Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление жесткостью как средство адаптации механических передач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Модели высокой степени достоверности дополнительно учитывают многие параметры реальных механических систем, в том числе параметры, имеющие нелинейный характер в функции координат, их производных или времени. К таким параметрам относятся зазоры и разрывный характер трения, ступенчато изменяемая жесткость и изменение массовых характеристик, подвижность центров масс звеньев и неголономность связей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ С АДАПТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
    • 1. 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ С АДАПТИВНЫМИ СВОЙСТВАМИ
    • 1. 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧ С НЕДИСКРЕТНЫМ СПОСОБОМ ПЕРЕДАЧИ СИЛОВОГО ПОТОКА
    • 1. 3. ПРИНЦИПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
    • 1. 4. СИСТЕМАТИКА АДАПТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ
    • 1. 5. ЗАДАЧИ, ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  • ГЛАВА 2. БАЗОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ С АВТОМАТИЧЕСКИ ИЗМЕНЯЕМОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 2. 1. ВАРИАНТЫ УЧЕТА НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАГРУЗКИ ВДОЛЬ КОНТАКТНОЙ ЛИНИИ АКТИВНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
    • 2. 2. УПРАВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ЗУБЬЕВ ИЗМЕНЕНИЕМ ЖЕСКОСТИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 2. 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ С МАЛОЙ НАЧАЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 2. 4. ФИЗИЧЕСКАЯ И УПРУГОСТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ С МАЛОЙ НАЧАЛЬНОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 2. 5. МНОГОРЕЖИМНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С АВТОМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЕМ ЖЕСТКОСТИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ
    • 2. 6. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИЗГИБНОЙ ЖЕСТКОСТИ ЗУБЬЕВ ОТ НАГРУЗКИ МЕТОДОМ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
    • 2. 7. СИНТЕЗ ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ С АВТОМАТИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЕМ ЖЕСТКОСТИ
    • 2. 8. УПРУГОСТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗУБЧАТОГО КОЛЕСА С ПЕРЕМЕННОЙ УГЛОВОЙ ЖЕСТКОСТ
    • 2. 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОЛЕБАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕХАНИЗМАХ С ЗУБЧАТЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ
    • 2. 10. ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
  • ГЛАВА 3. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ С НЕДИСКРЕТНЫМ СПОСОБОМ ПЕРЕДАЧИ СИЛОВОГО ПОТОКА
    • 3. 1. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ БАЗОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ФРИКЦИОННОГО РЕДУКТОРА
    • 3. 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ АДАПТИВНЫХ ФРИКЦИОНЫХ ПРИВОДОВ
    • 3. 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ФРИКЦИОННОГО ВАРИАТОРА С СИММЕТРИЧНЫМ АВТОУПРАВЛЯЕМЫМ НАТЯГОМ
    • 3. 4. РАСКРЫТИЕ СТАТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛИМОСТИ УПРУГОГО КОРПУСА
    • 3. 5. ПРИМЕР УПРАВЛЕНИЯ НАТЯГОМ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ РАЗМЕРОВ ЗВЕНЬЕВ ПРИВОДА
    • 3. 6. ИНЖЕНЕРНЫЙ РАСЧЕТ РАБОЧЕГО НАТЯГА УПРУГОГО КОРПУСА
    • 3. 7. ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ
  • ГЛАВА 4. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СИНТЕЗА МЕХАНИЧЕСКОГО АВТОВАРИАТОРА
    • 4. 1. ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ КОНСТРУКЦИЙ ВАРИАТОРОВ С РУЧНЫМ ИЛИ АВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ
    • 4. 2. УПРУГОСТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СЕПАРАТОРА АВТОВАРИАТОРА
    • 4. 3. УСТОЙЧИВОСТЬ РАБОТЫ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА С АВТОВАРИАТОРОМ
    • 4. 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЧАСТОТ УПРУГОГО СЕПАРАТОРА
    • 4. 5. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВАРИАТОРА С АВТОМАТИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ КОМПОНЕНТОВ МОЩНОСТИ СИЛОВОГО ПОТОКА
    • 4. 6. ПРИБЛИЖЕННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВАРИАТОРА НА БАЗЕ УРАВНЕНИЙ ЛАГРАНЖА
    • 4. 7. ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВАРИАТОРА НА БАЗЕ УРАВНЕНИЙ АППЕЛЯ
    • 4. 8. ДИНАМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ С НЕГОЛОНОМНОЙ СВЯЗЬЮ И УПРУГИМ ЭЛЕМЕНТОМ
    • 4. 9. УПРУГОСТАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЖЕСТКОГО СЕПАРАТОРА, СОДЕРЖАЩЕГО ЭЛЕМЕНТЫ С ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ
    • 4. 10. ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕХАНИЧЕСКОГО ПРИВОДА С ПЕРЕМЕННОЙ ЖЕСТКОСТЬЮ
    • 4. 11. ВЫВОДЫ ПО РАЗДЕЛУ

Управление жесткостью как средство адаптации механических передач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как известно, при создании и совершенствовании техногенных систем широко используется математическое моделирование систем и физических процессов, происходящих в системах. Моделирование позволяет экономить время и средства проектной деятельности, расширяет возможности конструктора особенно при реализации математических моделей на современных ПЭВМ.

Все модели вообще, модели механических систем в частности, предназначены для установления связи между параметрами системы, причинами, вызывающими движение и собственно определение параметров движения системы. Механическое движение подразумевает как относительно значимые перемещения так и малые перемещения-деформации.

В зависимости от степени сложности и ответственности синтезируемого объекта или процесса, а также содержания технического задания на их проектирование, модели имеют различную степень достоверности. Степень достоверности модели определяется степенью идеализации моделируемого объекта или процесса при составлении физической и количественной картины связей между элементами системы.

Так, к моделям первого приближения можно отнести кинематические модели механических систем, в которых звенья и связи абсолютно жесткие, все линейные и угловые размеры деталей конструкции исполнены точно по номиналам, температурных искажений нет, в связях отсутствуют зазоры, трение. Такая модель позволяет определить передаточные функции схемы, зависимые от протяженности (размеров) звеньев и характера связей между ними, результаты исследования такой модели дают исходную информацию для аналитической статики и динамики механизмов.

Моделью первого приближения также является кинетостатическая модель, содержащая обозначенные выше допущения, но дополнительно имеющая в своем составе параметры внешнего силового нагружения, вызывающего движение и вещественность (массы и их распределение) звеньев. Совокупность внешних сил и кинетических реакций масс позволяет создать картину силового нагружения звеньев и связей механизмов в движении, достаточную для выполнения эскизного проекта системы.

К моделям второго приближения следует отнести модели систем, учитывающих податливость звеньев и связей с линейным характером упругих и диссипативных сил. Модели второго приближения в математической форме представляют собой обыкновенные дифференциальные уравнения второго порядка по каждой из обобщенных координат.

Модели высокой степени достоверности дополнительно учитывают многие параметры реальных механических систем, в том числе параметры, имеющие нелинейный характер в функции координат, их производных или времени. К таким параметрам относятся зазоры и разрывный характер трения, ступенчато изменяемая жесткость и изменение массовых характеристик, подвижность центров масс звеньев и неголономность связей. Реальные системы представляются как многоконтурные с несколькими степенями свободы, с изменяемыми собственными частотами и связанными колебаниями. Математические модели реальных систем представляют собой дифференциальные уравнения с переменными коэффициентами при производных. Эти уравнения разрешимы только численными методами.

Для систем с распределенными параметрами математические модели имеют вид дифференциальных уравнений в частных производных, решение которых возможно в форме функционалов, получаемых численным анализом. Составление моделей высокой степени достоверности, их исследование, анализ результатов весьма трудоемкий процесс, а прикладные результаты представляют значительную интеллектуальную и экономическую ценность.

В настоящее время в практике конструирования механических систем доминирует принцип конструирования, основанный на высокой идеализации моделей, дополняемых эмпирической справочной информацией, полученной на основе статистических наблюдений показателей прочности, работоспособности и ресурса аналогичных изделий.

Эмпирическая статистическая информация обычно используется как дополнение к идеальной модели в форме различных повышающих или понижающих коэффициентов, введение которых в модель идет на увеличение запаса прочности, жесткости и других характеристик работоспособности изделий.

Коэффициенты составляют основное содержание справочной литературы по конструированию, их величина функционально зависит от предполагаемых реальных параметров систем, которые определяются дефектами схемного решения, набором первичных ошибок изготовления элементов систем и их монтажа, силовыми и температурными деформациями корпусных и подвижных деталей, режимом нагружения и эксплуатации изделия, внешними условиями его функционирования, изменением свойств материалов, эволюцией геометрии активных поверхностей элементов системы и др., тем самым коэффициенты предназначены компенсировать неполное знание объекта конструирования.

Естественно, что любой эмпирический материал, полученный при наблюдении за аналогами системы, из-за его приблизительности, не будет адекватен синтезируемой системе и процессам в ней происходящим, тем самым этот традиционный и устоявшийся принцип конструирования объективно не дает оптимальной конструкции по энергетическим, технологическим, массо-габаритным и иным общим выходным параметрам системы.

Для ответственных механических систем с высокими выходными требованиями к ним и к надежности функционирования на гарантируемый срок ресурса (авиация, космонавтика, изделия военного назначения, транспортные системы, энергетические машины и др.), используется принцип конструирования, основанный на математических моделях высокой степени достоверности, в которых учитываются многие реальные свойства объекта, полученные эмпирически на опытных экземплярах проектируемого объекта, в условиях и режимах реальной его эксплуатации.

Ясно, что этот принцип конструирования требует значительных материальных и временных затрат, поэтому реализуется только в случаях, когда экономическая состоятельность проекта не является доминирующим критерием его оценки.

Не отрицая полезности отмеченных выше устоявшихся принципов конструирования, в настоящее время теоретически обоснован и детально разработан принцип конструирования механических систем наделением систем, как на стадии их схемного синтеза, так и при конструировании элементов системы, свойством адаптации к реальным параметрам систем, при этом вредное влияние реальных параметров исключается или ослабляется.

Научная база предлагаемого принципа конструирования создана на кафедре теории механизмов и машин Омского государственного технического университета под руководством заведующего кафедрой, доктора технической наук, профессора Балакина П. Д., она достаточно полно изложена в [45 -79], на этой базе разработаны многие технические решения механических систем, например [20, 21, 23, 26, 29, 31 — 37, 118]. Разработка механической системы с новыми свойствами не требует этапа создания моделей высокой степени достоверности, кроме того, в любой модели все же не удается адекватно учесть реальные параметры, так как одна группа параметров имеет вероятностное проявление (первичные ошибки изготовления и сборки), вторая — детерминированное (силовые деформации, температурные искажения), причем обе группы объектов перекрестно взаимосвязаны. Наделение системы адаптивными свойствами допускает неполное знание реальной систем, но фактически обеспечивает самоорганизующее поведение системы, направленное на ослабление неопределенностей и возникновение новых полезных функциональных свойств, придающих системе новое качество, что представляется весьма актуальным.

Настоящая работа является развитием научного направления и его технических приложений.

Используя фундаментальное положение о том, что универсальными средствами адаптации механических систем является их правильное строение и дополнительное к основному движение звеньев, особое внимание будет уделено дополнительному движению, причем в основном только за счет выбора рациональных параметров жесткости элементов системы и их автоуправления от уровня внешних воздействий на систему. В качестве объекта исследования выбран механический привод, построенный на зубчатых и фрикционных передачах, как наиболее распространенных в приводах энергетических, технологических и транспортных машин.

Несмотря на всестороннюю и глубокую изученность объекта, наличие добротных методик его проектирования, технологической реализации, а также ограниченность выбранных нами средств, улучшение эксплуатационных возможностей привода удалось реализовать в русле реализации принципа конструирования механических систем, наделением объекта свойством адаптации без переусложнения конструкции, функционирующей на основании законов механики и состоящей исключительно из механических элементов.

Представленная диссертация состоит из 4 глав.

В первой главе дан аналитический обзор конструкций механических передач, а также известных принципов конструирования механических систем. Представлен и обоснован принцип конструирования путем наделения систем свойством адаптации к первичным, силовым и температурным ошибкам.

Во второй главе рассматривается механический привод на базе зубчатой передачи, с лучшей динамикой пересопряжения зубьев и пониженной виброактивностью, наделенной свойством адаптации к переменному внешнему нагружению за счет автоматического управления жесткостью зацепления, а также техническое решение с реализацией предлагаемого принципа конструирования, представлена упругостатическая модель такой передачи, проведена оценка напряженно — деформированного состояния материала и определен закон управления жесткостью.

В третьей главе представлено техническое решение фрикционного планетарного редуктора с автоматическим и симметричным управлением натягом в зависимости от уровня силового потока, создана упругостатическая модель фрикционной передачи, наделенной свойством адаптации к переменному внешнему нагружению.

В четвертой главе обосновано техническое решение фрикционного вариатора с автоуправлением компонентов мощности трансформируемого силового потока, разработана динамическая модель механического привода с адаптивными свойствами, приведены результаты исследования модели.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ.

1. Подтверждена эффективность принципа конструирования зубчатых и фрикционных приводов, включая приводы вариаторного типа, наделением их свойством адаптации к условиям переменного внешнего нагружения.

2. Разработано, на уровне патента на изобретение, техническое решение зубчатой передачи с ослабленной динамической составляющей передаваемого силового потока, такая передача способна автоматически изменять жесткость зацепления при изменении внешнего нагружения. Эффект достигается адекватным внешнему нагружению изменением изгибной жесткости зацепления.

3. Получен закон управления угловой жесткостью сг, упругого элемента посредством специальной цепи управления и геометрических особенностей колеса предлагаемой конструкции при переменном внешнем нагружении.

4. Создана и исследована упругостатическая модель зубчатого колеса модифицированной конструкции. Определена закономерность изменения угловой жесткости сугя, необходимой для синтеза цепи управления. Найдены пределы изменения такой жесткости в зависимости от момента нагрузки в исследуемом интервале.

5. С помощью метода конечных элементов на базе пакета MSN/NASTRAN исследовано напряженно-деформированное состояние материала при различной величине передаваемого силового потока. Получены картины распределения напряжений и деформаций для различных внешних нагрузок. Проведена оценка возникающих эквивалентных напряжений и их нормальных составляющих при плоском напряженном состоянии, по условию замыкания узкой части одной прорези.

6. Для исследуемого интервала нагрузок найдена необходимая высота прорези в момент замыкания верхней узкой ее части и определено потребное значение изгибной жесткости зацепления, обеспечивающей такое замыкание.

7. Определены значения собственных частот зубчатой передачи с колесом модифицированной конструкции для отстройки от возможного возникновения резонансов на частотах пересопряжения.

8. Разработано техническое решение фрикционной передачи для автоматического создания двухстороннего и симметричного управления натягом во фрикционных контактах в зависимости от уровня передаваемого силового потока, что подтверждает предположение о наличии ресурса потенциальной способности к адаптации фрикционных приводов в сравнении с зубчатыми. Предлагаемое решение позволяет синтезировать схемы энергосовершенных, технологичных, безвибрационных приводов.

9. На уровне патента на полезную модель предложено техническое решение фрикционного вариатора путем введения в строение вспомогательной управляющей цепи, способной автоматически регулировать передаточную функцию в зависимости от уровня силового потока.

10. На уровне патента на полезную модель создано техническое решение жесткого сепаратора в конструкции автоматического фрикционного вариатора с определенностью движения промежуточных тел, что позволяет обеспечить полное использование располагаемой мощности за счет эксплуатации двигателя на стабильном экономичном режиме независимо от переменного внешнего нагружения.

11. Создана и исследована динамическая модель привода с неголономной связью, содержащего элементы с переменной жесткостью. Результаты динамического исследования, полученные на конкретной конструкции автовариатора позволили определить область заданных значений жесткости, для стационарного режима работы двигателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей диссертационной работе в качестве объекта проектирования выбран механический привод, самоорганизация которого осуществляется исключительно за счет реализации законов механики. Показана возможность применения прогрессивного принципа конструирования механических систем путем наделения их на стадии проектирования свойством адаптации к реальным условиям изготовления и эксплуатации, что позволило создать оригинальные конструкции зубчатых и фрикционных редукторов, подтвержденных соответствующими патентами на изобретения.

Схемы вновь созданных приводов имеют принципиальную механическую новизну, они получены путем придания новых свойств связям между звеньями передачи, применением автоматического управления жесткостью элементов зубчатой передачи, созданием симметричного автоуправляемого натяга во фрикционных контактах вариатора, а также оригинальной конструкции ведомого звена автовариатора с определенностью движения промежуточных тел качения для автоматического изменения передаточного отношения, что обеспечивает стационарный режим работы двигателя.

Еще раз отметим, что использованный принцип конструирования в создании автоматических механических приводов, как на базе фрикционных, так и зубчатых передач, открывает широкие возможности для дальнейшей работы в выбранном направлении по созданию новых перспективных схем, расширению области применения и внедрению технических решений в реальные механические приводы современных машин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адаптивные системы автоматического управления под ред. В. Б. Яковлева. Изд- во Ленингр. ун-та, 1984. -204 с.
  2. Адаптивные системы и их приложения / Под. Ред. Медведева А. В. -Новосибирск: Наука, 1978.- 183 с.
  3. А.Г. Оптимальные и адаптивные системы. М.: Высшая школа, 1989.-293 с.
  4. А.с. 1 004 692 СССР, МКИ3 F 16 Н 1/28. Планетарная зубчатая передача/ В. Г. Небогин, В. В. Преженцев (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1983. -№ 10.
  5. А.с. 1 033 802 СССР, МКИ3 F 16 Н 55/17. Зубчатая передача/ В. И. Беляев (СССР) //Открытия. Изобретения. 1983. — № 29
  6. А.с. 1 041 781 СССР, МКИ3 F 16 Н 1/48. Планетарная передача. /В.Г. Небогин, Е. А. Воробьевский (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1983. -№ 34.
  7. А.с. 1 059 333 СССР, МКИ3 F 16 Н 55/14. Упругое зубчатое колесо/ Н. Я. Биндер (СССР) //Открытия. Изобретения. 1983. — № 45
  8. А.с. 1 059 334 СССР, МКИ3 F 16 Н 55/17. Зубчатое колесо/ В. Б. Редькин (СССР) //Открытия. Изобретения. 1983. — № 45
  9. А.с. 1 128 023 СССР, МКИ3 F 16 Н 1/28. Планетарная зубчатая передача. /В.Г. Небогин, В. В. Кигель (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1984. № 45.
  10. А.с. 1 125 447 СССР, МКИ4 F 25 В 9/00. Шариковый подшипник механизма привода газовой холодильной машины. /А.В Бородин, П.Д. Бала-кин, М. Ю. Степанов (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1984. № 43.
  11. А.с. 1 180 611 СССР, МКИ4 F 16 Н 57/12. Планетарная передача Лыся-кова В.Г. /В.Г. Лысяков (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1985. № 35.
  12. А.с. 1 186 880 СССР, МКИ4 F 16 Н 57/08. Планетарная передача. /С.В. Бондаренко (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1985. № 39.
  13. А.с. 1 213 294 СССР МКИ4 F 16 Н 55/17. Зубчатое колесо/С.А. Беляев, А. А. Каримов (СССР)// Открытия. Изобретения. 1986.- № 7.
  14. А.с. 1 352 118 СССР, МКИ4 F 16 Н 1/48. Планетарная передача. /В.Д. Белый, С. А. Макеев, А. В. Бородин, Н. М. Чернов (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1987. № 42.
  15. А.с. 249 883 СССР, МКИ F 16. Планетарный зубчатый редуктор/ Е. Л. Фельдман (СССР)// Открытия. Изобретения. -1969. № 25.
  16. А.с. 693 077 СССР, МКИ2 F 16 Н 1/48. Планетарная зубчатая передача. / М. С. Кауфман (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1979. № 39.
  17. А.с. 804 960 СССР, МКИ3 F 16 Н 55/14. Зубчатое колесо/ М.П. Козоч-кин, В. Д. Кузнецова (СССР) //Открытия. Изобретения. 1981. — № 6
  18. А.с. 853 251 СССР, МКИ3 F 16 Н 55/14. Зубчатая передача/ О. И. Пальчиков, Н. Е. Олейников (СССР) //Открытия. Изобретения. 1981. — № 29
  19. А.с. 950 983 СССР, МКИ3 F 16 Н 1/28. Планетарная передача. /Ф.И. Плеханов (СССР)// Открытия. Изобретения.- 1982. № 30.
  20. А.с. № 1 441 116, МКИ5 F 16 Н 13/08, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, А. В. Бородин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1988. № 44.
  21. А.с. № 1 541 405 СССР, Мкл.5 F 04 В 1/16, Механизм привода преимущественно поршневой машины/ А. В. Бородин, Н. Х. Хамитов, П. Д. Балакин, С. А. Макеев (СССР) // Открытия. Изобретения. 1990. № 5.
  22. А.с. № 1 550 295 СССР, Мкл.4 F 25 В 9/00, Холодильно газовая машина/ П. Д. Балакин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1990. № 10.
  23. А.с. № 1 698 540 СССР, Мкл.5 F 16 Н 13/08, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1991. № 46.
  24. А.с. № 1 728 558 СССР, Мкл.5 F 16 Н 13/08, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, А. В. Бородин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1992. № 15.
  25. А.С. № 1 733 777, кл. F 16 Н 55/14, Зубчатая передача/ П. Д. Балакин, И. Л. Рязанцева, О. М. Троян (СССР)// Открытия. Изобретения. 1992. № 18
  26. А.с. № 1 772 480 СССР, Мкл.5 F 16 Н 15/03, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1992. № 40.
  27. А.с. № 177 249 СССР, Кл.5 F 47 h 14, Фрикционная бесступенчатая передача/ В. А. Светозаров (СССР) // Бюл. изобретения. 1966. № 24.
  28. А.с. № 1 783 202 СССР, Мкл.5 F 16 Н 21/40, Механизм для преобразования вращательного движения в возвратно поступательное и наоборот/ С. А. Макеев, П. Д. Балакин, А. В. Бородин (СССР) // Открытия. Изобретения. 1992. № 47.
  29. А.с. № 1 796 820 СССР, Мкл.5 F 16 Н 13/06, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, А. В. Бородин, О. М. Троян (СССР) // Открытия. Изобретения. 1993. № 7.
  30. А.с. 2.023.917 (Россия), Мкл.5 F 16 Н 15/00, Автоматический фрикционный вариатор/ П. Д. Балакин, О. М. Троян (Россия) // Открытия. Изобретения. 1994. № 22.
  31. А.с. 2.101.584 (Россия), Мкл.6 F 16 Н 15/50, Автоматический фрикционный вариатор/ П. Д. Балакин, В. В. Биенко (Россия) // Открытия. Изобретения. 1995. № 1.
  32. А.с. № 2 120 070, Мкл.6 F 16 Н 15/50, Автоматический фрикционный вариатор/ П. Д. Балакин, В. В. Биенко (Россия)// Открытия. Изобретения. 1998. № 28.
  33. А.с. № 2 122 670, Мкл.6 F 16 Н 15/50, Автоматический клиноременный вариатор. / П. Д. Балакин, В. В. Биенко (Россия)// Открытия. Изобретения. 1998. № 33
  34. А.с. № 2 224 936, Мкл.6 F 16 Н 15/50, Шкив/ Балакин П. Д., Биенко В. В., Жуков А. В. (Россия)// Открытия. Изобретения. 2004. № 6
  35. А.с. № 2 225 552, кл. F 16 Н 55/14, Зубчатая передача/ П. Д. Балакин, Филлипов Ю. О., Михайлик О. С. (Россия) //Открытия. Изобретения. 2004. № 7
  36. А.с. № 27 335, кл. F 16 Н 15/50, Автоматический фрикционный вариатор/ П. Д. Балакин, Ю. О. Филлипов, О. С. Михайлик (Россия) //Открытия. Изобретения. 2003. № 2
  37. А.С. № 45 491, МПК7 F 16 Н 13/08, Фрикционный планетарный редуктор/ П. Д. Балакин, О. С. Михайлик, A.M. Кропачев (Россия) //Открытия. Изобретения.
  38. Айрапетов Э. Л, Генкин М. Д., Косарев О. И. Расчетно экспериментальное определение нагрузочных характеристик зубчатых муфт. — М.: Наука, 1974.-214 с.
  39. Э.Л., Генкин М. Д. Деформативность планетарных механизмов. М.: Наука, 1973. — 212 с.
  40. Э.Л., Генкин М. Д., Ряснов Ю. А. Статика зубчатых передач. -М.: Наука, 1983.-142 с.
  41. Э.Л., Мирзаджанов Д. Б. Зубчатые соединительные муфты. -М.: Наука, 1991.-250 с.
  42. , Л.И., Артеменко Н. П., Костюк Д. Н. Цилиндрические зубчатые колеса.
  43. В.И. Справочник конструктора машиностроителя: В 3 — хт. Т.З. — 7 — е. изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 720.: ил. ISBN 5−217−1 110−6 (Т.З), ISBN 5−217−389−8.
  44. И.И., Зиновьев В. А., Умнов Н. В., Некоторые задачи синтеза механических систем с вариатором., ж. Механика машин. Вып. 19−20. с. 54−60.
  45. П.Д. Синтез механических передач с адаптивными свойствами: Дис. докт. техн. наук. Новосибирск: НЭИ, 1993. -300с.
  46. П.Д. Наделение зубчатого привода свойством адаптации.// Зубчатые передачи: Современность и прогресс: Тез. докл. Одесса, 1990.-с. 10−11
  47. П.Д. Систематика и особенности строения механических приводов, наделенных свойством адаптации// Проблемы машиностроения и металлообработки/ ОмПИ. Омск, 1992. — с. 10−15
  48. П.Д. Выбор средства адаптации зубчатых передач// Теория реальных передач зацеплением: Тез. докл. Курган, 1993. — с. 35 -36
  49. П.Д. Особенности строения и статика механического привода, наделенного свойством адаптации// Механика процессов и машин/ Ом-ГТУ.-Омск, 1994.-c.4-ll
  50. П.Д. Синтез схем фрикционных адаптивных передач с авто-управляемым натягом // Механика процессов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Омск, 1996. Кн 1. с. 53−57
  51. П.Д. Оптимизация схемы и расширение кинематических возможностей адаптивных фрикционных редукторов // Механика процессов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Омск, 1996. Кн 1. с. 53 57
  52. П.Д. Влияние цепи управления на динамику механических передач с адаптивными свойствами // Прикладные задачи механики: Межвуз. Сб. науч тр. Омск, 1997. Кн. 1 с. 14 17
  53. П.Д., Выбор средств адаптации зубчатых передач // Проблемы анализа и синтеза механизмов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Новосибирск, 1997. с. 54−58
  54. П.Д. Многорежимная зубчатая передача с адаптивными свойствами //Теория реальных передач зацеплением: Информ. мат. шестого междунар. симп. Курган, 1997. Ч. 2. с. 11
  55. П.Д. Наделение свойством адаптации как принцип конструирования механических систем // Теория реальных передач зацеплением: Информ. мат. шестого междунар. симп. Курган, 1997. Ч. 2. с. 21 23
  56. П.Д. Принцип конструирования механических систем // Бесступенчатые передачи, приводы машин и промысловое оборудование: Тез. докл. первой междунар. конф. Калининград: КГТУ, 1997. с. 6
  57. П.Д. Технические решения механических приводов, наделенным свойством адаптации // Проблемы анализа и синтеза механизмов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Новосибирск, 1997. с. 41 -47
  58. П.Д. Цели создания и особенности строения фрикционных механических передач с адаптивными свойствами // Проблемы анализа и синтеза механизмов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Новосибирск, 1997. с. 47 54
  59. П.Д. Динамическая модель механического привода с автовариатором на базе уравнений Аппеля. // Анализ и синтез механических систем: Сборник научных трудов. / Под ред. В. В. Евстифеева Омск: ОмГТУ, 1998.-с. 29−33
  60. П.Д. Влияние цепи управления на поведение механического привода с автовариатором. // Омский научный вестник. Омск: ОмГТУ, 1999.-Вып. 6. с. 32−33
  61. П.Д. Принципиальные схемы и режимы работы автовариатор-ных трансмиссий. // Омский научный вестник. Омск: ОмГТУ, 2001. -Вып. 15. с. 65−68
  62. П.Д., Бородин А. В., Троян О. М. Опыт применения планетарного редуктора в малогабаритных машинах без смазки.// Теория реальных передач зацеплением: Тез. докл. Курган, 1983. — т. 2. — с. 81
  63. П.Д., Биенко В. В. Базовая схема и расчетные модели фрикционного автовариатора // Бесступенчатые передачи, приводы машин и промысловое оборудование: Тез. докл. первой междунар. конф. Калининград: КГТУ, 1997. с. 11
  64. П.Д., Биенко В. В. Модель механического привода с автовариатором // Теория реальных передач зацеплением: Информ. мат. шестого междунар. симп. Курган, 1997. Ч. 2. с. 101−104
  65. П.Д., Биенко В. В. Принцип конструирования и перспективные схемы современных автовариаторов. // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы III Международной научно технической конференции. — Омск, 1999. с. 35
  66. П.Д., Биенко В. В., Михайлик О. С., Автовариаторные механические трансмиссии // Развитие оборонно промышленного комплекса на современном этапе: Материалы научно технической конференции, Омск, 2003, с. 72 — 73
  67. П.Д., Гололобов Г. И. Динамическое поведение механического привода с автовариатором. // Анализ и синтез механических систем: Сборник научных трудов. / Под ред. В. В. Евстифеева Омск: ОмГТУ, 1998.-с. 33−37
  68. П.Д., Гололобов Г. И., Биенко В. В. Динамика и элементы синтеза электромеханического привода с автовариатором. Омский научный вестник, № 2, март, 1998, с. 59 63
  69. П.Д., Гололобов Г. И., Михайлик О. С. Моделирование цепи управления механического автовариатора. Омский научный вестник, № 1,март, 2003, с. 48−50
  70. П.Д., Жуков А. В. Силовая статика однополостного гиперболоида как звена плоскоременного автовариатора. Омский научный вестник. Омск: ОмГТУ. 2001.- Вып. 18. — С. 92−95.
  71. П.Д., Михайлик О. С. Автоизменение жесткости несущих элементов как средство адаптации многорежимных передач. Сб. «Динамика систем, механизмов и машин» Материалы IV международной научно -технической конференции, Книга 1, Омск, 2002, с. 12−14.
  72. П.Д., Михайлик О. С. Управление динамическим взаимодействием зубьев изменением жесткости зацепления //Анализ и синтез механических систем: Сб. науч. трудов. Омск: ОмГТУ, 2004. с. 88 92.
  73. П.Д., Михайлик О. С. Управления жесткостью элементов как средство адаптации механических систем // Прикладные задачи механики: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Евстифеев, Омск: Изд во ОмГТУ, 2003, с. 83−87
  74. П.Д., Михайлик О. С. Упругостатическая модель зубчатой передачи с автоизменяемой жесткостью зацепления //Анализ и синтез механических систем: Сб. науч. трудов. Омск: ОмГТУ, 2004. с. 84 87.
  75. П.Д., Рязанцева И. Л. Зубчатые передачи с адаптивными свойствами/ Омск. гос. тех. ун-т. Омск, 1996. — 166 с. — Деп. в ВИНИТИ 30.01.96,№ 335-В 96 г.
  76. Балакин П. Д, Рязанцева И. Л., Троян О. М. Зубчатая передача с малой начальной жесткостью зацепления. В кн: Зубчатые передачи. Современность и прогресс. Тезисы докладов. Одесса, 1990. с 11−12
  77. Балакин П. Д, Рязанцева И. Л., Троян О. М. Физическая модель зубчатой передачи с адаптивными свойствами // Проблемы анализа и синтеза механизмов и машин: Межвуз. Сб. науч тр. Новосибирск, 1997. с. 58−65
  78. С.А., Балакин П. Д. Определение характера контакта во внешнем и внутреннем червячном зацеплении// Анализ и синтез механизмов на электронных вычислительных машинах/ ОмПИ. Омск, 1975.-с. 167−170.
  79. О.В. Самоустанавливающиеся зубчатые колеса. Минск: Наука и Техника, 1983. -312 с.
  80. О.В., Жук И.В., Неделькин А. Н. Зубчатые передачи с повышенной податливостью зубьев. Минск: «Наука и техника», 1993. 183 с.
  81. Э.Б. Зубчатые передачи с улучшенными свойствами. М.: Машиностроение, 1974. — 264 с.
  82. И.И. Колебания машин с механизмами циклового действия. -Д.: машиностроение, 1990. 309 с. — ISBN 5−217−955−1
  83. И.И., Коловский М. З. Нелинейные задачи динамики машин. -Ленинград: 1968, 280 с.
  84. М.Д. Вибрации механизмов с зубчатыми передачами/ под ред. Э. Л. Айрапетов. -М.: Наука, 1978. 128 с.
  85. М.Д. Динамические процессы в механизмах с зубчатыми передачами/ под ред. Э. Л. Айрапетов. М.: Наука, 1976. — 156 с.
  86. М.Д. Статика и динамика механизмов с зубчатыми передачами/ под ред. Э. Л. Айрапетов. М.: Наука, 1974. — 214 с.
  87. ГОСТ 21 354–75. Передачи зубчатые цилиндрические, эвольвентные. Расчет на прочность. -М.: Госстандарт, 1976. 61с.
  88. К.И., Рязанцева И. Л. Профильная модификация зубьев колес эвольвентных цилиндрических передач с учетом деформации зацепления// Изв. Вузов. Приборостроение. 1981. — № 5. — с. 53 — 59
  89. Л.Т. Начала теории структуры механизмов Новокузнецк: Сиб. гос. горно — металлург, акад., 1994. — 101 с.
  90. А.Н. Удар и сжатие упругих тел Избранные труды, Т 1, Киев изд. УССР, 1952
  91. Заявка 0.084.197 ЕВП (ЕР), МКИ3 F 16 Н 1/28. Планетарная передача. Опубл. 83.07.27//Изобретения в СССР и за рубежом. 1983. — № 30.
  92. Заявка 2.161.888 (Великобритания), МКИ F16 Н 55/14. Устройство для демпфирования зубчатого колеса. Опубл. 86.01.22// Изобретения стран мира.- 1986.-№ 4.
  93. Заявка 2.442.588 (ФРГ), МКИ3 F 16 Н 1/28. Планетарная передача. Опубл. 26.03.81//Изобретения в СССР и за рубежом. 1981. — № 13.
  94. Заявка 2.568.340 (Франция), МКИ4 F 16 Н 1/48. Эпициклическая зубчатая передача. Опубл. 83.01.31.//Изобретения стран мира. 1986. -№ 5.
  95. О. К. Метод конечных элементов в технике.— М.: Мир, 1975.-541 с.
  96. Зубчатые передачи: Современность и прогресс. Всесоюзная научно- техническая конференция. Тезисы докладов, (сентябрь 1990). -Одесса, 1990.-144 с.
  97. Г. Б., Осипов Г. В. Распределение нагрузки и напряженное состояние в прямых зубьях цилиндрических передач// Машиностроение.- 1975.-№ 4.-с. 91 -96.
  98. Г. Б. Детали машин: учебник для студентов машино-строит. спец. вузов. М.: Машиностроение, 1988. — 368 е.: ил. — ISBN 5217−217−4
  99. С.Н., Есипенко Я. И., Раскин Я. М. Механизмы. Справочник.- 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С. Н. Кожевникова. М.: Машиностоение.1976, 786 с.
  100. С.Н. Основания структурного синтеза механизмов -Киев: Наук. Думка, 1979. 232 с.
  101. М.З. Динамика машин. JI.: Машиностроение, 1989. -263 е., ил.
  102. А.И., Решетов Д. Н. Повышение несущей способности и долговечности зубчатых передач. М.: Машиностроение, 1968, — 288 с.
  103. В.Н. Планетарные передачи: Справочник. JL: Машиностроение, 1977. — 536 е., ил.
  104. А.И. Об одном классе механизмов с неголономными связями. Труды ИМАШРАН. Семинар по ТММ. Том XV. Вып. 58.1955 г.
  105. Ф.Л. Теория зубчатых зацеплений. М.: наука, 1968 -584 с.
  106. А.И. Аналитическая механика. М.: ГИФМЛ, 1961.-824 с.
  107. О.С. Преобразователь движения шагового типа // Прикладные задачи механики: Сб. науч. тр. / Под ред. В. В. Евстифеев, Омск: Изд во ОмГТУ, 2003, с. 92 — 96
  108. О.Г. Теория механизмов и машин. М.: Наука, 1984. — 432 с.
  109. .В., Соловьев И. Г. Системы прямого адаптивного управления. М.: Наука, 1989. — 129 с.
  110. Я.Г. Введение в теорию механических колебаний: Учеб. Пособие для вузов. 3-е изд., перераб. — М.: Наука. Гл. ред. физ. — мат. лит., 1991.-256 с.-ISBN 5−02−14 137−2
  111. Я.Г., Губанова И. И. Устойчивость и колебания упругих систем. М.: Наука, 1987. 852 с.
  112. Патент 2.035.650 (Россия), Мкл.5 F 16 Н 13/08, Фрикционный планетарный редуктор/ А. В. Бородин, Н. Х. Хамитов, П. Д. Балакин, С. А. Макеев (Россия) // Открытия. Изобретения. 1995. № 14.
  113. Патент 4.468.985 (США), МКИ4 F 16 Н 57/12. Планетарная передача. Опубл. 84.09.04//Изобретения в СССР и за рубежом. 1984. — № 1.
  114. Патент 4.524.643 (США), МКИ4 F 16 Н 57/12. Планетарная передача. Опубл. 85.06.25//Изобретения стран мира. 1985. — № 4.
  115. Патент 4.771.654 (США), МКИ4 F 16 Н 55/14. Зубчатая передача. Опубл. 88.09.22.//Изобретения стран мира. 1988. — № 6.
  116. А.И. Динамические нагрузки в зубчатых передачах с прямозубыми колесами. М., Изд. академии наук СССР, 1956,134 с.
  117. Г. С., Яковлев А. П., Матвеев В. В. Справочник по сопротивления материалов. Киев: Наукова Думка, 1975. — 704 с.
  118. Повышение несущей способности механического привода/ Под редакцией В. Н. Кудрявцева. JL: Машиностроение, 1973. -223 с.
  119. Л.Н. Конструирование рациональных механизмов. М., Машиностроение, 1967. — 208 с.
  120. Л.Н. Самоустанавливающиеся механизмы: Справочник -2-е изд. М., Машиностроение, 1985. — 272 с.
  121. И.Л. Снижение чувствительности зубчатых передач к деформации зацепления // Механика процессов и машин: Сб. тр. -Омск, 1994.
  122. Справочник конструктора точного приборостроения/ Г. А. Верко-вич, Е. Н. Головенкин, В. А. Голубков и др.- Под общ. Ред. К.Н. Явлен-ского, Б.п. Тимофеева, Е. Е. Чаадаевой. Л.: Машиностроение. Ленингр. Отд — ние, 1989. — 792 е.: ил. ISBN 5−217−416−9
  123. Теория механизмов и машин/ Под ред. К. В. Фролова. М.: Высшая школа, 1987.-495 с.
  124. УмновН.В. Графический метод решения задач динамики механизмов с вариатором. М.: Машиноведение, № 9, 1967.
  125. В.Н., Фрадков А.Л, Якубович В. А. Адаптивное управление динамическими объектами. М.: Наука, 1981. — 448 с.
  126. А.Л. Адаптивное управление в сложных системах. Беспоисковые методы. М.: Наука, 1990. — 292 с.
  127. И.Н., Кистьян Я. Г. Экспериментальное определение жесткости зубьев прямозубых цилиндрических колес внешнего зацепления // Повышение нагрузочной способности зубчатых передач и снижение их веса. М.: ЦНИИТ МАШ. Кн. 81.
  128. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.404 с.
  129. В.Н. Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. Т. 3. Колебания машин, конструкций и их элементов/ Ф. М. Диментберга. -М.: Машиностроение, 1980. 544 с, ил.
  130. Д.Г. Расчет конструкций в MSC/NASTRAN for Windows. М., ДМК Пресс, 2001. -448с., ил.(Серия «Проектирование»)
  131. Экономический патент 21 3109(GDR), МКИ F 16 Н 55/17. Упругая шестерня с внутренним зацеплением. Опубл. 84.09.05 // Изобретения в СССР и за рубежом. 1984. — № 36.
  132. РСТ (WO). Международная заявка № 85/1 334, МКИ F 16 Н 55/14. Зубчатая передача. Опубл. 85.03.28//Изобретения стран мира. -1985.- № 8.
  133. РСТ (WO). Международная заявка № 82/1 753, МКИ F 16 Н 1/28. Конструкция планетарного редуктора. Опубл. 82.05.27//Изобретения в СССР и за рубежом. 1982. — № 14.
  134. Такахиси Хисаёси. Привод с планетарным роликовым мультипликатором. Кикай Сэккэй, Machine Desing, 1985, 29, № 10. с. 100 -105. (Япония)
  135. Такахиси Хисаёси. Сравнительные характеристики зубчатых и фрикционных планетарных редукторов. Кикай Сэккэй, Machine Desing, 1985,29,№ 11.-с. 97−101. (Япония)
  136. Sumann R. Traction Fluids. Kraft echliissige. Kraft ubertgagung dureh Fliissing keiten mit hohem Reiwert. Antriebtechnik, 1974, 13, № 11, c. 629 -635.
  137. Mac Gregor. C. W. Деформация длинного зуба зубчатой передачи.// Сб. Переводов по зубчатым зацеплениям. Ростов Н/Д, 1962. — с. 117−185
  138. T.J. Деформация и моменты в консольной пластинке бесконечной длины от сосредоточенной нагрузки. Ростов Н/Д, 1962. -с. 153- 176.
  139. E.J., Seireg А. Исследование напряжений у корня зуба зубчатых колес с использованием консольной пластины в качестве моделей зуба // Редуктостроение и детали машин: Экспресс информ. / ВИНИТИ. — М., 1960. — № 2. — с. 1 -14
  140. Yeaple F. Metal to — metal traction drive new have nevlese of live. -Product Engineering (USA), 1971,42, № 15,33−37 (англ.)
  141. К. Деформация и напряжения в консольной плите конечной длины. Bull. ISME, 1972. vol. 15, N 79, p. 116−130
  142. Timmers J. Einflus fertigundstechnisch und lastbedingter Achsversetzungen in Stirnradgestrieben auf Zahnverformung. Jnd — Anz., 1965, Bd. 87, № 71, S. 1771−1778.
  143. Irwin G. R. Structural Mechanics. New York: Pergamon Press, 1960.
  144. F. M., Stone D. E. // J. Strain analysis. 1966. — 1. — № 2. -p. 145.
  145. Dugdale D. S. Yielding of steel sheets containing slits// J. Mech. and Phys. Solids. -1960. V. 8. -№ 2. -p.l00- 108.
  146. Hult J. A., McClintock F. A. Elastic plastic stress and strain distribution around sharp notches under repeated shear, IXth Int. Congr. Appl. Mech., 1956, p. 51−62.
  147. Irwin G. R. Fracture // Handbuch der Physik. Berlin: Springer-Verlag, 1958, Bd. 6., p. 551−590
  148. Ji Oh Song, Edward J. Haug. Dynamic analysis of planar flexible mexanisns, Computer methods in applied mechanics and engineering 24 (1980), The university of Iowa, USA
Заполнить форму текущей работой