Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия формирования трудовых умений и навыков у студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин (на материале практикума в мастерских)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования, проведенные С. Я. Батышевым, А. Г. Дубовым, М. А. Жиделевым, А. С. Лындоё, A.M. Новиковым, Н. А. Тошным, Д.А. Тхор-жевским и др. с учащимися школ и профтехучилищ, показали, что на формирование трудовых умений и навыков влияют такие факторы, как система обучения, подбор работ для учебного процесса, дозирование занятий и т. п. Оптимальное использование этих факторов позволяет более… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
    • I. Структурирование содержания учебного материала практикума в мастерских
    • 2. Учет возрастных возможностей студентов -важное условие эффективной организации формирования умений и навыков
    • 3. Организация самоконтроля и саморегуляции при формирования трудовых умений и навыков
  • ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • I. Активизация познавательной деятельности в процессе формирования трудовых умений и навыков
    • 2. Мотивация — важное условие подготовки студентов к овладению трудовыми умениями и навыками
    • 3. Повышение эффективности формирования трудовых умений и навыков путем стимулирования трудовой деятельности

Дидактические условия формирования трудовых умений и навыков у студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин (на материале практикума в мастерских) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Построение в нашей стране под руководством КПСС развитого социалистического общества, бурное развитие научно-технической революции в единстве с благоприятными социальными факторами, впечатляющий рост материальных и духовных благ советских людей открывают широкие возможности для воспитания у подрастающего поколения коммунистического отношения к труду.

Основополагающие вопросы формирования коммунистического отношения к труду в социалистическом обществе разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным. К. Маркс вскрыл такие важнейшие закономерности трудового воспитания подрастающего поколения, как участие детей в производительном труде и соединение труда с обучением. В. И. Ленин, развивая теорию коммунистического воспитания, всесторонне доказал объективную необходимость осуществления связи обучения с производительным трудом.

Идеи классиков марксизма-ленинизма о трудовом воспитании получили дальнейшее развитие в деятельности КПСС и Советского правительства. «В центр воспитательной работы, — говорится в Программе КПСС, — партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо обществасвященная обязанность каждого человека» ^.

В условиях развитого социализма Коммунистическая партия и Советское государство уделяют самое пристальное внимание вопросам трудового воспитания подрастающего поколения. В Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии товарищ Л. И. Брежнев отметил:

Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1976, с. 118.

Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, трудового и нравственного воспитания в школе ., на деле укрепить связь обучения с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду. Решающая роль здесь, конечно, принадлежит I учителю. Требования к его работе возрастают .

Все это обязывает педагогические институты проявлять максимальное внимание к формированию профессионального мастерства у студентов.

Вопросам подготовки квалифицированных педагогических кадров с первых дней Советской власти уделяли значительное внимание выдающиеся деятели Коммунистической партии, Советского государства и просвещения М. И. Калинин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко.

Проблемы обучения студентов в высшей школе рассматривают С. А. Ананьев, С. И. Архангельский, Ф. Н. Гоноболин, Т. А. Ильина, И. В. Кузьмина, Н. А. Менчинская, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Б. А. Федоришин, А. И. Щербаков. Решением частных вопросов подготовки учителей занимались О. А. Абдуллина, Я. И. Бурлака, Н. М. Грищенко, А. Г. Ковалев, A.1I. Кондратюк, B.C. Кузнецов, А. Г. Мороз, Л. Ф. Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин и другие.

Особенности подготовки учителей трудового обучения рассматриваются в работах Ю. К. Васильева, К. А. Ивановича, Д.А. Тхоржев-ского, Д. А. Сметанина, В. М. Зиннятуллова и др. исследователей. Так, в работе Ю. К. Васильева поднимается проблема политехнического обучения студентов, а также вопросы подготовки их к осуществлению политехнического обучения учащихся общеобразователь.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 60.

НОИ школы .

В диссертации М. В. Зиннятуллова исследуются основы оптимизации специальной подготовки студентов по станочной обработке металлов, формирования у них педагогического и методического мастерства. В ней определены общетехнические и специальные знания, практические умения и навыки по станочной обработке, даны основные требования по подбору изделий для механического отделения мастерской, доказана необходимость использования лабораторно-практических знаний по практикуму, даются методы контроля подготовленности студентов к проведению педагогической практики.

В ряде работ /К.А. Ивановича, А. Ф. Крючкова, А. Т. Щеколдина и др./ рассматриваются основы подготовки учителей трудового обучения к проведению в школе занятий по сельскохозяйственному труду.

В работах Н. И. Бондаренко, Г. А. Бушмича, Г. Н. Дружиненко, Е. К. Корчинского, А. С. Лынды, А. Н. Минаева, В. Н. Савинкова, Н. А. Томина и др. освещаются пути формирования педагогического мастерства у будущих учителей трудового обучения, подготовки их к руководству техническими кружками и ученическими бригадами, проведения технологической и педагогической практики, совершенствования курсового и дипломного проектирования, содержания и методики преподавания технического моделирования и т. п.

Однако существует еще значительное количество педагогических проблем, от решения которых в значительной степени зависит качество подготовки студентов специальности 2120 «Общетехнические дисциплины и труд» .

Васильев Ю. К. Политехническая подготовка учителя средней школы. — М.: Педагогика, 1978. — 174 с. п.

Зиннятуллов М. В. Педагогические основы подготовки учителей технического труда и политехнических практикумов: Автбреф. Дис.. канд. пед. наук. — Ташкент, 1978. — 26 с.

Одной из таких проблем является практическая трудовая подготовка будущих учителей трудового обучения. Практика показывает, что выпускники факультетов общетехнических дисциплин имеют низкий уровень сформированности умении и навыков трудовой профессиональной подготовки. Об этом говорилось на всесоюзных и республиканских совещаниях по проблемам подготовки учителей трудового обучения в гг. Дрогобыче /1976/, Чернигове /1978/, Киеве /1979/, Донецке /1979/, Херсоне /1980/ и др. Недостаточность практической подготовки будущих учителей трудового обучения показана также в исследованиях Ю. К. Васильева, М. В. Зиннятуллова, Д.А. Тхор-жевского и др. В. И. Ленин, подчеркивая значение практической подготовки, говорил: «Ничего не стоит никакая школа, никакой университет, если нет практического уменья» .

Поэтому целью нашего исследования стало определение оптимальных путей повышения эффективности трудовой профессиональной подготовки будущих учителей труда.

Ддя определения состояния трудовой профессиональной подготовки студентов факультетов общетехнических дисциплин нами был проведен констатирующий эксперимент в Дрогобычском, Киевском, Тернопольском, Херсонском и Черниговском пединститутах. Эксперимент проводился после окончания занятий по практикуму в мастерских. Объективность полученных данных определялась следующими критериями: а/ точность изготовления изделияб/ время изготовления изделияв/ степень сформированное&tradeнавыка при выполнении трудовых приемов.

Кроме того, проводились беседы с заведующими кафедрами, преподавателями, учебными мастерами, директорами и завучами школ, выпускниками и студентами факультетов подготовки учителей общет.

Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 42, с. 77. технических дисциплин.

Было проведено также анкетирование студентов Ш и 1У курсов после педпрактики, а также учителей трудового обучения, закончивших факультет общетехнических дисциплин. Полученные данные констатирующего эксперимента занесены в табл. I и 2, а результаты анкетирования в табл. 3 /приложение I/.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что студенты в основном не справляются с практическими работами, предусмотренными программой по производственному обучению. Точность выполнения отдельных операций также низкая.

Анализ ответов на вопросы анкеты показывает, что студенты и учителя в основном указывают на слабый /46,3%/ или недостаточный /49,1%/ уровень трудовой профессиональной подготовки. Только 4,4% из них указали, что получили достаточную трудовую подготовку и 0,2% высокую.

Недостаточность трудовой подготовки студентов отмечалась заведующими кафедрами, преподавателями, учебными мастерами, директорами и завучами школ. Причиной тому является низкий уровень учебного процесса в мастерских.

Итак, выпускники факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин имеют сравнительно хорошую теоретическую, но слабую трудовую подготовку. Такое положение можно объяснить, с одной стороны, объективной причиной — малым количеством времени, выделяемым учебным планом на практикум, а с другой — самим содержанием производственного обучения, его фрагментарностью, т. е. прямой зависимостью качества обучения в мастерских от научной обоснованности учебного процесса в них.

На практикум в учебных мастерских отводится 410 часов. За это время необходимо обучить студентов столярному, слесарному и токарному делу и хотя бы по одной из названных специальностей присвоить квалификационный разряд. В системе профтехобразования на овладение каждой из этих профессий отводится значительно большее количество часов /около 1200/. Несмотря на более высокую общеобразовательную подготовку студентов, за такое количество часов без разработанной научно обоснованной системы обучения невозможно сформировать нужные трудовые умения и навыки.

Формирование трудовых практических умений и навыков у студентов в процессе производственного обучения происходит в соответствии с закономерностями двигательных функций человека. И. П. Павлов утверждал, что «наше воспитание, обучение, дисциплиниро-вание всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов» Отсюда, по его же словам, для педагога главной задачей является процесс формирования системы условных рефлексов. Исходя из этого, целесообразность освоения трудовых приемов и операций должна определяться с точки зрения физиологии, психологии и дидактики. Таким образом, формирование трудовых умений и навыков представляет собой комплексную проблему, мало исследованную вообще и почти не исследованную, в частности, при подготовке учителей трудового обучения. В связи с этим мы проанализировали работы физиологов, психологов и педагогов, касающиеся проблемы формирования умений и навыков. При этом учитывали, что вскрытие закономерностей, лежащих в основе формирования умений и навыков, позволит разработать эффективный процесс производственного обучения студентов.

В настоящее время опубликовано немало научных работ и имеется ряд монографий, в которых раскрываются педагогические основы формирования умений и навыков у учащихся школ и профтехучилищ. К.

Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. 4, с. 415. ним относятся исследования, проведенные’С. И. Архангельским, С. Я. Батышевым, А. И. Гедвилло, А. Г. Дубовым, М. А. Жиделевым, К. А. Ивановичем, К. Н. Катхановым, А. А. Кыверялгом, М. И. Ковалевским, П. М. Корляковым, И. Я. Лернером, А. С. Лындой, Н. Т. Малютой, Е. Е. Матушкиным, A.M. Новиковым, А. А. Поляковым, М. Н. Скаткиным, Д.А. Сме-таниным, А. С. Татенко, Н. А. Томиным, Д. А. Тхоржевским, О. Ф. Федоровой, С. А. Шапоринским и др.

Значительный вклад в выявление психологической и физиологической сущности, природы умений и навыков внесли1 Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, И. М. Сеченов. Дальнейшее развитие эти вопросы получили в работах Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, Н. А. Берштейна, М. И. Виноградова, С. Г. Гелерштейна, А. В. Запорожца, С. А. Косилова, Г. С. Костюка, А. А. Маркосяна,. К. К. Платонова, В. В. Чебышевой и др.

Процесс формирования знаний, умений и навыков — общепедаго- / гическая проблема, но она должна решаться с учетом конкретного содержания учебного материала. Между тем в исследованиях ученых не раскрываются специфические особенности формирования трудовых умений и навыков в условиях пединститутов.

Ученые рассматривают повышение эффективности формирования трудовых умений и навыков с точки зрения разных наук /например, физиологии, психологии, педагогики и др./ и с учетом различных специфических условий и требований /например, для учащихся школ, профтехучилищ, для младших и старших обучающихся и т. п./.

Анализ основных исследований в этой области позволяет гипотетически определить дидактические условия формирования трудовых умений и навыков:

1. Структуирование содержания учебного материала.

2. Учет возрастных возможностей студентов.

3. Самоконтроль и саморегуляция.

4. Активизация познавательной деятельности.

5. Мотивация трудовой деятельности.

6. Стимулирование трудовой деятельности.

Исследования, проведенные С. Я. Батышевым, А. Г. Дубовым, М. А. Жиделевым, А. С. Лындоё, A.M. Новиковым, Н. А. Тошным, Д.А. Тхор-жевским и др. с учащимися школ и профтехучилищ, показали, что на формирование трудовых умений и навыков влияют такие факторы, как система обучения, подбор работ для учебного процесса, дозирование занятий и т. п. Оптимальное использование этих факторов позволяет более эффективно формировать трудовые умения и навыки, активнее привлекать обучающихся к производительному труду, развивать их конструкторские способности и техническое мышление, повышать их активность и т. п. Поэтому целесообразность структуры производственного обучения, группировки отдельных элементов, последовательность овладения ими, дозирование учебного материала, подбор практических работ и т. п. выделяются в одно из дидактических условий формирования трудовых умений и навыков — структуирование содержания учебного материала.

Практика работы общеобразовательной школы и профтехучилищ показывает, что высокий уровень организации учебного процесса с его научной организацией труда возможно осуществлять только с учетом возрастных особенностей обучающихся. Об этом свидетель-J ствуют исследования психологов, физиологов, педагогов /З.А. Ал-ферьевой, П. Я. Гальперина, М. А. Данилова, Б. П. Есипова, А. В. Запорожца, С. А. Косилова, А. А. Маркосяна, И. П. Павлова, А.С. Та-тенко, Н. А. Черненко, С. М. Шабалова, С. А. Шапоринского и др./. Поэтому учет возрастных особенностей также необходимо выделить как дидактическое условие формирования трудовых умений и навыков.

Формирование образа действия, самоконтроля и саморегуляции оказывают значительное влияние на успехи овладения знаниями, умениями и навыками по любым учебным предметам и в особенности по трудовому и производственному обучению. Процессу саморегуляции и самоконтроля уделяется значительное внимание психологами /Н.А. Бернштейном, Й. Даниелем, Н. И. Кувшиновым, К. К. Платоновым, Л. Г. Подоляк, В. В. Чебышевой, И. Н. Яровым и др./, физиологами /П.К. Анохиным, М. И. Виноградовым, С. А. Косиловым, А.А.Мар-косяном, И. П. Павловым, И. М. Сеченовым, А. А. Ухтомским и др./, педагогами /С.И. Архангельским, С. Я. Батышевым, А. И. Гедвилло, К. Н. Катхановым, А. А. Кыверялгом, А. С. Лындой, Н. Т. Малютой, A.M. Новиковым, Б. А. Соколовым, О. Ш. Федоровой и др./.

С развитием науки и техники появляются новые возможности поI вышения эффективности формирования самоконтроля и саморегуляции, без которых, как доказано, невозможно овладеть трудовыми умениями и навыками. Вместе с тем этот вопрос в настоящее время исследован недостаточно, несмотря на его очевидную важность, позволяющую говорить о выработке самоконтроля и саморегуляции как об одном из дидактических условий формирования трудовых умений и навыков.

Научно-техническая революция в нашей стране ставит целый ряд проблем, которые должна решить советская педагогика при подготовке молодежи к труду. Решение этих проблем невозможно без роста активизации обучаемых, что выражается в интенсификации учебной работы. Вопросам активизации учебной деятельности большое внимание уделяли в своих работах А. Н. Алексюк, М. А. Данилов, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, И. Я. Лернер, A.M. Матюша, М. И. Махмутов, Р. А. Низамов, В. А. Онищук, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, В.А.Су-хомлинский и др. Проведенные нами исследования подтверждают необходимость повышения активизации обучаемых с целью ускорения формирования у студентов трудовых умений и навыков. Активизация же познавательной деятельности как дидактическое условие на сегодня не рассматривается в практической трудовой подготовке студентов.

В повышении эффективности учебного процесса важное значение имеет определение мотивационных факторов деятельности человека. Исследователи Й. Даниель, Г. С. Костюк, И. Н. Назимов, К. К. Платонов, A.M. Новиков, Д. А. Тхоржевский и др., показывая значительное влияние мотивации учебной деятельности на формирование трудовых умений и навыков, убеждают нас в необходимости считать ее важным дидактическим условием.

Анализируя исследования и научную литературу, мы пришли к выводу, что стимулированию учебной деятельности обучаемых уделяется большое внимание. Эта проблема рассматривалась Н. К. Крупской А.С. Макаренко и такими известными учеными, как П. Я. Гальперин, М. А. Жиделев, Г. С. Костюк, М. Н. Скаткин, О. Ф. Федорова и др. Указания на ее большое значение имеются и в работах В.И.Анд-рияшина, А. А. Полякова, Н. А. Черненко, С. А. Шапоринского и др. Однако их работы не раскрывают проблему стимулирования практической деятельности, несмотря на ее важность для трудового и производственного обучения, в процессе которого она оказывает значительное влияние на активизацию учебного процесса в мастерских и формирование трудовых умений и навыков. Исходя из этого, стимулирование практической деятельности студентов является одним из определяющих дидактических условий формирования трудовых умений и навыков.

Итак, процесс формирования трудовых умений и навыков имеет свои дидактические закономерности, но возможности использования этих закономерностей в условиях подготовки учителей трудового обучения в пединститутах исследованы еще недостаточно. Правда, некоторые частные вопросы, связанные с данной проблемой, рассматривались в диссертациях Ю. К. Васильева и М. В. Зиннятуллова, а также в опубликованных в педагогической прессе статьях /Н.И. Калугин, В. П. Лысаков, С. Г. Селянко и др./, но они не решают проблему в целом.

Важность данной проблемы при отсутствии соответствующих разработок определила тему нашего исследования: «Дидактические условия формирования трудовых умений и навыков у студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин /на материалах практикума в мастерских/» .

Актуальность исследования определяется тем, что, во-первых, оно содействует дальнейшему совершенствованию трудового воспитания подрастающего поколения, во-вторых, непосредственно направлено на решение такой важной задачи высшего педагогического образования, как всестороннее улучшение качества подготовки учителей.

Цель исследования состояла в выявлении основных дидактических условий формирования трудовых умений и навыков, определении совокупности факторов и путей повышения качества подготовки будущих учителей трудового обучения.

Предметом нашего исследования явилось производственное обучение студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин в учебных мастерских педагогических институтов.

Объектом исследования был избран процесс формирования трудовых практических умений и навыков у будущих учителей трудового обучения.

Гипотеза, положенная в основу исследования, заключалась в следующем: качество подготовки студентов к профессиональной трудовой деятельности значительно повысится, если учебный процесс в мастерских будет проводиться на основе учета выявленных нами дидактических условий и путей их реализации.

Доказательство гипотезы осуществлялось посредством решения следующих задач: аналитически определить условия формирования трудовых умений и навыков у студентовустановить пути оптимального их использованияэкспериментально проверить эффективность выявленных нами дидактических условий формирования трудовых умений и навыков у студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин.

Методологической основой диссертационного исследования является марксистско-ленинская теория познания и политехнического обучения, а также учение классиков марксизма-ленинизма по вопросам всестороннего развития личности, соединения обучения с производительным трудом.

При работе над диссертацией мы руководствовались Программой Коммунистической Партии Советского Союза, решениями съездов партии, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР о развитии и совершенствовании народного образования в стране.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ проблемы на основе изучения трудов классиков марксизма-ленинизма, постановлений партии и правительства, психологической, физиологической, педагогической литературы, учебных программ и методических пособийизучение опыта работы пединститутовпедагогические наблюдения и беседы со студентами и преподавателямианкетирование студентов Ш и 1У курсов и учителей — выпускников факультетов общетехнических дисциплинпедагогический эксперимент, направленный на разработку, внедрение и проверку эффективности дидактических условий формирования трудовых углений и навыков.

Педагогический эксперимент и обработка полученных данных проводились нами по методике, предлагаемой в соответствующей литературе / 21, 51, 75, 84, 91, 120, 149 и др./ х.

Для получения объективных данных мы придерживались следующих основных условий проведения эксперимента: студенты находились в одинаковых условиях обученияпроверка знаний, умений и навыков проводилась по одним и тем же параметрам и с использованием одинаковых контролирующих устройствпри проведении экспериментов группы делились на контрольные и экспериментальные. Студенты контрольных и экспериментальных групп имели одинаковую подготовленность к занятиям в мастерских. Кроме того, перед началом эксперимента делался срез имеющихся умений и навыков, что в дальнейшем позволяло увидеть и сравнить динамику их формирования в контрольных и экспериментальных группах.

При анализе результатов исследования мы использовали такие объективные критерии, как точность и время изготовления изделия, точность выполнения приемов и операций, а также существующую пя-тибальную систему оценок. Многие исследователи указывают, что ее использование как критерия эксперимента дает невысокую степень объективности. Это можно объяснить тем, что оценки часто выставляются субъективно. Учитывая это, мы использовали только оценки s Здесь и далее дается номер источника в списке использованной литературы. программированного контроля и оценки, выставленные не одним преподавателем, а комиссией. Это позволяет утверждать, что выставленные оценки имеют достаточную объективность и по ним можно определить эффективность проведенных экспериментов.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе /19 751 976/ изучались соответствующая литература, монографии и статьи, опыт работы вузовуточнялись цели и задачи исследованиявыявлялись дидактические условия процесса формирования трудовых умений и навыковбыли проведены констатирующий и ряд лабораторных экспериментов.

На втором этапе /1976;1979/ проводился созидательно-преобразующий эксперимент по выявлению путей оптимального использования дидактических условий формирования трудовых умений и навыков в производственном обучении студентов, обобщались полученные результаты, а также продолжалось изучение опыта работы вузов и литература по проблеме исследования.

На третьем этапе /1979;1981/ проводилось обобщение полученных результатов и формулирование выводов.

Научная новизна. В диссертационном исследовании поставлена и в достаточной степени решена проблема формирования трудовых умений и навыков у студентов в процессе производственного обученияразработаны дидактические условия формирования трудовых умений и навыковисследованы пути использования этих условий, в частности, доказана эффективность применения комплекса, состоящего из видеомагнитофона, видеокамеры и телевизора, с целью оптимального формирования самоконтроля и саморегуляции студентов во время изготовления изделияэкспериментально подтверждена эффективность разработанных нами дидактических условий формирования трудовых умений и навыков.

Практическая ценность исследования состоит в том, что внедрение в практику разработанных дидактических условий формирования трудовых умений и навыков, а также использование рекомендаций, имеющихся в диссертации, будут способствовать повышению качества трудовой практической подготовки студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин. Результаты исследования могут быть использованы при создании учебно-методических пособий по производственному обучению.

Некоторые рекомендации могут быть использованы при обучении студентов других факультетов. Выполненное исследование также предлагает преподавателям вузов эффективные способы организации занятий в учебных мастерских.

Достоверность результатов подтверждается повышением качества трудовых умений и навыков у студентов экспериментальных групп, а также тем, что уровень их сформированности при комплексном использовании разработанных дидактических условий соответствует требованиям квалификационного разряда.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем опытно-педагогической работы в Дрогобычском, Киевском, Тернополь-ском, Херсонском. и Черниговском пединститутахизданием республиканским учебно-методическим кабинетом высшего и среднего педагогического образования и внедрением в практику пединститутов Украины методических рекомендацийучастием в разработке типового положения об учебных мастерских педагогических институтов Министерства просвещения СССРпубликацией научно-методических статей, а также обсуждением результатов исследования на: заседаниях кафедр педагогики, трудового обучения и черчения, общетехнических дисциплин Киевского государственного педагогического института им. A.M. Горькогозаседаниях кафедр общетехнических дисциплин и трудового обучения Херсонского государственного педагогического института им. Н. К. Крупскойежегодных научных конференциях кафедр Киевского и Херсонского пединститутовреспубликанском научно-методическом семинаре «Проблемы трудового обучения» /Киев, 1977/- расширенном заседании научно-методического совета по общетехническим дисциплинам Министерства просвещения СССР /Дрогобыч, 1976/- совместном заседании кафедры трудового обучения Херсонского пединститута и отдела трудового обучения и черчения Бериславско-го педучилища /Берислав, 1978/- семинаре республиканской лаборатории по трудовому воспитанию и производственному обучению /Чернигов, 1978/- совещании-семинаре преподавателей пединститутов /Киев, 1979/- всесоюзном совещании по проблемам улучшения подготовки учащихся к труду /Донецк, 1979/.

На защиту выносятся следующие положения: эффективность формирования трудовых умений и навыков зависит от следующих дидактических условий: структуирования учебного материала практикума в мастерских, учета возрастных возможностей студентов, самоконтроля и саморегуляции, активизации познавательной деятельности, мотивации трудовой деятельности, стимулирования практической деятельности студентоввозможности дидактических условий реализуются при оптимальном использовании ряда факторов: системы производственного обучения, подбора изделий для изготовления, дозировки практических занятий, организации усвоения теоретического материала, использования технических средств обучения, характера трудовой деятельности, форм морального стимулирования, нормирования трудадидактические условия целесообразно использовать в учебном процессе в комплексе.

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в 6 работах автора общим объемом 3,8 печатных листа.

Выводы основаны на исследованиях, проводившихся на базе слесарных и механических учебных мастерских пединститутов. Однако они могут быть распространены и на столярные отделения, а некоторые из них могут использоваться не только в процессе обучения в пединститутах, но и в других высших и средних специальных учебных заведениях.

146 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современные задачи, поставленные ХХУ и ХХУ1 съездами КПСС перед общеобразовательной школой по трудовому обучению и воспитанию учащихся, требуют дальнейшего совершенствования подготовки учителей труда. Зто связано с решением ряда важных проблем. В диссертационном исследовании рассматривается одна из них, а именно, формирование трудовых умений и навыков студентов факультетов подготовки учителей общетехнических дисциплин.

В настоящее время общепризнано, что будущие учителя труда не получают в пединститутах достаточной трудовой подготовки и что одна из главных причин этого — неудовлетворительная организация производственного обучения.

Наши исследования показали, что эффективность формирования трудовых умений и навыков может быть значительно повышена при соблюдении некоторых дидактических условий. К таким условиям относятся: структуирование учебного материала, учет возрастных возможностей, самоконтроль и саморегуляция, активизация познавательной деятельности, мотивация трудовой деятельности, стимулирование практической деятельности.

Исследования показали, что возможности реализации каждого из перечисленных дидактических условий определяются рядом факторов. В исследовании были выявлены как сами факторы, так и пути их наилучшего использования для создания оптимальных дидактических условий формирования трудовых умений и навыков.

Для достижения оптимального структурирования учебного материала имеет большое значение выбор наиболее эффективной системы производственного обучения, осуществление дидактически обоснованного подбора изделий для изготовления.

Наши исследования показали, что производственное обучение студентов наиболее рационально строить по операционно-предметной системе. Ее эффективность объясняется следующим: повышается активность студентов в результате постоянного общественно полезного производительного труда, уменьшается утомляемость за счет частых переходов от выполнения одной операции к выполнению другой, возрастают возможности формирования технического мышления и рационализаторских способностей.

Подбор изделий необходимо осуществлять на основе разработанных нами требований, позволяющих подобрать систему изделий, в которой обеспечивается переход от простого к сложному, которая соответствует содержанию трудового обучения в школе, облегчает связь теории с практикой, активизирует деятельность студентов и, таким образом, способствует повышению эффективности формирования трудовых умений и навыков.

Одним из дидактических условий является постоянный учет преподавателем возрастных возможностей студентов. В первую очередь необходимо опираться на имеющиеся у них знания и трудовые умения и навыки, а также использовать их умение самостоятельно решать некоторые технические вопросы.

Исследование показало, в частности, что значительную часть теоретического материала по практикуму в мастерских можно и необходимо выносить на самостоятельное, изучение студентами. Для этого следует создать соответствующие условия для внеаудиторной работы и организовать систематический контроль за усвоением знаний. Контроль может быть обеспечен системой программированного и устного опроса в сочетании с другими методами.

Следующим условием формирования трудовых умений и навыков является самоконтроль и саморегуляция обучающихся.

Наши эксперименты, опирающиеся на психофизиологические исследования, показывают, что формирование умений и навыков происходит наиболее успешно при максимальном использовании в учебном процессе сознания обучаемого, что достигается за счет самоконтроля и саморегуляции. Одним из наиболее эффективных приемов формирования самоконтроля и саморегуляции, как свидетельствуют наши эксперименты, является использование комплекса технических средств обучения, состоящего из видеокамеры, видеомагнитофона и телевизора. Использование этого комплекса значительно ускоряет формирование трудовых умений и навыков у студентов на основе бо-, лее совершенного и осознанного самоконтроля и саморегуляции. Наиболее целесообразно использовать данный комплекс технических средств обучения по следующей методике: изображение из видеокамеры подается на экран телевизора и параллельно записывается на видеомагнитофон. Студенты периодически смотрят на экран телевизора и сравнивают выполнение своих движений со сформированным у них образом действия. Кроме этого, через каждые несколько минут работы студенты просматривают и анализируют выполнение своих движений, записанное на пленке. Преподаватель также указывает на их ошибки и пути исправления. Далее цикл повторяется.

Следующим дидактическим условием является активизация познавательной деятельности обучающихся.

Основными факторами, от которых зависит реализация этого дидактического условия формирования трудовых умений и навыков является связь теоретических сведений с практической работой, решение технических задач, использование проблемности в обучении, применение на занятиях письменно-графической документации.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыт практической работы показывают, что одним из главных дидактических условий успешного формирования у студентов трудовых умений и навыков является мотивация их трудовой деятельности. На формирование положительной мотивации в процессе практикума прежде всего влияют: характер труда /производительный или непроизводительный/ и формы морального стимулирования.

Наше исследование показало, что осознание студентами полезности изготавливаемых изделий значительно содействует формированию положительных мотивов, повышает эффективность трудавнедрение в учебный процесс различных приемов морального стимулирования /организация соревнований, постоянно и временно действующих выставок, проведение олимпиад и конкурсов на лучшего по профессии и др./ воздействует на мотивацию трудовой деятельности, активизирует и стимулирует практическую деятельность обучаемых.

Эффективное стимулирование практической деятельности студентов в производственном обучении возможно осуществить только на основе оптимального использования следующих факторов:

I/ нормирования трудовой деятельности. Исследования показали, что норма времени на изготовление изделия стимулирует трудовую деятельность студентов, учит экономно использовать время, способствует рациональной организации труда студентов и преподавателя, позволяет эффективнее контролировать и оценивать работу студентов, уменьшает непроизводительные затраты времени;

2/ требований к точности изготовления изделий. Систематическое повышение требований к точности работы стимулирует практическую деятельность, создает условия для понимания целей обучения, позволяет организовать учебный процесс с учетом психофизиологических требований;

3/ распределения студентов по подгруппам на основе сформированное&tradeу них умений и навыков. Проведенный нами эксперимент показал, что эффективность занятий в учебных мастерских повышается, если группы студентов формируются с учетом их подготовленности к практической деятельности. Такое распределение дозволя-' ет дифференцированно проводить процесс обучения, повышает качество знаний, умений и навыков у студентов, облегчает работу преподавателя, повышает интерес обучающихся к занятиям.

Таким образом, эффективность использования каждого из указанных дидактических условий формирования трудовых умений и навыков в отдельности в учебном процессе доказана. Возникла необходимость проверить влияние комплексного использования дидактических условий на формирование трудовых практических умений и навыков у студентов.

Комплексный эксперимент проводился в Тернопольском, Херсонском и Черниговском пединститутах со студентами факультетов общетехнических дисциплин. В слесарном отделении экспериментом было охвачено 119 студентов в экспериментальных группах и 114 -в контрольных. В механическом соответственно 108 и, НО студентов. Критериями эффективности служили точность и время изготовления изделия, непроизводительные затраты времени, количество правильно выполненных рабочих движений по отдельным операциям.

В экспериментальных группах занятия проводились в соответствии с нашими рекомендациями, а именно: рабочие планы составлялись по операционно-предметной системе, каждое занятие длилось по четыре академических часа, подбор изделий осуществлялся на основе разработанных нами требований, студенты по подгруппам распределялись на основе сформированных у них умений и навыков, работа нормировалась и предъявлялись требования к точности изготовления изделий, создавались условия для формирования наиболее полного образа действия и совершенных навыков самоконтроля и саморегуляции, технические сведения студентами изучались самостоятельно с последующим их контролем преподавателем, в процессе обучения обеспечивалась связь теории с практикой, решались технические задачи, использовалась проблемность при обучении планированию своей работы, практические работы имели производительный характер, проводились соревнования, конкурсы лучшего по профессии и выставки лучших работ, студенты сдавали по окончании занятий в мастерских квалификационные экзамены и им выставлялись дифференцированные зачеты.

В контрольных группах занятия проводились традиционно, а именно: по операционно-комплексной системе производственного обучения, студенты распределялись по подгруппам на основе журнального спискавремя работы не нормировалосьприспособления, выполняющие некоторые функции тренажеров, и видеомагнитофон с видеокамерой не использовалисьспециальное обучение планированию не проводилосьменьше решалось технических задач и реже использовалась проблемность в обучениисоревнования, конкурсы на лучшего по профессии не организовывалисьдифференцированный зачет не выставлялся и квалификационный экзамен после окончания занятий в определенном отделении мастерской не проводился.

Перед проведением каждого занятия в экспериментальных и контрольных группах преподаватель проводил программированный опрос студентов. В контрольных группах студенты опрашивались в начале по проработанному на прошлом занятии материалу, а в экспериментальных — проверялись теоретические сведения, которые студенты подготовили самостоятельно к данному занятию. На проверку знаний в контрольных и экспериментальных группах выделялось одинаковое количество времени. После изучения нескольких тем проводился программированный опрос знаний по пройденному материалу. Инструктаж у студентов экспериментальных групп был менее длительным /не излагались теоретические сведения/. В контрольных группах студенты пользовались письменно-графической документацией, рекомендуемой в педагогической литературе. В экспериментальных группах на занятиях использовались, в основном, инструкции, которые были разработаны нами. Задания на точность изготовления изделий постепенно повышались в контрольных и экспериментальных группах по мере овладения умениями и навыками. Наглядность и технические средства использовались в обеих группах одинаково. /Исключением было использование в экспериментальных группах приспособлений и видеомагнитофона с видеокамерой/. Преподаватель демонстрировал рабочие приемы и операции по одной и той же методике в обеих группах. После изготовления изделий проводился их анализ. Причем, сначала анализировали работу сами студенты, а затем преподаватель.

По окончании занятий в мастерских студенты экспериментальных групп сдавали квалификационный экзамен, который проводился в два этапа — пробная квалификационная работа и устный опрос.

При выполнении пробных квалификационных работ студенты выполняли практическое задание самостоятельно, а члены комиссии проверяли подготовленность студентов к работе: их умение использовать современное оборудование и передовые методы труда, рационально выполнять технологические процессы, правильно организовать рабочее место и т. п. Члены комиссии также учитывали соблюдение установленных норм времени на изделие и точность его изготовления. Наиболее часто в качестве пробных работ студенты изготавливали различные инструменты, например, воротки, молотки, кернеры и т. п.

Методом устного опроса экзаменационная комиссия проверяла соответствие знаний студентов учебной программе, а в экспериментальной группе, кроме того, и требованиям «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих». Студентам также давалось задание составить технологические карты на изготовление определенных изделий. Например, необходимо было составить технологические карты на изготовление гаечного ключа, слесарного угольника, разметочного циркуля и т. п. Во время эк-, замена студентам также предлагалось решать технические задачи.

Студентам, которые успешно сдавали квалификационные экзамены, присваивалась соответствующая квалификация и выдавалось удостоверение слесаря-ремонтника или токаря первого разряда. Квалификационные экзамены принимали заводские комиссии.

Результаты комплексного эксперимента и их математическая обработка даются в приложении 10.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в экспериментальной группе точность изготовления изделий выше, а времени затрачено на работу меньше, чем в контрольной. В экспериментальной группе непроизводительные затраты времени меньше, а точность выполнения операций выше, чем в контрольной. Кроме того, комплексное использование дает лучшие результаты, чем внедрение в учебный процесс каждого из них в отдельности.

Сравнивая результаты проведенных экспериментов можно еде- ¦ лать вывод о том, что выявленные нами дидактические условия в комплексе обеспечивают более высокие результаты, чем при изолированном использовании каждого из них, то есть в данном случае^ можно говорить о переходе количества в качество.

Наши исследования показывают, что при использовании предложенных рекомендаций достигается формирование у студентов практических умений и навыков на уровне, отвечающем требованиям учебной программы и квалификационного разряда. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

На основе результатов исследования нами разработаны рекомендации по формированию трудовых умений и навыков у студентов в виде методического письма, которое одобрено республиканским научно-методическим кабинетом Министерства просвещения УССР и разослано во все пединституты для практического использования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. Капитал. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 5 — 787.
  2. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. 194 — 203.
  3. В.И. Перлы народнического прожектерства. Полн. собр. соч., т. 2, с. 471 504.
  4. В.И. Новейшая революция в естествознании и философский идеализм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 264−332.
  5. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи советской власти». Полн. собр. соч., т. 36, с. 127 — 164.
  6. В.И. Доклад о концессиях. Полн. собр. соч., т.42, с. 55 — 78.
  7. В.И. Ученикам Каприйской школы. Полн. собр. соч., т. 47, с. 194 — 202.
  8. В. И. Письмо Г. М. Кржижановскому, декабрь 1920. -Полн. собр. соч., т. 52, с. 39 40.
  9. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат, I98I.-223 с.
  10. Постановление ЦК КПСС «0 дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования'.' В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — М.: Политиздат, т. 10, с. 488−497.
  11. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР „0 дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду“. Правда, 1977,29 декабря.
  12. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР „0 мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования“. Правда, 1979, 12 июля.
  13. Л.И. Речь на ХУП съезде Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 23 апреля 1974 г. В кн.: Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. — М.: Политиздат, 1978, с. 11−28.
  14. С.Ю., Русейкина B.C. Контроль за учебной работой студентов как средство ее интенсификации. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Вып. I. Пермь, 1973, с. 70−78.
  15. Активизация познавательной деятельности студентов. -Ростов-на-Дону, 1974. 88 с.
  16. А.Н. Общие методы обучения в школе. Киев: Радянська школа, 1973. — 264 с. /на укр. языке/.
  17. В.И. Дидактические основы нормирования труда учащихся восьмилетней школы на занятиях в учебных мастерских: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1975, — 25 с.
  18. П.К. Биология и нейрофизиология условныхь рефлексов. М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  19. А.Ф. Экспериментальный метод нормирования труда школьников. Школа и производство, 1977, № I, с. 49−51.
  20. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976, — 200 с.
  21. С.И., Микеев В. И. Теория измерений и ее применение в практике педагогических исследований. М.: Знание, 1975. — 143 с.
  22. С.Н. Очерки по психологии труда. М.: Трудрезервиздат, 1958. — 160 с.
  23. П.Р. Учение и труд в школе. М.:АПН РСФСР, 1962. 192 с.
  24. Л.М. О методах обучения опиливанию. Школа и производство, 1967, $ 8, с. 33−36.
  25. В.Ф., Думченко Н. И. О контроле качества учебно-производственных работ. В кн.: Научно-методический сборник. Вып. 4. — Л.: 1967, с. 22−32.
  26. С.Я. Основы производственной педагогики. М.: Машиностроение, 1971. — 551 с.
  27. Е.Л. Исследование эффективности обучения в школьных мастерских при осуществлении самоконтроля с использованием технических средств: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — 15 с.
  28. К.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 38 с.
  29. В.П. Методические рекомендации по программированному обучению: Пособие для преподавателей проф.-тех. училищ. М.: Респ. учебно-методич. кабинет, 1966. — 234 с.
  30. В.Ф., Дулов А. И. Принцип обучения. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Иркутск, 1969, с. 54−73.
  31. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону, 1972. — 347 с.
  32. Т.Н. Пути формирования умения планировать свою работу. В кн.: Тез. докл. на П съезде общества психологов. Вып. 2. — М.: АПН РСФСР, 1963, с. 197 — 199.
  33. Я.И. Основные направления исследования проблемы усовершенствования форм и методов обучения. В кн.: Вопросы дидактики высшей школы. Киев: Вища школа, 1976, с. 17 — 26.
  34. Г. Ф. Дидактические основы преподавания физики в педвузах. Киев: Вища школа, 1978. — 232 с.
  35. А.А. Подготовка кадров в машиностроении. М.: Машиностроение, 1970. — 239 с.
  36. К.М. 0 научных основах педагогической подготовки студентов. В кн.: Вопросы педагогики высшей и средней школы. М.: АПН РСФСР, 1971, с. 23 — 28.
  37. Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. — 175 с.
  38. В.Д. Проблема „первокурсника“ и ее решение.-В кн.: Проблемы высшего педагогического образования. JI. :Ленингр. пед. ин-т, 1971, с. 103−104.
  39. М.И. Актуальные проблемы физиологии труда. -М.: Знание, 1967. 32 с.
  40. М.И. Физиология трудовых процессов. --2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1966. — 367 с.
  41. Вопросы профессиональной педагогики /Под ред. М.Н. Скат-кина. М.: Высш. школа, 1968. — 439 с.
  42. Вопросы психологии обучения труду /Под ред. А. А. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1962. — 259 с.
  43. Р. Экспериментальная психология. М.: ШГ, 1950. — 799 с.
  44. А.К. Установка производства методом ЦИТа. М.: ВЦСПС, ЦИТ, 1925. — 51 с.
  45. С.Г. Вопросы психологии труда. В кн.: Психологическая наука в СССР. М.: АПН РСФОР, I960, т. 2, с.337−361.
  46. Ю.З. Обучать подростков правильно организовывать свой труд. Школа и производство, 1966, $ 12, с. 13−17.
  47. Й. Психологические проблемы производственного обучения. В кн.: Психология труда: перев. со словацкого. М.: Профиздат, 1979, с. 90 — III.
  48. М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. Советская педагогика, 1969, JS 5, с. 70 — 88.
  49. Н. Об учете психологических особенностей студентов в учебной работе. В кн.: Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974, с. 19−27.
  50. А.Г. Методика занятий в школьных мастерских. -М.: Просвещение, 1966. 376 с.
  51. Л.И. Проблема педагогики высшей школы.- В кн.: Вопросы вузовской педагогики. Л.: Ленингр. ин-т культуры, 1970, с. 19 34.
  52. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Высш. школа, 1975. — 200 с.
  53. Г. Г. Вопросы организации и методика произволственного обучения. М.: Трудрезервиздат, 1954. — 203 с.
  54. Р.С. Принципы формирования и планирования учебно-производственных работ учащихся профессионально-технических училищ: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1970.-21 с.
  55. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Вып. I. М.: Машиностроение, 1969. — 328 с.
  56. М.А. Современные требования к методам производственного обучения. М.: Высш. школа, 1977. — 87 с.
  57. Л.И. К вопросу о формировании индивидуального стиля деятельности при подготовке учителя в системе педагогических вузов. В кн.: Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974, с. 37−46.
  58. А.В. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 162 с.
  59. М.В. Педагогические основы подготовки учите-лей технического труда и политехнических практикумов: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Ташкент, 1978. — 26 с.
  60. С.И. Учебный процесс в Советской высшей школе: Пособие для преподавателей вузов. 2-е изд. — М.: Высш. школа, 1975. — 314 с.
  61. А.А. Организация самостоятельной работы и контроль текущей успеваемости студентов. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Киев: Вища школа, 1977, с. 73−78.
  62. Иванов-С.И. 0 рационализации требований к студентам.
  63. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Томск, 1969, с. 60-- 61.
  64. Инструктивные указания по составлению перечня учебно-производственных работ для подготовки слесарей. М.: Трудрезервиздат, 1951. — 28 с.
  65. Л.Б. Об особенностях формирования самоконтроляпри производственном обучении. Вопросы психологии, 1961, № 2, с. 5 — 16.
  66. Л.Б. Основы методики профессионального обучения школьников. М.: Учпедгиз, 1963. — 230 с*
  67. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. — 376 с.
  68. М.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1975. 305 с.
  69. М.И. 0 воспитании и обучении. М.: Учпедгиз, 1957. — 344 с.
  70. К.Е. Формирование приемов учебной работы как одно из условий активизации познавательной деятельности студентов. В кн.: Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. Омск, 1974, с. 27−37.
  71. К.Н. Педагогические основы производительного труда учащихся в профессионально-технических училищах. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1976. — 335 с.
  72. В.И. Обучение конструированию на уроках труда: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1976. 158 с.
  73. К&верялг А. А. Вопросы методики педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971, ч. 2. — 228 с.
  74. В.Н. Социальная функция социалистического соревнования. М.: Профиздат, 1980. — 136 с.
  75. М.И. Производственное обучение учащихся средней школы. М.: АПН РСФСР, 1963. — 472 с.
  76. Т.С. Педагогическое руководство самостоятельной работы студентов. Б кн.: Проблемы высшего педагогического образования. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1971, с. 98−99.
  77. П.М. Вопросы методики формирования технологических умений и навыков учащихся на занятиях в школьных мастерских: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1963. — 19 с.
  78. С.А., Леонова Л. А. Физиологические основы режима труда подростков. М.: Медицина, 1967. — 140 с.
  79. С.А. Психофизиологические основы научной организации труда. М.: Экономика, 1979. — 176 с.
  80. С.А. Физиологические основы производственного обучения. Профпедагогика. М.: Высш. школа, 1975. — 264 с.
  81. В.Н. Методология научного исследования. Киев-Одесса: Вища школа, 1976. — 179 с.
  82. Г. С. Обучение и развитие личности. Киев: Ра-дянська школа, 1968. — 46 с. /на укр. языке/.
  83. К.Н. Формирование познавательного интереса у студентов в изучении предмета. В кн.: Активизация мышления студентов. Рига: Звайгзке, 1976, с. 5−9.
  84. Н.К. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1978, т. 10. — 452 с.
  85. Н.И. Влияние повторных упражнений на самоконтроль учащихся в производственном обучении. Вопросы психологии, 1961, № 2, с. 17 — 20.
  86. В.В. О влиянии некоторых факторов на формирование трудовых практических умений и навыков во время производственного обучения. В кн.: Методика трудового обучения. Вып.
  87. Киев, 1980, с. 90 97 /на укр. языке/.
  88. А.И. Исследование некоторых способов оптимизации практического обучения технических специалистов: Автореф. Дис. канд. пед. наук. Казань, 1972. — 31 с.
  89. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Ленингр. ун-т, 1970. — 114 с.
  90. А.А., Кузьмин О. Д. К новым высотам высшего образования. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Ашхабад, 1972, с. 16 — 27.
  91. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. -340 с.
  92. И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976. 64 с.
  93. Ю.М. Повышение эффективности формирования знаний и умений учащихся по техническому труду: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 20 с.
  94. И.А. Педагогические основы формирования коммунистического отношения к труду учащихся старших классов: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1964. — 21 с.
  95. А.С. Использование технических средств в обучении. М.: Респ. учебно-методич. кабинет, 1968. — 17 с.
  96. А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. школа, 1979. — 159 с.
  97. В.П. Практикум студентов в учебных мастерских.-Школа и производство, 1977, № 8, с. 74−75.
  98. Ф.Ф. Проблемы повышения эффективности обучения в вузе. Современная высшая школа, 1976, № 5, с. 67−75.
  99. Н.Т. Политехнический принцип в обучении трудовымдействиям: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1970.- 17 с.
  100. А.А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1974. — 223 с.
  101. М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  102. Р.А. Научно-технический прогресс и проблема соединения обучения с производительным трудом в средней школе.-Школа и производство, 1968, № 6, с. 64−67.
  103. Э., Кщверялг А. Установки для исследования ручных слесарных операций. Школа и производство, 1972, № 2,с. 36 38.
  104. Методы обучения трудовым действиям /Под ред. М.А. Жи-делева. М.: Высш. школа, 1972. — 208 с.
  105. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
  106. Е.А. Формирование умений применять знания на практике у старших школьников: Тез. докл. на совещ. по вопр. технологии труда. М.: АПН РСФСР, 1957, с. 17 19.
  107. В.В. О формировании трудовых умений и навыков.-Школа и производство, 1963, № 2, с. 35 38.
  108. Л.Д. Производственное обучение слесарному делу. М.: Профтехиздат, I960. — 279 с.
  109. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. 2-е изд. — Минск: Высш. школа, 1975. — 288 с.
  110. Научные основы обучения школьников труду /Сост. А. Б. Дмитриев. М.: Педагогика, 1970. — 294 с.
  111. И.И. Некоторые вопросы учебной работы студентов первого курса. В кн.: Проблемы высшего педагогическогообразования. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1971, с. 77 78.
  112. Р.А. Развитие активности студентов в учебном процессе. В кн.: Вопросы вузовской педагогики. Казань, 1978, с. 3 — 34.
  113. A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М.: АПН РСФСР, 1973. — 135 с.
  114. Обучение и воспитание на занятиях в школьных мастерских /Л.А. Лиферов, Д. Л. Добрусин. М.: Просвещение, 1969. -77 с.
  115. .И. Технология токарной обработки. М.:Проф-издат, 1961. — 375 с.
  116. В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
  117. О повышении эффективности учебных занятий в профтехучилищах: Методические рекомендации. Алма-Ата, 1965. — 23 с.
  118. О подготовке учителей общетехнических и производственных дисциплин /Под ред. К. А. Ивановича. М.: АПН РСФСР, 1962.137 с.
  119. В.А. Типы, структура и методика урока в школе.-Киев: Радянська школа, 1976. 184 с.
  120. Основы вузовской педагогики. Л.: Ленингр. ун-т, 1976.-311 с.
  121. Основы дидактики /Под ред. Есипова Б. П. М.: Просвещение, 1967. — 472 с.
  122. Основы профессиональной подготовки /Под ред. С.Я. Ба-тышева, С. А. Шапоринского. М.: Высш. школа, 1977. — 504 с.
  123. И.П. Полн. собр. соч., т. 4. 415 с.
  124. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  125. В.Г. К вопросу об использовании кинофильмов в учебном процессе высшей школы. В кн.: Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. Воронеж, 1972, с. 97 — III.
  126. А.А. Занятия в слесарно-механической мастерской. М.: АПН РСФСР, 1963. — 103 с.
  127. Е.О. Пособие по практическим занятиям в слесар-ных мастерских ВТУЗОВ. М.: Советская наука, 1962. — 44 с.
  128. Проблемное обучение в учебном процессе вуза /Под общ. ред. П. И. Пидкасистого и др. Алма-Ата: Мектен, 1979. — 80 с.
  129. Проблемы разрешения противоречий социализма /В.М. Кошев, Ю. А. Красов, В. И. Суханов. Саратов: Саратовск. ун-т, 1979. -141 с.
  130. Производственное обучение в профессионально-технических училищах /Под ред. М. А. Жиделева. М.: Высш. школа, 1972.319 с.
  131. Психология. 3-е изд., доп. /Под ред. Г. С. Костюка. -Киев: Радянська школа, 1968. — 571 с. /на укр. языке/.
  132. Психология высшей школы. Особенности деятельности студентов и преподавателей вуза /М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. -Шнек»: БРУ, 1978. 319 с.
  133. B.C. Творческое мышление и активизация познавательной деятельности студентов. В кн.: Активизация познавательной деятельности студентов. Саранск, 1974, с. 33 — 35.
  134. Руководство по физиологии труда /Под ред. М. И. Виноградова. М.: Медицина, 1969. — 408 с.
  135. В.Н. Исследование педагогических особенностей применения технических задач в трудовом обучении /1У-УШ кл./: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1980. — 22 с.
  136. Н.А. 0 природе двигательных умений. Вопросыпсихологии, 1957, J6 I, с. 140 143.
  137. .Е. Формирование трудовых умений и навыкову учащихся. Киев: Радянська школа, 1961. — 52 с. /на укр. языке/.
  138. Л.Н. 0 некоторых вопросах применения машин при программированном обучении. В кн.: Вопросы вузовской педагогики. Кемерово, 1972, с. 165 — 172.
  139. А.А. Сборник задач и упражнений по слесарному делу. М.: Профтехиздат, 1962. — 167 с.
  140. Э.Г. Исследование содержания и вопросов методики производственного обучения /на примере профессии «монтер связи"/: Автореф. Дис.. канд. пед. наук. М., 1964. — 22 с.
  141. В.А. Руководство по обучению слесарному делу. -2-е изд., перераб. М.: Высш. школа, 1973. — 37 с.
  142. М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971. 208 с.
  143. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.
  144. .Г. Роль технических средств активизации познавательной деятельности студентов. В кн.: Активизация познавательной деятельности студентов. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1973, с. 90 — 99.
  145. В.А. Личность учителя и ее формирование в педагогическом институте. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Томок, 1969, с. 9−12.
  146. Г. В., Беляева И. Ф., Молчанов А. В. Управление соревнованием в трудовом коллективе. М.: Экономика, 1979. -56 с.
  147. Д.А. 0 математической обработке результатовэксперимента по вопросам методики трудового обучения. В кн.: Методика трудового обучения. Вып. 8. Киев, 1974, с. 102 — 131. /на укр. языке/.
  148. Д.А. Трудовое обучение в школьных мастерских.-Киев: Радянська школа, 1970. 48 с. /на укр. языке/.
  149. .А. Применение письменных инструкций и тренажеров при трудовом обучении: Автореф. Дис.. канд. пед. наук.-М., 1966. 16 с.
  150. В.А. Динамика мотивов деятельности студентов: Автореф. Дис.. канд. психолог, наук. Л., 1974. — 23 с.
  151. Социалистическое соревнование. Вопросы теории и практики организации. М.: Наука, 1978. — 280 с.
  152. Социально-психологические особенности социалистического соревнования /Б.Ц. Бадмаев, Б. Н. Бочков. М.: Профиздат, 1977.128 с.
  153. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. -М.: МГУ, 1975. 343 с.
  154. А.С. Дидактические требования к практическим занятиям в учебных мастерских. Киев: Радянська школа, 1961.63 с. /на укр. языке/.
  155. Технические средства обучения /Е.Л. Белкин, В. В. Карпов, П. И. Харпаш. Ярославль, 1976. — 83 с.
  156. Типовые профессионально-квалификационные характеристики и методология их разработки /для ведущих рабочих профессий народного хозяйства/. ВНИИ профтехобразования. М.: Высш. школа, 1975. — 290 с.
  157. Н.А. Организация производительного труда школьников. Челябинск, 1970. — 287 с.
  158. Д.А., Гетта В. Г. Использование „психологического барьера“ прошлого опыта для создания проблемных ситуаций на уроках труда. В кн.: Методика трудового обучения. Вып. 12. Киев: Радянська школа, 1979, с. 96−102 /на укр. языке/.
  159. Д.А., Гетта В. Г. 0 классификации проблемных ситуаций в трудовом обучении. В кн.: Методика трудового обучения. Вып. II. Киев: Радянська школа, 1978, с. 62−68 /на укр. языке/.
  160. Д.А. Методика трудового обучения. Киев: Вища школа, 1973. — 352 с. /на укр. языке/.
  161. Д.А. Система трудового обучения. Киев: Радянська школа, 1975. — 199 с. /на укр. языке/.
  162. В.М., Новикова A.M. Повышение эффективности формирования трудовых умений работы на металлорежущих станках.
  163. М.: Высш. школа, 1976. 46 с.
  164. К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1974. 584 с.
  165. О.Ф. Дидактика производственного обучения. -М.: Высш. школа, 1973. 416 с.
  166. О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. М.: Высш. школа, 1970. — 302 с.
  167. М.А. Об использовании современных технических средств в учебном процессе. В кн.: Вопросы педагогики высшей школы. Киев: Вища школа, 1977, с. 117 — 123.
  168. В.Е. Карточки-задания как дидактическое средство активизации учащихся на уроках производственного обучения.-В кн.: Вопросы профессиональной педагогики производственного обучения. Вып. 5. Л., 1968, с. 95 98.
  169. В.В. 0 воспитании самоконтроля у учащихся при изучении слесарных операций. Школа и производство, 1962, № 2, с. 53 — 57.
  170. В.В. Психология трудового обучения. М.:Про-свещение, 1969. — 303 с.
  171. Н.А. Объективные методы изучения процесса формирования умений. Школа и производство, 1963, № 7, с. 58−63.
  172. С.М. Политехническое обучение. М.: АПН РСФСР, 1958. — 728 с.
  173. С.А. Вопросы профессиональной педагогики.-М.: Высш. школа, 1968. 57 с.
  174. З.С., Мирзякова З. С. Пути повышения профессиональной подготовки учителя. В кн.: Вопросы высшей школы. Томск, 1969, с. 74 — 76.
  175. В.П. Проблемное обучение как одно из условий формирования профессиональной направленности будущих учителей.
  176. В кн.: Проблемы высшего педагогического образования. Л.: Ленингр. пед. ин-т, 1971, с. 63 64.
  177. Т.В. Контроль и учет знаний студентов. В кн.: вопросы вузовской педагогики и методики. Казань, 1971, с. 37 — 49.
  178. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе педагогического образования.-Л.: Просвещение, 1967. 266 с.
  179. Г. И. Проблема познавательного интереса к педагогике. М.: Педагогика, 1971. — 371 с.
  180. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высш. школа, 1972. — 216 с.
  181. И.С. Опыт обучения решения технических задач учащимися технических училищ и общеобразовательной школы. -В кн.: Вопросы психологии обучения труду. М.: АПН РСФСР, 1962, с. 42 54.
  182. Ю.А. Связь теории с практикой в учебном процессе. М.: Высш. школа, 1975. — 56 с.
  183. ITowe tendencye w dydaktyce. Pod red, Okonla W. Wroclaw, etc, Ossolineum, 1973"189» Slomkiewicz S. Nauczanie algorytmiczne a psychologiczna teoria czynno&ci. Pafistuwowe zaklady wydav/nictw. Szkolnych, 1972, 160 s.172
Заполнить форму текущей работой