Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Портфолио — важный мотивирующий фактор не только обучения, но и саморазвития личности студента, т. к. при любой структуре оно организован таким образом, что нацеливало обучающегося на демонстрацию прогресса. Грамотно организованный запуск портфолио заключался в том, что студенты были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с преподавателем по разработке структуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ВУЗА
    • 1. 1. Историческая эволюция понятия «саморазвитие» личности. Идея саморазвития личности как научно-педагогический феномен
    • 1. 2. Сущность понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке
    • 1. 3. Личностно-ориентированное взаимодействие «студент — преподаватель» как основа организации педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
    • 11. 1. Диагностика уровня саморазвития личности студента
    • 11. 2. Комплекс педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза
  • Выводы по второй главе

Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная ситуация развития общества, повлекшая за собой необходимость модернизации образования, предъявляет повышенные требования к организации образовательного процесса в учреждении любого типа, а также к личности обучающегося с целью развития его способностей, образовательных потребностей и интересов, ориентации обучения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого обучаемого. Способы организации образования, где живучим оказался групповой способ обучения, привели к усреднению личности и тем самым к потере творческого потенциала человека, возможностей его саморазвития.

Саморазвитие человека как личности является не только объектом исследования, но и показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института — образования, осуществляемого сегодня, в своей изначальной основе как воспитание. Недаром «воспитание» и «саморазвитие» имеют один корень — выявление сути человека и создание его образа как человека через «питание» его духа.

Немаловажную роль при этом играет оказание педагогической помощи и поддержки, организация педагогического сопровождения личностного развития и саморазвития, базирующегося на комплексном подходе к решению имеющихся у личности проблем.

Своевременными становятся психолого-педагогические и методические разработки, направленные на выявление оптимальных условий использования средств развивающего обучения, развития потенциала личности обучаемого, формирования у него аналитического мышления, умения прогнозировать результаты своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач. Так процесс саморазвития личности студента становится приоритетным в вузовском обучении.

Усиление внимания к проблеме саморазвития студента сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии неординарно мыслящей, свободной личности, предъявлением более высоких требований к таким качествам как активность, инициативность, самостоятельность, способность и готовность к саморазвитию.

Прямые показатели результативности педагогического сопровождения достаточно условны: критерием выступает сам студент, а педагогическая деятельность в поле развития человека имеет отсроченный результат. Поэтому педагогическое сопровождение имеет два результата: патерналистский (Н. Н. Михайлова) в рамках отдельно взятой ситуации и образовательный, представленный динамикой развития смыслового субъектного пространства (О. Г. Прикот), формой организации которого является саморазвитие.

Учебно-познавательная деятельность студента высшего учебного заведения (в разных ее видах) является ведущим видом деятельности, способствующим процессу саморазвития. При этом сопровождение рассматривается как педагогическая деятельность, обеспечивающая для разрешения проблем развития субъектов образовательного процесса специально организованные и контролируемые условия, позволяющие обучающемуся принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора.

Актуальным и практическим значением является не только реализация студентом своего интеллектуального начала, потребности в значимости, но и ценностно-мотивационное и действенно-практическое выражение себя. Среди внутренних условий развития студента важное место занимает возможность самореализации его личности.

В имеющихся исследованиях, обращенных к проблеме творческого саморазвития личности (В. И. Андреев, И. Т. Артемьев, Н. Р. Битянова, А. Н. Борисова, И. И. Голованова, Н. Е. Коробкина, JI. Н. Куликова, В. А. Мамлее-ва, Г. А. Медяник, Н. П. Толстолуцких, И. А. Шаршов и многие другие) доказано, что требованиям сегодняшнего дня отвечает саморазвивающая личность, способная осознать и принять ценностно-целевые установки на овладение механизмом творческого саморазвития в рамках субъектной позиции к собственной жизнедеятельности.

Проблема развития и саморазвития личности привлекает внимание ученых разных научных сфер.

Так, в философии указанная проблема изучалась Г. С. Батищевым, И. С. Коном, Р. Б. Сабекия, В. Е. Степановой и др.- социологии — Ю. В. Мокеро-вой. Психологические аспекты отражены в работах К. А. Абульхановой-Славской, JI. И. Анцыферовой, Т. И. Артемьевой, А. Г. Асмолова, Н. Р. Битя-новой, В. Г. Маралова, Т. Д. Марцинковской, Ю. В. Слюсарева, А. В. Суворова, В. А. Халанской, Г. А. Цукерман и Б. М. Мастерова, Д. Б. Эльконина и некоторых других.

Педагогический аспект проблемы развития и саморазвития личности рассматривался в следующих направлениях: вопросу развития и саморазвития личности школьника посвящены исследования М. В. Белавкиной, А. Н. Борисовой, В. П. Веретенникова, М. М. Гумеровой, В. М. Дубоделовой, Н. Е. Коробкиной, О. И. Лапицкого, Т. В. Машаровой, Н. П. Толстолуцких, Р. Н. Файзуллина, И. С. Якиманской и др.- студента колледжа — работы С. А. Алешиной, Н. Г. Григорьевой, Н. В. Калининой, В. А. Мамлеевой, Т. Г. Угрюмо-войстудента вуза представлены в исследованиях И. Т. Артемьева, Е. Н. Вороновой, Т. В. Колонтаевской и О. Д. Серебрянской (все на материале иностранного языка), О. В. Бережной, А. И. Бондаревской, JI. Б. Воронкиной, И. И. Головановой, Г. А. Медяник, А. В. Меренкова, Е. М. Федерягина, Н. Ш. Чинкиной и Т. В. Галузо, Е. Е. Чудиной, А. А. Яворского и др.- к раскрытию проблемы развития и саморазвития самого педагога обращены труды Д. Ю. Ануфриевой, Е. Л. Федотовой, И. М. Яковенко и др.

Несмотря на достаточное количество работ, посвященных вопросу организации развития личности обучающегося, исследуемая проблема является до конца не решенной, в частности, недостаточно разработано содержание и средства педагогического сопровождения саморазвития личности студента высшего учебного заведения.

Все вышеизложенное определило актуальность избранной темы исследования. Идея саморазвития человека (М. М. Бахтин, В. П. Зинченко, М. С. Каган, П. Ф. Каптерев, Е. Б. Моргунов и др.) является основополагающей для нашего исследования. В условиях современной модернизации образования, саморазвитие личности студента выступает как базовая составляющая его компетентности, на формирование которой значительное влияние оказывает образовательный процесс высшего учебного заведения.

Образовательный процесс вуза и его организация с целью развития и саморазвития личности студента является сложным, обусловленным противоречиями между:

— осознанием важности и необходимости процессов саморазвития со стороны студентов и отсутствием в практике необходимых для этого педагогических условий;

— необходимостью оказания помощи в решении проблем личностного развития в период обучения в вузе и недостаточной разработанностью деятельности профессорско-преподавательского состава по педагогическому сопровождению;

— большим потенциалом педагогического сопровождения и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий педагогического сопровождения обучающегося.

На основании изучения опыта работы высшей школы, анализа философской и психолого-педагогической литературы, поиска средств преодоления названных нами противоречий была сформулирована проблема исследования: каково содержание и организация педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза?

Актуальность проблемы, ее теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность в педагогической науке и практике высшей школы определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза».

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование содержания и организации педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях высшего учебного заведения.

Объект исследования: саморазвитие личности студента вуза.

Предмет исследования: педагогическое сопровождение, способствующее саморазвитию личности студента в условиях вуза.

Гипотеза исследования: педагогическое сопровождение содействует осуществлению саморазвития личности студента в условиях вуза, если: уточнено понятие «саморазвитие» и выделены его компонентыпедагогическое сопровождение рассматривается как механизм поддержки саморазвития сопровождаемого (студента вуза) — выявлена структура педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза, включающая организационно-педагогический, содержательный и технологический компонентыопределены критерии результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. В гуманистическом контексте на основе анализа философской, педагогической, психологической, социологической литературы уточнить суть понятий «саморазвитие» и «педагогическое сопровождение», а также возможности применения последнего в условиях вузовской практики.

3. Разработать и экспериментально проверить комплекс педагогического сопровождения, способствующий саморазвитию личности студента вуза.

4. Определить критерии и показатели результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза.

Методологические основы исследования:

— общефилософский подход, базирующийся на взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторов развитии личности, признание противоречия источником развития;

— гуманистические представления о природе человека (A. Maslow, К. Rodgers) как существа природного, социального (культурного) и экзистенциального (В. Г. Афанасьев, С. В. Кульневич, М. И. Рожков и др.) — л.

— утверждение активной роли самого человека в процессе жизнедеятельности, становлении его субъектности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, JI. И. Анцыферова, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— концепция свободного выбора как условия развития (Е. И. Казакова);

— положения системного (М. С. Каган, Э. Г. Юдин и др.), личностно-ориентированного (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, М. А. Викулина, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.), личностно-деятельност-ного (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), синергетического подходов в педагогике и образовании (В. А. Игнатов, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Н. М. Таланчук и др.).

Теоретическая база исследования:

— теории развития и саморазвития личности в образовательной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, И. А. Зимняя, В. И. Андреев, В. Е. Гурин, Л. Н. Куликова, В. Г. Маралов, Т. Д. Марцинковская, Г. К. Селевко, Г. А. Цукерман, Н. Ш. Чинкина и др.);

— общепсихологическая теория деятельности как активной формы отношений и человека как субъекта деятельности и отношений (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— учение о возрастных особенностях студенческого периода и студенте как субъекте образовательной деятельности (Б. Г. Ананьев, М. Г. Дзугкоева, И. А. Зимняя, И. С. Кон и др.) — концепции взаимодействия субъектов образовательного процесса (И.А. Зимняя, И. Б. Котова, О. Мацкайлова, Е. J1. Федотова, Г. А. Цукерман, Е. Н. Шиянов и др.) и развития субъективной реальности (В. А. Лекторский,.

B. И. Слободчиков) — теория педагогического сопровождения развития (О. В. Бережнова,.

C.А. Горохова, Н. Н. Лагусева, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, и др.) — концепция педагогической поддержки как самостоятельного педагогического процесса, направляющего процесс индивидуализации обучающегося (О. С. Газман, Ф. И. Кевля, Н. Б. Крылова, Н. Н. Михайлова, С. М. Юс-фин и др.).

Методы исследования:

Решению поставленных в исследовании задач и апробации исходных положений служила совокупность взаимодополняющих и взаимопроверяе-мых методов исследования: теоретических (сравнительный анализ имеющихся по рассматриваемой проблеме научных источников и синтез точек зрения на исследуемую проблему) — эмпирических (изучение научной литературы, опыта организации работы со студентами в вузе, наблюдения, беседы и пр.) — диагностических (анкетирование, опрос, самооценка и др.) — педагогический эксперимент по специально разработанной программе (констатирующий, формирующий и контрольный этапы). —.

Понятийный аппарат исследования. Ведущими понятиями предпринятого исследования являются:

Саморазвитие — это основной путь движения человека к личностной зрелости (Л. Н. Куликова) [91]- интегральная характеристика стремлений и способностей студента: с одной стороны, позитивных изменений его самости (самопознания, самосовершенствования, самоорганизации), а, с другой, -ориентация на самосовершенствование личностных качеств (уверенность в себе, самообладание, доброта, терпимость, добросовестность, активность, самостоятельность, разнообразие интересов, ответственность). Основу саморазвития составляют активность обучающегося и помощь обучающего.

Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза — сложная, методически обеспеченная совокупность личност-но-ориентированных педагогических методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие.

Основную смысловую нагрузку в данном понятии несет термин «сопровождение», понимаемое нами как процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых («со» — вместе), протекающий в течение достаточно длительного времени {"про" — продолжительность действия), характеризующийся доведением деятельности до результата при ведущей при этом роли сопровождающих («вождение» — ведение).

Опытно-экспериментальная база исследования: ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова», Нижегородский филиал негосударственной автономной некоммерческой организации «Институт бизнеса и политики» (г. Москва). В экспериментальной работе принимали участие 286 студентов и 5 преподавателей.

Организация исследования включало три основных этапа с 2005 по 2008 гг.

Первый этап (2005;2006 гг.) — поисково-теоретический — выбор темы исследования, изучение философской, социологической, психолого-педагогической отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследованияуточнение понятий и определенийпроведение анализа и осмысление состояния проблемы и степени ее разработанностиизучение современного опыта организации образовательного процесса в вузе.

Второй этап (2006;2007 гг.) — теоретико-прикладной — определены методолого-теоретические основы исследованиясформулированы задачи и направления работы, уточнена гипотеза и положения современных научных подходов к организации процесса развития и саморазвития личности студента в вузеразработан и проведен констатирующий эксперимент, обобщены полученные результаты.

Третий этап (2007;2008 гг.) — экспериментально-обобщающий — разработка содержания и программно-методического обеспечения педагогического сопровождения саморазвития личности студента в вузепроведение формирующего экспериментасопоставление полученных данных, обработка, систематизация результатов исследования, уточнение выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования:

— научно обоснована возможность осуществления педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза;

— определена сущность педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза как сложной, методически обеспеченной совокупности личностно-ориентированных педагогических методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации творческих возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие;

— выделены компоненты саморазвития личности студента (мотиваци-онно-ценностныйоперационно-деятельностныйрефлексивный).

Теоретическая значимость исследования:

— уточнено базовое понятие «саморазвитие» как интегральная характеристика стремлений и способностей студента: с одной стороны, позитивных изменений его самости (самопознания, самосовершенствования, самоорганизации), а, с другой, — ориентация на самосовершенствование личностных качеств (уверенность в себе, самообладание, доброта, терпимость, добросовестность, активность, самостоятельность, разнообразие интересов, ответственность);

— теоретически обоснована необходимость и целесообразность введения спецкурса «Основы развития и саморазвития личности»;

— разработаны структура и содержание педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза, включающая организационно-педагогический (рациональное сочетание традиционных и новых методов и форм обучения, усиление их диалоговой функции, направленных на воспитание активной, самостоятельно познающей, саморазвивающейся личности студента) — содержательный (предложены исследовательские задания, обеспечивающие творческое проявление и самореализацию студентов в учебно-познавательной деятельностиувеличена доля творческих форм работы со студентами с целью повышения их инициативности и активности) — технологический компоненты (установка внимания профессорско-преподавательского состава вуза на личность студента, использование «портфолио», а вся работа базируется на положениях личностно-ориентированного подхода);

— определены критерии результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента (вовлеченность студентов в разнообразную деятельность, направленную на формирование знаний, умений и навыков, отношений и развитие личностно значимых качествучебные и личностные достижения студентов в образовательном процессеметодическое обеспечение процесса сопровождениявостребованность студентами услуг сопровождения).

Практическая значимость исследования:

— предложен научно-практический путь организации саморазвития личности студента вуза;

— педагогическое сопровождение апробировано в работе со студентами, а полученные результаты свидетельствуют о целесообразности его применения и придают образовательному процессу вуза системность, целостность, гуманистический и личностно-ориентированный характер;

— подготовленное научно-методическое обеспечение педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза (спецкурс «Основы развития и саморазвития личности», совокупность методов и форм работы со студентом, направленных на саморазвитие его личности: тренинги, исследовательские проекты, обеспечивающие творческое проявление и самореализацию студентов в учебно-познавательной деятельностисубъект-субъектное и диалогическое взаимодействиеиспользование активных форм и методов обучения) значительно обновляет содержание образовательного процесса высшего учебного заведения, способствуя саморазвитию личности студентаразработанные и апробированные критерии и показатели саморазвития позволяют контролировать изменения личности студента.

Личный вклад автора состоит в разработке концептуальных идей и основных положений исследования, методики проведения опытно-экспериментальной работы по избранной проблемеруководстве и непосредственном участии в реализации программы формированияполучении, теоретическом обобщении и научной интерпретации результатов исследования, изложенных в диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе обсуждения на заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова» (НГЛУ им. Н. А. Добролюбова) (2005;2008) — выступлений на XI Всероссийской научно-практической конференции «Аксиологические и акмеологические аспекты профессионального образования молодежи и взрослого населения региона» (Пенза, 2006) и Всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н. Новгород, 2007).

Материалы исследования использовались при проведении семинаров для студентов НГЛУ им. Н. А. Добролюбова и чтении лекций в Нижегородского филиала негосударственной автономной образовательной организации «Институт бизнеса и политики» (г. Москва). Основные положения, выводы и интерпретация результатов исследования, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в 7 публикациях автора (общий объем —1,9 п.л.), в т. ч. — издании, рекомендованном ВАК (2008).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его цели и задачам, достаточным объемом выборки в проведении опытно-экспериментальной работыколичественной и качественной обработкой материаловпрактической работой автора в качестве преподавателя высшей школы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Саморазвитие — интегральная характеристика позитивных изменений личности в плане самопознания, самосовершенствования, самоорганизацииориентация на самосовершенствование личностных качеств (уверенность в себе, самообладание, добросовестность, активность, самостоятельность, разнообразие интересов, ответственность). Компонентами саморазвития личности студента выступают мотивационно-ценностныйоперационно-деятельностныйрефлексивный. Основу саморазвития составляет активность обучающегося и помощь обучающего.

2. Педагогическое сопровождение саморазвития личности студента в условиях вуза — сложная, методически обеспеченная совокупность личност-но-ориентированных методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие.

3. Структура педагогического сопровождения саморазвития личности студента в условиях вуза, включает три компонента: организационно-педагогический (рациональное сочетание традиционных и новых методов и форм обучения, усиление их диалоговой функции, направленных на воспитание активной, самостоятельно познающей, саморазвивающейся личности студента) — содержательный (разработаны исследовательские задания, обеспечивающие творческое проявление и самореализацию студентов в учебно-познавательной деятельностиувеличена доля творческих форм работы со студентами с целью повышения их инициативности и активности) — технологический (установка внимания профессорско-преподавательского состава вуза на личность студента, использование «портфолио», а вся работа базируется на положениях личностно-ориентированного подхода);

4. Критериями результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента выступают вовлеченность студентов в разнообразную деятельность, направленную на формирование знаний, умений и навыков, отношений и развитие личностно значимых качествучебные и личностные достижения студентов в образовательном процессеметодическое обеспечение процесса сопровождениявостребованность студентами услуг сопровождения.

Структура диссертации.

Диссертация содержит введение, две главы, заключение, библиографический список (222 наименования, в т. ч. — 3 на иностранном языке), приложения (11). Кроме текстовых материалов (193 страницы машинописного текста), работа иллюстрирована 10 таблицами.

ВЫВОДЫ по ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Информация о фактическом уровне сформированности умений и готовности к осуществлению саморазвития личности студента вуза позволила разработать комплекс педагогического сопровождения, оказание педагогической помощи и поддержки в саморазвитии студенту высшего учебного заведения.

Данные, полученные в ходе проведения констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, свидетельствовали о необходимости организации специальной работы со студентами в направлении оказания педагогической помощи и поддержки, педагогического сопровождения саморазвития личности.

Для решения поставленных в исследовании задач использовалась совокупность диагностических методик (например, тесты, наблюдения, анкетирование, опрос и др.), что способствовало получению объективных результатов.

На основе итогов констатирующего этапа педагогического эксперимента были сформулированы задачи формирующего этапа — разработка и реализация комплекса педагогического сопровождения, включающего три компонента: = организационно-педагогический- = содержательный- = технологический.

В исследовании доказано, что содержательно представленные компоненты дали хорошие результаты. Так, апробированный спецкурс «Основы развития и саморазвития личности» расширил и пополнил знания студентов в области человековедения, позволил им ознакомиться с методами и приемами самопознания, самоанализа, рефлексии, что помогло в дальнейшем решить проблему организации саморазвития личности студента в целом.

Наибольший эффект дало применение метода «портфолио», преимущества которого заключаются в следующем:

• в отличие от традиционного подхода, разделяющий преподавание, учение, развитие и оценивание, портфолио органически объединяет эти составляющие, причем поощряется не только оценка, но и самооценка обучающихся, самоанализ и самоконтроль;

• позволяет преподавателю индивидуально подходить к каждому студенту, учитывая его уникальные характеристики, потребности, сильные стороны;

• предоставляет основу для последующего анализа и планирования: изучая особенности отдельного студента, можно выделить не только его сильные и слабые стороны, но и обнаружить препятствия к личному успеху;

• служит средством коммуникации, предоставляя поле информационного обмена для всех людей, вовлеченных в работу над ним;

• позволяет самим обучающимся стать активными участниками процесса оценкиони могут честно представить себе свои текущие знания, качества личности и определить цели, которых они хотят достигнуть в дальнейшем;

• создает атмосферу сотрудничества «студент — преподаватель» с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в развитии студента;

• расширяет возможности традиционных методов оценки, позволяя оценить более сложные и важные аспекты личностного развития.

Не менее чем портфолио, продуктивными оказались тренинги личностного роста, а также организация педагогического взаимодействия «студент — преподаватель».

Количественные данные, полученные на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, свидетельствуют о целесообразности и эффективности организации педагогического сопровождения саморазвития личности студента высшего учебного заведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном исследовании доказана актуальность проблемы формирования активной личности студента, обусловленной современными требованиями к качеству высшего образования и модернизацией всей системы российского образования. ,.

Особый интерес вызван важностью осуществления саморазвития личности студента, понимаемого как позитивные изменения личности в плане самопознания, самосовершенствования, самоорганизацииориентация на самосовершенствование личностных качеств, необходимых современному человеку (уверенность в себе, самообладание, активность, самостоятельность, разнообразие интересов, ответственность и др.). Компонентами саморазвития личности студента выступили мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный и рефлексивный. Основу саморазвития составили активность обучающегося и помощь обучающего.

Выявлена сущность феномена «педагогическое сопровождение» саморазвития личности студента в образовательном пространстве вуза, рассматриваемая как совокупность личностно-ориентированных методов, приемов и адекватных средств, содействующих реализации возможностей личности в деятельности по выбору и предполагающих вероятностный результат в становлении субъектного смыслового пространства личности, формой организации которого является саморазвитие.

Структура педагогического сопровождения саморазвития личности студента вуза представлена тремя содержательно наполненными компонентами: организационно-педагогическим (сочетание разнообразных методов и форм обучения, усиление их диалоговой функции в направлении на воспитание активной, самостоятельно познающей, саморазвивающейся личности студента) — содержательным (типы универсальных и исследовательских заданий, обеспечивающих самореализацию студентов в учебно-познавательной деятельностиувеличение доли творческих форм работ студентов с целью повышения их инициативности и активности) — технологическим (реализация положений личностно-ориентированного подхода, внимание преподавателя к личности каждого студента, использование «портфолио» и т. д.).

Определено значение студенческого возраста как наиболее оптимального возрастного периодам для мощной устремленности к саморазвитию: активизируются такие важные процессы как развивающееся мировоззрение, становление целостного представления о себе, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения. В период юности потенциал саморазвития при создании соответствующих условий характеризуется направленностью на самотренировку, самокоррекцию, самодостраивание себя в направлении, необходимом для полноценной самореализации.

Экспериментально доказано, что организация саморазвития личности студента вуза эффективно, если осуществлено педагогическое сопровождение, представленное совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных обстоятельств педагогического процесса: субъект-субъектные отношения «студент — преподаватель», отражающие идеи личностноориентированного подходазнание преподавателем специфики студенческого возраста и опора на нее в своей деятельностиразработка типов универсальных заданий (для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам) — организованное обучение в рамках спецкурса «Основы развития и саморазвития личности», использование метода портфолио и пр.

Введение

портфолио повысило образовательную активность обучающихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей осуществления саморазвития личности, сделало более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления образовательной деятельности.

Педагогическая идея портфолио как формы оценки предполагала: смещение акцента с того, что обучающийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предметуинтеграцию количественной и качественной оценокперенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Портфолио — важный мотивирующий фактор не только обучения, но и саморазвития личности студента, т. к. при любой структуре оно организован таким образом, что нацеливало обучающегося на демонстрацию прогресса. Грамотно организованный запуск портфолио заключался в том, что студенты были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с преподавателем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним и т. п.). Это позволило организовать сотрудничество, наладить обратную связь «студент — преподаватель», а у студентов появилось чувство вовлеченности в процесс организации собственного развития.

Кроме того, портфолио эффективно использовано для развития рефлексии, осознания и оценки обучающимся результатов своей деятельности, прогнозирования на будущее дальнейшей деятельности с учетом достигнутого.

Таким образом, портфолио выступает примером современной эффективной образовательной технологии, помогающей решению важных педагогических задач:

1. Постоянная поддержка высокой мотивации (учебной и личностной) студента.

2. Поощрение его активности и самостоятельности, расширение возможности обучения, самообучения, саморазвития.

3. Содействие персонализации образования, определению количественных и качественных индивидуальных достижений.

4. Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся.

Представленный комплекс диагностических методик позволил определить уровень сформированности и готовности студента вуза к личностному саморазвитию. Сравнительные данные, полученные на завершающем этапе педагогического эксперимента, подтвердили гипотезу исследования.

Критериями результативности педагогического сопровождения саморазвития личности студента выступили вовлеченность студентов в разнообразную деятельность, направленную на формирование знаний, умений и навыков, отношений и развитие личностно значимых качествучебные и личностные достижения студентов в образовательном процессеметодическое обеспечение процесса сопровождениявостребованность студентами услуг сопровождения.

Настоящее исследование, имеющее научно-практическую направленность, затронуло лишь часть аспектов проблемы организации саморазвития личности студента, что и позволило наметить перспективы дальнейших исследований, в частности в области детализации каждого компонента педагогического сопровождения, а также углубленное изучение содержательного компонентаподготовка педагогов к осуществлению педагогического сопровождения обучающихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. — М.: Изд-во «Наука», 1981.-С. 19−44.
  2. , Ю. П. Студент : возможности личностного роста Текст. / Ю. П. Азаров // Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  3. , М. А. Организация педагогической поддержки студентов в среднем профессионально-образовательном учреждении Текст. / М. А. Аксиньева: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. -Ростов-на/Д., 2006. -26 с.
  4. , С. А. Саморазвитие личности студента в образовательном пространстве педагогического колледжа Текст. / С. А. Алешина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2003. -24 с.
  5. , Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Текст. / Ш. А. Амонашвили. Минск: Университетское, 1990. -560 с.
  6. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  7. , Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой. Вып. 2. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1974.-С. 3−15.
  8. , В. И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608 с.
  9. , Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст. / Т. В. Анохина // Новые ценности образования:
  10. Забота — поддержка — консультирование. Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 71−90.
  11. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы: Тезаурус Текст. / Под ред. Н. Б. Крыловой // Новые ценности образования. -М.: НПО «Школа самоопределения», 2005. Вып. 5 (24). — 184 с.
  12. П.Ануфриева, Д. Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности Текст. / Д. Ю. Ануфриева: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996.
  13. , JI. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности Текст. / JI. И. Анцыферова. М.: Наука, 1982. -140 с.
  14. , Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности Текст. / Т. И. Артемьева // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. С. 67−87.
  15. , И. Т. Саморазвитие личности студента неязыкового вуза в условиях компьютеризированного обучения (на материале иностранного языка) Текст. / И. Т. Артемьев: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Якутск, 2006. 20 с.
  16. , А. Г. Со=действие ребенку развитие личности Текст. / А. Г. Асмолов // Новые ценности образования: Забота — поддержка — консультирование. — Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 39−45.
  17. , О. Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография Текст. / О. Н. Астафьева. М.: Изд-во МГИДА, 2002. — 295 с.
  18. , Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения Текст. / Г. С. Батищев // Вопросы философии 1995 — № 3. -С. 103−129.
  19. , И. С. Построение системы индивидуальных образовательных маршрутов студентов в педагогическом университете Текст. / И. С.
  20. Батракова II Информационный бюллетень Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. Вып. 1 (24). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 15−19.
  21. , М. В. Педагогические условия нарастания интереса учащихся к личностно-смысловому саморазвитию Текст. / М. В. Белавкина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -Ростов-на/Д., 2003. 20 с.
  22. , А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? Текст. / А. С. Белкин. -М.: Знание, 1991.
  23. , О. Установка на развитие личности Текст. / О. Берак, JI. Шибаева // Вестник высшей школы. 1990. — № 12. — С. 49−52.
  24. , О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза Текст. / О. В. Бережнова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на/Д., 2005. -24 с.
  25. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание Текст. / Р. Берне / Пер. с англ. М. Б. Гнедовский, М. А. Ковальчук. М.: Прогресс, 1986 — 460 с
  26. , Г. М. Гуманитарное педагогическое сопровождение самообразования подростка Текст. / Г. М. Беспалова // Демократическая школа. 2004. — № 3. — С. 77−85.
  27. , Н. Р. Психология личностного роста Текст. / Н. Р. Битя-нова. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 64 с.
  28. , Н. Р. Проблема саморазвития личности в психологии : аналитический обзор Текст. / Н. Р. Битянова. — М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. 48 с.
  29. . И. В. Проблема ценностей и системный подход Текст. / И. В. Блауберг. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 223 с.
  30. , А. А. Психология о личности Текст. / А. А. Бодалёв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 188 с.
  31. , Л. И. Избр. психол. тр. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. академия, 1995. —212 с.
  32. , А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда профессионально-личностного саморазвития студентов Текст. / А. И. Бондаревская: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на/Д., 2004. — 22 с.
  33. , Е. В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 11−17.
  34. , В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании Текст. / В. Б. Бондаревский. — М.: Просвещение, 1985. -144 с.
  35. , А. Н. Саморазвитие личности учащегося в иноязычной образовательной среде Текст. / А. Н. Борисова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2005.-20 с.
  36. Буева, J1. П. Человек: деятельность и обучение Текст. / JI. П. Буева. -М.: Мысль, 1978.-216 с.
  37. , Ф. Е. Психология переживания : Анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  38. , В. П. Саморазвитие личности учащихся в условиях дидактической компьютерной среды (на примере изучения гуманитарных предметов) Текст. / В. П. Веретенников: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Волгоград, 2003.-21 с.
  39. , М. А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: Учеб. пособ. Текст. / М. А. Викулина. — Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004. 296 с.
  40. , Л. А. Ориентация будущего учителя на ценность педагогического знания о взаимодействии «учитель — ученик» Текст. / Л. А. Вит-вицкая: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 1997. — 19 с.
  41. , Л. Н. Метод проектов — действенное средство саморазвития учащихся Текст. / Л. Н. Власова // Современная школа на пороге XXIвека: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». -М., 2000.-Вып. 1.-С. 85−91.
  42. , Т. Обучение через саморазвитие и самовоспитание Текст. / Т. Войтенко // Директор школы. 2000. — № 3. — С. 76−86.
  43. , JI. Б. Динамика развития личности студентов в условиях развивающей среды Текст. / JI. Б. Воронкина: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07.-М., 2006.-23 с.
  44. Выготский, J1. С. Психология развития человека Текст. / J1. С. Выготский. — М.: Смысл: Эксмо, 2003. — 1 135 с.
  45. А. Школа педагогической поддержки : современная диагностика, профилактика, коррекция Текст. / А. Габбасова // Директор школы. -2000.-№ 8.-С. 11−12.
  46. , О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3 / Ред. Н. Б. Крылова. — М.: Иннова-тор, 1995.-58 с.
  47. , О. С. Педагогика свободы : путь в гуманистическую цивилизацию XXI века Текст. / О. С. Газман // Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. — Вып. 6. — М.: Инноватор, 1996. — С. 10−39.
  48. , В. Т. Личность как ценность Текст. / В. Т. Ганжин // Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. -М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 136−147.
  49. , Е. А. Теория и практика организации учебного процесса Текст. / Е. А. Генике // Завуч. 1998. — № 5. — С. 7−11.
  50. , Н. Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема Текст. / Н. Г. Григорьева: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 1995. -24 с.
  51. , И. И. Педагогические условия проектирования «Я-концепции творческого саморазвития» студентов (на материале обучения педагогическим дисциплинам) Текст. / И. И. Голованова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2006. — 22 с.
  52. , Т. О. Психология мотивации достижения Текст. / Т. О. Гордеева. М.: Смысл- Академия, 2006. — 336 с.
  53. , С. А. Педагогическая поддержка процесса саморазвития лицеистов в условиях дополнительного образования детей Текст. / С. А. Горохова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Саратов, 2004. 24с.
  54. , П. JI. Об одном из факторов стимулирующей силы мотива Текст. / П. J1. Горфункель // Вопросы психологии. 1967. — № 4. — С. 115−124.
  55. , М. Т. Образование стимул саморазвития личности Текст. / М. Т. Громкова // Педагогика. — 1993. — № 3. — С. 21−25.
  56. , М. М. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учащихся в условиях учебно-творческой деятельности Текст. / М. М. Гумерова. Наб. Челны: НГПИ, 2001. — 209 с.
  57. , В. Е. Управление саморазвитием личности Текст. / В. Е. Турин // Вестник Кубан. регион, отд. АПСУ, 1999. № 1. — С. 32−33.
  58. , М. В. Система самооценочных контрактов в личностно-ориентированном обучении Текст. / М. В. Давер // Педагогика. 2006. — № 7. -С. 68−73.
  59. , М. Г. Психические новообразования студенческого возраста Текст. /М. Г. Дзугкоева: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. -М., 1999.-19 с.
  60. , В. М. Личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы Текст. / В. М. Дубоделова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2000. -23 с.
  61. , М. В. Рефлексивно-деловая игра как средство развития «Я» школьника Текст. / М. В. Ерхова // Новые ценности образования: Педагогика «Я». Вып. 2 (21). — М., 2005. — С. 76−83.
  62. Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст. М.: Изд-во «Ось-89», 2005. — 64 с.
  63. , А. Г. Потребности. Интересы. Ценности Текст. / А. Г. Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986. — 223 с.
  64. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. -Ростов-на/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  65. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов М.: Тривола, 1994- 304 с
  66. , В. А. Педагогические аспекты синергетики Текст. / В. А. Игнатова // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 26−31.
  67. , Е. И. Обучение и сотрудничество Текст. / Е. И. Игнатьев. -М.: Знание, 1981.-87 с.
  68. , М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  69. , М. С. Системный подход и гуманитарное знание Текст. / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -384 с.
  70. , Е. И. Диалог на лестнице успеха . Текст. / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. СПб., 1998.
  71. , Н. В. Саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности Текст. / Н. В. Калинина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 2003.-20 с.
  72. , И. Соч. Текст. / И. Кант. Т. 4. — Ч. 2. — М.: Мысль, 1964.
  73. , П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 73−85.
  74. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Гл. VIII. Образовательный процесс как выражение внутренней самодеятельности человеческого организма Текст. / П. Ф. Каптерев // Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1982. С. 351−355.
  75. , Ф. И. Теория и практика опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка Текст. / Ф. И. Кевля: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01. -М., 2002.-40 с.
  76. , Е. Н. Антропный принцип в синергетике Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопросы философии — 1997. № 3. — С. 70−72.
  77. , Е. Н. Синергетика и новые подходы к процессу обучения Электронный ресурс. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. Интернет: http://www.uni-dubna.ru
  78. , А. Г. Личность воспитывает себя Текст. / А. Г. Ковалев. — М.: Политиздат, 1983. 256 с.
  79. , Е. На взаимном доверии и интересе Текст. / Е. Коваленко, С. Юсфин // Директор школы. 1996. — № 5. — С. 46−50.
  80. , Т. В. Педагогическая поддержка личностного саморазвития студентов в процессе изучения иностранного языка Текст. / Т. В. Колонтаевская: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2002. -22 с.
  81. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности: Учеб. пособие для пед. ин-тов Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  82. Кон, И. С. Открытие «Я» Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1983.-336 с.
  83. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание Текст. / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  84. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  85. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года Текст. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  86. , Е. В. Психологическое сопровождение адаптации первокурсников в диаде «преподаватель студент» Текст. / Е. В. Корепанова: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.13. — Тамбов, 2003. -21 с.
  87. , Н. Е. Педагогические условия саморазвития личности старшеклассника во временном детско-юношеском объединении Текст. / Н. Е. Коробкина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Хабаровск, 2000.-21 с.
  88. , И. В. Развитие у студентов способности к личностно-профессиональной самоактуализации : педагогическая поддержка Текст. / И. В. Костерина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Петропавловск-Камчатский, 2006. — 23 с.
  89. , И. Б. Педагогическое взаимодействие Текст. / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на/Д.: РГПУ, 1997. — 112 с.
  90. , Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого Текст. / Н. Б. Крылова // Классный руководитель. 2000. — № 3. — С. 96−108.
  91. , Л. Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя — основа гуманистической педагогики Текст. / Л. Н. Куликова // Педагогика развития.-2001.-С. 3−10.
  92. , С. В. Педагогика личности : от концепций до технологий: Учеб.-практ. пособие Текст. / С. В. Кульневич. — Ростов-на/Д.: ТЦ «Учитель», 2001. 160 с.
  93. , Н. А. Студент в диалоге с преподавателем. Диалог в образовании Электронный ресурс. / Н. А. Лабунская. Интернет: http ://anthropolo gy.ru/ru/texts/labun sk/educdial 44 .html
  94. , H. Н. Научно-педагогическое сопровождение профессионального образования в гуманитарном вузе Текст. / Н. Н. Лагусева: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.08. СПб., 2007. — 43 с.
  95. , О. И. Педагогические условия саморазвития личности учащегося гимназии Текст. / О. И. Лапицкий: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Хабаровск, 1999.-20 с.
  96. , В. А. Субъект, объект, познание Текст. / В. А. Лекторский. -М.: Наука, 1980. 359 с.
  97. , А. Б. Психопрофилактика стрессов Текст. / А. Б. Леонова, А. С. Кузнецова. -М.: МГУ, 1993.
  98. , А. Н. Потребности, мотивы, эмоции : конспект лекций Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1971. — 40 с.
  99. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1982. 302 с.
  100. , Д. А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие (к обоснованию «педагогики сотрудничества») Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестник высшей школы. 1989. — № 11. — С. 39−47.
  101. , И. Я. Процесс обучения и его закономерности Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  102. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для высш. пед. учеб. завед. / Под ред. Л. М. Митиной — М.: Академия, 2005. 336 с.
  103. , М. Вариативный образовательный маршрут Текст. / М. Лукьянова. И. Перкокуева // Учитель. 2007. — № 1. — С. 9−11
  104. , В. С. Понятие «потребности» и его теоретико-психологический контекст Текст. / В. С. Магун // Вопросы психологии. — 1985.-№ 2.-С. 118−126.
  105. , В. А. Творческое саморазвитие личности как фактор совершенствования качества образования выпускника технического колледжа Текст. / В. А. Мамлеева: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Уфа, 2006. 24 с.
  106. , В. Г. Основы самопознания и саморазвития : Учеб. пособие Текст. / В. Г. Маралов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 256 с.
  107. , А. Дальнейшие рубежи развития человека Текст. / А. Маслоу // Вопросы саморазвития человека: Междисц. теор.-методол. сб. / Под ред. В. Данченко. Вып. 2. — Киев, 1990.
  108. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2006. — 352 с.
  109. , Т. В. Интеллектуальное обеспечение саморазвития подростка Электронный ресурс. / Т. В. Машарова. Интернет: http://www.Yspu.yar.ru:8100/vestnik/pedagokai psichologiy/6 7/
  110. , О. Педагогическое взаимодействие на уроке как основа гуманитарного пространства Текст. / О. Мацкайлова // Учитель. — 2003. № 6. — С. 8−11.
  111. , Г. А. Педагогические технологии творческого саморазвития студентов в процессе педагогической практики Текст. / Г. А. Медяник: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Тольятти, 2000. — 19 с.
  112. Меренков, А, В. Педагогика саморазвития личности Текст. / А. В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во УрГу, 2001.
  113. , Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте : Монография Текст. / Ю. А. Миславский. — М.: Педагогика, 1991.-152 с.
  114. , Н. Н. Педагогика поддержки : Уч.- метод, пособие Текст. / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
  115. , Ю. В. Противоречия становления потребности саморазвития личности в современных условиях : социологический анализ Текст. / Ю. В. Мокерова: Автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06. Екатеринбург, 2006. — 23 с.
  116. Муздыбаев, К, Психология ответственности Текст. / К. Муздыба-ев. Л.: Наука, 1983. — 239 с.
  117. , В. Н. Психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев. -М.-Воронеж: МОДЭК, 1995. 356 с.
  118. Национальная доктрина образования в Российской Федерации Текст. // Бюллетень Мин. образов. РФ. 2000. — № 11. — С. 4−13.
  119. Непомнящая, Н И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие Текст. / Н. И. Непомнящая. М.: ВЛАДОС, 2003. — 192 с.
  120. , Р. А. Развитие активности студентов в учебном процессе Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. — 280 с.
  121. , Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля Текст. / Г. С. Никифоров // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 19−31.
  122. , Т. Г. Папка личных достижений школьника — «Портфолио» : теория вопроса и практика реализации Текст. / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков [и др.] / Под ред. Т. Г. Новиковой. М.: АПКиПРО, 2004.- 112 с
  123. , Т. Г. Инновационные подходы к оцениванию с помощью портфолио Текст. / Т. Г. Новикова // Школьные технологии. 2006. — № 1.-С. 139−146.
  124. Образование в поисках человеческих смыслов Текст. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на/Д.: Изд-во РГПУ, 1995. — 216 с.
  125. , С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1996. — 928 с.
  126. , Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера : Беседы со старшеклассниками: Кн. для учащихся Текст. / Ю. М. Орлов. М.: Просвещение, 1987.
  127. , А. К. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности Текст. / А. К. Осницкий. М.: Знание, 1986. -80 с.
  128. , А. В. Комплексное сопровождение саморазвития студента в учебном процессе вуза Текст. / А. В. Остапенко // Bridge-Мост (Lan-guage&Culture). 2007. — № 19. — С. 41−46.
  129. , А. В. Педагогическое сопровождение в контексте развития гуманной педагогики Текст. / А. В. Остапенко // Нижегородское пед. обозрение. 2007. — № 1. — С. 77−83.
  130. , А. В. Использование элементов педагогического сопровождения саморазвития личности студента в учебном процессе вуза Текст. / А. В. Остапенко // Вестник Ун-та Рос. акад. образования (УРАО). -2008. -№ 2. С. 132−134 (реестр ВАК).
  131. , В. Н. Искусство управлять собой : практ. руководство Текст. / В. Н. Панкратов. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001.
  132. Педагогика «Я» Текст. / Под ред. Н. Б. Крыловой // Новые ценности образования. -М.: НПО «Школа самоопределения», 2005. Вып. 2 (21). -152 с.
  133. Педагогическая антропология (человек глазами философов): Хрестоматия Текст. / Под ред. проф. М. А. Викулиной. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2002. — 183 с.
  134. , А. В. Индивид и его потребность быть личностью Текст. / А. В. Петровский, В. А. Петровский // Вопросы философии. 1982. -№ 3. — С. 44−54.
  135. , А. В. Психология развивающейся личности Текст. / А. В. Петровский. М.: Педагогика, 1989. — 222 с.
  136. Психодиагностические методики Электронный ресурс. Интернет: www.PsiServer.Narod.ru
  137. Познай себя: 30 популярных тестов / Сост. П. М. Белый. М.: Экономика, 1997.
  138. , Н. Ю. Педагогика сотрудничества — путь к успеху Текст. / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1992. — 106 с.
  139. , А. С. Ролевая игра «Портфолио, или папка личных достижений ученика» Текст. / А. С. Прутченков, Т. Г. Новикова // Методист. -2005.-№ 2.-С. 11−20.
  140. Психология развития Текст. / Под. ред. Т. Д. Марцинковской. -М.: Изд-во «Академия», 2002. 352 с.
  141. , Е. Г. Синергетический подход к системе высшего образования Текст. / Е. Г. Пугачева // Высшее образование в России. 1998. -№ 2.-С. 41−45.
  142. , А. А. Педагогические особенности взаимодействия педагога и студента Текст. / А. А. Реан // Вопросы психологии.- 1983 № 5 — С. 58−60
  143. , Ю. Г. Интерактивное самообучение : монография Текст. / Ю. Г. Репьев. М.: Логос, 2004. — 248 с.
  144. , М. И. Концепция экзистенциональной педагогики Текст. / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. 2002. — № 4 (33). -С. 1−15.
  145. , Е. А. Общение как условие развития личности Текст. / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Изд-во «Наука», 1981. — С. 177−197.
  146. , С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 485 е.- Т. 2. — 322 с.
  147. , Л. И. Самовоспитание личности Текст. / Л. И. Рувин-ский. -М.: Мысль, 1984. 140 с.
  148. , С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе Текст. / С. Г. Рудкова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Биробиджан, 2005.-24 с.
  149. Русская философия: Словарь Текст. / Под общ. ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА — Книжный клуб- Республика, 1999. — 656 с.
  150. , Р. Б. Философия любви : основания самореализации человека Текст. / Р. Б. Сабекия: Автореф. дис. докт. филос. наук: 09.00.01. — Уфа, 2007. 47 с.
  151. , Г. К. Личностный подход (концепция отношений «учитель ученик») Текст. / Г. К. Селевко // Школьные технологии — 1999.- № 6. -С. 108−135.
  152. , Г. К. Что такое технология саморазвития школьников? Текст. / Г. К. Селевко // Народное образование. 2000. -№ 9. — С. 210−214.
  153. , И. Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности Текст. / И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 35−42.
  154. , О. Д. Профессиональное саморазвитие студентов педагогического вуза (на примере изучения ин. яз.) Текст. / О. Д. Серебрянская: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2002. — 22 с.
  155. , В. В. Личностный подход в образовании : концепции и технологии Текст. / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  156. , Г. Н. Навыки самообразования Текст. / Г. Н. Сериков, П. И. Пидкасистый [и др.] // Вестник высшей школы 1987. — № 4. — С. 26−34.
  157. , В. А. Педагогика : Инновационная деятельность Текст. / В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова. М.: Магистр, 1997. — 308 с.
  158. , В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития Текст. / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. -С. 37−50.
  159. , В. И. Психология человека : Введение в психологию субъектности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995.-383 с.
  160. , В. И. Антропологический принцип в психологии развития Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Вопросы психологии. -1998.-№ 6.-С. 3−17.
  161. , Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности Текст. / Ю. В. Слюсарев: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 1992. — 23 с.
  162. , А. Е. Формирование самооценки как педагогическое условие управления самовоспитанием в юношеском возрасте Текст. / А. Е. Соловьева // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1973. -№ 7 (XX). — С. 17−19.
  163. , В. Е. Филоеофеко-методологические основания саморазвития личности Текст. / В. Е. Степанова: Автореф. дис. канд. филос. наук: 09.00.11. Якутск, 2003. — 24 с.
  164. , М. А. Деятельностный подход : вчерашний день или будущее психологической науки? Текст. / М. А. Степанова // Вестник МГУ. -Сер. 14.-Психология.-2001.-№ 3.-С. 94−100.
  165. , В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности Текст. / В. И. Степанский // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 59−74.
  166. , Т. А. Педагогическая поддержка и помощь в образовательной практике Текст. / Т. А. Строкова // Педагогика.-2002.-№ 4.-С. 20−27
  167. , А. В. Человечность как фактор саморазвития личности Текст. / А. В. Суворов: Дис. в форме науч. докл.. докт. психол. наук: 19.00.01.-М., 1996.-57 с.
  168. , А. В. Совместная педагогика Текст. / А. В. Суворов. -М.: УРАО, 2001.-224 с.
  169. , Н. М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики Текст. / Н. М. Таланчук. — М.: Магистр, 1997.-95 с.
  170. , Б. М. Избр. труды: В 2 т. Текст. / Б. М. Теплов / Ред.-сост. Н. С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1985- Т. 1 — 329 е.- Т.2.-359 с.
  171. , Н. П. Психолого-педагогические условия и средства творческого саморазвития старшеклассников в личностно- ориентированном обучении Текст. / Н. П. Толстолуцких: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-Саратов, 1997.-22 с.
  172. , И. Как усовершенствовать самого себя Текст. / И. Томан / Пер. с чеш. Киев: Политиздат Украины, 1984. — 239 с.
  173. , В. Г. История образования и педагогической мысли : Учебн. для студ. вузов Текст. / В. Г. Торосян. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-351 с.
  174. , Т. Г. Педагогическая поддержка саморазвития личности студента колледжа Текст. / Т. Г. Угрюмова: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2006. — 19 с.
  175. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания Текст. / Под общ. ред. Л. И. Семиной. М.: Бонфи, 2002. — Т. 2. — 408 с.
  176. , Р. Н. Самопознание и саморазвитие учащегося как составная часть целостного педагогического процесса Текст. / Р. Н. Файзуллин: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. — Чебоксары, 2003. 21 с.
  177. , Е. М. Управление процессом саморазвития личности студента в условиях интегративно-педагогического пространства вуза Текст. / Е. М. Федерягин: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2006. — 24 с.
  178. , Е. Л. Педагогическое взаимодействие как фактор личностного саморазвития учащихся и учителя Текст. / Е. Л. Федотова: Автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 1998. — 24 с.
  179. , И. А. Проблема саморазвития личности в контексте ее исторического развития Текст. / И. А. Федотова // Проблемы образования: теория и практика. Саратов: Балашов, фил. Саратов, гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. — 2004. — № 1. — С. 38−41.
  180. , Д. И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Ин-т практ. психол. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512 с.
  181. , Д. И. Психология взросления : Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. тр. Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1999. — 670 с.
  182. Философский энциклопедический словарь Текст. /Ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  183. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл / Под ред. JI. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  184. , И. Д. Образовательное пространство как пространство развития Текст. / И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. -1993.-№ 1.-С. 24−32.
  185. . И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание Текст. / И. Ф. Харламов // Советская педагогика. 1990. — № 12. — С. 28−35 (оконч. на С. 134).
  186. , X. Мотивация и деятельность : В 2 т. / X. Хекхаузен- пер. с нем. М.: Педагогика, 1976. — Т. 1. — 498 е.- Т. 2.-391 с.
  187. , В. А. Система оценки учебных достижений учащихся Текст. / В. А. Хлебников // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 21−28.
  188. , А. Т. Самоменеджмент : для тех, кому от 16 до 20 Текст. / А. Т. Хроленко. М.: Экономика, 1996.
  189. , Г. А. Психология саморазвития Текст. / Г. А. Цукер-ман, Б. М. Мастеров. М.: Интерпракс, 1995. — 288 с.
  190. , Г. А. Психология саморазвития : задача для подростков и их педагогов Текст. / Г. А. Цукерман. — Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. — 276 с.
  191. , Н. Е. Модульно-рейтинговая технология оценки учебных достижений студентов как фактор повышения успешности обучения Текст. / Н. Е. Чеботарева: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2004. — 23 с.
  192. , Ф. П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности Текст. / Ф. П. Черноусова, И. П. Круть // Завуч. 2003. — № 8. — С. 107−117.
  193. , А. П. Становление партнерской позиции педагога Текст. / А. П. Чернявская: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. -224 с.
  194. , Г. К. Трудный путь к самому себе : Очерки саморазвития личности Текст. / Г. К. Чернявская. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1994.
  195. , Н. Ш. Педагогическая систематика и оценка значимости стимулов мотивации творческого саморазвития студентов в обучении Текст. / Н. Ш. Чинкина, Т. В. Галузо. Казань — Наб. Челны: Изд-во Набережно-челн. гос. пед. ин-та, 2002. — 116 с.
  196. , Е. Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе Текст. /Е. Е. Чудина: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2002. — 24 с.
  197. , О. Н. Саморазвитие личности в образовательном процессе школы Текст. / О. Н. Шатух // Проблемы образования: теория и практика. -Саратов: Балашов, фил. Саратов, гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. — 2004. -№ 1. С. 47−49.
  198. , И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности : сущность и технология: Учеб. пособие Текст. / И. А. Шаршов. М. Тамбов: Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Изд-во ООО Центр-пресс, 2003.
  199. , А. П. Диалектика единичного, особенного и общего Текст. / А. П. Шептулин. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  200. , Е. Н. Развитие личности в обучении : Учеб. пособие Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  201. Штарке, К.Студенты. Становление личности Текст. / Е. Штарке. -М.: Прогресс, 1982. 135 с.
  202. , Е. А. Технологии самообразования : социологический аспект Текст. / Е. А. Шуклина // Общественные науки и современность. — 1999.-№ 5.
  203. , И. Ю. Тренинг : работа старшеклассников со своим «Я» Текст. / И. Ю. Шустова // Новые ценности образования. — Вып. 2 (21). Педагогика «Я». — М., 2005. — С. 66−76.
  204. , Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. -203 с.
  205. , Н. Е. Педагогическая студия Текст. / Н. Е. Щуркова, О. П. Залекер. -М.: ТОО «ИнтелТех», 1993.
  206. , Б. Д. Психология развития : учеб. пособие для вузов Текст. / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2005. — 144 с.
  207. , О. В. Развитие личности будущего специалиста : Педагогический практикум Текст. / О. В. Юдакова. Н. Новгород: Волжск, гос. инженер.-пед. ун-т, 2006. — 74 с.
  208. , Э. Г. Системный подход и принцип деятельности Текст. / Э. Г. Юдин. -М.: Наука, 1978. -391 с.
  209. , А. А. Формирование умений саморазвития личности студента в процессе педагогической практики Электронный ресурс. / А. А. Яворский. — Интернет: http://www.oim.ru/reader.asp7nomei-474
  210. , И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся Текст. / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. 1999. — № 3. — С. 39−47.
  211. , И. М. Педагогическое сопровождение развития творческого потенциала будущего педагога в условиях вуза Текст. / И. М. Яковенко: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Петропавловск-Камчатский, 2006. — 23 с.
  212. , В. А. Психология учебной деятельности студентов Текст. / В. А. Якунин. М.: ИЦПКПС, корпорация «Логос», 1994. — 156 с.
  213. , В. А. Образовательная среда : от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 366 с.
  214. Rogers, С. On Becoming a Person Text. / C. Rogers. Boston, 1961. —420 p.
  215. Rogers, C. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client centered framework Text. / C. Rogers. New York: Mc. Graw-Hill, 1961. — P. 184−256.
  216. Rokeach, M. The Nature of Human Values Text. / M. Rokeach. New York, 1973.
Заполнить форму текущей работой