Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза: Английский язык
На протяжении многих лет вопросы совершенствования обучения ИЯ находили отражение в исследованиях только применительно к стационарной форме обучения, в немногочисленных исследованиях начала 90-х годов, посвященных проблемам заочного обучения ИЯ, рассматривались теоретические основы высшего заочного образования в целом (И.Г.Шамсутдинова, 1993), а также некоторые вопросы самостоятельной учебной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования иноязычной коммуникатив- 9 ной компетенции
- 1. Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным 9 языкам
- 1. 1. 1. Характеристика иноязычной коммуникативной компетенции
- 1. 1. 2. Структура иноязычной коммуникативной компетенции
- 1. 1. 3. Уровни иноязычной коммуникативной компетенции
- 1. 1. 4. Условия формирования иноязычной коммуникативной ком- 24 петенции
- 2. Пути интенсификации процесса формирования иноязычной комму- 31 никативной компетенции
- 1. 2. 1. Реализация социокультурного подхода в обучении иностран- 31 ным языкам
- 1. 2. 2. Использование метода активизации резервных возможностей 34 личности и коллектива в обучении иностранным языкам
- 1. 2. 3. Включение обучающихся в систему дистанционного обучения ^ иностранным языкам
- 3. Специфические особенности заочной формы обучения иностран- 48 ным языкам, система обучения
- 1. 3. 1. Структура учебного процесса
- 1. 3. 2. Психологические особенности контингента обучаемых
- 1. 3. 3. Средства обучения
- 1. 3. 4. Системно-деятельностный подход в обучении ИЯ
- 1. Коммуникативная компетенция как цель обучения иностранным 9 языкам
- Глава II. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обу- 61 чающихся в условиях заочного отделения языкового вуза
- 2. 1. 1. Цели и содержание обучения иностранным языкам
- 2. 1. 2. Методы обучения иностранным языкам
- 2. 1. 3. Средства обучения иностранным языкам
- 2. 1. 4. Организационные формы обучения иностранным языкам
- 2. 2. 1. Структура учебного процесса на 1-ом курсе в период устано
- 2. 2. 2. Обучение общению на ИЯ в период установочной сессии (по 91 методу активизации)
- 2. 2. 3. Социокультурные задания в языковом развитии студентов- Ю5 заочников
- 3. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции 111 студентов-заочников в межсессионный период
- 2. 3. 1. Особенности организации учебного процесса на 1-ом курсе П1 030 языкового вуза в межсессионный период
- 2. 3. 2. Развитие компетенции студентов в аудировании и письме
- 2. 3. 3. Развитие компетенции студентов в чтении и письме
- 4. Экспериментальная проверка разработанной системы обучения 131 студентов-заочников английскому языку на начальном этапе
- 2. 4. 1. Задачи эксперимента
- 2. 4. 2. Подготовка эксперимента
- 2. 4. 3. Проведение 1-го этапа экспериментального обучения
- 2. 4. 4. Проведение 2-го этапа экспериментального обучения
- 2. 4. 5. Проведение постэкспериментального среза и анализ получен- 138 ных результатов
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза: Английский язык (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гуманизация образования, осуществляемая в нашей стране, предполагает прежде всего развитие общечеловеческих, общекультурных, нравственных, этических и эстетических качеств обучающихся, формирование духовно богатой личности. На современном этапе развития общества мы вновь обращаемся к значимости учебного предмета «Иностранный язык» (ИЯ) в связи с тем, что в нашем обществе наблюдается интенсивное развитие международных связейпроисходит установление личных контактов между представителями разных культур. I По мере развития коммуникативной методики обучения иностранным языкам менялась формулировка цели. В ее общем виде — «обучение общению» — она совершенно недостаточна. Необходимо средствами иностранного языка как учебного предмета передавать учащимся иноязычную культуру, которая вносит свою лепту в общее образование. Ведущую цель в обучении иностранным языкам на современном этапе можно сформулировать как овладение иноязычной культурой с целью формирования необходимого обществу типа личности (Е.И.Пассов, 1982).
Стимулом для решения актуальных проблем в области языкового образования послужили в числе прочих программные документы Совета Европы, выпускаемые в рамках проекта «Изучение языков для общеевропейского гражданства».
В настоящее время стала проявляться новая тенденция в расширении содержания обучения ИЯ — обучение межкультурному общению.
Если рассматривать цели обучения ИЯ в языковом вузе с ориентацией на усиление личностнообразующего потенциала предмета ИЯ, то среди них можно выделить следующие цели:
1) коммуникативные (формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции);
2) личностноформирующие (воспитательные, образовательные и развивающие).
3) профессионально-ориентированные цели (В.В.Сафонова, 1991). Достижение этих целей представляется достаточно сложным в условиях стационарного обучения ИЯ, а в условиях отделения заочного обучения (030) оно становится проблематичным, но вместе с тем и архиважным, поскольку вышеназванная форма обучения в современных условиях становится все более перспективной. Возможности новых информационных технологий, все возрастающее стремление молодых людей получить качественное образование у себя дома, заставляют наше общество вновь вернуться к вопросу о совершенствовании заочной формы обучения ИЯ.
В современных экономических и социальных условиях для определенной части населения обучение в стационаре становится невозможным. Эффективность заочной формы обучения ИЯ является особой проблемой нынешней российской образовательной действительности.
Наиболее серьезные проблемы на 030 возникают при овладении устными формами общения. В условиях длительного межсессионного периода (МСП) студентов-заочников, успешность их самостоятельной работы определяется владением технологией самообразования (самообучения), развитием культуры работы с I аутентичными материалами, (включая аудиои видеоматериалы, средства дистанционного обучения), а также владением способами самоконтроля и самоанализа иноязычной деятельности.
Анализ современных методов обучения позволяет сделать вывод о том, что их целевое использование в системе заочного обучения может существенно повысить эффективность процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов-заочников и поддержать высокий уровень познавательного интереса обучаемых в период их самостоятельной работы над ИЯ. В первую очередь это касается метода активизации резервных возможностей личности и коллектива (МА) Г. А. Китайгородской, в котором реализуются современные тенденI ции языкознания, педагогики и психологии. В плане языкознания — это положения коммуникативной лингвистики, в плане психологии — это деятельностный, коммуникативно-личностный подход, использование всех видов памяти, опора на ассоциации, влияние коллектива на личность и т. д., в плане педагогики — это идеи педагогики сотрудничества (Е.А. Сысоева, 1993).
Особое значение приобретает дистанционное обучение (ДО), которое позволяет получить доступ к информационным источникам, невостребованным до настоящего времени в практике заочного образования.
Актуальной задачей для совершенствования методики обучения ИЯ на ОЗО I является исследование теоретических основ этих методов и разработка различных вариантов адаптации их к конкретным условиям.
По нашему мнению, необходимо вести такую работу и трех направлениях: 1) рассмотреть особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов-заочников, исходя из двух основных форм организации работы над ИЯ: работа во время сессии в вузе и самостоятельная работа дома в межсессионный период- 2) модифицировать современные методы применительно к условиям языкового вуза- 3) разработать целостную систему обучения.
На протяжении многих лет вопросы совершенствования обучения ИЯ находили отражение в исследованиях только применительно к стационарной форме обучения, в немногочисленных исследованиях начала 90-х годов, посвященных проблемам заочного обучения ИЯ, рассматривались теоретические основы высшего заочного образования в целом (И.Г.Шамсутдинова, 1993), а также некоторые вопросы самостоятельной учебной деятельности по овладению ИЯ (И.А. Гиниа-туллин, 1990) и вопросы формирования у студентов-заочников способов рациональной работы с учебной литературой (Н.И.Песчанская, 1993). Однако в этих ра' ботах не отражены современные тенденции развития общества, социальные изменения в российской действительности и новый подход к целям и содержанию обучения ИЯ. Специфика заочного обучения требует существенного пересмотра методов обучения и создания обобщенных приемов работы студентов-заочников в автономном режиме. Необходима теоретическая разработка нового концептуального подхода к заочной форме обучения ИЯ, в основе которого лежит потребность личности в языковом самообразовании.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы. В настоящем исследовании осуществлен современный подход к проблеме формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов заочного отделения языкового вуза.
Объектом исследования является процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Предмет исследования — система обучения ИЯ, направленная на формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза.
Гипотеза: успешное формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов-заочников языкового вуза возможно при использовании системы обучения, базирующейся на социокультурном подходе, реализующей принципы метода активизации резервных возможностей личности и коллектива и включающей в себя средства дистанционного обучения ИЯ.
Цель исследования состояла в разработке системы обучения ИЯ на 1-ом курсе 030 языкового вуза, достаточно эффективной для решения задач каждого из двух периодов обучения ИЯ: 1) обучения в сессионный период- 2) обучения/учения в период между сессиями.
I В соответствии с целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия ИКК и рассмотреть ее компонентный состав.
2. Проанализировать существующие методы и системы обучения ИЯ, выделить наиболее соответствующие условиям заочного обучения ИЯ.
3. Проанализировать существующие психотехнические приемы и отобрать из них наиболее соответствующие задачам оптимизации учебного процесса на заочном отделении языкового вуза.
4 Отобрать средства обучения/самообучения устной и письменной речи для разрабатываемой системы.
5. Провести экспериментальное обучение с целью проверки эффективности разработанной системы обучения ИЯ на 1-ом курсе заочного отделения языкового вуза.
6. Проанализировать полученные результаты. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:
— анализ научных исследований по психологии, психолингвистике, педагогике и методам обучения, изучение и анализ существующих программ и учебных пособий по заочному обучению ИЯ;
— наблюдение за характером речевого и неречевого поведения студентов и преподавателей, наблюдение за самостоятельной работой студентов-заочников в МСП;
— анкетирование преподавателей с целью изучения состояния дел в области заочного обучения ИЯ;
— анкетирование, интервьюирование студентов с целью выяснить возможность ¡-внедрения разработанной системы на 1-ом курсе 030 языкового вуза опытная работа исследователя на интенсивных курсах НГЛУ им. Н. А. Добролюбова;
— работа на 1-ом курсе заочного отделения факультета английского языка НГЛУ;
— обучающий эксперимент;
— обработка полученных данных. Научная новизна. — Впервые специальному исследованию подвергнут процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов заочного отделения.
— Предложена система обучения, состоящая из двух самостоятельных подсистем с выделением наиболее значимых компонентов в каждой из них.
— Показана перспектива развития заочного обучения ИЯ. Теоретическое значение исследования заключается в разработке концептуального подхода к заочной форме подготовки специалистов по ИЯ на основе использования современных методов обучения применительно к данным условиям.
I Практическая ценность работы состоит в разработке методической системы обучения ИЯ на 1-ом курсе заочного отделения языкового вуза и оснащении этой системы необходимыми учебными материалами, предназначенными для двух периодов обучения. Это:
1. пособие для работы студентов в период установочной сессии (ПУС), включающее тексты-полилоги в графическом и звуковом исполнении (составленные в соавторстве с носителями языка) и соответствующие им серии коммуникатив ных упражнений для развития устной и письменной речи;
2. пособие для самостоятельной работы студентов в МСП, включающее задания по аудированию (аудио тексты и видеофильмы), аутентичные тексты для чте ния различных функциональных стилей и задания к ним, аудиозапись диктантов, рекомендации по психической саморегуляции студентов (аудиозапись) в условиях умственных перегрузок и рекомендации по овладению техникой динамического чтения.
Апробация работы. Основные положения данного исследования докладывались на научно-практических конференциях:
1 /'Совершенствование системы заочного обучения ИЯ в языковом вузе". Нижний Новгород, 1993.
2. «Проблемы формирования нравственной устойчивости личности учащегося в современных условиях», Чебоксары, апрель 1993.
3. «Организация учебной деятельности: проблемы и перспективы», Набережные Челны, 1997.
4. «Язык. Культура. Деятельность: Восток — Запад», Набережные Челны, 1С)99.
5. «Иностранный язык — XXI век: актуальные проблемы методики преподавания иностранных языков в вузе», Нижний Новгород, 2000.
На защиту выносятся следующие положения;
1. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной) у студентов 1-го курса заочного отделения языкового вуза имеет свою специфику (дистантный характер обучения) и требует разработки особой системы обучения, дифференцированной для двух подсистем (период установочной сессии и последующих сессий — первая подсистема и межсессионный период — вторая подсистема) с расстановкой доминант в обучении следующим образом: 1-ая подсистема — обучение преимущественно устной речи- 2-ая подсистема — обучение преимущественно письменной речи.
Использование метода активизации на начальном этапе обучения (установочная сессия) в условиях заочного отделения языкового вуза позволяет создать прочную устную основу для дальнейшей эффективной самостоятельной коммуникативно-познавательной деятельности по овладению ИЯ.
3. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов 1-го курса 030 в межсессионный период предполагает системное использование средств дистанционного обучения ИЯ и создание специальных учебных пособий, наиболее полно учитывающих условия заочного отделения языкового вуза.
4. Регуляция психофизического состояния за счет формирования психотехничеI ских умений студентов во время занятий с преподавателем в период установочной сессии и использование ими рекомендаций по саморегуляции в межсессионный период в значительной мере способствуют поддержанию высокой работоспособности обучающихся.
ВЫВОДЫ.
1. Формирование ИКК студентов первого курса 030 языкового вуза осуществляется в ходе комплексной реализации коммуникативных, личностно формирующих целей обучения ИЯ, где основное внимание уделяется самостоятельному усвоению и применению ИЯ в различных сферах коммуникативной деятельности студента. В составе содержания обучения на 1-ом курсе 030 выделяются следующие компоненты:
1. предметный.
2. лингвистический.
3. психологический.
4. социокультурный.
5. общекультурный.
2. С учетом специфики заочного обучения ИЯ выделяются методы обучения и методы учения, особое значение приобретают методы учения. К методам обучения преподавания) относятся:
1. показ.
2. объяснение.
3. организация тренировки.
4. организация применения.
5. контроль.
К методам учения относятся:
1. ознакомление.
2. размышлений V.
3. осмысление.
4. обобщение.
6. тренировка.
7. применение.
I 8. самоконтроль.
3. К основным средствам обучения ИЯ, разработанным для двух периодов учебного процесса на 030 относятся пособия для ПУС и для МСП.
Учебное пособие для ПУС включает:
1. тексты-полилоги (в графическом и звуковом вариантах);
2. аутентичные тексты для развития компетенции в чтении и коммуникативные задания к ним (в том числе социокультурные);
3. аудио тексты и видео фильмы для развития компетенции в аудировании и задания к ним;
4. упражнения, направленные на развитие фонетических, лексических и грамматических навыков. Пособие для работы в межсессионный период включает: а) таблицу для самоопределения уровня владения иностранным языкомб) аутентичные тексты для чтения различных функциональных стилей и задания к ним (в том числе социокультурные) — в) аудиотексты и задания по аудированиюг) сборник аудиодиктантов на кассетед) сборник контрольных лексико-грамматических работе) дополнительные материалы для подготовки докладов, проектов, рефератов, записанные на флоппи диске.
I 4. Организационные формы обучения (практические занятия с преподавателем в аудитории, психотренинг, работа в ЛТСО, в лаборатории учебного телевидения, в компьютерном классесамостоятельная работа дома) задают разнообразный контекст иноязычной речевой деятельности. При этом студент не только усваивает определенное содержание, но и воспитывается как личность, способная к осуществлению межкультурной коммуникации.
5. Большой объем материала, усваиваемый в период установочной сессии за счет использования метода активизации, создает базу для последующей самостоятельной аналитической деятельности студентов в межсессионный период и обеспечива.
I ет сравнительную легкость ее протекания.
6. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов-заочников в период между сессиями связано с организацией проведения самостоятельной работы студентов, направленной преимущественно па развитие компетенции в аудировании (на базе текстов, записанных на аудио и видеокассетах), чтении (на базе аутентичных текстов, подобранных из английских и американских источников) и письме.
7. Среди этапов социокультурного развития студентов 1-го курса выделяются:
1) Ознакомление с тематикой и проблематикой обиходно-бытовой сферы общения. 2) Выполнение заданий по социокультурной интерпретации изучаемых типов текстов.
3). Решение индивидуальных познавательно-поисковых задач (проектов).
8. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило в целом выдвинутую гипотезу о том, что система обучения ИЯ, максимально отвечающая специфике заочного отделения языкового вуза, базирующаяся на социокультурном подходе в обучении и реализующая принципы метода активизации резервных возможностей личности и коллектива позволяет успешно формировать иноязычную коммуникативную компетенцию студентов 1-го курса 030 специализированного вуза. Это ' подтверждают результаты экспериментального обучения и постэкспериментальных срезов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1). В результате анализа литературы по психологическим, социолингвистическим, методическим исследованиям был сделан вывод о том, что овладение иностранным языком как средством межкультурного общения предполагает параллельное усвоение языка и соответствующей этнокультуры и, следовательно, язык должен изучаться как феномен культуры.
2). В силу специфики заочного обучения ИЯ (меньшее, по сравнению с дневной формой обучения, количество аудиторных занятийбольший объем самостоятельной коммуникативно-познавательной деятельности студентов в МСПпсихологические особенности контингента 030- структура учебного процессасредства обученияотсроченный характер контроля) процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции (языковой, речевой, социокультурной) у студентов заочного отделения языкового вуза имеет свои особенности, в связи с чем необходимо:
— на практике осуществлять социокультурный компонент цели обучения иностранным языкам;
— создать условия для эффективного языкового самообразования студентов-заочников;
— интегрировать в систему обучения на ОЗО наиболее отвечающие условиям заочного отделения языкового вуза современные обучающие технологии.
3). Теоретическое и практическое исследование показало, что практическая ценность предложенной в данном исследовании системы обучения студентов первого курса заочного отделения языкового вуза заключается в том, что она с самого начала обучения (период установочной сессии), где закладываются основы владения иностранным языком:
— мобилизует рече-мыслительную активность студентовпозволяет выбрать оптимальный автономный режим коммуникативно-познавательной деятельности студентов в МСП (с помощью ДО);
— стимулирует интерес к выполнению индивидуальных заданий- | - значительно повышает мотивацию учения в целом.
4) Повышение эффективности обучения можно отнести за счет:
— использования метода активизации резервных возможностей личности и коллектива на начальном этапе обучения;
— расширения диапазона различных видов ТСО, включая компьютер;
— привлечения средств дистанционного обучения для работы над иностранным языком в межсессионный период;
— овладения студентами приемами психологической саморегуляции (аутотренинг);
5). Дифференцированная для двух подсистем обучения (период установочной сес-I сии и последующие сессии — первая подсистемамежсессионный период — вторая подсистема) система упражнений позволяет успешно формировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции на 1-ом курсе заочного отделения языкового вуза.
Перспективность исследования заключается в возможности дальнейшей разработки вопросов, связанных с заочной формой обучения иностранным языкам, совершенствовании системы обучения иностранным языкам на 1-ом курсе заочного отделения языкового вуза, особенно в сфере дистанционного обучения, что обу-! словлено интенсивным развитием обучающих компьютерных сетей и сети Internet, которая становится все более доступной для рядового пользователя. Полученные результаты могут быть также использованы для рационализации процесса обучения не только на заочном отделении языкового вуза, но и на очных отделениях в обучении второму иностранному языку, в других гуманитарных вузах.
Список литературы
- Алхазишвили A.A. Основы овладения устной иностранной речыо. М.: Просвещение, 1988. 125с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
- Английский язык для студентов педагогических вузов. 1 курс: Учеб./Т.Т. Михайлюкова, Н. М. Ерофеева, Л. Д. Кашурникова и др. М.: Высш.шк., 1994, 368 с.
- Английский язык. Учебник для 1-го курса филологических, факультетов университетов./ Т.Н. Матюшкина-Герке, С. П. Балашова, H.H. Броссе и др.- 4-е изд., пе^р. М.: Высш шк., 1990. 527 с.
- Андреев O.A., Хромов Л. Н. Учитесь быстро читать. М., 1991. 159 с.
- Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной связи. М., 1980. 532 с.
- Аттестационные требования к владению ИЯ. // ИЯШ 1995, № 5. С.3−5
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. С.62
- Барышникова Н.Г. Ролевое поведение студента как фактор интенсификации учебного процесса.//Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе: Межвуз. сб. н. тр. Пермь, 1983. С. 14−18
- Беляев Б.В. Методика и психология. // ИЯШ.-1963,-Ы.6. С.3−6
- Й ляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова И. А. Психическая саморегуляция. М., 1978. 303 с.12'. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения ИЯ. М., 1989. 98 с.
- Берман И.М. Лексический материал для обучения чтению. // Очерки методики обучения чтению на ин. языках." Вища школа: Киев, 1977. С.115
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. С. 25
- Беспалько ВН., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. С. 71
- Бессмертная Н.В., Бориско Н. Ф., Красовская H.A. Интенсивный курс немецкого язрка. М., 1990. 380 с.
- Бим И.Л. К вопросу о методах обучения ИЯ. // ИЯШ.-1974, — N 2. С.3−6
- Бим И. Л. Система обучения иностранному языку в школе и учебник как модель ее реализации. М., 1974. 389 с.
- Бим H. J1. Методика обучения ИЯ как наука и проблемы школьного учебника. М. 1977. С. 228
- Бим И. Л. Еще раз о системном подходе к проблеме методов. // РЯН111. 1981. N 5. С.39−42
- Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд М. Л., Якушина 0.3. К проблеме базового уровня владения ИЯ в СШ //ИЯШ, 1990 № 5. С. 16−1922. ¿-им И.Л., Поляков О. Г. Аттестационные требования к владению ИЯ учащихся к концу базового курса обучения//ИЯШ-1995.-№ 5.-С.2−8
- Бим И. Л. Цели обучения ИЯ в рамках базового курса//ИЯШ. 1996. № 1 .С.4−8
- Бим И. Л. Содержание обучения ИЯ в базовом курсе//ИЯШ. 1996 № 2. С.4−9
- Бойко В.П. Профессионально ориентированная методика формирования учебных умений у студентов 1-го курса факультетов иностранных языков: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. 254 с.
- Бондаренко O.P. Основы профессионального общения. H Новгород, 1991. 16 с.
- Бориско Н.Ф. Обучение устной монологической речи с использованием видеофонограммы в интенсивном курсе на начальном этапе в языковом вузе. Дис.. канд. пед. наук. М., 1987. 226 с.
- Бориско Н.Ф., Красовская H.A. Особенности, структура и содержание начальной ступени и.о. немецкому языку в специальном ВУЗе. В сб. Совершенствование языковой и методической подготовки учителя иностранного языка. Н. Новгород, 1990. С. 32−38
- Букарева М.М. Интенсификация самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов с использованием ТСО при формировании' профессиональных умений переводчика. Дис. канд. пед. наук. М., 1986. С.89
- Бурденюк Г. М. Ритмопедия в обучении ин. языкам. Кишинев, 1985. 235 с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983, С. 11.
- Викторова Л.Г. О педагогических системах. Красноярск, 1983, С.24
- Вильялон Э.Х. Использование художественного текста для развития монологической речи на а. я: Дис.. канд. пед. наук, М. 1986, 267 с.
- Вормсбехер В.Ф., Кабин В. Н. Сто страниц в час. Теория и практика динамического чтения и рациональной работы с книгой. Кемерово, 1980. 450 с.
- Ворожцова И.Б., Перевощикова A.A., Соловьева М. С. Шайморданова Р.Ф. Интенсивный курс франц. языка и культуры как специальности: модель обучения. содержание, технологии, эксперимент. // Сб. научных статей Удмуртского университета, вып.1, 1995, С.92 103
- Вятютнев М.Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков//ИЯШ 1975 № 6.С.55−64.
- Вятютнев М.Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах//Русский язык за рубежом, 1977 № 6. С. 11−1538: Вятютнев М. Н. Теория учебника русского языка иностранного. М.: Русский язык, 1984. 144 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В кн: Исследование мышления в современной психологии. М., Наука, 1966. 234 с.
- Гальскова Н.Д. Теоретические основы образовательной политики в области подготовки учащихся по ИЯ. Диссерт.. доктора пед. наук, М., 1999, 447 с.
- Гарамова И.С. Интенсивная методика обучения ИЯ дегей дошкольного и мл. школьного возраста/а.я./. Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1998. 13 с.
- Гарбуз Л.Я. Некоторые методические вопросы обучения ИЯ с использованием гипнопедического метода.//Научные и практические вопросы обучения с использованием естественного сна. М., 1967. С. 19−23
- Гарифуллина М.М. Развитие культуры чтения как фактор интенсификации учебного и на~шого творчества студентов. В кн. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань, 1990, С.78
- Гегечкори Л.Ш. К проблеме интенсификации процесса обучения иностранным языкам взрослых. Тбилиси, 1975. 230 с.
- Гегечкори Л.Ш. Учебник французского языка. Тбилиси, 1976. 260 с.
- Гез Г. Л. Обучение чтению в интенсивном курсе ИЯ. Дис.. канд. пед. наук. М., 1979. 240 с.
- Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований//ИЯШ № 2, 1985, С. 17−23.
- Гейхман Л.К. Педагогические проблемы релаксопедии при обу ЧепИн ь 1>у'5£.1980. 206 с.
- Герасимов И.П. Проблемный диалог в адаптивном периоде обучения ИЯ в техническом вузе. Автореф. дис.. канд. пед. наук.М., 1991. 14 с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете. Дис канд. пед наук. Свердловск, 1990. 235 с.
- Гиниатуллин И.А. Самостоятельная учебная деятельность, но овладению иностранным языком на специальном факультете. Дис.. канд. псд. наук. Свердловск, 1990.235 с. 51.1р1езер В. Д. Зрение и мышление. Л., 1985. 98 с.
- Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М., 1986. 198 с.
- Гохлернер М.М., Иегер Г. В. Формирование контрольных действий в учебной деятельности по овладению иностранным языком // Fremdsprachenunterricht 1985. -№ 3. С.118
- Гохлернер М.М., Рапопорт И. А. Интенсификация обучения иностранным языкам путем развития лингвистического мышления и некоторые вопросы его применения. В сб. Проблемы повышения эффективности обучения иностранным языкам. Таллин. 1983.С.77
- Грибкова Б.П. Экзамены, которые мы выбираем //Биржа плюс карьера, Нижний Новгород № 7/24 февраля 1999I
- Гришенкова Г. А. Методика использования деловых игр при обучении менеджеров ИЯ (интенсивный курс, нем. язык): Дис.. канд. пед. наук.-М., 1995. 256 с.
- Гром E.H. Содержание и формы контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся 10−11 классов школ с углубленным изучением ИЯ. Автореферат дис. .канд. пед. наук.-М., 1999. 24 с.
- Громова Л. Г Контроль и самоконтроль как способ управления учебной деятельностью при формировании коммуникативной компетенции (русский яз. как иностр.) Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1992,17 с.
- Дмитриева Е.И. О перспективах и возможностях ДО ИЯ с использованием компьютерных телекоммуникационных сетей. // ИЯШ № 2.1997.С. 11−15
- Дмитриева Е.И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций. Автореф. дис.. канд. пед. наук. Институт РАО, М&bdquo- 1998. 16 с.
- Донгинген К. Работа над произношением в пятом классе бурятской школы: Дис.. канд. пед. наук. М., 1966. С. 129
- Дошлыгина Е.А. Методические рекомендации по обучению чтению на основе эмоционально-смыслового метода. М., 1986. 190 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984. 150 с.
- Европейский Языковой Портфель: М., МГЛУ, 1998
- Зимаков И., Мельник Б., Семина Н. Заочное образование в современной России. // Высшее образование в России, 1994, № 2. С.73−79
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе. // Сб. научных трудов МГПИЯ им. М.Тореза. М., 1980. Вып.162.С. 4−972.-Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М., 1989. С. 133
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на ИЯ. М., 1978. 125 с.
- Ьуев Д.Д. Школьный учебник. М&bdquo- 1983. 458 с.
- Игнатова Т.Н. Английский язык. -Интенсивный курс. М., 1988.310 с.
- Изаренков Д.И. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов. // Русский язык за рубежом, № 4, 1990, С 54−60.
- Ишханян Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранным языкам.(а.я. в неязыковом вузе). Дис.. канд. пед. наук. М., 1996. 242 с.
- Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком. М., 1983. 57 с. I
- Карих Т.В. Управление смысловым восприятием речи с помощью мотивационных факторов. // Совершенствование языковой и методической подготовки учителя ИЯ. Межвуз. сб. Н. Новгород, 1990. С. 101−109
- Киселев В. Об итогах работы ВШ в 1994г. и основные направления ее деятельности в 1995 г. // Высшее образование в России, 1995. № 1. С.4
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. 250 с.
- Китайгородская Г. А. Метод активизации резервных возможностей обучаемого -методич. система интенсивного направления в обучении ИЯ. // Активизация учебной деятельности. Сб. статей. Вып. 2. МГУ, 1982. С.5−16
- Китайгородская Г. А Новые подходы к обучению ИЯ. // Интенсивное обучение ИЯ. Научно-методический сб. МГУ, 1990. С.4−12
- Китайгородская Г. А., Гольдштейн Я. В., Смородинская Т. Э. Мосты доверия. Интенсивный курс русского языка. Книга для преподавателя. М., 1993. 120 с.
- Ковальчук М.А. Психологический анализ гуманистической направленности обучения (на материале ИО ИЯ). Автореферат дис.. канд. пед.наук. Исследоват. Центр проблем качества подготовки специалистов М., 1993, 20 с.
- Колшанский Г. В. Контекстная семантика. М., 1980. 543 с.
- Коряковцева Н.Ф. Обучение чтению на английском языке на первом курсе языкового вуза. Дис.. канд. пед. наук. М., 1980. 257 с.
- Кузовлев В.П., Коростелев В. С., Пассов Е. И. Иностранный язык как предмет на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранному языку. М&bdquo- 1991. С.58
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л. 1970. 274 с.
- Кузьмина Jl.Г., Сафонова В. В. Типология социокультурных ошибок в англоязычной письменной речи русских обучаемых. // ИЯШ №№ 5,6.1998.С. 10−18
- Лабутова И.В. Каким образом используются элементы актерского тренинга в интенсивном курсе? // 33 ответа на 33 вопроса. МГУ. М., 1993. С.35
- Леонтьев A.A. Психолингвистика. Л., 1967. 118 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969, 367с.
- Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. 417 с.
- Леонтьев A.A. Психология речевого общения: Автореф. дис.. доктора психол. наук. М., 1975. 37 с.
- Леонтьев А. А Предисловие к книге Л. Гегечкори «К проблеме интенсификации процесса обучения взрослых иноязычной речи». Тбилиси, 1975.18 с.
- Леонтьев A.A. Место интенсивных методов в обучении иностранным языкам. В кн: Проблемы краткосрочного обучения русскому языку иностранцев. М.: Русский язык, 1977. С.5−20
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1979, 327 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959, 411 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. 521 с.
- Лидере А.Г. Потребности ведущей деятельности и мотивация формирования новых способов деятельности. // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1981. 149 с. I
- Линдеман X. Аутогенная тренировка. М., 1981. 150 с.
- Лозанов Г. Суггестопедия в преподавании иностранных языков. // Методы интенсивного обучения ин. яз. Вып.5. М., 1979. С.53−62
- Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.7−11
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания ин. языков. М.1981. 431 с.
- Мазурик Г. Н. Влияние индивидуально-психологических качеств студентов на успешность усвоения иностранного языка. // Активизация учебной деятельности. Сб. ст. Вып.2. МГУ, 1984. С.7−10
- Марон A.B. Методы системного педагогического исследования./ и/ред. Кузьминой Н. В. Л., 1980. 305 с. 1 м! Марон A.B. С учетом будущей специальности. // Вестник ВШ. № 7. 1979. С.67−68
- Маслыко Е.А. К проблеме интенсивного обучения иноязычной речи в языковом вузе. // Методика обучения иностранным языкам /МГПИИЯ/, Минск, 1982, 17−23 стр.
- Маслыко Е.А. Интенсивный курс обучения а. я. Минск, 1989. 235 с.
- Маслыко Е.А. Устное иноязычное общение как предмет обучения. Общая методика обучения иностранному языку. М., 1991. С.218
- Мельник С.И. Коммуникативный подход к обучению ИЯ. // Методы интенсивного обучения ИЯ. М., 1982. С.29
- Методика обучения ИЯ в средней школе, п/р Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, Д. А. Миролюбова и др. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
- Методика преподавания ИЯ за рубежом. Перевод с англ., фр., нем., М., 1967. С.174
- Миньяр-Белоручев Р.К. О принципах обучения ИЯ // Общая методика обучения ИЯ: Хрестоматия/Сост. А. А. Леонтьев. М.: РЯ, 1991 — 360с.
- Миролюбов A.A. Методика обучения ИЯ как педагогическая наука. М., 1983. 578 с.
- Михалкина И.В. Лингвометодические основы системы стандартизированного тестирования по русскому языку как средству делового общения. М., 1998
- Монигетги A.B. Методика обучения немецкому языку в 3−4 классах. М., 1950. 68 с.
- Москальская О.И. Понятие «практическое овладение иностранным языком» в федней школе. // ИЯШ № 1. 1971. С.5−9
- Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм. // Вестник МГУ. Психология. № 2. 1990. С. 56−58
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977. С.42
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения ИЯ. Обучение общению. М., 1982. 214 с.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.1985. 353 с.
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев B.C. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. Общая методика обучения иностранным языкам. М&bdquo- 1991, С. 83.1.156
- Пассов Е.И., Кузовлев В. П., Коростелев В.С Материалы для проведения экзаменов по иностранному языку в 9-ом классе общеобразовательных учреждений//ИЯШ № 2.1999, С.11−13
- Примерные и авторские программы для системы высшего образования (ИЯ). Министерство общего и профессионального образования РФ- М., 1998. 135 с.
- Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организации ДО ИЯ на базе компьютерных телекоммуникаций. // ИЯШ № 6.1998.С. 18−24
- Рахманов И.В. Методика обучения немецкому языку в 8−10 классах. М., 1956.456 с.
- Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М., 1988. 223 с.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения ИЯ в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 285 с.
- Роджерс К. Взгляд на психологию. Становление человека. М.: «Прогресс», 1994. 480 с.
- Розенберг P.C., Самошин А. И. Релаксопедия и интенсивное обучение ИЯ языкам.// Интенсивные методы обучения ИЯ. М., 1979. 129 с. 1401 Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1940. 461 с.
- Савельева Э.Н. Индивидуально-психологические особенности овладения иностранным языком в ролевой игре (на материале интенсивного обучения взрослых). М., 1991. С. 17−21
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения ИЯ. М., 1966. 435 с.
- Самарова О.В. Каким образом обучают письму в интенсивном курсе? // 33 ответа на 33 вопроса. Диалог стажеров и сотрудников ЦИОИЯ при МГУ, 1993. С.99−103
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению ИЯ. М.:В.шк., Амскорт интернэшнл, 1991, 311 с.145|. Сафонова В. В. Культуроведение и социология в языковой педагогике.-Воронеж: Истоки, 1992, 160 с.
- Сафонова В.В. Программа по английскому языку для российских еврошкол. М., 1995. 84с.
- Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций, — Воронеж : Истоки, 1996, 238 с.
- Сафонова B.B. Соловова E.H. Программы для общеобразовательных учреждений. Английский язык. 5−9 классы школ с углубленным изучением И Я. М. Просвещение. 1997.62 с.
- Сафонова В.В. Иностранные языки в двуязычном образовании российских школьников. // ИЯШ № 1.1997.С.2−7
- Сафонова В.В. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 10−11 классы с углубленным изучением ИЯ. М.: Еврошкола.1999. 175 с.
- Сировский З.М. Интенсификация процесса обучения в высшей школе с помощью коплексно-гипнопедического метода. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. 19 с.
- Скляренко Н.К. и др. Обучение речевой деятельности на английском языке в школе: Пособие для учителей/ Скляренко Н. К., Онищенко Е. И., Захарова СЛ. Киев: Рад. шк., 1988. 150 с.
- Смелякова Л.П. К теории обучения чтению иноязычных художественных текстов .// Методика обучения ИЯ. Вып.4. Минск, 1989. С. 24 -28
- Советский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 795
- Соловьева Н.И. Какими средствами обеспечить нормативность речи за короткие сроки курса интенсивного обучения? // 33 ответа на 33 вопроса. МГУ, 1993, С. 71−80
- Сысоева Е.А. Возможность использования интенсивных методов в средней школе при обучении немецкому языку в классах с углубленным изучением гуманитарных предметов. Дис. канд. пед. наук. М, 1993. 214 с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программируемого обучения. МГУ, 1969. 476 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М., 1983. 3(54 с.
- Теоретические основы методики. М., 1983. 549 с.
- Тер-Минасова С. Г. Синтагматика функциональных стилей и оптимизация преподавания ИЯ., М.: Изд-во МГУ, 1986, 150 с.
- Тихонов А.Н., Иванников А. Д. Технология дистанционного обучения в России. Ч Высшее образование в России. № 3, 1994. С.22−25
- Фастовец Р.В. Управление иноязычным общением в учебных условиях. В кн. Общая методика обучения иностранным языкам. М., 1991. С. 188
- Философский энциклопедический словарь, М., 1989, С. 587.
- Фоломкина С.К. Принципы обучения чтению на иностранном языке // Методика преподавания иностранного языка в ВУЗе., Вып. 85, М., 1974. 250 с.
- Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и культурно-языковая практика преподавания иностранных языков. Автореферат дис.. докт. пед. наук, М., 1994. С.6
- Харченкова Л.И. Этнокультурные и социолингвистические факторы в обучении русскому языку как иностранному. Автореф. дис.. докт. пед. наук. Рос.пед.университет им. Герцена, Л., 1997. 32 с.
- Цетлин B.C. Педагогическое обоснование целей обучения иностранному языку в школе. // ИЯШ. № 5,1970. С.6−9
- ЧирваА. Книга в твоих руках. М., 1985. 140 с.
- Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования. Дис.. докт. пед. наук. М., 1993. 403 с. 172! Швырев B.C. Научное познание как деятельность. М., 1984. .198 с.
- Шелингер H.A. Некоторые методические проблемы создания комплекса учебных пособий по иностранному языку для студентов-заочников. // Проблемы изучения иностранных языков в заочной и вечерней высшей школе. Вып.1, Л., 1976. С. 11−13
- Шемякина Г. М. Каковы роль и место видеозаписей в курсе интенсивного обучения? // 33 ответа на 33 вопроса. МГУ, 1993. С.129−132
- Шехтер И.Ю. Роль смыслообразовательных процессов при речепорождении. // Вопросы философии. № 12. 1977. С.15−19
- Шехтер И.Ю. Необратимость антогенеза и развитие речевой деятельности на чужом языке. В кн.: Методика и психология интенсивного обучения ИЯ. М., 1981. 0.24−35
- Штернберг Л.Ф. Скоростное конспектирование. М., 1985. 78 с.
- Штульман Э.А. Методический эксперимент в системе методов исследования. Воронеж: ВГУ, 1976. 156 с.
- Щерба Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики. Л., 1947. 689 с
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. 1969. 631с.
- Abbs В., Freebairn I. Blueprint one, two. Grammar Practice.Longman. 1996, — 80 p.1821. Abbs В., Freebairn I. Blueprint one, two. Student’s Book. Longman. 1996. 140 p.183|. Abbs B., Freebairn I. Blueprint one, two. Teacher’s Book. Longman. 1996.- 280 p.
- Alexander L.G. Longman English Grammar. 1997, 374 p.
- Atkinson D. «Humanistic» approaches in the adult classroom: an affective reaction. ELT Journal 4314, 1989 24 p.
- Canale M., Swain M. «Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing». Applied Linguistics. 1980 1|1, 210 p.
- Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax, Cambridge, M.A.: M.I.T. Press. 1965,470 P
- Collins Cobuild Student’s Grammar. Practice Material by Willis. Harper Collins Publishers, 1991, 262 p.
- Giblin K. and Spalding E. Setting up a course involving self-directed learning. The Bell Education Trust Academic Reports, 1988, 89 p.
- Harmer J. The Practice of English Language Teaching. Longman, London and New York. 1996, 296 p.
- Hashemi L. With Murphy R. English Grammar in Use. Supplementary Exercises. Cambridge University Press, 1996, 126 p.
- Heaton J.B. Writing English Language Tests. Longman and New York, 1996, 192 p.
- Hymes D. On Communicative Competence.//Sociolinguistics/ Ed. by J.B. Pride and J. Holmes, Penguin Books Ltd., 1972 pp.22 269−293
- Hymes D.H. Uber Linguistische Theorien und kommunikative Kompotenz. In: Kochan D.C. Sprache und Kommunikative Kompetenz. Stuttgart, 1973, S. 109−130.
- Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. Litton Education Publishing, Inc., 1968, 420 p.
- Murphy R. English Grammar in Use.2-nd edition. A self-study reference and practice book for intermediate students, Cambridge University Press, 1995, 350 p.
- O’Dell F. English as a Foreign Language. Intermediate Examinations. Longman Exam Guides, 1996, 246 p.
- O’Malley J.M., Pierce L.V. Authentic Assessment for English Language Learners. Practical Approaches for Teachers. Addison-Wesley Publishing Company, 1996,268p.19 $. Piepho H.E. Kommunikative Didakt des englischunterrichts. Limburg, 1979.
- Savignon S.J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. Addison Wesley Publishing Company, 1983, 310 p.
- Ter-Minasova S. Language, Linguistics and Life: (A view from Russia), M.: MSU, etc. 1996, 155 p.
- Tomakhin G.D. Across the Countries of the English Language, M., «Prosveshenye'1998, 256 p.
- Tomakhin G.D. Language and Culture. Great Britain. Countries of the United Kingdom, M» «Prosveshenye», 1999, 79 p.
- Ulrich W. Grundbegriffe des Deutschunterrichts. Kiel, 19 7920fj. Van Ek J.A. The Threshold Level. Strasbourg: Council of Europe, 1980. — Oxford.: Pergamon Press, 1980. 253 p.
- Van Ek J.A., Alexander L.G. Waystage English. Oxford: Pergamon Press, 1980, 101 p.
- Van Ek J.A., Trim L.M. Threshold Level 1990. Strasbourg: Council of Europe, 1990.
- Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol.1: Scope). Strasbourg: CCQCE, 1993.
- Van Ek J.A. Objectives for Foreign Language Learning (Vol. 2: Levels). Strasbourg: CCC|CE, 1992.
- Van Ek J.A. Vantage Level. Strasbourg: council of Europe|Council for Cultural Cooperation, Education Comittee. — CUP, 1998.1
- Watson Ch. E. Management Development Through Training, 1979. 500 p.-2t2. Wunderlich D. Pragmatik, Spreech situation Deixis. In: Zeitschrift fur Literaturwissenschaft und Linguistik, 1971, S. 153−190.