Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей Северных территорий России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической литературе и исследованиях накоплен достаточно обширный материал по отработке педагогических методов развития социальной активности молодежи, в том числе студентов, как единой социальной общности. В тоже время способы проявления социальной активности всегда связаны с теми условиями, в которых молодежи придется жить и работать. Эти условия для современной России, в связи… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование личности студента в современных 15 условиях развития высшего образования
    • 1. 1. Специфика жизни и работы на территориях Севера
    • 1. 2. Анализ научных подходов к исследованию проблем воспитания 26 личности
    • 1. 3. Проблема молодежи в отечественной научной практике
    • 1. 4. Социальная активность молодежи как научно-практическое 66 понятие
  • Глава 2. Построение модели воспитания социальной 99 активности личности студентов в ВУЗе
    • 2. 1. Среда образовательного учреждения, реализующего программы 99 подготовки специалистов для северных территорий
    • 2. 2. Воспитательная модель, ориентированная на формирования 127 социальной активности студентов-северян

Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей Северных территорий России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Социокультурные и социально-экономические изменения в стране, стремление обновить систему высшего образования в соответствии с новыми задачами развития экономики обусловили необходимость обращения науки и практики к проблемам воспитания социальной и гражданской активности молодежи.

Идея воспитания социальной активности молодежи имеет глубокие традиции, в основе которых лежит ценностно-целевое назначение образования. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в качестве одной из основных задач называет «удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии».

Социальная активность, как одна из личных, культурных характеристик специалиста является одним из критериев качественного воспитания в системе вузовского образования. Однако, реальность современного образования не всегда «лежит» в плоскости данного культурного и личностного контекста, сохраняется разрыв образования и ценностных ориентаций молодежи.

Прослеживается реальное существование разных векторов образования: первый — это представленное в программах, подлежащее усвоению и контролю содержание образования, ориентированное на развитие профессиональных и социальных компетенций студентоввторой — «скрытое образование» (В .И. Слободчиков), являющееся своего рода вторичным продуктом образовательного процесса, в том числе и процессов воспитания.

Формирование социальной активности обычно относится к этим «скрытым процессам», ввиду этого развитие социальной активности студенческой молодежи чаще происходит фрагментарно. Наше исследование направлено на раскрытие этих «скрытых процессов» с целью их возможного воспроизведения в том случае, если они могут быть фиксированы как успешные решения программ воспитания, ориентированных на формирование социальной активности студентов.

В педагогической литературе и исследованиях накоплен достаточно обширный материал по отработке педагогических методов развития социальной активности молодежи, в том числе студентов, как единой социальной общности. В тоже время способы проявления социальной активности всегда связаны с теми условиями, в которых молодежи придется жить и работать. Эти условия для современной России, в связи с масштабами и неоднородностью ее территорий, отличаются значительным разнообразием. Ввиду этого большее внимание в педагогических исследованиях приобретают вопросы регионализации образования.

Одними из значимых территорий для развития современной экономики является территории Севера России. Значимость проблема развития Северных территорий в настоящее время закреплена в программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, где обозначена и проблема подготовки специалистов для работы на Севере.

В настоящее время существует большое количество работ, обращенных к исследованию специфики культурных особенностей народов Севера, разработке педагогических оснований для этнокультурного воспитания. Однако педагогические модели воспитания молодежи нельзя свести лишь к этнолингвистическим и культурным параметрам. На практике различия в подготовке молодежи к трудовой и социальной деятельности обусловлены теми или иными различиями в социально-демографических и экономических показателях развития регионов.

Для развития территорий Севера, которые характеризуются малонаселенностью, молодёжь выполняет ряд чрезвычайно важных и многообразных функций. Наличие молодёжи в регионе или приезд туда молодых мигрантов с их последующим закреплением на рынке труда благоприятствует экономическому росту региона. Молодёжь также активизирует общественную жизнь местного сообщества (общественные дискуссии, проекты, предложения инновационных решений и т. д.). Недостаточность педагогических работ в области исследования эффективности воспитательных воздействий на формирование социальной активности молодежи Севера является существенным пробелом в теории воспитания студенческой молодежи.

Проведенный нами анализ исследовательских данных по проблемам регионализации высшего образования показал, что формирование социальной активности молодежи с учетом специфики Севера рассматривается крайне редко и не обобщено в диссертационных педагогических исследованиях. Работ по формированию социальной активности молодежи Северных территорий в настоящее время не имеется. Эти положения и явились обоснованием выбора проблемы исследования.

Проблема исследования состоит в поиске механизмов управления процессом воспитания, новых форм и средств организации воспитательного процесса, а также определения тех условий, которые будут способствовать формированию социальной активности студенческой молодежи — представителей Северных территорий России, обучающихся в вузах.

В процессе поиска методологической базы исследования, сбора и анализа эмпирических данных по проблемам воспитания студенческой молодежи и формирования социальной активности была уточнена тема исследования — «Педагогические условия формирования социальной активности студентов — представителей северных территорий».

Объектом исследования является процесс воспитания студентов-северян в институтах высшего образования.

Предметом — социальная активность студентов, формирование которой происходит в процессе получения образования в вузе.

Цель работы — разработка модели воспитания студентов-северян, направленной на формирование их социальной активности.

Для того чтобы достичь этой цели, необходимо решить следующий комплекс исследовательских задач:

1) осуществить теоретический анализ понятия «социальная активность молодёжи», выделить особенности социальной активности студентов-северян;

2) определить те виды деятельности молодежи в вузе, которые будут способствовать проявлению и формированию социальной активности и, которые могут быть транслированы в программы воспитания;

3) разработать педагогическую диагностику оценки эффективности вузовских программ воспитания как средства формирования социальной активности студенческой молодежи;

4) обосновать условия, которые необходимы для эффективной реализации разработанных и внедряемых в вузе воспитательных программ;

5) разработать практические рекомендации по воспитанию в системах вузовского образования студентов, представителей северных территорий для их использования в практике российского образования.

Гипотеза исследования основана на системе следующих положений:

В современных условиях у молодежи обостряется проблема культурной и личностной идентичности, особенно остро выражающаяся у представителей молодого поколения депрессивных регионов Севера России. В силу специфики развития территорий значительная часть молодежи обладает низким потенциалом конкурентоспособности и адаптивности в обществе. Молодежь дистанцируется от общества, принимая и вырабатывая ценности и формы самореализации на основе личностного обособления, что влияет на социальную дезадаптацию молодежи и рост напряженности в общественных отношениях. В данных условиях ведущей идеей воспитания личности студента может стать формирование социальной активности. Векторы воспитания следует выстроить как систему поддержки социальной активности студентов средствами создания условий их включения в различные виды социальной деятельности.

Определение и эффективная реализация данных векторов воспитания возможно, если будет: Выявлена специфика социальной адаптации и факторов дезадаптации студентов — представителей северных территорий.

• Обоснована совокупность новых методов и форм организации воспитательной работы со студентами различных курсов с учетом их характеристик, как представителей регионов Севера.

• Определены способы психолого-педагогического сопровождения студентов для помощи им в адаптации к обучению в городских условиях и дальнейшей работы на Севере России.

• Определены условия внедрения в систему вузовского образования воспитательных программ, ориентированных на формирование представлений о способах решения социальных проблем в условиях Севера, мотивирование включения студентов в социальную деятельность, развитие системы взаимоотношений социальной ответственности.

Методологическим основанием исследования являются системный и деятельностный подходы. Названные подходы позволяют обнаружить основания для объяснения причин неоднородности, множественности, противоречивости процесса формирования социальной активности студентов, определить приоритеты и концептуальную основу для проектирования программ воспитания.

Системный подход обеспечивает функциональную взаимосвязь всех структурных элементов процесса воспитания и закладывает основания для моделирования этих процессов на целевом и содержательном уровнях. Деятельностный — позволяет исследовать и моделировать процессы на организационно-педагогическом и личностно-технологическом уровнях, что позволяет выделять условия эффективности формирования социальной активности студентов и проектировать программы воспитания.

Теоретическую основу исследования составляют философские, культурологические, психологические и педагогические труды, позволяющие проследить генезис и эволюцию понятия «социальная активность», его взаимосвязь с пониманием одной из основных категорий педагогики — «воспитание». Теоретические установки выбора позиций к исследованию рассмотрены на философском, общенаучном и педагогическом уровнях.

Философский уровень составляют: законы и категории диалектики как всеобщего метода познания, позволяющий рассмотреть «воспитание» как социальную категорию, становление социальной активности в процессе воспитания через призму философии социального конструктивизма и развития личности в социальной деятельности. Это позволило определить системный подход в качестве методологии исследования.

Общенаучный уровень базируется на методологическом анализе теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев,.

A.Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, И.С. Якиманская) — теории о ведущей роли культуры как фактора развития личности (С.С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Л. П. Буева, Л. Н. Коган, В.И. Слободчиков) — теории ориентации личности в мире ценностей (А.К. Маркова, А. В. Кирьякова, В. Н. Сагатовский,.

B.А. Ядов) — методологии построения педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, Е. В. Титова, А.П. Тряпицына). В результате выбора позиций на данном уровне методологии было определено, что категории «ценностные ориентации личности», «деятельность» и «система отношений» являются триадой для системного рассмотрения факторов формирования социальной активности личности в образовательном процессе вуза.

Основу педагогического уровня составляют: теории педагогического проектирования (А.П. Беляева, В. П. Беспалько, Е.С. Заир-Бек, И. А. Колесникова, В.Е. Радионов) — теории воспитания в коллективе (Р.У. Богданова, М. Г. Казакина, Т. Е. Конникова, А. Т. Куракин и др.) — теории воспитания социальной активности молодежи (Е.В. Бондаревская, Н. М. Борытко, Т. Н. Мальковская, А. В. Мудрик и др.). В результате конкретизации методологии исследования на данном уровне было определено, что процесс формирования социальной активности молодежи может исследоваться через характеристики личности, которые отражают: образ социальной деятельности как профессиональной перспективы, социальную ориентацию мотивов деятельности, включенность студентов в социальные проекты и процессы самоуправления.

Логика исследования определяется гипотезой, целью и задачами исследования. Исследование осуществлялось на протяжении 5-ти лет (2004 — 2009) в три этапа:

На первом было проведено исследование проблемы формирования социальной активности личности, изучалась философская, юридическая, психолого-педагогическая литература и диссертационные исследования по проблеме. В этот же период был разработан понятийный аппарат, сформулирована рабочая гипотеза, определены цели и задачи исследования, намечены пути и средства сбора эмпирических данных, разработки экспериментальной программы.

На втором была обозначена специфика формирования социальной активности студентов-северян с учетом социально-экономической и культурной специфики северных территорий. Проведен сбор и обработка эмпирических данных, позволяющих определить социальную направленность студентов, их интересы к социальной деятельности, барьеры воспитания социальной активности студентов.

На третьем — разработана и апробирована модель воспитательной работы со студентами, определена ее педагогическая эффективность, условия и перспективы внедрения.

Основные положения, выносимые на защиту:

Понятие «Социальная активность студенческой молодежи» характеризуется следующими составляющими: восприятие студента себя профессионалом, который способен к решению социальных проблемвыраженность интереса студентов к социальной деятельности и проблемам современностивключенность студентов в социальную практику в процессе получения вузовского образования.

Модель воспитания студентов-северян представляет собой комплекс взаимосвязанных программ воспитания и специальных учебных курсов по формированию гражданско-правовой грамотности.

Программы воспитания имеют трехступенчатый характер и создаются на основе уточняемых целей-ориентиров со студентами различных курсов. Программы воспитания включают целевые ориентиры социальной инициативы студентов, способы психолого-педагогического сопровождения студентов, педагогические приемы поддержки студенческого самоуправления, принципы отбора социальной практики студенческих инициатив, содержание проектной деятельности студентов, критерии и методы диагностики социальной активности студентов.

Социальная активность студентов измеряется по показателям четырех групп социальных действий. Методы измерения представляют собой сочетание экспертных, опросных методик и сбор статистических данных по участию студентов в проектах, ориентированных на исследование и разрешение социальных проблемдиагностика социальной активности студентов должна проводиться на трех этапах образования в университете с целью коррекции программ и планирования форм воспитательной работы со студентами-северянами на факультетах.

Условия эффективного внедрения разработанной модели воспитания в практику вузовского образования предполагают:

• учет уровня социальной активности студентов-северян, как специфической категория студенческой молодежи, на младших курсах обучения в университете;

• адекватность программ воспитательной работы выявленному уровню социальной активности студентов и специфики работы на Севереразнообразие видов деятельности студентов с учетом тематики студенческих социальных проектов, направленных на решение проблем северных территорий;

• включение в процессы самоуправления студентов-северян на различных ролевых лидерских позициях.

Научная новизна результатов заключается в том, что:

• охарактеризовано понятие «социальная активность студенческой молодежи»,.

• разработана структура программ воспитания студентов-северян.

Теоретическая значимость исследования заключается в том что:

• разработана модель воспитания студентов, которая включает:

•S комплекс взаимосвязанных программ специальных учебных курсов по формированию гражданско-правовой грамотности студентов,.

S совокупность методов и форм организации воспитательной работы в Вузе со студентами различных курсов с учетом их общих характеристик, как представителей регионов Севера, способы психолого-педагогического сопровождения студентов для помощи им в адаптации к обучению в городских условиях,.

•S педагогические приемы организации поддержки студенческого самоуправления и включения их в социальные проекты,.

•S критерии и методы диагностики социальной активности студентов, что позволяет измерять ее уровни и проводить коррекцию воспитательных процессов;

• обоснованы условия эффективного внедрения разработанной модели в практику вузовского образования.

Практическая значимость заключается в разработке программ воспитания в вузе с их ориентацией на формирование социальной активности студентов-северянв подготовке апробированных рекомендаций по совершенствованию воспитательного процесса в ВУЗе с целью активизации социально-культурного творчества студентов. В отработке инструментария для оценки социальной активности студентов.

Достоверность и обоснованность научных положений обеспечивается: адекватным использованием методологических оснований для исследования социальной активности студенческой молодежи. Методы исследования адекватны предмету, целям и задачам эксперимента. Степень достоверности основных научных результатов обеспечена обоснованным комплексом выбранных методов диагностики процессов формирования социальной активности студентов.

Результаты диссертационного исследования апробировались на межрегиональной конференции: «Воспитание личности как гражданина и патриота» (2007 г.) проходившей в Санкт-Петербургском государственном университете МВД Россиина международном северном Ноосферном форуме (2008 г.), проходившем в Государственной полярной академиимеждународной конференции «Инновационные технологии в преподавании менеджмента в ВУЗах управления» (2008 г.), проходившей в Государственной полярной академии и научной конференции «Молодежь в социально-культурном пространстве многонационального вуза» (2009 г.). В ходе апробации выполнялись доработки к представлению исследования для педагогической общественности и подготавливались рекомендации.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследованиясбор и статистический анализ эмпирических данных, методы моделирования, педагогический эксперимент по внедрению разрабатываемых программ воспитания с оценкой их эффективности.

Экспериментальной базой исследования была выбрана Государственная Полярная Академия, в которой обучаются студенты из более 50 городов и поселков Российского Севера. В опытно-экспериментальную работу были включены преподаватели и студенты всех факультетов, получающих специальность по следующим направлениям: национальная экономика, природопользование, геоэкология, государственное и муниципальное управление, менеджмент организации, филология, финансы и кредит.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (165 стр.), а именно: разработки научно-теоретических оснований логики и методов исследованияанализа эмпирических данных и разработки модели воспитания студентов-северян, обучающихся в Полярной академии, ее обобщения и экспертизы с целью выявления условий, которые способствуют формированию социальной активности студентов в процессе вузовского образования. Также представлено заключение, список литературы и приложения.

В процессе выполнения исследования были вскрыты противоречия в организации современного вузовского воспитания, сложности и приоритеты этой работы. Было определено, что «социальная активность» понятие, которое наполняет различные характеристики воспитания и связано с тезаурусом характеристик личностисамоопределение, социальная инициативы, социализация студентов, адаптация к социальном условиям проживания в современном обществе, гражданские качества, социальная ответственность, умения решать социальные проблемы участие в жизни местного сообщества, жизненная перспектива, социальный опыт. Студенты, проживающие на северных территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока характеризуются более низкой социальной активностью и пессимизмом в отношении личной и профессиональной перспективы, что требует создание системы специальной поддержки этим студентам и внедрения в обучение и воспитательную работу специальных программ поддержки у них жизненных сил и развития лидерских качеств. В силу ориентации студентов-северян на коллективное и общинное взаимодействие в программы воспитания должны включаться формы общинной и групповой работы, участие в международных программах Северное измерение и сетевые Интернет-проекты.Студенты, которые. готовятся к работе на Севере, должны быть включены в проекты и исследования с конкретной северной проблематикой. Программы должны наполняться культурным содержанием и воспитанием культуры досуга с учетом условий, сложных для проживания на северных территорий. Творческое социальное проектирование развивает у студентов гуманистические позиции, готовит их к различным ролям для поддержки социальной сплоченности в местных сообществах северян. Для студентов северян значимы программы гражданского и правового воспитания, которые помогают им понять свои права и возможности для дальнейшего обучения и определения своей личной карьеры. Программы воспитания должны быть наполнены новыми формами партнерства и сотрудничества, поддержки коллективной и частной инициативы студентов. Программы воспитания должны быть совмещены с новыми видами ресурсов для участия студентов в молодежных форумах, программах обмена культурным и исследовательским опытом, Социальная активность студентов может измеряться по нескольким группам показателей: • восприятия себя как профессионала и своей жизненной перспективы, возможности принятия спектра социальных ролей- • выраженность интереса студентов к социальной деятельности и проблемам современности- • включенность студентов в социальную практику в процессе получения вузовского образования и участия в международных программах. Методы диагностики сформированности социальной активности представляют собой комплекс диагностических и экспертных средств, проекты саморефлексии для самостоятельной обработки и коррекции своего развития студентами. Потенциал исследования заключается в том, что на основе разработанных принципов включения студентов в социальные действия четырех направлений можно прогнозировать развития их социальной инициативы и активности в ближайшей перспективе, проводить исследования на основе методологических рамок социального конструктивизма и теории деятельности. В дальнейших исследованиях требуется более четкое составление тезауруса социальной активности студентов с учетом идентификации данной группы молодежи. Эта научная работа может помочь более обоснованно разрабатывать программы воспитательной работы и программы молодежной политики с учетом региональных местных особенностей проживания, учебы и работы молодежи. В рамках нашего исследования, поставленные задачи были решены полностью, что позволяет предложить новую модель воспитания студентов-северян в процессе получения высшего образования. По результатам обобщения данных исследования были подготовлены рекомендации по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях, которые готовят студентов для работы на северных территориях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская Х. А. Стратегия жизни. — М., Мысль, 1991 — 300с.
  2. И.А. Различные аспекты самоактуализации в профессиональной деятельности // Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. Тезисы доклада межвузовской научной конференции. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена. 1999.
  3. Актуальные проблемы социального воспитания (обзор зарубежных концепций и опыта) / Отв.ред. В. Г. Бочарова, В. Е. Львов. М.: Запорожье. АПН СССР, 1990.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.
  5. Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 415с.
  6. , Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М. Наука, 1970.-С.48−61.
  7. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  8. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. 1982. 193с.
  10. Г. Б. Ценностные ориентации молодежи в условиях социального риска : Дис.. канд. филос. наук. Махачкала, 2005 146 с. 11 .Бакшаева Н. А. Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов. Учебное пособие для вузов. Изд-во «Логос», 2006. 184 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  12. В.В. Образ жизни советской молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М., Высшая школа, 1988 — 144с.
  13. А.А., Малькова З. А., Новикова Л. И. и др. Концепция воспитания учащейся молодежи. Ротапринт. — М., 1994.
  14. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  15. Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях // Введение в педагогическую культуру. -Ростов н/Д., 1995. С.47−61.
  16. Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 181с.
  17. Н. М. Колесникова И.А. Поляков С. Д. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие для вузов (под ред. Сластенина В. А., Колесниковой И.А.) Изд. 3-е, Изд-во: Академия. 2007, 336с. I
  18. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
  19. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой. // Соц. исслед. 1991 — N9 — с. 62 — 68.
  20. С.Г. Взрослый как субъект образования. //Педагогика. -2003.-№ 8. С. 15−21.
  21. А.А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. Том 25, № 2, 2004, С. 17−27.
  22. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  23. Т.Е. Класс и.нация // Социологические проблемы международных отношений.- Москва Наука, 1970 г. Стр.: 175−187.
  24. У. Психология. М., 1991.
  25. , Б. С. Выбор России в евразийском пространстве / Б. С. Ерасов // Цивилизации и культуры. М., 1994.
  26. А. А. Взгляд психолога на активность человека. М., 1991.28.3агвязинский В. И. Основы социальной педагогики. М, — 2002. с. 77.
  27. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. — № 5.
  28. И.А. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. Издательство: Издательский сервис. 2005. 478с.
  29. С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974
  30. С.Н. Социология о молодежи. Л., знание, 1985 г. с. 32.
  31. С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория. М., 1970 г. с. 14.
  32. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. — 508 с.
  33. Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психол. журнал. 1987. № 2.
  34. , И. М. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Вузовский вестник. — 2009. — № 3 (75). — С. 13−15.
  35. Л.С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: Дис. д-ра пед. Наук. Санкт-Петербург, 2004, 368 с.
  36. Л.С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб, 2002.
  37. М.С. Философия культуры. Становление и развитие. Издательство «Лань», 1998. 434 с.
  38. М.С. Человеческая деятельность, М., 1979, с. 96.
  39. Кон И. С. Открытие «Я», М., Политиздат, 1978, с. 264.
  40. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  41. Краевский В. В. Общие основы педагогики. Изд-во Академия.-2006.С.255.
  42. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. — Самара: СамГПУ, 2002. 400 с.
  43. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Монография. Самара: СГПУ, 2002 — 25 п.л.
  44. С. Страх и трепет.- JI.: Грифон, 1991
  45. С. Страхи трепет. М.: «Республика», 1993. с.13−112 .51 .Лапин Н. И. Изменение ценностей и новые социо-культурныеструктуры. Куда идет’Россия? М., 1998
  46. Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Том 20. № 3. С. 48−58.
  47. К. Динамическая психология: избранные труды. Изд.: Институт общегуманитарных исследований. 2001 г,. 572 с.
  48. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.
  49. В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990. 303с.
  50. Лисовский В. Т, Дмитриев А. В. Личность студента. Ленинград, 1974. -С.41.
  51. М.М. Политическая социализация: молодежный аспект. // Вестник МГУ, сер 12, Социально политические исследования. 1991 -N6 — с. 74−77.
  52. . Ф. Личность в системе общественных отношений.//Психологический журнал., 1981, т. 2, № 1.
  53. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  54. Г. Одномерный человек. М., 199 461. Мартынова М. Д. Специфика внеучебной работы со студентами в американском вузе, http://оvrnngu.narod.ru/metodrekomendss.htm#f4
  55. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С.77—105
  56. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
  57. Мид М. «Психология творчества (цикл лекций)» М.: Изд. Прогресс, 445с.
  58. Дж.С. Автобиография. М., 1896.
  59. Дж.С. О свободе. СПб, 1906.
  60. Дж.С. Основы политической экономии, тт. 1−3. М., 1980−1981.
  61. Дж.С. Система логики, тт. 1−2. М., 1914.
  62. JI.M., Брендакова И. В., Вачков И. В. и.т.д. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. // Под ред. Л.М. Митиной. М., 2003. — 184с.
  63. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад ИС РАН // под ред. М. К. Горшкова. (Подготовлен в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации) Москва 2007
  64. , А.В. Введение в социальную педагогику -М., 1997.
  65. , А.В. Социализация человека как проблема. Социальная педагогика. 2005. — №-4. — С. 47−56.
  66. В.Г. Социология личности. Теория исследования и опыт. — Красноярск: Изд. Красноярского университета, 1989 — 194с.
  67. Ф., сочинения в 2-х томах, том 2, издательство «Мысль», Москва 1990. Перевод — Ю. М. Антоновского
  68. Основные направления сотрудничества Совета Министров Северных Стран с Северо-западным регионом России на период 2009 2013 гг. http://www.norden.ru
  69. Отчет фонда Евразия по программе Молодежь плюс. Управление по делам молодежи Рособразования. 2009 год.
  70. С.Р. Методика исследования самоотношения. М., 1993 г.
  71. .Д. Основы социально психологической теории. — М.: Мысль, 1971 -351с.
  72. .Д. Социальная психология: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. (Выпуск 15) СПб.:СПбГУП" 2003 г. 616 с. 5. С. 134−138.
  73. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем// Культура, образование, развитие индивида.- М., 1990
  74. В.А. Феномен субъектности в психологии личности: автореф. дис. докт. психол. наук: 19.00.01. М., 1994.
  75. С.Н. Молодежные группы и объединения: причины возникновения и особенности деятельности. М., Знания, 1988
  76. К.К. Структура и развитие личности. М., 1985.
  77. А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып. 1. М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.53−57.
  78. Практическая записка ПРООН «Доступ к информации» http://www.undp.org/policy/practicenotes.htm.
  79. О.С. Методологические основания педагогической системологии. Дисс. .д.п.н. СПб., 1997. — 303 с.
  80. Программа Совета Министров Северных Стран по сотрудничеству с Россией на 2006−2008 гг., http://www.norden.ru
  81. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М. И. Бобневой. Е. В. Шороховой. М., 1979.
  82. А.А. и др. О ценностно-мотивационной сфере студентов-универсантов / Реан А. А., Андреева Т. В., Киреева Н. П., Москвичева H.JI. // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999.
  83. К. Актуализирующаяся тенденция: «мотивы» и сознание // Человеко-центрированный подход в образовании, психотерапии, психологии / Пер. с англ. Е. В. Барзданиса, Ю. А. Менжерицкой. Ростов н/Д, 1996.
  84. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  85. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -424 с
  86. С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. -СПб., 2001.
  87. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.
  88. В. С. Советский Север. М. Просвещение 1980 г. 175с.
  89. В. С. Советский Север. М. Просвещение 1980 г. 175с. (с.15)
  90. В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72−81.
  91. А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества//Социологические исследования. 2005. -№ 9.-С. 91−97.
  92. А.В., Щербакова И. О. Социально-культурные ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социологические исследования. 2003. — № 1. — С. 115−123. Караваева В. А. Социальный портрет учащейся молодежи. М. 2001
  93. Э.В. Личность и культура. Л. Наука, 1972.
  94. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., Лениздат, 1978.
  95. Э.В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.
  96. Э.В. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л., ЛГИК, 1989.
  97. Е. С. Структурный подход к пониманию мотивации социальной активности молодежи. / Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». № 2, 2008
  98. Г. Серия: Классическая философская мысль. 1999 г. Санкт-Петербург. с. 83. Ю7.Титов Б. А. «Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростков в сфере досуга. Дис.. д-ра пед. наук 1995.С.430.
  99. В.М., Закалин А. С. О политическом сознании студенческой молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2003. №З.С. 164—170.
  100. К.Д. Предисловие к монографии «Человек как предмет воспитания» // Пед. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1990. Т.5.
  101. Н.П. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. 2003. № 6. С. 50−58.
  102. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1995.
  103. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. М., 1986.
  104. П. Черты феноменологии культа / о. П. Флоренский // Энтелехия.-2002.-№ 4.- С.21- 29.
  105. П. Черты, феноменологии культа // Энтелехия.-2002.-№ 4.- С.21- 29.
  106. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  107. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995
  108. X. Мотивация и деятельность. В 2 т. Т.2. — М.: Педагогика, 1986.
  109. С.Т. Изучение жизни и участие в ней // Избр. пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 152.
  110. К.А. Философия и воспитание. Критический анализ немарксистких концепций М. Политиздат 1989 г. 208 с.
  111. А. Избранные произведения. М., 1992
  112. . А. Мир как воля и представление. Том 1. 1993.
  113. Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М., 1984. — 192 с.
  114. Н.В. Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ: диссертация. кандидата философских наук: 09.00.11. Архангельск, 2006. — 175 с.
  115. Юнг Г. Аналитическая психология. М., 1995.
  116. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. Том 4, №№ 3−4. С. 158−182.
  117. М.Г. История психологии. М., 1985.
  118. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
  119. Hall C.S., Lindsey G. Theories of Personality N.Y.: John Wiley and Sons, 1970.
  120. Bargh, J.A. Automaticity in social psychology. In E.T. Higgins and A.W. Kruglanski (Eds.), Social psychology: Handbook of basic principles (pp. 169−183). New York: Guilford. (1996).
  121. , J. W. & Sam, D. Acculturation and adaptation. In J. W. Berry, M. H. Segall & C. Kagitcibasi (Eds.), Health and cross-cultural psychology: Vol.3.Social behavior and applications (pp. 291−326). Boston: Allyn & Bacon. (1997).
  122. Campbell, J. The Hero with a Thousand Faces. New York: The World Publishing Company. 1949. (p. 388)
  123. Fiske, A. P. The four elementary forms of sociality: Framework for a unified theory of sociality. Psychological review, 99, 689−723. (1992).
  124. Fiske, A. P., Kitayama, S., Markus, H. R. & Nisbett, R.E. The cultural matrix of social psychology. In D. T. Gilbert, S. T. Fiske & G. Linzey (Eds.), Handbook of social psychology 4th ed.) (pp. 915−981). Boston: McGraw-Hill. (1998).
  125. Greenfield, P.M. Culture as process: Empirical methods for cultural psychology. In J. W. Berry, Y.H. Poortinga & J. Pandey (Eds.), Handbook of cross-cultural psychology (Vol. 1. pp. 301—346). Boston: Allyn & Bacon. (1997).
  126. Heine, S., Lehman, D.R. Culture, dissonance, and self-affirmation. Personality and Social Psychology Bulletin, 23, 389−400. (1997).
  127. Hofstede, G. Culture’s conseguences. Beverly Hills, CA: Sage. (1980).
  128. Kashima, Y. Conceptions of culture and person for psychology. Journal of Cross-Cultural Psychology, 31, 14−32. (2000).
  129. , K. & Bond, M.H. On the empirical «identification of dimensions for cross-cultural comparison. Journal of Cross-Cultural Psychology, 20, 133−151. (1989).
  130. , H.R. & Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation. Psychological Review, 98, 224—253.1991).
  131. , J.G. & Bersoff, D.M. Culture and moral judgment: How are conflicts between justice and interpersonal responsibilities resolved? Journal of Personality and Social Psychology, 62(4), 541−554. (1992).
  132. , D.R. & Forman, B.D. Acculturation and adjustment: A meta-analytic study. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 14, 163−200.1992).
  133. , K. & Nisbett, R.E. Culture, dialectics, and reasoning about contradiction. American Psychologist, 54, 741−754. (1999).
  134. Poortinga, Y. Towards a conceptualization of culture for psychology. In S. Iwawaki, Y. Kashima & K. Leung (Eds.), Innovation in cross-cultural psychology (pp. 3−17). Lisse, The Netherlands: Swets. (1992).
  135. , E. & Mervis, С. B. Family resemblances: Studies in the internal structure of categories. Cognitive Psychology, 7, 573−605. (1975).
  136. Schein, E. Organizational culture and leadership. San Francisco, CA: Jossey-Bass. Quoted in: Hatch, M. J. (1997).
  137. , P.B. & Bond, M.H. Social psychology across cultures (2nd ed.). London: Prentice-Hall. (1998).
  138. Ting-Toomey, S. Ethnic identity and close friendship in Chinese-American college students. International Journal of Intercultural Relations, 5, 383−406. (1981).
  139. Triandis, H.C. Individualism and collectivism. Boulder, CO: Westview. (1995).
  140. Valsiner, J. Human development and culture. Lexington, MA: D. C. Heath. (1989).
  141. Wheatly, M. Leadership and the New Science: Learning about Organization from an Orderly Universe. San Francisco: Berrett-Koehler Publishers, 1992, p. 2.
Заполнить форму текущей работой