Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы статуса и деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Стремление ОБСЕ поддерживать функционирование институтов представительной демократии в государствах-участниках было выражено действующим Председателем ОБСЕ Д. Рупелем на состоявшейся 31 марта 2005 г. в столице Республики Кыргызстан Бишкеке встрече с новыми руководителями Кыргызстана — Премьер-министром К. Бакиевым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой и спикером нового парламента О… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ
    • 1. Понятие международной организации в международном праве
    • 2. Юридическая квалификация статуса ОБСЕ
    • 3. Структура ОБСЕ и проблемы ее реформирования
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ОБСЕ В
  • ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 1. Формирование института мер доверия и безопасности как элемента системы международной безопасности в рамках ОБСЕ
    • 2. Перспективы ратификации Соглашения об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 г. и характеристика Договора по открытому небу 1992 г
    • 3. Проблемы применения миссий ОБСЕ как средства раннего предупреждения конфликтов, регулирования кризисных ситуаций и постконфликтного восстановления
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ОБСЕ В ГУМАНИТАРНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 1. Развитие сотрудничества государств-участников в гуманитарной области
    • 2. Развитие сотрудничества государств-участников в экономической и экологической области

Проблемы статуса и деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Европа на протяжении многих столетий была театром постоянных войн, в которых гибли миллионы людей. Сами названия этих войн характеризуют их масштабы: Семилетняя, Тридцатилетняя, Столетняя, Первая мировая, Вторая мировая. Если в войнах XVII в. в Европе погибло 3 млн. человек, а в XVIII в. — 5 млн., то потери в Первую мировую войну составили 10 млн. человек. Вторая мировая война унесла 55 млн. человеческих жизней. При этом следует отметить, что обе мировые войны начинались в Европе, главные сражения этих войн происходили также на европейской земле и основные людские потери понесли страны Европы.

Поэтому не случайно борьба за предотвращение войны и обеспечение безопасности в мире во второй половине XX века сконцентрировалась в Европе. Одним из важнейших этапов формирования европейской системы международной безопасности и сотрудничества стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), завершившееся подписанием 1 августа 1975 года Хельсинкского Заключительного акта.

Совещание по безопасности и сотрудничеству было самым представительным из всех, которые имели место в Европе после Второй мировой войны. В нем приняли участие главы государств или правительств всех европейских государств, кроме Албании, а также Соединенных Штатов Америки и Канады.

Успех Совещания стал возможным после нормализации отношений Федеративной Республики Германии со своими соседями, частичного закрепления в договорном порядке нерушимости послевоенных границ в Европе. Созыв общеевропейского Совещания стал беспрецедентным событием во всей истории Европы, имеющим огромное международное значение. Спустя тридцать после окончания Второй мировой войны.

Заключительный акт СБСЕ окончательно подвел ее политический итог, подтвердил нерушимость послевоенных европейских границ, бесплодность и вредность политики с позиции силы.

Открытый СБСЕ общеевропейский процесс означал начало включения в сферу обеспечения европейской безопасности невоенных — политических, экономических и гуманитарных — компонентов, что способствовало созданию и расширению сферы доверия между Востоком и Западом, содействовало ослаблению, а затем и окончанию «холодной войны». Кроме того, значительный вклад внесло Совещание и в развитие прав человека и основных свобод и формирование на международном уровне механизмов контроля за их соблюдением.

Однако Хельсинкский процесс сразу же столкнулся с новыми сложностями, прежде всего с угрозой конфликтов, причиной которых были в основном межэтнические противоречия. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе перестало «справляться с управлением» обстановкой на континенте.

Реакцией на это стало движение за институционализацию процесса. Этот вопрос стал основным в ходе Парижского совещания на высшем уровне 1990 года. В Париже были приняты решения о создании структур и институтов Совещания, отмечена необходимость формирования процедур урегулирования ситуаций, связанных с нарушением обязательств по СБСЕ.

С января 1995 года Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе называется Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), что было обусловлено возрастанием роли этого института в формировании евразийского пространства безопасности.

Действительно, исключительно ответственная задача обеспечения мира должна решаться Организацией Объединенных Наций, иными региональными международными организациями внеблокового характера, к числу которых относится ОБСЕ.

На сегодняшний день ОБСЕ остается единственной в своем роде региональной организацией, объединяющей все государства Европы, часть стран Азии, а также США и Канаду, что позволяет определить зону ее ответственности «от Ванкувера до Владивостока». Несомненно, входящие в ОБСЕ государства обязаны использовать эту уникальную организацию в целях создания евразийской системы кооперативной безопасности.

Развитие обстановки в сфере безопасности в начале XXI века несет с собой новые вызовы и угрозы для всех государств. В силу указанных выше особенностей ОБСЕ она способна отвечать на эти вызовы и угрозы на основе принципов всеобъемлющей, равной и неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве. «Полная реализация потенциала ОБСЕ в области безопасности, экономическом и экологическом, а также гуманитарном измерениях позволит более эффективно действовать в ответ на новые вызовы глобальной и европейской безопасности, включая борьбу против международного терроризма"1.

К достоинствам ОБСЕ следует отнести ее комплексность и гибкость в сочетании с мощным созидательным потенциалом. Широкая институциональная база ОБСЕ позволяет ей решать разнообразные задачи: от вопросов свободы средств массовой информации до контроля над миротворческими операциями.

За минувшие тридцать лет сформированные механизмы ОБСЕ применялись неоднократно в различных ситуациях, в том числе конфликтных. Они подтвердили способность Организации служить в качестве эффективного международного инструмента в различных областях межгосударственного сотрудничества.

1 См. напр.: Совместное заявление Президента Российской Федерации В. В. Путина, Председателя Европейского совета X. М. Аскара, при содействии Генерального секретаря Совета ЕС/Высокого представителя по вопросам внешней политики и политики безопасности ЕС X. Соланы и Председателя Комиссии Европейских сообществ Р. Проди от 29 мая 2002 г. // Дипломатический вестник, 2002, № б, с. 59.

В сфере обеспечения безопасности серьезным потенциалом обладают меры доверия и безопасности, призванные снизить возможность возникновения конфликтных ситуаций между государствами. В области гуманитарного сотрудничества существенную роль играют Верховный комиссар по делам национальных меньшинств и Бюро по демократическим институтам и правам человека. Определенный опыт накоплен Организацией и по вопросам защиты окружающей природной среды и проблемам развития экономических отношений.

Однако в последние годы эффективность деятельности ОБСЕ существенно снизилась, что привело к постановке вопроса о совершенствовании ее институтов, существенном укреплении в качестве международной организации и даже реформировании. Об этом, в частности, говорилось в Обращении государств-членов Содружества Независимых Государств к партнерам по ОБСЕ от 15 сентября 2004 года1.

Российская Федерация также полагает, что назрела необходимость институционального реформирования ОБСЕ, придания ей полномасштабной правосубъектности2.

Отсутствие Устава Организации, дисбаланс во внутриорганизационном механизме привели к негативным результатам с точки зрения практического применения существующих средств реагирования Организации на вызовы и угрозы безопасности в регионе.

Исходя из этого, следует, на взгляд диссертанта, придерживаться объективной точки зрения, которая могла бы заключаться в том, что средства реагирования ОБСЕ как при возникновении ситуаций, несущих в себе угрозу миру и международной безопасности, так и при разрешении вопросов.

1 См. напр.: Заявление государств-участников ОБСЕ относительно положения дел в ОБСЕ. Документ на офиц. сайте СНГ.

Chttp://www.cis.minsk.Ьу/russian/obse/obse.htm> (последнее посещение — 11 февраля 2005 года).

2 См. напр.: Статья Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова «Реформа усилит значимость ОБСЕ», опубликованная 29 ноября 2004 года в газете «Файнэншл Тайме». Статья на офиц. сайте МИД РФ (последнее посещение — 10 февраля 2005 года) экономического и экологического, а также гуманитарного сотрудничества существуют, однако они нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Можно согласиться с мнением, что «сам опыт ОБСЕ, Хельсинкского процесса бесценен, его можно и нужно применять там, где он может быть полезен., например, на. Ближнем Востоке., где налицо острая нужда в региональной системе безопасности"1.

Существует точка зрения, что «ОБСЕ, по большому счету, выполнила свою историческую миссию на предыдущем этапе европейского развития, однако. некоторые функции она в принципе может выполнять лучше других многосторонних механизмов, действуя в широком пространственном ареале, содействуя формированию институтов гражданского общества и обеспечению прав человека в государствах, вставших на путь демократических преобразований. ."2.

Диссертант полагает, что концептуально дальнейшее развитие ОБСЕ непосредственно зависит от придания ей, во-первых, необходимого международно-правового статуса и закрепления его в Уставе Организации в соответствии с международным правом и практикой создания и функционирования международных организаций и, во-вторых, реформирования основных инструментов ОБСЕ на основных направлениях деятельности.

Все вышесказанное свидетельствует об актуальности темы настоящей диссертации и убеждает в необходимости проведения специального исследования.

Объект настоящего исследования составляют документы СБСЕ / ОБСЕ, отечественная и зарубежная доктрина относительно международно-правовых признаков международных организаций, исследование генезиса и современного состояния структуры ОБСЕ, а также механизмов ее деятельности.

1 См. напр.: Караганов С. ОБСЕ и другие проблемы // Российская газета, 2004, 17 дек.

2 См. напр.: Россия и мир 2003. Ежегодный прогноз: экономика и внешняя политика. Фонд М: ИМЭМО РАН, 2001. С. 48.

Предмет настоящего исследования составляет анализ юридических признаков международных межправительственных организациймеждународно-правовая природа СБСЕ/ОБСЕ и ее документовоценка различных подходов к их содержаниюрассмотрение системы органов ОБСЕисследование эффективности функционирования ОБСЕ в сферах обеспечения безопасности, экономического, экологического и гуманитарного сотрудничества государств-участников.

Основная цель исследования состоит в определении международно-правового статуса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, анализе и оценке ее деятельности, предложении путей и средств повышении эффективности ОБСЕ.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:

— исследование юридических признаков международных организаций;

— анализ документов СБСЕ/ОБСЕ;

— на основе теории права международных организаций, оценки документов СБСЕ/ОБСЕ определение международно-правового статуса Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе;

— анализ деятельности ОБСЕ в сфере обеспечения безопасности;

— исследование деятельности ОБСЕ в сфере защиты прав человека и основных свобод;

— анализ и оценка процесса экономического и экологического сотрудничества государств-участников;

— рассмотрение путей и средств повышения эффективности деятельности Организации в указанных направлениях;

— предложение проекта Устава ОБСЕ.

Научная новизна исследования. Настоящая диссертация представляет собой одно из первых за последнее десятилетие в отечественной науке международного права комплексное исследование международно-правового статуса ОБСЕ, а также ее деятельности в различных сферах сотрудничества государств-участников, направленное на выявление сильных и слабых сторон.

Организации, и, как следствие, определение возможных путей решения существующих проблем.

В исследовании подробно анализируется содержание документов СБСЕ/ОБСЕ, имеющих значение для квалификации международно-правового статуса Организации с точки зрения юридических признаков международных организаций, рассматриваемых отечественными и зарубежными учеными в теории международного права.

В настоящее время нормативной базой деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе является совокупность документов СБСЕ/ОБСЕ, начиная с Хельсинкского Заключительного акта СБСЕ 1975 г., Парижской Хартии для новой Европы 1990 г., Пражского документа о дальнейшем развитии институтов и структур СБСЕ 1992 г.

Диссертант приходит к выводу, что ОБСЕ имеет ряд признаков международной организации, в том числе наличие системы постоянно действующих органов. Вместе с тем закрепление целей и задач Организации, ее структуры и полномочий органов, членства, порядка принятия решений, иммунитетов и привилегий, порядка формирования бюджета в Уставе ОБСЕ позволят придать ей необходимую международно-правовую основу.

В диссертации впервые в комплексе проанализирована деятельность институтов ОБСЕ, посредством которых реализуется сотрудничество государств в сферах обеспечения безопасности, прав и свобод человека, развития экономики и зашиты окружающей среды.

В диссертационном исследовании рассматриваются инструменты, посредством которых осуществляется деятельность Организации во всех направлениях, в их взаимосвязи и взаимодействии.

В работе подробно освещается такой важный инструмент обеспечения международной безопасности, как меры доверия и безопасности, значение которых трудно переоценить, поскольку они являются средством предупреждения возникновения конфликтных ситуаций.

В перспективе меры доверия и безопасности, в современных условиях применяющиеся при осуществлении военного сотрудничества государств-участников ОБСЕ, могут быть успешно использованы и в других направлениях, например, при разрешении вопросов, связанных с защитой окружающей природной среды.

Важное место в системе международной безопасности занимают Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г., Соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 г., а также Договор по открытому небу 1992 г. Анализу этих документов в диссертации уделено соответствующее место.

ДОВСЕ 1990 г. был разработан и принят в период противостояния двух военно-политических союзов — НАТО и ОВД с целью сократить количество их вооружений до достижения определенного баланса между этими блоками. В силу изменившейся в последние годы ситуации сейчас необходимо ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 г.

Этот документ предусматривает введение жесткой системы национально-территориальных ограничений наземных вооружений и техники, что снимет угрозу накопления потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций и фактически нейтрализует возможность опасных концентраций тяжелых вооружений и техники.

Миссии ОБСЕ на местах могут играть серьезную роль в деле предупреждения, урегулирования конфликтов и постконфликтного восстановления в регионе деятельности. Во взаимодействии с органами государственной власти миссии ОБСЕ являются средством разрешения международных споров, оказывают помощь в восстановлении инфраструктуры или принимают участие в подготовке военного или гражданского персонала.

В сфере экономического сотрудничества государств-участников и защиты окружающей природной среды в диссертации рассматривается деятельность Экономического форума ОБСЕ. При этом обращается внимание на тот факт, что в работе Форума принимают участие не только официальные представители государств-участников, но и представители частного сектора, что позволяет вырабатывать более конкретные рекомендации относительно развития экономических систем государств.

В то же время деятельность ОБСЕ в данном направлении во многом декларативна и ограничивается организацией и проведением семинаров по проблемам экономического развития государств-участников.

Защита окружающей природной среды всегда занимала одно из ключевых мест в деятельности Организации и неизменно увязывалась с экономикой. В этой области деятельность ОБСЕ осуществляется успешнее. Например, в 2002 г. была проведена десятая встреча Экономического форума (Прага) по теме «Сотрудничество в области устойчивого водопользования и охраны качества природных ресурсов в контексте ОБСЕ». Во исполнение решений этой встречи совместно с другими международными организациями было начато осуществление ряда мероприятий и других проектов в области охраны окружающей среды.

Тем самым наметился определенный прогресс в реализации механизма сотрудничества ОБСЕ с другими международными организациями при решении проблем защиты окружающей природной среды. Такое сотрудничество может явиться началом формирования некой общей платформы, возможно, в форме международного соглашения для ряда международных организаций в этой области.

Важным направлением деятельности ОБСЕ является гуманитарное сотрудничество, в рамках которого функционируют ряд институтов Организации, в том числе: Бюро по демократическим институтам и правам человека, Верховный Комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации, миссии экспертов и миссии докладчиков.

По результатам исследования в работе представлены и обоснованы конкретные предложения по осуществлению реформирования ОБСЕ по основному спектру проблем, обозначивших себя за последнее время, в том числе предлагается проект Устава ОБСЕ.

В соответствии с полученными результатами на защиту выносятся следующие положения:

1. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе в ее нынешнем виде фактически является международной организацией, роль учредительных документов которой выполняют документы Парижской, Хельсинской, Будапештской встреч на высшем уровне государств-участников.

В то же время оформление Организации в едином международно-правовом документе — Уставе ОБСЕ, разработанном диссертантом, позволит придать ей статус международной организации de jure. Тем самым будет создана основа для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности Организации и укрепления ее структуры.

2. В соответствии с современными целями и задачами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе существующую структуру ОБСЕ следует реформировать посредством укрупнения и сокращения числа органов Организации.

В соответствии с предлагаемым автором проектом Устава ОБСЕ высшим органом Организации становится Совет глав государств и правительств государств-членов (Совет ОБСЕ), исполнительным органомСовет министров иностранных дел (Совет министров ОБСЕ). Кроме того, основные направления деятельности ОБСЕ реализуются тремя специализированными форумами: Форумом по сотрудничеству в области безопасностиЭкономическим форумом и Форумом по сотрудничеству в гуманитарной области, которые несут ответственность перед Советом министров ОБСЕ. В рамках форумов функционируют комитеты по конкретным вопросам военно-политического, экономического и экологического, а также гуманитарного характера. Так, в рамках Форума по сотрудничеству в области безопасности в проекте Устава ОБСЕ закреплены полномочия Комитета по применению специальных миссий, в структуре Экономического форума — полномочия Комитета по науке и технике.

Предусматривается создание Парламентской ассамблеи, Суда и Секретариата.

3. Меры доверия между государствами-участниками Организации, направленные на обеспечение сотрудничества стран в военно-политической сфере, являются эффективным средством обеспечения международной безопасности в зоне деятельности ОБСЕ. Автор полагает, что в рамках Организации следует разработать международный договор по мерам доверия и безопасности ОБСЕ, который должен включать следующие положения: понятие мер доверия и безопасности, примерный их перечень, принципы и механизм разработки и применения таких мер, причем не только в области военно-политического сотрудничества государств-членов, но и в области охраны окружающей среды.

4. Важным средством обеспечения безопасности в регионе деятельности ОБСЕ являются Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) 1990 г. и Соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 г. Ратификация последнего, на чем настаивает Российская Федерация, позволит присоединиться к нему государствам, не являющимися членами НАТО или бывшего ОВД.

В связи с этим диссертант доказывает, что требования, выдвигаемые некоторыми государствами-членами НАТО в качестве условий ратификации ими данного Соглашения, в частности, необходимость реализации Российской Федерацией так называемых «стамбульских договоренностей», то есть двусторонних соглашений России и Молдовы, а также России и Грузии о выводе с территорий этих государств российских войск и вооружений, юридически не имеют отношения к Соглашению и являются всего лишь предлогом для затягивания процесса его вступления в силу. Это ставит под угрозу формирование системы безопасности в Европе и может привести к тому, что разрыв между системой контроля над вооружениями и реальной военно-политической обстановкой в Европе станет непреодолимым.

5. Миссиям ОБСЕ, созданным и действующим в течение последнего десятилетия, необходима более четкая правовая база их функционирования. Диссертант предлагает разработать единые критерии их применения, что позволит вырабатывать общую позицию Организации в отношении тех или иных конфликтных ситуаций.

6. В сфере гуманитарного сотрудничества в диссертации предлагается уделить особое внимание совершенствованию деятельности соответствующих органов ОБСЕ, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека и Верховного Комиссара по делам национальных меньшинств.

Диссертант полагает, что основным направлением деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека должно стать повышение информированности населения и его осведомленности в области прав человека, а также поощрение толерантности и недискриминации. Эта деятельность должна развиваться на базе общего комплексного плана и разработанных на его основе конкретных мер на всем пространстве ОБСЕ.

По мнению диссертанта, в своей деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека должно стремиться к максимальной гибкости, адекватности содержания его проектов конкретным национальным условиям, а также своевременности содействия государствам-участникам. Проекты Бюро должны согласовываться с государствами-участниками на правительственном уровне, а не только с местными неправительственными организациями, как это практикуется в настоящее время.

Нуждается в существенном совершенствовании деятельность Бюро по наблюдению за проходящими выборами. Автор предлагает определить порядок отбора наблюдателей в миссии Бюро по мониторингу выборов, прописать порядок назначения глав этих миссий. Ими не должны быть представители одних и тех же государств «к Западу от Вены». Наблюдатели ОБСЕ должны отбираться, в первую очередь, из признанных специалистов в области избирательного права и избирательного процесса. Вероятно, для кандидатов в международные наблюдатели требуется прохождение определенного курса подготовки и их сертификация в этом качестве (может быть, под эгидой Бюро).

7. Диссертант предлагает, чтобы в сфере экологии ОБСЕ шире развивала сотрудничество с другими международными организациями. Практические результаты реализации совместных проектов ОБСЕ демонстрируют эффективность ее деятельности в этой сфере. Развитие подобного сотрудничества позволит сформировать общую платформу для взаимодействия различных международных организаций в сфере защиты окружающей среды.

8. Преимуществом экономического измерения ОБСЕ является широкое участие представителей частного сектора в работе, к примеру, Экономического форума. Представители частного сектора могут внести конкретные предложения в программы экономического развития, что существенно повысит их практическую значимость и эффективность.

Изложенные предложения, их научное и международно-правовое обоснование, практическая целесообразность их принятия и использования, а также основные промежуточные выводы и обобщения представлены в настоящем исследовании.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы научного познания: анализ и синтез, исторический, логический и специальные методы: формально-юридический, системно-правовой, историко-правовой и сравнительно-правовой методы.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды отечественных юристов-международников, среди которых: К. А. Бекяшев, Д. К. Бекяшев, И. П. Блищенко, P.M. Ванеев, Г. В. Игнатенко, Р. А. Каламкарян, А .Я. Капустин, В. А. Карташкин, Т. М. Ковалева, Ю.М.

Колосов, Э. С. Кривчикова, О. В. Кривых, В. И. Кузнецов, Г. И. Курдюков, И. И. Лукашук, Ю. Н. Малеев, С. А. Малинин, В. И. Маргиев, Л. Х. Мингазов, Е. Г. Моисеев, Г. И. Морозов, В. И. Муравьев, А. Н. Талалаев, Р. А. Тузмухамедов, Г. И. Тункин, Е. Т. Усенко, Н. А. Ушаков, С. В. Черниченко, Г. В. Шармазанашвили, Е. А. Шибаева, Г. Г. Шинкарецкая и др.

Автор опирался также на труды молодых ученых, защитивших кандидатские диссертации в последние годы, среди которых: А. В. Архангельский, Р. Ш. Гарипов, К. К. Калачян, С. В. Косилкин, Т. М. Курбанов, A.M. Насырова.

Большой вклад в исследование и решение проблемы внесли зарубежные юристы-международники: К. Арчер, В. И. Гебали, П. Беккер, A.JI. Беннетт, Я. Броунли, Конрад Г. Булер, К. Кольяр, Дж. Макинтош, Ш. Розенн, Ф. Сейерстед, Л. Хенкин, Малькольм Н. Шоу.

Нормативно-правовой и информационной основой диссертационного исследования являются: международные договоры, документы СБСЕ/ОБСЕ, ежегодные отчеты о деятельности ОБСЕ, решения органов ОБСЕ, исследования, проведенные международными организациямивнутригосударственные документы Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы диссертации, в том числе проект Устава ОБСЕ, могут быть использованы при разработке учредительного акта Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, реформировании существующих в ее рамках механизмов, а также при создании международных организаций, функционирующих в различных направлениях межгосударственного сотрудничества.

Основные теоретические положения могут найти применение в дальнейших научных исследованиях в данной области, а также использоваться в ходе учебного процесса по дисциплине «Международное право» и спецкурсу «Международные организации и конференции».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертационного исследования были освещены на международных научно-практических конференциях, проходивших в Московской государственной юридической академии в 2002;2005 гг., а также изложены в ряде научных публикаций в центральных и вузовских изданиях. Диссертация обсуждена на кафедре международного права Московской государственной юридической академии, где она была подготовлена, и рекомендована к защите на диссертационном совете МГЮА.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, приложения, библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последней четверти XX века Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе немало сделала для того, чтобы проложить путь к безопасности и стабильности в евроазиатском регионе. Значителен ее вклад в важные демократические преобразования в государствах-участниках Организации. На смену былой конфронтации Востока и Запада пришло сотрудничество. Угрозы безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ стали более предсказуемы, а их вероятность несколько уменьшилась.

Тем не менее, события последних лет показали, что в Европе наряду с существованием общих причин нестабильности появились и новые вызовы и угрозы. Поэтому роль и значение ОБСЕ в современных условиях не только не уменьшились, но существенно возросли. Она призвана анализировать обстановку в регионе ОБСЕ, выявлять появляющиеся угрозы нестабильности, предпринимать профилактические меры по недопущению дестабилизации обстановки в различных секторах евроазиатского континента.

Как подчеркивается в настоящем диссертационном исследовании, основой для повышения потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе является придание ей нового качества международной организации посредством закрепления статуса ОБСЕ в едином учредительном акте — Уставе ОБСЕ.

Все предложения, связанные с совершенствованием существующих в арсенале ОБСЕ инструментов, могут быть реализованы только при условии «перевода» Организации на четкую международно-правовую основу.

В Проекте Устава ОБСЕ закреплены положения, касающиеся прав и обязанностей государств-членов, не противоречащих основным принципам современного международного права. В документ включены также нормы, касающиеся порядка принятия решений. Принцип консенсуса в нем остается в качестве определяющего при решении вопросов военно-политического сотрудничества государств-членов.

Принятие Устава ОБСЕ и его ратификация государствами-участниками оказали бы положительное влияние на укрепление европейской безопасности, усиление позиций международного права в соответствии с положениями Устава ООН. Полагаем, что принятие Устава ОБСЕ станет важной вехой для государств Европы по пути безопасности, демократии и стабильности.

Государствам-участникам ОБСЕ следует уделить особое внимание всем направлениям деятельности Организации, не допуская перекоса в какую-то одну сторону. Уход от такого рода сбалансированности стал предметом острой критики со стороны ряда государств-участников в последние годы.

Создание предлагаемых трех специализированных органов, а именно Форума по сотрудничеству в области безопасности, Экономического форума, а также Форума по сотрудничеству в гуманитарной сфере, являющихся главными органами Организации, ответственными за ее деятельность в каждой из областей сотрудничества государств-членов, позволит равномерно и сбалансировано решать стоящие перед ОБСЕ задачи.

Рассмотренные в настоящем диссертационном исследовании инструменты реализации военно-политического, экономического, гуманитарного сотрудничества государств-участников ОБСЕ, к сожалению, не применяются в полной мере или по тем или иным причинам не действуют вообще. Это хорошо видно, например, из ситуации с ратификацией Соглашения об адаптации Договора об ОВСЕ 1999 г., которое, вступив в силу, оказало бы значительное влияние на стабилизацию обстановки в регионе.

Перспективным институтом, детально разработанным в рамках ОБСЕ, являются меры доверия и безопасности. В настоящее время они применяются преимущественно в области военного сотрудничества, но их содержание и цели таковы, что допускают их применение и в других сферах.

Меры доверия и безопасности могут успешно применяться и при решении вопросов защиты окружающей среды. Здесь можно эффективно применять такие меры, как наблюдение, обмен специалистами, посещение соответствующих национальных учреждений государств-участников.

Уважение прав человека и основных свобод, демократии и верховенства закона занимает центральное место в принятой ОБСЕ концепции всеобъемлющей безопасности. Прочные демократические институты и верховенство закона играют важную роль в предотвращении возникновения угроз. Появлению целого ряда потенциальных угроз могут способствовать также систематические нарушения прав человека и основных свобод, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Эти задачи могут находить решения в процессе деятельности Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, специализированного органа ОБСЕ, занимающегося проблемами предупреждения и регулирования конфликтов на межнациональной почве или Бюро по демократическим институтам и правам человека, способствующее укреплению и функционированию представительных учреждений в государствах-участниках, конструктивному взаимодействию высших органов государственной власти между собой и между собой и населением.

Стремление ОБСЕ поддерживать функционирование институтов представительной демократии в государствах-участниках было выражено действующим Председателем ОБСЕ Д. Рупелем на состоявшейся 31 марта 2005 г. в столице Республики Кыргызстан Бишкеке встрече с новыми руководителями Кыргызстана — Премьер-министром К. Бакиевым, Министром иностранных дел Р. Отунбаевой и спикером нового парламента О. Текебаевым. По словам Д. Рупеля, ОБСЕ должна сконцентрироваться на следующих приоритетных в сложившихся обстоятельствах направлениях: достижении единства между различными сторонами, политическими партиями и северными и южными регионамиоказании поддержки развитию демократических институтов, включая независимые, плюралистические средства массовой информации, создании условий для государственного управления1.

На безопасность и стабильность способны воздействовать также социально-экономические и экологические факторы. Глобализация, либерализация и перемены в научно-технической области открывают новые возможности для торговли, роста и развития, однако не все государства-участники в равной степени выигрывают от этого. В некоторых случаях они, напротив, способствуют углублению экономического неравенства между государствами, а также внутри них. Результаты глобализации зависят от политических решений, принимаемых правительствами и международными учреждениями, а также от реакции частного сектора и гражданского общества. Наряду с этим к числу потенциальных вызовов безопасности относятся демографические факторы и ухудшение состояния здоровья значительной части населения.

В сфере экологического сотрудничества ОБСЕ должна акцентировать свое внимание на расширение и развитие совместных проектов с другими международными организациями, примеры успешной реализации которых приведены в диссертационном исследовании.

В этом «измерении» чрезвычайно важным представляется закрепление во многих документах, в том числе и основополагающих, в частности, в Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке и Стратегии ОБСЕ в области экономического и экологического измерения, путей экономического, экологического, научного сотрудничества как равнозначных.

Осознание жизненно важного значения защиты окружающей природной среды в умах не только граждан и неправительственных природоохранных гСм. напр.: OSCE Chairman-in-Office Dimitrij Rupel meets Kyrgyzstan’s new Prime Minister and acting President Kurmanbek Bakiyev in Bishkek, 31 March 2005.// Информация на офиц. сайте ОБСЕ < http://www.osce.org/news/shownews, php? id=4827>. организаций, но и правительств в лице соответствующих властных органов, во многих государствах возрастает.

События в Юго-Восточной Азии продемонстрировали прямую зависимость между состоянием экологии и экономики и наоборот. Стихия нанесла государствам этого региона планеты огромный урон, немыслимые человеческие жертвы. Разрушена в ряде государств практически полностью инфраструктура экономики, основной и единственной отраслью которой является туристическая деятельность. Решающее значение имеют здесь соответствующие научные исследования и разработки, наличие которых в ЮВА могло бы предотвратить или предупредить столь тяжкие последствия.

И ОБСЕ, для которой экономика, экология и наука являются частями одного целого, обладает серьезным потенциалом и в этой сфере сотрудничества государств.

Таким образом, можно утверждать, что всеобъемлющий подход ОБСЕ к безопасности, охватывающей военно-политическое, экономическое и экологическое, а также человеческое измерения, ни в коей мере не утратил своей актуальности и нуждается в сохранении и дальнейшем укреплении.

Будущее ОБСЕ будет зависеть от того, «насколько все государства-участники окажутся на высоте стоящих перед ними сегодня действительно непростых и серьезных задач"1.

См.: Яковенко А. В. Есть ли у ОБСЕ будущее? // «Российская газета», 2005, 13 апр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ДОКУМЕНТЫ1. ДОКУМЕНТЫ СБСЕ / ОБСЕ
  2. Будапештский документ «На пути к подлинному партнерству в новую эпоху», СБСЕ, 1994. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  3. Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях / Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ
  4. Декларация Стамбульской встречи на высшем уровне 1999 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  5. Декларация Совета СБСЕ о нераспространении и торговле оружием второго совещания Совета СБСЕ 1992 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  6. Доклад Докладчика ОБСЕ по Туркменистану профессора Эммануэля Деко 2003 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  7. Доклад о выводах и рекомендациях Совещания по защите окружающей среды СБСЕ, София 1989 Вена 1990. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  8. Доклад Председательства ОБСЕ по вопросам реформы 11 встречи Совета министров ОБСЕ, Маастрихт, 2003. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  9. Документ Копенгагенского Совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  10. Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения / Хельсинкский заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  11. Документ четвертой встречи Совета министров СБСЕ «СБСЕ и новая Европа: наша безопасность неделима». Решения Римской встречи Совета" 1993 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  12. Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1991 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  13. Документ Берлинской Встречи Совета СБСЕ 1991 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  14. Документы 11-й встречи СМИД ОБСЕ, 1−2 декабря 2003 года. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  15. Дополнительный документ об осуществлении определенных положений, содержащихся в Парижской Хартии для новой Европы 1990 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  16. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1996 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  17. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1997 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  18. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1998 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  19. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 1999 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  20. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2002 год. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  21. Ежегодный доклад о деятельности ОБСЕ за 2004 год. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  22. Заключительный акт Конференции государств-участников Договора об обычных вооруженных силах в Европе 1999 г. Справочная правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа».
  23. Итоговый документ Венской встречи представителей государств-участников СБСЕ 1986 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  24. Итоговый документ Мадридской встречи 1980 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  25. Итоговый доклад Конференции по обзору ОБСЕ, Вена-Стамбул, 1999 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  26. Итоговый документ I Конференции по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ и Соглашения об ОВСЕ-1 А, Вена, 1996 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  27. Краткий отчет 5-го Экономического форума ОБСЕ, 5-EF (SC) Journal № 3. 13 июня 1997 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  28. Лиссабонский документ ОБСЕ 1996 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  29. Парижская Хартия для новой Европы 1990 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  30. Пражские документы второго совещания Совета СБСЕ 30−31 января 1992 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  31. Резолюция о национальных меньшинствах, принятая на сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ 2004 г. Документ на офиц. сайте МИД России .
  32. Резюме замечаний и предложений делегатов-представителей деловых кругов на Конференции по экономическому сотрудничеству в Европе, Бонн, 1990 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  33. Резюме Председателя 1-го Экономического форума СБСЕ, 1-EF (20-CSO) / Журнал № 3, 18 марта 1993 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  34. Резюме Председателя 3-го Экономического форума СБСЕ, 3-EF (20-CSO) / Журнал № 3, 9 июня 1995 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ
  35. Резюме Председателя 4-го Экономического форума СБСЕ, 3-EF (20-CSO) / Журнал № 3, 29 марта 1996 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  36. Решения пятой встречи Совета министров СБСЕ, Будапешт, 1995 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  37. Стратегия ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности в XXI веке. Маастрихт, 2003 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  38. Стратегия ОБСЕ в области экономического и экологического измерения. Маастрихт, 2003 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ
  39. Хартия европейской безопасности, Стамбул, 1999 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  40. Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  41. Хельсинкский документ «Вызов времени перемен» 1992 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  42. МНОГОСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ
  43. Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА 1999 г. Справочная правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа».
  44. Договор по открытому небу 1992 г. Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  45. Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. Справочная правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа»
  46. Соглашение об адаптации Договора об ОВСЕ 1999 г. Документ на офиц. сайте ОБСЕ .
  47. НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  48. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. 10.01.2000). Справочная правовая система «КонсультантПлюс: Высшая школа».
  49. Концепция внешней политики Российской Федерации от 28.05.2000 // Иванов И. С. Новая российская дипломатия: Десять лет внешней политики страны. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.4. СБОРНИКИ ДОКУМЕНТОВ
  50. Международная и внутригосударственная защита прав национальных меньшинств (сборник документов) / Под ред. P.M. Валеева. -Казань: Казанский государственный университет им В.И. Ульянова-Ленина, 2004.
  51. Международное публичное право. Сборник документов. Том 1. Составители д.ю.н, проф. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М.: Издательство БЕК, 1996.
  52. Международное публичное право. Сборник документов. Том 2. Составители д.ю.н, проф. К. А. Бекяшев, А. Г. Ходаков. М.: Издательство БЕК, 1996.
  53. Актуальные проблемы деятельности международных организаций: Теория и практика / Под ред. Г. И. Морозова. М.: Международные отношения, 1982.
  54. М. И. Права человека (Историко-сравнительный анализ) -СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.
  55. А., Ройтер В., Хофнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты. М.: Московская школа прав человека, 2003.
  56. А. Безопасность: российский выбор. М.: ЭПИцентр, 1999.
  57. Е. П. Приоритеты России в меняющемся мире // Дипломатическая академия МИД России, М., 2000.
  58. И. А. Европа и угроза распространения оружия массового уничтожения. Отв. ред. к.и.н. Т. Г. Пархалина, ИНИОН РАН. М.: 1996.
  59. Я. Международное право (в двух книгах), книга вторая, пер. с англ. к.ю.н. С. Н. Андрианова. Под ред. ч-к АН СССР Г. И. Тункина. М.: Издательство «Прогресс», 1977.
  60. О. Н. Меры доверия: Реальный фактор упрочения мира, М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1983.
  61. Г. Кооперативная безопасность в Европе с вовлечением России/ Международное сотрудничество в Европе. Второе издание. М.: ACADEMIA — Рандеву — AM, 2002.
  62. Р. М. Теоретические проблемы международного контроля. Казань, 1999.
  63. В. В. Право на выезд за рубеж и статус иммигрантов, М., 1991.
  64. В. И. СБСЕ в эпоху Горбачева // Хельсинкский процесс, права человека и сотрудничество в гуманитарных областях: реф. сборник, М, ИНИОН АН СССР, 1988.
  65. С. А. Некоторые аспекты межгосударственного сотрудничества в сфере прав человека / Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР, Москва, 1989.
  66. В. И. Шаг на пути к доверию. Стокгольмская конференция по мерам доверия, безопасности и разоружению в Европе, 1984−1986 гг., М.: Международные отношения, 1987.
  67. Ю. Б. Общеевропейский процесс: вчера, сегодня, завтра. — М.: Между нар. Отношения, 1990.
  68. В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. — М.: ИГ11 РАН, 1995.
  69. Т. М. Правотворчество межгосударственных организаций и его виды. Ун-т Калининград, 1999.
  70. Н. А. Региональный характер евросредиземноморского процесса // Проблемы европейского регионализма / Институт Европы РАН. М. 1999.
  71. К. Международные организации и учреждения. Пер с франц. 3. И. Луковниковой, А. С. Маликова. Под ред. В. Г. Шупаева. М.: Издательство «Прогресс», 1972.
  72. Э. С. Основы теории права международных организаций. М.: МГИМО, 1979.
  73. О. В. Юридическая природа международных организаций универсального характера по решению глобальных проблем. М.: МГУ, 1996.
  74. . Н. Выбор века. М.: Институт экономических стратегий, 2000.
  75. Г. И. Государства в системе международно-правового регулирования. Отв. ред. Фельдман Д. И., Казань, Издательство Казанского университета, 1979.
  76. Л. Права человека: вопросы и ответы, М., 1997.
  77. В.А. Принципы Хельсинки и международное право, М.: Наука, 1979.
  78. В. И. Международные организации (теоретические аспекты). Майкоп: ГУРИПП «Адыгея», 2001.
  79. JT. X. Эффективность норм международного права. М., 1990.
  80. А. П. Права человека и международные отношения. М.: Наука, 1982.
  81. Г. И. Международные организации: Некоторые вопросы теории. М.: Издательство «Мысль», 1969.
  82. Права человека. Новое знание. Автор и составитель. Азаров А. Я.-М.: общество «Знание» России, 1995.
  83. А. А. Послевоенное урегулирование в Европе, М.: Мысль, 1984.
  84. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945−1985): Новое прочтение / Отв. ред. JL Н. Нежинский. М.: Международные отношения, 1995.
  85. В. А. Мировое сообщество и система регуляторов международных отношений. М.: МГИМО МИД РФ, 1992.
  86. А. Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М.: Международные отношения, 1980.
  87. А. Н. Хельсинки: принципы и реальность. М.: Юрид. лит., 1985.
  88. Г. И. Право и сила в международной системе. М.: Международные отношения, 1983.
  89. Е. А. Право международных организаций: Вопросы теории. М.: Международные отношения, 1986.
  90. В. М. Международные экономические отношения в эпоху глобализации. М.: Международные отношения, 2003 г.
  91. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  92. . М. Международные конференции / Курс международного права. В 7 т. Т. 6 Отрасли международного права (И. Н. Арцибасов, И. И. Лукашук, Б. М. Ашавский и др.). М.: Наука, 1992. Гл. 1.
  93. П. Н. Международное право / учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп., Воронеж, Истоки, 1996.
  94. М. М. Международное экономическое право. М.: Международные отношения, 1986.
  95. Права человека: История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. Ред. Б. Л. Назаров. — М.: Русслит, 1995.
  96. Р. А., Мигачев Ю. И. Международное право: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2004.
  97. А. Я. Понятие, предмет, источники и субъекты права международных организаций // Лекции по актуальным проблемам международного и европейского права. Под ред. проф. Л. Н. Галенской и проф. М. Л. Энтина. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2004.
  98. Ю. М. Хельсинкский объединительный процесс / Курс международного права. В 7 т. Т.7 Международно-правовые формы интеграционных процессов в современном мире (М. П. Бардина, С. А. Войтович, Ю. М. Колосов и др.). М.: Наука, 1993. Гл. 6., ч. 1.
  99. В. В., Липень С. В. Теория государства и права: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Спарк, 2000.
  100. Л. Права человека: вопросы и ответы, М., 1997.
  101. С. А. Россия и проблема международной безопасности в XIX-XX вв.: Учеб. пособие. СПб.: Издательство С. — Петербургского ГУ, 1998.
  102. И. И. Форма международных договоров: Учебно-практическое пособие. М: Спарк, 2001.
  103. И. И. Международное право. Особенная часть. Учебник. — 2-е изд. перераб. и доп. М.: Издательство БЕК, 2000.
  104. Международное право. Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. М.: Международные отношения, 1998.
  105. Международное право. Под ред. И. И. Лукашука. М.: БЕК, 1997.
  106. Международное право: Учебник / Отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. М.: Юрист, 2003.
  107. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. — М.: Междунар. отношения, 2000.
  108. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М.: Междунар. отношения, 2001.
  109. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М.: Междунар. отношения, 1999.
  110. Международное право: Учебник / Под ред. Г. И. Тункина М.: Юрид. лит. 1982.
  111. Международное право: Учебник / Талалаев А. Н., Тункин Г. И., Шестаков Л. Н. и др. М.: Юрид. лит., 1999.
  112. Международное право: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. Г. В. Игнатенко и проф. О. И. Тиунов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2003.
  113. Международное публичное право. Курс лекций. Коллектив авторов: Валеев P.M., Каюмова А. Р., Курдюков Г. И., Мамедов У., Мезяев А. Б., Мингазов Л. Х., Нугаева И. Г., Тюрина Н. Е., Чиков П. В., Шайхутдинова Г. Р., -Казань: центр инновационных технологий, 2004.
  114. Международные организации: Учебник, под ред. проф. И. П. Блищенко. М.: Издательство РУДН, 1994.
  115. Права человека: История, теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. Б. Л. Назаров. М.: Русслит, 1995.
  116. Права человека в международном и внутригосударственном праве: Учебник для вузов / Отв. ред. проф. В. М. Воплеев. Казань: Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина, 2004.
  117. Права человека. Учебник для ВУЗов / Отв. ред. член-корр. РАН Е. А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2001.
  118. Г. И. Теория международного права. Под общей ред. проф. Л. Н. Шестакова. М.: Издательство «Зерцало», 2000.
  119. С. О. Международно-правовые стандарты в области прав и свобод человека. Лекция. М.: МЮИ МВД России, 1998.
  120. Г. В. Международные межправительственные организации: Учебное пособие. -М.: Издательство УДН, 1986.3. СТАТЬИ
  121. А., Цыпало В., Черный В. Россия НАТО и ЕС: тест на прочность // Обозреватель / Observer, № 12 (167), декабрь, 2003.
  122. В. Г. Организационные основы новой системы безопасности в Европе // Московский журнал международного права, 1992, № 1.
  123. Р. М. Международный контроль в международном ядерном праве // Московский журнал международного права. 2000. № 2.
  124. Н. Роль ОБСЕ в новой системе европейской безопасности на примере урегулирования Косовского кризиса. Статья на сайте .
  125. В связи с завершением работы второй Конференции по рассмотрению действия Договора об ОВСЕ, Информация на офиц. сайте МИД России .
  126. И. С. Иванова на 11-м заседании СМИД ОБСЕ, 1 декабря // Дипломатический вестник, 2004, № 1.
  127. В. И. Права человека в общеевропейском процессе // Международная жизнь, 1990, № 2.
  128. А. Я. К вопросу о правовой природе Хельсинкского заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года // Советский ежегодник международного права. М.: Наука, 1979.
  129. В. В. Генезис института мер доверия // Международное право в современном мире: Сборник статей / Отв. ред. Ю. М. Колосов. М.: Международные отношения, 1991.
  130. Ю. С. Парижский отсчет времени для Европы // Международная жизнь, 1991, № 1.
  131. Дин Дж. Новые слагаемые системы безопасности для Европы // Международная жизнь, 1990, № 11.
  132. А. В., Кашлев Ю. Б. Человеческое измерение политики // Международная жизнь, 1990, № 2.
  133. Заявление государств-участников ОБСЕ относительно положения дел в ОБСЕ. Документ на офиц. сайте СНГ .
  134. И. С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М.: МГИМО (У) — «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000.
  135. С. ОБСЕ и другие проблемы // Российская газета, 17 декабря 2004.
  136. JI. Страны Балтии НАТО — Россия: год после Пражского саммита // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, М.: ИНИОН РАН, 2004, № 11.
  137. В. А. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе и права человека// Советское государство и право, 1976, № 9.
  138. Р. Глава VIII Устава ООН: необходимость более широкой интерпретации // Международное публичное и частное право, 2003, № 1 (10).
  139. Ю. Мониторинг свободы выражения // Заметки о правах человека и мониторинге прав человека, Варшава, 1997.
  140. А. На пути к единой системе ценностей в рамках СБСЕ // Московский журнал международного права, 1993, № 3.
  141. Й. ОБСЕ пример для Азиатско-Тихоокеанского региона? // «Международная политика», 2001, № 4. Статья на офиц. сайте Посольства Германии в России .
  142. Э. С. Проблемы деятельности международных организаций на рубеже XX и XXI столетий / Международное право в современном мире: Сб. статей / Отв. ред. Ю. М. Колосов. М.: Междунар. отношения, 1991.
  143. А. Правовые нормы международного регулирования: «волны унификации» // Международные процессы, 2003, номер первый, январь-апрель.
  144. О. А. Венский итоговый документ государств-участников СБСЕ: проблемы реализации// Советское государство и право, 1990, № 1.
  145. И. И. Международное право: наука и практика // Международное публичное и частное право, 2003, № 2(11).
  146. И. И. Международные политические нормы в условиях разрядки напряженности // Советское государство и право, 1976, № 8.
  147. Л. И. Дипломатические заметки о хельсинкских многосторонних консультациях 1972−1973 годов по подготовке общеевропейского совещания // Дипломатический вестник, Год 1982, М.: Международные отношения, 1983.
  148. Ю. В. Миротворчество как инструмент стабилизации обстановки // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы, М.: ИНИОН РАН, 2003, № 7.
  149. В. Введение в концепцию прав человека // Заметки о правах человека и мониторинге прав человека, Хельсинкский фонд по правам человека, Варшава, 1997.
  150. ОБСЕ и права человека. Информация на сайте .
  151. Д. Мониторинг прав меньшинств // Заметки о правах человека и мониторинге прав человека, Варшава, 1997.
  152. В. Новая парадигма безопасности в Европе // Обозреватель / Observer, апрель, 2004, № 4 (171).
  153. В. Глобальный биосферный кризис? // Международные процессы, сентябрь-декабрь 2003, № 3.42. Правда, 1 августа 1975 г.
  154. Ю. А. К вопросу о «мягком праве» // Московский журнал международного права, 2002, № 1 (45).
  155. Ю. А. Копенгагенское совещание // Международная жизнь, 1990, № 9.
  156. Россия и Договор по открытому небу// Информация на офиц. сайте РИА «Новости» .
  157. М. Новая веха в истории Европы // Международная жизнь, 1975, № 9.
  158. К. Взгляд из Варшавы // Международная жизнь, 1990, № 12.
  159. С. Г. Международная интеграция: понятие, виды, формы // Московский журнал международного права, 2004, № 3 (55).
  160. С. Л. Ключевой вопрос: меры укрепления доверия // Дипломатический вестник: Год 1984, М.: Международные отношения, 1985.
  161. О. И. Защита прав человека в практике Конституционного Суда Российской Федерации в условиях интернационализации российского права и роль в этом процессе международно-правовых стандартов // Международное публичное и частное право, 2003, № 2(11).
  162. Ю. Адаптированный ДОВСЕ и интересы безопасности России // Ядерный контроль, зима 2004, № 4 (74), Том 10.
  163. Хельсинкский документ 1992 г. (Вступительный комментарий М. Л. Энтина) // Московский журнал международного права, 1992 г, № 4.
  164. Хельсинкский процесс, права человека и сотрудничество в гуманитарных областях: реф. сборник, М: ИНИОН АН СССР 1988.
  165. И. А. Меры доверия: проблемы и перспективы // Дипломатический вестник: Год 1984, М.: Международные отношения, 1985.
  166. В. Договор об ОВСЕ и безопасность России // Международная жизнь, 2002, № 5.
  167. И. А. Процесс СБСЕ в Новой Европе // Московский журнал международного права, 1992, № 2.
  168. Элмман-Енсен У. Взгляд из Копенгагена // Международная жизнь, 1990, № 11.
  169. А.В. «Мифы и реальность стамбульских договоренностей» // «Российская газета», 6 апреля 2005 г.
  170. В. Подлежит выполнению // Новое время, 1975 г, № 45.
  171. Ю.А. ОБСЕ: привилегии и иммунитеты // Московский журнал международного права, 1999, № 2.4. АВТОРЕФЕРАТЫ
  172. Р. Ш. ОБСЕ в современной системе европейской безопасности. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к-та юрид. наук. -Казань, 2004.
  173. С. JI. Контрольный механизм в сфере международной защиты прав человека. Автореф. дисс. на соискание ученой степени к-та юрид. наук. РУДН, М., 1989.
  174. ЭНЦИКЛОПЕДИИ И СПРАВОЧНИКИ
  175. Большая советская энциклопедия, третье издание. М.: Издательство «БСЭ», 1977. термин «Организация».
  176. Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: Справочник / Отв. ред. Б. М. Клименко. — М.: Международные отношения, 1990.
  177. Ежегодник СИПРИ = SIPRI yearbook: Вооружения, разоружение и международная безопасность 1995. Пер. с англ. / Стокгольм, междунар. ин-т исслед. пробл. мира. М.: Наука, 1996.
  178. Ежегодник СИПРИ= SIPRI yearbook: Вооружения, разоружение и международная безопасность 2003. Пер. с англ. / Стокгольм, междунар. ин-т исслед. пробл. мира. М.: Наука, 2004.
  179. Копенгагенское совещание конференции по человеческому измерению СБСЕ. Часть 1. Сборник научно-информационных материалов. Редколл. Виноградов В. А. и др., М., 1991.
  180. Ю. А. Европейский процесс и средства информации. Аналитическая справка, написанная для Департамента информации и печати МИД РФ. Документ на сайте .
  181. Россия и мир 2003. Ежегодный прогноз: экономика и внешняя политика. Фонд М: ИМЭМО РАН, 2001.
  182. Словарь современных военно-политических и военных терминов «Россия НАТО». М.: «Издательство», 2001.
  183. X. А. Международные организации: Справочник / Пер. с нем. С. А. Тюпаева. М.: Международные отношения, 1995.
  184. Энциклопедия международных организаций: В 3-х томах. Том 1. Международные межправительственные организации / Под ред. проф. Л. Н. Галенской, проф. С. А. Малинина. СПб.: Издательство юридического факультета С.-Петербургского университета, 2003.
  185. Akashi Y. Emerging Security and Confidence-building Priopities // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  186. Antonia Handler Chayes and Abram Chayes. Mobilizing International Regional Organizations for Managing Ethnic Conflict // International Law and Ethnic Conflict. Edited by David Wippman. Cornell Univercity Press, 1998.
  187. Beichman A. The Long Pretence soviet treaty diplomacy from Lenin to Gorbatchev. Transaction Publishers: New Brunswich (U.S.A) and London (U.K), 1991.
  188. Basic Distinctions in the Law of International Organizations by Finn Seyersted / Theory of International law at the Threshold of the 21st Century, Edited by Jerry Makarezyk, Kluwer law international, The Hague-London-Boston, 1996.
  189. Bowett’s Law of International Organizations, Fifth edition/ Philippe Sands and Pierre Klein / Sweet and Macwell, London, 2001.
  190. Confidence-building measures and international security: The polit. a milit. aspects: a Sov. approach/ Scherbak I. -N.Y.: UNIDIR, 1991.
  191. Ghebali V.Y. The CSCE Process: Bright Past, Fuzzy Present, Uncertain Future / The International System After the Collapse of the East-West Order / Edited by Armand Clesse, Richard Cooper and Yoshikazu Sakamoto, Martinus Nijhoff Publishers, 1994.
  192. Gleissner H. The European CSBM Experiency // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  193. Hausen L. M. The Evolution from Transparency to Constraint // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  194. Henkin L. International Law: Politics and values. Martinus Nijhoff Publishers Dorprecht (Boston). London, 1995.
  195. International law: Fourth Edition, Malcolm N. Shaw. / A Grotius publication- Cambridge University Press.
  196. International Organizations: Principles and issues. Third Edition. A. Leroy Bennett. Prentice Hall Inc., Englewood Cliffs, New Jersey, 1984.
  197. Jawher M. Implications of the Regional Environment for Asian Pacific CSBM regimes // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  198. Joetze H. European Confidence-building Experience from Helsinki to Vienna and Paris // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  199. Kinnana A. The Relevation of Confidence and Security-building measures for Africa // Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  200. Lennort Bodstrones anforande den 19 januari, 1984 // Konferensen om Portroende och suherhetsskapandle- atgorder och nedrustning Europa, Stockholm, 1987.
  201. Lodgaard S. A Critical Appraital of CSBM’s by Category// Confidence and Security-building measures, UN, New York, 1991.
  202. Macintosh J. Confidence-building measures a Conceptual Exploration // Confidence-building measures and International Security / Edited by R. B. Byers, F. Stephen Larrabee, Allen Lynch: Institute for East-West Security Studies, New-York, 1987.
  203. Macintosh J. Confidence and security-building measures: a Sceptical Look // Disarmament: Confidence and security-building measures in Asia, UN, New-York, 1990.
  204. Principles of Public International law by Jan Brownlie / Fourth Edition / Clarendon Press, Oxford, 1990.
  205. Rotfeld A. D. Confidence-building measures // Confidence-building measures and International Security/ Edited by R. B. Byers, F. Stephen Larrabee, Allen Lynch: Institute for East-West Security Studies, New-York, 1987.
  206. Rosenne S. Developments in the law of treaties, Cambridge Univercity press, Cambridge, 1989.
  207. State Succession and membership in International Organizations. Legal Theories versus Political Pragmatizm by Konrad G. Buhler, Kluwer Law International, Netherlands, 2001.
  208. The Legal Position of intergovernmental organizations: A Functional Necessity Analysis of Their Legal Status and Immunities / Peter Henri Frederics Bekker, Kluwer Law International, 2001.2. СТАТЬИ
  209. Mary Frances Dominick, Igor I. Kavass. Human rights, European politics and the Helsinki Accord: the documentary evolution of the CSCE, 1973 1975 // Vanderbilt journal of International Law, 1980, Vol. 13.
  210. Harold S. Russel. The Helsinki Declaration: Brobdingnag or Liliput? // The American journal of International law, vol. 70, April 1996, № 2.
  211. OSCE Chairman-in-Office Dimitrij Rupel meets Kyrgyzstan’s new Prime Minister and acting President Kurmanbek Bakiyev in Bishkek, 31 March 2005. // Информация на офиц. сайте ОБСЕ .
  212. Schachter О. The Twilight Existence of Nonbiding International Agreements // The American journal of International law, vol. 71, April 1977, № 2.
  213. Sapiro M. Changing the CSCE into the OSCE: Legal Aspects of a Political Transformation // The American Journal of International law, Vol. 89, July 1995, № 3.
Заполнить форму текущей работой