Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность изучения субъектной позиции оздоровительной направленности личности обусловлена сложностью современной социальной ситуации. Снижение уровня здоровья населения, в том числе и молодых людей, стало для России стабильной тенденцией. Эта ситуация усугубляется тем, что в образовательных учреждениях (в том числе в высшем образовании) не уделяется должного внимания здоровью учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТА СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Здоровье как социально-педагогическая проблема в системе профессионального образования
    • 1. 2. Структура и содержание субъектной позиции оздоровительной направленности
    • 1. 3. Педагогические возможности образовательного процесса вуза в формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ПРОГРАММНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТА СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
    • 2. 1. Организация опытно-экспериментальной работы и методы диагностики субъектной позиции оздоровительной направленности
    • 2. 2. Программно-содержательное обеспечение процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности
    • 2. 3. Дидактическое обеспечение процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности
    • 2. 4. Динамика сформированности у студента субъектной позиции оздоровительной направленности
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности как ценности и необходимой предпосылки для полноценной жизни и самореализации определяетсяспецификой^ современного общества, отягощенного глобальными кризисамиэкономическим, экологическим, демографическим, нравственным, — значительно усложняющими условия жизнедеятельности. Сочетание беспрецедентных темпов социальных трансформаций с развитием технико-технологических достижений оказывает сильнейший прессинг на человека, вызывая стрессы и увеличивая объем общих и специфических заболеваний. По* мнению Б. Г. Ананьева социальная психическая напряженность детерминирует системное вычерпывание резервов организма человека и приводит, в «конечном счете, к тотальному снижению его психофизиологического потенциала, что выводит проблему здоровья на уровень задачиобщества[9, с. 152]1. *.

В решении проблемы дефицита здоровья как острейшей проблемы человечества одна из главных ролей принадлежит образованию. Прямое указа-? ние на обязанность системы высшего образования в обеспечении сохранения жизни и здоровьям студента включено в «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», важнейший законодательный акт РФ о высшей школе. В ^ то же время до сегодняшнего дня высшее образование ориентировано на профессиональную подготовку в ущерб здоровью личности (В.Ф. Взятышев, Б. С. Гершунский, Л. И>. Романова, В.Е. Шукшунов), результатом чего являетсякрайне низкий уровень здоровья, студента: высокий уровень хронической патологии, включая-скрытый характер заболеваемости, распространенность состояний дезадаптации и функционального напряжения на отягощающем фоне саморазрушительного поведения — табакокурения, ал.

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первое число в скобках означает порядковый номер источника, а второе число после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между числами ставится точка с запятой. коголизации, наркотизации, беспорядочных незащищенных половых связей (Н.А. Горбач, А. В. Жарова, М.А. Лисняк).

Приобщение человека к проблеме сохранения своего здоровья — прежде всего процесс воспитания. Одно из главных требований к высшему образованию — «производить» не только знающих, но и социально активных специалистов (И.И. Брехман), ориентированных на сохранение, укрепление и формирование здоровья как важнейшего фактора выполнения жизненных целей и самосовершенствования. Основой ответственного в отношении здоровья поведения студента является субъектная позиция оздоровительной направленности, отражающаяся во внутренней картине здоровья субъекта (В.А. Ананьев, В. Е. Каган, В. П. Казначеев, А. Р. Лурия,* Ю.В. Науменко), включающей интеллектуальные представления, ценностное отношение, эмо- ^ циональные переживания и поведение в форме позитивно-активного стремления к совершенствованию здоровья.

Стратегической задачей высшего образования должно стать формиро- ' вание у студента активной субъектной позиции оздоровительной направленности, основанной на осознании им его состояния и овладении технологиямиего сохранения и совершенствования, адекватными возможностям. Отдавая должное имеющимся исследованиям в научных областях сохранения здоровья и модернизации отечественного высшего образования, отметим, что проблема формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в процессе профессионального образования в педагогической науке разработана недостаточно, что затрудняет ее решение в практике.

Степень научной разработанности проблемы исследования. На современном этапе в педагогической науке накоплен достаточный материал по проблемам здоровья. В исследованиях представлены следующие вопросы:

— понятия «здоровья» и «болезни», их взаимосвязь и взаимозависимость (H.Mt Амосов, И. А. Аршавский, P.M. Баевский, А. П. Берсенева, И. И. Брехман, И. А. Гундаров, И. В. Давыдовский, В. М. Димов, Г. К. Зайцев, А.Я. Ива-нюшкин, В. П. Казначеев, В. П. Куликов, Ю. П. Лисицын, Ф. З. Меерсон, В.Н.

Мясшцев, С. Ф. Олейник, С. М. Павленко, В. В. Подвысоцкий, В. А. Полесский, Г. Сигерист, И. М. Сеченов, Л. Г. Татарникова и др.);

— отношение к здоровью современного человека (Р.А. Березовская, О. С. Васильева, В. М. Димов, JI.B. Куликов, Ф. Р. Филатов и др.);

— положения о сущности и структуре «внутренней картины здоровья» (В.А. Ананьев, В. Е. Каган, В. П. Казначеев, А. Р. Лурия, Ю. В. Науменко и др-);

— педагогические условия формирования культуры здоровья, мотивации здорового образа жизни в школьном и студенческом возрасте (Б.Г. Акчурин, Д. В. Давиденко, А. О. Егорычев, Б. К. Ивлиев, В. А. Коваленко, Б. Н. Пенцик, Н. А. Рыбачук, Л. Н. Сляднева, Б. Н. Чумаков, В. Г. Шилько и др.);

— студенчество как возрастная группа (Б.Г. Ананьев, А. В. Дмитриев, З. Ф. Есарева, И. С. Кон, В. Т. Лисовский и др.) и как субъект образования (В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бад, А. А. Вербицкий, В. А. Сластенин и др.).

Анализ научных источников показал, что педагогические условия формирования субъектной позиции оздоровительной направленности в процессе профессионального образования не были предметом специального исследования в педагогике. В целом, актуальность исследования обусловлена наличием противоречий между:

— потребностью современного общества в личности с активной субъектной позицией оздоровительной направленности и отсутствием направленности системы высшего образования на формирование этой позиции у студента;

— необходимостью формирования ориентации студента на сохранение и укрепление здоровья и недостаточной готовностью высшего образования к планированию и осуществлению этого процесса;

— высоким потенциалом образовательного процесса вуза в формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности и неразработанностью научно-методического обеспечения этого процесса.

В исследовании введено ограничение: педагогические условия формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности обоснованы для студентов I и II курсов технических специальностей.

Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании содержания, методов, форм, средств формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности. Актуальность, социальная значимость, общепедагогическое и практическое значение проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности».

Объект исследования: образовательный процесс высшего учебного заведения.

Предмет исследования: педагогические условия формирования субъектной позиции у студента в профессиональном образовании.

Цель исследования: обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе высшего учебного заведения.

Гипотезаисследования: образовательный процесс вуза обеспечит формирование у студента субъектной позиции оздоровительной направленности, характеризующейся осознанием ценности здоровья и позитивно-активным стремлением к его сохранению и совершенствованию, при реализации следующих педагогических условий: уточнения педагогической сущности субъектной позиции оздоровительной направленностиразработанности и реализации структурно-содержательной модели субъектной позиции оздоровительной направленности, определяющей направления использования потенциала образовательной среды вузасоздания и использования программно-содержательного и дидактического обеспечения процесса формирования у студента вуза субъектной позиции оздоровительной направленности, включая ценностное отношение к здоровью, систему знаний о феномене здоровья и актуализацию потребности в здоровьесберегающем стиле жизни;

— организации освоения студентами практических технологий сохранения и совершенствования здоровья.

В соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:

1.Уточнить педагогический смысл понятия «субъектная позиция оздоровительной направленности» в его структурно-содержательном аспекте.

2. Выявить педагогический потенциал образовательного процесса вуза в формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности. г.

3. Разработать программно-содержательное и дидактическое обеспечение формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вуза. *.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в профес-? сиональном образовании.

Методологическую основу исследования составили системный (А.Г. Асмолов, В. Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, М. С. Каган), дея-тельностный (Б.Г. Ананьев, В. А. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ядов и др.), субъектный (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.) подходы. Обращение к совокупности названных подходов позволяет анализировать исследуемый процесс как детерминированный системным характером самого феномена субъектной позиции оздоровительной направленности, обладающего развивающим потенциалом, что позволяет упорядочить содержание и процессуальные характеристики системных педагогических воздействий. Под влиянием этих воздействий взаимопроникновение и взаимовлияние внешней и внутренней деятельности студента как целеполагающей развивающейся личностт обеспечивает, положительную"динамику его * су бъектнойпозиции оздоровительной направленности.

Философскийуровень базируется на положениях (Т. Мора, Фр. Бэкона, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса) о здоровье как ценноститеории становления человекам как, субъекта собственной жизнедеятельности (К. А. Абульханова-СлавскаяА.ВБрушлинскийС.Л. Рубинштейн).

Общенаучный уровень представляют: общепедагогические: подходы к организации образования и обучения (Ю.К. БабанскийГ. ИПидкасистый, И. П. Подласый, В .А. Сластенин)-: теориш и концепции философии и гуманизации? образования?(A.F. Ас-моловВЖ Бездухов! MtH: БёрулаваМ-В! БогуславскийC.F. Вершловскищ И. А. ЗимняяВ^ЖЗинченко^ ЮШ^Кулюткин, В: Е. Рындак,.Л.Б-, Соколова) — концепции? личностно-ориентированного образования" (В.В1, Сериков, (Е.ВБондаревская, И.С. Якиманская) — теоретические положения? о* содержании* и перспективах развития образования в высшей школе (В.П: Беспалько^Б.МБим-Бад-. А.А. ВербицкийА. М! Новиков, В!.А., Сластении) —. основные положения методологии педагогики и теории педагогических исследований? (H®L БордовскаяБ-С. Еёршунский*. В. ИЗагвязинский, ВШ* КраевскийМЩ Скаткищ АШ: Тряпицина):*.

Конкретно-научный уровень включает: представления медико-биологической и педагогической мысли’о сущностных сторонах здорового образа жизни и путях формирования здоровья (HIM: Амосов-: BiML БехтеревМШ: ВйленскийА.А. Киколов, Ю: ЕЕ, ЛисицынШШ МечниковА^АМикулин,.И-В. МуравовВiH.-Никитин, А. Е. Сухарев, H. Pi Тарханов) — теоретико-методологические подходы: к разработке понятия «внутренняя картина здоровья» (В.А. Ананьев, ВЖ. Каган, В.П. Казначеев^ И.И. Ма-майчук, Ю: ВНауменко);

— подходы к комплексной, оценке здоровья-(Р. М. Баевский, Э. М: Казин И. М. Воронцов^ В. П, Казначеев, Г. А. Кураев, Т. С. Панина, А. И. Федоров, Ю. ГЫИорин);

— концептуальные разработки в области валеологии (И.А.Аршавский, H.F. Бердников, И. И. Брехман, J1.H. Гондарева, В. П. Казначеев, В.В. Колба-нов, В. П. Петленко, Л.Г. Татарникова);

— теоретические основы, физической культуры и физического воспитания (Б." А. Ашмарин, В. К. Бальсевич, А. А. Гужаловский, G. G. Коровин, Ю. Ф. Курамшин, Л. И. Лубышева, Л. П. Матвеев, А. Я. Найн).

Экспериментальной базой" исследования. явился механико-технологический* факультет Орского гуманитарно-технологического института.

Исследование осуществлялось в три этапа с 2003 по 2008 год.

Нал первом (теоретико-поисковом) этапе (2003 — 2005 гг.) анализировалась философская, психолого-педагогическая, литература и педагогическая*' практика по проблеме1 исследования, в том числе в условиях образовательного процессавузавыявлялись теоретические социально-педагогические.

•м предпосылки формирования^ у студента субъектной* позиции оздоровительной направленности, уточнена* ее структура и разработана методика диагностикисформированности ее отдельных компонентов, спроектированы педагогические условия, ее формирования в профессиональном образовании. Проведен констатирующий эксперимент. Методьг. исследования: теоретический анализ иобобщение литературных данных, схематизация, прогнозирование, беседа, опрос, скрытое и прямое наблюдение, психолого-педагогическая-4 диагностика, математико-статистический анализ эмпирических данных.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2005 —2007 гг.) выявлялась специфика формирования* у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вузасоздавалось программно-содержательное и дидактическое обеспечение: разрабатывались и апробировались образовательные программы, методы, средства и формы организации процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленностиосуществлялась организационная работа по определению и изучению состава контрольных и экспериментальных групппроводился формирующий эксперимент с целью определения эффективности педагогических условий формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности;

Формирующий эксперимент включал осуществление просветительско-воспитательной, физкультурно-оздоровительной работы со студентами, организацию здоровьесберегающего режима образовательного учреждения и освоения, студентами практических технологий сохранения и совершенствования здоровья. В ходе эксперимента уточнялось содержание компонентов субъектнойпозиции оздоровительной направленности, выявлялась, их динамика. Методы исследования: теоретическое моделирование, наблюдение, тестирование, анкетирование. ,.

Сущность третьего (заключительного) этана (2007 — 2008 гг.) заключалась в анализе, систематизации и обобщении результатов* исследованияформулировании основных выводовразработке и внедрении в практику рекомендаций по реализации совокупности средств и методов формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленностив оформлении диссертационной работы^ Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение результатов экспериментальной работы, математико-статистическая обработка экспериментальных данных, схематизация, формализация.

Научная новизна исследования уточнены признаки понятия «субъектная позиция оздоровительной направленности» как социально-педагогической ценности и составляющей самосознания личности в виде индивидуального согласования возможностей и ожиданий со стороны здоровья с конкретными требованиями и условиями труда, в том числе будущей профессиональной деятельности, и жизни, где здоровье выступает как ресурс и средство их обеспечения, и представленной во внутреннем плане в виде внутренней картины здоровья, в поведенческом плане — позитивно-активным стремлением к сохранению и совершенствованию здоровья;

— разработана структурно-содержательная модель субъектной позиции оздоровительной направленности как системы, включающей когнитивный (сформированность системы знаний о здоровье как феномене и его факторахадекватное представление о своем здоровье), эмоционально-ценностный (позитивный эмоциональный настрой, связанный с осознанием своего потенциала здоровьяведущее место здоровья как ценности в системе ценностных ориентацийстремление к сохранению здоровья), мотивационно-потребностный (мотивация к здоровому образу жизни и изучению возможностей сохранения и совершенствования здоровья) и поведенческий (применение валеологических знаний в организации и практике здорового образа жизнирегулярные занятия физической культурой и оздоровительными практиками) компоненты;

— выявлен педагогический потенциал образовательного процесса вуза в > формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности: валеологический ресурс вариативной составляющей образовательных стандартов, дисциплин по выборукадровое обеспечение подготовленными специалистамиматериальная база (библиотека, оснащенные аудитории, спортзал, стадион, бассейн), необходимая для организации усвоения валео-логического знанияотсутствие ограничений по степени сформированности когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой готовности студента к формированию субъектной позиции оздоровительной направленности и по объективному состоянию самого здоровьяучет интересов личности студента при выборе видов физкультурно-оздоровительной работы и тренинговприменение методов и форм, адекватных возрастным особенностям и личностным склонностям студентамобильность, динамичность, добровольность занятий.

Теоретическая значимость исследования проведение междисциплинарного анализа здоровья как социально-педагогической ценности и расширение научного знания о субъектной позиции оздоровительной направленности за счет разработки ее структуры и условий ее формирования, позволяет программировать содержание системных педагогических воздействий, что уточняет концептуальные положения ва-леологии и теоретические подходы к гуманизации профессионального образованиявыявление комплекса педагогических условий и обоснование принципов образовательного процесса вуза в формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности (всестороннего развития, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности), определяющих логику, механизмы и процессуальные характеристики реализации данного процесса в вузе, углубляет теоретические основы высшего профессионального образованияразработка дидактического обеспечения формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в композиции методов интерактивного и проблемного обучения, тренинга, средств (дисциплины по выбору, тренинг) и форм организации (лекция-диалог, семинар — «круглый стол», рефлексивный семинар, конференция, практическое занятиеспортивно-оздоровительные мероприятия) позволяет обогатить теорию высшего образования в аспектах здоровьесбережения и развития личности будущего специалиста.

Результаты исследования могут использоваться как основание для построения процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в контексте развития личности профессионала в учреждениях высшего образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты способствуют совершенствованию образовательного процесса вуза в плане личностного и профессионального развития студента благодаря определению диагностического инструментария’эффективного контроля, оценки и коррекции когнитивного, эмоционально-ценностного, мотивационно-потребностного и поведенческого компонентов субъектной позиции оздоровительнойнаправленности и объективной и субъективной оценки его состоянияразработке программно-содержательного обеспечения процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности как системы образовательной и просветительско-воспитательной работы (программы курсов «Основы знаний о здоровье человека» и «Технологии 1 сохранения здоровья», тренингов «Я управляю стрессом» и «Основы аутогенной тренировки и релаксации»), физкультурно-оздоровительной работы в рамках специализаций по видам спорта (национально-региональный компонент), спортивно-массовых мероприятий и здоровьесберегающего режима образовательного учрежденияразработке методических рекомендаций по формированию у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вуза, которые могут использоваться в практике учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена совокупностью исходных положенийадекватностью применяемых методов объекту, предмету и задачам исследованияподтверждается экспериментальной работой, результаты которой свидетельствуют об эффективности использования педагогических условий формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в профессиональном образовании.

Личный вклад автора состоит в осуществлении научно-теоретического анализа проблемы формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вузав обосновании педагогических условий, способствующих формированию у студента субъектной позиции оздоровительной направленностиорганизации и проведении опытно-экспериментальной работы по формированию у будущего специалиста субъектной позиции оздоровительной направленности.

Положениявыносимые на защиту.

1. Субъектная позициям оздоровительной направленности — это социально-педагогическая ценность и составляющая самосознания личности, в, виде индивидуального согласованиям возможностейи ожиданий со стороны здоровьяс конкретными требованиями и условиями труда, в томе числе будущей профессиональной деятельности,.и жизнигде здоровье выступает как ресурс и средство их обеспечения. Субъектная позиция во внутреннем плане представлена как внутренняя картина здоровья, в поведенческом плане — как позитивно-активное стремление ю сохранениюи совершенствованию здоровья.

Системныйхарактер субъектной позиции оздоровительной направлен-ностш отражается в структурном взаимодействии еесодержательных компонентов: интеллектуальных представлений (совокупность знаний о здоровье' как феномене и его факторах, адекватное представление о собственном здоровье), эмоционально-ценностного отношения, (позитивныйэмоциональный настрой на основе осознания? своего: потенциала здоровьяведущее место здоровья? Bi системе ценностных ориентаций личности), мотивационно-потребностного компонента- (мотивация к самостоятельному изучению' проблематики здоровья, к здоровому образу жизни)? и поведения- (применение валеологических знаний в практике организации здорового образа жизни, его-освоенность,.регулярные занятшгфизической культурой).

2. Педагогический потенциал образовательного процессавуза в формировании. у студента субъектной позиции оздоровительной направленности заключается: в валеологическом ресурсе вариативной: составляющей образовательных стандартов, дисциплин по выбору и воспитательной работыв кадровом обеспечении (наличие подготовленных специалистов высокой квалификации) — в материальной базе (библиотека, оснащенные аудитории-, спортзал, стадион, бассейн), необходимой для обеспечения усвоения теоретических и практических компонентов валеологического знанияв отсутствии ограничений по уровню когнитивной, эмоционально-ценностной, поведенческой готовности студента и состоянию его здоровья для включения в процесс формирования субъектной позиции оздоровительной направленностив учете интересов личности студента при выборе видов^ физкультурно-оздоровительной работы и тренинговв применении методови форм, адекватных возрастным особенностям и личностным склонностям студентав-мобильности, динамичности, добровольности занятий.

3. Программное содержание* процесса* формирования у студента субъектной позиции. оздоровительной направленности включает систему образовательной и просветительско-воспитательной- (дисциплины по выбору, тренинги, факультатив), физкультурно-оздоровительной (специализации-подвидам. спорта, спортивно-массовые мероприятия) работы и здоровьесберегаю-тттий режим, образовательного учреждения, ориентированные на гармоничное развитие когнитивного, мотивационно-потребностного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов субъектной позиции.

Дидактическое обеспечение формированияу студента субъектной позиции оздоровительной направленности подчиняется принципамнаучности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности, связи теории и практики обученияосуществляется с помощью-методов интерактивного и проблемного обучения, тренингареализуется в формах лекции-диалога, семинара — «круглого стола», рефлексивного семинара, конференции, практического занятияспортивно-оздоровительных мероприятий.

4. Формирование у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вуза обеспечивается реализацией комплексапедагогических условий: разработанностью структурно-содержательной модели субъектной позиции оздоровительной направленности позволяет целенаправленно использовать потенциал образовательной среды вузапрограммно-содержательное обеспечение раскрывает содержание, последовательность и педагогические возможности формирования у студента ценностного отношения к здоровью, системы знаний о феномене здоровья и актуализации потребности в здоровьесберегающем стиле жизниорганизация освоения студентами практических технологий сохранения здоровья для осуществления здорового образа жизни способствует деятельностному упрочению субъектной позиции оздоровительной направленности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях, методических семинарах кафедры теории и методики физического воспитания ОГПУ с 2004 по 2008 г.- на международных (Тамбов, 2007; Курган, 2007; Пенза, 2007, 2008) — всероссийских (Тольятти, 2007; Пенза, 2007) конференциях. Основные положения и результаты исследования отражены в 10 опубликованных работах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений, содержит таблицы и рисунки.

Выводы пог второй главе.

1. Основу процесса педагогического" воздействия^ на «формирование у студента субъектной позиции оздоровительной направленности составляют системный, деятельностный и субъектный подходы, позволяющие:

— выстроить систему педагогического воздействия и упорядочить содержание и процессуальные характеристики развивающей деятельности;

— организовать деятельность как форму активности сознания и через работу с самосознанием студента обеспечить активный характер самой деятельности;

— создать внутреннюю и деятельностную позиции студента в формировании его субъектной позиции оздоровительной направленности как целепола-гающей развивающейся личности и как носителя активности, осуществляющего изменение в себе самом.

2. Формирование у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в профессиональном образовании может быть обеспечена при создании необходимых и достаточных для этого педагогических условий: а) разработанности структурно-содержательной модели субъектной позиции оздоровительной направленности, определяющей направления актуализации потенциала образовательной среды вузаб) создание программно-содержательного обеспечения процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности, включая просветительско-воспитательную, физкультурно-оздоровительную работу со студентами и организацию здоровьесберегающего режима образовательного учрежденияв) освоения студентами практических технологий сохранения здоровья для осуществления здорового образа жизни: обучение методам психической саморегуляции (благодаря практико-ориентированному курсу «Технологии сохранения здоровья») и самоуправления двигательной активностью (в рамках модифицированного курса «Физическая культура»).

3. Основное дидактическое обеспечение образовательного процесса вуза в формировании у студента субъектной позиции оздоровительной направленности представлено: принципами всестороннего развития, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексностисредствами дисциплин по выбору и тренинговметодами интерактивного и проблемного обучения, тренингаформами организации — лекция-диалог, семинар — «круглый стол», рефлексивный семинар, конференция, практическое занятиефизкультпаузывоспитательные и массовые спортивно-оздоровительные мероприятия.

4. Констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучение исходного состояния у студента субъектной позиции оздоровительной направленности, показал следующее: а) знания студентов о здоровье носят патоцентрический характерсреди факторов, определяющих здоровье, «образ жизни», связанный с личной ответственностью человека, находится на втором планеб) здоровье как ценность находится на одной из лидирующих позиций в системе ценностных ориентаций студентов, в то же время это сочетается с неуверенностью его сохранения в будущем, что сопровождается пессимистичными настроениямив), познавательная мотивация к изучению проблематики здоровья и потребность в практическом здоровьесберегающем поведении низки, что сочетается с.

I низкой поведенческой активностью в этой сфереi г) здоровый стиль жизни и регулярные занятия физической культурой, спортом и оздоровительными практиками не являются нормой жизни для испытуемых.

5. Итоги формирующего эксперимента представлены у экспериментальной группы" студентов> позитивными1 сдвигами по отношению к контрольной группе во всех показателях сформированности субъектной позиции оздоровительной направленности (Р < 0,05). а) изменения когнитивного компонента выражаются в сдвиге представлений испытуемых о здоровье и здоровом образе жизни к в целом санологиче-скому содержанию — пониманию здоровья как благополучия, полноценности^ Большинство студентов экспериментальной группы на конец формирующего эксперимента имеют достаточное представление о здоровье, о здоровом образе жизни и его составляющихсреди факторов, определяющих здоровье человека, в первую очередь называют образ жизни, в чем проявляется^ ответственное отношение к здоровьюпредставления о своем собственном здоровье и его будущем приобрели оптимистический характер. б) позитивная динамика эмоционально-ценностного компонента выразилась в повышении среднего балла показателя ценности здоровья в экспериментальной группе в 1,4 раза, показатель доступности здоровья в 2,1 раза в сравнении с контрольной. Переживания студентов по поводу достижения здоровья в будущем уступили место положительным эмоциям, связанным с осознанием потенциала своего здоровья, что свидетельствует о разрешении внутренних конфликтов в сфере здоровья. в) изменения мотивационно-потребностной составляющей субъектной позиции оздоровительной направленности представлены ростом мотивации студентов к изучению проблематики здоровья, сформированностью потребности в практических действиях, направленных на заботу о здоровье, и внутренних мотивов посещения занятий физической культурой, связанных с оздоровлениемг) поведенческие изменения в субъектной позиции оздоровительной направленности представлены активным освоением здорового стиля жизни (режим дня, здоровое питание, рациональная организация учебной деятельности и т. п.), регулярными занятиями физической культурой, посещением спортивных секций в свободное время.

6. Изучение динамики самооценки здоровья и объективных зарегистриро.

4 ч ванных данных (студенческой поликлиники) показало в целом улучшение самочувствия студентов экспериментальной группы: физического состояния по данным самооценок и снижения числа1 обращений за медицинской помощью «в студенческую поликлинику (в 1,8 раза) в сравнении с контрольной группой.

7. Ценность апробации педагогических условий формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вуза-заключается в доказанности их эффективности, что обусловливает их фактический потенциал применительно ко всей системе профессионального образования, независимо от специальности и этапа обучения студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Актуальность изучения субъектной позиции оздоровительной направленности личности обусловлена сложностью современной социальной ситуации. Снижение уровня здоровья населения, в том числе и молодых людей, стало для России стабильной тенденцией. Эта ситуация усугубляется тем, что в образовательных учреждениях (в том числе в высшем образовании) не уделяется должного внимания здоровью учащихся и студентов. В вузах, особенно в технических, наблюдается излишняя профессионализация образовательного процесса в ущерб здоровью молодых людей. В связи с этим возникает серьезное противоречие: с одной стороны необходимо предпринимать меры по повышению уровня здоровья студенческой молодежи, с другой стороны, система высшего образования недостаточно ориентирована на создание условий для сохранения и укрепления здоровья студентов. Разрешению данного противоречия может послужить организация специальных педагогических условий, способствующих формированию у молодого поколения ответственного в отношении своего здоровья поведения. Такое личностное образование, как субъектная позиция оздоровительной направленности в зависимости от ее содержания и направленности обусловливает реальное поведение человека в отношении согласования возможностей и ожиданий со стороны своего здоровья с конкретными условиями труда и жизнедеятельности.

Внутренняя картина здоровья является важнейшей составляющей самосознания личности, представленной в его внутреннем плане как обобщенная модель, образ своего здоровья и нездоровья в совокупности интеллектуальных представлений, эмоциональных переживаний, потребностей и мотиваций. Позитивная внутренняя картина здоровья личности представляет собой особую систему представлений о своем здоровье, выражающейся в осознании его ценности и позитивно-активном стремлении к его совершенствованию.

Субъектность жизнедеятельности определяется способностью личности к согласованию своих возможностей и ожиданий со встречными условиями и требованиями, к координации событий жизни, ее организации и решению конкретных противоречий в активном преобразовании ею мира и себя, исходя из своего отношения к жизни и деятельности и их стратегий. Позиция субъекта в отношении собственного здоровья основывается на взаимоотношениях его потребностей и конкретных условий жизни и деятельности и выражается на его предрасположенности к определенному восприятию здоровья, прогнозированию его будущего, пониманию своей ответственности за него.

В рамках настоящего исследования уточнен педагогический смысл понятия «субъектная позиция оздоровительной направленности» — это социально-педагогическая ценность и составляющая самосознания личности в виде индивидуального согласования возможностей и ожиданий со стороны здоровья с конкретными требованиями и условиями труда, в том числе будущей профессиональной деятельности, и жизни, где здоровье выступает как ресурс и средство их обеспечения. Субъектная позиция во внутреннем плане представлена как внутренняя картина здоровья, в поведенческом плане — как позитивно-активное стремление к сохранению и совершенствованию здоровья.

Системный характер субъектной позиции оздоровительной направленности отражается в структурном взаимодействии ее содержательных компонентов: интеллектуальных представлений (совокупность знаний о здоровье как феномене и его факторах, адекватное представление о собственном здоровье), эмоционально-ценностного отношения (позитивный эмоциональный настрой на основе осознания своего потенциала здоровьяведущее место здоровья в системе ценностных ориентаций личности), мотивационно-потребностного компонента (мотивация к самостоятельному изучению проблематики здоровья, к здоровому образу жизни) и поведения (применение валеологических знаний в практике организации здорового образа жизни, его освоенность, регулярные занятия физической культурой).

Одним из направлений решения проблемы формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности является реализация совокупности определенных педагогических условий: разработанность структурно-содержательной модели субъектной позиции оздоровительной направленности, определяющей направления актуализации потенциала образовательной среды вузасоздание программно-содержательного обеспечения процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности, включая ценностное отношение к здоровью, систему знаний о феномене здоровья и актуализацию потребности в здоровьесберегающем стиле жизниорганизацию освоения студентами практических технологий сохранения здоровья для осуществления здорового образа жизни.

В качестве основного дидактического обеспечения образовательного процесса вуза в достижении цели формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности выступают: комплекс научно-педагогических принципов (всестороннего развития, сознательности и активности, наглядности и доступности, систематичности и последовательности, возрастной адекватности, непрерывности и комплексности) — специально разработанное содержание (образовательные программы, курсов по выбору, тренингов) — средства (учебные пособия, наглядные пособия, средства осуществления практических действий, аудиовизуальные технические средства) — методы интерактивного и проблемного обучения, тренингаформы организации (лекция-диалог, семинар — «круглый стол», рефлексивный семинар, практическое занятиеконференциявоспитательные и массовые спортивно-оздоровительные мероприятия).

Итоги формирующего эксперимента показали, что в экспериментальной группе студентов наблюдались позитивные сдвиги по отношению к контрольной группе во всех показателях сформированности субъектной позиции оздоровительной направленности (Р < 0,05): у студентов экспериментальной группы возрос уровень знаний по проблеме здоровья, о здоровом образе жизни и его составляющихповысился рейтинг ценности здоровья в структуре ценностных ориентаций, познавательная мотивация (мотивация к изучению вопросов здоровья). Изменилось отношение студентов к здоровью: стало проявляться стремление к его сохранению и укреплению. Сократилось число пропусков занятий по физической культуре без уважительной причины. Анализ состояния здоровья студентов показал в целом' субъективное и объективное улучшение физического самочувствия.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа подтвердила* эффективность разработанных нами педагогических условий для формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности в образовательном процессе вуза. Результаты двухлетнего формирующего-педагогического'эксперимента в естественных условиях образовательного процесса показали позитивную динамику у студентов всех компонентов субъектной позиции оздоровительной направленности и улучшение объективного состояния здоровья студентов экспериментальной группы. Полученные результаты дают основание считать, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены, цель достигнута.

В то же время диссертационное исследование не претендует *на исчерпывающее решение проблемы. Перспективой нашей дальнейшей работы могут стать индивидуализация и дифференциация процесса формирования у студента субъектной позиции оздоровительной направленности, а также распространение полученных научных и практических результатов на учреждения среднего профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе школа-вуз: автореф. док. дис. / Н. П. Абаскалова. — Барнаул, 2000. — 48с.
  2. , О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О. А. Абдулина // Высшее образование в России. 1993. — № 3. — С. 165−171.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Слав-ская. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. , Н.А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджа-нян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева М.: Изд-во РУДН, 2006. — 284 с.
  5. , Н.А. Экология, здоровье, качество жизни / Н. А. Агаджанян, Г. П. Ступаков, И. Б. Ушаков, И. Н. Полунин, В. Г. Зуев М. Астрахань: Изд. АГМА, 1996.-248с.
  6. , Ю. Студент: возможности личностного роста / Ю. Азаров // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  7. , Б.Г. Проблемы организации деятельности высшей школы по формированию физического здоровья студентов: автореф. канд. дис. / Б. Г. Акчурин Уфа, 1996. — 23 с.
  8. , Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. Человек и общество / Н. М. Амосов. Изд-ва: ACT, Сталкер, 2002. — 462 с.
  9. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев -М.: Просвещение, 1997. 300 с.
  10. , В.А. Введение в психологию здоровья / В. А. Ананьев.- СПб.: Изд-во БПА, 1998. 148 с.
  11. , В.А. Этюды валеологии / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко и др. / под общ. ред. Д. Н. Давиденко. СПб.: БПА, 2001. — 211 с.
  12. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого самообразования / В. И. Андреев. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с. ' «¦: ' ' • •¦ ' 145 -/ :.- -V ¦ ' ' - -,
  13. , Г. Л. Валеология: первые шаги и ближайшие перспективы / Г. Л. Апаиасеико // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. -С. 2−8. ' '
  14. Апанасенко- Г. Л, Медицинская валеология: Серия „Гиппократ“ /Г.Л. Апанасенко — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 248 с.
  15. Аристотель. О душе. / Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. — С.81−82.
  16. , А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа?/Ai Г. Асмолов!—М.: Смысл, 200К 414 с.. .
  17. , Е. Познавательная активность студентов: поиск форм оптимизации / Е. Астахова // Вестник высшей школы. 2000. — № 11. — С. 29−33.
  18. Ахвердова, 0^А. К исследованию? феномена „культура здоровья“ в области профессионального физкультурного образования / О.А. Ахвердова- В.А. Ма-гин // Теория ишрактикшфизическойскультуры. 20 021 — № 9i — С15−7:
  19. , И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / И.А. Баева- -СПб: С0ЮЗ- 20 021 271с. ¦
  20. , В.В. Здоровьеформирующие технологии-в физическом воспитании студентов Тольяттинского государственного университета / В. В. Балашова // Теория и практика физической культуры. 2005. — № 3. — С. 43−45.
  21. , В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В: К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание- образование, тренировка. — 1996: — № 1. С., 24−25-
  22. Бароненко- В. А. Здоровье: и-физическая культура студента / В.А. Баронен-ко, Л. А. Рапопорт. М.: Альфа-М, 2006. — 352 с.
  23. Басова- Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова — Ростов-на-Дону, 2000. 416 с.
  24. , В.Г. Социальная значимость физической культуры и спорта в современных условиях развития России / В. Г. Бауэр //. Теория и практика физ. культуры. 2001. — № 1. — С. 50−56.
  25. Бездухов-- BTL Антиномичность адаптивной: и- гуманистической функций педагогической^ деятельности? / ВЖ Бёздухов, Л.В. Бездухов- // Педагогика. -2002: — № 9> ©. 66−7 lv,
  26. Без духов,. ВЖ, Мишина? С: Е., Иравдина- ©-.-В? Теоретические: проблемы становления, педагогической компетентности учителя / В.11. Бездухов, G.E. Мишина-,(c)ЖПравдинш>— Самара: СамГПУ,/200Т.-1321с.
  27. ЗОКБёлкина-'.Ы®^.Здоровьеформирующ^^студенток вуза? / HtBt. Белкина" — //• Теория и практика физической культуры. -2006? — № 2 — С. 7-М/ „'!.¦- '
  28. ЗГ. Белов, В.И. Энциклопедия“ здоровья-. Молодость до ста лет / В. И. Белов: — М.: Химия, 1994.-400 с.
  29. Беспалько^ В. П. Природосообразная педагогика / В: П. Беспальког. М.: Народное: образование^М!:НИ№школьных технологий^2008: — 511 с.
  30. Бикмухаметов, Р: К. Интеграция физического и духовного воспитания студентов педвузов / Р.К. Бикмухаметов//Педагогика. 2004.—№ 9: — С. 64−71.
  31. , Р.К. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни будущих педагогов / Р. К. Бикмухаметов // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 4. — С. 147−156.
  32. , В.И. Здоровьееберегающие технологии в системе высшего педагогического образования / В. И. Бондин // Теория и"практика физической культуры. 2004. — № 10. — С. 15−24.
  33. Брехман, И. И1 За всенародное движение „Здоровый мир“ // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии, С.-Петербург, 28 -31 мая 1996 г.: тез. докл. СПб.: 1996.-С. 1−6.
  34. , А.В. Психология субъекта / А. В. Брушлинский- РАН, Ин-т психологии- отв. ред. В. В. Знаков. СПб.: Алетейя, 2003. — 270 с.
  35. , А.Г. Двойная спираль Жизни, здоровья и базовых потребностей? Десмоэкология /А.Г. Бусыгин. Самара: Изд-во СГПУ, 2008. — 136 с.
  36. , И. М. „Быть телом“ — „иметь тело“ — „творить тело“: три уровня* бытия. HOMO SOMATUS n проблемы физической культуры /И.М. Быховская // Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 7. С. 2−5.
  37. Бэкон, Ф: Новый Органон. Афоризмы об истолковании природы и царства человека / Ф.Бэкон. / Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. — С.81−82
  38. , Э.Н. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни / Э. Н. Вайнер // Валеология. 1998. — № 3. — С. 17−23.
  39. Васильева, О. С. Психология здоровья человека /О.С.Васильева, Ф. Р. Филатов. — М.: Академия, 2001. 352 с.¦'•-•.'» ' ¦ 148 —. • .
  40. Войтов, А. Г Философия- Учебное пособие для аспирантов / A.F. Войтов: — М.: Дашков и К, 2003. 514 с. -
  41. , К.Г. Особенности, обучения основамиздоровьесбёрежёния" в не' специализированном :вузе/. К. Г. Габриелян, Б. В. Ермолаев, И. О. Кутателадзе //
  42. Теорияипрактикафизическойкультуры: — 2004: — № 11. -С. 42−43:
  43. Гершунский, Б. С Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. — Mi: Педагогическое общество-России- 2002.,—512 с.
  44. , Г. Повернемся ли- мы лицом к. студентам / Г. Гилев // Вузовский вестник. 2006. — № 3. (февраль).
  45. , Д.М. Взаимосвязь вуза и внешних факторов формирования физическогоздоровья студентов / Д1М. Гилязитдииов, Б. Г. Акчурин // Теория и практика физической культуры- 1996: — № 1.-0. 12−13-.'
  46. , Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании . здоровья студентов вузов /Н.А. Горбач, А. В. Жарова, М. А. Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. — № 2. — С. 4346. ' ¦ ' •
  47. , В. Здоровье — категория педагогическая народное образование: Педагогическая, технология доктора В. Ф. Базарного / В. Горячев // Народное образование. 1999. — № 9. — С. 219−223.
  48. Гундаров, И. А. Духовное неблагополучие и демографическая катастрофа. / И. Ai Гундаров // Общественные науки и современность. — 2001. № 5. — С. 58−65.
  49. , Д.Н. Оценка формирования физической культуры студентов в образовательном процессе технического вуза / Д. Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. — 2006. — № 2. С. 2−5.
  50. , С. Отношением здоровью и к здоровому образу жизни: методика измерения / С. Дерябо, В. Ясвин // Директор школы. 1999. — № 2. — С. 7−16.
  51. , В.М. Здоровье как социальная" проблема / В. М. Димов // Социально-гуманитарные знания. 1999. — № 6. — С. 170−189.
  52. , В.М. Новая концепция здоровья: системный подход / В: М. Димов // Социально-гуманитарные знания" — 2000, — № 4. — С. 185−191.
  53. , Н.А. Избранные философские сочинения Фрагмент. / Н. А. Добролюбов / Хрестоматия, по философии: учебное пособие / сост: А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. — С. 176−180:
  54. , Н.Ф. Об" активности сознания // Психология сознания / Н. Ф. Добрынин / Хрестоматия’по психологии / сост. Куликов J1. B- — СПб.: Питер, 2001.-С. 64−73.
  55. , В. И. Спортивная медицина: учебник для вузов / В. И. Дубровский. М.: Владос, 1998. — 480 с.
  56. , М.И. Психология*высшей школы / М. И. Дьяченко, JI.A. Канды-бович Минск: Изд-во Харвест, 2006. — 416 с.
  57. , Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм / пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А.Гофмана. — М.: ТЕРРА- Книжный клуб, 2008. 400 с.
  58. , Э. Формирование позитивного отношения к здоровью и безопасности / Э. Егорова // Основы безопасности жизнедеятельности. 2007. — № 11. -С. 10−12.
  59. , А.О. Здоровье студентов с позиций профессионализма / А. О. Егорычев, Б. Н. Пенцик // Теория и практика физической культуры. 2003.— № 2.-С. 53−67
  60. , В.В. Студентььоб адаптации к вузовской жизни /В.В. Емельянов // СОЦИС. 2001. — № 9. — О. 77−82.
  61. , И. Типология студентов и воспитательный процесс / И. Емельянова // Высшее образование в России. 2000. — № 3. — С. 170−172.
  62. , Ю.Д. Основы медико-биологических знаний / Ю. Д. Жилов, Г. И. Куценко- Е. Н: Назарова. — М.: Высшая школа, 2001. 256 с.
  63. , Д. Мотивация ипроблемы в обучении1/ Д. Журавлев // Народное образование. 2002. — № 9. — С. 123−1-30-
  64. Журавлева, И .В: Отношение человека к здоровью: методология и показатели / И. В. Журавлева // Социология медицины. — 2004. — № 2. — С. 11−17.
  65. , И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И. В. Журавлева М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2002. — 240 с.
  66. , А.И. Рейтинговая система оценки качества образования по физической культуре / А. И. Загревская // Теория и практика физической культуры. 2007. -№ 3. — С. 9−12.
  67. , Г. К. Время педагогики здравосозидающей / Г. К. Зайцев // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 193−200.
  68. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова и др. М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  69. , A.F. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомы-слов. -М.: Политиздат, 1986. -223 с.
  70. , В.П. Проблематика мышления в развивающем обучении / Развивающее образование. Том I. Диалог с В. В. Давыдовым / Сост. и науч. ред.: Зинченко В .П., Кудрявцев В. Т., Берцфаи JT.B. М.: АПК и ПРО, 2002. — 254 с.
  71. , Г. А. Современное студенчество: социологический портрет / Г. А. Ивахненко // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 110−114.
  72. , В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. / В. В. Гузеев. — М.: Народное образование, 2000. 206 с.
  73. , Е.П. Психология физического воспитания: учеб.пос. / Е. П. Ильин. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2000. — 486 с.
  74. , В.Е. Внутренняя картина здоровья — термин или концепция? / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 86−88.
  75. , В.П. «Внутренняя картина здоровья» / В. П. Казначеев // Alma mater Вестник высшей школы. 1998. — № 9. — С. 49−52.
  76. , В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / В. П. Казначеев. Москва, Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ. — 1996. — 248 с.
  77. , В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. Изд-во: Academia, 2008. — 304 с.
  78. , Е.А. Экология и здоровье человека / Е. А. Когай // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 3. С. 105−111.
  79. , Г. М. Педагогический словарь: для студ. пед. вузов / Г. М. Коджаспиров, А. Ю. Коджаспирова. -М.: Академия. 2003. — 176 с.
  80. Колбанов, В. В: Валеология: Основные понятия- термины? и- определения, / В. В. Колбанов. СПб.: ДЕАН, 1998. — 232 с., , :
  81. Колесов- ДШ. Состояния человека. Семантика, психология, медицина / Д-В. Колесов, ДЩ- Колесов: Ms: Изд-ва: МПСИ-.МОДЭК, 2008. — 704 с:
  82. Коровин, С. С. Введение в теорию и дидактические основания! физической культуры / С.С. Коровин- В. Ф. Усманов Оренбург: Изд-во-ОКГТУ,. 2007. —
  83. , Л .И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе / Л. И. Коханович. М.: Наука, 1994. — 28 с.
  84. , В. В. Методология- педагогики: Пособие для педагогов-исследователей/ В. В. Краевский. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. —244с.. ¦: ¦.
  85. , И.С. Методологические аспекты, здорового образа жизни россиян / И-С. Краснов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004. — № 2. — С. 61−76. ,
  86. Кузьмин, А-М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической/культуры:. автореф. дис.. док. пед. наук. — Челябинск: УралГАФК, 1999. 37 с.
  87. , В.П. Трехмерная модель здоровья- Сантивность и пантивность / ВТТКулик// Валеология:-2001. № 1. — С. 15−21.
  88. Куликов, Л'.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости ишсихопрофилактики:-Учеб. пос-/ Л. В. Куликов. СПб.: Питер- 20 041 -464с. • • ¦, •. ¦¦•:-.": ' .
  89. Лазурский, А. ФИзбранные груды по общей психологии: К зрению о психической активности. Про^оамма исследования личности / А. Ф. Лазурский. — СПб.: Алетейя, 2001. 192 с.
  90. , IT. Психолого-педагогическое содействие ценностному самоопределению студентов / IT. Лебедева // Вестник высшей школы. 2006. — № 8. — С. 17−21. ''. ¦ :. ¦-¦•¦ ¦', ./.'.'"'.'
  91. , А.Н. Деятельность. Сознание: Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд-во: Academia^ 20 051—352"с. ,
  92. Лесгафт- П. Ф Психология нравственного и физического воспитания / Г1.Ф. Лесгафт. Изд-во: Институт практической психологии, 1998. — 416 с.
  93. . Ю.П. «Модус» здоровья россиян / Ю. П. Лисицын //' Экономика^ здравоохранения: Ежемесячный журнал. — 2001. — N 2. — С. 32−37.
  94. Ломов, Б. Ф- Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Изд-во «Ин-тпрактической'психологии», 1996.— 384 с.
  95. , Л.И. Социология* физической культуры и спорта / Л.И. Лубы-шева М.: Академия, 2004. — 240 с.
  96. , Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания / P^Ai Лурия.-М, Медицина- 1977. 1ЛТ с.
  97. , Л.Н. Здоровьесберегающая деятельность учителя физической культуры: теоретические предпосылки, опыт реализации / Л. Н. Малорошвило. Оренбург: Изд-во ОГТ1У, 2002. — 194 с.
  98. , И.И. Психологические аспекты здоровья ребенка / ИЛЛ. Ма-майчук. // Психологические: шэтические проблемы- детства.' — СПб, 1993: — С. 123.167.. V-" ¦ ', ••¦-. •
  99. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития-/ ВШ. Маралов. — Mi: Академия, 2002: 2511с.
  100. , С.А. Некоторые аспекты здоровьесбережения студенческой молодежи / С. А. Марчук // Теория и практика физической культуры. 2004. — №• 4.-С. 13−25.. , '•.¦'¦¦• ' '. '
  101. Митина, JI. M: Психология развития конкурентоспособной личности / Л: М-: Митина- М-:МПСИ- 2003- - 400? с-, .
  102. , Н.В. Как сформировать интерес к физической культуре / II. В. Михайлова //Физическая культурагв школе.--2005.,—№ 4- С. Л 0−16.
  103. , А.В. Социализация вчера и сегодня-/ А. В. Мудрик М.: Изд-во МПСИ, 2006.-432 с. , —.. ¦ ¦ - • ¦. X ' ¦ 155 ' ¦
  104. Г 128. Мясищев, В. Ы. Психология отношений. Избранные психологические труt ды / В. Н- Мясшцев. — М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 1 1998. — 368 с. v
  105. , IO.B. Здоровьеформирующее образование как модель социокультурной педагогической практики / Ю. В. Науменко-// Стандарты и мони5. торинг. 2006. ~ № 4. — С. 13−21.t 130. Новиков, A.M. Профессиональное образование в России / A.M. Новиков
  106. М.: Высшая школа, 1997. 346 с.
  107. Образовательные технологии // под ред. Ю. Н. Еулюткина, Е.Б. Спасской
  108. J.: М.: КАРО, 2002.- 152 с. '
  109. Олимпиады- Спорт. Здоровье / ред.-сост. .ШШ Жук. Минск- Красико-Принт.-2003.- 126 с, .
  110. , Т. Педагогический подход к здоровью человека / Т. Орехова // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 106−107.
  111. , И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности/ И. П. Павлов // Поли. собр. соч. — М: Изд-во АН СССР, 1951- Т.З. кн.1. — 276 с.
  112. , Т. О, структуре социального действия / Т.Парсонс. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.138Шедагогика. Большая современная. энциклопедия/сост. Е. СРапацевич. — Минск: Соврем. Слово^ 2005. — 720 с.
  113. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Отв. редактор М.В. Буланова-Топоркова. — Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 544 с.
  114. Педагогический энциклопедический словарь / редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
  115. , В.К. Социально-педагогические, организационные основы развития физической культуры и спорта в регионе (на примере эксклавного региона России / В. К. Пельменев // Теория и практика физической культуры. — 2002.-N 9.-С. 61−63.
  116. , В.П. Валеология — перспективное научно-педагогическое направление XXI века / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 6. — С. 9−13.
  117. , В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность / В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко СПб.: БПА, 1998. — 124 с.
  118. , В.И. Валеология: учеб.пособие. / В. И. Петрушин, Н.В. Петру-шина М.: Гардарики, 2003. — 432 с.
  119. , П.И. Требования, предъявляемые к обучающимся в вузах / П. И. Пидкасистый // Педагогика. 2005. — № 3. — С. 47−53.
  120. , И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. высших учеб. завед., 1−2 кн. / И. П. Подласый. Кн. 2. М.: Владос, 1999. — 256 с.
  121. Приказ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» // Физическая культура в школе. 2002. — № 8. — С. 2−4.
  122. Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А. А. Карелина. — М.: Владос, 2005. Т. 1. — 312 е.- Т. 2. — 247 с.
  123. Психология здоровья: Учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2003. 607 с.
  124. Психология здоровья населения в России / Гафаров В. В., Пак В. А. и др. — Новосибирск: СО РАМН, 2002. 254 с.
  125. , Т.Н. Профилактика стресса в студенческой среде / Т.Н. Рогин-ская // Ананьевские чтения СПб, 2001. — С. 65−78.
  126. Рожков- П. А. От великой спортивной державы — к здоровой России / П. А. Рожков // Теорияипрактика физ. культуры- —2001. № 1. — С. 2−8. '
  127. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. — 720 с. ,
  128. Рыбачу к, Н. А: Педагогическая технология здоровьесбережения студентов / Н. А. Рыбачу к // Педагогика. 2003. — Лг° 4. — С. 70−75. .
  129. , Н.А. Проект здоровья / Н! А. Рыбачук // Народное-образование. -2002. № 9. — С. 231−234.: .¦ • •'
  130. , Н.А. Формирование принципов здорового стиля жизни студентов / Н-А. Рыбачук7/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка- 2004t-№a~ С. 59г6^ ,
  131. , А.А. Педагогика: учеб-, для? студ., аспир-, преподав, и тренеров по дисциплине «Физическая культура» / А. А. Сидоров, М. В. Прохорова, Б. Д. Сишохин. М.: Терра-Спорт, 2000. — 272 с.
  132. , Д. О различных подходах к понятию «здоровье» / Д. Сиерес, В. Гавидия // Школа здоровья. 1998. — Т. 5, N 1. — С. 7−16.
  133. , В.А. Дидактика: Учеб. для вузов / В. А. Ситаров / под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2004. 368 с.
  134. , В.А. Общая педагогика: Учеб. для вузов: В 2 ч. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов / под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 2003.-287 с.
  135. , В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова М.: Academia, 2003. — 187 с.
  136. , В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  137. Смирнов, В'.М. Основные принципы и методы психологического исследования внутренней картины болезни / В. Ml Смирнов, Т. Н. Резникова // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Изд-во ЛГУ," 1983. -155 с.
  138. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2001. — 304 с.
  139. , П.А. Система социологии, социальная мобильность Фрагмент. / Хрестоматия по философии: учебное пособие / сост. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001. — С. 365−366.
  140. , Л.Г. Валеология в педагогическом пространстве / Л.Г. Та-тарникова. СПб.: PETROC, 1999. — 256 с.
  141. , В.А. История педагогики: курс лекций / В. А. Титов. М.: Приор-издат, 2003. — 240 с.
  142. , З.И. Валеология и образование / З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша — СПб.: МАНЭБ, 2002. 380 с.
  143. , Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал. — 1992. — Т.13. — № 1-С. 57−65.
  144. Физическая культура студента / под ред. В. И. Ильинича. М.: Гардарики, 2003.-448 с.
  145. , Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. / Ю. Г. Фокин — М.: Изд. центр Академия, 2002. 224 с.
  146. , Э.А. Стратегии в отношении здоровья // Э. А. Фомин, Н. М. Федорова // Социологические исследования. — 1999. — № 11. С. 35−40.
  147. , C.JT. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. / Предмет знания. Душа человека. / С. Л. Франк. — Мн.: «Харвест» М.: «АСТ», 2000.-С. 631−990.
  148. Харитонов, В. И: Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся / В: И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев / под общ. ред. А. П. Исаева. — Челябинск, 1999. — С.151−158. ' •
  149. , X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен / Пер. с нем. — СПб.: Питер, 2003. 860с.
  150. , Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 3-е изд. / Е.Д. Хом-ская. СПб.: Питер, 2004. — 496 с.
  151. , И.В. Теоретико-системный подход к оценке уровня состояния здоровья. Модель здоровья. / И. В. Шаркевич, А. В. Чоговадзе, Т. Г. Коваленко // Теория и практика физической культуры. — 2000. № 1. — С. 2−4.
  152. , В.Г. Организация физического воспитания студентов в классическом университете с использованием спортивно-оздоровительных технологий / В. Г. Шилько // Теория и практика физической*культуры. 2007 — № 3 — С.2−5.
  153. , В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов / В. Г. Шилько // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 9. — С.50−52.
  154. , Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева М.: Нар. образование- Илекса, 2003. — 334 с.
  155. , В.Я. Историко-философские представления о здоровье и продолжительности жизни человека / В. Я. Шклярук // Философия и общество. — 2007.-№ 4.-С. 155−164.
  156. , И.Г. Аутогенная тренировка / И. Г. Шульц. М.: Медицина. — 1985.-32 с.
  157. Энциклопедический справочник медицины и-здоровья / под ред. В. И. Белова М.: Изд-во «Русское энциклопедич. товарищество», 2002. — 960 с.
  158. , В.А. Социальная психология личности / В. А. Ядов // Социология и современность 2003. — Т. 1. — С. 75−90, 106−120.1
  159. Bern, S. Gender Schema theory and Its Implication for Child development: raising gender-aschematic Children ingender-schemtic Society / S. Bern // Psychology of women: Ongoing debates (eg.M. Walsh) 2000, Yale Univ. Press.
  160. Bertalanfi L von: Human Values in a Changing World / L. Bertalanfi // New Knowlebge in Human Values. N.-Y., 1999. P. 65−74.
  161. Fromm E. Values, Psychology and’Human Existence / E. Fromm II New Knowledge in Humman Values. -N-Y., 1999. -P: 162−163.
  162. Thorpe L.P. Child psychology and development / L.P. Thorpe- Ronald Press. -N.Y., 1998. 781 p.
  163. Wall W.D. Education and mental health: Basic Books / W.D. Wall.- Inc. Inc. -N.Y., 2001. — 37 p.
Заполнить форму текущей работой