., 1984. -78с.
- Гальперин И.Р. О понятии «Текст» // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. М., 1974. — С.67−72.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. Сборник статей. М., 1966. — С.236−277.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в ССР. Т.1. М., 1959.-С.441−466.
- Ганелин Ш. И. Дидактический принцип сознательности. М., 1961. -471 с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. -408с.
- Гез Н. И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков // Иностранный язык в школе. -1969. № 6. -С.29−40.
- Говоркова А.Ф. Развивающий эксперимент и прошлый опыт ребенка// Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.143−147.
- Горшков А.Е. Культура родной речи. Чебоксары, 1981. -127 с.
- Горшков А.Е. Чувашский язык. Учебное пособие. -Чебоксары, 1997.-159 с.
- Грамматика русского языка. Т.1. Фонетика и морфология: В. Виноградов и др. М., 1960. — 719 с.
- Данилов М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. — 518 с.
- Дибцева Н.П. Методика изучения имени прилагательного в V классе. Л., 1956. -16 с.
- Дидактический материал по русскому языку для IV класса. -М., 1976. -477с.
- Димпул О.М. Развитие речи учащихся при изучении темы «Имя прилагательное» на уроках родного языка в молдавской школе. -Л., 1972.-23 с.
- Дмитриева Э.Ф. Сборник диктантов по чувашскому языку. -Чебоксары, 1994. 75 с.
- Дмитриев Н.К. Грамматика башкирского языка. — М.-Л., 1948. -276с.
- Донская Т.К. Текстообразующая роль глагола и методика ее изучения // Глагол в лексической системе современного русского языка/Отв. Ред. В. В. Степанова. -Л., 1981. -С.20−126.
- Еремеева А.П. Изучение однородных членов предложения в 7 классе// Русский язык в школе. -1973. № 5. — С.20−25.
- Ермакова О.П. Синонимия производных слов с одинаковой словообразовательной структурой // Русский язык в школе. 1977. -№ 1. -С.74−79.
- Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. М., 1961. -519 с.
- Ефимов В.Н. Обогащение словарного запаса учащихся при изучении темы «Глагол» в VI классе // Развитие речи на уроках морфологии. М., 1979. — С.44−70.
- Жинкин Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и метода обучения русскому языку. М., 1969. — С. 38−103.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. — 370 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. М., 1966. — С.5−25.
- Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов // Изд-во АПН РСФСР. Вып. 78. — 1956. — С. 141−150.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М., 1979.-184с.
- Зализняк A.A. Русское именное словоизменение. М., 1967. -370 с.
- Земская Е.А. О семантике и синтаксических свойствах отсубстантивных прилагательных в современном русском языке // Историко-филологические исследования. М., 1967. — С.78−104.
- Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979. — 239 с.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. — 370 с.
- Золотова Г. А. Роль ремы в организации типологии текста // Синтаксис текста. М., 1979. -С.82−131.
- Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М., 1978. -128 с.
- Зыкова В.И. О диагностике умственного развития школьников // Проблемы диагностики умственного развития учащихся / Ред. Э. И. Калмыкова. М., 1975. — С.69−74.
- Игнатьева В.И. Развитие чувашской устной речи учащихся школ с многонациональным составом /обучение грамматической стороне говорения на начальном этапе/. Чебоксары, 1998. -19 с.
- Изучение знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку / Под ред. Н. Ю. Купаловой. М., 1976. — 98 с.
- Ильенко С.Г. О значении простых форм степеней сравнения в современном русском языке. -Л., 1957. -Т. 130. 78 с.
- Исследования по методике русского языка /в /-Л11 классах/. -М., 1964.-152с.
- Исследования по развитию связной речи учащихся / Ред. Т. А. Ладыженская. М., 1974. — 168 с.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Методы и формы организации учебной работы в младших классах школы. Л., 1971. -139 с.
- Капинос В.И. Работа по развитию речи в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. 1978. — № 4. — С.58−66.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976. — 239 с.
- Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966. — 213 с.
- Козлова Н.А. Значение и место самостоятельной работы учащихся с учебником // О повышении эффективности преподавания русского языка. Л., 1964. — С.62−106.
- Кондрашенкова А.И. Типы и причины речевых ошибок при употреблении многозначных слов // Русский язык в школе. -1972. -№ 3. С.52−53.
- Красногорский Н.И. К физиологии становления детской речи // Журнал высшей нервной деятельности. Т.2. -1952. С.62−82.
- Куликова И.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных словосочетаний. Л., 1966. — 23 с.
- Купалова Н.Ю. Динамика знаний учащихся по синтаксису //. Русский язык в школе. -1976. № 2. — С.7−14.
- Ладыженская Т.Д. Развитие связной речи учащихся на основе учебников для IV-VI классов // Русский язык в школе. 1980. — № 3. -С.28−34.
- Ладыженская Т.Д. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975. — 256 с.
- Лексикология современного чувашского языка. Чебоксары, 1978.-197с.
- Ленин В.И. Философские тетради. М., 1947.
- Леонтьев A.A. Психологические основы обучения русскому языку как иностранному // Зарубежному преподавателю русского языка. М., 1977.-С.31−39.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. -214с.
- Леонтьев А.Н. Природа и формирование психических свойств и процессов человека// Вопросы психологии. 1955. — № 1. — С.29−36.
- Линдман-Орлова Г. К. Развитие речи учащихся при изучении морфологии. Пособие для учителей. М., 1976. -278 с.
- Лингвистические основы аспекта школьной программы «Развитие речи» / Отв. Ред. Е. Г. Ковалевская. Л., 1979. -154 с.
- Лингвистические основы работы над текстом при обучении русскому языку. Сб. научных трудов / Отв. Ред. В. В. Степанова. Л., 1982.-124с.
- Логика под редакцией Горского В. П. и Таванцк П. В. М., 1956. -331 с.
- Лосоева Л.И. Как строится текст. М., 1980. — 38 с.
- Львов М.В. Тенденции развития речи учащихся. М., 1978.81 с.
- Максимов Л.Ю. Антонимия как один из показателей качественности прилагательных. М., 1958. -19с.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства обучения. М., 1974. — 240 с.
- Мерзоева Матлюба. Развитие речи учащихся V и VIII классов в процессе изучения предложений с однородными членами. -Душанбе, 1996.-20 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка/ Под ред. Т. Д. Ладыженской. М., 1980. -240 с.
- Мистратова О.П. Обогащение словарного запаса учащихся прилагательными качественной оценки. Калининград, 1970. — 21 с.
- Моисеева Л.Ф. Анализ переносных значений слов на материале тематических групп лексики // Русский язык в школе. 1975. — № 4. — С. 56−59.
- Москалева А.Г. Семантико-стилистические функции согласованных атрибутивных слов в «Записках охотника» И.С.Тургенева. М., 1969. — 19 с.
- Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи /описание, повествование, рассуждение/. Улан-Удэ, 1974. — 264 с.
- Никитина Е.И. Работа над Синонимами как средство развития речи учащихся // Русский язык в школе. -1980. № 2. — С. 27−32.
- Новоселова Т.И. Об изучении тематических групп лексики // Русский язык в школе. 1972. — № 1. — С.61−65.
- Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 5 класс. М., 1979. — 96 с.
- Оптимальные усвоения учащимися знаний и сравнительная эффективность отдельных методов обучения в школе / Отв. Ред. И. Т. Огородников. М., 1972. — 352 с.
- Орлова A.M. К вопросу об объективной обусловленности так называемого «чутья языка» // Вопросы психологии. 1975. — № 5. -С.71−84.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Сб. статей из опыта работы / Сост. В. И. Капинос. М., 1978. -С.74−144.
- Павлов И.П., Игнатьева Э. Е. Чувашский язык для VI-VII классов. Морфология. Чебоксары, 1992. — 231 с.
- Павлов И.П. Изучение морфологии чувашского языка в V-Vl классах. Чебоксары, 1985. — 112 с.
- Павлов И.П. Чувашский язык для V класса. Чебоксары, 1993.-151 с.
- Первова В.М. О принципе связного изучения морфологии и синтаксиса в вечерней школе // За эффективное преподавание русского языка в вечерней школе. М., 1962. -С. 64−83.
- Пленкин Н.А. Вопросы преемственности и перспективности в работе над связной речью // Начальная школа. -1980. № 5. — С.65−69.
- Покровский Л.Л. Развитие речи на уроках изучения имени прилагательного. 5 класс. М., 1965. -19 с.
- Полякова A.B. Усвоение знаний и развитие младших школьников. М., 1978. — 144 с.
- Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. — 224 с.
- Программа по чувашскому языку для V-IX классов чувашской школы. Чебоксары, 1990. -29 с.
- Программа по чувашскому языку для V-IX классов чувашской школы. Чебоксары, 1996. -47 с.
- Психолингвистические исследования: Речевое развитие и теория обучения языка. / Отв. Ред. А. М. Шахнарович. М., 1978. -156с.
- Развитие речи на уроках морфологии. Сборник статей из опыта работы/ Сост. Г. Г. Линдман-Орлова. М., 1973. -176 с.
- Развитие речи школьников при изучении грамматики. Отв. Ред. Степанова В. В. Л., 1979. — 80 с.
- Рамзаева Т.Г. Уроки русского языка в третьем классе. М., 1977. -208с.
- Резюков H.A. Сопоставительная грамматика русского и чувашского языков. Чебоксары, 1959. — С.98−115.
- Розенталь Д.Э. Культура речи. М., 1959. — 88 с.
- Русский язык в начальных классах / Под ред. М. С. Соловейчик. М., 1993. — 384 с.
- Рыбникова М.А. Избранные труды. М., 1958. -128 с.
- Рыбникова М.А. Постановка творческих работ// Русский язык в советской школе. -1930. № 1. — С.27−32.
- Рябикова О.С. Некоторые резервы методики развивающего обучения при ознакомлении с антонимами // Русский язык в школе. -1980.-№ 3.-С.44−48.
- Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека / Под. ред. А. Н. Соколова, Л. Л. Гуровой, П. И. Жинкина. М., 1979.-183 с.
- Сергеев В.И. Развитие лексической семантики чувашского языка /основные тенденции/. Чебоксары, 1991. -175 с.
- Сергеев В.И. Современный чувашский язык. Морфология. Учебное пособие. Чебоксары, 1992. -174 с.
- Сергеев Л.П. Вопросы преподавания чувашского языка. -Чебоксары, 1989. -118 с.
- Сергеев Л.П., Котлеев В. И. Чувашский язык. Учебное пособие. Чебоксары, 1993. — 374 с.
- Сергеев Л.П. Краткий словарь синонимов и антонимов. -Чебоксары, 1995. -105 с.
- Сергеев Л. П. Краткий фразеологический словарь чувашского языка. Чебоксары, 1995. — 39 с.
- Сергеев Л.П. Некоторые вопросы методики преподавания чувашского языка в начальной школе. Чебоксары, 1998. — 110 с.
- Сеченов М.И. Избранные произведения. М., 1953. -147 с.
- Сеченов М.И. Избранные сочинения. М., 1947. — 447 с.
- Сильман Т.И. Синтаксические связи между предложениями и их значение для структуры отдельного предложения и структуры абзаца // Филологические науки. 1965. — № 2. — С.86−93.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка /IV-VIII классы/ / Под ред. T.A. Ладыженской. М., 1978. — 284 с.
- Скворцов М.И. Чувашско-русский словарь.-М., 1982.-772 с.
- Слово как предмет изучения / Под ред. В. В. Степановой. -Л., 1976.-137с.
- Соломоновский И.С. Знание и умение // Педагогический сборник. 1997. — № 2. -С.52−75.
- Сулименко Н.Е. Качественные прилагательные в их отношении к типам лексических значений. Л., 1966. — 23 с.
- Сулименко Н.Е. Семантика прилагательных в аспекте развития речи учащихся // Лингвистические основы аспекта школьной программы. Развитие речи. Л., 1979. — С.54−62.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М., 1975.-299с.
- Текучев A.B. Методика русского языка в средней школе. -М., 1980. -413с.
- Унайбаева P.A. Категория подтекста и способы еговыявления. М., 1980. -21 с.
- Ушинский К.Д. Родное слово. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1974. — 367 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.Ш. М., 1949, — 590 с.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М., 1973. — 160с.
- Федотов М.Р. Чувашский язык: Истоки. Отношение к алтайским и финно-угорском языкам/Историческая грамматика. -Чебоксары, 1996. 460 с.
- Федотов М.Р. Чувашский язык в семье алтайских языков. -Чебоксары, 1983. -136 с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М., 1968. — 135 с.
- Частотный словарь русского языка. Сост. В. А. Ачраев, В. В. Бородина, Л. Н. Засорина / Под ред. Л. Н. Засориной. М., 1977. -935с.
- Чернов В.И. О функциональном аспекте лексико-грамматической классификации имен прилагательных // Русский язык в школе. 1973. — № 5. — С.82−88.
- Чернов М.Ф. Чувашско-русский фразеологический словарь. -Чебоксары, 1982. -175 с.
- ЧижоваТ.И. Функционально-стилистическая направленность в обучении русскому языку. Л., 1981. — 95 с.
- Чижова Т. И. Функционально-стилистический аспект изучения лексики в школе. Л., 1981. -66 с.
- Шарипов Эргаш. Развитие речи учащихся 2−4 классов в процессе изучения глагола. -Душанбе, 1996. 19 с.
- Шаталова В.М. О лексико-синтаксическом выражении степени качества у имен прилагательных// Русский язык в школе. -1967. -№ 1. -С.76−80.
- Шеварев П.А. Некоторые замечания к проблеме ассоциации // Известия АПН РСФСР. Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений. М., 1957. — С.3−13.
- Шелаганова О.Я. Методика изучения степеней сравненияимени прилагательного с учетом их синтаксических и стилистических функций в предложении в связном тексте. М., 1986. — 20 с.
- Шмелев Д.М. Проблемы семантического анализа лексики. -М&bdquo- 1973. -280с.
- Шрамм А.Н. Очерки по семантике качественных прилагательных. Л., 1979. -134 с.
- Щукина Г. И. К вопросу о критериях ценности педагогических исследований // Советская педагогика. -1972. № 9. — С.23−30.
- Ягодина М.С. Лингвистические основы изучения имени прилагательного. М., 1997. — 18 с.