Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подтверждено, что новые методы технологии изготовления подшипников и их деталей обеспечивают значительное снижение себестоимости продукции, которое является важнейшим составляющим элементом роста конкурентоустойчивости её и предприятия. Изменяется и структура себестоимости продукции. Поскольку новые технологии оказывают комплексное воздействие на себестоимость продукции, предлагается выявлять… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования механизма управления конкурентоспособностью предприятия
    • 1. 1. Экономические основы конкурентоспособности и конкурентоустойчивости предприятия
    • 1. 2. Методы оценки конкурентоспособности продукции и предприятий
    • 1. 3. Методика системного формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия
  • Глава 2. Комплексный анализ затрат и резервов экономии как основного элемента конкурентоустойчивости продукции и предприятия
    • 2. 1. Анализ затрат живого труда и резервов повышения его производительности
    • 2. 2. Исследование резервов снижения себестоимости продукции
  • Глава 3. Развитие систем управления качеством труда, продукции и информационного обеспечения
    • 3. 1. Управление качеством — компонента управления конкурентоустойчивостью предприятия
    • 3. 2. Стратегические приоритеты подготовки и переподготовки персонала предприятия
    • 3. 3. Совершенствование информационного обеспечения системы управления конкурентоустойчивостью предприятия

Формирование и развитие организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Сила страны определяется не только размером её территории, богатством природных ресурсов, мощью армии, но и конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Между тем Россия, располагая огромными природными ресурсами, значительным научно-производственным и кадровым потенциалом, имеет низкие показатели по качеству жизни, производительности труда, качеству товаров, конкурентоспособности. Сегодня для того, чтобы занять достойное место на рынке необходимо предлагать высокотехнологичную продукцию, соответствующую международным стандартам качества и имеющую относительно невысокую стоимость.

Улучшение ситуации в экономике России, уровень её признания в мирохозяйственной системе во многом определяется конкурентоустойчивостью предприятий машиностроительного комплекса, оказывающим влияние на формирование конкурентных преимуществ страны. Решение данной задачи непосредственно зависит от уровня корпоративного менеджмента. Поэтому необходимо вести речь о разработке действенных механизмов повышения конкурентоустойчивости предприятий. Особое значение здесь приобретает проблема поддержания на должном уровне конкурентоустойчивости предприятий-производителей высокотехнологичной продукции, которая во многом определяет уровень экономического развития страны и благосостояния населения. А это означает, что в таких условиях ценятся профессионализм персонала, использование новейших технологий, систем управления, технической подготовки производства.

Сегодня, когда данная проблема не получает на государственном уровне должного внимания, центр тяжести и ответственности за поиск возможностей и практическую реализацию задач конкурентоустойчивости находится на микроуровне и решается за счет изыскания и целенаправленного использования внутренних резервов, формирования и внедрения эффективного организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия. Всем этим и определяется актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические проблемы конкурентоспособности и конкурентоустойчивости, их оценки на уровне государства, отрасли, региона, предприятия, товара нашли определённое отражение в трудах зарубежных и российских авторов.

Наиболее существенный вклад в проблему развития конкурентоспособности и в её решение внесли такие зарубежные ученые: М. Портер, И. Ансофф, А. Гутман, Дж. Данинг, Т. Коно, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Р. Хайес, Ф. Берман, Ф. Котлер, Ж.-Ж. Ламбен, К. Боумэн, П. Друкер, К. Исикава, Р. Кантер, М. Мескон, Р. Акофф, Д. Блек, В. Карлофф, Р. Келли, М. Робсон, А. Стрикленд.

В нашей стране исследованию проблем конкурентоспособности посвящены работы таких ученых, как Г. Г. Абрамишвили, Г. И. Азоев, В. Д. Андрианов, А. Г. Баталов, М. В. Бойко, А. П. Белов, И. Н. Герчикова, В. В. Галкин, К. Ю. Готьев, В. Т. Денисов, М. Б. Долинская, А. В. Евсеенко, М. Л. Иванов, М. Е. Кунявский, Ю. А. Кортнов, В. П. Кашин, В. М. Ларин, П. И. Ламанов, Д. С. Львов, Н. К. Моисеева, А. Ю. Нещадин, В. В .Некрасовский, Ю. Б. Порошин, Р. М. Петухов, Ю. Б. Рубин, С. Г. Светуньков, А. В. Селезнев, Е. К. Смирницкий, И. А. Соловьев, И. А. Спиридонов, И. В. Стародубровская, А. М. Тавасиев, В. Г. Шемятников, А. Г. Шмелев, Р. А. Фатхутдинов, Н. С. Яшин.

Однако некоторые вопросы исследованы не в полной мере, что выражается в отсутствии системных разработок применительно к конкретным предприятиям, производящим высокотехнологичную продукцию. Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка и использование в менеджменте организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия.

Реализация поставленной в диссертационном исследовании цели обеспечивается за счёт решения следующих задач:

— теоретического обоснования сущности понятия конкурентоустойчивость предприятия";

— выявления основных групп факторов, оказывающих влияние на конкурентоустойчивость предприятия;

— анализа методов оценки конкурентоспособности предприятия и его продукции;

— формирования отдельных элементов организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия;

— разработки методики системного формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия;

— выработки рекомендаций по повышению уровня качества выпускаемой продукции.

Область исследования. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: 15 — экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами Паспорта специальностей ВАК (экономические науки): п. 15.2. «Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий».

Предмет исследования. Предметом исследования являются основополагающие принципы, методы формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия в условиях рыночного хозяйствования.

Объектом исследования являются отечественные машиностроительные предприятия, производящие высокотехнологичную и наукоёмкую продукцию.

Методологической основой исследования послужили системный подход, логическое обобщение, метод экспертных оценок, моделирования, сравнительных оценок, экономико-математические методы многофакторного анализа.

Информационной базой исследования служат классические положения экономической теориитруды современных отечественных и зарубежных ученых и практиков по проблемам управления экономикой и формирования рыночных отношений. Источником информации послужили законодательные акты Федерального Собрания РФ, указы Президента России, постановления Правительства РФ, статистические данные Госкомстата РФ и Саратовского областного комитета государственной статистики, решения местных органов власти, регулирующие деятельность субъектов хозяйствования и другие документы о реформе управления экономикой, формировании рыночного механизма хозяйствования, официальные статистические материалы, информационно-аналитические обзоры, данные первичного и аналитического учета на исследуемых предприятиях.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— уточнено понятие «конкурентоустойчивость продукции», под которой подразумевается такая продукцию, которая на основе рестайлинга и иных мер изменяет форму и содержание конкретного товара и способна в результате этого удовлетворять как существующие, так и возрастающие потребности покупателей в ней, обеспечивая конкурентные преимущества и прочную конкурентную позицию предприятия на мировом рынке в течение длительного периода времени;

— предложено понятие «конкурентоустойчивость предприятия», под которой понимается стабильная, бесперебойная работа всех производственных систем предприятия в условиях конкуренции;

— предложен метод оценки конкурентоустойчивости предприятия, базирующийся на таких принципах, как противоположность целей и средств, учёт особенностей различных сегментов рынка, квазистабильность рыночной конъюнктуры, преимущественно рациональное поведение участников рынка и функции желательности, предусматривающий применение системы групповых показателей, которые могут быть трансформированы в интегральный показатель конкурентоустойчивости;

— разработана методика системного формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия, охватывающая совокупность подсистем, в которых осуществляются комплексы действий, направленных на повышение конкурентных возможностей предприятия;

— предложено систему управления качеством труда и продукции,-представленную в диссертации, рассматривать как ведущую компоненту организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятияуточнена стратегическая роль top-менеджмента и всего персонала в формировании последнего.

Практическая значимость работы определяется тем, что теоретические и методические положения доведены до практических предложений и рекомендаций, направленных на использование на действующих предприятиях-производителях высокотехнологичной и наукоёмкой продукции для обеспечения конкурентных преимуществ и управления конкурентоустойчивостью их развития.

По результатам настоящего диссертационного исследования обоснованы новые методические рекомендации и конкретные решения по внедрению разработанного механизма в систему управления конкурентоустойчивостью предприятия.

Внедрение методических разработок позволит обеспечивать выпуск высококачественной конкурентоспособной продукции, снижать себестоимость, осуществлять анализ затрат живого труда, а также повышение интеллектуального и профессионального уровня всех членов персонала, включая top-менеджмент, что позволит достигнуть устойчивое развитие производства высококачественной продукции на машиностроительных предприятиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации и результаты проведённых исследований были раскрыты в докладах на научно-практических конференциях и опубликованы в форме статей и тезисов в научно-практических сборниках: 4-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития предприятий: теория и практика», г. Самара, 2004 г.- V Международная научно-практическая конференция «реформирование системы управления на современном предприятии», г. Пенза, 2005 г.- Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы совершенствования управления национальным экономическим потенциалом», г. Саратов, 2006 г.- II Всероссийская научно-практическая конференция «Управление в социальных и экономических системах», г. Пенза, 2004 г.-.- V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы реструктуризации российских предприятий», г. Пенза, 2005 г.

Публикации. По теме настоящего диссертационного исследования опубликовано 14 работ общим объёмом 5,4 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертация изложены на. страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы (. наименований). В работе представлено 22 рисунка, 29 таблиц.

Основные выводы концептуального, теоретического, методического и практического значения, обусловленные проведенным исследованием и обобщением полученных результатов, сводится к следующему.

1. Результаты анализа теоретических положений по проблеме конкурентоустойчивости продукции и предприятия в целом обосновали необходимость уточнения понятийного аппарата. Под конкурентоустойчивой продукцией мы понимаем такую продукцию, которая на основе рестайлинга изменяет форму и содержание конкретного товара и способна в результате этого удовлетворять как существующие, так и возрастающие потребности покупателей в ней, обеспечивая конкурентные преимущества и прочную конкурентную позицию предприятия на мировом рынке в течение длительного периода времени. А конкурентоустойчивость предприятия представляет собой стабильную, бесперебойную работу всех производственных систем предприятия в условиях конкуренции.

2. Разработана методика формирования организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия, в основе которой лежит механизм управления последним.

3. Организационно-экономический механизм системы управления конкурентоустойчивостью машиностроительного предприятия включает в себя факторы как внешней, так и внутренней среды.

Факторы внешней среды — достижение управленческой синергии в системе корпоративного менеджментареформирование системы управления персоналом, его трудовой мотивациейкомплексный подход к улучшению качества и конкурентоустойчивости продукцииинформационное обеспечение системы управления и мониторинг результатов.

К факторам внутренней среды можно отнести системный анализ резервов эффективного развития и роста конкурентоустойчивости предприятиядиверсификация и совершенствование планирования деятельности предприятияреорганизация системы бухгалтерского и управленческого учёта, а также развитие финансового менеджмента.

Все эти факторы, образуя совокупность подсистем, направлены на повышение конкурентных возможностей предприятия.

Опыт работы анализируемых предприятий-производителей высокотехнологичной продукции дает основание сделать вывод о том, что если на отечественных предприятиях не будут приняты кардинальные меры в плане осуществления вышеназванных и других задач, реализация которых позволит заложить в выпускаемые изделия те целостные потребительские характеристики, которые будут востребованы современным рынком, то в ближайшее время некоторые из них столкнутся с рядом проблем.

4. Установлено, что основой образования резервов эффективного развития промышленного предприятия являются инновации. Это результат практического освоения новых знаний, полученных в результате выполнения научной, научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы, обобщения передового мирового опыта применения передовых форм и методов организации работ и управления, направленных на полное удовлетворение личных, коллективных и общественных потребностей, улучшение качества жизни и деятельности людей и достижение на этой основе желаемого социально-экономического эффекта.

Что касается резервов повышения конкурентоустойчивости продукции, то их можно представить как совокупность резервов всех уровней, входящих в процесс изготовления продукции, реализация которой обеспечит предприятию развитие.

5. Применение новых технологических процессов в производстве такой высокотехнологичной продукции, как подшипники, содержит значительные резервы, обусловливая снижение затрат живого труда основных производственных рабочих, требует ускорения темпов снижения затрат живого труда всех категорий вспомогательных рабочих, зачастую занятых на тяжёлых ручных работах, и управленческого персонала. Для этого необходимо разработать и применить систему целенаправленного управления затратами живого труда, которая позволит осуществлять планирование и контроль за его расходованием.

6. Определено, что эффективное развитие предприятий-производителей подшипников и их конкурентоустойчивость обеспечивается за счет экономии живого труда и роста его производительности. Применение новых технологий изготовления деталей высокоточных подшипников приводит к значительному снижению трудоемкости и к изменению структуры затрат труда производственных рабочих. Увеличение удельного веса машинного времени в структуре затрат труда свидетельствует о высоком уровне автоматизации, улучшении условий труда и возможности применения многостаночного обслуживания. Но при оценке экономии живого труда нельзя ограничиваться динамикой затрат труда основных производственных рабочих. Установлено, что снижение трудоемкости продукции сопровождается изменением затрат труда на обслуживающих процессах и управленческого персонала. При этом, наблюдается устойчивая тенденция снижения затрат живого труда всех категорий вспомогательных рабочих на каждый час затрат труда основных рабочих. На тех же предприятиях, где недостаточно внимания уделяют развитию систем управления затрат труда управленческого персонала на один час затрат живого труда основных производственных рабочих имеют тенденцию к возрастанию. В целом же совокупные затраты живого труда всех категорий вспомогательных рабочих и управленческого персонала на каждый час затрат труда основных производственных рабочих составляют значительную величинусущественно более одного часа. Для устранения неравномерности снижения затрат живого труда всех категорий работающих предлагается использовать системный подход в решении вопросов применения новых технологий в производстве деталей подшипников, его обслуживания и управления. Применение новых технологий в основном производстве предполагается сопровождать качественным изменением организации транспортных и контрольных операций, инструментального и ремонтного обслуживания, развитием систем управления предприятиями.

7. Подтверждено, что новые методы технологии изготовления подшипников и их деталей обеспечивают значительное снижение себестоимости продукции, которое является важнейшим составляющим элементом роста конкурентоустойчивости её и предприятия. Изменяется и структура себестоимости продукции. Поскольку новые технологии оказывают комплексное воздействие на себестоимость продукции, предлагается выявлять влияние их на изменение затрат по каждому элементу в отдельности и определять соответствующие резервы снижения себестоимости продукции. Выявлено, что уменьшается удельный вес затрат на топливо и энергию для технологических целей, цеховые расходы, начисления на социальное страхование, покупные полуфабрикаты, потери от брака. В то же время удельный вес затрат на основные материалы, основную и дополнительную заработную плату, общезаводские расходы значительно возрастает. Следовательно, данная группа затрат приобретает большое значение в изыскании резервов их экономии и обеспечения соответствующего снижения себестоимости продукции и роста её конкурентоспособности.

8. Менеджмент качества должен быть направлен на предупреждение ошибок и дефектов, а не на проверку их наличия. В свою очередь, это позволит ликвидировать возможные потери времени и материалов, сократить расходы на содержание соответствующего персонала, обнаружить дефекты в ходе производства и сразу же на месте устранять их вместе с причинами возникновения, обеспечивать работу всех подразделений с минимальными затратами всех видов ресурсов.

9. Установлено, что управление знаниями представляет собой процесс постоянного накопления, приумножения, распространения знаний и создание соответствующих условий для обмена идеями, информацией, инновациями, имеющими направленность на обеспечение высокой эффективности функционирования предприятия, его конкурентоустойчивости и использование системы мотивации за достижение высоких результатов в данной области. Главной задачей управления знаниями следует считать образование соответствующей системы подготовки и переподготовки, повышения квалификации персонала. С её помощью можно создавать благоприятные условия для активного общения людей и обмена знаниями.

10. Отмечена главная задача системы информационного обеспечения аппарата управления, которая заключается в том, чтобы на основе собранных исходных данных сформировать вторичную обработанную информацию, являющуюся базой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения целого ряда частных задач, таких как сбор первичной информации, её хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, непосредственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в её циркуляции.

Основу эффективного информационного обеспечения промышленного предприятия составляют информационные технологии и автоматизированные системы, эффективность использования которых во многом определяется как регулярностью управленческих процедур, так и совместимостью информационных систем с существующей корпоративной структурой предприятия.

Таким образом, в диссертационной работе исследован комплекс проблем развития менеджмента конкурентоустойчивости предприятия. В результате исследования были разработаны практические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятия, что является важным решением сложной проблемы эффективного развития его в условиях рыночных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертационной работе представлены теоретические обоснования и методические положения решения комплексной проблемы формирования эффективного организационно-экономического механизма управления конкурентоустойчивостью предприятий-производителей высокотехнологичной и наукоёмкой продукции на основе разработки целостной научной концепции системного подхода к реализации этой проблемы в условиях рыночных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: ИНФРА — М., 1996.
  2. Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)"//Российская газета. 1998. — 20 января.
  3. В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002.-463с.
  4. B.JI. Маркетинговое управление конкурентоспособностью экономических систем// Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2005.
  5. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  6. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентное преимущество фирмы. -М.: Новости, 2000.
  7. С.Н., Нургалиева Ю. Н. Система менеджмента качества на предприятиях по производству металлоконструкций республики Казахстан: проблемы внедрения и адаптации/Менеджмент в России и за рубежом № 5,2006.
  8. М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: «Финансы и статистика», 1999. — 248 с.
  9. В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы//Маркетинг в России и за рубежом № 1,2005.
  10. В. Конкурентоспособность России в мировой экономике//Экономист№ 10,1997.
  11. И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1994. 519с.
  12. Ю.В., Демченко А. И. Показатели процесса в системе менеджмента качества/Менеджмент в России и за рубежом № 1, 2005.
  13. И.Т. инновационный менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
  14. JI.E. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учеб. пособие. М.: ИНФРА — М, 2002. — 260с.
  15. JI.B. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции// Маркетинг в России и за рубежом № 4, 2005.
  16. B.JI. Анализ конкурентоспособности фирмы/Маркетинг в России и за рубежом № 5, 2001.
  17. B.JI. Оценка конкурентоспособности фирмы (на примере ООО «Каскад»)// Маркетинг в России и за рубежом № 6,2005.
  18. А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний (точка зрения Майкла Портера)//Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2004.
  19. А., Гаффурова Е. Послевузовская аттестация: новый взгляд на проблему подбора персонала//Управление персоналом. 2003. -№ 1.
  20. .Л., Ларин В. М., Герман И. М. Резервы, качество, эффективность. Саратов. Приволжское книжное издательство, 1974.
  21. Дж., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании//Проблемы теории и практики управления. 1996. — № 1.
  22. И.П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособность как фактор рыночного превосходства экономических объектов/Маркетинг в России и за рубежом № 1,2005.
  23. А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2002. — 895с.
  24. В. Машиностроение: реструктуризация и конкурентоспособность//Экономист № 11,2000.
  25. Е.Ф. Экономическая теория: Учебник 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. — 544с.
  26. С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. М.: ИНФРА — М, 2001.
  27. Н.П. маркетинг. М.: МГУК, 1999.
  28. Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2003. — 283с.
  29. О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2002. — 296с.
  30. В.И., Фигурнов Э. Б. анализ потерь и резервов в процессе управления производством. Теория и методика. Таллин, 1980.
  31. А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятий/Маркетинг, № 4, 2003.
  32. И.Н. Менеджмент. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. — 480с.
  33. В.М. Введение в АСУ. Киев: Техника, 1972.
  34. Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие. Киев: 1998.
  35. Е.А. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: СПбУЭиФ. 1999.
  36. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ//Вопросы экономики № 6,2002.
  37. С. Конкурентоспособность экономики функции системы воспроизводства//Экономист № 4,2003.
  38. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
  39. И.П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции. М.: Пресс — сервис, 1997.
  40. В.Т., Назарьева Н. А. Проблемы менеджмента промышленных предприятий: Монография. Саратов.: Изд-во Латанова В. П., 2001.-111с.
  41. В.Т., Сергиенко Т. А. Управление конкурентоспособностью предприятия. Саратов.: Изд-во Латанова В. П., 2001. — 85с.
  42. В.Т., Митина Н. Н., Киреев Д. В. Эффективность инновационного развития промышленного предприятия. Саратов: Изд-во Латанова В. П., 2005. — 234с.
  43. В.А., Ларин В. М., Лоскутов Р. Ю., Яшин Н. С. Конкурентоспособность и экономическая устойчивость промышленного предприятия. Саратов: Издательский центр СГСЭУ, 1999.
  44. В.П. Современные методы обеспечения конкурентоспособности. -М.: Экономика, 2003.
  45. А.А., Куренков Ю. В. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Международные отношения, 2003.
  46. А.Н., Юданов Г. В. Производственно-экономический механизм промышленного предприятия и пути его совершенствования. Саратов: изд. СГУ, 1986.
  47. В.В., Белова С. Е., Туркин В. Г. Теория и методология эффективного развития промышленных предприятий в конкурентных условиях. М.: Машиностроение-1, 2002.
  48. За высокую конкурентоспособность. Доклад по материалам Ученого совета института мировой экономики и международных отношений РАН 22 ноября 2000 г.//Мировая экономика и международные отношения № 2, 2002.
  49. Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. -5-е изд., перераб и доп. М.: ИНФРА — М, 2003.
  50. И.Р. Метод расчёта интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий/Маркетинг в России и за рубежом № 4,2001.
  51. С.Н. Макроэкономика: Учебник. 3-е изд., испр. -М.: Дело, 2004.
  52. Н.В. Экономика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 607с.
  53. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью/ под ред. проф. С. Г. Светунькова.
  54. Е.Л. Экономика предприятия. СПб.: Питер, 2003.
  55. Кац A.M. Прогнозирование конкурентоспособности проектируемых предприятий/Менеджмент в России и за рубежом № 1,2005.
  56. В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебное пособие. 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2005. — 108с.
  57. И. Конкуренция и предприримательство/пер. с снгл. Под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239с.
  58. Классика маркетинга/ Составители Энис Б. М., Кокс К. Т., Моква М. П. СПб: Питер, 2001. — 752с.
  59. Г. Предприятие упущенное звено в цепи институционных преобразований в России//Проблемы теории и практики управления № 2,2001.
  60. М.И. Конкурентные стратегии: Учебное пособие. СПб., 2003.-284с.
  61. О.И. и др. Оценка конкурентоспособности предприятий. -М.АО «АРГО», 1993.
  62. А.О., Кольцов А. В., Кузнецов Б. В. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ//Вопросы экономики № 6,2002.
  63. В. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России// МЭ и МО № 3, 2001.
  64. Э.М. Антикризисное управление: Учебник. М.: ИНФРА -М, 2000.
  65. Н.С., Костина Г.П. CALS современные технологии управления жизненным циклом проекта//Менеджмент в России и за рубежом № 2, 2005.
  66. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. Слово Е. М. Пеньковой. -М.: Прогресс, 1990. 736с.
  67. О.В., Максимова Е. В. Проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия. Саратов: Издательство Приволжского межрегионального учебного центра, 2000.
  68. В.В., Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ и прогнозирование. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2001. — с.31.
  69. A.M., Еленеева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки//Маркетинг в России и за рубежом № 6,2001.
  70. В. За высокую конкурентоспособность//МЭ и МО № 2,2002.
  71. В. Механизм запуска инновационного роста в России//Вопросы экономики № 3,2003.
  72. Г. В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности. М.: ИИЦ «Рассиана», 2000.
  73. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
  74. М.Г., Слепцова Н. С. Формирование конкурентоспособности промышленного предприятия. Монография. -Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. — 184с.
  75. М.Г., Лапаев С. П. Достижение конкурентоспособности -стратегическая цель предприятий и региона. Оренбург, 2002.
  76. В.М. Качество и конкурентоспособность продукции/В.М. Ларин, А. Д. Немцев, Н.В. Лапина- Под общ. ред. д-ра экон. Наук, проф., заслуж. деят. Гнауки В. М. Ларина. Саратов: Издат. Центр СГСЭУ, 2004. -240с.
  77. Е.А. Управление персоналом на инновационном предприятии в машиностроении//Менеджмент в России и за рубежом № 3, 2005.
  78. Г. Искусство конкуренции. Конфронтация в бизнесе/Менеджмент в России и за рубежом № 2, 2006.
  79. И.М. Теория и практик оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт — М, 2001, с. 224.
  80. М.М., Осипов Ю. М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции//Маркетинг в России и за рубежом № 6, 2001.
  81. Д. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002.
  82. А.М. Экономика предприятия: учебное пособие. 2-е изд., доп. — М.: Экзамен, 2004, — 352с.
  83. Ш. Ш. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие. М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003,294с.
  84. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т.: Пер. с англ., Таллинн, 1995.
  85. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия/УМаркетинг № 3,1996.
  86. А.А. Экономика и управление предприятием. Учебно-практическое пособие. М.: Бератор — Пресс, 2002.
  87. Ю.П. Анализ внутрипроизводственных резервов. М. Финансы и статистика. 1995.
  88. М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности//Менеджмент в России и за рубежом № 1,2003.
  89. К. Собрание сочинений. T. II
  90. Д.В., Белокоровин Э. А. Японская премия качества как инструмент достижения конкурентоспособности//Менеджмент в России и за рубежом № 6, 2004.
  91. Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятий» и «управление конкурентоспособностью предприятия»//Маркетинг в России и за рубежом № 2, 2006.
  92. И. оценка конкурентоспособности промышленного предприятия/Маркетинг № 3,1996.
  93. О.В. Современные информационные системы в деятельности ТНК США//Менеджмент в России и за рубежом № 2,2006.
  94. А. Принципы политической экономии. М., 1993. -т.2.
  95. А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. М.: Юристь, 2002. — 378с.
  96. Н.К. Международный маркетинг: Учебник. М.:Центр экономики и маркетинга, 1998.
  97. С.В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник для ВУЗов. М.: Приор-издат, 2004. — 224с.
  98. Т.Г. Нужна ли мотивация к непрерывному обучению на современном производстве ?//Менеджмент в России и за рубежом № 4,2006.
  99. Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия//Менеджмент в России и за рубежом № 3, 2005.
  100. Н.Г. Принципы макроэкономики: Учебник/пер. с англ. -2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 224с.
  101. Н. Грегори Мэнкью Принципы экономики. Учебник. СПб.: Питер, 2000.
  102. А.В., Коновалаова Г. И. Требования к информационной системе управления затратами на промышленном предприятии/Менеджмент в России и за рубежом № 2,2006.
  103. Н., Фомина JI. Проблемы конкурентоспособности металлургических предприятие/Экономист, № 5,2003.
  104. Т. Конкурентный брендинг/Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.
  105. НИЦ CALS технологий «Прикладная логистика», info@, cals.ru.
  106. С.К. Комплексный анализ конкуренции в отечественных наукоёмких отраслях на примере производителей полупроводниковых компонентов/Маркетинг в России и за рубежом № 2, 2004.
  107. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: как побеждать на рынке. -М.: «Финансы и статистика», 1991.
  108. В. Россия и ВТО: возможности повышения конкурентоспособности отечественной продукции//МЭ и МО № 5,2002.
  109. С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Советсвое радио, 1969.
  110. Н.А., Лаврухина Н. В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции. Калуга: МГТУ, 1997.
  111. Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара/Маркетинг в России и за рубежом № 1,2004.
  112. В.А. Количественная оценка уровня организации маркетинговой деятельности на машиностроительных предприятиях Республики Беларусь/Маркетинг в России и за рубежом № 4,2006.
  113. Н.П. Стандарты ИСО 9000 первая ступень делового совершенства/Менеджмент в России и за рубежом № 1,2006.
  114. Политика абсурда//Эксперт № 24(471), 2005.
  115. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран/М. Портер. М.: Международные отношения, 1993.
  116. М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993.
  117. М. Конкуренция/ Под ред. Я. В. Заблонского, пер. с англ. -М.: Издательсктй Дом «Вильяме», 2003.
  118. Л.Н., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции/Маркетинг в России и за рубежом № 1, 2000.
  119. Н.В. Антикризисный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2002. -223с.
  120. Россия в глобализирующемся мире: новые требования к стратегии развития//Регион: экономика и социология № 2,2002.
  121. Ю. Глюк ойл/Ю. Ряжский//Московский комсомолец. -2002. -14 мая.
  122. П. Экономика в 2-х т., М.: 1994.
  123. Саратовский подшипник. Информационно-технический вестник ОАО «СПЗ» № 1 (IV квартал 2005 г.).
  124. С.Г., Литвинов А. А. Конкуренция и предпринимательские решения. Ульяновск: Изд-во «Корпорация технологий продвижения», 200. — 256с.
  125. С.И. Использование производственных резервов в машиностроении, 1974.
  126. Е.Н., Зверкович И. О., Хрычикова Т. Д. Теоретические основы формирования системы интегрированного контроллинга на промышленном предприятии/Менеджмент в России и за рубежом № 2, 2005.
  127. Г. М. Управление конкурентоспособностью крупного акционерного общества: проблемы и решения. Киев.: Наукова Думка, 1999.
  128. Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  129. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962.
  130. И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие. М.: ИИЦ «Россиана», 2000.
  131. Современный экономический словарь. Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева, М.: ИНФРА М, 2004.
  132. М.М. Автоматизированные системы, менеджмент и корпоративное управление: логика разделения и развития/Менеджмент в России и за рубежом № 5,2005.
  133. М.К., Фомин П. А. Практичечсакий инструментарий организации управления промышленным предприятием. М.: Высшая школа, 2002.
  134. Стратегия развития России до 2010 года/российская газета, 2006.
  135. Д.Н. Информация как основной фактор формирования конкурентной стратегии/Менеджмент в России и за рубежом № 1,2005.
  136. Г. О. Исследование конкурентоспособности наукоёмкой машиностроительной продукции ОАО «ЮРМАШ»//Маркетинг в России и за рубежом № 5,2004.
  137. А.В. Гибкое управление численностью персонала предприятия в современных условиях/Менеджмент в России и за рубежом № 1,2006.
  138. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. -М.: ЮНИТИ, 1998.
  139. Управление качеством: Учеб./JI.E. Басовский, В. Б. Протасьев. м.: ИНФРА-М, 2004.-212с.
  140. Управление качеством и маркетинг/М.Е. Кунявский, Н. В. Никитина. Саратов: изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003. — 120с.
  141. Х.А., Крахмалёв А. В. Оценка уровня конкурентоспособности грузовых автомобилей и их двигателей//Маркетинг в России и за рубежом № 5,2004.
  142. С., Ситникова О. Конкурентоспособность автомобиля и её моделирование на стадии проектирования //Маркетинг № 5,2000.
  143. Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА -М, 2000,312с.
  144. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. -М.: Маркетинг, 2002.
  145. Р.А. Производственный менеджмент. М.: Интел-синтез, 2000.
  146. Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес — школа «Интел-Синтез», 2001. — 640с.
  147. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. 5-е изд., испр. И доп. М.: Дело, 2002. — 448с.
  148. Шепелёв А.Ю. ISO 9000 или регулярный менеджмент?//Менеджмент в России и за рубежом № 1,2006.
  149. О.Н. Стандарты серии ISO 9000:2000 и управление трудовыми ресурсами предприятия//Менеджмент в России и за рубежом № 4, 2006.
  150. С.А. Проблемы корпоративного менеджмента: теория и практика. Саратов, изд. СГСЭУ, 2003, 206с.
  151. М.А., Забаева М. Н. Оценка конкурентоспособности предприятий с дивизиональной структурой управления/Менеджмент в России и за рубежом № 1, 2006.
  152. Чудо производительности//Эксперт. № 21. 2002.
  153. С. Принципы конкурентоспособности сферы материального производства//Региональные перспективы № 1, 1998.
  154. Н.С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: Методология, оценка, регулирование. Саратов: изд-во СГЭА, 1997. — 248с.
  155. Н.С. Методы государственного регулирования конкурентоспособности промышленных предприятий: Монография /Под ред. В. М. Ларина. Саратов: Изд. СГЭА, 1996. — 93с.
  156. Ball, Donald A. International business: introduction and essentials / Donald A., Ball, Wendell H. McCulloch, Jr. 4th ed. IRWIN, 1990,774p.
  157. Byars, Lloyd L. Human resource management / Lloyd L. Byars, Leslie W. Rue. 3rd ed. IRWIN, 1991, 545p.
  158. David, Fred R. Strategic Management, Macmillan Publishing Company, 1993, 927p.
  159. Griffin Ricky W., Pustay Mike W. International Business: A Managerial Perspective. Prentice Hall, 4th ed., 2003,688p.
  160. Grosse Robert, Kujawa Duane. International business. Theory and managerial applications. Irwin. Homewood, Illinois, 1988, 764p.
  161. Jain, Subhash C. International marketing management / Subhash C. Jain. 4th ed. PWS-KENT Publishing Company. 1993,912p.
  162. Nonaka I., Teece D.J. Managing industrial knowledge: creation, transfer and utilization. London, Thousand Oaks, Calif., Sage Publications, 2001, 344 p.
  163. Root Franklin R. Entry Strategies for International Markets. Jossey-Bass, 1998, 288p.
Заполнить форму текущей работой