Информационно-коммуникационная технология комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студента в вузе
Информационная технология комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студентов в семестре на основе ИКТ. Новизна состоит в том, что образовательный процесс рассматривается целостно, как взаимопроникающее единство учебной и внеучебной деятельности студента. На этой основе впервые осуществляются еженедельные комплексные управленческие воздействия на учебную и внеучебную деятельность… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблематика комплексного управления деятельностью студента в вузе
- 1. 1. Цели комплексного управления деятельностью студента в вузе
- 1. 2. Опыт использования ИКТ в управлении учебным процессом в вузе
- 1. 3. Требования к информационной системе комплексного управления деятельностью студентов в вузе
- 1. 4. Постановка задачи исследования
- 1. 5. Разработка структуры комплексного управления деятельностью студента в вузе
- 1. 5. 1. Структура управления учебной деятельностью
- 1. 5. 2. Структура управления творческой деятельностью
- 1. 5. 3. Структура управления внеучебной деятельностью
- 1. 5. 4. Структура комплексного управления деятельностью студентов
- 2. 1. Математическая модель комплексной оценки деятельности студентов
- 2. 1. 1. Оценка и анализ существующих моделей
- 2. 1. 2. Обоснование выбора метода многокритериальной оценки при принятии решений
- 2. 1. 3. Структура и содержание математической модели
- 2. 1. 4. Упрощенная модель расчета комплексной оценки
- 2. 2. Математическая модель кластеризации студенческого контингента
- 2. 2. 1. Анализ существующих методов кластеризации
- 2. 2. 2. Структура и содержание математической модели кластеризации
- 3. 1. Общие проектные решения
- 3. 2. Ввод и отображение учебной информации
- 3. 3. Ввод и отображение информации о творческой деятельности студентов
- 3. 4. Ввод и отображение информации о внеучебной деятельности студентов
- 3. 5. Отображение комплексной информации
- 4. 1. Общая характеристика внедрения
- 4. 2. Результаты активизации учебной деятельности
- 4. 3. Результаты активизации творческой деятельности
- 4. 4. Результаты активизации внеучебной деятельности
- 4. 5. Сводный анализ
Информационно-коммуникационная технология комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студента в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В стремительно меняющемся мире классическое университетское образование, основанное в основном на попредметно получаемых знаниях, перестает удовлетворять требованиям общества. Результаты образования, компетенции и компетентностный подход (обучение на основе компетенций) получают в образовании все большее значение. Это находит отражение, в частности, в официальных международных и российских документах [1,2].
Идея компетентностно-ориентированного образования — один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Относительно сути компетентностного подхода имеется много мнений российских и зарубежных ученых. При этом в качестве ключевого признака компетентностного подхода, отмечается формирование знаний о том, как действовать в реальной жизненной ситуации, творческих способностей и личностно-ориентированных компетенций.
Проблеме реализации компетентностного подхода в образовании посвящены работы таких авторов, как В. И. Байденко, A.A. Вербицкий, И. Г. Галямина, H.A. Гришанова, И. А. Зимняя, И. Ф. Исаев, Д. А. Иванов, В. В. Ищенко, А. Г. Кириллов, Б. К. Коломиец, Д. А. Махотин, H.H. Нечаев, В. В. Рябов, З. С. Сазонова, H.A. Селезнева, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, В. Д. Шадриков, E.H. Шиянов и др. В зарубежных исследованиях проблема нашла отражение в работах Р. Мартенса, У. Клемента, Р. Арнольда, М. Кунцмана, С. Тиманна, С. Адама и др.
В области творчества и качества образования нужно отметить труды Ж. Адамара, В. В. Альминдерова, К. А. Багриновского, A.B. Брушлинского, Д. Б. Богоявленской, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, И. И. Дзегеленка,.
B.Н. Дружинина, И. А. Зимней, Б. Г. Литвака, A.M. Матюшкина,.
C.А. Пиявского, H.A. Селезневой, А. И. Субетто, М. А. Холодной, В. А. Шадрикова.
Сегодня в высшем образовании утверждены стандарты третьего поколения, где основу составляют именно компетенции. Например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки 230 400 «Информационные системы и технологии» выпускник должен обладать такими общекультурными компетенциями, как способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, проявлять инициативу, самостоятельно приобретать новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со1 сферой деятельности [3].
Таким образом, можно сказать, что компетентностный подход заключается во всестороннем развитии личности обучаемого, который гарантирует ему успешную не только профессиональную деятельность в" течение всей жизни, но и успешную жизнь в целом. Формирование таких компетенций требует комплексного подхода в управлении учебной и внеучебной деятельностью студента в период его обучения в вузе, а также использование информационно-коммуникационных технологий.
Соответственно реализация компетентностного подхода в высшей школе предполагает учет и анализ значительно более широкого объема разнокачественной информации, чем традиционный «знаниевый» подход. Это требует активного привлечения возможностей, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями. Только они позволяют достаточно оперативно получать, обрабатывать и использовать достоверную информацию обо всех сторонах деятельности студентов. Получение и обработка такой информации является сущностью мониторинга. Мониторинг направлен на получение и использование объективных и независимых данных об объекте исследования, факторов, на него влияющих, и составления прогноза изменения ситуации в будущем.
Если говорить о ситуации в целом, существенной предпосылкой г развития высшей школы является информатизация всего процесса обучения, которая, в частности, находит отражение в информатизации вузовской среды. Основные достижения в этом направлении — это: электронный документооборот, централизованные службы электронного образования, централизованное тестирование, автоматизированные обучающие системы и др. Наиболее активно в настоящее время развиваются вузовские информационные системы, ориентированные на Интернет.
Хорошими примерами использования Интернет-технологий для совершенствования учебного процесса являются информационная система Дальневосточного государственного университета, рейтинговая оценка учебных достижений студентов в Волгоградском государственном педагогическом университете, veb-nopraji Бурятского государственного университета, система БРС (балльно-рейтинговая) в Воронежском государственном университете.
Система зачетных единиц и рейтинговая система используется в Российском химико-технологическом университете им. Д. И. Менделеева. В Московском государственном текстильном университете имени А. Н. Косыгина в 2002/2003 учебном году был начат эксперимент по введению рейтинговой системы оценки знаний студентов. В разное время различные эксперименты проводились в МГУ, в РУДН и в других вузах страны.
Однако обзор существующих информационных систем в вузах страны показал их одностороннее применение, направленное в основном на мониторинг учебной деятельности студентов. Таким образом, важные составляющие образовательного процесса в вузе, такие как развитие и управление творческими способностями, личностное развитие (общественная деятельность, культура, спорт и др.) остаются за рамками информационных систем. Поэтому актуальность диссертационного исследования определяется неразработанностью вопросов использования информационно-коммуникационных технологий для обеспечения всестороннего, комплексного управления образовательным процессом в вузах.
Предметом настоящего исследования является комплексное управление учебной и внеучебной деятельностью студента на основе информационно-коммуникационных технологий.
Целью работы является повышение эффективности образовательного процесса в вузе путем комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студентов на базе математического моделирования и информационно-коммуникационных технологий в телекоммуникационной среде вуза. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать технологию комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студента на основе ИКТ, включая организационные схемы, процедуры управления, методы измерения и мониторинга процессов, анализа результатов и установления обратной связи.
2. Разработать технологию количественной оценки уровня успешности академической и внеучебной составляющих деятельности студента в вузе, причем с объективностью и оперативностью, которые дали бы возможность оперативно воздействовать на этот процесс в течение семестра (т.е. с темпом обновления информации порядка одной недели).
3. Использовать PIKT, в частности доступность и простоту ввода и анализа информации через Интернет, для того чтобы сделать студента сознательным соучастником процесса собственного развития.
4. Разработать математический аппарат для анализа огромного массива собираемой информации, с тем чтобы представить её в виде, который может использоваться всеми участниками образовательного процесса для принятия методических и управленческих решений.
5. Внедрить разработанную информационно-коммуникационную технологию и оценить ее эффективность.
При решении этих задач используются методы системного анализа, теории оптимального управления, математического моделирования, численной оптимизации, кластеризации, проектирования информационных систем и реляционных баз данных.
На защиту выносится:
• Информационная технология комплексного управления деятельностью студентов в вузе.
• Автоматизированная система комплексного управления деятельностью студентов в вузе.
• Математическая модель комплексной оценки деятельности студента.
• Математическая модель кластеризации студенческого коллектива на основе комплексного учета характеристик учебной и внеучебной деятельности.
Новые научные результаты:
• Информационная технология комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студентов в семестре на основе ИКТ. Новизна состоит в том, что образовательный процесс рассматривается целостно, как взаимопроникающее единство учебной и внеучебной деятельности студента. На этой основе впервые осуществляются еженедельные комплексные управленческие воздействия на учебную и внеучебную деятельность студентов, базирующиеся на оперативной измеримой информации о результатах их деятельности.
• Основные проектные решения (структура базы данных, технология и алгоритмы сбора и анализа первичной информации) по автоматизированной информационной системе комплексного управления деятельности студентов, которые обеспечивают в отличие от существующих информационных систем объективный и оперативный учет и анализ детальной информации о достижениях каждого студента в различных видах деятельности и их комплексную оценку.
• Математическая модель комплексной оценки деятельности студента по совокупности разнокачественных показателей, характеризующих студента по отдельным элементам его активности.
• Математическая модель кластеризации студенческого коллектива на основе комплексного учета характеристик учебной и внеучебной деятельности.
Практическая значимость работы состоит в следующем. Создан инструмент для непрерывного управления учебной и внеучебной деятельностью студентов в вузе. Результаты работы используются на факультете информационных систем и технологий Самарского государственного архитектурно-строительного университета, а также в Самарском государственном аэрокосмическом университете, в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии.
Работа докладывалась на семи международных, семи всероссийских и одной региональной конференциях. Ее результаты. отражены в 21 публикации автора, в том числе в двух изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов докторских и кандидатских диссертаций.
Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав изложенных на 146 страницах, библиографического списка из 135 наименований.
Выводы.
1. В диссертационном исследовании разработана и успешно внедрена новая технология комплексного управления учебной и внеучебной деятельностью студента в вузе на основе структурной модернизации организации и управления учебной, творческой и внеучебной деятельностью студентов, использования информационно-коммуникационных технологий, разработанных математических моделей комплексной оценки деятельности студента и кластеризации студенческого коллектива.
2. Реализация разработанной технологии позволила обеспечить еженедельный темп анализа состояния учебной, внеучебной и творческой деятельности каждого обучаемого, своевременную выработку и реализацию необходимых управленческих воздействий.
3. Возросла эффективность учебной деятельности студентов. Это нашло отражение в практически 100% абсолютной успеваемости на всех курсах факультета на момент завершения сессии, что на 25−30% превосходит соответствующий показатель для всех других технических факультетов вуза, при том что исходный уровень подготовки студентов, измеряемый по результатам ЕГЭ, на этих факультетах несколько выше.
4. Получили интенсивное развитие исследовательские компетенции студентов. По всем компонентам исследовательской деятельности уровень сформированности компетенций студентов с 1-го по 4-й курс возрос в среднем в 1,5 раза, в том числе по формированию творческих идей — в 1,6 раза, по созданию и освоению исследовательских средств — в 2,2 раза, по реализации плана исследования — в 2,6 раза, по синтезу результатов исследования — в 1,6 раза. В результате студенты факультета, по численности составляющие 3,2% от общего числа студентов СГАСУ очной формы обучения, завоевали более 30% наград на региональных, всероссийских и международных конференциях и конкурсах исследовательских работ.
5. Существенно активизировалась внеучебная деятельность студентов. Количество студентов факультета, получивших в 2009 и 2010 гг. единовременные стипендии ученого совета за успехи в учебе, спорте и общественной работе, составил соответственно 33% и 26%, в то время как на других факультетах он составил максимально 20%.
6. Внедрение в Самарском государственном архитектурно-строительном университете в течение четырех лет (2006;2010 гг.) выдвинутых в диссертации положений доказало их эффективность в плане повышения качества управления образовательным процессом.
Список литературы
- Высшее образование в глобализованном обществе. Установочный документ ЮНЕСКО по образованию. 2004.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы по разработке документов по обновлению общего образования. -М., 2001.
- Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход // Под ред. H.A. Селезневой и А. И. Субетто / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1995.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. Краткий курс, М., 1926.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М., 1998. ,
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии //Вопросы психологии, 1979, № 3.
- Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста. Саратов, 1987.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. Самара, 2000.
- Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи. М.: Академия наук о Земле, 2001. — 109 с.
- Пиявский С.А. Стратегия оптимального управления развитием научных способностей в информационном обществе, Одаренность:рабочая концепция, Материалы I Международной конференции (Самара, 1−3 октября 2000 г.). М., 2002. — с. 143−150.
- Федеральная целевая программа развития образования на 20 062 010 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803.
- Реформы образования: Аналитический обзор / Под ред. В. М. Филиппова. М. Центр образовательной политики, 2003.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.-М., 2002.
- Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России.2004. № 11. С. 3−13.
- Галямина И.Г. Проектирование государственных образовательных • стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
- Гришанова H.A. Компетентностный подход в обучении взрослых. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
- Зимняя1 И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-38 с.
- Зимняя И. А Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003, № 5. С. 34−42.
- Ищенко В.В., Сазонова З. С. Функционально-сетевые модели компетентностного подхода для описания интеграции образования, науки, производства. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
- Селезнева H.A. Размышления • о качестве образования: международный аспект. // Высшее образование сегодня № 4. 2004 г.
- Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. // Высшее образование сегодня — № 3. 2004 г.
- Тартур Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе: Учеб. Пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
- Фролов Ю.В., Махотин Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня, 2004, № 8.-С. 34−41.
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования Электронный ресурс. // URL: http://www.eidos.ru/conf
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». Электронный ресурс. // URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8 С. 26−31.
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
- Селезнева H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. 4-е изд., стер. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 95с.
- Бершадский М.Е. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? Электронный ресурс. // URL: http: //www.sibuch.iti/ OLD/article.php?no=221
- ФГОС ВПО по направлению подготовки 1226 «Информационные системы и технологии», 2009 // Электронный ресурс. / URL: http:// www.edu.ru/ db/ portal/ spe/ fgos/ prfgos2009pv122b. pdf)
- Бобиенко O.M. // Электронный ресурс. / URL: http:// www.tisbi.ru/ science/ vestnik/2003/issue2/cult3 .html.
- Казанская О.В., Волынцев П. Ю. Интернет-порталы и их роль в образовании. НГУ // Электронный ресурс. / URL: http:// ou. tsu/ruseminars/eois2003/tezis/section5 .htm/
- Смышляев А.Б., Поддубный A.B., Панина И. К., Ащепкова Л. Я., Мелехин С. П. Информационно-аналитическая система контроля успеваемости студентов «WEBRATE ДВГУ». М.: ВНТИЦ, 2004 № 2 004 612 031.
- Решение Ученого Совета ГОУ ВПО ВГПУ от «30» мая 2005 г. Электронный ресурс. / URL: http://www.volsu.ru/rus/info/reiting4.doc
- ПРИКАЗ Минобрнауки от 11.07.2002 № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов».
- ПРИКАЗ Минобрнауки от 14.04.2003 № 1588 «О проведении семинара по проблемам реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах».
- ПРИКАЗ от 14.04.2003 № 1589 «О проведении семинара по проблемам реализации рейтинговой системы оценки успеваемости студентов высших учебных заведений (для вузов Поволжья и Урала)».
- Туранова JI.M. Некоторые аспекты рейтинговой оценки результатов обучения на основе информационной среды / ИТО-2003.
- Дорофеюк Н.В. Совершенствование системы контроля качества обучения студентов в ВУЗе: Материалы конференции «Ресурсный подход в подготовке управленческих кадров». Электронный ресурс. // URL: http: www.auditorium.ru/v/mdex.php
- Пиявский С.А. Оптимальное управление развитием научных способностей школьников и студентов. // Самара, 1998. С. 172 .
- Пиявский С.А. Управление творческим развитием личности на основе математического моделирования- //Варшава, Материалы 3-й Международной научно-методической конференции «Способности интеллектуальные и творческие. Проблемы. Концепция. Перспективы» 1997.
- Пиявский С.А. Технология развития научных способностей на основе математического моделирования. «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании», Материалы 1У Международной научно-практической конференции, том II-, Саратов, 1997.
- Пиявский С.А. Математическое моделирование творческого развития исследователя.// «Интеллектуальная и творческая* одаренность». Материалы проблемного семинара. Самара. 1996 С. 10−49
- Пиявский С.А. Численные методы принятия решений в компьютерных технологиях технического творчества в строительстве.// Учебное пособие. М.: 1994. 190 стр.
- Пиявский С.А., Кадочкин Д. Е. Программное обеспечение образовательной технологии развития одаренности.// Журнал «Программные продукты и системы». 1998 2-С. 28−32
- Пиявский С.А. Оптимальное управление развитием научных способностей и его перспективы. UZDOLNIENIA INTELEKTUALNE I TWRCZE. Koncepcje Problemy Perspektywij-. Warszawa, 1998., стр.28−35.
- Пиявский, C.A., Шабанов B.A., Дружинин Г. А., Кичигин В. И. Информационные технологии в творческом развитии молодежи.// Тамбов. Материалы Всероссийской научно-технической конференции. 1995.
- Пиявский С.А. Квалиметрия человека как инструмент управления развитием творческой личности: Второй симпозиум «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика».// Сборник материалов. Книга первая. Часть I. Москва, 1993, С. 38−44
- Пиявский С.А. Математическое моделирование управляемого развития научных способностей, «Известия Академии наук», серия «Теория и системы управления», 3, 2000, С. 100−106
- Пиявский С.А. Вузовское молодежное интернет-сообщество, Вестник высшей школы, № 8, 2003, с. 24−29.
- Максимов Н.И., Савельева Г. П. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования. Учебно-методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.-41 с.
- Пиявский С.А. Методы оптимизации и оптимального управления: Учебное пособие / Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Самара, 2005. — 184 с.
- Analytic Hierarchy Process (АНР) Википедия Электронный ресурс. // URL: http://en.wikipedia.org/wiki/AnalyticHierarchyProcess
- Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений — М.: Логос, 2000. 296 с.
- Гребнев Л.Ф. Россия в Болонском процессе: середина большого пути. // Высшее образование в России, 2004, № 5.
- Статистический словарь / Гл. ред. М. А. Королев. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Субетто А.И. Основы системологии образования. Монография в 2-х ч. Ч. I. Изд. 2-е переработанное и дополненное. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. —250 с.
- Субетто А.И. Основы системологии образования. Монография в 2-х ч. Ч. П. Изд. 2-е переработанное и дополненное. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 251 с.
- Субетто А.И. Основания социального менеджмента качества образования. Научный доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 73 с.
- Карасев А.Н., Кремер Н. Ш., Савельева Т. Н. Математические методы в экономике, М. 2000 г
- Мину М. Математическое программирование. Теория и алгоритмы. М.: Наука, 2004.-488 с.
- Зайченко Ю. П. Исследование операций. Киев: Высшая школа, 1975.
- Волков И.К., Загоруйко Е. А. Исследование операций. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. 436 с.
- А.В.Кузнецов, В. А. Сакович, Н. И. Холод. Высшая математика: Математическое программирование. Учебник 2-е издание. 2001. — 351с.
- Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Aima mater (Вестник высшей школы). — 2004.-№ 10.
- Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М.: «Альта-Принт», 2005. — VIII, 1239 с.
- Зиновьев Д.В. Социально-психологический портрет студента в контексте толерантности / Электронный ресурс. // URL: http: www. lib. sibstu. kts.ru/paradigma/2/6.htm.
- Коханович Л.И., Рябов Л. П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента: Обзорная информация / НИИВО- вып.7. -М., 1993.-28 с.
- Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40−46.
- Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. — М., Когито-центр, 2002.
- Барсегян А.А., Куприянов М. С., Степаненко В. В., Холод И. И. Методы и модели анализа данных: OLAP и Data Mining. СПб.: БХВ-Петербург, 2004.
- Нестеров В.Л., Радченко В. И. Управление качеством подготовки специалистов// Университетское управление. 2005. -№ 1(34). — С. 109−111.
- Некрасов С.Д. Проблема оценки качества профессионального образования специалиста// Университетское управление. 2003. -№ 1(24). -С. 42−45.
- Никитина Н.Ш., Бурмистрова Е. В. Методика отбора персонала на вакансию на основе нечетких показателей// Университетское управление. -2004.-№ 3(31).-С. 98−103.
- Коваленко И.Н., Филипова А. А. Теория вероятностей и математическая статистика. -М., «Высшая школа», 1973.
- Субетто А.И., Фрагмент «теории свертывания» в общей квалиметрии. Обобщение аксиоматики // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика, Кн.1, Ч. 2. М., 1993.
- Watson P., Maslow D., Chileshe N. Deploying Total Quality Management in Russia // European Quality Vol. 11, No. 2. 2004. — P. 58−71.
- Day G.S., Wensley R. Assessing advantage: a framework for diagosing a competitive superiority, Marketing Strategy, 1988. P. 127−158.
- Watson P., Chileshe N., Maslow D. A New Model For Obtaining Sustainable Competitive Advantage // Construction Industry Development 2nd Postgraduate Conference Cape Town, South Africa, 10−12 October 2004. — P. 129−141.
- Камальдинова З.Ф. Система комплексного мониторинга учебно-воспитательного процесса в вузе. Материалы XII международной научнометодической конференции «Проблемы многоуровневого образования» /. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2007. с. 32−34.
- Камальдинова З.Ф., Пиявский С.А Информационно-аналитическая система комплексного мониторинга развития студентов в условиях телекоммуникационной среды // ИКТ, Том 5, № 4, 2007. С. 101−105.
- Пиявский С. А. Телекоммуникационная среда поддержки инновационной деятельности //Проблемы управления, 2005 № 1. — С. 45−50
- Анфилатов B.C., Емельянов A.A., Кукушкин A.A. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. A.A. Емельянова. — М.: Финансы и статистика, 2002.
- Банди Б. Основы линейного программирования: Пер. с англ.-М.: Радио и связь, 1989.
- Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. М.: Наука, 1980.
- Вентцель Е.С. Исследование операций: Задачи, принципы, методология. М.: Высшая школа, 2001.
- Волкова В.Н., Денисов A.A. Основы теории систем и системного анализа. СПб.: Изд. СПбГТУ, 1997
- Ильин Г. Л. Программированное обучение как основа современных педагогических технологий (исторический обзор). Учеб. Пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003.
- Карманов В.Г. Математическое программирование, М.: Наука, 1985.
- Ковалев М.М. Дискретная оптимизация (целочисленное программирование). Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2003.
- Костевич Л. Математическое программирование. Информационные технологии оптимальных решений. М.: Новое знание, 2003.
- Кофман А. Введение в прикладную комбинаторику. — М.: Наука, 1975
- Кудрявцев JI.Д. Курс математического анализа. Т.1,2,3. М.: Высшая школа, 1998−1999.
- Лунгу К. Н. Линейное программирование. Руководство к решению задач. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2005.
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика. 1988.
- Моргунов И.Б. Оптимизация некоторых задач упорядочения (на примере учебного материала). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
- Мясникова Т.С., Мясников С. А. Система дистанционного обучения MOODLE.-Харьков, 2008.
- Робинсон А. Введение в теорию моделей и математику алгебры. М.: Наука, 1967.
- Рыков А.С. Методы системного анализа: оптимизация. М.: Экономика, 1999.
- Советов Б.Я., Яковлев С. А. Моделирование систем. М.: Высшая школа, 1998.
- Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений. М.: Юнити, 1997.
- Fry Е.В. A study of teaching-machine response modes. In A. A. Lumsdaine&R. Glaser (Eds.), Teaching machines and programmed learning (pp. 469−474). Washington, DC: National Education Association., 1960.
- Goldbeck, R. A., & Burton B.B. The effects of response characteristic and multi-choice alternative on learning during programmed instruction. Americ. Institute of research. California, 1962
- Goldbeck, R. A., & Campbell, V. N. The effects of response mode and response difficulty on programmed learning. Journal of Educational Psychology, 53, 110−118., 1962.
- Goldberg D.E. Genetic Algorithms in Search, Optimization, and Machine learning. Addison-Wesley, 1989.
- Skinner B.F. The science of learning and the art of teaching. Harvard Educational Review, 24(2), 86−97., 1954.
- Информационные системы и технологии ИСиТ'2011″ г. Орел, апрель-май 2011. Том 1.-С. 43−49.
- Камальдинова З.Ф., Пиявский С. А. Информационно-коммуникационная технология комплексного1 управления деятельностью студентов. // Программные продукты и системы, № 2 (94), 2011. С. 133 138.
- Камальдинова З.Ф., Пиявский С. А. Математическая модель кластеризации. Материалы 68-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР 2010 г. «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре». Самара: СГАСУ, 2011. — С. 171.