Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление системными преобразованиями в экономике депрессивного региона: на материалах Кабардино-Балкарской Республики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В основе федеральной политики до сих пор, по причине глубокой дифференциации регионов по социально-экономическому развитию, лежит принцип выравнивания. Разрабатываются и предпринимаются попытки реализации соответствующих целевых программ. Некоторыми же экспертами обосновывается необходимость формирования новой государственной политики регионального развития, которая базировалась бы на принципе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
  • ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМНЫМИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯМИ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ
    • 1. 1. Трансформационные процессы и системные преобразования в региональной экономике
    • 1. 2. Идентификационные признаки проблемных регионов и принципы их устойчивого развития
    • 1. 3. Исследование концептуальных проблем функционирования экономических подсистем регионального уровня
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДСИСТЕМ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
    • 2. 1. Анализ доминантных тенденций социально-экономического развития региона
    • 2. 2. Основные характеристики доминантных тенденций регионального экономического развития
    • 2. 3. Характеристика состояния базовых экономических подсистем Кабардино-Балкарской республики
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ЭКОНОМИКЕ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. Обоснование направлений наращивания финансовой базы субфедерального образования в условиях межрегиональной социально-экономической дифференциации
    • 3. 2. Стратегическое управление устойчивым развитием региона как фактор реализации системных преобразований

Управление системными преобразованиями в экономике депрессивного региона: на материалах Кабардино-Балкарской Республики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из самых активно обсуждаемых сегодня проблем является разработка стратегии регионального развития, учитывающей многообразие региональных особенностей в изменившиеся условия хозяйствования. Его решение является исключительно сложными и обусловлено широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическими условиями, так и по характеру накопленных и решаемых на современном этапе задач.

В основе федеральной политики до сих пор, по причине глубокой дифференциации регионов по социально-экономическому развитию, лежит принцип выравнивания. Разрабатываются и предпринимаются попытки реализации соответствующих целевых программ. Некоторыми же экспертами обосновывается необходимость формирования новой государственной политики регионального развития, которая базировалась бы на принципе поляризованного или сфокусированного развития регионов-лидеров, способных потянуть за собой остальные территории. Но, несмотря на продолжающиеся дискуссии по поводу разработки государственной политики регионального развития, бесспорным является необходимость соблюдения требования системности, которая бы содержала комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого экономического и социального развития регионов страны. В связи с этим актуализируется проблема разработки и реализации методов эффективной экономической политики в отношении депрессивных регионов, которые бы включали приемы результативного воздействия на социально-экономическую ситуацию. Результативность этого воздействия связывается с необходимостью выработки и реализации системных подходов к решению проблем, сопряженных с территориальной депрессией. Вышеизложенное составляет объективную необходимость научных исследований по проблемам системных преобразований в экономике депрессивных регионов, управлению трансформационным процессом с целью решения важных прикладных хозяйственных и социальных задач регионального развития.

Степень разработанности проблемы. Исследованию вопросов развития региональной экономики и политики на теоретическом и прикладном уровне посвящены работы отечественных и зарубежных экономистов, в числе которых следует выделить труды: Алиева В. Г., Былова Г. В., Гранберга.

A.Г., Полынева А. О., Смирнягина Л. В., Штульберга Б. М., У. Айзарда, Дж. Борте, Х. Зиберта, А. Леша, Г. Мюрдаля, Х. Ричардсона, Я.Тинбергена.

Объективное содержание происходящих на региональном уровне российской экономики рыночных преобразований рассматривается в работах А. Гранберга, В. Гришина, О. Иншакова, В. Лаженцева, В. Лексина, Р. Манна-пова, А. Швецова. Проблемы межрегионального выравнивания социально-экономического развития нашли отражение в трудах Гапоненко А., Кузнецовой О., Лавровского Б., Лексина В., Марголина А., Швецова А. Характеристика особенностей развития регионов ЮФО и факторов их обусловливающих представлена в работах Бутова В., Гершковича Б., Гонтаря Ю. Игнатова.

B., Кетовой Н. Кузнецова Н., Куянцева И., Овчинникова В., Ребий Е., Слепа-кова С., Тяглова С., Ушвицкого Л. И. и др.

Структурирование региональной экономики на базовые подсистемы находится в центре внимания современных регионоведов О. Бетина, О. Врублевской, Н. Иванова, В. Каретина, Т. Маковник, Г. Масленникова, В, Овчинникова, С. Прокофьева, А. Романенкова, А. Смирнова, И. Трунинаособое внимание при этом уделено исходным условиям и базовым параметрам формирования механизма сбалансированного функционирования и развития региональных экономических подсистем в работах А. Дидович, И. Кадочникова, Н. Кетовой, К. Лайкам, Н. Сидоровой, С. Синельникова-Мурылева, О. Богачева, И. Василенко, С. Каргина, Ш. Матиас, С. Тяглова и др.

Вместе с тем, политика фискального выравнивания, снижение бюджетных ограничений по ее реализации, поддержка отраслевых направлений роста не смягчила остроту проблем территориальной депрессии. Значительное число регионов, в том числе и юга России, проявляют слабые возможности к саморазрешению собственных проблем на базе использования ставших традиционными подходов. Это требует необходимости дальнейшей разработки концептуальных подходов по реформированию экономики депрессивных регионов, предполагающего системную реконструкции их хозяйственных комплексов, решение социальных задач отсталых территорий. Актуальность указанных вопросов, их теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования, его логику и структуру.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК МОиН РФ (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика, п.п.5.12. — «Инструменты сглаживания пространственной поляризации» и 5.13. «Проблемы устойчивого развития регионов разного уровня».

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка механизма реализации системных преобразований в региональной экономике (через воздействие на базовые экономические подсистемы) для обеспечения условий устойчивого развития субъекта Российской Федерации.

Цель исследования предполагает постановку и решение следующих задач:

— исследование трансформационных процессов в экономике и оценка их воздействия на региональное развитие;

— идентификация признаков, характеризующих состояние «депрессив-ности» и «отсталости» регионов;

— исследование принципов и факторов устойчивого и сбалансированности развития регионов;

— анализ экономических подсистем регионального уровня и выявление доминантных тенденций регионального развития;

— определение сути системных преобразований применительно к условиям и задачам преодоления региональной депрессии;

— обоснование механизма реализации системных преобразований в экономике депрессивного региона.

Объектом исследования явилась совокупность трансформационных процессов и кризисных явлений, протекающих в экономике депрессивного региона. Исследования проводились на материалах Кабардино-Балкарской республики.

Предметом исследования является совокупность теоретических и практических вопросов, сопряженных с реализацией системных преобразований в экономике депрессивных регионов.

Теоретико-методологическую базу работы составили положения теории региональной политики, подходы к изучению факторов роста эффективности региональной экономики как целостности на основе сбалансированного функционирования ее базовых экономических подсистем, программные и прогнозные разработки государственных органов власти и управления, правовые акты и нормативные документы. Поставленная цель исследования предопределила необходимость использования ряда подходов и приемов, обеспечивающих комплексный анализ и применение системно-функционального метода исследования. В его рамках использовались такие приемы, как экономико-статистические группировки, сравнительный анализ, факторный анализ, динамические ряды. При решении частных вопросов использованы методы, практикуемые в экономических исследованиях, среди которых предпочтение отдавалось обеспечивающим достоверность, объективность и сопоставимость оценок.

Информационно-эмпирическая и нормативная база исследования.

Информационная база представлена материалами монографий, статей, диссертационных исследований и периодических изданий. Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические и финансово-экономические издания, материалы справочников Федеральной службы государственной статистики и ее Территориального отделения по КБР, материалы компьютерной базы средств массовых коммуникаций. Нормативно-правовую базу диссертации составили Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, программные документы федерального уровня, республиканские законодательные и подзаконные акты, среднесрочные программы социально-экономического развития КБР и отраслевые республиканские программы.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и практических аспектов механизма управления трансформационными процессами в экономике депрессивного региона.

Основные научные результаты, выносимые на защиту, характеризуются следующими положениями:

— в теоретико-методологическом аспекте уточнена сущность системных преобразований применительно к условиям и задачам вывода региона из депрессивного состояния, предполагающая включение в реформационный процесс всех региональных экономических подсистем и элементов институциональной среды;

— доказана индифферентность экономики депрессивного региона к фрагментарным воздействиям по поддержке отдельных отраслей и определены требования по обеспечению результативности реформационного процесса, базирующиеся на учете обусловленности состояния экономики институциональными факторами и комплекса взаимосвязей региональных экономических подсистем;

— уточнены признаки «депрессивности» и «отсталости» регионов, представлена методика определения «точки депрессии», позволяющая разработать и реализовать региональную концепцию для поступательного сокращения отставаний в региональном развитиина основе анализа доминантных тенденций социально-экономического развития региона выделены его базовые экономические подсистемы и показаны их взаимосвязи;

— обоснован комплекс мероприятий по системному воздействию на базовые экономические подсистемы с целью обеспечения положительной региональной экономической динамики, осуществляющейся в режиме поступательного приближения к состоянию финансовой сбалансированности субъекта федерации.

Теоретическая значимость диссертационной работы заключается в разработке концептуальных подходов к реализации системных преобразований для достижения устойчивого социально-экономического развития регионов, а также в комплексной характеристике диапазона инструментов для повышения эффективности управления реформационным процессом. Рекомендации и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, вытекают из логики теоретико-экономического анализа территориально-региональной организации экономики и базируются на использовании и обобщении репрезентативных экономико-статистических материалов, характеризующих основные тенденции динамики региональной экономики, а также на изучении отечественной и зарубежной экономической литературы по данной проблематике. Теоретические выводы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке инструкций и методических материалов в сфере формирования политики социально-экономического развития регионов.

Практическая значимость и апробация результатов исследования. Изложенные и обоснованные в работе положения могут быть использованы региональными органами власти при разработке комплексных предложений по формированию эффективных методов совершенствования механизма регулирования региональной экономики. Результаты диссертационного исследования могут найти применение в учебном процессе в ВУЗах, быть использованы в преподавании курсов: «Региональная экономика», ««Государственное регулирование экономики».

Основные результаты выполненного исследования докладывались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии, межрегиональных и международных конференциях.

По результатам исследования опубликованы 4 работы общим объемом 0,8 п.л.

Структура работы отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе выполненных в работе исследований и разработанных методических и практических положений можно сделать следующие выводы и предложения.

1. Реализация целей национального развития сопряжена с необходимостью повышения устойчивости территорий, составляющих российское государство, увеличения их экономического потенциала, роста благосостояния народа и, соответственно, снижения уровня межрегиональной социально-экономической дифференциации.

2. «Отсталость» и «депрессивность» регионов требует конкретизации признаков, квалифицирующих то или иное состояние субфедерального образования. Таким признаком принятявляется порог отклонения уровня социально-экономического развития от «точки депрессии».

3. Доминантные тенденции в региональной экономике могут составлять классификационный признак при выделении базовых экономических подсистем территориального образования. В работе выделяются следующие базовые экономические подсистемы субфедерального образования: производственная, финансовая, инвестиционная, социальная. Базовые экономические подсистемы региона образуют основные точки его ускоренного развития. Поэтому весь процесс системных преобразований должен быть направлен на то, чтобы воздействовать на эффективность функционирования этих подсистем.

4. Анализ устойчивости региона основывается на использовании системы критериев и показателей, которые должны отвечать определенным требованиям. Это позволит обеспечить репрезентативность информации и обеспечить наибольшую эффективность проводимого анализа. Их расчет выявил несбалансированный и несинхронизированный характер развития базовых экономических подсистем Кабардино-Балкарской республики. Анализ показал существенность влияния институционального фактора на их функционирование. В связи с чем, системность преобразований связывается не только с воздействием на указанные подсистемы, но и на элементы институциональной среды.

5. Одним из существенных недостатков действующей методики финансового выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности является недостаточный учет экономической активности регионов. В связи с этим предлагается использовать систему дополнительных показателей, которые бы позволили оценить экономическую активность последних. Другим инструментом регулирования межбюджетных отношений является индекс налогового потенциала, который показывает объем финансовой помощи, необходимый региону. При расчете величины налогового потенциала необходимо среднюю величину данного показателя умножить на поправочный коэффициент, который учитывал бы не только территориальное положение региона, но и специализацию последнего. Повысить эффективность управления межбюджетными отношениями позволит также такой показатель как налоговая эффективность региона. Так, при вертикальном выравнивании данный показатель позволяет увязать объемы собираемых налогов с налоговой эффективностью региона. Горизонтальное выравнивание достигается установлением одинаковых требований по налоговым отчислениям регионам с одинаковой налоговой эффективностью.

7. Стратегическое управление устойчивым развитием региона должно основываться на учете комплекса факторов. Ключевым моментом здесь является учет региональных интересов. Обеспечить устойчивый рост экономического развития регионов возможно только при совпадении интересов региона с его целевыми установками. Общая же результативность реализации процесса системных преобразований зависит от эффективности сочетания рыночных механизмов и инструментов государственной политики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. М, 1998.
  2. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 30.
  3. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 15.
  4. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. (Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. -№ 23.
  5. Постановление Правительства РФ № 1112 «О дополнительной финансовой поддержке депрессивных регионов» от 19 сентября 1998 г.
  6. Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 г. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.».
  7. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)» / Собрание законодательства РФ, 30.07.2001, № 31.
  8. Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг России». Утверждена Постановлением Правительства РФ № 581 от 08.08.2001.
  9. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации». Утверждена постановлением Правительства РФ № 717 от 11.10.2001.
  10. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г., № 37-Р3 «О налоговых льготах и государственных гарантиях инвесторам на территории Кабардино-Балкарской Республики».
  11. Программа социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на период 2001—2006 гг. Нальчик: Изд. Парламента КБР, 2001.
  12. Н.Т., Исляев Р. А. Основные положения концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития. СПб. 1995.
  13. Ю., Кетова Н., Овчинников В. Механизм посткризисного развития экономики регионов России. Ростов-на-Дону. 2002.
  14. А. Правительство и бизнес // Деловая жизнь. № 10. 1995.
  15. С.С. Государство и кризисные территории в Российской Федерации/ЛГерриториальные проблемы социальной политики. М.1999.
  16. А. Контуры антикризисного сценария // Экономические стратегии. 2000.
  17. А. Модель стратегического менеджмента федеративных округов. // Экономический вестник РГУ. № 3. 2003.
  18. С. Структурная политика инвестиционных программ региона / В сб. Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар. 2002.
  19. Т. Государственные финансы. СПб.:ПИТЕР. 2001.
  20. К. Перспективы российского федерализма // Проблемы прогнозирования. № 4. 1998.
  21. К. Внебюджетные фонды. Всемирный банк. 2000.
  22. С. Место и роль иностранных инвестиций в современной экономике / В сб. современная глобализация и Россия. Ростов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 2004.
  23. С. Северный Кавказ: ахиллесова пята России и политика правящих элит. // Вопросы политики. Волгоград. 2004.
  24. Д.М. Проблемы обеспечения финансового выравнивания в федеративном государстве // Региональная экономика. № 10. 2005.
  25. Г., Рыженков С., Белокурова Е., Борисова Н. Автономия или контроль? Реформа местной власти в городах России, 19 912 001. СПб.-М. 2002.
  26. Н.Ф. и др. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. М. 2002.
  27. В. Региональная экономическая ситуация (состояние и методика оценки). СПб.: ИРЭ РАН. 2000.
  28. М., Миндели Л. Северо-Западный федеральный округ: экономика, инновационная деятельность, научный потенциал, высшая школа. М.: ЦИСН. 2003.
  29. А. Экономическая безопасность страны и приоритеты инвестиционной политики // Экономическая наука современной России. № 3. 2001.
  30. Т.В. Механизмы формирования финансовых ресурсов регионов // Региональная экономика: теория и практика. № 11. 2004.
  31. В. Теория национальной экономики и мезоэкономиче-ская теория. // Российский экономический журнал. № 4. 2002.
  32. Е. Концепция устойчивого развития регионов России. // Экономика развития региона. Волгоград. 2002.
  33. С., Попов Е. Об эволюционной региономике. // Экономическая наука современной России. № 1. 2002.
  34. А. География и экономика: актуальные проблемы со-развития. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ. 2000.
  35. Л., Евстигнеев Р. Глобализация и регионализм: уроки для России. // Общественные науки и современность. № 1. 2004.
  36. Л., Евстигнеев Р. Либеральная альтернатива: пафос политической жертвы. // Свободная мысль. № 7. 2004.
  37. Н., Смулов А. Предприятия и банки: взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: ДЕЛО. 2002.
  38. С. Проблема совместимости демократизации и этно-национализации в условиях этносоциетальной трансформации. // Гуманитарный ежегодник. № 3. Ростов-на-Дону. 2004.
  39. Е. Государственная и муниципальная власть в системе социального управления. // Регионология. № 1−2. 2003.
  40. В., Бутов В. Регионоведение. Ростов-на-Дону: МарТ. 1998.
  41. Т., Мушенко И. Государственные финансы. Ростов-на-Дону.: Изд-во СКАГС. 2004.
  42. П., Синельников-Мурылев С., Трунин И. Проблемы моделирования воздействия межбюджетных трансфертов на фискальное поведение субнациональных властей // Вопросы экономики. № 5. 2002.
  43. П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов в рамках системы межбюджетных отношений в России. // Вопросы экономики. № 10. 2003.
  44. А. Сильная Россия это федеративная Россия. // Свободная мысль. № 6. 2004.
  45. М.Ю. Анализ управления устойчивым развитием региона // Региональная экономика: теория и практика. № 11. 2005.
  46. М.Ю. Теоретико-методические основы концепции устойчивого развития региона // Региональная экономика: теория и практика. № 9. 2005.
  47. В., Копылов Н. Региональная экономика России. М.: Финансы и статистика. 2002.
  48. Н. Этапы формирования Поволжского экономического региона. // Экономические науки. Самара. № 2. 2000.
  49. Г. Мезоэкономические проблемы российской экономики. // Экономический вестник РГУ. № 2. 2003.
  50. Г. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. № 5.
  51. Г., Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: ЭКОНОМИКА. 1997.
  52. М. Особенности предпринимательства в переходной экономике//Экономист. 1999. № 1.
  53. Ю. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России.// Экономический вестник РГУ. № 2. 2003.
  54. Е. Специфика малых компаний не учтена // Компания. 2001. № 26.
  55. Я. Системная парадигма. // Вопросы экономики. № 4. 2002.
  56. С. Местное самоуправление: новый этап становления. //Финансы. № 1.2003.
  57. Ю. Россия в глобальном историческом процессе. Санкт-Петербург. 1994.
  58. Н. Исследование региональной структуры экономических отношений (методологический аспект). //Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар. 2002.
  59. В., Тютюнникова Т. Особенности инвестиционной политики в современной экономике III В сб. Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар. 2002.
  60. А., Литвак ДЖ., Сазерленд Д. Межбюджетные отношения в России: необходимость налогово-бюджетной автономии субнациональных властей. М.: Организация экономического сотрудничества и развития. 2001.
  61. И.В. Комплексный анализ эффективности продукционного процесса в регионе // Региональная экономика: теория и практика. № 7. 2005.
  62. Н. Интеграция экономической политики на фоне глобализации и регионализации. // Регион: экономика и социология. № 2. 2002.
  63. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1999.
  64. И. Системные основания преобразований территориального устройства государства и оценка аргументов «от экономики». //Российский экономический журнал. № 4. 2003.
  65. И.В., Грицюк Т. В., Лексин А. В. Регион как объект анализа и государственного управления // Региональная экономика: теория и практика. № 4. 2005.
  66. Д., Макаров В., Клейнер Г. Экономика России на перепутье веков. Москва.2000.
  67. А. Финансовая составляющая реструктуризации экономики города. // Экономический вестник Ростовского государственного университета. № 3. 2003.
  68. В., Спиридонов М. Федеральный и региональный компоненты промышленно-инвестиционной политики. // Экономический вестник РГУ. № 2. 2003.
  69. В. Актуальная проблема инвестиционной политики России // Экономическая наука современной России. № 1. 2002.
  70. Р. Формирование системы государственного регулирования процессов реформирования предприятий в регионе. // Экономическая наука современной России. № 3. 2001.
  71. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21.
  72. Л.Г. Методологические оценки потенциала крупных корпораций в системе региональной экономики. // Экономический вестник РГУ. № 2. 2003.
  73. В. Дисциплина в интересах государства // Бюджет. № 1. 2003.
  74. П. Трансформация региональной экономической политики // Экономическая наука современной России. № 1. 2001.
  75. Л. Совершенствование механизма управления социально-экономическим развитием региона. // Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. Краснодар. 2000.
  76. Г. Макроэкономика. Общая редакция Р. Емцова и др. М.: Издательство Московского Университета. 1994.
  77. Т. Г., Полян П. М., Трейвиш А. И. Город и деревня в европейской России: Сто лет перемен. М. 2001.
  78. Обзор основных тенденций Российской экономики // Вопросы экономики. № 5. 2002.89.0быденов А. Институциональные особенности саморегулирования бизнеса // Вопросы экономики. № 11. 2003.
  79. В. Стратегические приоритеты экономического развития Юга России // Рыночные реалии: региональный аспект. Владикавказ. 2000.
  80. В.Н. Уроки и проблемы реализации стратегии развития Юга России.// Экономический вестник РГУ. № 1. 2002.
  81. В.Н., Кетова Н. П. Интеграционные императивы модернизации и конкурентоспособности региона. //Экономический вестник РГУ. № 2. 2004.
  82. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2000−2010 гг.). М. 2000.
  83. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: Документы СЕМАТ. Ганновер. 2000.
  84. К.В. Территориальные особенности развития предпринимательства в разных регионах России // Региональная экономика. № 4. 2006.
  85. К.В., Шишкина Е. М., Шишкин М. И. Социально-экономические особенности функционирования хозяйственнойсистемы в глубинных (отдаленных) регионах // Региональная экономика: теория и практика. № 1. 2006.
  86. В., Лапкин В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы. // Общественные науки и современность. № 1. 2004.
  87. В. Столицы и провинции: образы, возможности самореализации. // Свободная мысль. № 7. 2004.
  88. А. Политические и экономические факторы развития российских регионов // Вопросы экономики. № 5. 2003.
  89. А., Лавровский Б. Политика регионального выравнивания в России. // Вопросы экономики № 10. 2000.
  90. Е. Финансы общественного сектора в России. М.: Экономика. 2001.
  91. А. Деятилетие Конституции и регионального законодательства в Российской Федерации: достижения и перспективы // Гуманитарный ежегодник.: Изд-во РГУ. № 3. 2004.
  92. Р. Антикризисное управление. М.: Высшая школа. 2003.
  93. Р. Концепция надрегионального менеджмента. // Экономика развития региона. Волгоград. 2002.
  94. Р. Региональный менеджмент. Краснодар.: Советская Кубань. 2000.
  95. . Стратегия экономики. Природный экогармо-низм. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2000.
  96. А. Ранжирование инвестиционных проектов по уровню риска с использованием лингвистического подхода // Экономическая наука современной России. № 3. 2003.
  97. О. Новые тенденции развития регионов России и политика Центра. // Проблемы прогнозирования. № 3. 1998.
  98. О. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики. // Проблемы прогнозирования. № 1.2002.
  99. И. Регион и его роль в создании общеэкономического пространства. // Экономическая наука современной России. № 3.2003.
  100. Е. Город как общество. // Общественные науки и современность. № 3. 2004.
  101. Т.А. Формирование стратегии и тактики управления качеством жизни в регионе // Региональная экономика: теория и практика. № 2. 2006.
  102. П. Актуальные проблемы регионального развития. // Экономист. № 6. 2004.
  103. А. Муниципальная собственность в системе местного самоуправления. // Экономическая теория на пороге XXI века. / Под ред. Ю. Осипова, В. Белолипецкого, Е.Зотовой. М. 2001.
  104. М. Необходимость выравнивания регионального развития в трансформирующейся экономике России. // Транзитивная экономика на постсоветском пространстве: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар. 2002.
  105. Ю. Основы формирования региональной политики // Экономическая наука современной России. № 1. 2002.
  106. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики // Под ред. Г. Клейнера. М.: НАУКА. 2002.
  107. А. Регион в системе национальной экономики. М.: Экономика. 1999.
  108. К. Стратегия промышленного развития региона как квазикорпрации // В сб. Стратегическое планирование и развитие предприятий. М. 2002.
  109. Н. «Две России»: поселенческий аспект. // Экономическая наука современной России. № 3. 2003.
  110. А., Артоболевский С. Регионализм в развитии России: географические процессы и проблемы. М. 2001.
  111. И. Природа целевых межбюджетных грантов и целевого бюджета региональных властей. М.: Российско-европейский центр экономической политики. 2001.
  112. Р., Хобсон П. Опыт построения системы межбюджетных отношений в Федеративной республике Германия // Бюджетный федерализм: проблемы, теория, опыт. М.: Российско-Канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований. 2001.
  113. Э., Денисов А. Государственное и региональное управление. М. 2002.
  114. Федеральный бюджет т регионы: структура финансовых потоков / под ред. Лаврова А. Институт «Восток-Запад». М.: МАКС Пресс. 2001.
  115. Е. Роль системы бюджетного планирования деятельности предприятий в развитии региона. Краснодар. 2002.
  116. В., Султанов А. Трансформация и глобализация. // Экономическая наука на пороге третьего тысячелетия. Краснодар. 2000.
  117. В. Межбюджетные отношения и управление региональными финансами. М.: ДЕЛО. 2002.
  118. В. Развитие бюджетного федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Российская газета. 2001. 17 февраля.
  119. В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи. // Вопросы экономики. № 8. 2000.
  120. Центр и периферия в региональном развитии / Под ред. О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиша. М. 1991.
  121. Д. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, ЮНИТИ.
  122. А. Исполнительная власть в регионах: правила игры формальные и неформальные. // Общественные науки и современность. № 3. 2004.
  123. И.В., Шариков А. В. Формирование модели экономической устойчивости региона // Региональная экономика: теория и практика. № 12. 2005.
  124. Ш. И. Стратегия регионального развития: выравнивание или поляризация // Региональная экономика: теория и практика. № 9. 2005
  125. А. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС. 2002.
  126. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. № 5−6. 1996.
  127. А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы господдержки//Российский экономический журнал. 1998. № 3.
  128. М. Предпринимательство в трансформирующихся и развивающихся общественно-экономических системах. М.: Экономическая демократия. 2000.
  129. Юзбеков 3. Стратегические проблемы и перспективы России: экономика и политика на Северном Кавказе и в Северном Прикаспии. // Экономика развития региона. Волгоград. 2002.
  130. С.И. Инфраструктурные системы: территориальное развитие и управление. Тверь. 2002.
  131. С.И. Плановые ролевые функции инфраструктуры в территориальном развитии России // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии: Сб. науч. ст./ Под ред. А. И. Сухарева и В. В. Козина. Саранск. 2003.
  132. С.И. Функциональное определение инфраструктуры в региональных науках // Регионология. № 37−38. 2002.
  133. С.И. Эколого-инфраструктурные проблемы территориального развития транзитных регионов П География и природные ресурсы. № 2. 2002.
  134. М. Государственные и муниципальные финансы. М.: МГУ, ТЕИС. 2000.
  135. Е. Бремя государства и экономическая политика (либеральная альтернатива) // Вопросы экономики. № 11. 2002.
Заполнить форму текущей работой