Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе
В ходе дискуссий, на определенном этапе (2008 г.) в правительстве пришли к выводу о том, что финансирование ДО должно быть нормативно — подушевым. Это решение было зафиксировано в рамках программы развития образования в 2006;2010гг. «Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово — экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты… Читать ещё >
Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: Материальная обеспеченность дошкольного образования в Российской Федерации на современном этапе
1. Структура системы дошкольного образования
1.1 Определение понятия «дошкольное образование»
1.2 ДОУ
1.2.1 ДОУ
1.2.2 Виды ДОУ
1.2.3 Задачи ДОУ
1.3 Участники дошкольно-образовательного процесса
1.4 Проблемы дошкольного образования
2. Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО
2.1 Финансирование ДО
2.1.1 Цели финансирования ДО
2.1.2 Принципы финансирования
2.1.3 Порядок реализации финансирования
2.1.4 Методика расчета финансирования
2.2 Проблемы Заключение Библиографический список
Становление каждого отдельного гражданина, как личности, является одной из приоритетных задач государства, которое гарантирует общедоступность и бесплатность образования на каждом его этапе. Система дошкольного образования способствует первичной социализации человека. Государство предоставляет возможность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, за содержание ребенка в которых несет ответственность муниципалитет и родители, являющиеся законными представителя будущего воспитанника.
Являясь важным аспектом первичной социализации человека, система дошкольного образования, как любая система, имеет очевидные недостатки, которые приводят к определенным последствиям.
Государство заинтересовано в повышении демографического фона страны, улучшении качества реализации образовательных программ и увеличении материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений.
В рамках исследования проблем, сопутствующих процессу финансирования системы дошкольного образования, необходимо осветить, какие стороны данного процесса являются менее эффективными и каков их итог.
На современном этапе проблема неэффективности финансирования или слабой материальной обеспеченности дошкольного образования является актуальной и очевидной не только рядовым гражданам РФ, но и высокопоставленным чиновникам, в чьей компетенции находится устранение проблем в данной ситуации. Затрагивание интересов каждого человека на определенном отрезке его жизни придает проблеме слабой материальной обеспеченности дошкольных образовательных учреждений еще большую актуальность. Сталкиваясь с длительным ожиданием при устройстве ребенка в детский сад, родитель использует свое время неэффективно, что является одной из причин неполной занятости населения в РФ.
Так же проблема неэффективности финансирования актуальна для выпускников педагогических вузов. Получив высшее образование, люди, компетентные работать воспитателями, отказываются от рабочих мест в государственных и муниципальных детских садах из-за низкой заработной платы.
Данная курсовая работа направлена на освещение процесса дошкольного образования (его акторов, целей, задач). Отдельно рассматривается процесс финансирования дошкольного образования, в результате неэффективности которого возникает ряд проблем, решить которые на современном этапе практически невозможно, без привлечения инвесторов, спонсоров и НКО.
1. Структура системы дошкольного образования
1.1 Определение понятия «дошкольное образование»
Для того, чтобы истолковать понятие «дошкольное образование», следует уточнить, что такое процесс образования в целом, так как термин «дошкольное образование» подразумевает принадлежность образовательного процесса к определенной возрастной группе, а именно — к детям дошкольного возраста Дошкольное детство — период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу.
Итак, образование — процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества, объединяющий воспитание и обучение и в ходе которого индивид усваивает совокупность нравственных и культурных ценностей, соответствующих его интересам и общественным ожиданиям Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999 — т.2, с. 62.
Существуют следующие уровни/ступени образования:
— дошкольное Далее — ДО
— общее (включает в себя 3 ступени: начальное общее, основное общее, полное общее образование)
— начальное профессиональное
— среднее профессиональное
— высшее профессиональное
— послевузовское профессиональное
— дополнительное (повышение квалификации и т. п.)
ДО является одной из основополагающих ступеней социализации человека, это образование, получаемое обучаемыми, воспитанниками в процессе реализации общеобразовательных программ в сети дошкольных образовательных учреждений Далее — ДОУ или под руководством родителей, являющихся первыми педагогами и обязанных заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — с. 86.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что от способа реализации общеобразовательных программ, от характера воспитательного процесса, одобренного и установленного в рамках политической программы того или иного государства, от выбора приоритетных задач в рамках системы ДО зависит становление отдельной личности, приобретение навыков не только обыденного познания, но и развитие скрытых талантов и творческого начала.
Из определения становится ясно, что реализация задач ДО может происходить как в рамках семьи, так и в специализированных учреждениях, которые имеют множество разновидностей, выполняют определенные функции и ставят перед своей деятельностью некие задачи, реализуя которые, способствуют взаимосвязи интересов государства и отдельных индивидов касаемо вопросов первичной социализации.
1.2 ДОУ
1.2.1 ДОУ
ДОУ — образовательное учреждение, предназначенное для общественного воспитания детей до 6−7 летнего возраста, потребность в котором возникла в связи с привлечением женщин к труду на предприятиях (17−18 вв.) и основной единицей которого является группа воспитанников дошкольного возраста Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2004. — с.118.
На начальных этапах концепцию дошкольного образования разрабатывали такие деятели, как Я. А. Коменский Ян Амос (1592 — 1670) — чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель., И. Г. Песталоцци Иоган Генрих (1746 — 1827) — швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения., Ф. Фребель Фридрих Вильгельм Август (1782 — 1852) — немецкий педагог, теоретик дошкольного образования., М. Монтессори Мария Монтессори (1870 — 1952) — итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии — доктор медицинских наук (1896). и другие. В рамках работы Ф. Фребеля «на свет» появилось «Учреждение для развития творческого побуждения деятельности у детей и подростков» (1837, г. Бланкенбург, Германия), которое впоследствии было переименовано в «Детский сад», каким и дошло до современности.
В качестве нормативно-правовой базы каждое ДОУ должно иметь устав, регламентирующий процесс образовательной деятельности, лицензию на осуществление образовательной деятельности и ряд других важных документов, с которыми заведующий ДОУ должен ознакомить родителей при приеме ребенка.
1.2.2 Виды ДОУ
Основываясь на данных Типового положения о дошкольных образовательных учреждениях (далее — Типовое положение о ДОУ), можно выделить несколько основных видов ДОУ:
— детский сад
— детский сад для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет)
— детский сад для детей предшкольного возраста (от 5 лет до 7 лет)
— детский сад присмотра и оздоровления
— детский сад компенсирующего вида
— детский сад комбинированного вида
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников
— центр развития ребенка — детский сад Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22 946 от 26.01.2012 г.
Из этого следует, что образовательное учреждение того или иного вида может принять ребенка с определенными отклонениями, обеспечить вариативность времени пребывания, предоставить возможность выбора дополнительных возможностей в рамках процесса образования и т. д.
1.2.3 Задачи ДОУ
Опираясь на вышесказанное, становится ясно, что ДОУ играют важную роль в первичной социализации человека. Спектр деятельности работников дошкольных учреждений довольно широк: от элементарного соблюдения режима дня и проведения мероприятий, способствующих развитию, до реализации концепта индивидуального подхода к каждому воспитаннику и выявления тех или иных отклонений, заболеваний на ранних этапах развития.
Обращаясь к Типовому положению о ДОУ, можно сформулировать ряд задач, необходимых к выполнению в ходе образовательного процесса в ДОУ:
— охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
— воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье
— осуществление необходимой коррекции недостатков физическом и (или) психическом развитии
— взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей
— оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей
— обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно эстетического и физического развития воспитанников Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22 946 от 26.01.2012 г.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что кадровая комплектация ДОУ должна быть в большей степени высококвалифицированной. Люди, ведущие работу непосредственно с воспитанниками ДОУ (психологи, медицинские работники, воспитатели) несут огромную ответственность перед родителями, которые, в свою очередь, являются законными представителями детей до достижения совершеннолетнего возраста, и перед государством.
1.3 Участники дошкольно-образовательного процесса
Из определения понятия «дошкольное образование» становится ясно, кто непосредственно является участником дошкольно-образовательного процесса:
— воспитанники (дети дошкольного возраста)
— родители (законные представители воспитанников)
— кадровое обеспечение ДОУ, принимающее участие в воспитании детей (воспитатели, методисты, психологи, логопеды, физкультурные работники, работники дополнительного образования в рамках ДОУ (репетиторы и т. п.) и т. д.)
— кадровое обеспечение ДОУ, отвечающее за создание условий для комфортного пребывания детей (медицинские работники, методисты, обслуживающий персонал, повара и т. д.)
Стоит отметить, что к работе с детьми допускаются люди с определенным уровнем образования (высшее, средне — специальное), не имеющие психических отклонений, судимости, заболеваний и не подверженные уголовному преследованию Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22 946 от 26.01.2012 г. .
1.4 Проблемы дошкольного образования
Будучи разноплановым процессом, дошкольное образование, как любая динамическая система, содержит ряд недостатков, касающихся как воспитания детей, так и организации образовательного процесса.
Содержание детей в ДОУ требует соблюдения требований санитарно-эпидемиологической службы, равновесия психологического климата среди воспитанников.
Далее — перечень выявленных проблем дошкольного образования на современном этапе:
— проблема моделирования педагогического процесса в ДОУ
— познавательно-речевого развития детей
— социально-нравственного воспитания
— формирования экологической культуры
— предшкольного образования
— формирования основ здорового образа жизни
— художественно-творческого развития
— воспитание музыкально-этической культуры
— роль семейного и общественного воспитания в становлении личности дошкольника
— проблема профессиональной деятельности педагогов и педагогического менеджмента в условиях ДОУ
— обеспечения, финансирования и комплектования ДОУ
— нормативно-правовое регулирование дошкольно-образовательной деятельности Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 8; в 2-х ч. / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. — Тольятти: ТГУ, 2010. — Ч. 1. — 292 с. / Ч. 2. — 296 с.
2. Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО
2.1 Финансирование ДО
Опираясь на ряд фактов, перечисленных в первой главе, вывод о том, что финансирование ДО со стороны государства необходимо для реализации образовательных программ в рамках описываемого процесса, для содержания детей в ДОУ, обеспечения комфортного пребывания, что, в свою очередь, благоприятно влияет на процесс развития ребенка, как личности, становится очевидным. Так же немаловажным аспектом в ходе процесса финансирования является привлечение кадрового состава в сферу ДО, возможность повышения его квалификации, соблюдение правовых норм.
Анализируя различные источники информации, можно сделать вывод, что государство является гарантом общедоступности и бесплатности дошкольного образования в муниципальных и государственных ДОУ Конституция РФ гл. 2, ст. 43. В то же время государство не гарантирует бесплатное содержание воспитанников в ДОУ, что становится обязанностью региональных властей и родителей.
В ходе дискуссий, на определенном этапе (2008 г.) в правительстве пришли к выводу о том, что финансирование ДО должно быть нормативно — подушевым. Это решение было зафиксировано в рамках программы развития образования в 2006;2010гг. «Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово — экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления» О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений. № 03−2782 от 01.12.2008 г.
Процесс финансирования имеет особую направленность (цель) и методику расчета, а также обладает характерными принципами реализации.
2.1.1 Цели финансирования ДО
Основной целью финансирования ДО является обеспечение дошкольников и кадрового состава ДОУ ресурсами, необходимыми для реализации деятельности последних, конституционные права которых должны быть учтены и соблюдены.
ДОУ должно быть оснащено предметами быта (мебель, электрические приборы, посуда и т. д.), предметами, необходимыми для реализации образовательных программ (дидактические Дидактика — составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования и т. п. материалы и т. д.) и игровой деятельности; должно иметь возможность соблюдения санитарных норм, проведения специальных занятий (музыкальные, занятия по физической культуре и т. д.); должно быть оснащено помещениями для проведения культурно-массовых мероприятий, осуществления медицинской деятельности.
Так же часть средств из финансирования идет на заработную плату всего штата сотрудников ДОУ.
Обобщив вышесказанное, можно сделать вывод, что финансирование направлено на удовлетворение потребностей сторон в рамках процесса ДО.
Важным условием развития системы ДО является оптимизация финансирования ДОУ любой организационно-правовой формы и формы собственности, чего можно достичь, основываясь на принципах нармативно — подушевого подхода.
2.1.2 Принципы финансирования
Исходя из информации, представленной в методических рекомендациях по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, можно выделить принципы, основываясь на которых, проводится нормативно-подушевое финансирование, реализуя образовательные программы в системе ДОУ О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений. № 03−2782 от 01.12.2008 г.
Принципы:
— прозрачность планирования расходов на финансирование ДОУ
— объективность распределения средств в системе ДО
— нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств
— четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование ДОУ
— стимулирование развития ДОУ и повышение качества образования
— обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности ДОУ Из формулировки действующих принципов реализации нормативно-подушевого финансирования следует, что расходы должны быть прозрачны, четко рассчитаны, распределены объективно, то есть в равном количестве между всеми субъектами ДО.
2.1.3 Порядок реализации финансирования
Одной из функций государства, как определенного института, является социальная функция, которая характеризуется поддержкой социальной сферы со стороны государства и которая включает в себя финансирование ДО.
Основываясь на информации, закрепленной в Бюджетном кодексе БК РФ гл. 2, ст. 8, 9. и Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что расходы на содержание детей в ДОУ и реализацию образовательных программ в ДО должны производиться за счет местного бюджета. Если же имеется недостаток финансовых средств в местном бюджете, они выделяются из федерального бюджета или из бюджета субъекта Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов.
дошкольный образование учреждение финансирование
2.1.4 Методика расчета финансирования
Данная методика имеет три уровня:
1. региональный Региональный норматив финансирования (РНФ) — это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения.
Региональный норматив зависит от «категории» воспитанников ДОУ (условно здоровые дети; дети, посещающие группы оздоровительной направленности и т. п.).
При расчете регионального норматива учитываются расходы на реализацию основной общеобразовательной программы (при соответствии ее установленным нормам), частичную оплату труда, усовершенствование игровой среды (наглядные пособия и т. п.), хозяйственные нужды, технические средства, способствующие обучению и воспитанию. На данном уровне не учитываются расходы на коммунальное содержание зданий, которые осуществляются местным бюджетом.
2. муниципальный На данном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования ДОУ, реализующих общую образовательную программу. Полученные средства расходуются на питание, коммунальные услуги и капитальный ремонт помещения.
3. уровень образовательного учреждения Данный уровень подразумевает самостоятельность ДОУ в расходовании полученных средств.
ДОУ самостоятельно в:
— распределении выделенных средств по статьям расходов сметы ДОУ с учетом принятых в субъекте РФ и муниципальном образовании нормативно-правовых актов
— установлении штатного расписания и заработной платы работников
— определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда
— определении соотношения фонда оплаты труда педагогического, учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала
— порядке распределения стимулирующей части оплаты труда Перечисленные выше самостоятельные возможности ДОУ не должны противоречить нормам, установленным на региональном и федеральном уровнях.
Существуют формулы расчета нормативно — подушевого финансирования на каждом из уровней
2.2 Проблемы
Проблемы, сопутствующие процессу финансирования ДО, являются очевидными не только простому гражданину, но и высокопоставленному чиновнику. Будучи премьер-министром РФ в апреле 2011 года, В. В. Путин отметил, что огромное количество детей (а именно 1,7 млн человек) ожидает своей очереди, чтобы попасть в детский сад и воспользоваться услугами государства, предоставляемыми в данной сфере: «Мы знаем, что это, прежде всего, региональная проблема. Но готовы поддержать те регионы, которые ее активно решают.». В данном заявлении В. В. Путин предложил увеличить финансирования ДО в 2 раза (до 1 млрд рублей) Российская газета. 20.04.2011 г.
Проводя исследования проблемы нехватки мест в ДОУ, эксперты ВШЭ пришли к выводу о том, что самой острой причиной данной тенденции является низкое финансирование и инвестиционная непривлекательность сферы ДО, что впоследствии способствует оттоку кадров, деятельность которых непосредственно направлена на воспитание и содержание детей в ДОУ.
Детские сады в большей степени укомплектованы управленческими кадрами (директора, заведующие и т. п.), нежели воспитателями и нянями, которые напрямую взаимодействуют с детьми в течении всего дня.
Следующий вывод экспертов ВШЭ — развитие ДОУ тормозит сметное финансирование, которое по определению является неточным, не дающим возможности полной реализации задуманных проектов. По словам представителей региональных властей, финансирование дошкольного образования увеличивается с каждым годом, в то время как директора ДОУ утверждают, что финансирование увеличивается лишь с поправкой на инфляцию, то есть остается практически неизменным, так как ценовые показатели на необходимые услуги также возрастают Ивойлова И. Детским садам не хватает финансирования // Российская газета. 2011. .
Недостаток муниципального фонда также имеет место быть, особенно в отдаленных от центра районах.
Нехватка помещений для спортивных, музыкальных залов, кабинетов для работы психологов, логопедов предопределяет отсутствие полноты образовательного и воспитательного процесса в рамках определенного ДОУ, что нарушает конституционные права граждан РФ (а именно, право на получение бесплатного, качественного образования).
Основываясь на статистике материальный обеспеченности городских и сельских ДОУ, опубликованной на сайте Российской Газеты, можно сделать вывод о том, что материальная обеспеченность городских и сельских ДОУ значительно различается, относительно каждого пункта сравнения.
Материальная обеспеченность ДОУ (в процентах):
· пищеблок: город — 100; село — 96,5
· медицинский кабинет: г. — 100; с. — 80
· музыкальный зал: г. — 95,7; с. — 78,8
· бассейн: г. — 12; с. — 3,5
· кабинеты для занятия с логопедом: г.- 60; с. — 37,6
· выход в интернет: г. — 50; с. — 18,5 Там же.
В условиях научно-технического прогресса государство пытается провести повсеместную компьютеризацию, внедряя информационные технологии во все сферы человеческой деятельности, где они уместны. Поэтому по новым стандартам каждый воспитатель должен предоставить аттестационной комиссии свою аттестационную работу в электронном виде. В крупных городах это не является большой проблемой, нежели в провинции, где на все ДОУ может приходиться всего один персональный компьютер с выходом в Интернет (а иногда и без него), который находится в кабинете заведующего или методиста. В то же время курсы для воспитателей, на которых предоставляется возможность бесплатного обучения пользованию ПК, не предусмотрены. Поэтому в ходе образовательно-воспитательной деятельности информационные технологии не используются Павлова О. С. — воспитатель д/c «Родничок». Респ. Карелия, г. Сортавала.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития система ДО претерпевает определенные трудности относительно материальной обеспеченности и комплектации кадрового состава ДОУ, преодолеть которые становится возможным с помощью привлечения лиц из НКО и организации спонсорской помощи со стороны крупного и среднего бизнеса.
Представители крупного бизнеса могут оказывать помощь, открывая детские сады для работников собственных предприятий, обеспечивая занятость обоих секторов.
В то время, как помощь со стороны представителей среднего бизнеса может заключаться в оказании материальной помощи при проведении каких-либо мероприятий в системе ДОУ определенного города.
Так или иначе, вопрос о способах финансирования ДО будет оставаться открытым на повестке дня еще долгое время.
Библиографический список
1. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 368с.
2. Словарь по образованию и педагогике/В.М. Полонский. — М.: Высш. шк., 2010. — 512 с.
3. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. — 528 с.: ил.
4. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1997 — 336 с.
5. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. статей. Вып. 8; в 2-х ч. / под ред. О. В. Дыбиной [и др.]. — Тольятти: ТГУ, 2010. — Ч. 1. — 292 с. / Ч. 2. — 296 с.
6. Актуальные проблемы дошкольного образования: Всерос. межвуз. науч. практ. конф. — Челябинск: Изд-воЧГПУ, 2009. — 320 с.
7. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 22 946 от 26.01.2012 г.
8. Министерство образования и науки РФ. Департамент государственной политики в образовании. Письмо от 1 декабря 2008 г. № 03−2782 О введении нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений.
9. Российская педагогическая энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2009 .