Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой
Апробация: результаты исследования сообщались на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ (Москва, 1990 г.), на кафедре пения и методики музыкального воспитания Саратов, 1991 г.), на итоговых научных конференциях СГПИ им. К. А. Федина (1992;97 гг.), на межвузовских конференциях: «Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.Я.БРЮСОВОЙ (1881−1951 гг.)
- 1. 1. Истоки становления личности и формирование мировоззрения Н. Я. Брюсовой (1881−1904 гг.)
- 1. 2. Формирование научно-педагогических и просветительских взглядов Н. Я. Брюсовой до 1917 года (в Народной консерватории, Частной музыкальной школе, университете им. А.Л.Ша-нявского)
1.3 Деятельность Н. Я. Брюсовой по проведению основных идей массового музыкального воспитания и подготовке педагогических кадров после 1917 года (в Наркомпросе, Академии социального воспитания, Московской консерватории) 56
1.4 Популяризаторская, редакторская и научная деятельность Н. Я. Брюсовой в Московской консерватории и Союзе советских композиторов (1930−1951 гг.) 81
ГЛАВА II. Н.Я.БРЮСОВА — ОДНА ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ 96
2.1 Взгляды Н. Я. Брюсовой на руководство процессом слушания музыки 96
2.2 Творческое развитие детей в Частной музыкальной школе Н. Я. Брюсовой 122
Проблемы массового музыкального воспитания в педагогическом наследии Н. Я. Брюсовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное нам общество как никогда остро ощущает дефицит культуры человека. Важным вкладом в решение данной проблемы является приобщение детей к музыкальному искусству, которое призвано не только заинтересовать школьников музыкой и воспитать в них музыкальную культуру, но и способствовать глубокому пониманию жизни, активно участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты.
Только развитие у человека способности понимания искусства, воспитание в нём хотя бы начатков творческих способностей в художественной области, может способствовать нравственной стабилизации личности, её общей интеллигентности, развитию интуиции, столь необходимой во всех областях человеческой деятельности.
Как писал В. А. Сухомлинский, «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности. Слушая музыку, человек познаёт себя, и познаёт прежде всего, что он, человек, прекрасен, рождён для того, чтобы быть прекрасным, и если в нём есть что-то плохое, то это плохое надо преодолетьпочувствовать плохое в самом себе и помогает музыка» [116, с.171].
До настоящего времени сохраняет актуальность проблема создания таких педагогических условий, при которых раскрытие творческого потенциала ребёнка стало бы нормой. Наше образование предельно рационализировано/ из него выхолощен аффективноэмоциональный запал детства,. что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида.
В решении этой проблемы немаловажную роль играет изучение вопросов истории музыкальной педагогики, связанных с эстетическим воспитанием, в частности, с вопросами становления и развития массового музыкального образования и воспитания.
Основатель отечественной школы исторических исследований в области музыкальной педагогики О. А. Апраксина неоднократно высказывала. мысль о том, что современным педагогам необходимо знать основоположников музыкальной педагогики, строить свою работу на том положительном, что создано предшественниками. Она полагала, что только знание своей истории может дать основу для осмысления настоящего и определения горизонтов будущего.
Несмотря на то, что вопросами истории музыкальной педагогики занимались в разное время такие учёные-музыканты, как В. Й. Адищев, О. А. Апраксина, Л.А.Барен-бойм, Т. Н. Батуринская, JI.В.Кикнадзе, Д. Л. Локшин, С. Н. Морозова, Т. Л. Якубовская и др., работ, посвященных изучению истории отечественного музыкально-педагогического наследия, немного. Недостаточно полно исследованы педагогические воззрения и деятельность многих крупных музыкантов-педагогов, плодотворно работавших в дореволюционной Россиине изучен опыт многих талантливых педагогов с периферии.
Вопросы массового музыкального воспитания привлекали внимание таких прогрессивных музыкантов-педагогов как А. Л. Маслов, С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский, В. Н. Шацкая, М. А. Румер, Б. Л. Яворский, Н. Я. Брюсова, А. Д. Городдов и др. Но в связи с отсутствием единой системы образования и в силу необязательности музыкальных занятий в дореволюционной России их методы музыкального воспитания не нашли широкого применения. Октябрьская революция дала возможность исполниться давнишней мечте музыкантов-педагогов о построении системы массового музыкального образования. «Слово „общее музыкальное образование“, раньше понятное только небольшой группе работников Московской Народной консерватории, стало привычным, простым словом для большинства работников просвещения» [26, с. 25]. Изменение правового положения музыки позволило сохранить, воплотить и развить плодотворные идеи педагогов-реформаторов как дореволюционного периода, так и тех, кто включился в активную работу в области становления системы массового музыкального образования и воспитания в первые годы после Октября (Н.Л.Гродзенская, М. М. Койранская, В. Г. Каратыгин, Н. М. Ковин, А. А. Шеншин и др). Одним из организаторов и проводников этих идей в жизнь была Н. Я. Брюсова (1881−1951гг.) — талантливый педагог, видный деятель музыкального просвещения, чьё музыкально-педагогическое. наследие до ' сих пор мало изучено и не востребовано.
О деятельности Н. Я. Брюсовой упоминали в своих работах известные музыканты-педагоги — В. Белый, Б. В. Асафьев, Ю. В. Келдыш, О. А. Апраксина, Д. Л. Локшин, Е. В. Назайкинский, Л. А. Баренбойм, Д. Б. Кабалевский, К. В. Головская, В. И. Адищев и мн. др. В их работах обзорного характера имя Н. Я. Брюсовой упоминается лишь в связи с её деятельностью в короткий послеоктябрьский период. При этом авторы единодушно отмечают её роль и заслугу в становлении массового музыкального воспитания в России. Однако, эти материалы носят, как правило, односторонний • и мозаичный анализ её педагогической деятельности и не дают единой и целостной картины творческого облика Н! Я.Брюсовой.,.
Педагогическая деятельность Н. Я. Брюсовой была связана с решением проблем всестороннего развития личности средствами музыкального искусства. Поэтому её педагогическое наследие, выдвигаемые ею пути и приёмы развития музыкального творчества детей, представляют большой интерес и практическую ценность для развития современной теории и практики массового музыкального воспитания.
Изучение педагогического наследия Н. Я. Брюсовой позволяет осветить неизвестные страницы русской музыкальной педагогики, связанные с развитием отечественной музыкально-методической мысли и становлением методики музыкального воспитания.
Это определяет необходимость исследования педагогического наследия Н. Я. Брюсовой, её вклада в решение многих проблем музыкальной педагогики.
Основные труды и рукописи, отражающие идеи этого выдающегося педагога и музыканта, нетронутым багажом лежат в её личном архиве в ЦРГАЛИ.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена: 1) необходимостью всестороннего и критического освоения педагогического опыта и теоретических изысканий музыканта-педагога, оставившего яркий след в методической мысли России первой половины XX века- 2) важностью распространения этого опыта и методических разработок в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая далеко не полно использует достижения выдающихся мастеров русской общеобразовательной школы прошлого.
Цель исследования — анализ и обобщение результатов научно-педагогической деятельности Н. Я. Брюсовой по развитию и становлению массового музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных музыкальных заведениях России первой половины XX века.
Объектом исследования является теоретическое наследие и практическая деятельность Н. Я. Брюсовой в области массового музыкального воспитания.
Предметом исследования является процесс музыкального воспитания детей и взрослых в непрофессиональных учебных заведениях.
Задачи исследования: 1. Определить основные этапы деятельности Н. Я. Брюсовой. Выявить истоки формирования педагогических и музыкально-просветительских взглядов.
2. Проанализировать и обобщить основные педагогические идеи и направления работы Н. Я. Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания.
3. Показать основные формы и приёмы работы Н. Я. Брюсовой по массовому музыкальному воспитанию и их актуальность в современных условиях.
Методологической основой исследования явились: психологическая теория целостного восприятия музыкального произведения (Е.В.Назайкинский, А. Н. Леонтьев и др.) — теория психологического механизма воображения и условий творческой деятельности (Л.С.Выготский, Б. М. Теплов, В. А. Моляко. и др.) — положение о природосообразности методов педагогического процесса (Я. А. Коменский и его последователи) — положение о единстве процессов воспитания и обучения (К. Д. Ушинский и его последователи) — принцип деятельностного подхода к получению музыкальных знаний (О.А.Апраксина, Г. М. Цыпин, Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллин и др.).
Методы исследования: поиск и систематизация архивных материалов Н. Я. Брюсовойгносеологический и онтологический анализ (деятельностный и процессуальный аспекты) проблемы массового музыкального воспитания в наследии Н. Я. Брюсовойметод реставрациикомплексный подход к рассматриваемой проблемеисторическое интервьюанализ рассматриваемой методики с позиций современности.
Настоящая диссертация является результатом исследования широкого круга источников. Для более полной характеристики мы распределили их по следующим группам:
1. Опубликованные работы Н. Я. Брюсовой.
2. Архив Брюсовой в ЦГА России и ЦРГАЛИ (более 200 единиц хранения, каждая из которых содержит от 1 до 170 листов и более). В архивных материалах можно выделить следующие разделы:
— фортепианные сочинения Н. Я. Брюсовой;
— статьи;
— доклады, лекции, выступления;
— программы, проекты, уставы;
— дневники, записные книжки, воспоминания;
— письма Н. Я. Брюсовой;
— письма к Н. Я. Брюсовой;
— материалы к биографии;
— клавир детской оперы;
— фотодокументы.
Основная часть данных материалов вводится в оборот впервые.
3. Архив В. Я. Брюсова в РГБ.
4. Публикации, посвящённые деятельности Н. Я. Брюсовой.
5. Материалы русских и современных исследователей, посвящённые проблемам музыкального воспитания, общей и музыкальной педагогике, музыкальной психологии, музыкальной культуре, истории культуры и образования.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нём впервые предпринята попытка всестороннего исследования творческого наследия и просветительском деятельности выдающегося музыканта-педагога Н. Я. Брюсовой. В диссертации впервые выявлены и обобщены результаты её практической деятельности, а также взгляды на содержание, характер, пути и методы массового музыкального воспитания детей и взрослых. Впервые в музыкальной-педагогике рассмотрен генезис и развитие проблемы слушания музыки в отечественном массовом музыкальном воспитании. Раскрыты и проанализированы приёмы, и методы руководства процессом слушания музыки в педагогической практике Н. Я. Брюсовой и показана их преемственность с современной методикой. Впервые представлена и проанализирована методика творческого развития детей на примере сочинения оперы и сформулированы условия их оптимального проявления.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: а) впервые в истории музыкальной педагогики в научный оборот вводятся архивные материалы, посвящённые педагогической деятельности Н.Я.Брюсовойб) педагогические идеи Н. Я. Брюсовой рассмотрены в их содержательной и структурной взаимосвязив) основные музыкально-педагогические взгляды Н. Я. Брюсовой по вопросам массового музыкального воспитания выведены на уровень теоретических обобщений.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что её результаты и выводы могут быть использованы при дальнейшей научной разработке вопросов истории массового музыкального воспитания, в курсе лекций по для студентов музыкально-педагогических факультетов, в педагогической деятельности учителя музыки по организации разнообразных форм работы с детьми.
Апробация: результаты исследования сообщались на кафедре пения и хорового дирижирования МПГУ (Москва, 1990 г.), на кафедре пения и методики музыкального воспитания Саратов, 1991 г.), на итоговых научных конференциях СГПИ им. К. А. Федина (1992;97 гг.), на межвузовских конференциях: «Пути совершенствования профессионально-педагогической направленности учебно-воспитательного процесса в вузе» (Саратов, 1992 г.), «Научно-педагогическая деятельность О. А. Апраксиной и современные проблемы музыкального образования» (Москва, 1995 г.) — опубликованы в статьях и тезисах молодых учёных Саратовского пединститута (1991;1993 гг.), проанализированы и обобщены в учебном пособии «Н. Я. Брюсова и её школа музыкального образования» (Саратов, 1994 г.) — использованы соискателем в лекциях по истории и теории музыкальной педагогики и образования для студентов музыкально-педагогического факультета Саратовского педагогического института им. К. А. Федина.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и приложений.
1. Из школьного «Сборника для младшего возраста» «Соловей, соловеюшко», «Вставала ранёшенько», «Маки-Маковочки», «Как на лугу, на лужочку», «Как у месяца». «Со вьюном я хожу» .
2. Из сборника народных песен Римского-Корсакова: «Во поле берёза стояла», «Уж как по мосту, мосточку», «Ельник мой, ельник», «У меня ль во садочке» .
3. Из сборника «15 хоровых народных песен» Лядова: «Во лузях», «Конопель», «Выходили красны девицы», «Комарок» .
4. Песни из сборника Лядова: «Во лузях, «Конопель», «Выходили красны девицы», «Комарок» (ранее они пелись на один голос).
5. Песни из сборника народных песен, переложенные на народный лад Римским-Корсаковым: «Как за речкою», «Из-за лесу тёмного» .В. Слушание песен, являющихся примером многоголосия, в котором вокальная музыка сочетается с инструментальной.
Литература
:
6. Песни из сборника Римского-Корсакова: «Ельник, мой ельник», «Во поле берёза стояла» .
7. Детский альбом Чайковского.2. Народные танцы Грига.
8. Детские сочинения Моцарта.4. Бах «Для А.М.Бах» .Д. Слушание произведений, позволяющих детям сформировать и закрепить чувство лада (мажор, минор).
Литература
:1. «Уж вы мои ветры» .2. «Баю, баюшки баю» .3. «Во лузях» .4. «Вниз по матушке по Волге» .
9. Чайковского «Евгений Онегин» .
10. Наглядность 1. Наглядно-слуховой.
11. Беседа с детьми 2.Словесный.
12. Повторное прослушивание 3.Сравнительный.
13. Мальчик б лет изобразил «День» как мелодию на 3-х белых клавишах (день ведь светлый) и повторял этумелодию так долго, что все удивились и спросили, почему так. Он ответил: «Потому что день длинный», (см. Пример 2).
14. Тот же мальчик сочинил мелодию «Как лягушонка в коробчонке скачет» на повторённой увеличенной кварте в басу и скачках звуков далеко, далеко вверх по терциям на белых клавишах, (см. Пример 3).Ж2.Л J. iI'JJ Ilx'-'J *11мз.