Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование детского труда в условиях рыночных отношений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-вторых, 18% детей, из общего числа не посещающих школу, отмечают как одну из важных причин — нехватку денег. В последние годы увеличилась тенденция ухода детей из образования, есть дети, которые считают, если ты умеешь зарабатывать деньги, то и не нужно получать никакого образования. Это связано и со снижением качества образования. В сельской местности различные уроки даже не связанные между… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования детского труда в экономике
    • 1. 1. Экономическое содержание категории «детский труд»
    • 1. 2. Этапы и формы рыночного использования детского труда
    • 1. 3. Социально-экономические условия использования детского труда в экономике
    • 1. 4. Факторы использования детского труда
  • Глава II. Особенности использования детского труда в условиях рыночных экономических отношений
    • 2. 1. Мировой опыт использования детского труда в экономике
    • 2. 2. Особенности использования детского труда в трансформирующейся экономике
  • Глава III. Пути снижения использования детского труда
    • 3. 1. Повышение уровня развития экономики как фактор сокращения использования детского труда
    • 3. 2. Использование мер государственного регулирования применения детского труда

Использование детского труда в условиях рыночных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Сфера трудовых отношений занимает важное место в жизни общества, что объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, труд играет главную роль в социальных отношениях, поскольку определяет уровень, характер и образ жизни человека, его собственное развитие и положениево-вторых, труд занимает важное место в системе общественно-производственных отношений.

В период трансформации экономики применение наёмного труда детей стало одним из плачевных результатов реформ. Однако в настоящее время теоретическим и методологическим аспектам использования детского труда в научных исследованиях уделяется недостаточно внимания. Причины недостаточной изученности следующие: с одной стороны, во многих странах работающие дети и подростки не подходят под определение рабочей силы. Их относят к так называемым периферийным работникам, поскольку они вовлечены в периферийный, вторичный рынок труда1, на котором существует большое количество низкооплачиваемых рабочих мест, отсутствуют какие-нибудь перспективные изменения, явно просматривается нестабильность и высокая текучесть. С другой стороны, использование наемного детского труда — это негативное социально-экономическое явление, от которого необходимо избавиться. Но снизить размеры использования детского труда невозможно без серьезных научных исследований теоретико-методологических основ данной категории.

Несмотря на экономическую и социальную важность решения проблем использования детского труда и трудового воспитания, эти вопросы крайне редко освещаются в отечественной экономической, публицистической и специальной профессиональной литературе. Практически нет работ, посвященных их решению, не разработана классификация факторов.

1 Меркулова Н. Б. Детский труд, 1997. С. 76. использования детского трудане выявлены мировые тенденции использования детского труда и его особенности в условиях рыночных экономических отношений. Не разработана модель защиты детей от трудовой эксплуатации. Недостаточно научных трудов, посвященных исследованию проблем, являющихся причинами детской эксплуатации.

Проблема детского труда существует во всем мире, как в развивающихся, так и в индустриально развитых странах. Опыт показывает, что детский труд наносит серьезный, а иногда и необратимый вред как физическому, так и психическому и социальному развитию ребенка. В не по возрасту сложные трудовые условия вовлекаются, в большей степени, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе. Эти дети вынуждены работать во вредных, а зачастую и в опасных условиях для получения какого-либо дохода.

В условиях перехода к рыночным отношениям имеет место резкое разделение населения по уровню доходов. Значительной частью бедных, имеющих доход ниже прожиточного минимума, являются семьи с детьми. У детей из различных по социальному статусу семей нет равных возможностей в реализации их прав на получение образования, развитие потенциальных способностей, а, следовательно, у них отсутствуют равные начальные возможности для развития личности и последующего достижения ими необходимого уровня социально-экономического благополучия, основанного на трудовой деятельности. Более того, они имеют ограниченный доступ к образованию, услугам здравоохранения и источникам дохода. Возникает порочный круг: привлечение детей к труду ухудшает их перспективы в плане получения образования, что в свою очередь влияет на дальнейшее трудоустройство. В конечном счете, детский труд оказывает негативное воздействие на развитие человеческих ресурсов и общее социально-экономическое развитие страны.

Таким образом, исходя из выше изложенного, настоящее исследование представляется актуальным, значимым как в научном, так и практическом аспектах.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе представлено множество различных взглядов по поводу развития современного общества, роли социально-трудовых отношений и трудовой деятельности, выявление тенденций и закономерностей определяющих развитие этих процессов. Об этом свидетельствует заметное увеличение за последний период времени работ зарубежных авторов, посвященных проблемам использования детского труда в экономической деятельности.

Среди большого числа зарубежных исследователей проблем использования детского труда можно выделить работы таких ученых, как К. Маркс, Ф. Энгельс, А. Маршалл, Дж.С.Миль, А. Пигу, К. Басу, Э. Эдмондс, К. Турк, К. Таттл, П. Эмерсон, С. Браун, А. Соуза, Г. Роблес-Васкес, Д. Аблер, Р. Рэй, Р. Дехежиа, С. Фан, К. Шмиц, К. Ашагри, К. Свиннертон, С. Чоудхури и др. В исследованиях этих авторов акцентируется внимание на том, что высокий уровень детского труда является характерной чертой слаборазвитой рыночной экономики.

Среди научных трудов в Кыргызской Республике можно выделить работы по вопросам рынка труда и занятости Т. К. Койчуева, З. И. Кудабаева, В. И. Кумскова, Е. П. Черновой, Н. Х. Кумсковой, И. А. Самыкбаева, К. Д. Джумабаева, A.A. Саякбаевой, Б. Х. Кубаева, J1.C. Крыжановой и др.

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность и незавершенность комплексного анализа факторов использования детского труда в системе экономических отношений в Кыргызской Республике определили цель диссертационного исследования и его задачи.

Целью исследования является теоретическое обоснование объективности и неизбежности развития такого общественного явления как использование детского труда и определение способов сокращения и полного устранения этого негативного явления в социально-ориентированной рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели диссертационного исследования предусматривалось решение следующих основных задач:

• раскрыть понятие «детский труд», определить экономическое содержание детской занятости в условиях рынка;

• разработать классификацию факторов использования детского труда по признакам;

• определить проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации;

• выявить мировые тенденции использования детского труда и его особенности в условиях рыночных экономических отношений, в частности, в Кыргызской Республике;

• разработать модель защиты детей от трудовой эксплуатации с конкретными рекомендациями по регулированию трудовой деятельности детей в кыргызской экономике.

Объектом исследования служит применение детского труда в системе рыночных экономических отношений.

Предметом исследования являются возникающие экономические отношения в процессе использования детского труда в условиях социально-экономической трансформации Кыргызстана.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды ведущих классических и зарубежных экономистов по вопросам использования детского труда, занятости и уровня жизни, а также научные статьи, опубликованные в российских, кыргызских и зарубежных периодических изданиях.

Методами исследования в работе являлись диалектический метод, метод научной абстракции и экономико-статистические методы. Особое место в проведении исследования заняли методы комплексного и системного анализа, а также приемы обобщения и сравнения.

Информационной базой послужили ежегодные статистические отчеты, справочники и публикации, посвященные детскому труду и занятости Международной организации труда, Всемирного банка и Национального статистического комитета Кыргызской Республики. В работе использованы материалы исследований, проведенных Международной организацией труда по проблематике использования детского труда в мире.

Научная новизна диссертационного исследования, которая выносится на защиту состоит в следующем:

• раскрыто понятие «детский труд» и определено экономическое содержание детской занятости в условиях рыночных экономических отношений;

• разработана классификация факторов использования детского труда по признакам: по уровню благосостоянияпо социальному статусупо образовательному уровню родителейпо территориальному, демографическому и миграционному признакампо социальному статусу ребенкапо социально-экономическим признакам;

• определены проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации: экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труддешевизна рабочей силыприсущее современному периоду развитие экономических отношений, распространенность дикого нерегулируемого рынкаотсутствие регулятивных механизмов в области детского трудаизменения в системе ценностей в обществепроблемы в системе образованияснижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детейправовая незащищенность детского труда;

• выявлены тенденции использования детского труда в мире и, в частности, в Кыргызской Республике. В целом в мире наблюдалась тенденция к снижению уровня детского труда, но, в связи с кризисными явлениями, четкая тенденция к снижению несколько затормозилась;

• разработана модель защиты детей от трудовой эксплуатации с конкретными рекомендациями по регулированию трудовой деятельности детей в кыргызской экономике. Данная модель состоит из следующих элементов: государственной программы, системы мониторинга, аналитико-методологического центра и картирования по зонам риска.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы способствуют более глубокому пониманию проблем использования детского труда в социально-экономических отношениях. Научные результаты диссертации могут быть использованы при разработке государственной концепции регулирования детского труда.

Практическая значимость исследования состоит в возможном использовании практических результатов и рекомендаций работы в формировании и проведении государственной политики на рынке труда. Материалы диссертационного исследования также желательно использовать при чтении учебных курсов по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика труда» и «Институциональная экономика».

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с разделом 1. — общая экономическая теория, пунктом 1.1. -политическая экономия: структура и закономерности развития экономических отношений, согласно шифру специальности 08.00.01 — экономическая теория паспорта специальности ВАК РФ.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научно-теоретических и научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Кыргызско-Российского Славянского университета и Кыргызского Экономического Университета в 2011; 2013 гг.

Основные положения диссертационной работы опубликованы в девяти статьях объемом около 4,5 п.л., в том числе опубликованы три статьи в рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. В соответствии с целью и вытекающими из нее задачами исследования определены структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. Работа содержит аналитические таблицы, схемы и диаграммы.

101 Результаты исследования по выявлению основных барьеров в доступе к образованию в Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областях и рекомендации по устранению причин препятствий. Общественное объединение «Межкультурное образование» при поддержке ЮНИСЕФ. — Бишкек, 2011. ответственность за семью, своих братьев и сестер. И наравне с взрослыми дети становятся одними из основных кормильцев семьи.

По утверждению экспертов из Министерства образования, науки и культуры КР в каждой школе существует родительский комитет, к которому может обратиться многодетная семья за помощью. По решению родительского комитета такие семьи могут освобождаться от оплаты за обучение, ремонт школы и книги. Однако это положение не повсеместно. К тому же для многих семей, особенно в сельской местности проблемы заключаются и в том, чтобы обуть, одеть и накормить ребенка, для того чтобы отправить в школу.

Во-вторых, 18% детей, из общего числа не посещающих школу, отмечают как одну из важных причин — нехватку денег. В последние годы увеличилась тенденция ухода детей из образования, есть дети, которые считают, если ты умеешь зарабатывать деньги, то и не нужно получать никакого образования. Это связано и со снижением качества образования. В сельской местности различные уроки даже не связанные между собой по циклам знаний может вести один учитель, так как из-за маленькой зарплаты не хватает учителей, при этом нельзя говорить о его полной профессиональной пригодности для этого.

Многие эксперты и представители международных организаций отмечают о резком упадке семейных ценностей, о том, что семья перестает выполнять свои функции защиты ребенка, его социализации, адаптации ребенка в обществе. По данным опроса ушли из дома — 7,1% детей от общего числа не посещающих школу.

Система образования является одним из социальных институтов общества. В нем ребенок проходит социализацию, получает воспитание, узнает об основных своих правах как человека и гражданина. Только 18,6% всех детей знают о своих правах- 80,2% знающих о своих правах посещают школу и 19,8%) не посещают. В основном информированность о правах детьми распределены таким образом, что право на образование выделили дети, посещающие школу (88,4% из числа знающих о праве на образование).

О хороших сторонах посещения школы как получение образования, знаний, профессии отмечают 24,7% детей (соответственно посещающих школу 94,6%), общение с друзьями 19,5% (посещающих школу 93,1%), нравятся уроки и учителя — 14,2% (90,6%), воспитание самостоятельности, опрятности — 2,5% (93,3%). О факторах усталости и большой нагрузки на детей на работе говорят ответы детей, что они ходят в школу как на отдых от работы и домашнего хозяйства. Необходимо заметить, что этот вопрос был открытым и отвечали на него сами дети.

Все вышесказанное свидетельствует о неблагоприятном положении сферы школьного образования. Это, в свою очередь, оказывает влияние на рост работающих детей. Однако именно образование должно и может стать одним из факторов благополучного развития республики.

Очень трудно провести связь между детским трудом и детскими заболеваниями. Возможно, что большинство болезней, которые могут быть ассоциированы со специфичными видами деятельности, не наблюдаются и не выявляются долгое время, прежде чем станут очевидными при соответствующем диагнозе. Результаты обследований показывают, что большинство детей страдают инфекционными заболеваниями, внутренними болезнями и простудными заболеваниями. Другие болезни включают в себя проблемы со зрением, опухоль, наркоманию, зубную боль, аллергию и т. д. (табл.2.7).

Исследование показало, что состояние ребенка ухудшается в результате работы в любом из видов деятельности. Например, продавцы газет и мойщики автомобилей на перекрестках дышат выхлопными газами. Положение усугубляется тем, что для этого рода деятельности выбираются самые оживленные перекрестки с высоким содержанием в воздухе вредных веществ. Грузчики, сборщики бутылок и цветных металлов жалуются на физические нагрузки, вредные для здоровья — 42,6%. Транспортировщики грузов перевозят тележки с товаром до 150 кг, а также вручную переносят от 15 кг.

Подобные нагрузки впоследствии могут вызвать различные заболевания вплоть до инвалидности.

Заключение

.

Таким образом, выделим положения, выносимые на защиту: Первое положение, выносимое на защиту заключается в определении понятия «детский труд» и определении экономического содержания детской занятости в условиях рыночных экономических отношений.

Под категорией детский труд понимается такая работа, выполнение которой вредно и опасно для ребенка. Необходимо различать понятия детская занятость и детский труд, так детский труд является составляющей детской занятости, которая лишает детей возможности учиться в школе, или заставляет их, кроме школьных занятий и домашних обязанностей, загружать себя дополнительной работой, выполняемой в других местах, работой, закрепощающей их и отрывающей от семьи.

Детский труд включает в себя, по крайней мере, одну из следующих характеристик: нарушает законы о минимальном возрастеугрожает физическому, умственному или эмоциональному благополучию детейвключает в себя невыносимые злоупотребления, такие как детское рабство, торговля детьми, долговая кабала, принудительный труд или незаконную деятельностьмешает детям ходить в школуиспользует детей, чтобы подорвать трудовые нормы.

Рассматривая проблематику касательно темы данного исследования, мы должны отметить, что, на наш взгляд, детский труд заключает в себе не только отрицательные черты, но и имеет некоторую положительность, т.к. несет в себе элементы трудового воспитания. Поэтому необходимо искоренять не детский труд вообще, а те его характеристики, которые нарушают законы о минимальном возрастеугрожают физическому, умственному или эмоциональному благополучию детейвключают в себя невыносимые злоупотребления, такие как детское рабство, торговля детьми, долговая кабала, принудительный труд или незаконную деятельностьмешают детям ходить в школу и используют детей, чтобы подорвать трудовые нормы. Также необходимо искоренять наихудшие формы детского труда.

Проблема детского труда существует во всем мире, как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. Опыт показывает, что детский труд наносит серьезный, а иногда и непоправимый вред как физическому, так и психическому и социальному развитию ребенка. В не по возрасту сложные трудовые условия вовлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых социальных слоев, из малообеспеченных семей или неполных семей, как в сельской местности, так и в городе.

В ходе анализа мы выделили пять этапов и различные формы применения детского труда в эпоху индустриализации стран. Это позволило сделать вывод, что детский труд преимущественно применяется на начальных этапах экономического развития рыночных отношений, в периоды военных событий и экономических спадов.

Второе положение, выносимое на защиту рассматривает факторы использования детского труда, которые следует классификацироватъ по следующим признакам:

• по уровню благосостояния (ВВП на душу населения, уровень бедности, средний уровень заработной платы);

• по социальному статусу родителей (безработные и занятые);

• по образовательному уровню родителей (возраст и образование родителей);

• по территориальному (в сельской или городской местности);

• по демографическому (уровень рождаемости, возраст и пол ребенка, возрастной состав домохозяйств) — по миграционному признаку (статус главы семейства по отношению к миграции и продолжительность проживания по данному месту жительства);

• по социальному статусу ребенка (отношение ребенка к главе домохозяйства, кто является главой домохозяйства, отсутствие матери в домохозяйств);

• по социально-экономическим признакам (сельскохозяйственные активы, имущество хозяйства, состояние общеобразовательной системы и непредвиденные обстоятельства).

Детский труд является очень сложной и многогранной проблемой. Некоторые из этих причин, такие как бедность, можно найти во многих странах, в то время как некоторые из причин весьма специфичны для конкретной страны. Все они имеют прямое или косвенное воздействие на масштабы детского труда.

Третье положение, выносимое на защиту, заключается в том, что автором определены проблемы, являющиеся причинами детской эксплуатации, в их качестве представлены:

• экономическая необходимость, вынуждающая уязвимые семьи использовать детский труд;

• развитие экономических отношений в современном периоде, распространенность нерегулируемого рынка, отсутствие регулятивных механизмов в области детского труда. Отношения работодателя и работающего ребенка не регулируются трудовыми соглашениями;

• дешевизна рабочей силы, возникающая из-за того, что ребенок в силу не конкурентоспособности предлагает свои услуги дешевле;

• проблемы в системе образования: возникшие вследствие недостатка финансирования системы образования, снижение контроля за посещаемостью школьниками занятий, снижение доступности образования для некоторых категорий гражданизменения в системе ценностей в обществе: формирование устойчивой зависимости в принятии каких-либо решений от денег и материальных ценностей;

• снижение государственного контроля за исполнением законов по запрещению детского труда и защите детей;

• дети не имеют представления о своих правах и куда обращаться за их соблюдением и работодатели могут ущемлять их права.

Основной причиной возникновения проблемы детского труда является, конечно же, бедность. В детский труд привлекаются, в основном, дети из наиболее уязвимых групп общества — сельских и городских бедных семей, которые имеют ограниченный доступ к образованию, здравоохранению и очень низкий доход или вообще не имеют какого-либо дохода. Многие дети отделены от своих семей или имеют неблагополучные семьи: это сироты, дети из неполной семьи с одним родителем или семьи, главой которой является ребенок. Таким образом, детский труд является продолжением иных социальных проблем, и в то же самое время фактором, усугубляющим их. Все это происходит в условиях игнорирования государством существования проблемы детского труда, доказательством чего является отсутствием полной и систематизированной информации по данной теме.

Четвертое положение, выносимое на защиту, состоит в том, что выявлены тенденции использования детского труда в мире и в частности в Кыргызской Республике.

По последним оценкам на 2012 год, из 215 млн. работающих детей по всему миру: примерно 114 миллионов (53%) находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе- 14 млн. (7%) проживает в Латинской Америке, и 65 миллионов (30%>) проживают в Африке к югу от Сахары. Тем не менее, регион к югу от Сахары имеет высокий уровень детского труда, где один из четырех детей, вовлечены в занятость.

Рассматривая распределение по секторам экономической деятельности детей, мы находим, что средние показатели доли экономически активных детей занятых в сельском хозяйстве является наиболее высокими, и составляют 70%, а затем, в порядке убывания, следуют сектор услуг (21%) и сектор производства (7%).

На основании приведенного выше определения детского труда, в 59 странах, для которых у нас есть данные о Детском труде, уровень показателя детского труда среди 7−14 летних составляет 12,4%, то есть примерно 1 из 8 детей заняты детским трудом.

На основе проведенного анализа мирового опыта использования детского труда были выявлены следующие тенденции: в целом в мире использование детского труда сокращается, но в последние годы в связи с кризисными явлениями сокращение идет более медленными темпаминаибольшее количество детей, по-прежнему, занято в сельском хозяйствечисло детей занятых на опасных видах работ сократилось, при этом снижение было значительным среди девочек и особенно сильно в 5−14 — летней возрастной группебольше половины работающих детей по всему миру (53%) находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе и эта тенденция сохраняется в последние годыбольше всего распространение детского труда наблюдается в традиционных обществах и в странах с переходной и трансформационной экономикой. В высокоразвитых странах детский труд можно встретить менее часто.

Рассматривая основные макроэкономические показатели Кыргызской Республики, влияющие на уровень использования детского труда, мы видим, что хотя ВВП на душу населения имеет тенденцию к росту и за период с 2007 г. удвоился, но по отношению к росту уровня прожиточного минимума нельзя сказать, что уровень жизни населения в республике резко улучшился. Так прожиточный минимум в 2012 г. по сравнению с уровнем 2007 г. вырос в 1,5 раза.

Уровень бедности в последние годы в связи с нарастающими кризисными явлениями в мире возрастает, хотя на сегодня по сравнению с уровнем 2000 г. он упал почти в два раза, но все равно достаточно высок.

Рассматривая соотношения прожиточного минимума, средней заработной платы и денежных доходов на душу населения, мы можем наглядно сказать, что население республики находится в тяжелых экономических условиях, т.к. уровень денежных доходов на душу населения ниже даже прожиточного минимума. Хотя уровень средней заработной платы за рассматриваемый нами период вырос почти в 2,5 раза, размер минимальной заработной платы установлен на 2013 г. в 840сом, а в 2012 г. он составлял 760 сом. Это свидетельствует о сильном расслоении населения по экономическому достатку.

Количество занятых детей в Кыргызской Республике в возрасте 5−17 лет, по расчетам Международной Организации Труда, составляет порядка 672 тыс. человек или 45,8% от общего числа детей данной возрастной группы. Доля занятых детей с возрастом увеличивается. Так, если в возрасте 5−11 лет занято около одной трети детей, то среди детей в возрасте 12−14 лет эта цифра повышается до 54,9%, а среди детей в возрасте 15−17 лет — до 62%.

Подавляющее большинство детей вовлечены, как правило, в два-три вида деятельности, т. е. они могут быть заняты экономической активностью, обучением в школе и выполнением домашней работы. Среди детей, занятых выполнением только одного вида деятельности, обучение в школе является наиболее распространенным. Доля детей, занятых только экономическим видом деятельности или выполняющих исключительно работы по дому, очень незначительна. При этом, 40,3% детей в возрасте 7−17 лет одновременно посещают школу, в течение недели работают и выполняют работы по дому.

Модель занятости среди мальчиков и девочек несколько отличается из-за большей расположенности девочек к выполнению работы по дому, а мальчиков к выполнению экономических видов деятельности. Поэтому большая часть мальчиков сочетают учебу в школе с работой (12,7%), а девочки совмещают учебу в школе и работу по дому (42%).

Пятое положение, выносимое на защиту, представляется в виде модели защиты детей от трудовой эксплуатации и рекомендаций вытекающих из нее:

Данная модель состоит из взаимодействующих между собой блоков: государственной программы, системы мониторинга, аналитико-методологического центра и картирования по зонам риска.

Государственная программа должна ориентироваться на конкретные цели, а формулировка задач — на результат. К каждой задаче надо разработать конкретные измеряемые индикаторы результативности и успешности, которые должны быть сбалансированы между собой. При этом, обязательно вносить коррективы с учетом новых событий, учитывать прогнозы.

Система мониторинга должна быть разработана с индикаторами, сроками и ответственными лицами.

Аналитико-методологический центр необходим для разработки методологии сбора информации, анализа собранной информации, изучения региональной специфики, разработки вариантов решений, обобщения передового опыта и предложения новых подходов и механизмов работы.

Картирование по зонам риска проводится для выявления в каждой области отрасли экономики и производства, где может применяться тяжелый труд, создания карты потенциально вредных форм детского труда, учитывающую специфику региона. Все виды работ должны быть классифицированы по степени вредности на зоны и четко прописаны критерии классификации. Таким образом, могут определиться наиболее опасные участки, с которыми необходимо работать в первую очередь.

Предложенные рекомендации:

• вопросы детского труда не должны рассматриваться в отрыве от вопросов детской бедности;

• необходимо ускорить работу по изменению законодательства;

• наличие разницы применения детского труда в городской и сельской местности требует выработки различных подходов, способов и методов работы;

• должны быть продумать механизмы реализации мероприятий на местах;

• мероприятия должны быть нацелены на профилактическую и превентивную работу;

• необходимо продолжить практику проведения исследований, чтобы дать количественную оценку работающим детям. Ввести постоянную национальную статистику детского труда. Сбор текущих отчетов осуществлять с учетом гендерно разделенных показателей.

Теперь уже невозможно заявлять, что обращение с детьми — это исключительно внутреннее дело каждого отдельного государства. Современные коммуникационные технологии сблизили государства между собой, и проблемы детей в развивающихся странах теперь хорошо видны людям во всем мире. Все это заставило международное сообщество задуматься о проблеме искоренения наихудших форм детского труда.

Очевидной альтернативой детскому труду является образование. Вряд ли нужно еще раз говорить о том, что система образования играет центральную роль в борьбе с детским трудом. Регулярное посещение школ могло бы сделать принудительный труд и многие другие формы эксплуатации детей абсолютно невозможными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы Кыргызской Республики
  2. Закон Кыргызской Республики о содействии занятости населения
  3. Закон Кыргызской Республики об образовании
  4. Кодекс Кыргызской Республики о детях
  5. Трудовой кодекс Кыргызской Республики
  6. Стратегия развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012−2014 годы
  7. Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013—2017 гг.
  8. Монографии, брошюры, отдельные издания
  9. A.M. Управление трудовыми ресурсами в условиях перехода к рыночным отношениям (на материалах Кыргызской Республики). Б., 1998.
  10. P.JI., Авагян Г. Л. Современные теории занятости. М., 2001.
  11. Н.К. Рынок труда и его регулирование в условиях переходной экономики. Уфа, 1997.
  12. К.А. Воспроизводство и занятость населения. Бишкек, 2008.
  13. К.А. Социально-демографические основы занятости населения в условиях рыночной экономики (по материалам Республики Кыргызстан). -Бишкек, 1992.- Часть 1, Часть 2.
  14. Е.П. Детский труд в контексте социальных трансформаций. -Саратов, 2006.
  15. А.Ю. Механизмы управления рынка труда и занятостью в современных условиях. Краснодар, 2005.
  16. Бардовский В. П, Рудакова О. В, Самородова ЯМ Экономика М., 2011.
  17. М.К. Особенности функционирования рынка труда на современном этапе реформирования экономики. Саратов, 2003.
  18. В.П. Региональные аспекты формирования рынка труда. -Бишкек, 1999.
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе М.: Дело, 1994.
  20. А.К. Социально-экономические основы и методы управления трудовыми ресурсами. Бишкек, 1996.
  21. Большая советская энциклопедия. Третье издание. М.: Из-во «Советская энциклопедия», 1972.
  22. .Л. Особенности формирования современного рынка труда: информационный аспект. М., 2012.
  23. Гойло В. С Современные буржуазные теории воспроизводства рабочей силы. -М., 1975.
  24. С.Е. Институционально-экономическая структура и тенденции развития рынка труда в условиях транзитивной экономики. Р-н-Д., 2003.
  25. В.И. Рынок труда в системе экономических отношений (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 1999.
  26. Ш. Б. Развитие механизмов регулирования неформальной занятости в переходной экономике (теория, методология, практика) -Душанбе, 2011.
  27. И.В. Формирование рынка труда и политики занятости в моноспециализированных городах. Екатеринбург, 2004.
  28. О.Ю. Рынок труда: его роль и особенности функционирования в современной экономике России. Саратов, 2008.
  29. Е.М. Особенности современного рынка труда в рыночной и переходной экономике. -М., 2010.
  30. . Т. Трудовые ресурсы в системе производственных отношений в экономике переходного периода. Бишкек, 2006.
  31. Исаков К. И Социально экономические проблемы занятости населения в Кыргызстане.
  32. Э.К. Теоретические основы развития трудового потенциала в трансформирующейся экономике. Бишкек, 2010.
  33. Н.В. Государственное регулирование рынка труда: теоретико-методологические аспекты. Б., 2003.
  34. ДМ. Общая теория занятости, процента и денег. Петрозаводск: Петроком, 1993.
  35. Ким К. А. Вопросы перспективного развития экономики Кыргызстана: Методология преодоления общесистемного кризиса в условиях трансформационной экономики. Б., 2006.
  36. O.A. Эволюция рынка труда и государственная политика занятости. Н. Новгород, 2002.
  37. Л.П. Рынок труда: методология исследования и особенности формирования в современной России. Воронеж, 1998.
  38. Т.К. Избранные сочинения в 3-х томах. Дополнительный том: Политика, экономика, миросвязи Кыргызстана. Бишкек, 2007.
  39. Т.К. Экономика переходного периода. Бишкек: Илим, 1995.
  40. Т.К. Постсоветская перестройка: теория, идеология, реалии. -Бишкек: Илим, 1999.
  41. Т.К. Теория постсоветского реформирования. Бишкек, 1997.
  42. В. А. Основы формирования и функционирования рынка труда в условиях социально-экономической трансформации. М., 2003.
  43. A.A. Механизм регулирования занятости в регионе с высоким демографическим потенциалом в условиях рыночной экономики (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 1998.
  44. A.A. Сущность движения кадров и его особенности в переходный период. Бишкек, 2000.
  45. U.C. Женская занятость в Кыргызской Республике: закономерности и особенности в переходный период. Бишкек, 2004.
  46. .Х. Рынок труда в Кыргызстане (экономические проблемы формирования и функционирования). Бишкек, 1998.
  47. Кудабаев 3. И. Экономический рост Кыргызстана: роль секторов экономики. Американский университет Центральной Азии, Кыргызстан, 2009.
  48. Г. В. Закономерности и особенности развития миграционных процессов Кыргызстана на современном этапе. Бишкек, 2002.
  49. Н.Х., Гусева В. И. Экономический рост в трансформационной экономике Кыргызстана. Бишкек, 2012.
  50. Н.Х. и другие. Проблемы занятости населения и миграционные процессы в Кыргызстане. Бишкек, 1990.
  51. Н.Х. Экономика и репродукция человека. Бишкек, 1998.
  52. Н.С. Теоретические аспекты дискриминации на рынке труда. -Иркутск, 2005.
  53. В. Меры по борьбе против использования детского труда. Тюмень, 2009.
  54. О.Ю. Труд учащегося в системе экономических отношений. -М., 1991.
  55. К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1955.
  56. К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, т. 16.
  57. К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1954.
  58. К. Критика Готской программы. К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 19.
  59. К. Манифест Коммунистической партии, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения. 2 изд., т. 21.
  60. А. Принципы экономики. London: Macmillan, 1920.
  61. Миль Дж.С. Основы политической экономики, 1970
  62. Т. Т. Рациональный аспект проблемы занятости в условиях перехода к рынку. Караганда, 1991.
  63. Т.Е. Детский труд в условиях трансформации социально-экономических отношений в обществе. СПб., 2003.
  64. А. Экономическая теория благосостояния, 1962.
  65. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
  66. РиккардоД. Сочинения. М., 1961.
  67. Н.В. Рынок труда и проблемы его сегментирования. Р-н-Д., 1998.
  68. А.И. Труд: теория, экономика, организация. М.: МИК, 2005.
  69. В.Е. Демографические аспекты занятости населения в условиях трансформации экономической системы (на материалах Кыргызской Республики). Бишкек, 2001.
  70. В.Е. Закономерности и особенности воспроизводства трудового потенциала общества в условиях трансформации экономической системы (на примере Кыргызской Республики). Бишкек, 2006.
  71. В.Е. Рынок труда как составная часть рыночных отношений/ Становление и развитие социальной рыночной экономики. Бишкек, 2000.
  72. С.Е. Проблемы занятости населения в переходный период и их особенности в крупных городах. Бишкек, 2003.
  73. Сей Ж. Б. Трактат о политической экономии. М.: Директ-Медиа, 2007.
  74. А.Е. Организационное и экономическое обеспечение безопасности труда и трудового воспитания детей в современной России. -М., 2006.
  75. Т.И. Непрерывность образования как фактор интенсивного роста производства. — Н., 1995.
  76. Смит Адам Исследования о природе и причинах богатства народов. Экономическая библиотека «ЭКОНОМИКА 2000»
  77. Л.В. Современный рынок труда и его регулирование. -Н.Новгород, 1998.
  78. А.Ф., Гусева В. И. Человеческий капитал, рынок труда и экономический рост. Бишкек, 2008.
  79. Л.С., Гребенников П. И., Леусский А. И. Макроэкономика: Учебник. М.: Высшее образование, 2006. — 654 с.
  80. Ш. В. Рынок труда: формирование структуры и функционирование на мезоуровне. Иркутск, 2011.
  81. Э.Ж. Детский труд как социальное явление. Б., 2011.
  82. А. Г. Конкурентоспособность работников на рынке труда. -Ярославль, 2000.
  83. Экономика Кыргызстана в последнее десятилетие XX века / Под ред. Т. Койчуева Бишкек: ЦЭ и СР при МФ КР, 2000.
  84. Экономическая энциклопедия. М., 2000.
  85. Ф. Положение рабочего класса в Англии / К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения. 2-е изд. М, 1955.
  86. У.Ж. Миграционные процессы в Кыргызстане и их социально-экономические последствия. Ош: ОшГУ, 2009.
  87. Т.В., Марыганова Е. А. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. М.: 2008. — 286 с.
  88. Т.Н. Региональный рынок труда и пути его регулирования. Р-н-Д-, 1999.1. Периодические издания
  89. Г. Человеческий капитал//США: экономика, политика, идеология. 1993. № 11. -с. 28−35.
  90. . Т. Проблемы занятости в переходный период Реформа, 2003. № 1(17).
  91. К.И. Оптимизация политики занятости и регулирование рынка труда. Вестник КРСУ, 2003, Том 3, № 1
  92. А. О понятии «рынок труда» // Вопросы экономики. 1998. № 1.
  93. Л.С. Определение и содержание категорий «рынок труда» и «рынок рабочей силы». /Вестник КРСУ, 2011, Том 11, № 5, с.88−92.
  94. Н.Х. О тенденциях развития миграции населения Кыргызстана// Вестник КРСУ, 2007, Том 7, № 4.
  95. Н.Б. Детский труд. Социс, 1997, № 5, с. 76−83.
  96. А.А. Рынок труда: занятость и безработица // Международные отношения. 1991. № 3.
  97. Н.В. Интернационализация рынка труда: современные тенденции и динамика развития // МГУ. Сер. 6. 2001. № 6.
  98. В.Е. Занятость и безработица //Социально-экономические проблемы переходного периода. Бишкек, 2000.
  99. Трудовой мир. Издание МОТ. 2006. № 2.
  100. У.Ж. Проблемы внешней трудовой миграции населения стран Центральной Азии // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2009. — Том № 13.
  101. У.Ж. Социально-экономические последствия миграционных процессов в Кыргызстане // Региональная экономика: теория и практика. -2009. № 4.1. Статистические сборники101. 20 лет независимости Кыргызской Республики. Цифры и факты. Б., 2011.
  102. Демографический ежегодник Кыргызской Республики 2006−2010гг. Б., 2011.
  103. Дети Кыргызстана. Статистический сборник. Бишкек, 2012.
  104. Дети не посещающие школу в Кыргызстане./ЮНИСЕФ Б., 2008.
  105. Доклад о мировом развитии 2006: Справедливость и развитие. Издано для Всемирного банка. М.: Издательство «Весь Мир», 2006.
  106. Доклад о мировом развитии 2007: Развитие и новое поколение. Издано для Всемирного банка М.: Издательство «Весь Мир», 2007.
  107. Доклад о переходном процессе за 2011 год: Кризис и переходный процесс глазами людей. ЕБРР.
  108. Занятость и безработица. Итоги интегрированного обследования домашних хозяйств в 2010 г. Б.:Нацстатком, 2011.
  109. Информационный бюллетень Кыргызской Республики по продовольственной безопасности и бедности. Бишкек, 2012.
  110. Кыргызская Республика: Оценка бедности. Том 2: Характеристики рынка труда и бедность Документ Всемирного банка, 2007.
  111. Кыргызстан в цифрах. Статистический сборник. Бишкек, 2012.
  112. Национальное исследование по детской бедности и неравенствам в Кыргызской Республике. Бишкек, 2009.
  113. Отчет-обзор реализации государственной программы действий социальных партнеров по искоренению наихудших форм труда несовершеннолетних в Кыргызской Республике на 2008−2011гг.
  114. Оценочные данные Нацстаткомитета по состоянию на 1 января 2013 года
  115. Процесс перехода и показатели стран СНГ и Монголии в 2009 году: Процесс перехода в кризисе? ЕБРР.
  116. Процесс перехода и показатели стран СНГ и Монголии: Извлечения из Доклада о процессе перехода за 2008 год ЕБРР.
  117. Статистический ежегодник Кыргызской Республики 2007−2011 Б., 2012
  118. Уровень жизни населения Кыргызской Республики2007−2011. Годовая публикация. Б.: Нацстатком, 2012.
  119. Admassie A. Child Labour and Schooling in the Context of a Subsistence Rural Economy: Can They Be Compatible? International Journal of Education Development, forth coming. 2002.
  120. Alec Fyfe. The worldwide movement against child labour progress and future directions. — Geneva, International Labour Office, 2007.
  121. Aruga Natsuki. An «Finish School»: Child Labor During World War II. Labor History, 1988, vol. 29, no.4 (Fall), pp. 498−530.
  122. Ashagrie Kebebew. Statistics on Child Labor. Bulletin of Labor Statistics, Issue No. 3, International Labor Organization, Geneva. 1993.
  123. Baland J.M., Robinson J.A. Is Child Labor Inefficient? Journal of Political Economy, 2000, 108(4), pp. 663−679.
  124. В as и Kaushik, Hoang Van Pham. The Economics of Child Labor. The American Economic Review, 1998, Vol. 88, No. 3, pp. 412−427
  125. Bhalotra S., Heady C. Child Farm Labor: The Wealth Paradox, World Bank Economic Review, 2003, 17(2), 197−227.
  126. Boyden Jo, Ling В., and Myers W. What Works for Working Children. Florence and Stockholm: UNICEF International Child Development Centre. 1998.
  127. Braun Sebastian. Core Labour Standards and FDI: Friends or Foes? The Case of Child Labour, Humboldt University of Berlin, Review of World Economics 2006, Vol. 142 no.4, 765−791.
  128. Child labor wages and productivity: results from demand-side surveys /ILO, Geneva, 2007.
  129. Child Labour /А textbook for university students Geneva: ILO, 2004.
  130. Children in hazardous work: What we know, what we need to do. /International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) Geneva: ILO, 2011.
  131. Children’s non-market activities and child labour measurement: a discussion based on household survey data. Geneva, 2007.
  132. Cogan John. The Decline in Black Teenage Employment: 1950−70. American Economic Review, 1982, vol. 72, no. 4, pp. 621−638.
  133. Combating Child Labour. through Education ILO: International Programme on the Elimination of Child Labour, 2004.
  134. Consolidated good practices in education and child labour / International Labour Office, ILO International Programme on the Elimination of Child Labour. Geneva: ILO, 2007, 159 p.
  135. Consolidated Good Practices in Education and Child Labour. Geneva, ILO, 2007.
  136. Diamond Charles, Tammy Fayed. Evidence on Substitutability of Adult and Child Labour. The Journal of Development Studies, 1998, vol. 34, no. 3, pp. 6270.
  137. Doepke M., Zilibotti F. The Macroeconomics of Child Labor Regulation, American Economic Review, 2005, 95(5), 1492−1524.
  138. Dumas C. Why Do Parents Make Their Children Work? A Test of the Poverty Hypothesis in Rural Areas of Burkina Faso. Oxford Economic Papers, 2007, 59(2), 301−329.
  139. Duryea Suzanne, Arends-Kuenning Mary. School Attendance, Child Labor and Local Labor Markets in Urban Brazil. International Development Bank, 2001.
  140. Dwibedi Jayanta, Chaudhuri Sarbajit. Foreign Capital, Return to Education and Child labour. Munich Personal RePEc Archive, 2007.
  141. Edmonds Eric, Turk Carrie. Child Labor in Transition in Vietnam. Working Paper 2774. Washington, D.C.: The World Bank, 2002.
  142. Edmonds Eric, Pavcnik Nina. Does Globalization Increase Child Labor? Evidence from Vietnam. Working Paper 8760, February. Cambridge, MA: National Bureau of Economic Research, 2002.
  143. Education as an intervention strategy to eliminate and prevent child labour: Consolidated Good Practices of the International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC). / ILO, 2006.
  144. Emerson Patrick M., Souza Andre Portela. Birth Order, Child Labor and School Attendance in Brazil, manuscript, 2002.
  145. Facts on Child Labour 2005.
  146. Fan C. Simon. Relative wage, child labor? And human capital. Department of Economics, Lingnan University, Tuen Mun, Hong Kong, 2004.
  147. Fan C. Simon. The luxury axiom, the wealth paradox and child labour. Journal of Economic Development, 2011, Vol. 36, no. 3, 25−46.
  148. Frank Hagemann, Diallo Yacouba, Etienne Alex, Mehran Farhad. Global child labour trends 2000 to 2004. ILO, Geneva, 2006.
  149. Galbi Douglas A. Child Labor and the Division of Labor in the Early English Cotton Mills. Journal of Population Economics, 1997, vol. 10, no. 4, pp. 357 375.
  150. Grootaert Christiaan, Kanbur Ravi. Child Labor: An Economic Perspective, International Labor Review, 1995, vol. 134, no. 2.
  151. Guarcello L., Lyon S., RosatiF. C. Impact of children’s work on school attendance and performance: a review of school survey evidence from five countries -Geneva: ILO, 2005.
  152. Gupta Manash R. Unemployment of Adult Labor and the Supply of Child Labor: A Theoretical Analysis, mimeo: Jadavpur University, Calcutta, 1997.
  153. Hazan, M., Berdugo B. Child Labor, Fertility, and Economic Growth. Economic Journal, 2002, 112(482), 810−828.
  154. Horrell Sara, Humphries Jane. The Exploitation of Little Children: Child Labor and the Family Economy in the Industrial Revolution. Explorations in Economic History, 1995, vol. 32, pp. 485−516.
  155. Hunt E.H. Industrialization and Regional Inequality: Wages in Britain, 17 601 914. Journal of Economic History, 1986, pp.935−966.
  156. IPEC, Blanco Allais F., Hagemann F. Child labour and education: Evidence from SIMPOC surveys / IPEC Geneva: ILO, 2008.
  157. IPEC, Dorman, P. Child labour, education and health: A review of the literature / International Labour Office Geneva: ILO, 2008.
  158. IPEC, Edmonds E.V., Defining child labour: A review of the definitions of child labour in policy research / International Labour Office, International Programme on the Elimination of Child Labour (IPEC) Geneva: ILO, 2009.
  159. IPEC, Give girls a chance. Tackling child labour, a key to the future / International Labour Office Geneva: ILO, 2009.
  160. Iversen Vegard. Autonomy in Child Labor Migrants. World Development, 2002, vol. 30, no. 5, pp. 817−834.
  161. Jean Fares and Raju Dhushyanth. Child labor across the developing world: Patterns and correlations: background paper to the 2007 world development report. The World Bank: World Development Report, 2007.
  162. Joining forces against child labour. Inter-agency report for h e Hague Global Child Labour Conference of 2010 / Understanding Children’s Work (UCW) Programme Geneva: ILO, 2010.
  163. Kambhampati, U.S., Rajan R. Economic Growth: A Panacea for Child Labor? World Development, 2006, 34(3), 426−445.
  164. Kruger D.I. Coffee Production Effects on Child Labor and Schooling in Rural Brazil. Journal of Development Economics, 2007, 82(2), 448−463.
  165. Green Laura, Child Labor: Then and Now.
  166. Levy Victor. Cropping Pattern, Mechanization, Child Labor and Fertility Behavior in a Farming Economy: Rural Egypt. Economic Development and Cultural Change, 1985, vol. 33, no.4, pp. 777−791.
  167. Lyons John. Family Response to Economic Decline: Handloom Weavers in Early Nineteenth-Century Lancashire. Research in Economic History, 1989, vol.12, 45−91.
  168. Nardinelli Clark. Child Labor and the Industrial Revolution. Bloomington: Indiana University Press, 1990.
  169. Nardinelli Clark. Child Labor and the Factory Acts. The Journal of Economic History, 1980, vol. 40, issue 4, pp. 739−755.
  170. Ray Ranjan. How Child Labour and Child Schooling Interact with Adult Labour. Working Paper 2179. Washington, D.C.: The World Bank, 1999.
  171. Robles-Vasque Hector, Abler David G. Education and Labor Force Participation by Mexican Children during Structural Adjustment: A
  172. Microeconomic Analysis. Working Paper 00−05.University Park, PN: Population Research Institute, 2000.
  173. Swaminathan Madhura. Economic Growth and the Persistence of Child Labor: Evidence from an Indian City. World Development, 1998, vol. 26, no. 8, pp 15 131 528.
  174. Национальный статистический комитет КР http://www.stat.kg
  175. World bank (Всемирный банк) http:// www.worldbank.org. ru / rus / statistics
  176. UN Committee on the Rights of the Child (Комитет ООН по правам детей): http ://www2 .ohchr. org
  177. African Committee of experts on the rights and welfare of the child (Африканский экспертный комитет по правам и благополучию детей): http://www.africa-union.org
  178. Child Rights Information Network (CRIN) NGO Group for the convention of the rights of the child: http://www.crin.org
  179. Office of the High Commissioner for Human Rights OHCHR (Управление Верховного комиссара ООН по правам человека): http://www.ohchr.org
  180. UNICEF (Детский фонд Организации Объединенных Наций): http://www.unicef.org
  181. Global March Against Child Labor (Мировое движение по мобилизации усилий в защиту и поддержку прав всех детей): http://www.globalmarch.org
  182. Childlnfo Monitoring the Situation of Children and Women (Наблюдение за положением детей и женщин): http://www.childinfo.org
  183. International Labor Organisation (Международная организация труда МОТ): http://www.ilo.org
  184. IPEC International Programme on the Elimination of Child Labor (Международная программа по устранению детского труда): http://www.ilo.org/ipec/
  185. International research on working children IREWOC (международное исследование по детскому труду): http://www.childlabour.ne
  186. Child Labor Coalition: http://stopchildlabor.org
  187. Eliminating of cild labor in Tobacco growing (Искоренение детского труда в табачной промышленности): http://www.eclt.org
Заполнить форму текущей работой