Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определена тем, что с одной стороны в соответствии с новыми социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашем обществе, повышаются требования к содержанию и качеству труда учителя, а с другой стороны в связи с названными условиями по России в целом, в Самарской области и в городе Тольятти, в частности, наблюдается нехватка учительских кадров. Больше того… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические аспекты формирования позитивной мотивации школьников на педагогическую профессию
    • 1. 1. Анализ профессиональной подготовки учащихся в средней школе и пути ее совершенствования .¦{?
    • 1. 2. Сущность мотивов профессионально — познавательной деятельности учащихся
    • 1. 3. Комплекс качеств личности учителя, формируемый в средней школе
    • 1. 4. Модель системы профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию
  • Выводы .4/
  • 2. Педагогические технологии формирования позитивной мотивации к педагогической профессии
    • 2. 1. Модель управления формированием мотивации школьников
    • 2. 2. Проектирование педагогических технологий
    • 2. 3. Технологии формирования позитивной мотивации к педагогической профессии
  • Выводы
  • 3. Экспериментальная апробация технологий формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии
    • 3. 1. Выявление основных компонентов готовности школьников к педагогической профессии
    • 3. 2. Диагностика готовности учащихся к педагогической профессии
    • 3. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального обучения по педагогическим технологиям с мотивационным обеспечением учебно — воспитательного процесса
  • Выводы

Технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определена тем, что с одной стороны в соответствии с новыми социально-экономическими преобразованиями, происходящими в нашем обществе, повышаются требования к содержанию и качеству труда учителя, а с другой стороны в связи с названными условиями по России в целом, в Самарской области и в городе Тольятти, в частности, наблюдается нехватка учительских кадров. Больше того, потребность в учителях средних школ в течение последних пяти лет имеет тенденцию к резкому повышению. Так, например, в 1993 году в городе Тольятти не хватало 102 учителя, при выпуске Тольяттинским государственным педагогическим институтом -489 специалистов. Меры по обеспечению щколы специалистами с высшим образованием (имеются в виду инициативы органов народного образования всероссийского и регионального уровня) дают определенные результаты, но дефицит учителей в городе Тольятти, например, в 1992 году составил 229 человек, в 1994 году — 392 человека, в 1995 году — 308 человек, в 1996 году — 290 человек. И это при том, что количество выпускников педагогического института города Тольятти постоянно увеличивается: в 1992 году — 115 человек, в 1993 году-489 человек, в 1994 году — 505 человек, в 1995 году — 562 человека, в 1996 году — 638 человек.

Мы пришли к выводу, что в г. Тольятти наблюдается очевидная диспропорция. Нами была разработана анкета и проведен социологический опрос среди учащихся педагогических классов, колледжей и студентов педагогических вузоэ с целью выявления уровня их мотивации к выбору педагогической профессии.

Анкетирование учащихся и опросы учителей, которые уходят из школы, позволили выделить две главных причины низкой мотивации к педагогической профессии:

1) низкая оплата и социальная незащищенность учителя;

2) случайность выбора профессии.

Не имея возможности влиять на первую причину оттока учителей из школы, мы сосредоточили свое внимание на второй причиненестабильности кадрового обеспечения школы. В центре внимания при этом оказалась мотивированность выбора педагогической профессии. Анализ результатов анкетирования показал, что ученики педагогических классов не хотят продолжать образование по педагогической специальности и в педагогические вузы идут, в основном, за получением диплома и по желанию родителей. Проблема достаточно серьезная и причин здесь множество: слабая организация и немотивированность учебно — воспитательного процесса, низкий престиж учительской профессии, недостаточная заработная плата.

Все эти проблемы возникли не сегодня, они хорошо известны и теоретикам, и практикам профессионального образования. Пути повышения эффективности и совершенствования всех звеньев учебновоспитательного процесса основательно разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Ключевым звеном в решении названных проблем, по общему мнению, сегодня является профессиональная направленность обучения, которая на практике выливается в необходимость организации преемственности в системе непрерывного образования (А.В. Красильникова, М. В. Потоцкий, Ю. А. Кустов и др.). Одной из сторон этой проблемы является взаимосвязь деятельности учителя и учащегося (В.Наймен, Н.Д. Никан—дров и др.), содержание и преподавание различных дисциплин в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением ряда дисциплин (М. Н. Берулава, В. С. Безрукова, С. Ф. Артюх, и др.), а также интеграция в системе непрерывного профессионально — педагогического образования (С.Я. Батышев, Г. А. Низамов, Н. К. Чапаев, Н. А. Половникова и др.) Много внимания этим вопросам уделяют и представители зарубежной педагогической науки (Д. БакСША, А. КроплиВеликобритания, Р. ДейвФранция и др.). Но отечественное направление в исследовании нашей диссертационной проблемы следует считать более основательным и фундаментальным. Укажем основные этапы в разработке проблем ориентации учащихся на педагогическую профессию, предложенные В. И. Щеголем [149, с. 17 — 21 ].

В первые годы развития системы образования в нашей стране проблеме подготовки учительства и отбору учащихся в педагогические учебные заведения уделяли внимание Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, Б. Г. Ананьев, Р. Кутепов, Н. Д. Левитов, Г. С. Прозоров, С. Л. Рубинштейн, Т. К. Чугуев, С. Фридман.

Процесс профессиональной подготовки будущего учителя и последующего этапа совершенствования мастерства учителя рассматривается в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, М. А. Ачилова, Л. В. Байбородовой, Е. П. Белозерцева, Э. А. Гришина, Т. А. Ильиной, Н. В. Кузьминой, А. В. Мудрика, В. А. Сластенина, Р. И. Хмелюк, Е. П. Шастовой.

В работах В. К. Демиденко, В. И. Жуковской, В. Ф. Моргуна,.

B.И.Никитенко, Е. М. Павлютенкова освещаются проблемы формирования мотивов выбора учительской профессии и их классификации.

Теоретические основы выбора школьниками профессии освещены в работах В. Ф. Сахарова, А. Д. Сазонова, Н. Н. Чистякова,.

C. Н. Чистяковой, С. Нишаналиева.

Общепедагогические проблемы трудовой подготовки и профориентации исследуются в работах П. Р. Атутова, Ю. К. Бабанского, С. Я. Батышева, А. А. Бодалева, Ю. К. Васильева, И .Я. Лернера, Б. В. Ломова, А. Н. Леонтьева, М. И. Махмутова, К. К. Платонова, В. А. Полякова, М. Ц. Скаткина, И. Д. Чернышенко.

Диссертационные исследования последних лет: Т. З. Даянова (1991г.), А. Н. Сендер (1991г.), Б. С. Ханжарова (1991г.), В. И. Блинов (1993г.), И. К. Пирниязов (1994г.), Л. Л. Юрова (1994г.), И. К. Жинеренко (1994г.), В. В. Арнаутов (1995г.), Н. М. Голянская (1995г.), М. Л. Сагателян (1996г.) так или иначе рассматривают исследуемую проблему, но ни в одном из них не разработан механизм формирования профессионально — значимых качеств учителя в зависимости от возраста учащихся и социально — экономических условий.

Однако, новые социально — экономические условия, в которых оказалась наша страна, выдвинули новые аспекты и задачи в решении рассматриваемой проблемы.

Одной из таких задач является формирование нового человека, которую может решить только творческий педагог, способный изменить духовный мир личности, владеющий высоким и постоянно совершенствуемым искусством воспитания и обучения — одним словом, мастер. По Далю это человек, особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель — это мастер вдвойне. Суть его в тех качествах личности, которые делают педагогическую деятельность продуктивной и творческой. И как любая деятельность педагогическая также должна быть мотивирована. Именно поэтому для современной теории и практики воспитания формирование мотивации на педагогическую профессию особенно актуально.

Актуальность исследования состоит и в том, что реформа общеобразовательной школы связана с развитием различных типов учебных заведений, непосредственно нацеленных на высшую школу, а высшая школа усиливает внимание к подготовке своего абитуриента, выбор будущей профессии которого должен быть мотивирован всей предшествующей образовательной системой.

Профессиональная ориентация учащихся — сложный и многоплановый объект исследования. Как показывает анализ научной литературы и наши наблюдения за учебно — воспитательным процессом, дальнейшее совершенствование профессиональной ориентации возможно лишь при одновременном повышении качества всех звеньев учебно — воспитательного процесса и учете комплекса педагогических, психологических, социальных и организационных факторов. В основу создания новых подходов к обучению должна быть положена деятельностная схема и главные ее компонентымотивация и регуляция. Формирование смысдообразующих мотивов учения и благоприятных условий для их реализации — эти направления совершенствования учебной деятельности ведут к главной цели обучения — к превращению знаний в глубокие и прочные убеждения и практические действия.

Существование проблемы коренного улучшения подготовки педагогических кадров связано с совершенствованием системы профориентационной работы на педагогическую профессию, мотивами их профессионального самоопределения и является результатом противоречия между системой внешних стимулов педагогической деятельности, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотивов выпускников.

Теоретическая и практическая значимость этой проблемы, а также недостаточная ее разработанность определили выбор темы диссертационного исследования, которую мы формулируем следующим образом: «Технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии» .

Объект исследования: система профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы.

Предмет исследования: процесс формирования позитивной мотивации учащихся к педагогической профессии.

Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация педагогических технологий формирования позитивной мотивации школьников на выбор педагогической профессии.

В результате предварительного изучения указанной проблемы и анализа предмета исследования была вьщвинута гипотеза, в соответствии с.которой улучшение качества профессиональной ориентации учащихся к педагогической профессии возможно на основе комплексного подхода к проектированию учебновоспитательного процесса с использованием принципа мотивационного обеспечения.

Позитивная мотивация школьников на педагогическую профессию будет сформирована и эффективность работщ, но профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию будет существенно улучшена при условии:

— организации долговременных форм ориентации на педагогическую профессию;

— тесной связи педагогической теории и практики;

— реализации принципа профессиональной направленности в его взаимодействии с принципом мотивационного обеспечения учебновоспитательного процесса;

— изучения, обобщения и внедрения передового опыта ориентации школьников на педагогическую профессию;

— разработки модели профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию.

Исходя из указанной цели, учитывая многогранность проблемы и сформулированную гипотезу, в работе решаются следующие задачи:

— выявить и теоретически обосновать комплекс качеств личности учителя — профессионала, формирование которых возможно и необходимо в средней школеразработать модель профессиональной ориентации учащихся на педагогическую профессию;

— определить психолого — педагогические закономерности управления формированием требуемых качеств личностиразработать основы содержания профессиональной ориентации школьниковспроектировать педагогические технологии формирования позитивной мотивации на педагогическую профессию в средней школе;

— разработать критерии диагностики достижения требуемых качеств личности школьников и показатели эффективности спроектированных педагогических технологийреализовать разработанные педагогические технологии в 8−11 классах средней школы.

Методологической основой исследования являются теория системнокомплексного и личностно — деятельностного подходов к изучению педагогических явлений. Системно — комплексный подход позволяет рассматривать обучение в виде двуединой деятельности учителя и ученика, а сложную совокупность их связей и взаимоотношений, опосредуемых через систему средств, методов, организационных форм как комплекс взаимосвязанных компонентов, объединенных общей целью и функционированием.

В процессе исследования мы опирались на обоснование процесса обучения В. В. Краевским, Б. С. Гершунским, Ю. К. Бабанским и др., а также на теорию профессиональной педагогики С .Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. И. Думченко, М. А. Жиделева, Ю. С. Тюнникова, С. А. Шапоринского. Составной частью исследования были труды об интеграции и дифференциации содержания профессионального образования М. И. Махмутова, В. М. Монахова, Г. С. Гуторова, B.C. Леднева и др., фундаментальные положения методики преподавания Н. И. Кравцова,.

А.Д. Ботвинникова, В. М. Коротова и профессиографическое изучение личности учителя В А. Сластенина.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно — программной и учебно — планирующей документации, методических и учебных пособий, экспериментальное и массовое внедрение организационно — методического обеспечения, наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учителями различных категорий, опрос учащихся и студентов, проведение наблюдений и постановка педагогического эксперимента на основе системнокомплексного подхода, статистическая обработка полученных результатов и вывод закономерностей на основе дисперсионного анализа.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выявлены и проанализированы особенности качеств личности учителя — профессионала, формирование которых необходимо в средней школе;

— разработана двухуровневая модель системы профессиональной ориентации с определенным комплексом качеств личности школьника, обеспечивающим высокий уровень мотивации на профессиональную педагогическую деятельность;

— предложен алгоритм и стратегия проектирования педагогических технологий с мотивационным обеспечением;

— выявлена система средств и методов профессиональной ориентации учащихся и определены параметры диагностирования сформированных качеств личности и количественные критерии уровня их достижения.

— разработаны педагогические технологии профессиональной ориентации с позитивным мотивационным обеспечением на педагогическую профессию.

На защиту выносятся:

— методика формирования позитивной мотивации к педагогической профессии;

— модельное представление системы профессиональной ориентации учащихся в педагогических классах;

— педагогические условия реализации модели профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию;

— методика непрерывной диагностики формирования качеств личности выпускников педагогических классов;

— педагогические технологии подготовки учащихся в педагогических классах с позитивным мотивационным обеспечением в 8 — 11 классах средней школы.

Теоретическая значимость исследования:

— осуществлено научное решение проблемы профессиональной ориентации школьников на педагогическую профессию с помощью формирования позитивной мотивации;

— принцип мсЙгивационного обеспечения учебно — воспитательного процесса использован в его взаимодействии с принципом профессиональной направленности;

— разработан механизм формирования профессионально значимых качеств личности учителя в зависимости от возраста учащихся;

— создана системная диагностика решения учебно — воспитательных задач, которая открывает путь к реализации мониторинга, обеспечивающего оценку и коррекцию формируемых качеств личности школьника в педагогических классах.

Практическая значимость работы: разработана модель системы профессиональной ориентации учащихся, обеспечивающая высокий уровень позитивной мотивации на педагогическую профессию, которая может быть использована не только в средних школах, но и в педагогических лицеях, колледжах, вузах.

Разработанные количественные критерии оценки эффективности и уровня сформированных качеств личности школьника могут быть использованы для сравнения различных методик между собой и определения эффективности учебно — воспитательного процесса в любой образовательной системе.

Предложенная методика проектирования педагогических технологий может быть применима не только для ориентации" на профессиональную педагогическую деятельность, но и для других профессий.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигнута логической структурой построения научноисследовательской деятельности, начиная с определения потребности в учителях и мотивации обучаемых на педагогическую деятельностькомплексной методикой, адекватной предмету р задачам исследованияведением педагогических исследований в единстве с практической деятельностью и ориентированных на неесравнением результатов исследования с результатами исследований других авторов и коллективоввнедрением в массовую практику аргументированных выводов и выдвинутых теоретических положений.

Апробация работы: результаты исследования докладывались и получили положительную оценку на республиканской научнометодической конференции «Совершенствование подготовки молодого специалиста» (г.Казань, 1982 г.)-на республиканской конференции «Дидактические закономерности обучения студентов» (г. Тбилиси, 1983 г.) на Всероссийской республиканской научно — методической конференции «Внедрение достижений психологии и педагогики в практику работы вуза» (г.Новосибирск, 1983 г.) — на республиканской межвузовской научно — методической конференции «Пути и методы управления качеством подготовки специалистов в вузах» (г. Минск, 1983 г.) — на Всесоюзной научной конференции «Проблемы повышения качества и эффективности проведения семинарских, практических и лабораторных занятий» (г.Ташкент, 1984 г.) — ра межвузовской научнометодической конференции" Совершенствование системы взаимодействия НИР и учебного процесса в техническом вузе" (г. Тула, 1984 г.) — на республиканской научно — методической конференции «Проблемы профессионального становления студента технического вуза» (г. Кемерово, 1984 г.) — на межрегиональной педагогической конференции «Игра, творчество, развитие» (г. Обнинск, 1994 г.) — ца научно — практическом семинаре «Обучение математике в педагогических классах, лицеях, гимназиях» (г. Барнаул, 1995 г.) — на областных научно — методических конференциях (г. Самара, 1978 — 1997 г.г.) — на ежегодных научнопрактических конференциях (г. Тольятти, 1978 — 1997 г.г.) — на II международной научно — методической конференции «Педагогический менеджмент и профессиональные технологии в образовании» (г. Пенза, 1996 г.).

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1986; 1990 г.г.).

Изучение философской, психолого — педагогической, научнометодической литературы, нормативно — программной и учебнометодической документации. Осмысление опыта работы, апробирование первых вариантов разработок по активизации познавательной деятельности обучаемых, оптимизации учебновоспитательного процесса, по поиску новых средств и методов обучения.

Второй этап (1991 — 1992 г.г.).

Проведение предварительного и формирующего экспериментов по выявлению, уточнению, конкретизации качеств личности учителяпрофессионала, социологического исследования по выявлению стереотипа учителя, а также определение потребности в учителях и мотивации обучаемых на выбор педагогической профессии.

Третий этап (1993 — 1996 г.г.). 1.

Научное обоснование модели профессиональной ориентации на педагогическую профессию и алгоритма проектирования педагогических технологий с позитивным мотивационным обеспечением. Проведение опытно — экспериментальной работы по реализации разработанной модели и внедрению педагогических технологий в практику работы педагогических классов общеобразовательных учреждений.

Опытно — экспериментальная работа проводилась на базе школ № 16, 24, 63 г. Тольятти, № 49, 18 г. Магнитогорска, педагогического колледжа № 2 г. Тольятти, Самарского индустриально — педагогического колледжа.

На разных этапах опытно — экспериментальной работы в исследовании участвовали более 500 учащихся средних школ и колледжей.

Структура и объем работы: объем диссертации составляет /^страниц машинописного текста, включаялз таблиц, лг рисунков и //приложений. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 154 наименования.

ВЫВОДЫ.

1. Готовность выпускников средней шкоды к педагогической деятельности определяется с помощью характеристик, численно выражающих уровень решаемых образовательных, развивающих и воспитательных задач. В качестве таких характеристик могут быть взяты компетентность' учащихся, уровень мотивации учащихся, творческий потенциал будущего учителя. л"'.

2. Педагогическая технология с мотивационным обеспечением учебного процесса комплексно решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи, что экспериментально подтверждено на примере функционирования педагогических кдассов. Обучение по педагогической технологии с МОУП привело к наступлению «мотивационного резонанса» и достижению требуемого уровня компетенции, повышению уровня мотивации и, в конечном счете, приросту творческого потенциала будущего учителя, что убедительно доказывает правильность нашей гипотезы.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ изложены • следующие основные результаты и выводы проведенного опытно — экспериментального исследования:

1. Одним из путей повышения качества профессиональной ориентации на педагогическую профессию является использование дидактического принципа мотивационного обеспечения учебновоспитательного процесса, который позволяет задействовать резервы педагога и учащихся в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

2. Структура качеств личности учителя — профессионала и компоненты его стереотипа, представленные в риде матрицы, являются удобным механизмом формирования профессионально значимых качеств учителя в зависимости от возраста учащихся.

3. Двухуровневая модель системы профессиональной ориентации учащихся на педагогическую профессию дает возможность перехода к разработке технологий и их практической реализации.

4. Формирование смыслообразующих мотивов и благоприятных для их реализации условий деятельности является направлением, позволяющим достичь существенного улучшения качества профессиональной ориентации на выбор педагогической профессии.

5. Любая педагогическая система призвана решать сверхзадачувоспитание творческой личности, а в этом может помочь система Станиславского, которая есть «способ повышать коэффициент полезного действия всякого дарования» .

6. Учет всех факторов при проектировании эффективного учебновоспитательного процесса возможен лишь при строгой координации деятельности и синхронизации действий учителя и учащихся, что приводит к созданию педагогических технологий, с помощью которых удается более эффективно организовать профессиональную ориентацию учащихся на педагогическую профессию.

7. Введенные количественные критерии уровня достижения образовательных, развивающих и воспитательных параметров можно использовать для решения задач прогностического характера, оптимизации учебно — воспитательного процесса и определения творческого педагогического потенциала выпускника средней школы.

8. Теоретическое обоснование педагогических технологий с позитивным мотивационным обеспечением учебно — воспитательного процесса соединено с развернутой разработкой содержания и основных форм и методов ее реализации э 8−11 педагогических классах.

9. Опытно — экспериментальная апробация разработанных педагогических технологий в ряде школ подтвердила, что качество профессиональной ориентации зависит не только от комплекса организационных, методических и административных мероприятий, но и от сформированных доминирующих мотивов и установок.

Разработанные нами педагогические технологии формирования позитивной мотивации школьников к педагогической профессии открывают возможность исследовать эту проблему и для ориентации учащихся на другие профессии, а также для исследования корреляции уровней сформированного трудолюбия учащихся и — мотивов выбора учительской профессии.

1JLS.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдульханова — Славская К. А. Типологический подход к личностипрофессионала // Психологические проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. тр. М., 1991, с. 9−66.
  2. Н.А. Психофизические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 2. с. 23 30.
  3. .Г. Очерки психологии. Д.: Лениздат, 1945. — 160 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: 1977.- 371 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980, т. I. -230 с.
  6. А.Н. Опыт организации мыслительной деятельности в зависимости от профессиональной направленности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Л. — 1975. — 24 с.
  7. Е.И. Ориентация учащихся на учительскую профессию. Советская педагогика, 1988, № 7, с. 41.
  8. Jl.ll. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические проблемы формирования личности профессионала. Сб. науч. тр. М., 1991.
  9. Г. В. Интеграция деятельности коллектива школы и ВУЗа в педагогической подготовке молодежи./ Интеграция в педагогике и образовании: Сборник научно методических работ. Самара: СИПК, 1994, с. 47 — 50.
  10. Г. В. Проектирование педагогических технологий в средней школе. / Игра, творчество, развитие материалы межрегиональной педагогической конференции / Обнинск:"Интерколледж", 1994, с. 13−17.
  11. Г. В. Профориентационная педагогическая олимпиада -один из путей выявления будущих педагогов / Проблемы непрерывного профессионального образования. Тезисы докладов областной научно-методической конференции. Самара, 1996, с. 100.
  12. Г. В. Модульный метод обучения математике -эффективная педагогическая технология / Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании. Материалы II Международной научно методической конференции. -Пенза, 1996, с. 60. iZ 7
  13. Г. В. Технология формирования ранней профессиональной направленности на педагогическую деятельность / Роль ВУЗа в становлении личности инженера. Тезисы докладов юбилейной научно методической конференции. — Тольятти, 1997, с. 58 — 62.
  14. Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьника // Советская педагогика, № 3, 1980, с. 33 38.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя. Советская педагогика, 1987, № 2, с. 7.
  17. В.П. Слагаемые пед. технологий. М.- 1989 с. 8 — 9.
  18. В.П., Булавин В. А. Методические указания по дидактическому анализу целей, содержания обучения и сроков подготовки специалистов. М., 1986. 40 с.
  19. K.JI. Педагогическая практика и вопросы организации исследовательской деятельности студентов // Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань. 1980. — 144 — 159 с.
  20. В.И. «Теория и практика педагогической профориентации». Диссертация канд. пед. наук. М. 1993.
  21. В.В. Психология воспитания школьников. Л., 1974, с. 164.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж.: Изд — во Воронеж, универ., 1977. -с. 304
  23. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Вопросы психологии, 1966, № 6, с. 34−44.
  24. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей 0 в онтогенезе. Вопросы психолгии, 1973, № 5, с. 23 — 40.
  25. Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования. М., 1982. г
  26. В.П. Избр. пед. соч., т. 2, М., Педагогика, 1987−400 с.
  27. А.А. О контекстном обучении. Вестник высшей школы, № 8, 1985.
  28. С.Г. Социально профессиональные ориентации учителя как регулятор активности // Социально — педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. Сб. науч. тр. М. Искусство АПН СССР, 1988, с. 11 — 19.
  29. П.Я. Введение в психологию. М: МГУ, 1976. — 150 с.
  30. В.И. Введение в методику преподавания психологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.-75 с.
  31. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. М.: Высшая школа, 1975,333 с.
  32. Ф.Н. Книга об учителе. М.: — Просвещение, 1965.
  33. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. -М.: Педагогика, 1985. 140 с.
  34. В.В. Лекции по педагогической технологии. Изд. 2 — е, стереотип. — М.: Знание, 1992. — 42 с.
  35. Т.З. Межпредметные связи как фактор эффективности подготовки будущих учителей и воспитателей. Диссертация канд. пед. наук. М. 1991, с. 233.
  36. А.А., Денисова А. Л. Альтернативные школы для подготовки учащихся к предпринимательской деятельности. // Педагогическое образование, Вып. № 7, 1993, 94 97 с. 1. S.9
  37. В.В., Конторов Д. С. Проблемы системологии (проблемы теории сложных систем). Советское радио, 1976, 296 с.
  38. Н., Найденова 3. Помощь в выборе пути. // Народное образование, № 9, 1989, с. 105−111.
  39. А. Руководство к образованию немецких учителей. Изб. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956, с. 55−212.
  40. В.К. Формирование педагогических умений будущих учителей. В сб.: Психолого — педагогическое обеспечение учебного процесса в высшей школе и условиях ее перестройки. — J1. — М.: Изд — во ЛГУ, с. 24 — 30.
  41. О.В., Еремкин Ю. Л. Педагогические классы в школах -интернатах. Педагогическое образование., Вып. № 5, М.: Прометей, 1992, с. 88−91.
  42. П.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1972, с. 37 — 77.
  43. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы.-Л.: Изд-во ЛГУ, 1974, — 112 с.
  44. В.Д., Головачев А. С. «Методы разработки моделей будущих специалистов и требований к их подготовке в вузах» в сбор. Педагогика высшей школы, вып. 2, Минск, «Вышейшая школа», 1977, респ. межведомств, сборник, 68 -74 с.
  45. И.К. Методические проблемы подготовки старшеклассников к выбору педагогико математических профессий. Диссертация канд. пед. наук. М. 1994, с. 176.
  46. Ю.М., Глоточкин А. Д. и др. Базовая психологическая модель личности учителя. Педагогическое образование, Вып. № 4, М.: Прометей, 1991, с. 11 -17.
  47. Ю. М. Психическая функция оценивания и регуляции человеческой деятельности // Субъективная оценка в структуре деятельности. Саратов, 1987, 3 14 с.
  48. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно смысловые связи в структуре направленности человека //Вопросы психологии, 1989, № 6. 100 — 108 с.
  49. И.А. Основы педагогического мастерства. М.: Просвещение, 1989, 302 с.
  50. Изард Кэррол. Эмоции человека. М.: Изд — во МГУ, 1980, — 439 с.
  51. Э.М., Сергиевская Ю. В., Соляник В. В. Многоуровневая модель педагога профессионала как прообраз меры человека в системе педагогического образования. М., 1993, 25 — 27 с.
  52. Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Перевод с англ. / Общ. ред. Зинченко В. П. и Жукова Ю. Н. М.: Прогресс, 1989,720 с.
  53. К.Н. Пед. основы произв. труда учащихся в профессионально технических училищах. М., Высшая школа, 1976- 335 с.
  54. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд. Казанского государственного университета, 1969, 96 с.
  55. Е.А. Путь в профессию. JL, 1974, 189 с.
  56. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988, — 192 с.
  57. В.А. Дифференциально психологическое исследование когнитивного стиля в обучаемости: канд. дисс., Л., 1976, 164 с.
  58. О.А. Проблема осознанного саморегулирования сенсомоторной деятельности. Автореферат докторской диссертации. М., 1977.
  59. Я.А. Великая дидактика. Изб. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955, с. 164−446.
  60. Н.В. Развитие мотивации к овладению профессией в период обучения в вузе. Дисс. канд. псих. наук. — Л.: 1983, — 239 с. j/
  61. Т. Элдсон. Образование взрослых: достижения, проблемы. -Перспективы / ЮНЕСКО /. М.: 1986, № 3, с. 51 — 68.
  62. В.А., Мамедов Н. М. Психология: оценка психологической подготовленности учителя // Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. М., 1992, 108 133 с.
  63. Я. Избранные педагогические произведения. М. Педагогика, 1979, с. 134, 145,146,426,170, 147,178.
  64. К.А., Грабарь М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика., 1977, 210 с.
  65. Н.К. Выбор профессии. // Пед. соч. Т. 4. М.: АПН РСФСР, 59. — 630 с.
  66. В.А. Психологическое обучение и воспитание школьников. М., Просвещение, 1976, 303 с.
  67. Л.В. Целостность системы методов преподавания как фактор активизации познавательной деятельности студента. -Автореф. дисс. канд. пед. наук. Л. — 1984, — 24 с.
  68. Н.В. Анализ педагогической деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения. М.: Высшая школа, 1978.
  69. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. В кн.: Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.- 172 с.
  70. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984, 216 с.
  71. Ю.А. Дидактический принцип преемственности и методика его реализации: Методические рекомендации для студентов -практикантов и учителей стажеров / Куйб. пед. ин — т. Куйбышев, 1987, с. 2.
  72. Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов, 1990, 160 с.
  73. Ю.А., Гусев В. А., Ахметжанова Г, В. Преемственность и интеграция как методологическая составляющая совершенст-вования учебного процесса. В сб.: Пути и методы совершенствования учебного процесса. Самара, 1995, с. 6.
  74. К. О теории личности. Вопросы психологии, № 6, 1960, с. 149 — 158.
  75. М.М. Межпредметные связи как дидактическое условие формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в школе: в 2 х ч. — М.- 1973, ч. 2, с. 60 — 70.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.83Т Леонтьев А. Н. Культура, поведение и мозг человека. Вопросы философии, № 7, 1968, с. 51.
  77. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Конспект лекций. -М.: Изд во МГУ, 1971.- 38 с.
  78. Дж. Мысли о воспитании. Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1939, с. 67 — 224.
  79. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии, 1975, № 2, с. 31 — 45.
  80. ЛомовЛБ.Ф. К проблеме деятельности в психологии. Вопросы психологии, 1981, № 5, с. 3 — 22.
  81. Jl.X. Отношение студентов педвуза к профессии учителя. -Педагогическое образование., Вып. № 5, М.: Прометей, 1992, с. 27 -30.
  82. З.Ф., Ключко C.JI. Педагогическая технология обучения учащейся мололодежи «Методы стимулирования технического творчества». Методическое пособие. Тольятти. 1995, с. 52.
  83. JI.B. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. -Труды Исследовательского центра, М., 1992,10- 13с.
  84. А.С. Собр. соч. ВУП т. И., 1958, Т.У., 242 с.
  85. А.С. Соч., У М., 1958, т. 5. -178 с.
  86. М.И. Современный урок. М.: 1981, 191 с.
  87. A.JI. Специфические характеристики субъекта общения в процессе профессиональной адаптации будущего молодого специалиста: Автореф. канд. дисс. JL, 1987, 23 с.
  88. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь: Перм. пед. инст.- 1971. — 120 с.
  89. В.Н. Проблемы потребностей в системе психологии. -Уч. Зап., ЛГУ, 1957, Вып. 11, № 244, с. 3−23.
  90. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности. Вопросы психологии, № 3, 1978, с. 32 — 39.
  91. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Изд во Казанского ун-та, 1975, 187 с.
  92. В. Основные этапы урока. Советская педагогика, № 12, 1987, с. 53 — 56.
  93. В.А. Типы, структура и методика урока в школе.- - Киев. I1. Рад. школа", 1976, 184 с.
  94. Ю1.Павлютенков Е. М. Формирование мотивов выбора профессии. -Киев, 1980, с. 27.
  95. И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. произв., т. 2. М.: Изд — во АПН РСФСР, 1963, с. 193 — 379.
  96. . Психология интеллекта. Избр. псих, труды. — М.: Просвещение. 1969,-659 с.
  97. Ю5.Пирниязов И. К. Преемственность в системе профессиональной ориентации на учительскую специальность между общеобразовательной школой и педагогическим учебным заведением. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Т. — 1994, 24 с.
  98. Н.И. Избр. пед. соч., М., Педагогика, 1988 362 с.
  99. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М.: Наука, 1981.- 145 с.
  100. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982, — 809 с.
  101. Ю9.Полищук В. Профессионал со школьной скамьи. II Народное образование, № 9, 1996, с. 100- 104.
  102. ПО.Половникова Н. А. Совершенствование профессиональной направленности подготовки учителя. В сб. Совершенствование подготовки учителя. Казань, 1980, с. 8 — 21, 26.
  103. Ш. Помелов В. Ориентация школьников на профессию педагога.// Воспитание школьников, 1989, № 6, с. 64.
  104. Психология труда и личности учителя. ЛГУ, 1976, вып. 1.
  105. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983, — 448 с.
  106. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека//Вопросы психологии, 1985, № 1, с. 19−32.
  107. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд — во АН СССР, 1957, — 328 с.
  108. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. Пед. соч. в 2 х томах, Т. 1.-М.: Педагогика, 1981.-656 с. 1. T3S
  109. П.Сагателян M. J1. Дифференцированный подход к обучению математике на педагогическом факультете в системе «педучилище -пединститут». Диссертация канд. пед. наук. J996, 241 с.
  110. Н.А. «Смена стратегий в развитии высшего образования и научных исследований». В межвузовском сборнике «Управление качеством подготовки специалистов в высшей школе» Горький: ГГУ- 1989. — 5- 11 с.
  111. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976, 22 с.
  112. И.И. Проблемы разработки конкретного содержания моделей специалистов широкого профиля. Научно методические проблемы разработки конкретного содржания моделей специалистов широкого профиля. JL, 1974, с. 8.
  113. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л. ЛГУ, 1977, с. 7.
  114. Совершенствование реализации профессиограмм учителей -воспитателей в учебном процессе пединститута. Лаборатория ПНО, бюллетень № 3. Казань, 1981, с. 38.
  115. Д.В., Якунин В. А. Когнитивные типы и индивидуальные стили познавательной деятельности. В сб.: Психолого -педагогическое обеспечение учебного процесса. Л. — М.: Изд — во: ЛГУ, 1987, с. 217−229.
  116. Структура базового блока педагогического образования и технология его диагностики. М.: Научно методический центр высшего образования. В 4 — х частях. 1994. f56
  117. А.И. «Системологические основы образовательных систем» -М., Исследовательский центр, 1992−641 с.
  118. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -344 с.
  119. Типологическая диагностика и образование: коллективная монография / Под ред. Е. П. Гусевой. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. 215 с.
  120. М.Х. Социально профессиональная ориентация молодежи. Таллин, 1982, с. 151.
  121. В.П., Шаглина Н. Д. Познавательные интересы в структуре учебной моивации. В сб.: Психолого педагогическое обеспечение учебного процесса. — JI. — М.: Изд-во ЛГУ, 1987, с. 122 — 128.
  122. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966, — 450 с.
  123. А.А. Учение о доминанте. Собр. соч., т. 1. М. — Л.: 1950, — 314 с.
  124. ИЗ.Учитель, которого ждут. Из опыта Полтавского пединститута. /Под ред. И. А. Зязюна. М., Педагогика, 1986, с. 65.
  125. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Педагогика, 1987, — 160 с.
  126. К.Д. Избранные педагогические сочинения М., Учпедгиз, 1951 — 384 с.
  127. Зб.Ушинский К. Д. Собр. соч.- I изд. М., Л., 1948, т.2. 514 с.
  128. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч., т. 2. М. — Л.: Изд — во АПН РСФСР, 1948, с. 333 — 361.
  129. Ф.А., Богомолова Л. И. Введение в педагогическую специальность (лекции диалоги). — М.: ТЦ «Сфера», 1996, — 64 с.
  130. .А. Коллектив и мотивация творчества. Научное творчество, 1969, с. 271 -280.
  131. .С. Повышение эффективности формирования практической готовности будущих учителей к профессиональной ориентации школьников. Автореф. дисс. канд. пед.наук. -М.: 1991.-24 с.
  132. X. Мотивация и деятельность. В 2 х томах. Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1986, т. I. — 408 е., т. 2 — 392 с.
  133. Чернова Ю: К. Мотивационное обеспечение учебного процесса как условие повышения качества фундаментальной подготовки студентов. Диссертация канд. пед. наук. Ленинград.: 1988, 231 с.
  134. Ю.К. Основы проектирования педагогических технологий в техническом вузе. Тольятти.: 1992, 121 с.
  135. С.Н. Профессиональная ориентация школьников вусловиях демократизации общества. Советская педагогика, № 2, 1990. I
  136. Шадриков В. Д, Психологический анализ деятельности как системы. -Психологический журнал, 1980, т. 1, № 3, с. 33 -46.
  137. В.Д. Способности в структуре психики // Диагностика познавательных способностей. Ярославль. 1986. с. 3 8.
  138. А.Я. Исследование учебных объемных моделей для совершенствования процесса обучения. Артореф. дисс. канд. пед. наук. Алма — Ата. 1985.- 16 с.
  139. Н.Е. Педагогические технологии. М.- 1992- с. 5−6.
  140. В.И. Подготовка учителя к ориентации школьников на педагогическую профессию и решение задач трудового воспитания (социологе педагогический аспект). М., 1993, 294 с.
  141. В.И., Загорец И. В. Выбор учащимися педагогической профессии. //Советская педагогика, 1991, № 4, с. 94.
  142. А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя. В кн.: Психология труда и личности учителя. Л., 1976, с. 180.
  143. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет, 1995, 228 с.
  144. B.A. Воспитание и обучение с позиций системного подхода и теорий управления. В сб.: Психолого — педагогическое обеспечение учебного процесса, Ленгосуниверситет, 1987, с. 7 — 29.
  145. Ф. Стратегия внедрения дидактических инноваций в польских учебных заведениях. Современная высшая школа, № 3, 1986, с. 99- 107.
Заполнить форму текущей работой