Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Опыт работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическим коллективом яслей — сада был разработан алгоритм включения сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря этой интеграции видов деятельности, методов и форм работы с детьми педагоги достигли высокого уровня в работе по сенсорному воспитанию, построению и организации познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы… Читать ещё >

Опыт работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сенсoрнoе развитие у детей раннегo вoзраста в сoответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

  • 1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрoслым и сверстниками в дидактических играх.
  • 2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений oб эталoнах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
  • 3. Речевое развитие — через oбoгащение активного словаря.
  • 4. Художественнo-эстетическое развитие — развитие сенсoрногo вoсприятия.
  • 5. Физическое развитие — через развитие мелкой моторики обеих рук.

Период раннего дошкольного возраста является периодoм интенсивного сенсорного воспитания ребенка. От уровня его развития в значительнoй степени зависит успешность физического, эстетического и умственного воспитания детей.

Сенсорные представления — это формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.

Нами изучен передовой педагогический опыт по формированию сенсорных представлений у детей раннего возраста.

Педагогам ГДОУ (Государственный дошкольное образовательное учреждение) ясли-сад № 15 Первомайского района г. Витебска удалось наладить тесное взаимодействие всех заинтересованных участников педагогического процесса (воспитателей, родителей, детей и специалистов) по созданию высокоэффективного процесса развития ребенка, повысить качество сенсорно-двигательного развития, создать решающие предпосылки для гармоничного развития личности ребенка раннего возраста[13].

Педагогический коллектив разработал и создал игровые комплексы сенсорной культуры, которые были включены в процесс работы с детьми раннего возраста.

Педагогическим коллективом яслей — сада был разработан алгоритм включения сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря этой интеграции видов деятельности, методов и форм работы с детьми педагоги достигли высокого уровня в работе по сенсорному воспитанию, построению и организации познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы малышей.(приложение 6) Как отмечают воспитатели, внимание у детей раннего возраста неустойчивое, мышление наглядно — действенное, поэтому в своей работе они отдают предпочтение игровой форме организации деятельности детей. Игра является в раннем детстве ведущим видом деятельности, через которую можно стимулировать активность детей и способствовать развитию сенсорной моторики и интеллекта.(приложение 5).

Педагог «ЦРР — д/с «Солнышко"Плешакова Т.М. (г. Ковылкино, республика Мордовия) считает главной задачей сенсорного развития создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности. С восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира.

Также педагог Плешакова Т. М. отмечает, что успешность физического, умственного и эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей раннего возраста.

Автор отмечает, что привлекая внимание детей, она старается заложить первые азы в развитии такого важного качества, как любознательность. Получая интересную информацию, маленький ребенок активно участвует в занятиях, ждет их, радуется им. На занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе многократных действий с предметами ребенок может научиться различать их форму. Малыша нужно учить таким действиям, при которых он мог бы понимать, что от умения определять форму предметов зависит результат его деятельности. Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов, так как ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. С помощью игр — занятий воспитатель Плешакова Т. М. не только передает определенное количество знаний, но и помогает сформировать представления об окружающем мире, учит детей играть. Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на эстетическое восприятие окружающего мира, мышление, воображение, восприятие, и как следствие творческие способности ребенка.(приложение 4).

Можно отметить, что занятия и дидактические игры имеют определенное значение в сенсорном воспитании детей. Во время занятий постепенно формируется некоторая организованность, сдержанность и целенаправленность поведения, достижение результата вызывает у малышей чувство радости.

Педагог Плешакова Т. М. предлагает детям также воспользоваться дополнительными игровыми ориентирами: на узкой дорожке раскладывает мелкие кружочки, на большой — большие кружочки, и т. д. По мнению воспитателя Плешаковой Т. М, дети достаточно быстро привыкают к заданиям с двумя условиями и в дальнейшем переходят к группировке предметов без дополнительных ориентиров[14].

На 3-м году жизни дети исполняют совершенно простые продуктивные действия (выкладывают мозаику, наносят цветовые пятна, складывают простейшие конструкции из строительного материала). Но при этом можно сказать, что они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, т.к. не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, занимаясь с детьми раннего возраста нужно выполнять простейшие продуктивные задания, воспитатель старается добиться того, чтобы каждый ребёнок усвоил, что величина, цвет, форма являются постоянными признаками предметов, какие необходимо учесть при выполнении самых различных действий.

Можно также заметить, что раскладывая мозаику, ребёнок старается не только учесть разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществить довольно тонкие движения пальцев рук. Для детей раннего возраста нет никакого смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию[14].

Также педагог Плешакова Т. М. предлагает перспективно-тематический план по развитию сенсорных эталонов в первой младшей группе, (приложение № 7).

Воспитатель Незнанова Л. В. (МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 16 «Родничок», г. Моршанск) рассматривает проблему формирования сенсорной культуры детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных развивающих тренажеров.

По ее мнению, целью работы с тренажерами является воспитание у детей раннего возраста сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук в условиях ДОУ.(приложение 3).

По мнению автора, в ходе работы с использованием мобильных тренажеров можно достичь следующих задач:

  • * знакомство с сенсорными эталонами;
  • * развитие восприятия (тактильного, зрительного и осязательного);
  • * развитие мелкой моторики;
  • * формирование представлений о предмете;
  • * формирование и активизация словаря ребенка;
  • * создание эмоционального и положительного настроения
  • * развитие умения сравнивать по свойствам и признакам предмета.
  • * развитие наглядно — действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.;
  • * развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

Воспитатель Незнанова Л. В. также отмечает, что развивающие тренажеры способствуют не только сенсорному развитию детей раннего возраста, но и формируют наглядно — образное мышление.

В своей работе педагог Незнанова Л. В. использует нетрадиционное и традиционное оборудование: «Сенсорный куб, «Сенсорный коврик», «Панель для проталкивания бусин», «Разноцветные колпачки», «Веселый клоун».

Наряду с таким оборудованием педагог активно использует дидактические игры, такие как: «Собери пирамидку», «Зажги фонарик», «Протолкни предмет», «Шнуровки», «Каждую бусинку на свою ниточку», «Собери цветок», «Широкая и узкая дорожки», «Грибочки по местам», «Разложи по форме». Дидактическая игра это сложное, многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, а также самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности[15].

В своей работе" Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"педагог Шапорова Римма Викторовна использует нетрадиционные игры и игрушки, как покупные, так и изготовленные педагогами и совместно с родителями, что немало важно для развития сенсорного восприятия. Такие как веселые шнурочки для своих маленьких ловких рук, цветные палочки, яркие забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками.

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей, воспитатель заметила положительную динамику. Римма Викторовна отмечает, что дети проявляют огромный интерес к предметам ближайшего окружения, к их свойствам; с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляют положительные эмоции радостного удивления и словесную активность; способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия; умеют выполнять простейший сенсорный анализ;- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в конструктивной и изобразительной деятельности.

Чтобы организация сенсорного развития проходила успешно педагогом в группе была создана предметно-развивающая среда. Также был оформлен сенсорный уголок. Вместе с родителями были созданы нетрадиционные игры и пособия[16].

В своей группе Вакилова Рузиля Фанисовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 15 «КУБЭЛЭК» г. Набережные Челны Республики Татарстан создала сенсорную стену. Этот комплекс создан по методике В. В. Воскобовича. Он представляет собой ковролиновое полотно, которое выполнено по принципу фланелеграфа, но по сравнению с ним обладает рядом несомненных преимуществ.

Рузиля Фанисовна заметила, современные материалы имеют намного лучшую силу сцепления, чем фланель. Поэтому игровой материал прочно прикрепляется к ковролину и не падает с полотна во время занятий.(приложение 1).

Рузиля Фанисовна отмечает, что новые элементы (кассы, кармашки, прищепки, кружочки и веревки) помогают разнообразить наглядность занятий, веревочки позволяют использовать новую форму аппликации. Комплексы игр на ковролине дают возможность проводить занятия по развитию сенсорных способностей. Такая работа включает в себя следующие этапы: формирование сенсорных эталонов (цвета, величины, формы), обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия в процессе организации дидактических игр «Сделай так же», «Собери бусы по образцу», «Собери елочку», «Собери предмет»; «Посади цветочки», «Собери грибочки», «Укрась ёлочку», «Что лишнее», «Что куда», «Найди такой же», и др.)[17].

Воспитатель Вакилова Р. Ф. советует педагогам из других детских садов использовать в своей работе маленький комплекс, который позволяет ребенку не только наблюдать со стороны за действиями взрослого, но и без помощи взрослых совершать какие-либо действия. Это очень важно для хорошего развития способностей ребенка и более успешного решения педагогических задач. Сочетание этих комплексов позволяет правильно организовывать учебно-образовательную работу с детьми фронтально, по подгруппам и индивидуально.

Изучив опыт педагога Слизовской О. В, воспитателя первой младшей группы «Неваляшки», МБДОУ д/c № 109 «Воробушек» г. Екатеренбург, можно отметить, что в своей работе с детьми раннего возраста она поставила перед собой задачи:

сформировать у детей представления о цвете, форме и величине;

учить правильно устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми предметами.

Для выполнения поставленных задач воспитатель Слизовская О. В, создала в группе соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду. Также можно отметить, что в своей работе педагог использует многофункциональные дидактические пособия именно по раннему возрасту (расстегивание и застегивание молний, пуговиц, использование шнуровок).

Педагог Слизовская О. В. использует в своей работе такие методы как: наглядный (картинки, иллюстрации, наблюдения), практический (игры и упражнения) и словесный (беседа, чтение художественной литературы).

Также можно отметить, что воспитатель учитывает, что в раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра и поэтому все свои поставленные задачи она реализует с помощью игры[18].

Познание окружающего мира начинается с «живoго» созерцания, с oщущения (отражения свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (oтражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).

В настоящее время, одним из основных средств развития сенсорики у детей считаются дидактические игры и упражнения, которые в дошкольной педагогике с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Изучив опыт педагогов, мы можем смело утверждать, что oни в свoей работе используют достаточное количество дидактических игр и упражнений для развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. Главнoе чтобы дидактические игры проводились не от случая к случаю, а в oпределенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста.(приложение 2).

Также следует отметить, что в помощь педагогам в работе с детьми раннего возраста приходят родители и специалисты детских садов, что тоже немало важно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой