Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Наглядно-конструктивный подход к изучению стереометрии в старших классах средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И. Ф. Шарыгин отмечает, что для успешного решения геометрических задач необходимы три слагаемых: умение правильно и быстро производить чертеж к задаче, оперирование методом решения (в основном аналитическим) и некоторый запас опорных задач, который позволяет осуществить переход от теоретического материала к задачному. О необходимости использования опорных (базисных, элементарных, ключевых) задач… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрии в средней школе
    • 1. Сущность наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрии в школе
    • 2. Основные пути реализации наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрического материала
  • Глава II. Методика реализации наглядно-конструктивного подхода при изучении основных разделов стереометрии в средней школе
    • 1. Методика введения опорных геометрических конструкций
    • 2. Методика использования опорных конструкций при изучении основных разделов стереометрии
    • 3. Педагогический эксперимент и его основные результаты

Наглядно-конструктивный подход к изучению стереометрии в старших классах средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы, в связи с перестройкой средней школы, значительно возрос интерес к проблемам преподавания геометрии в школе. В условиях профильной и уровневой дифференциации по-новому встает вопрос о целях и задачах преподавания геометрии и в частности стереометрии. В связи с этим изменяется подход к проблемам преподавания. Процесс преподавания становится ориентированным на личность учащегося.

Вопросам преподавания стереометрии в средней школе всегда уделялось достаточно большое внимание, но многие вопросы остаются неразрешенными до сих пор. Тестирование учителей г. Пензы проведенное О. В. Шереметьевой ([133]), наш личный опыт приема вступительных экзаменов в Глазовском государственном педагогическом институте, публикации отчетов о вступительных экзаменах, публикуемые в журнале «Математика в школе» за последние годы, показывают, что учащиеся испытывают значительные трудности при решении стереометрических задач, связанных, в основном, с недостаточным развитием их пространственных представлений.

Проблемами развития пространственных представлений учащихся занимались следующие специалисты: А. Д. Александров, С. Б. Верченко, Г. Д. Глейзер, Л. Л. Гурова, В. А. Гусев, Е.Н.Кабанова-Меллер, В. Н. Литвиненко, Б. Ф. Ломов, Л. А. Минасян, Г. П. Сенников, Н. Ф. Талызина, Н. Ф. Четвертухин, И. Ф. Шарыгин, И. С. Якиманская, Л. Л. Якобсон, и др.

В процессе формирования пространственных представлений принимают участие, в той или иной мере, все органы чувств. Как отмечает Г. Д. Глейзер: «В системном механизме восприятия пространства ведущую роль играют зрительно — вестибулярно — кинестетические взаимосвязи, которые являются стержнем, объединяющим все органы чувств в отражении пространства» ([28], С.43). В связи с этим, в процессе формирования пространственных представлений необходимо использовать совместно с простым созерцанием и. непосредственные манипуляции с материальными предметами и моделями, а также проговаривание указанных действий и определенную умственную работу ([139]).

Проблема развития пространственных представлений тесно связана с проблемой наглядности в обучении. Проблемами наглядности занимались следующие специалисты: В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер, Л. Л. Гурова, В. Р. Ирина, Т. Н. Карпова, Е. М. Кондрушенко, А. А. Новиков, А. А. Постнов, В. В. Репьев, Г. П. Сенников, Е. И. Смирнов, Л. М. Фридман, Т. Ф. Фролова и др.

Л.М.Фридман считает, что наглядность — это особое свойство психических образов, создаваемых в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения при познании объектов окружающего мира ([121], С.21−22). Он дает такую формулировку: наглядность — это понимание и активность.

В.Г.Болтянский выдвигает свою формулу наглядности — изоморфизм плюс простота. Изоморфизм понимается как идентичность структур: «две модели изоморфны, если, отвлекаясь от всех свойств этих моделей, не связанных с рассмотрением имеющихся в них предикатов, мы можем сказать, что эти модели „устроены“ совершенно одинаково (по существу неразличимы)» ([15], С.51). Таким образом, проблема наглядности тесно связана с понятием модели и моделирования.

Наглядность может играть не только положительную роль в процессе обучения, но и тормозить его. В связи с этим возникает проблема дозирования наглядности в учебном процессе. Необходимо постепенно осуществлять переход от материальных моделей к идеальным (чертежи, схемы, представления).

Г. П.Сенников предложил для изучения геометрии использовать так называемый наглядно-конструктивный подход. Он заключается в еледующем: «учитель поясняет свойство фигуры на модели, показывает его на чертеже, ученики моделируют или выполняют ее построение определенными инструментами. Если изучается отношение геометрических фигур, то сперва демонстрируется на моделях, ученики тоже манипулируют моделями, а потом выполняют геометрические построения. На определенном этапе обучения остается только демонстративная модель и построения, затем только построения инструментами, наконец, отказаться и от них, перейдя к рисункам и мысленным построениям» ([106], с.81−82). Детальной разработки наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрии Сенниковым Г. П. не произведено.

Как известно, пространственные представления развиваются в процессе изучения стереометрического материала, т. е. решения определенного круга стереометрических задач. На это указывают Л. А. Минасян, В. В. Орлов, И. Ф. Шарыгин, О. В. Шереметьева и др. Но для решения стереометрических задач необходим определенный уровень развития пространственных представлений. Значит, перед изучением стереометрии необходима определенная работа для создания определенного запаса пространственных представлений, их корректировке. Как отмечает ряд авторов, корректировку пространственных представлений можно осуществлять двумя способами: 1) непосредственной работой с конкретными моделями (Г.Д.Глейзер, Л. Л. Гурова, И. С. Якиманская и др.), 2) с помощью логических рассуждений (Е.М.Кондрушенко, М. Мухаммадов, О. В. Шерементьева и др.). Причем, как отмечает Л. Л. Гурова, второй путь неуместен на начальном этапе изучения стереометрического материала, если пространственные представления учащихся еще не достаточно развиты.

И.Ф.Шарыгин отмечает, что для успешного решения геометрических задач необходимы три слагаемых: умение правильно и быстро производить чертеж к задаче, оперирование методом решения (в основном аналитическим) и некоторый запас опорных задач, который позволяет осуществить переход от теоретического материала к задачному. О необходимости использования опорных (базисных, элементарных, ключевых) задач для решения геометрических задач, изучения геометрии говорят: И. Г. Габович, Т. В. Гришина, Г. Д. Зайцева, Ю. А. Розка, М. Е. Тимощюк, А. Я. Цукарь, И. Ф. Шарыгин и др.

В.В.Орлов показал, что в качестве связующего звена между теоретическим материалом и самостоятельным решением геометрических задач могут быть использованы опорные геометрические конструкции, представляющие из себя геометрические фигуры, на которых иллюстрируется изучаемый теоретический материал, раскрываются связи объектов, формируются приемы поиска решения геометрических задач.

Детальной разработки преподавания стереометрии на основе наглядно-конструктивного подхода не произведено. Нет единого построения изучения курса стереометрии в школе на идеях перечисленных выше.

Все сказанное выше обуславливает актуальность нашего исследования, которая заключается в разработке методики преподавания основных разделов стереометрии на основе наглядно-конструктивного подхода с целью повышения результатов процесса обучения.

Проблема диссертационного исследования состоит в выявлении и раскрытии возможных путей реализации наглядно-конструктивного подхода в процессе преподавания стереометрии в старших классах средней школы.

Объектом исследования является процесс обучения стереометрии в старших классах средней школы.

Предметом исследования является разработка наглядно-конструктивного подхода к изучению основных тем стереометрии в старших классах средних школ на основе опорных геометрических конструкций.

Гипотеза исследования состоит в том, что если в процессе изучения курса стереометрии мы будем применять наглядно-конструктивный подход, использующий предложенные нами опорные геометрические конструкции, то уровень результатов процесса обучения повысится, т. е. учащиеся будут показывать более высокие результаты в процессе решения стереометрических задач.

Цели нашего исследования заключаются в следующем:

1) Выявить опорные геометрические конструкций на основе анализа курсов стереометрии;

2) Разработать методику использования этих конструкций в процессе обучения стереометрии (на примере основных тем).

Цель и предмет определили ряд конкретных задач исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования с целью определения основных положений наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрии в старших классах средней школы;

2. Раскрыть сущность понятия опорной геометрической конструкции и выявить минимальный набор таких конструкций для изучения основных тем стереометрии;

3. Разработать конкретные методические рекомендаций к изучению первых тем курса стереометрии на основе применения опорных геометрических конструкций;

4. Провести экспериментальную проверку полученных результатов.

Решение поставленных задач потребовало привлечение следующих методов исследования: изучение психолого-педагогической и философской литературы по проблеме исследованиянаблюдение за деятельностью учителей и учащихся при изучении геометрии, анализ результатов наблюденияизучение и анализ письменных работ учащихсяпроведение педагогического эксперимента по проверке основных положений исследования.

Исследование проводилось с 1993 по 1998 год.

На первом этапе исследования (1993;1996 гг.) изучалась методическая, психолого-педагогическая и философская литература, проводились наблюдения за учебным процессом на уроках геометрии, велись беседы и дискуссии с учителями школ и преподавателями вузов. Была сформулирована рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.

На втором этапе (1996;1997 гг.) — проводился поисковый эксперимент, шла разработка и анализ экспериментальных материалов.

На третьем этапе (1997;1998 гг.) — проводился формирующий эксперимент, в ходе которого происходило подтверждение выдвинутых гипотез.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней:

1) определена сущность наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрии;

2) разработаны требования к опорным геометрическим конструкциям;

3) разработана методика использования опорных геометрических конструкций, которая состоит в том, что в ходе изучения стереометрии используются: а) серии задач, связанные с изучением многогранниковб) серии задач, связанные с изображениями многогранниковв) серии задач связанные с конструированием многогранников из развертки.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно предлагает учителю математики 10−11 классов методику организации преподавания стереометрии на основе наглядно-конструктивного подхода с использованием опорных геометрических конструкций и соответствующие к ней рекомендации, которые позволяют обеспечить наглядность процесса обучения. Результаты исследования позволяют совершенствовать методику преподавания геометрии в 10−11 классах. На защиту выносятся:

1) Основные требования, предъявляемые к наглядно-конструктивному подходу для изучения стереометрии в старших классах средней школы.

2) Разработанные нами опорные геометрические конструкции и их модификации для изучения основных тем стереометрии. Первая серия состоящая из конструкции и ее модификаций связана с произвольным тетраэдром, а вторая серия — с прямоугольным тетраэдром.

3) Методика изучения основных тем стереометрии по учебнику.

A.В.Погорелова «Геометрия 7−11» на основе наглядно-конструктивного подхода.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования получили одобрение на семинарах слушателей ФПК при МПГУ им. В. И. Ленина (1995 г.), Вторых Есиповских чтениях (г. Глазов, 1996 г.), заседаниях кафедры алгебры и геометрии ГГПИ им.

B.Г.Короленко (г. Глазов, 1993;1995 гг.), на методических объединениях учителей Юкаменской средней школы Юкаменского района Удмуртской Республики (1997;1998 гг.). Результаты исследования используются учителями школ Удмуртской Республики.

Основное содержание диссертации нашло отражение в семи публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Выводы.

Изучение стереометрического материала на основе наглядно-конструктивного подхода с использованием опорных геометрических конструкций является возможным. Разработанные нами две опорные геометрические конструкции и четыре их модификации позволяют повысить эффективность усвоения курса стереометрии в 10 классе.

Кроме того, предлагаемые нами задачи на конструирование моделей многогранников развивают пространственные представления учащихся.

Таким образом, применение учителем наглядно-конструктивного подхода создает благоприятные условия для успешного усвоения курса стереометрии в 10 классе, а также позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения, повышает интерес учащихся.

Экспериментальная проверка методики обучения, на основе наглядно-конструктивного подхода, подтвердила справедливость исходных методических идей и доказала эффективность дидактических средств. Реализованные в исследовании методы математической обработки полученных в эксперименте данных дают положительную оценку предложенной методики и подтверждают достоверность полученных результатов.

Заключение

.

В ходе теоретико-экспериментального исследования проблемы были получены следующие результаты:

1. Выявлена роль, значение и сущность наглядно-конструктивного подхода к преподаванию геометрии который сводится к следующему:

1) На первых уроках стереометрии в 10 классе решается ряд задач на конструирование многогранников, направленных на развитие и корректировку некоторого запаса пространственных представлений учащихся. В ходе решения этих задач создаются модели опорных геометрических конструкции;

2) После этого осуществляется переход к изучению основных тем стереометрии с применением в качестве иллюстративных моделей опорных геометрических конструкций и их модификаций. Теоретический материал разбирается на конструкциях, и в дальнейшем конструкции служат его носителем. Разобранные на конструкциях алгоритмы и способы решения задач позволяют обучать учащихся поиску решения задач. Опорные конструкции становятся связующим звеном между теоретическим и задач-ным материалом.

Выявлены шесть форм наглядно-конструктивного подхода к изучению стереометрического материала:

1) Первая форма характерна непосредственным конструированием моделей многогранников из картона.

2) Вторая форма заключается в сочетании конструирования и рисования.

3) Третья форма предусматривает использование моделей многогранников в форме опорной конструкции, заключающей в себе основной теоретический материал темы.

4) Четвертая форма предусматрйвает определенную работу с моделями многогранников и их изображениями в ходе которой на них производятся соответствующие построения.

5) Пятая форма заключается в разработке основных методов решения задач на опорных конструкциях.

6) Шестая форма предусматривает использование опорных геометрических конструкций для решения стереометрических задач.

2. Выявлена роль опорных конструкций как основы наглядно-конструктивного подхода. Сформулированы основные требования предъявляемые к опорным геометрическим конструкциям:

— Конструкция создается для определенной темы или раздела стереометрии;

— Создание конструкции из подручных материалов не должно вызывать трудностей у учащихся и не должно занимать много времени;

— Теоретический материал темы может быть реализован на конструкции;

— Переход от теоретического материала к задачному может быть осуществлен с опорой на конструкции;

— Конструкция не должна быть навязанной искусственно, т. е. органически вытекать из теоретического и заданного материала курса;

— Количество ОГК должно быть ограниченным.

На основе анализа содержания курса стереометрии выявлены две опорные геометрические конструкции: произвольный тетраэдр и прямоугольный тетраэдр, и четыре их модификациивыявлены первичные свойства конструкций, позволяющие включать их в изучение стереометрического материала, разработаны основные способы работы с конструкциями на уроках.

3. Разработана методика применения наглядно-конструктивного подхода к изучению основных тем стереометрии в 10 классе. Предложены задачи на конструирование моделей многогранников из плоских многоугольников, позволяющие развивать пространственные представления учащихся.

4. Экспериментальная проверка методики обучения стереометрии на основе наглядно-конструктивного подхода подтвердила справедливость исходных методических идей и доказала эффективность дидактических средств. Реализованные в исследовании методы математической обработки, полученных в эксперименте данных, дают положительную оценку предложенной методики и подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики /Пер. с франц. М. А. Шаталовой и О. П. Шаталова, под ред. И. Б. Погребысского. — М.: Советское радио, 1970. — 152 с.
  2. . Элементарная геометрия. Часть вторая стереометрия. Пособие для учителей средней школы. 3-е изд. — М.: Учпедгиз, 1958. -760 с.
  3. А.С. Взаимосвязь обучения стереометрии и черчения в средней школе: Дисс.канд.пед.наук. Баку- 1980. — 151 с.
  4. А.И. Осевые сечения правильных пирамид //Математика в школе. 1996. — № 4. — С.7−10.
  5. А.Д. Что такое многогранник? //Математика в школе. -1981.- № 1-С.8−16.
  6. А.Д. Что такое многогранник? //Математика в школе. 1981. — № 2-С. 19−26.
  7. А.Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия для 1011 классов: Учеб. пособие для учащихся шк. и классов с углубл. туч. математики. 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1994. — 464 с.
  8. А.Д., Нецветаев Н. Ю. Геометрия: Учеб. пособие. -М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1990. 672 с.
  9. Л.С., Бутузов В. Ф., Кадомцев С. Б. и др. Геометрия: Учеб. для 10−11 кл. сред. шк. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1993. — 207 с.
  10. К.С. Геометрия: Учеб. пособие для 9−11 классов вечерней (сменной) школы. 7-е изд. — М.: Просвещение, 1973. — 304 с.
  11. М.И., Резник Н. А. Развитие визуального мышления на уроках математики //Математика в школе. -1991. № 1 — С.4−8.
  12. А .Я., Гусев В. А., Дорофеев Г. В. и др. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика /Сост. Мишин В. И. -М.: Просвещение, 1987. 416 с.
  13. В.Г. Формула наглядности- изоморфизм плюс простота//Советская педагогика. 1970. — № 5. — С.46−60.
  14. В.Г. Кабинет математики. М.: Педагогика, 1972. -163 с.
  15. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1996.- 392 с.
  16. Т.Н. И снова к задачам на построение //Математика в школе.- 1995.-№ 3-С.35,36.
  17. В.А., Забелина С. Б. Выход в пространство в курсе геометрии IX класса //Математика в школе. 1996. — № 3 — С.21−24.
  18. М. Модели многогранников /Пер. с англ. В. В. Фирсова, под ред. И. М. Яглома. М.: Мир, 1974. — 236 с. ч
  19. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов /В.В.Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  20. Т.А. Дидактическая роль теоретических знаний в развитии пространственных представлений учащихся при изучении стереометрии: Дисс.канд.пед.наук. М.- 1992. — 203 с.
  21. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  22. А.Г., Литвиненко Г. Н. Стереометрия: Задачник к школьному курсу. М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998. — 128 с.
  23. П.Я. К вопросу о внутренней речи //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с.23−31.
  24. М. Математические новеллы /Пер. с англ. Ю. А. Данилова, под ред. Я. А. Смородинского. М.: Мир, 1974. — 456 с.
  25. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия /Пер. с нем. 3-е изд. — М.: Наука, 1981.- 344 с.
  26. Г. Д. Каким быть школьному курсу геометрии //Математика в школе. 1991. — № 4. — С.68−71.
  27. Г. Д. Развитие пространственных представлений школьников при обучении геометрии. М.: Педагогика, 1978. — 104 с.
  28. . Что такое психология: В 2-х т. Т.1 /Пер. с франц. Н. Н. Алипова, Ф. В. Пегелау, Т. Я. Эстриной, под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992.-496 с.
  29. . Что такое психология: В 2-х т. Т.120 /Пер. с франц. Н. Н. Алипова, Ф. В. Пегелау, Т. Я. Эстриной, под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992.-376 с.
  30. .Г. Задачи и вопросы по стереометрии (для устного решения). М.: Просвещение, 1964. — 96 с.
  31. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  32. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  33. В.А. Индивидуализация учебной деятельности учащихся как основа дифференцированного обучения математике в средней школе //Математика в школе. 1990. — № 4 — С.27−31.
  34. В.А. Как помочь ученику полюбить математику? Часть 1. -М.: Авангард, 1994. 168 с.
  35. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе: Автореф.дисс.докт.пед.наук. М.- 1990.- 39 с.
  36. В.А. Цели обучения математике в средней школе //Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Выпуск 1.-М.: «Прометей», 1992. С.3−23.
  37. JI.JI. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1976.- 328 с.
  38. В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии //Математика в школе. 1995. — № 6 — С.16−21.
  39. Г. В., Кузнецова JI.B., Суворова С. Б., Фирсов В. В. Дифференциация в обучении математике//Математика в школе. 1990. — № 4 — С. 15−21.
  40. М.Р. Проявление индивидуальных различий в развитии пространственных представлений учащихся при усвоении геометрических знаний: Автореф.дисс.кан.психолог.наук. Ташкент- 1972. — 20 с.
  41. Д.Ц. Взаимосвязь методики изучения геометрических построений в 4−6 классах с выполнением учебных заданий по трудовому обучению учащихся. Дисс.канд.пед.наук. — М.- 1980, — 224 с.
  42. К.И. О методике преподавания первых разделов систематического курса стереометрии //Лекции по методике преподавания математики. М.: МГПИ, 1978, — С.49−58.
  43. .М. Формирование геометрических представлений и развитие пространственного воображения учащихся (на материале наглядности по геометрии): Автореф.дисс.канд.пед.наук. Киев- 1971. — 20 с.
  44. А.В. Психология обучения старшеклассника. М.: Знание, 1976. — 64 с. — /Серия «Педагогика и психология», № 9.
  45. А.Н. Геометрия в 9 классе: (Метод, рекомендации к преподаванию курса геометрии по учеб. пособию А.В.Погорелова). Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  46. Избранные лекции по методике преподавания математики. М.: Прометей, 1993. — 117 с.
  47. В.Р., Новиков А. А. В мире научной интуиции. М.: Наука, 1978, — 102 с.
  48. К концепции школьного математического образования //Математика в школе. 1989. — № 2. — С.20−30.
  49. Кабанова-Меллер Е. Н. Роль образа в решении задач //Вопросы психологии. 1970. — № 5 — С. 122−130.
  50. Г. И., Сенников Г. П. Наглядно-конструктивное изучение планиметрии в VII классе //В помощь учителю математики. Редакционная коллегия: Г. П. Сенников, М. М. Тоненкова, Н. А. Заборонков. Горький. -1975.-С.23−40.
  51. Т.Н. Наглядное обучение математике как эффективный процесс формирования математических знаний школьников. Дисс.канд.пед.наук. Ярославль- 1995. — 158 с.
  52. А.П. Геометрия. Часть вторая. Учебник для 9−10 классов средней школы. 9-е изд. — М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. -88 с.
  53. В.М., Скопец З. А., Ягодовский М. И. Геометрия. Учеб. пособие для 10-го класса. М.: Просвещение, 1976. — 144 с.
  54. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. -192 с.
  55. Е.М. Развитие интуиции на уроках стереометрии //Математика в школе. 1991. — № 5 — С. 14−15.
  56. Е.М. Формирование пространственных представлений в связи с развитием логического мышления учащихся при изучении начал стереометрии: Дисс.канд.пед.наук. М.- 1993. — 197 с.
  57. В.Г. Задачи на развертки как одно из средств развития конструктивных навыков школьников //Проблемы совершенствования преподавания математики в средней школе: Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1986. — С. 190−202.
  58. В.Г. Развитие конструктивных умений //Передовой опыт преподавания математике в школе и профтехучилище. Выпуск 1. Обучение математике: как и зачем? М.- 1993. С.86−91.
  59. В.Г. Развитие конструктивных умений и навыков учащихся IX-X классов как составная часть политехнического обучения //Математика в школе. 1987. — № 1. — С. 18−21.
  60. В.Г. Развитие конструктивных умений и навыков учащихся IX-X классов средней школы в процессе решения геометрических задач: Дисс.канд.пед.наук. М.- 1987. — 186 с.
  61. Л.Т. О развитии пространственного мышления в процессе преподавания стереометрии //Актуальные проблемы школьной и вузовской педагогики: Материалы Первых Есиповских чтений. Глазов- 1994.-С.42−44.
  62. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  63. В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980. — 352 с.
  64. Т.Ф. Изучение выпуклых фигур в средней школе: Дисс.канд.пед.наук. Ташкент: Джизак, 1988. — 157 с.
  65. Г. Г. Фузионизм в школьной геометрии //Математика в школе. 1995. — № 6 С.21−26.
  66. Л.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995, с.5−23.
  67. М.И. Обучение учащихся средней школы решению задач на многогранники. Автореф.дисс.канд.пед.наук. Минск- 1985. — 20 с.
  68. В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 127 с.
  69. В.Н. Стереометрия в типовых задачах: Книга для учителя. М.: Школа-Пресс, 1995. — 320 с. /(Библиотека журнала «Математика в школе»).
  70. И.Л. К проблеме организации внеклассной работы в VI-VII классах //Математика в школе. 1993. — № 4 — С.59−61.
  71. .Ф. Особенности развития представлений о пространстве в процессе первоначального обучения черчению //Известия АПН РСФСР. -Выпуск 86. М.- 1956. — С.207−221.
  72. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /В.А.Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Санинская. М.: Просвещение, 1980. — 368 с.
  73. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика /А.Я.Блох, Е. С. Канин, Н. Г. Килина и др. М.: Просвещение, 1985. -336 с.
  74. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика /А.Я.Блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др. Сост. В. И. Мишина. -М.: Просвещение, 1987. — 416 с.
  75. JI.A. О формировании некоторых пространственных представлений учащихся при изучении стереометрии //Преподавание алгебры и геометрии в школе: Пособие для учителей /Сост. О. А. Боковнев, -М.: Просвещение, 1982. 223 с.
  76. JI.A. Развитие пространственных представлений учащихся IX X классов средней школы в процессе обучения геометрии: Дисс.канд.пед.наук. — Ереван- 1983. — 164 с.
  77. В.И. Учитесь обучать решению геометрических задач. -М- 1993.- 57 с.
  78. Т.М. Методика заключительного повторения курса планиметрии на основе базовых геометрических конфигураций: Дисс.канд.пед.наук. М.- 1989. — 150 с.
  79. Э.Э. и Дауне Ф.Л., мл. Геометрия /Пер. с англ. И. А. Вайнштейна, под ред. И. М. Яглома. М.: Просвещение, 1972. — 622 с.
  80. М. Формирование пространственных представлений учащихся в курсе геометрии старших классов средней школы: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Ташкент- 1979. — 24 с.
  81. В.В. Обучение решению стереометрических задач. Л: Ленинградский городской институт усовершенствования учителей, 1991. -39 с.
  82. В.В. Организация самостоятельного поиска решения стереометрических задач с помощью опорных конструкций: Дисс.канд.пед.наук. Л.- 1990. — 171 с.
  83. А. О системе задач для формирования пространственных представлений //Математика в школе. 1993. — № 5 — С. 14−17.
  84. А., Свобода Э. Об ошибках при выполнении и использовании геометрических чертежей //Математика в школе. 1994. — № 1 -С.35−36.
  85. А. Тест как средство исследования пространственного воображения //Математика в школе. 1995. — № 3 — С.75−80.
  86. Ф.С. Внимание и сосредоточение //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С. 109−115.
  87. С.В. Система упражнений на развитие пространственных представлений и пространственного воображения при изучении начал стереометрии в восьмилетней школе ив IX классе: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Л.- 1974. — 20 с.
  88. . Избранные психологические труды /Пер. с фр. A.M. Пятигорского и др., пер. с англ. Н. Г. Алексеева. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
  89. А.В. Геометрия: Учеб. для 7−11 кл. сред, шк.- М: Просвещение, 1990. 384 с.
  90. А.Н. Модель, развертка и чертеж в процессе преподавания стереометрии в средней школе: Дисс.канд.пед.наук. Ростов-на-Дону- 1954.- 309 с.
  91. А.А. Формирование и развитие пространственных представлений у учащихся восьмилетней школы с применением средств наглядности (на стереометрическом материале). Авто-реф.дис.канд.пед.наук. М.- 1966. -128 с.
  92. В.В., Шарыгин И. Ф. Задачи по стереометрии. М.: Наука. Гл. ред. физ-мат. лит., 1989. — 288 с. — /Библиотека мат. кружка.
  93. Программы средней общеобразовательной школы. Математика. -М.: Просвещение, 1991. 128 с.
  94. Психологический словарь /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. -440 с.
  95. Психология решения учащимися производственно-технических задач /Под. ред. Менчинской Н. А. М.: Просвещение, 1965. — 225 с.
  96. В.В. О наглядности в преподавании стереометрии //Вопросы методики преподавания стереометрии. Ученые записки Горь-ковского государственного педагогического института им. М.Горького. Выпуск 32. Горький- 1961, — С.52−67.
  97. В.В., Сенников Г. П., Тоненкова М. М. О преподавании математики в IV классе. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1967. — 112 с. (Методическое пособие в помощь учителю математики).
  98. З.Ю. Исследование изображений многогранников и их применение в учебном процессе. Автореф.дис.канд.пед.наук. М.-1967. -18 с.
  99. Г. И. Обучение решению задач на построение сечений многогранников //Математика в школе. 1991. — № 5 — С.35−40.
  100. Г. П. Задачи на построение в школьном курсе стереометрии //Вопросы методики преподавания стереометрии. Ученые записки Горьковского Государственного педагогического института им. М.Горького. Выпуск 32. Горький- 1961. — С. 111−159.
  101. Г. П. Методика обучения решению задач на построение в VI-VIII классах: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -Москва-Горький- 1953. 18 с.
  102. Г. П. Наглядно-конструктивное изучение школьной планиметрии. Горький- 1970. — 276 с.
  103. Г. П. Наглядные средства для изучения геометрии в VI классе // Математика в школе. 1982. — № 5. — С.45−48.
  104. Г. П. Образование геометрических понятий в 4 классе //Из опыта преподавания математики в средней школе. М.: Просвещение, 1979.-С.51−78.N
  105. Е.И. Технология наглядно-модельного обучения математике: Монография. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. — 313 с.
  106. И.М. В мире многогранников: Книга для учащихся. -М.: Просвещение, 1995. 144 с.
  107. И.М. Интерес и его измерение на уроках математики //Психолого-педагогические основы обучения математике в средней школе. Выпуск I. М.: Прометей, 1992. — С.73−79.
  108. И.М. Научно-методические основы преподавания геометрии в условиях профильной дифференциации: Монография. М.: Прометей, 1994. — 152 с.
  109. А.А. Методы обучения математике. Минск: Вышей-шая школа, 1966. — 191 с.
  110. Н.Ф. Общий анализ учебного процесса //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С.31−44.
  111. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  112. А.И. Методика взаимосвязанного изучения начал стереометрии и многогранников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. Ташкент- 1968.-26 с.
  113. O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С.66−82.
  114. А. Конструктивные методы в школьном курсе геометрии как средство осуществления связи теории с практикой: Авто-реф.дисс.канд.пед.наук. Минск- 1986. — 20 с.
  115. З.Р. Формирование пространственных представлений учащихся в курсе планиметрии. Методические рекомендации для студентов физико-математического факультета. Ульяновск: УлГПУ им. И. Н. Ульянова, 1997. — 34 с.
  116. JI.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  117. JI.M. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. — 80 с. (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология «- № 6).
  118. Т.Ф. Роль наглядных представлений в преподавании дедуктивного курса геометрии: Дисс.канд.пед.наук. М- 1988. — 208 с.
  119. Т.Ф. Роль наглядных представлений при изучении первых разделов планиметрии //Математика в школе. 1989. — № 1 — С. 3945.
  120. Л.С. Психологические возможности человека и проблемы обучения //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С.121−125.
  121. Л.Ю. Первые уроки стереометрии //Математика в школе. 1986.-№ 1.-С.34−36.
  122. Н.Ф. Вопросы формирования и развития пространственных представлений и пространственного воображения учащихся. -М.- 1949.- 178 с.
  123. Н.Ф. Изображение фигур в курсе геометрии: Пособие для учителей и студентов. М.: Учпедгиз, 1958. — 216 е.
  124. Г. Д. Понимание и усвоение знаний //Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — С.93−105.
  125. И.Ф., Голубева В. И. Факультативный курс по математике. Решение задач. 11 класс. М.: Просвещение, 1991. — 384 с.
  126. И.Ф. Учимся решать задачи по геометрии //Математика в школе. 1989. — № 2. — С.87−101.
  127. И.Ф. Учимся решать задачи по геометрии //Математика в школе. 1989. — № 4 — С.73−81.
  128. О.В. Использование задач на движение при изучении стереометрии: Методические рекомендации для учителей математики и студентов математических специальностей пединститутов. Пенза: ПГПУ, 1996. — 29 с.
  129. О.В. Обучение решению стереометрических задач с учетом взаимосвязи образного и логического компонентов мышления (на примере задач на подвижные сечения многогранников): Дисс.канд.пед.наук. СПб.- 1997. — 142 с.
  130. О.Н. Тетраэдр из треугольника и квадрата //Математика в школе. -1998. № 4. — С.24−27.
  131. А.Н. Как развить пространственное воображение учащихся //Математика в школе. -1991. № 1 — С.29−32.
  132. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 416 с.
  133. Энциклопедический словарь юного математика /Сост. А. П. Савин. М.: Педагогика, 1989. — 352 с.
  134. И.С. Знание и мышление школьника. М.: Знание, 1985. — 80 с. /(Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология «- № 9).
  135. И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  136. JI.JI. Изучение многогранников в школьном курсе геометрии. М.: НИИШОТСО АПН СССР, 1989. — 43 с.
  137. JI.Jl. Формирование графических образов многогран ников с использованием педагогических программных средств: Аво реф.дисс.канд.пед.наук. М.- 1990. — 17 с.
Заполнить форму текущей работой