Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования: на материале Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В новой социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса, актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации. Выступая на форуме в Красноярске (15.02.2008) Д. Медведев отметил, что в нашей стране складывается общество с новой культурой, которая будет формироваться… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические предпосылки формирования этнопедагогической культуры студентов
    • 1. 1. Этнопедагогическая культура как предмет психолого-педагогического анализа
    • 1. 2. Междисциплинарные исследования проблемы формирования этнопедагогической культуры студентов
  • Глава 2. Содержание и педагогическое обеспечение формирования этнопедагогической культуры студентов университета
    • 2. 1. Содержание знаниевой основы формирования этнопедагогической культуры студентов университета
    • 2. 2. Насыщение содержания курса «Этнопедагогика» элементами народной культуры
    • 2. 3. Изучение и анализ продвижения студентов в контексте проявления этнопедагогической культуры

Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования: на материале Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В новой социокультурной ситуации развития российского общества, в условиях необходимости преодоления социально-экономического и духовного кризиса, актуализируются проблемы сохранения этнокультурных традиций народов Российской Федерации. Выступая на форуме в Красноярске (15.02.2008) Д. Медведев отметил, что в нашей стране складывается общество с новой культурой, которая будет формироваться на основе всех наших накопленных культурных' богатств, и мы должны их всячески оберегать. Это высказывание подтверждает современную значимость целей и задач, которые поставлены в «Национальной доктрине образования Российской Федерации», Федеральном законе «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О'высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». К числу данных целей и задач относятся: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, трансляцию и развитие национальной культурыформировать у молодежи современное миропониманиегармонизировать национальные и этнокультурные межэтнические отношения. В связи с этим в настоящее время существует стратегическая необходимость в сохранении и поддерживании в университетском образовании этнической самобытности народов Россиив защите и развитии национальной культуры, региональных культурных традиций.

Задачи университетского образования предполагают решение проблемы формирования этнопедагогической культуры как результата жизнедеятельности личности. Выдвигая идею приобщения и усвоения этнопедагогической культуры студентами современного университета, необходимо обратить внимание на разработанность данной проблемы.

Особое внимание этническому аспекту воспитания уделялось в истории педагогического образования (П.П.Кропоткин, В'.А.Сухомлинский

Л.Н.Толстой, К. Д. Ушинский и другие) — в исследованиях в 1960;1990;е годыначале XXI века (JI.H. Бережнова, Г. Н. Волков, В. М. Григорьев, Д. Е. Егоров, А. Э. Измайлов, М. М. Кузьмин, Н. И. Малиновская, И. Л. Набок, Я. И. Ханбиков, В. И. Щеглов и другие). Проблемам изучения регионально-этнических культур России посвящены исследования Н. В. Григорьева, Л. М. Мосоловой, В. В. Селиванова, Л. В. Петрова, В. А. Щученко и других. В этом направлении рассматриваются проблемы этнокультурологического образования (А.П. Валицкая, Н. В. Григорьев, И. Л. Набок, М. Ф. Рудзик, И. Ю. Хитарова и другие).

Обосновывается необходимость интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса (Ф.Ф. Харисов), разработки общетеоретических спецкурсов гуманитарного и естественнонаучного направления, осмысления феномена «этнический парадокс современности», «этнический ренессанс» (А.Ю. Белогуров), решается задача этнопедагогической подготовки будущих специалистов (С.Б. Сергеева, Г. В. Давлекамова, К. С. Садыков, М. В. Чернова, О. А. Гущина, Н. М. Ахмерова и другие), выдвигаются различные этнопедагогические концептуальные положения (Г.Н. Волков, Л. Н, Бережнова, Г. А. Станчинский, В. К. Шаповалов, В. А. Николаев и другие). Изучение региональных особенностей и условий формирования этнопедагогической культуры студентов (Ш.М.-Х. Арсалиев, А. П. Божедонова, Ш. А. Магомедов, И. О. Попова, М. Б. Насырова, С. Г. Тишулина и другие) показало, что существуют различные подходы к их реализации. Однако при изучении этнокультурных особенностей культуры тувинского народа (С.И.Вайнштейн, В. П. Дьяконова, М.Б.Кенин-Лопсан, А. К. Кужугет, Г. Н. Курбатский, М.Х.Маннай-оол, Т. Т. Мунзук и другие) выявлено, что вне поля внимания остается формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования Республики Тыва.

Анализ нормативных документов об образовании, состояние данной проблемы в педагогической теории и практике позволили выделить следующие противоречия между:

— возросшей потребностью государства и общества в гармонизации национальных и этнокультурных межэтнических отношений и недостаточно выраженной ориентацией содержания университетского образования на формирование этнопедагогической культуры студентов;

— осознанием педагогами высшей школы необходимости формирования этнопедагогической культуры студентов и неразработанностью методики использования этнокультурных средств в данном процессе;

— значимостью этнической культуры и уровнем знаний студентов в этой области.

Данные противоречия актуализируют проблему поиска путей и условий формирования этнопедагогической культуры студентов университета и обусловливают выбор темы исследования: «Формирование этнопедагогическойкультуры студентов в условиях университетского образования (на материале Республики Тыва)».

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в университете.

Предмет исследования — формирование этнопедагогической культуры студентов в процессе освоения этнической культуры тувинского народа.'

Цель исследования: исследовать теоретические предпосылки формирования этнопедагогической культуры студентов и выявить педагогические условия ее освоения на уровне социально и личностно значимого этнического опыта.

Гипотеза исследования: формирование этнопедагогической культуры студентов университета на уровне социально и личностно значимого этнического опыта будет эффективным при условии, если:

— выявить знаниевую основу этнической культуры и определить ее значимость для формирования этнопедагогической культуры студентов;

— разработать специальный курс и обогатить его содержание элементами этнокультуры;

— осуществлять анализ продвижения студентов в контексте проявления ими этнопедагогических знаний, отношения к ценностям этнокультуры и участие в этнопедагогической деятельности.

Данные условия в единстве и взаимосвязи будут способствовать овладению знаниями, их конкретизации и освоению этнопедагогического опыта.

Задачи исследования:

1. Охарактеризовать сущность и содержание этнопедагогической культуры.

2. Рассмотреть формирование этнопедагогической культуры студентов университета в контексте междисциплинарных исследований.

3. Раскрыть содержание знаниевых основ формирования этнопедагогической культуры студентов университета.

4. Разработать спецкурс этнопедагогической направленности и обогатить его содержание элементами этнокультуры.

5. Разработать диагностические материалы и процедуры отслеживания результатов продвижения студентов в контексте формирования их этнопедагогической культуры.

Методологическую основу исследования составили:

— культурологический подход, отражающий связь культуры и общества, культуры и образования (М.М.Бахтин, Е. В. Бондаревская, Б. С. Гершунский, А. Н. Джуринский, М. С. Каган, Д.С.ЛихачевМ.И. ШиловаВ.В. Игнатова);

— аксиологический подход (И.Ф.Исаев, В. А. Сластенин, В. П. Тугаринов, Г. И. Чижакова, Е. Н. Шиянов, В. А. Ядов);

Теоретическими основами исследования являются: труды по теории культуры (B.C. Библер, Т. А. Петрова, В. А. Щученко, С. Н. Иконникова, А. И. Марков, А. С. Кармин, М. М. Мамытов, К.З. Акопян) — по этнокультурологии и этнопедагогике (С.Н. Артановский, В. М. Межуев, В. А. Николаев, С.Г.

Тишулина, Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. К. Шаповалов, M.JT. Мальчевская, Н. Е Сидорова и другие) — труды по теории этноса (С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Н.Г. Скворцов) — русских путешественников и ученых о традиционной культуре Тувы (Н.Ф. Катанов, Г. Н. Потанин, Ф. Я. Кон, В. И. Дулов, С. И. Вайнштейн, В. П. Дьяконова, Ю. Л. Аранчын, Ш. Ч. Сат, И. Л. Кызласов, М. А. Дэвлет, М.Б. Кенин-Лопсан, Г. Н. Курбатский и другие), а также исследования этнопедагогических знаний в тувинской культуре как отражение этнической культуры в содержании общего и высшего образования Тувы (К.Б. Салчак, Л. П. Салчак, М.Б. Кенин-Лопсан, Т. Т. Мунзук, A.G. Шаалы, Х.Д.-Н. Ооржак, К. Д. Даваа и другие).

Исследования проблем учета культуры в процессе обученияи воспитания в своей методологической основе, как правило, опираются на два и более подходы (В.К. Шаповалов (Москва), Н. Е Сидорова (Красноярск, 2004) и другие.

Методы исследования: общетеоретические (анализ философской, психолого-педагогической, справочно-энциклопедической литературы, нормативно-программной документации) — эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, изучение и обобщение этнопедагогического опыта, опрос, опытно-экспериментальная работа, анализ продуктов деятельности) — статистические (качественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы).

Основные этапы исследования.

Первый этап (1998;2002 гг.): изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических положений и конкретизация основных понятий исследования, уточнение цели, задач исследования, объекта, предмета, формулирование рабочей гипотезы и определение методов изучения исследуемого явления. Второй этап (2002;2006 гг.): разработка теоретических и методических материалов по проблемам этнопедагогики, организация и проведение опытно-экспериментальной работы по формированию этнопедагогической культуры студентов университета.

Третий этап (2006;2008 гг.): проведение качественного и количественного анализа результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщение, уточнение теоретических положений и выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Организация и база научного исследования. Исследование проводилось на базе факультетов педагогики и психологии, исторического факультета Тувинского государственного университета. В пилотажном исследовании приняли участие около 500 студентов разных форм обучения- (из них — 92 студента в опытно-экспериментальной работе).

Личное участие соискателя состоит в теоретическом обосновании и практическом решении задач формирования этнопедагогической культуры студентов университета в качестве преподавателя Тувинского государственного университета.

Обоснованность и достоверность результатов обеспечивались исходными теоретическими положениями о формировании этнопедагогической культуры студентов университетакомплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследованияпроверкой теоретических выводов на практике и их положительными результатами.

Научная новизна исследования.

1. Эксплицировано понятие этнопедагогической культуры как неотъемлемой части профессионально-педагогической культуры, в структуре которой важное место занимают знание содержания этнопедагогических исследований, осознание значимости различных аспектов этнической культуры и деятельность, соответствующая им.

2. Выявлено место этнопедагогики в системе педагогических дисциплин: этнопедагогика представлена как феномен народной культуры и современного поликультурного обществакак духовная культура народа и традиционное мировоззрениекак этническая (народная) культура народа в теории культурыкак этнокультурный идеал и ценность образования.

3. Доказано, что знаниевой основой формирования этнопедагогической культуры студента университета являются: этнические ценности тувинского народаразличные аспекты этнической (народной) культуры, многообразие их проявлений, где человеку отводится главное место и роль в природной, бытовой, социальной и духовной жизни народазнание религиозных верований и связанных с ними обрядов как формы культуры и фактора народного воспитания.

4. Представлено содержательное и организационное решение разработки и реализации спецкурса «Этнопедагошка», тематики общего и особенного народной педагогики в научно-исследовательской деятельности студентов и их социальной практике.

Теоретическая значимость исследования. Расширены знания о формировании этнопедагогической культуры студентов за счет выявления теоретических предпосылок, обогащения содержания и педагогического обеспечения спецкурса «Этнопедагогика» традициями культуры, что обогащает культурологические основы педагогики высшей школы.

Практическая значимость исследования в том, что на основе проведенного исследования возможны: разработка учебно-методических материалов по изучению этнической педагогики в интеграции с этнической культурой, использование их в практике высшей школы и других учебных заведений, в переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров и работников культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Этнопедагогическая культура как неотъемлемая часть профессионально-педагогической культуры представлена: знанием содержания этнопедагогических исследований, осознанием значимости различных аспектов этнической культуры и соответствующей им деятельностью.

2. Этнопедагогика в системе педагогических дисциплин выступает как феномен народной культуры и современного поликультурного обществакак духовная культура народа и традиционное народное мировоззрениекак этническая (народная) — культура в теории культурыкак этнокультурный идеал и ценность образования.

3. Формирование этнопедагогической культуры студентов университета обеспечивается развертыванием его знаниевых основ, которые представлены: этническими ценностями тувинского народаразличными аспектами этнической (народной) культуры, многообразием их проявлений, где человеку отводится главное место и роль в природной, бытовой, социальной и духовной жизни народазнанием религиозных верований" и связанных с ними обрядов как формы культуры и фактора народного воспитания. Выделенные направления в процессе формирования этнопедагогической культуры должны осваиваться студентами.

4. Разработка и реализация спецкурса «Этнопедагогика», тематики общего и особенного народной педагогики в научно-исследовательской деятельности студентов и их социальной практике является одним из путей формирования этнопедагогической культуры студентов университета.

5. Анализ продвижения студентов в контексте сформированности этнопедагогической культуры позволяет своевременно выявить западающие звенья в её развитии, побудить студентов к рефлексии личностного развития как педагога-профессионала, скорректировать содержание, формы организации учебного процесса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на научно-практических конференциях в Санкт-Петербургском педагогическом госуниверситете им. А. И. Герцена (1995), в Тувинском госуниверситете (2006;2007), на международных (1997, 2007) и республиканских (2004) конференциях. Разработаны программа и учебно-методический комплекс по курсу «Этнопедагогика».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

Выводы студентов 1 курса в результате изучения курса «Этнопедагогика» о том, какие элементы народной педагогики, связанные с различными аспектами этнической культуры, необходимо использовать в современной системе воспитания учащихся также имеют положительное изменение [Приложение 8]. Видно, что из 21 студента группы социальных педагогов 36,9% считают, что проведение воспитательной работы по 20 предложенным аспектам этнической культуры очень значимо, 47,9% ответили, что значимо, а 15,2% - не очень значимо. Ни один студент не считает, что проведение воспитательной работы по аспектам этнической культуры не значимо (0%). 18 студентов исторического факультета также отметили значимость воспитательной работы по различным аспектам этнической культуры. 22,2% из них предложили темы мероприятий, посвященных народным традициям, обычаям, обрядам и праздникам. 11,1% респондентов считают важным проведение воспитательной работы по ведению традиционного хозяйства, а еще 11,1% - приобщение учащихся к народной музыке тувинского (русского) народа. Из 18 человек по 5,5% предложили темы по родному языку, устному народному творчеству, традиционному жилищу, традиционной семье, истории родного края, традициям, связанным с животным миром, религиозным традициям, народным играм. Остались без внимания студентов исторического факультета такие аспекты этнической культуры, как предметы национального быта, национальная одежда, народный этикет, народные знания о Вселенной, по народной медицине.

Также учтены результаты по методике «Пословицы» (С.М. Петрова), опросов «Пословицы, которые я знаю», «Знание молодёжью традиций культуры», которые являются подтверждением критериев уровней сформированности практических этнопедагогических знаний. По методике «Пословица» (Петрова) определяется показатель нравственной воспитанности каждого студента соотношением больше или меньше степень его согласия с содержанием 30 пар пословиц, объединенных в 15 пунктах, обозначенных буквами «а», «б», «в», «г». Суммы баллов отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г», свидетельствуют, что все студенты в большей степени согласны с содержанием пословиц «а», «в», значит, уровень нравственной воспитанности их выше. В таблице определения среднего балла он отмечается знаком «+» [Приложение 9].

Кроме того, был осуществлен повторный опрос по знанию пословиц, который показал изменение в положительную сторону — студенты после первых лекционных занятий стали изучать и выписывать пословицы. Так, респонденты, которые при первом опросе не отвечали, при повторном опросе уже приводили несколько пословиц. В целом количество пословиц возросло от 5 до 35 (при первом знали от 1 до 8 пословиц). Однако количество незнающих пословицы студентов уменьшилось ненамного — только на 3 человека. Опрос «Пословицы, которые я знаю» показал, что студенты к

—концу «семестра стали~больше» знать" «пословицы:Напомним, что при первом опросе из 25 студентов группы № 2 19 человек (76%) не дали ответа, а остальные (24%) знают пословицы в количестве от 1 до 8. Контрольный опрос выявил, что уже 83% будущих педагогов знают пословицы хорошоот 8 до 29. Повторяющихся пословиц очень мало, в основном это пословицы «Без труда не вынешь и рыбки из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Что касается отношения студентов группы № 2 к чтению, чтобы сосредоточить внимание студентов на книге и чтении, которое необходимо в условиях высшей школы, были использованы методики «Книга» и «Моя читательская автобиография». По результатам этих методик было выявлено, что большинство респондентов положительно относятся к книге и чтению, имеют навыки работы с книгой.

Как уже показано, направление «Этнокультурные традиции в творчестве писателей Тувы» соотносится с одним из условий решения историко-филологических проблем этнопедагогики. Вытекает оно также из поиска путей сопоставления национального и этнического в содержании культуры Тувы. Разработка студентами темы «Отражение этнокультурных традиций в произведениях писателей Тувы» в значительной мере способствует формированию этнопедагогической культуры.

Контрольный опрос «Знание молодёжью традиций культуры» также показал положительные результаты. Студенты называют народные традиции, обычаи, обряды и описывают их содержание, называют предметы национального быта, виды национальной одежды, названия национальных блюд. Студенты объясняют, что в этнопедагогике они изучаются как факторы и средства народного воспитания, значимость которых в настоящее время необходимо осмысливать. Приводятся ими примеры из истории родных мест, в целом Тувы, и традиции, связанные с растительным и животным миром Тувы, по устному народному творчеству, по народной музыке, играм «и религиозным «традициямГОднако» видение «студентами народного творчества одностороннее — большинство студентов (83%) называют виды только музыкального и устного народного творчества.

Деятельностный компонент определялся по итогам самостоятельной работы, наблюдений и фиксации активности студентов в социальной практике. Так, результаты анализа самостоятельной работы студентов группы 1 и 2 показали важность педагогического обеспечения формирования этнопедагогической культуры студентов. Главным условием их реализации являются конкретные направления теоретических предпосылок формирования этнопедагогических знаний.

Содержание этнической культуры по 20 аспектам, выделенным в процессе обогащения традициями культуры тувинского народа, раскрыли в творческих работах 17 студентов 3-й группы (из 25 человек). Из них работы 4-х студентов отличаются полнотой раскрытия содержания этнической культуры (они оценены на 5). В работах С. Алдынай, С. Айланы раскрываются устное народное творчество, язык и тувинского, и русского народов, что свидетельствует об уровне сопоставления этнических культур. Работы 9-ти студентов оценены на 4. Еще 4-м студентам выставлено по 3 балла. Тему «Идеи народной педагогики в произведениях писателей Тувы» разработали 8 человек из 25. Например, по роману М.Б. Кенина-Лопсана «Танец козерога» А.-Х. Аржана выписала мудрые мысли «Мягкое дерево дятел найдет. К доброму сердцу сердце прильнет», «След человека на земле родной в том, что людям ты на радость дал, в том, что земле своей принес ты в дар» и другие. Две студентки из этой группы темой курсовой работы выбрали народную педагогику. Тематика творческих работ студентов 4 группы (исторический факультет) охватывает также различные аспекты этнической культуры и проблемы современного функционирования народной педагогики. Например, П. Светлана разработала план классного часа «Традиции и обычаи русского народа», И. Геннадий — воспитательное

—-мероприятиена-тему-«Проектирование-построек,-зданий~и сооружений с применением традиционных стилей и узоров». Работы студентов отличаются творческим подходом к использованию традиций культуры в современных условиях. Таким образом, тематика народной педагогики становится не только предметом научно-исследовательской деятельности студентов, но и актуализируется в целях расширения практики использования этнической культуры народов Тувы.

В процессе самостоятельной работы, наибольшее количество студентов сосредоточили свое внимание на таких аспектах этнической культуры, как «народные традиции, обычаи, обряды», «традиционное жилище» и «национальная одежда». Затем на втором месте «национальные блюда», а на третьем — «интерес к устному народному творчеству», «ведение традиционного хозяйства», «интерес к тувинским (русским) народным играм». На четвертом — «предметы национального быта тувинцев (русских)», «интерес к религиозным традициям тувинского (русского) народа», «народные знания о Вселенной». «Традиции, связанные с животным миром» заняли пятое место, а «родной язык», «традиционная семья», «знания о народной медицине» — шестое. На седьмом — «традиции, связанные с растительным миром», «знание и соблюдение тувинского (русского) народного этикета». «История родного края (города, села, поселка, в целом Тувы» и «народное творчество тувинцев (русских)» оказались на восьмом месте. «Знание духовной культуры тувинского (русского) народа» — на девятом.

В итоге можно сделать выводы: специально разработанное содержание знаниевой основы и педагогическое обеспечение формирования этнопедагогической культуры студентов университета, реализованные в процессе опытно-экспериментальной работы, способствуют более эффективному формированию этнопедагогической культуры студентовположения рабочей гипотезы получили подтверждениезадачи исследования решены.

Это позволило сформулировать новизну исследования, её теоретическую и практическую значимость, сформулировать основные положения, выносимые на защиту.

Заключение

В диссертации, согласно задачам исследования, представлены обобщенные выводы, отражающие сущность и содержание этнопедагогической культуры студентов, формирование их культуры в контексте междисциплинарных исследований, содержание знаниевых основ формирования этнопедагогической культуры студентов, спецкурс этнопедагогической направленности, содержание которого обогащено элементами этнокультуры (на материале Республики Тыва), диагностические материалы и процедуры отслеживания результатов продвижения студентов в контексте формирования их этнопедагогической культуры.

Результаты изучения свидетельствуют об эффективности опытно-экспериментальной работы — произошли позитивные изменения по всем показателям, на основе которых можно сделать вывод о продвижении студентов с более низкого уровня сформированности этнопедагогической культуры на более высокий.

Результаты проведенного исследования используются в практической деятельности — в процессе изучения курса «Этнопедагогика» в высшей школе — на факультете педагогики и психологии Тувинского государственного университета. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в других учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей Республики Тыва, занимающихся внедрением элементов народной педагогики в учебно-воспитательный процесс дошкольных учреждений и общеобразовательных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Ф.Н. Педагогические условия формирования профессиональной культуры студентов педагогического вуза /Ф.Н. Алипханова. 13.00.08 теория и методика проф. образования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.п.н.-Махачкала, 2006.-21с.
  2. , С.Н. Этническое своеобразие культур Статья. / С. Н. Артановский // Философские и социально-экономические проблемы культуры. Л., 1975. С. 3−16. (Труды ЛГИК. Т. 28).
  3. , Ф.И. Диалектика этнического и национального Статья. / Ф. И. Атмурзаева // Этничность, культура, менталитет. Карачаевск, 2000. С. 81−88.
  4. , В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока Текст. / В.Ф.Афанасьев- Науч. ред. Г. Н. Волков.-Якутск: Якут. кн. изд-во, 1979.-182с.
  5. , В.Г. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) Текст. / В. Г. Бабаков, В.М. Семенов- Ин-т филос. РАН. М., 1996. — 70с.
  6. , Н.Ю. Регионализация образовательной системы Статья. /
  7. H.Ю. Бармин, В. А. Глуздов, JI.B. Загрекова // Педагогика.-1999.-№ 2,-С.13−17.
  8. , И.А. О датировке енисейских памятников древнетюркской письменности Статья. / И. А. Батманов // Ученые записки / Тувин. НИИ яз., лит, и истории. Вып. X. Кызыл, 1963. С. 291−302.
  9. Ю.Бацин В. К. Национальные проблемы образования в Российской Федерации Текст. / В. К. Бацин, М. Н. Кузьмин. -М., 1994.
  10. , А.Ю. Гуманизация и этнизация: две реалии современной педагогики Статья. / А. Ю. Белогуров, Ю. А. Белогуров, Г. М. Елканова //Педагогика.-1996.-№ 3.-С. 125−126.
  11. , B.JI. Педагогическая культура: Философско-социологический анализ Текст. Уфа, 1997.
  12. , JI.H. Этнопедагогика Текст.: Учеб. пособие / JI.H. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов.-М.: Издат. Центр «Академия», 2007.-240с.
  13. , B.C. От наукоучения к логике культуры / В. С. Библер.-СПб., 1997. С. 146.
  14. , B.C. О понятиях и терминах этнопедагогики Статья. / B.C. Болбас // Педагогика.-2001.-№ 1.-С.41−45.
  15. , Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Текст. /Е.В. Бондаревская. -Ростов н/Д.-1994.
  16. , Е.В. Отечественная культурно-педагогическая традиция Статья. // Опыт разработки концепций воспитания. Ростов н/Д., 1993.
  17. , Е.В. Человек культуры как цель образовательно-воспитательной системы педагогического вуза Статья. // Развитие личности в процессе педагогической деятельности. — Майкоп, 1994. ч
  18. , Н.В. Педагогика Текст.: учеб. пособие / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб., 2003.
  19. , Н.Я. К вопросу о взаимосвязи образа жизни и культуры Статья. / Н. Я. Бромлей // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 134−145.
  20. , Т.Б. Письменность как средство коммуникации Статья. / Т. Б. Будегечиева // Становление и развитие науки в Туве. Часть I (Материалы междунар. конф., посвящ. 70-летию тувин. письменности 12−14 сент. 2000.). Кызыл, 2000. С.134−135.
  21. , Т. Художественное наследие тувинцев. Судьбы искусств.
  22. Жизнь"традициигДиалог культургОт традиционного"к современному
  23. Текст. / Т. Б. Будегечи.-М., 1995.-152с.
  24. , А.Н. Этническая культура как фактор социальной уверенности Статья. // Этнические проблемы современности (материалы XVIII науч.-метод. конф. преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука региону». Вып.З. Ставрополь, 1998.С. 36−37.
  25. , Д.М. Народная педагогика и современная национальная школа Текст. / Д. М. Бурхинов, Д. А. Данилов, С. Д. Намсараев. -Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг», 1993.- 134с.
  26. , Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев Статья. / Т. С. Буторина // Сов. педагогика.-1989.-№ 7.-С.111−116.
  27. , Л.Я. Формирование культурно-национальной ориентации студентов в педагогическом процессе технического вуза / Л. Я. Вавилова. Монография.-Красноярск: СибГТУ, 2001.-100с.
  28. , С.И. Мир кочевника в центре Азии Текст. / С. И. Вайнштейн. М., 1991.
  29. , С.И. Историческая этнография тувинцев: проблемы кочевого хозяйства Текст. / Вайнштейн С. И. -М.: Наука, 1972. -314с.
  30. , С.И. Народное искусство Тувы Текст. / Вайнштейн С.И.- М., 1974. С. 7.
  31. , З.П. Мудрые заповеди народной педагогики Текст. / З. П. Васильцова. М., 1983.
  32. Введение в педагогическую культуру Текст. / Под ред. Е. В. Бондаревской.-Ростов-на-Дону, 1995.- 172с.
  33. Возрождение народов Российской Федерации и формирование национальных систем образования. Вып. 1−3 Текст.-М., 1992−1993.
  34. , Г. Н. Народная педагогика Статья. / Г. Н. Волков // Рос. пед. энциклопедия. Т. 2. М. 1999. С.20−21.
  35. , Г. Н. Неотъемлемая часть народной культуры Статья. / Г. Н. Волков // Сов. педагогика.-1989.-№ 7.-С.98−103.
  36. , Г. Н. Педагогика любви. Избр. пед. соч. Т.1. Текст. / Г. Н. Волков. -М., 2002.-455с.
  37. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары, 1974- Его же: Этнопедагогика [Текст]. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений.-М: Изд. центр «Академия», 1999.-168с.
  38. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях: науч.-метод. разработка) Текст. /Е.В. Бондаревская. Ростов-н/д.: РГПУ, 1995.-32с.
  39. , A.JI. Этнос и модернизация культурной среды Статья. / A.JI. Гайжутис // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 61−70.
  40. , Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) Текст. / Б. С. Гершунский. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608с.
  41. , В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. 13.00.01.-Общая пед. Дисс. в виде науч. докл. на соиск. учен. степ, д.п.н.- М., 1998.-66с.
  42. , С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации Статья. / С. В. Дармодехин // Педагогика.2001. -№ 1. С. 10−17.
  43. , А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития Статья. / А. Н. Джуринский // Педагогика.2002.-№ 10.-С.93−95.
  44. , Э.О. Письменность как фактор развития цивилизации Статья. / Э. О. Доболова // Становление и развитие науки в Туве. Ч. 1. (Материалы м.-н. конф., посвящ. к 70-летию тувинской письменности, 12−14 сент. 2000 г.). Кызыл, 2000. С. 131−132.
  45. B.C. Этническая идентичность тувинцев: Автореф. дис. на соик. учен, степ: канд- социол: наук: (22.00.06) / B.C. Донгак.- СПб., 2004.-25С.
  46. , С. Ч. Цветовая символика в культуре тувинских кочевников Статья. / С. Ч. Донгак // Становление и развитие науки в Туве. Часть I (Материалы м.-н. конф., посвящ. 70-летию тувин. письменности. 1214 сент. 2000.). Кызыл, 2й00. С. 135−136.
  47. , Ч.М. Монгуш Лопсан-Чимит первый тувинский ученый-лингвист, просветитель Статья. / Ч. М Доржу // Становление и развитие науки в Туве. Ч. 1. (Материалы м.-н. конф., посвящ. К 70-летию тувин. письменности, 12−14 сент. 2000 г.). Кызыл, 2000.С.87−89.
  48. , В.И. Социально-экономическая история Тувы. XIX начало XX в. Текст. / В.И. Дулов- Отв. ред. С. А. Токарев. — М.: Изд-во АН СССР, 1956.-608с.
  49. Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1−2 Текст.-М., 1990−1991.
  50. , В.П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов / В. П. Дьяконова // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988.
  51. , В.П. Ламаизм и его влияние на мировоззрение и религиозные культы тувинцев Статья. / В. П. Дьяконова // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири. Л., 1979. С. 162−164.
  52. , М.А. Листы каменной книги Улуг-ХёмаТТекст. 7 М. А. Дэвлет. Кызыл: Тувкнигоиздат, 1990.-119с.
  53. , М.А. Наскальные изображения тувинской национальной одежды как исторический источник Статья. / М. А. Дэвлет // Ученые записки / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Вып. XIX. Кызыл, 2002. С.141−155.
  54. , М.А. Петроглифы на кочевой тропе Текст. / М. А. Дэвлет. -М.: Наука, 1982. 128с.
  55. , С.Ю. Этническое в культуре человечества: диалектика общего и особенного Статья. / С. Ю. Иванов // Этничность, культура, менталитет. Карачаевск, 2000.
  56. , Е.О. Содержание образования: культурологический подход Статья. / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, И. В. Шалыгина // Педагогика. 2005. — № 1. — С. 13−19.
  57. , В.В. Педагогические факторы духовно-творческогостановления личности в процессе социализации" Текст. / В.В.
  58. Игнатова- Сиб. ин-т бизнеса, управления и психологии. — Красноярск, 2005.-239с.
  59. , А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана Текст. / А. Э. Измайлов. М.: Педагогика, 1991. —253с.
  60. , Г. Н. К вопросу об этнофилологии Статья. / Г. Н. Ионин // Этнокультурологические и этнофилологичесхие проблемы образования: Материалы Герценовских чтений, май 1996 г. СПб.: Образование, 1997. С. 86−89.
  61. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. / И. Ф. Исаев. М.- Белгород, 1993.
  62. История Тувы. Т.1. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М.Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001. — 367с.
  63. , Ф.Г. Тувинский язык. Материалы для научной грамматики. Очерк по фонетике Текст. / Ф. Г. Исхаков.-M.-JI.: Изд-во АН СССР, 1957.-123с.
  64. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 1996. -416с.
  65. Казак6ва~ТЖ/Ценно^ как основа регионального образования Статья. / Г. М. Казакова // Педагогическое образование и наука. 2007.- № 2. — С.42−45.
  66. , А.С. Основы культурологии: морфология культуры Текст.: учебник для студ. вузов / А. С. Кармин. СПб.: Изд-во «Лань», 1997. -512с.
  67. , В.В. Введение в этнографию народов СССР: (Стадийн. закономерности и локал.-ист. особенности этнокульт. процессов в XIX—XX вв.): учеб пособие / В. В. Карпов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. 4.2.-173с.
  68. , JI.B. Становление духовно-нравственных качеств школьников в процессе освоения русской народной культуры. Спец. 13.01.01 общая педагогика: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.- М., 2000. -17с.
  69. Кенин-Лопсан, М: Б. Место книги и чтения в жизни тувинского народа Статья. / М.Б. Кенин-Лопсан // Библиотеки в жизни общества, развитии науки и образования: Материалы м.-н. науч.-практ. конф., 23 сент. 2004 года, г. Кызыл. Кызыл, 2005.- С.11−12.
  70. Кенин-Лопсан, М. Б. Тувинские традиции. Кн. 2-я. Священные традиции тувинского народа Текст. / М.Б.Кенин-Лопсан.-Кызыл: Изд-во «Новости Тувы», 1999. -352с. (на тувин. яз.).
  71. , М.Е. Композиция в стиле оленных камней на скалах БегредьГСтатья.-/ М. ЕГ~Килуновская //"Ученые записки У Тувин. ин-т гуманитар, исследований. Вып. XIX. Кызыл, 2002. С. 136−141.
  72. , О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб.-метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. СПб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2002. — 300с.
  73. Коган, J1.H. Народная культура в историческом развитии системы культуры Текст. // Изучение истории культуры как системы.-Новосибирск, 1983.
  74. , М.Э. Роль этнических ориентаций в культурном потреблении (на материалах опроса ленинградских татар) Статья. // Этнокультурные процессы. Методы ист. и синхронного изучения. М., 1982. С. 5−14.
  75. , Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь.-М.:Академия, 2000. -С. 170.
  76. Кон, Ф. За пятьдесят лет // Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX начало XX века) / Подготовка текстов, предисловие и комментарий А. К. Кужугет. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 2002. С. 69−108.
  77. , А.Н. Грамматика языка тюркских рунических памятников (VII-IX вв.) Текст. / А. Н. Кононов. -Л.:Наука, Ленингр. отд-ние, 1980.
  78. , Е.Ю. Субкультура детства. Спец. 24.00.01 — теория культуры. Автореф. дисс. канд. культурологи / Е. Ю. Копейкина. -Нижний Новгород, 2000.- 31с.
  79. , В. Проблемы возникли сегодня, а педагогика была всегда: Внедрение нар. пед. в Бора-Тайгин. шк. / В. Кривдик // Башкы.-1994.-№ 1.-С. 12−29.
  80. , А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация Текст. /А.К. Кужугет. Кемерово: КемГУКИ, 2006.-320с.
  81. , А.К. Культура и искусство ТНР Статья. // Ученые записки / Тувин. ин-т гуманит. иссл. Вып. XX. Кызыл, 2004. — С. 192−227.
  82. , А.К. Зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев Текст. / А. К. Кужугет — Кызыл: Респ. типогр., 2002. 79с.
  83. А.К. Тувинский летний праздник оваа дагыыры Статья. /
  84. A.К. Кужугет // Ученые записки. Вып. XIX / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Кызыл, 2002. С. 67−76.
  85. , Е. Что показал эксперимент? Статья. / Е. Кужугет,
  86. B.Салчак, Х. Тюлюш // Башкы.-1993.-№ 5.-С. 37−42.-(на тувин. яз.)
  87. , М.Н. Национальные школы России в контексте государственной и национальной политики Текст. / М. Н. Кузьмин. -М., 1997.
  88. , М.Н. Проблемы сохранения единого образовательного и духовного пространства России Статья. / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 2004. № 4. — С. 3−10.
  89. , М.Н. Этнопедагогика Статья. // Рос. пед. энциклопедия. Т.2. М., 1993. С.644−646.
  90. ЮЗ.Кукушин, B.C. Введение в педагогическую деятельность Текст.: Учеб. Пособие / B.C. Кукушин. М.-Ростов н/Д., 2005. — 255с.
  91. B.C. Теория и методика воспитательной работы Текст.: учеб. Пособие / B.C. Кукушин. М.-Ростов н/Д., 2004.
  92. , B.C. Этнопедагогика Текст. / B.C. Кукушин. Ростов-на-Дону, 2004.
  93. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 448с.
  94. Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. науч. трудов Текст. Л., 1983.
  95. Культура современного урока Текст. /Под ред. Н. Е. Щурковой.-М" 1997.91с.
  96. , Д.С. Тувинская поэзия. Очерк истории Текст. / Д. С. Куулар. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1970. 140с.
  97. , Г. Н. О тувинской мифопоэтике Статья. // Круг знания. Научно-инф. сб. Вып. 3. -Кызыл, 1999. С. 6−17.
  98. , Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре: историко-этнографическе аспекты тувинского фольклора Текст. / Курбатский Г. Н.- Отв. ред. И. Н. Гемуев. Кызыл: Тувкнигоиздат, 2001. — 464с.
  99. Пб.Лалетин, Д. А. Целостность и структурность культуры Статья. / Д. А. Лалетин // Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. Сб. ст. Л., 1983. С. 11−19.
  100. , Л.М. Особенности национального самосознания у студентов ТывГУ Статья. / Л. М. Ламбаева // Становление и развитие науки в Туве. 4.2. (Материалы м.-н. конф., посвящ. 70-летию тувин. письменности 11−15 сент. 2000 г.). Кызыл, 2000. С. 8−9.
  101. П8гЛихачевгБгТгПедагогика Текст.:-курс лекций / Б.Т.-Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528с.
  102. , Д.С. Культура как целостная среда Статья. / Д. С. Лихачев // Новый мир. 1994. — № 8.- С.З.
  103. , А.А. Субъект культуры в истории культурологической мысли. Спец. 24.00.01- теория культуры. Автореф. дисс. канд. культурологии. — Челябинск, 2000. 23с.
  104. , М.А. Основы этнопедагогики и педагогики межнационального общения: Краткий курс Текст.: учеб. пособие / М. А. Мазалова. Балашов: Изд-во Николаев, 2002.-52с.
  105. , Н.И. Формирование у младших школьников представлений и понятий о характерных чертах русского народа. 13.00.01 общая педагогика. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. — Красноярск, 1999. — 22с.
  106. , И.В. Теоретические основания и педагогические условия этнокультурного образования (на материале Тюменской области). Спец. 13.00.01 Общ. пед, ист. пед. и образования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н.- Томск, 2004.-22с.
  107. Маннай-оол, М. Х. Обычаи тувинского народа Статья. / М.Х. Маннай-оол // Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Вып. XIX. Кызыл, 2002. С.52−60- Его же:
  108. Маннай-оол, М. Письменные традиции тувинского* народа Статья. / М.Х. Маннай-оол // Башкы. 2001. — № 1. — С.71−74- Его же:136
  109. Тувинцы: происхождение и формирование этноса / М.Х. Маннай-оол- Отв. ред. В. Н. Тугужекова. Новосибирск: Наука, 2004.-166с.
  110. , А.П. Отечественная культура как предмет культурологии Текст.: учеб. пособие / А. П. Марков.- СПб., 1996. -285с.
  111. Март-оол, В.Д. «Урянхайский вопрос» и протекторат Статья. / В.Д. Март-оол // .Ученые записки. Вып. XIX / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Кызыл, 2002. С. 4−12.
  112. Март-оол, В. Д. Вхождение ТНР в состав Советского Союза как закономерный процесс взаимоотношений Тувы и России Статья., /
  113. B.Д. Март-оол // Материалы научно-практической конференции «Россия и Тува: 60 лет вместе», посвящ. 60-летию вхождения Респ. Тыва в состав Российской Федерации и 90-летия основания г. Кызыла. Кызыл, 2004. С. 7−16.
  114. C.69−75- Бережнова Е. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности Статья. // Педагогика.-2002.-№ 1.-С.101 105-
  115. , Э.Б. Тувинская традиционная космология в героическом эпосе Статья. /Э.Б. Мижит // Ученые записки. Вып. XIX. / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Кызыл, 2002. С.210−216.137
  116. , В.В. Этнокультурная направленность развития общего образования в Республике Алтай (90-е гг. XX в. — начало XXI в.). 13.00.01. Общая пед., ист. пед. и образования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. Горно-Алтайск, 2003.-17с.
  117. , Н.М. Истоки братства. Русская самоуправляющаяся трудовая колония в Тувинской Народной Республике: Истор. очерк / Н. М. Моллеров.-Кызыл: Тувкнигоиздат, 1989.-144с
  118. , М.В. Ламаистко-шаманский синкретизм в фольклоре тувинцев Статья. / М. В Монгуш // Исследования по тувинской филологии.-Кызыл, 1986.-С.153−157.
  119. , О.С. Роль памятников) древнего искусства Тезис. / О. С. Монгуш // Тезисы и материалы Конгресса национальных систем образования «Юрта традиционное жилище кочевых народов Азии», Кызыл, 14−18 июля 2004 г. Кызыл, 2004. С. 291.
  120. Мониторинг качества профессионально-педагогической подготовки будущего учителя в педагогическом вузе Текст.: Учеб.-метод. пособие / J1.B. Шкерина и др. Красноярск: КГПУ, 2004.-241с.
  121. , Л.А. Культура материальная Статья. /Л.А. Мостова // Культурология. Энциклопедия. Т.1. СПб., 1998. С.348−349.
  122. , Т.Т. Прогрессивные идеи и опыт тувинской народной- педагогики и их использование в семейном воспитании: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. (13.00.01-теория и история педагогики) / Мунзук Т.Т.- Казань, 1990.
  123. , Т.Т. Программа спецкурса «Тувинская, народная педагогика в профессиональной подготовке будущих учителей» / Т. Т. Мунзук. -Кызыл, 2002.
  124. , А.С. О некоторых вопросах изучения истории народной культуры / А. С. Мыльников // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 70−83.
  125. Набок,. И.Л. Предметно-интегративные связи в этнокультурологическом образовании Статья. / И. Л. Набок // Этнокультурологические и этнофилологические проблемыобразования: Материалы Герценовских чтений, май 1996 г.-СПб.: Образование, 1997.С. 11−12.
  126. Наука, образование в системе культуры: Материалы всерос. науч.-практ. конф. /Краснояр. гос. аграр. ун-т.-Красноярск, 2003.-240с.
  127. Национально-региональный компонент в школьном и вузовском образовании. Материалы VIII всеросс. науч.-практ. конф. / Краснояр. ГПУ.- Красноярск, 2005.-272с.
  128. , JI.C. Совершенствование общепедагогической подготовки учителя в университете Текст. / JI.C. Нечепоренко. -Харьков: Основа, 1990. 136с.
  129. , В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя. 13.00.01 общая педагогика, история образования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д.п.н.-М., 1998.-28с.
  130. , А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания Статья. / А. П. Орлова // Сов. педагогика.-1989.-№ 7.-С.106−111.
  131. Оскус-оол: Тувин. нар. сказка. // Аксагалдай ашак: Тыва хуулгаазын тоолдар. I том. Кызыл: ТывНУЧ, 1992.-С.13−34.- (На тувин. яз.).
  132. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современной практике воспитания и обучения. Сб. статей /Под общ. ред. В. Б. Петровича.-Киев-Одесса, 1980.-98с.
  133. , М.М. Теория культуры. Конспект лекций Текст. — СПб., 2000. 60с.
  134. , Т.Д. Как подарить радость чтения? Статья. // Библиотека.-2000.-№ 12.-С.34−35.
  135. , В.А., Кузнецов А. А. Научно-методическое обеспечение развития российского образования Статья. / В. А. Поляков, А. А. Кузнецов // Педагогика.-2004.-№ 5.-С.З-11.
  136. , Л.П. Очерки народного быта тувинцев Текст. / Потапов Л.П.- Отв. ред. А. П. Окладников.-М.: Наука, 1969.-401с.
  137. , Т.В. Формирование этнокультурной компетентности Статья. / Т. В. Поштарева // Педагогика. 2005. — № 3. — С.35
  138. Проблемы изучения регионально-этнических культур России и образовательные системы: Тезисы докладов на м.-н. конф.- Санкт-Петербург, 17−20 дек. 1994 года. СПб.: АО «Познание», 1995. -110с.
  139. Профессиональная культура учителя (Программа изучения) / Сост. В .А. Сластенин, Н. И. Филиппов.-М.:МПГУ, 1993.-22с.
  140. Профессионально-культурное становление студента в образовательном процессе: Утв. Ред.-изд. советом СибГТУ в качествемонографии /Отв. ред. В. В. Игнатова, О. А. Шушерина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005 .-264с.
  141. , О. Учимся у прадедушки Заметки с НПК по внедрению элементов нар.пед. //Башкы.-1993.-№ 2.-С.23−25.
  142. А., Психология и педагогика Текст.: Учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С.Розум. СПб.: Питер, 2004.-432с.
  143. , Е.Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика. Монография / Е. Н. Резников, Н. О. Товуу.-2-е изд. М.: ПЕР СЭ, 2002.- 233с.
  144. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1 /Гл. ред. В. В. Давыдов.- М.: Науч. изд-во «Большая рос. энц.», 1993.- 608с.
  145. , В.Н. Культурологические основы целостности содержания, высшего образования Статья. / В. Н. Руденко // Педагогика. 2004. -№ 1. — С.42−48.
  146. , Р.Б. Национальные культуры и образование Статья. // Этническое и национальное самосознание. Материалы конф. (М., 1315 дек. 1995 г.). М., 1995. С. 128−129.
  147. , К.Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры Тувы / К. Б. Салчак: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. (13.00.01 — теория и история педагогики).-Казань, 1974.
  148. К.Б., Салчак Л. П. Развитие тувинской народной педагогики Текст. -Кызыл: ТывНУЧ, 1984.-125с.- (На тувин. яз.)
  149. Самагалтайская неполная средняя школа: использование народных традиций и этикета Статья. // Башкы.-1993.-№ 2.-С. 26−31.-(На тувин. яз.).
  150. , Р. К. Народная педагогика алтайцев: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. 13.00.01 — теория и история педагогики / Р. К. Санабасова. СПб., 1993.- 18с.
  151. , Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию: Учебно-метод. пособие для студ. / Э. А. Саракуев, В. Г. Крысько. М.: Ин-т практ. психол.- 996. — 342с.
  152. , В.А. Скифская триада в Аржане Статья. В. А. Семенов // Ученые записки / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Вып. XIX. -Кызыл, 2002. С. 130−136.
  153. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций Текст.: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.:Изд. центр «Академия», 2000.-240с.
  154. , Н.А. История формирования тувинской нации / Н. А. Сердобов.-Кызыл :Тувкнигоиздат, 1971 .-482с.
  155. , Н.Г. Этничность и трансформационные процессы Статья. / Н. Г. Скворцов // Этничность. Национальные движения. Социальная практика. Сб. статей. СПб.: Петрополис, 1995. С. 8−25.
  156. , Е. Частушки на уроке Статья. / Е. Сталедзина // Башкы.-1993.-№ 6.-С.78−79.
  157. , Г. А. Этническая педагогика: Монография /Г.А. Станчинский. СПб., 1997.-174с.
  158. , Н.Д. Наречение именем у тувинцев Статья. / Н. Д. Сувандии // Становление и развитие науки в Туве. Часть I (Материалы междунар. конф., посвящ. 70-летию тувин. письменности 12−14 сент. 2000). Кызыл, 2000. С. 72−74.
  159. , В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах / В. А. Сухомлинский. М., 1979.
  160. , М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе Статья. / М.Г. Тайчинов//Педагогика.-1999.- № 2.-С. 30−35.
  161. , Б.И. Еще раз «о белых пятнах в истории создания тувинской письменности» Статья. / Татаринцев Б. И. // Учен. зап. /Тув. ин-тгуманит. исслед.-Кызыл, 2004. С.291−304.
  162. , Б.И. К истории изучения тувинского языка (20−30-е годы) Статья. / Б. И. Татаринцев // Вопросы тувинского языкознания: Сб. материалов. Кызыл, 1993. С. 18−24.
  163. Тезисы Конгресса национальных систем образования «Юрта -традиционное жилище кочевых народов Азии». Кызыл, 14−18 июля 2004 года. Тезисы. Ч. 1, 2, 3. Кызыл, 2004.
  164. , С.Г. Организационные и дидактические условия формирования этнопедагогической культуры учителей. 13.00.01 -общ. пед., ист. пед и образования. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.п.н.-Мурманск, 2006.- 20с.
  165. , JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования Статья. / JI.B. Тодоров // Педагогика. — 1999.-№ 8.-С.З-11.
  166. Традиции в истории культуры Текст. М., 1978.
  167. Традиционная народная культура: Сб. информ.-аналит. материалов. -М., 1995.
  168. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX-начало XX века) /Подготовка текстов, предисл. и коммент. А. К. Кужугет. Кызыл: Тувкнигоиздат, 2002. — 224с.
  169. Тувинские благопожелания / Сост. З. К. Кыргыс. Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1990.- 144с. — (на тувин. яз.) — Тувинские мифы и легенды / Сост. А. Д. Арапчор.-Кызыл: Тувин. кн. изд-во, 1995. — 140с.- (на тувин. яз.)
  170. , В.П. Избранные философские труды / В.П. Тугаринов- Предисл. А. О. Бороноева.- ЛГУ им. А. А. Жданова.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
  171. Тувинские народные традиции и обычаи. Статьи. Кызыл, Тувкнигоиздат, 1991.-96с. — (на тувин. яз.).
  172. Тыва тывызыктар Тувинские загадки: Сборник / Сост. Г. Н. Курбатский- Ред. переводов С.М. Орус-оол.-Кызыл: Тувкнигоиздат, 2002.-254с.
  173. , М.Я. Передача этнокультурных традиций в современной семье (по материалам народов советской Прибалтики) Статья. // Этнокультурные традиции и современность. Вильнюс, 1989. С. 145.
  174. Ученые записки / Тувин. ин-т гуманит. исследований. Вып. XIX Текст.- Редколлегия: В.Д. Март-оол (отв. ред.) и др.— Кызыл, 2002. -327с.
  175. Ученые Тувы: биобиблиографический указатель /Сост. З. М. Монгуш. Кызыл, 2000.
  176. , К.Д. Воспитание человека: Избранное Текст. / К.Д. Ушинский- Сост., вступ. Статья С. Ф. Егорова.-М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.-256с.
  177. К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.1. Вопросы воспитания / К. Д. Ушинский. М., 1953.
  178. , С.Н. Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов. Спец. 13.00.08. Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, д.п.н.- М., 2006.-40с.
  179. , JI.O. Преемственность общего среднего и вузовского образования Статья. / JI.O. Филатова // Педагогика. 2004. — № 8. — С. 63−68.
  180. Формирование профессиональной культуры учителя / Под ред. В. А. Сластенина. -М., 1993.
  181. , К.Н., Скворцов Н. Г. Испытания национального самосознания Текст. / К. Н. Хабибуллин, Н. Г. Скворцов. СПб.: Петрополис, 1993. — 119с.
  182. , М.А. Тувинская проза /Под науч. ред. З. С. Кедриной. -Кызыл: Тувкнигоиздат, 1968. 130с.
  183. , М.А. Возвращение к истокам: народная педагогика крымских татар Статья. / М. А. Хайруддинов // Педагогика. 2004.-№ 7.-С.99−107.
  184. , Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательный процесс. Спец. 13.00.01 общ. пед.: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.- Казань, 1999.-41с.
  185. , JT.K. Древние истоки образа коня в тувинском героическом эпосе Статья. // Становление и развитие науки в Туве. 4.1 (Материалы м.-н. конф., посвящ. 70-летию тувин. письменности 11−14 сент. 2000 г.) Кызыл, 2000. С. 112−113.
  186. , О.М. Религия в истории культуры тувинцев / Хомушку О.М.- Отв. ред. И. А. Аверин. М., 1998- 177с.
  187. , E.JI. Об уточнении понятийного аппарата этнопедагогики Статья. / E.JI. Христова // Сов. педагогика.-1989.-№ 7.-С.103−106.
  188. , Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии: Автореф. дис. на соиск. учен, степени доктора пед. наук: 13.00.01 общ. пед., ист. пед. и образования. -Красноярск, 1999.-34с.
  189. , Е.Е. Научно-теоретическое осмысление традиционной педагогической культуры этноса Статья. // Этническое и языковое самосознание. Материалы конф. (М., 13−15 дек. 1995 г.).-М., 1995. С. 162−164.
  190. Чоннун чечени = Мудрость народа: Тувинские пословицы и поговорки.-Кызыл:ТывНУЧ, 1976.-76с. (На тувин. и рус. языках).
  191. , И.В. Проектирование Центра педагогической культуры как многофункциональной структуры педагогического вуза: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.п.н.-Майкоп, 2000.- 21с.
  192. Чучин-Русов, А. Е. Образование и культура Статья. // Пед.-1998.-№ 1.-С.9−18.
  193. , Ч.М. Примерные разъяснения терминов народной педагогики / Ч. М. Чулдум. Кызыл, 1999. — 63с. — (На тувин. яз.) — Его же. У хорошей книги хозяев много Статья. // Чулдум Ч.М.
  194. Почекушки: Рассказы, легенды, лит. заметки. Кызыл, 1996. С. 157 160. — (на тувин. яз.)
  195. , И.А. Национально-региональная концепция воспитания как ценностно-приоритетное направление развития образования // Сборник научных трудов РАО: Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания.- М., 1997.
  196. , И.А. Этнопедагогика народа мари Текст.: Учеб пособие для вузов / И. А. Чуриков. М., 2005.
  197. , А.С. К вопросу включения этнопедагогической культуры в учебно-воспитательный процесс вуза и школы Статья. // Научные труды Тывинского государственного университета. Вып. II. Том I. Кызыл, 2005. С. 152−154.
  198. , А.С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию учащихся тувинской школы на традициях народного этикета: Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. (13.00.18-Теория и история профессионального обучения).-М., 1997.
  199. , А. Учебно-методический план и программа факультативного курса для старшеклассников «Нравственность и этикет» / А. С. Шаалы // Башкы. 1997.-№ 5.-С.71−73.
  200. , В.К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. Спец. 13.00.01 общая педагогика. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, д.п.н. — М., 1997.-36с.
  201. , М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации Текст. / М. И. Шилова. М., 2003.
  202. , Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 1998.
  203. , B.C. Духовность России: традиции и современное состояние Текст. / B.C. Щученко. СПб., 1994.-62с.
  204. , B.C. Вечное настоящее культуры Текст. / B.C. Щученко. -СПб., 2004.-231с.
  205. Элементы народной педагогики на уроках русского языка Опыт работы Е. К. Кужугет и др. // Башкы.-1993.-№ 5.-С. 51−52.
  206. Этническая культура: Динамика основных элементов: Сб. ст.-М., 1984.-196с.
  207. Этническая культура: проблема самосохранения в современном контексте (культурологические очерки). — М., Нальчик, 1997.
  208. Этническая педагогика: Книга для чтения / Сост. Пятин В. А., Трещев A.M., Алексеева Г. В. и др. — Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ин-та, 1995. -476с.
  209. Этнические проблемы современности. Материалы науч. конф. Вып. 4. Ставрополь, 1999.
  210. Этнические ценности Статья. / Флиер, А .Я.// Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998. С. 404.
  211. Этнические функции культуры Статья. / А. Я. Флиер // Культурология: Научно-образовательный вестник. -1996. -№ 5.
  212. Этничность, культура, менталитет Текст. Карачаевск, 2000. -153с.
  213. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде Текст.--МгГ1989г—221с,------
  214. Этнокультурные традиции и современность: Сб. ст. Вильнюс, 1989.
  215. Этнокультурный облик России: исторические традиции взаимодействия народов: (По материалам отеч. этногр. лит.): Научно-аналит. обзор. -М., 1995. 39с.
  216. Этнокультурологические и этнофилологические проблемы образования: Материалы Герценовских чтений, май 1996 г.-СПб.: Образование, 1997.-13 8с.
  217. Этнопсихологический словарь / Под ред. В. Г. Крысько.-М.: Моск. психолого-соц. ин-т, 1999.-343с.
  218. Этнос, культура, образование в контексте современных социально-педагогических реформ: (Тезисы докл. II регион, науч.-практ. конф. 24−26 сент. 1998 г.) / Редколлегия: Арабов И. А. (отв. ред.). -Карачаевск: КЧГПУ, 1998. 202с.
  219. Этнотолерантность подростка: воспитание в семье и школе: Словарь / Под общ. ред. А. Г. Козлвой.-СПб.: Речь, 2007.- 331с.: Юдина, Н. П. Традиция: социокультурные и педагогические аспекты / Н. П. Юдина //Педагогика.-2002.-№ 8.-С.35−38.
  220. , В.А. // Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов и другие.-М., 2003.
  221. Язык культура — этнос / Арутюнов С. А., Багдасаров А. Р., Белоусов В. Н. и др. — М.: Наука, 1994. — 233с.
  222. , Ф.Г. Национально-региональный компонент образования: этнометодологический подход /Ф.Г. Ялалов // Нач. школа.- 2001.-№ 2.-С. 93−95.
Заполнить форму текущей работой