Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трансформация мониторинга предприятий банком России как средства управления банковским кредитным риском

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как было сказано в приложении к письму Правительства РФ и ЦБР от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», кредитные бюро представляют собой систему раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками, которые будут одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями. С целью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Мониторинг предприятий как направление в деятельности Банка России
    • 1. 1. Исследование теоретических обоснований, целей и содержания мониторинга предприятий Банком России
    • 1. 2. Изучение возможностей использования мониторинга предприятий для управления банковским кредитным риском
  • ГЛАВА 2. Организация мониторинга предприятий Центральным банком в условиях рыночной экономики
    • 2. 1. Анализ организации мониторинга предприятий в странах с рыночной экономикой с целью критического освоения их системы мониторинга в управлении кредитным риском
    • 2. 2. Аналитическая характеристика существующей системы мониторинга предприятий в Банке России. Определение проблем, задач, связанных с ее трансформацией
  • ГЛАВА 3. Мониторинг предприятий Банком России как инструмент управления банковским кредитным риском
    • 3. 1. Обоснование путей трансформации мониторинга предприятий Центральным Банком и его территориальными подразделениями как эффективного средства управления банковским кредитным риском
    • 3. 2. Разработка экспериментальной системы трансформации мониторинга предприятий на базе Национального банка Республики Адыгея
    • 3. 3. Анализ и оценка полученных результатов
  • Выводы

Трансформация мониторинга предприятий банком России как средства управления банковским кредитным риском (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современный этап развития экономической системы России, характеризующийся переходом к новым задачам, определенным стратегией обеспечения устойчивого экономического роста, обусловил необходимость развития адекватной системы взаимодействия банков и реального сектора экономики. Не вызывает сомнения мысль о том, что рационально функционирующая банковская система способна серьезно содействовать устойчивому поступательному развитию экономики, так как Банк России осуществляет прямое взаимодействие с банковским сектором и с нефинансовыми агентами экономики, развивая инструменты такого взаимодействия. Одним из его направлений является совершенствование форм его деятельности в области анализа и прогнозирования экономических процессов на всех уровнях, включая региональные экономические территории.

Принципиально новым направлением здесь должно стать развитие системы мониторинга финансовой деятельности предприятий нефинансового сектора экономики. Данные предприятия рассматриваются как потенциальные клиенты коммерческих банков, от успешной хозяйственной деятельности которых напрямую зависит стабильность и устойчивость банковской системы в целом. Рациональная организация системы мониторинга предприятий реального сектора экономики в Банке России и его территориальных учреждениях потребует трансформации отдельных блоков мониторинга, что позволит решить проблему информационного обеспечения банковской системы страны и усовершенствовать процедуру управления банковскими рисками в целом и кредитным риском — в частности.

Актуальность изучения содержания, целей, функций и инструментов организации мониторинга предприятий нефинансового сектора для Центрального банка Российской Федерации значительно возрастает в условиях нового этапа формирования денежно-кредитной политики, так как в целях обеспечения ускорения структурной перестройки экономики и экономического роста в ее реальном секторе необходимо располагать комплексной системой оценки кредитоспособности предприятий. Эти процессы, в свою очередь, будут оказывать влияние на состояние ликвидности банковской системы, перспективы ее развития, эффективность использования Банком России инструментов денежно-кредитной политики. Банк России в связи с осуществлением трансформации мониторинга предприятий получит систему анализа экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий реального сектора, позволяющую в оперативном режиме располагать объективными оценками важнейших тенденций в экономике.

Актуальность данного диссертационного исследования обусловлена не только новизной темы, но и недостаточной проработанностью в литературе теоретических и практических аспектов становления и развития мониторинга предприятий нефинансового сектора Центральным банком.

Степень разработанности проблемы.

Проблемы мониторинга в деятельности Банка России нашли отражение, прежде всего, в работах сотрудников Департамента исследований и информации Управления макроэкономического анализа и прогнозирования Центрального банка Российской Федерации (Степанова Ю.В., Гришина A.M., Никитина Г. Г., Моргачевой И. А., Ереминой Т. И., Васиной Т. В., Даниловой И. Л., Максимовой С.А.). Законодательная база организации этой деятельности Банка России, а также ряд особенностей этой работы в направлении анализа и прогнозирования состояния экономики учреждениями центрального банка рассмотрены в двухтомном труде Голиковой Ю. С. и Хохленковой М. А. «Банк России». Первый опыт проведения мониторинга предприятий Национальным банком Республики Адыгея описан в статье Педана Н. Г., За-дорожной Н. П. Кроме того, на страницах периодических изданий Г. С. Сол-датиковым, P.M. Каримовым, И. Г. Петровой, Г. А, Шалаевой, И.В. Закрев-ской, Р. Х. Мардановым, Р. З Закировым и другими, являющимися работниками территориальных учреждений Банка России описан опыт проведения мониторинга в таких регионах России как Камчатка, Удмуртия, Санкт.

Петербург, Красноярский край, в республиках Башкортостан, Хакасия и т. д. Названными авторами отмечается важность и необходимость мониторинга, подчеркивается значение взаимодействия между банками и реальным сектором экономики. Однако конкретных предложений для развития банковского сектора с точки зрения снижения его кредитных рисков путем влияния на процесс мониторинга предприятий не сделано.

Резюмируя в целом научные и прикладные публикации, необходимо отметить, что в них рассмотрены лишь некоторые практические вопросы организации мониторинга предприятий в системе Центрального банка Российской Федерации. Причем главное внимание уделяется только одной из не основных, как представляется, функций мониторинга — способу получения Банком России статистической информации. В то же время не уделено должное внимание проблемам разработки способов использования результатов мониторинга. В частности, осуществляемая Банком России система мониторинга предприятий не рассматривается с точки зрения его влияния на управление банковским кредитным риском. Взаимодействие же системы мониторинга предприятий с механизмами регулирования кредитного риска требует специального изучения и подхода, особенно в современных условиях развития российской экономики.

Необходимо подчеркнуть, что реализация системы мониторинга предприятий при условии его трансформации могла бы помочь, с одной стороны, коммерческим банкам снижать уровень кредитных рисков, с другой стороны, — Банку России эффективно выполнять свои функции. Кроме того, в рамках системы мониторинга могли бы решаться все задачи, стоящие перед бюро кредитных историй, проблемам создания которых в настоящее время уделяется большое внимание.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является научное обоснование методических подходов и практических рекомендаций по трансформации системы мониторинга предприятий Банком России в управлении кредитным риском.

Задачи диссертационного исследования:

— определить значение рисков в банковской деятельности и место кредитного риска в их системе;

— оценить возможность применения в России опыта зарубежных стран в проведении мониторинга предприятий в части управления банковским кредитным риском;

— выявить особенности системы мониторинга предприятий на примере Национального банка Республики Адыгея. Определить значимость кредитных операций в деятельности всех самостоятельных кредитных организаций Республики Адыгея с точки зрения кредитных рисков;

— дать аналитическую характеристику способам снижения кредитных рисков в деятельности банков с помощью организации системы кредитных бюропровести сравнительный анализ мониторинга предприятий и системы кредитных бюро;

— обосновать необходимость трансформации мониторинга предприятий как эффективного средства управления банковским кредитным риском;

— разработать экспериментальную систему трансформации мониторинга предприятий, включающую коммерческие банки, как средства управления банковским кредитным риском;

— разработать рекомендации по трансформации системы мониторинга предприятий в управлении банковским кредитным риском и использованию результатов данной системы.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является деятельность Банка России по организации мониторинга предприятий в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования — экономические отношения, формирующиеся при взаимодействии банковской системы и предприятия нефинансового сектора.

Теоретико-методологическая основа исследования базируется на выработанных экономической наукой представлениях о необходимости снижения уровня банковских рисков в целом и кредитного риска в частности, а также на идее мониторинга предприятий нефинансового сектора как новой функции в деятельности Банка России. Представленная концепция основана на теоретических положениях, заключающихся в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики, специализирующихся на изучении вопросов банковского делаопирается на анализ нормативных документов и опыт осуществления мониторинга центральными банками ряда зарубежных стран.

Инструментарно — методический аппарат обусловлен проблематикой работы, необходимостью анализа большого практического материала при его недостаточно глубоком теоретическом освещении в имеющейся научной литературе.

Для решения поставленных задач в диссертационной работе применялись следующие методы научного познания: диалектический, сравнительно-исторический, системно-аналитический, описательный и статистический, осуществлялся комплексный подход для разработки методики трансформации мониторинга предприятий.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили статистические и аналитические материалы Департамента исследований и информации Центрального банка Российской Федерации, экспертно-статистические данные и методические программы Национального банка Республики Адыгея, исходные эмпирические результаты, полученные автором в процессе исследования ряда проблем.

В работе использован зарубежный опыт осуществления мониторинга предприятий, проведены оценки его позитивных сторон и недостатков.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования выражается в системе аргументов, доказывающих необходимость и возможность трансформации мониторинга предприятий нефинансового сектора экономики путем включения в его систему коммерческих банков, что позволит им решить проблему обеспечения адекватной информацией при определении уровня кредитных рисков, поддержания высокой доходности кредитных операций, обеспечения достаточной ликвидности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Включение в функции Центрального банка мониторинга предприятий нефинансового сектора считаем эффективным направлением деятельности Центрального банка Российской Федерации, однако сложившаяся система мониторинга предприятий не ставит целью влиять на технологию управления кредитными рисками, в связи с отсутствием в ней коммерческих банков.

2. Мониторинг предприятий в нынешнем виде, представляющий собой систему сбора информации об экономическом состоянии предприятий нефинансового сектора, является несовершенным с точки зрения влияния на кредитные риски банковской системы, так как в нем отсутствуют основные потребители информации о финансовом состоянии конкретного предприятиякоммерческие банки. Предприятия являются потенциальными ссудозаемщи-ками для коммерческих банков и — соответственно-естественными источниками кредитных рисков. В свою очередь, коммерческие банки выступают основными потребителями информации о конкретном предприятии. Получение ими такой информации в рамках мониторинга предприятий нефинансового сектора позволило бы коммерческим банкам существенно улучшить свою работу по части минимизации кредитных рисков.

3. Реализация системы мониторинга, в части предоставления информации о финансовом состоянии отдельного предприятия, — эффективное средство помощи коммерческим банкам в снижении уровня кредитных рисков, что в свою очередь является основной задачей бюро кредитных историй.

4. Кредитование для банков республики Адыгея является самой доходной операцией, а от структуры и качества кредитного портфеля зависят устойчивость банка и его будущее. Кредитный риск является ключевым риском, присущим банковской деятельности. Поэтому, как показал анализ деятельности кредитных организаций, необходимо планомерно и систематически разрабатывать и совершенствовать методологию управления кредитными рисками и создавать организационные структуры для ее реализации в повседневной банковской практике.

5. Изучение опыта осуществления мониторинга предприятий Банком России и зарубежных стран дает возможность выявить наиболее общие задачи, которые решаются в ходе проведения этой работы, в частности, оценка системных рисков в банковской сфереанализ и прогноз экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на микроуровнеформирование под воздействием указанных процессов инвестиционного климатавзаимодействие между Центральными банками и коммерческими банками.

6. Трансформированная система мониторинга предприятий построена на включении в его систему третьего участника отношений — коммерческих банков, максимально заинтересованных в информации о финансовом состоянии заемщиков. Разработанная нами имитационная модель системы мониторинга, осмысление результатов экспериментальной работы и опыта Банка России и зарубежных стран позволили считать измененную систему мониторинга предприятий эффективным средством снижения кредитных рисков.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке новой системы мониторинга предприятий как эффективного средства управления банковским кредитным риском и разработке измененной системы мониторинга предприятий нефинансового сектора, проводимого Банком России.

Элементами научной новизны являются следующие результаты проведенного исследования:

1. Сформулировано авторское понимание системы мониторинга в банке России как системы сбора данных об экономическом состоянии предприятий нефинансового сектора путем включения в систему мониторинга коммерческих банков, что позволяет Банку России диагностировать, подвергать системному анализу состояние экономики в целом и тенденции ее развития для наиболее продуктивного достижения своих целей и успешного функционирования коммерческих банков путем предоставления им информации о финансовом состоянии предприятий.

2. На основе теоретического исследования уточнены принципы мониторинга предприятий в Банке России, которые заключаются в закреплении за этим процессом монополии Банка России, добровольности участия в нем предприятий, сопоставлении полученных результатов по предприятиям, а также механизмы сбора данных (информации) о финансовом состоянии предприятий.

3. Выявлены причины недостаточной эффективности мониторинга, среди которых основной является отсутствие организационной структуры по совершенствованию технологии управления банковским кредитным риском.

4. Разработана и экспериментально проверена имитационная модель, заключающаяся в структурировании взаимодействия участников мониторинга и позволяющая повысить эффективность управления кредитным риском.

5. Создана система стимулов для участников мониторинга предприятий с целью получения информации коммерческими банками о финансовом состоянии конкретного заемщика, создания благоприятных условий кредитования для заемщиков.

6. Разработана новая анкета, состоящая из подробных данных о предприятии потенциальном заемщике (наименование, регистрация, учредители, сведения о полученных кредитах, о качестве обслуживания долга, движении по его счетам и наличии картотек к ним).

7. Обоснована целесообразность включения мониторинга предприятий как самостоятельной функции Банка России в закон «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в положение Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании предложенных направлений трансформации мониторинга путем включения в его систему коммерческих банков.

Теоретической значимостью обладает определение понятия мониторинга предприятий в Банке России как системы сбора данных об экономическом состоянии предприятий нефинансового сектора, позволяющей Банку России диагностировать, подвергать системному анализу состояние экономики в целом и тенденции ее развития для наиболее продуктивного достижения своих целей и успешного функционирования коммерческих банков путем предоставления им информации о финансовом состоянии предприятий.

Практическая значимость исследования.

Теоретические разработки и практические рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы в Банке России, что, в свою очередь, позволит коммерческим банкам получать полную и достоверную информацию о финансовом состоянии потенциальных заемщиков и в результате с наибольшей степенью точности оценивать кредитные риски и максимально минимизировать их, следствием чего станет укрепление устойчивости российского банковского сектора и рост доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков. Кроме того, предложенная трансформированная система мониторинга предприятий поможет решению задач, стоящих перед только начинающей внедряться системой бюро кредитных историй.

Итогом исследования являются нововведения, которые могут быть использованы в работе как Банка России, так и коммерческих банков.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в сборнике трудов молодых ученых (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2001 г.) и докладывались на четырех научных конференциях: юбилейная межрегиональная научно-практическая конференция «Реструктуризация экономики России» (Ростовский государственный экономический университет «РИНХ, 2001 г.) — научная конференция молодых ученых и аспирантов «На старте тысячелетия» (Адыгейский государственный университет, 2002 г.) — научная конференция молодых ученых и аспирантов «Наука-2003» (Адыгейский государственный университет, 2003 г.) — научная конференция молодых ученых «Наука. Образование. Молодежь» (Адыгейский государственный университет, 2003 г.).

Опубликованы результаты исследования темы диссертации в отдельном издании (Чамоков М. Б. Мониторинг предприятий Банком России как инструмент управления банковским кредитным риском. — Майкоп: изд-во МГТУ, 2005 — 25 е.).

По теме диссертационного исследования имеется семь публикаций общим объемом 2,71 печатного листа.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Основные результаты анализа публикуются в сборниках, имеющих отраслевую специализацию.

К основным проблемам, с которыми сталкивается Бундесбанк, осуществляя работу по мониторингу, необходимо отнести следующие:

• позднее поступление отчетной информации;

• трудности расчета отдельных показателей, группируемых по формам собственности;

• манипуляция с данными финансовых балансов в целях сокрытия истинного финансового положения предприятия;

• искажение процессов в результате агрегирования первичной информации;

• трудность агрегирования данных и интерпретации полученных результатов вследствие существенной дифференциации предприятий.

Следует отметить, что опросы предприятий организованы таким образом, что количественные показатели, формируемые на основе их балансов, дополняются качественными показателями, отражающими оценку экономической конъюнктуры на микроуровне. При этом система опросов и обработки информации строится на методологии, носящей «прозрачный» характер, что позволяет добиваться наглядности и объяснимости полученных результатов.

В систему формирования качественных показателей финансового положения предприятий входит практика изучения публикаций периодической печати, сбор информации в рамках прямых, в том числе и в телефонном режиме, контактов с представителями предприятий и фирм.

С точки зрения оценки практического использования в Банке России данного опыта принципиальное значение имеет тот факт, что результаты мониторинга предприятий используются для целей комплексного регионального анализа уже на уровне земельных банков. Так, специалисты этих банков, регулярно получая от Бундесбанка макроэкономические оценки и прогнозы тенденций в экономике Германии, осуществляют сравнительный анализ процессов развития экономики конкретных регионов в сопоставлении с общеэкономическими процессами.

Результаты такого анализа докладываются руководству земельного банка, которое использует их в процессе обсуждения на Совете Директоров основных направлений и стратегии денежно-кредитной политики Бундесбанка.

Так, служба экономического анализа, в частности, земельного банка Баварии каждые 14 дней готовит для Председателя оценку экономической ситуации в регионе в сравнении с тенденциями развития экономики страны в целом.

Заслуживает внимания на уровне региона практика развития неформальных связей руководства земельного банка с руководителями других органов управления. Например, в Баварии достаточно эффективно действует неофициальный комитет по обмену информации и координации деятельности, функционирующий на неформальной основе. Одной из целей участия председателя земельного банка в работе этого комитета является разъяснение руководителям региональных органов управления политики, проводимой Бундесбанком.

Как уже отмечалось, особенностью организации работы по мониторингу предприятий в Германии является самое непосредственное участие такого исследовательского центра как IFO.

Этот институт — один из 6 исследовательских центров Германии, занимающихся независимым анализом и прогнозированием развития экономики Германии. В ходе этой работы им широко используются оценки экономической конъюнктуры на микроуровне, получаемые в результате опросов предприятий. На основе этих оценок строится система конъюнктурных индикаторов, в которых результаты ежемесячных опросов руководителей предприятий исполняют роль качественных индикаторов. Интерес представляет тот факт, что опросы ориентированы не только на анализ текущей ситуации, но и на оценку возможного ее изменения в ближайшие 6 месяцев.

В целом в основе исследований лежит индексный подход к анализу и прогнозированию экономических процессов. Использование системы индексов, дополняемой качественными показателями, получаемыми в ходе мониторинга предприятий, позволяет осуществлять достаточно точную и полную оценку важнейших пропорций и структурных сдвигов в экономике, прогнозирование тенденций их изменения. Результаты этих расчетов используются Бундесбанком, проводящим собственные исследования в области анализа и прогнозирования макроэкономических процессов для оценки эффективности проводимой денежно-кредитной политики.

Банком Франции мониторинг предприятий осуществляется по двум основным направлениям — котировки и конъюнктуры.

Региональная структура Банка Франции представлена 22 региональными префектами (директорами) и 22 казначеями (согласно административному делению страны) и базируется на сети 211 региональных отделений (филиалов), со штатной численностью от 10 до 230 служащих. В связи с изменяющимися экономическими условиями на современном этапе развития экономики страны роль регионов значительно возрастает.

Особенностью французской банковской системы является жесткая вертикальная система управления. В соответствии с исторически сформировавшейся структурой, а также новым законом «Об Уставе Банка Франции, его деятельности и надзоре за кредитными учреждениями» от 1993 г. и дополнениями к нему, на уровень регионов делегированы следующие полномочия:

• определение штатной численности;

• бюджет (включая инвестиционные и функциональные кредиты);

• вопросы подготовки персонала;

• социальные аспекты (комитет госслужащих).

Укрупненная структура регионального отделения, приведенная на схеме рис. 6), сформирована под выполнение его основных функций:

Рис. 6. Структура регионального отделения Банка Франции.

Кроме того, имеется служба по региональным вопросам, занимающаяся публикациями, представительством и подготовкой кадров, а также Совет, в который входят представители наиболее значимых для экономики региона предприятий и организаций.

Региональные отделения оказывают различный спектр услуг предприятиям и кредитным организациям — от подготовки кадров персонала по редким специфическим специальностям и осуществления типичных банковских услуг до предоставления на коммерческой основе различной информации.

В информационных сетях Центробанка регион выступает преимущественно в качестве посредника, осуществляющего связь с предприятиями, собирающего и передающего в Центр информацию с необходимыми комментариями.

Работа Банка Франции и его филиалов с предприятиями ведется по двум основным направлениям — котировки и конъюнктуры. Главной целью является предоставление руководству и заинтересованным подразделениям Банка, а также кредитным учреждениям информации о предприятиях и рынках. Отдельным аспектом этой работы выступает информация о проблемных предприятиях и неплатежах.

Котировки, как часть работы с предприятиями («источниками информации»), осуществляются Управлением работы с предприятиями, входящим в состав Генерального управления по кредитованию, насчитывающим около 300 специалистов. С учетом аналогичных региональных подразделений на этом направлении всего во Франции постоянно занято до 3 тыс. сотрудников. Посредством прямого общения с предприятиями в Банке Франции формируются и постоянно обновляются следующие основные базы данных (картотека):

• база рисков (служба централизации рисков имеет информацию по каждому кредитному учреждению и предприятию, начиная с определенной суммы кредита);

• база неплатежей по векселям (информация в разрезе предприятий и регионов);

• база данных по предприятиям (балансы и письменная информация, содержащая название предприятия, юридический адрес, сведения о руководстве, акционерах, дочерних предприятиях, а также судебная информация).

Исторически источником возникновения картотеки является факт предоставления кредита. Ее задача заключается в отслеживании состояния банковской системы во взаимосвязи с классификацией клиентов. Целью котировки деятельности предприятий является отбор наименее рисковых вложений средств и возможность безубыточного рефинансирования экономики.

По состоянию на середину 1996 г. этой системой было охвачено 2 млн. 222 тыс. предприятий. В 1995 г. 160 тыс. крупных предприятий (с оборотом свыше 5 млн. франков) представляли свои балансы непосредственно Банку Франции, а по средним и мелким имелась опросная информация (риски и неоплаченные векселя). В базе данных о руководителях фирм в тот же период имелась информация по 1 млн. 454 тыс. предприятий. Используя сплошной метод наблюдения, Банк Франции вел картотеку по 50−80% всех предприятий (в зависимости от региона). При этом остальные предприятия не попали в картотеку только лишь по той причине, что у них отсутствовали такие критерии как хозяйственная деятельность, неплатежи и задолженность по кредитам, наличие безработных, судебные отношения.

Для получения информации используются все доступные источники: от информации Коммерческого суда (по закону все вновь созданные предприятия обязаны зарегистрироваться в этом органе) и газетных публикаций до финансовой отчетности предприятий и данных анкетирования.

На базе имеющейся информации Банк Франции проводит котировки предприятий и их руководителей на основе единых для всей страны критериев: оборот, структура, неплатежи, банкротства, обращения в суд и пр. На основе этой информации проводится синтетический анализ предприятия, характеризующий его финансовое состояние, конкурентоспособность, эффективность управления и пр. Проводящиеся по 9 балльной системе котировки имеют целью структурировать систему рефинансирования Центрального банка. На практике коммерческие банки, как правило, предоставляют кредиты под гарантию государственных ценных бумаг или ценных бумаг предприятий с котировкой до 3.

Практика также показывает, что предприятия с этими же уровнями котировок имеют возможность получать кредиты под более низкие проценты из-за невысокой вероятности рисков.

Система котировок, базирующаяся на обширной базе данных, исторически сформировавшихся традициях и жесткой системе управления, является важным инструментом реализации денежно-кредитной политики Банка.

Франции. Ее использование в экономической деятельности закреплено специальной инструкцией Комитета по денежно-кредитной политике.

Помимо ведения баз данных и подготовки нормативных документов для системы Банка Франции, Управление по работе с предприятиями отвечает за программное обеспечение, коммерческие связи с крупными клиентами и связи с другими структурными подразделениями Банка Франции.

Основными пользователями баз данных являются: Банковская комиссия, осуществляющая централизованный кредитный контроль и пруденциальный надзор, региональные отделения Банка Франции и кредитные учреждения. Последним информация о предприятиях предоставляется на платной основе.

В целом работа с предприятиями как часть денежно-кредитной политики строится по следующей общей схеме (рис. 8):

ФОРМИРОВАНИЕ.

Картотека (карточки предприятий).

Данные из других источников (коммерческие суды, банки, пресса и пр.).

Исследования конъюнктуры и стратегии.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ.

Кредитные организации (на платной основе).

Банковская комиссия (централизованный и пруденциальный надзор).

Руководство Банка Франции (формирование и реализация денежно-кредитной политики).

Рис. 7. Схема работы Банка Франции с предприятиями Работа по котировкам тесно связана с другим направлением работы Банка Франции с нефинансовыми предприятиями — конъюнктурным анализом и исследованиями. Основными целями этой работы являются управление средствами в регионе (бюджет) и получение полной информации об экономической динамике как по региону, так и в целом по стране. Этой работой в Банке.

Франции занимается Управление конъюнктуры (около 60 специалистов), входящее в состав Департамента исследований.

Анализ конъюнктуры включает в себя сбор, обработку и прогнозные оценки по производительности, состоянию спроса и предложения на рынках, финансовому положению предприятий, банков и др. При этом отличительная особенность Банка Франции заключается в том, что анкетирование предприятий и кредитных организаций проводится на добровольной основе, а опросы осуществляются преимущественно по телефону.

В отличие от системы котировок, анализ конъюнктуры в регионах, наряду с общенациональным образцом, может содержать дополнительную информацию, характеризующую особенности экономики региона.

Основным инструментом являются опросы предприятий, позволяющие отслеживать изменения производства, его эффективности, поставок, заказов, запасов, цен, занятости и др. в разрезе отраслей и производств. Предоставляемая информация носит буквенно-цифровой характер и показывает изменение текущего состояния конъюнктуры по отношению к предыдущему периоду.

Мониторинг предприятий в Турции осуществляется в аспекте оценки финансового положения предприятий реального сектора экономики.

В центральном банке Турции исследование экономических процессов на региональном и микроуровнях проводится путем мониторинга финансового положения структурообразующих предприятий ведущих отраслей экономики. При этом основной целью такого мониторинга является анализ сложившейся экономической конъюнктуры в отраслях реального сектора экономики, а также тенденций ее изменения. Осуществляемый на региональном и микроуровнях анализ этих процессов базируется на исследовании финансовых балансов предприятий, поскольку с позиции финансового положения потенциальных кредитозаемщиков в наибольшей мере представляет непосредственно практическое значение для центрального банка страны в части его функциональной деятельности по обеспечению ликвидности коммерческих банков. Предоставляя на регулярной основе коммерческим банкам информацию о финансовом положении предприятий ведущих отраслей экономики, Банк Турции тем самым указывает им определенные ориентиры в их возможной деятельности в кредитной сфере, способствует уменьшению опасности возникновения системных рисков в результате недооценки степени возвратности кредитов.

Систему мониторинга предприятий, созданную в Ирландии, отличает то, что центральный банк страны (Банк Ирландии) практически не участвует в осуществлении мониторинга и является исключительно пользователем информации, получаемой от предприятий другими заинтересованными инстанциями.

К ним, прежде всего, следует отнести Министерство финансов, Центральный статистический офис, Конфедерацию ирландских работодателей и бизнеса, Службу экономико-политических консультаций (Forfas). Определенный вклад в осуществление мониторинга предприятий, обработку собираемой информации и интерпретацию полученных результатов вносит Институт экономическо-социальных исследований.

Министерство финансов проводит анализ финансового положения предприятий в целях оценки возможного поступления налогов. Проводится и макроэкономический анализ важнейших процессов в экономике Ирландии. При этом упор делается на состояние сферы занятости и оценку стабильности экономического роста страны. В качестве исходной информационной базы используются данные, публикуемые Центральным статистическим офисом, а также оценки, содержащиеся в подготавливаемом Конфедерацией ирландских работодателей и бизнеса совместно с Институтом экономическо-социальных исследований сборнике «Business Confidential Indicators» .

Центральный статистический офис Ирландии по закону имеет независимый статус, и в его деятельности значительно место занимает консультационная деятельность. Собираемая информация по предприятиям носит закрытый характер и не публикуется. Ее пользователями являются органы государственного управления, в том числе и Банк Ирландии. Определенный практический интерес имеет проводимая работа по анализу финансовых потоков. При этом органы статистики концентрируются на исследовании этой проблемы в разрезе отдельных секторов экономики, исключая банковский сектор. Анализ финансовых потоков в банковском секторе входит в компетенцию Банка Ирландии, опыт которого в этой области не представляет существенного интереса. Совместные усилия этих органов направлены на построение финансового счета системы национальных счетов.

Обращает на себя внимание значительное отставание (почти на два года) официально публикуемой информации о развитии экономики страны. В этих условиях проведение мониторинга предприятий служит одним из немногих источников получения информации об основных текущих тенденция в развитии ирландской экономики. Основными организаторами работы в этой области являются Конфедерация ирландских работодателей и бизнеса, а также Служба экономико-политических консультаций (Forfas).

Конфедерация ирландских работодателей и бизнеса является крупнейшей организацией в Ирландии, представляющей интересы свыше 5,5 тысяч компаний. Ее деятельность охватывает практически все секторы экономики за исключением сельского хозяйства и строительства. Специфика заключается в том, что функции Конфедерации сконцентрированы исключительно на хозяйственной деятельности традиционных отраслей предприятий ирландской экономики. Осуществляя свою деятельность, Конфедерация ежемесячно при участии Института экономическо-социальных исследований собирает большое количество информации по отдельным предприятиям и составляет на этой основе экономические обзоры как по промышленности в целом, так и по отдельным ее отраслям. Как правило, информация представляется в обезличенной форме, без указания названия компаний. Всю работу по разработке методологии проведения опросов проводит Институт экономическо-социальных исследований.

Эти публикации и служат для Банка Ирландии основным источником информации для анализа тенденций в реальном секторе экономики страны.

Другими пользователями этой информации являются специальный орган Правительства, которому предприятия обязаны представлять информацию, а также налоговые органы. Однако к данным, которые собирают последние, практически никто доступа не имеет.

Наряду с Конфедерацией ирландских работодателей и бизнеса, Служба экономико-политических консультаций (Forfas) является второй по величине структурой, которая осуществляет регулярные опросы предприятий с целью анализа их финансового положения и оценки экономической конъюнктуры. Организация была создана в 1973 г. для привлечения иностранного капитала в страну.

При этом в отличие от Конфедерации в сферу мониторинга Forfas входят исключительно предприятия и фирмы инновационной направленности и ориентированные на экспорт продукции. В связи с этим важнейшими функциями Forfas является защита интересов экспортеров и содействие привлечению иностранного капитала в экономику Ирландии. Главным образом в интересах достижения именно этих целей проводится, также при участии Института экономическо-социальных исследований, мониторинг указанных предприятий.

Информация собирается на добровольной основе, рассылаемые анкеты носят обезличенный характер (опрашиваемый не проставляет наименование фирмы и другие реквизиты). Forfas гарантирует, что собранные по предприятиям данные ни при каких условиях не будут переданы налоговым органам. Первичная информация обрабатывается таким образом, чтобы получить представление о роли национальной промышленности и вкладе иностранных компаний в экономику Ирландии.

В ходе осуществления опросов предприятий упор делается на оценку: объемов продажперспектив развития фирмразмеров зарплаты и доходовзанятостидинамики запасовиспользования мощностейцен на производимую продукцию.

Наибольший практический интерес представляет используемый Forfas программный пакет, позволяющий агрегировать результаты мониторинга предприятий, осуществлять их комплексный анализ, причем в форме, которая в наибольшей мере отвечает потребностям пользователя с позиции наглядности и объяснимости полученных оценок.

Как уже отмечалось, Банк Ирландии непосредственно мониторингом предприятии не занимается, пользуясь готовыми результатами исследований перечисленных выше организаций. Это связано с тем, что в целях оценки степени воздействия проводимой им денежно-кредитной политики на общеэкономические процессы центральный банк Ирландии в основном использует при анализе показатели развития отдельных отраслей реального сектора, как правило, не опускаясь до уровня отдельных предприятий. При этом ситуация изучается по отдельным секторам экономики, что обусловлено определенными различиями в экономической политике, проводимой в отношении отдельных секторов экономики Ирландии.

Рассмотрев опыт практического применения мониторинга предприятий различными странами, считаем необходимым выделить особенности каждой из них (табл. 1).

Выявление особенностей осуществления мониторинга предприятий в различных странах позволило сформировать компоненты организации мониторинга предприятий центральными банками в условиях рынка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Взаимодействие банковской системы и реального сектора экономики ныне остается очень актуальной и весьма болезненной проблемой. Известно, что определенная обособленность банковской деятельности от реальной экономики была одной из предпосылок финансового кризиса 1998 г. Коренное изменение характера связи банков с реальным сектором является важнейшим условием не только оздоровления экономики, но и укрепления самой банковской системы. И речь, прежде всего, должна идти о рациональном выборе банками конкретных партнеров, финансируемых проектов и профессиональной работе с ними, что в конечном счете способствует уменьшению кредитных рисков.

Данная проблема обусловила изучение в диссертационном исследовании системы мониторинга предприятий, проводимой Банком России. В работе уточнено и дополнено понятие мониторинга предприятий, как системы сбора данных об экономическом состоянии предприятий нефинансового сектора, позволяющей Банку России диагностировать, подвергать системному анализу состояние экономики в целом, тенденции ее развития для наиболее продуктивного достижения своих целей и успешного функционирования коммерческих банков, в частности — для управления кредитным риском, путем предоставления им информации о финансовом состоянии предприятий.

Кредитный риск занимает особое положение среди всех видов банковских рисков, ибо кредитная деятельность требует определенных оценок кредитоспособности заемщика. Эти оценки не всегда точны и корректны. Кроме того, кредитоспособность заемщика может по целому ряду причин с течением времени ухудшаться.

В результате перед банками стоит очень трудная задача регулирования кредитных рисков. Теоретики и практики, рассматривая возможные способы ее решения, в своих работах упускают одну существенную проблему — необходимость наличия информации, согласно которой кредитные организации могли бы определять степень кредитного риска потенциальных ссудозаем-щиков и в результате принимать решения о выдаче или отказе от выдачи ссуд.

Проведенное нами исследование показало, что мониторинг предприятий, проводимый Банком России, в его нынешнем виде не рассматривается с точки зрения влияния на кредитные риски. Однако при соблюдении ряда условий он может сыграть существенную роль в решении проблемы кредитных рисков, став рычагом активного взаимодействия банковского и реального секторов экономики.

С этой целью в диссертационном исследовании изучены причины возникновения системы мониторинга в Банке России и на этой основе сделан вывод о том, что мониторинг предприятий, осуществляемый Банком России, по сути, является новым способом реализации его функции 18, указанной в статье 4 Закона «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Мониторинг предприятий — современная система анализа деятельности предприятий (рассматриваемых как потенциальные ссудозаемщики), с помощью которой Банком России осуществляется прогнозирование состояния экономики как по отдельным регионам, так и в целом по Российской Федерации.

В целях выяснения возможностей мониторинга предприятий в области регулирования кредитных рисков были изучены банковские риски и среди них выделен наиболее значимый, с точки зрения понесения убытков для банков, риск — кредитный. Банковская деятельность по своей сути является деятельностью весьма рискованной. А кредитная организация — это не что иное, как организационная система управления банковскими рисками. Однако в ней, как отмечено в диссертационном исследовании, есть ряд значительных изъянов. Прежде всего — отсутствие в отечественной практике адекватных способов оценки кредитных рисков. Отсутствие нормативных актов для определения уровня кредитного риска, где основополагающим фактором является финансовое положение ссудозаемщика. Имеющиеся способы определения финансового состояния заемщиков для снижения кредитного риска держатся на предположении, что вся необходимая для этого информация у банков имеется. Однако об ее отсутствии свидетельствует п. 2.3 Положения Банка России от 26.03.2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Согласно этому положению кредитная организация сама должна зафиксировать в своих внутренних документах описание методов, правил и процедур, используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, и т. п. То есть общие критерии оценки финансового состояния заемщиков не определены.

Исходя из назревшей необходимости, в работе была рассмотрена возможность использования мониторинга предприятий в качестве системы управления кредитными рисками. С этой целью был изучен опыт ряда зарубежных стран (Германия, Япония, Ирландия, Франция и Турция) по практическому применению мониторинга предприятий, что, в свою очередь, позволило нам выявить особенности осуществления мониторинга предприятий в различных странах и сформировать компоненты организации мониторинга предприятий центральными банками в условиях рынка.

Анализ опыта осуществления мониторинга в различных странах дал основание сделать вывод о том, что, при всей специфике осуществления мониторинга предприятий центральными банками отдельных стран с рыночной экономикой, можно выделить и наиболее общие задачи, которые решаются в ходе проведения этой работы и анализа ее результатов. К ним следует отнести:

• оценку системных рисков в банковской деятельности, возникающих под воздействием, прежде всего, структурных сдвигов в реальном секторе экономики;

• способы управления кредитными рисками;

• решение практических задач, связанных с основными функциями центрального банка конкретной страны (переучет векселей, рефинансирование и др.);

• оценку эффективности проводимой денежно-кредитной политики с учетом реального развития общеэкономических процессов как на уровне страны в целом, так и в отдельных регионах;

• анализ и прогноз экономической конъюнктуры на основе оценки финансового положения предприятий, изменения спроса и предложения на микроуровне, формирование под воздействием указанных процессов инвестиционного климата.

В диссертации подчеркнуто, что в целом многие центральные банки стран с рыночной экономикой используют все три основные компонента мониторинга предприятий — конъюнктурные опросы, опросы по финансовым аспектам деятельности предприятий, анализ их балансов (как правило — на годовой основе).

При всех существенных различиях центральные банки сближает то общее, что мотивировано целевыми предпосылками и организацией работы центрального банка с предприятиями:

— Центральные банки всех стран играют основополагающую роль в осуществлении мониторинга предприятий;

— Целью мониторинга предприятий, осуществляемого в различных странах, является развитие экономики;

— Мониторинг ориентирован на предприятия реального сектора экономики;

— Способом получения достоверной информации является анкетирование.

В диссертации изучена деятельность Банка России в аспекте мониторинга предприятий, проводимая в целях анализа и прогнозирования состояния экономики Российской Федерации и для информационно-аналитического обеспечения Банка России при реализации возложенных на него задач и осуществлении функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В результате изучения работы Банка России по мониторингу предприятий, мы пришли к выводу о том, что эта работа, являясь новой для Банка России и его территориальных учреждений, чревата многими проблемами, которые неизбежно возникнут в ходе реализации проекта мониторинга предприятий на практике, основные из них — проблема информационного обеспечения, заинтересованности всех участников мониторинга, проблема кредитного риска.

В качестве примера в диссертационном исследовании была рассмотрена система мониторинга предприятий Национальным банком Республики Адыгея, где данная работа проводится с декабря 1999 г. и дала, в основном, положительные результаты. В частности, значительно расширилась информационная база о состоянии и прогнозах развития экономических процессов в регионе, что позволило не только более полно проводить анализ основных тенденций развития экономики, но и оценивать взаимовлияние денежно-кредитных отношений и реального сектора. Однако анализ подтвердил мысль о том, что система мониторинга предприятий в нынешнем виде является лишь способом получения информации, что не способствует решению важнейших задач денежно-кредитной политики, и как следствие — снижению кредитных рисков.

В ходе исследования была рассмотрена деятельность самостоятельных коммерческих банков Республики Адыгея, что позволило сделать вывод о кредитовании как самой доходной операции для них. Это обстоятельство обусловлено и отсутствием для коммерческих банков выхода к крупным финансовым центрам, что делает зависимым от структуры и качества кредитного портфеля устойчивость банка и его будущее. Расценивая кредитный риск как самый крупный риск, присущий банковской деятельности, убеждаемся в необходимости планомерно и систематически разрабатывать и совершенствовать технологию управления кредитными рисками и создавать организационные структуры для ее реализации в повседневной банковской практике.

Очевидна особая важность взаимодействия реального и банковского секторов, во многом основанного на осуществлении операций кредитования реального сектора экономики, являющегося одним из основных видов деятельности кредитных организаций. В результате возрастает необходимость уделять кредитным рискам все большее внимание со стороны надзорных органов и коммерческих банков.

Поскольку трудности оценки ссудозаемщиков непосредственно могут сказаться на качестве кредитного портфеля банков, то однозначно можно утверждать, что наличие полной и достоверной информации поможет банкам в их деятельности по повышению качества своих кредитных портфелей и снижению кредитных рисков.

Как было сказано в приложении к письму Правительства РФ и ЦБР от 30 декабря 2001 г. «О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации», кредитные бюро представляют собой систему раскрытия информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед банками, которые будут одним из инструментов выявления рисков операций банков с предприятиями и организациями. С целью определения возможностей снижения кредитных рисков в диссертационном исследовании был рассмотрен закон «О кредитных историях». В результате был сделан вывод, что даже при реализации на сегодняшний день бюро кредитных историй, от них коммерческие банки не получат всей необходимой информации, так как она содержит данные лишь о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед коммерческими банками. Для банков же в их практической деятельности большее значение имеет качество управления рисками, так как банки, оценивая финансовое состояние предприятий заемщиков, получают абсолютные показатели. Но банки имеют дело с предприятиями различных отраслей, соответственно получающими различные показатели, следовательно, банки нуждаются в сравнительной информации по отраслям деятельности. Отсутствие таких данных приводит к ограниченности информации кругом банковских клиентов.

Таким образом, имеющаяся система мониторинга предприятий нуждается в трансформации. В диссертационном исследовании были проанализированы результаты осуществления разработанной нами экспериментальной системы мониторинга и предложена его трансформированная модель, с помощью которой можно решать, помимо нынешних, и задачи, связанные со снижением кредитных рисков.

Для чего было предложено:

1) включить в систему мониторинга предприятий коммерческие банки, которые, по сути, являются основными потребителями информации о финансовом состоянии ссудозаемщиков;

2) включить банки в анкетирование;

3) использовать разработанную нами новую анкету для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей);

4) использовать выработанный нами комплекс стимулов для участников мониторинга с целью их заинтересованности и предоставления достоверной информации.

Система мониторинга предприятий в ее трансформированном виде подходит как нельзя лучше для регулирования кредитных рисков: структура Банка России охватывает всю территорию РоссииБанк России располагает необходимыми программными продуктамиего работники в полной мере владеют нормативной базой.

Таким образом, становится очевидным тот факт, что с помощью мониторинга предприятий все вопросы, которые должны были решать «кредитные бюро», будут охвачены и не возникнет необходимости тратить силы и средства для создания новой системы.

Осуществление работы в этой области поможет кредитным организациям решать ряд многих вопросов:

Располагать информацией как основным элементом для определения уровня кредитных рисковполучать большую доходность от кредитных операцийиметь высокую ликвидностьминимизировать свои убыткии т.д.

Как следует из всего вышесказанного, с помощью трансформированного мониторинга предприятий коммерческие банки Республики Адыгея смогут получать максимум информации для выявления и снижения кредитных рисков и управления ими.

В результате включение коммерческих банков в мониторинг предприятий, проводимый Банком России, поможет реализовывать такие направления функциональной деятельности Центрального банка Российской Федерации как: анализ и прогнозирование изменения экономической конъюнктуры на макрои микроуровняхосуществление политики рефинансированияосуществление надзора за деятельностью кредитных организацийсовершенствование развития банковской системыуправление кредитными рисками.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93. (принята на всенародном голосовании 12.12.93).
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 № 145-ФЗ (принят Государственной Думой 17.07.98).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая от 30.11.94 № 51-ФЗ.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ.
  6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.
  7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.90 № 395−1.
  8. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26.12.95 № 208-ФЗ.
  9. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ.
  10. О кредитных историях: Федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ.
  11. О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами: Приказ Минфина РФ от 28.11.96 № 101.
  12. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н.
  13. О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации: Программа (Одобрена Советом директоров ЦБР и Президиумом Правительства РФ 17 и 21 ноября 1998).
  14. Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 19.04.2000 № 309−111 ГД.
  15. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21.12.2000 № 976−111 ГД.
  16. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 г. (одобрено Советом директоров ЦБР 29 ноября 2001 г.).
  17. Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2003 г.: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.12.2002 № 3364−111 ГД.
  18. Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003−2005 гг.): Распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2003 N 1163-р.
  19. О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам: Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 30.06.97 № 62а.
  20. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И.
  21. О порядке регулирования деятельности банков: Инструкция Центрального банка Российской Федерации от 01.10.97 № 1.
  22. О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета: Положение Центрального банка Российской Федерации от 26.06.98 № 39-П.
  23. О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): Положение Центрального банка Российской Федерации от 31.08.98 № 54-П.
  24. О проведении мониторинга предприятий Банком России: Положение Центрального банка Российской Федерации от 19.03.2002 № 186-П.
  25. О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации: Положение Центрального банка Российской Федерации от 05.12.2002 № 205-П.
  26. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: Положение Банка России от 16.12.2003 № 242-П.
  27. О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности: Положение Банка России от 26.03.2004 № 254-П.
  28. О применении Положений Банка России от 26.06.98 г. № 39-П, от 31.08.98 г. № 54-П, а также Методических рекомендаций Банка России от 14.10.98 г. № 285-Т: Письмо Центрального банка Российской Федерации от 24.03.99 № 104-Т.
  29. О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках: Письмо Центрального банка Российской Федерации от 07.10.99 № 289-Т.
  30. О методических рекомендациях по проверке кредитного портфеля кредитной организации: Письмо Центрального банка Российской Федерации от 16.12.98 № 363-Т.
  31. О порядке применения отдельных положений Инструкции Банка России «О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам» от 30.06.97 № 62а: Письмо ЦБР от 22.01.99 № 33-Т.
  32. О приобретении платной информации на договорной основе: Письмо Центрального банка Российской Федерации от 24.11.99 № 319-Т.
  33. О стратегии развития банковского сектора Российской Федерации: Письмо Правительства РФ и Центрального банка Российской Федерации от 30.12.2001.
  34. О типичных банковских рисках: Письмо Банка России от 23.06.2004 № 70-Т.
  35. О совершенствовании взаимодействия Банка России с кредитными организациями по вопросам банковского регулирования и надзора: Письмо Ассоциации российских банков от 14 августа 2002 № А-02/13−363.
  36. Об уточнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2003 г. и на период до 2007 г.: Письмо Ассоциации российских банков от 8 октября 2003 N А-01/2−977.
  37. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации/Под ред. JI.A. Окунькова М.: Издательство БЕК, 1994.
  38. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (Г.А. Тосунян, А.Ю. Викулин) М.: Издательство «Дело», 2003. Серия «Банковское и финансовое право» (СПС-Гарант).
  39. Комментарий к Конституции Российской Федерации/Под общ. ред. В. Д. Карповича М.: Юрайт — М- Новая Правовая культура, 2002.
  40. Методические рекомендации к положению Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): Письмо Центрального банка Российской Федерации от 05.10.98 № 273-Т.
  41. Методические рекомендации к положению Банка России «О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета» от 26.06.98 № 39-П:
  42. Письмо Центрального банка Российской Федерации от 14.10.98 № 285-Т.
  43. Научно-практический комментарий к конституции Российской Фе-дерации/Отв. ред. В. В. Лазарев СПС «Гарант», 2003.
  44. М., Розукулов У. Вопросы совершенствования оценки и снижения кредитного риска // Деньги и кредит. 2000. № 10. — с. 27 — 29.
  45. С.Б., Антипова О. Н., Ушаков В. А. Сеть территориальных учреждений Банка Франции на современном этапе // Деньги и кредит. 2000. № 10. — с. 40 — 47.
  46. С.Б., Ушаков В. А. Банк Франции. Структура и функции Дирекции по работе с предприятиями // Банковское дело. 2001. -№ 6. с. 33 — 36.
  47. С.Б., Ушаков В. А. Банк Франции: информационная картотека данных о предприятиях // Банковское дело. 2002. № 2. — с. 41 -43.
  48. О.А. К вопросу стимулирования кредитных вложений в реальный сектор // Деньги и кредит. 2000. № 8. — с. 35 — 36.
  49. Артюх К Чтобы не пить шампанское // «эж-ЮРИСТ». Май 2003. -№ 19.
  50. Банковские операции. Часть II. Учетно-ссудные операции и агентские услуги: Учебное пособие/Под. ред. О. И. Лаврушина. М.: ИНФРА-М, 1996.-208 с.
  51. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга I -М.: ТОО Инжиниринга консалтинговая компания «ДеКА», 1995 -688 с.
  52. Банковская система России. Настольная книга банкира. Книга II -М.: ТОО Инжиниринга консалтинговая компания «ДеКА», 1995 -688 с.
  53. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 672 е.: ил.
  54. Банковское дело: Учебник/Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 1995. — 480 е.: ил.
  55. Банковское дело: Учебник. 2-е изд., стереотип./Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 1995. — 480 е.: ил.
  56. Банковское дело: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп./Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 464 с.:ил.
  57. Банковское дело: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Г. Коробовой. М.: Экономисть, 2004. — 751 с.
  58. В.Н., Писанова Л. Н. Банки и предприятия: информационный обмен и сотрудничество // Деньги и кредит. 2003. № 11. — с. 35 -40.
  59. Е.В. Реализация концепции реинжиниринга кредитного процесса // Бухгалтерия и банки. 2001. № 2. — с. 4 — 13.
  60. Е.В. Реинжиниринг процесса управления кредитными рисками // Бухгалтерия и банки. 2001. № 10. — с. 25 — 35.
  61. А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. М.: Издательская группа «БДЦ — пресс», 2003.
  62. А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит. 2003. № 6. — с. 15−16.
  63. А.Ю. К вопросу создания бюро кредитных историй в России // Деньги и кредит. 2004. № 3. — с. 42 — 44.
  64. А.Г. Центральный банк в банковской системе России. М.: Спарк, 2001.-335 с.
  65. В.И., Львов Ю. И. Банки и банковские операции в России/Под ред. М. Х. Лапидуса. М.: Финансы и статистика, 1996. -336 с.
  66. В.Р. Менеджмент: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 504 с.
  67. Взаимоотношения между Органами Банковского надзора и Внешними Аудиторами Банков: Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору (Базель, январь 2002) // СПС Гарант, (текст рекомендаций официально опубликован не был).
  68. Д.В. Устойчивость банковской системы: роль кредитных бюро // Банковское дело. 2003. № 10. — с. 34 — 37.
  69. В.А. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. 2001. № 6. — с. 25 — 29.
  70. В.А. Методологические основы системной классификации банковских рисков // Банковское дело. 2001. № 7. — с. 11 — 15.
  71. В.А. Бюро кредитных историй, или Как поставить точку в этой истории // Банковское дело. 2002. № 11. — с. 10 — 13.
  72. В.В. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году // Деньги и кредит. 1999. № 1. — с. 3 — 9.
  73. В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России // Деньги и кредит. 2000. № 7. — с. 8 — 12.
  74. Н.И., Ермакова С. И. Мониторинг экономической конъюнктуры на базе предприятий Рязани // Деньги и кредит. 1999. № 2. -с. 15−26.
  75. Н.И., Матюхин С. Н. Опыт привлечения расчетно-кассовых центров к работе по мониторингу предприятий // Деньги и кредит. 2001.-№ 10.-с. 24−26.
  76. Ю.С., Хохленкова М. А., Банк России: организация деятельности. М.: ООО Издательско Консалтинговая Компания «ДеКА», 2000 — 704 с. (Книга I).
  77. Ю.С., Хохленкова М. А., Банк России: организация деятельности. М.: ООО Издательско Консалтинговая Компания «ДеКА», 2000 — 704 с. (Книга II).
  78. Готовы ли банки к модернизации //Аналитический банковский журнал. 2003. № 1 (92). — с. 4 — 6.
  79. Д. Банковские риски это реальность // Банки и технологии. 2002. -№ 1. с. 56−59.
  80. X. Ван, Брайович Братанович С. Анализ банковских рисков. Система оценки корпоративного управления и управления финансовым риском/ Пер. с англ.- вступ. сл. д.э.н. К. Р. Тагирбекова -М: Издательство «Весь Мир», 2004. 304 с.
  81. В.М. Кредитное качество банковских активов // Банковское дело. 2004. № 1. — с. 42 — 43.
  82. В.А., Харитонова Е. Э. Участие РКЦ в мониторинге предприятий Банка России // Деньги и кредит. 2001. № 11. — с. 20 — 22.
  83. Деньги, кредит, банки: Учебник./ Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Финансы и статистика, 1999.-448 с.:ил.
  84. Деньги, кредит, банки: Учебник./ Под ред. Лаврушина. 2-е изд. Перераб. И доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 464 е.: ил.
  85. В.Н., Крылова М. А., Шестаков А. В. Финансовое и банковское право. Словарь-справочник/Под ред. д.ю.н. О. Н. Горбуновой. -М.: ИНФРА-М, 1997. VI, 227 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  86. П.В. Некоторые направления использования результатов мониторинга предприятий // Деньги и кредит. 2003. № 1. — с. 41 -44.
  87. С.К. Сотрудничество залог успеха // Деньги и кредит. 1998.- № 5.-с. 4- 13.
  88. Э.Б. Взаимодействие с предприятиями в рамках мониторинга, проводимого Банком России // Деньги и кредит. 2002. № 11. — с. 30−31.
  89. Н.М. Мониторинг предприятий в Калужской области // Деньги и кредит. 2002. № 1. — с. 33 — 35.
  90. Е.И. Экономика и банковский сектор // Деньги и кредит. 2003. № 2. — с. 27 — 30.
  91. В.Н. Риск-менеджмент в коммерческом банке в условиях переходной экономики // Деньги и кредит. 2002. № 5. — с. 60 -65.
  92. Г. В. О методах оценки кредитного риска // Деньги и кредит. 1997.-№ 6.-с. 31 -37.
  93. Р.З. Некоторые проблемы развития мониторинга предприятий // Деньги и кредит. 2001. № 4. — с. 26 — 30.
  94. Е.В., Матевосян Н. А., Рудницкая И. А. Опыт использования результатов мониторинга предприятий // Деньги и кредит. 2001. -№ 1.- с. 51−52.
  95. Е.В., Буйновская Т. В., Сукманова Н. А. Банковский сектор Красноярского края: результаты мониторинга // Деньги и кредит. 2002. № 2. — с. 34 — 37.
  96. Е.В., Рудницкая И. А. Анализ экономической стратегии предприятий основных отраслей и деятельность банков // Деньги и кредит. 2003. № 1. — с. 36 — 40.
  97. Р.З. Мониторинг предприятий набирает темп // Деньги и кредит. 2003. № 1. — с. 34 — 35.
  98. Ю.Б., Нифатова О. В. Развитие мониторинга предприятий в Саратовской области // Деньги и кредит. 2001. № 9. — с. 34 — 37.
  99. Знают ли банки своего клиента? Ответ даст мониторинг предприятий в системе Банка России // Аналитический банковский журнал. 2003.-№ 1 (92).-с. 7−13.
  100. В.В. Основные направления совершенствования системы управления рисками // Банковское дело. 2002. № 2 — с. 28 — 30.
  101. Иванова Н № 254-П и № 62а: взгляд через призму сравнения // Бухгалтерия и банки. 2004. № 6. — с. 44 — 45.
  102. С.М. Мониторинг предприятий в Центральном банке (Калининградская область) // Деньги и кредит. 2001. № 5. — с. 27 — 30.
  103. С.М. Новое направление развития мониторинга предприятий Банком России // Деньги и кредит. 2004. № 6. — с. 22 — 26.
  104. И.В. Россия на пути к созданию института кредитных историй // Банковское дело. 2003. № 7. — с. 21 — 28.
  105. С.М., Бацына С. Ю., Цапиева O.K. Взаимодействие банковского сектора и реальной экономики региона // Деньги и кредит. 2003. № 7. — с. 35 — 38.
  106. С.П., Свинина Н. Н. О практике мониторинга предприятий Читинской области // Деньги и кредит. 2002. № 2. — с. 31 — 33.
  107. P.M. Мониторинг предприятий важное условие эффективного управления региональной экономикой // Деньги и кредит. 2000. -№ 11.-с. 30−32.
  108. М.М., Коваль Е. А. Проблемы комплексного подхода при организации и проведении мониторинга предприятий на региональном уровне // Деньги и кредит. 2002. № 3. — с. 30 — 33.
  109. А.А. О развитии ресурсной базы банков и повышении их роли в обеспечении экономического роста в России // Вестник Банка России. 2003. № 60. — с. 2 — 5.
  110. Е.А. Понятие банковских рисков и их классификация // Деньги и кредит. 2004. № 6. — с. 43 — 50.
  111. А.В., Москаленко М. Н. Опыт работы Главного управления Банка России по Камчатской области по экономическому анализу и мониторингу предприятий // Деньги и кредит. 2002. -№ 8.-с. 20−23.
  112. А.Ю. Мониторинг предприятий Амурской области первые итоги // Деньги и кредит. 2002. — № 3. — с. 34 — 38.
  113. О.Г. Анализ и управление рисками в деятельности малых и средних кредитных организаций // Деньги и кредит. 2002. № 2. — с. 43−48.
  114. И.Г., Сазонов А. Ю. К вопросу об оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. 1997. № 5. — с. 28 — 32.
  115. А.А. Использование показателей финансовой устойчивости при анализе кредитоспособности клиентов банка // Деньги и кредит. 1998. № 1. — с. 30−34.
  116. О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. 2002. № 5. — с. 2 — 5.
  117. Г. И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт // Деньги и кредит. 1998. -№ 6.-с. 8−13.
  118. Г. И. Банковский сектор России: совершенствование условий банковской деятельности // Деньги и кредит. 2003. № 5. -с. 17−22.
  119. Макроэкономическая Финансовая статистика в Российской экономике. Сборник статей. Сост.: ЦПП ЦБ РФ, 1998 132 с.
  120. К.Н. Мониторинг предприятий в Кировской области: итоги и проблемы //Деньги и кредит. 2002. № 8. — с. 23 — 25.
  121. Р.Х. Мониторинг предприятий: опыт Республики Башкортостан // Деньги и кредит.2001. № 4. — с. 31 — 34
  122. О.М., Сахарова JI.C., Сидоров В. Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособие. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. -288 с.
  123. Мониторинг предприятий в Центральном банке Российской Федерации // Деньги и кредит. 2002. № 4. — с. 3.
  124. Е.В. Об оценке кредитоспособности заемщиков // Деньги и кредит. 2002. № 10. — с. 31 — 34.
  125. А.В. Центральный банк: денежно-кредитное регулирование коммерческих банков// Банковские услуги. 1998. — № 11−12.
  126. Общая теория денег и кредита: Учебник/Под ред. проф. Е. Ф. Жукова. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. — 304 с.
  127. О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору // Вестник Банка России. 2001. № 44−45. — с. 60 — 87.
  128. Т.Ф., Ященко JI.E. Экономический анализ и мониторинг предприятий // Деньги и кредит. 2001. № 11. — с. 17 — 19.
  129. Организация мониторинга предприятий в системе Центрального банка Российской Федерации: Центральный банк Российской Федерации, Департамент исследований и информации, Управление макроэкономического анализа и прогнозирования. Москва, 1999. 281 с.
  130. Т.В. О системе рисков банковской деятельности // Деньги и кредит. 2000. № 4. — с. 28 — 30.
  131. Т.В. Некоторые вопросы повышения качества управления рисками банковской деятельности // Деньги и кредит. 2003. № 5. -с. 42−45.
  132. Т.В. Построение комплексной системы управления банковскими рисками // Деньги и кредит. 2003. № 12. — с. 49 — 60.
  133. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год // Вестник Банка России. 2003. -№ 66. с. 1 — 27.
  134. А.И., Сергеева JI.A., Калашникова Н. В. Опыт экономического анализа и мониторинга предприятий // Деньги и кредит. 2003. № 3. — с. 37−41.
  135. Отношение между органами надзора за банками и внешними аудиторами: Рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору // Вестник Банка России. 2000 — № 63−64. — с. 49 — 59.
  136. Н.Г., Задорожная Н. П. Об опыте проведения мониторинга предприятий Национальным банком Республики Адыгея // Деньги и кредит. 2000. № 9. — с. 19 — 21.
  137. Н.Г., Задорожная Н. П. Результаты мониторинга предприятий для анализа региональной экономики // Деньги и кредит. 2001. -№ 10.-с. 16−19.
  138. И. Высокие кредитные риски сдерживают рейтинги российских банков // Банковское дело. 2004. № 2. — с. 11 — 13.
  139. И.Г., Шалаева Г. А. Мониторинг предприятий в Санкт Петербурге // Деньги и кредит. 2000. — № 12. — с. 53 — 55.
  140. В.П., Московкина JI.A. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. — 192 с.
  141. Д. А. Гуревич Е.А. Неслучайная точка зрения // «эж-ЮРИСТ». Апрель 2003. № 14.
  142. Е.Г. Организация системы управления рисками в банке // Бухгалтерия и банки. 2001. № 3. — с. 17 — 25.
  143. М.Н. Основные подходы к оценке кредитного риска банков РФ // Банковское дело. 2000. № 7. — с. 12−14.
  144. Роуз Питер С. Банковский менеджмент. Пер. с англ. Со 2-го изд. -М.: «Дело Лтд», 1995. 768 с.
  145. Н.М. Использование результатов мониторинга предприятий в Краснодарском крае // Деньги и кредит. 2002 № 4. — с. 8 -10.
  146. Руководство для органов банковского надзора по работе со слабыми банками //Вестник Банка России. 2002. № 44. — с. 1−52.
  147. Ю.Ю. Индикаторы мониторинга рисков в банковском менеджменте // Банковское дело. 2004. № 1. — с. 32 — 37.
  148. Ю.Ю. Эволюция терминологии банковского риск менеджмента // Банковское дело. 2004. — № 2. — с. 29 — 33.
  149. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО «Новое издание», 2000 -688 с.
  150. И.Я., Маловичко И. Г. Проблемы создания системы мониторинга предприятий в Банке России // Деньги и кредит. 1998. № 4. — с. 24 — 27.
  151. В.Т. Риски финансового сектора Российской Федерации: Практическое пособие. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 175 с.
  152. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. A.M. Прохоров. С 56 4-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 1600 е., ил.
  153. Н.Э. Проблемы менеджмента кредитного портфеля в современных условиях // Банковское дело. 1999. № 8. — с. 26 — 30.
  154. Н.Э. Проблемы менеджмента кредитного портфеля в современных условиях // Банковское дело. 1999. № 9. — с. 18−21.
  155. А.Б. К вопросу информационного обеспечения деятельности территориальных учреждений Банка России // Деньги и кредит. 2003. № 3. — с. 34 — 36.
  156. Г. С. Мониторинг предприятий Камчатки: первые итоги // Деньги и кредит. 2000. № 11. — с. 33 — 35.
  157. Состояние банковского сектора Российской Федерации в 2000 году // Вестник Банка России. 2002. № 39. — с. 1 — 56.
  158. Состояние банковского сектора Российской Федерации в 2002 году // Вестник Банка России. 2003. № 30. — с. 1 — 68.
  159. В.В. К вопросу о мониторинге предприятий в Центральном банке // Деньги и кредит. 1998. № 4. — с. 28 — 29.
  160. Справочник банкира / Под редакцией проф. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.-432 с.
  161. Спрос предприятий нефинансового сектора экономики на банковские услуги в III квартале 2003 г // Вестник Банка России. 2003. -№ 60. с. 8 — 14.
  162. Ю.В., Савинская Н. А., Гришин A.M., Никитин Г. Г., Мор-гачева И.А. Мониторинг предприятий в центральном банке // Деньги и кредит. 1997. № 8. — с. 10 — 22.
  163. Ю.В. Вопросы организации мониторинга предприятий в системе Банка России // Деньги и кредитю. 1999. № 2. — с. 8 — 14.
  164. Ю.В. Новый этап в организации мониторинга предприятий в системе Банка России // Деньги и кредит. 1999. № 9. — с. 2529.
  165. Ю.В. Система организации мониторинга предприятий в центральном банке. М., 1999. — 318 с.
  166. Ю.В., Гришин A.M., Моргачева И. А., Залунина JI.B., Данилова И. Л. Об организации мониторинга предприятий в системе центрального банка // Деньги и кредит. 1999. № 10. — с. 28 — 39.
  167. Ю.В., Моргачева И. А., Данилова И. Л., Копцова С. А., Мо-качев К.И. Развитие мониторинга предприятий в системе Банка России // Деньги и кредит. 2000. № 9. — с. 14 — 18.
  168. Ю.В. Экономический анализ и мониторинг предприятий в системе Банка России // Деньги и кредит. 2000. № 12. — с. 48 — 52.
  169. Ю.В., Каримов P.M. Вопросы результативности экономического анализа и мониторинга предприятий в системе Банка России // Деньги и кредит. 2001. № 2. — с. 13−16.
  170. Ю.В. Новый этап в практическом использовании результатов мониторинга предприятий Банком России // Деньги и кредит. 2003.-№ 9.-с. 19−21.
  171. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации // Деньги и кредит. 2002. № 1. — с. 4. — 20.
  172. Е.Б. Основы управления рисками. Риск практикум // Банковское дело. 2002. — № 2. — с. 13 — 16.
  173. Е.Б. Управление кредитными рисками. Риск практикум // Банковское дело. 2002. — № 4. — с. 16−18.
  174. Е.П. Управление ссудными операциями как составная часть банковского менеджмента // Деньги и кредит. 1998. № 2 — с. 35 -42.
  175. М.С. Риск-менеджмент и аудит ссудных операций в системе управления коммерческим банком // Бухгалтерия и банки. 2002. -№ 3. с. 40 — 49.
  176. В.А. Кредитные риски и развитие банковской системы // Деньги и кредит. 2003. № 6. — с. 25 — 27.
  177. Е.В. Кредитные операции коммерческих банков // Деньги и кредит. 2003. № 9. — с. 39 — 46.
  178. А.И., Коршунов М. А. Банковский сектор и реальная экономика // Деньги и кредит. 2001. № 2. — с. 43 — 45.
  179. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент)/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. О. И. Лаврушина. М.: Юристь, 2002. — 688 с.
  180. Управление персоналом: Энциклопедический словарь/ Под ред.
  181. A.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 451 с.
  182. Э.А. Банковский маркетинг. 2-е изд. М.: ИНФРА — М, 1995.-304 с.
  183. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ Под редакцией
  184. B.К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: «Проспект», 1999. — 496 с.
  185. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: Краткий курс/Под ред. д.э.н., проф. Н. Ф. Самсонова. М.: ИНФРА — М, 2004. — 302 с. — (Серия «Высшее образование»),
  186. О.А. Без кредитов работать сложно // Деньги и кредит. 2001.-№ 10.-с. 26−27.
  187. Ан.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект // Деньги и кредит. 1997. № 6. — с. 38 — 43.
  188. Ю.В., Медалиев А. Х. Некоторые аспекты развития мониторинга предприятий //Деньги и кредит. 2001. № 12. — с. 49 — 51.
  189. В.Е., Плотицина Л. А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты: Учебно-практическое пособие. М.: Метаинформ, 1995.-208 с.
  190. Шор К. Б. Банки и бизнес: пути сотрудничества // Деньги и кредит. 2001.-№ 11.-с. 3−6.
Заполнить форму текущей работой