Организация исследовательской работы учащихся в 11 классе
В развитии исследовательской деятельности учащихся имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью их деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научноисследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно — воспитательного процесса… Читать ещё >
Организация исследовательской работы учащихся в 11 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»
Кафедра зоологии КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Методика преподования биологии»
Организация исследовательской работы учащихся в 11 классе
Бусс Анна Ивановна,
биологического факультета Научный руководитель:
старший преподаватель Нарушевич Василий Николаевич Витебск, 2011
Содержание Введение
1.Определение, структура и роль учебно — исследовательской работы
2.Возможные виды учебных исследований учащихся и способы вовлечения их в творческую деятельность
3.Этапы приобщения школьников к исследованию
4. Требования к юному исследователю
5. Пример разработанной исследовательской работы
Заключение
Литература
Даже самая прекрасная и мощная идея
бесполезна до тех пор, пока мы
не решим ею пользоваться.
Самое интересное в идеях ;
это попробовать их на деле.
Р. Бах В педагогике, психологии, в образовательной практике одной из актуальных проблем является проблема активности личности в обучении. Передовой практический опыт убеждает, что наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность.
Приобщение школьников к проведению исследований биологических объектов на уроках биологии и во внеурочное время способствует воспитанию активности личности в обучении и как следствие её творческую самореализацию. 3]
Исследовательская деятельность способствует формированию у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, развитию интеллектуального потенциала учащихся, формированию языковой коммуникативной культуры школьников, воспитанию подлинно свободной личности — всё это соответствует приоритетным направлениям современной системы образования.
Кроме того, приходится констатировать, что интерес школьников к изучению биологии, с каждым годом утрачивается. А между тем задачами учебного предмета «Биология» является изучение всех биологических закономерностей и раскрытие сущности жизни. Разрешить это противоречие также поможет исследовательская деятельность. 5]
Основная цель данной курсовой работы — изучение влияния исследовательской деятельности учащихся на формирование биологического и экологического мировоззрения.
В связи с этим в работе решаются следующие конкретные задачи:
1) анализ форм и методов организации и проведения исследовательской работы при изучении биологии;
2) определение роли и места исследовательской работы в процессе обучения и воспитания учащихся;
3) разработка исследовательского проекта с биологическим содержанием в рамках данной темы;
Предмет исследования — выбор соответствующих форм организации занятий, обеспечивающих формирование экологического и биологического мировоззрения в процессе подготовки исследовательской работы.
Объект исследования — познавательная деятельность при разработке исследовательской работы.
1. Определение, структура и роль учебно — исследовательской работы
биологический исследование школьник Огромное значение для развития творческих способностей учащихся имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.
В развитии исследовательской деятельности учащихся имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью их деятельности являлась подготовка абитуриентов для вузов и формирование молодой смены для научноисследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно — воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования в целом и возможность создания условий для увлечения учащихся интеллектуальной исследовательской деятельностью. 2]
Исследовательская деятельность — особый вид деятельности, порождаемый в результате функционирования механизма поисковой активности и строящийся на базе ее исследовательского поведения. Она связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, с заранее неизвестным результатом в различных разделах науки, техники, искусства и также предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.
Ввод в обиход термина «исследовательская деятельность» требует появления и определения следующего, тесно связанного с ним понятия, — «исследовательские способности».
Исследовательские способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности. Они, как и все иные способности, имеют в основе своей две составляющие: биологическую и средовую. Сочетание генотипических (биологических) и средовых факторов рождает внутреннее, психическое образование, именуемое «исследовательскими способностями».
Исследовательские способности обнаруживаются в глубине прочности овладения способами и приемами исследовательской деятельности, но не сводятся к ним. 1]
Структура исследовательской деятельности
При определении уровня развития исследовательского поведения человека выявляется и подвергается количественной оценке только лишь способность получать максимум информации от объекта путем нерегламентированного взаимодействия с ним. Это вполне допустимо при оценке степени выраженности поисковой активности, но при определении уровня развития исследовательских способностей требуется принципиально другой подход. Кроме стремления и умения добывать максимум информации в условиях нерегламентированного взаимодействия с предметом, обязательно требуется оценивать и способности к восприятию и мысленной переработке поступающей в ходе исследования информации. Оценивая уровень развития исследовательских способностей, мы не можем оценкой степени выраженности поисковой активности, важно и то насколько индивид способен воспринимать и усваивать опыт, полученный им в ходе исследовательского поведения. Насколько он способен использовать этот опыт в дальнейшем, в процессе развития ситуации. 3]
2. Возможные виды учебных исследований учащихся и способы вовлечения их в творческую деятельность
Формы и виды учебной исследовательской деятельности учащихся в педагогической литературе (автор идеи А. П. Тряпицына) делятся на три вида:
· Монопредметные
· Межпредметные
· Надпредметные
Монопредметное учебное исследование — это исследование, которое проводится по какому-то одному предмету и предполагает привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету. Результаты исследования, которое проводит ученик, касаются данного предмета и могут быть получены в результате изучения предметов и явлений, находящихся в плоскости данного предмета. Такое исследование помогает ученику углубить свои знания только по данному предмету. Мотив такого исследования появляется в том случае, если ученик сталкивается с определенной трудностью или проблемой в осмыслении изучаемого материала. Пытаясь разобраться в проблеме, он начинает изучать дополнительную литературу по данной проблеме, что, в итоге, приводит его к моноисследованию.
Межпредметное учебное исследование — это исследование, требующее привлечения знаний для его выполнения из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты такого межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование помогает ученику углубить свои знания по нескольким учебным предметам или образовательным областям. Мотивам межпредметного исследования чаще всего становится глубокий интерес ученика к проблеме, которая рассматривается различных образовательных областях по — разному. Интерес к пониманию проблемы приводит ученика к изучению различных трактовок проблемы и, в конечном счете, к межпредметному исследованию.
Надпредметное учебное исследование — это исследование, которое строится на совместной деятельности учителя и учащегося, направленное на исследование конкретно личностно значимых для ученика проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы. Такое исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных предметов, исходя из решаемых им проблем и исследовательских задач. Надпредметное исследование не всегда связанно с собственно интересом ученика к ее изучению, но интерес к ней педагога, умелая постановка проблемы, умение заинтересовать ею ученика приводит к тому, что ученик увлекается ею и с большим интересом и удовольствием участвует в исследовании данной проблемы.
Безусловно, надпредметные исследования имеют больше преимуществ перед монопредметным и межпредметным исследованиями. Они заключаются в следующем:
1) Они помогают преодолеть фрагментарность знаний учащихся, формируют общеучебные умения и навыки.
2) Помогают преодолеть узость мыслительной деятельности ученика.
3) Процесс исследования объединяет не только учеников, но и педагогов.
4) Изменяют отношение ученика к отдельным учебным предметам. 3]
Исследовательская деятельность школьников в учебном заведении может развиваться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
Основой урочной исследовательской деятельности является самостоятельная деятельность учащихся по решению проблемных задач урока, поставленных учителем.
Современная организация урока предполагает использование педагогических технологий, позволяющий использовать исследовательский метод обучения в различных возрастных этапах при изучении самых различных предметов.
В настоящее время в методическом арсенале современного педагога существует большое количество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учащимися учебного исследования или его элементов, которые в полной мере позволяют повысить КПД урока и его результативности.
К ним относятся:
· Урок — исследование
· Урок — лаборатория
· Урок — творческий отчет
· Урок — проект
· Урок — презентация на заданную тему
· Урок — экспертиза и т. п.
Такие уроки требуют тщательной подготовки педагога, которая заключается в выборе проблем, темы урока, видов работы на уроке, способствующих решению исследовательской задачи, дополнительного материального материала и т. д. Помимо всего выше сказанного, организация таких уроков требует высокой эрудиции самого педагога, творческого подхода к организации урочной работы учащихся. 11]
Помимо нетрадиционных уроков, формированию исследовательских умений способствует учебный эксперимент.
Особенностью учебного эксперимента является то, что он позволяет отработать с учащимися такие элементы исследовательской деятельности, как планирование исследования или учебного эксперимента, проведение, обработку и анализ результатов.
Учебный эксперимент может проводиться по различным школьным предметам, в первую очередь, это биология и химия. Учебный эксперимент может осуществляться как на базе школы, так и в университетских и институтских лабораториях, если налажено совместное сотрудничество школы и ВУЗа.
Учебный эксперимент состоит из следующих этапов:
· Наблюдение и изучение фактов и явлений;
· Определение проблемы;
· Постановка исследовательской задачи, вытекающей из обозначенной проблемы;
· Определение цели, задач, гипотезы эксперимента;
· Разработка методики исследования;
· Подготовка программы экспериментального исследования;
· Определение методов экспериментального исследования;
· Определение методов обработки полученных результатов;
· Проведение пилотного (пробного) эксперимента;
· Корректировка методов исследовательской работы на основе результатов пилотного (пробного) эксперимента;
· Проведение окончательного варианта экспериментальных исследований;
· Качественный и количественный анализ полученных данных;
· Описание полученных фактов исследования;
· Формулировка выводов экспериментального исследования;
· Защита результатов экспериментального исследования;
· Подготовка исследовательских материалов эксперимента к изданию (если в школе проводиться такая работа) В учебном эксперименте у учащихся развивается и стимулируется:
— творческая мыслительная деятельность, способность к построению гипотез;
— умение планировать исследование;
— обучение наблюдательности;
— умения и навыки измерения, подсчета, описания исследования;
— тренировка специального языка (написание протокола исследования);
— письменная и устная речь в рамках изучаемой темы;
— терминологический язык;
— стремление к пониманию закономерностей изучаемого или исследуемого объекта;
— обучение ответственности за природу и окружающую среду. 9]
Помимо собственного учебного эксперимента учащиеся могут проводить исследовательскую работу, которая заключается в домашних заданиях исследовательского характера по различным предметам. Домашние задания исследовательского характера должны быть включены учителем в практику подготовки урока уже в начальной школе, что постепенно формирует у школьника привычку не только выполнять задания на репродуктивном уровне, но и стимулирует творческие способности, воображение, фантазию, активную мыслительную деятельность.
Домашние задания творческого исследовательского характера могут быть:
· Долгосрочными;
· Краткосрочными.
Это зависит от степени сложности задания.
Исследовательские домашние задания должны быть снабжены четким, понятными и логическими инструкциями по выполнению задания. Инструкции могут сопровождаться следующими словами:
— исследуй;
— определи;
— понаблюдай;
— изучи и сравни;
— сопоставь и проанализируй;
— предложи решение и т. п. [10]
Однако наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы учащихся предоставляет им внеурочная исследовательская деятельность.
Внеурочная исследовательская деятельность учащихся может быть представлена следующими формами участия в ней школьников:
1) Школьное научное общество учащихся (НОУ);
2) Олимпиады, конкурсы;
3) Проектная деятельность;
4) Интеллектуальные марафоны;
5) Научно-исследовательские конференции различной направленности;
6) Факультативы, курсы по выбору, элективные курсы;
7) Переводные и выпускные экзамены в виде выпускной экзаменационной работы;
8) Образовательные экспедиции;
9) Предметные клубы.
Индивидуальная внеурочная образовательная деятельность осуществляется в виде различных исследовательских работ.
Надо помнить, что исследовательская работа возможна и эффективна только на добровольной основе, как и всякое творчество.
Поэтому тема научного исследования должна быть:
· Интересна учащемуся и увлекательна для него;
· Выполнима (решение ее должно быть получено участником исследования);
· Оригинальна (в ней необходим элемент неожиданности, необычности)
· Доступна (ученик должен понимать то, что он пытается проанализировать и описать);
· Должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. 11]
Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно-исследовательская деятельность способствует:
1) Развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
2) Развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
3) Созданию предпосылок для развития научного обзора мышления;
4) Освоению творческого подхода к любому виду деятельность;
5) Формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
6) Становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
7) Обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
8) Формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
9) Профессиональному самоопределению детей;
10) Получению предпрофессиональной подготовки;
11) Содержательной организации свободного времени детей;
12) Формированию научно — педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности. 14]
3. Этапы приобщения школьников к исследованию
Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта.
Обучение навыкам исследовательской деятельности осуществляется в рамках концентрической системы обучения.
В 5-м классе вводится понятие исследовательской деятельности, а также таких её составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, у учащихся формируются первоначальные навыки выдвижения гипотез, сбора материала, его группировки и классификации. Сначала в классе читается фрагмент исследовательской работы, касающейся актуальной проблемы биологии. Затем школьникам сообщается, что они тоже могут выполнить подобную работу. Учитель вводит понятие проблемного вопроса и гипотезы. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выписать на карточки ключевые понятия исследования, провести наблюдение по заранее представленному алгоритму.
На следующем уроке (через неделю) под руководством учителя происходит группировка, классификация и систематизация собранного материала. Продуктом является коллективная исследовательская работа, которая оформляется учениками совместно с учителем.
В 6-ом классе обучение сосредоточено на изучении ботаники, поэтому исследовательские работы носят экспериментальный характер, они могут рассматриваться как работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Они носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Исследовательская деятельность шестиклассников может носить как коллективный, так и индивидуальный характер.
В 7−8 классах для выполнения исследовательских работ формируются группы постоянного состава по 5−6 человек, а также организуется работа по выполнению индивидуальных проектов.
Организуется две формы работы в группах: 1) на уроках; 2) во внеурочное время. Остановимся на особенностях каждой из этих форм.
1. На уроке учитель сообщает тему исследовательской работы. Участники групп предлагают свои варианты гипотез. Как правило, школьники приходят к выводу о том, что для решения проблемы необходимо выполнить несколько исследований, включающих наблюдение за биологическим объектом (в 8 классе — за собственным организмом), сбор материала, его группировку и классификацию. В целях экономии учебного времени каждая из групп проводит одно из таких исследований, а затем сообщает о его результатах всему классу. Главное в таких уроках — это совместный поиск истины и собственные открытия в исследовании биологических объектов и явлений.
В качестве домашнего задания учитель предлагает группам самостоятельно изучить научную литературу, оформить исследовательскую работу и защитить её. На следующем уроке (примерно через две недели) участники групп предъявляют результаты своей деятельности. На уроке можно объявить конкурс на самую лучшую исследовательскую работу по степени проработанности темы, содержанию, оформлению, защите.
2. В начале изучения какого-либо крупного раздела учитель предлагает участникам групп или отдельным учащимся несколько тем исследовательских работ. После выбора темы обучающиеся приступают к работе, которая длится 2−3 недели. Учитель во внеурочное время проводит консультации, координируя исследовательскую работу школьников и проходя, таким образом, вместе с учащимися все этапы исследовательской деятельности. На итоговом уроке участники групп сообщают о результатах своих исследований, обмениваясь информацией.
Постепенное вовлечение школьников в исследовательскую деятельность через коллективный и групповой методы работы плавно подводит обучающихся к индивидуальной исследовательской работе. Ведь конечной целью нашей работы является самореализация личности каждого школьника, а этому лучше всего способствует именно индивидуальная исследовательская работа.
Процесс активного вовлечения школьников в индивидуальную исследовательскую деятельность начинается в 9-ом классе и продолжается в 10-ом и 11-ом. [15]
Темы исследовательских работ могут быть предложены учителем, а могут быть выбраны самими учащимися (любая из них связана с отдельными вопросами общей биологии или же интеграции знаний из ботаники, зоологии и анатомии). В среднем за учебный год каждый школьник может выполнить три индивидуальные исследовательские работы различного рода.
Для отслеживания результатов творческой самореализации личности школьников на каждого учащегося могут быть оформлены индивидуальные карты наблюдений за развитием навыков исследовательской деятельности школьников по биологии, специально разработанные учителем. Критерии оценки индивидуальной исследовательской работы, также разработанные учителем, позволяют каждую работу оценить в баллах. На основании этих баллов делается вывод об уровне сформированности навыков исследовательской деятельности школьников: среднем, продвинутом, высоком. 10]
По уровню сложности все исследовательские работы по биологии могут быть разделены на 4 группы.
1-й уровень сложности — проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
2-й уровень сложности — экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
3-й уровень сложности — натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.
4-й уровень сложности — исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования. 2]
Использование технологии развития навыков исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время даёт положительные результаты. Развитие навыков исследовательской деятельности в полной мере способствует творческой самореализации личности школьников, о чём говорят результаты участия детей в различных творческих конкурсах. Приобщение школьников к исследованию биологических объектов способствует успешному их участию в олимпиадах по биологии и экологии. 15]
4.Требования к юному исследователю
Исследовательские умения, необходимые школьнику для написания научно-исследовательской работы
1. Умение работать с рекомендованной литературой
Умение работать с литературными источниками — основа научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т. е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучить все термины и понятия. Для того чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге.
Для того чтобы убедиться, что-то или иное положение в книге, верно, необходимо научиться самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы.
Какое понятие дает наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса?
Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно?
Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение четко и ясно излагать свои мысли.
Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как «я считаю», «я думаю», «мне известно», «анализ фактов показывает», «я не согласен с тем, что» и другие. 14]
Этапы работы над научным исследованием
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствие со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на заседании своей секции или индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу и на основе ее содержания подготовить небольшое (7−10 минут) выступление на итоговой конференции. 9]
5. Пример разработанной исследовательской работы по экологии человека (11 класс) на тему: «Все о пищевых добавках»
1.Введение
2.Что такое пищевые добавки и для чего их применяют
3. Классификация добавок и их влияют на наш организм
4. Анализ употребления продуктов питания, содержащих пищевые добавки
5.Заключение
1. ВВЕДЕНИЕ
Целью данной научной работы является исследование употребления школьниками продуктов питания, содержащих пищевые добавки; повышение своего образовательного уровня в отношении возможности регуляции здоровья, профилактики различных заболеваний.
При исследовании данной темы были поставлены следующие задачи:
· усовершенствование теоретических знаний и практических навыков в области безопасности применения пищевых добавок в составе пищевых продуктов;
· пропаганда рационального сбалансированного питания как основы здоровья.
Объектом изучения являются пищевые добавки, содержащиеся в различных продуктах питания.
Актуальность исследования:
В мире существуют десятки тысяч различных продуктов питания. Кроме созданных человеком натуральных продуктов (вино, хлеб, кисломолочные продукты и пр.) и искусственных, в естественном виде в природе не встречающихся, в последнее столетие появилось много синтетических продуктов, изготовленных на основе органических веществ. К ним относятся и пищевые добавки, которые вносят в продукты питания для придания аромата, вкуса и цвета, создания необходимой структуры, а также полной или частичной замены натурального сырья. Чаще всего это химически обработанные природные или синтетические вещества.
Многие вещества добавляют, чтобы замаскировать горечь или иной неприятный вкус (например, у медикаментов), сделать продукт более привлекательным для покупателя. Пищевые продукты подкрашивают, чтобы они выглядели аппетитнее.
Покупая различные продукты в красивых упаковках, мы часто даже не задумываемся об их составе. Однако во многих случаях его знание помогло бы избежать отравления или заболевания, вызываемого чрезмерным содержанием красителей, загустителей и т. п., содержащихся в том или ином продукте.
В продукты могут попадать загрязнения из тары, сырья, в них могут сохраняться нежелательные добавки, использованные при первичной обработке. Среди таких, непреднамеренно попавших в продукты веществ, могут быть ядовитые отходы промышленности, транспорта, домашнего хозяйства, микотоксины, бактериальные токсины, ядохимикаты, пластификаторы, лекарства и средства, используемые в ветеринарии, в том числе антибиотики и гормоны. Поэтому информирование о применении пищевых добавок в продуктах питания является не только маркетинговой (социальной), но и экологической проблемой. 12]
2.Что такое пищевые добавки и для чего их применяют
Пищевые добавки — это разрешенные Министерством здравоохранения химические вещества и природные соединения. Сами по себе обычно их не употребляют как пищевой продукт или обычный компонент пищи, но которые преднамеренно добавляют в пищевой продукт по технологическим соображениям на различных этапах производства, хранения, транспортирования с целью получения или облегчения производственного процесса или отдельных операций, увеличения стойкости продукта к различным видам порчи, сохранения структуры и внешнего вида или намеренного изменения органолептических свойств. Сотни, тысячи тонн мяса, молока, зерна, круп, овощей, фруктов ежедневно перерабатываются на предприятиях пищевой промышленности. И на каждом этапе производство ставит свои, вполне определенные условия, а выполняют их конкретные вещества. Они улучшают качество сырья и конечного продукта, сроки и условия хранения, упрощают различные производственные процессы, тем самым удешевляя продукты питания: разрыхлители (освобождают газ и увеличивают объем теста), стабилизаторы (позволяют сохранять однородность смеси несмешиваемых веществ), загустители (повышают вязкость продуктов), уплотнители (сохраняют плотность тканей овощей и фруктов), вещества, препятствующие слеживанию и комкованию (снижают тенденцию частиц пищевого продукта прилипать друг к другу), пеногасители (предупреждают или снижают образование пены), эмульгаторы (образуют или поддерживают однородную смесь несмешиваемых фаз, таких как масло и вода), желеобразователи (текстурируют пищу путем образования геля), влагоудерживающие агенты (предохраняют пищу от высыхания), регуляторы кислотности (изменяют и регулируют кислотный или щелочной состав пищи), консерванты (повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной микроорганизмами), антиокислители (повышают срок хранения продуктов, защищая от порчи, вызванной окислением). А также красители, ароматизаторы, усилители вкуса и запаха, подсластители. 4]
3. Классификация добавок и их влияние на наш организм
В разных странах в производстве продуктов питания используют около 500 пищевых добавок, не считая некоторых разновидностей, комбинированных добавок, отдельных душистых веществ и ароматизаторов. На импортных пищевых товарах пищевые добавки маркируются буквой «Е» и обозначаются трехзначным числом. Нужно учитывать, какую конкретную информацию несет в себе маркировка — индекс:
Е 100 — Е 182 — означают красители;
Е 200 — Е 299 — консерванты;
Е 300 — Е 399 — вещества, замедляющие процессы брожения и окисления;
Е 400 — Е 499 — стабилизаторы. Обеспечивают длительное сохранение консистенции;
Е 500 — Е 599 — эмульгаторы. Позволяют сохранить равномерность распределение дисперсной фазы в среде, поддерживать однородную среду, препятствовать образованию осадка в ней;
Е 600 — Е 699 — ароматизаторы. Вещества, усиливающие или придающие вкус пищевым продуктам;
Е 900 — Е 999 — антифламинги. Позволяют не слеживаться муке, сахарному песку и другим рыхлым продуктам.
Каждая страна мира имеет свои стандарты по содержанию пищевых добавок в продуктах питания, особенно таких, которые могут нанести вред здоровью человека. Многие нормы применения пищевых добавок в России ниже их аналогов в зарубежных странах, поэтому необходимо обладать информацией о том, что отдельные пищевые добавки в импортных продуктах питания могут вызвать желудочно-кишечные расстройства, аллергию, некоторые являются канцерогенами. 6]
1. Запрещенные Е121 CITRUS RED 2 (Цитрусовый красный 2) краситель Е123 AMARANTH (Амарант) краситель E240 FORMALDEHYDE (Формальдегид) консервант
2. Опасные (Е 102, Е 103, Е 105, Е 110, Е 111, Е 120, Е 121, Е 123, Е 124,
Е 125, Е 126, Е 127, Е 130, Е 152).
3. Подозрительные (Е 104, Е 122, Е 141, Е 150, Е 171, Е 173, Е 180, Е 241,
Е 477).
4. Ракообразующие (Е 131, Е 210 — Е 217, Е 240, Е 330).
5. Вызывающие расстройство кишечника (Е 221- Е 226).
6. Вредные для кожи (Е 230 — Е 232, Е 239).
7. Вызывающие нарушение давления (Е 250 — Е 251).
8. Провоцирующие появление сыпи (Е 311, Е 312).
9. Повышающие холестерин (Е 320, Е 321).
10.Вызывающие расстройство желудка (Е 338 — Е 341, Е 407, Е450, Е 461- Е 466).
Наиболее вредными можно считать консерванты и антиокислители.
Консерванты нарушают биохимические реакции, как следствие в среде, в которой присутствует такой препарат жизнь становиться невозможна и бактерии погибают, что дольше сохраняет продукт от порчи. Человек, состоит из огромного числа самых различных клеток и обладает большой массой (по сравнению с одноклеточным организмом), поэтому в отличие от одноклеточных организмов не погибает от употребления консерванта (в некоторых случаях, ещё и потому, что соляная кислота, содержащаяся в желудке разрушает консервант), однако, если в человеческий организм попадёт большая доза консервантов, то последствия могут быть очень печальными.
Консерванты и стабилизаторы действуют сродни антибиотикам. Много вредных добавок среди красителей, потому как сами красители по большей части являются 100% синтетическими веществами.
Здесь нужно быть внимательным — некоторые красители опасны или просто вредны! В частности, запрещены: Е121 и Е123. [7]
Стабилизаторы по большей части являются веществами растительного или животного происхождения, например: Е406 — Агар-агар (продукт, получаемый из морских водорослей и схожий по действию с желатином).
Но всё же большая часть стабилизаторов это вещества хоть и имеющие природную основу, но химически «доработанные» .
Эмульгаторы чаще представлены минеральными веществами, например: Е500 — сода (гидрокарбонат натрия); Е507 — соляная кислота; Е513 — серная кислота.
Минеральные вещества — естественные продукты, следовательно, они привычны нашему организму, а в большинстве случаев организм даже нуждается в них (минералы) и содержит их в своём составе (например, весьма концентрированная соляная кислота в желудке: pH 0,9 — 1,5).
Не стоит думать, что все эмульгаторы безвредны. В природе существует множество естественных, минеральных веществ, которые являются ядами или просто токсичны. [8]
4.Анализ употребления продуктов питания, содержащих пищевые добавки
Цель исследования:
определить количество человек, употребляющих продукты, содержащие пищевые добавки, среди 5−8 классов.
Гипотеза:
характер питания учащихся школы не соответствует рекомендациям ВОЗ.
Ход исследования:
В исследовании приняло добровольное участие 120 учащихся школы разных возрастных категорий (5−10классы). В работе был использован метод анкетирования. По результатам опроса сделаны соответствующие выводы о потреблении продуктов питания, содержащие пищевые добавки.
АНКЕТА
1. Список некоторых продуктов питания, содержащих большое количество пищевых добавок (лимонад, леденцы, сливочное масло, сухарики, чипсы, шоколадные изделия, мороженое, йогурт, сгущенное молоко).
2. Употребляете ли вы их? (Употребляемые наиболее часто подчеркните)
3. Если, да, то сколько раз (каждый день, 2−3 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц).
Вывод: Из числа опрошенных-120 человек, 104 (это 87%) употребляют продукты, содержащие вредные пищевые добавки. Наиболее часто детьми употребляются чипсы (37%), шоколадные изделия (29%), морожное (15%), лимонад (6%).
5.Заключение и выводы исследования
Помните, в настоящее время нет никого, кто бы точно знал, как работает живой организм, и никого, кто бы мог улучшить его работу. Любая модернизация, модификация продуктов, которые мы употребляем в пищу, неизбежно ухудшает качество этих продуктов для нашего организма, а сами модификации и улучшения, ведут к подрыву здоровья. Медицинские взгляды, никогда не отличаясь стабильностью в целом, но на протяжении всей человеческой истории были единодушны в одном: чем хуже питание, тем больше болезней. Разумное питание является важнейшим фактором высокого уровня здоровья. 13]
Таким образом, сбалансированное питание является как необходимым фактором поддержания нормальной жизнедеятельности здорового организма и предотвращения развития хронических заболеваний, так и составным элементом комплексной терапии при различных патологических состояниях.
Старайтесь употреблять натуральные продукты, которые не содержат синтетических веществ, избегайте обмана собственного организма различными усилителями вкуса, цвета, заменителями сахара. 12]
6.Заключение
В воспитании детей огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнение к уроку, осуществляют разнообразную деятельность, которая обогащает духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, больше знать, больше сделать.
" Есть только один путь постижения — действовать", — сказал П. Коэльо.
Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи, а также это возможность решения личностно значимых для ребенка задач, способствующих формированию новых знаний.
Исследовательская работа имеет огромное значение для развития способностей учащихся. Она раскрывает творческий потенциал ребенка, всесторонне его развивает, мотивирует на выполнение учебной задачи. Также исследовательская деятельность способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам, развитию представлений о межпредметных связях, создает предпосылки для развития научного обзора мышления, для освоения творческого подхода к любому виду деятельности.
Учебно — исследовательская деятельность учащихся не будет успешной, если в ее результатах не заинтересован педагог, школа. Для того чтобы ребенок хотел активно развивать свои творческие способности, ему непременно нужна помощь доброго, умного педагога, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. Для полновесного развития творческих способностей учащихся необходимы совместные усилия всего педагогического коллектива: учителей, психологов, школьной библиотеки, администрации школы. Каждый из них должен быть заинтересован в том, чтобы ученик бал уверен в себе и своих возможностях, не боялся проявить самобытность мышления, верил в себя и свои силы, не терял способности находить выход в самых непредвиденных ситуациях.
1. Исследовательская работа школьников/ Авт.-сост. Н. С. Криволап/ Под ред. Н. С. Криволап — Мн.:2005; 172 с.
2. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе/ Авт.-сост. Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренко, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова, Л. В. Зуева./ Под ред. Б. А. Татьянкина.- М.: 5 за знания, 2007.-272с.
3. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся/ Под ред. Н. И. Дереклеев — М.: 5 за энания, 2008 -224 с.
4. Организация лечебного питания детей в стационарах/Под ред. Баранова А. А., Ладодо К. С. — М. «Эвита-Проф». 2001. 81 с.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. 272 с.
6. Руководство по лечебному питанию детей /Под ред. Ладодо К. С. — М: Медицина, 2000. 384 с.
7. Кравченко Л. В., Соболев В. С. //Экспериментальная биология и медицина. — 1989. — N 8. — 179−181 с.
8. Орехович В. Н. Современные методы в биохимии. — М.: Медицина, 1977. — 62−69 с.
9. Савичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции.// Народное образование, № 10, 1999.
10. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении// Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34−45.
11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998. 256с.
12. Строганова Л. А., Александрова Н. И. Хронические расстройства питания у детей раннего возраста.- Санкт-Петербург: СПбМАПО, 1996. 62 с.
13. Тутельян В. А. Витамины: 99 вопросов и ответов.- М.- 2000. 47 с.
14. Циркин С. Ю. (ред.). Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста.- СПб.: «Питер» .- 1999.
15. Якушина Л. М., Бендер Е. Д., Харитончик Л. А. //Вопросы воспитания. — 1993. — N 1. — С 43−47.