Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разделение затрат на переменную и постоянную составляющие при использовании метода сокращенной себестоимости («директ — костинг») меняет концепцию управления затратами, но не решает проблемы по управлению накладными расходами. Так, при сокращении объема производства подлежат сокращению переменные накладные расходы. Постоянные накладные расходы остаются неизменными, поскольку на них влияют… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретике — методологические аспекты управления конкурентоспособностью предпринимательских структур посредством регулиро -вания затрат
    • 1. 1. Теоретические аспекты обеспечения конкурентных преимуществ пред -принимательских структур путем управления затратами в условиях эконо -мического спада
    • 1. 2. Система управления затратами и ее роль в повышении конкурентоспоб -ности продукции фирмы
    • 1. 3. Основные проблемы управления конкурентоспособностью российских предпринимательских структур посредством регулирования затрат
  • Глава 2. Диагностика влияния управления затратами на конкуренте -способность продукции предпринимательских структур
    • 2. 1. Определение основных областей сокращения затрат, обеспечивающих достижение стратегических целей фирмы
    • 2. 2. Методика управления затратами на основе обратной калькуляции, обеспечивающая конкурентоспособность продукции предпринимательских структур по уровню затрат
    • 2. 3. Алгоритм оценки влияния управления затратами на конкурентоспособ ность продукции предпринимательских структур
  • Глава 3. Методические подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами в условиях нестабильной рыночной среды
    • 3. 1. Разработка и внедрение современной технологии управления затратами с использованием функциональных затратообразующих факторов
    • 3. 2. Механизм реализации новой системы управления затратами в предпринимательских структурах на основе концепции ABC ранжирования
    • 3. 3. Методические рекомендации по оценке эффективности применяемой системы управления затратами по критерию конкурентоспособности продукции

Обеспечение конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Начало XXI века ознаменовано переходом от индустриальной экономики XX века к инновационной экономике XXI века. Изменение мировой глобальной экономической парадигмы не могло не сказаться на жизнедеятельности отечественных предприятий. Так, до 90-ых годов в России любой производитель мог продать то, что он произвел, то есть «насыщенность» товаров была самой важной характеристикой экономической ситуации. В этих условиях производство являлось основной функцией, хотя оно не всегда удовлетворяло спрос, который носил в основном количественный характер.

С переходом на рыночные отношения тенденция коренным образом стала изменяться в результате возросшего научно-технического прогресса, роста уровня жизни населения и все более острой конкуренции. И в настоящее время уже сбыт, а не производство представляет собой основную функцию, именно рынок определяет цели предприятий, а не предприятия управляют рынком. Это означает, что в конкурентной среде, которая является средой предприятия, предприятие должно производить только то, что оно сможет продать, или же вообще ничего не производить [10, с.8]. В этой связи предпринимательские структуры должны систематически и постоянно анализировать свою продукцию, рассматривая ее с позиции «рынка». То есть компании, чтобы выдержать конкуренцию, необходимо либо поддерживать низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо производить продукцию или оказывать услугу превосходящую конкурентов. В условиях, когда издержки на производство и реализацию продукции конкурентов являются закрытой информацией, определение конкурентоспособной цены продукта становится сложнейшей задачей для V предпринимателей, поскольку они должны иметь четкое представление не только о своих затратах на его производство, но и об ограничениях цены, устанавливаемой рынком на продукт. С другой стороны, на достижение определенного уровня конкурентоспособности продукции важнейшее значение оказывают инновации разного характера и неразрывно связанные с этим процессом инвестиции, поскольку научно-технический прогресс всегда был и остается важнейшим фактором снижения себестоимости, повышения качества продукции и изменения ее структуры. Поэтому при рыночном укладе хозяйствования, когда предприятия утратили государственную поддержку и стали самостоятельными субъектами экономической жизни, в условиях самофинансирования, чтобы сохранить конкурентные преимущества, основной задачей предпринимательских структур является получение прибыли в достаточном размере для воспроизводственного процесса. Как известно, прибыль зависит, с одной стороны, от объема продаж и цены на готовую продукцию, а с другой — от затрат на производство этой продукции. Это означает, что процесс ценообразования на предприятиях включает в себя два основных этапа: определение себестоимости и назначение отпускной цены, в состав которой входит существующая' себестоимость и планируемая рентабельность. Влияние конкретного производителя на размер цены, в данном случае, сводится к установлению её минимально допустимого уровня, определяемого величиной затрат. Следовательно, в условиях рыночного хозяйствования с целью увеличения конкурентоспособности продукции и обеспечения выживаемости в конкурентной среде, для предпринимательских структур важнейшее значение приобретает, во-первых, реальная себестоимость продукции и рассчитанная на ее основе «цена продажи». Сегодня российские предприниматели столкнулись с проблемой определения затрат на производимый продукт. На практике при распределении прямых затрат проблем не возникает, поскольку они могут быть напрямую отнесены на себестоимость конкретного объекта затрат. С косвенными расходами гораздо сложнее, так как косвенные или накладные расходы слабо зависимы от объема производства, они часто рассматриваются как неизбежные и поэтому мало контролируемые. В этом заключается определенная узость подхода к управлению такими затратами. Кроме того, прямые затраты занимают все меньший удельный вес в себестоимости продукции современных предприятий, в то время, как накладные расходы, напротив, увеличиваются и становятся наиболее важной статьей валовых затрат. Это предполагает усиление или создание более совершенной системы управления накладными расходами [121, с.244]. Но, поскольку, накладные расходы являются по своему составу комплексными расходами, то очень трудно определить факторы, которые на них влияют. При традиционной системе учета затрат, основанной на определении полной себестоимости продукции, невозможно выявить факторы, влияющие на величину накладных расходов [121, с.245]. С изменением объёма производства часть постоянных затрат остается неизменной. Это обстоятельство не позволяет использовать данный подход для принятия управленческих решений [121, с. 246].

Разделение затрат на переменную и постоянную составляющие при использовании метода сокращенной себестоимости («директ — костинг») меняет концепцию управления затратами, но не решает проблемы по управлению накладными расходами. Так, при сокращении объема производства подлежат сокращению переменные накладные расходы. Постоянные накладные расходы остаются неизменными, поскольку на них влияют факторы, отличные от объема производства. Однако1 в условиях рыночного хозяйствования руководство предпринимательских структур должно владеть информацией о реальной вели чине' всех расходов, в том числе и постоянных, по каждому виду продукции, которая может быть сокращена в случае снижения объемов производства или в случае отказа от производства ряда продуктов. Поэтому в настоящее время в предпринимательских структурах особо остро встала проблема нахождения тесной, а в некоторых случаях и прямой связи накладных расходов с конкретными продуктами. В этом случае все накладные расходы должны прослеживаться прямо до конкретных видов продукции. Во-вторых, актуальность управления затратами вызвана также высокой конкуренцией и, как следствие, динамичностью современного бизнеса, которая заставляет руководство постоянно совершенствовать методы и технику управления затратами для изыскания внутрифирменных факторов успеха предприятия. Сегодня в результате научно-технической гонки товарные ряды расширяются быстротечно: появляются все новые и новые товары и услуги. С этой позиции управление затратами представляет собой область, насыщенную новыми методами, а, следовательно, и новыми возможностями. В-третьих, следует отметить и тот факт, что ввиду ограниченности на предприятии ресурсного потенциала, одним из методов, определяющих его конкурентоспособность в долгосрочной перспективе, является правильный выбор ресурсов и способность осуществлять их комбинирование эффективнее конкурентов. В-четвертых, актуальность управления затратами приобрела особую остроту в связи с тем, что затратные методы ценообразования, высокий уровень накладных расходов и «котловой» способ их распределения в себестоимости выпускаемой продукции явились одной из причин убыточности продукции гражданского назначения и товаров народного потребления (ТНП) во многих предпринимательских структурах. Проведенные нами исследования показали, что накладные расходы, которые в цене продукции гражданского назначения и ТНП составляют более 50%, распределяются по продуктам пропорционально одной базе — заработной плате производственных рабочих по расценкам. Тем самым традиционная система управления затратами предполагает, что производимые продукты потребляют все ресурсы пропорционально объему их производства. Однако, в реальности, накладные расходы зависят от многих факторов и являются результатом различных причинных связей [63]. Применение «котлового» способа распределения накладных расходов между выпускаемой продукцией приводит к искажению её себестоимости и рентабельности. Низкое качество исчисления себестоимости продукции осложняет работу предпринимательских структур, так как одна база распределенияобъем выпуска продукции не выражает всю совокупность накладных расходов, поскольку накладные расходы, являясь комплексными по своему составу, колеблются под влиянием множества различных факторов. По этой причине действующая система управления затратами не в полной мере способствует решению проблем их оптимизации, а также повышению эффективности хозяйствования предпринимательских структур в рыночных условиях. Следовательно, необходимость целенаправленного воздействия на затраты вызвана объектив ными условиями современных реалий рынка.

Таким образом, разработка новой нетрадиционной системы управления затратами, исследование проблем их качественных характеристик и аналитичности информации о затратах, позволяющих повысить конкурентоспособность производимой продукции, являются сегодня одной из важнейших задач экономической теории и практики.

Важность научного осмысления и решения проблемы повышения конкурентоспособности продукции на основе регулирования уровня затрат в условиях ограниченности ресурсов, представление новой научно-обоснованной методики управления затратами, способной обеспечить эффективное функционирование рыночного механизма в предпринимательских структурах, определили актуальность данного исследования.

В советское время, несмотря на то, что конкуренция была подавлена государственным планом и директивными заданиями, тем не менее, составной частью техпромфинплана каждого предприятия являлся раздел «План повышения эффективности производства», в котором были отражены мероприятия по совершенствованию и улучшению качества продукции, по внедрению прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства, научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам и другие. Это означает, что научно — технический прогресс всегда рассматривался как основой фактор снижения себестоимости продукции, повышения ее качества. Следовательно, проблема обеспечения конкурентоспособности продукции на основе управления затратами, даже тогда, когда господствовала плановая экономика и отсутствовала явная конкурентная борьба, пусть стихийно, но рассматривалась и изучалась уже издавна. Это вызвано тем, что традиционно цена товара базируется на общей себестоимости его производства. Поэтому управление себестоимостью всегда было в центре внимания ученых — экономистов. Так, в эпоху социализма советскими учеными Безруких П. С. и Ивановым Н. Н. был разработан нормативный метод управления затратами и исчисления себестоимости продукции (1967 г.). Внедрение нормативного метода управления затратами на предприятии рассматривалось также учеными Бородкиным А. С., Тороповым В. JI.(1990г.). Экономический расчет наилучшего использования ресурсов представил в 1960 г. Канторович JI. В. Изучение затрат и результатов в рамках общественно — хозяйственной практики проводилось учеными — экономистами Аврехом Г. Л., Федоренко Н. П., Щукиным Е. П. (1990г.).

С переходом на рыночные отношения проблеме повышения конкурентоспособности продукции на основе совершенствования управления затратами посвящено много научных трудов, как нашими российскими учеными — экономистами, так и зарубежными. Среди ученых — экономистов наиболее полно данная тематика нашла свое отражение в трудах Аверчева И. В., Бахрушиной М. А., Врублевского Н. Д., Ивашкевича В. Б., Карповой Т. П., Керимова В. Э., Соколова А. Ю., Хамидуллиной Г. Р., Аткинсона Э. А., Банкера Р. Д., Брю С. Л., Датара Ш., Дойла Д. П., Друри К., Каплана Р. С., Макконнелла К. Р., Фостера Дж., Хонгрена Ч. Т., Янга М. С. и др. В данных научных трудах глубоко проработаны отдельные аспекты управления затратами, но без учета отраслевой специфики функционирования предпринимательских структур. В экономической литературе отсутствует комплексный подход к управлению затратами, который обеспечит повышение конкурентоспособности продукции по уровню затрат.

Несмотря на наличие столь обширных исследований, наши ученые — экономисты при использовании зарубежного опыта не учитывают специфики функционирования российских предпринимателей, работающих в сложнейших многопрофильных структурах, что затрудняет адаптацию зарубежных методик по управлению затратами на практике, как основу повышения конкурентоспособности продукции отечественных предпринимательских структур. Поэтому теоретические, методологические и методические вопросы разработки механизма управления конкурентоспособностью продукции предпринимательских структур приобрели в настоящее время особую актуальность. Изучение фактического состояния конкурентоспособности продукции в предпринимательских структурах в нашей стране выявило недостатки традиционного метода управления затратами и исчисления себестоимости, являющихся основным показателем конкурентоспособности производимой продукции.

Вследствие перечисленных выше причин становится необходимым поиск формирования нового механизма управления затратами для достижения конкурентоспособности продукции в российской предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство определило выбор темы, цели и задачи исследования, а также структуру диссертационной работы.

Целью диссертационного исследования является разработка методических подходов к обеспечению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами в соответствии с рыночной конъюнктурой.

Для реализации поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

— исследованы теоретические аспекты и конкурентные преимущества управления затратами;

— выявлены особенности и проблемы действующей системы управления затратами в обеспечении конкурентоспособности продукции предпринимательских структур;

— разработана методика управления затратами для предприятий, позволяющая обеспечить конкурентоспособность продукции по уровню затрат;

— исследованы и научно обоснованы затратоопределяющие факторы накладных расходов;

— разработаны нормативы носителей накладных расходов и предложена методика распределения накладных расходов по видам деятельности предпринимательской структуры в разрезе выпускаемой продукции.

Предметом исследования являются инструменты и методы управления конкурентоспособностью продукции предпинимательских структур на основе управления затратами.

Объектом исследования, в соответствии с поставленной целью и поставленными задачами, являются предпринимательские структуры и процессы обеспечения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции.

Теоретической основой исследования явились труды классиков экономической науки, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных зарубежных и отечественных специалистов в области предпринимательства.

Методология исследования основана на системном подходе, использовании методов диалектики, синергетики, экономико-математического моделирования, предметно — логического, маркетингового, финансово — экономического, корреляционно — регрессионного анализа, расчетно — конструктивного, экономике — статистического, метода экспертных оценок.

Информационной базой исследования послужили законодательные акты РФ, официальные статистические отчеты, справочные материалы органов управления и научно-исследовательских институтов, отечественные и зарубежные публикации, материалы научно — практических конференций и семинаров по исследуемой проблематике, а также отчетность предпринимательских структур города Коврова Владимирской области.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

1. Выстроена иерархия понятий «издержки», «затраты», «расходы» и «себестоимость», позволяющая определить процесс управления затратами как базовый при принятии управленческих решений для достижения конкурентоспособной цены продукта.

2. Выработан стратегический подход к управлению затратами с построением «дерева целей», раскрывающий полный цикл процесса управления затратами с учётом влияния факторов как внешней, так и внутренней среды на конкурентоспособность продукции предпринимательской структуры.

3. Разработана методика управления затратами на основе обратной калькуляции, позволяющая обеспечить конкурентоспособность продукции путем регулирования фактического уровня затрат относительно их нормативного уровня.

4. Систематизированы затратоопределяющие факторы накладных расходов и разработана методика распределения накладных расходов по видам деятель ности и видам продукции в зависимости от организационной структуры предприятия и технологического процесса, позволяющая управлять цепочкой затрат по функциональным центрам и местам их возникновения. 5. Разработана и внедрена автоматизированная технология управления затратами на основе функциональных затратообразующих факторов, позволяющая оперативно реагировать на формирование условий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанная методика, сориентированная одновременно на рыночные факторы и на производителя продукции, дает возможность на научной-основе повысить эффективность управления, затратами, определить реальную себестоимость продукции, и, тем самым, усовершенствовать саму систему ценообразования в российских предпринимательских структурах. Это позволит руководству предпринимательских структур принимать оптимальные управленческие решения, направленные на повышение конкурентоспособности продукции путем проведения эффективной товарно — ассортиментной и ценовой политики.

Апробация работы осуществлялась на одном из крупнейших машиностроительных предприятий в России — Открытое Акционерное Общество «Завод имени В.А. Дегтярева» (ОАО «ЗиД») города Коврова Владимирской области. Положиельные результаты внедрения подтверждены соответствующим.актом.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебном процессе преподавания в вузах по дисциплинам: «Управленческий учет», «Управление затратами», «Методические вопросы формирования цен».

По результатам исследования опубликовано 12 научных статей, в том числе 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, с общим объемом 4,23 п.л., из них 3,64 п.л. авторских.

Разработанные в диссертации методические рекомендации по обеспечению конкуреноспособности продукции предпринимательских струкур на основе управления затратами, получили положительную оценку у ведущих специалистов одного из крупнейших машиностроительных предприятий города Коврова Владимирской области — Открытое Акционерное Общество «Завод имени В. А. Дегтярева» .

Результаты исследования рассмотрены, одобрены и приняты к внедрению с целью повышения эффективности управления затратами и формирования конкурентного ценового механизма в предпринимательской структуре ОАО «Завод имени В. А. Дегтярева» .

Выводы и предложения.

В диссертационной работе на основании проведенных теоретических и практических исследований разработан и апробирован научно — обоснованный методический подход к повышению конкурентоспособности продукции предпринимательских структур на основе управления затратами, который позволяет методом обратной калькуляции, в соответствии с требованиями рыночной конъюнктуры, контролировать фактический уровень затрат продукции путем регулирования уровня накладных расходов, что повысит эффективность управления затратами в предпринимательских структурах и обеспечит конкурентоспособность производимой продукции.

Основные научные и практические результаты исследования заключаются в следующем:

1. Исследована экономическая сущность процесса управления затратами и конкурентоспособности продукции. В результате выстроена иерархия понятий «издержки», «затраты», «расходы» и «себестоимость», выработан стратегический подход к управлению затратами с построением системы целей, выявлены характерные особенности и аналитические возможности различных систем управления затратами, уточнена методика распределения РСЭО методом сметных ставок, рассчитанных на основе коэффициенто-машино-часов и разработана методика расчета норматива стоимости эксплуатационных расходов на 1 час работы оборудования — типового представителя на машиностроительных предприятиях, что позволило определить теоретические основы обеспечения конкурентоспособности продукции на основе управления затратами и отдать предпочтение системе управления затратами на основе обратной связи, которая ориентирована одновременно и на рынок, и на производство.

2. На основе проведенного анализа действующей системы управления затратами в обеспечении конкурентоспособности продукции предпринимательских структур было установлено, что большая часть продукции гражданского назначения и ТНП является убыточной, а, следовательно, неконкурентоспо собной. Основными причинами неконкурентоспособности продукции гражданского назначения и ТНП являются, во-первых, высокий уровень накладных расходов в себестоимости выпускаемой продукции, которые занимают в цене продукции более 50% и имеют тенденцию роста из года в год. Во-вторых, применение «котлового» способа распределения накладных расходов между выпускаемой продукцией приводит к искажению ее себестоимости и рентабельности. В-третьих, основным методом ценообразования является затратный метод — «издержки плюс прибыль», который ориентирован не на покупателя, а на производителя. В результате учет затрат в предпринимательских структурах осуществляется неточно, искажая при этом реальную себестоимость отдельных видов продукции, не заинтересовывает работников компании в снижении затрат и в повышении эффективности производственных процессов, поскольку они не владеют ситуацией о фактической величине рентабельности или убыточности каждого вида продукции, определяемой рынком.

Перечисленные выше проблемы и послужили целью разработки новой системы управления затратами и методики исчисления себестоимости продукции, а, следовательно, и новым подходом к совершенствованию системы ценообразования для достижения конкурентоспособной цены продукции в предпринимательских структурах.

3. Для обеспечения формирования устойчивого конкурентного преимущества предпринимательских структур в условиях рыночной экономики разработана комплексная методика управления затратами на основе обратной связи, позволяющая регулировать фактический уровень затрат относительно нормативного по каждому виду продукции. Учитывая, что в цене основополагающими являются издержки производства, предпринимательским структурам для обеспечения формирования конкурентного преимущества в условиях рыночной экономики следует применять метод ценообразования, основанный на обратной калькуляции с полным распределением затрат, то есть систему «кайзенкостинг» .

Ключевым фактором успеха достижения нормативного уровня затрат продукции является комбинирование двух систем управления затратами: «директкостинга» и метода ABC.

При высокой насыщенности рынка объем производства как фактор снижения средних издержек в краткосрочной перспективе уступает место другим затратообразующим факторам. Насыщенность рынка, с одной стороны, и необходимость иметь затраты ниже уровня конкурентов, с другой, выступают причиной ограничений в расширении ассортимента выпускаемой продукции и взвешивания его составляющих для достижения оптимального соотношения. Поэтому первым этапом системы управления затратами на основе обратной связи («кайзен — костинг») является принятие решений об ассортименте выпускаемой продукции с использованием системы «директ — костинг». При этом основным критерием выступает величина маржинального дохода каждого вида продукции.

Вторым этапом для достижения нормативного уровня затрат нами предложено внедрение на практике ABC — метода. Формирование информационной базы затрат по видам деятельности предусматривает наиболее точный подход к включению накладных расходов в себестоимость продукции, а, следовательно, и более точные результаты исчисления себестоимости продукта для определения его конкурентоспособной цены, и управления затратами. В отличие от традиционной системы управления затратами, метод ABC позволяет определить пути сокращения накладных расходов посредством использования системы носителей затрат.

4. Исследованы и обоснованы с помощью метода наименьших квадратов и корреляционного анализа, а также других подходов затратоопределяющие факторы накладных расходов, позволяющие распределять накладные расходы по продуктам с наибольшей точностью. С этой целью разработана трансформация традиционной группировки накладных расходов по номенклатуре статей затрат в группировку накладных расходов по видам деятельности в разрезе функциональных центров затрат.

5. Разработана методика распределения накладных расходов по видам дея тельности в соответствии с организационной структурой предприятия и технологическим процессом изготовления каждого вида продукции, которая позволит обоснованно учесть фактически произведенные затраты по функциональным центрам затрат, местам их возникновения и в разрезе изделий.

6. Разработаны плановые ставки на единицу носителя затрат и нормативы носителей затрат по видам деятельности, что позволит определить экономии-чески обоснованный уровень затрат по видам деятельности в разрезе изделий и контролировать фактические ставки на единицу носителя затрат и фактическое количественное значение носителей затрат по каждому изделию. Такая информация является одной из важнейших результатов АВС — анализа и служит инструментом для принятия* управленческих решений относительно повышения конкурентоспособности продукции.

7. Разработана автоматизированная технология управления затратами на основе функциональных затратообразующих факторов «Распределение накладных расходов' методом АВС», которая повысит производительность труда работников экономических служб в 4 раза, что даст возможность получить экономический эффект за счет экономии трудовых ресурсов в отделении мототехники ОАО «ЗиД» 2'398'169 руб. Общий годовой экономический эффект от внедрения новой комплексной системы управления затратами на ОАО «ЗиД» по производству мототехники составил в 2007 году 15'327'808 руб.

Обобщение теории и практикиобеспечения конкурентоспособности продукции на основе управления затратами позволило представить универсальную и адаптированную к предпринимательским структурам новую модель системы управления затратами и исчисления реальной себестоимости продукции с полным распределением затрат, и на ее основе совершенствование системы ценообразования путем комбинирования метода АВС и маржинального анализа с использованием обратной калькуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Федеральный Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ «О бухгалтерском учете"// Реформа бухгалтерского учета. Федеральный закон „О бухгалтерском учете“. Двадцать положений по бухгалтерскому учету, М.: Ось — 89, 2003.
  2. Федеральный Закон РФ от 22.03.91 г. № 948−1 „О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (в новой редакции).
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (части I, II, III) Ростов н/Д: „Феникс“, 2005, — 478 с. — (Закон и Общество).
  4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Официальный текст М.: Издательство-ЭКСМО, 2005. — 576 с.
  5. ПБУ № 9/99 „Доходы организаций?', приказ МФ РФ от 30.03.2001. № 27-н.
  6. ПБУ № 10/99 „Расходы организаций“, приказ МФ РФ от 30.03.2001. № 27-н.
  7. И. В. Управленческий учет и отчетность. Постановка и внедрение / Игорь Аверчев. Москва: Вершина, 2007.-512 с.
  8. Г. А. Затраты и результаты: беседы об экономике. М.: Наука, 1990.192 с.
  9. Академия рынка: маркетинг: Пер. с фр./А. Дайан, Ф. Букерель, Р. Ланкар и др.- Науч. ред. А. Г. Худокормов. М.: Экономика, 1993. — 572 с.
  10. Е. А., Данилочкина Н. Г. Управление затратами. — М.: изд-во ПРИОР, 1998. 64 с.
  11. Ю. П. Планирование и контроллинг.М.: Омега —Л., 2005−280 с.
  12. Д. Определение себестоимости методом Activity based costing // Финансовый директор. -2003. № 7−8 — с. 38.
  13. Аткинсон, Энтони А., Банкер, Раджив Д., Каплан, Роберт С., Янг, Марк С. Управленческий учет, 3-е издание.: Пер. с англ.— М.: Издательский дом1. Вильяме“, 2007. 880 с.
  14. Т. Н. Планирование на предприятии // Т. Н. Бабич, Э. Н. Кузьбожьев: учебное пособие, М.: КНОРУС, 2005. — 336 с.
  15. И. В. Методологические и учетные аспекты распределения косвенных расходов торговой организации АВС методом// Экономический анализ: теория и практика.- 2006.- № 21.- с. 47−58.
  16. М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 1981.-262 с.
  17. С. А. История экономических учений: Учебник. М.: Экономистъ, 2003.-456 с.
  18. Т. Б. Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие.- М.: ИНФРА- М, 2001.-215 с.
  19. Большая экономическая энциклопедия. -М.: Эксмо, 2007. 816 с.
  20. А. С., Торопов В. JI. Нормативный учет и себестоимость промышленной продукции. К.: ТЕХНИКА, 1990. -152 с.
  21. И. В., Васильева Э. К. Стратегическое планирование и контроллинг.- СПб.: Питер, 2006.-192 с.
  22. С. А. Управленческий анализ: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2005.- 384 с.
  23. А. Российские компании исповедуют три подхода к управлению затратами // Эксперт. -1998. № 10.
  24. А. Управлять затратами в условиях кризиса, стабильности и далекого будущего нужно по-разному // Эксперт. -1998. № 32.
  25. А. В., Берник В. Р., Головкин А. Н. Профессиональный и официальный комментарий к Положению о составе затрат. М.: „Центр налоги и финансовое право“, 2000. —766 с.
  26. М. И. Внутрифирменное планирование: Учебник.- М.: Инфра -М.-1999.- 392 с.
  27. С. М., Дорошенко Ю. А., Гусев С. А. Особенности процессного подхода к управлению затратами на предприятии // Экономический анализ.2006. № 6.- с. 28−32.
  28. С. М., Лебедева Н. В. Новый подход к калькулированию себестоимости: опыт развитых стран // Бухгалтерский учет -1996. № 5.
  29. М. А. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие для студентов вузов. М.: Омега Л, 2005. — 576 с.
  30. М. А. Учет затрат по функциям и стратегическое управление ими.// Справочник экономиста. -2004. № 11 — с. 40.
  31. Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия СПб., издательство „Лань“, 2002. — 880 с.
  32. Н. Стратегия управления ассортиментом продукта // Консультант директора. -2005.- № 5. с. 32, № 6. — с. 15.
  33. А. Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 9-ое изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация „Дашков и К0″, 2006. — 600 с.
  34. О. Н. Целевое ценообразование как инструмент стратегического управления затратами // Экономический анализ.-2006.-№ 7- с. 41−45.
  35. О. Н. Функциональный подход в управлении затратами // Экономический анализ. — 2006.- № 6 с.33−37.
  36. Н. Д. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник.- М.: Бухгалтерский учет, 2005. 400 с.
  37. Ф., Воронина Г. О конкурентоспособности промышленных предприятий // Экономист.-2004.-№ 6. с. 17.
  38. И. Е. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии. Издание 12.М.:"Кно РУС“ Новосибирск: Экор Книга, 2005. -1056 с.
  39. Е. Основы современного бизнеса // Консультант директора. — 2005.-№ 7.- с. 21.
  40. В. Н., Панфилова Е. Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник. М.: Форум: ИНФРА — М, 2005.-416 с.
  41. А. Г., Горлачева Е. Н. Роль инноваций в обеспечении качества1 ' „181 продукции//Машиностроитель.-2005.-№ 2 -c.l5.
  42. И. Б., Плеханова А. Ф. Учет и распределение косвенных затрат // Справочник экономиста.- 2005.- № 7 с. 20, № 8 — с. 32.
  43. И. Б. Управление целевыми затратами // Экономический анализ. —2005.-№ Ю.-с. 40.
  44. Д ой л, Дэвид П. Управление затратами: Стратегическое руководство/Дэвид П. Дойл- пер: с англ. 14. В. Козырь и Н. С. Сологуб. Москва: Волтерс Клувер, 2006. 264 е.- Доп. тит.л. англ.
  45. К. Управленческий учет для бизнес решений: Учебник7 Пер: с англ.- М.: ЮНИТ14 — ДАНА, 2003.- 655 с. ¦
  46. К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ.- Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-1071 с.
  47. Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием. Учебное пособие. М.: 1И1ФРА М, 2004.- 491с.
  48. A. JI. Справочник экономиста в формулах и примерах / A- JI. Зорин. -М-: Профессиональное издательство, 2006.-336 с.
  49. Иванов Н. HI Внедрение нормативного учета на предприятии. М. „Финансы“, 1970.- 262 с.
  50. Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия: учеб: пособие/ Е. А. Иванова.- Ростов н/ Д: Феникс, 2008. 298 с.
  51. В. Б. Бухгалтерский управленческий учет. М.: Экономиста, 2004.-618 с.
  52. А. И. Планирование на предприятии: учебник / А. И. Ильин -Мн.: Новое знание, 2001.- 635 с.
  53. А. И., Лайзерович П. В. Планирование себестоимости и прибыли в объединении.- М.: Экономика, 1986.- 64 с.
  54. А. П., Минаева Н. В. Экономика. Учебный курс по основам экономической теории. Лекции, упражнения, тесты, тренинги. 3-е изд. доп. И испр. Под редакцией В. Е. Ковалевой, М.: ООО „Гном-Пресс“, 1998. -320 с.
  55. Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель.- 2003.- № 8.- с. 30.
  56. Т. П. Управленческий учет: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002.- 350 с.
  57. Р. Г., Петросян А. А. Расчет себестоимости единицы изделия на основе принципов функционально — процессного учета затрат // Экономический анализ. 2003.- № 3 — c. l 1.
  58. А. Н. О группировках затрат в производственном учете // Бухгалтерский учет-2002.- № 2. с. 15.
  59. В. Э., Комарова Н. Н. Организация управленческого учета по системе „Директ Костинг“// Аудит и финансовый анализ. -2001.- № 2.- с. 90.
  60. В. Э., Петрише Ф. А., Селиванов П. В., Керимов Э. Э. Методы управления затратами и качеством продукции. Издательско — торговая корпорация „Дашков и К М. 2005.- 105 с.
  61. В. Э. Управленческий учет: учебник.2-ое издание. М.: Изда-тельско-торговая корпорация „Дашков и К°“, М. -2003.-416 с.
  62. В. Э., Епифанов А. А., Селиванов П. В., Крятов М. С. Управленческий учет производственной деятельности. Учебное пособие/ Под ред. В. Э. Керимова-М.: Издательство „Экзамен“, 2002. -160 с.
  63. В. Э. Международная система учета „Директ Костинг“ // Консультант директора. — 2004.- № 15 — с. 34.
  64. В. Э. Современные системы управленческого учета // Экономический анализ. 2003.-№ 11.- с. 2.
  65. А. И., Казиник Е. М., Козловская JI. Г. Экономика предприятия в вопросах и ответах: Учебное пособие — 2-ое изд., переработанное и дополненное- Под ред. член корр. МАИ Ковалева А. И. — М.- ООО фирма „Благовест-В“, 2005.-240 с.
  66. Е. П. Калькулирование себестоимости способом суммирования затрат // Главбух. -1998.- c. l 1.
  67. Н. П., Иванова М. А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебное пособие.- М.: ИНФРА М, 2006.- 368 с.
  68. О. В. Микроэкономика: 100 экзаменационных ответов. Изд.-е 2-е, перераб. и доп. Экспресс справочник для студентов вузов.- М.: ИКЦ „МарТ“, Ростов н/Дону, 2004.- 256 с.
  69. Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. 2-е европ. изд. — М., СПб, К: Издательский дом „Вильяме“, 2006.- 944 с.
  70. С. А. Управление затратами. СПб: Питер, 2001.- 160 с.
  71. А. А. Формирование себестоимости продукции. — М.: „Налоговый вестник“, 2003.-208 с.
  72. JI. П., Кураков В. J1. Словарь справочник по экономике. -2-е изд.-М.: Пресс — Сервис, 1998. -388 с.
  73. А. В. Управление затратами. Конспект лекций. М.: ООО „А-Приор“, 2007.- 112 с.
  74. П. В. Международные стандарты финансовой отчетности: требоваания к отчету о прибылях и убытках //Справочник экономиста.-2004.-№ 6- с. 71.
  75. А. В. Организация учета затрат на производство // Бухгалтерский учет. -1996. № 7,8.
  76. А. В. Учет общепроизводственных расходов // Бухгалтерский учет.-1999. № ll.-c.59.
  77. В. П. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие.- М.: Финпресс: НГАЭ и У, 1997.- 356 с.
  78. И. Маркетинг на 100% СПб.: Питер, 2003. — 240 е.: ил.- (серия „Деловой бестселлер“).
  79. К. Р., Брю С. Л. Экономика: учебник. Принципы, проблемы и политика. М."Инфра М“, 2005.- 972 с.
  80. А. Принципы экономической науки, том I, II, III. Перевод с английского, М.: Издательская группа „Прогресс“, 1993.- 1076 с.
  81. И. А., Савина О. Э. Нормативный метод учета затрат и формирования себестоимости // Управленческий учет. 2005.- № 5.- с. 76.
  82. Менар Клод. Экономика организаций: Пер. с француз./Под ред. А. Г. Худокормова.- М.: ИНФРА М, 1996. -160 с.
  83. Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры / Пер. с нем. М.: ФБК Пресс, 1996.- 260 с.
  84. С. А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости,— М.: Аналитика Пресс, 1997.
  85. И. Себестоимость и прибыль бухгалтерский, налоговый и управленческий аспекты // Управленческий учет и финансы.- 2005.- № 1.- с. 51.
  86. П. П., Рендухов И. М. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции в промышленности: Учебник. М. :Финансы и статистика, 1992.-224 с.
  87. Нормативный метод учета и калькулирования себестоимости продукции. Под ред. П. С. Безруких и Н. Н. Иванова. М.:"Финансы“, 1967.- 132 с.
  88. С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 7-е изд., дополнительное, М.: Азбуковик, 1999, — 944 с.
  89. А. М. Экономика промышленного предприятия. Учебное пособие изд. 2-ое перераб. и дополненное, М., „Экономика“, 1974.- 462 с.
  90. А. С. Методические рекомендации по диагностике финансового состояния предприятия // Экономист. -2006. -№ 2.- с. 14.
  91. А. П. Маркетинг: Учебник М.: ИКФ Омега — JL, 2002.- 656 с.
  92. JI. В., Маслова И. А., Маслов Б. Г. Метод „директ костинг“ в управленческом учете // Бухгалтерский учет. — 2003.- № 19.- с. 66.
  93. JI. В., Токмакова Е. Н. Концепция затратообразующих факторов в рамках стратегического управленческого учета // Управленческий учет. —2005.-№ 5.- с. 32.
  94. Е. Б., Пошерстник Н. В. Состав и учет затрат в современных условиях. СПб.: Издательство Торговый Дом „Герда“, 2000.- 448 с.
  95. С. М. Экономический анализ деятельности предприятия. Учебное пособие для студентов экономических специальных высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. — М.: Академический проект, 2002.-573с.
  96. Расчеты экономической эффективности новой техники. Справочник. Под. ред. д-ра эк. наук, проф. К. М. Великанова. Л.:"Машиностроение», 1975.- 432 с.
  97. К. А. Экономика организации (предприятия). Учебник. 4-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К0″, 2003.- 1012 с.
  98. А. В. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. М.: Издательство ЭКСМО, 2005. -496 с. (Портфель бухгалтера).
  99. В. Н., Романова Г. В. Современная экономика в вопросах и ответах. Микроэкономика. СПб. „Паритет“, 2001.- 416 с.
  100. Л. Е. Анализ хозяйственной деятельности. Краткий курс лекций. М.: Юрайт Издат.2003. — 220 с. (Технология правильного ответа).
  101. О. В. Бухгалтерский управленческий учет и управленческое планирование. М.: Финансы и статистика, 2005.- 464 с.
  102. Рыночная экономика: Учебник в 3 т., т. 2 часть! (Основы бизнеса. — М.:1. Соминтэк», 1992, — 160 с.
  103. Рыночная экономика: Учебник в 3 т., т. 2 часть II. Основы бизнеса. М.: «Соминтэк», 1992.- 155 с.
  104. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г. В. Савицкая Мн.: Новое Знание, 2001.- 704 с.
  105. С. А. Внедрение системы управленческого учета Activity Based Costing с использованием модульного принципа формирования плана счетов // Управленческий учет. 2006.- № 3.- с.4- 17.
  106. Себестоимость продукции, работ, услуг. Выбор оптимального варианта, пути снижения. Современная законодательно — нормативная база начисления себестоимости для бухгалтерского и налогового учета. Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 5.- 2003. 232 с.
  107. И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий): Учеб. /под ред. И. В. Сергеева.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005.- 560 с.
  108. И. В. Экономика предприятия. Учебное пособие. -2-е изд. перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2002.- 304 с.
  109. В. К., Прудников В. М. Экономика предприятия: Учебник. М.: ИНФРА — М, — 2007.- 528 с.
  110. В. К. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции.// Справочник экономиста. 2004. № 3- с. 56.
  111. Е. А. Управление ассортиментом новый ресурс повышения рентабельности бизнеса// Справочник экономиста. -2004. № 3- с. 56.
  112. Д. В. TARGET COSTING как метод целевого стратегического управления затратами // Менеджмент в России и за рубежом.- 2005. № 6.- с. 64.
  113. А. Ю. Управленческий учет накладных расходов. М.: Финансы и статистика, 2004.- 448 с.
  114. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. М.: изд-во «Приор», 2000. 224 с.
  115. А. И. История экономики и экономических учений. М.: «Финансы истатистика», 2003. 200 с.
  116. Ю. В., Земляков Д. Н. Микроэкономика.: Учебник / Под общей ред. д. эк. Наук, проф. А.В. Сидоровича- МГУ им. М.В. Ломоносова М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.- 304 с. '
  117. М. Ценообразование и планирование прибыли в условиях высококонкурентного бизнеса // Консультант директора. -2004.- № 7.- с. 26.
  118. А. А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия, М.: Финансы и статистика, 2005.-304 с.
  119. М. И. Управление затратами на предприятиях. М.: ИНФРА-М, — 2004.-218 с.
  120. Управление затратами на предприятии: Учебник / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев и др. Под общ. Ред. Г. А. Краюхина. СПб.: Издательский дом «Бизнес — пресса», 2000.- 277 с.
  121. Управленческий учет: Учебное пособие / Под редакцией А. Д. Шеремета.-2-е изд., испр.- М.- ИД ФБК ПРЕСС, 2004.-512с.
  122. Э. А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. М.: Издательство «Зерцало», 1998.-272 с.
  123. Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник.-М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел -Синтез», 2000.-640 с.
  124. Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» (80 500), «Экономика» (80 100)/ Т.Г. Философова- В.А. Быков- под ред. Т. Г. Философовой. -М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2007. -271 с.
  125. Г. Р. Управление затратами: планирование, учет, контроль и анализ издержек обращения /Г. Р. Хамидуллина. М.: Издательство «Экзамен», 2004.-352 с.
  126. Ч., Фостер Дж. Датар Ш. Управленческий учет, 10 — е издание / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2007.-1008 с.
  127. А. Н. Цены и ценообразование в системе маркетинга. Учебное пособие. Издание 2-е. М.: Информационно — издательский дом «Филинъ», 1998.-448 с.
  128. Г. О. Анализ и прогноз взаимосвязи себестоимости, объема производства и прибыли.// Справочник экономиста. 2006. — № 1.- с. 51, № 2.- с. 53.
  129. И. Н., Чечевицина JI. Н. Микроэкономика: Экзаменационные вопросы и ответы. М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и К0», 2002.- 320 с.
  130. Г. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ООО «Фирма Благовест -В», 2003, — 184 с. ,
  131. Н. Н. Как рассчитать себестоимость и продажную цену продукции? // Главбух. -2003.- № 3.- с. 52.
  132. Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс 1982.- 455с.
  133. Экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. 2 изд., перераб. и доп. М.: издательство БЕК, 1997. -816 с.
  134. Экономика организации: Учебник. Под ред. В. Я. Горфинкель. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2000.- 608 с.
  135. Экономика предприятия, (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА — М, 2002.-601 с.
  136. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 1998.-416 с.
  137. Экономика предприятия: 100 экзаменационных ответов. / Экспресс -справочник для студентов вузов. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. -352 с.
  138. Экономика предприятия: Учебник для вузов / И. Э. Берзинь, С. А. Пикунова, Н. М. Савченко. С. Г. Фалько- Под ред. С. Г. Фалько. 2-е изд. испр. -М.: Дрофа, 2004.- 368 с.
  139. Экономика предприятия. Учебник для вузов / Под ред. проф. В. А. Швандара. 3-е изд., переработанное и дополненное. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.-718 с.
  140. Экономика предприятия.: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Фалько, — М.: Дрофа, 2003.-368 с.
Заполнить форму текущей работой