Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Подготовка уголовных дел к судебному разбирательству в российском уголовном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Подвергнуты исследованию дискуссионные вопросы по проблемам: целесообразности существования института возвращения уголовных дел на доследование на стадии назначения судебного заседанияхарактера, форм и способов деятельности на данной стадии обвиняемого, потерпевшего, защитника, других заинтересованных лицпризнания доказательств достаточными для назначения судебного заседанияразрешение вопроса… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА. 1. ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА ПРЕДАНИЯ СУДУ
    • 1. 1. ПРЕДАНИЕ СУДУ: ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДО
  • НАЧАЛА 20 ВЕКА
    • 1. 2. ИНСТИТУТ ПРЕДАНИЯ СУДУ В 20 ВЕКЕ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И США
    • 1. 3. ПРЕДАНИЕ СУДУ В СОВЕТСКОМ И РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
  • ГЛАВА 2. ДЕЙСТВУЮЩИЙ ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
    • 2. 1. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
    • 2. 2. ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА НА СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
    • 2. 3. ПОЛНОМОЧИЯ СУДЬИ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ И ВОЗВРАЩЕНИЮ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 4. ПРИНЯТИЕ СУДЬЕЙ РЕШЕНИЯ О НАЗНАЧЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
    • 2. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ПРОВЕДЕНИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
    • 2. 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ КАК ФОРМА НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ
  • ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СТАДИИ НАЗНАЧЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ
    • 3. 1. СУЩНОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
    • 3. 2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЬИ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ (в традиционном судопроизводстве по действующему законодательству)
    • 3. 3. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

Подготовка уголовных дел к судебному разбирательству в российском уголовном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На данном этапе развития российского государства, его судебной и правовой систем как никогда становится актуальным вопрос о создании оптимальных форм уголовного судопроизводства, позволяющих в максимальной степени защищать интересы таких субъектов, как обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. Значительный рост преступности в стране, укрепление роли суда, как органа разрешающего уголовные дела по существу, освобождение его от несвойственных функций обвинительного характера, развитие принципа состязательности, расширение прав обвиняемого, защитника, усиление и развитие института судебного контроля за деятельностью органов предварительного расследования, появление суда присяжных и осуществление иных элементов судебно-правовой реформы вызвало необходимость исследования проблем подготовки судьей уголовных дел к судебному разбирательству, особенностей принятия решений о дальнейшей судьбе уголовного дела на данной стадии уголовного судопроизводства.

Перед наукой уголовного процесса стоит задача разработки теоретических вопросов, связанных с определением основание прекращения I/ уголовных дел на стадии назначения судебного заседания, возвращения их для дополнительного расследования, с реализацией судьей своих полномочий по назначению дела к судебному разбирательству, с практикой применения процессуального закона и научных рекомендаций в расследовании и при осуществлении судебного контроля за материалами расследования на стадии назначения судебного заседания.

Вопросы предания обвиняемого суду и проблемы назначения уголовных дел к судебному разбирательству рассматривались многими процессуалистами. Для проведения исследования большое значение имели положения, изложенные в работах Астафьева Ю., Бойкова А. Д., Гуценко К. Ф., Кудрявцева В. Н., Ларина A.M., Лукашевича В. З., Лупинской П. А., Морщаковой Т. Г., Мухина И. И., Михайловой Т. А., Полянского H.H., Пет-рухина И.Л., Побегайло Г. Д., Строговича М. С., Фойницкого И. Я., Хмы-рова A.A., Чельцова-Бебутова М.А., Шифмана М. Л. и других ученых.

Вместе с тем в исследовании порядка назначения уголовных дел к судебному разбирательству немало положений, развитых недостаточно. Необходимо выявление факторов, негативно влияющих на эффективность деятельности судей при проверке материалов предварительного следствия. Требуется теоретическая разработка вопросов регулирования предварительного слушания в альтернативном судопроизводстве. Необходимо определение уголовно-процессуального порядка допуска сторон на стадию судебного заседания и пределов их полномочий. Следует развить теоретические основы состязательности в условиях данной стадии.

Нуждается в дальнейшем исследовании вопрос о характере допускаемых органами предварительного расследования нарушений уголовно-процессуального закона и признании их существенными либо не существенными для дальнейшего движения уголовного дела, о способах и формах исследования доказательств на стадии назначения дела к судебному разбирательству, о праве и обязанности судьи участвовать в доказывании.

Не исследован с достаточной полнотой порядок принятия решения о недопустимости доказательств на стадии назначения судебного заседания.

Целью исследования является дальнейшее развитие института предания суду, подготовки уголовных дел к судебному разбирательству, теоретическое обоснование практической значимости данной стадии уголовного процесса.

Указанная цель диссертационного исследования достигается путем решения следующих взаимосвязанных задач:

— рассмотрение исторического развития предания суду в российском и зарубежном уголовном судопроизводстве;

— изучение исторических и теоретических основ деятельности судьи на стадии назначения судебного разбирательства;

— выявление и исследование факторов, обуславливающих проблемы в деятельности судей и других субъектов на данной стадии;

— исследование проблем эффективности действующего законодательства, регулирующего две формы назначения судебного разбирательства (в порядке гл. 20 и гл. 36 УПК РСФСР), и эффективности правоприменительной деятельности;

— рассмотрение порядка, форм и способов принятия судьей решений относительно дальнейшего движения дела;

— разработка оптимального направления развития института назначения уголовного дела к судебному разбирательству.

Методы исследования. Диссертация подготовлена с использованием материалистической диалектики, сравнительно-правового, системно-структурного, статистического, логического и иных современных методов на основе Конституции и законодательств Российской Федерации и зарубежных государств.

В ходе работы над диссертацией анализировались уголовное, уголовно-процессуальное законодательство разных лет, постановления Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР, РФ, а также другой нормативный материал.

В работе автор опирался на труды ученых и специалистов в области уголовного процесса. Наряду со специальной юридической литературой при подготовке диссертации использованы труды философов, психологов и другие источники.

Эмпирическая база исследования. Сделанные в диссертационном исследовании выводы основаны на изучении практики расследования и судебной подготовки уголовных дел к слушанию. По специальной программе было изучено 337 уголовных дел районных судов г. Краснодара и Краснодарского края РФ, по которым более, чем в 20% случаев возникали проблемы, связанные с неэффективной подготовкой уголовных дел к слушанию, формальным отношением судей к своим обязанностям в данной стадии. Изучено 78 уголовных дел, рассмотренным судом присяжных в Краснодарском крае. Использованы также данные опубликованной судебной практики. Проводилось анкетирование судей и опрос адвокатов.

Новизна исследования. В результате проведенного исследования впервые:

— дан исторический анализ развития института предания суду в зарубежном (на примере ведущих стран Европы и США) и российском уголовном процессе;

— подробно рассмотрены теоретические основы деятельности судьи на стадии назначения судебного заседания;

— всесторонне рассмотрено содержание полномочий судьи и обоснована необходимость сохранения права судьи возвращать уголовные дела на дополнительное рассмотрение из стадии назначения судебного заседанияисследованы вопросы признания нарушений уголовно-процессуального закона существенными, влекущими возвращение дела на дополнительное расследование из стадии назначения судебного заседания и предложены новые критерии для определения существенности выявления нарушений;

— представлен анализ эффективности действующего законодательства, регулирующего порядок назначения дела к судебному разбирательству в традиционном и альтернативном судопроизводстве, а также правоприменительной деятельности в рамках данной стадии, предложены критерии определения эффективности;

— рассмотрен порядок принятия и особенности решения судьей о дальнейшем движении дела на стадии назначения его к судебному слушанию;

— предложены дополнения, изменения и уточнения законодательства, направленные на повышение эффективности стадии.

Подвергнуты исследованию дискуссионные вопросы по проблемам: целесообразности существования института возвращения уголовных дел на доследование на стадии назначения судебного заседанияхарактера, форм и способов деятельности на данной стадии обвиняемого, потерпевшего, защитника, других заинтересованных лицпризнания доказательств достаточными для назначения судебного заседанияразрешение вопроса о допустимости доказательств на данной стадииосуществления доказательной деятельности сторонами и судьей в рамках рассматриваемой стадииэффективности единоличного порядка осуществления судьей полномочий по назначению судебного заседания и защиты интересов сторон в этой стадиидействия принципа состязательности и возможностей реализации этого принципа в стадии назначения судебного заседания, и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения, рекомендации и выводы направлены на совершенствование следственной и судебной практики. Они могут быть использованы для:

— раскрытия действительного значения стадии назначения судебного заседания, ее истинных целей и задач;

— выявления и устранения оснований и факторов, препятствующих эффективному осуществлению судебного контроля и качественной организации судебных процессов;

— определения форм и методов проверочных действий судьи;

— более полной реализации сторонами предоставленных им уголовно-процессуальным законом возможностей и совершенствования мехаого ниша ИХ участия В данной стадии уголовного судопроизводства,.

— повышения качества предварительного расследования и судебн разбирательства^ ^ ^ бт испол для ДальнеиШ-х теоретических разработок полномочий судьи и эффективно" защиты ин тересов сторон в уголовном процессе, для создания действенного судебного контроля за органами предварительного расследования, для обучения студентов юридических вузов и повышения квалификации судей, прокуроров, следователей.

Апробация результатов исследования осуществлялась в учебном процессе юридического факультета Кубанского государственного университета (курс «Уголовный процесс»). Результаты научных исследований докладывались автором на заседаниях кафедры правосудия и прокурорского надзора юридического факультета Кубанского государственного университета.

По теме диссертации опубликовано 3 статьи и текст лекции.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧИ И Е.

Проведенное исследование позволяет сделать определенные выводы.

Стадия назначения судебного заседания или институт предания суду складывался в мировой истории уголовного судопроизводства на протяжении нескольких веков.

Эта стадия процесса возникла и развивается как гарантия обоснованности выдвинутого обвинения и обеспечения надлежащщей подготовки уголовных дел к судебному разбирательству. Немаловажным является тот факт, что предание суду практически повсеместно сложилось как судебная стадия. Несмотря на серьезные изменения, коснувшиеся данной стадии уголовного процесса, она по-прежнему должна расцениваться как стадия предания суду. Об этом свидетельствуют такие обстоятельства, как: сохранение контрольных полномочий судьи по проверке материалов, представляемых органами предварительного расследованияправо судьи изменять обвинительное заключение, утвержденное прокуроромвозможность принимать решение о прекращении уголовного дела или возвращения его для доследования, причем не только по формальным основаниям, но и исходя из конкретных обстоятельств, закрепленных в процессуальных документах. Имеется еще одно обстоятельство, подтверждающее значение стадии, как предания суду: ч. 2 ст. 46 УПК РСФСР предусматривает. что обвиняемый становится подсудимым только после принятия дела к производству судом, т. е. после того, как судья вынесет постановление о назначении судебного заседания. Следовательно, именно постановление судьи о назначении судебного заседания следует считать актом предания суду.

Передача функции предания суду другим органам, в частности, прокуратуре, лишило бы, по нашему мнению, его необходимой беспристрастности и действенности.

В настоящее время в уголовном процессе РФ действуют две формы стадии назначения судебного заседания: в порядке гл. 20 и в порядке гл. 36 УПК РСФСР.

Нужно отметить, что наличие двух форм предания суду не противоречит целям и задачам уголовного судопроизводства. Скорее их существование объективно обусловлено спецификой, особенностями различных видов уголовного судопроизводства.

Действующий порядок назначения судебного заседания для традиционного судопроизводства представляет судье достаточно полномочий для решения вопроса о дальнейшем движении уголовного дела (ст. 221 УПК РСФСР). Однако мы не можем сказать, что законодатель создал надежный механизм для эффективной реализации имеющихся полномочий.

Следует отметить явно недостаточный круг участников и невозможность надлежащей защиты их интересов в рамках данной стадии. Единоличным субъектом стадии является судья, который руководствуясь только своим усмотрением, основанным на изучении письменных материалов дела, вправе принимать решение о дельнейшей судьбе уголовного дела. Закон предоставляет возможность сторонам участвовать в стадии назначения судебного заседания только в форме подачи письменных ходатайств. Обобщение судебной практики показало, что стороны реализуют свое право на заявление ходатайств в стадии назначения судебного заседания лишь по 2% уголовных дел. При этом закон разрешает судьям вызывать стороны для получения от них разъяснений по поводу заявленных ими ходатайств. Однако, если ходатайства сторонами пусть редко, но поступают в суд, то случаев вызова сторон для их разъяснения при обобщении судебной практики выявить не удалось. Такие же результаты показало и анкетирование судей, где ни один судья из 50 опрошенных, не указал на реализацию соответствующей нормы ч. 1 ст. 223 УПК РСФСР. Таким образом, реализация сторонами возможностей по защите своих прав и интересов затруднена отсутствием необходимых правовых предписаний.

В рамках стадии назначения судебного заседания судья имеет право возвратить дело для дополнительного расследования. Целесообразность существования данного института вообще и в стадии назначения судебного заседания в частности оспаривается некоторыми учеными и практиками. Однако, по нашему мнению, возвращение дел для дополнительного расследования представляет действенное средство судебного контроля за качеством предварительного расследования и возможность предотвратить передачу на судебное рассмотрение таких уголовных дел, которые имеют существенные процессуальные нарушения и ошибки, допущенные органами предварительного расследования.

Предусмотренный гл. 36 УПК РСФСР порядок назначения судебного заседания в форме предварительного слушания, по нашему мнению, является более эффективным и позволяет сторонам с большей результативностью отстаивать свои интересы, а судье с большей тщательностью готовить уголовные дела для судебного разрешения. Задачи предварительного слушания аналогичны задачам стадии назначения в порядке гл. 20 УПК РСФСР, но процедура его и круг участников существенно отличаются.

О большей эффективности предварительного слушания говорит тот факт, что количество возвращенных на доследование дел значительно выше, чем при единоличном порядке подготовки.

Представляется, что назначение дела к судебному заседанию в порядке гл. 20 УПК РСФСР является малоэффективным как с точки зрения нормативного регулирования, так и с точки зрения правоприменительной деятельности, тогда как предварительное слушание в большинстве случаев создает необходимые предпосылки для качественной проверки всех представляемых следствием материалов.

На основании проведенного исследования предлагаются следующие изменения и дополнения действующего законодательства, регулирующего стадию назначения судебного заседания, изложив соответствующие статьи УПК в следующей редакции:

Ст. 117. Направление прокурором дела в суд.

Прокурор или его заместитель, утвердив обвинительное заключение, направляют его копии потерпевшему или обвиняемому, а все материалы дела — в суд, которому оно подсудно, одновременно уведомив лиц, в какой суд направлено дело.

О выполнении указанных действий к делу прилагается соответствующая справка с отметкой о дате выполнения".

Ст. 222. Вопросы, подлежащие выяснению при назначении судебного заседания.

Поступившее в суд уголовное дело в полном объеме подлежит тщательной проверке.

В процессе проверки материалов дела судья в отношении каждого обвиняемого должен выяснить следующие вопросы:

1) подсудно ли дело данному суду;

2) не имеется ли обстоятельств, влекущих прекращение либо приостановление дела;

3) собраны ли доказательства, достаточные для рассмотрения дела в судебном заседании;

4) не имеется ли в материалах дела доказательств, полученных с нарушением закона и подлежат ли они исключению, как недопустимые;

5) не допущено ли в ходе дознания и (или) предварительного следствия нарушений уголовно-процессуального закона;

6) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК РСФСР;

7) подлежит ли изменению либо отмене избранная в отношении обвиняемого мера пресечения;

8) приняты ли меры, обеспечивающие возмещение материального ущерба, причиненного преступлением, а также возможную конфискацию имущества;

9) имеются ли по делу ходатайства и заявления сторон;

10) вручены ли потерпевшему и обвиняемому копии обвинительного заключения".

Ст. 223. Рассмотрение и разрешение ходатайств и заявлений.

При наличии ходатайств об отмене или изменении меры пресечения, о гражданском иске и мерах его обеспечения, о прекращении дела, о возвращении его для дополнительного расследования, о признании доказательств недопустимыми, о рассмотрении дела судом присяжных судья обязан вызвать стороны для участия в их рассмотрении и разрешении.

Ходатайства о допуске в процесс, об отмене или изменении меры пресечения, о гражданском иске и мерах его обеспечения могут быть заявлены только в данной стадии процесса.

Повторное их заявление в случае отказа в удовлетворении на стадии назначения судебного разбирательства, возможно в судебном заседании только при выявлении дополнительных оснований, которые ранее судом не рассматривались.

Ходатайства о вызове дополнительных свидетелей и истребовании других доказательств разрешаются судьей единолично и подлежат удовлетворению в любом случае".

Дополнить ч. 1 ст. 223': после слов «.содержащегося в обвинительном заключении», ввести слова: «а также исключать из числа доказательств те, которые получены с нарушением закона и признаны недопустимым».

Ст. 225. Основания проведения предварительного слушания.

Судья назначает предварительное слушание в случае:

1) заявления ходатайства сторонами, указанных в ч. 1 ст. 223 настоящего Кодекса;

2) необходимости возвращения дела для дополнительного расследования либо прекращения дела" ,.

3) необходимости изменения либо отмены меры пресечения,.

4) необходимости назначения экспертизы;

5) обнаружения в материалах дела доказательств, полученных с нарушением уголовно-процессуального закона;

6) необходимости исключения из обвинительного заключения отдельных пунктов обвинения.".

Ст. 226. Порядок проведения предварительного слушания.

Предварительное слушание проводится при наличии оснований, перечисленных в сг. 225 настоящего Кодекса. О проведении предварительного слушания судья выносит постановление. Предварительное слушание проводится в закрытом судебном заседании при участии сторон. При вынесении на предварительное слушание вопросов: о прекращении дела, о возвращении дела на доследование, об изменении или отмене меры пресечения, о назначении экспертизы участие прокурора и защитника является обязательным. Отсутствие сторон, прокурора или защитника надлежащим образом уведомленных о дате проведения предварительного слушания не влечет отложения слушания дела. В процессе предварительного слушания ведется протокол. После открытия слушания председательствующий разъясняет основание его проведения и предлагает сторонам высказаться по существу заявленных ими ходатайств либо по сути иных вынесенных на слушание вопросов. В том случае, если предварительное слушание проводится в целях разрешения ходатайств, то первой высказывается та сторона, которая заявила это ходатайство. При проведении предварительного слушания по основаниям п. и. 2−6 ст. 225 настоящего Кодекса первым выступает прокурор, затем защитник и стороны. По результатам предварительного слушания судья выносит постановление:

— о возвращении дела на доследование,.

— о прекращении производства по делу,.

— об изменении либо отмене меры пресечения,.

— об исключении из материалов дела доказательств, признанных полученными с нарушением процессуального закона,.

— об исключении из обвинительного заключения отдельных пунктов обвиненья.

Если предварительное слушание не выявило обстоятельств, препятствующих дальнейшему движению уголовного дела, судья выносит постановление о назначении дела к судебному разбирательству.".

Ст. 227. Назначение судебного разбирательства.

Судья, проверив материал уголовного дела и сделав вывод об отсутствии существенных процессуальных нарушений, а также не усмотрев оснований для назначения предварительного слушания, выносит постановление о назначении дела к судебному разбирательству. Судья вправе применить закон о менее тяжком преступлении с учетом того, что новое обвинение, но своим фактическим обстоятельствам не должно существенно отличаться от ранее предъявленного.".

Предлагаем также следующую редакцию ст. 228.

Ст. 228. Сроки назначения дела к судебному разбирательству.

Вопрос о назначении судебного заседания должен быть разрешен судьей в срок от 14 дней до 1 месяца с момента поступления дел в суд".

Ст. 229 Сроки проведения предварительного слушания.

При возникновении оснований, перечисленных в ст. 225 настоящего Кодекса судья обязан немедленно принять решение о проведении предварительного слушания. Предварительное слушание должно состояться не позднее 10 дней с момента выявления оснований для его проведения.".

Ст. 230. Сроки проведения судебного разбирательства.

Дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее 1 месяца с момента вынесения постановления о назначении судебного заседания. В случае назначения экспертизы судебное разбирательство должно состояться не позднее 7 дней после ее окончания".

Ст. 231. Основания и порядок назначения экспертизы.

В стадии назначения дела к слушанию судья вправе назначить экспертизу в следующих случаях:

1) если об этом ходатайствует сторона;

2) если экспертиза является обязательной по закону, но на предварительном следствии не проводилась;

3) если возникли сомнения в достоверности имеющегося в деле заключения эксперта либо был нарушен порядок ее проведения в стадии предварительного следствия.

Экспертиза может быть назначена постановлением судьи только после обсуждения данного вопроса на предварительном слушании. Оценка полученного заключения эксперта по существу допускается только в стадии судебного разбирательства.".

Сг. 234 следует сохранить в действующей редакции, исключив из нее ссылку на возможность прекращения дела по п. 2, ст. 208 УПК.

Ст. 236 УПК изложить в следующей редакции: ч Ст. 236. Обеспечение возможности ознакомления с материалами дела.

Немедленно после поступления материалов уголовного дела в суд судья обязан уведомить стороны процесса о предоставленной им возможности ознакомится со всеми материалами дела.".

Ст. ст. 23 7 и 239 следует исключить.

Необходимо учесть, что предлагаемые изменения обязательно затронут содержание иных норм процессуального закона, поэтому совершенно необходимо решать этот вопрос в комплексе для сохранения единства и единообразного понимания всего уголовно-процессуального законодательства .

В настоящее время обсуждается проект уголовно-процессуального кодекса, принятый Государственной Думой РФ в первом чтении, который разработан комитетом Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе.

Авторы проекта в рассматриваемой нами стадии предлагают сохранить обе существующие формы назначения судебного заседания: единолично судьей и в порядке предварительного слушания.

Вместе с тем, проект УПК Р Ф существенно изменяет круг оснований проведения предварительного слушания, предусматривая случаи его обязательного проведения. У судьи изъято право прекращать уголовные дела в данной стадии по основанию недоказанности участия обвиняемого в совершении преступления (по п. 2, ст. 208 УПК РСФСР).

Однако, по нашему мнению, проект УПК РСФСР нуждается в существенных дополнениях и изменениях, относящихся к стадии назначения судебного заседания.

В частности п. п. 2 и 3 ч. 2, ст. 270 проекта УПК Р Ф предусматривают, что предварительное слушание проводится обязательно в случае заявления сторонами ходатайств, имеющих значение для дела. т. е. авторы проекта не ограничивают категории ходатайств, которые должны влечь обязательность подобного порядка назначения судебного заседания, а ходатайства о признании доказательств недопустимыми выделены ими в отдельный пункт. По нашему мнению, чрезмерное расширение оснований для обязательного проведения предварительного слушания нецелесообразно. Следует выделить те ходатайства, которые действительно имеют существенное значение для дела, по которым обязательно следует выяснить точки зрения сторон, и зафиксировать их перечень законодательно. По нашему мнению, п. 2 и 3 ч. 2 ст. 270 проекта УПК Р Ф следует изложить следующим образом:

2) при наличии ходатайств о направлении дела для дополнительного расследования, прекращении дела, назначения экспертизы, о признании доказательств недопустимыми, об изменении меры пресечения, о рассмотрении дела судом присяжных-«.

Ч. 4 ст. 270 проекта УПК Р Ф следует дополнить упоминанием о потерпевшем, как обязательном участнике предварительного слушания, отметив также, что неявка потерпевшего без уважительной причины не препятствует проведению предварительного слушания.

П. 2 ч. 1 ст. 273 проекта УПК РФ следует дополнить правилом, в соответствии с которым тяжкое заболевание потерпевшего должно стать основанием для приостановления производства по делу.

Ст. 276 проекта УПК РФ должна предусмотреть для сторон возможность знакомиться с материалами уголовного дела не после принятия судьей решения о назначении дела, а сразу после поступления его в суд.

В целом представленный проект уголовно-процессуального закона в части рассматриваемой стадии предусматривает более эффективное нормативное регулирование, чем действующее законодательство. Доработка его и внесение предлагаемых изменений позволит существенно повысить эффективность судебного контроля за материалами предварительного расследования, а, следовательно, и повысить качество следствия, и, кроме того, поможет сторонам в защите их законных прав и интересов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы.1. Конституция РФ, 1993.
  2. Уголовный кодекс РСФСР, 1960.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, 1961.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, 1922.
  5. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, 1958.
  6. Устав уголовного судопроизводства, 1864.
  7. Декрет о суде № 1- Декрет о суде № 2, 1918.
  8. Положение о народном суде РСФСР, 1918.
  9. Положение о народном суде РСФСР, 1920.
  10. Закон СССР «О судоустройстве» // Ведомости съезда народных депутатов, 193 8, № 11.
  11. Федеральный конституционный закон РФ «Конституционном Суде РФ» от 21.07.94. /'/Собрание законодательства РФ, 1994, № 13.
  12. Уголовно-процессуальный кодекс Германии, 1987.
  13. Уголовно-процессуальный кодекс Франции, 1958.
  14. Уголовно-процессуальный кодекс Казахской ССР, 1962.
  15. Закон ФРГ «О судоустройстве», 1975.
  16. Закон РСФСР от 29.05.92. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов, 1992, № 25.
  17. Федеральный закон РФ от! 6.07.93. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Ведомости съезда народных депутатов.1993, № 33.
  18. Федеральный закон РФ от 15.12.96. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР» // Российская газета, от 20.12.96.
  19. Постановление Конституционного Суда РФ.
  20. Постановления Пленумов Верховных Судов СССР. РСФСР. РФ.
  21. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16.03.71, № 1 «О судебной экспертизе» //Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда СССР 1927−1977 г. г.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 28.11.80., № 8 «О практике применения судами законодательства при предании обвиняемого суду» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1980, № 12.
  23. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 23.12.80., № 6 «О практике применения судами РСФСР законодательства при рассмотрении уголовных дел о хищении на транспорте» // Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1981, № 3.
  24. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.11.90. № 10 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего направление уголовных дел на дополнительное расследование» //Вестник Верховного Суда СССР, 1991, № 2.
  25. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от24.08.93., № 7 «О сроках рассмотрения уголовных и гражданских дел судами Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993. № 10.
  26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.94., № 9 «О некоторых вопросах применения судами уголовно-процессуальных норм регламентирующих производство в суде присяжных» /7 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 2.
  27. Комментарии законодательства.
  28. Научно-практический комментарий Уголовно-процессуального кодекса РСФСР под ред. Рекункова A.M. и Орлова Л. К., М., 1981.
  29. Советский уголовный процесс. Учебник для вузов под ред. Карева Д. С. М., 1953.
  30. Советский уголовный процесс. Учебник для вузов под ред. Алексеева Н. С. и Лукашевича В. З., Ленинград, 1989.
  31. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Под ред. Лупинской П. А. М., 1995.
  32. Уголовно-процессуальное право РФ. Учебник для вузов. Под ред. Лупинской П. А. М., 1997.
  33. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Под ред. Гуценко К. Ф. М., 1997.
  34. М.М. Уголовно-процессуальные гарантии в суде. Учебное пособие.Краснодар. 1980.
  35. М.С. Курс советского уголовного процесса.М-, 1970, т.2.
  36. Чельцов-Бебутов М. А. Курс уголовно-процессуального права. Санкт-Петербург, 1995.
  37. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Санкт-Петербург, 1996.
  38. A.A. Основы теории доказывания. Учебное пособие. Краснодар, 1981.
  39. A.A. Проблемы теории доказывания. Учебное пособие. Краснодар, 1996.
  40. Теория доказательств в советском уголовном процессе, под ред. Жо-гина H.B. М., 1973.
  41. Прокурор в суде присяжных. Методическое пособие, под ред. Воскресенского В. В. М., 1995.
  42. П. Английская судебная система. М., 1959.
  43. Л.Б., Вицин С. Е., Куцова Э. Ф., Михайловская И. Б. Суд присяжных. М., 1994.
  44. С.В. правосудие во Франции. М., 1994.
  45. А.Д. К изучению эффективности уголовно-процессуального закона. // в кн. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М., 1979.
  46. В.Н. Уголовный процесс Австрии. Красноярск, 1988.
  47. Вопросы уголовного процесса. Саратов, 1989.
  48. Вопросы уголовного процесса в практике Верховного Суда СССР. М., 1948.
  49. Вопросы повышения эффективности правосудия по уголовным делам. Калининград, 1980.
  50. Вопросы эффективности советского уголовного процесса. Казань, 1976.
  51. М.М. Предание суду, как гарантия законности привлечения к уголовной ответственности. Краснодар, 1981.
  52. Г’аврилов С. Н. Адвокат в уголовном процессе. М., 1996.
  53. К.Ф. Уголовный процесс основных капиталистических стран. М.," 1969.
  54. К.Ф. Уголовная юстиция США. М., 1979.
  55. Ю.М. Проблемы формирования судебного убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975.
  56. Т.Н. Принципы советского уголовного процесса. М. 1971.
  57. В. Доказывание и опенка обстоятельств преступления. М., 1991.
  58. Коркия Г1.П. Уголовный процесс США. М., 1968.
  59. В.Н. Проблемы эффективности права в развитом социалистическом обществе. // в кн. Проблемы государства и права. М. 1974.
  60. Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. М., 1973.
  61. Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. М., 1995.
  62. A.M. Эффективность уголовно-процессуального закона, //в кн. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. М., 1979.
  63. A.M. Презумпция невиновности. М., 1982.
  64. Д. Кларк. Большое жюри: использование власти и злоупотребление ею. М., 1979.
  65. В.З. Гарантия прав обвиняемого в советском уголовном процессе. ЛГУ, 1959.
  66. В.А. Меры пресечения в российском уголовном процессе. М., 1996.
  67. Е.Г. Охрана прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Кишинев, 1982.
  68. Т. А. Предание суду в советском уголовном процессе. М., 1971.
  69. И.Б. Уголовное судопроизводство США. М., 1971.
  70. Т.Г., Петрухин И. Л. Право и социология. М., 1973.
  71. Т.Г., Петрухин И. Л. Оценка качества судебного разбирательства. М., 1987.
  72. Я.О. О принципах объективной истины, презумпции невиновности и состязательности процесса. Ярославль, 1978.
  73. А.П. Уголовно-процессуальное доказывание: понятие и средства. М., 1997.
  74. А.П. Следственные действия и иные способы собирания доказательств. М., 1997.
  75. И.И. Важнейшие проблемы оценки судом доказательств в уголовном и гражданском судопроизводстве. Ленинград, 1974.
  76. И.И. Объективная истина и некоторые вопросы оценки судебных доказательств при осуществлении правосудия. ЛГУ, 1971.
  77. В.М. Уголовный процесс США. М., 1981.
  78. И.Д. Предание суду в советском уголовном процессе. М., 1948.
  79. H.H. Уголовное право и уголовный суд Англии. М., 1969.
  80. Проблемы укрепления законности и охраны прав личности в уголовном процессе. М., 1972.
  81. Г. Д. Предание суду. Актуальные проблемы. М., 1982.
  82. Р.Д. Свидетельские показания в советском уголовном процессе. М., 1955.
  83. Н.М. Предание суду. М., 1962.
  84. М.С. Право обвиняемого на защиту и презумпция невиновности. М., 1984.
  85. СССР-Англия: юстиция и сравнительное правоведение. М, 1986.
  86. Ю.К. Заключение эксперта и его оценка по уголовным делам. М., 1995.
  87. Р. Английская судебная система. М., 1980.
  88. .А. Основы теории доказательств в Германском уголовном процессе. М., 1994.
  89. Уэйд и Филлипс. Конституционное право. М., 1950.
  90. С.П., Зайцев O.A. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам. М., 1996.
  91. М.Л. Предание суду в советском уголовном процессе. М., 1957.
  92. Ю.К. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств. Томск, 1991.
  93. П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовнопроцессуальном праве. Ленинград, 1976. 96. Хмыров A.A. Косвенные доказательства. М., 1979.1. Научные статьи.
  94. Ю. Стадия предания суду нуждается в совершенствовании. //Советская юстиция. 1989, № 9.
  95. В. Срок содержания подсудимых под стражей ограничен и для суда. // Российская юстиция, 1996, № 9.
  96. В. Контрольная функция суда. // Российская юстиция, 1996, № 11.
  97. Boj/'ob В., Кобяков В. Процессуальная деятельность судьи при назначении судебного заседания.// Российская юстиция, 1994, № 10.
  98. В. Стадия назначения судебного заседания. // Российская юстиция, 1996, № 3.
  99. В. Прекращение дела на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.// Российская юстиция, 1996, № 5.
  100. Боз/>ов В., Кобяков В. Некоторые процессуальные аспекты назначения судебного заседания и порядка предварительного слушания в суде присяжных. // Государство и право, 1996, № 6.
  101. В. Основания приостановления производства по делу. // Государство и право, 1996, № 6.
  102. В.П. О проблеме соблюдения процессуальных сроков рассмотрения уголовных и гражданских дел. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 9.
  103. В. Участие прокурора в суде присяжных. // Законность, 1996, № 3.
  104. В. Участие прокурора в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей. // Российская юстиция, 1996, № 7.
  105. М. Принцип состязательности в суде присяжных заседателей.// Законность, 1995, № 9.
  106. Н. Исключение из разбирательства дела недопустимых доказательств.// Российская юстиция, 1995, № 6.
  107. И. Выявление и устранение нарушений закона и ошибок в стадии нредания суду. // Советская юстиция, 1988, № 6.
  108. Н. Обсуждение проекта Уголовно-процессуального кодекса. //Законность, 1996, № 9.
  109. И.С. Стадия иредания суду и презумпция невиновности. //Правоведение, 1987, № 4.
  110. . Использование доказательств в обвинительном заключении.// Законность, 1997, № 7.
  111. A.C. Уголовно-процессуальные гарантии эффективности правоохранительной деятельности. // Советское государство и право, 1984, № 5.
  112. H.H. Спорные вопросы в теории доказательств. // Государство и право, 1997, № 6.
  113. В. О стадии иредания суду. // Советская юстиция, 1987, № 12.
  114. А. Оценка защитником допустимости доказательств. // Законное гь, 1996, № 6.
  115. П. Основания и порядок принятия решения о недопустимости доказательств. // Российская юстиция, 1994, № 11.
  116. В.З. Предание суду по новому уголовно-процессуальному законодательству. // Правоведение, 1993, № 3.
  117. Л. Доступ к правосудию потерпевшего от преступления. И Законность, 1996, № 1.
  118. Л. Суд присяжных в России и проблемы досудебного производства. // Законность, 1995. № 1.
  119. В. Здравый смысл при вынесении вердикта. // Российская юстиция, 1995, № 10.
  120. Г. О допустимости доказательств .// Российская юстиция, 1996, jYo 4.
  121. А. Презумпция виновности в системе профессиональных установок судей. // Государство и право, 1994, № 3.
  122. С. Теория формальных доказательств и здравый смысл. //Российская юстиция, 1996, № 1.126. Резник Г. 1996, № 4.
  123. О допустимости доказательств. // Российская юстиция,
  124. А., Петрухин И. О реформе уголовно-процессуального права. /7 Законность, 1996, N° 2.
  125. X. Парадоксы суда присяжных. /7 Законность, 1995, № 12.
  126. В. Ходатайство обвиняемого, как основание рассмотрения дела судом присяжных. // Российская юстиция, 1995, № 3.
  127. А., Москалев И. Конституция России и проблемы судопроизводства в уголовном процессе. // Российская юстиция, 1996, № 2.
  128. И., Никитинский В. Изучение эффективности действующего законодательства. /./ Советское государство и право, 1969. № 8.
  129. А.П. Суд присяжных в российской Федерации. // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 6.
  130. Ю. Нужен ли институт дополнительного расследования?. //Законность, 1995, № 10.
  131. Бюллетень Верховного Суда СССР, 1981, № 1
  132. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993, № 10.
  133. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1993, № 11.
  134. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994, № 10.
  135. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 1.
  136. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 6.
  137. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 10.
  138. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 11.
  139. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995, № 12.
  140. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1996, № 2.
  141. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, № 3.
  142. Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997, № 4.1. Архивы.
  143. Архив Краснодарского краевого суда.
  144. Архив Красноармейского районного суда Краснодарского края.
  145. Архив Ленинского районного суда г. Краснодара.
  146. Архив Майкопского городского суда, Республика Адыгея.
Заполнить форму текущей работой