Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация в ходе формирующего эксперимента этих педагогических условий и образовательной программы для спортивно-оздоровительных занятий позволила выявить характерные изменения в отношении детей к физической культуре (см. табл. 13, рис. 10,11,12,13), их жизненной позиции. У детей, включенных в эксперимент и по окончанию исследований проявляющих высокий уровень сформированности ценностных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в системе дополнительного образования как педагогическая проблема
    • 1. 1. Анализ и характеристика категориальных понятий исследования
    • 1. 2. Педагогическая система учреждений дополнительного образования детей
    • 1. 3. Диагностика уровней сформированности ценностных отношений младших школьников к физической культуре
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных отношений к физической культуре у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования
    • 2. 1. Содержание образовательного процесса, ориентированного на формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре
    • 2. 2. Педагогические условия формирования ценностных отношений младших школьников к физической культуре в спортивно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования
    • 2. 3. Динамика формирования ценностных отношений младших школьников к физической культуре

Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, творческих личностях. Изменения в российском обществе, связанные, прежде всего, с приоритетом интересов личности, вызывают изменения в социальном заказе общества образовательному учреждению. При этом проблема здоровьесберегающих технологий занимает особое место.

По данным специалистов около 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья- 30−35% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболеванияза годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пшцеварения[80]. Итоги Всероссийской детской диспансеризации, начавшейся 15 апреля 2002 года, выявили, что более половины (54, 3%) имеют отклонения в состоянии здоровья, за 5 лет число малолетних инвалидов увеличилось на 170 тысяч. Сегодняшние дети имеют худшие показатели, чем их сверстники 10−15 лет назад в росте, окружности грудной клетки, динамометрии. Сравнительный анализ параметров физического развития детей, обучавшихся в 1996;1999г.г. и 1985;1987г.г. свидетельствует о снижении среднепопуляционного показателя массы тела, возрастании на 10−13% числа лиц, имеющих астеническое телосложение, уменьшение роста на 0,5 -1,5 см, окружности грудной клетки — на 4,5−8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по динамометрии правой кисти на 2,7−4,9 кг[121]. Это говорит о заметной физической деградации юного поколения за последние несколько лет, что чревато потерей нескольких поколений полноценных, трудоспособных людей: у хронически больных родителей дети почти никогда не рождаются здоровыми. Будучи качественной характеристикой личности, здоровье способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для большинства людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную жизнь.

Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической, так как наряду с объективными причинами неблагополучия (снижение качества жизни, ухудшение питания и экологической обстановки, разрушение системы бесплатного медицинского обслуживания, увеличение учебных нагрузок) необходимо выделять и педагогические аспекты: дети не приучены систематически заниматься физической культурой, не информированы о решающей роли образа (стиля) жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья, у большинства не сформировано осознанное положительное отношение к физической культуре.

В этой связи всё больше вопросов и ожиданий предъявляется к системе образования. И, несомненно, физическое воспитание является наиболее эффективным и универсальным средством укрепления здоровья детей и молодежи. Однако для того, чтобы человек мог освоить и воспользоваться ценностями физической культуры, необходима активная позиция самого человека. Степень инициативности личности, так же как и ее бездеятельности, зависит от отношения личности к предмету изучения, познания. Следовательно, формирование ценностных отношений личности к физической культуре есть один из важнейших вопросов педагогической науки и практики, без решения которого невозможно побудить ребенка к овладению физической культурой и в целом невозможно повысить уровень культуры и здоровья народа.

Последняя четверть двадцатого столетия ознаменовалась широкомасштабным развитием идей целостности человека в теории и практике физической культуры. В работах В. К. Бальсевича, И. М. Быховской, М. Я. Виленского, В. М. Выдрина, Л. И. Лубышевой,.

Ю.М. Николаева, В. И. Столярова и др. отмечается, что физическое воспитание, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи умственного, эстетического, нравственного развитиявопросы развития научного мировоззрения, высокой культуры. Позитивные процессы в разработке теоретико-методологических основ физического образования позволяют сделать вывод о необходимости преодоления ограниченности подхода, связанного с развитием двигательной сферы человека без достаточного внимания к проблемам его соматопсихического и социокультурного развития. «Фактически, культура физическая — та же общая культура с преобладанием ее духовной стороны, но реализуемая специфическим образом через сознательно окультуренную двигательную деятельность с учетом биологических закономерностей развития организма человека"[128, с. 15]. Воздействуя на физическое, телесное комплексом специфических средств, физическая культура оказывает влияние на интеллектуальную, эмоциональную, духовную сферы личности.

Анализ педагогической практики учебных заведений показывает, что наиболее уязвимой в ней сферой является проблема воспитания положительного отношения детей к физической культуре. Состояние отношений к физической культуре в данное время таково: только 50% мальчиков и 40% девочек старших классов положительно относятся к урокам физической культуры. Логично предположить, что ценностные отношения к физической культуре закладываются намного раньше: с дошкольного и младшего школьного возраста детей. Однако в нашем исследовании из 80 младших школьников при ответе на вопрос о главной цели учебного процесса по физической культуре 30 детей назвали сдачу контрольных нормативов, 22 человека — совершенствование двигательных качеств, 28 детей — обучение подвижным играм. Никто из учащихся не отметил значимость занятий физическими упражнениями в сохранении здоровья и обеспечение здорового образа жизни. Показательным в этом отношении явился опрос учителей физической культуры города Рязани и студентов факультета физической культуры и спорта Рязанского государственного университета. Формирование ценностных отношений учащихся к физической культуре как цель учебного процесса отметили лишь 28% учителей и 8% студентов. Это говорит о том, что даже специалисты не уделяют должного внимания постановке и достижению в образовательном процессе этой цели.

К числу наиболее явных причин, ограничивающих процесс физического образования детей, можно отнести следующие: недостаточная готовность и внимание педагогов к образованию учащихся в сфере физической культуры, к формированию у них устойчивых интересов, ценностных ориентаций, мотиваций и установок на самостоятельные занятия по обеспечению необходимой двигательной активностиотсутствие традиций семейного физического воспитаниянедостаточное внимание средств массовой информации к распространению знаний о здоровом образе жизни и значимости физической культуры для человека на протяжении всей его жизни.

Анализ научных исследований в области формирования ценностных отношений личности к физической культуре показал, что многие аспекты этого процесса изучены недостаточно. Так, например, отсутствует единый научно-обоснованный подход к диагностике уровня сформированности ценностных отношений к физической культуре. Проблема отношений личности к ценностям физической культуры рассматривается в работах М. Я. Виленского «Физическая культура личности как ценность образования» [44], И. М. Онищенко «Опыт психологического изучения основных качеств личности спортсмена» [132], А. Ц. Пуни «О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена» [155], в учебнике П. А. Рудика «Психология» [164]. Анализируя их работы, можно отметить, что в сфере физической культуры отношения к ее ценностям проявляются в процессах, состояниях, свойствах личности. Свое выражение они находят в потребности в двигательной активности, в характере спортивных интересов, в уровне целей и притязаний, в особенностях взаимоотношений людей. Из современных исследований по данной тематике, на наш взгляд, наиболее значимы диссертационные работы Кузьменко А. Г. «Формирование ценностных ориентации юных спортсменов» (2000) — Левина П. В. «Формирование мотив ационно-ценностного отношения старшеклассников к физической культуре» (2005), Петькова В. А. «Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования» (1999) — Погадаева Г. И. «Формирование у учащихся 12−14 лет интереса к занятиям физическими упражнениями при использовании тренажерных устройств» (1996) — Поленякиной Е. В. «Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни» (2000). Вместе с тем в имеющихся трудах почти не прослежена зависимость между характером отношений этой личности к физической культуре и уровнем знанийдолжным образом не рассматривается важность взаимодействия педагога и семьи ученика. В них лишь частично раскрывается понятие «ценности физической культуры». Анализируя ценности физической культуры, исследователи не уделяют должного внимания ее духовно-нравственным и интеллектуальным ценностям.

Таким образом, существуют противоречия между потребностью человека в крепком здоровье и ограниченностью использования физической культуры в повседневной жизни человекамежду организацией учебного процесса согласно возрастным стандартам физической подготовленности и недостаточностью при этом учета индивидуальных темпов физического развития ребенкамежду декларациями в директивных документах государства о равенстве дисциплины «физическая культура» среди других учебных дисциплин и явной фактической недооценкой данного предмета как руководителями образовательных учреждений, так и общественностьюмежду потребностью формирования у младших школьников ценностных отношений к физической культуре как необходимой составляющей полноценной жизнедеятельности человека и недостаточной разработанностью в теории и практике педагогики формирования этих отношений. Анализ существующих противоречий выявил проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у младших школьников ценностных отношений к физической культуре в процессе занятий в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей.

Предмет исследования: педагогические условия формирования ценностных отношений младших школьников к физической культуре в процессе спортивно-оздоровительной деятельности в системе дополнительного образования.

Цель исследования: выявление педагогических условий формирования у младших школьников ценностных отношений к физической культуре в образовательном процессе спортивно-оздоровительной направленности в учреждении дополнительного образования.

Задачи исследования:

1. Проанализировать категориальные понятия исследования.

2. Охарактеризовать образовательную среду учреждения дополнительного образования.

3. Представить состояние уровней развития ценностных отношений младших школьников к физической культуре.

4. Выделить особенности содержания образовательного процесса, направленного на формирование ценностных отношений к физической культуре у младших школьников.

5. Выявить и обосновать педагогические условия становления и развития ценностных отношений к физической культуре в спортивно-оздоровительной деятельности обучаемых.

Гипотеза исследования: формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре будет успешным при следующих условиях:

— опоры образовательного процесса на систему целевых личностно-значимых духовно-нравственных ориентиров;

— воспитании ценностного отношения к физической культуре как фактору обеспечения жизнедеятельности человека- -формировании высокого уровня физической культуры личности- -формировании у детей ценностных отношений к физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода- -обеспечении педагогического взаимодействия: «образовательное учреждение — семья».

Теоретико-методологическую основу исследования составили: -философско-педагогические положения о закономерностях развития человека, о его становлении в коммуникативной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков);

— труды ученых, разрабатывающих основы теории и методики физического воспитания (П.Ф. Лесгафт, Л. П. Матвеев, Г. Д. Харабуга), роли физической культуры в становлении и развитии личности, в формировании здорового образа жизни человека (В.К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Ю. Ф. Змановский, Л. И. Лубышева, В.И. Лях).

Значимыми для нашего исследования явились положения о специфике дополнительного образования как личностно-ориентированной системыо гуманизации, дифференциации и демократизации дополнительного образования детей как предпосылках личностного развития воспитанников, рассмотренные в работах В. А. Горского, М. Б. Коваль, С. Т. Шацкого.

Исследование опиралось на гуманистические педагогические концепции, основанные на аксиологическом и культурологическом подходах к воспитанию (Е.В. Бондаревская, И. Ф. Исаев, В.А. Сластенин), теоретические положения о педагогической технологии, нашедшие отражение в работах М. М. Поташника, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературыанализ государственных и муниципальных программ, нормативных актов, относящихся к сфере дополнительного образованияизучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опытаорганизация и проведение педагогического экспериментаобработка и анализ результатов эксперимента.

Исследование осуществлялось в три этапа с 1999 года по 2006 год. Базой исследования являлись образовательные учреждения г. Рязани: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (МОУ ДОД) Детско-Юношеский Центр (ДЮЦ) «Надежда», средние общеобразовательные школы № 56 и № 58. В исследовании были заняты 164 ребенка младшего школьного возраста.

Первый этап диссертационного исследования (1999;2000 г. г.) был посвящен анализу состояния проблемы формирования ценностных отношений детей к физической культуре в научных трудах и в практике учреждений дополнительного образованиядиагностированию уровней развития отношений к физической культуре у младших школьников, занимающихся в различных объединениях ДЮЦразработке стратегии диссертационного исследования.

На втором этапе (2001;2004 г. г.) была создана авторская образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий, направленных на формирование у младших школьников отношений к физической культуре и проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2005;2006 г. г.) был посвящен систематизация и анализу экспериментальных данных, оформлению диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1.Основными категориальными понятиями процесса формирования у младших школьников ценностных отношений к физической культуре являются: ценностное отношение личности к физической культуре есть сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура» как необходимого фактора жизнедеятельности человека, выражающееся в готовности и способности использовать его средства в целях самовоспитания и саморазвитияобразовательная среда учреждения дополнительного образования выступает как диалогичная среда познания и творчества, ориентирующая воспитанника в мире человеческих ценностей, в которой взаимодействуют субъективный, научно-методический, духовный и предметно-материальный компоненты.

2. При разработке содержания образовательного процесса по физическому воспитанию необходимо учитывать, что духовность и нравственность являются важнейшими базовыми характеристиками личности, а следовательно, и воспитание у ребенка ценностных отношений к физической культуре должно начинаться с обретения им духовных ценностей своего Отечества в данной области. Таким образом, в физическом образовании младших школьников определяющей является культурообразующая функция.

3. Педагогическими условиями формирования ценностных отношений детей к физической культуре выступают: формирование ценностных отношений у детей к физической культуре на основе личностно-ориентированного подходаобеспечение педагогического взаимодействия «образовательное учреждение — семья" — формирование высокого уровня физической культуры личности в результате физкультурной деятельности воспитанника в образовательном учреждении (на занятиях и мероприятиях), в семейном кругу (целенаправленные беседы, личный пример родителей, долговременные домашние задания, стиль жизни в семье), а также в повседневной жизнедеятельности (в социуме) — опора образовательного процесса физического воспитания на систему личностью значимых духовно-нравственных ориентиров, которые обусловливают содержание жизнедеятельности каждого человека (сохранение здоровья для создания семьи, выполнения долга перед родителями, Родиной).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: -уточнены категориальные понятия «ценностное отношение личности к физической культуре», «образовательная среда учреждения дополнительного образования" — -систематизированы ценности физической культуры на основе культурологического подхода- -выделены особенности содержания образовательного процесса, направленного на формирование ценностных отношений к физической культуре у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования- -выявлены педагогические условия формирования ценностных отношений к физической культуре у младших школьников в процессе спортивно-оздоровительных занятий в учреждении дополнительного образования.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— разработаны и апробированы методы диагностики сформированное&tradeценностных отношений к физической культуре у ребенка младшего школьного возраста- -представлено состояние уровней развития ценностных отношений к физической культуре у младших школьников- -разработана образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста- -представлена динамика формирования аксиологического, эмоционального, интеллектуального и деятельностного компонентов отношения младших школьников к физической культуре.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования и разработанные на их основе практические рекомендации и программа спортивно-оздоровительных занятий, позволяющие конструировать процесс физического воспитания, направленный на формирование ценностных отношений детей к физической культуре, могут быть использованы в учреждениях дополнительного образования, дошкольного образования и общеобразовательных учреждениях различных типов, а также в институтах повышения квалификации для повышения уровня подготовки учителей физической культуры и тренеров.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются реализацией научной методологиисоответствием структуры и содержания исследования его целям и задачампреемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретических положенийдлительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в детских коллективахсоответствием методов исследования его предмету и задачамиспользованием адекватного диагностического инструментариярепрезентативностью выборокграмотным анализом опытных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в образовательном процессе учреждений дополнительного образования г. Рязани: Детско-Юношеского Центр «Надежда», специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по дзюдо (СДЮСШОР по дзюдо) — а также в средней общеобразовательной школе № 58 г. Рязани.

Разработанная авторская образовательная программа спортивно-оздоровительных занятий для детей (7−10 лет) внедрена в практику вышеперечисленных учреждений и может быть использована в образовательных учреждениях различного типа. Автор программы (Авилкина С.В.) — педагог дополнительного образования высшей категориипобедитель областного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года — 2000» в номинации «Сердце отдаю детям (/дополнительное образование».

Результаты исследования внедрены в образовательную среду г. Рязани: проведены научнопрактические занятия для педагогов в Рязанском институте развития образования (РИРО), материалы исследования обсуждались на Городской методической конференции (г. Рязань, 2002 г.), Областной научно-практической конференции (г. Рязань, 2004 г.), Межрегиональной научно-практической конференции (г. Рязань, 2005 г.), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов РГПУ (2002;2005г.г.). Результаты исследования представлены на Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 2003 г.) и Международной научнопрактической конференции по проблемам физического воспитания учащихся (г. Коломна, 2002 г.). Основные положения и выводы исследования отражены в публикациях автора.

Структура и объем диссертационного исследования: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы 225 наименований, 14 таблиц, 13 рисунков, 17 приложений.

Выводы по главе 2.

В современном обществе сложилось противоречие между накопленным теоретическим и технологическим потенциалом физической культуры и уровнем его освоения отдельными людьми. Преодолеть это несоответствие в освоении ее ценностей возможно с учетом специфических компонентов образовательного процесса по физической культуре: приоритетных направлений, определенные государствомпотребностей обучающихся и их семьивозрастных и психологических особенностей обучающихся.

В основе дальнейшего развития системы физической культуры в учреждении дополнительного образования должны лежать идеи гуманизации учебно-воспитательного процесса за счет внедрения современных образовательных программ. В системе дополнительного образования стало возможным создать программу спортивно-оздоровительных занятий профилактической направленности, которая, учитывая условия пребывания ребенка в школе, позволяет минимизировать негативное влияние на здоровье последствий учебно-трудовой деятельности учащихся, приучает к соблюдению санитарно-гигиенических норм, контролю и управлению личным физическим, психическим, функциональным состоянием, формирует ценностное отношение к физической культуре.

Педагогическими условиями, необходимыми для обеспечения психолого-педагогического механизма формирования ценностных отношений к физической культуре у детей младшего школьного возраста выступают: формирование у детей у детей ценностных отношений к физической культуре на основе личностно-ориентированного подходаобеспечение педагогического взаимодействия: «образовательное учреждение — семья" — формирование высокого уровня физической культуры личностиопора образовательного процесса на систему целевых личностно-значимых духовно-нравственных ориентироввоспитание ценностного отношения к физической культуре как фактору обеспечения жизнедеятельности человека.

Апробированные в ходе педагогического эксперимента образовательная программа для спортивно-оздоровительных занятий и педагогические условия показали возможность целенаправленно формировать ценностные отношения к физической культуре у детей младшего школьного возраста. Собранные в ходе исследования факты позволяют сделать вывод, что отношение ребенка к физической культуре накладывает определенный отпечаток на особенности его восприятия, мышления, памяти, воображения, на эмоциональные и волевые реакции при работе в данной области. Оно сказывается и на степени активности и продуктивности работы в области физической культуры. У детей, проявляющих высокий уровень сформированности ценностных отношений к физической культуре, наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка. Им в большей степени свойственен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей.

Заключение

.

XXI век будет характеризоваться возрастанием культурообразующей функции образования. В настоящее время наблюдается переориентация педагогической деятельности на обеспечение единства физического и духовного развития человека средствами физической культуры. По мнению В. К. Бальсевича, М. Я. Виленского, В. И. Жолдака, Л. И. Лубышевой и др. физическая культура представляет собой один из базовых видов культуры. Она является одним из важнейших средств формирования общекультурного уровня человека, обеспечивает высокий уровень его жизнедеятельности. Нетождественность «физической культуры» и «двигательной активности» позволяет по-новому подойти к осмыслению изучаемого понятия. В нашем исследовании мы исходили из положения, что как и любая культура, физическая культура — это часть культуры общества, которая представляет собой интеграцию различных видов человеческой деятельности и их результатов, направленных на совершенствование Человека и которая существует в двух основных формах: объективной (в виде реальных предметов, в продуктах духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей) и субъективной (в виде деятельностных способностей человека, возможностей индивида овладеть этим предметным богатством).

Наши исследования проводились на фоне катастрофического снижения уровня здоровья детей в конце XX столетия. В эти годы педагогическая общественность приняла на себя часть ответственности за сохранение здоровья детей, стали часто употребляться термины «здоровье сберегающие образовательные технологии», «здоровый образ (стиль) жизни», «спортивно-оздоровительные группы». Данные понятия наполнялись смысловым научным и практическим содержанием.

Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. Педагогическая составляющая в деле сбережения здоровья детей, реализуемая преимущественно в рамках физкультурного образования, заключается в том, что ребенка с самого раннего возраста необходимо приучать самому заботиться о своем здоровье, систематически заниматься физической культуройследует воспитывать у него привычку к чистоте, аккуратности, порядкуучить основам культурно-гигиенических навыков, элементам самоконтроля во время разнообразной деятельностиучить понимать, как влияют физические упражнения на организм человека, на его самочувствиеформировать навыки здорового образа жизнивоспитывать умение правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, информировать о решающей роли образа (стиля) жизни человека в сохранении и укреплении его здоровья, воспитывать осознанное положительное отношение к физической культуре.

Ценности физической культуры мы рассматривали как совокупность ценностей объективных форм и субъективных форм физической культуры (таблица 1, таблица 2).

К ценностям объективных форм физической культуры мы отнесли: материальные ценности (спортивные сооружения, стадионы, бассейны, базы, инвентарь, предметы искусства, памятники, картины, фотографии, музыкальные произведения, издательские базы редакций физкультурных СМИ) — исторические ценности (национальные системы физической культуры, истории великих спортивных побед, становление видов спорта) — информационные ценности (публикации, трансляции в СМИ, научные исследования, методические разработки, программные, нормативные документы, произведения литературы) — ценности — общественные отношения (к идеалу красоты и гармонии, к спорту и здоровью, к персоналиям-носителям физической культуры) — организационные ценности (национальные и региональные системы управления физической культурой и спортом, системы учреждений дополнительного образования детей (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ), массовые физкультурные и спортивные мероприятия (Олимпиада, первенства, чемпионаты, Дни здоровья, Марафон мира, День физкультурника и т. п.)) — кадровые ценности (тренерский состав, учителя, инструкторы по физической культуреспециалисты-управленцы в области физ. культурыспециалисты в смежных областях (медицина, психология) — спортсменыпропагандистымеценаты).

К ценностям субъективных форм физической культуры мы отнесли: физические ценности (физическое развитие человека, функциональное состояние систем организма, двигательные способности, состояние организма в процессе физкультурно-спортивной деятельности) — психические ценности (межличностное общение, интерес к занятиям физической культурой, личное самоутверждение за счет побед на соревнованиях, достижения запланированного результата) — духовно-нравственные ценности (наличие высокого духовного идеала, жизненная установка на служение благородным целям: Отечеству, ближнимэстетическое отношение к миру, следование принципам добра, гуманизма, справедливости, чести, достоинства, стремление к саморазвитию, ответственное отношение к поступкам, работепринятие объективных ценностей физической культуры) — интеллектуальные ценности (знания о двигательной активности, знания об организме человека, знания о способах здоровьесбережения, знание объективных ценностей физической культуры).

Для того, чтобы человек мог освоить и воспользоваться ценностями физической культуры, необходима активная позиция самого человека. Степень инициативности личности, так же как и ее бездеятельности зависит от отношения личности к предмету изучения, познания. Следовательно, формирование ценностных отношений личности к физической культуре есть один из важнейших вопросов педагогической науки и практики, без решения которого невозможно побудить ребенка к овладению физической культурой и в целом невозможно повысить уровень культуры и здоровья народа.

Ценностное отношение личности к физической культуре представляет собой сознательное восприятие личностью объекта «физическая культура», выражающееся в готовности и способности использовать его ценности в целях самовоспитания и саморазвития.

Отношение личности к какой-либо ценности физической культуры будет складываться из следующих компонентов: -аксиологический — насколько значима для личности данная ценность- -интеллектуальный — что знает личность об этой ценности- -эмоциональный — какие эмоции испытывает личность при освоении данной ценности;

— деятельностный — какие усилия прилагает личность для овладения данной ценностью. Ценностное отношение личности к физической культуре необходимо рассматривать как интеграцию более частных отношений: отношений личности к различным формам и ценностям физической культуры: отношение к физ. культуре = ?ОТНоб.+УОТНсуб., где.

ОТНоб. — отношения личности к различным объективным формам физической культурыОТНсуб. — отношение личности к различным субъективным формам физической культуры.

Проблему формирования ценностных отношений человека к физической культуре наряду с другими общественными институтами решает и система дополнительного образования, которая функционирует как самостоятельная и эффективная подсистема российского образования. Длительное развитие данной системы привело к становлению уникальной гуманистической образовательной среды в учреждениях дополнительного образования — среды познания и творчества, среды диалогичной, ориентирующей воспитанника в мире человеческих ценностей. Сегодня система дополнительного образования обладает широкими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации. Основными особенностями системы дополнительного образования являются: принцип добровольного участия в деятельности детских объединенийосуществление образования в организованной деятельности, интересной ребенку, который является её активным субъектомориентация образовательного процесса на личностное развитие и инновационные процессыправо учреждения дополнительного образования самостоятельно разрабатывать программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально-экономического развития региона. Сложившиеся ориентации на личностное развитие и инновационные процессы, связанные с поиском решения новых задач, обусловили возможность создания и реализации в системе дополнительного образования новых педагогических технологий физического образования, в частности, направленных на формирование ценностных отношений к физической культуре.

В ходе констатирующего эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности ценностных отношений к физической культуре у младших школьников был выявлен уровень сформированности изучаемых отношений ниже среднего. Таким образом, в образовательном пространстве учреждения дополнительного образования требовалось создать условия для освоения и присвоения детьми ценностей физической культуры, ее теоретического и технологического потенциалов.

С этой целью нами была разработана и реализована в педагогическом эксперименте авторская программа спортивно-оздоровительных занятий для детей 7−10 лет. Содержание программы построено с учетом того, что в физическом образовании младших школьников, определяющей должна быть человекотворческая функция (связанная с развитием культуры мышления, чувств, творчества человека), нацеленная непосредственно на формирование человека, реализуемая в своеобразной форме через двигательную и здоровьесберегающую деятельность человека.

Педагогическими условиями, необходимыми для обеспечения психолого-педагогического механизма формирования ценностных отношений к физической культуре у детей младшего школьного возраста, выступают: формирование у детей ценностных отношений к физической культуре на основе личностно-ориентированного подходаобеспечение педагогического взаимодействия: «образовательное учреждение — семья" — формирование высокого уровня физической культуры личностиопора образовательного процесса на систему целевых личностно-значимых духовно-нравственных ориентироввоспитание ценностного отношения к физической культуре как фактору обеспечения жизнедеятельности человека.

Апробация в ходе формирующего эксперимента этих педагогических условий и образовательной программы для спортивно-оздоровительных занятий позволила выявить характерные изменения в отношении детей к физической культуре (см. табл. 13, рис. 10,11,12,13), их жизненной позиции. У детей, включенных в эксперимент и по окончанию исследований проявляющих высокий уровень сформированности ценностных отношений, повышается уверенность поведения, вырабатывается положительный стереотип режима дня. Они в большей мере аккуратны и пунктуальны, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, активно участвуют в событиях, связанных с физкультурной жизнью образовательного учреждения, города, страны. Они достаточно хорошо представляют свой идеал в данной области. Они уверены в необходимости работы спортивных секций, считают целесообразным увеличение количества спортивных сооружений в городе, они проявляют большой интерес к рассказам о различных видах спорта, знают выдающихся спортсменов России и мира, с удовольствием рассказывают о своем учителе физической культуры (тренере), осознают важность тех ценностей физической культуры, которые веками создавало все человечество. Этой группе детей в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей напряжения, постоянства, свободнее вступают в контакты, им легче удается самоконтроль.

Таким образом, проведенное исследование позволило расширить категорию «ценности физической культуры», конкретизировать понятие «ценностное отношение к физической культуре», охарактеризовать образовательную среду учреждения дополнительного образования, создать диагностический комплекс по изучаемой проблеме, разработать содержание образовательного процесса, направленного на формирование ценностных отношений к физической культуре у младших школьников.

Полученные данные исследовательской работы дают основание утверждать, что образовательный процесс, ориентированный на формирование у младших школьников ценностного отношения к физической культуре является результативным, если он стоится в соответствии с выделенными в работе педагогическими условиями и разработанной образовательной программой.

Проблема формирования ценностных отношений младших школьников к физической культуре разработана в данном исследовании применительно к системе дополнительного образования. Предметом дальнейших исследований может быть изучение особенностей внедрения полученных данных в практику общеобразовательных школисследование возможностей сотрудничества образовательных учреждений различного статуса в решении данной проблемывыявление особенностей формирования ценностных отношений к физической культуре у детей других возрастных групппоиск путей совершенствования административно-управленческой деятельности образовательного учреждения по формированию ценностных отношений обучаемых к физической культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. -335с.
  2. С.В. Гуманизация физического воспитания в системе дополнительного образования. // Актуальные вопросы физического воспитания населения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Рязань: Издат. Ряз-ГМУ, 2005. — С.5−7.
  3. С.В. Спортивно-оздоровительные занятия в системе дополнительного образования. // Информационный бюллетень № 7: Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации Рязанской области./Рязань, 2002.-С. 81−86.
  4. В.Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоциональных напряжений у детей дошкольного возраста М.: Скрипторий2000, 2002. — 168с.
  5. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М.: Изд. «Институт практической психологии», 1998. — 544с.
  6. Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце К: Здоровье, 1975 г. — 123с.
  7. HI Амосова Р. Г. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. -190с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. В2-х т. М.:Наука, 1980.
  9. .Г. Человек как предмет познания// Избр.пед.труды: в 2-х т./ Под ред А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. -М.: Педагогика, 1980. т.1. — 150с.
  10. Г. М. Психология формирования и развития личности. -М. :Наука, 1981, — 97с.
  11. Н.В., Голицына И. И., Собянин Ф. И. Специфика физической культуры //Педагогика. -1996. -№ 4. -С.21−23.
  12. М. А., Тима М. Х., Чесноков А. С. Физическая культура и советский образ жизни М.: ФиС, 1982. — 238с.
  13. А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития П Внешкольник. — 1997. № 9.
  14. JI.A. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения: Автореф.дисс.докт.пед.наук. М., 2001. -24с.
  15. Л.В., Ветрова В. В. Букварь здоровья М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-62с.
  16. В.К. Концепция альтернативных форм организации воспитания детей и молодежи // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С. 23−25.
  17. В.К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 4. -С.2−7.
  18. Бахтин М.М. PRO ЕТ CONTRA. Личность и творчество в оценке русскрй и мировой гуманитарной мысли: Антология. Т.1. / Сост. КГ. Исупов. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та, 2001. — 552с.
  19. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 30−35.
  20. В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: Монография. Рязань: РОИРО, 1998. — 135с.
  21. В.А. Самовоспитание социально-значимых качеств личности будущего учителя.// Воспитание социально-активной личности: история, теория, практика. Рязань: РГПИ, 1990. — С. 116−119.
  22. В. Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры// Автореф. дне. докт. пед. наук. -Екатеринбург, 1996. 18с.
  23. И.С. Общая физиология мышечной и нервной системы. // Т.1. Мышечная система. Периферическая нервная система. М.: Медгиз, 1959.-375с.
  24. В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. 1998. — № 2. -С. 12−17.
  25. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -190с.
  26. Бпинкин СА Николай Александрович Семашко. -М: Просвещение, 1976. -125с.
  27. ГШ. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1979. -304с.
  28. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. -188с.
  29. Божович ЛИ Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование -М.: Просвещение, 1968, — 464с.
  30. Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Феяьдштейна М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995. — 352с.
  31. ., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М.: Знание, 1979. 96с.
  32. Болдырев I f.И. Нравственное воспитание школьников. -М.: Педагогика, 1979. -224с.
  33. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования// Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  34. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. -1995. № 4. — С.18−20.
  35. А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. // Воспитание школьников.-1994 .-№ 5.
  36. И.М. «Быть телом"-«иметь тело"-«творить тело»: Три уровня бытия «HOMO SOMATIS» и проблемы физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. — С.2−5.
  37. Ю.Г. Физические упражнения основа профилактики ожирения у детей-К.: Здоровье, 1989 г. — 152с.
  38. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.:Академия, 2001. 278с.
  39. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пособие для ин-тов физ культуры / под ред. Л. П. Матвеева. М.:ФиС, 1983. — 128с.
  40. М.Я. Социально-психологические детерминанты формирования здорового образа жизни // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 9. — С. 9−11.
  41. М.Я. Физическая культура личности как ценность образования // Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий: Материалы Всерос.науч.-практ.конф. 4.1. СПб., 2000. — С. 22−23.
  42. М.Я., Беляева В. А. Физическая культура в самовоспитании личности будующего учителя: Учеб. пособие / Под общ.ред. В. А. Сластенииа. -М.: МГПИ, 1995.
  43. М.Я., Литвинов Е. Н. Физическое воспитание школьников: вопросы перестройки // Физическая культура в школе, 1990,№ 12.
  44. М.Я., Черняев В. В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре в вузе : Монография. М.: ГНО «Прометей» МПГУ, 2004. — 306с.
  45. Внешкольные учреждения: Пособие для работников внешкольных учреждений/Сост. Л. И. Филатова, В.С.Муратова- под. ред. Л. К. Балясной. — М.: Просвещение, 1978. 78с.
  46. О.И., Петракова Т. И., Цыпурский В. Г. Программа для начальной школы «Расти здоровым!» //Педагогика. -1997. -№ 1.-С.31−35.
  47. Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений: Сб. науч. тр. / НИИ общ. педагогики АПН СССР- под ред. Б. Е. Ширвиндта, М. Б. Коваль. —М., 1980. -264с.
  48. Воспитание детей школьного возраста средствами физической культуры. Методические решмендащи. / Под ред. ШаталоваВ.И., Беговатова Т. А., Носова Н. А. Новосибирск, НГПУ, 1996. — 56с.
  49. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сб. научн. тр. / Редкол.: М. Б. Коваль, М. П. Чумакова (отв. ред.), Б. Н. Ширвиндт. —- М.: Изд. АПН СССР, 1985. 224с.
  50. JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  51. Выготский JT. C Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. 432с.
  52. В.М. Методологические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры. 1984. № 6.-С. 5−6.
  53. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — № 5.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Педагогика, 1995. 483с.
  55. Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов вузов Е. И. Гогунов, Б. И. Мартьянов. М.: Академия, 2000.-288с,
  56. М.А., Балъсевич В. К., Тимошин С. А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека. // Теория и практика физической культуры, 1995. № 5−6.
  57. В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дтсшигельного образования. // Дополнительное образование, 2003.-№ 2(40).-С. 29−34.
  58. Ю. и др. Концепция прогноза развития образования до 2015 года // Народное образование. -1993.№ 1. С. 17−27.
  59. В.В. Развивающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т.2. — С.242−243.
  60. Г. Г. Тренируйте зрение. М.: Советский спорт, 1990. -119с.
  61. Дистервег А.Ф. В. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг- ред. Е. Н. Медынский. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. М.: Учпедгиз, 1956. -374с.
  62. Дополнительное образование детей: Сб. норм, документов (1991 — 1993) / Сост.А. К. Бруднов, В. А. Березина, Е. В. Пахомова. — М., Просвещение, 1993. 288с.
  63. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник. / Авт.-сост. Д. Е. Яковлев -М.: Педагогика, 2002. 316с.
  64. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. О. Е. Лебедева М., 2000. — 236с.
  65. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. 448с.
  66. А.Д., Мовчан Л. М. Физкультура: мы и дети. Киев: «Здоровье», 1989 г.
  67. В.И. Физическая культура как фактор гуманитаризации и гуманизации дополнительного образования// Дополнительное образование. 2000. № 11(14). С.4−7.
  68. Закон Российской Федерации «Об образовании», М.:ИНФРА-М, 2001. -52с. — (серия «Федеральный закон»),
  69. Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Российская газета, 6 мая 1999 г
  70. Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1965. — 135с.
  71. В.П. О цепях и ценностях образования // Педагогика 1997. № 5. С. 3−16.
  72. НА., Наседкин С. А. и др. Особенности развития физических и функциональных показателей у детей 8−10 лет занимающихся и не занимающихся спортом // Тезисы докладов к Всероссийской научно-практической конференции Москва, 2003-С.323−325.
  73. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Просвещение, 1987. 287с.
  74. НА. Пуп, к очевидности. -М.: Республика, 1993. -431с.
  75. Т.А. Педагогика: Курс лекций М: Просвещение, 1984. — 387с.
  76. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / МПГУ им. В. И. Ленина, Белгородский гос.пед.ин-т. Москва, Белгород, 1993. — 278с.
  77. О.Ф., Земляков А. Н. Тестирование знаний и умений учащихся // Сов. педагогика, 1991. — № 12.
  78. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -226с.
  79. Е.И. Проектирование образовательных программ: Методические материалы. — СПб.: Изд-во Евразия, 1994. 88с.
  80. П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А. М. Арсеньева. -М.: Наука, 1982. -704с.
  81. В.М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1978. -235с.
  82. Ключ к успеху: Авторские программы педагогов дополнительного образования. — М.: Восточное окружное управление Московского департамента образования, 1996. 218с.
  83. М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. — Оренбург, 1993. 134с.
  84. А.Н. Закаливание -М.: Рипол классик, 1997 г. 104с.
  85. Я.А. Великая дидактика / Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. — 655с.
  86. Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.
  87. Педагогическое наследие/ сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988. — 556с.
  88. Концепция Развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теория и практика физической культуры. 2001. — № 4. — С.2−8.
  89. И.В., Марковкина С. Г. Индивидуальный подход к личности учащегося в процессе обучения: Оценка личности с помощью тестов // Образование Сибири. 1995. — № 2. — С.39−45.
  90. А.А. Формирование ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры в образовательном пространстве современной школы: Дис. канд.пед.наук:13.00.01. Рязань, 2004. — 175с.
  91. А.Г. Формирование ценностных ориентаций юных спортсменов: Автореф. .канд.пед.наук: 13.00.01, — Якутск, 2000.
  92. М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: Автореф.. канд.пед.наук:13.00.01.-Н.Новгород: ВГИПА, 2003. -24с.
  93. ЮО.Левитес Д. Г. Практика обучения: Современные образовательные технологии. М.: Изд-во «Ин-т пракг. психологии" — Воронеж: НПО «Модек», 1998. — 135с.
  94. А.Н. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.-17с.
  95. А.Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции// Вопросы философии. 1996. — № 4. — С. 15−26.
  96. ЮЗ.Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Педагогика, 1951. -336с.
  97. П.Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. М.: Физкультура и спорт, 1987.-286с.
  98. П.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения старшеклассников к физической культуре: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Рязань, 2005. — 175с.
  99. Юб.Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: Методология развития и технология реализации // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. — С.11−17.
  100. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. 282с.
  101. Н.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии Л: Медицина, 1982 г. — 264с.
  102. Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. — М.: Просвещение, 1999. 110с.
  103. Лях В.И. и др. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. 1996. — № 1. -С.5−10.
  104. Лях В. И. Мой друг физкультура: Учеб. для учащихся 1−4 кл.общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 1999. — 143с.
  105. ПЗ.Майорова Э. Р. Формирование среды личностно-ориентированного взаимодействия как необходимое условие его эффективности: Автореф.дис.канд.пед.наук. -М., 1998. -24с.
  106. А.С. О воспитании. -М.: Политиздат, 1988. 256с.
  107. Э.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методический анализ. -М.: Мысль, 1983. 198с.
  108. Пб.Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. A.M. Талдыевой. Спб.: Изд-во Евразия, 1997. — С. 169−207.
  109. А.П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры // Физкультура, образование, наука. М., 1997.
  110. А.П. Физическая культура личности как проблема педагогики.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998, № 2. С.10−13.
  111. Л.П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для ин-тов физ. Культуры. М.:ФиС, 1977. — 271с.
  112. Л.П. Закономерности развития двигательных навыков и физических качеств // Теория физического воспитания. М.: ФиС, 1959. -205с.
  113. Ш.Медико-биологические и социальные аспекты двигательной активности./ Сборник научных трудов под ред. Сауткина. Рязань, РМИ, 1999. — 112с.
  114. АВ. Воспитание в контексте социализации // Классный руководитель -2002,-№ 5-С. 79−82.
  115. АВ. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. /Гл.ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. -522с.
  116. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М.: Наука, 1960. — 325с.
  117. Народное образование в СССР: Сб. документов 1917—1973 гг. ~М.: Мысль, 1974.-312с.
  118. Р.С. Психология. Учеб. для студентов ВУЗов. В 3-х кн. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -Т. 1. — 576с.
  119. Р.С. Психология. Учебдля студентов ВУЗов. В 3-х кн. 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. -Т. 2. -496с.
  120. Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры// Теория и практика физической культуры, 200 ! ,№ 8. С. 14−18.
  121. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. уч. завед. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512с.
  122. Педагогический словарь в 2-х томах. T. l, Т.2. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1960.
  123. Педагогическое мастерство педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. 3-е изд. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  124. Педагогическое образование в третьем тысячелетии: истоки, тенденции, перспективы: Сборник научных статей/ Научн. ред. академик РАО З. И. Равкин. М., 2002. — 180с.
  125. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1981. — 334с.
  126. П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 112с.
  127. А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979. — 210с.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. -255с.
  129. В.А. Теоретические основы и прикладные аспекты формирования физической культуры личности в системе непрерывного образования: Дис. .докт.пед.наук. Армавир, АГПИ, 1999.
  130. ГШ., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1991. — 276с.
  131. Н.И. Вопросы жизни. Избр. пед. соч. М.: Просвещение, 1953.-456с.
  132. В.Ю. Основы педагогической технологии. М.кола-Пресс, 1997. — 186с.
  133. Г. И. Формирование у учащихся 12−14 лет интереса к занятиям физическими упражнениями при использовании тренажерных устройств: Автореф. .канд.пед.наук:13.00.04. Москва, 1996.
  134. Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.01. Воронеж, 2000. — 145с.
  135. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР). — М.:ИНФРА-М, 1987. 32с.
  136. В.А. Исследование динамики отношения молодежи к физической культуре и спорту и пути повышения ее спортивной активности: Автореф. .канд.пед.наук: 13.00.01. -Киев, 1979. -24с.
  137. М.М., Загвязинский В. И. Оптимизация или творчество // Народное образование. 1990. — № 3.
  138. Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Учебное пособие / Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАРАХ, 1998.-672с.
  139. Программы по физическому воспитанию учащихся 1−2 классов. М.: Просвещение, 1996. -46с.
  140. Психологический словарь/ Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. — М.:Педагогика, 1983. — 512с.
  141. Психология: Учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. В. М. Мельникова. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 316с.
  142. А.Ц. О теоретических подходах к психологической характеристике личности спортсмена. // Теория и практика физкультуры.-1976.-№ 3.-С.58−61.
  143. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. -М.: Педагогика. 1995. — № 5. — С. 87−90.
  144. Развитие системы образования Российской Федерации: Сб. документов/ МО РФ, РИШСРО, сост. З. М. Никитин, Л. Ф. Артемов, Л. Д. Глейзер, Н. М. Чегодаев, — М., 1992. 186с.
  145. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: ФЛИНТА, 1998. — 264с.
  146. М.Д., Велитченко В. К., Волкова С. С. Занятия физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе-М.: Просвещение, 1988. 188с.
  147. К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М.Золотник. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. -416с.
  148. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т.1. / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия,! 993. — 608с.
  149. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х т. Т.2. / Гл. ред. В. В. Давыдов М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 672с.
  150. Ш. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: АПН СССР, 1957. — 328с.
  151. П.А. Психология: Учеб. для ин-тов физ. культуры. М.: ФиС, 1974.-С. 24−40.
  152. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или о воспитании. М.: Просвещение, 1966. -324с.
  153. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256с.
  154. Ю.В. Педагогический процесс как гуманитарный феномен // Педагогика. -2002. № 1. С.11−17.
  155. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994. № 5. -С.16−21.
  156. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 98с.
  157. В.А., Аксенова Г. И. Субъектно-деятельностный подход в образовании // Научные труды МПГУ. М.: Прометей, 2000. — 258с.
  158. В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.
  159. Т.В. Гуманистическая психология // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1. — 239с.
  160. ПЗ.Слободчиков В. И. Образовательная среда: Реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школ. Вып.7.1997. С. 117−184.
  161. В.И. Реальность субъективного духа // Человек. 1994.-№ 5.-С. 13−16.
  162. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологиюсубъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. -380с.
  163. М.Р. Теоретические основы беговой нагрузки Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1996. 266с.
  164. Н.К. Здоровье сберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. — 244с.
  165. Л.Н. МЦВ метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: Практическое руководство. — Спб., Изд-во «Речь», 2001. — 112с.
  166. Современная система спортивной подготовки. М.: Изд-во СААМ, 1998. — 228с.
  167. Современный философский словарь/ Под ред. д.ф.н., проф. В. Е. Кемерова. М.: Одиссей, 1996. — 608с.
  168. B.C. Русский национальный идеал // Соловьев B.C. Собр.соч. в 2 т. Т.1. -М.: Просвещение, 1984. — 287с.
  169. Спортивная физиология. Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. Я. М. Коца М.: Физкультура и спорт, 1986. -354с.
  170. Л.П. Проблемы ценности личности (Гносеологический аспект). М.: Наука, 1987. — 129с.
  171. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: ГЦОЛИФК, 1988. — 224с.
  172. В.И. Философско-культурологический анализ физической культуры // Вопросы философии. 1988, — № 4. — С.78−91.
  173. Стратегия развития образования в России. / Сб. документов Правительства России и Министерства образования. -М.:Просвещение, 1992. 68с.
  174. В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х томах. М.: Педагогика, 1979−1981.
  175. Теория и методика физического воспитания. Учебное пособие для студентов факультетов физ. воспитания педагогических институтов /
  176. Б.А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др./ Под ред Б.А. Ашмарина-М.: Просвещение, 1979. -360с.
  177. Типовое положение об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей, приложение к инструктивному письму Министерства образования России от 24.03.1997. М.: Школа-Пресс, 1997.-25с.
  178. Л.II. Педагогические сочинения / сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). М.: Педагогика, 1989. — 544с.
  179. Учреждения дополнительного образования: Проблемы и пути их решения / Социологические исследования особенностей социально-педагогической деятельности- сост. JI.B. Воронина, JI.B. Покромович. Екатеринбург, 1994.-Вып. 1. — 58с.
  180. К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 466с.
  181. К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Избр.пед.соч. -М.: Педагогика, 1968, — 387с.
  182. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии// Избр.пед.соч.в 2-х томах. T.l. М.: Педагогика, 1976,-С.95−106.
  183. JI. Человек // Серия «Окошки в твой мир» М.:Рипол-классик, 2003. — 198с.
  184. Физиология человека. / Под ред. Г. И. Косицкого М.: Медицина, 1985.-314с.
  185. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта. / Под ред. К. М. Смирнова Л.: Наука, 1969. — 388с.
  186. Физическая культура: Учеб. для учащихся 1−3 кл. общеобразоват. учреждений /В.П. Богословский, Ю. Д. Железняк, Н. П. Клусов и др.- Под ред. Г. Б. Мейксона и др. М.: Просвещение, 1996. — 143 с.
  187. Физическое состояние учащейся молодежи и пути его совершенствования. Сборник научных трудов под ред. Сауткина М. Ф., Рязань, РМИ, 1998 г. 144с.
  188. Физкультура. 2 класс: Поурочные планы/ Авт.-сост. М. В. Видякин. -Волгоград: Учитель, 2005. 160с.
  189. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. -М.: Сов. Энциклопедия, 1983.- 840с.
  190. А.Г., Юспа М. Б. Оздоровительная физическая культура : Учеб. для студентов вузов Мн.: Тесей, 2003. — 528с.
  191. Г. Д. Теория и методика физического воспитания / Учебник для средн. физкультурных учебных заведений М.: Физкультура и спорт, 1969.-352с.
  192. Л.Н. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников: Автореф.канд.пед.наук: 13.00.01.- Оренбург, 2001.
  193. О.В. Формирование психологического здоровья младших школьников: Автореф дисс. докт. пед. наук. М., 2001. — 32с.
  194. А.В. Физическая культура как основа здорового образа жизни сегодня и . в XXI веке // Теория и практика физической культуры. -1991.-№ 1.-С 2−4.
  195. И.П. О механизме влияния ограничения подвижности на процессы роста Рязань: РМИ, 1988 г. — 186с.
  196. В.В. Гуманитарные ценности физической культуры будущего учителя // Магистр. 1997. № 6. — С.87−95.
  197. В.Ф. Сужение сознания // Семья и школа. 1993. № 3. — С. 910.2Ю.Шаталов В. Ф. Учет и контроль знаний // Слово лектора. 1989. — № 9.
  198. С.Т. Педагогические сочинения. // В 4-х томах. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962−1965, — Т.2, 1964. 476с.
  199. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Изд. центр ВЛАДОС, 1998. 512с.
  200. Е.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности: Дис.. канд.пед.наук: 13.00.01. Москва, 1982. -210с.
  201. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. общество России, 1998.-48с.
  202. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Просвещение, 1995. -416с.
  203. Д.Б. Психология обучения младших школьников. М.: Знание, 1974.-С. 9−55.
  204. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 2000.
  205. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.:Сентябрь, 2000.
  206. А.Г. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям: Автореф.канд.пед.наук: 13.00.01. -Томск, 2003.
  207. Kraft R.E. Learning through games discovery // The Physical Educator, 1987, N4, p. 420−421.
  208. Maslov A. Motivation and Personality. № 4, — N.Y. Harper, 1954.
  209. Peyren Y. Physical education for school children // China sports, 1985, N7, p.22−24.
  210. Raikkala M. Sports club as an environment for young people’s noncompetitive sports // Sports for all. Finland, 1993.
  211. Sleap K., Warbweuton P. Physical activity patterns of primary school children. Happy heart project. Health education authority, Tomas Nelson and sons LTD, 1990.
  212. Sports and physical education in Finland. Helsinki: Government printing Center, 1989.
Заполнить форму текущей работой