Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Химические процессы, реализуемые в жизнедеятельности социума, оказывают па природные экологические процессы не только позитивное, но и негативное воздействие. Это приводит к нарушению равновесия в системе «общество — природа». В связи с этим возникла проблема реализации идей устойчивого развития. Будущие поколения должны не только осознать эти проблемы, носящие в основном экологический характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Особенности формирования химико-экологических знаний старшеклассников
    • 1. 1. Экологизация естественнонаучных дисциплин — цели, направления, пути реализации
    • 1. 2. Анализ ряда общеобразовательных программ и учебных линий по химии на предмет экологической составляющей
    • 1. 3. Исследование уровня сформированности химико-экологической компетентности старшеклассников
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Особенности формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников

2.1 Место и роль химико-экологичсских элективных курсов в профильном обучении.602.2 Психолого-педагогические и концептуальные основы формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы.

2.3 Модель реализации химико-экологических элективных курсов в различных профилях обучения.

Выводы по второй главе.

ГЛАВА 3. Исследование эффективности предлагаемой модели реализации химико-экологических элективных курсов в различных профилях обучения для развития химико-экологической компетентности старшеклассников.

3.1 Методика экспериментального исследования.

3.2 Результаты формирующего эксперимента.

Выводы по третьей главе.

Педагогические условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К началу третьего тысячелетия стал отчетливо проявляться кризис всей цивилизации, который складывается из экологического, социального, демографического и экономического кризисов. На основании изучения глобального эколого-экономического кризиса Конференциями ООН (Рио-де-Жанейро, 1992 г., Йоханнесбург, 2002 г.) дан глубокий анализ ситуации и сформирована концепция устойчивого развития [94]. При переходе России на модель устойчивого развития экологическое образование приобретает приоритетное значение.

Принципы и задачи экологического образования должны формулироваться в соответствии с социальным заказом, который получает система образования в целом от общества: формирование социально адаптивной и экологичной личности как идеала и высшей ценности. В этом случае воспитание экологической культуры и рационального отношения к природе рассматривается как компонент разностороннего развития личности. В этой связи первоочередного анализа требуют вопросы отбора научного материала в содержании учебных предметов, способы и средства его передачи [106].

Таким образом, системе образования предстоит осуществить серьезную интеллектуальную и духовную коррекцию развития общества, внедрить в его сознание новую меру ценностей по отношению к себе и к природе.

Актуальность исследования. Конец XX начало XXI века характеризуется значительным усилением экологических проблем, что вызывает необходимость формирования природосообразного экологического мышления личности, под которым понимается выдвижение на первый план и признание особой социальной ценностью жизни как таковой, экологических благ и здоровья человека.

Одним их способов осуществления данной задачи является экологизация содержания образования. Большую роль в решении этой проблемы играет использование дидактического принципа экологизации школьного курса химии.

В связи с введением на старшей ступени профильного обучения, решение этих задач возможно через химико-экологические элективные курсы, которые способствуют формированию и развитию химико-экологической компетентности старших школьников.

Химические процессы, реализуемые в жизнедеятельности социума, оказывают па природные экологические процессы не только позитивное, но и негативное воздействие. Это приводит к нарушению равновесия в системе «общество — природа». В связи с этим возникла проблема реализации идей устойчивого развития. Будущие поколения должны не только осознать эти проблемы, носящие в основном экологический характер, по и быть нацелены на их благополучное разрешение, чему и должно способствовать современное школьное образование, в том числе и химическое. Формирование компонентов экологической культуры школьников, развитие химико-экологической компетентности выпускника школы является государственно важной проблемой.

На современном этапе развития системы экологического образования в общеобразовательной школе данный процесс характеризуется рядом противоречий: На современном этапе развития химического образования в общеобразовательной школе данный процесс характеризуется рядом противоречий:

• между необходимостью наличия определенного уровня природосообразной когнитивности и энотивности и реально невысокими показателями сформированное&tradeэтих качеств у членов социума;

• между значительным воздействием веществ и химических явлений на природные экологические процессы и не пониманием роли химической науки в возникновении и разрешении экологических проблем;

• между высокой значимостью наличия химико-экологической компетентности старшеклассников и практически полным отсутствием требований к уровню ее сформированности в содержании школьного курса химии.

Все это обусловило актуальность и выбор темы исследования «Педагоги- • ческие условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы» и составило его цель.

Цель исследования состоит в определении и создании педагогических условий формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы.

Объект исследования — содержание и процесс химико-экологического образования в рамках изучения химических элективных курсов.

Предмет исследования — педагогические условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы.

Гипотеза исследования: введение в учебный план образовательного учреждения в рамках профильного обучения химико-экологических элективных курсов и осуществление определенных педагогических условий при их реализации (фасилитация, субъект-субъектные отношения, источниковое обучение, интерактивные методы обучения, проектные технологии), будет способствовать формированию и развитию химико-экологической компетентности старшеклас снико в.

Для достижения цели и проверки рабочей гипотезы были поставлены задачи:

1. Проанализировать научную, научно-методическую литературу и педагогический опыт по теме исследования.

2. Выявить сущность понятий «химико-экологическая компетентность старшеклассников» и «химико-экологические компетенции старшеклассников», а также научные, психолого-педагогические и методические способы их формирования и развития через элективные курсы.

3. Разработать и обосновать концепцию формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы.

4. Выявить педагогические условия формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы, разработать и внедрить модель их реализации.

5. Выявить эффективность методической системы формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников.

Исходными теоретическими и методологическими основами исследования явились идеи личностно-ориетированного развивающего и дифференцированного обучения (Е.В.Бондаревская, И.С.Якиманская) и ведущие психолого-педагогические идеи, лежащие в основе современной концепции образования. Методологической основой исследования стали работы психологов Л. С. Выготского, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина, педагогов В. В. Николиной, В. А. Сластенина, методистов О. С. Зайцева, Д. М. Кирюшкина, Н. Е. Кузнецовой, Е. Е. Минченкова, В. М. Назаренко, В. С. Полосина, Е. И. Тупикина,.

Г. М.Чернобельской и др.

Для проверки рабочей гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение философской, психолого-педагогической, естественнонаучной и методической литературы по проблеме исследования и документов, посвященных концепции профильного обучения, модернизации и экологизации образования и идеям устойчивого развитиядидактическое моделирование, методический анализ, теоретическое обобщение) — эмпирические (экспериментальное обучение, целенаправленное наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, педагогический эксперимент, статистические методы обработки и графические способы представления результатов исследования).

Проведение эксперимента осуществлялось в четыре этапа с 2004 по 2007 г. На первом этапе (констатирующее исследование) был осуществлен анализ литературы по теме исследования,.

На втором этапе (аналитико-поисковом) были разработаны программы химико-экологических элективных курсов и диагностические материалы для проведения исследования и формирующего эксперимента, составлен план экспериментальной работы с обоснованием основных ее этапов.

На третьем этапе исследования на основании полученных данных в результате констатирующего исследования программы элективов были откорректированы с учетом замечаний учителей, была проведена их сертификация, разработаны методические рекомендации по их дальнейшей реализации в различных профилях обучения и пособия на бумажном и электронном носителях.

На четвертом этапе исследования (формирующий эксперимент) откорректированные программы элективых курсов прошли повторную апробацию с учетом предложенных рекомендаций с последующим тестированием и анкетированием учащихся 11-х классов базового и профильного уровня, с изучением предлагаемых программ и без них. Был проведен теоретический анализ и интерпретация выводов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

• в разработке концепции формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы на основе дидактических принципов экологизации, профилирования и практической значимости.

• в выявлении и теоретическом обосновании педагогических условий формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы и разработке методической системы их реализации.

Практическая значимость работы заключается в разработке, апробации и применении учебно-методического комплекса: программ, методических рекомендаций и пособий на бумажном и электронном носителях.

Результаты исследования внедрены в практику обучения в образовательных учреждениях с различной территориальной дислокацией и разным уровнем профилизации.

Апробация, практическое внедрение и проверка эффективности результатов исследования в практику проводилась в процессе преподавания химико-экологических элективных курсов в МОУ СОШ № 44, МОУ СОШ № 128,.

МОУ лицей № 28 г. Нижний Новгород, МОУ СОШ № 15, МОУ СОШ № 17 г. Заволжье и МОУ Федуринская СОШ Нижегородской области.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на семинарах, проводимых в рамках квалификационных курсов «Теория и методика преподавания естественнонаучных дисциплин (химия)» на базе ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», заседаниях методических объединений учителейна методологических семинарах кафедры естественнонаучного образования ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и кафедры неорганической химии и методики обучения химии НГПУ, на научно-методических семинарах кафедры неорганической химии и методики обучения химии МПГУ, а также на научно-практических конференциях по проблемам химического и экологического образования: Межрегиональная научно-практическая конференция «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность», 2005, 2007 г., Нижний НовгородII Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития химического образования», 2006 г., ЧелябинскМежрегиональная научно-методическая конференция «Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания», 2006 г., Нижний НовгородИ Международная научпо-практическая конференции «Биоразнообразие и сохранение генофонда флоры, фауны и народонаселения Центральноазиатского региона», 2007 г., Тыва- 55 Всероссийская научно-практическая конференция по химии с международным участием «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования», 2008 г., СПбрегиональная межвузовская учебно-методическая конференция с международным участием «Единство обучения и воспитания как основа эффективной подготовки специалистов в современных социально-экономических условиях», 2008 г. г. Краснодар- «Методология, общие методы, технологии инновационного обучения», 2008 г., г. УфаВсероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы химического образования», 2008, г. Нижний Новгородежегодные апрельские научно-методические чтения «Наука и образование»,.

НГПУ, 2004, 2005, 2006, 2007 г. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием теоретико-методологических положений при обосновании системы реализации химико-экологических элективных курсов с различным функциональным значением в рамках профильного обучения, разнообразными методами в соответствии с задачами исследованияпрактическим доказательством основных теоретических положений экспериментомкачественным и количественным анализом материала, накопленного в ходе исследованияапробацией опытно-экспериментальных данных. Основные положения, выносимые на защиту:

1.

Введение

в учебный план образовательного учреждения химико-экологических элективных курсов способствует формированию и развитию химико-экологической компетентности старшеклассников.

2. Формирование и развитие химико-экологической компетентности старшеклассников через элективные курсы осуществляется через реализацию определенных педагогических условии:

Разработка содержания химико-экологических элективных курсов и введение их в перечень предметного изучения.

Создание фасилитационных условий обучения.

Применение источникового обучения.

Систематическая реализация субъект-субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе.

Применение проектной технологии в рамках элективного курса.

Использование интерактивных методов обучения.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 14 приложений. Общий объем диссертации (с библиографией и приложениями) составляет 207с., иллюстрирована 14 таблицами и 30 рисунками.

Выводы по третьей главе.

1. Разработанная, апробированная и внедренная методическая система выявления уровня достижений старшеклассников (тесты, анкеты для учащихся и учителей, комплект тест-задач и др.) позволила осуществить педагогический эксперимент по определению эффективности предлагаемой методики формирования их химико-экологической компетентности.

2. Анализ результатов педагогического эксперимента выявил эффективность предложенной системы формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников, проявившейся в:

• повышении мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла (химии, биологии и др.);

• усилении когнитивности (положительная динамика овладения старшеклассниками когнитивными химико-экологическими компетенциями).

• повышении уровня энотивности, проявляющейся в желании и умении разрешать неблагоприятные экологические ситуации;

• усилении аксиологичности — повышении уровня осмысления ценностных ориентаций старшеклассниками;

• сформированности креативного компонента, проявившейся в повышении уровня желания и умения выполнять задания творческого и проблемного характера химико-экологического содержания.

3. Данные проведенного исследования свидетельствуют об эффективности предложенной модели реализации химико-экологических элективных курсов в условиях профильного обучения для формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить психолого-педагогические и методические условия формирования химико-экологической компетентности старшеклассников, используя модель реализации химико-экологических элективных курсов с различным функциональным значением.

2. В процессе исследования сформулированы рабочие понятия «химико-экологическая компетентность старшеклассников» и «химико-экологические компетенции старшеклассников», выявлена их сущность и значение для формирования и развития качеств личности старшеклассников, обеспечивающих природосообразное поведение в окружающей среде.

3. В результате исследования разработана концепция формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников, предполагающая необходимость выработки когнитивных, энотивных, креативных и аксиологических природосообразных качеств личности, развитие которых возможно в разнообразных образовательных системах, в том числе через комплекс химико-экологических элективных курсов («Химия и экология», «Химия в сельском хозяйстве» и др.).

4. Диссертационное исследование позволило выявить комплекс педагогических условий формирования химико-экологической компетентности старшеклассников (субъект-субъектные отношения, фасилитационный подход, использование метода учебных проектов и др.).

5. Разработанная, апробированная и внедренная методическая система выявления уровня достижений старшеклассников (тесты, анкеты для учащихся 9 и 11 классов и учителей, комплект тест-задач и др.) позволила осуществить педагогический эксперимент по выявлению эффективности предлагаемой методики формирования их химико-экологической компетентности.

6. Анализ результатов педагогического эксперимента выявил эффективность предложенной модели формирования и развития химико-экологической компетентности старшеклассников, проявившейся в:

• повышении мотивации учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла (химии, биологии и др.);

• усилении когнитивности (положительная динамика овладения старшеклассниками когнитивными химико-экологическими компетенциями).

• повышении уровня энотивности, проявляющейся в желании и умении разрешать неблагоприятные экологические ситуации;

• усилении аксиологичности — повышении уровня осмысления ценностных ориентаций старшеклассниками;

• сформированности креативного компонента, проявившейся в повышении уровня желания и умения выполнять задания творческого и проблемного характера химико-экологического содержания.

На основании вышеизложенного можно констатировать, что цель и поставленные задачи диссертационного исследования в основном выполнены. Исследование может быть продолжено в разработке номенклатуры элективных курсов и их методическом обеспечении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , C.B. Изучаем экологию — экспериментально: практикум по экологической оценке состояния окружающей среды / С. В. Алексеев, А. М. Беккер. -СПб, 1993. — 64с.
  2. , C.B. Образование для устойчивого развития в Санкт-Петербурге / С. В. Алексеев, Н. И. Корякина, МУА.Желвакова. СПб, 2002. — С.9.
  3. , Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы / Е. К. Андреева // Советская педагогика. 1988. — № 9. — С.23−28.
  4. , О.С. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8−11 классы: Методическое пособие / О. С. Аранская, И. В. Бурая. М.: Вентана-Граф, 2005. — 288с.
  5. , Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля / Е. Я. Аршанский. М.: Вентана-Граф, 2003.-176с.
  6. , Е.Я. Программа и методические рекомендации к спецкурсу «Система работы учителя химии в разнопрофильных классах» / Е. Я. Аршанский //Химия: методика преподавания. 2004. — № 5. — С.32−38.
  7. , О.В. Обучение организации проектной деятельности учащихся / О. В. Богомолова // Химия в школе. 2008. — № 2. — С.23−26.
  8. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. — М.: Советская энциклопедия. -1991.
  9. , E.B. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 2001. — № 1.- С. 17−24.
  10. , Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика. 1996. — № 5.- С.72−78.
  11. Бухвалов, В. А Введение в антропоэкологию / В. А. Бухвалов, Л. В. Богданова. М.: ЛА Варяг, 1995.-192с.
  12. , В.А. Методы экологических исследований / В. А. Бухвалов, Л. В. Богданова, Л. З. Купер. М.: ЛА Варяг, 1995. — 168с.
  13. , Е.В. Составление и решение расчетных задач с прикладным содержанием / Е. В. Быстрицкая // Химия в школе,. 2000. — № 7. — С.56−60.
  14. , А. Гуманизация, компетентность, контекст — поиски оснований интеграции / А. Вербицкий, О. Ларионова // Aima mater (Вестник высшей школы). 2006. — № 5. — С. 19−25.
  15. , O.A. Компетентностный подход в модели экологического образования и воспитания лицеистов / О. А. Власова // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: научно-методический сборник статей. Н. Новгород, 2007. — С. 52−55.
  16. Внеклассная работа по химии в сельской школе: Кн. для учителя / В. Г. Андросова и др. -М.: Просвещение, 1983. 127с.
  17. , С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С. Г. Воровщиков // Завуч. Управление современной школой. 2007. — № 6. — С.81−98.
  18. , Г. А. Естественнонаучное образование в профильных классах. Методическое пособие: 10−11 классы / Г. А. Воронина. М.: Вентана — Граф, 2006.-48 с.
  19. , Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя / Г. А. Воронина. М.: Айрис пресс, 2006. — 128с.
  20. , Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. М.: «5 за знания», 2006. -256с.
  21. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008с.
  22. , О.С. Компетентностный подход в обучении химии / О. С. Габриелян, В. Г. Краснова // Химия в школе. 2007. — № 2. — С. 16−22.
  23. , О.С. Программа курса химии для 8−11 классов общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян.- М.: Дрофа, 2005.- 78 с.
  24. , О.С. Формы организации учебных занятий по химии в сельской школе / О. С. Габриелян // Химия в школе. 1994. — № 1. — С.35−45.
  25. , О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразо-ват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2005. — 189 с.
  26. , О.С. Химия. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян и др. М.: Дрофа, 2002.- 304 с.
  27. , О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2006.- 218 с.
  28. , О.С. Химия. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова. М.: Дрофа, 2004. — 368с.
  29. , О.С. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2005. — 232с.
  30. , О.С. Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. М.: Дрофа, 2005. — 222с.
  31. , В.Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников / В. Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Инновации в образовании. — 2006. -№ 5. С.28−39.
  32. , Е.А. Критерии оценивания учебных достижений / Е.А.Галкина// Биология в школе. 2006.- № 7.- С. 18−21.
  33. , Т.И. Организация профильного обучения в школе / Книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.256 с.
  34. , С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /С.И.Гессен. М., 1995.
  35. , С.Н. Экологическая культура: расширенный взгляд на мир (по материалам Международной конференции) / С. Н. Глазачев, О. С. Глазачев // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. — № 2. — С.55−57.
  36. , Н.В. Об экологизации школьного образования / Н. В. Горбенко // Химия в школе. 2007. — № 6. — С.22−24.
  37. , Н.В. Проект Галерея великих химиков / Н. В. Горбенко, Г. Ф. Мацокина // Актуальные проблемы химии и методики ее преподавания: на-уч.-метод. сб. статей. Н. Новгород: НГПУ, 2007. — С.41−42.
  38. , Н.В. Элективные курсы химико-экологической направленности / Н. В. Горбенко // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. -2008.-№ 1. С.25−29.
  39. , Н.В. Элективные курсы химико-экологической направленности. Методический рекомендации для учителей химии / Н. В. Горбенко, Е. И. Тупикин, Г. М. Карпов. -М.: ВНТИЦ, 2008. -№ 50 200 801 068.
  40. , Н.В. Элективные курсы химико-экологической направленности. Методический рекомендации для учителей химии / Н. В. Горбенко, Е. И. Тупикин, Г. М. Карпов / Н. Новгород: НИРО, 2008. 72с.
  41. , Н.В. Элективный курс «Химия и экология» / Н. В. Горбенко // Химия в школе абитуриенту, учителю. Библиотека журнала Курсы по выбору: выбор за вами. Часть вторая. М.: Центрхимпресс, 2007. — С.134−141.
  42. , H.B. Элективный курс «Химия. Питание. Здоровье.» / Н. В. Горбенко, Г. Е. Дружинина // Химия в школе абитуриенту, учителю. Библиотека журнала Курсы по выбору: выбор за вами. Часть вторая. М.: Центрхим-пресс, 2007.-С.75−81.
  43. , И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / И. Ю. Гутник.-СПб.: КАРО, 2005. 128с.
  44. , С.Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону, 1996.
  45. , Д.С. Декада образования для устойчивого развития Организации Объединенных наций / Д. С. Ермаков // Естествознание в школе. 2005.- № 5.
  46. , Д.С. От изучения естествознания к устойчивому развитию Д.С.Ермаков // Естествознание в школе. — 2006. — № 2. — С.3−7.
  47. , Д.С. Приоритеты экологического образования: от изучения экологии к устойчивому развитию / Д. С. Ермаков // Народное образование. — 2005. — № 2. — С.122−126.
  48. , Д.С. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения / Д. С. Ермаков // Школьные технологии. 2003.- № 6.
  49. , Д.С. Формирование профессиональных экологических ориента-ций старшеклассников / Д. С. Ермаков, А. И. Клычкова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. — № 1. — С. 10−17.
  50. , Д.С. Экологическое образование: мнение экспертов и школьников / Д. С. Ермаков, Ю. П. Петров // Социологические исследования. 2004. — № 9.
  51. , Д.С. Экологическому образованию в России — 35 лет / Д. С. Ермаков // Биология в школе. 2005, — № 8.- С. 76.
  52. , Д.С. Элективные курсы по химии для профильного обучения / Д. С. Ермаков, Ю. Д. Муравлянская, Т. И. Рыбкина // Химия в школе. 2005. -№ 5.-С.61−66.
  53. , Д.С. Элективные курсы по химии для профильного обучения/ Д. С. Ермаков // Педагогика. 2005.- № 2.- С. 36−41.
  54. , Д.С. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения / Д. С. Ермаков, Т. И. Рыбина // Профильная школа. 2004. — № 3. -С.6−11.
  55. , Д.С. Элективные учебные курсы для профильного обучения / Д. С. Ермаков, Г. Петрова // Народное образование. 2004. — № 2. — С.3−5.
  56. , Д.П. Задачи с экологическим содержанием в курсе органической химии / Д. П. Ерыгин, Н. А. Фоминых // Химия в школе. 1992. — № 5−6. — С.47−49.
  57. , Е.В. Об экологической составляющей химического образования / Е. В. Ефимова // Химия в школе. 2003. — № 9.
  58. , Ш. Экологическое образование шаг вперед. Окружающая среда и мировое сообщество / Ш. Жабо, С. Жабова. — Новосибирск, 1995.
  59. , Ю.В. Учебно-исследовательские экологические проекты в обучении химии: автореф. дис. канд. пед. наук / Железнякова Ю. В. Типография МПГУ, 26с.
  60. , Р.А. Развитие потенциальных способностей учащихся на уроке химии / Р. А. Жидкова // Завуч. 2001. — № 7. — С. 118−120.
  61. , Д.М. Химия окружающей среды /Д.М.Жилин. Под ред. Батаевой Е. В. — М.: Некоммерческое партнерство Содействие химическому и экологическому образованию, 2001.- 256с.
  62. , O.A., Экологически ориентированное обучение в средней школе / О. А. Жильцова, Кузнецова И. В., Самоненко Ю.А.- М.: МТО ХОЛДИНГ, 2003.- С.9−11.
  63. , A.A. Элементы медиаобразования на уроках химии / А. А. Журин //Химия в школе. 1998. — № 1. — С.22−28, № 4. — С.20−26, № 5. — С.31−37, № 6. -С.41−47.
  64. Задачи и тесты для самоподготовки по химии / Г. Н. Фадеев и др. — М.: БИНОМ, лаборатория знаний, 2008. 31 Ос.
  65. , О.С. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-384с.
  66. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Новая школа, 1992. -61с.
  67. , А.Н. Куда идет сегодня экологическое образование? / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2008. — № 1.- С.6−10.
  68. , А.Н. Проблемы проектирования образования в интересах устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. — № 1.- С.3−6.
  69. , Л.Я. Особенности дидактического цикла в разных типах учебных предметов / Л. Я. Зорина // Новые исследования в педагогических науках.- М.: Педагогика, 1986. № 1. — С.44−47.
  70. , Л.А. Философско-педагогические воззрения отечественных ученых на проблему экологического воспитания / Л. А. Зятева // Педагогика. 2002. -№ 7. — С.32−40.
  71. , Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д.Иванов. М.: Чистые пруды, 2007. — 32с. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6(12)).
  72. , Е.О. Личностно-ориентированное обучение: индивидуализациясодержания образования / Е. О. Иванова // Завуч. 2002. — № 8. — С.101−117.
  73. , Р.Г. Химия: Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений/ Р. Г. Иванова, А. А. Каверина.-6-е изд. испр. М.: Просвещение, 2006. -176с.
  74. , Р.Г. Химия: Учебник для 8−9 классов общеобразовательных учреждений /Иванова Р.Г.-4-е изд. испр. и доп.-М.: Просвещение, 1999.
  75. , Д.С. Экология души / Д. С. Ивановский // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2008. — № 1.- С.35−39.
  76. Кендиван, О.Д.-С. Использование заданий с информацией прикладного характера / О.Д.-С. Кендиван, Н.К.-К. Ховалыг, Ш. Д.-С Кендиван // Химия в школе. 2008. — № 3. — С.39−44.
  77. , Д.М. Методика обучения химии. Учеб. пособие для пед. ин-тов / Д. М. Кирюшкин, B.C. Полосин. М.: Просвещение, 1970. — 495с.
  78. , А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: КАРО, 2005. — 368с.
  79. , Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся: Учебно-методическое пособие для администраторов и педагогов общеобразовательной школы / Н. Ю. Конасова.-СПб.: КАРО, 2006. 112с.
  80. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.// Экоинформ. 1994. — № 3−4.
  81. Концепция профильного образования на старшей ступени общего образования / В кн. Т. И. Галкина Организация профильного обучения в школе. С.32−34.
  82. Концепция устойчивого развития и Местная повестка дня на XXI век: Методическое пособие / Под ред. Д. А. Голубева, Н. Д. Сорокина. СПб.: Союз художников, 2003.- 480с.
  83. , В.В. Концепции содержания и личностно ориентированное образование / В. В. Краевский // Химия: методика преподавания в школе. 2001. -№ 2. С.3−7.
  84. , О.Н. Технология работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / О. Н. Крылова / Под редакцией А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 112с.
  85. , Н.И. Экологическое сознание и культура в экологическом образовании: что изменилось / Н. И. Кужанова // Наука и школа. 2004. — № 1. -С.53−57.
  86. , A.A. Профильное обучение и учебные планы старшей ступени общего образования / А. А. Кузнецов, JI.O. Филатова // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 3. — С.54−59.
  87. , Н.Е. Химия: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара / Под редакцией Н. Е. Кузнецовой.-2-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2006. — 384с.
  88. , Н.Е. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень): В 2ч/ Н. Е. Кузнецова, Т. Н. Литвинова, А. Н. Левкин / Под редакцией Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана-Граф, 2006.
  89. , B.C. Профильные классы в средней школе: организация и функционирование / В. С. Кукушкин. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 407с.
  90. , Е. В. Сорокин В.В. Система экологических и химикоэкологических понятий в химическом образовании / Е. В. Куратова, В. В. Сорокин // Химия в школе. 1995. — № 1. — С.35−40.
  91. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. 2-е изд, М., 1977.
  92. , Г. В. Проблемы преподавания естественнонаучных дисциплин в школе / Г. В. Лисичкин // Педагогика. 2006. — № 7. — С.49−50.
  93. , Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5−11 классы / Литвинова Л. С., Жиренко O.E. М.: 5 за знания, 2005. — 208с.
  94. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128с.
  95. , С.Е. Следим за окружающей средой нашего города: 9−11 классы.: Школьный практикум / С. Е. Мансурова, Г. Н. Кокуева. М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 2001.- 112с.
  96. , Е.Е. Вклад школьного курса химии в экологическое воспитание учащихся / Е. Е. Минченков // Химия: методика преподавания. 2004. — № 3. -С. 19−26.
  97. , Б.М. О мировоззренческой направленности экологического образования// Биология в школе 2005.-№ 1.-с.2−7.
  98. , A.B. Преподавание экологии в школе/ А. В. Миронов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 223 с.
  99. , H.H. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. М.: Молодая гвардия, 1990.
  100. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование /Авт.-сост. Г. П. Попова и др. — Волгоград: Учитель, 2007. 124с.
  101. , В.М. Экологизированный курс химии: от темы к теме / В. М. Назаренко // Химия в школе. 1995. — № 2. — С.29−33, № 5. — С.35−40, 1996. -№ 1. — С.29−36, № 2. — С.31−35, № 4. -С.36−39, № 6. — С.18−21.
  102. , Н.Г. Профильное обучение в сельской малокомплектной школе /
  103. Н.Г.Наумов // Директор школы. 2005. — № 5.
  104. Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации // Приложение к журналу «Вестник экологического образования в России». 2000. — № 1 (15).
  105. , Н.В. В чем необходимость профилизации школы? Профильное обучение старшеклассников новая педагогическая система российской школы / Н. В. Немова // Энциклопедия административной работы в школе. — 2005. — 4 выпуск.
  106. , Н.В. Концепция профильной школы: как сделать правильный выбор / Н. В. Немова // Энциклопедия административной работы в школе. 2005. -4 выпуск.
  107. , В.В. Методы эмоционально-ценностного стимулирования учащихся по отношению к природе в обучении географии: Учеб. пособие / В. В. Николина. Н. Новгород: НГПУ, 1999. — 90с.
  108. , B.B. Экологическая культура будущего учителя Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования: Монография / В. В. Николина.-Нижний Новгород- Санкт-Петербург: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. 224с.
  109. , И.Р. Об оценке индивидуальных качеств учащихся на интегратив-ных факультативных курсах по химии и биологии / И. Р. Новик, С. Ф. Жильцов // Химия: методика преподавания. 2004. — № 4. — С.39−41.
  110. , И.Р. Программы интегративных факультативных курсов для пред-профильного и профильного обучения школьников 9−11 классов и методические рекомендации по их реализации / И. Р. Новик, С. Ф. Жильцов. Н. Новгород: НГПУ, 2005. — 70с.
  111. , H.JI. Компетентностный подход в профильном обучении / Л. Н. Нугуманова // Педагогическое образование и наука. 2008. — № 6. — С.9−14.
  112. , Е.И. Компетентность образования: социальный аспект / Е. И. Огарев. СПб.: РАО ИОВ, 1995.
  113. , И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. 2006. — № 8. — С.64−69.
  114. , A.A. Модели профильного обучения в сельской школе / А. А. Остапенко // Сельская школа. 2003. — № 9.- С.83−84.
  115. , В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. 2-е издание (перераб. и доп.) / В. И. Панов. М.: НИИ школьных технологий, 2006. -184с.
  116. Панфилова, J1.B. Формирование системы экологических знаний, а процессе изучения химии / Л. В. Панфилова, Т. В. Белянкина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 5-- G.65−71.
  117. , Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. М.: АРКТИ, 2003.
  118. , Е.В. Метод проектов как средство повышения мотивации учащихся к учебе / Е. В. Петухова, О. Е. Рыбникова, А. А. Петухов // Химия: методика преподавания. 2004. — № 5. — С.68−71.
  119. , Г. В. Прикладная направленность обучения химии в сельской школе / Г. В. Пичугина // Химия: методика преподавания в школе.- 2001.- № 5.-С.43−52.
  120. , И.Н. Становление и развитие экологического образования в России / И. Н. Пономарева // Биология в школе. 2001. — № 1. — С.2−4, № 3. — С.2−3.
  121. , И.Н. Экология / И. Н. Пономарева. М.: Вентана — Граф, 2006. — 272с.
  122. , Л.П. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2ч. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.-224с.
  123. Проблемы экологического образования школьников. Пособие для слушателей экологической школы / Авторы-составители Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина. Н. Новгород, 1991. — 40 с.
  124. Программы по химии для 8−11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова и др. М.: Вентана-Граф, 2006. — 128 с.
  125. , E.JI. Профессиональная компетентность будущего учителя как общее условие формирования профессионально-значимых личностных качеств / Е. Л. Пупышева // Наука и школа. 2003. — № 6. — С.5−8.
  126. , Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / Д.Равен. М., 1999. — 144с.
  127. Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. 245 с.
  128. , Б.Г. О ноосферном мировоззрении / Б. Г. Режабек // Биология в школе. 2003. — № 5. — С.2−6.
  129. , Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Кн. Для учителя.-2-е изд. / Н. Ф. Реймерс. М.: Просвещение, 1995. — 368 с.
  130. , Н.Ф. Экологизация. Введение в экологическую проблематику: Учебное пособие / Н. Ф. Реймерс. М., 1994. — 100с.
  131. , Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие / Е. И. Рогов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 384с.
  132. , H.H. Проблемы формирования экологического мировоззрения /
  133. Н.Н.Родзевич //География в школе, 2000. № 3. — С.38−44.
  134. , Л.А. Формирование экологических ценностных ориентации в процессе образования / Л. А. Россихина //Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы.- 2007.-№ 2. С.26−29.
  135. , Е.В. Химия. Для школ и классов гуманитарного профиля: Учебник. 10 класс / Е. В. Савинкина, Г. П. Логинова. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-198с.
  136. , В.А. Экологический бумеранг: Практические занятия для учащихся IX-X классов / В. А. Самкова, А. С. Прутченков.-М.: Новая школа, 1996. -48с.
  137. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004.-61с.
  138. , Г. К. Технологии развивающего образования / Г. К. Селевко. — М.: НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
  139. , Г. К. Технологии развивающего образования / Г. К. Селевко. — М.:НИИ школьных технологий, 2005. 192с.
  140. , A.B. Химические элементы в физиологии и экологии человека / А. В. Скальный. М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир, 2004.- 216с.
  141. , В.А. Ведение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед, учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  142. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии / Авт.-сост. С. В. Дендебер, О. В. Ключникова. М.: 5 за знания, 2007. — 112с.
  143. , И.А. Экологическое образование для устойчивого развития / И. А. Сосунова // Химия: методика преподавания. 2005. — № 3. — С.9−13.
  144. Социальная экология: Пособие для слушателей экологической школы. -Н.Новгород, 1991.- 37с.
  145. , M.B. Учебно исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпициной.-СПб. :КАРО, 2005. — 96с.
  146. , В.Б. Наш друг — природа: Из опыта экологического образования в школах Москвы / В. Б. Стрельцова. М.: Педагогика, 1985.- 112с.
  147. , C.B. О модернизации общего естественно научного образования / C.B.Суматохин // Химия в школе. 2003. — № 8. — С.2−9.
  148. , И.Т. Методическая система экологического образования / И.Т.Суравегина//Советская педагогика. 1988. — № 9. — С. 32−33.
  149. , Н.П. Образование для устойчивого развития / О. В. Тарасова // Химия: методика преподавания. 2005. — № 3. — С.3−8.
  150. , О.В. Исследование представления экологической информации в школьных учебниках химии / О. В. Тарасова, Л. Ф. Зюзина, О. С. Зайцев // Химия: методика преподавания. 2002. — № 6. — С.73−75.
  151. , И.М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии / И. М. Титова // Химия в школе. 1996. — № 3. — С. 14−22.
  152. , И.М. Методические основы гуманизации развивающего обучения химии / И. М. Титова. Санкт-Петербург: Образование, 1994. — 252с.
  153. , И.М. Обучение химии. Психолого-методический подход / И. М. Титова. СПб.: КАРО, 2002. — 204с.
  154. , Е.И. Общеобразовательная химическая подготовка учащихся в учреждениях начального и профессионального образования. Цели, научнометодические принципы, пути реализации. Монография / Е. И. Тупикин. М.: Издательский центр АПО, 2002. — 108с.
  155. , Е.И. Особенности реализации профилирования в образовательных системах различного уровня/ Е. И. Тупикин //Химия, Приложение к «Первое сентября». 2007. — № 6. — С.6−8.
  156. Тупикин- Е. И. Разработка содержания химико-экологических задач / Е. И. Тупикин, Н. В. Горбенко, Г. М. Карпов // Актуальные проблемы химического образования Сб. матер. Всерос науч.-прак. конф., 22−24 октября 2008 г. Н.Новгород. НГПУ. — С. 183−185.
  157. , Е.И. Разработка элективных курсов в соответствии с концепцией устойчивого развития / Е. И Тупикин, Н. В. Горбенко, Г. М. Карпов // Химия в школе. 2008. -№ 3. — С.45−47.
  158. , Е.В. К изучению биологических функций важнейших органических соединений / Е. В. Турлакова // Химия в школе. 2002. — № 4. — С.45−48.
  159. Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии.- М.: Глобус, 2007.-224с.
  160. Углубленное изучение социальной экологии в школе. Составители: Н. Ф. Винокурова, В. В. Николина. Н. Новгород, 1991, 38с.
  161. , А.Д. Концепция устойчивого развития / А. Д. Урсул // Биология в школе. 2002.- № 1.-С.2−5, № 3.- С.2−5, № 7.- С.2−4, 2003.- № 1.- С.2−4.
  162. A.B., Бобров A.A. Формирование у учащихся учебных умений.- М.: Знание, 1987.-80C.
  163. , P.A. Возможности проектной деятельности в развитии творческих способностей учащихся / Р. А. Фандо, М. А. Гордова // Химия: методика преподавания. 2004. — № 4. — С.60−64.
  164. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды».
  165. , А.Б. Интегрирование курсов школьных дисциплин с научно-исследовательскими проектами учащихся / А. Б. Федянин // Химия: методика преподавания. 2004. -№ 5. — С.64−67.
  166. Философия о единстве человека и природы. Пособие для слушателей экологической школы. Н. Новгород, 1991.-24с.
  167. , JI.M. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288с.
  168. , Е.И. Начало века. Экологическое образование / Е. И. Хабарова, Н. Ф. Церцек, Н. И. Круглякова // Биология в школе. -2001. № 7. — С.2−4.
  169. Хартия Земли // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2008.-№ 1.-С. 12−17.
  170. Химия: проектная деятельность учащихся / Автор-составитель Н. В. Ширшина. Волгоград: Учитель, 2007. — 184с.
  171. Химия: сборник элективных курсов образовательной области Естествознание / Автор-составитель Н.В.Горбенко/Департамент образования Нижегор. обл., Нижегор. ин-т развития образования.-Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007. 117с.
  172. Химия: сборник элективных курсов образовательной области Естествознание / Автор-составитель Н. В. Горбенко, Л. И. Асанова / Министерство образования Нижегор. обл., Нижегор. ин-т развития образования. Н. Новгород, 2008. -с.
  173. Химия: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Е. Кузнецова и др. / Под редакцией Н. Е. Кузнецовой.- 2-е изд. перераб. -М., Вентана-Граф, 2004. 224 с.
  174. Химия: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова и др. / Под редакцией Н. Е. Кузнецовой. М.: Вентана1. Граф, 2004.-320с.
  175. , Н.Ф. Экологическое образование в новом федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» / Н. Ф. Церцек // Биология в школе. 2002. — № 3. — С.5−6.
  176. , Т.В. Методические рекомендации по разработке и оформлению программ элективных курсов/ Т. В. Черникова // Профильная школа. 2005.- № 5. -С.11−16.
  177. , Г. М. Методика обучения химии в средней школе / Г. М. Чернобельская. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 336с.
  178. , И.Д. Теория и практика организации экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях/ И.-Д.Чечель, Т. Г. Новикова. М.: Изд."дом Новый учебник, 2003.
  179. , И.М. Экологическое мировоззрение смысл и цель развития образовательной системы / И. М. Швец // Проблемы школьного воспитания. — 1999. -№ 2. — С.3−9.
  180. , А.Д. Тематические игры по химии. Методическое пособие для учителя / А. Д. Шукайло. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 96с.
  181. , С.Б. Химические основы экологии: Учеб. пособие для учащихся шк., гимназий с углубл. изуч. химии, биологии и экологии / С. Б. Шустов, Л. В. Шустова.- М.: Просвещение, 1994.- 239с.
  182. Экологический манифест // География в школе. 2000.-№ 3. — С.31−35.
  183. Экологическое образование в интересах устойчивого развития (попытка социологического исследования) / Н. Ф. Церцек и др. // География и экология в школе. 2004.- № 6.
  184. Экологическое образование в интересах устойчивого развития // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы, 2007. № 2. — С. 14−19.
  185. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И.Т.Суравегиной- Науч.-исслед. и-т содержания и методов обучения Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. 160с.
  186. , И.С. Личыостно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  187. , В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде / В. А. Ясвин / Под ред. В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997.
  188. Hawken, P. The Ecology of Commerce: a declaration of sustainability / Hawken P. NY, Harper Business, 1994. — 134pp.
  189. Hayes, D. Earth day guide to planet repair / Hayes D. Washington, Island Press, 2000.- 182 pp.
  190. Miller, G. Tyler Living in the environment: principles, connections and solutions / Miller G. Tyler. USA, 1994. — 460pp.
Заполнить форму текущей работой