Коммуникативная компетенция преподавателя
Таким образом мы видим, что понятие «коммуникативной компетентности» напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме. Эстетический блок… Читать ещё >
Коммуникативная компетенция преподавателя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросам коммуникативной деятельности учителя, его коммуникативным возможностям посвящены многие исследования в области педагогики и психологии (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Бодалев и др.), позволяющие определить коммуникативную компетентность как совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.
К основным компонентом коммуникативной компетентности как личностного ресурса можно отнести интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью.
В основе коммуникативной компетентности лежит педагогическое общение, определяемое как организация деятельности и отношений субъектов образования, нацеленные на реализацию учебных, развивающих и воспитательных задач. Однако, понятие «коммуникативная компетентность» шире, чем «педагогическое общение». Первое представляет собой многофункциональные виды человеческой деятельности в безграничной области общения типа «человек — человек». Педагогическое общение имеет границы, задаваемые задачами учебно-воспитательного процесса, его содержанием и возможными путями их решения. Основными субъектами педагогического общения в сфере профессионального образования являются преподаватель и обучаемый.
Коммуникативная компетентность является сердцевиной профессионализма учителя, потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений.
Коммуникативные умения учителя состоит из нескольких блоков:
· социально-психологический блок К социально — психологическому блоку относится умение располагать учащихся к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезетнационное умение), рефлексировать, понимать своеобразие каждого ребенка и группы, использовать психологические средства ;
вербальные, невербальные, психологические механизмы коммуникативного воздействия.
· Нравственно-этический блок В структуру нравственно — этического блока входят умения строить общение на гуманной, демократической основе, руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики, утверждать личностное достоинство каждого ребенка.
· Эстетический блок В эстетический блок входят умения: гармонизировать внутренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным. Приобщать учащихся к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости общения, чувства прекрасного.
· Технологический блок В структуру технологического блока входят умения: использовать учебно-воспитательные средства, методы, приемы, стиль руководства общением, соблюдать педагогический такт.
Органически сочетать коммуникативное и предметное взаимодействие, обеспечивать его воспитательную эффективность.
Специфическим личностным качеством учителя в структуре коммуникативной компетентности является педагогическая коммуникабельность.
Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere-привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми.
К ведущим признакам педагогической коммуникабельности можно отнести следующее:
- 1. Потребность в общении с детьми;
- 2. Его положительная эмоциональная тональность;
- 3. Доминирующее переживание чувства удовлетворения им;
- 4. Взаимная личностная аттракция (учителя и учащихся);
- 5. Понимание детей, способность устанавливать индивидуальные и групповые контакты;
- 6. Конструктивное решение межличностных противоречий;
- 7. Гуманизм и демократизм общения;
Таким образом мы видим, что понятие «коммуникативной компетентности» напрямую связано с профессиональным мастерством преподавателя, и является средством достижения педагогического мастерства. Коммуникативная компетенция включает в себя разносторонние коммуникативные умения и навыки, которые являются психологическим инструментом для достижения целей обучения в полном объёме.