Формирование информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования
Разработана концептуальная модель процесса формирования информационной культуры учителя в процессе курсовой подготовки с гуманитарной направленностью. Данная модель определила цель, задачи, психолого-педагогические условия формирования информационной культуры, её содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки результатов деятельности учителя. Она явилась теоретической основой для… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. Теоретические предпосылки формирования информационной культуры учителя
- 1. Информационная культура учителя как социокультурная реальность и педагогическое явление
- 2. Сущность, структура и критериальные характеристики информационной культуры учителя
- 3. Информационная культура как объект дополнительного педагогического образования
- Выводы по I главе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования
- 1. Задачи, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры учителя
- 2. Технология формирования информационной культуры в системе дополнительного педагогического образования
- 3. Эффективность опытно-экспериментальной работы по формированию информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования
- Выводы по II главе
Формирование информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Системная модернизация общего среднего образования обозначила противоречие между необходимостью оперирования значительными объемами информации, предоставляемыми современными коммуникациями, и инерцией привычных стереотипов в технологиях обучения школьников. Возрастает роль информатизации как одного из наиболее эффективных направлений, обеспечивающих переход от репродуктивной к активной парадигме в обучении школьников. Информационные технологии способствуют созданию дидактического пространства для обогащения вариативного содержания, развития новых форм и качества общего среднего образования. Построение системы школьного образования на основе его информатизации требует решения проблемы формирования информационной культуры учителя. Информационная культура придает педагогическому труду инновационный характер, обогащая когнитивную, эмо-ционально-мотивационную, содержательно-деятельностную сферы личности учителя. Кроме того, как показывает практика профессиональной деятельности творчески работающих учителей, став субъектами культуры, в том числе и информационной, педагоги развивают способности к «профессионально-личностному самоопределению и саморазвитию в мире культуры, конструированию и осуществлению культуросообразных, прогностически направленных педагогических систем и технологий (Е.В. Бондаревская[39]).
Наиболее успешно формирование информационной культуры осуществляется в системе дополнительного педагогического образования. Здесь объективно реализуется идеология дифференциации, индивидуализации и интенсификации обучения по профессионально-уровневому и личностно-ориентированному признаку.
Это актуализирует необходимость разработки проблемы обоснования психолого-педагогических условий эффективности формирования информационной культуры учителя.
Дидактика современного зарубежного и отечественного образования выделяет «информологический» и «культурологический» подходы в понимании сущности информационной культуры личности.
В рамках первого, «информологического» подхода, информационная культура понимается учеными как совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, т. е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей личности (М.Г. Вохрышева[51], Н.И. Гендина[57−61], В.М. Глушков[66],.
A. А. Гречихин[68,69], А.П. Ершов[87,88], Н.Б. Зиновьева[91,92], Н. Луман[135], М. Маклюэн[229], Е.А. Медведева[147,148], А.И. Ракитов[171], Б.А. Семеновкер[179], Э.Л. Семенюк[180−182], Т.Н. Соснина[199], Г. А. Стародубова[201], В.К. Степанов[202], А. Турен[214], И.Г. Хангельдиева[230] и др.).
При применении учеными второго, «культурологического» подхода к трактовке понятия «информационная культура» его содержание расширяется в разрезе идеи о том, что информация является средством развития личности. Информационная культура рассматривается в этом случае как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе (С.И. Архангельский[25], Д. Белл[33], З.Ф. Есарева[60], И.Ф. Исаев[97−99], М. Кастельс[109], К.К. Колин[113,114], Н.В. Кузьмина[120−126], В.Г. Максимов[140], И.С. Мелюхин[150], В.А. Сластенин[189−192], А.В. Соколов[194−196],.
B.Э. Тамарин[192], Н.Н. Тарасов[210], О. Тофлер[212] А.Н. Ходусов[232], Г. И. Хозяинов[233,234], Е.Н. Шиянов[239] и др.).
Наряду с обозначенными подходами в настоящее время реализуются несколько научных направлений, решающих задачу обеспечения динамизма формирования информационной культуры в системе общего и профессионального образования. Так в работах В.В. Алейникова[9], В.П. Беспалько[35], Б.С. Гершунского[63,64], Е.А. Машбица[146] и др. рассматриваются проблемы использования в учебном процессе компьютерной техники и технологий. Вопросам общепедагогических основ применения компьютерной техники посвящены работы И.Н. Антипова[18,19], А.П. Ершова[87,88], А.А. Кузнецова[118]. Различные аспекты решения проблем информатизации образования отражены в работах Ю.А. Жданова[89], Э.И. Кузнецова[119], М.П. Лапчика[131], И.В. Роберт[172]. Психологические аспекты использования компьютеров и компьютерных технологий в образовании рассмотрены в исследованиях Т.В. Габай[54], В.Я. Ляудис[136,137], Е.И. Машбица[146],.
O.K. Тихомирова[211]. Ряд ученых рассмотрели проблему совершенствования вузовской и поствузовской подготовки педагогов в области изучения информатики, использования вычислительной техники и информационных технологий в учебном процессе школы: (Г.А. Бордовский[40,41], В.А. Гусев[74,75],.
B.А. Извозчиков[94], Г. А. Кручинина[117], И.В. Марусева[147], И.В. Ряхино-ва[176]).
Специальные исследования были посвящены культурологическому анализу педагогической реальности и формированию различных видов профессиональной культуры учителя: педагогической (И.Ф. Исаев[97−99], Н.Н. Масленникова[145], А.П. Ситник[4,186]), языковой (О.А. Демина[77]), профессионально-речевой (Е.В. Климкина[110]), методологической (В.А. Сластенин[191Д92], А.Н. Ходусов[231,232]), психологической (Н.И. Лифинцева[134]) и т. д.
Научно-теоретические основы совершенствования подготовки педагогов в системе повышения квалификации разрабатывали исследователи Г. С. Аль-тшуллер[11], А.А. Вербицкий[47], Г. Л. Ильин[95,96], Ю.Н. Кулюткин[128−130], Э.М. Никитин[160], В.Г. Онушкин[8], А.П. Ситник[186Д87],.
Г. С. Сухобская[207], Е.П. Тонконогая[8], П.В. Худоминский[235], И.Д. Че-чель[236,237 ] и др.
Общепедагогические проблемы подготовки и повышения квалификации разрабатывались О.А. Абдуллиной[2], С.П. Барановым[30], М.Я. Басовым[31], Б.З. Вульфовым[52], С.Б. Елкановым[85], Г. М. Коджаспировой[111], Н.Д. Никандровым[158,159], П.И. Пидкасистым[164], Л.Ф. Спириным[200] и др.
Определенный вклад в теорию образования взрослых и исследование анд-рагогических процессов внесли труды С.Г. Вершловского[48−50],.
C.И. 3меева[93], Е.Н. Медынского[149] и др.
Вместе с тем вопросы методологии, теории и технологии целостного процесса формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования не подвергались специальному исследованию.
Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие между объективной и субъективной необходимостью формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования и неразработанностью механизмов и условий эффективности этого процесса.
С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какова совокупность психолого-педагогических условий эффективности формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования.
Решение этой проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования — образовательная деятельность учреждения дополнительного педагогического образования.
Предмет исследования — процесс формирования информационной культуры учителя.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
— раскрыть сущность, содержание и структуру информационной культуры учителя;
— определить критерии, показатели и уровни информационной культуры учителя;
— обосновать концептуальную модель формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования;
— выявить и экспериментально проверить совокупность психолого-педагогических условий и технологию формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования.
Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования обеспечивается за счет организации образовательного процесса в логике интеграции информологического, культурологического и личностно-деятельностного подходов, которые реализуются на уровне целевого, содержательного, операционально-деятельностного компонентов. Эффективность процесса формирования информационной культуры учителя может быть значительно повышена, если:
— обеспечивается актуализация ценностного отношения учителя к информационной культуре в контексте его инновационной деятельности и профессионального творчества;
— профессиональная переподготовка, повышение квалификации учителя ориентируются на формирование личности учителя как субъекта информационной культуры;
— в системе дополнительного педагогического образования созданы необходимые условия для адаптации учителя в среде информационной культуры, где процессы интериоризации культуры реализуются как информационные и наоборот;
— инициируется применение семиологии как комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физической и химической символики, логические законы и математические исчисления и т. п.);
— обеспечена целостность процесса и индивидуально-ориентированная направленность технологии формирования информационной культуры учителя.
Методологическую основу исследования составляют идеи о ценностном подходе к человеку, о творчестве как механизме саморазвития будущего специалиста, о культуре личностиконцепции компетентностного, информологического, культурологического, личностно-деятельностного подходов к проблеме формирования информационной культуры учителя.
Теоретическим фундаментом исследования стали идеи о ценностном подходе в трактовке культуры (А.И. Арнольдов[22], П.С. Гуревич[71−73], М.С. Каган[100,101], В.М. Мерсуев[101], М.Б. Туровский[215,216]) — об освоении профессиональной деятельности и ее субъекте (Б.Г. Ананьев[12,13], А.Г. Асмолов[26,27], JI.C. Выготский[53], Н.В. Кузьмина[120−126],.
A.К. Маркова[142,143], А.Г. Пашков[163], Н.Ф. Талызина[208,209]) — о механизмах творческой самореализации специалиста (B.C. Библер[37],.
B.И. Загвязинский[90], Г. Н. Подчалимова[167], JI.C. Подымова[166], O.K. Тихомиров^ 11]) — о методологических основах культуры, ее видах и технологии формирования (В.А. Адольф[5−7], Ю.К. Васильев[45],.
C.М. Годник[67], Е.В. Данильчук[76], И.Ф. Исаев[97−99], В.А. Кан-Калик[102−104], В.А. Мосолов[156], В.А. Сластенин[189−192], И.Ю. Степанова[5], А.Н. Ходусов[231,232], Е.Н. Шиянов[189,239]) — о системе дополнительного педагогического образования (В.П. Бедерханова[32], В.Б. Гаргай[55], З.А. Каргина[108], JI.B. Скорикова[188], JI.H. Шульпина[240]) — об обучении взрослых в контексте культурологического подхода (Т.Г. Браже[43], С.Г. Вершловский[48−50], Ю.Н. Кулюткин[128−130], К.М. Левитан[133]), И.М. Подушкина[168 ]- об информатизации образования (Б.Е. Агинин[80], А.Л. Гавриков[80], В.Н. Галлеев[80], Е.Е. Дурноглазов[82−84], А.П. Ершов[87,88], А.Е. Марон[150,227], П.И. Образцов[161], И.В. Роберт[172], А.Ю. Уваров[217−219]).
Особенности процесса формирования информационной культуры учителя требуют опоры на систему методологических принципов: единство теоретического и эмпирического подходов в исследовании проблемыединство личностного и профессионального развития специалистаединство личности, деятельности и культуры.
При проведении исследования использовались следующие методы: теоретического исследования — анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературыизучение нормативной документации о деятельности учреждений дополнительного педагогического образованияанализ документации учреждений дополнительного педагогического образованияэмпирического исследования — собеседованиенаблюдениеанкетированиесамоанализэкспертные заключенияэкспериментметоды статистической обработки экспериментальных данных.
Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования явились Курский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образованиясредние общеобразовательные школы г. Курска: №№ 42, 43- школы Курской области: Высоконодворская средняя школа Медвенского района, Нижнесмородинская средняя школа Поныровского района. Исследование проводилось в течение шести лет в три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (2001;2002 гг.) — изучение философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, методического опыта формирования информационной культуры учителя. На этом этапе были определены объект, предмет, понятийный аппарат исследования, сформирована рабочая гипотеза.
Второй этап (2002;2004 гг.) — разработка программы констатирующего и формирующего экспериментов, проведение опытно-экспериментальной работы по моделированию психолого-педагогических условий эффективного формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования, внедрение разработанной технологии в экспериментальных группах.
Третий этап (2004;2006 гг.) — анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, составление методических рекомендаций, оформление текста диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1) информационная культура учителя представляет собой целостную, многоуровневую личностную характеристику специалиста, включающую в себя ценностное отношение к информации, информационной деятельности и ее субъектам, знание методологии оптимального применения современных информационных систем в профессиональном и межличностном взаимодействии, ориентированном на реализацию психолого-педагогических целей образования и максимального развития способностей ребенка к самореализации в социуме;
2) в качестве критериев сформированности информационной культуры учителя нами предложены: состояние информационного самосознания, состояние информационно-технологических навыков, творческая активность и самостоятельность, эмоциональное отношение к информационной деятельности, успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности. Каждый из предложенных критериев раскрывается в совокупности показателей. На основе выделенных критериев определяются уровни сформированности информационной культуры учителя: критический, допустимый, оптимальный;
3) концептуальная модель формирования информационной культуры учителя основывается на личностно-деятельностном подходе и включает цель, определяющую основную направленность процесса формирования информационной культуры учителяведущую идею и принципы, раскрывающие детерминанты процесса формирования информационной культурылогику организации процесса и средства, определяющие особенности информационной культуры учителяпрогнозируемые результаты и условия формирования информационной культуры учителя;
4) технология формирования информационной культуры учителя соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: двухуровневую модель процесса формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образованияинтегрированную модель (изучение основ массовой коммуникации в рамках предметов курсовой подготовки) — специализированную модель (введение новых базовых курсов для изучения и применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности) — организацию процесса формирования информационной культуры учителя во взаимосвязи информационного и культурологического подходов в конкретной образовательной ситуации;
5) эффективность формирования информационной культуры учителя определяется комплексом следующих педагогических условий: самореализация учителя в профессиональной деятельности и профессиональной переподготовке как субъекта информационной культурыинтериориза-ция учителем информационной культуры в процессе образовательной деятельности, основанной на информационном взаимодействии субъектов процесса обучения в системе дополнительного педагогического образованияинициирование «семиотизации» процессов профессиональной переподготовки и профессиональной деятельности учителя, следствием которой является образование многокомпонентного «информационного поля» как его информационного окружения для жизнеобеспечения в информационном обществе.
Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования, а именно:
— уточнены сущность, структурные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, технологический, коммуникативный) информационной культуры учителя;
— выявлены и экспериментально проверены критерии (информационное самосознание, информационно-технологические навыки, творческая активность и самостоятельность, эмоциональное отношение к информационной деятельности, успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности), показатели и уровни сформированности информационной культуры учителя (критический, допустимый, оптимальный);
— создана концептуальная модель формирования информационной культуры учителя, включающая следующие структурные компоненты: цель, ведущую идею, принципы организации процесса, средства, прогнозируемые результаты, условия;
— разработана технология формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования;
— выделены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования информационной культуры учителя.
Теоретическая значимость исследования:
— в понятийном аппарате теории профессионального образования уточнено содержание категории «информационная культура учителя»;
— разработаны концептуально-теоретические основы формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования;
— предложенные в работе научно-методические аспекты организации процесса формирования информационной культуры учителя дополняют теорию профессионального образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты создают предпосылки проектирования и осуществления процесса формирования информационной культуры учителя и последующего ее диагностирования. Прошедшие опытно-экспериментальную проверку концептуальная модель, технология и психолого-педагогические условия формирования информационной культуры учителя могут быть использованы при разработке и модернизации учебных программ в системе дополнительного педагогического образования. Разработанные курсы «Формирование основ информационной культуры учителя» и др. и соответствующий методический инструментарий могут применяться в образовательном процессе педагогических вузов и учреждений повышения квалификации работников образования. Разработанные научно-методические рекомендации применимы при осуществлении непрерывного образования и самообразования различных категорий учителей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются четкостью исходных теоретико-методологических позиций исследования, связанных с аксиологическим, информологическим, культурологическим, системным подходамииспользованием комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследованиярепрезентативностью объема выборок, достоверностью и проверяемостью эмпирических данных, их статистической значимостью и сопоставимостью с массовой практикойподтверждением гипотезы исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления автора на заседаниях кафедр педагогики и психологии, информатизации образования в Курском областном ИПК и ПРО и кафедры педагогики Курского государственного университетапри чтении лекций и проведении практических занятий по проблематике исследования в школах г. Курска (№№ 42, 43) и Курской области (Высоконодворской средней школе Медвен-ского района, Нижнесмородинской средней школе Поныровского района) — через публикации в научных сборниках, журналах, учебно-методических рекомендациях для учителей. Материалы исследования обсуждались и получили одобрение на научно-практических и научно-методических конференциях.
Структура работы определялась целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 246 источников, и приложений.
Выводы по II главе.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в два этапа: констатирующий и формирующий эксперименты.
В ходе констатирующего эксперимента в соответствии с разработанными нами критериями, характеризующими информационную культуру личности, с помощью тестирования, анкетирования и педагогического наблюдения была произведена дифференциация учителей на уровневые группы, что позволило определить исходный уровень сформированности их информационной культуры. Анализ данных проведенного исследования показал, что исходный уровень сформированности информационной культуры у большинства учителей оказался низким.
Мы приняли такую технологию формирования информационной культуры учителя, которая соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов, таких, как: двухуровневая модель процесса формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образованияинтегрированная модель (изучение основ массовой коммуникации в рамках предметов курсовой подготовки) — специализированная модель (введение новых базовых курсов для изучения и применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности) — организацию процесса формирования информационной культуры учителя во взаимосвязи информационного и культурологического подходов в конкретной образовательной ситуации.
Для учителей были проведены спецкурс «Формирование основ компьютерной грамотности» в объеме 72 часов и спецкурс «Формирование информационной культуры» в объеме 144 часов. Основной целью проведения спецкурсов явилось формирование информационной культуры как совокупности знаний, умений и навыков, способствующих эффективной информационной деятельности, развивающих информационное мировоззрение и информационное поведение, которые необходимы современному учителю для осуществления самообразования и успешной адаптации к ведению профессиональной деятельности в информационном обществе.
При определении содержания спецкурсов мы руководствовались общедидактическими принципами научности, проблемности, наглядности, доступности, системности и последовательности, единства теории и практики, информационной технологичности и использовали системный подход. Применение системного подхода способствовало выделению наиболее значимых теоретических вопросов по проблеме для формирования целостного представления об информационной картине мира, информатизации общества. Создание модели спецкурса и ее реализация осуществлялось в два этапа. На первом, аналитическом этапе нами был выделен ряд теоретических вопросов, на втором этапе осуществлялся переход от модели учебного материала к конкретной модели по его изучению. По каждому модулю разрабатывались цели и задачиопределялись обучающие средства, методы и формыучитывались объем и сложность материалаосуществлялось распределение его по времени.
В процессе проведения спецкурса решались следующие задачи:
1) формирование информационно-культурологического самосознания, необходимого для понимания происходящих в обществе информационных явлений;
2) формирование представления об информационной культуре как виде профессиональной культуры специалиста;
3) формирование убеждения в необходимости непрерывного образования с использованием новых информационных технологий;
4) формирование представления об информационных ресурсах общества.
Учитывая, что разработка гуманитарных оснований профессиональной деятельности способствует формированию информационной культуры учителя, мы реализовали эту идею, создав и внедрив в процесс изучения информационно-коммуникационных технологий учебно-методический комплекс для интенсивного динамического развития информационной культуры. Для формирования информационной культуры учителя были использованы возможности всех видов информационных источников: печатной научной, научно-популярной, специальной периодической литературы, интерактивных мультимедийных изданий, глобальной компьютерной сети Интернета.
Построение процесса формирования информационной культуры учителя на основе предложенной концептуальной модели и технологии обеспечило позитивную динамику уровня сформированности информационной культуры учителей, участвовавших в эксперименте. В результате курсовой подготовки произошли качественные изменения знаний, умений и навыков, связанных с применением современных ЭВМ в профессиональной деятельности учителей. Окончательный итог результативности процесса формирования информационной культуры показал, что наиболее высокое приращение уровня сформированности информационной культуры наблюдается у учителей общеобразовательных и социально-гуманитарных дисциплин по показателю информационно-технологические навыки (+28%). У учителей информатики наибольшее приращение мы констатируем по такому показателю, как информационное самосознание (+52%), в группе учителей специальных дисциплин (технология, ИЗО, ОБЖ, физическая культура), наибольшее приращение получили такие критерии, как успешность и эффективность информационно-педагогической деятельности (+13%), информационное самосознание (+13%), творческая активность и самостоятельность (+14%). Приращение по критериям «информационно-технологическая готовность» и «эмоциональное отношение к информационной деятельности» несколько ниже, однако можно констатировать наличие устойчивой тенденции к повышению показателей по этим критериям, что позволит продолжить работу по формированию информационной культуры этой группы учителей в дальнейшем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Процессы информатизации, непрерывно связанные с общеобразовательной школой, и, как следствие, с профессиональной системой повышения квалификации и переподготовки работников образования, стали причиной многих противоречий. Поскольку сегодня образование входит в число глобальных проблем человечества, выявление этих противоречий и их разрешение становится задачей огромной важности.
К числу наиболее значимых противоречий, связанных с процессами информатизации и имеющих место в сфере профессионального образования, относятся противоречия между увеличивающимися потоками информации и возможностями индивида к их восприятию, обработке, усвоению, передаче и использованию в профессиональной деятельностимежду осознанием необходимости непрерывного образования в условиях перехода к информационному обществу и неустойчивой мотивационной основой и невысоким уровнем знаний, умений и навыков по осуществлению данного вида деятельностимежду гуманитарной культурой, связанной с человеком и его духовностью, и культурой технологической, рассматривающей индивидов как элемент современных технологиймежду относительно высоким уровнем владения фундаментальными знаниями по специальности и уровнем культуры их использования.
Проведенное исследование показало, что разрешение всех указанных противоречий возможно в рамках формирования информационной культуры учителя в процессе повышения квалификации и переподготовки, которая приобретает огромную значимость в условиях дополнительного педагогического образования.
В ходе исследования сделаны следующие выводы:
1. Обобщение и конкретизация основных функциональных характеристик понятия «информационная культура» учителя на основе анализа научной литературы по проблеме исследования показали, что сложность определения данного феномена заключается в двойственности его природы. Понятие «информационная культура» основано на двух универсалиях: «информация» и «культура». Этот факт стал причиной того, что исследование данного явления проводится в рамках многих наук.
Проанализировав различные научные подходы к рассмотрению данного понятия, мы пришли к заключению, что информационная культура — это явление, не только обусловленное развитием научно-технического прогресса, электронных средств обработки, хранения и передачи информации, но и представляющее собой сложную личностную характеристику, пронизывающую все сферы профессиональной деятельности человека и все стадии развития его как личности.
2. Основу информационной культуры специалиста составляет информационная деятельность, процесс, в ходе которого личность познает и преобразует информационную среду, становясь деятельным субъектом, реализуя свои профессиональные способности, потребности и стремления.
3. С позиций компетентностного подхода нами определена структура информационной культуры, которую отражают следующие компоненты: мотива-ционно-ценностный, когнитивный, технологический, коммуникативный.
Исходя из специфики информационной деятельности, многообразия информационной коммуникации и системы ценностных ориентаций нами выделены следующие основные функции информационной культуры: аксиологическая, концентрирующая, развивающая, регулирующая.
Определенные нами структурные и функциональные компоненты информационной культуры позволили нам выделить критерии информационной культуры учителя: состояние информационного самосознаниясостояние информационно-технологических навыковтворческая активность и самостоятельность специалистаэмоциональное отношение к информационной деятельностиуспешность и эффективность информационно-педагогической деятельности.
На основе критериев и показателей нами выделены три уровня сформированности информационной культуры учителя: критический, допустимый и оптимальный.
4. Разработана концептуальная модель процесса формирования информационной культуры учителя в процессе курсовой подготовки с гуманитарной направленностью. Данная модель определила цель, задачи, психолого-педагогические условия формирования информационной культуры, её содержание, методы, формы и средства, а также критерии оценки результатов деятельности учителя. Она явилась теоретической основой для организации опытно-экспериментальной работы для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, в которой приняли участие 200 учителей. Мы установили, что технология формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования соединяет в себе следующую совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных компонентов: двухуровневую модель процесса формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образованияинтегрированную модель (изучение основ массовой коммуникации в рамках предметов курсовой подготовки) — специализированную модель (введение новых базовых курсов для изучения и применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности) — организацию процесса формирования информационной культуры учителя во взаимосвязи информационного и культурологического подходов в конкретной образовательной ситуации.
5. В соответствии с разработанной моделью и технологией формирования информационной культуры учителя были выявлены следующие психолого-педагогические условия эффективности данного процесса:
— самореализация учителя в профессиональной деятельности и профессиональной переподготовке как субъекта информационной культуры;
— интериоризация учителем информационной культуры в процессе информационно-учебной деятельности, основанной на информационном взаимодействии субъектов процесса обучения в системе дополнительного педагогического образования;
— инициирование «семиотизации» процессов профессиональной переподготовки и профессиональной деятельности учителя, следствием которой является образование многокомпонентного «информационного поля» как его информационного окружения для жизнеобеспечения в информационном обществе.
В результате опытно-экспериментальной работы удалось значительно повысить общий уровень информационной культуры учителей гуманитарных специальностей, принявших участие в формирующем эксперименте (всего 100 человек). Положительные изменения отмечены во всех уровневых группах. Получены следующие данные по группам повышения квалификации до и после опытно-экспериментальной работы (в процентах): гуманитарные специальности: оптимальный уровень — 8,1 и 11,3- допустимый уровень — 17,2 и 52,8- критический уровень — 74,7 и 35,9- естественно-научные специальности: оптимальный уровень — 10,4 и 14,3- допустимый уровень — 23,6 и 62,8- критический уровень — 66,0 и 22,9;
Результаты педагогического эксперимента показали, что самые значительные изменения отмечены на мировоззренческом и социальном уровнях информационной культуры за счет увеличения объема информационных знаний учителей и формирования у них информационного самосознания, а также на технологическом уровне вследствие дальнейшего развития у учителей умений эффективно осуществлять целенаправленный поиск, обработку, хранение, передачу и использование информации в профессиональной деятельности. Формирование информационной культуры — это единый, целостный и взаимосвязанный процесс, а значит, развитие указанных компонентов информационной культуры оказало положительное влияние на формирование других ее компонентов: психологического, эмоционально-эстетического. Это нашло свое выражение в формировании информационного стиля мышления, что проявляется в умении решать профессиональные задачи учебно-педагогической деятельности с учетом морально-этических, эстетических и общекультурных аспектов, в умении прогнозировать последствия принимаемых решений в процессе обучения, в активизации готовности к информационному общению на основе общепринятых этических норм и правил поведения в информационной среде, в осознании необходимости использования всего многообразия информационных источников, способствующих развитию сферы высших чувств и эстетического вкуса, а также в стремлении к самообразованию.
Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многогранной проблемы формирования информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования. Дальнейшего изучения требуют вопросы содержания информационной культуры, как основы инновационной педагогической деятельности, необходима более тщательная разработка форм, методов и средств ее информационной поддержки. В исследовании нуждаются и вопросы координации деятельности всех структурных подразделений, призванных участвовать в формировании информационной культуры учителя в системе дополнительного педагогического образования.
Список литературы
- Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. -М.: Владос, 1994.-336 с.
- Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для педаг. спец. вузов / О. А. Абдуллина. 2-е издание, перераб. и доп. — М.: Просвещение. -1989.- 139 с.
- Абрамов, Ю. Ф Информационная деятельность и мировоззрение / Ю. Ф. Абрамов, Н.П. Ващекин- научн. ред. А. Д. Урсул. Иркутск: изд-во Иркутского ун-та, 1990.-291 с.
- Аверкин, В.Н. Историко-педагогические предпосылки создания региональной программы образования: Учебное пособие для слушателей курсов РЦРО и студентов НовГУ /В.Н. Аверкин, А. П. Ситник. Новгород: РЦРО, 1994.-50 с.
- Адольф, В.А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // «Информатика и образование». 2006. — № 1. — С. 2−7.
- Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: дисс.. докт. пед. наук / В. А. Адольф М., 1998.-357 с.
- Адольф, В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Актуальные проблемы непрерывного образования инвалидов: сб. статей к науч.-практ. конференции / Рос. акад. образования- Ин-т образования взрослых. / Сост.: Е. П. Тонконогая, С.С. Лебедева- науч. ред. В. Г. Онушкин. СПб. — 1994. — 80 с.
- Алейников, В.В. Подготовка студентов к использованию компьютерных технологий в профессиональной деятельности: дис.. канд. пед. наук / В. В. Алейников. Брянск, 1998. — 24 с.
- Ю.Алферова, Л. В. Организация методической работы в образовательном учреждении на основе проблемно ориентированного анализа / Л.В. Алферова// Завуч. 1998. -№ 3.- С. 132.
- П.Альтшуллер, Г. С. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. Минск: Беларусь, 1994.478 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х томах: т. 1 / Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
- З.Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х томах: т. 2 / Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Н.Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. 318 с.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2005. — 303 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2004. — 365 с.
- Антипов, И.Н. Основы информатики и вычислительной техники: методическое пособие для преподавателей техникумов / И. Н. Антипов. М.: Высшая школа, 1991. — 246 с.
- Антипов, И.Н. Элементы информатики: (примерный учебно— тематический план и программа факультатива основ информатики и вычислительной техники народных университетов педагогических знаний) /
- И.Н. Антипов. М., 1988. — 53 с.
- Антонова, С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования / С. Г. Антонова // Высшее образование в России. 1994. — № 1. С. 82−87.
- Ариарский, М.А. Прикладная культурология на службе развития личности / М. А. Ариарский, Г. П. Бутиков // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 916.
- Арнольдов, А.И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М., 1993.-352 с.
- Артамонов, Г. Т. Анализ производительности ЦВМ методами теории массового обслуживания / Г. Т. Артамонов. М.: «Энергия», 1972. — 176 с.
- Артамонов, Г. Т. Топология сетей ЭВМ и микропроцессорных сетей / Г. Т. Артамонов, В. Д. Тюрин. М.: Радио и связь, 1991. — 247 с.
- Архангельский, С.И. Совершенствование педагогического мастерства преподавателей / С. И. Архангельский. М., 1986. — 111 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Асмолов, А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность / А. Г. Асмолов // Магистр. 1995. — № 1. — С. 23−32.
- Афонина, Г. М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина- под ред. О. А. Абдуллиной. Ростов н/Д, 2002. — 182 с.
- Бабосов, Е.М. Нравственная культура личности / Е. М. Бабосов. Минск: Наука и техника, 1985. — 184 с.
- Баранов, С.П. Сущность процесса обучения: учебное пособие для пед. институтов. / С. П. Баранов. М.: Просвещение, 1981. — 143 с.
- Басов, М.Я. Развитие психологической мысли в России Электронный ресурс. / М. Я. Басов. Режим доступа: http://www.examen.ru / db/Examine/catdocid/7 789 5494E77F17BBC3256A02003D2F5F/rootid/lFB4 1 531/defacto.html
- Бедерханова, В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога : дис. д-ра пед. наук / В. П. Бедерханова. Краснодар, 2002. — 413 с.
- Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе / под ред. М. Е. Гуревича. М.: Прогресс, 1986.-С. 330−415.
- Белова, Т.В. Программа «Intel® Teach to the future» в Курском государственном университете Электронный ресурс. / Т. В. Белова, И. Н. Гостева, В. Б. Тарасюк, С. П. Шоленкова. Режим доступа: http://www.ito.Su/2003/I/l/I-l-2252.html.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М., Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бжезинский, 3. Выбор: Мировое господство или глобальное лидерство: пер. с анг. / 3. Бжезинский. М.: «Международные отношения», 2006.-320 с.
- Библер, B.C. Нравственность. Культура. Современность: (философские размышления о жизненных проблемах) / B.C. Библер. М., 1990. — 64 с.
- Болотина, JI.P. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / JI.P. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. Академический проект, Культура, 2005. — 240 с.
- Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Бордовский, Г. А. Общая физика: Курс лекций с компьютерной поддержкой: учебн. пособие, для Вузов: в 2 тт. / Г. А. Бордовский, Э. В. Буршан. Т. 1. М.: Владос-Пресс, 2001. — 240 с.
- Бордовский, Г. А. Общая физика: Курс лекций с компьютерной поддержкой: учебн. пособие, для Вузов: в 2 тт. / Г. А. Бордовский, Э. В. Буршан. Т. 2. М.: Владос-Пресс, 2001. — 296 с.
- Борздун, В.Н. Информационная культура как условие повышения качества образования / В. Н. Борздун, М. В. Корнилова // Методист. 2003. -С. 25−27.
- Браже, Т.Г. Обучение новым методическим решениям в системе повышения квалификации учителей / Т. Г. Браже // Вечер, сред. шк. 1989. — № 2. -С. 59−60.
- Вазина, К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: дис.. д-ра пед. наук / К. Я. Вазина. Екатеринбург, 1998. — 327 с.
- Васильев, Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы / Ю. К. Васильев. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
- Васильева, Е.Ю. Оценка деятельности преподавателей в ВУЗах США / Е. Ю. Васильева // Педагогика. 2005. — № 10. — С. 90−94.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкин. М.: Выс. Школа, 1991. — 204 с.
- Вершловский, С.Г. Образование взрослых. Опыт и проблемы / С. Г. Вершловский. «СПБИВЭСЭП», 2002. — 167 с.
- Вершловский, С.Г. Образование взрослых: опыт и проблемы. Монография / С. Г. Вершловский. СПб.: ИВЭСЭП, 2002. — 167 с.
- Вершловский, С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы / НИИ общ. образов, взрослых АПН СССР / С. Г. Вершловский. М.: Педагогика, 1987.-183 с.
- Вохрышева, М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования специалиста // Проблемы информационной культуры: сб. статей / М. Г. Вохрышева. М.: 1994. — С. 117−124.
- Вульфов, Б.З. Основы педагогики: уч. пособие / Б. З. Вульфов, В.Д. Иванов- Ун-т Рос. Акад. образования. М.: Изд.-во УРОО. — 2000. — 614 с.
- Выготский, JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский- под ред.
- B.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 534 с.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства / Т. В. Габай. М.: Изд-во МГУ, 1988.-254 с.
- Гаргай, В.Б. Повышение квалификации учителей в США и Великобритании: интерактивная модель / В. Б. Гаргай // Педагогика. 2004, — № 8.1. C. 87−91.
- Гелбрейт, Дж. Новое индустриальное общество / Дж. Гелбрейт М.: Прогресс.- 1969.-480 с.
- Гендина, Н.И. Информационная культура в информационном обществе: взгляд из России Электронный ресурс. / Н. И. Гендина. Режим доступа: http://confifap.cpic.ru/upload/conf2005/reports/doklad604.doc
- Гендина, Н.И. Кризис системы образования и проблемы формирования информационной культуры личности Электронный ресурс. / Н. И. Гендина. Режим доступа: http://www.kemrsl.ru/documents/izdania / fulltext/bgk/1998/3 .html
- Гендина, Н.И. Курс «Основы информационной культуры личности»: дидактические проблемы // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура / Н. И. Гендина. Краснодар, 2002. — С. 112−116.
- Герасименко, В. А. Обеспечение информационной безопасности как составная часть информационных проблем современного общества
- B.А. Герасименко // Безопасность информационных технологий. 1998. -№ 2.-С. 41−50.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М., 1987. — 264 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. М., 1998. — 608 с.
- Глухова, Л.У. Формирование основ информационной культуры у учащихся 5−7 классов в процессе обучения информатике: дис.. канд. пед. наук / Л. У. Глухова. Ульяновск, 1999. — 332 с.
- Глушков, В.М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. М.: Наука, 1987.-552 с.
- Годник, С.М. Процесс преемственности высшей и средней школы /
- C.М. Годник. Воронеж: изд-во Воронеж, ун-та, 1981. — 208 с.
- Гречихин, А.А. Информационная культура (Опыт определения и типологического моделирования) / А. А. Гречихин // Проблемы информационной культуры: сб. статей. М., 1994. — С. 12−39.
- Гречихин, А.А. Культура чтения и работа с книгой (Типологический подход к разработке вузовского курса) // Информатизация и проблемы гуманитарного образования / А. А. Гречихин. Новороссийск, 1995. — С. 115 116.
- Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. -М.: Народное образование, 2001. 128 с.
- Гуревич, П.С. Культурология: учебник для вузов / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2002. — 278 с.
- Гуревич, П.С. Культурология: элементарный курс: учеб. пособие / П. С. Гуревич. М.: Гардарики, 2001. — 336 с.
- Гуревич, П.С. Философия культуры: учеб. для высш. шк / П. С. Гуревич. -М.: Nota bene, 2001.-352 с.
- Гусев, В.А. Внеклассная работа по математике в 6−8 классах. Кн. для учителя / В. А. Гусев и др.- под ред. С. И. Шварцбурда. М.: Просвещение, 1984.-286 с.
- Гусев, В.А. Изучение величин на уроках математики и физики в школе:
- Из опыта работы в школе / В. А. Гусев и др. М.: Просвещение, 1981. — 79 с.
- Данильчук, Е.В. Методологические предпосылки и сущностные характеристики информационной культуры педагога / Е. В. Данильчук // Педагогика.-2003.-№ 1.-С. 65−74.
- Демина, О.А. Технология формирования языковой профессиональной культуры у выпускников технических вузов: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. А. Демина. Новосибирск, 2001. — 18 с.
- Демкин, В. Психолого-педагогические особенности ДО: Дистанц. образование. / В. Демкин, Т. Руденко, Н. Серкова // Высш. образование в России.-2000.-№ 3.-С. 124−128.
- Демкин, В.П. Гуманитарное образование в информационном обществе / В. П. Демкин, Г. В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. Выпуск 3(7). 2002. — С. 24−30.
- Дополнительное педагогическое образование в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Сост. Н. В. Брусенцова. -Москва, АПКиПРО, 2001. 336 с.
- Дударева, J1.H. Взаимосвязь повышения квалификации и методической работы / J1.H. Дударева // Методист. 2004. — № 6. — С. 14−17.
- Дурноглазов, Е.Е. Дидактические условия совершенствования профессионально-педагогической подготовки учителей информатики в ИПК: дис. канд. пед. наук /Е.Е. Дурноглазов. СПб., 1995. — 170 с.
- Дурноглазов, Е.Е., Якин Ю. П. Формирование информационной культуры школьного педагогического коллектива / Е. Е. Дурноглазов, Ю. П. Якин // Педагогический поиск, 2005. № 11−12. — С. 63−64.
- Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / С. Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 189 с.
- Еременко, Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влиянияна качество образования / Т. Еременко // Alma Mater. 2002. — № 3. — С.
- Ершов, А.П. Выступление на закрытии II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» / А. П. Ершов // Проблемы информатизации высшей школы. 1996. — № 2(6). — С. 95−96
- Ершов, А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре /
- A.П. Ершов // Информатика и компьютерная грамотность. М., 1988. -С. 6−23.
- Жданов, Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы / Ю. А. Жданов. М., 1980. — 64 с. 90.3агвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя /
- B.И. Загвязинский. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Ильин, Г. Л. Социология и психология управления / Г. Л. Ильин. М.: Академия, 2005.- 192 с.
- Исаев, И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности / И. Ф. Исаев // Педагогическое образование XXI века. М., 1994.-С. 36−40.
- Исаев, И.Ф. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: учебное пособие / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. М.: Белгород, 1999.-224 с.
- Исаев, И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / И. Ф. Исаев. -Москва Белгород, 1993.-С. 125−126.
- Каган, М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПБ., 1996. — 414 с.
- Каган, М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство: (диалог) / М. С. Каган, Т. В. Холостова. — М., 1989. — 63 с.
- Канн-Калик, В. А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество /
- B. А. Канн-Калик, Н. Д. Никандров. М., 1990. — 144 с.
- Канн-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Канн-Калик. Грозный, 1976. — 286 с.
- Канн-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя / В.А. Канн-Калик. М., 1987. — 190 с.
- Ю5.Каныгин, Ю. М. Информатизация управления: социальные аспекты / Ю. М. Каныгин // АН УССР. Инс-т социол. Киев: Наук, думка, 1991. -154 с.
- Каныгин, Ю.М. Что такое информатика / Ю. М. Каныгин, Б. И. Зотов. -М.: Дет. лит.-1989.- 158 с.
- Капранова, М.Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки (формирование информационной культуры на этапе общего среднего образования): дис. канд. пед. наук / М.Н. Карпа-нова. Москва, 1998. — 225 с.
- Ю8.Каргина, З. А. Теория и практика повышения квалификации педагогов дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / З. А. Каргина. -Москва, 2000. 254 с.
- Ю9.Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ. — 2000. — 608 с.
- ПО.Климкина, Е. В. Особенности подготовки специалиста социальной педагогики / Е. В. Климкина // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. М., 2002.1. C. 103−105.
- Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / Г. М. Коджаспирова / под ред. Ю. М. Забродина. М.: АО «ЦИТП», 1994. — 344 с.
- Козловский, В.В. В поисках социальной гармонии: (соц. справедливостьи социальная ответственность) / В. В. Козловский, В. Г. Федотова. -Свердловск: Из-во уральского ун-та, 1990. 205 с. к ПЗ. Колин, К. К. Опережающее образование и проблемы информатики /
- К.К. Колин // Международное сотрудничество. 1996. — № 2. — С. 20−21.
- Колин, К.К. Социальная информатика / К. К. Колин. М., 2003. — 432 с.
- Коряковцева, Н.А. Формирование информационной культуры студентов в библиотеке высшего учебного заведения: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Коряковцева. Москва, 1999. — 172 с.
- М.Н. Стриханова. Тверь, 2001. — С. 106−109.
- Кузнецов, A. Windows 98: учебник / А. Кузнецов. М.: ДМК, 2000. -316 с.
- Кузнецов, Э.И. Общеобразовательные и программно-прикладные аспекты изучения информатики и вычислительной техники в педагогических институтах: дис. д-ра пед. наук / Э. И. Кузнецов. М., 1990. — 277 с.
- Кузьмина, Н.В. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя / Н. В. Кузьмина, В. И. Гинецинский // Советская педагогика. 1982. — № 3. — С. 63−66.
- Кузьмина, Н.В. Педагогическая теория и научный факт / Н. В. Кузьмина // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л., 1976. — С. 3−9.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Н.В. Кузьмина. М., 1990. — 119 с.• 123. Кузьмина, Н. В. Профессионализм педагогической деятельности /
- Н.В. Кузьмина, А. А. Реан. Спб.: Рыбинск, 1993. — 50 с.
- Кузьмина, Н.В. Психологическая структура деятельности учителя (тексты лекций) / Н. В. Кузьмина, Н. В. Кухарев. Гомель, 1976. — 57 с.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя Н.В. Кузьмина. Л., 1985. — 32 с.
- Кузьмина, Н.В. Уровни педагогических способностей и проблемы социальной перцепции / Н. В. Кузьмина //Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. -Краснодар, 1975. С. 251−253.
- Культурология. Уч. пособие для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону: Из-во «Феникс», 1998.-С. 13.
- Кулюткин, Ю.Н. Образование в изменяющемся мире / Ю. Н. Кулюткин // Гуманистический потенциал естественно-научного образования. Спб., 1996.-С. 13−16.
- Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Кулюткин, Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности Электронный ресурс. / Ю. Н. Кулюткин. Режим доступа: http://www.voppsy.ni/issues/l 986/862/862 021 .htm
- Лапчик, М.П. Информатика и технология: Компоненты педагогического образования / М. П. Лапчик // ИНФО. 1991. — № 6. — С. 3−8.
- Лаутербах, Р. Программное обеспечение процесса обучения. Перспективы / Р. Лаутербах, К. Фрей // Вопросы образования. 1988. — № 3. -С. 70−79.
- Левитан, К.М. Основы педагогической деонтологии: учебное пособие для высшей школы / К. М. Левитан. -М., 1994. 192 с.
- Лифинцева, Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: автореф. дис. д-ра пед. наук / Н. И. Лифинцева. -М., 2001.-36 с.
- Луман, Н. Медиа коммуникации / Никлас Луман- пер. с нем. М.: Логос, 2005.-280 с.
- Ляудис, В.Я. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для студентов психологов гос. университетов / В. Я. Ляудис. -М.: Из-во МГУ, 1989.-77 с.
- Ляудис, В.Я. Формирование контрольно—корректированных действий у студентов при обучении с помощью ЭВМ / В. Я. Ляудис, Н. А. Омельченко. Воронеж, 1982. — 119 с.
- Мазур, И.И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Управление проектами: учебное пособие для вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге- под ред. Мазура И. И. Изд. 2-е. М.: Омега-Л, 2000. — 664 с.
- Макарова, Л.Н. Компьютерная культура студентов гуманитарных специальностей университета: уч. пособие / Л. Н. Макарова, Т. К. Голушко. -Белгород-Тамбов, 2004. С. 28.
- Максимов, В.Г., Максимова О. Г. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие / В. Г. Максимов, О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧТУ, 1988.-76 с.
- Малахова, В.Г. Педагогический потенциал понимания в гуманитарной образовательной парадигме (Теоретический аспект): дис. канд. пед. наук / В. Г. Малахова. Волгоград, 2003. — 157 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя: книга для учителя / А.К. Маркова-М., 1983.- 192 с.
- Марусева, И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения: дис. д-ра пед. наук / И. В. Марусева. Спб., 1997. — 434 с.
- Масленникова, Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: дис. канд. пед. наук Н. Н. Масленникова. Ростов-на-Дону, 1999. — 180 с.
- Мб.Машбиц, Е.А. Психолого-педагогические проблемы компьютерного обучения / Е. А. Машбиц. М., 1988. — 192 с.
- Медведева, Е.А. Основы информационной культуры: (программа курса для вузов) / Е. А. Медведева // Социологические исследования. 1994. -№ 11.-С. 59−67.
- Медынский, Е.Н. Народное образование в СССР / Е.Н. Медынский- 2-е издание доп. и перераб. М.: Из-во Академ, пед. наук, 1952. — 260 с.
- Методика диагностики грамотности взрослых людей в области естественно-научных знаний и выявления их общеобразовательных и общекультурных функций. / под. ред. А. Е. Марона. СПб., 1993. — 41 с.
- Минкина, В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В. А. Минкина // Высшее образование в России. 1995. — № 4. — С. 27−32.
- Михайловский, В.Н. Формирование научной картины мира и информатизации / В. Н. Михайловский. СПБ.: Наука. — 1994. — 144 с.
- Михалевич, B.C. Кибернетика в жизни общества: размышления о проблемах сегодняшних и завтрашних / B.C. Михалевич, Ю. М. Каныгин. -Киев: Политиздат Украины, 1985. 197 с.
- Мозолин, В.В. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения / В. В. Мозолин // Информатика и образования. 2000. — № 2. — С. 8990.
- Морозова, И.Ю. Курс информатики на педагогическом факультете педвуза / И. Ю. Морозова // Информатика и образование. 1999. — № 9. — С. 54−65.
- Мосолов, В.А. Парадигмы воспитания в педагогической мысли России XI-XX вв.: дис. д-ра пед. наук / В. А. Мосолов. СПб., 2000. — 367 с.
- Моисеев Н.Н. Люди и кибернетика. М.: Мол. Гвардия. 1990. — 351 с.
- Никандров, Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (Анализ зарубежного опыта) / Н. Д. Никандров. М.: Наука, 1970. — 206 с.
- Никандров, Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. Основные вопросы дидактики / Н. Д. Никандров. М.: Высшая школа, 1978.-279 с.
- Никитин, Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования / Э. М. Никитин. М.: Академия, 1975. — 80 с.
- Образцов, П.И. Информатизация учебного процесса в высшей школе: проблемы, пути и условия решения / П. И. Образцов // Материалы четвертой международной научно-методической конференции. Астрахань: АГТУ, 2001.-С. 117−119.
- Пасхин, Е.Н. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН / Е. Н. Пасхин, А. И. Митин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 145 с.
- Пашков, А.Г. Педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. Г. Пашков, А. Д. Гонеев, Е. П. Белозерцев и др.- под ред.
- В.А. Сластенина. М.: Академия, 2004. — 368 с.
- Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания: Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, M.JI. Портнов. М.: Пед. общество России, 1999. -212 с.
- Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение: стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт // Образование: исследовано в мире Электронный ресурс. / А. Н. Поддъяков. Режим доступа: http://www.oim.ru.
- Подымова, JI.C. Индивидуальный стиль инновационной деятельности учителя / JI.C. Подымова // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 1999. — 222 с.
- Подчалимова, Г. Н. Теория и практика проектирования содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: дис. д-ра пед. наук / Г. Н. Подчалимова. Курск, 2001. — 578 с.
- Подушкина, И.М. Формирование методической политики общеобразовательного учреждения: дис. д-ра пед. наук / И. М. Подушкина. Курск, 2004. — 522 с.
- Полякова, Т.А. Проблемы правового обеспечения доступа к информации (02.04.2004) Электронный ресурс. / Т. А. Полякова, О. Ю. Мохова. -Режим доступа: http://www.infoforum.ru/city/?pag=3&pagedetail=40
- Ракитина, Е.А. Основные типы задач по теме «Представление управляющей информации в компьютере» / Е. А. Ракитина, С. В. Яковлева // Информатика и образование. 2004. — № 11. — С. 34−36.
- Ракитов, А.Н. Информатизация общества и право / А. Н. Ракитов // Проблемы информатизации. 1991. — № 3. — С. 3−9.
- Роберт, И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 1991. -№ 4. — С. 18−21.
- Роль библиотеки ХК ИППК ПК в формировании информационной компетентности слушателей курсов повышения квалификации. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ippk.ru/bibl / Rol%27biblioteki.doc
- Руденко, Т.В. Программы повышения квалификации работников образования в области информационных технологий / Т. В. Руденко, С. П. Анисимова, В. П. Демкин // Открытое и дистанционное образование. 2004. — № 1(13).-С. 6−13.
- Ряхинова, И.В. Курс «Информатика для учителей начальной школы» как средство формирования информационной культуры будущего учителя: дис. канд. пед. наук/И.В. Ряхинова. СПб., 1993. — 189 с.
- Сборник нормативно-правовых и методических документов по дополнительному профессиональному образованию / сост. Л. Д, Глейзер, А. К. Капитанская. Москва, 1997. — С. 186.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семеновкер, Б.А. Будущее государственной библиографии как части информационной культуры в условиях информатизации / Б. А. Семеновкер // Проблемы информационной культуры. Сб. статей. -М., 1994.-С. 207−215.
- Семенюк, Э.П. Информатизация общества, культуры, личности / Э. П. Семенюк // НТИ, Сер.1.- 1993. -№ 1.-С. 1−8.
- Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. П. Семенюк // НТИ, Сер.1. 1994. — № 1. с. 1−8.
- Семенюк, Э.П. Информационный подход к познанию действительности / Э. П. Семенюк. Киев: Наукова думка, 1988. — 240 с.
- Семибратов, A.M. Информационные технологии в повышении коммуникативной компетентности педагога Электронный ресурс. / A.M. Семибратов. Режим доступа: http://ito.bitpro.ni/l 997/B/B09.html
- Серкова, Н.В. Научно-методические основы создания электронных курсов с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся / Н. В. Серкова // Открытое и дистанционное образование. -2000.-№ 2.-С. 81−84.
- Синенко, В.Я. Пути повышения эффективности непрерывного педагогического образования на основе сотрудничества педвузов и учреждений дополнительного педагогического образования / В. Я. Синенко // Мето-, диет.-2005.-№ 4.-С. 2−5.
- Ситник, А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе. Фа-культ. курс. Из опыта работы учителя / А. П. Ситник. М.: Просвещение, 1982.-48 с.
- Ситник, А.П. Основы эстетики и искусствознания в сельской школе: Факультативный курс. Из опыта работы учителя / А. П. Ситник. М.:1. Просвещение, 1982. 48 с.
- Скорикова, JI.B. Проектирование модели профессиональной подготовки учителя в педагогическом колледже к воспитательной работе в школе (на материалах Карачаево-Черкесской Республики): дис.. канд. пед. наук / Л. В. Скорикова. Ставрополь, 2004. — 160 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М., 2000. — 512 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика профессионального образования: учебное «пособие / В. А. Сластенин. М.: Академия, 2004. — 368 с.
- Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова. М., 1997. — 224 с.
- Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя / В.А. Сластенин- под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — 178 с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Соколов, А.В. Автоматизация библиографического поиска / А. В. Соколов. -М.: Книга, 1981. 167 с.
- Соколов, А.В. Информационные поисковые системы: уч. пособие для вузов / А.В. Соколов- под ред. А. Б. Рябова. М.: Радио и связь, 1981. -151 с.
- Соколов, А.В. Информационный подход к документальной коммуника-• ции: учебное пособие для студ. библ. факультетов / А. В. Соколов. Л.:1. ЛГИК, 1988.-85 с.
- Соколова, И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи Электронный ресурс. / И. В. Соколова. Режим доступа: http://infosphere.narod.ru/files/monografy/socolova/chap3.html.
- Соколова, И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. Последняя редакция 1999 г. Электронный ресурс. / И. В. Соколова. Режим доступа: http://infosphere.narod.ru/files / monografy/ socolo va/chap8 .html
- Соснина, Т.Н. Словарь трактовки понятия «информация» / Т. Н. Соснина, П. Н. Гончукова. М.: 1997. — 168 с.
- Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: учебн. Пособие / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГПУ, 1994. — 107 с.
- Стародубова, Г. А. Технология формирования информационной культуры личности Электронный ресурс. / Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. -Режим доступа: http://libconfs.narod.ru/2005/s2/s2jp24.htm.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитаниям / Е. Н. Степанова, Л. М. Лузина. Сфера. — 2005. — 160 с.
- Суханов, А.П. Информатизация в жизни человека / А. П. Суханов. М.: Политиздат, 1983. — 112 с.
- Суханов, А.П. Информация и прогресс / А. П. Суханов. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. — 190 с.
- Суханов, А.П. Информация и человек / А. П. Суханов. М.: Сов. Россия, 1980.-203 с.
- Сухина, В.Ф. Человек в мире информатики / В. Ф. Сухина. М.: Радио и связь, 1992.-112 с.
- Сухобская, Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся / Г. С. Сухобская // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 45−48.
- Талызина, Н.Ф. и др. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина и др. Саратов: Изд. Саратовского ун-та, 1987. — 76 с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. 1986. — № 2. — С. 41−48.
- Тарасов, Н.Н. Методологическая ситуация в современном правоведении: аспекты анализа / Н. Н. Тарасов // Академический юридический журнал.-2000.-№ 3(5).-С. 4−15.
- Тихомиров, O.K., Общение, опосредованное компьютером / O.K. Тихомиров, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскуновский // Вест. МГУ.
- Сер. 14. Психология. 1986. — № 3. — С. 16−22.
- Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер // США: экономика, политика, идеология. 1982. -№ 7−11.- С. 79−82.
- Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. JL: Изд-во ЛГУ, 1960. — 156 с.
- Турен, А. Возвращение человека действующего: очерк социологии / А. Турен // Пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: Научный мир, 1998. — 203 с.
- Туровский, М.Б. Методология локальных исследований и проблема преемственности в развитии культуры / М. Б. Туровский // Постижение культуры: концепции, дискуссии, диалоги: ежегодник. Вып. 10. Отв. ред: O.K. Румянцев и др. М., 2000. — С. 257−280.
- Туровский, М.Б. Философские основания культурологии. М.: РОС-СПЭН, 1997.-437 с.
- Уваров, А.Ю. Компьютерная коммуникация и современное образование / А. Ю. Уваров // Педагогическая информатика. 1997. — № 2. — С. 12−18.
- Уваров, А.Ю. Создание учебных материалов с учетом принципов эффективного учения Электронный ресурс. / А. Ю. Уваров. Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio10/resource/Print/artl19l .htm
- Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика / А. Ю. Уваров. М.: УРАО, 1999.-220 с.
- Урсул, А.Д. Информатизация общества: Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М.: Дон, 1990. — 167 с.
- Урсул, А.Д. Информация: методологические аспекты / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1971.-295 с.
- Урсул, А.Д. Модель ноосферно-опережающего образования III тысячелетия / А. Д. Урсул // Сб. тезисов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 338 с.
- Урсул, А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты / А. Д. Урсул // НТИ, Сер.2. 1994. — № 12. — С. 1−8.
- Урсул, А.Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки / А. Д. Урсул. М.: Наука, 1975. — 275 с.
- Урсул, А.Д. Социальная информатика: состояние и перспективы / А. Д. Урсул // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 63−72.
- Урсул, А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования / А. Д. Урсул // НТИ, Сер.1. 1999. — № 2. — С. 1−11.
- Формирование профессионально-педагогического мастерства учителей: сб. науч. тр. / Ред. кол.: А. Е. Марон, И. П. Глинская, М. А. Гаученова. М., изд. АПН СССР, 1989.-83 с.
- Френд, Д. Интеграция вычислительной техники в школы / Д. Френд // Перспективы. Вопросы образования. 1988. — № 3. — С. 46−59.
- Фролова, И.И. Философский словарь / под ред. И. И. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
- Хангельдиева, И.Г., Оганов А. А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / И. Г. Хангельдиева. М.: ГРАНД: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 416 с.
- Ходусов, А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования / А. Н. Ходусов. Москва-Курск, 1997. — 357 с.
- Ходусов, А.Н. Формирование методологической культуры учителя: дис.. д-ра пед. наук / А. Н. Ходусов. М., 1997. — 250 с.
- Хозяинов, Г. И. Очно-заочная форма повышения квалификации Электронный ресурс. / Г. И. Хозяинов. Режим доступа: http://center.sportedu.ru/modules/sections/index.php?op=printpage&artid=7
- Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г. И. Хозяинов. М., 1988. — 166 с.
- Худоминский, П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы / П. В. Худоминский. М.: Педагогика, 1986. — 182 с.
- Чечель, И.Д. Метод проектов, или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы. 1998. -№ З.-С. 11−16.
- Чечель, И.Д. Сельская школа: проблемы профессионального самоопределения старшеклассников / И. Д. Чечель // Директор школы. 2004.-№ 2.-С. 58−65.
- Шиянов, Е.Н. Гуманистические ценности профессионально— педагогической культуры / Е. Н. Шиянов // Профессионально—педагогическая культура: сущность, структура, формирование: материалы Всероссийской научной конференции. М., 1996. — 129 с.
- Шульпина, JI.H. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: дис.. канд. пед. наук / JI.H. Шульпина. Б.м., Б. г. 142с.
- Шумянкова, Н.В. Муниципальное управление: учеб. пособие для студентов вузов / Н. В. Шумянкова. М.: Экзамен, 2002. — 640 с.
- Hebenstreit J. Computers in education The next step // Education and Computing. V. l, 1995. — P. 37−43.
- Locatis C.N. Notes on the noiter of technology// Educational technology, 1987, Vol. 27, #9.
- Percinval F., Ellington H.A. Handbook of Educational Technology. L., 1984.
- Rowntree D. Educational Technology in Curriculum development. N.Y., 1975.
- Whaba E.H. In Search of Better Testing Technics// English Teaching Forum, 1994, Vol. 32, #2.