Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Система занятий предметного кружка как средство повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников (общедидактический аспект совершенствования работы предметных кружков)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для успешной реализации этих указаний необходимо наряду с совершенствованием учебного процесса обеспечить более полное использование воспитательных и образовательных возможностей внеурочной работы" Развитие разнообразных форм внеклассной и внешкольной работа, как отмечалось в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ СО СЛАБСЖСГШВАЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В СОВЕТСКОЙ ПВДАГОГИКЕ И ШКОЛЕ
    • I. Анализ теории и практики кружковой работы со слабоуспевающими школьниками
    • 2. Кружковая работа как средство оптимизации обучения слабоуспевающих школьников
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПРЕДМЕТНОГО КРУЖКА
    • I. Теоретические основы построения оптимальной системы занятий предметного кружка
    • 2. * Педагогические требования к оптимальной системе занятий предметного кружка
  • Выводы
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРЙШТАЛЪНАЯ ПРОВЕРКА ОПТИМАЛЬНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПРВДТЕТНОГО КРУЖА
  • I, Общая характеристика экспериментальной кружковой работы
    • 2. Влияние экспериментальной кружковой работы на развитие учебных возможностей и на эффективность обучения учащихся
  • Выводы

Система занятий предметного кружка как средство повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников (общедидактический аспект совершенствования работы предметных кружков) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшие задачи общеобразовательной школы на современном этапе, как указано в решениях ХХУ1 съезда КПСС, состоят в том, чтобы «повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе, изжить формализм в оценке результатов труда учителя и учащихся, на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду» /9, с. 60/.

Для успешной реализации этих указаний необходимо наряду с совершенствованием учебного процесса обеспечить более полное использование воспитательных и образовательных возможностей внеурочной работы" Развитие разнообразных форм внеклассной и внешкольной работа, как отмечалось в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» /13, с" 9/ и в рекомендациях Всесоюзного съезда учителей /17, о77 — 78/, представляет собой одно из главных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Необходимость всемерного развития внеурочной работы вновь подчеркнута в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, «Важно охватить всех учащихся, — отмечается в этом документе, — разнообразными массовыми и индивидуальными формами воспитательной работы во внеучебное время1* /12/.

Передовой опыт и специальные исследования /23- 40- 85- 158- 197/ показывают, что внеурочная работа может быть с успехом использована в целях предупреждения неуспеваемости, педагогической запущенности школьников, а также для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Однако в массовой школьной практике отстающие в учении и недисциплинированные учащиеся нередко отстраняются от участия во внеурочных занятиях. Особенно часто эти учащиеся отстраняются от участия в кружковой работе.

Как показывают исследования по проблеме предупреждения правонарушений /23, с. 25−26- 223″ с. 17- 255, с. 54/, от 80 до 100% трудных подростков не вовлекаются во внеурочную работу, что значительно усиливает трудности в их обучении и воспитании и создает предпосылки для совершения этими школьниками правонарушений, Ответственность за это в большой мере ложится на школу и внешкольные учреждения, так как «многие подростки-правонарупште-ли стремились заниматься в кружках или спортсекциях, но их туда не принимали из-за плохой успеваемости или недисцишпишрованно-сти» /23, с. 25−26/.

Таким образом, проблема организации внеурочной работа с отстающими и недисищшшированными школьниками, не получая должного практического решения, приобрела значительную остроту и актуальность. Одним из важных аспектов этой проблемы является педагогически обоснованная организация кружковых занятий со слабоуспевающими учащимися" Такие занятия, как показывает опыт передовых школ, способствуют успешному преодолению трудностей в учебе, с которыми сталкиваются многие школьники.

В современных условиях в массовой школьной практике и в педагогической теории не уделяется должного внимания вопросам организации кружковой работы с отстающими школьниками. Содержащиеся в ряде диссертационных исследований /31- 69- 84- 132- 146- 215- 216- 248/, а также в методической литературе рекомендации по этим вопросам до сих пор не приведена в систему. Тем самым создаются трудности в формировании глубокого, целостного представления о возможностях кружковой работы в повышении качества обучения и воспитания слабоуспевающих школьников, о путях практического преодоления серьезных недостатков проведения такой работы.

Исходя из вышеизложенного, мы выбрали тему исследования: «Система занятий предметного кружка как средство повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников» .

Объектом исследования явилась работа предметных кружков в общеобразовательной школе, а его предметом — повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьников путем планомерного и систематического проведения учебно-воспитательной работы с ними в предметных кружках.

Цель исследования заключалась в научном обосновании построения оптимальной системы занятий предметного кружка, направленной на повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьников. Поставив перед собой такую цель, мы имели в виду прежде всего общедидактический аспект проблемы совершенствования кружковой работы со слабоуспевающими школьниками, а не обоснование системы кружковых занятий по какому-либо одному предмету. Поэтому в нашем исследовании наибольшее внимание уделяется решению тех вопросов, которые являются общими дня работы кружков по разным предметам и в разных классах.

Решение таких вопросов является необходимым условием того, чтобы совершенствование кружковой работы со слабоуспевающими школьниками в условиях массовой школьной практики могло осуществляться не отдельными учителями-энтузиастами, а согласованными усилиями педагогических коллективов школ.

В соответствии с целью и предметом исследования мы поставили перед собой следующие задачи: проанализировать современное состояние проблемы кружковой работы со слабоуспевающими школьниками в теоретическом и практическом плане, выявить факторы, содействующие развитию этой работы в массовой школьной практикеразработать оптимальную для современной общеобразовательной школы систему занятий предметного кружка, направленную на повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьниковпровести экспериментальную проверку оптимальности разработанной общедидактической системы занятий предметного кружка путем организации кружковой работы по физике с учащимися УХУXI классовосуществить внедрение этой системы в учебно-воспитательный процесс ряда общеобразовательных школ на основе привлечения к занятиям в кружках по разным учебным предметам слабоуспевающих школьников младшего" среднего и старшего возраста*.

В решении вопросов, связанных с оптимизацией кружковой работы* мы опираемся на исследование Ю. К. Бабанского /36- 37/. Эти исследования показывают, что оптимальным является такое повышение эффективности учебно-воспитательного процесса" при котором снижаются общие расходы времени на решение воспитательных и образовательных задач и обеспечивается предупреждение чрезмфяого утомления учащихся и учителей в процессе работы в школе и дома" Исследованиями Ю"К* Баба некого установлено также* что для оптимального решения проблемы повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников необходимо обеспечить целенаправленное развитие их учебных возможностей. С этой точки зрения особенно важно организовать учебно-воспитательную работу так" чтобы она обеспечивала воспитание у слабоуспевающих школьников ответственного отношения к учению" повышение уровня имеющихся у них навыков учебного труда и развитие мышления. Такую же направленность следует придать и занятиям предметных кружков" имеющим целью повышение эффективности обучения школьников*.

Необходимость использования кружковых занятий для предупреждения и преодоления у слабоуспевающих школьников отриодтельного отношения к учению обусловлена тем, что такое отношение в процессе обучения нередко углубляется и становится одной из наиболее распространенных причин устойчивой неуспеваемостиТак, по данным ЮЛС. Бабанского, отрицательное отношение к учению выступает в качестве доминирующей причины устойчиво* неуспеваемости в начальных классах в I % случаев, ЗУ — 7111 классах — ъ 12% случаев, вК-Х классах — в 26% случаев /37, с* 169/.

В условиях всеобщего среднего образования особенно необходимо использовать вое имеющиеся средства, в том числе и кружковую работу, для воспитания у детей и учащейся молодежи сознательного и ответственного отношения к учению. «. Чем глубже преобразование, которое мы хотим произвести, — писал В. И. Денин,-тем больше необходимость поднять интерес к нему и сознательное отношение, убедить в этой необходимости новые и новые миллионы и десятки миллионов» /6, с. 140/.

Вместе с тем кружковые занятия со слабоуспевающими школьниками нужно направить на предупреждение и преодоление кратковременной (в течение одной учебной четверти) неуспеваемости, которая обусловлена в 60% случаев недостаточным уровнем сформированное" навыков учебного труда и в 14% случаев пробелами в развитии шшления /37, с. 168/- При этом к числу наиболее типичных пробелов в развитии мышления, вызывающих кратковременную неуспеваемость, относятся неумение слабоуспевающих школьников выделять существенное в учебном материале и недостаточная самостоятельность их мышления.

Исходя из задач исследования и приведенных данных о наиболее распространенных причинах кратковременной неуспеваемости, мы выдвигаем следующую гипотезу: система занятий предметного кружка, специально разработанная с целью повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников, будет оптимальной, если она обеспечит совершенствование таких компонентов учебных возможностей, как отношение к учению" навыки учебного труда и мышление.

Методологическую основу исследования составляет выдвинутое К. Марксом положение о свободном времени, как важнейшей предпосылке всестороннего развития личности /I, с. 264/" В качестве исходных методологических посылок в решении поставленных задач мы принимаем также марксистско-ленинский принцип исторического подхода к изучаемым явлениям и ленинское положение о необходимости всестороннего изучения явлений и их связей" Реализация этих общих методологических требований позволяет наиболее полно выявить и учесть достижения и имеющиеся недостатки в теоретическом и практическом решении проблемы кружковой работы со слабоуспевающими школьниками в советской педагогике и школе;

К числу конкретных методологических требований, которым должна отвечать система занятий предметного кружка, мы относим: принцип личностного подхода к школьникам! принцип оптимизации учебно-воспитательного процесса, принцип равного права всех школьников на участие во внеучебной работе, принцип связи учебной и внеучебной работы.

Реализация личностного подхода к учащимся является одним из необходимых условий оптимизации кружковой работы" Особенности личности, ее целостность и направленность необходимо учитывать по отношению к каждоцу ученику на всех этапах кружковой работы, начиная о первого занятия кружка. На основе личностного подхода должны решаться такие вопросы, как вовлечение слабоуспевающих школьников в кружки, выбор содержания кружковых занятий, организация кружковой деятельности учащихся и др.

В соответствии с принципом оптимизации, обоснованным Ю. К. Бабанским, при организации кружковых занятий необходимо учитывать также и типичные особенности слабоуспевающих школьников.

Принцип равного права всех учащихся на участие во внеучеб-ной работе был введен в педагогическую науку рядом авторов /43, с. 275- 139, с. 142- 168, с- 6 $ 231, с. 14/ на основе обобщения передового педагогического опытаСоблюдение этого цринципа в системе занятий предметного кружка необходимо для успешного решения задач дальнейшего развития внеурочной работы, сформулированных в рекомендациях Всесоюзного съезда учителей (1978 г.) и вновь подчеркнутых в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы*.

С точки зрения оптимизации обучения школьников необходимо также, чтобы целевая направленность и содержание кружковых занятий отвечали принципу единства учебной и внеучебной работы, получившему обоснование в исследованиях ЯЛС. Балясной /42/, Э.Г.Ко-стяшкина /109/, М. Г. Кузьминой /125/, Г .А. Победоносцева /174/, Л. Б. Шапошниковой /242/, Ю. В. Шарова /244/ и других авторов* Этот принцип требует, чтобы внеучебяая работа способствовала всемерному развитию способностей школьников, расширению их кругозора и шесте с тем обеспечивала более глубокое и прочное усвоение учебного материала;

Для решения поставленных задач мы использовали следующие метода исследования: историко-педагогический анализ литературы о предмете исследования, изучение и обобщение практического опыта учителей по вовлечению среднеи слабоуспевающих школьников в кружковую работу, системно-структурный анализ кружковых занятий, теоретическое обоснование требований к системе занятий предметного кружка, педагогический эксперимент, математическую обработку экспериментальных данных, опытную проверку результатов исследования с участием учителей 1-Ш и ЗЗГ-Х классов в кружках по разным предметам.

Научная новизна исследования определяется тем, что оно: раскрывает педагогическое значение совершенствования кружковых занятий как одного из перспективных направлений оптимизации учебно-воспитательной работы с отстающими в учении школьникамивыявляет неадекватный характер отражения проблемы кружковой работы со слабоуспевающими школьниками в содержании педагогического образования и в сознании многих учителейобосновывает настоятельную необходимость устранения такой неадекватности, представлявшей собой одно из главных препятствий в осуществлении равного права всех учащихся на участие в кружковой работе и в совершенствовании на этой основе всей системы кружковой работыобосновывает построение оптимальной для современной общеобразовательной школы систеад занятий предметного кружка, направленной на повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьниковпоказывает принципиальную несостоятельность возражений, высказываемых против организации предметных кружков в начальных классах общеобразовательной школыобосновывает шгсдику вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работу, способствующую успешной^ развитию их познавательных интересовраскрывает некоторые особенности протекающих в системе занятий физического кружка процессов воспитания ответственного отношения к учению, формирования навыков учебного труда и развития мышления слабоуспевающих учащихся УХ — 711 классоввыявляет ряд актуальных и требующих специальных исследований аспектов совершенствования кружковой работы в школе и внешкольных учреждениях.

Практическая ценность исследования определяется тем, что обоснованная система занятий предметного кружка имеет общедидактический характер и может быть использована педагогическими коллективами общеобразовательных школ (особенно школ-интернатов, школ полного и продленного дня, имеющих более благоприятные условия для организации кружковой работы) для существенного повышения эффективности обучения учащихся младшего, среднего и старшего возраста по всем учебным предметам. Это позволит освободить многих учителей и учащихся от дополнительных занятий и свести эти занятия к необходимому минимуму. Очень ваяно, что занятия любого предметного кружка, приведенные в такую систему, дают возможность повысить эффективность обучения среднеи слабоуспевающих школьников по нескольким учебным предметам на основе систематической реализаций межпредметных связей. Вместе с тем эти занятия оказывают разностороннее положительное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащихся, имеющих высокий уровень успеваемости, и могут быть использованы для подготовки этих учащихся к факультативным занятиям. Такая подготовка имеет важное значение для совершенствования всего учебно-воспитательного процесса в шкале.

Имеющиеся в системе кружковых занятий благоприятные условия для раскрытия индивидуальных особенностей и положительных качеств у каждого школьника способствуют успешной реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в процессе их обучения и воспитания.

В этой системе устанавливаются подлинно товарищеские, коллективистские отношения между учащимися, имеющими разный уровень успеваемости, что имеет важное значение для совершенствования нравственного воспитания школьников.

Система занятий предметного кружка, будучи эффективным средством повышения познавательной активности слабоуспевающих школьников, воспитания их в духе коллективизма, ответственного отношения к учению, способствует решению ваглнейших задач ранней профилактики педагогической запущенности и правонарушающего поведения школьников .С этой точки зрения исключительноважное практическое значение приобретает применение системы занятий предметного кружка в начальных классах общеобразовательной школы.

На защиту выносятся:

1) положение о последовательной реализации равного права всех учащихся на участие в занятиях кружков как необходимом условий успешного решения стоящих перед общеобразовательной школой задач дальнейшего совершенствования кружковой работы;

2) положение о том, что система занятий предметного кружка, обеспечивающая совершенствование таких компонентов учебных возможностей, как отношение к учению, навыки учебного труда и мышление, является оптимальной в смысле повышения эффективности обучения слабоуспевающих школьников;

3) обоснование требований к такой системе, содержащей в качестве компонентов: состав вовлеченных в кружок учащихся, цели и задачи кружковых занятий, их содержание, методы, организацию, планирование и учебно-материальное обеспечение;

4) методика вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работу.

Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что оно проведено в соответствии с изложенными выше методологическими требованиями к оптимальной системе кружковых занятий. Исторический подход к исследуемой проблеме и разносторонний ее анализ способствовали тому, что при обосновании требований к системе занятий предметного кружка были учтены наиболее существенте из имеющихся в школьной практике достижений и недостатков в организации кружковой работы со слабоуспевающими школьниками;

Достоверность полученных при проведении опнтно-эксперимен-тальной работы результатов обеспечивается: проведением двух циклов экспериментальной кружковой работы по физике с учащимися 71 711 классовразносторонним анализом изменений в учебно-познавательной деятельности и в успеваемости учащихся экспериментальных и контрольных грушприменением статистической обработки результатов эксперимента (с помощью критерия Стыодента) — получением во втором цикле экспериментальной кружковой работы статистически достоверных положительных изменений успеваемости учащихся экспериментальной грушш по двум предметам (по физике и алгебре) — положительными результатами внедрения выводов и рекомендаций исследования, полученными в кружках по разным предметам в I — III и 17 — X классах*.

Апробация результатов исследования осуществлена на научно-практической конференции работников народного образования г* Ростова-на-Дону (1979 г"), на учительских конференциях гг. Полтавы и Кременчуга, в Полтавском областном НЩ, а также путем выступлений в педагогических коллективах школ гКременчуга, Кременчугского и Глобинского районов Полтавской области и обсуждения в этих коллективах методических материалов* подготовленных автором для руководителей предметных кружков".

Внедрение результатов исследования осуществлено в ряде школ Полтавской области* Сначала (в 1978 — 1980 гг.) работа по внедрению проводилась в школах Л 5, 18 и 21 г. Кременчуга в IX предметных кружках, которыми руководили учителя, имевшие некоторый предварительный опыт привлечения слабоуспевающих учащихся к кружковым занятиямВместе с тем на этом этапе была осуществлены мероприятия по повышению уровня подготовки педагогических коляективов этих я некоторых других школ к проведению кружковой работы.

На втором этапе (1980 — 1984 гг.) в работу по внедрению результатов данного исследования включились также школы № 26 и 27 г* Кременчуга" школа Л I г. Глобин о и восьмилетняя школа с* Бос-кобойники Шишацкого района Полтавской области* В это время проводились кружковые занятия со слабоуспевающими учащимися I — III и 1У — X классов в 55 кружках" среда которых представлены кружки по всем учебным предметам*.

Кроме того, в 1981 — 1984 гг. были частично внедрены в учебно-воспитательный процесс Кременчугского педучилища разработанные автором рекомендации по совершенствованию подготовки учителей начальных классов к проведению кружковой работы в школе.

Основные положения диссертации изложены в опубликованных статьях автора /133- 134- 135- 136- 137/".

Выводы.

Констатирующий эксперимент, проведенный нами в 1972/73 учебном году, позволил выявить наиболее характерные трудности вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работу и определить имеющийся у учащихся У1 — УН классов уровень развития учебных возможностей по физике и алгебре.

На слелующем этапе педагогического эксперимента (в 1973 -1975 гг.) была разработана тактика вовлечения слабоуспевающих учащихся в кружковую работу и осуществлена частичная проверка гипотезы исследования путем организации кружковых занятий первого и второго уровней.

Выбранная нами тактика вовлечения отстающих в учении школьников в работу предметных кружков включает в себя следующие педагогические приемы: создание небольшого организационного ядра кружка из числа учащихся, имеющих достаточно развитый интерес к соответствующему предметупостепенное вовлечение слабоуспевающих учащихся в кружок с учетом их интересов и других индивидуальных особенностейосуществление дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам в процессе кружковой работыодновременное привлечение к кружковой работе слабоуспевающих учащихся с теми их сверстниками, с которыми у них сложились товарищеские отношения.

Главная цель третьего этапа эксперимента (1975 — 1977 гг.) состояла в проведений комплексной проверки влияния системы занятий экспериментального кружка на эффективность обучения учащихся У1 — УН классов по физике и алгебре.

Анализ экспериментальных данных подтверждает, что в процессе кружковой работы со слабоуспевающими школьниками можно успешно решать такие задачи, как воспитание ответственного отношения к учению, формирование навыков учебного труда, развитие’мышления И других интеллектуальных качеств, добиваясь при этом существенного повышения эффективности обучения кружковцев.

В системе занятий предавтного кружка может быть достигнут успех в воспитании ответственного отношения к учению даже у интеллектуально пассивных учащихся. Для этого нужно обеспечить: интенсивное стимулирование познавательной активности кружковцеввыявление, удовлетворение и дальнейшее развитие их интересовформирование на этой основе опосредованного интереса к учениюпостепенное включение учащихся в разнообразную деятельность, требующую повышенной интеллектуальной сосредоточенности и значительных волевых усилий,.

Для формирования навыков учебного труда на занятиях экспериментального кружка использовались такие приемы, как включение учебных упражнений в игровую деятельность и постановка перед кружковцами практических заданий тренировочного характера. Результаты эксперимента показывают, что выполнение слабоуспевающими учащимися таких учебно-тренировочных заданий способствует совершенствованию многих общих и специальных навыков учебного труда.

Вместе с тем для совершенствования некоторых общих навыков учебного труда, в том числе навыков самоконтроля и планирования учебно-познавательной деятельности, целесообразно включать в со-деркание кружковых занятий беседы соответствующего характера. Такие беседы помогают кружковцам рационализировать свой учебный труд.

Обоснованная нами система занятий предметного кружка в достаточной степени отвечает и задачам развития мышления слабоуспевающих школьников. Решению этих задач способствовало включение в содержание кружковых занятий разнообразных практических заданий, опытов, игр, задач по физике и математике. Особую ценность в связи с развитием мышления слабоуспевающих школьников представляло решение кружковцами качественных и экспериментальных задач по физике.

Кроме того, развитию мышления способствовала пропедевтическая направленность содержания кружковых занятий, позволяющая рассматривать наиболее сложный учебный материал дважды: на занятиях кружка и на уроке.

Статистически достоверные изменения успеваемости кружковцев по физике, происшедшие в 1973 — 1975 гг., подтверждают положительное влияние кружковых занятий на эффективность обучения слабои среднеуспевающих школьников. Так, среднегодовые величины оценок за устные и лабораторные работы по физике в экспериментальной группе повысились, тогда как в контрольной группе эти показатели понизились.

Во время комплексной проверки оптимальности системы кружковых занятий (в 1975 — 1977 гг.) в экспериментальной группе произошли статистически достоверные изменения успеваемости не только по физике, но и по алгебре, чему способствовала последовательная реализация соответствующих межпредметных связей. При этом в контрольной группе имело место существенное снижение успеваемости по показателю 1У — I (среднегодовая величина оценок за устные ответы), тогда как по алгебре успеваемость практически не изменилась.

Очень важно и ценно, что повышение среднегодовых показателей успеваемости в экспериментальной группе произошло не только у слабои среднеуспевающих учащихся, но и у кружковцев, имеющих высокий уровень подготовленности по физике и алгебре.

Наряду с достигнутыми успехами, имело место снижение результативности экспериментальной кружковой работы, проведенной в 1975 — 1977 гг., в плане совершенствования навыков измерения физических величин и повышения качества выполнения лабораторных работ. Такой спад был обусловлен прежде всего указанными выше неблагоприятными изменениями условий, в которых проводилась экспериментальная кружковая работа.

Объективный характер этих изменений позволяет отнести повышение среднегодовых оценок за лабораторные работы по физике, достигнутые в экспериментальной группе в 1973 — 1975 гг., к совокупности тех положительных результатов, которые были получены во время комплексной проверки оптимальности системы занятий предметного кружка.

Как мы и предполагали, педагогический эксперимент не дал положительных результатов в плане повышения качества выполнения контрольных и самостоятельных работ по физике. Для достижения успеха в этом направлений необходимо увеличение продолжительности цикла кружковой работы.

Во время комплексной проверки системы кружковых занятий выявилась необходимость дальнейшего совершенствования приемов вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работу. Решив эту задачу путем проведения дополнительного эксперимента, мы получили новые результаты и в других аспектах совершенствования кружковых занятий. К таким аспектам относятся воспитание у кружковцев ответственного отношения к учению и обогащение содержания кружковых занятий первого уровня интеллектуально насыщенным материалом.

Вышеизложенное показывает, что экспериментальная работа в целом позволила осуществить: выбор и практическую проверку педагогически целесообразной методики вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работуорганизацию совместной кружковой деятельности учащихся, имеющих разный уровень успеваемости и дисциплинированностипрактическое решение задач по воспитанию у кружковцев ответственного отношения к учению, по совершенствованию навыков учебного труда и развитию мышленияповышение эффективности обучения кружковцев, в особенности слабои среднеуспевающих, по физике и алгебре путем педагогически целесообразной организации свободного временисведение к минимуму дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися по физике и алгебре (фактически кружковцы не принимали участия в таких занятиях)•.

Эти результаты свидетельствуют о том, что обоснованная нами система занятий предметного кружка отвечает сформулированным выше (в гл. II) критериям оптимальности.

В связи с оценкой затрат времени учителей на руководство кружковой работой в случае применения такой системы отметим, что в 1973 — 1975 гг. нам приходилось много времени тратить на текущее планирование занятий экспериментального кружка. Материал для этих занятий выбирался из различных пособий, научно-популярных книг и журналов.

Систематизация такого материала позволила нам в последующие годы существенно сократить затраты времени на планирование кружковых занятий.

Однако мы считаем, что самостоятельный поиск и систематизация материала для кружковой работы не может быть рекомендован учителям в качестве основы для оптимального решения вопросов, связанных с планированием занятий предметных кружков. Радикальное решение этих вопросов, как было показано выше (в § 2 гл. II), возможно лишь при условии создания методических пособий для кружковой работы, которые систематизировали бы наиболее ценный познавательный материал и рекомендации по организации разнообразной практической деятельности учащихся. Вполне очевидно, что такой материал должен быть дифференцирован по годам обучения.

Экспериментальная работа подтвердила обоснованную выше целесообразность использования кружковых занятий для подготовки учащихся, имеющих высокий уровень успеваемости, к факультативным занятиям. У таких учащихся под влиянием кружковых занятий значительно повысился уровень развития познавательных интересов. Заметные успехи достигнуты у них и в совершенствовании некоторых других компонентов учебных возможностей.

Кроме того, полученные нами экспериментальные данные в определенной степени подтверждают возможность и необходимость использования кружковых занятий дяя ранней профилактики педагогической запущенности и правонарушакхцего поведения школьников.

ЗАКЛШЕНИЕ.

Проведенное исследование показывает, что в нашей стране с первых лет Советской власти уделяется большое внимание развитию разнообразных форм внеклассной и внешкольной работы с учащимися, среди которых одно из центральных мест занимают кружковые занятия, Педагогическое значение внеурочных занятий было высоко оценено В. И. Лениным. Выдающиеся советские педагоги Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, ПЛ. Бяонскйй рассматривали кружковые занятия как одно из наиболее эффективных средств всестороннего развития подрастающего поколения и вместе с тем как надежное средство противодействия влияниям, оказываемым на детей отрицательными факторами окружающей. социальной среды.

В 20-е гг., наряду с постепенным совершенствованием содержания, форм И методов кружковой работы, имели место и серьезные недостатки в ее организации. Так, в это время возникла и начала укореняться ошибочная практика отстранения отстающих в учении и недисциплинированных школьников от участия в кружковой работе.

Принятые в 1931 — 1932 гг. постановления ЦК ЕКП{6) о школе и пионерской организации способствовали повышению внимания педагогических коллективов школ к разнообразным формам внеурочной работы. Благодаря этому в 30-е гг. в ряде передовых школ удалось привлечь к участию в кружковых и других внеурочных занятиях подавляющее большинство учащихся, в том числе отстающих и недисциплинированных. Непосредственным результатом совершенствования внеурочной работы в этих школах было успешное решение таких вопросов, как укрепление сознательной дисциплины учащихся, ликвидация второгодничества, повышение успеваемости, сознательный выбор учащимися будущей профессии.

Достигнутые в этом направлений успехи были неразрывно связаны с развитием советской педагогической науки, с теоретическими исследованиями проблемы кружковой работы. Методологические и психолого-педагогические основы таких исследований были разработаны Н. К. Крупской. Надежда Константинова ставила перед организаторами и руководителями кружковой работы широкий круг задач, связанных с совершенствованием учебно-воспитательного процесса в школе, в том числе такие задачи, как повышение качества знаний учащихся, предупреждение и преодоление неуспеваемости.

В послевоенный период заметно возросло число школ, в которых кружковая работа с успехом используется для преодоления и предупреждения неуспеваемости и недисциплинированности учащихся. Необходимость повсеместного распространения опыта этих школ получила убедительное подтверждение в рекомендациях Всесоюзного съезда учителей (1978 г.). Актуальное значение совершенствования внеучебной работы со всем контингентом школьников вновь подчеркнуто в Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Поэтому характерная для многих школ практика отстранения слабоуспевающих и недисциплинированных учащихся от участия в кружковых занятиях требует решительного преодоления.

Одна из главных причин столь продолжительного существования такой ошибочной практики состоит в том, что педагогические учебные заведения, как правило, формируют у будущих учителей ошибочную установку на проведение кружковой работы лишь с наиболее подготовленными учащимися. Проведенный нами анализ программ и учебных пособий для педагогических институтов и училищ по педагогике и частным методикам показывает, что проблеш, кружковой работы с отстающими в учении и недисциплинированными школьниками не получила адекватного отражения в содержании педагогического образования. Преодоление такой неадекватности представляет собой одну из самых актуальных задач системы педагогического образования по совершенствованию подготовки будущих учителей к проведению внеурочной работы.

Обзор литературы подтверждает возможность построения системы занятий предметного кружка, которая обеспечивала бы воспитание ответственного отношения к учению, формирование навыков учебного труда, развитие мышления и повышение на этой основе эффективности обучения слабоуспевающих школьников. Вместе с тем из этого обзора видно, что ряд аспектов исследуемой нами проблемы, в том числе методы, планирование, учебно-материальное обеспечение кружковых занятий, остается, в сущности, неизученным.

Теоретический анализ показывает, что кружковая работа имеет существенные преимущества перед уроком и дополнительными занятиями в решении ряда вопросов, связанных с предупреждением и преодолением отставания в учении. К числу таких вопросов относятся: преодоление интеллектуальной пассивности и развитие познавательных интересов отстающих в учении школьников, изучение и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, осуществление межпредметных связей, построение перспективных линий в познавательном процессе и др.

Указанные преимущества кружковой работы были учтены нами при обоснований требований к системе занятий предметного кружка, направленной на повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьников.

Анализируя вопрос о структуре исследуемой системы, мы выделили основные компоненты этой системы: состав кружка, цели, задачи, содержание, методы, организацию, планирование и учебно-материальное обеспечение кружковых занятий.

В связи с обоснованием педагогических требований к занятиям предметного кружка мы подвергли анализу и критической оценке имеющиеся в педагогической литературе выводы и рекомендации по различным аспектам кружковой работы. Вместе с тем в этих требованиях получил отражение опыт организации кружковых занятий, накопленный передовыми школами и учителями.

К числу требований, которым должна отвечать исследуемая система в целом, относятся: вовлечение слабоуспевающих учащихся в кружковые занятия на добровольной основе путем организации в каждой школе значительного числа кружков, практическое осуществление равного права всех учащихся на участие в кружковой работе и др.

Обосновывая требования к составу кружка, мы установили, что предметные кружки должны создаваться во всех классах, начиная с первого, и обеспечивать объединение в каждом кружке учащихся, имеющих разные уровни успеваемости. При этом в составе кружка должны быть, как правило, 10 — 20 учащихся из одного класса или из нескольких параллельных классов (в это число должны обязательно входить мальчики и девочки).

Работа предметных кружков со всем контингентом учащихся должна обеспечивать достижение таких целей, как развитие учебных возможностей, повышение эффективности обучения, подготовка кружковцев к постепенному переходу в факультативные группы. Вместе с тем предметные кружки должны обеспечивать раннее предупреждение педагогической запущенности и правонарушающего поведения детей.

Для оптимального решения конкретных воспитательных и образовательных задач, вытекающих из поставленных целей, необходима дифференциация кружковых занятий по уровням. Каждому из трех выделенных нами уровней соответствуют определенные специфические задачи. Кроме того, у кружковых занятий разных уровней имеются и общие задачи: раннее предупреждение педагогической запущенности, воспитание ответственного отношения к учению и др.

Наиболее сложным является содержательный компонент системы занятий предметного кружка. На основе проведенного анализа мы выделили внешнюю и внутреннюю стороны этого компонента и сформулировали ряд важных критериев отбора материала для кружковых занятий (обеспечение перспективной направленности кружковой работы, систематическая реализация межпредметных связей и др.). Эти критерии, относящиеся в равной мере к кружкам по разным предметам и к разным возрастам учащихся, в совокупности охватывают весь комплекс задач развития учебных возможностей кружковцев. Что касается отдельных задач совершенствования учебно-познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся, то они должны получить отражение в системе требований к внутренней стороне содержания кружковых занятий. Применительно к занятиям физического кружка с учащимися У1 — УН классов такие требования были довольно подробно раскрыты наш в связи с изложением материалов педагогического эксперимента.

Рассматривая важный и недостаточно разработанный вопрос о методах кружковой работы, мы установили, что эти методы должны отвечать ряду специфических требований. К числу таких требований относятся: замена императивной позиции учителя отношениями сотрудничества с учащимися в процессе кружковой работыобеспечение устойчивой положительной мотивации кружковой деятельности учащихся И др.

Специфика кружковых занятий проявляется также в их организаций и планировании. Анализ показывает, что в решении организационных вопросов необходимо выполнять следующие требования: применение педагогически целесообразной тактики вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работусочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации кружковой деятельностиобеспечение взаимопомощи и товарищеских отношений между кружковцами, имеющими разные уровни успеваемостисоответствие периодичности и продолжительности кружковых занятий возрастным особенностям учащихся и др.

Для оптимизации планирования кружковых занятий, в особенности текущего, необходимо обеспечить выпуск методических пособий по разным предметам и годам обучения, систематизирующих разнообразный материал для таких занятий на основе принципа связи учебной и внеучебной работы.

Большое значение для оптимизации кружковой работы имеет совершенствование учебно-материального обеспечения кружковых занятий, С этой целью предстоит улучшать условия для организации практической деятельности кружковцев, пополнять школьные библиотеки литературой для внеклассного чтения по предметам, организовывать игротеки в школах и в учебных кабинетах*.

Одним из необходимых условий эффективного функционирования системы кружковых занятий является установление тесных связей между отдельными ее компонентами. Наличие таких связей способствует успешному росту учебных возможностей слабоуспевающих учащихся и существенному повышению эффективности их обучения.

Обоснованная нами система занятий предметного кружка обеспечивает одновременные положительные учебно-воспитательные изменения (или снижение отрицательных изменений) у всех кружковцев, а не только у слабоуспевающих. Вместе о тем она способствует предупревдению чрезмерного утомления учащихся и учителей, позволяя свести к минимуму проведение дополнительных занятий с отстающими учениками. Следовательно, эта система отвечает общедидактическим критериям оптимизации процесса обучения, получившим обоснование в исследованиях Ю, К, Бабанского,.

Опытно-экспериментальная работа, проведенная в 1973 — 1978 годах в школе $ 15 г, Кременчуга, обеспечила практическую проверку оптимальности системы занятий предметного крунка, направленной на повышение эффективности обучения слабоуспевающих школьников,.

Результаты этой работы подтверждают основные положения гипотезы исследования и свидетельствуют о том, что в процессе кружковой работы со слабоуспевающими школьниками можно успешно решать такие задачи, как воспитание ответственного отношения к учению, формирование навыков учебного труда, развитие мышления и других интеллектуальных качеств, добиваясь при этом существенного повышения эффективности обучения кружковцев.

Полученный во время опытно-экспериментальной работы разнообразный фактический материал позволил проанализировать протекающие на занятиях физического кружка процессы воспитания у слабоуспевающих школьников ответственного отношения к учению, формирования навыков учебного труда, развития мышления и выявить ряд характерных для этих процессов особенностей. Проведенный анализ показывает, в частности, что в целях совершенствования навыков учебного труда следует предлагать кружковцам учебно-тренировочные задания, то есть задания, содержащие в качестве составной части те или иные учебные упражнения. Такие задания вызывают у кружковцев значительно больший интерес, чем обычные упражнения.

Полученные в ходе эксперимента данные позволили также решить вопросы, связанные с выбором и практической проверкой оптимальной ¦маэдики вовлечения слабоуспевающих учащихся в кружковую работу. Зта методика включает в себя ряд эффективных приемов целенаправленного педагогического воздействия на слабоуспевающих школьников, способствующих формированию у них устойчивого интереса к занятиям кружка, в том числе: создание небольшого организационного ядра кружка из учащихся, имеющих достаточно развитые познавательные интересы, постепенное вовлечение слабоуспевающих учащихся в кружок с учетом их интересов и других индивидуальных особенностей, интенсивное стимулирование познавательной активности кружковцев на основе выявления, удовлетворения и дальнейшего" развития их интересов и др.

С целью математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы мы использовали пять групп признаков изменений в учебно-познавательной деятельности учащихся. Эти признаки в совокупности полностью отвечают гипотезе исследования. Статистическая достоверность изменений успеваемости в экспериментальных и контрольных группах оценивалась по критерию Стьюдента.

Анализ экспериментальных данных подтверждает, что обоснованная нами система занятий предметного кружка отвечает критериям оптимальности. Особенно ценно то обстоятельство, что в экспериментальной группе на основе систематической реализаций межпредметных связей было достигнуто статистически достоверное повышение показателей успеваемости по физике и алгебре. В контрольной же группе соответствующие показатели успеваемости по физике понизились, а уровень успеваемости по алгебре остался практически неизменным.

Существенные положительные изменения в успеваемости, а также в поведении произошли у большинства слабои среднеуспевающих кружковцев. У учащихся, имеющих высокую успеваемость, под влиянием кружковых занятий значительно повысился уровень развития познавательных интересов. Заметные успехи достигнуты у них и в совершенствовании некоторых других компонентов учебных возможностей. Тем самым получила подтверждение обоснованная нами целесообразность использования кружковых занятий для подготовки таких учащихся к факультативным занятиям.

Результаты экспериментальной работы в определенной степени подтверждают также возможность и необходимость использования кружковых занятий для ранней профилактики педагогической запущенности и правонарушающего поведения школьников.

Обоснованная нами система кружковых занятий может найти широков применение в массовой школьной практике, В качестве практических рекомендаций руководители предметных кружков могут применять обоснованные в § 2 главы II требования к системе в целом и к отдельным ее компонентам. Между всеми этими компонентами (составом кружка, целями и задачами кружковых занятий, их содержанием, методами, организацией, планированием и учебно-ма-териалышм обеспечением) должна обеспечиваться тесная взаимосвязь. Наличие такой взаимосвязи является обязательным условием оптимального функционирования системы занятий предметного кружка.

Обязательным условием эффективного внедрения результатов данного исследования является также обеспечение адекватного отражения проблемы кружковой работы со слабоуспевающими учащимися в содержании педагогического образования и в сознании учителей. Для выполнения этого условия необходимы специальные исследования, а также подготовка и выпуск соответствующей учебно-педагогической и методической литературы.

Вместе с тем нужны дальнейшие исследования и непосредственно по проблеме кружковой работы со слабоуспевающими школьниками. Так, предметом специальных исследований по дидактике и частным методикам может стать углубленный анализ возможностей кружковых занятий по разным предметам в решении таких задач, как ранняя профилактика педагогической запущенности школьников, формирование умений и навыков учебного труда, развитие мышления и других интеллектуальных качеств. К числу актуальных аспектов таких исследований относится также проблема учебно-материального и методического обеспечения кружковой работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Теории прибавочной стоимости (1У том «Капитала»), ч. III. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 26, ч. III, с. I — 468.
  2. Ф. Революция и контрреволюция в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. 3 — ИЗ.
  3. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7 — 384.
  4. Ленин В, И. О государстве. Полн. собр. соч., т. 39, с. 64−34.
  5. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн. собр. соч., т. 40, с. 314 — 316.
  6. В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22 29 декабря 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике. — Полн. собр. соч., т. 42, с. 128 — 161.
  7. В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем .моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн. собр. соч., т. 42, с. 264 304.
  8. Ленин В. И, 0 работе Наркомпроса. Полн. собр. соч., т. 42, с. 322 — 332.
  9. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
  10. Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
  11. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 15 июня 1983 г. — М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  12. Основные направления реформы общегбра зова тельной и профессиональной школы (одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 г.). Правда, 1984, 14 апр., te 105.
  13. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС И Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. Сов. педагогика, 1978,? 2, с. 3 — 10.
  14. О начальной и средней школе: Постановление ЦК ВКП (б:) от 5 сентября 1931 г. В кн.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917 — 1973 гг. М., 1974, с. 156 161.
  15. О работе пионерской организации (К 10-летию пионерорганиза-ции): Постановление ЦК ВКП (б) от 21 апреля 1932 г. В ich.: Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917 — 1973 гг. М., 1974, с. 278 — 281.
  16. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе: Постановление ЦК BXft (o) от 25 августа 1932 г. В кн.: Народное образование в СССР, Общеобразовательная школа. Сб. док. 1917 — 1973 гг. М., 1974, с. 161 — 164.
  17. Всесоюзный съезд учителей. 1978: Документы и материалы. -М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  18. Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Методическое письмо. В кн.: Воспитательная работа в школе / Под ред. М. И. Кондакова. М., 1976, с. 241 — 257.
  19. Основные принципы единой трудовой школы: От государственной комиссии по просвещению. В ich.: A.B. Луначарский о народном образовании. М., 1958, с. 522 — 538.
  20. Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1970. — 26 с.
  21. Н.ф. Внеклассная работа по русскому языку. -Минск: Народна асвета, 1971, 192 с.
  22. А.И. Общие методы обучения в школе. Киев: Рад* школа, 198I. — 206 с. — Укр.
  23. Алемаскин IvI.A. Воспитательная работа с подростками, Ы.: Знание, 1979. — 44 с.
  24. М.А., Водянский A.M. Работа школы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений учащихся (методические рекомендации). М., 1979. — 123 с.
  25. В.Ф. Готовим к жизни, к труду. В кн.: В школах России. М., 1975, с. 55 — 86.
  26. Н.И. Внеклассная воспитательная работа в городской средней школе. М.: Учпедгиз, 1949, — 232 с.
  27. А.Д. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1976. — 164 с.
  28. Алферов А, Д. К вопросу об основных компонентах отношения школьников к учению. В кн.:'Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов нД, 1974, с. 33 — 36.
  29. А.Д. Система мер по воспитанию у учащихся ответственного отношения к учению. Ростов н/Д, 1978. — 40 с,
  30. А.Д., Молодцова Т. Д. Воспитание ответственного отношения к учению как проблема исследования. В ich.: Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школышкое. Ростов, н/Д, 1974, с, 12−18.
  31. H.A. Содержание и организация общего развития младших школьников в условиях внеклассной работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1977. — 25 с.
  32. .Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды, т. II. М.: Педагогика, 1980, с. 128 267.
  33. В.II. Внеклассная работа по учебным предаю там .
  34. Рад. школа, 1981, $ 3, с. 80 82. — Укр.
  35. И.Г. Экспериментальные задачи по физике в б 7 классах. — М.: Просвещение, 1974. — 127 с.
  36. Н.С. Связь курса физики с математикой. В кн.: Методика преподавания физики в восьмилетней школе. М., 1965, с. 59 — 61.
  37. Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников). Ростов н/Д, 1972. -347 с.
  38. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  39. Ю.К. Техническая самодеятельность пионеров, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 151 с.
  40. Ю.К., Поляков H.A., Полякова Т. С. и др. Об оптимальной программе изучения учебных возможностей школьников. -В кн.: Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости школьников. Ростов н/Д, 1973, с. 3 20.
  41. В.Г. По месту жительства. Рад. школа, 1980,? 12, с. 52 — 56. — Укр.
  42. М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. М.: Учпедгиз, 1956. — 248 с.
  43. Л.К. Проблемы повышения эффективности воспитательной деятельности общеобразовательной школы: Докл. об опубл. работах, представл. в качестве дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 45 с.
  44. H.H. Очерки по школьной методике экономической географии. М.: Учпедгиз, 1954. — 320 с.
  45. И.В., Богуш Р. В., Строев К. Ф. Методика преподавания географии. М.: Просвещение, 1974. — 128 с.
  46. В.В. К характеристике основных направлений деятельности внешкольных учреждений по развитию интересов подростка.- В кн.: Вопросы воспитательной деятельности внешкольных учреждений / Под ред. Б. Е. Ширвиндта, М. Б. Коваль. М., 1980, с. 37 — 45.
  47. Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в 1-ом классе. М., 1964. — 184 с.
  48. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во AIIH РСФСР, 1961. — 695 с.
  49. П.П. Трудные школьники. М.: Работник просвещения, 1930. — 131 с.
  50. Р.Ф. Диалектологический кружок в школе. В кн.: Кружковая работа по русскому языку. М., 1979, с. 38 — 52.
  51. Д.Д. Место и материальная база. В кн.: Свободное время школьников / Под ред. Л. К. Петровой. М., 1969, с. 70 — 74.
  52. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  53. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  54. Н.И. Внеклассная и внешкольная работа. В кн.: Педагогика / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967, с. 323 — 340.
  55. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников. Ростов н/Д, 1976. — 192 с.
  56. С.М. Об интересе к русскому языку. В ich.: Воспитание интереса к изучению русского языка в школе. — М., 1979, с. 3 — 16.
  57. Бонч-Бруевич В. Д. Владимир Ильич в первые годы после Октября. В кн.: Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1955, с. 99 -127.
  58. И.И. Методика преподавания химии. ГЛ.: Учпедгиз, 1956. 462 с.
  59. Н.М. Внеклассная работа по географии в средней школе. М.: Учпедгиз, 1958. — 91 с.
  60. В.М. Кружок «Работа писателей над языком своих произведений» в УШ классе. В ich.: Кружковая работа по русскому языку. М., 1979, с. 91 — 104.
  61. А.И. Методика преподавания физики в средней школе. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.
  62. Н.Е. Кружок «русская фразеология» в УН классе. В кн.: Кружковая работа по русскому языку. М., 1979, с. 75−91.
  63. A.A. Методика обучения истории в школе. 1,1.: Просвещение, 1972. — 431 с.
  64. Н.М. Внеклассная работа по ботанике. Л., 1940. -152 с.
  65. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1966. — 384 с.
  66. И.А., Мариенгоф Э. М. Система внеклассной работыв восьмилетней школе. Киев: Рад. школа, 1968. — 419 с.-Укр.
  67. А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
  68. Внешкольная работа с детьми. Опыт Пачелмской железнодорожной средней школы $ 37 / Под ред. Б. В. Всесвятского. М.: Транс-жедцориздат, 1939. — 80 с.
  69. К.И. Психологи о педагогических проблемах / Под ред. A.A. Бодалева. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  70. М.Е. Воспитание у старшеклассников положительной мотивации учения в процессе внеурочной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 27 с.
  71. П.А., Клещева E.H., КоробейникОЕа Л.А., Савич Т. З. Методика обучения химии в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1966. 331 с.
  72. А.Г. Внеклассная работа в начальных классах. Киев: Рад. школа, 1982. — 126 с.
  73. М.Н. Математический кружок в семилетней школе. -Математика в школе, 1951,)? 4, с. 36 46.
  74. Е.Я., Есипов Б. П. Организационные формы обучения.-В кн.: Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова. М., 1967, с. 309 333.
  75. С.У., Розенберг М. И. Методика обучения физике б средней школе. Киев: Рад. школа, 1970. — 264 с. — Укр.
  76. М.М. Методика внеклассной работы по химии. М.: Изд-во АПН PCi€P, 1954. — 84 с.
  77. С.А. В лаборатории учителя. М.: Знание, 1975. -64 с.
  78. М.А. Умственное воспитание. Сов. педагогика, 1964, В 12, с. 70 — 86.
  79. М.А., Есипов Б. П. Дидактика. М.: Изд-во АПН РС<�ЮР, 1957. — 519 с.
  80. М.А., Калинин В. И. Структурно-системные исследования педагогических явлений и процессов. Сов. педагогика, 1971, Ib I, с. 73 — 95.
  81. А.В. Методика преподавания географии. М.: Просвещение, 1975. — 368 с.
  82. М.С. Внеклассные занятия по физике. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 71 с.
  83. В.С. Дети вне школы. М.: Просвещение, 1970. -251 с.
  84. М.В. Внеучебная деятельность подростков в микрорайоне сельской школы как средство предупреждения отклонений от норм нравственности в их поведении: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1974. — 23 с.
  85. Т.А. Химический кружок. И.: Просвещение, 1964. -187 с.
  86. Знаменский П. А, Методика преподавания физики в средней школе. Л.: Учпедгиз, 1955. — 552 с.
  87. JI.M. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. М.: Высш. школа, 1974. -87 с.
  88. В.А. Внеклассная работа по арифметике в начальной школе. '-л.: Учпедгиз, i960. — 132 с.
  89. И.А. Развитие интересов учащихся к знаниям в системе учебной и внеучебной работы (на материале кружков физики в старших классах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1967. — 22 с.
  90. B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников. Ростов н/Д, 1971. — 224 с.
  91. Н.Г., Назарова Т. О. Дидактика. М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
  92. Т.Н., Кейлина Э. А. Внеклассная и внешкольная работа. М.: Просвещение, 1980. — 80 с.
  93. C.B., Каюров B.C., Плохова М. Г. Военно-патриотическое воспитание. В кн.: Очерки истории школы и педагогической шсли народов СССР (1917 — 1941 гг.). 1980, с. 314 — 320.
  94. З.И. Особенности интеллектуальной деятельности учащихся с пониженной обучаемостью. В кн.: Психологические проблемы предупреждения неуспеваемости / Под ред. H.A. Мен-чинской. М., 1971, с. 157 — 205.
  95. Калмыкова З. И, Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1932. — 96 с.
  96. С.Ф., Панфилова Т. О., Эрдели В. Г. Методика преподавания географий. М.: Просвещение, 1966. — 319 с.
  97. В.М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1972. — 320 с.
  98. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, IS80. — 159 с.
  99. Д.М. Методика преподавания химии в средней школе.- М.: Учпедгиз, 1958. 611 с.
  100. Киселев Ф. С" Методика преподавания природоведения в начальных классах. Киев, Вища школа, 1975. — 176 с. — Укр.
  101. А.Г. Психология личности. Ы.: Просвещение, 1965.- 288 с,
  102. И.В. Трудновоспитуемоеть и пути ее преодоленияу детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Киев, 1978. — 27 с.
  103. В.И. Межпредметные связи в преподавании естественно-математических дисциплин. Рад. школа, X98I, 1& 3, с. 43 — 50. — Укр.
  104. Комсомол в школе. Деятельность пионерской организации. В кн.: Народное образование в СССР. М., 1987, с. 144 — 156.
  105. А.Е. Внеклассная работа и профессиональное самоопределение выпускников средней школы. В кн.: Проблемы развития- сельской школы. Смоленск, 1978.
  106. Ф.Ф., Равкин З. И. Развитие повышенной общеобразовательной школы, Б кн.: Очерки истории школы и педагогической шсли народов СССР (1917 — 1941 гг.), М., 1980, с, 116−129.
  107. Коршак Е, Б. Физико-технический кружок. В кн.: Система внеклассной работы по физике / Под ред. З. В. Сычевской, Киев, 1971, с, 109 119. — Укр.
  108. Э.Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы. Дис, д-ра пед, наук, — М., 1972. -836 с.
  109. НО. Костяшкин Э. Г. Теория и практика внеурочной работы общеобразовательной школы: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1972. 60 с.
  110. З.Г., Шапошникова Л, Б. Организация продленного дня в 1У УШ классах. — М.: Педагогика, 1971. — 255 с.
  111. Л.И. Школьный физико-технический кружок как одна из основных форм творческой внеклассной работы по физике. В кн.: Внеклассная работа по физике в школах города Куйбышева и Куйбышевской области. Куйбышев, 1961.
  112. Е.Л. В школе-новостройке. В кн.: В школах России. ГЛ., 1975, с. 181 — 223.
  113. Н.К. Больше внимания внешкольной работе с детьми. Пед. соч., т. 5.М., 1959, с. 144 — 145.
  114. Н.К. Воспитывать достойную смену. Пед. соч., т.5. М., 1959, с, 612 — 620.
  115. Н.К. Выбор профессии. Пед. соч., т. 4. М., 1959, с. 106 — 108.
  116. Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей. -Пед. соч., т. 5, М., 1959, с. 587 592.
  117. Н.К. К вопросу о хулиганстве. Пед. соч., т. 5. М., 1959, с. 184 — 188.
  118. Н.К. На борьбу за образцовую школу. Пед. соч., т. 3. M., 1959, с. 561 — 580.
  119. Н.К. Нашей смене всестороннее развитие. — Пед. соч., т. 5. M., 1959, с. 507 — 513.
  120. Н.К. 0 работе деткружков. Пед. соч., т. 4. М., 1959, с. 130 — 133.
  121. Н.К. Ответы на вопросы слушателей высшей школы пионердвижения. Пед. соч., т. 5. M., 1959, с. 483 — 486.
  122. Н.К. Юные пионеры и игра. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957, с. 257 — 258.
  123. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 432 с.
  124. М.Г. Исследование различных форм внеурочной работы для воспитания у учащихся потребности в самообразовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. M., 1968. — 22 с,
  125. А., Юров Д. Внешкольная работа в политехнической семилетне. М.-Л.: Учпедгиз, 1931. — 94 с.
  126. И.Я. Внеклассная работа по физике. М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  127. М.И. Пути и методы обеспечения единства воспитательного влияния в микрорайоне школы. В кн.: Комплексный подход к воспитанию учащихся. Киев, 1980, с. 127 — 132.
  128. И.Д. Проблема компенсации в психологии. В кн.: Способности и интересы / Под ред. II.Л. Левитова и В.А. Кру-тецкого. M., 1962, с. 197 — 231.
  129. Е.И. Мышление и его развитие в процессе обучения. -В кн.: Психология обучения / Под ред. Б. Ф. Баева. Киев, 1972, с. 54 — 70. — Укр.
  130. Л.М. Математический кружок в школе. Lia тема тика в школе, 195I, № 4, с. 46 — 49.
  131. C.B. Система внеклассной работы по предмету как средство предупреждения неуспеваемости учащихся: Автореф. дне.. канд. пед. наук. Тбилиси, 1982. — 24 с.
  132. B.C. Из опыта воспитания ответственного отношения слабоуспевающих школьников к учению в условиях кружковой работы. В ich.: Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Ростое н/Д, 1980, с. 61 — 67.
  133. B.C. Об организации педагогической практики по внеклассной работе. В кн.: Повышение эффективности и качества преподавания психолого-педагогическнх дисциплин в высшей школе. M., 1978, с. 137 — 141.
  134. B.C. Педагогическая тактика вовлечения слабоуспевающих школьников в кружковую работу. В кн.: Оптимизация процесса обучения с целью повышения эффективности учения школьников. Ростов н/Д, 1976, с. 133 — 140.
  135. B.C. Пропедевтическая направленность кружковых занятий как средство предупреждения неуспеваемости. В кн.:
  136. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе. Ростов н/Д, 1977, с. 143 146.
  137. A.A. 0 методе диагностики умственного развития детей. В ich.: Вопросы психологии. Матер. II Закавказской конф. психологов. Ереван, I960, с. 279 — 283.
  138. С.Е. Внеклассная работа по математике. В кн.: Методика преподавания математики в восьмилетней школе. M., 1965, с. 141 — 155.
  139. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса в средних классах общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1972. — 24 с.
  140. О.Г. Военно-патриотическое воспитание. В кн.: Система внеклассной работы по физике в средней школе. Киев, 1971, с. 63 — 71. — Укр.
  141. Д.Д. В микрорайоне. В кн.: Говорят организаторы воспитательной работы в школе / Под ред. Л. К. Балясной. -М., 1976, с. 158 — 164.
  142. Максименко С, Д. Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения. В кн.: Психологическая наука, учитель, ученик. Киев, 1979, с. 44 — 65. — Укр.
  143. В.Н. Форш организации обучения. В кн.: Педагогика школы / Под ред. Г. И. Щукиной. М., 1977, с. 327−347.
  144. Р.И. Внеклассная работа по физике. В кн.: Методика преподавания физики в восьмилетней школе. М., 1965, с. 207 — 217.
  145. П.И. Дидактические основы побуждения школьников к учению в процессе внеурочной работы (на опыте сельских школ Белоруссии): Автореф. дис,. канд. пед. наук. Шнек, 1969. — 24 с,
  146. В.А. Преподавание русского языка в средней школе. Киев: Вища школа, 1977. — 215 с.
  147. С.Г. Роль межпредметных связей в повышении эффективности индивидуального подхода к слабоуспевающим учащимся. В кн.: Педагогические проблемы предупреждения неуспеваемости. Ростов н/Д, 1973, с. 76−80.
  148. Мерков А.гл. Оценка достоверности результатов статистического исследования методом оценки доверительного коэффициента
  149. С&-). В кн.: Статистическая оценка достоверности результатов исследования. М., 1965, с. 5 — 18.
  150. ГЛ. Вопросы обеспечения эффективности индивидуальной профилактической работы. В кн.: Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978, с. 16 27.
  151. Л.А. Работа географического кружка. М.: Учпедгиз, i960. — 76 с.
  152. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
  153. E.H., Чепелев В. И. Внеклассная работа по арифметике в начальных классах. Киев: Рад. школа, 1961. — 100 с, -Укр.
  154. И.И. Типы неуспевающих учеников. В кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. M. t 1971, с. 137 — 157.
  155. А.Н., Комиссаров Б. Д. Методика обучения общей биологии. М.: Просвещение, 1973. — 400 с.
  156. В.К. Отрицательное влияние ближайшего бытового окружения на противоправное поведение несовершеннолетних. В кн.: Теоретические проблемы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Киев, 1977, с. 130 — 148.
  157. А. Воспитывать призвание. Народное образование, 1977, № 8, с. 48 — 51.
  158. В.А., Калягин Ю. М., Луканкин Г. Л. Внеклассная работа учащихся по математике и мето, дика ее проведения. В кн.: Методика преподавания математики в средней школе. М., 1980, с. 279 304.
  159. В.А. Урок е современной школе. М.: Просвещение, 1931. — 191 с.
  160. Опыт передовых школ. Воронеж, 1939. — 51 с.
  161. Орехов В ЛЬ, Уеова A.B. Вопросы коммунистического воспитания учащихся в преподавании физики. В га.: Методика преподавания физика в восьмилетней школе. М., 1965, с. 12 — 52.
  162. A.A. Структура и информационные потоки образовательного процесса в школе (в аспекте кибернетики). В кн.: Вопросы обучения и воспитания. М., 1972, с. 172 — 193.
  163. B.C. Подросток и преступление. М.: Изд-во IM, 1969.- 203 с.
  164. Ошеров IL С. Специализированные клубы подростков по месту жительства эффективная форма предупреждения правонарушений.- В кн.: Проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 1978, с. 83 96.
  165. К.П., Гребенников И. В. Школа, семья, общественность. Горький, 1967. — 88 с.
  166. H.A., СургучеЕа Г.В., Чулошникова J1.M. Щекина З. П. Воспоминания группы бывших кружковцев о внеклассных занятиях в школьные годы. В га.: Внеклассная работа по истории. ГЛ., 1963, с. 277 — 286.
  167. .Т. Внеклассная работа по русскому языку. М.: Просвещение, 1980. — 208 с.
  168. Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1964. — 83 с.
  169. А.Р. Внеклассная работа по украинскому языку в 4−8 классах. Киев: Рад. школа, 1979. — 159 с. — Укр.
  170. Л.К. Основные вопросы организации свободного времени школьников. В ich.: Свободное Еремя школьников. М., 1969, с. 8 32,
  171. A.B. Беседы о психологии. М.: Учпедгиз, 1962. — 200 с,
  172. А.Н., Кукин И. Д., Паркин Н. П. В старинном мордовском селе. В кн.: В школах России. M., 1975, с. 81 — 106.
  173. Г. А. Повышение эффективности учения средствами внеклассной работы. В кн.: Пути повышения эффективности обучения. M., 1973, с. 151 — 164.
  174. В.И. Предупреждение неуспеваемости и второгодничества. В кн.: Основы дидактики / Под ред. Б. П. Есипова.1. M., I9S7, с. 455 470.
  175. М.М. Вместе с комсомолом, В кн.: Говорят организаторы воспитательной работы в школе / Под ред. Л.К. Баляс-ной. M., 1976, с. 90 — 102.
  176. В.П. Статьи и речи по вопросам народного образования / Под ред. И. А. Каирова, А. Г. Калашникова и H.A. Константинова. M.-JL, 1947. — 303 с.
  177. Программы педагогических институтов. Методика преподавания биологии / Министерство просвещения СССР. M., 1978. — 37 с.
  178. Программы педагогических институтов. Методика преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе / Министерство просвещения СССР. M., 1973. — 15 с.
  179. Программы педагогических институтов. Методика преподавания иностранных языков в средней школе / Министерство просвещения СССР. M., 1976. — 32 с.
  180. Программы педагогических институтов. Методика преподавания математики / Министерство просвещения СССР. M., 1982. — 5с.183 184 185 186 187 178 179 738 763 874 265 326 419 968
  181. Программы педагогических инстиутов. Методика преподавания обществоведения / Министерство просвещения СССР, М., 1982.- 12 с.
  182. В.Г. Развитие технического творчества учащихся.- М.: Учпедгиз, 1961. 147 с.
  183. А.П. Детские клуби центры внешкольной и внеклассной воспитательной работы. — Киев: Рад. школа, 1982. — 172 с.
  184. А.П. Клубы младших школьников. Початкова школа, i960, JS 6, с, 59 — 60. — Укр.
  185. А.П. Общешкольный детский клуб. Рад. школа, 1980, й II, с. 54 — 57. — Укр.
  186. C.JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 328 с.
  187. П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. — 64 с.
  188. ГЛ.С. Формы и методы внеурочной работы. Б кн.: Методика обучения истории в средней школы, ч. 2. М., 1978, с. 205 218.
  189. H.A. Внеклассная работа по зоологии. Л., 1940. -132 с.
  190. Н.В. Педагогика. М.: Просвещение, 1978. — 351 с.
  191. В.К. Познавательная активность как единство репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Рад. школа, 1980, 4, с. 36 — 43. — Укр.
  192. Н.К. Внеклассная работа по географии. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  193. Н.К. Работа с астрономическим кружком. М.: Учпедгиз, 1953. — 56 с.
  194. Е.К. 0шт внеклассной работы по математике в 5−7 классах. М.: Учпедгиз, 1954. — 144 с.
  195. В.И. Система внеклассной работы по географии в средней школе. М.: Просвещение, 1972. — 144 с.
  196. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 205 с.
  197. Л .С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -215 с.
  198. К.Н. Восемь лет работы юннатского кружка. В кн.: Внешкольная работа с детьми. Опыт Пачелмской железнодорожной школы № 37. M., 1939. — 80 с.
  199. Соколова Э &bdquo-С- Интересы и свободное вретля. В кн.: Свободное время школьников / Под ред. Л. К. Петровой. IL, 1969, с. 34 — 50.
  200. Д.М. Активизация познавательной деятельности учащихся во внеклассной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 1978. — 16 с.
  201. П.И. Преодоление неправильного отношения подростков к учению в процессе внеклассной работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Минск, 1967. — 26 с.
  202. А.Е. Внеклассная работа в У УН классах сельской школы в связи с изучением своего края. — М.: Изд-ео АПН РСФСР, 1953. — 224 с.
  203. А.И. Методика преподавания истории. М.: Просвещение, 1964. — 287 с.
  204. ВЛ. Восьмилетка в Крапивном. В кн.: В школах России. М., 19, с. 165 — 180.
  205. В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1969. — 400 с.
  206. З.В. Педагогические принципы, формы и методы работы. НОТ. В кн.: Система внеклассной работы по физике в средней школе. Киев, 1971, с. 12 — 19. — Укр.
  207. З.В. Роль и задачи внеклассной работы. В кн.: Система внеклассной работы по физике в средней школе. Киев, 1971, с. 5 7. — Укр.
  208. Тарлев В. Г, Организация досуга важный фактор воспитания.- В кн.: Педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Киев, 1976, с. 14 18. — Укр.
  209. A.B. Методика русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
  210. В.Н. Клубные занятия и игры в практике A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 160 с.
  211. В.Н., Кель О. С. Игра. Творчество. Жизнь. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.
  212. Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М.: Просвещение, 1979. — 144 с.
  213. Г., Шнибекова Э., Джумабаев А. Проблемы работы с педагогически запущенными учащимися. Алма-Ата, 1967. — 60 с,
  214. A.B. Задачи и содержание курса физики восьмилетней школы. В кн.: Методика преподавания физики в восьмилетней школе. М., 1965, с. 6 — 12.
  215. A.B., Завьялов В. В. Некоторые вопросы идейно-политического воспитания учащихся в процессе преподавания физики.- Физика в школе, 1976, $ 5, с. 32 37.
  216. H.H. Внеклассная работа по русскому языку в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1975. — 223 с.
  217. H.H. Основные вопросы организации кружковой работы по русскому языку. В кн.: Кружковая работа по русскому языку. М., 1979, с. 6 — 26.
  218. Л. Внеклассная работа по математике. Математика в школе, 1940, J? 4, с. 45 — 51.
  219. В.В., Боковнев O.A., Шварцбурд С. И. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике. М.: Просвещение, 1977. — 48 с.
  220. М.Г., Локоть ЛЛ. Трудовое Боепитание и общественно полезная деятельность учащихся. В кн.: Очерки истории и педагогической мысли народов СССР (19X7 — 1941 гг.), М., 1980, с. 312 — 314.
  221. М.Н. Практикум по методике преподавания географии, — Минск: Вышейшая школа, 1974. 78 с.
  222. С.Е. Лучше учить, лучше воспитывать. В кн.: В школах России. М., 1975, с. 12 — 54.
  223. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.- М.: Педагогика, 1977. 118 с,
  224. B.C., Высоцкая С. И. Преодоление отставания в усвоений знаний. В кн.: Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина и В.В. Краевско-го. М., 1978, с. 162 — 202.
  225. Г. А., Белецкая М. А., Школьная Г. Ф. Методика преподавания украинского языка. Киев: Вйща школа, 1975. — 384 с.- Укр.
  226. С.Г. Методика обучения химии в восьмилетней и средней школе (общие вопросы), М.: Учпедгиз, 1963. -668 с.
  227. Л.Б. Вопросы подготовки студентов к проведению внеурочной общеобразовательной работы в школе.- В кн.: Вопросы профессиональной подготовки учителя к внеурочной рабо-Tev-/ Под ред. Э. Г. Костяшкина. М., 1974, с. 65 86.
  228. Л.Б. Развитие внеурочного образования в школе.- М., 1970. 49 с.
  229. Ю.В. Внеклассная работа по технике. М.: Учпедгиз, 1955. — 204 с.
  230. С.Т. К вопросу о хулиганстве, Пед. соч., т, 2, М.- Просвещение, 1964, с. 392 — 405.
  231. С.Т. Что такое клуб? Пед. соч., т. 2. М., 1964, с. 44 — 54,
  232. И.Е. Учебно-воспитательная работа школы в 19 301 934 годах / Под ред. В. З. Смирнова. М.: Учпедгиз, 1959.- 277 с.
  233. К.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы как средство повышения качества знаний и развития учащихся начальных классов. Дис.. канд. пед. наук, — М., 1969. -337 с.
  234. K.M. Клубные занятия в школе по математике, Одесса, 1927, — 37 с.
  235. K.M. Математический кружок в средней школе. Математика в школе, 1940, Л 3, с. 38 — 47.
  236. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе, М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
  237. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.- М.: Педагогика, 1971, 351 с,
  238. И.М. Физико-теоретические кружки* В кн.: Система внеклассной работы по &-изике. Киев, 1971, с. 83 — 91. — Укр.
  239. Н.М. Методика и техника урока в школе. М.: Просвещение, 1970. — 286 с.
  240. М.Н. Вовлечение трудновоспитуемых подростков в ту-ристско-краеведческую работ:/-. В кн.: Педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. Киев, 1976, с. 54 — 59. -Укр.
Заполнить форму текущей работой