Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учетная политика государственного высшего учебного заведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся публикации, связанные с проблемой формирования учетной политики, и научные разработки таких отечественных авторов, как Р. А. Алборов, Т. Н. Бабченко, А. С. Бакаев, И. В. Барсукова, В. И. Видяпин, Е. Н. Галанина, А. А. Ефремова, В. Р. Захарьин, С. В. Земляченко, В. Я. Кожинов, Е. П Козлова, С. Н. Кокодеев, Г. В. Кулинина, В. М. Матвеева, С. А. Николаева, В. Д. Новодворский, В. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование и значение учетной политики
    • 1. 1. Сущность и задачи учетной политики
    • 1. 2. Обоснование выбора учетной политики
    • 1. 3. Содержательные элементы и структура учетной политики
  • Глава 2. Организационные и технические элементы учетной политики
    • 2. 1. Общая организация учетной работы и внутреннего контроля
    • 2. 2. Форма бухгалтерского учета и рабочий план счетов
    • 2. 3. Правила документооборота и технология обработки учетной информации
  • Глава 3. Методические аспекты учетной политики
    • 3. 1. Бухгалтерский учет финансирования и исполнения сметы расходов по бюджетным средствам
    • 3. 2. Бухгалтерский учет исполнения смет доходов и расходов по внебюджетным средствами
      • 3. 3. Бухгалтерский учет имущества и расчетов

Учетная политика государственного высшего учебного заведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Становление системы рыночных отношений в российской экономике, изменение законодательного регулирования деятельности бюджетных учреждений обусловили повышение роли внебюджетных источников финансирования в государственных высших учебных заведениях (вузах).

Практика показывает, что нередко, доля средств, полученных вузом от оказания платных образовательных услуг и ведения предпринимательской деятельности превалирует над бюджетными ассигнованиями.

В сложившейся ситуации становиться актуальной проблема формирования учетной политики государственного высшего учебного заведения, в которой были бы закреплены базовые принципы организации и ведения бухгалтерского учета. Однако, в настоящее время сложилась противоречивая ситуация: с одной стороны Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» устанавливает обязательность разработки учетной политики бюджетными учреждениями, к которым относятся и государственные вузы, с другой — несмотря на достаточно активную предпринимательскую деятельность, бюджетные учреждения выведены из-под действия базовых нормативных актов, устанавливающих основы для формирования учетной политики, таких как Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ПБУ 1/98 «Учетная политика»,.

ПБУ 6/97 «Учет основных средств», ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» и т. д.

Имеющиеся публикации, связанные с проблемой формирования учетной политики, и научные разработки таких отечественных авторов, как Р. А. Алборов, Т. Н. Бабченко, А. С. Бакаев, И. В. Барсукова, В. И. Видяпин, Е. Н. Галанина, А. А. Ефремова, В. Р. Захарьин, С. В. Земляченко, В. Я. Кожинов, Е. П Козлова, С. Н. Кокодеев, Г. В. Кулинина, В. М. Матвеева, С. А. Николаева, В. Д. Новодворский, В. И. Петрова, В. И. Подольский, М. Л. Пятов, А. А. Свяцкая, М. В. Семенова, Г. В. Тимофеева, А. Я. Фридланд, Л. П. Хабарова, Л. 3. Шнейдман, И. Д. Юцковская, не могут быть в полной мере использованы на практике бюджетными учреждениями, поскольку исследователи ориентировались в основном на организации негосударственной формы собственности и недостаточно учитывали особенности бухгалтерского учета в бюджетной сфере.

Слабая изученность проблемы учетной политики бюджетных учреждений, привели к тому, что на практике сложился стереотипный подход к формированию учетной политики. Главные бухгалтеры бюджетных учреждений нередко формально подходят к разработке учетной политики. Подобную позицию трудно считать оправданной, поскольку у бюджетного учреждения существует реальная возможность сформировать на основе принятой им учетной политики достаточно эффективную систему бухгалтерского учета.

В настоящее время практически отсутствует как нормативная, так и научная база для формирования учетной политики государственного вуза. Не в полной мере раскрыта проблема общей структуры учетной политики вуза и ее элементов. Теоретически слабо изучен круг вопросов, связанный с построением системы аналитического учета и формирования рабочего плана счетов бухгалтерского учета. Особенности документооборота в вузе, имеющем филиалы, дочерние и зависимые общества изучены крайне недостаточно.

Все это обуславливает необходимость разработки целостной концепции учетной политики государственного вуза. Таким образом, актуальность темы обусловлена как недостаточностью теоретических исследований вопросов учетной политики в государственных образовательных учреждениях, так и их большой практической значимостью.

Цель и задачи исследования

Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе обобщения теории и практики бухгалтерского учета разработать методологические основы формирования учетной политики государственного высшего учебного заведения.

В соответствии с этой целью в диссертации поставлены следующие задачи:

— проанализировать основные положения системы бухгалтерского учета в государственном вузе;

— разработать структуру учетной политики государственного вуза;

— уточнить перечень элементов учетной политики и раскрыть содержание организационных, технических и методических аспектов учетной политики;

— установить принципы построения рабочего плана счетов бухгалтерского учета в государственном вузе;

— разработать документы входящие в комплект учетной политики государственного вуза;

— определить основные направления совершенствования плана счетов и нормативной базы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в условиях реформирования и стандартизации системы бухгалтерского учета.

Предметом исследования явились теоретические и практические проблемы формирования учетной политики государственного вуза.

Объектом исследования были выбраны государственные высшие учебные заведения, имеющие в своей структуре территориально удаленные филиалы, зависимые и дочерние общества.

Методология и методика исследования. Теоретической и методологической основой исследования явились законодательные и нормативные акты, положения, инструктивные указания, публикации российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета, справочные, методические и другие материалы.

В процессе исследования использовался системный подход к исследованию проблемы учетной политики государственного ВУЗа, применялись методы наблюдения, сопоставления, обобщения теоретического и практического материала.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые комплексно и с системных позиций исследована проблема формирования учетной политики государственного вуза.

Основные результаты, составляющие научную новизну исследования, следующие:

— проанализировано современное состояние теории и практики бухгалтерского учета в государственном вузе, сформулированы предложения по его совершенствованию;

— определены содержание и структура учетной политики государственного вуза;

— раскрыто содержание организационных, технических и методических аспектов учетной политики;

— разработаны принципы построения системы синтетического и аналитического учета, формирования рабочего плана счетов бухгалтерского учета в государственном вузе;

— определены основные направления организации и методики внутреннего контроля использования бюджетных и внебюджетных средств государственном вузе;

— решены практические аспекты ведения бухгалтерского учета бюджетной и предпринимательской деятельности государственного вуза;

— разработаны документы входящие в комплект учетной политики государственного вуза.

Практическое значение диссертации. Выводы и рекондации, сформулированные в диссертации, направлены на совершенствование системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в целом и в государственных вузах в частности. Применение на практике разработанных рекомендаций позволяет повысить информативность бухгалтерского учета и снизить трудоемкость подготовки консолидированной отчетности государственного вуза за счет многоуровневой системы аналитического учета.

Внесенные предложения по совершенствованию организационных и методических аспектов бухгалтерского учета повышают эффективность внутреннего контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств.

Выводы и рекомендации, сформулированные в данном исследовании, могут быть использованы не только государственными вузами, но и другими бюджетными учреждениями при формировании учетной политики.

Апробация и внедрение результатов проведенного исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы были доложены на научно — практических конференциях и семинарах, проходивших в Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова:

1.Семинар Министерства образования РФ 28−29 сентября 2000 г. -«Новое в бухгалтерском учете, отчетности, налогообложении образовательных учреждений».

2.Семинар Министерства образования РФ 28−29 марта 2001 г. — «Бухгалтерский учет и налогообложение образовательных и научных учреждений».

3. Четырнадцатые международные плехановские чтения 17−20 апреля 2001 г.

Многие положения, предложенные в диссертации, учтены и использованы в работе бюджетных организаций г. Москвы, таких, например, как Государственный научно — методический центр бухгалтерского учета и аудита Министерства образования РФ.

Предложенные в работе схемы документооборота и должностные инструкции были представлены для обсуждения в другие учреждения бюджетной сферы и получили одобрение. Кроме того, ряд положений диссертационной работы был использован автором в учебном процессе на лекциях и семинарах для слушателей и студентов.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 6,1 п. л.

1. Сущность учетной политики в условиях перехода к рыночной экономике. Четырнадцатые Международные Плехановские чтения (17−20 апреля 2001 г.): Тезисы докладов профессорско — преподавательского состава. Ч. I. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001. (0,5 п. л.).

2. Учетная политика. Материалы научно — практической конференции «Совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения в образовательных и научных учреждениях, 14−15 декабря 2000 г. — (0,5 п. л.).

3. Формирование и значение учетной политики. Тезисы XIV Плехановских чтений. М. РЭА им. Г. В. Плеханова, 2001 г. (0,3 п. л.).

4. Учетная политика в государственных образовательных учреждениях: Учебное пособие. -М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001. (4,1 п. л.).

5. Современные проблемы совершенствования системы налогообложения в налоговом Кодексе России //Книга: Учет, расчеты и налоги на воздушном транспорте М., Высшая финансово-банковская школа. 1998, — раздел 8 (0,7 п. л.).

Заключение

.

Возрастание роли внебюджетных источников финансирования в государственных высших учебных заведениях, появление разнообразных направлений деятельности (оказание платных образовательных услуг, сдача имущества в аренду, консультационные и посреднические услуги и т. д.) обусловили необходимость формирования учетной политики применительно к вузам. Еще несколько лет назад потребность в ней практически отсутствовала ввиду исключительно бюджетного финансирования и жесткой регламентации системы бухгалтерского учета в бюджетных организациях.

Вследствие недостаточной разработки проблемы учетной политики бюджетных организаций в публикациях и нормативных актах, ее формирование сопряжено с большими трудностями по сравнению с учетной политикой организаций других форм собственности.

В этой связи в проведенном исследовании основное внимание акцентировалось на проблемах обосновании выбора учетной политики государственного вуза и раскрытии ее содержания в организационном, техническом и методическом аспектах. В процессе исследования в качестве приоритетной цели бухгалтерского учета определялся контроль за строго целевым и экономным использованием бюджетных и внебюджетных средств.

Выполненное исследование позволило сформулировать ряд выводов и рекомендаций, необходимых для формирования учетной политики государственного вуза. Основные из них следующие:

1. Процесс разработки учетной политики государственного вуза предлагается проводить не менее чем в 3 этапа:

• Проанализировать группу факторов, влияющих на выбор учетной политики.

— правовое поле деятельности вуза (состояние гражданского, налогового, финансового и прочих видов законодательства, регулирующих деятельность государственных вузов);

— организационная структура вуза (количество и состав структурных подразделений, связанных с учебным процессом (факультеты, институты, центры подготовки) и его обслуживанием (бухгалтерия, отдел кадров, службы охраны, материально-технического обслуживания, планово-экономический отдел, служба внутреннего контроля, библиотека и т. д.), их соподчиненность, наличие обособленных подразделений (филиалы), дочерних, зависимых обществ).

— масштабы деятельности вуза (численность обучающихся, штатных и внештатных сотрудников) — особенности финансирования (наличие внебюджетных источников финансирования, соотношение объемов финансирования, поступающих из бюджетных и внебюджетных источников);

— организация бухгалтерской службы (наличие в организационной структуре самостоятельного бухгалтерского подразделения или подчиненность централизованной бухгалтерии);

— состояние технической базы бухгалтерии (обеспеченность бухгалтерии компьютерной техникой, программным обеспечением и иными средствами оргтехники);

— уровень квалификации, профессионализма бухгалтерских кадров.

• Оценить фактическое состояние бухгалтерского учета и системы документирования.

На данном этапе предлагается проанализировать существующую систему бухгалтерского учета, документооборота, процедуры подготовки внутренней и консолидированной отчетности вуза и выявить соответствие этих систем требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Следует изучить особенности ведения бухгалтерского учета в филиалах, порядок расчетов с ними, принципы формирования их учетной политики, сроки и порядок составления и представления внутренней отчетности, исполнители, содержание и формы представления данных для формирования консолидированных отчетов. Важно оценить, насколько информативна действующая система аналитического учета для целей внутреннего анализа отчетности вуза.

По итогам выполнения данного этапа необходимо выявить те организационные и методологические аспекты учетной работы, которые нуждаются в переработке.

• Разработать предложения по изменению порядка бухгалтерского учета.

На основе полученных результатов, полученных на предшествующем этапе, необходимо сформулировать рекомендации с целью приведения системы учета в полное соответствие действующему законодательству, повышения информативности бухгалтерского учета, сокращения трудоемкости учетных работ.

2. По результатам анализа действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях необходимо акцентировать внимание на методических особенностях, которые предопределяют особый состав элементов учетной политики государственного вуза:

— устанавливается раздельный учет средств по источникам их поступления, составляется единый баланс бюджетного учреждения и баланс по внебюджетным источникамприменяется только мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета;

— бухгалтерский учет ведется на основании стандартного Плана счетов, установленного Инструкцией № 107н,.

— применяются унифицированные формы документов и регистры бухгалтерского учета установленных образцов;

— ограничивается выбор методов оценки списанных материалов;

— применяется единственный метод начисления износа основных средств;

— не начисляется износ по нематериальным активам и малоценным предметам;

— не создаются резервы предстоящих расходов и платежей, на проведение ремонта основных фондов, по сомнительным долгам.

Исходя из методических особенностей, ряд элементов учетной политики не приемлем для бюджетных учреждений (выбор формы ведения бухгалтерского учета, способы оценки израсходованных товарно-материальных ценностей, способ начисления износа по нематериальным активам и основным средствам, формирование фонда для проведения ремонта основных средств).

3. На основе требований законодательства и с учетом практики бухгалтерского учета в государственных вузах предлагается включить в структуру положения об учетной политике не менее 5 разделов: общие принципы, на основании которых осуществляется бухгалтерский учеторганизация бухгалтерского учетаметодический раздел по ведению бухгалтерского учетаметодический раздел по составлению налоговых расчетовизменение учетной политики.

4. В учетной политике государственного вуза рекомендуется раскрыть содержание следующих организационных и технических аспектов.

• Организация работы подразделения, осуществляющего ведение бухгалтерского учета и подготовку отчетности и структура должностной подчиненности сотрудников бухгалтерии,.

Функции по ведению бухгалтерского учета в государственном вузе целесообразно возложить на специализированное подразделение (бухгалтерию) с организацией бухгалтерского аппарата по вертикали, то есть в структуре бухгалтерского подразделения создаются отделы или группы, возглавляемые старшими бухгалтерами.

В этой связи представляется актуальным опыт Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. Ведение бухгалтерского учета, планирование и анализ осуществляется Управлением бухгалтерского учета, в состав которого входят: расчетный отдел, материальный отдел, операционный отдел, отдел внебюджетных средств, отдел планирования и анализа, договорно-аналитический отдел, отдел внутреннего аудита.

Управление бухгалтерского учета возглавляет финансовый директор-главный бухгалтер, которые подчиняется непосредственно Президенту Академии. Первый заместитель курирует вопросы, связанные с исполнением сметы расходов по бюджетным средствам, второйсметы доходов и расходов по внебюджетной деятельности, третийпланирование и анализ, четвертый-вопросы внутреннего аудита.

Каждый из отделов, входящих в общую структуру управления бухгалтерского учета, возглавляет руководитель, в непосредственном подчинении у которого находятся бухгалтеры и экономисты.

Как показывает практический опыт, такая структура организации бухгалтерской службы, особенно при наличии филиалов и дочерних предприятий, наиболее эффективна, поскольку позволяет не только качественно функционировать системе бухгалтерского учета, но и осуществлять адекватный внутренний контроль за хозяйственными операциями и соблюдением графика документооборота.

Вопросы, связанные с организационной структурой бухгалтерии, рекомендуется вынести в положение о бухгалтерской службе, в котором необходимо определить ее задачи, структуру, взаимоотношения с другими подразделениями, права и ответственность.

• Распределение должностных обязанностей и ответственности между сотрудниками бухгалтерского подразделения.

Для каждого сотрудника бухгалтерии, включая ее руководителей, необходимо разработать должностную инструкцию с четким определением функций, прав, обязанностей, взаимоотношений (служебные коммуникации), организации работы и ответственности.

• Организация внутреннего контроля (внутреннего аудита).

При разработке организационных аспектов учетной политики вуза рекомендуется определить порядок организации системы внутреннего контроля и ее основные задачи. Представляется целесообразным, если функции внутреннего контроля будут возложены на самостоятельное структурное подразделение. С учетом требований законодательства и практического опыта предлагается организовать работу внутреннего контроля по следующим основным направлениям:

— соблюдение норм действующего законодательства и принятой учетной политики,.

— целевое использование бюджетных средств,.

— соблюдение полноты и своевременности осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками — по заключенным договорам, с персоналом — по оплате труда, с внебюджетными фондами по отчислениям, с бюджетомпо налогам и т. д.,.

— сохранность активов учреждения,.

— полнота и правильность документального оформления финансово-хозяйственных операций,.

— правильность и полнота отражения в учете доходов и расходов по внебюджетной деятельности,.

— целевое использование фондов, образуемых из средств, полученных предпринимательской деятельности,.

— достоверность информации, представляемой руководству вуза и внешним пользователям.

Наличие отдела внутреннего аудита как самостоятельного структурного подразделения позволяет повысить эффективность контроля за функционированием филиалов, зависимых обществ и дочерних предприятий. Руководителю службы внутреннего аудита рекомендуется ежегодно разрабатывать график и программу внутренних проверок филиалов, включать в них вопросы контроля за ведением бухгалтерского учета, соблюдением расчетной дисциплины, состоянием договоров по оплате обучения и аренды.

• Выбор формы бухгалтерского учета.

В соответствии с нормативными требованиями в бюджетных учреждениях устанавливается единственно применимая мемориально-ордерная форма учета. Основой данной формы выступают мемориальные ордера, оборотные ведомости, регистры аналитического учета, книга «Журнал.

Главная". В исключительных случаях при наличии разрешения вышестоящей организации возможно применение журнально-ордерной формы учета.

• Технология обработки учетной информации.

В учетной политике необходимо определить способы обработки учетной информации, какие участки подвергаются автоматизированной обработке и какие ручной, какие программные продукты используются в бухгалтерском учете.

• Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Предлагается включить в блок вопросов, связанный с формированием рабочего плана счетов, следующие аспекты: рабочий план счетов с указанием субсчетов различных уровнейстандарты корреспонденции между счетами бухгалтерского учета по финансово-хозяйственным операциямнедопустимые корреспонденции счетов.

Установление действующими нормативными актами стандартного плана счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений, безусловно, ограничивает возможности вуза при разработке рабочего плана счетов. Однако вуз вправе компенсировать данное ограничение, создав качественную систему аналитического учета.

Одним из базовых факторов, который должен учитываться при формировании системы аналитического учета, является наличие у вуза филиалов, дочерних и зависимых обществ. Путем установления единого рабочего плана счетов для всех филиалов и дочерних предприятий, существенно сокращается трудоемкость составления консолидированной отчетности и снижается вероятность появления в ней ошибок. Кроме того, при формировании рабочего плана счетов важно учитывать также потребности внутреннего управления и контроля.

При построении рабочего плана счетов в вузе рекомендуется использовать следующую систему кодировки счетов. Общую структуру кода каждого счета предлагается организовать на основе позиционной системы кодирования: первые два знака отвести для обозначения номера синтетического счета в соответствии с планом счетов, третий знак — для кодирования субсчета по плану счетов, последующие 4−5 знаков — для группировки аналитического учета.

• Правила и график документооборота.

Для раскрытия данного аспекта учетной политики необходимо разработать следующие элементы: применяемые формы первичных учетных документовперечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных документовперечень форм регистров бухгалтерского учетаперечень применяемых бланков строгой отчетности и правила их учетаправила и график документооборотатребования главного бухгалтера по оформлению и принятию к учету первичных документовперечень форм внутренней и внешней бухгалтерской отчетности, сроки и порядок ее составленияноменклатура дел и порядок хранения бухгалтерских документов.

• Порядок выдачи денежных средств под отчет и оформление их расходования.

В рамках учетной политики необходимо разработать порядок выдачи наличных денежных средств под отчет, сроки и правила оформления отчетов по их использованию. Следует установить предельную сумму наличных денежных средств, которая может быть выдана на хозяйственные цели. Руководителю вуза рекомендуется ежегодно утверждать обновленный перечень материально ответственных лиц, которые имеют право получать денежные средства под отчет на хозяйственные цели. Кроме того, необходимо установить предельные сроки использования доверенностей на получение материальных ценностей.

• Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.

Элементами учетной политики вуза является установление случаев, когда должна проводиться инвентаризация, количество инвентаризаций, сроки проведения, перечень имущества и обязательств, состав инвентаризационной комиссии.

5. В учетной политике государственного вуза рекомендуется раскрыть содержание следующих методических аспектов:

Формирование данного раздела представляется достаточно сложным, поскольку с одной стороны необходимо сформировать достаточно полную картину методологических основ бухгалтерского учета в вузе, а с другойизбегать простого цитирования Инструкции № 107н, так представляется не целесообразным подробно раскрывать те аспекты учета, которые однозначно установлены вышеуказанной инструкцией. С учетом сказанного, при разработке данного раздела учетной политики предлагается раскрыть содержание следующих вопросов:

— учет основных средств (установление границы отнесения материально-вещественных ценностей к объектам основных средств, формирование первоначальной стоимости, способ начисления износа, порядок проведения переоценки),.

— учет малоценных предметов (установление границы отнесения материально-вещественных ценностей к малоценным предметам, формирование первоначальной стоимости, начисление износа),.

— учет других материальных ценностей (формирования первоначальной стоимости, оценка израсходованных материальных ценностей),.

— учет нематериальных активов (формирование первоначальной стоимости, начисление износа),.

— учет ценных бумаг (формирование цены приобретения, порядок реализации),.

— учет денежных средств на счетах в банках и кассе,.

— учет расчетных операций (с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, сотрудниками вуза и учащимися, подотчетными лицами),.

— учет исполнения смет расходов по бюджету (перечень счетов, используемых для отражения поступающих средств финансирования и расходов, производимых за счет бюджетных средств, организация аналитического учета),.

— учет исполнения смет доходов и расходов по оказанию платных образовательных услуг и предпринимательской деятельности в разрезе конкретных ее видов (перечень счетов, используемых для отражения поступающих средств и, производимых расходов, организация аналитического учета),.

— порядок распределения по видам деятельности общих расходов по учреждению,.

— порядок формирования и учета фондов, образованных за счет средств, поступивших от оказания платных образовательных услуг и осуществления предпринимательской деятельности.

6. В рамках учетной политики предлагается раскрыть содержание вопросов учета для целей налогообложения: общие принципы ведения учета для целей налогообложения, учет выручки от реализации для целей налогообложения (кассовым методом или методом начисления), порядок учета налога на добавленную стоимость по предпринимательской деятельности, перечень льгот по уплате налогов и порядок их применения.

7. В положении об учетной политике необходимо указать случаи, когда в нее могут быть внесены изменения. Учитывая, что бюджетные учреждения исключены из сферы действия Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», а иные нормативные документы, которые бы устанавливали случаи изменения учетной политики в бюджетном учреждении, отсутствуют вуз вправе самостоятельно установить подобные случаи. Однако в качестве основного ориентира рекомендуется пользовать соответствующий раздел ПБУ 1/98 «Учетная политики организации».

8.В учетной политике вуза рекомендуется установить требование единства способов ведения учета всеми филиалами. Филиалы вуза не имеют права разрабатывать и применять учетную политику, отличную от учетной политики головной организации, поэтому учетная политика должна приниматься по вузу в целом.

Помимо филиалов в состав вуза могут входить также зависимые обществ и дочерние предприятия. Учетная политика дочернего предприятия и зависимого общества должна быть согласована и утверждена руководителем и главным бухгалтером вуза.

9. На основе анализа действующей нормативной базы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях можно констатировать, что с введением в действие Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н бюджетные учреждения в отличие от организаций других форм собственности, оказались поставлены в неравноправное положение, которое проявляется прежде всего в том, что они лишены возможности выбора многих элементов, которые присутствуют в учетной политике других организаций.

В этой связи, представляется целесообразным включить бюджетные учреждения в сферу деятельности положения по ведению бухгалтерского учета ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», и подвергнув доработке Инструкцию № 107н, предоставить право бюджетным учреждениям выбирать форму ведения бухгалтерского учета, утверждать рабочий план счетов, выбирать форму ведения бухгалтерского учета и расширить способы оценки материальных запасов.

Попытка предусмотреть в Инструкции № 107н счета для бухгалтерского учета коммерческой деятельности привела к фактическому дублированию плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций в части учета внеоборотных активов, производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, расчетов, реализации и финансовых результатов. Учитывая особенности деятельности современных бюджетных организаций, предлагается перевести бюджетные учреждения на план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, дополнив последний специальным разделом для учета бюджетного финансирования и затрат, производимых за счет бюджетных средств и средств, полученных из внебюджетных источников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.В. Особенности учета и налогообложения негосударственных образовательных учреждений//Бухгалтерский вестник. 2000.-№ 5 .- С.38−51
  2. Р.А. Выбор учетной политики предприятия в 1997 году. Принципы и практические рекомендации. М.: ИКЦ «ДИС», 1997.-128с.
  3. Е. Н., Володина Т. Е. Учетная политика //БиНО.-1997.- № 0.-С.9−27
  4. Т.Н., Галанина Е. Н., Козлова Е. П. Основные аспекты учетной политики предприятия //Финансовая газета. Региональный выпуск.-1997 № 46.-С.8
  5. А.С. Нормативной обеспечение бухгалтерского учета. Анализ и комментарии. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 1996.-125с.
  6. А.С. Программа реформирования бухгалтерского учета: проблемы ее выполнения// Бухгалтерский учет, — 1999, — № 8.-С.4−7
  7. А.С., Шнейдман JI.3. Учетная политика предприятия. М.: Бухгалтерский учет, 1994. — 112с.
  8. Балдина С В. Использование нового МРОТ и базовой суммы для разных целей// БИНО: бюджетные учреждения. 2000.-№ 10.-С.33−47
  9. СВ. Списание дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности в образовательных организациях// Учет в сфере образования: отраслевое приложение к журналу «Главбух».-2000.-№ 4. -С. 14−23
  10. А.А., Виговский Е. В. Налогообложение обособленных подразделений юридических лиц //Бухгалтерский учет.-2000.-№ 13, — С.33−38
  11. А.И. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.: Финансы и статистика, 1990
  12. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: ПРИОР, 2000.-240с.
  13. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях: материалы к семинарам по бухгалтерской отчетности за 9 месяцев 2000 года. -СПб. «Издательский дом Герда». 2000.-288с.
  14. Бюджетные организации. Правовое положение, учет, отчетность, налоги, оплата труда, расчетные показатели. Сост. Денисов А. Ю., Соломович В.Г.-М.: Дело и сервис, 1999.-872с.
  15. Бюджетные учреждения: бухучет и налогообложение. М.: Современная экономика и право, 2000.-168с.
  16. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.98 г.)
  17. В.И., Барсукова И. В. Теория финансово-хозяйственного контроля: учебное пособие. М.: МИНХ им. Г. В. Плеханова, 1988.-72с.
  18. А.А., Анашкин А. К. Как правильно подготовить налоговую отчетность// Бухгалтерский учет.-2000.-№ 2.-С.23−30
  19. JI.A. Аффилированные и зависимые лица в хозяйственных обществах// Бухгалтерский учет.-2000.-№ 1.-С.61−66
  20. В.И. Основы автоматизации бюджетного учета. М.: Финансы и статистика, 1983.
  21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Инфра -М, 1996.-560с.
  22. А.А. Содержание учетной политики, обоснование принятия решения // Консультант. 2000, — № 2, — С. 17−37
  23. А.А. Учетная политика предприятия: содержание и формирование. М.: Книжный мир, 2000, — 478с.
  24. В.Р. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. М.: Налоговый вестник, 2000.-560с.
  25. В.Р. Как правильно оформить учетную политику организации.-М.: Налоговый вестник, 2000.-144с.
  26. С.В. Все об учетной политике организации на 2000 год. СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2000.- 192с.
  27. С.В. Документы, оформляемые при оказании платных услуг// БИНО: Бюджетные учреждения.-2000, — № 1.-С.35−52
  28. С.В. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Что нового? // Главбух.-2000.-№ 17.-С.48−55
  29. С.В. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях // Главбух.-2000.-№ 5.-С.41−53
  30. С.В. О переходе бюджетных учреждений на новый План счетов бухгалтерского учета // БИНО: Бюджетные учрежедения.-2000.-№ 5.-С.11−27
  31. С.В. Почему у бюджетных образовательных учреждений стало меньше целевых средств //Учет в сфере образования: отраслевое приложение к журналу «Главбух», 2000, — № 4.-С. 6−10
  32. С.В. Применяя 48-ую Инструкцию. // БИНО: Бюджетные учрежедения.-2000.-№ 4.-С.7−19
  33. С.В. С какими проблемами столкнуться бюджетные организации в 2001 году? // Главбух.-2001.-№ 4.-С.59−68
  34. С.В., Голубева М. А. Переход бюджетных организаций на новый план счетов // Главбух.-2000, — № 9.-с.41−50
  35. С.В. Учетная политика организации на 1999 год //Главбух,-1999.-№ 2.-С.8−28
  36. Н.В. Рекомендации по организации документооборота в бухгалтерии организации// БИНО: Бюджетные и некоммерческие организации.-1997.-№ 2.- С.56−61
  37. Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Приказ Министерства финансов РФ от 30.12.1999. № 107н
  38. И.И., Гутников О. В. Касса особый участок работы бухгалтерии образовательных организаций// Учет в сфере образования: отраслевое приложение к журналу «Главбух».-2000.-№ 4. -С.24−32
  39. JI.M. Учет расходов и калькулирование услуг бюджетных учреждений в новых условиях хозяйствования: автореф. дис. кан. экон. наук -Киев, 1990.-23с.
  40. В.Я. Учетная политика организации в 2000 году// Финансовые и бухгалтерские консультации.-2000, — № 1 -С. 38−47
  41. Козлова Т В. Консолидированная бухгалтерская отчетность: теория и методика составления: дис.канд.экон.наук, — М., 1997, — 176с.
  42. С.Н. Совершенствование системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля высшей школы: дис.канд.экон.наук, — М., 1996, — 220с.
  43. С.И. Некоторые вопросы совершенствования системы бухгалтерского учета, финансового анализа и контроля высшей школы РФ// Бухгалтерский учет.-1995.-№ 9.-С.48−49
  44. С.Н. Актуальные проблемы бухгалтерского учета в учреждениях образования и науки // Приложение к нормативно правовому справочнику по бухгалтерскому учету в сфере образования и науки. — 1997. — № 1. — С. 3−10
  45. Н.П., Кондраков И. Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 1999.-224с.
  46. E.JT. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Учебн,-практич. пособие. М.: «Издательство ПРИОР», 1999, — 160с.
  47. Е.В. Источники финансирования бюджетных учреждений// Бухгалтерский вестник.-2000, — № 6, — С.32−38
  48. Г. В. Внутренний контроль и аудит: Учебное пособие. М.: Финансовая академия, 2000. — 88 с.
  49. Г. В. Внутренний контроль и аудит социальных фондов (учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации пенсионных фондов РФ). М.: АРДОСС, 1999
  50. Г. В., Ширинская З. Г., Ларионова И. В. Бухгалтерский учет на предприятиях и в банках России: Учебное пособие. Вашингтон ИЭР Мирового Банка, 1994
  51. Г. В., Ковригин В. В. Анализ финансового состояния предприятия // Консультант. М, 1993. — № 1, — С. 24 — 29
  52. Г. И., Артюхин Р. Е. Комментарий к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. М.: МЦФЭР, 2000.-346с.
  53. В.М., Тимофеева Г. В. Самоучитель по учетной политике организаций и индивидуальных предпринимателей. М.: «Издательство Дело и сервис», 2000.-160с.
  54. Методические материалы к семинару: «Особенности бухгалтерского учета, отчетность и налогообложение образовательных учреждений». Материалы подготовлены Государственным научно-методическими центром бухгалтерского учета и аудита. М., 2000, — 31с.
  55. Д.В., Клинов Н. Н. Как написать пояснительную записку к годовому отчету //Бухгалтерский учет. 2000, — № 1.-С.20−28
  56. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98 г. № 146-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 16.07.98 г.
  57. В.П. Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях. М: АО ЦИТП, 1993.
  58. С.А. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. М.: Аналитик-Пресс, 2000.-264с.
  59. С.А. Учетная политика предприятия: подходы к обоснованию и практика применения// Экономика и жизнь.-1994.-№ 9.-С. 10.
  60. С.А. Учетная политика предприятия. М.: ИНФРА-М, 1995.-176с.
  61. С.А. Учетная политика организации (формирование, раскрытие и практика применения)// Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение-1997.-№ 26.-С. 11−22
  62. В.Д., Слепов Ю. В. Составление сводной бухгалтерской отчетности группами взаимосвязанных организаций // Бухгалтерский учет.-2000.-№ 17−18.-С.21−24, 20−30
  63. В.Д., Пономарева JI.B. Составление бухгалтерской отчетности. М.: Бухгалтерский учет, 2000
  64. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ
  65. О бюджетной классификации РФ. Федеральный закон от 15.08.96 г. № 115 -ФЗ
  66. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный закон от 26.08.96 г. № 125-ФЗ
  67. О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Постановление Совмина СССР от 22.10.90 г. № 1072
  68. О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112
  69. О минимальном размере оплаты труда. Федеральный закон РФ от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ
  70. О налоге на добавленную стоимость. Федеральный закон РФ от 06.12.91 г. № 1992−1
  71. О налоге на прибыль предприятий и организаций. Федеральный закон РФ от 27.12.91 г.№ 2116−1 (в ред. изменений и дополнений)
  72. О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы. Инструкция ГНС РФ от 20.08.98 г. № 48
  73. Об образовании. Федеральный закон от 10.07.92 г. № 3266−1
  74. Об утверждении Инструкции о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организации, получающих финансирование в соответствии с бюджетной росписью. Приказ Минфина РФ от 15.06.2000 г. № 54н
  75. Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49
  76. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Приказ Минфина РФ от 06.07.99 г. № 43н.
  77. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н
  78. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) Приказ Минфина РФ от 06.05.99 г. № ЗЗн
  79. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98). Приказ Минфина РФ от 15.06.98 г. № 25н
  80. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/97). Приказ Минфина РФ от 03.09.97 г. № 65н
  81. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации (ПБУ 1/98). Приказ Минфина РФ от 09.12.98 г. № 60н.
  82. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34 н
  83. Об утверждении типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 16.03.99 г. № 643
  84. В.И., Барсукова И. В. Учетная политика в торговле// Бухгалтерский учет.-1997.-№ 12,-С.23−33
  85. М.З. Учет в бюджетных организациях, ведущих хозяйственную деятельность // Бухгалтерский учет.-2000, — № 9.-С.46−48
  86. Ю.М. Разъясняем положения новой инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2000.-№ 3 .- С.4−10
  87. В.И. и др. Аудит: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1997
  88. Порядок ведения кассовых операций в РФ. Решение Совета директоров ЦБ России от 22.09.93. № 40
  89. Примерные схемы документов по бюджетному учету, отчетности и организации работы бухгалтерий / Сост. Ахмадиев С. М. Уфа, 1980 — 29с.
  90. М.Л., Семенова М. В. Учетная политика организации на 2000 год// Бухгалтерский учет.-2000, — № 1 .- С.3−13
  91. С.А. Принципы организации бухгалтерского учета предпринимательской деятельности в бюджетных учреждениях здравоохранения: дис.канд.экон.наук,-Спб., 1999, — 154 с.
  92. А.А. Учетная политика организаций на 1998 год//Консультант,-1997.-№ 23 С.10−16.
  93. П.А. Составление рабочего плана счетов как элемент организации бухгалтерского учета //Бухгалтерский учет.-2000.-№ 5.-С.9−13
  94. Т.Г. Годовая отчетность бюджетной организации за 2000 год// Главбух.-2001.-№ 4.-С.50−58
  95. И.Н. Формирование учетной политики в бюджетном учреждении// Финансовые и бухгалтерские консультации.-2000.-№ 5.-С.21−29
  96. Указание о порядке применения бюджетной классификации РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 25.05.99 г. № 38Н
  97. Учетная политика организации на 2000 год: Профессиональные комментарии к нормативным актам. Разъяснения и рекомендации по сложным вопросам/ Под ред. И. Д. Юцковской. М.: ИД ФБК — Пресс, 2000.-216с.
  98. А.Я., Ханамирова JI.C. Учетная политика предприятия. М.: «Издательство ПРИОР», 1999.-96с.
  99. Л.П. Учетная политика 1999 года. М.: Бухгалтерский бюллетень, 1998.-№ 12.-С.21−61.
  100. Л.П. Учетная политика 2000 года. М.: Бухгалтерский бюллетень, 2000.-272с.
  101. Л.П. Учетная политика коммерческих фирм в 1997 году. М. Бухгалтерский бюллетень, 1997.-128с.
  102. А. Новые решения по автоматизации учета для бюджетных организаций// Экономика и Жизнь: бухгалтерское приложение.-2000, — № 23.-С.5
  103. А.А. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Минск: Выш. школа, 2000.-480с.
  104. Л.З. Основы формирования учетной политики в условиях перехода к рынку //Бухгалтерский учет.-1994.-№ 8.-С.33−35
  105. Л.З. Учетная политика при переходе РФ к рыночной экономике: автореф. дис. док. экон. наук. М., 1995.-24с.
  106. Г. Г. Целевое использование бюджетных средств // Приложение к журналу «Бухгалтерский учет».-2000, — № 10, — С.39−40
  107. Учетная политика Российской экономической академииим. Г. В. Плеханова
  108. Учетная политика разработана в соответствии с требованиями действующих нормативных документов:
  109. Закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ-
  110. Налоговый Кодекс РФ (часть первая), принятый 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ с изменениями, внесенными 9 июля 1999 года № 154-ФЗ.
  111. Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 30 декабря 1999 года1. Ю7н.
  112. Бухгалтерский учет в РЭА им. Г. В. Плеханова осуществляется на основании следующих принципов и способов:
  113. По учету движения бюджетных и внебюджетных средств применяется мемориально-ордерная форма учета.
  114. Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
  115. За правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут лица, составившие и подписавшие их. Формы первичной документации, их периодичность и порядок составления определяются в графике-документообороте.
  116. Сроки представления бухгалтерских отчетов и балансов Минобразованию РФ об исполнении смет расходов по бюджету и внебюджетным средствам установлены: квартальных 25 июля, 25 октября годового- 29 января
  117. На филиалы РЭА им. Г. В. Плеханова распространяются положения учетной политики академии.
  118. Организация бухгалтерского учета
  119. Бухгалтерский учет в РЭА им. Г. В. Плеханова осуществляется Управлением бухгалтерского учета, являющимся структурным подразделением Академии.
  120. Управление бухгалтерского учета подчиняется финансовому директору-главному бухгалтеру.
  121. Права и обязанности финансового директора-главного бухгалтера определены разделом III «Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» и в статье 7 Федерального Закона «О бухгалтерском учете».
  122. Требования финансового директора-главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех подразделений и сотрудников РЭА им. Г. В. Плеханова .
  123. Контроль за исполнением сметы расходов по бюджетной деятельности осуществляет первый заместитель главного бухгалтера. Бухгалтерский учет и контроль за исполнением сметы расходов по внебюджетной деятельности осуществляет заместитель главного бухгалтера.
  124. Установить, что сумма средств, выдаваемых в подотчет на командировочные цели должна соответствовать строго обоснованному расчету, на хозяйственные цели до 10 000 (Десяти тысяч) рублей.
  125. Срок отчетности по командировочным расходам устанавливается в течение 3 дней после прибытия, по авансам, выданным на хозяйственные цели -в течение 3 дней со дня получения.
  126. К бланкам строгой отчетности относятся бланки: трудовых книжек и вкладышей к ним- дипломов- зачетных книжек- студенческих билетов- талонов на питание.
  127. Ответственными за учет, хранение и выдачу бланков строгой отчетности являются материально-ответственные лица.
  128. Установить контроль за правильностью ведения книги регистрации доверенностей. Предельными сроками являются: — 10 дней использования доверенности-- 3 дня отчетности по доверенности.
  129. Для проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также внезапных проверок кассы создаются комиссии, которые утверждаются отдельным приказом.
  130. Без подписи финансового директора-главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считать недействительными и не принимать к исполнению.
  131. При этом, в соответствии с действующим законодательством РФ, к предпринимательской деятельности относится лишь доход, не реинвестируемый непосредственно на нужды образовательного учреждения (в том числе на заработную плату).
  132. Исходя из вышеизложенного и требований нормативных документов, имущество и расчеты академии разделены в бухгалтерском учете по источникам приобретения и осуществления расчетов.
  133. Основные моменты методики бухгалтерского учета заключены в следующем:
  134. Произведенные за счет средств за платное обучение прямые расходы (расходы, которые возможно отнести на конкретное подразделение) относятся на расходы подразделения академии по счету 220 «Расходы по предпринимательской деятельности».
  135. Прямые расходы подразделений, осуществляющихпредпринимательскую деятельность, относятся на счет 178 по соответствующим субсчетам, открытым для каждого подразделения.
  136. Коммунальные и другие расходы на содержание академии, возмещаемые арендаторами, относятся на счет 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» (в разрезе организаций-арендаторов) по утвержденным нормативам в части предъявленных счетов за аренду.
  137. Арендная плата, оказываемые услуги предпринимательской деятельности отражаются в бухгалтерском учете по методу поступления денежных средств.
  138. Начисление налога на добавленную стоимость по предпринимательской деятельности производится записями по кредиту счета 171 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» и дебету счетов 400, 401, 178.
  139. При приобретении материальных ценностей, работ, услуг за счет предпринимательской деятельности выделяется налог на добавленную стоимость, подлежащий возмещению из бюджета на дебет счета 171.
  140. К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и независимо от стоимости.
  141. Начисление износа по нематериальным активам не производится.
  142. Малоценные предметы оцениваются по фактической себестоимости их приобретения, исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение.
  143. Малоценные предметы, приобретаемые в иностранной валюте, отражаются в бухгалтерском учете в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на день совершения операции.
  144. Начисление износа на малоценные и быстроизнашивающиеся предметы не производится.
  145. Поступающие материальные ценности оцениваются по фактической себестоимости их приобретения, исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение.
  146. Стоимость израсходованных материальных ресурсов оценивается по средней стоимости, в зависимости от цели их использования на расходы на содержание академии или на расходы по внебюджетной деятельности.
  147. Выручка от предпринимательской деятельности для целей налогообложения определяется по факту поступления денежных средств.
  148. За счет средств, поступивших от оказания платных образовательных услуг, образуется фонды: — производственного и социального развития Академии-- социальной защиты сотрудников-- социальной защиты студентов.
  149. Использование данных фондов производится по строго целевому назначению.
  150. Прибыль, образующаяся за счет предпринимательской деятельности и остающаяся в распоряжении академии, направляется в фонды: производственного и социального развития, социальной защиты сотрудников и социальной защиты студентов.
  151. Изменение учетной политики
  152. Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
  153. Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным периодом объявляются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности РЭА им. Г. В. Плеханова.
  154. Положение о бухгалтерской службе 1. Общие положения
  155. Бухгалтерия в своей деятельности руководствуется Федеральным Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
  156. Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет президент РЭА им. Г. В. Плеханова.
  157. Структура Управления бухгалтерского учета и штатное расписание утверждает президент РЭА им. Г. В. Плеханова в соответствии с объемами работ и нормативами численности специалистов и служащих.
  158. В состав отдела внебюджетных средств входят: — Руководитель (1) — Ведущий экономист (1)
  159. В состав отдела планирования и анализа входят: — Руководитель (1) — Ведущий экономист (1)
  160. В состав договорно-аналитического отдела входят: — Руководитель (1) — Экономист (1) — Бухгалтер (1)
  161. В состав отдела внутреннего аудита входят: — Внутренний аудитор (1)4. Функции
  162. Организация учета имущества, обязательств и хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения.
  163. Организация учета расчетов с филиалами.
  164. Организация аналитического учета в разрезе структурных подразделений, имеющих внебюджетные источники доходов.
  165. Организация учета долгосрочных инвестиций и источников их финансирования.
  166. Организация учета основных средств, их износа, арендованных основных средств.
  167. Организация учета поступления, создания и выбытия нематериальных активов.
  168. Организация синтетического и аналитического учета поступления и выбытия материальных ценностей, расчетов с поставщиками.
  169. Организация учета исполнения смет расходов по бюджету и смет доходов и расходов по внебюджетным средствам по целевым статьям расходов федерального бюджета, экономической классификации, предметной статьи, подстатьи и элементов расходов.
  170. Организация учета исполнения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам в разрезе структурных подразделений.
  171. Организация учета денежных средств, правильности ведения кассовых операций.
  172. Осуществление учета и контроля с дебиторами и кредиторами, с персоналом по прочим операциям, по учету подотчетных сумм, ведение книги продаж и книги покупок.
  173. Осуществление учета и контроля за исполнением по договорам Академии
  174. Организация учета вкладов в уставные капиталы других организаций, в акции, другие ценные бумаги.
  175. Своевременное начисление и контроль за перечислением налогов в бюджеты разных уровней.
  176. Организация учета прибыли, учета собственных средств РЭА им. Г. В. Плеханова.
  177. Своевременное погашение кредитов банков и других ссуд.
  178. Участие в проведении инвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в учете.
  179. Проведение инструктажа материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении.
  180. Составление и своевременное предоставление в контролирующие органы бухгалтерской отчетности.
  181. Своевременная подготовка приказа об учетной политике РЭА им. Г. В. Плеханова.
  182. Применение в утвержденном порядке унифицированных форм первичного учета, соблюдение графика документооборота.
  183. Обеспечение хранения бухгалтерской документации в установленном порядке
  184. Предоставление подразделениям академии необходимой информации для осуществления анализа деятельности РЭА им. Г. В. Плеханова.
  185. Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями
  186. Управление материально-технического снабжения представляет в бухгалтерию: — данные о движении материалов и их остатках на конец месяца-- счета-фактуры-- данные об излишках материалов-- данные о необходимости взыскания с поставщиков пени и штрафов.
  187. Бухгалтерия направляет в управление материально-техническогоснабжения: — информацию о неоплаченных счетах-фактурах-- данные о фактическом отпуске материальных ресурсов.
  188. Юридический отдел представляет в бухгалтерию решения судов по хозяйственным и трудовым спорам.
  189. Бухгалтерия направляет в юридический отдел материалы по фактам хищений материальных ценностей и по взысканию дебиторской задолженности.
  190. Отдел кадров представляет в бухгалтерию приказы по личному составу и полную информацию о каждом сотруднике.
  191. Ученый секретарь направляет в бухгалтерию выписки о заседаниях ученого совета.
  192. Управление делами представляет в бухгалтерию приказы, распоряжения, переписка внутри академии.6. Права
  193. Требовать от всех подразделений РЭА им. Г. В. Плеханова предоставление материалов, необходимых для организации и ведения бухгалтерского учета.
  194. Требовать выполнение графика документооборота.
  195. Не принимать к исполнению документы, оформленные с нарушением установленного порядка.
  196. Рассматривать и визировать договоры, приказы, связанные с основной деятельностью РЭА им. Г. В. Плеханова.7. Ответственность
  197. Вся полнота ответственности за своевременное и качественное выполнение возложенных на бухгалтерию настоящим Положением задач и функций несет финансовый директор-главный бухгалтер.
  198. Ответственность других работников бухгалтерии устанавливается должностными инструкциями, утвержденных финансовым директором-главным бухгалтером.
  199. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Финансового директора-главного бухгалтера РЭА им. Г. В. Плеханова I. Общие положения
  200. Финансовый директор-главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности Президентом Академии.
  201. Финансовый директор-главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых операций законодательству РФ, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
  202. Требования, предъявляемые к должности:
  203. Высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование.
  204. Стаж финансово-бухгалтерской (финансово-экономической) работы на руководящих должностях не менее 5 лет.1. Функции
  205. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности РЭА им. Г. В. Плеханова и контроль за экономнымиспользованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности.
  206. Осуществляет организацию раздельного учета по бюджетному финансированию и внебюджетной деятельности, а также налогового учета.
  207. Руководит разработкой и осуществлением мероприятий, направленных на соблюдение государственной и финансовой дисциплины.
  208. Участвует в проведении экономического анализа деятельности по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях устранения потерь и затрат, а также осуществление прогнозного анализа деятельности РЭА им. Г. В. Плеханова.
  209. Принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей, нарушений законодательства.
  210. Участвует в оформлении документов по недостачам и хищениям денежных средств и материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих документов в следственные и судебные органы.
  211. Участие в работе по совершенствованию и разработке рациональной плановой и учетной документации, организации внедрения в учетный процесс компьютерной техники.
  212. Руководит работниками бухгалтерии РЭА им. Г. В. Плеханова.1.I. Права
  213. В соответствии с действующим законодательством.
  214. Указания и распоряжения финансового директора-главного бухгалтера в части учета, отчетности и контроля обязательны для всех отделов и подразделений РЭА им. Г. В. Плеханова.
  215. Своевременно получать от всех отделов и подразделений РЭА им. Г. В. Плеханова необходимые для учета и контроля документы, приказы и прочие материалы.
  216. Подписывать финансовую отчетность, договора, приказы, документы, служащие основанием для приема и выдачи денег, материальных и других ценностей, а также кредитные и расчетные обязательства наряду с Президентом Академии.
  217. Задерживать осуществление неправильных операций и отказывать в исполнении незаконных распоряжений.
  218. Принимать к исполнению документы с письменного распоряжения Президента Академии в случае разногласий между Президентом и финансовым директором-главным бухгалтером РЭА им. Г. В. Плеханова.
  219. Повышать квалификацию, выбирать место прохождения обучения, повышать квалификацию.1. Обязанности
  220. Строго выполнять функции, указанные в п. 2 настоящей инструкции.
  221. Выполнять устные и письменные распоряжения Президента РЭА им. Г. В. Плеханова.
  222. Своевременно следить за изменениями в действующих нормативных и законодательных документах и вносить изменения в учетную политику РЭА им. Г. В. Плеханова.
  223. Принимать к исполнению только правильно оформленные документы в соответствии с Законом «О Бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
  224. Выполнение сроков предоставления документов и регистров бухгалтерского учета в соответствии с графиком документооборота.1. V. Ответственность
  225. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных п. 4 настоящей инструкции, определяется в соответствии с действующим законодательством.
  226. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ бухгалтера по учету материальных ценностей РЭА им. Г. В. Плеханова I. Общие положения
  227. Должность бухгалтера по учету материальных ценностей и МБП находится в составе материального отдела управления бухгалтерского учета и подчиняется финансовому директору главному бухгалтеру и непосредственно руководителю материальной группы
  228. Требования, предъявляемые к должности:
  229. Образование: среднее специальное или курсы бухгалтерского учета:
  230. Навыки работы с персональным компьютером:
  231. Навыки работы с документами.1. Функции
  232. Обработка первичной документации поступающей для учета материальных ценностей и денежных документов: накладных- приходных ордеров, требований- путевых листов по расходу ГСМ- акты на списание МБП- учет зачетных книжек, студенческих билетов, дипломов.
  233. Оформление доверенностей и работа с материально-ответственными лицами всех подразделений РЭА.
  234. Проведение сверки поступивших отчетов с накладными, требованиями.
  235. Осуществление учета спирта.
  236. Расценивание поступивших путевых листов по расходу горючего и учет пробега по автотранспорту.
  237. Составление бухгалтерских записей по приходным и расходным документам.
  238. Ведение учета по материалам и МБП в разрезе материально-ответственных лиц каждого подразделения.
  239. Проверка оборотных ведомостей по материалам с данными по карточкам складского учета по количеству (1 раз в квартал).
  240. Составление сводной ведомости по отпуску материалов в производство и бухгалтерских записей к журналу-ордеру № 5, 9, 10.
  241. Составление журнала-ордера № 5,9,10 и сверка данных, отраженных в ж/о № 5, 9, 10 по учету синтетических и аналитических счетов.
  242. Осуществление сверки с данными главной книги.
  243. Проведение инвентаризации в соответствии со сроками, указанными в Приказе об Учетной политике Академии.1.I. Права
  244. В соответствии с действующим законодательством.
  245. Предлагать элементы методики бухгалтерского учета для совершенствования организации работы участка по учету материальных ценностей.
  246. Повышать квалификацию, выбирать и предлагать место прохождения повышения квалификации.
  247. Выполнять дополнительный объем работ.
  248. Обращаться к руководителю материального отдела, заместителю финансового директора-главного бухгалтера и финансовому директору-главному бухгалтеру за разъяснениями по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.1. Обязанности
  249. Строго выполнять функции, указанные в п. 2 настоящей инструкции.
  250. Выполнять устные и письменные распоряжения финансового директора-главного бухгалтера, заместителя финансового директора-главного бухгалтера и руководителя материального отдела.
  251. Ставить в известность руководителя материального отдела и финансового директора-главного бухгалтера о проведении неправильных операций.
  252. Своевременно следить за изменениями в действующих нормативных документах по учету материальных ценностей и отражать их в бухгалтерском учете.
  253. Принимать к обработке только правильно оформленные первичные документы в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
  254. Выполнение сроков предоставления документов и регистров бухгалтерского учета в соответствии с графиком документооборота.
  255. У. Взаимоотношения (служебные связи).
  256. Бухгалтер по учету материальных ценностей и МБП материального отдела подчиняется главному бухгалтеру и находится в непосредственном подчинении у руководителя материального отдела.
  257. Бухгалтер по учету материальных ценностей и МБП передает информацию и первичные документы руководителю материального отдела.1. VI. Организация работы.
  258. Общую организацию работы бухгалтера по учету материальных ценностей и МБП осуществляет руководитель материального отдела.
  259. Рабочее место оборудовано персональным компьютером и столом с необходимыми принадлежностями.1. VII. Ответственность
  260. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей, предусмотренных п. 4 настоящей инструкции, определяется в соответствии с действующим законодательством.
  261. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ бухгалтера по расчету заработной платы и стипендиям РЭА им. Г. В. Плеханова I. Общие положения
  262. Должность бухгалтера по расчету заработной платы и стипендиям находится в составе расчетного отдела управления бухгалтерского учета и подчиняется руководителю расчетного отдела. Требования предъявляемые к должности:
  263. Образование: высшее или среднее специальное-
  264. Умение расчета заработной платы-
  265. Навыки работы с персональным компьютером-
  266. Навыки работы с документами.1. Функции
  267. Ведение личных карточек работников, лицевых счетов стипендиатов.
  268. Начисление заработной платы постоянных работников, внешних и внутренних совместителей, лиц, привлекаемых по трудовым договорам, начисление стипендии.
  269. Расчет премии, больничных листов, отпускных, пособий на основании первичных документов в компьютерной программе и вручную.
  270. Расчет и начисление удержаний из заработной платы: подоходного налога- взносов в пенсионный фонд- по исполнительным листам- профсоюзных взносов- ссуд.
  271. Составление расчетных и платежных ведомостей на выдачу аванса, заработной платы, стипендий.
  272. Осуществление расчетов по депонированной заработной плате, стипендий.
  273. Составление и выдача расчетных листков работников.
  274. Составление бухгалтерских записей по начислению и удержаниям из заработной платы.
  275. Составление свода начислений и удержаний по заработной плате по категориям работников, видам начислений и удержаний.
  276. Составление и выдача справок о доходах работников для ГНИ, справок на выдачу субсидий, справок по месту требований.
  277. Начисление в бухгалтерском учете и подготовка платежных поручений для перечисления взносов в фонды социального обеспечения.2081.I. Права
  278. В соответствии с действующим законодательством.
  279. Предлагать элементы методики бухгалтерского учета для совершенствования организации работы участка расчета заработной платы.
  280. Повышать квалификацию, выбирать и предлагать место прохождения повышения квалификации.
  281. Выполнять дополнительный объем работ.
  282. Обращаться к руководителю расчетного отдела и главному бухгалтеру за разъяснениями по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.1. Обязанности
  283. Строго выполнять функции, указанные в п. 2 настоящей инструкции.
  284. Выполнять устные и письменные распоряжения главного бухгалтера и руководителя расчетного отдела.
  285. Ставить в известность руководителя расчетного отдела и главного бухгалтера о проведении неправильных операций.
  286. Своевременно следить за изменениями в действующих нормативных документах по расчету заработной платы, стипендий, пособий и отчислений в фонды социального страхования и обеспечения и отражать их в бухгалтерском учете.
  287. Принимать к обработке только правильно оформленные первичные документы в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
  288. Выполнение сроков предоставления документов и регистров бухгалтерского учета в соответствии с графиком документооборота.
  289. V. Взаимоотношения (служебные связи)
  290. Бухгалтер по расчету заработной платы и стипендиям подчиняется главному бухгалтеру и находится в непосредственном подчинении у руководителя расчетного отдела.
  291. Общую организацию работы бухгалтера по расчету заработной платы и стипендий осуществляет руководитель расчетного отдела.
  292. Рабочее место оборудовано персональным компьютером и столом с необходимыми принадлежностями.
  293. VII. Ответственность Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей, предусмотренных п. З настоящей инструкции, определяется в соответствии с действующим законодательством.
Заполнить форму текущей работой