Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации содержательных и технологических аспектов использования народной культуры в процессе становления гражданственности детей дошкольного возраста. В исследовании чЦ апробирована программа гражданского воспитания дошкольников «Поэтика народной культуры», разработаны сетки различных форм организации работы… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Развитие идеи гражданского воспитания за рубежом и в России
    • 1. 2. Гражданственность как личностное образование и возможности ее становления в дошкольном возрасте
    • 1. 3. Народная культура как средство становления гражданственности
  • ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ РАБОТЫ ПО СТАНОВЛЕНИЮ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРАКТИКЕ ДОУ
    • 2. 1. Анализ комплексных и парциальных программ дошкольного образования, используемых в работе по становлению гражданственности и приобщению детей к русской народной культуре
    • 2. 2. Анализ ориентации педагогов в вопросах гражданского воспитания детей дошкольного возраста
    • 2. 3. Изучение уровня гражданственности детей дошкольного возраста
  • ГЛАВА III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО * СТАНОВЛЕНИЮ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Описание основных направлений эксперимента
    • 3. 2. Динамика гражданственности детей дошкольного возраста

Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное российское образование отличает стремительная смена реформ, результатом которой является? определение новых подходов к организации, содержательному наполнению, технологическому оснащению педагогического процесса. В ходе динамичных преобразований различных моделей педагогической теории и практики все более очевидным становится признание необходимости в определении общих оснований, составляющих базис реализации основных функций образования.

Поскольку образование относится к сфере социально-культурных отношений, то и основные его функции целесообразно рассматривать в аспекте решения общественных задач. Наличие гражданского общества — важнейший признак и условие существования демократического государства. Основная цель образования в гражданском обществе — становление демократических ценностных ориентаций его граждан.

Н.Д.Никандров, изучая различные аспекты философии общественной образовательной традиции, в качестве ведущих демократических ценностейаналогичных цели российского образования обозначает «воспитание человека — патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культурстремящегося в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людейспособного правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма, терпимого к другим людям и их ценностям.» [183, с.26].

Реализация данной: цели осуществляется благодаря многочисленнымфакторам социального развития человека. Важнейшее место среди них занимает целенаправленное гражданское воспитание, результатом которого является определенный уровень становления гражданственности как личностного образования, как высшей ступени социальной сущности человека.

В современных условиях главным социальным и государственным ф/ приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственностиуважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, обеспечивающие защиту и развитие ребенка системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей определены Законом РФ «Об образовании» (разд. 1 ст.2), «Концепцией? модернизации российского образования на период до 2010 года», Государственными образовательными стандартами, Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы» [86, 129].

Вопросы становления гражданственности издавна представляли широкое поле теоретического познания и практической апробации разных аспектов педагогического процесса. Особую актуальность они приобретали в переходные критические периоды общественного развития. Именно таким" периодом является нынешняя эпоха политического, социально-экономического развития России. В — связи с этим проблема реформирования целей, содержания и технологии гражданского воспитания является одной из наиболее значимых в аспекте модернизации современного российского образования.

Несмотря на признание актуальности и значимости становления гражданина в любом обществе, вопросы об организации целенаправленного процесса, включающие действие разных субъектов личностного развития в настоящее время в нашем государстве являются достаточно проблематичными.

Степень разработанности проблемы. Существенную роль в становлении современных концепций гражданского воспитания имеют работы, рассматривающие деятельностный подход к становлению гражданственности (ЕШ.Кожокарь, Л. К. Фомичева, Н.И.Шевченко). Особое место в данных исследованиях занимают работы, связанные: с изучением механизмов становления гражданственности (Р.Р.Бандура, Н. М. Навайчик,.

B.Г.Ронкин, Н.И. Судаков). Гражданственность" как синтез определенных качеств рассматривается в работах Б. П. Блонского, А. С. Гаязова, А. И. Ореховского, Е. В. Фабрикантовой, С. Т. Шацкого. Изучению возрастных особенностей становления гражданственности и специфики организации' педагогического процесса по ее формированию в различные возрастные периоды посвящены работы Л. В-Артемовой, О. А. Богдановой, С. А. Козловой, О. Н. Олесюк, Е. Н. Радиной, Э. К. Сусловой. Изучению средств, используемых в процессе становления различных качеств гражданственности в дошкольном возрасте, посвящены работы, Е. А. Казаевой, Л. В. Коломийченко,. И. Э. Куликовской, E.H.Лебеденко. Вопросы использования русской народной культуры в процессе становления отдельных качеств гражданственности > у дошкольников нашли отражение в работах Е. С. Бабуновой, Т. Ф. Бабыниной, Е. А. Барахсановой, В. Д. Ботнарь, Л. Д. Вавиловой, Э. Ф. Вертямовой, О.В.Леоновой} О. А. Соломенниковой, С. Н. Султановой, Л. Ю. Тихоновой,.

C.Л.Улановой, Т. В. Черник, Л. С. Ядрихинской:

Организация гражданского воспитания является актуальной проблемой современного российского образования. Одним из аспектов этого процесса является поиск средств, позволяющих наиболее оптимально решать задачи становления гражданственности. В нашем исследовании в качестве такового изучается народная культура, выполняющая доминирующую функцию в историческом развитии человечества, составляющая содержательную основу процесса становления гражданственности, поскольку она: синкретична по своей сути, представляет конгломерат материальных и духовных ценностей, позволяет комплексно решать задачи личностного развития, оказывает универсальное влияние на становление личностных качеств.

Анализ исследований по проблемам использования народной культуры в становлении гражданственности позволил выявить ряд противоречий, разрешение которых могло бы способствовать совершенствованию педагогического процесса гражданского воспитания дошкольников. Эти противоречия имеют место в теоретическом, научно-педагогическом и технологическом аспектах педагогической действительности и обнаруживаются между,.

— достаточно высоким уровнем теоретического обоснования значения культуры в развитии общества в целом и каждого отдельного человека и недифференцированностью содержания разных ее видов в педагогическом процессе;

— декларированием специфики российского образования и недооценкой роли народной культуры в процессе воспитания подрастающего поколения;

— большим воспитательным потенциалом народной культуры и слабой технологической разработанностью вопросов по ее использованию в становлении различных личностных образований;

— возможностью использования народной культуры как средства гражданского воспитания детей дошкольного возраста и отсутствием концептуальных, программных, технологических материалов по организации педагогического процесса становления гражданственности в дошкольных образовательных учреждениях.

Обозначение данных противоречий позволяет сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в изучении возможности использования народной культуры в процессе гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

Поиск путей разрешения данной проблемы явился основанием для обозначения темы исследования: «Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников» и позволил определить его цель: теоретическое обоснование, экспериментальная разработка и апробация содержания и технологии использования народной культуры в процессе гражданского воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Объект исследования: педагогический процесс гражданского воспитания детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Предмет исследования: народная культура как средство гражданского воспитания детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Контингент исследования: дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

В исследование введено ограничение: из всех элементов народной культуры используются: народный земледельческий календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды, мифы, поскольку они соответствуют возрастным особенностям психического развития детей, являются эмоционально привлекательными, доступными и близкими их витагенному опыту.

Гипотеза исследования: работа по становлению гражданственности у детей дошкольного возраста посредством народной культуры будет успешнойесли:

— народная культура включена в целостный педагогический процесс, ориентированный на реализацию основных методологических подходов: культурологического, аксеологического, комплексного, деятельностного, системно-структурного, этнографического, полисубъектного, средового, синергетического, антропологического;

— отбор и построение содержания народной культуры, используемой в работе с дошкольниками, осуществлены в соответствии с основными педагогическими принципами: доступности, научности, прогностичности, последовательности и концентричности, системности, интегративности, культуросообразности, природосообразности, «диалога культур»;

— содержание народной культуры, включает следующие элементы: земледельческий календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды, мифы, что может оказать позитивное влияние на становление патриотизма, толерантности, правовой воспитанности как структурных компонентов гражданственности;

— технологические аспекты гражданского воспитания построены с учетом особенностей народной культуры: синкретичность, образность, эмоциональная и витагенная близость;

— педагогический процесс по гражданскому воспитанию дошкольников средствами народной: культуры будет проходить: при участии подготовленных педагогов и родителей.

Реализация поставленной цели и подтверждение выдвинутой гипотезы осуществлялись посредством решения следующих задач:

1. Осуществить анализ научных исследований по изучению г возможностей народной культуры в становлении гражданственности.

2. Конкретизировать < и обосновать основные показатели, критерии оценки и уровни гражданственности дошкольников в различные возрастные периоды.

3. Систематизировать, модифицировать методы диагностики уровней гражданственности детей в различные возрастные периоды.

4. Разработать концепцию программы по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста, программу «Поэтика народной культуры», блочно-тематические планы реализации программы, определить разные формы организации работы с детьми и осуществить апробацию содержательного, технологического, дидактического оснащения педагогического процесса по использованию русской народной культуры в ходе становления гражданственности дошкольников.

5. Составить и провести апробацию программы «Поэтика народной культуры» в процессе гражданского воспитания детей дошкольного возраста.

6. Оценить эффективность программы и технологии гражданского воспитания детей посредством народной культуры и обеспечить, их внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений.

Методологической и теоретической основной исследования являются важнейшие труды русских ученых Н. А. Бердяева, М. В. Ломоносова, А. Ф. Лосева, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского о смысле и сущности гражданского воспитания, процесса становления гражданинатеории;

A.А.Бодалева, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, А. В. Петровского,.

B.И.Слободчикова, Д. И. Фельдштейна о формировании личности в результате активного самовыражения? в деятельности и общениитруды известных русских ученых-этнографов, фольклористов, искусствоведов, историков: П. Г. Богатырева, Г. С.ВиноградоваД.К.Зеленина, Н. И. Костомарова, В. О. Ключевского, В. Я. Проппа, Н.И.СахароваБ.М1 и Ю. М. Соколовых, И. М. Снегирева, С. А. Токарева по теоретическому анализу народной культуры, ее жанров и функциональных особенностейматериалы научных исследований, посвященные анализу традиционной-культуры: В. П. Аникина,.

A.А.Банина, Л. В. Данилова, А. С. Каргина, О. И. Капицы, М-Н.Мельникова, Н: К. Мешкотеории и концепции этнохудожественного образования м России Ю. П. Азарова, Г. Г. Аликина, Г. М. Андреева, И. С. Кона, Б. Т. Лихачева,.

B.А.Сухомлинского, К. Д-Ушинскоготеория формирования отношений в структуре личности Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. ИШисиной, В. С. Мухиной, В. Н. Мясищева.

Организация, база и этапыисследования. Исследование проводилось с 1996 г. по настоящее время в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (МДОУ) г. Перми и Пермского края: учреждения № 106, 112, 173, 182 (г.Пермь), № 1 (г.Чердынь), № 10 (г.Чусовой), № 18 и 37 (г.Кунгур). В эксперименте было задействовано около 600 детей, 72 педагога, 540 родителей, 2160 слушателей кафедры методики дошкольного воспитания Пермского областного института повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО).

Исследовательская работа осуществлялась поэтапно:

Первый этап — проблемно-аналитический (1996 — 1997 гг.) был посвящен определению методологической основы и теоретической базы исследования, ее обоснованию: изучению и анализу философской, психолого-педагогической, социологической, этнографической, исторической литературыанализу деятельности районных отделов образованияпроведению социологических исследований с целью изучения социального заказа, подтверждающего актуальность исследуемой проблемыразработке основных научных характеристик исследования.

Второй этап — теоретико-аналитический (1997 -1998 гг.) позволил конкретизировать цели, задачи, обозначить гипотезу исследования на основе краткого исторического экскурса в проблему развития идеи гражданственности и гражданского воспитания за рубежом и в России. На этом этапе был систематизирован материал исследований, обозначены мало разработанные аспекты изучаемой темы, определенаструктура изложения теоретического материала.

Третий этап — поисково-диагностический (1998;1999 гг.). На нем определены структурные компоненты гражданственности, их показатели, критерии оценки уровня. развития, осуществлены поиск, систематизация и модификация диагностических методик, подобран и изготовлен стимульный материал. На этом же этапе была определена база исследования, обозначены экспериментальные и контрольные группы, проведено «пилотажное» исследование для определения соответствия методов диагностики целям и задачам эксперимента.

Четвертый этап — начально-диагностический (1998;1999 гг.) позволил определить исходный уровень гражданственности у детейконтрольных и экспериментальных групп, осуществить анализ полученных результатов.

Пятый этап — проектный (1999;2000 гг.) посвящен определению содержания, форм и методов работы с детьми, разработке перспективных планов, моделей предметно-развивающей среды, комплексов дидактических игр и занятий, составлению программ развития ДОУ.

Шестой этап — внедренческий (2001;2003 гг.) включил в себя проведение эксперимента с целью апробации программы, проверки основных положений гипотезы.

Седьмой этап — итогово-диагностическии (2002;2003 гг.) позволил провести итоговую диагностику в контрольных и экспериментальных группах и проанализировать полученные результаты.

Восьмой этап — презентационный (2003;2004 гг.). На данном этапе были обработаны материалы эксперимента и представлены в работе со слушателями ПОИПКРО, со студентами (разработаны программы, лекции по предметам: «Этнология» и «Этнопедагогика»), в выступлениях на конференциях.

Девятый этап — трансляционный (2003;2004 гг.). На данном этапе осуществлялась реализация материалов в отделах: и учреждениях образования.

Для решения поставленных задач использовались методы: теоретические — ретроспективный анализ философской, этнографической и психолого-педагогической литературы, системно-структурный анализ состояния практики ДОУ, анализ экспедиционного этнографического материала, синтез дефиниций, классификация объектов народной культуры, абстрагирование от негативных тенденций социально-экономического развития обществаэмпирические — беседа, анкетирование, интервьюирование, наблюдениеанализ продуктов детской деятельности, эксперимент.

Научная новизна исследования состоит:

— в конкретизации методологических основ гражданского1 воспитания дошкольников в детском саду представлением о педагогических доминантах, которыми являются: развитие патриотизма, толерантности, правовой воспитанностив обосновании методологических подходов к организации педагогического процесса гражданского воспитания;

— в концептуальном обосновании народной культуры как средства становления гражданственности дошкольников, опирающемся на сущностное обозначение народнойкультуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых, хранимых, передаваемых и творимых народомна доминирующую функцию социализации человека в процессе приобщения к культурена выделение структурных элементов народной культуры, способствующих развитию патриотизма, толерантности5 и правовой воспитанностина реализацию методологических подходов: культурологического, аксеологического, комплексного, деятельностного, системно-структурного, этнографического, полисубъектного, средового, синергетического, антропологического, — к организации педагогического процесса гражданского воспитания в дошкольном образовательном учреждениина реализацию педагогических принципов в отборе содержания и работе с детьми;

— в содержательном наполнении понятия «гражданственность дошкольников» через конкретизацию и обогащение ее структурных компонентов: патриотизма, толерантности, правовой воспитанности, -соотнесенных с ними сфер личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой (знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах правовой культуры и культуры межнационального общения, интерес к народной, правовой, этнической культуре, потребность в использовании ее элементов в собственной деятельности, способы поведения, отражающие специфику народной, этнической и правовой культуры в разных видах деятельности);

— в обеспечении педагогического процесса гражданского воспитания методологическими, содержательными и технологическими аспектами использования народной культуры (концепция программы воспитания и обучения детей, воспитателей и родителей, блочно-тематические планы), диагностическим инструментарием, основанным на особенностях возрастных проявлений патриотизма, толерантности, правовой воспитанности, на соотношение когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития в различные возрастные периодыв определении показателей, критериев оценки уровней гражданственности применительно к каждому возрастному периоду дошкольного детства в уточненииее содержательных характеристик и выявлении особенностей, соотношения когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой сфер личностного развития на каждом возрастном этапев разработке и систематизации методов диагностики? гражданственности, соответствующих возрастным особенностям проявления данного образования в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте, в подборке диагностических методик, соответствующих содержанию различных элементов народной культуры, используемых на каждом возрастном этапе;

— в определении и фактическом подтверждении педагогических условий, способствующих становлению гражданственности как интегративного личностного образования детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования. В работе представлено теоретико-методологическое обоснование необходимости и возможности становления гражданственности как интегративного личностного образования в дошкольном возрасте посредством народной культуры, что позволит целенаправленно использовать ее в целостном педагогическом процессе гражданского воспитания в качестве одного из его эффективных средств.

Показано, что воспитательный потенциал народной культуры и ее возможности выходят за пределы традиционного влияния на художественно-эстетическое, познавательно-речевое, физическое развитие и открывают широкие перспективы использования обозначенного феномена социальных отношений в становлении гражданственности в силу ее специфических особенностей (синкретичность, образность, эмоциональная и витагенная близость).

Проведенный ретроспективный анализ показал, что народная культура может быть использована в становлении основных компонентов гражданственности: патриотизма, толерантности, правовой воспитанностикак интегративного личностного образования дошкольников и что народная культура является эффективным средством становления гражданственности детей дошкольного возраста.

В экспериментальном исследовании определена возможность участия ^ педагогов и родителей в процессе использования народной культуры в детском саду и семье, что делает обязательным осуществление полисубъектного подхода к использованию народной культуры в гражданском воспитании дошкольников.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальной апробации содержательных и технологических аспектов использования народной культуры в процессе становления гражданственности детей дошкольного возраста. В исследовании чЦ апробирована программа гражданского воспитания дошкольников «Поэтика народной культуры», разработаны сетки различных форм организации работы с детьми, бл очно-тематические планы, конспекты занятийметодические рекомендации к организации педагогического процесса. В ходе исследования подготовлен и прошел широкую апробацию учебный курс «Формирование гражданственности детей дошкольного возраста средствами исторического наследия», семинар-практикум «Человек и семья в народной культуре», пед студия «Человек в народной культуре». Материалы исследования широко используются. в практике дошкольных кШ образовательных учреждений г. Перми и Пермского края, в процессе переподготовки и повышения квалификации различных категорий работников дошкольного образования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов определяются комплексным, и многоаспектным изучением проблемы, опорой на научную методологию, применением комплекса взаимодополняющих методов, соответствующих поставленным исследовательским задачам, широкой экспериментальной апробацией практических материалов, подтверждением основных положений гипотезы, детальным анализом проведенной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились поэтапно в дошкольных образовательных учреждениях № 106, 112, 173- 182, 283 (г.Пермь), № 18 и № 37 (г.Кушур), № 10 (г.Чусовой), № 1 (г.Чердынь). На базе экспериментальных детских садов работают мастер-классы, семинары-практикумы для педагогов ДОУпроводится практика и стажировка педагогов и специалистов-дошкольников, обучающихся на курсах повышения квалификации в ПОИПКРО.

Имеющиеся материалы востребованы практиками- (методические разработки распространены в дошкольные учреждения г. Перми и области). На базе Пермского городского Дома учителя работает двухгодичный факультет «Этнопедагогика». Разработан цикл радиои телепередач, посвященных возрождению календарных народных и христианских праздников, семейно-бытовых обрядов.

Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на-заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии 111 НУ, на экспертных советах Муниципальных отделов образования г. Кунгура, г. Чердыни, на экспертно-методическом совете Кировского отделаобразования г. Перми, были представлены на, городских, областных, республиканских научно-практических конференциях. По материалам исследования опубликовано 7 работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Гражданское воспитание представляет собой целостный педагогический процесс, результатом которого является определенный уровень гражданственности как интегративного личностного образования, включающего ряд компонентов: патриотизм, толерантность, правовая воспитанность.

2. Содержательные компоненты гражданственности включают в себя знания об элементах народной культуры, ее значении в жизни человека, об основах правовой культуры и культуры межнационального общения, интереса к народной, правовой, этнической культуре, потребности в использовании ее элементов в собственной деятельности, способы поведения, отражающими специфику народной, этнической и правовой культуры в разных видах деятельности (речевой, двигательной, игровой, коммуникативной и т. д.).

3. Процесс становления гражданственности в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивается использованием содержания и технологии, способствующих развитию когнитивной, эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личности.

4. Использование народной культуры как средства гражданского воспитания дошкольников эффективно при соблюдении следующих условий:

• организация педагогического процесса осуществляется в соответствии с методологическими подходами: культурологическим, аксеологическим, комплексным, деятельностным, системно-структурным, этнографическим, полисубъектным, средовым, синергетическим, антропологическим;

• содержание работы с детьми включает различные элементы народной культуры, доступные детям дошкольного возраста: земледельческий календарь, устное народное творчество, народные игры и праздники, народная игрушка, народное декоративно-прикладное искусство, семейно-бытовые обряды, мифы, — оказывающие позитивное влияние на становление патриотизма, толерантности, правовой воспитанности как структурных компонентов гражданственности;

• разработаны методологические, содержательные и технологические аспекты включенности народной культуры в целостный педагогический процесс;

• обеспечена соответствующая подготовка педагогов и родителей как субъектов педагогического процесса, способных к трансляции элементов народной культуры в повседневный опыт жизнедеятельности ребенка.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка изученной и цитируемой литературы, включающего в себя 297 наименований, приложений, таблиц, диаграмм, схемы.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1. Работа по становлению гражданственности детей дошкольного возраста посредством народной культуры является эффективной и может быть рекомендована для последующей трансляции в практику дошкольных образовательных учреждений.

2. Построение педагогического процесса должно быть основано на реализации основных подходов (культурологического, личностно-ориентированного, антропологического, аксеологического, этнографического, синергетического, полисубъектного, средового, комплексного, деятельностного, системно-структурного).

3. Эффективность экспериментальной работы предопределяется качественным программным, технологическим, диагностическим оснащением педагогического процесса.

4. В работе по становлению гражданственности средствами народной культуры особое значение имеет взаимодействие всех участников педагогического процесса. Оно обеспечивает своевременное и качественное развитие всех видов деятельности, которое является опосредующим звеном в становлении личностных образований.

5. Успешность процесса становления гражданственности детей дошкольного возраста предопределяется тесным взаимодействием детского сада с семьей, принимающей, познающей, транслирующей и творящей вместе с ребенком социальную культуру.

6. Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования по данной проблеме. Выводы нашего исследования не претендуют на ее исчерпывающее решение и требуют дальнейшей работы.

7. Одним из направлений дальнейшего научного процесса в контексте нашего исследования может являться разработка преемственных программ и технологий по использованию народной культуры в процессе гражданского воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты^ исследованияпедагогических условий по проблемам использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников позволяет сделать следующие выводы:

1. Воспитание человека-гражданина в настоящее время является приоритетом современнойобразовательной? политики. Становление гражданственности представляет собой: сложный динамичный процесс, опосредуемый влиянием различных факторов, наиболее, значимым: из которых является целенаправленное гражданское воспитание. Гражданское: воспитание детей дошкольного возраста является составной частью и одним из полноправных направлений личностного развития,. которые обеспечивают становлениегражданственности как интегративного личностного образования. Успешность, гражданского воспитания определяется его результатом — уровнем гражданственности. Основы гражданственности закладываются в дошкольном возрастеа ее проявления имеют свою специфику на каждом возрастном этапе.

2. Эффективность работы по становлению гражданственности детей-дошкольного возраста требует соблюдения следующих условий:

— включенности народной' культуры в целостный педагогический процесс, ориентированныйна реализацию основных методологических подходов: культурологического, аксеологического, комплексного, деятельностного,. системно-структурного, этнографического, полисубъектного, средового, синергетического, антропологического;

— отбора содержания народной: культурыиспользуемой в работе с дошкольниками, с опорой, на основные педагогические принципы: доступности, научностипрогностичностипоследовательности и концентричности, системности, интегративности, культуросообразности, природосообразности, «диалога культур»;

— определенности показателей, критериев оценки и уровней гражданственности дошкольников в разные возрастные периоды;

— соотнесенности технологических аспектов гражданского воспитания с особенностями народной культуры: синкретичностью, образностью, эмоциональной и витагенной близостью, способствующими личностному развитию дошкольников;

— подготовленностью педагогов и родителей к использованию народной культуры в педагогическом процессе гражданского воспитания дошкольников.

3. Основные показатели гражданственности предопределяются социальным заказом, отражающим ценностные ориентации определенного этапа исторического развития общества и конкретизирующиеся содержанием адекватной социальной культурой, особенностями возрастного развития. Относительно дошкольного возраста основные показатели гражданственности определяются по правовой воспитанности, патриотизму и толерантности, проявляющихся в трех сферах личностного развития: когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой. Дошкольный возраст является сензитивным периодом становления гражданственности как личностного образования и составляет основу ее дальнейшего развития на последующих этапах онтогенеза. Становление гражданственности в дошкольном возрасте успешно осуществляется посредством народной культуры.

Проведение экспериментальной работы подтвердило правомерность начального определения целей и задач, логики и содержания организации научного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А. Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М.: Индрик, 2000. — 336 с.
  2. Ю.П. Гражданственность и человечность // Коммунист. -1976 .-№ 8. -С. 64−73.
  3. С.С. Восхождение к праву: Поиски и реалии. М.: НОРМА, 2001.- 748 с.
  4. .Г. Психология педагогической оценки //Избр. психол. труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — T.l. — G. 128−267.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  6. Аникин" В. П. Русское устное народное творчество: Учеб. /В.П.Аникин. М.: Высшая школа, 2001. — 726 с.
  7. Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб, 1914.
  8. Антология гуманитарной педагогики: Конфуций: М.: Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2002. — 176 с.
  9. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства Х1У-ХУП вв. /Сост. С. Д. Бабынин, Б. Н. Митюров. М.: Педагогика, 1985.-363 с.
  10. Ю.Антология педагогической, мысли России ХУШ в. /Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 480 с. 11 .Антология педагогической мысли России первой половины X1X в. /Сост. П. А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  11. Антология педагогической мысли России второй половины XIX-начала XX вв. /Сост. П. А. Лебедев, М.: Педагогика, 1990. — 608 с. 13 .Антонов В .В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека//Основы государства и права, 2000, № 5, с.8−12.
  12. A.A. Формирование представлений о Родине в процессе знакомства детей с окружающей жизнью //Знакомство дошкольников с окружающей жизнью. Ульяновск, 1973. с.15−35.
  13. Аристотель. Риторика. Поэтика. M.: Лабиринт, 2000. 224 с.
  14. А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992.
  15. Л.В. Усвоение правил поведения в процессе игры у старших дошкольников: Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1965. — 20 с.
  16. А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3-х т. М., 1994.
  17. Ю.К. Педагогический эксперимент //Введение в научное исследование по педагогике: Учебн. пособие для студентов пед. ин-тов /Ю.К.Бабанский, В. И. Журавлен, В. К. Розов и др.- под ред. В. И. Журавлева. -М.: Просвещение, 1988. 239 с.
  18. Е.С. Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к русской семейно-традиционной культуре: Дисс. .канд.пед.наук. М!: 1996. 166 с.
  19. Т.Ф. Формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой Екатеринбург, 2001. 201 с
  20. А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. -240 с.
  21. Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение: Учебн. пособие /Моск.гос.ин-т культуры. М.: Б.и., 199. — 103 с.
  22. A.A. Музыкальная фольклористика. Вып.1. М.: Советский композитор, 1973.-216 с.
  23. Е.А. Педагогические условия использования якутских народных настольных игр в интеллектуальном развитии детей 4−11 лет. Автореф. дисс.. канд.пед.наук. Якутск, 1995. — 158 с.
  24. Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе дошкольники и младшие школьники): Пособие для педагогов, воспитателей, методистов. М.: Школьная Пресса, 2003.-144 с.
  25. Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. — М.: Народное образование, 2002. — 112 с.
  26. М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. — 527 с.
  27. В.Г. Рассуждение. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей //Избранные сочинения. М.: Худож.лит., 1982. — с.137−148-
  28. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: Автореф. дисс. д-ра пед. наук. -Екатеринбург, 1997. 41 с.
  29. H.A. О назначении человека //Мир философии. М.: Политиздат, 1991. — 4.2. — С.543−549.
  30. B.C. Культура. Диалог культур /опыт определения //Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31 -42.
  31. Блонский П. П: Гражданское или человеческое воспитание //Свободное воспитание. — 1918, № 4−5- с.79−88-
  32. П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.372 с.
  33. О.С. Содержание и методика этнических бесед с младшими школьниками. Пособие для учителя. 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1985.- 176 с.
  34. М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны /старший дошкольный возраст/ Дисс.. канд.пед.наук. М., 1971.
  35. М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2110 «Педагогика и» психология (дошк.).-М.: Просвещение, 1988.- 112 с.
  36. М.И. Роль общения в интернациональном воспитании дошкольников //Дошкольное воспитание, 1984, № 5, с.8−10
  37. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.184 с.
  38. A.A. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 123 с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.- Просвещение, 1968.-464 с.
  40. Т.В. Проблема прав человека в содержании образования //Педагогика, 1999, № 2, с.9−16.
  41. В.Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации (на материале национальных детских садов Молдовы). Дисс.. канд.пед.наук.-М., 1992.- 168 с.
  42. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 412 с.
  43. Ю.В. Этнос и этнография. М., 1987. — 283 с.
  44. Л.П. Социальная среда и сознание личности. — М.: МГУ, 1968.-268 с.
  45. М. Я и Ты /Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  46. Н.Ф. Народные былины о русских могучих богатырях. По сборникам Кирши Данилова. М., 1915. — 154 с.
  47. Васильев Н. И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников (На материалах внеклассной работы по истории и политологии) — Дисс. канд. пед наук. Якутск, 1995. — 197 с.
  48. Л.Г. Формирование орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4−7 лет /на материале чувашского орнамента/. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. М., 2000. — 178 с.
  49. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  50. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М: МГУ, 2001.-253 с.
  51. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. 374 с.
  52. Э.Ф. Этнокультурное развитие дошкольников в процессе художественно-творческой деятельности: Автореферат дисс. канд.пед.наук. Челябинск, 1998. — 156 с.
  53. Г. С. «Страна детей». Избранные труды по этнографии детства. СПб., 1999. 547 с.
  54. Виноградов Ю-А. Гражданское движение в условиях перестройки: сущность, ориентации, тенденции: Автореферат диссканд.пед.наук. М., 1991.-21 с.
  55. Л.Н. Народная демонология и мифоритуальная традиция славян. М.: Индрик, 2000. 432 с.
  56. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): Автореферат дисс.. канд.пед.наук.-М., 1991. -21 с.
  57. Волков Г. Н: Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика. 1989. — № 7. — С. 3−7.
  58. Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. Для студ. сред, и высш.пед.учеб.заведений. М.: Академия, 1999.- 168 с.
  59. Воспитание обучения в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСП, 1955.- 132 с.
  60. Всеобщая декларация прав человека. М., 1992. — 24 с.
  61. .З. Цель и сущность гражданского воспитания //Воспитание гражданина в советской школе. М.: Педагогика, 1990.1. С. 29−36.
  62. JI.C. Психология развития ребенка. М.: Эксмо: СМЫСЛ, 2003.-509 с.
  63. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. 1991. — № 7. — С. 19−35.
  64. Ган Н. Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников. Дисс. на соиск.уч.ст.к.п.н. Екатеринбург, 2002.-212 с.
  65. A.C. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГУПУ «Факел», 1995. — 238 с.
  66. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П. А. Алексеев. — М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.
  67. Г. Е. Классы и нации. 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1977.-174 с.
  68. В.В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измербения. Киев: Наук. думка, 1985. — 128 с.
  69. А.М. Собр.соч.: В 30 т. М., 1953, т.23, с. 26.
  70. Г. И. Игры с краеведческим содержанием как средство нравственного воспитания старших дошкольников. Дисс.. канд.пед.наук.-М., 1979. -166 с.
  71. Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М.: ДМ ДМУ, 1995.-552 с.
  72. А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.: Искусство, 1989. — 367 с.
  73. П. А. Неповторимые грани культуры //Человек и социокультурная среда. М., 1992. -Вып.П. С.4−15.
  74. Гурова Р. Г. Готовность выпускников школы к выполнению основных социальных функций как показатель их гражданской зрелости
  75. Воспитание гражданина в советской школе. М.: Педагогика, 1990. -С.70−81.
  76. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М.: Русский язык, 1978. Т.1. А-3. — 699 с.
  77. В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб, Изд-во «Литера», 1994. — 480 с.
  78. Н.П. Традиции и формирование личности. Минск: Изд-во БГУ. -136 с.
  79. П., Пенник И. История языческой Европы. СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2000.-448 с.
  80. H.A. Избранные педагогические произведения. М.: АПН СССР, 1952. -735 с.
  81. Л.М. Духовная общность народов СССР: историко-социологический очерк межнациональных отношений. — М.: Мысль, 1981. -263 с.
  82. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М. Изд-во ГНОМ и Д., 2001. — 472 с.
  83. Д. Дьюи Э. Школы будущего. 2-е изд. — Берлин: Госиздат, 1922.- 122 с.
  84. .С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996.591 с.
  85. А.Д. Растите детей патриотами: кн. для воспитателя дет.сада. М.: 1980. — 192 с.
  86. Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -.91.3абылин М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М.: Автор, 1992. 616 с.
  87. Л. А. Формирование духовного мира младших школьников на традициях народной педагогики ханты и манси. М., 1995.
  88. В.В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. — 341 с.
  89. И.А. Путь духовного обновления. Собрание сочинений в 10-ти т.Т.1. М., 1993. С.217−234.
  90. Т.А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984.495 с.
  91. Ю1.Ипполитова Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей: Монография. Челябинск: Изд-во 4111У «Факел», 1997. — 217 с.
  92. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева: под ред. С. Ф. Егорова. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 520 с.
  93. Итс Р. Ф. Введение в этнографию: Учебн. пособие /для гуманит.спец.вузов //ЛГУ. 2-е изд. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 168 с.
  94. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 315 с.
  95. М.С., Холостова Т. В. Культура философия — искусство. -М.: Знание, 1988, с. 8.
  96. Е.А. Воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. на соискание уч. степени к.п.н., Екатеринбург, 2001. 202 с.
  97. P.P. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  98. И. О педагогике. М., 1907. — 73 с.
  99. О.И. Первый сборник детского фольклора и др. ст.
  100. Детский быт и фольклор. JL, 1930.
  101. Н.Г. Воспитание у старших дошкольников доброжелательного отношения к людям /На материале ознакомления с людьми разных рас/: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1996. -261 с.
  102. Ш. Карамзин Н. М. Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. — 157 с.
  103. A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М.:
  104. Государственный центр русского фольклора, 1993. 164 с.
  105. ПЗ.Каргина М. И. Пространство и время в мифологии мордвы. -Саранск, 1997 с.26−29.
  106. JI.E. История культуры стран Европы и Америки (18 701 917). М: Высшая школа, 1987. — 304 с.
  107. В.О. курс русской истории. Соч.: В 9-ти т. Т.2. М., 1988.-447 с.
  108. O.A. Мои помощники //Дошкольное воспитание, 2000. -№ 3. -С.11−15.
  109. O.A., Маханева M.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. -СПб.: Акцидент, 1997. 158 с.
  110. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. -- 256 с.
  111. Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург, 1993.
  112. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: для студ.высш. и сред.пед.учеб.заведений. -М.: Академия, 2000. — 176 с.
  113. В.И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников (На материале деятельности комсомольских организаций сельских школ МССР): Дис.канд.пед.наук. -М., 1975.-211 с.
  114. С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с явлениями общественной жизни //Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб. науч. тр.-М., 1983.-С. 16−24-
  115. С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студентов сред.пед.уче.завед. /С.А.Козлова. М.: Академия, 1998. — 160 с.
  116. Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002. — 115 с.
  117. Л.В., Олейниченко Е. Ф., Метечко A.A. Организация предметной развивающей среды по «Программе социального развития» Л.В.Коломийченко: Методические рекомендации. Пермь, 2003. -40 с.
  118. Кон И. С. Ребенок и общество //Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988. — 324 с.
  119. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982. — 191 с.
  120. Контаутене З.-Б.Ф. Народные игры и их педагогическое значение. -М., 1977.
  121. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — 24 с.
  122. А. Народная Русь, круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа, Смоленск: Русич, 1995. 656с.
  123. Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст). Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1995.- 181 с.
  124. Костомаров Н. И. Славянская мифология. Исторические монографии и исследования. М.: Чарли, 1994. 688 с.
  125. Г. С., Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений //Психология личности в социалистическом обществе. М.: Наука, 1989- - 211 с.
  126. Г. Г., Кравцова Е. Е. Золотой ключик. М., 1990.
  127. Ф.Ф. Размышления о нравственности. 2-е изд., доп. М.: Сов. Россия, 1982. — 446 с.
  128. Л.В. Истоки гражданственности. — М., 1983. —37 с.
  129. Л.В. Проблема гражданского воспитания в наследии А.С.Макаренко //Нар.образование. 1982. — № 4. — С.81−84.
  130. Л.В. Проблема гражданского воспитания школьников в советской педагогике 1918−1936 гг.: Дисс.канд.пед.наук. М., 1982. — 214 с.
  131. И.Э. Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников М.: Педагогическое общество России, 2002. -224 с.
  132. И.А., Петкевич С. М. Ваши права: Программно-методический комплекс. Пермь: ПОИПКРО, 2003. — 84 с.
  133. Лазарев А. И: Народоведение: О русском народе, его обычаях и художественном творчестве: Учебн. Для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Челябинск: Юж.Урал.кн.изд-во, 1997. — 256 с.
  134. E.H. Формирование представлений о времени у дошкольников (Мет.пособие). СПб.: Детство-пресс, 2003.
  135. Леви-Строс К. Первобытное мышление.- М.: ТЕРРА-Книжный клуб- Республика, 1999. 392 с.
  136. Леви-Строс К. Структурная антропология. /Пер. с фр. Вяч.Вс.Иванова. М.: Изд-во ЭКСМОПресс, 2001. — 512 с.
  137. Левин-Щурина Ф.С., Менджерицкая Д. В. Основы коммунитического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. В. И. Ядэшко. М., 1971. — 126 с.
  138. A.M. Морально-этические традиции: общее и национаьно-региональное //Педагогика. 1995. — № 5. — С.7−11.
  139. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.- Политиздат, 1975. — 304 с.
  140. М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж: МОДЭК, 1997.-383 с.
  141. .Т. Педагогика: Курс лекций- Учеб. пособие для студентов.-М.: Прометей, 1996.-528 с.
  142. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология /Под общей ред. А. А. Белика. М.: Смысл, 2001. — 555 с.
  143. В.И. Формирование системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. .д-ра пед.наук. Л., 1984. — 39 с.
  144. М.В. Древняя Российская история /Полн.собр.соч. Т.6. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952. — 690 с.
  145. А.Ф. Мифология: педагогическое отношение к традиционным мифам//Очерки античного символизма и мифологии.- М.: Мысль, 1993.-С. 829−831.
  146. А.Ф. Диалектика мифа //Философия. Мифология. Культура. М.: Наука, 1991.-530 с.
  147. Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур //Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1. 107 с.
  148. Н. Гражданственность: социально-философский анализ. Социальная философия: Автореф.дис.канд.фил.наук.-М., 1993.-24 с.
  149. Л.В. Человек в народной культуре: Программа педстудии. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. — 49 с.
  150. Т.Б. Развитие пространственно-временных ориентиров ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов-на/Д, 2002.
  151. Н. Избранные сочинения. М.: Худож. лит., 1982.503 с.
  152. C.B. Нечистая, неведомая и крестная сила. Куль хлеба. -Смоленск: Русич, 1995. 672 с.
  153. Ю.С. Средовый подход в воспитании /Под ред. Новиковой Л. И. Костанай: МЦСТ, 1997.- 244 с.
  154. Ю.А. Воспитание гражданской зрелости у учащихся старших классов: Автореф.дисс.канд.пед.наук.-М., 1967. 18 с.
  155. Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.135 с.
  156. Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования //Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. -Xo2.-C.H-15.
  157. И.С. Нравственное становление личности школьника. -М.: Педагогика, 1985. 104 с.
  158. Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с.
  159. М.Н. Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1987. 240 с.
  160. Н.В. Ознакомление с некоторыми общественными явлениями детей шестого года жизни:Дисс.анд.пед.наук.-М., 1979. 199 с.
  161. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности //Ученые записки ПГПИ. Т.59. Пермь, 1968- Т.77, 1970.
  162. Мир детства. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Краткие рекомендации по ее реализации. -Оренбург, 1993.
  163. Мир философии: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. — 4.1. — 671 с.
  164. Мифологический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990- - 672 с.
  165. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру /С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками /Л.И.Катаева. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. — 224 с.
  166. B.C. Дивный новый мир: не антиутопия, реальность //Феноменология развития и бытия личности. М.: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО «МОДЭК». 1999. — 640 с.
  167. В.Н. Психология отношений: Изб.псих.тр. /Под.ред. А. А. Боделева. Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психоогии- НПО «МОДЭК», 1995.-356 с.
  168. Н.М. Воспитание гражданственности у учащихся подросткового возраста на революционных, боевых и трудовых традициях (Учебное пособие). М., 1973. — 110 с.
  169. JI. Славянские древности /Пер. с чешек. Т. Ковалевой, М. Хазанова, ред. А. Л. Монгайта. М.: Алетейа, 2000. — 592 с.
  170. Н.Д. Образование как основа демократического развития России //Отечественная философия детства: Тез. докладов и сообщений УШ Международной конференции «Ребенок в современном мире. Отечество и дети». СПб, 2001.- с. 26.
  171. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания //Педагогика, 1998. № 3. — С.3−10.
  172. А.Ф. Воспитание школьников в духе прав человека // Педагогика. 1992. — № 1−2. — С. 6−10.
  173. А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 32−37.
  174. А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей. -М., 1993.-48 с.
  175. Н.И. Умом и сердцем. Мысль о воспитании. М., 1989, с. 78, 81.
  176. С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах, и учебно-воспитательных комплексах. — М., 1995.
  177. В.М. Педагогические основы формирования социально-правового опыта подростков: Автореф. .дисс. д-ра пед.наук. М., 1988. -30 с.
  178. И.Т. Педагогика: Уч. пособие для студ.пед.ин-т. М.: Просвещение, 1968. — 374 с.
  179. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., АЗЪ, 1994. — 928 с.
  180. Л.Н. Учите детей любить прекрасное. Киев: Радянська, 1967.- 127 с.
  181. А.И. О гражданственности и чести. М.: Знание, 1975.-64 с.
  182. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 288 с.
  183. И.И. Теория и практика гражданского воспитания подростков в современной национальной школе /Ин-т нац.пробл.образован. РФ и др. Чебоксары, 1996. — 246 с.
  184. А.И. История первобытного общества. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  185. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  186. А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1985. — 312 с.
  187. В.М. Миф в системе культуры. Петрозаводск: Карелия, 1991.-315 с.
  188. Л.В. Программа патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Пермь, 1999. — 32 с.
  189. Н.И. Избр.пед.соч. М., 1985, с.45−46. (
  190. А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение, 1981. 528 с.
  191. Платон. Законы. Собр.соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1968. Т. З. Кн.2.с.125.
  192. H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1972. -272 с.
  193. A.A. Символ и знак в народной культуре. (Сборник трудов). М.: Лабиринт, 2000. 480 с.
  194. М.М. Комплексный подход к воспитанию школьников: из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. — 104 с.
  195. Права ребенка: Сб. международных и российских законодательных актов. М.: Новая волна, — 1999. — 170 с.
  196. Программа воспитания и обучения в детском саду /Отв.ред.М. А. Васильева. -М.: Просвещение, 1985. 174 с.
  197. Программа воспитания и обучения в детском саду /М.А.Васильева. М.: Просвещение, 1978. — 119с.
  198. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. — 208 с.
  199. Программа развития системы образования г. Перми до 2005 г. /Комитет по образованию и науке администрации города Перми. Центр развития образования г. Перми. Кн. 1. Пермь, 2001. — 168 с.
  200. Программе обучения и воспитания в детском саду. М.: Учпедгиз, 1962.-192 с.
  201. Программы дошкольных учреждений 1932 года раздел «Общественно-политическое воспитание"//Народное образование в СССР. /Составители: А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. Mi: Педагогика, 1974. — 560 с.
  202. В.Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В .Я.Проппа) /сост., предисовие и комментарии А. Н. Мартыновой. М. Изд-во «Лабиринт», 1998. — 352 с.
  203. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М.: Лабиринт, 2000.192 с.
  204. Е.И. Ознакомление детей с явлениями общественной жизни //Известия АПН РСФСР. Вып.34. М., 1951. — 267 с.
  205. И.А. Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История. М.: Индрик, 2001. — 376 с.
  206. P.M. Роль традиций в воспитании детей дошкольного возраста: Сб.научн.трудов //Нравственное воспитание дошкольников. М.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975. — 322 с.
  207. Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры /Сост. Е.А.Белоусова- Отв.ред. С. Ю. Неклюдов. М.: Российск.гос.гуманит.ун-т, 2001.-319 с.
  208. В.Д. Мысли о гражданском воспитании (Родина, отечество, государство) //Вестник культуры и свободы. — 1918. № 2. — G.9.
  209. В.Г. Воспитание гражданственности. — Алма-Ата: Мектеп, 1969.-84 с.
  210. JI.C. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. -328 с.
  211. Руководство для? воспитателей- детского сада /Под ред. М. В. Залужской (1938 г.). М, 170 с.
  212. Н.Е. Социально-гражданское воспитание с психологической точки зрения //Вестник воспитания. — 1916. № 7. — С.3−11.
  213. И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы /Под ред. И. С. Марьенко. Кишинев: Штиинца, 1976, — 196 с.
  214. Русь многоликая. Думы о национальном. М.: Сов. писатель, 1990. -365 с. 2281 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М.: Наука, 1988. — 784 с.
  215. И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Ч. 1−3. СПб.: Изд-во А. С. Суровина, 1836−1837. В 2-х т. — Т. К -298 е.-- Т.2.-270 с.
  216. М. Гражданская направленность личности (социально-психологический аспект): Автореф. дисс.. канд.социол.наук. М., 1992. -19 с.
  217. B.C. Родники бьют из глубины: Лит.-крит.статьи /Владимир Семенов. М.: Современник, 1977. — 221 с.
  218. Сикевич 3.B. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. — 203 с.
  219. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений /Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. — М-: Издательский центр «Академия», 2002. 368 с.
  220. В.И., Исаев И. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. Учебное пособие для вузов. М.: Искусство-Пресс, 1995. — 384 с.
  221. Л.И., КарнейчикгА.С., Петрикевич A.A., Царик И. А. Сто уроков по правам ребенка: Учебно-методическое пособие. 2: е изд. Минск: УНИВЕРСИТЭЦКОЕ, 1999.
  222. Л.Ф., Конаныхин П. В. Идейно-политическое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1982. — 190 с.
  223. И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып. 1. М, 1937. с. 182.
  224. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ.пед.вузов и колледжей /Под ред. Т. И. Ерофеевой. М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 344 с.
  225. Ю.М. Русский фольклор. М., 1938. Изд. 2-е. М., 1941.
  226. Э.П. Наша цель социализация? детей //Народное образования, 2001: — № 6. — С.169−171.243- Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Тренинг «Учимся толерантности», М. с. 180.
  227. П. А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ.ред., сост., предисловие А. Ю. Согомонов. М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
  228. П.А. О русской нации: Россия и Америка. М.: Б.и., 1992 — 114 с.
  229. П. Толерантный человек: как его воспитать //Народное образование. 2001. — № 6. — С. 12−25.
  230. Н.И. Нравственные идеалы и их формирование у учащихся средней общеобразовательной школы: Учеб.пособие. Смоленск: СГПИ, 1985.-87 с.
  231. С.Н. Формирование положительной ориентации у детей 5-го года жизни на людей ближайшего национального окружения: Дис.канд.пед.наук: М., 1998. — 221 с.
  232. А.В. Будем готовы //Дошкольное воспитание, 1929. -№ 3. — С.10.
  233. Суслова Э, К. Интернационализм Воспитание у детей этики межнационального общения. М.: А.П.О. 1994. — 80 с.
  234. Э.К. Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. — с.53−68.
  235. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. — 572 с.
  236. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1984. 175 с.
  237. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддъякова. (1968 г.)
  238. А.Ю. Воспитание интереса к региональной культуре у детей старшего дошкольного возраста (на материале художественных ремесел): Дисс. .канд.пед.наук.- Ульяновск, 1999. 174 с.
  239. А.Дж. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс, 1991.-736 с.
  240. С.А. Этнография народов СССР. Исторические основы быта и культуры. М.: МГУ, 1958. — 615 с.
  241. Н.И. Очерки славянского язычества. М.: Индрик, 2003.624 с.
  242. Традиционная народная культура населения Урала: Материалы международной научно-практ.конф. /Гл. ред. С.Димухаметова. Пермь, 1997.-220 с.
  243. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара /Под ред. Л. А. Парамоновой. М., 1994.
  244. А.П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Просвещение, 1972. — 78 с.
  245. .А. Этюды о русской истории. СПб.: Азбука, 2002.480 с.
  246. С.Я. За интернациональное воспитание в дошкольных учреждениях//Дошкольное воспитание, 1932. № 3. — С.5−7.
  247. А., Белошапкина А. Использование народно-прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию //Дошкольное воспитание, 1986. -№ 1. -С.14.
  248. C.B. Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека- Автореф. дисс. канд. пед наук. М-, 2000. — 17 с.
  249. Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени- Детства. М.: Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. — 160 с.
  250. Философский энциклопедический словарь / составитель Крысько, М-: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  251. Философский энциклопедический словарь /Ред. кол. Е. Ф. Губский и др. М.:ИНФРА-М, 1997. -577 с.
  252. И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение: пер. с нем. М.: ACT- Минск: ХАРВЕСТ, 2000. — 783 с.
  253. Р.Ш. Народное творчество как средство воспитании любви к родному краю у детей ст.дошкольного возраста: Дисс.канд.пед.наук. М-, 1984.-213 с.
  254. A.C. О старом и новом: Статьи и. очерки. М.: Современник, 1988.-461 с.
  255. Г. Н. Этносы и культуры на стыке Европы и Азии. Избранные труды. Пермь: Изд-во ПТУ, ПСИ МОСУ, ПССГК, 2002: — 384 с.
  256. Человек и природа в народной культуре. Приложение к программе Л. В. Любимовой «Поэтика народной культуры»: Методическая разработка. /Авторы-составители: Л. В. Любимова, О. В. Голдобина и др. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2004. -156 с.
  257. Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитаниикультуры отношений современных дошкольников: Дисс-----канд.пед.наук. 1. М, 1996.-211 с.
  258. В.И. Зимний период, русского земледельческого календаря XYI-XIX вв.
  259. M.Д. Словарь русских суеверий или «Абевега русских суеверий. 1780 г.
  260. Шарден Тейяр де. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  261. Шатунова Н. Я Воспитание гражданских качеств у старших подростков (на материале школ Узбекистана): Автореф. Дисс.канд.пед.наук.- Ташкент, 1975. 23 е.
  262. С.Т. Школа и строительство жизни. Пед.соч.: в 4-х т. Т.2.- М.: Просвещение, 1964. 285 с.
  263. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. о-во России, 1998. — 250 с.
  264. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  265. М. Аспекты мифа /Пер. с франц. М.: Академический Проспект, 2000. — 222 с.
  266. Энциклопедический словарь в 2-х томах /Ред. Введенский Б. А. -М.: Совет. энциклопедия, 1964. 585 с.
  267. Этнопсихологический словарь. /Под редакцией В. Г. Крысько. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 343 с.
  268. Юнг К. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. М.-К.: ЗАО «Совершенство», 1997. — 384 с.
  269. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.-415 с.
  270. В.А. Соотношение ценностных ориентации и реального (явного) поведения личности в сферах труда и досуга. Личность и ее ценностные ориентации // Информационный бюллетень ИКСИ. 1969. — № 9. -С. 1−66.
  271. Л.С. Воспитание культуры межнационального общения детей 5−8 лет в полиэтнической среде: Дисс.. канд.пед.наук. -Якутск, 1998.- 188 с.
  272. Д.С. Воспитание гражданской сознательности и активности у старшеклассников средней школы: Дисс. канд. пед. наук. М., 1969.-351 с.
  273. Hauke К. Chancen der Altermischung im Kindergarten. Kolnetc., 1927.- 127 c.
  274. Kroeber A.L., Clackhohn C. Culture. A Culture Review of Concepts and Definitions. Cambridge? 1952. 356 c.
  275. Downs J.F. Cultures in crisis. Beverli Hils. California, 1971.
Заполнить форму текущей работой