Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия организации иноязычного делового общения студентов в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научными предпосылками решения данной проблемы являются: основные положения наук, в рамках которых происходит исследование роли делового общения людей (философия, социальная психология, менеджмент, культурология, лингвистика и педагогика) — осмысление общения как философской категории, характеризующейся взаимодействием человека с окружающим миром (Л.П. Буева, М. С. Каган, Ю. Д. Прилюк, В. М… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические предпосылки изучения иноязычного делового общения студентов
    • 1. 1. Сущность делового общения
    • 1. 2. Характеристика иноязычного делового общения студентов
    • 1. 3. Формы и методы организации иноязычного делового общения студентов
  • Выводы
  • Глава2. Опытно-экспериментальная работа по организации иноязычного делового общения студентов в учебном процессе
    • 2. 1. Анализ содержания и результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Формирующий эксперимент по организации иноязычного делового общения студентов
    • 2. 3. Опыт развития делового общения студентов в спецкурсе «Деловое общение на иностранном языке»
    • 2. 4. Педагогические условия организации иноязычного делового общения студентов
  • Выводы

Педагогические условия организации иноязычного делового общения студентов в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Начавшийся процесс реформирования высшей школы, динамизм нашего времени, усложняющаяся система социальных отношений требуют демократизации и гуманизации образования, с одной стороны, и внедрения профессионально значимого знания в систему вузовского обучения — с другой. Необходимость таких знаний и овладение соответствующим уровнем умений актуализируют различные аспекты учебного процесса вуза. Являясь составной частью профессиональной компетентности будущего специалиста, они способствуют интеллектуальному и нравственному развитию личности студента и обеспечивают комфортное включение в профессиональную деятельность.

Для студентов экономических специальностей — будущих маркетологов, предпринимателей, менеджеров и экономистоводним из важнейших направлений профессионального и личностного становления является развитие их коммуникативных возможностей в целом и готовности к деловому общению, в частности. Овладение высоким уровнем делового общения в значительной мере содействует безболезненной интеграции выпускников торгово-экономических вузов и факультетов в социокультурную среду их деятельности по приобретенной специальности.

В связи с этим развитие готовности студентов к деловому общению становится одной из важнейших задач вуза, которая является базой их самосовершенствования как в настоящей учебной деятельности так и в последующей профессиональной.

Так как мы в нашем опытно-экспериментальном исследовании рассматриваем организацию делового общения на примере изучения иностранного языка, то, как нам представляется, следует уточнить цели обучения иностранным языкам.

Новые политические, социально-экономические и культурные реалии современности требуют расширения функций иностранного языка как учебного предмета. Основная цель обучения иностранному языку сегодня — развитие у обучаемых готовности использовать его как инструмент общения в межкультурной коммуникации, а исходя из задач экономического вуза — развитие готовности к деловому общению. Для достижения этой цели необходимо разработать модель организации учебного процесса вуза. Она предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие студентов для подготовки их к эффективной деятельности на международном уровне.

Необходимость расширения контактов между странами и народами повышает на рынке труда востребованность специалистов с высоким уровнем готовности к иноязычному деловому общению, а умения делового общения на иностранном языке становятся для студентов ценностно осмысленными и личностно значимыми. Необходимость подготовки студентов к деловым контактам с зарубежными специалистами как цель обучения отражена в Государственном стандарте высшего профессионального образования и Законе РФ «Об образовании» .

Таким образом, на современном этапе актуализируется и становится важным направлением педагогической науки проблема развития умений делового иноязычного общения студентов. Решение этой задачи требует изучения, пересмотра, поиска и внедрения новых педагогических технологий, введения новых спецкурсов, учитывающих реалии изменившихся социокультурных и экономических условий и позволяющих повысить эффективность делового общения в учебном процессе.

Научными предпосылками решения данной проблемы являются: основные положения наук, в рамках которых происходит исследование роли делового общения людей (философия, социальная психология, менеджмент, культурология, лингвистика и педагогика) — осмысление общения как философской категории, характеризующейся взаимодействием человека с окружающим миром (Л.П. Буева, М. С. Каган, Ю. Д. Прилюк, В.М. Соковнин) — изучение проблемы как способа организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей в качестве психологического феномена (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. Н. Дружинин, JI.C. Выготский, И. С. Кон, B.JI. Леви, А. А. Леонтьев, Б. Г. Ломов, В. Н. Мясищев, А.В. Петровский);

— рассмотрение делового общения как проблемы продуктивного взаимодействия в сфере экономических наук менеджмента и предпринимательства (Ю.М. Жуков, Ф. А. Кузин, В. И. Курбатов,.

A.Ю. Панасюк, М. Ю. Рогожин, Е. В. Руденский, А. И. Самоукин, С. И. Самыгин, Л.Д. Столяренко);

— исследование общения как аспекта культуры и его этикетные нормы (В.И. Андреев, Г. С. Батищев, М. М. Бахтин, Б. Х. Бгажнаков,.

B. Зигерт, О. М. Казарцева, Л. Ф. Лисенкова, Ю. Л. Могилевич, А.В. Мудрик);

— лингвистическая сторона делового общения, выявляющая роль языка и речи в развитии коммуникативных качеств (О.Я. Гойхман, Т. М. Дридзе, Е. В. Клюев, М. В. Колтукова, В. В, Соколова).

Все эти аспекты общения как категории науки взаимосвязаны и представляют большую ценность для нашего исследования.

Научная разработка психолого-педагогических закономерностей делового общения находится на этапе становления. Сегодня можно выделить несколько подходов к проблеме развития умений общения студентов.

Так, В. И. Андреев рассматривает деловое общение как путь творческого саморазвитияБ.С. Батищев выявляет единство деятельности и общенияШ.А. Амонашвили, В. С, Грехнев, В.А. Кан-Калик, В. А. Кочетова, И. И. Рыданова, В. А. Сухомлинский раскрывают специфику педагогического общенияС.Д. Смирнов основывается на личностно-ориентированном подходе к общениюН.Ф. Долгополова исходит из коммуникативно-ценностного подхода в развитии коммуникативных умений студентовН.В. Горбунова исследует проблему, основываясь на аксиологическом и системном подходахJ1.B. Анпилогова изучает влияние интерактивной функции общения на саморазвитие студенческого сообществаЮ.Л. Могилевич раскрывает сущность иноязычного делового общения с позиций междисциплинарного подхода.

Современная педагогика и методика наиболее полно освещают коммуникативный подход к процессу общения (И.Л. Бим, Н. И. Гез, Я. В. Гольдштейн, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е.И. Пассов).

Проанализировав достаточно большое количество психолого-педагогических исследований и отмечая их значимость и своевременность, мы выявили, что проблема общения решается в них с позиции формирования коммуникативных умений и навыков устной или письменной речи. На наш взгляд в научной литературе недостаточно полно раскрыты сущность и структура иноязычного общения в сфере деловых контактов, педагогические условия организации делового общения в вузе. Мы рассматриваем готовность к деловому общению на межкультурном уровне как составную часть профессиональной компетентности будущего специалиста-менеджера (маркетолога, предпринимателя, экономиста), и считаем актуальной задачей высшей школы ее развитие у студентов торгово-экономических вузов на необходимом для такой деятельности уровне.

Отсутствие целостной системы форм, методов и средств развития у обучаемых иноязычных коммуникативных умений при осуществлении международных деловых контактов в условиях их расширения актуализирует тему нашего исследования, имеющую педагогическое значение: «Педагогические условия организации иноязычного делового общения студентов в учебном процессе» .

Выбор темы обусловлен недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий эффективной организации делового общения учащихся, а также трудностями в практической организации делового общения в вузах, собственным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя немецкого языка.

На основании вышесказанного актуальность проведенного диссертационного исследования определяется: социальным заказом общества на специалистов, обладающих высоким уровнем готовности к иноязычному деловому общению и научным подходом к его формированию;

— востребованностью продуктивного делового общения студентов экономических вузов на иностранном языке в будущей профессиональной деятельности;

— целесообразностью разработки целостной системы организации иноязычного делового общения в процессе образования.

Таким образом, существуют противоречия:

— между имеющимися у студентов знаниями о деловом общении, которые имеют часто фрагментарный характер, и социальными потребностями в систематизированных знаниях;

— между объективными потребностями общества в специалистах с высоким уровнем владения умениями иноязычного делового общения и недостаточным уровнем готовности будущего специалиста к нему;

— между необходимостью развития умений делового общения и отсутствием соответствующего спецкурса.

Наличие вышеназванных противоречий определило выбор темы нашего исследования.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс экономического вуза.

Предмет исследования — процесс организации делового общения в иноязычных ситуациях обучения студентов.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации делового общения студентов на иностранном языке.

Гипотеза исследования представлена предположениями, что организация делового общения будет эффективна, если:

— профессиональная подготовка специалистов определяется как результат воздействия на интеллектуальный, мотивационно-ценностный и поведенческий аспекты личности;

— весь образовательный процесс вуза и деятельность его субъектов рассматривается как деловое общение его участников, основной задачей которого является продуктивное взаимодействие в диалогических формах общения, обеспечивающих сотрудничество, равнопартнерские отношения;

— цели, содержание, диалогические и игровые методы и формы организации процесса обучения направлены на поэтапное формирование умений делового общенияспециальный курс и разработанная система упражнений обеспечивают реализацию педагогического управления процессом организации иноязычного делового общения студентов.

Для достижения цели и исходя из гипотезы определились задачи исследования: рассмотреть на основе анализа психолого-педагогических представлений иноязычное деловое общение, его функции и структуру;

— разработать критериальный аппарат для оценки качества и определения уровня готовности к деловому общению и проследить динамику его развития;

— построить модели организации учебного процесса с целью формирования умений делового общения студентов и их поэтапного развития;

— разработать и апробировать систему речевых упражнений и спецкурс «Деловое общение на иностранном языке» как процесс иноязычной учебно-речевой деятельности.

Методологической основой исследования являются положения о роли общения в саморазвитии личности, о системном подходе к изучаемому явлению, о личностно-деятельностной основе обучения как факторе ориентации студентов в структуре иноязычного делового общения, об иноязычном деловом общении как основе профессионального становления личности.

Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования определили методы исследования: теоретические: анализ теоретических трудов по проблеме исследования (обобщение, синтез знаний о предмете исследования), структурно-функциональный подход к сущности делового общенияэкспериментальные'. диагностические (анкетирование, тестирование, беседы, опросы) — обзервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития) — обучающий педагогический эксперимент и методы статистической обработки его результатовпрогностические: экспертные оценки, самооценка и моделирование, позволяющие делать прогноз результатованализ передового опыта обучения и собственного опыта педагогической деятельности.

Базой исследования явились Оренбургский филиал Московского государственного университета коммерции и Оренбургский филиал Московского института предпринимательства и права.

В нашем исследовательском поиске в реализации задач исследования и проверке выдвинутой гипотезы можно выделить три этапа.

На первом, поисково-теоретическом этапе (1997;1998 г. г.) происходило осознание и формулирование проблемы, осуществлялось изучение и анализ литературы по теме, разрабатывался понятийный аппарат. На данном этапе велось наблюдение за студентами во время практических занятий, изучался характер взаимоотношений студентов и преподавателя, выделялись причины трудности делового общения в процессе обучения. Была выделена научная проблема, определились цель, задачи и научная экспериментальная база исследования, организован констатирующий эксперимент.

На втором, опытно-экспериментальном этапе (1998;2000 г. г.), разрабатывалась модель организации образовательного процесса с целью развития умений делового общения, были определены содержание, формы и методы обучения, выявлены и экспериментально обоснованы педагогические условия организации делового общения студентов. На этом этапе были разработана и апробирована система речевых упражнений и заданий, а также специальный курс «Деловое общение студентов на иностранном языке» .

На третьем, обобщающем этапе (2000;2001г.г.), был проведен анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы, оформлен текст диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются:

— теоретическим обоснованием понятия «иноязычное деловое общение» на основе личностно-деятельностного подхода;

— построением моделей организации учебного процесса с целью развития умений иноязычного делового общения и поэтапного формирования готовности к нему;

— анализом специфики иноязычного делового общения, его функций и условий его организации в высшей школе;

— разработкой системы упражнений и заданий с целью повышения уровня готовности к деловому общению;

— введением специального курса «Деловое общение студентов на иностранном языке» ;

— выявлением зависимости уровня готовности к иноязычному деловому общению от комплекса педагогических условий.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный критериальный аппарат для оценки качества и определения уровня готовности к деловому общению может быть использован в любом неязыковом вузе. Разработка и апробация системы упражнений и практических заданий способствует повышению уровня умений делового общения. Организация специального курса содействует самопознанию студентов, развитию их коммуникативных умений в деловой сфере и взаимообогащению в процессе коллективного общения.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Иноязычное деловое общение — это вид регламентированного общения в иноязычных ситуациях установления и развития контактов, содержанием которых является социально-значимая совместная деятельность, направленная на продвижение в разрешении проблем путем сопоставления предметных позиций, содействующая развитию отношений и личностному становлению.

2. Поэтапный процесс организации иноязычного делового общения состоит из предварительного этапа, этапа делового минимума, этапа деловой компетентности и этапа деловой активности и опирается на принцип подачи учебного материала блоками возрастающей трудности.

3. Модель организации учебного процесса с целью развития умений иноязычного делового общения основана на нерасторжимой взаимосвязи совокупности инвариантных элементов (субъектов процесса образования, дидактических целей обучения, педагогических условий) и вариативных элементов (содержания, методов и организационных форм обучения).

4. Эффективность развития иноязычного делового общения обеспечивает комплекс педагогических условий: воздействие на интеллектуальную, мотивационно-ценностную и поведенческую сферы личности определяет профессиональную подготовку специалистоворганизация взаимодействия преподавателей и студентов в диалогических формах общения и направленность целей, содержания, методов и форм организации обучения способствуют поэтапному повышению уровня готовности к деловому общениюпедагогическое управление осуществляет процесс организации делового общения.

5. Специальный курс «Деловое общение студентов на иностранном языке», разработанный на основе общепедагогических принципов, связан с реальными потребностями студентов. Он содействует переходу мотивации изучения иностранного языка из познавательного уровня в профессионально-значимый, способствует усвоению знаний в деятельности при моделировании реальных ситуаций иноязычного делового общения в сфере экономических контактов, развитию взаимодействия студентов в процессе иноязычного делового общения, самопознанию, самооценке и потребности к самосовершенствованию.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в образовательном процессе на базе Оренбургского филиала Московского государственного университета коммерции, Оренбургского филиала Московского института предпринимательства и права. Его результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного университета, на заседаниях кафедры гуманитарных наук Оренбургского филиала Московского государственного университета коммерции, на внутривузовских и межвузовских конференциях (2000;2002 г. г.).

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В тексте диссертации содержится 13 таблиц, 3 схемы, диаграмма.

Выводы.

Проведение опытно-экспериментальной работы по организации иноязычного делового общения студентов привело нас к следующему заключению.

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказали, что развитие умений делового общения на иностранном языке студентов экономических специальностей осуществляется в недостаточной степени. Исходный уровень умений делового общения обучаемых в начале эксперимента был довольно низким (подавляющее количество студентов владели начальным и средним уровнем умений), что не отвечает специальным потребностям общества и не удовлетворяет самих студентов и привело нас к убеждению о необходимости разработки новых подходов к организации иноязычного делового общения.

2. В основе необходимости повышения уровня готовности обучаемых к деловому общению лежит рассогласование между их желанием владеть высоким уровнем иноязычных коммуникативных умений в деловой сфере и реальным положением дел. Личное желание студентов усиливалось социальной востребованностью специалистов, владеющих готовностью к деловому общению на уровне деловой активности и профессиональном уровне. Эти факторы побудили нас к проведению обучающего эксперимента.

3. Основными целями обучающего этапа опытно-экспериментальной работы были:

— экспериментальная проверка педагогических условий оптимальной организации делового общения на иностранном языке в условиях аудиторного обучения с целью повышения уровня умений студентов;

— выявление взаимосвязи между уровнем готовности студентов к деловому общению с одной стороны и личностным развитием и профессиональным становлением — с другой.

4. Формирующий эксперимент показал, что развитие иноязычных коммуникативных умений в контексте деловых отношений протекает более успешно в условиях специально разработанной модели его поэтапной организации в условиях обучения в университете.

Студенты, обучавшиеся иноязычному деловому общению по разработанной экспериментальной системе, показали более высокий уровень готовности к нему, что способствовало расширению их кругозора, увеличению объема их знаний о лингвострановедческих реалиях стран изучаемого языка.

Обучение иноязычному деловому общению способствовало формированию более целостной картины мира, в которой сам иностранный язык служит средством познания и общения.

Реализация разработанного спецкурса помогала лучшему осмыслению менталитета народов соизучаемых стран, их традиций и обычаев, пониманию значимости родной деловой культуры в сопоставлении с культурами стран изучаемого языка.

5. Реализация личностно-деятельностного подхода к развитию делового общения содействовала осознанию студентом личностного потенциала в деятельности, выстраиванию его самоактуализации, проявлению инициативных форм социального поведения в образовательном процессе. Его активное включение во взаимодействие с сокурсниками и преподавателем оказывало влияние не только на его собственное поведение в ситуациях деловых контактов, но и позволяло анализировать и оценивать поведение партнеров по общению.

Взаимодействие в форме равнопартнерского сотрудничества оказывало влияние на формирование позитивного эмоционального статуса личности обучаемого, на осознание собственного «Я», на систему ценностей и на ее основе на мотивы учения.

6. Анализ опытно-экспериментальной работы и ее результатов позволяет нам сделать выводы о том, что процесс организации делового общения, основанный на личностно-деятельностном подходе прогностически перспективен, так как способствует развитию диалогического мышления и отвечает современным требованиям профессиональной подготовки специалиста.

В соответствии с предложенной диагностикой формирования умений делового общения и выделенными уровнями их сформированности (начальный, средний, продвинутый, профессиональный) подавляющее большинство студентов, прошедших обучающий эксперимент, овладели продвинутым и профессиональным уровнем умений, в то время как этот показатель у студентов, обучавшихся традиционно, значительно ниже.

7. Экспериментальная система формирования умений делового общения, построенная по принципу единства обучения и развития, содействует развитию готовности к осуществлению иноязычных деловых контактовв то же время она вносит вклад в личностное становление будущих специалистов, способствует приобретению умений коллективного делового общения в малой (учебной) группе.

Итак, можно сделать вывод о том, что комплекс выявленных педагогических условий с целью оптимизации организации делового общения в процессе обучения в действительности способствует этому, и выдвинутая нами гипотеза экспериментально подтверждена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационном исследовании рассмотрена актуальная в теоретическом и практическом плане проблема, связанная с процессом гуманизации и гуманитаризации образования, с процессом изменения социально-экономических и культурных отношений в современном мире. Это проблема развития готовности к иноязычному деловому общению, актуальная на сегодня для всех социальных систем, связанных производственными, служебными, общественными, научными отношениями в процессе совместной деятельности, проанализирована нами на примере ее организации в учебном процессе студентов экономических специальностей. Для будущих менеджеров, маркетологов, предпринимателей, экономистов развитие умений делового общения является одним из важнейших направлений их профессионального и личностного становления. Высшая школа призвана создать оптимальные педагогические условия для эффективного развития делового общения в процессе обучения студентов.

Для решения исследовательских задач и получения значимого результата была определена теорико-методологическая основа, в качестве которой мы определили личностно-деятельностный подход, признающий обучение важнейшим условием и средством развития личности в процессе деятельности.

В диссертационном исследовании на основе изучения различных аспектов рассмотрения понятия «общение» был дан анализ состояния проблемы, выявлен понятийный аппарат, уточнено понятие «деловое общение», определены сущность, структура и функции ключевого понятия. Были определены такие компоненты коммуникативных качеств будущего специалиста: мотивационно-ценностный, содержательный и процессуально-деятельностный.

Обучение иноязычному деловому общению представляет собой обучение иноязычной речевой деятельности, включенной в контекст коммуникативной деятельности и служащей для осуществления деловых контактов на межкультурном уровне.

Внутри каждой культуры складываются свои типы общения и личности, что при обучении иноязычному деловому общению предполагает новые формы мышления, то есть побуждает студента перейти от собственного знания к другому знанию. Происходит переструктурирование коммуникации и самостоятельной деятельности человека в деловом общении, что и обеспечивает новый тип поведения в нем.

В ходе обучения для решения данной проблемы студенты работали в конкретных ситуациях по карте межкультурного взаимодействия.

Задача состояла в том, чтобы студенты осмыслили иноязычное деловое общение с точки зрения адаптационного потенциала норм поведения в тех или иных ситуациях. Путь к анализу культурного содержания лежит в познании его через знаково-символическое воплощение культуры — язык, через языковую картину мира. Языкформа бытия культуры, и, минуя образуемую им знаковую систему, невозможно добраться до ее глубинного содержания.

Обучение иноязычному деловому общению опирается на следующие принципы: речемыслительной активности, индивидуализации при ведущей роли личностного аспекта, функциональности, ситуативности и новизны.

Эффективность развития иноязычных коммуникативных умений в деловом контексте обусловлена целенаправленным взаимодействием партнеров по общению при адекватном выборе содержания, форм, методов и средств обучения. Развитие готовности к деловому общению предполагает организацию процесса обучения как целостной непротиворечивой системы. В исследовании дано модельное описание организации учебного процесса как деятельности, направленной на развитие готовности к иноязычной коммуникации в деловых сферах.

Мы исходили из того, что любой вид деятельности включает в себя ценностно-ориентировочные действия, которые выступают как мотивы деятельности. Опыт деятельности закреплен в знаниях, приобретаемых через активные методы обучения, которые, преобразуясь в умения, активизируют коммуникативное поведение и обеспечивают продуктивность деятельности.

Структура экспериментальной организации процесса обучения с целью развития умений иноязычного делового общения основана на совокупности инвариантных элементов: его субъектов (студентов и преподавателей) — дидактических целей обучения (развитие умений делового общения) — педагогических условий (воздействие на интеллектуальную, мотивационно-ценностную и поведенческую сферы личностиорганизация взаимодействия преподавателей и студентов в диалогических формах общениянаправленность целей, содержания, методов и форм организации обучения на поэтапное повышение уровня готовности к деловому общениюреализация педагогического управления процессом формирования умений делового общения), — и вариативных элементов: содержания образования (образцы деловых бесед, дискуссий, телефонных и коммерческих переговоров, резюме и биографий претендентов на вакантное место) — методов обучения (наглядных, словесных, практических, игровых, имитационных) — организационных форм обучения (аудиторные занятия, аудио-лингафонный практикум, самостоятельная работа, научно-творческая работа). Взаимосвязь инвариантных и вариативных элементов обусловлена педагогическими целями, направленными на формирование коммуникативных умений и развитие личности обучаемых.

Для подтверждения гипотезы диссертационного исследования проведена опытно-экспериментальная работа по организации учебного процесса с целью развития умений иноязычного делового общения студентов.

Описаны цели, задачи, этапы опытно-экспериментальной работывыделены критерии (мотивационно-ценностный, содержательный, процессуально-деятельностный) — уровни развития умений делового общения (начальный, средний, продвинутый, профессиональный), дана качественная характеристика каждого из уровней.

В процессе опытно-экспериментальной работы поэтапно развивались умения иноязычного делового общения студентов.

С приобретением новых умений и расширением коммуникативных компетенций повышался уровень готовности к деловому общению студентов.

На первом этапе студенты овладевали умениями речевого взаимодействия (обращение, приветствие, знакомство, просьба, поздравление, пожелание, прощание) — обучались проведению разговора по телефону, установлению контактов и обмену информацией, включающей сведения о себе, своей работеоперированию численными данными (датами, временем) — организации поездок и встреч (заказ и приобретение билетов, встречи в неформальной и официальной обстановке).

На втором этапе формировались умения рассказать о предприятии/фирме (подразделениях, сотрудниках, сфере их компетенции, продукции фирмы (услугах) — овладеть началами профессионального языкаподтвердить или изменить договоренность о встречевыразить благодарность, собственную точку зрения, свое согласие/несогласиеумения основ взаимодействия с представителями других культур, сравнения норм поведения в тех или иных ситуациях у разных народов.

На третьем этапе у студентов развивались умения понимать и интерпретировать информацию, связанную со сферой деятельности (сделать коммерческое предложение, запрос, ответить на запрос, сделать заказ, известить деловых партнеров о его получении и возможности выполнения) — участвовать в деловых беседах, встречах, дискуссиях, играя ту или иную профессиональную рольовладеть основами профессионального языка и модусом поведения в ситуациях межкультурного делового общения.

На заключительном этапе студенты обучались проводить деловые встречи, активно участвовать в презентациях и переговорахсогласовывать различные вопросы деловых контактов (условия оплаты и доставки заказа) — урегулировать претензии и рекламациисоставлять трудовую биографию и другие документыучаствовать в конкурсе на замещение вакантной должности.

Разработанная система упражнений и спецкурс обеспечили реализацию педагогического управления процессом развития умений делового общения студентов.

По итогам формирующего этапа эксперимента были зафиксированы результаты, свидетельствующие об эффективности реализации комплекса педагогических условий, и подтверждены предположения сформулированной гипотезы.

Наше исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Мы считаем перспективными следующие направления ее дальнейшего исследования: проблема формирования умений письменно-документальных форм делового общенияпроблема развития невербального общения, лингвистические аспекты развития готовности к иноязычному деловому общению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1990. — 139с.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М.:Изд-во МГУ, 1990. 240с.
  3. В. Г. Преподаватель и студент (Вопросы общения) // Высшее образование в России, 1997. № 1 — С.87−95.
  4. Активизация учебной деятельности: Сб. ст./ Под ред. Г. А. Китайгородской. Вып. 1. М.: Изд-во МГУ, Г981. — 127с. Вып. 2 -125с.
  5. А. А. Основы овладения устной иностранной речью: Учебное пособие. М.:Просвещение, 1988. — 128с.
  6. А.А., Каган О. Е. Учимся учить. М., 1997. — 293с.
  7. А. П. Аргументация. Познание. Общение. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 150с.
  8. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Педагогика, 1996. — 496с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 338с.
  10. Ю.Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Изд-во Казанского университета, 1993. — 250с.
  11. П.Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1996. 568с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспет-Пресс, 1998. 376с.
  13. Г. Я., Батов В. И., Белянин В. Н. и др. Общение. Текст. Высказывания. М.:Наука, 1989. — 175с.
  14. Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. -М.:Просвещение, 1987. 144с.
  15. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Психология, 1993. — 312с.
  16. JI.B. Влияние интерактивной функции общения на саморазвитие ученического сообщества как педагогическая проблема. Оренбург, 1998.
  17. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1989. — 368с.
  18. И. Я вас слушаю. /Пер. с англ. М.-.Экономика, 1984. -175с.
  19. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1982. — 238с.
  20. .Ц., Малышев А. А. Психология обучения речевому мастерству. М.:ВЛАДОС, 1999. — 224с.
  21. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н /Д.: «Феникс», 1999.- 416с.
  22. Г. С. Единство деятельности и общения. //Принципы материалистической диалектики как теории познания. М.:Наука, 1984. С. 194−210.
  23. Г. С. Особенности культуры глубинного общения педагога. М.:ИФАН, 1987. — С.13−57.
  24. М.М. Эстетика словесного творчества. М.:Искусство, 1986. 424с.
  25. . X. Коммуникативное поведение и культура. / //Советская этнография. 1978. — № 5. — С.13−27.
  26. М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех.- М.: Политиздат, 1991.- 317с.
  27. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996.- 344с.
  28. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб.: Университетская книга, 1996. — 398с.
  29. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.:Педагогика, 1989. 192с.
  30. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.:Изд-во МГУ, 1982.- 123с.
  31. А.А. Личность и общение. М.:Педагогика.1983. -271с.
  32. А.А. Проецирование и взаимодействие в общении. // Педагогика. 1994. — № 1. — С.11−14.
  33. А.К. Слушать и слышать, или Правила компетентности в общении . // Преподаватель. 1998. -№ 2.- С.7−11.
  34. Г. Руководство по ведению переговоров. / Пер. с нем. М.: ИНФРА-М, 1996. — 112с.
  35. Г. В. Психология делового общения. М.:ИНФРА-М, 1999. — 224с.
  36. И. Этика делового общения. Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996.- 208 с.
  37. А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989.- 64с.
  38. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.:Мысль, 1978. 325с.
  39. Г. И. Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических речеведческих дисциплин: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.- 195с.
  40. В. О педагогике сотворчества // Вестник высш. шк. -1991. № 5. — С.41−44
  41. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.- 207с.
  42. А.А. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990. — 604с.
  43. Л.С. Секреты делового общения. Мн.: «Выш. шк.», 1996. — 367с.
  44. Н.А. Кейс стади в учебном процессе: преимущество, методические рекомендации, конкретные примеры. -М.: Изд-во РАГС, 1997.- 124с.
  45. Л.С. Избранные психологические исследования. -М.: Наука, 1982. 519с.
  46. С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству: Учебно методическое пособие. — Мн.: Изд-во «Университетское», 1989. — 125с.
  47. П.Я. К вопросу о внутренней речи // Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Высшая школа, 1995.- С.2−20.
  48. Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам :Пособие для учителя. -М.: АРКТИ, 2000. 165с.
  49. В.А. Общение как основа индивидуализации человека: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Свердловск, 1982.- 24с.
  50. Н.В. Технология развития и саморазвития культуры профессионально делового общения студентов в процессе обучения.: Дисс. канд. пед. наук. — Саратов, 1999. — 243с.
  51. Н.Т., Добровольский Д. Ю. Немецко русский словарь речевого общения. — М.: Русский язык, 1998. — 332с.
  52. В.А. Психологические предпосылки и продуктивность стиля межличностного взаимодействия // Психол. журн. 1997. — № 6.-С. 73−83.
  53. B.C. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 1990.- 144с.
  54. С.В. Архетипы игры и некоторые современные особенности «Человека играющего» // Мир психологии. 1998. -№ 4,-С.42−48.
  55. Т.Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. Новосибирск: НГУ, М.: Совершенство, 1997.-171с.
  56. Е.А. Процесс формирования коммуникативных умений специалиста менеджера: Автореф.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1999. — 17с.
  57. В., Груздев Г. Педагогическая технология эвристического типа // Высшее образование в России. 1996.- № 1. -С.27−32.
  58. П.С. Философия культуры: пособие для студентов. -М.: «Аспект Пресс», 1995.- 288с.
  59. В.В. К пониманию развивающего обучения. // Педагогика. 1995. — № 1. — С.15−32.
  60. Н.Ф. Развитие коммуникативных умений студентов менеджеров в условиях университета: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Оренбург: 1997.- 19с.
  61. Т.М. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства: Круглый стол. //СОЦИС. 2000. — № 7. — С. 73−78.
  62. Т.М. Язык и социальная психология. М.: Высшая щкола, 1980.- 224с.
  63. Е., Дубов С. Учимся общаться // Высшее образование в России, 1999.- № 3, — С.43−48.
  64. В.К. Организационная структура учебного процесса. М., 1989.- С.15−25.
  65. В.К. Сотрудничество в обучении. М.: Просвещение, 1991.- 190с.
  66. М.И. Общая и социальная психология. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА — М, 1999.- 624с.
  67. Ю.М. Эффективность делового общения. М.:3нание, 1988. 64с.
  68. К.И. Деловые контакты: Русско немецкий разговорник. — Мн.: Выш. шк., 1994. — 399с.71.3игерт В., Ланг А. Руководить без конфликтов. /Пер. с нем. -М.: Экономика, 1990. 175с.72.3иммель Г. Философия культуры. М.:Юрист, 1996.
  69. И.А., Педагогическое общение как форма реализации учебного сотрудничества преподавателя и студентов // Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.-С.42−60.
  70. И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов н / Д: «Феникс», 1997. 480с.
  71. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. — 222с.
  72. Интенсивное обучение иностранным языкам в высшей школе/ Под ред. Г. А. Китайгородской: Сб. науч. трудов. М.:Изд-во МГУ, 1987. — 198с.
  73. М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М.-.Политиздат, 1988. — 319с.
  74. О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, 1998.
  75. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. — 108с.
  76. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. -М.:Просвещение, 1987. 190с.
  77. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. /Пер с англ. Общ. ред. и предисл. Зинченко В. П. М.: Прогресс.1989. — 283с.
  78. Р. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: Психология, 1986. — 212с.
  79. А.В. Теория ценностей в мире ориентации личности: Монография. Оренбург, 1996.- 188с.
  80. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании// Педагогика. 1996, — № 2. — С. 14−21.
  81. Клюев .Речевая коммуникация: Учебное пособие для вузов. -М.: Изд-во «Приор», 1998. 224с.
  82. М.В. Язык и деловое общение: Учебное пособие для вузов.- М.: ОАО «Экономика», 2000.- 271с.
  83. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1987. — 366с.
  84. Краткий психологический словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского М.:Политиздат, 1985. — С.365.
  85. Г. Н. Коммуникативное взаимодействие как фактор эффективности обучения в вузе.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Л.: ЛГУ им. А. А. Жданова, 1981.- 19с.
  86. Ф. А. Культура делового общения, М.:Ось-89,1996. -240с.
  87. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов, СПб: Питер, 2001. -544с.
  88. В.И. Как успешно провести переговоры. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. -256с.
  89. В.И. Искусство управлять общением, -Ростов н/Д.: «Феникс», 1997, 352с.
  90. В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1991.- 256с.
  91. А.А. Деятельность и общение. // Вопросы философии. 1979, — № 1.- С.128−132.
  92. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  93. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
  94. ЮО.Лернер О. Л. Педагогические основы методов общения. М.:1. Педагогика, 1981.- 184с.
  95. Ю1.Линчевский Э. Э. Сфера обид, сфера надежд: Социально -психологические нравственные аспекты общения в сфере обслуживания. М.: Мысль, 1991.-200с.
  96. Л.Ф. Психология и этика деловых отношений: Учебное пособие для экономистов. М.: Институт практической психологии, 1998.- 336с.
  97. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986. -С.11−14.
  98. Н. Обучение как общение и сотворчество // Высшее образование в России. 2000.- № 3.- С.108−110.
  99. .Ф. Категория общения и деятельность в психологии. // Вопр. философии. 1979.-№ 8.-С.37−45.
  100. .Ф. Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981.- С.3−23.
  101. Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.-688с.
  102. К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрения. М.: Политиздат, 1966.
  103. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1986.- 256с.
  104. О.Мелихова Н. В. Этика и практика делового разговора по телефону: Учебное пособие. М.: НВИ «ТЕЗАУРУС», 1997. — 64с.
  105. Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению // ИЯШ. 1999.- № 1.- С.27−33.
  106. С.А. Полемика диспут — дискуссия. — М.: Знание, 1990.- 64с.
  107. Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методические рекомендации. М.: «НВИ — ТЕЗАУРУС», 1998. — 62с.
  108. Н.Михайлов Л. Г., Вебер Г., Вебер Ф. Немецкий язык: бизнес, маркетинг, коммерция. М.: УРАО, 1998. 304с.
  109. П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987. — 74с.
  110. Ю.Л. Иноязычная культура как средство общения и формирования личности студентов // Человек в социокультурном мире: Матер. Всерос. научн. конф. (ноябрь 1998)/ Отв. ред. С. И. Барзилов. Саратов, 1999.- С. 18−22.
  111. Ю.Л. Педагогические условия формирования навыков иноязычного общения//Филология: Межвуз. сб. науч. трудов. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999.-С.129−132.
  112. Ю.Л. Культура иноязычного речевого общения// Филология: Межвуз. сб. науч. трудов / Отв. ред. Ю. Н. Борисов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1 999.-С.58−61.
  113. Н.Т. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся в проблемно диалоговой технологии обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Казань, 1992. — 23с.
  114. А.В. Коммуникативная культура личности. // Базовая культура личности: Сб. научных трудов / Под ред. О. С. Газмана. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — С.56−68.
  115. А.В. Общение как объект педагогического исследования. // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
  116. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.- 39с.
  117. В.Н. Психология отношения: Избр. психол. тр. -М.: Институт практической психологии, 1995. 356с.
  118. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие. /Е.А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. Мн.:Выш. шк., 2000. — 522с.
  119. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1995.- Т.3.-512с.
  120. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред. Г. М. Андреевой, Я.Яноушека. -М.: Изд-во МГУ, 1987.
  121. А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. М.: Экономика, 1990. — 1 12с.
  122. А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учебное пособие.- СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.496 с.
  123. .Д. Основы социально-психологической теории. -М.-.Мысль, 1987. -351с.
  124. Е.И. Коммуникативный метод обучения иностранному говорению. М.:Просвещение, 1991. — 233с.
  125. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. — С.110−122.
  126. Педагогика: Учебное пособие. /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. 603с.
  127. Л.А., Спиваковская А. С. Воспитание как общение диалог// Вопр. психологии. — 1982. — № 2. — С.85−89.
  128. Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.:Изд-во МГУ, 1989. — 216с.
  129. В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991, — 192с.
  130. Подготовка к международному профессиональному общению в неязыковом вузе: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции. (Нижний Новгород, 21−24 июня 1999 г.). М.:Билингва, 1999. — 60с.
  131. И.П. Педагогика: Учебник для вузов. М.: просвещение: Изд-во ВЛАДОС, 1996. — 432с.
  132. Практическая психология для преподавателей. /Под ред. М. К. Тутушкиной. М.:ИД «Филинъ», 1997. — 323с.
  133. Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение.// Общественные отношения (социально-философский анализ). Киев, 1991. — С.36.
  134. Профессиональное общение. Пороговый уровень. /Руководитель проекта М. М. Абовьян. Изд-во Совет Европы Пресс, 1996. 133с.
  135. Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко.-М.:Педагогика-Пресс, 1996. 440с.
  136. Психология управления: Курс лекций. /Под ред. М. В. Удальцова. Новосибирск: НГАЭиУ, М.:ИНФРА-М, 1997. — 150с.
  137. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов. /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.:ЮНИТИ, 1997. — 279с.
  138. Психология: учебник для экономических вузов. /Под ред. В. Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2001. — 672с.
  139. Е.И. Психология общения, М.:ВЛАДОС, 2001. — 336с.
  140. М.Ю. Документы делового общения. -М.: РДЛ, 1999. 208с.
  141. Ю.П. Секреты общения. М.: Знание, 1991. — 60с.
  142. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.:Прогресс, 1993.
  143. С.JI. Основы общей психологии. СПб. :ПитерКом, 1999. 720с.
  144. Е.В. Социальная психология: Курс лекций. -М.:ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУД997. 224с.
  145. Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 180с.
  146. М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.:Просвещение, 1991. — 128с.
  147. И.И. Основы педагогики общения. Мн.: Белоруская навука, 1998. — 319с.
  148. А.Я. Инновационное образование и научные школы. //Alma mater. 2000. — № 5. — С.15−18.
  149. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.29−38.
  150. С.И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н /Д.: «Феникс», 1997. — 512с.
  151. А.И., Самоукина Н. В., Шишов А. П. Психология бизнеса. М.: «Тандем" — ЭКМОС, 1997. — 272с.161 .Самоукина И. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: „ТАНДЕМ“, Изд-во „ЭКМОС“, 1999. — 352с.
  152. Словарь практического психолога. /Сост. С. Ю. Головин. -Мн.: Харвест, 1997. -800с.
  153. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебное пособие для преподавателей вузов и аспирантов. М.: „Аспект-Пресс“, 1995. -271с.
  154. В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе: Мектеп, 1973.
  155. В.В. Культура речи и культура общения. -М.-.Просвещение, 1995. 192с.
  156. О.В. Обратная связь в межличностном общении. -М., 1992.
  157. В. Этика и психология делового человека. М.: Агентство „ФАИР“, 1997. — 400с.
  158. Т.А. Технологии обучения педагогике в ВУЗе: Методическое пособие.- М.: Совершенство, 2000.-272с.
  159. .А. Особенности профессионального самовоспитания студентов 1 курса вуза: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1988. -20с.
  160. Э.Н. Культура студенческой молодежи. Социально философский аспект. — М.: Изд — во МГУ, 1991. — 136с.
  161. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840с.
  162. Р., Юри У. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения. / Пер. с англ. М.: Наука, 1992.
  163. Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов / Под ред. В. И. Загвязинского и В. Д. Семенова. -Свердловск, 1985. 161с.
  164. В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордовского унив-та, 1993. — 120с.
  165. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. — 512с.
  166. С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М., 1986. — 223с. i 177. Шахнарович A.M. Общая психолингвистика: Учебноепособие. М.: Изд-во РАО, 1995. — 96с.
  167. А.П. Педагогические условия формирования i коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной1.
  168. V подготовки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1997. — 21с.
  169. Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие в 2 ч. М.: ВЛАДОС, 1995.- Ч. 1. — 544с.
  170. В.П. Психология и этика делового контакта. Мн.:ш1. Амалфея, 1996. 384с.
  171. В.П. Искусство убеждать. М.: Изд-во1."Приор», 2000. 304с.
  172. Г. И. Исследование проблемы активизации учебно- познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1985.-212с.
  173. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144с.
  174. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
  175. Юнг К. Аналитическая психология. История зарубежной психологии. /Под ред. П. Я. Гальперина. М., 1978.
  176. М.Г. Эмоционально ценностные аспекты игры. // * Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных ^— трудов.- Новосибирск, 1989. — С. 110−118.
  177. Appel J., Schumann J., Roesler D. Progression im Fremdsprachenunterricht. Heidelberg: Gross, 1983.- s. 122−130.
Заполнить форму текущей работой