Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и функционирование экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость и реализация результатов исследования. Практическая значимость полученных автором результатов исследования заключается в том, что основные выводы и предложения доведены до стадии научно-методических рекомендаций по формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования и позволяют на более высоком научно-методическом уровне решать многие вопросы… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 1. 1. Сущность экономического механизма хозяйствования
    • 1. 2. Проблемы развития экономического механизма хозяйствования и принципы его функционирования
    • 1. 3. Государственное регулирование аграрно-экономических отношений
    • 1. 4. Многообразие форм хозяйствования — необходимое условие совершенствования экономического механизма
  • 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В ОРГАНИЗАЦИЯХ АГРАРНОЙ СФЕРЫ
    • 2. 1. Современное состояние и тенденции развития сельскохозяйственного производства
    • 2. 2. Реформирование сельскохозяйственных предприятий и эффективность деятельности разных организационно-правовых форм
    • 2. 3. Макроэкономические проблемы формирования экономического механизма хозяйствования сельских товаропроизводителей
    • 2. 4. Экономические отношения сельхозтоваропроизводителей с предприятиями перерабатывающей промышленности
  • 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 3. 1. Собственность в системе экономических отношений
    • 3. 2. Формирование и использование имущественных и земельных паев в системе хозяйствования
    • 3. 3. Проблемы совершенствования экономического механизма хозяйствования на основе обособления и интеграции интересов собственников
    • 3. 4. Отношения собственности и их взаимосвязь с формами хозяйствования
  • 4. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 4. 1. Методологические основы совершенствования реформирования региональных АПК
    • 4. 2. Концепция совершенствования экономического механизма хозяйствования
    • 4. 3. Экономический механизм аренды в сельском хозяйстве
  • ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 5. 1. Разработка стратегии адаптации организаций и развития производства
    • 5. 2. Моделирование организационно-производственной структуры сельскохозяйственных организаций
    • 5. 3. Оптимизация размеров трудовых коллективов внутрихозяйственных подразделений
    • 5. 4. Методологические основы формирования ценового механизма в системе экономических отношений
    • 5. 5. Совершенствование планирования и учета во внутрихозяйственных подразделениях
    • 5. 6. Формирование и распределение доходов в трудовых коллективах

Формирование и функционирование экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимая аграрная реформа в Российской Федерации, направленная на изменение производственных отношений в отраслях агропромышленного комплекса, формирование многоукладной экономики и создание рыночного механизма регулирования производства, к сегодняшнему дню не достигла своей конечной цели и поставила задачу решения множества проблем, связанных с выводом агропромышленного комплекса из кризисного состояния. Наряду с целым комплексом мер по совершенствованию реформирования сельского хозяйства одним из важнейших средств, наиболее сильнодействующих на эффективность производства, является создание хорошо отлаженного, адекватного многоукладной экономике и рыночным отношениям, экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных организаций. Без разработки принципиально новых подходов к формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования решить сложные задачи углубления реформирования аграрного сектора и реализации комплекса мер по повышению эффективности сельского хозяйства в условиях коренных преобразований производственных отношений не представляется возможным.

Преодоление сложившегося критического положения в аграрном секторе и дальнейшие совершенствования его реформирования, связанные с преобразованием субъектов хозяйствования в организации рыночного типа, наделением работников земельными долями и имущественными паями, существенным изменением социально-экономического положения сельских тружеников и механизма мотивации их экономической деятельности, вызывают объективную необходимость исследования многих новых актуальных проблем. Неэффективность сложившегося экономического механизма хозяйствования, низкий уровень жизни людей, массовая трудовая и социальная пассивность обуславливают проведение кардинальных изменений в экономической политике государства, усиливают необходимость поиска путей более действенной системы экономических взаимоотношений предприятий различных сфер АПК, внутрихозяйственных производственно-экономических отношений и стимулирования сельскохозяйственного труда.

Материалы научных публикаций, практика сельского хозяйства регионов Российской Федерации показывают, что формирование эффективно действующего экономического механизма хозяйствования связано, в первую очередь, с созданием объективных предпосылок и внешних экономических условий деятельности сельских товаропроизводителей при взвешенной государственной финансово-кредитной, налоговой и ценовой политике. Изменение правового статуса хозяйства, форм собственности на землю и на другие средства производства качественных позитивных сдвигов в механизме трудовых и организационно-экономических отношений не принесли. Во многих реформированных организациях практически без серьезных изменений сохранился механизм внутрихозяйственных экономических отношений, правовой статус первичных трудовых коллективов. Они, как и прежде, функционируют в соответствии с принципами и положениями, которые существовали в рамках системы старых экономических отношений при полном огосударствлении аграрного сектора. В связи с этим в настоящее время необходимо разработать принципиально новые подходы к формированию экономического механизма, которые включают в себя определение основных направлений государственного регулирования аграрного сектора экономики и совершенствования взаимоотношений между перерабатывающими предприятиями и сельхозтоваропроизводителями, разработку стратегии развития производства, моделирование производственной структуры предприятий, оптимизацию размеров внутрихозяйственных подразделений, обоснование имущественных и земельных паев, построение ценового механизма в структурных подразделениях хозяйства, организацию планирования, учета и контроля в первичных трудовых коллективах, формирование и распределение доходов, начисление и выплаты дивидендов.

Уровень теоретической разработки указанных проблем в условиях проводимых реформ и перехода к многоукладной экономике, регулируемой законами рыночных отношений, соответствует лишь начальному этапу исследований и не отвечает потребностям современной практики хозяйствования. Серьезные экономические исследования этой важной проблемы только начинаются и отсутствие соответствующей научной, методологической базы совершенствования экономического механизма хозяйствования сдерживает проведение дальнейших институциональных преобразований, развитие отношений собственности, организацию эффективной деятельности новых организационно-правовых форм хозяйствования, предприятий производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В связи с этим возникает объективная необходимость выработки концепции и практических рекомендаций совершенствования экономического механизма хозяйствования и его адаптации к рыночным условиям на основе анализа происходящих принципиальных изменений в развитии производительных сил и производственных отношений в аграрном секторе. Задача состоит в повышении эффективности деятельности сельхозтоваропроизводителей за счет мобилизации внутренних резервов и обеспечения правильного сочетания экономических интересов в новых условиях. Поэтому вопросы совершенствования и адаптации экономического механизма хозяйствования необходимо рассматривать во взаимосвязи с процессом реформирования сельскохозяйственных предприятий. Из вышеизложенного следует, что изучение теоретических аспектов, анализ объективных условий формирования и функционирования, разработка методологических положений и практических рекомендаций по совершенствованию экономического механизма хозяйствования в соответствии с сегодняшней действительностью является актуальной проблемой и имеет большое практическое значение.

Состояние изученности проблемы. Проблеме совершенствования экономического механизма хозяйствования уделялось большое внимание на всех этапах развития аграрного производства. В экономической литературе нашли широкое освещение вопросы теории экономического механизма хозяйствования, детальный анализ тенденций и закономерностей его развития и методологические аспекты практического применения в агропромышленном комплексе. Большой вклад в исследование проблемы формирования и функционирования экономического механизма в аграрной сфере внесли ученые-экономисты В. Р. Боев, И. Н. Буздалов, П. И. Гайдуцкий, С. И. Грядов, В. А. Добрынин, А. М. Емельянов, А. П. Зинченко, В. И. Кудряшов, И. Д. Курбатов, В. В. Милосердов, К. И. Панкова, Б. И. Пошкус, А. Ф. Серьков, А. П. Соколов, Н. Г. Тарасов, М. П. Тушканов, В. И. Фролов, И. В. Хицков, А. А. Черняев, А. А. Чешев, Ф. К. Шакиров, А. А. Шутьков, А. М. Югай и многие другие. Вместе с тем не все аспекты данной проблемы исследованы в полной мере, многие вопросы продолжают оставаться дискуссионными и не находят однозначного решения. Накопленный научный потенциал оказался недостаточным для реализации принципа системного исследования, разработки комплекса организационно-экономических мер формирования и эффективного функционирования экономического механизма хозяйствования в период становления рыночных отношений. Часть концептуальных положений требует переосмысления в связи с тем, что основные теоретические и научно-прикладные вопросы исследовались в условиях административно-плановой системы управления экономикой, и срок теоретических исследований организации деятельности вновь созданных сельскохозяйственных организаций и их подразделений с высокой степенью самостоятельности очень короткий, что недостаточно для выработки системной концепции формирования эффективно функционирующего экономического механизма хозяйствования в новых рыночных условиях. Многие вопросы организации внутрихозяйственного экономического механизма, проблемы хозяйствования на уровне организаций и их структурных подразделений решаются на низком научно-методологическом уровне, иногда с большими просчетами и потому не дают должного эффекта. В то же время требуется научная оценка аграрных преобразований, новых организационно-правовых форм хозяйствования, выработка предложений по устранению негативных последствий допущенных ошибок и по совершенствованию экономического механизма хозяйствования в аграрной сфере, что вызывает необходимость в продолжении и расширении комплексных исследований по выдвинутой проблеме.

Актуальность и недостаточная теоретическая и методологическая разработанность проблемы формирования и функционирования экономического механизма хозяйствования, а также возрастающая практическая значимость ее решения в условиях становления рыночных отношений послужили определяющим мотивом при выборе темы исследования, предопределили цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является разработка и научное обоснование концептуальных теоретико-методологических положений и практических рекомендаций по формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы в условиях рыночного реформирования экономики.

Достижение намеченной цели предопределило постановку и решение следующих задач, определяющих логику исследования и его структуру:

— исследовать теоретические и методологические основы сущности экономического механизма хозяйствования в условиях становления и развития рыночной экономики;

— изучить состояние и тенденции развития экономических процессов в региональных АПК и объективные условия формирования и функционирования экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы;

— выявить основные проблемы организации эффективной деятельности новых форм хозяйствования в условиях аграрной реформы;

— определить основные направления государственного регулирования и уровень поддержки сельхозтоваропроизводителей в современных условиях;

— обосновать стратегию и тактику реформирования и интеграции агропромышленных предприятий на основе кооперации, обеспечивающих формирование эффективно функционирующего экономического механизма;

— разработать методологические основы и концепцию совершенствования экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы;

— разработать и предложить методику совершенствования отношений собственности, направленную на концентрацию земли и имущества у эффективно работающих собственников;

— обосновать и проверить на практике научные положения и методологические принципы по совершенствованию экономического механизма хозяйствования в реформированных сельхозорганизациях;

— разработать рекомендации по практической реализации научно-методологических положений по формированию и функционированию элементов экономического механизма.

Предметом исследования является экономический механизм хозяйствования организаций аграрной сферы АПК, регулирующий процесс их реформирования, организацию предпринимательской деятельности, экономические отношения внутрихозяйственных подразделений и материальное стимулирование работников.

Объектом исследования выбраны предприятия различных организационно-правовых форм аграрной сферы регионального АПК, на материалах которого проведено исследование особенностей формирования и функционирования экономического механизма хозяйствования. Более углубленные научно-методологические исследования и экспериментальные проверки были проведены на примере аграрных формирований разных природно-экономических зон Республики Татарстан, являющихся типичными и для всего Приволжского федерального округа Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономического регулирования развития аграрного сектора экономики, программные и прогнозные разработки государственных органов власти Российской Федерации и Республики Татарстан, законодательные и нормативные акты, рекомендации по вопросам реформирования и повышения эффективности сельскохозяйственного производства. При обработке информации применялись монографический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический, экономико-статистический, экономико-математический и экспериментальный методы исследования.

Основными источниками информационного обеспечения исследования послужили материалы Госкомстата РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, годовые отчеты, бизнес-планы сельскохозяйственных организаций, оперативные плановые и отчетные данные подразделений, результаты экспериментов, проведенных с участием соискателя.

Исследование выполнено в соответствии с планом научно-исследовательской работы Казанской государственной сельскохозяйственной академии на 1986;1990 гг. «Разработать систему мер по совершенствованию хозяйственного механизма в АПК» (№ГР 01.86.00.09.428), на 1991 — 1995 гг. «Разработать теоретические положения и практические подходы реформирования аграрного сектора» (№ГР 01.97.00.02.879), на 1996 -2000 гг. «Совершенствование организационно — экономического механизма функционирования сельскохозяйственных предприятий» (№ГР 01.99.00.07401).

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании концептуальных методологических положений и практических рекомендаций по формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования в организациях аграрной сферы в условиях переходного периода к рыночным отношениям.

К наиболее важным результатам исследования, характеризующим его научную новизну, относятся следующие положения и разработки:

— уточнены и дополнены теоретические основы сущности экономического механизма хозяйствования, разработаны методологические и положения по его формированию и функционированию в организациях аграрной сфере в период перехода к рыночным отношениям;

— предложена модель экономического механизма хозяйствования на уровне основных звеньев производства, отражающая его организационную структуру и взаимосвязь с факторами и результатами производства;

— выявлена неадекватность направлений проводимых реформ в аграрном секторе основным принципам эффективного функционирования субъектов предпринимательской деятельности и определены меры государственного воздействия на процесс развития организаций региональных АПК;

— обобщены и систематизированы условия формирования экономического механизма хозяйствования на разных уровнях управления аграрным производством;

— дана экономическая оценка деятельности сельхозорганизаций разных организационно-правовых форм и выявлено отсутствие взаимосвязи эффективности производства с формами хозяйствования;

— обоснована концепция организационно-экономических направлений совершенствования и углубления реформ и создания многоукладности в аграрном секторе экономики Республики Татарстан;

— определены основные направления развития и углубления интеграционных процессов в АПК Республики Татарстан, предложены перспективная структура кооперативных объединений региональных АПК и модель отраслевых интеграционных формирований в виде агропромышленно-финансовых групп;

— разработана и предложена концепция совершенствования экономического механизма хозяйствования в современных сельхозорганизациях;

— сформулированы основные положения совершенствования отношений собственности, направленные на концентрацию земли и имущества в руках эффективно работающих собственников;

— разработаны, экспериментально проверены и внедрены новые методические положения формирования трудовых коллективов, ценообразования, планирования, организации внутрихозяйственных экономических отношений, материального стимулирования, гарантирующие повышение действенности элементов хозяйственного механизма АПК в условиях освоения рыночных отношений.

Практическая значимость и реализация результатов исследования. Практическая значимость полученных автором результатов исследования заключается в том, что основные выводы и предложения доведены до стадии научно-методических рекомендаций по формированию и функционированию экономического механизма хозяйствования и позволяют на более высоком научно-методическом уровне решать многие вопросы организации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства в новых экономических условиях. Научно-методические разработки и рекомендации автора, составленные и опубликованные по результатам многолетних исследований по проблеме совершенствования элементов экономического механизма в условиях реформирования сельскохозяйственных организаций и становления предпринимательства, используются в практической работе специалистами и руководителями разного уровня аграрного производства Республики Татарстан, включены в учебные и методические пособия по преподаванию и изучению курсов «Труд в сельском хозяйстве» и «Организация сельскохозяйственного производства» в Казанской государственной сельскохозяйственной академии.

Реализация разработанных рекомендаций значительно повышает действенность основных элементов экономического механизма хозяйствования, что, наряду с другими мерами, обеспечивает повышение эффективности производства и положительного решения экономических и социальных проблем АПК.

Результаты выполненного соискателем исследования были использованы:

— Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан при внедрении арендного подряда (1987;1991 гг.), при организации деятельности фермерских (крестьянских) хозяйств (1990;1993 гг.), при реализации экономических реформ в аграрном секторе (1992;2000 гг.);

— Кабинетом Министров Республики Татарстан, Президиумом Академии наук Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, при разработке «Концепции и методологии совершенствования реформ в агарном секторе Республике Татарстан» (1997г.).

Апробация результатов работы. Основные положения диссертации докладывались на республиканских научно-практических конференциях, совещаниях, семинарах в г. Казани (1988 — 2001 гг.), на итоговой научной конференции Алма-Атинского СХИ (1990 г.), на международном симпозиуме «Бизнес и образование: Подготовка управленцев для сельского хозяйства и кооперации» в г. Казани (1992 г.), на научно-производственной конференции по проблемам ветеринарии и животноводства в г. Казани (1995 г.), на расширенных заседаниях секции экономики научно-технического совета Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан (1988, 1991, 1992, 1997, 1999, 2000 гг.), на межрегиональной научно-практической конференции в г. Чебоксары (2001 г.), на международной научно-практической конференции в г. Орле (2000 г.), на IV международной научной конференции «Российской аграрно-промышленный комплекс и мировые продовольственные рынки» в г. Москве (2000 г.).

Теоретические и практические положения исследования были изложены в девяти рекомендациях Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан по внедрению арендного подряда в отраслях сельского хозяйства, по организации управления подразделениями сельхозпредприятий, по формированию кооперативов, по организации деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. В ходе исследования научно-методические и практические положения апробировались и внедрялись в колхозах «Авангард» Сабинского (1986 — 1988 гг.), «Ярыш» Чистопольского (1989 — 1991 гг.), «Дружба» (1990 — 1991 гг.), «Новая жизнь» (1991 г.) Кукморского, «Родина» Мамадышского (1991 г.) районов, в крестьянском хозяйстве Валиева Г. М. Чистопольского района (1990 — 1991 гг.), в ассоциациях крестьянских хозяйств.

Ракета" Апастовского (1994 г.), «Память Ленина» Буинского (1999 г.) районов, в совхозах «Нефтехимик», «Рассвет», «Дружба», «Шешма» Нижнекамского района (1996 — 1997 гг.), в сельскохозяйственных производственных кооперативах «Камский» Лаишевского (1997 г.) и им. Фрунзе Альметьевского (1998 — 1999 гг.), «Асанбаш» Кукморского (1999 — 2000 гг.), районов, в обществе с ограниченной ответственностью «Нефтехимагропром» Нижнекамского района (1998 — 2000 гг.) Республики Татарстан.

Результаты исследований опубликованы в 55 научных работах общим объемом 73,5 п.л., в том числе в двух монографиях, в одном учебном пособии, в девяти научно-методических и практических рекомендациях, в трех статьях в центральных журналах.

Объем и структура работы. Диссертация общим объемом 355 страниц машинописного текста, состоит из введения, пяти глав, выводов и предложений, списка использованной литературы 244 наименований. Работа содержит 30 таблиц, 20 рисунков, 34 приложения.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Проблема повышения эффективности сельскохозяйственного производства, решаемая аграрной наукой и практикой на современном этапе социально-экономических преобразований, во многом зависит от степени научно-методологической обоснованности концепций совершенствования экономического механизма хозяйствования во взаимосвязи с общими принципами реформирования экономики. Складывающаяся ситуация и практика управления организациями показывают, что на современном этапе развития АПК необходим новый экономический механизм хозяйствования, адекватный условиям многоукладности экономики и рыночным отношениям.

2. Существующий уровень разработки методологических основ теории и практического применения элементов экономического механизма хозяйствования нельзя признать удовлетворительным. Сельскохозяйственные организации не располагают достаточно надежной системой взаимосвязанных приемов, методов и стимулов регулирования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и повышения эффективности принимаемых хозяйственных решений. В связи с этим необходимо использовать разработанную нами модель, отражающую организационную структуру экономического механизма хозяйствования и взаимосвязь его элементов с факторами и результатами производства.

3. Экономический механизм хозяйствования сельскохозяйственных организаций представляет собой комплекс взаимосвязанных экономических рычагов и организационно-управленческих мер воздействия на интересы работников и коллективов для достижения заранее установленной цели, который объективно меняется в зависимости от изменения социально-экономической ситуации, внешних и внутренних условий его функционирования. Поэтому необходимым условием формирования эффективно действующего экономического механизма хозяйствования является использование в управлении аграрным производством предложенную автором систему взаимодействия внешних и внутренних условий, предусматривающую соответствие элементов экономического механизма сложившейся экономической ситуации и основным направлениям аграрной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях.

4. В условиях перехода к рыночному механизму хозяйствования необходимо усиление системного государственного воздействия на развитие АПК с преобладанием экономических рычагов регулирования, предусмари-вающих: 1) восстановление соотношения цен на продукцию сельского хозяйства и других отраслей экономики, обеспечивающее доходность аграрного сектора на уровне необходимой для ведения расширенного воспроизводства- 2) устранение множественности налогов и введение единого земельного налога на уровне 2 — 3% от стоимости сельскохозяйственных угодий (по существующей системе по сельскому хозяйству Республики Татарстан в 2000 г. сумма налогов составила 1847 млн руб., по предлагаемой она может составлять 1890 -2830 млн руб.), дифференциации суммы взимания налогов пропорционально поступлениям денежной выручки по кварталам: I кв. — 10%, II кв. — 15%, III кв. — 25%, IV кв. — 50%- 3) финансирование на уровне не менее 8 — 10% расходной части бюджета с направлением не менее 60% на выполнение целевых программ- 4) кредитование по линии льготного кредитования с установлением процентной ставки не более 10% с расширением кредитной базы на принятом в мировой практике уровне до 60% суммы совокупных расходов сельскохозяйственных организаций.

5. Изменение организационно-правовых форм предприятий аграрного сектора не только не привело к мобилизации внутренних резервов роста производства и не устранило причин низкой эффективности деятельности хозяйств, но в ряде случаев способствовало разрушению сложившихся организационных и производственных структур. Анализ деятельности хозяйств разных организационно-правовых форм Предкамской природно-экономической зоны Республики Татарстан показывает, что только 22,9% хозяйствующих субъектов аграрного сектора имеют уровень рентабельности выше 25% и могут вести нормальный процесс производства, а 77,1%) являются некредитоспособными, в т. ч. 43,1%) — убыточными. В связи с этим основной проблемой для новых аграрных формирований является адаптация экономического механизма хозяйствования к новым условиям, его формирование и функционирование с учетом особенностей организационно-экономических основ каждой формы хозяйствования.

6. Концепция совершенствования реформ в аграрном секторе Республики Татарстан должна предусмотреть меры по переходу к регулируемой рыночной экономике, как важнейшему средству обеспечения роста эффективности сельскохозяйственного производства: обеспечение статуса приоритетности развития АПКразработка и осуществление комплекса мер по стабилизации и устойчивому развитию агропромышленного производства, направлений и механизмов государственной поддержки сельхозтоваропроизводителейдальнейшее углубление земельной реформы и совершенствование земельных отношений через создание механизма рыночного оборота землиразвитие агропромышленных формирований на основе вертикальной кооперации и агропромышленной интеграциипреодоление монополизма, формирование конкурентной среды в сфере закупок, переработки сельскохозяйственной продукции и агросервисаизменение направлений инвестиционных потоков в целях технико-технического переоснащения АПК, развитие инфраструктурных объектов сельхозорганизаций и усиление социальной ориентации государственных инвестиций.

7. Логическим продолжением аграрных реформ является создание вертикально-горизонтальных агропромышленных формирований на основе предложенных автором перспективной структуры создания кооперативных объединений региональных АПК и модели отраслевых интеграционных формирований в виде агропромышленно-финансовых групп. Экономический механизм их функционирования должен строиться на методике распределения денежной выручки от реализации конечной продукции пропорционально структуре нормативных затрат участников интеграционных агропромышленных формирований.

8. Практическая реализация выбранных форм, методов хозяйствования и внутрихозяйственных экономических отношений должна осуществляться на основе концепции совершенствования экономического механизма организаций, которая включает в себя следующие положения: развитие маркетинга и предпринимательства в деятельности сельхозтоваропроизводителей и их подразделениймоделирование организационно-производственной структуры и обоснование внутрихозяйственной специализации организацииоптимизация размеров трудовых коллективовобеспечение реализации прав собственникапланирование производства, учет, контроль, анализ, оценка деятельности внутрихозяйственных подразделенийорганизация производственно-экономических отношений подразделений с хозяйством и между собойусиление ответственности за выполнение договорных обязательстворганизация материального стимулирования.

9. Моделирование и оптимизация организационно-производственной структуры сельскохозяйственных организаций является важным элементом экономического механизма хозяйствования, позволяющим существенно повышать экономическую эффективность производства без дополнительных капитальных вложений. Расчеты, сделанные на примере КСХП «Асанбаш» Кукморского района РТ показывают, что разработка оптимального плана способствует росту стоимости валовой продукции на 14,3%, производительности труда на 13,1%, суммы прибыли на 94,9%, рентабельности производства в 1,6 раза.

10. Аграрная реформа привела к трансформации экономического базиса сельскохозяйственного производства: к изменению форм собственности на землю и на средства производства, определивших новый социально-экономический характер производственных отношений. В то же время вопросы отношений собственности в первом этапе реформирования не были решены полностью. В результате несовершенства методики распределения и бесплатной передачи земли и имущества, средства производства большей частью оказались в руках неработающих в сельском хозяйстве граждан. В связи с этим автором предложены направления концентрации земли и имущества у эффективно работающих собственников через совершенствование методики распределения имущества и ежегодной индексации имущественных паев, включение земельных и имущественных паев в систему внутрихозяйственных экономических отношений, обеспечивающие имущественные гарантии потенциальным работникам и создающие материальную заинтересованность в эффективном использовании имеющихся фондов и в наращивании производственного потенциала организации.

11. В условиях Республики Татарстан наиболее высоких производственно-экономических показателей добиваются внутрихозяйственные подразделения в растениеводстве из 16 — 20 человек, в молочном скотоводстве из 11 — 20 человек, на доращивании и откорме молодняка крупного рогатого скота и в свиноводстве из 6 — 10 человек. Результаты решения задачи по оптимизации параметров производства по данным хозяйств Предкамской природно-экономической зоны показывают, что при сложившихся условиях оптимальный размер трудовых коллективов должен составлять в растениеводстве 16 человек, в молочном скотоводстве 12 человек, в мясном скотоводстве 7−8 человек, в свиноводстве 6 — 7 человек.

12. Для создания равных условий деятельности всем трудовым коллективам и организации экономических отношений между ними при оценке производимой продукции и оказываемых услуг рекомендуется устанавливать цены на единых принципах — на уровне среднерыночных и приравненных к ним цен, обеспечивающих равный уровень доходности (рентабельности) производства.

13. Основными направлениями совершенствования планирования и учета во внутрихозяйственных подразделениях являются: формирование подразделений по законченному циклу производства с выделением участков, обеспечивающих ведение раздельного учета доходов и расходовизменение периодичности внутрихозяйственного планирования и содержания планов путем перехода к квартальным бизнес-планам с разбивкой по месяцамобеспечение ежемесячного определения баланса доходов и расходов каждого подразделения, освоение рациональных форм организации оперативного контроля доходов, расходов и взаиморасчетов с использованием внутрихозяйственных денег и чековой формыосуществление экономических взаимоотношений подразделений на принципах купли-продажи, перестройка организационной структуры учетно-экономической службы хозяйств созданием на ее базе финансово-расчетного центра, где открываются лицевые счета для каждого подразделения и ведется учет движения материально-денежных ресурсов. Анализ результатов экспериментальных проверок этих положений в ООО «Нефтехимагропром» показывает, что они, в комплексе с другими мерами, способствовали за последние три года при среднем темпе роста объема продаж на 17,8% сократить среднегодовые материально-денежные затраты на 4,3 млн руб. и обеспечить безубыточную деятельность общества в 2000 г.

14. Мотивация поведения работников сельскохозяйственного производства осуществляется через механизм формирования и распределения доходов, который предусматривает: совершенствование материального стимулирования руководителей и специалистов путем обоснования размеров отчислений на образование фонда общехозяйственного назначения по предлагаемой автором методике с использованием промежуточного расчетного показателя, состоящего из суммы нормативного дохода подразделения и фонда общехозяйственного назначенияформирование фонда потребления в зависимости от суммы валового доходапремирование всех категорий работников преимущественно за повышение рентабельности (сокращение убытков), экономию материально-денежных ресурсов по предлагаемой автором системеформирование фонда дивидендов по каждому подразделению в зависимости от суммы предпринимательского дохода в расчете на 1000 рублей материальных затрат.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Хозяйственный механизм социалистического общества. -М.: Мысль, 1973.-213 с.
  2. Л.И. Что такое хозяйственный механизм? М.: Экономика, 1980.- 158 с.
  3. Аграрная политика Швейцарии // Экономика сельского хозяйства России. 1999. — № 6. — С.32.
  4. Аграрные преобразования в странах с переходной экономикой // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 3 — С. 9 — 12.
  5. Аграрным преобразованиям законодательное обеспечение // Экономика сельского хозяйства России. — 2000. — № 7 — С.9−12.
  6. Аграрная реформа в районе. М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. — 472 с.
  7. Аграрный сектор США в конце XX века / Под ред. Б. А. Чернякова. -М.: РИЦ Пилигрим, 1997. 214 с.
  8. В.Н. Совершенствование внутрихозяйственных отношений -важный резерв подъема экономики убыточных сельхозпредприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. -№ 12. — С.12−15.
  9. Р.А., Гуленок Т. Б., Хасиев Б. Н. От цеховой структуры управления к кооперативам // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 10 — С.5−7.
  10. В.Е. Организация ассоциации предпринимателей в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992. — № 12. — С.18−30.
  11. Е.В., Ковалева Т. С. Структура хозяйственного механизма и его специфика в агропромышленном секторе экономики // Проблемы совершенствования социалистического хозяйственного механизма / Под. ред. проф.
  12. Н.Д. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — С.65−83.
  13. Г. М., Матюхин А. А., Синодов С. П. Новые организационно-правовые формы в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1997. — № 1. — С.8−10.
  14. Арендный подряд основа коренной перестройки экономики / Г. Попов, П. Бунич, А. Емельянов и др. // Вопросы экономики. — 1989. — № 3. — С.35−54.
  15. М.Г. Состояние и проблемы развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 4 — С.9−12.
  16. Г. Аренда и формы хозяйствования // АПК: экономика, управление. 1990. — № 4 — С.100−102.
  17. М. Фермерское производство: организация, управление, анализ / Пер. с англ. А. С. Каменского, предисл. В. Ф. Башмачникова. М.: Агропромиз-дат, 1989.-464 с.
  18. В.Ф., Клюев М. Е., Андреев П. А. Внутрихозяйственный расчет и коллективный подряд на сельскохозяйственных предприятиях (в вопросах и ответах). Справочник. М.: Росагропромиздат, 1989. — 208 с.
  19. В. Хозяйственный механизм агропромышленного комплекса // Экономические науки. 1984. — № 10. — С.84−87.
  20. З.Л., Козлов М. П. Проблемы реализации арендных отношений в АПК // Вестник сельскохозяйственной науки. 1989. — № 8. — С. 12−22.
  21. В.Р., Серков А. Ф., Романов А. Е. Основные результаты аграрной реформы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 4. — С.7−14.
  22. Большой экономический словарь / Под.ред. А.Азрильяна. М.: Институт новой экономики, 1987. — 864 с.
  23. А. Что нужно для развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России // АПК: экономика, управление. 1993. — № 1. — С.67−72.
  24. Н., Назаренко А. Цены в аграрном секторе экономики России // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 6. — С. 13.
  25. И.Н. Хозяйственный механизм в агропромышленной сфере стран СЭВ. -М.: Наука, 1988.-318 с.
  26. П.Г. Предприниматель живет в каждом // Крестьянка. 1990. -№ 8.-С.4−6.
  27. П.Г. Хозяйственный механизм: идеи и реальность. М.: Политиздат, 1988. — 125 с.
  28. П.Г. Центральная проблема экономической политики спад производства // Экономика и жизнь. — 1992. — № 35. — С.4−8.
  29. А.Ф. Аренда в системе хозрасчетных отношений // АПК: экономика, управление. 1990. -№ 3. — С.82−84.
  30. А.Ф., Власюк В. Н. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на Украине И Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 6. — С. 12−16.
  31. Ф.Ф., Арендные отношения в сельском хозяйстве: Вопросы и ответы. М.: Профиздат, 1989. — 112 с.
  32. Ф.Ф. Подрядные отношения: организация, учет, контроль. -М.: Агропромиздат, 1989. 92 с.
  33. Н.А. Экономический механизм в акционерном обществе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 1.-С.11−14.
  34. С.А. Система организационного управления: Учебное пособие (для вузов). М.: МЭСИ, 1980. — 215 с.
  35. Д.Ф. Результаты реорганизации сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. -№ 3. — С.58.
  36. Внутрихозяйственный механизм предприятий коллективно-долевой собственностью: Методические рекомендации. Челябинск: Академэкоцентр. УГО РАН, — 1992.- 138 с.
  37. Внутрихозяйственные экономические отношения, реализация правсобственников владельцев земельных и имущественных паев. — М.: ВНИ-ЭСХ, 1993.- 180 с.
  38. Выступления на пленарных заседаниях // Вопросы экономики. 1989. -№ 4.-С. 92−108.
  39. A.M., Ахметов Р. Г., Стратонович Ю. Р. Рыночный анализ аграрного сектора экономики. М.: 1999. — 431 с.
  40. И. Регулирование цен в АПК // Экономист. 2001. — № 1. -С.86−91.
  41. В., Курбатов А. Механизм самофинансирования первичных подразделений в колхозах // АПК: экономика, управление 1989. — № 3. -С.14−16.
  42. В., Пикульник А. Бригада на полном хозрасчете // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 8. — С.24−25.
  43. А. Закрепить достигнутое, уверенно продвигаться вперед // Экономика сельского хозяйства России. 2001. — № 3. — С.3−4.
  44. А.В. Ключевая проблема развития агропромышленного комплекса страны финансовое оздоровление сельских товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий — 2000. -№ 7. — С.9−12.
  45. А. Необходима корректировка курса // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 2. — С.3−4.
  46. В.В. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма в сельхозпредприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. — № 10. С. 15−18.
  47. Государственное регулирование агропроизводетва необходимо // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 6 — С.9−11.
  48. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: ИН-ФРА-М., 1995.-220 с.
  49. П.А. Внутрихозяйственный расчет с применением договорныхцен // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -1989.-№ 11.-C.33−36.
  50. С. Производственные отношения и хозяйственный механизм // Экономические науки. 1991. — № 1. — С.30−32.
  51. А.А. Организация системы механизированных звеньев. Симферополь: Таврия, 1976. — 88 с.
  52. Дмитриенко 3. Совершенствование финансово-кредитных отношений // АПК: экономика, управление. 2000. — № 10. — С. 13−17.
  53. В. О. концепции развития сельского хозяйства России // АПК: экономика, управление. 1993. — № 5. — С.28−35.
  54. Э., Линдсней Д. Макроэкономика. Санкт — Петербург, 1994.469 с.
  55. О. Некоторые особенности сельскохозяйственного производства Японии // Экономические науки. 1998. — № 4. — С.95−96.
  56. П.И. Эффективность реформ в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1996. — № 8. — С.8−10.
  57. Европейское сельское хозяйства в 2010 году // Экономика сельского хозяйства России. 2000. — № 6. — С.ЗЗ.
  58. A.M. Экономические методы хозяйствования М.: Агро-промиздат, 1988. 225 с.
  59. В.Н., Мартышкин Г. С. Хозяйственный расчет и коллективный подряд. М.: Агропромиздат, 1987. — 80 с.
  60. С.Б. Роль и влияние государства на развитие аграрной отрасли экономики // Земельная и аграрная реформы России: проблемы и опыт. Сборник научных трудов (выпуск 1). М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. — С.441−455.
  61. Земельный кодекс РСФСР (25.04.91). // Российская газета. 1991. -23мая.
  62. Земельный кодекс Республики Татарстан. Казань, Таткнигоиздат, 1998.-68с.
  63. А.П. Использование производственного потенциала сельскохозяйственных предприятий России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 3. — С. 23−26.
  64. А.П. Сочетание крупного, среднего и мелкого сельскохозяйственного производства в условиях перехода к рынку // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 5. — С. 14−18.
  65. А. Аренда: условия ее эффективности // Слово лектора. — 1989. № 7. — С.2−11.
  66. Изменения в аграрной политике США // АПК: экономика, управление.- 1997. -№ 10. С.35−37.
  67. В. О сроке аренды земли // АПК: экономика, управление.- 1990. № 6. — С.52−56.
  68. Ю.П. Интенсивные технологии в растениеводстве: в вопросах и ответах. М.: Агропромиздат, 1989. — 160 с.
  69. А.А. Фермерское хозяйство США/Под.ред. Башмачникова
  70. B.Ф. М.: Агропромиздат, 1989. — 205 с.
  71. Н.Г., Чубуков Г. В. Семейный и личный подряд на селе. М.: Юрид. лит., 1989−288 с.
  72. К.В. Об экономической основе применение арендного подряда // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1988. -№ 11 -С.11−12.
  73. Н., Ганзя С. Аренда как форма реализации общенародной собственности // Вопросы экономики. 1989. — № 3. — С. 17−27.
  74. В. Теоретические вопросы развития аренды // Экономические науки. 1990. — № 6. — С.68−75.
  75. В.В., Удалова З. В. Необходимость государственного регулирования развития АПК в России // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 1. М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000.1. C.83−90.
  76. А.Н., Кулакевич A.M. Система управления при арендномподряде // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана. 1989. — № 12. — С.19−22.
  77. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. М.: Логос, 1998. — 576 с.
  78. И.Д., Машенков В. Ф. Эффективность коллективного подряда на сельскохозяйственных предприятиях. М.: Росагропромиздат, 1989. — 93 с.
  79. Т.М., Малахинова Р. П. Формы собственности и хозяйствования в аграрном секторе экономики России: Лекции. М.: ВСХИЗО, 1992. -44 с.
  80. А., Хан Ю. Внутрихозяйственные расчетные цены в системе полного хозяйственного расчета // АПК: экономика, управление. 1990. — № 4. -С. 15−21.
  81. С. Арендные отношения -экономическое обоснование // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 1990. -№ 12. С. 43−46.
  82. Н.С., Рабинович Л. М., Рыжаков Е. Д., Захаров В. П. Государственное регулирование АПК при переходе к рынку. Йошкар -Ола: Марийский гос. университет, МСХ и Правительство Республики Марий — Эл, 1994. — 61 с.
  83. И.К. От бригадного подряда к кооперативу. — М.: Агро-промиздат, 1989. -48 с.
  84. Н.Д. Особое мнение: Избранные произведения: В 2 кн. — М.: Наука, 1993.-655 с.
  85. Конституция Республики Татарстан. Казань, Таткнигоиздат, 1993.47 с.
  86. Концепция аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации // АПК: экономика, управление. 1995. — № 5. — С. 7−23.
  87. Концепция развития земельных отношений в сельском хозяйстве Российской Федерации. М.: РАСХН, 1999. — 36 с.
  88. Концепция и методология совершенствования реформ в аграрном секторе Республики Татарстан, Казань: Изд-во АБАК — 1997. — 63 с.
  89. Ю. Экономический механизм в комплексе факторов развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 1998. — № 8. -С. 30−34.
  90. А.С. Аренда в сельскохозяйственном производстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 10. — С.54−60.
  91. В.И. Речь по аграрному вопросу 22 мая (4 мая) 1917 г. // Полн. собр. соч. -Т.32.-С.168−189.
  92. В.И. Доклад о земле 26 октября (8 ноября) 1917 г. // Полн.собр.соч. Т.35. — С.7−32.
  93. В.В. Экономическое эссе. -М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  94. О.Т. Экономическая сущность арендных отношений // Вестник агропрома. 1989. — № 8. — С. 12−24.
  95. О.Т. Организация арендного подряда в бригаде // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 8. -С.33−35.
  96. В.Я. Лизинг техники основа государственной поддержки АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2000. -№ 12. -С.9−12.
  97. Д., Терновых К. Крестьянские (фермерские) хозяйства В структуре АПК // АПК: экономика, управление. 1993. — № 1. — С.72−75.
  98. В.З. Арендные отношения в АПК. Теория и практика. М.: Агропрогресс, 1998. — 169 с.
  99. Г. В. Планирование ценовых отношений в молочном подкомплексе АПК // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 3. М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000. — С.39−48.
  100. К.Р., Брю С.Л. Экономика. Принципы, проблемы и политика. Том 1. Баку: Изд-во Азербайджан: 1992. — 561 с.
  101. Маркетинг в АПК / Г. П. Абрамова, М. М. Жигалин, Е. И. Семенова идр.- Под. ред. Г. П. Абрамовой. М.: Колос, 1997. — 240 с.
  102. К. Национализация земли // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.18. — С.55−57.
  103. К. Критика политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е. изд. Т.46. — С.477−482.
  104. Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве. / Гатауллин A.M., Гаврилов Г. В., Сорокина Т. М. и др.- Под. ред. A.M. Гатауллина. М.: Агропромиздат, 1990. — 432 с.
  105. В.А. Управление социалистическим производством: проблемы теории и практики. М.: Экономика, 1986. — 216 с.
  106. Методические рекомендации по организации внутрихозяйственного расчета в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Агропромиздат, 1986 — 73 с.
  107. В. Аграрный вопрос: чему учит американский опыт // АПК: экономика, управление. 1993. — № 4. — С.46−55.
  108. В.В. Аграрная реформа: необходимость перемен // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 1. — С.9−10.
  109. В.В. Земельные отношения: формирование и необходимость корректировки // Земельная и аграрная реформы России: проблемы и опыт. Сборник научных трудов (выпуск 1). М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. -С.3−22.
  110. В.В. Научные основы развития региональной экономики АПК // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 2. М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000. — С.17−32.
  111. В. Поезд еще не ушел II Сельская жизнь. 1999. — 23 марта.
  112. Ф.Н. Проблемы реформирования взаимоотношений между производственными подразделениями сельскохозяйственных предприятий // Совершенствование экономических отношений в АПК при переходе к рынку. Казань: Изд-во КГСХА, 1996. — С.43−46.
  113. Ф.Н., Авхадиев Ф. Н. Экономический механизм функционирования подразделений сельскохозяйственных предприятий. Казань: Изд-во КГСХА, 2000. — 190 с.
  114. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал. 1999.-№ 5. — С.44.
  115. В.И., Папцов А. Г. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах в развитой рыночной экономикой М.: Информагро-бизнес, 1996. — 219 с.
  116. JI.B. Социалистическая собственность: многообразие форм. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  117. Новые методы хозяйствования и повышения эффективности агропромышленного комплекса / Под ред. проф. Зинченко А. П. М.: Агропромиз-дат, 1988.-269 с.
  118. О земельной реформе. Закон ТССР от 19 апреля 1991 г. // Советская Татария. 1991. — 1 мая.
  119. О крестьянском (фермерском) хозяйстве. Закон ТССР от 19 апреля 1991 г. // Советская Татария. -1991.-2 мая.
  120. О мерах по углублению и совершенствованию экономических реформ в аграрном секторе Республики Татарстан: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 февраля 1996 года // Республика Татарстан. 1996. — 21 февр.
  121. О плате за землю. Закон республики Татарстан от 30 сентября 1992 г. // Советская Татария. 1993. — 24 марта.
  122. О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев: Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 96 // Экономика сельского хозяйства России. 1996. — № 4. -С. 34−36.
  123. О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22 мая 1996 года // Республика Татарстан. 1996. — 24 мая.
  124. О порядке реорганизации колхозов и совхозов: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. № 86 // АПК: экономика, управление. 1992. — № 2. — С. 34−35.
  125. О практике аграрных преобразований в Нижегородской области: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1994 года № 324 // АПК: экономика, управление. 1994. — № 7. — С. 37−39.
  126. О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. // Советская Россия. 1991. — 12 января.
  127. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 08.05.95 № 41-ФЗ // Сборник нормативных материалов по регулированию развития АПК. Часть II. М.: Информагробизнес, 1996. — С.46−63.
  128. О регулировании земельных отношений в Республике Татарстан: Указ президента Республики Татарстан от 24 марта 1995 года № 192 // Республика Татарстан. 1995. — 27 марта.
  129. О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области: Постановление правительства российской Федерации от 27 июля 1994 года № 874 // Российская газета. — 1994. 3 августа.
  130. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 18.12.95 № 193-ФЭ // Сборник нормативных материалов по регулированию развития АПК. Часть II. М.: Информагробизнес, 1996. — С.6−46.
  131. О собственности в Татарской ССР. Закон ТССР от 19 октября 1991 г. // Советская Татария. 1991. — 10 декабря.
  132. Организация аграрных и земельных преобразований. / Л. Г. Кондратьев, А. В. Гусенков, В. П. Денисов и др. М.: Колос, 1996. — 159 с.
  133. Организация арендных отношений в сельскохозяйственном производстве // АПК РСФСР, ВВШУ. М., 1989. — 91 с.
  134. Организация арендных отношений в АПК / Г. И. Будылкин,
  135. A.В.Калашников, В. А. Тяпкин и др.- Под ред. Г. И. Будылкин, Ю. М. Малыгин. -М.: Агропромиздат. 1990. — 174 с.
  136. А.И., Анохин В. А. На подряде целый год. — М.: Росагро-промиздат, 1989. — 191 с.
  137. Организация сельскохозяйственного производства / Шакиров Ф. К., Удалов В. А., Грядов С. И. и др.- Под ред. Ф. К. Шакирова. М.: Колос, 2000 -504 с.
  138. Д.Н. От аренды к первичным кооперативам / В кн.: Коллективный подряд на арендной основе / Д. Н. Палий, А. Ю. Кузьмичев,
  139. B.В.Мироненко и др. -М.: Агропромиздат, 1989. 159 с.
  140. К.И. К вопросу Российского земустройства // Земельная и аграрная реформа России: проблемы и опыт. Сборник научных трудов (выпуск 1). М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 1998. — С.36−55.
  141. К. Не в форме хозяйствования дело // Экономика сельскогохозяйства России. 1994. — № 3. — С.З.
  142. К.И. Собственность и уклад в сельском хозяйстве России. -М.: ВНИЭТУСХ, 1994. С.9−21.
  143. З.Н., Шевчук Г. А., Доценко Н. Н., Васильчук М. П. Организация сырьевой базы и эффективность сахарного производства. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. — 66 с.
  144. А.И., Чартаев М. А., Алибеков М. М. Арендный подряд в сельском хозяйстве. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  145. А.П., Пахомова А. Д. Хозяйственный механизм: Учебное пособие. Белгород: Изд-во Бел. СХИ 1993. — 107 с.
  146. П.Ф. Организационно-экономические отношения при внутрихозяйственной аренде // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1991. — № 2. — С.49−52.
  147. А. Нерешенные задачи аграрных преобразований // АПК: экономика, управление. 2000. — № 11. — С.28−31.
  148. А.В. Социальные проблемы сельского хозяйства и сельское развитие в России // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 1. М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН, 2000. — С.466−486.
  149. Перестройка аграрного сектора экономики: Пособие для экон. всеобуча в АПК / Р. И. Тонконог, В. Р. Боев, Ф. П. Сенько и др.- Под ред. Р. И. Тонконога. М.: Агропромиздат, 1990. — 448 с.
  150. В.А. Планомерность и стоимость в социалистическом обществе. Л.: 1971.-91 с.
  151. В.М. Управление в обществах с ограниченной ответственностью // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 10. — С.11−13.
  152. А. А. Васильев A.M. Управление сельскохозяйственным производством. Л.: Агропромиздат. Ленинг. отд-ние, 1987. — 271 с.
  153. В.Т. Азбука семейного подряда. М.: Политиздат, 1989.255 с.
  154. Планирование и организация производства на предприятиях АПК. Под ред. М. Л. Максимова и Ф. К. Шакирова. М.: Изд-во МСХА, 2000 — 290 с.
  155. Подряд на сельскохозяйственных предприятиях / Под ред. А. И. Иевлева, М. Н. Громова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Агропромиздат, 1989.-271 с.
  156. Л.М., Вольтер О. Э., Баранова Т. Н. Опыт внедрения арендных отношений в растениеводстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1990. -№ 1.-С.13−15.
  157. П. Принципы обновления хозяйственного механизма // АПК: экономика, управление. 1989. -№ 10. — С. 18−25.
  158. Положения о внутрихозяйственных организационно-экономических отношениях в кооперативах и акционерных сельскохозяйственных предприятиях / Югай A.M., Тарасов Н. Г., Новиков В. Н. и др. М.: Колос, 1995. — 176 с.
  159. Положение о порядке преобразования колхозов, совхозов и особенностях приватизации других государственных предприятий и организаций агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Известия Татарстана. -1993.- 13 мая.
  160. Положение по регулированию отношений собственности в сельскохозяйственных предприятиях различных форм хозяйствования / Колл. Авторов, метод, руководство А. М. Югай. М.: 1997. — 120 с.
  161. Г. Государственная поддержка аграрного сектора в Канаде // Экономика сельского хозяйства России. 1998. — № 3. — С.56−58.
  162. Построение кооперативного хозяйства (теория и практика) / Под ред. Н. В. Краснощенкова, А. Т. Стадника. Новосибирск, 1989. — 340 с.
  163. .М. Совершенствование экономических отношений в сельскохозяйственных предприятиях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 3. — С. 10−12.
  164. Р. Как определить расчетную цену / АПК России. 1988. -№ 9. — С. 19−21.
  165. Предпринимательство в АПК / С. И. Грядов, И. Т. Крячков, В. А. Удалови др.- Под ред. С. И. Грядова. М.: Колос, 1997. — 351 с.
  166. Е.М. Выступление на Всемирном экономическом форуме в Далосе // Экономические новости России и содружества. — 1999. — № 3. — С.3−7.
  167. Программа стабилизации и развития агропромышленного производства Республики Татарстан на 1996 2000 годы. — Казань, 1995. — 91 с.
  168. Путь в арендаторы / В. И. Гусенков, Л. А. Лешкова, Б. Ш. Басангов и др. М.: Агропромиздат, 1990. — 191 с.
  169. Л.М. Нормативная основа экономического стимулирования. М.: Россельхозиздат, 1989. — 208 с.
  170. В.В. Хозяйственный расчет: к политико-экономической сущности и многообразия форм // Экономические науки. 1989. — № 10. — С. 8−14.
  171. Н.П. Аграрная экономика: проблемы обновления. М.: Финансы и статистика. — 1993. — 240 с.
  172. Развитие сельскохозяйственной кооперации: Учебное пособие / Файзрахманов Д. И., Минниханов Р. Н., Мухаметгалиев Ф. Н. и др.: Под ред. Файзрахманова Д. И., Казань.: Татполиграф, 1998. — 248 с.
  173. Рекомендации по реорганизации колхозов и совхозов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992. — № 5−6. -С.19−24.
  174. Рекомендации по внедрению арендного подряда / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н., и др. Казань: РИВЦ, 1988. — 33 с.
  175. Рекомендации по внедрению арендного подряда в растениеводстве / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988.-27 с.
  176. Рекомендации по внедрению арендного подряда в животноводстве / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988.-28 с.
  177. Рекомендации по организации арендного подряда в ремонтных мастерских колхозов и совхозов Татарской АССР / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф.,
  178. Ф.Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988. — 14 с.
  179. Рекомендации по организации арендного подряда в автопарке колхозов и совхозов Татарской АССР / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988. — 18 с.
  180. Рекомендации по заключению договора арендного подряда по производству продукции в личных подворьях и приусадебных участках населения / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988.- 12 с.
  181. Рекомендации по организации управления арендными коллективами в колхозах и совхозах Татарской АССР / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1988. — 14 с.
  182. Рекомендации по преобразованию убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, малые предприятия, сельскохозяйствнные кооперативы и другие объединения. М.: Агропромиз-дат, 1991.-53 с.
  183. Рекомендации по формированию различных вариантов внутрихозяйственных кооперативов на основе аренды в колхозах и совхозах ТССР / Набиуллин Г. М., Хафизов Д. Ф., Мухаметгалиев Ф. Н. и др. Казань: РИВЦ, 1991. -109 с.
  184. И.М. Аренда: сущность и предпосылки использования в социалистическом хозяйствовании // Вестник ЛГУ. Сер.5, Экономика. 1990. -№ 5 — С.28−33.
  185. A.M., Хачатуров Т. С., Пашков А. И. План и товарное производство при социализме. // Правда. 1988. — 4 марта.
  186. А.Э. Как рассчитать арендную плату за землю. М.: Агро-промиздат, 1990. — 47 с.
  187. П. Экономика. T.l. -М.: 1994. 333 с.
  188. А.А. Проблемы организационно-экономического переустройства сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992. — № 2. — С.17−19.
  189. В. и Свободина М. Экономический механизм восстановления и развития сельского хозяйства // АПК экономика и управление. 1999. -№ 9.-С.20−23.
  190. А.Ф. Формирование рыночных отношений в аграрном комплексе России. М.: Агропромиздат, 1994. — 117 с.
  191. Е. Аграрная реформа и многообразие форм хозяйствования. // Известия. 1998.-7 октября.
  192. А.И. Социалистический хозяйственный механизм: содержание и функции. // Проблемы совершенствования социалистического хозяйственного механизма / Под ред. проф. Колесова Н. Д. JL: Изд-во ЛГУ, 1984. -243 с.
  193. И.И. Обобществление производства и развитие системы управления экономикой. -М.: Экономика, 1981. 131 с.
  194. А.С. Моя звезда — Россия. М.: Экономика, 1995. — 319 с.
  195. А. Совершенствовать экономические методы хозяйствования на селе // АПК: экономика, управление. 1999. — № 12. — С.65−71.
  196. В. О внутрихозяйственном ценообразовании // АПК: экономика, управление. 1990. — № 3. — С.67−72.
  197. В.Д. О полном внутрихозяйственном расчете и его учетном обеспечении // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 9. — С.37−40.
  198. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.-808 с.
  199. А.П. Хозяйственная предприимчивость как основа рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 2. — С.2−4.
  200. Социально-экономический анализ результатов реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Сборник. М.: Энциклопедия российских деревень, 1999.- 187 с.
  201. Статистический и экономико-математический анализ сельскохозяйственного производства / П. Ф. Гужевин, А. И. Манелля, Г. И. Новиков и др.- Под ред. Б. Т. Колпакова. М.: Статистика, 1989. — 150 с.
  202. Е.И. Новые производственные отношения в совхозе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992. -№ 12. — С.13−18.
  203. Н.Г. Структурные сдвиги в доходах смена приоритетов в мотивах работников сельскохозяйственных предприятий // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 1. М.: ВНИ-ЭТУСХ, РАСХН, 2000. — С.395−410.
  204. Н.Г., Исакова С. И. Опыт работы коллективного предприятия // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 9. — С.8−15.
  205. М.М., Дедков В. Г. и др. Проблема совершенствования хозяйственного механизма АПК СССР: обзорная информ. / ВНИИ ТЭИ Агро-пром, М.: 1990.-69 с.
  206. П.А. Внутрихозяйственный расчет с применением договорных цен // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1989. — № 11. — С.33−36.
  207. А.Г. Опыт внутрихозяйственной реорганизации САО ЗТ «Ручьи» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 2. — С.8−9.
  208. А.П. О реорганизации сельскохозяйственных предприятий в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 5. — С.10−14.
  209. Д.К. Категории и законы политической экономики Л.: 1973.- 137 с.
  210. В.А. Макроэкономические условия реализации бюджета РФ в 2000 году // Российский аграрно-промышленный комплекс и мировые продовольственные рынки. Труды НАЭКОР. Вып. 4. Том 4. М.: Изд-во МСХА, 2000. — С.261−263.
  211. М.П., Максимов А. Ф. Рынок и арендатор. М.: Агропромиздат, 1992. — 77 с.
  212. К. Хозяйственный механизм и его совершенствование // Экономические науки. 1998. — № 11. — С. 14−18.
  213. Ускорить поступательное развитие АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 6. — С.7−13.
  214. Р. Кредиты выдадут тем, кому деньги не нужны? // Вечерняя Казань. 2001. — 24 февраля.
  215. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996−2000 годы // Российская газета. 1996. — 17−18 июля.
  216. Финансовая деятельность сельскохозяйственных предприятий (статистический обзор) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 2000. -№ 5. — С.23.
  217. Е.А. Налогообложение составная часть экономического механизма в системе АПК // Региональная экономика: стабилизация и развитие. Сборник научных трудов. Том 2. — М.: ВНИЭТУСХ, РАСХН. — 2000 -С.484−497.
  218. Д.Ф. Методические основы реформирования сельскохозяйственных предприятий. Казань: Изд-во КГСХА, 1997. — 56 с.
  219. И.В., Тихомиров В. А. О проблеме выбора оптимальных организационно-правовых форм ведения сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий 1996. — № 4. — С.32−34.
  220. Хлебное место // Коммерсант. 2000. — № 195. — 18 октября.
  221. Хозяйственный механизм АПК / Под ред. Тихонова В. А. М.: Экономика, 1984.-288 с.
  222. Хозяйственный механизм управления социалистической экономикой: Учеб. пособие для студентов экон.спец.вузов / Бунич П. Г., Мергелов Г. С. и др.: Под ред. Бунича Г. Г. М.: Экономика, 1984. — 304 с.
  223. Хозяйственный расчет и подряд в сельском хозяйстве: Учеб. пособиедля вузов / М. П. Тушканов, Ф. К. Шакиров, В. Г. Кучкин и др.: Под ред. М-П.Тушканова, Ф. К. Шакирова. -М.: Агропромиздат, 1991. 386 с.
  224. Л.И. Некоторые аспекты экономической реформы в Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1992. — № 5−6. — С.2−7.
  225. Т.Р. Организация хозяйства на фермах. М.: Прогресс, 1992. — 608 с.
  226. А.А. Организационно-экономические проблемы стабилизации агропромышленного комплекса // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 11−12. — С.8−10.
  227. . Государство и аграрный сектор // Российская земля, 1997. -№ 21. -С. 3−7.
  228. А.А. Хозяйственный механизм в рыночной экономике (на примере АПК). Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1991. — 119 с.
  229. Ф.К. Хозяйственный расчет предприятий в условиях основания рыночных отношений. М.: Изд-во МСХА, 1998. — 38 с.
  230. Ф.К., Ворожейкина Г. М., Серов А. С. и др. Развитие форм хозяйствования в условиях рыночных отношений // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 4. — С.5−8.
  231. И.П. Реформирование сельскохозяйственных предприятий: опыт, проблемы, перспективы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1999. — № 5. — С.11−13.
  232. Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) М.: экономика, 1999. — 414 с.
  233. А. Повышение эффективности агроэкономических исследований П АПК: экономика, управление. 1993. — № 5. — С.22−27.
  234. А. Проблемы вывода агропромышленного комплекса из кризиса // Экономика сельского хозяйства России 1998. — № 8. — С.З.
  235. А. Управление и аграрная политика // АПК: экономика, управление. 2000. — № 9. — С.4−7.
  236. Экономика. Учебник / Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЭК, 1995.-632 с.
  237. Экономический механизм развития сельскохозяйственного производства. Кишинев. Штиинца. — 1987 — 245 с.
  238. Экономические проблемы АПК. М.: ВНИЭСХ, 1995. — 230 с.
  239. A.M. Приватизация и становление акционерных предприятий на селе // АПК: экономика, управление. 1991. — № 7. — С.52−60.
  240. A.M., Трофимов А. П. Переход на новые внутрихозяйственные экономические отношения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. -№ 9. — С. 15−20.
  241. A.M., Трофимов А. П. Переход на новые внутрихозяйственные экономические отношения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 10. — С.7−11.
  242. A.M., Трофимов А. П. Переход на новые внутрихозяйственные экономические отношения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 1993. — № 11.- С. 15−28.
  243. Н.М. Государство и аграрный сектор. Казань: Изд-во КГСХА, 2000. — 260 с.
  244. Н.М. Экономическое регулирование аграрного сектора и развития села // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2000. — № 4. — С. 17−19.
  245. Н.М., Васильев В. П., Минниханов Р. Н. Аграрный сектор Татарстана в условиях развития рыночной экономики. Казань: Изд-во КГСХА, — 1997.-313 с.
Заполнить форму текущей работой