Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей Северных территорий России
В педагогической литературе и исследованиях накоплен достаточно обширный материал по отработке педагогических методов развития социальной активности молодежи, в том числе студентов, как единой социальной общности. В тоже время способы проявления социальной активности всегда связаны с теми условиями, в которых молодежи придется жить и работать. Эти условия для современной России, в связи… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Формирование личности студента в современных 15 условиях развития высшего образования
- 1. 1. Специфика жизни и работы на территориях Севера
- 1. 2. Анализ научных подходов к исследованию проблем воспитания 26 личности
- 1. 3. Проблема молодежи в отечественной научной практике
- 1. 4. Социальная активность молодежи как научно-практическое 66 понятие
- Глава 2. Построение модели воспитания социальной 99 активности личности студентов в ВУЗе
- 2. 1. Среда образовательного учреждения, реализующего программы 99 подготовки специалистов для северных территорий
- 2. 2. Воспитательная модель, ориентированная на формирования 127 социальной активности студентов-северян
Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей Северных территорий России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, стремление обновить систему высшего образования в соответствии с новыми задачами развития экономики обусловили необходимость обращения науки и практики к проблемам воспитания социальной и гражданской активности молодежи.
Идея воспитания социальной активности молодежи имеет глубокие традиции, в основе которых лежит ценностно-целевое назначение образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».
Социальная активность, как одна из личных, культурных характеристик специалиста является одним из критериев качественного воспитания в системе вузовского образования. Однако, реальность современного образования не всегда «лежит» в плоскости данного культурного и личностного контекста, сохраняется разрыв образования и ценностных ориентаций молодежи.
Прослеживается реальное существование разных векторов образования: первый — это представленное в программах, подлежащее усвоению и контролю содержание образования, ориентированное на развитие профессиональных и социальных компетенций студентоввторой — «скрытое образование» (В .И. Слободчиков), являющееся своего рода вторичным продуктом образовательного процесса, в том числе и процессов воспитания.
Формирование социальной активности обычно относится к этим «скрытым процессам», ввиду этого развитие социальной активности студенческой молодежи чаще происходит фрагментарно. Наше исследование направлено на раскрытие этих «скрытых процессов» с целью их возможного воспроизведения в том случае, если они могут быть фиксированы как успешные решения программ воспитания, ориентированных на формирование социальной активности студентов.
В педагогической литературе и исследованиях накоплен достаточно обширный материал по отработке педагогических методов развития социальной активности молодежи, в том числе студентов, как единой социальной общности. В тоже время способы проявления социальной активности всегда связаны с теми условиями, в которых молодежи придется жить и работать. Эти условия для современной России, в связи с масштабами и неоднородностью ее территорий, отличаются значительным разнообразием. Ввиду этого большее внимание в педагогических исследованиях приобретают вопросы регионализации образования.
Одними из значимых территорий для развития современной экономики является территории Севера России. Значимость проблема развития Северных территорий в настоящее время закреплена в программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, где обозначена и проблема подготовки специалистов для работы на Севере.
В настоящее время существует большое количество работ, обращенных к исследованию специфики культурных особенностей народов Севера, разработке педагогических оснований для этнокультурного воспитания. Однако педагогические модели воспитания молодежи нельзя свести лишь к этнолингвистическим и культурным параметрам. На практике различия в подготовке молодежи к трудовой и социальной деятельности обусловлены теми или иными различиями в социально-демографических и экономических показателях развития регионов.
Для развития территорий Севера, которые характеризуются малонаселенностью, молодёжь выполняет ряд чрезвычайно важных и многообразных функций. Наличие молодёжи в регионе или приезд туда молодых мигрантов с их последующим закреплением на рынке труда благоприятствует экономическому росту региона. Молодёжь также активизирует общественную жизнь местного сообщества (общественные дискуссии, проекты, предложения инновационных решений и т. д.). Недостаточность педагогических работ в области исследования эффективности воспитательных воздействий на формирование социальной активности молодежи Севера является существенным пробелом в теории воспитания студенческой молодежи.
Проведенный нами анализ исследовательских данных по проблемам регионализации высшего образования показал, что формирование социальной активности молодежи с учетом специфики Севера рассматривается крайне редко и не обобщено в диссертационных педагогических исследованиях. Работ по формированию социальной активности молодежи Северных территорий в настоящее время не имеется. Эти положения и явились обоснованием выбора проблемы исследования.
Проблема исследования состоит в поиске механизмов управления процессом воспитания, новых форм и средств организации воспитательного процесса, а также определения тех условий, которые будут способствовать формированию социальной активности студенческой молодежи — представителей Северных территорий России, обучающихся в вузах.
В процессе поиска методологической базы исследования, сбора и анализа эмпирических данных по проблемам воспитания студенческой молодежи и формирования социальной активности была уточнена тема исследования — «Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей северных территорий».
Объектом исследования является процесс воспитания студентов-северян в институтах высшего образования.
Предметом — социальная активность студентов, формирование которой происходит в процессе получения образования в вузе.
Цель работы — разработка модели воспитания студентов-северян, направленной на формирование их социальной активности.
Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач:
1) осуществить теоретический анализ понятия «социальная активность молодёжи», выделить особенности социальной активности студентов-северян;
2) определить те виды деятельности молодежи в вузе, которые будут способствовать проявлению и формированию социальной активности и, которые могут быть транслированы в программы воспитания;
3) разработать педагогическую диагностику оценки эффективности вузовских программ воспитания как средства формирования социальной активности студенческой молодежи;
4) обосновать условия, которые необходимы для эффективной реализации разработанных и внедряемых в вузе воспитательных программ;
5) разработать практические рекомендации по воспитанию в системах вузовского образования студентов, представителей северных территорий для их использования в практике российского образования.
Гипотеза исследования основана на системе следующих положений:
В современных условиях у молодежи обостряется проблема культурной и личностной идентичности, особенно остро выражающаяся у представителей молодого поколения депрессивных регионов Севера России. В силу специфики развития территорий значительная часть молодежи обладает низким потенциалом конкурентоспособности и адаптивности в обществе. Молодежь дистанцируется от общества, принимая и вырабатывая ценности и формы самореализации на основе личностного обособления, что влияет на социальную дезадаптацию молодежи и рост напряженности в общественных отношениях. В данных условиях ведущей идеей воспитания личности студента может стать формирование социальной активности. Векторы воспитания следует выстроить как систему поддержки социальной активности студентов средствами создания условий их включения в различные виды социальной деятельности.
Определение и эффективная реализация данных векторов воспитания возможно, если будет: Выявлена специфика социальной адаптации и факторов дезадаптации студентов — представителей северных территорий.
• Обоснована совокупность новых методов и форм организации воспитательной работы со студентами различных курсов с учетом их характеристик, как представителей регионов Севера.
• Определены способы психолого-педагогического сопровождения студентов для помощи им в адаптации к обучению в городских условиях и дальнейшей работы на Севере России.
• Определены условия внедрения в систему вузовского образования воспитательных программ, ориентированных на формирование представлений о способах решения социальных проблем в условиях Севера, мотивирование включения студентов в социальную деятельность, развитие системы взаимоотношений социальной ответственности.
Методологическим основанием исследования являются системный и деятельностный подходы. Названные подходы позволяют обнаружить основания для объяснения причин неоднородности, множественности, противоречивости процесса формирования социальной активности студентов, определить приоритеты и концептуальную основу для проектирования программ воспитания.
Системный подход обеспечивает функциональную взаимосвязь всех структурных элементов процесса воспитания и закладывает основания для моделирования этих процессов на целевом и содержательном уровнях. Деятельностный — позволяет исследовать и моделировать процессы на организационно-педагогическом и личностно-технологическом уровнях, что позволяет выделять условия эффективности формирования социальной активности студентов и проектировать программы воспитания.
Теоретическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические и педагогические труды, позволяющие проследить генезис и эволюцию понятия «социальная активность», его взаимосвязь с пониманием одной из основных категорий педагогики — «воспитание». Теоретические установки выбора позиций к исследованию рассмотрены на философском, общенаучном и педагогическом уровнях.
Философский уровень составляют: законы и категории диалектики как всеобщего метода познания, позволяющий рассмотреть «воспитание» как социальную категорию, становление социальной активности в процессе воспитания через призму философии социального конструктивизма и развития личности в социальной деятельности. Это позволило определить системный подход в качестве методологии исследования.
Общенаучный уровень базируется на методологическом анализе теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.
A.Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, И.С. Якиманская) — теории о ведущей роли культуры как фактора развития личности (С.С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, В.И. Слободчиков) — теории ориентации личности в мире ценностей (А.К. Маркова, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский,.
B.А. Ядов) — методологии построения педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, Е. В. Титова, А.П. Тряпицына). В результате выбора позиций на данном уровне методологии было определено, что категории «ценностные ориентации личности», «деятельность» и «система отношений» являются триадой для системного рассмотрения факторов формирования социальной активности личности в образовательном процессе вуза.
Основу педагогического уровня составляют: теории педагогического проектирования (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, В.Е. Радионов) — теории воспитания в коллективе (Р.У. Богданова, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин и др.) — теории воспитания социальной активности молодежи (Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Т. Н. Мальковская, А. В. Мудрик и др.). В результате конкретизации методологии исследования на данном уровне было определено, что процесс формирования социальной активности молодежи может исследоваться через характеристики личности, которые отражают: образ социальной деятельности как профессиональной перспективы, социальную ориентацию мотивов деятельности, включенность студентов в социальные проекты и процессы самоуправления.
Логика исследования определяется гипотезой, целью и задачами исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 5-ти лет (2004 — 2009) в три этапа:
На первом было проведено исследование проблемы формирования социальной активности личности, изучалась философская, юридическая, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства сбора эмпирических данных, разработки экспериментальной программы.
На втором была обозначена специфика формирования социальной активности студентов-северян с учетом социально-экономической и культурной специфики северных территорий. Проведен сбор и обработка эмпирических данных, позволяющих определить социальную направленность студентов, их интересы к социальной деятельности, барьеры воспитания социальной активности студентов.
На третьем — разработана и апробирована модель воспитательной работы со студентами, определена ее педагогическая эффективность, условия и перспективы внедрения.
Основные положения, выносимые на защиту:
Понятие «Социальная активность студенческой молодежи» характеризуется следующими составляющими: восприятие студента себя профессионалом, который способен к решению социальных проблемвыраженность интереса студентов к социальной деятельности и проблемам современностивключенность студентов в социальную практику в процессе получения вузовского образования.
Модель воспитания студентов-северян представляет собой комплекс взаимосвязанных программ воспитания и специальных учебных курсов по формированию гражданско-правовой грамотности.
Программы воспитания имеют трехступенчатый характер и создаются на основе уточняемых целей-ориентиров со студентами различных курсов. Программы воспитания включают целевые ориентиры социальной инициативы студентов, способы психолого-педагогического сопровождения студентов, педагогические приемы поддержки студенческого самоуправления, принципы отбора социальной практики студенческих инициатив, содержание проектной деятельности студентов, критерии и методы диагностики социальной активности студентов.
Социальная активность студентов измеряется по показателям четырех групп социальных действий. Методы измерения представляют собой сочетание экспертных, опросных методик и сбор статистических данных по участию студентов в проектах, ориентированных на исследование и разрешение социальных проблемдиагностика социальной активности студентов должна проводиться на трех этапах образования в университете с целью коррекции программ и планирования форм воспитательной работы со студентами-северянами на факультетах.
Условия эффективного внедрения разработанной модели воспитания в практику вузовского образования предполагают:
• учет уровня социальной активности студентов-северян, как специфической категория студенческой молодежи, на младших курсах обучения в университете;
• адекватность программ воспитательной работы выявленному уровню социальной активности студентов и специфики работы на Севереразнообразие видов деятельности студентов с учетом тематики студенческих социальных проектов, направленных на решение проблем северных территорий;
• включение в процессы самоуправления студентов-северян на различных ролевых лидерских позициях.
Научная новизна результатов заключается в том, что:
• охарактеризовано понятие «социальная активность студенческой молодежи»,.
• разработана структура программ воспитания студентов-северян.
Теоретическая значимость исследования заключается в том что:
• разработана модель воспитания студентов, которая включает:
•S комплекс взаимосвязанных программ специальных учебных курсов по формированию гражданско-правовой грамотности студентов,.
S совокупность методов и форм организации воспитательной работы в Вузе со студентами различных курсов с учетом их общих характеристик, как представителей регионов Севера, способы психолого-педагогического сопровождения студентов для помощи им в адаптации к обучению в городских условиях,.
•S педагогические приемы организации поддержки студенческого самоуправления и включения их в социальные проекты,.
•S критерии и методы диагностики социальной активности студентов, что позволяет измерять ее уровни и проводить коррекцию воспитательных процессов;
• обоснованы условия эффективного внедрения разработанной модели в практику вузовского образования.
Практическая значимость заключается в разработке программ воспитания в вузе с их ориентацией на формирование социальной активности студентов-северянв подготовке апробированных рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса в ВУЗе с целью активизации социально-культурного творчества студентов. В отработке инструментария для оценки социальной активности студентов.
Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается: адекватным использованием методологических оснований для исследования социальной активности студенческой молодежи. Методы исследования адекватны предмету, целям и задачам эксперимента. Степень достоверности основных научных результатов обеспечена обоснованным комплексом выбранных методов диагностики процессов формирования социальной активности студентов.
Результаты диссертационного исследования апробировались на межрегиональной конференции: «Воспитание личности как гражданина и патриота» (2007 г.) проходившей в Санкт-Петербургском государственном университете МВД Россиина международном северном Ноосферном форуме (2008 г.), проходившем в Государственной полярной академиимеждународной конференции «Инновационные технологии в преподавании менеджмента в ВУЗах управления» (2008 г.), проходившей в Государственной полярной академии и научной конференции «Молодежь в социально-культурном пространстве многонационального вуза» (2009 г.). В ходе апробации выполнялись доработки к представлению исследования для педагогической общественности и подготавливались рекомендации.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованиясбор и статистический анализ эмпирических данных, методы моделирования, педагогический эксперимент по внедрению разрабатываемых программ воспитания с оценкой их эффективности.
Экспериментальной базой исследования была выбрана Государственная Полярная Академия, в которой обучаются студенты из более 50 городов и поселков Российского Севера. В опытно-экспериментальную работу были включены преподаватели и студенты всех факультетов, получающих специальность по следующим направлениям: национальная экономика, природопользование, геоэкология, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, филология, финансы и кредит.
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (165 стр.), а именно: разработки научно-теоретических оснований логики и методов исследованияанализа эмпирических данных и разработки модели воспитания студентов-северян, обучающихся в Полярной академии, ее обобщения и экспертизы с целью выявления условий, которые способствуют формированию социальной активности студентов в процессе вузовского образования. Также представлено заключение, список литературы и приложения.
В процессе выполнения исследования были вскрыты противоречия в организации современного вузовского воспитания, сложности и приоритеты этой работы. Было определено, что «социальная активность» понятие, которое наполняет различные характеристики воспитания и связано с тезаурусом характеристик личностисамоопределение, социальная инициативы, социализация студентов, адаптация к социальном условиям проживания в современном обществе, гражданские качества, социальная ответственность, умения решать социальные проблемы участие в жизни местного сообщества, жизненная перспектива, социальный опыт. Студенты, проживающие на северных территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока характеризуются более низкой социальной активностью и пессимизмом в отношении личной и профессиональной перспективы, что требует создание системы специальной поддержки этим студентам и внедрения в обучение и воспитательную работу специальных программ поддержки у них жизненных сил и развития лидерских качеств. В силу ориентации студентов-северян на коллективное и общинное взаимодействие в программы воспитания должны включаться формы общинной и групповой работы, участие в международных программах Северное измерение и сетевые Интернет-проекты.Студенты, которые. готовятся к работе на Севере, должны быть включены в проекты и исследования с конкретной северной проблематикой. Программы должны наполняться культурным содержанием и воспитанием культуры досуга с учетом условий, сложных для проживания на северных территорий. Творческое социальное проектирование развивает у студентов гуманистические позиции, готовит их к различным ролям для поддержки социальной сплоченности в местных сообществах северян. Для студентов северян значимы программы гражданского и правового воспитания, которые помогают им понять свои права и возможности для дальнейшего обучения и определения своей личной карьеры. Программы воспитания должны быть наполнены новыми формами партнерства и сотрудничества, поддержки коллективной и частной инициативы студентов. Программы воспитания должны быть совмещены с новыми видами ресурсов для участия студентов в молодежных форумах, программах обмена культурным и исследовательским опытом, Социальная активность студентов может измеряться по нескольким группам показателей: • восприятия себя как профессионала и своей жизненной перспективы, возможности принятия спектра социальных ролей- • выраженность интереса студентов к социальной деятельности и проблемам современности- • включенность студентов в социальную практику в процессе получения вузовского образования и участия в международных программах. Методы диагностики сформированности социальной активности представляют собой комплекс диагностических и экспертных средств, проекты саморефлексии для самостоятельной обработки и коррекции своего развития студентами. Потенциал исследования заключается в том, что на основе разработанных принципов включения студентов в социальные действия четырех направлений можно прогнозировать развития их социальной инициативы и активности в ближайшей перспективе, проводить исследования на основе методологических рамок социального конструктивизма и теории деятельности. В дальнейших исследованиях требуется более четкое составление тезауруса социальной активности студентов с учетом идентификации данной группы молодежи. Эта научная работа может помочь более обоснованно разрабатывать программы воспитательной работы и программы молодежной политики с учетом региональных местных особенностей проживания, учебы и работы молодежи. В рамках нашего исследования, поставленные задачи были решены полностью, что позволяет предложить новую модель воспитания студентов-северян в процессе получения высшего образования. По результатам обобщения данных исследования были подготовлены рекомендации по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, которые готовят студентов для работы на северных территориях.
Список литературы
- Абульханова-Славская Х. А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991 — 300с.
- Акиндинова И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена. 1999.
- Актуальные проблемы социального воспитания (обзор зарубежных концепций и опыта) / Отв.ред. В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.: Запорожье. АПН СССР, 1990.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
- Андреева Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 415с.
- Андреенкова, Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М. Наука, 1970.-С.48−61.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. 1982. 193с.
- Байсаидова Г. Б. Ценностные ориентации молодежи в условиях социального риска : Дис.. канд. филос. наук. Махачкала, 2005 146 с. 11 .Бакшаева Н. А. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие для вузов. Изд-во «Логос», 2006. 184 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Бовкун В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., Высшая школа, 1988 — 144с.
- Бодалев А.А., Малькова З. А., Новикова Л. И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи. Ротапринт. — М., 1994.
- Божович JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Бондаревская Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47−61.
- Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181с.
- Борытко Н. М. Колесникова И.А. Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В. А., Колесниковой И.А.) Изд. 3-е, Изд-во: Академия. 2007, 336с. I
- Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
- Быкова С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. // Соц. исслед. 1991 — N9 — с. 62 — 68.
- Вершловский С.Г. Взрослый как субъект образования. //Педагогика. -2003.-№ 8. С. 15−21.
- Волочков А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. Том 25, № 2, 2004, С. 17−27.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
- Глезерман Т.Е. Класс и.нация // Социологические проблемы международных отношений.- Москва Наука, 1970 г. Стр.: 175−187.
- Джемс У. Психология. М., 1991.
- Ерасов, Б. С. Выбор России в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. М., 1994.
- Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.28.3агвязинский В. И. Основы социальной педагогики. М, — 2002. с. 77.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.
- Зимняя И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Издательство: Издательский сервис. 2005. 478с.
- Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974
- Иконникова С.Н. Социология о молодежи. Л., знание, 1985 г. с. 32.
- Иконникова С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970 г. с. 14.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 508 с.
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психол. журнал. 1987. № 2.
- Ильинский, И. М. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Вузовский вестник. — 2009. — № 3 (75). — С. 13−15.
- Илюшин Л.С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: Дис. д-ра пед. Наук. Санкт-Петербург, 2004, 368 с.
- Илюшин Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб, 2002.
- Каган М.С. Философия культуры. Становление и развитие. Издательство «Лань», 1998. 434 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность, М., 1979, с. 96.
- Кон И. С. Открытие «Я», М., Политиздат, 1978, с. 264.
- Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Изд-во Академия.-2006.С.255.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
- Кулюткин Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Монография. Самара: СГПУ, 2002 — 25 п.л.
- Кьеркегор С. Страх и трепет.- JI.: Грифон, 1991
- Кьеркегор С. Страхи трепет. М.: «Республика», 1993. с.13−112 .51 .Лапин Н. И. Изменение ценностей и новые социо-культурныеструктуры. Куда идет’Россия? М., 1998
- Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Том 20. № 3. С. 48−58.
- Левин К. Динамическая психология: избранные труды. Изд.: Институт общегуманитарных исследований. 2001 г,. 572 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
- Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. 303с.
- Лисовский В. Т, Дмитриев А. В. Личность студента. Ленинград, 1974. -С.41.
- Личенков М.М. Политическая социализация: молодежный аспект. // Вестник МГУ, сер 12, Социально политические исследования. 1991 -N6 — с. 74−77.
- Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений.//Психологический журнал., 1981, т. 2, № 1.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Маркузе Г. Одномерный человек. М., 199 461. Мартынова М. Д. Специфика внеучебной работы со студентами в американском вузе, http://оvrnngu.narod.ru/metodrekomendss.htm#f4
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77—105
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
- Мид М. «Психология творчества (цикл лекций)» М.: Изд. Прогресс, 445с.
- Милль Дж.С. Автобиография. М., 1896.
- Милль Дж.С. О свободе. СПб, 1906.
- Милль Дж.С. Основы политической экономии, тт. 1−3. М., 1980−1981.
- Милль Дж.С. Система логики, тт. 1−2. М., 1914.
- Митина JI.M., Брендакова И. В., Вачков И. В. и.т.д. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. // Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. — 184с.
- Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад ИС РАН // под ред. М. К. Горшкова. (Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации) Москва 2007
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику -М., 1997.
- Мудрик, А.В. Социализация человека как проблема. Социальная педагогика. 2005. — №-4. — С. 47−56.
- Немировский В.Г. Социология личности. Теория исследования и опыт. — Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1989 — 194с.
- Ницше Ф., сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990. Перевод — Ю. М. Антоновского
- Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России на период 2009 2013 гг. http://www.norden.ru
- Отчет фонда Евразия по программе Молодежь плюс. Управление по делам молодежи Рособразования. 2009 год.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993 г.
- Парыгин Б.Д. Основы социально психологической теории. — М.: Мысль, 1971 -351с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. (Выпуск 15) СПб.:СПбГУП" 2003 г. 616 с. 5. С. 134−138.
- Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем// Культура, образование, развитие индивида.- М., 1990
- Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.01. М., 1994.
- Плаксий С.Н. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., Знания, 1988
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 1985.
- Поддубная А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып. 1. М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.53−57.
- Практическая записка ПРООН «Доступ к информации» http://www.undp.org/policy/practicenotes.htm.
- Прикот О.С. Методологические основания педагогической системологии. Дисс. .д.п.н. СПб., 1997. — 303 с.
- Программа Совета Министров Северных Стран по сотрудничеству с Россией на 2006−2008 гг., http://www.norden.ru
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой. Е. В. Шороховой. М., 1979.
- Реан А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. П., Москвичева H.JI. // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
- Роджерс К. Актуализирующаяся тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии / Пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. Ростов н/Д, 1996.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -424 с
- Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. -СПб., 2001.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
- Славин В. С. Советский Север. М. Просвещение 1980 г. 175с.
- Славин В. С. Советский Север. М. Просвещение 1980 г. 175с. (с.15)
- Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72−81.
- Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества//Социологические исследования. 2005. -№ 9.-С. 91−97.
- Соколов А.В., Щербакова И. О. Социально-культурные ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 115−123. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001
- Соколов Э.В. Личность и культура. Л. Наука, 1972.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., Лениздат, 1978.
- Соколов Э.В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.
- Соколов Э.В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.
- Соколова Е. С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи. / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 2, 2008
- Спенсер Г. Серия: Классическая философская мысль. 1999 г. Санкт-Петербург. с. 83. Ю7.Титов Б. А. «Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга. Дис.. д-ра пед. наук 1995.С.430.
- Утенков В.М., Закалин А. С. О политическом сознании студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. №З.С. 164—170.
- Ушинский К.Д. Предисловие к монографии «Человек как предмет воспитания» // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т.5.
- Федотова Н.П. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6. С. 50−58.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1995.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.
- Флоренский П. Черты феноменологии культа / о. П. Флоренский // Энтелехия.-2002.-№ 4.- С.21- 29.
- Флоренский П. Черты, феноменологии культа // Энтелехия.-2002.-№ 4.- С.21- 29.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
- Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1986.
- Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Избр. пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 152.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистких концепций М. Политиздат 1989 г. 208 с.
- Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992
- Шопенгауэр. А. Мир как воля и представление. Том 1. 1993.
- Щукина Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — 192 с.
- Южакова Н.В. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11. Архангельск, 2006. — 175 с.
- Юнг Г. Аналитическая психология. М., 1995.
- Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Том 4, №№ 3−4. С. 158−182.
- Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
- Ярошевский М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
- Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970.
- Bargh, J.A. Automaticity in social psychology. In E.T. Higgins and A.W. Kruglanski (Eds.), Social psychology: Handbook of basic principles (pp. 169−183). New York: Guilford. (1996).
- Berry, J. W. & Sam, D. Acculturation and adaptation. In J. W. Berry, M. H. Segall & C. Kagitcibasi (Eds.), Health and cross-cultural psychology: Vol.3.Social behavior and applications (pp. 291−326). Boston: Allyn & Bacon. (1997).
- Campbell, J. The Hero with a Thousand Faces. New York: The World Publishing Company. 1949. (p. 388)
- Fiske, A. P. The four elementary forms of sociality: Framework for a unified theory of sociality. Psychological review, 99, 689−723. (1992).
- Fiske, A. P., Kitayama, S., Markus, H. R. & Nisbett, R.E. The cultural matrix of social psychology. In D. T. Gilbert, S. T. Fiske & G. Linzey (Eds.), Handbook of social psychology 4th ed.) (pp. 915−981). Boston: McGraw-Hill. (1998).
- Greenfield, P.M. Culture as process: Empirical methods for cultural psychology. In J. W. Berry, Y.H. Poortinga & J. Pandey (Eds.), Handbook of cross-cultural psychology (Vol. 1. pp. 301—346). Boston: Allyn & Bacon. (1997).
- Heine, S., Lehman, D.R. Culture, dissonance, and self-affirmation. Personality and Social Psychology Bulletin, 23, 389−400. (1997).
- Hofstede, G. Culture’s conseguences. Beverly Hills, CA: Sage. (1980).
- Kashima, Y. Conceptions of culture and person for psychology. Journal of Cross-Cultural Psychology, 31, 14−32. (2000).
- Leung, K. & Bond, M.H. On the empirical «identification of dimensions for cross-cultural comparison. Journal of Cross-Cultural Psychology, 20, 133−151. (1989).
- Markus, H.R. & Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98, 224—253.1991).
- Miller, J.G. & Bersoff, D.M. Culture and moral judgment: How are conflicts between justice and interpersonal responsibilities resolved? Journal of Personality and Social Psychology, 62(4), 541−554. (1992).
- Moyerman, D.R. & Forman, B.D. Acculturation and adjustment: A meta-analytic study. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 14, 163−200.1992).
- Peng, K. & Nisbett, R.E. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction. American Psychologist, 54, 741−754. (1999).
- Poortinga, Y. Towards a conceptualization of culture for psychology. In S. Iwawaki, Y. Kashima & K. Leung (Eds.), Innovation in cross-cultural psychology (pp. 3−17). Lisse, The Netherlands: Swets. (1992).
- Rosch, E. & Mervis, С. B. Family resemblances: Studies in the internal structure of categories. Cognitive Psychology, 7, 573−605. (1975).
- Schein, E. Organizational culture and leadership. San Francisco, CA: Jossey-Bass. Quoted in: Hatch, M. J. (1997).
- Smith, P.B. & Bond, M.H. Social psychology across cultures (2nd ed.). London: Prentice-Hall. (1998).
- Ting-Toomey, S. Ethnic identity and close friendship in Chinese-American college students. International Journal of Intercultural Relations, 5, 383−406. (1981).
- Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview. (1995).
- Valsiner, J. Human development and culture. Lexington, MA: D. C. Heath. (1989).
- Wheatly, M. Leadership and the New Science: Learning about Organization from an Orderly Universe. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 1992, p. 2.