Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гражданское общество в России: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе рассматривались процессы партийной институционализации. Необходимо понимать, что перспективы развития гражданского общества связаны с адекватной рефлексией особенностей его становления в настоящий период. Это значимо, поскольку «накопление философией нового знания постоянно сопровождается. передачей политико-философских открытий (таких как суверенитет, права человека, образ гражданского… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРИРОДА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
    • 1. 1. Атрибуты гражданского общества
    • 1. 2. Традиции рефлексии «гражданского общества»
  • ГЛАВА. Я. ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ
    • 2. 1. Эволюция российской государственности: становление предпосылок гражданского общества
    • 2. 2. Упрочение структур гражданского общества в постсоветской России

Гражданское общество в России: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Злободневность, значимость разработки темы «Гражданское общество в России: социально-философский анализ» обусловливается динамизацией всей системы политико-социальных отношений, усилением конструктивных преобразовательных функций народовластия, переориентацией структур общественного сознания с «обязанностей» на «права» человека, необходимостью исключения бытовавших в прошлом многочисленных гуманитарных деформаций.

Тоталитаризм, поддерживаемый соответствующим типом политических, социальных, экономических институтов исключал возможность нормального функционирования общественной системы. Советский строй при формальной декларации прав и свобод не конституировал органичных отношений в триаде «государство — общество — личность». Не отвечая здоровым ценностям общественной жизни, он потерпел крах, требуя фронтального пересмотра собственных оснований существования. Какого же именно? Остроту вопроса оттеняет блок двух моментов:

1. оказывающиеся востребованными ценности не укоренены в национальной истории;

2. социальные императивы типа «прав человека», «верховенства закона», «толерантности», «мультикультурации» — традиционно западные. Имплантация их в жизненный строй России означает серьезное продвижение по линии утверждения глобальной цивилизации, истончающей национальные особенности, ликвидирующей предпосылки проявления «характера почвы». Опасность такого рода отмечал Бутрос-Гали, высказывавший: «Если все государства будут говорить на одном языке, одинаково мыслить и действовать, то возникнет огромный риск установления тоталитарной системы в мировом масштабе».

Итак, от национального (локального) тоталитаризма к глобальному.

Применительно к России, следовательно, требуется выяснить ее готовность к рецепции либеральных социальных технологий (проект вестерна). Задача очевидная, однако, до сих пор не разрешенная даже на теоретическом уровне: по сей день мы не имеем обобщающих работ, где бы данный сюжет получил комплексное, тщательное осмысление. Существует некий вакуум, связанный с отсутствием разработок, посвященных а) изучению роли, места ценностей гражданского общества в национальном опытеб) выявлению, системному анализу основных направлений, закономерностей гражданско-нормативного регулирования обмена деятельностью на рубеже столетий.

Именно по этой причине в диссертации преимущественное внимание уделено анализу различных аспектов взаимоотношения нормативной регуляции и формирования социума с «человеческим лицом».

Степень разработанности проблемы. Изучение специфики посткоммунистического режима, уяснение их национальных, историко-культурных, геополитических особенностей составляет важное направление деятельности социальных философов, политологов, экономистов, политиков. Различные аспекты проблемы становления демократических институтов в посттоталитарном обществе отражена в работах А. П. Бутенко, А. С. Панарина, В. С. Барулина, К. С. Гаджиева, В. И. Коваленко, А. М. Ковалева и др. Анализу природы тоталитаризма, выявлению его типологических черт, сравнительных характеристик на Западе и Востоке посвящены работы М. Вебера, З. Бзежинского, В. Ильина, Г. Белова, М. Марченко и др.

Изучение гражданского общества в отечественной науке находится в зачаточном состоянии. Авторы, занимающиеся данной проблемой, отмечают дискуссионный характер проблемы, поскольку концепции гражданского общества в отечественной науке еще не сложилось. Среди публикаций по данной теме важно отметить работы В. Варывдина, Ю. Васильчука, М. Вихляевой, Б. Замбровского, М. Ильина, Б. Коваля,.

A.Кочеткова, И. Кравченко, А. Миграняна, А. Одинцовой, В. Смольковой,.

B.Ступишина, А. Уледова.

Из зарубежных авторов проблему гражданского общества рассматривают Г. Гвардини. Ф. Хайек, Р. Дарендорф, Д. Кола, М. Уозер и др. В большинстве работ преобладает функциональный подход, в центре внимания которого — взаимоотношение гражданского общества с другими элементами социума.

Однако различные стороны обсуждаемой многогранной темы проанализированы не одинаково глубоко и не в полной мере.

Весьма недостаточно изучены национальные, страновые особенности в их влиянии на посттоталитарную реформацию. Между тем без ясного понимания специфики, возможностей конкретных политических единиц, субъектов политического процесса в подобной реформации точной, объемной, непредвзятой картины модернизации посткоммунистических режимов не составить.

Главное в построении такой картины — уяснить страновый механизм переработки общих форм в особенные. Для этого необходимо единство синхронических и диахронических рассмотрений, интегрирующих представления специалистов в комплексную модель взаимообуслвливания мирового и национального. Пока это естественное требование, к сожалению, весьма далеко от практического воплощения.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе прослеживания процессов социально-политической трансформации постсоветской России выявить тенденции институциализации гражданского общества.

Реализации данной цели способствовало решение множества взаимосвязанных задач:

1. Определить природу гражданского общества.

2. Дать анализ особенностей социальной динамики, способствующей формированию ценностей гражданского общества.

3. Выявить перспективы институционализации гражданского общества в России.

Объект исследования — гражданское общество.

Предмет исследования — институционализация гражданского общества в России.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной материи, методологический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения, целостности. Особое внимание уделялось критике спекулятивно-схоластических, абстрактно-умозрительных построений, дезориентирующих поиск, искажающих трезвый взгляд на предметную область, принципы ее концептуализации. В ходе работы автор опирался на результаты изысканий крупнейших представителей философской, политической, социологической мысли, использовал труды российских, зарубежных ученых.

Научная новизна работы.

1. С опорой на особенности рефлексии природы гражданского общества и исторических реалий выделены существенные характеристики гражданского общества. Гражданское общество есть сложно структурированная система межличностных отношений, порожденных ими частных интересов, в основе которой лежит персональная собственность, а следствием является индивидуальная свобода, правовая защищенность каждого его члена, обеспечиваемая государством.

2. Динамика государственности на пути становления гражданского общества следует охарактеризовать в рамках перехода тоталитарного общества к обществу с либерально-демократической системой ценностей. Баланс «человек — общество — государство» возможен на основании культивирования соответствующей системы ценностей, тогда как особенности российской социальности традиционно составляет неразвитость начал закона, права, свободы, личностной самодеятельности.

3. Выявление перспектив институционализации гражданского общества в России связывается с утверждением соответствующей социальной рациональности. Важно культивирование на уровне политической жизни, идеологии, функционирования различных сфер практической жизни таких ценностных составляющих социума, как правосознание, гражданское участие, демократизм, личность.

Теоретическая значимость работы. Полученные диссертантом результаты имеют важное концептуальное, методологическое значение, позволяют формировать адекватный взгляд на генезис и статус гражданского общества, уяснять векторы трансформации гражданского общества в сторону конституционности, парламентаризма, демократизма, гуманизма. Последнее способствует развенчанию умозрительных догматических дезориентирующих проектов социальной модернизации тоталитарных структур.

Практическая значимость работы. Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии. 8.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре философии РОСНОУ и рекомендована к защите. Результаты работы изложены на проблемном семинаре кафедры философии ИППК МГУ.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена ее задачами и соответствующим способом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Результаты исследования позволили выстроить следующий ряд социально значимых черт «хозяина города». Главные качества, которые наиболее необходимы «идеальному мэру» — честность, порядочность, справедливость (62%), профессионализм, компетентность, опыт успешной управленческой деятельности (28,3%), отзывчивость, гуманность, понимание проблем простых людей, забота об их нуждах (26,6%), работоспособность, хорошее здоровье (21,7%). Электоральные предпочтения избирателей естественным образом зависят от ожиданий. Связываемых с избранием определенного кандидата на пост главы города.

Отличительной особенностью выборов всех туров являлось то, что политический процесс оказывался несформированным в силу того, что отсутствовали политические фигуры, действительно консолидирующие соответствующие социальные группы.

Отсутствие завышенных ожиданий избирателей избавило претендента на пост главы города от чрезмерного популизма. Но отсутствие личного интереса в результатах могут негативно сказаться на явке, характере голосования.

Большие ожидания на перемены в своей жизни в связи с выборами отмечаются у пожилых людей, респондентов с низким уровнем образования (примерно 52%), служащие (54,8%), работники здравоохранения и занятые в курортном деле (58,7%). К сведениям о кандидате, которые прежде всего интересны для избирателей, относится информация о конкретных делах кандидатов, их деловых качествах и предвыборных программах претендентов.

Две трети опрошенных полагают, что дела в Сочи идут в неправильном направлении. Участники опроса оценивали происходящие перемены в своем городе в большей критичностью, чем российские реформы в стране в целом. Население Сочи ощущало дефицит внимания к курорту со стороны федеральной власти, и в еще большей степенинизкий интерес городской администрации к проблемам конкретных районов.

Оценки избирателями деятельности администрации Сочи по основным социально-экономическим направлениям в течение последнего года свидетельствуют, что в комплексе проблем, унаследованных нынешним руководством от предыдущих администраций, нет ни одной, решение которой характеризовалось бы положительным балансом оценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основная цель диссертации — выявить специфику гражданского общества как цивилизационного феномена, изначально реализованного в европейской культурена основании данного анализа определить особенности формирования гражданского общества в России.

Анализ природы гражданского общества, реализованный, главным образом, в европейской философской традиции, ориентирует на определение главных составляющих данного феномена. На протяжении истории данная категория обогащалась следующими содержательными составляющими: «общее благо», индивидуализм, главенство закона.

Идея «общего блага» рассматривалась еще в социальной мысли античности. Аристотель видел в этом принципе высшую цель «политического сообщества». Локк рассматривал данную идею как основание для организации общества, подразумевая под ней сохранение частной собственности и личную свободу. Шефтсбери в стремлении людей к высшему благу видел причину появления гражданского общества.

Принцип индивидуализма также реализовывался в исторической философской традиции. Августин под индивидуальным эгоизмом понимал основу Града Земного. Мандевиль отмечал, что в гражданском состоянии мотивы поведения человека своекорыстны, из-за этого люди объединяются в гражданское общество. Руссо. Гегель, Маркс, Франк отмечали, что частная собственность — экономическая основа гражданского общества.

Главенство закона, одинакового для всех, составляет гарантию личной безопасности, что отмечалось у Гоббса, Локка, Гегеля.

В итоге природа гражданского общества идентифицируется со сложно структурированной системой межличностных отношений и порожденных ими частных интересов, строящейся на принципах персональной ответственности, индивидуальной свободы, правовой защищенности каждого члена, обеспечиваемой государством. Следует констатировать, что предпосылки появления гражданского общества существовали и в античности, и в средневековье, формирование же феномена относится к началу развития буржуазных отношений.

Рассуждения о природе гражданского общества в России возможны лишь с учетом страновой специфики. Главенство закона, принципы индивидуализма, приоритета права, закона никогда не составляли специфику российской культуры. Безусловно, начала демократии, самоуправления, либеральных ценностей были в какой-то степени реализованы. Но в целом констатировать о реализации данных ценностных составляющих российской социальности трудно. Вопрос гражданского общества в России скорее вопрос открытый, чем реализованный.

В исследовании продемонстрировано, что трансформационные процессы в регионах в значительной степени детерминированы как историческими условиями России, так и характером взаимоотношений Центра и регионов. Автором обостряется проблема эффективности исполнительной власти субъекта Федерации, которая на настоящий момент связана с построением четкого механизма оптимального структурирования органов исполнительной власти с учетом объема, характера выполняемых ею функций, объектов управления. Для исполнительной власти большинства регионов важно установление пределов самостоятельности, ответственности при формировании региональных исполнительно-распорядительных властных структур.

Важно достижение оптимальности, стабильности функционирования политической системы региона. Оптимальность означает расширение масштабов деятельности обоих ветвей власти, сведения к минимуму дублирующих функций. Стабильность определяется выработкой механизмов, позволяющих обоим участникам политического процесса в регионе оценивать принимаемые и исполняемые решения. На сегодняшний период времени горизонтальное разделение власти на исполнительную и законодательную в регионах характеризуется незавершенностью процессов функциональной определенности, отсутствием политической культуры и традиций.

Возникает проблема формирования властных механизмов региональных политических систем, ведь под местным самоуправлением, имеющим общественно-государственный характер, понимается система власти, базирующаяся на самоорганизации, гражданской ответственности местного сообщества. Специфика «вертикального» разделения власти в регионе проявляется в территориальном разделении властных полномочий в целях обеспечения баланса интересов государства, местных сообществ, частных интересов и эффективной реализации этих интересов. Для утверждающейся модели местного самоуправления важно, чтобы, с одной стороны, оно решало вопросы местного значения, защищало местные интересы от диктата государства, с другой стороны, было проводником общегосударственных интересов, действовало в направлении усилий центральной власти.

В работе рассматривались процессы партийной институционализации. Необходимо понимать, что перспективы развития гражданского общества связаны с адекватной рефлексией особенностей его становления в настоящий период. Это значимо, поскольку «накопление философией нового знания постоянно сопровождается. передачей политико-философских открытий (таких как суверенитет, права человека, образ гражданского общества и многих других) и проектов науке и политической теории отдельных процессов для их последующего воплощения». [2, С 12]. Диссертационное исследование ставило задачей оценить особенности формирования данного социального института, важен анализ некоторых аспектов конкретной ситуации в современной России. Для современной политической ситуации в России остро стоит.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Демон власти и культура права // Советская культура. -1990. 23 июня.
  2. Т.А., Кравченко И. И. Политическая философия: к формированию концепции // Вопросы философии. М., 1994. -№ 3, — С. 17−25.
  3. Аристотель. Соч. в 4-х т.-М.: Мысль, 1983. Т.4. — 830с.
  4. Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 302с.
  5. Асимметричность Федерации // Регионология. М., 1997. — № 1. -С. 23−45.
  6. М.Н. Динамика конфликтов в правящих региональных группах // Власть. М., 1997. — № 9. — С. 15−27.
  7. Д.В. Трансформация политической элиты в России: от «организации революционеров» к «партии власти» //Политические исследования. — М., 1994.- № 6. С. 13−27.
  8. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность // Государство и право. М., 1996.- № 11. — С. З-19.
  9. Г. В. Местное самоуправление. М.: МГУ, 1996. -350с.
  10. Э. Гражданское общество // Народный депутат. М., 1992.-№ 13.-С.12−29.
  11. Бекназар-Юзбашев Т. В. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М.: Политиздат, 1988. — 132 с.
  12. Н. Евразийцы. Россия между Европой и Азией. Евразийство: за и против вчера и сегодня (материалы круглого стола). // Вопросы философии. М., 1995. — № 5. — С.22−34.
  13. Ф.М. Ценности населения и возможности местного самоуправления // Социологические исследования. М., 1997. -№ 9. — С.7−19.
  14. А.П. Власть народа посредством самого народа: о социалистическом самоуправлении. -М.: Мысль, 1998. 188с.
  15. С.Д. Российский федерализм: иллюзии и реальность //Независимая газета. 1998. — 26 марта.
  16. В. А. Гражданское общество II Социально-политический журнал. М., 1992. — № 8. — С.22−45.
  17. JI.C. Что такое азиатский способ производства? //Народы Азии и Африки. М., 1988. — № 3. — С. 15−25.
  18. Е. Научно-техническая революция и производительные силы // Мировая экономика и международные отношения. -М., 1970. -№ 9. -С. 15−25.
  19. Ю.А. Переход ко второму этапу НТР (новый механизм торможения и новая расстановка классовых сил) // Рабочий класс и современный мир. -М., 1988. -№ 3. С. 15−23.
  20. Власть, демократия, привилегии. И.В.Бестужев-Лада и др. //Вопросы философии. -М., 1991.-№ 7. -С. 15−24.
  21. В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. — 381с.
  22. К.С. Гражданское общество и государство // Мировая экономика и международные отношения. М., 1991. — № 9. -С.15−25.
  23. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. -М., 1991.-№ 7.-С. 15−24.
  24. Р. Конец нового времени // Вопросы философии. М., 1990. -№ 4.- С .14−25.
  25. Гегель. Философия права. Ч. Ш. Разд. А (гражданское общество). -М.: Мысль, 1990.-524с.
  26. В.Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы, практики // Политические исследования. -М., 1998.-№ 1.-С. 13−31.
  27. В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление //Власть.-М, 1997.-№ 9.-С. 15−25.
  28. JI. Новый этап реформы местного самоуправления //Власть. М., 1997. — № 3. — С. 25−45.
  29. Т. Соч. в 2-х томах. М.: Мысль, 1989. — Т.1. — 154с.
  30. И. Свердловская область: становление политической системы и правовых институтов // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. -М., 1997. -№ 1. С.60−71.
  31. Государство и общество. М.: Наука, 1985. — 272с.
  32. О., Малютин М. Региональная ситуация в России после декабрьских выборов: анализ новых тенденций. М.: Слово, 1995.-234с.
  33. Г. Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1984. — 237с.
  34. Ю.Н. Укрощение Левиафана или социальные потенции обычного согласия // Полис. М., 1994. — № 2. — С .15−25.
  35. Ю.Н. «Война всех против всех» в идеально-типическом истолковании // Полис. -М., 1993. № 6. — С .15−26.
  36. Р. От социального государства к цивилизованному сообществу // Политические исследования. М., 1993. — № 5. -С.31−39.
  37. Диалектика производительных сил // Вопросы философии. М., 1977, — № 9.-С .36−45.
  38. Ф.М. Поли. собр. соч. в 30-ти томах- Л.: Наука, 1982. -Т.5. 544с.
  39. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: Наука, 1982.-280с.
  40. .С. Теоретические аспекты цивилизационного подхода к «третьему миру» // Восток. М., 1991. — № 4. — С. 16−54.
  41. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М.: Политиздат, 1966. — 254с.
  42. Закон РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. № 44. — 2 ноября 1989. — С. 662−669.
  43. М.З. Оптимизация взаимоотношений между Центром и регионами // Политические исследования. М., 1998. — № 3. -С. 15−26.
  44. А.С. Интеллигенция и «Вехи» // Русское общество и революция.-М., 1981.-С. 44−52.
  45. В.В., Ахиезер А. С. Российская государственность: истоки, традиции, перспективы. -М.: МГУ, 1997. 384с.
  46. В.В., Панарин А. С., Ахиезер А. С. Реформы и контрреформы в России. М.: МГУ, 1996. — 400с.
  47. В.В., Панарин А. С., Бадовский Д. В. Политическая антропология. М.: МГУ, 1995. — 256с.
  48. В.В., Панарин А. С. Философия политики. М.: МГУ, 1994.-282с.
  49. М.В., Коваль Б. И. две стороны одной медали: гражданское общество и государство//Полис. М., 1992.-№ 1,2. С. 191−198.
  50. Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 278с.
  51. Кара-Мурза А. А. Непродуктивная индивидность и продуктивная корпоративность? // Народы Азии и Африки. М., 1990. — № 4. -С.14−25.
  52. В.М. Власть, демократия, перестройка. М.: Мысль, 1990, — 156с.
  53. А.Д. Региональные особенности становления новой российской государственности // Политические исследования. -М., 1998.-№ 2.-С .15−24.
  54. .А. Социальные науки и право. Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М.: М. и С. Сабашниковы, 1916.-704с.
  55. К новому облику социализма // Коммунист. М., 1989. — № 13. -С. 15−24.
  56. А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990. — 254с.
  57. Концепция современной региональной политики //Регионология. -М., 1996. № 2. — С. 15−26.
  58. Кому доверяют в России? // Муниципальная власть. М., 1998. -№ 3. — С.1−12.
  59. А.П. О формировании гражданского общества //Социально-политические науки. М., 1992. — № 1. — С.15−29.
  60. И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Тематические исследования. М., 1991. — № 5. — С. 15−34.
  61. М.Я. Конституционалист // Власть. М., 1997. — № 10. -С. 35−46.
  62. Р. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественномупрогрессу. М.: Московская школа политических исследований, 2002.-С.110−119.
  63. А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1995. -95с.
  64. В.И. Полн. собр. соч.- М.: Политиздат, 1970. Т.44. — 125с.
  65. В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. М.: Знание, 1992. — 62с.
  66. Д. Соч. в 30-х томах. М.: Мысль, 1988. — Т.З. — 154с.
  67. М.К. Мысль под запретом // Вопросы философии. -М., 1992. № 5. — С.23−39.
  68. . Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Политиздат, 2000. -372с.
  69. К., Энгельс Ф. Соч.- М.: Политиздат, 1984. Т.1. — 549с.
  70. Материалы XXVIII съезда КПСС. М.: Политиздат, 1990. — 254с.
  71. Ю. Техника и закономерности ее развития. — Л.: Лениздат, 1970. 246с.
  72. А. Гражданское общество М.: Слово, 1989. — 254с.
  73. С. Мина замедленного действия // Муниципальная власть. М., 1998. — № 3. — С.24−35.
  74. Р. Наука полиции по началам юридического государства. -СПб., 1871.- 186с.
  75. Нгуен Тхе Нгия. Модернизация общества. (Современный опыт России и Вьетнама). М.: Межвед. науч.-учеб. центр комплексных проблем национальной политики, 1993. — 113с.
  76. Неоконсерватизм в странах Запада.- М.: ИНИОН, 1982. Часть 2. — 294с.
  77. Дж. Общество и наука на Востоке и Западе // Наука о науке. М.: Прогресс, 1996. — С. 15−24.
  78. А.В. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее //Социально-политические науки. М., 1991. — № 12. -С.34−49.
  79. А.С. Между атлантизмом и евразийством // Свободная мысль.-М., 1993.-№ 11.-С. 15−29.
  80. С. Гражданское общество как политический феномен //Свободная мысль. М., 1992. -№ 9. — С. 13−25.
  81. Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. М.: Реклам.-изд. центр «Федоров», 1995. — 188с.
  82. К. Открытое общество и его враги.- М.: Феникс, 1992. -Т.2. 528с.
  83. Права человека. Сборник международных договоров. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1978. — 57с.
  84. Проблемы развития Российского федерализма. Обзор материалов «круглого стола» в Совете Федерации // Регионология. -М., 1996. -№ 3−4.-С. 3−16.
  85. Е.Б. Научное знание, институты науки и интеллигенции в странах Востока XIX—XX вв.ека. М.: Наука, 1990.-200с.86. «Собрание законодательства РФ» // Российская газета 2001. -14 июля.
  86. .Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703с.
  87. A.M. Современная демократия: история, структура, культурные конфликты: опыт Франции в сравнительной ретроспективе. -М.: Наука, 1992. 330с.
  88. И.П. Демократия в теории, тоталитаризм на практике //Социально-политический журнал. М., 1992. — № 10. — С. 15−23.
  89. В.Г. Проблема формирования гражданского общества //Социально-политические науки. М., 1991. — № 4. — С. 13−25.
  90. Современная буржуазная политическая наука: проблемы государства и демократии. Под ред. Г. Х. Шахназарова. М., Наука. 1982.-335с.
  91. О.М. Плюрализм в демократическом обществе //Социология и социальная антропология С.-Пб.: Алетейя, 1997. — С. 176−183.
  92. И. Народная монархия. М.: Феникс, 1992. — 511с.
  93. М.М. Проекты и записки. М., Мысль 1961. — 125с.
  94. . Избранные произведения. М.: Мысль, 1957. — Т.2. -125с.
  95. Социальная революция. Вопросы теории. Д., Наука. 1989. -147с.
  96. А. Старый порядок и революция. М.: Московский философский фонд, 1991. — 251с.
  97. Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Филос. о-во СССР, 1989.-395с.
  98. М.Х. Федерализм и демократия: сложный баланс //Политические исследования. -М., 1997. № 6. — С. 25−39.
  99. Философия власти. -М.: МГУ, 1993. 270с.
  100. Философия Гегеля и современность. М.: Наука, 1973. — 234с.
  101. Философия и политика в современном мире. М.: Наука, 1989. -206с.
  102. Философия ранних буржуазных революций. М.: Политиздат, 1983.-254с.
  103. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991. — 559с.
  104. Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937. -574с.
  105. Формирование гражданского общества: тенденции и перспективы развития. -М.: ИСПИ, 1991. 82с.
  106. Ф. Конец истории? // Вопросы философии. М., 1990. -№ 3. — С. 25−36.
  107. А.Т. Трансформация социальной структуры российского общества // Социально-политический журнал. М., 1995. — № 3. -С. 24−36.
  108. Человек и общество. Основы современной цивилизации. -Минск: Нар. асвета, 1992. 335с.
  109. М.А. Развивающийся мир и посттоталитарная Россия: новые конфигурации мирового порядка. М.: Наука, 1994. -171с.
  110. В.Ф. Российские реформы и федерализм. М.: Славянский диалог, 1995. — 206с.
  111. Н.В., Егорова Е. С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль: Текст, 1996. — 166с.
  112. Э.К. Моралисты // Эстетические опыты. М.: Прогресс, 1975. -286с.
  113. А. Единый мир единые экономические законы //Мировая экономика и международные отношения. — М., 1989. -№ 11.-С. 25−36.
  114. Юм Д. Соч. в 2-х томах, — М.: Мысль, 1965. Т.1. — 321с.
  115. Aron R. Introduction a la philosophi de l’histoire. Paris, 1967. -216р.
  116. Chariot I. Le Phenomene parti politikul. Paris, 1972. — 354 p.
  117. Denquin I. Science politique. Paris, 1991. — 226 p.
  118. Die Modernisierung moderner Gesellschaflten. Verhandlungen des 25. Deutschen Soziologentages in Frankfurt am Main 1990. New York, 1991.- 169 p.
  119. Ellule J. Trahison de l’Ociifent. Paris, 1976. — 378 p.
  120. Marchelli P. Les aventures de l’an 2000. Paris, 1986. — 412 p.
Заполнить форму текущей работой