Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов: На примере изучения естественнонаучных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работыпосредством докладов и публикаций на 2-й Всероссийской научно-практической конференции в Челябинске («Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», ноябрь 2003 г.) — на межвузовской научно-практической конференции в ЧВАИ («Военное образование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы проблемы активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов
    • 1. 1. Становление и развитие проблемы активизации учебно-познавательной * деятельности в теории и практике педагогики
    • 1. 2. Сущность учебно-деловой игры, активизирующей учебно-познавательную деятельность курсантов
    • 1. 3. Педагогические условия применения учебно-деловых игр как средства для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов
  • Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке педагогических условий применения учебно-деловой игры для развития познавательной активности курсантов военного вуза в процессе изучения естественнонаучных дисциплин.

2.1. Критерии и уровни развития познавательной активности.

2.2. Методика опытно-экспериментальной работы по проверке педагогических условий применения учебно-деловой игры для развития познавательной активности курсантов.

2.3. Оценка и анализ результатов процесса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза посредством учебноделовой игры.

Выводы по 2 главе.

Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов: На примере изучения естественнонаучных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов является неотъемлемой частью повышения качества военного образования, приведение уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами и требованиями военно-профессиональной деятельности. Важность решения вопроса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов резко возрастает в последнее время, когда в связи с Болонским процессом утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая нацелена на подготовку военных специалистов, умеющих четко определить цель, анализировать ход и результаты своей деятельности, способных самостоятельно компетентно принимать решения, нести ответственность за них.

Именно этим объясняется тот повышенный и все время растущий интерес педагогической науки к исследованию процесса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, разработке дидактических средств необходимых для этого.

Хотя рассматриваемый вопрос не является новым для педагогики, где исследовались различные его стороны: познавательная активность учащихсяпознавательная самостоятельностьпсихология различных видов мышления, задействованных в процессе активизации, особенности преподавания при активизации деятельности учащихся, однако описание педагогических условий, включающих учебно-деловую игру как средство активизации курсантов в учебно-познавательной деятельности, в достаточной мере еще не разработано.

Поиском путей и способов активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития их способностей занимались ученые Б. Г. Ананьев, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др. Ими рассмотрены психологические компоненты познавательной деятельности, с помощью которых происходит активизация.

Вопросы, связанные с учебно-познавательной деятельностью, разрабатываются И. Я. Лернером, С. Е. Матушкиным, Л. В. Усовой и др. Ими раскрыты, в зависимости от аспекта исследования, понятия учебно-познавательной деятельностирассмотрены методы развития познавательной самостоятельной деятельностиисследована активизация учащихся через самостоятельные виды деятельности.

Активизацией познавательной деятельности учащихся и студентов занимались ученые Т. В. Кудрявцев, Р. А. Низамов, П. И. Чернецов, Г. Я. Шишмаренкова, А. Ф. Эсаулов и др. Активизация учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов отражаются в работах А. В. Барабанщикова, В. П. Давыдова, А. Б. Толкачева, Н. Ф. Феденко А.Ф. Шрамченко и др. Ими раскрываются содержание и структура данного понятия, компоненты, с помощью которых активизируется учебно-познавательная деятельность.

Активизации учебно-познавательной деятельности с помощью игр посвящены работы А. А. Вербицкого, П. И. Пидкасистого, Д. Н. Узнадзе, С. А. Шмакова и др.

Сущность, назначение, теоретические вопросы применения деловых игр отражаются в работах М. М. Бирштейн, С. А. Габрусевича, В. Я. Платова, Е. А. Хруцкого и др.

В исследованиях А. О. Артемьевой, Э. Н. Короткова, А. Б. Толкачева и др. рассматриваются различные аспекты применения игр в военных вузах.

Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме активизации учебно-познавательной деятельности курсантов. Однако до настоящего времени не выявлены в полной мере особенности учебно-познавательной деятельности курсантовнедостаточно раскрыта дидактическая сущность учебно-деловой игры и педагогические условия по обеспечению ее применения для курсантовне в полной мере исследованы некоторые другие вопросы.

Таким образом, возникает противоречие, с одной стороны, между возросшей потребностью армии в высококвалифицированных офицерах, способных самостоятельно компетентно принимать решения, и необходимостью совершенствования в этой связи учебно-познавательного процесса в военном вузе, а с другой — недостаточной теоретической и методической разработанностью ее педагогических основ, обеспечивающих эффективность активизации учебно-познавателыюй деятельности курсантов.

На основании анализа педагогической практики, анализа научной литературы, педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя танкового института и выдвинутых противоречий была сформулирована проблема исследования: применение учебно-деловых игр для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, ее недостаточная научно-теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Учебно-деловая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов (на примере изучения естественнонаучных дисциплин)».

Объект исследования — процесс учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов.

Предмет исследования — учебно-деловая игра как средство повышения активности курсантов военных вузов.

Цель исследования — определение, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, при которых учебно-деловая игра является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой учебно-деловая игра может явиться эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза, если:

1. Содержание заданий военно-прикладного характера предусматривает различную степень их сложности.

2. Формирование групп осуществляется с учетом межличностных отношений между играющими.

3. Использование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантов как ведущих качеств личности будущего офицера.

4. Построение сценария учебно-деловой игры предусматривает конфликтную ситуацию (как строгого, так и нестрогого характера).

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы активизации учебно-познавательной деятельности.

2. Выявить особенности процесса обучения курсантов военных вузов.

3. Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие применению учебно-деловой игры для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов.

4. Экспериментально проверить влияние реализуемых в процессе изучения естественнонаучных дисциплин комплекса педагогических условий применения учебно-деловой игры на развитие познавательной активности курсантов военных вузов.

5. Разработать методические рекомендации по использованию учебно-деловых игр для курсантов военных вузов при изучении естественнонаучных дисциплин.

Методологической основой исследования являются диалектико-материалистическая теория познания и ее положение о всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений действительности, психолого-педагогическая теория деятельности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А.II. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.), а также научные работы по организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся (Б.П. Есипов, П. И. Пидкасистый, А. В. Усова, Т.И.

Шамова и др.), по активизации учебно-познавательной деятельности студентов (Т.В. Кудрявцев, Р. Л. Низамов, Л. Ф. Эсаулов и др.), работы по теории и методике педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, М. Н. Скаткин и др.), теории обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, А. В. Барабанщиков, A.M. Матюшкин, П. И. Пидкасистый, Н. Ф. Феденко, С. А. Шапоринский и др.), психолого-педагогические исследования в области деловых игр (М.М. Бирштейн, А. А. Вербицкий, С. А. Габрусевич, П. И. Пидкасистый, Е. А. Хрупкий и др.).

Кроме того, использовались государственный стандарт высшего военного профессионального образования в части общих требований, квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников военного вуза, постановление Правительства Российской Федерации о федеральной программе «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года».

Поставленные задачи исследования потребовали применения различных методов: анализа философской, психолого-педагогической, социологической и методической литературы по теме исследованияанализа нормативных документовпедагогического наблюдения, анкетирования, тестирования, педагогического экспериментаметода математической статистики.

Исследование по выбранной нами теме проводилось в три этапа в период с 1999 года по 2004 год. В педагогическом эксперименте принимали участие курсанты I—11 курсов, преподаватели Челябинского танкового института. Эксперимент осуществлялся в ходе изучения курсантами естественнонаучных дисциплин.

На первом этане (1999;2001 гг.) изучались и анализировались философские, психолого-педагогические, социологические исследования, диссертационные работы и авторефераты диссертаций по темам, близким к теме нашего исследования. В процессе теоретического осмысления проблемы определялись исходные параметры исследования, понятийный аппарат. На этом этапе выделены особенности активизации курсантов военных вузов, а также педагогические условия применения учебно-деловых игр, ориентированных на активизацию учебно-познавательной деятельности. Проводился констатирующий эксперимент, нацеленный на выявление исходного уровня познавательной активности курсантов.

На втором этапе (2001;2003 гг.) проводился формирующий эксперимент, основанный на апробации педагогических условий применения учебно-деловых игр для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, осуществлялась обработка, интерпретация полученных результатов.

На третьем этапе (2003;2004 гг.) проводились обобщение и систематизация полученных результатов, формулировались выводы и практические рекомендации, оформлялась диссертация в законченном виде.

Базой исследовании явился Челябинский танковый институт. Опытно-экспериментальная работа проводилась с курсантами первого и второго курсов института. Всего исследованием было охвачено 238 курсантов.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечиваются логикой, анализом современных достижений психолого-педагогической науки, научно-методическим обеспечением эксперимента, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, количественным и качественным анализом, обработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

Научная новизна исследовании заключается в следующем: 1. Выделены особенности процесса обучения в военном вузе, которые явились теоретической предпосылкой эффективного применения учебно-деловой игры в учебном процессе военного вуза:

• проведение обязательных самоподготовок курсантов иод руководством преподавателей либо командиров воинских подразделений;

• развитие у курсантов инициативы, самостоятельности и творческих способностей как ведущих качеств личности будущих офицеров;

• создание преподавателем состязательного, творческого духа борьбы как одного из условий организации процесса обучения воинов;

• сочетание учебной деятельности курсантов с несением службы.

2. Обоснована возможность эффективного применения учебно-деловой игры в процессе обучения военного вуза для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов (содержание заданий предусматривает различную степень их сложностиформирование групп осуществляется с учетом межличностных отношенийиспользование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантовпостроение сценария учебно-деловой игры предусматривает конфликтную ситуацию).

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении научного представления об активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузовв расширении знаний об использовании учебно-деловых игр в учебном процессе военных вузов, способствующих развитию познавательной активности курсантов.

Практическая значимость исследования:

— разработанные методические рекомендации по эффективному применению учебно-деловых игр позволяют использовать дифференцированный подход к процессу активизации с учетом как-субъективных, так и объективных причин, воздействующих на курсантов, научно обоснованно отбирать учебно-деловые игры для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов;

— использование результатов исследования позволяет повысить уровень познавательной активности курсантов военного вуза, а также способствует успешному изучению естественнонаучных дисциплин.

На защиту выносится комплекс педагогических условий применения учебно-деловой игры как средства для активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, разработанные на основе выделенных особенностей процесса обучения в военном вузе (проведение обязательных самоподготовок курсантов под руководством преподавателей либо командиров воинских подразделенийразвитие у курсантов инициативы, самостоятельности и творческих способностей как ведущих качеств личности будущих офицеровсоздание преподавателем состязательного, творческого духа борьбысочетание учебной деятельности курсантов с несением службы):

1. Содержание заданий военно-прикладного характера предусматривает различную степень их сложности.

2. Формирование групп осуществляется с учетом межличностных отношений между играющими.

3. Использование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантов как ведущих качеств личности будущего офицера.

4. Построение сценария учебно-деловой игры предусматривает конфликтную ситуацию (как строгого, так и нестрогого характера).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работыпосредством докладов и публикаций на 2-й Всероссийской научно-практической конференции в Челябинске («Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», ноябрь 2003 г.) — на межвузовской научно-практической конференции в ЧВАИ («Военное образование на современном этапе: сущность, содержание, проблемы и пути их решения», 2003 г.) — на научно-практической конференции в ЧТИ («Преподаватель — основное звено образовательного процесса», 2003 г.) — на научных педагогических семинарах кафедры педагогики ЧГУ (2001;2004 гг.) — на научно-методических семинарах и конференциях в ЧТИ (1999;2004 гг.) — на научно-практической конференции в ЧТИ («Повышение эффективности образовательного процесса в вузе основная задача профессорско-преподавательского состава», 2004 г.) — на 3-й Всероссийской научно-практической конференции в Челябинске («Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования», ноябрь 2004 г.) — посредством публикаций в методическом информационном сборнике (ЧТИ, выпуск № 5, 2000 г.), в объединенном научном журнале (Москва, № 34, декабрь 2003 г.) — в научно-методическом сборнике (ЧТИ, 2003 г.).

По теме исследования имеется 8 публикаций. t, А и.

Выводы по второй главе.

1. Экспериментально подтверждено существование зависимости между уровнем развития познавательной самостоятельности, уровнем знаний и уровнем развития познавательной активности курсанта.

2. Основным критерием развития познавательной активности будущего военного специалиста является продвижение курсанта от более низкого уровня активности к более высокому уровню. В качестве критериев, характеризующих уровни активности, нами выбраны следующие: полнота знаний и действий (содержательный аспект), самостоятельной мышления и действий (операционный аспект), направленность познавательного интереса (мотивационный аспект).

3. Исследование подтвердило мысль о том, что для развития познавательной активности необходимо применение учебно-деловой игры с учетом перечисленных педагогических условий (содержание заданий военно-прикладного характера предусматривает различную степень их сложностиформирование групп осуществляется с учетом межличностных отношений между играющимииспользование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантов как ведущих качеств личности будущего офицерапостроение сценария учебно-деловой игры предусматривает конфликтную ситуацию) и, как показал эксперимент, различные сочетания данных педагогических условий «работают» на повышение познавательной активности у курсантов. В группе, где были реализованы 2-е (формирование групп осуществляется с учетом межличностных отношений между играющими) и 3-е (использование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантов как ведущих качеств личности будущего офицера) условия, количество курсантов находящихся на продуктивно-преобразующем и творческом уровне повысилось на 32%, по сравнению с 24% в группах, где проверялись другие сочетания условий. В контрольной группе данный показатель составил 7%. Но статистически значимый эффект познавательной активности у курсантов достигается лишь при реализации всего комплекса выделенных педагогических условий применения учебно-деловой игры в учебном процессе военных вузов. Количество курсантов в этой группе находящихся на продуктивно-преобразующем и творческом уровне повысилось на 50%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В ряд актуальных проблем, требующих своего изучения и решения, выдвигается проблема активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов. Важность решения вопроса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов резко возрастает в последнее время, когда в связи с Болонским процессом утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая нацелена на подготовку военных специалистов, умеющих четко определить цель, анализировать ход и результаты своей деятельности, способных самостоятельно компетентно принимать решения, нести ответственность за них.

2. Проанализировав научную литературу по вопросу активизации учебно-познавательной деятельности курсантов, мы пришли к выводу, что эта проблема исследована недостаточно. Требует уточнения понятие активизации учебно-познавательной деятельности курсантовне выявлены в полной мере особенности процесса обучения курсантов военных вузовнедостаточно раскрыта дидактическая сущность учебно-деловой игры и педагогические условия по обеспечению ее применения как средство активизации учебно-познавательной деятельности для курсантов военного вуза.

3. Учебно-познавательную деятельность — это элемент целостного процесса обучения, представляющего собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие курсанта с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способов деятельности. Высшей формой познавательной деятельности курсантов является творческая деятельность, которая направлена на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

4. Под активизацией учебно-познавательной деятельности курсантов военных вузов нами понимается деятельность преподавателя, направленная на совершенствование содержания и средств обучения, с целыо возбуждения познавательного интереса у курсантов, повышения у них самостоятельности в мышлении и действиях, а также максимально возможного овладения курсантами полнотой знаний и действий.

5. Выбранные нами критерии развития познавательной активности курсантов: самостоятельность мышления и действийполнота знаний и действийнаправленность познавательного интереса — являются эффективным инструментом контроля процесса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов.

6. Выделенные уровни познавательной активности курсантов (репродуктивно-копирующий, продуктивно-копирующий, продуктивно-преобразующий, творческий) позволяют четко отслеживать процесс активизации учебно-познавательной деятельности.

7. Выявлена сущность учебно-деловой игры как эффективного средства активизации учебно-познавательной деятельности курсантов. Сущность заключается в диалектическом единстве всех элементов учебно-деловой игры и связей между ними. Знание сущности учебно-деловой игры позволяет эффективно активизировать процесс учебно-познавательной деятельности курсантов.

8. Под учебно-деловой игрой мы понимаем организованную преподавателем посредством определенных ситуаций коллективную работу курсантов, имитирующую их будущую профессиональную деятельность, выполняемую в соответствии с заранее определенными правилами, исходными данными и методиками.

9. Особенности процесса обучения в военном вузе:

• проведение обязательных самоподготовок курсантов под руководством преподавателей либо командиров воинских подразделений;

• развитие у курсантов инициативы, самостоятельности и творческих способностей как ведущих качеств личности будущих офицеров;

• создание состязательного, творческого духа борьбы как одного из условий организации процесса обучения воинов;

• сочетание учебной деятельности курсантов с несением службы.

10. Для эффективного протекания процесса активизации учебно-познавательной деятельности курсантов военного вуза необходимо введение в учебный процесс учебно-деловой игры со следующими педагогическими условиями:

1. Содержание заданий военно-прикладного характера предусматривает различную степень их сложности.

2. Формирование групп осуществляется с учетом межличностных отношений между играющими.

3. Использование методики «свободной игры» направлено на развитие инициативы и самостоятельности у курсантов как ведущих качеств личности будущего офицера.

4. Построение сценария учебно-деловой игры предусматривает конфликтную ситуацию (как строгого, так и нестрогого характера).

Результаты нашего исследования подтвердили тот факт, что разработанный нами комплекс педагогических условий применения учебно-деловой игры как средство активизации учебно-познавательной деятельности курсантов эффективен. Рекомендации, вытекающие из результатов работы, позволяют:

1. Повышать уровень знаний, формировать умения и навыки у курсантов военного вуза для приведения уровня профессиональной подготовленности офицеров в соответствие с нормативными правовыми актами и требованиями военно-профессиональной деятельности.

2. Прививать навыки самостоятельной работы, развивать стремление к постоянному самосовершенствованию, формировать и воспитывать у обучаемых, как будущих командиров, ответственность за принятие целесообразных решений и организации их исполнения.

3. Развивать деловые качества курсантов, как будущих руководителей, такие как контактность, коммуникабельность, инициативность, оперативность в решении проблем, способность быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем.

Проведенное исследование показало, что рассматриваемая проблема сложна и неоднозначна, остается ряд вопросов требующих дальнейшего изучения (создание диагностических программ для определения уровня познавательной активности курсантов военного вузаприменение ролевых и компьютерных игр для активизации учебно-познавательной деятельности).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И. Г. Игра Спектр Текст. / И. Г. Абрамова. М.: Просвещение, 1990.-86 с.
  2. , Б. П. Игра и труд Текст. / Б. П. Азаров. М.: Знание, 1973. — 123 с.
  3. , Т. К. Игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся Текст. / Т. К. Александрова, В. Е. Нефедова, Ж. В. Федорова // Химия в школе. 1989. — № 2. — С. 59−63.
  4. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: В 2 т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова — сост. В. П. Лисенкова. М.: Педагогика, 1980. -2 т.- (Труды действительных членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
  5. , В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Текст.: основы педагогики творчества / В. И. Андреев.- Казань: Изд. Казан, ун-та, 1988. 236, [2] с.: ил. -Библиогр.: с. 229 — 237.
  6. , Н. П. Воспитание игрой Текст.: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1987. — 143, 1. е.- (Психологическая наука -школе).
  7. , Л. П. Активность учения школьника Текст. / Л. П. Аристова. -М.: Просвещение, 1968. -139 с. Библиогр. в предисл.
  8. , А. О. Активизация познавательной деятельности курсантов вуза на основе системы профессионально-ориентированных учебно-ролевых игр Текст.: автореф. дис. .канд. пед. наук / А. О. Артемьева. М., 1991. -21 с.
  9. , Н. К. Игра как процесс обучения Текст. / Н. К. Ахметов, Ж. С. Хайдаров. Алма-Ата, 1985. — 121 с.
  10. , Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст.: методолог, основы / 10. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с. — Библиогр.: с. 190−191.
  11. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследования Текст.: дидакт. аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. 192 с. — Библиогр.: с. 188 -190 (69 назв.).
  12. , IO. К. Оптимизация педагогического процесса Текст.: в вопросах и ответах / Ю. К. Бабанский, М. М. Паташник. Киев: Рад. школа, 1983.-287 с.
  13. , А. В. Психология и педагогика высшей военной школы Текст. / А. В. Барабанщиков. М.: Воениздат, 1989. — 266 с.
  14. , А. В. Основы военной психологии и педагогики Текст.: учебник / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. Ф. Феденко. М.: Воениздат, 1988. — 366 с.
  15. , М. Я. Избранные психологические произведения Текст. / Михаил Басов — под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина — Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1975. — 432 с.: черт. — Библиогр.: с. 428 — 430.
  16. , В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности Текст.: дидакт. концепция / В. А. Беликов — Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Факел, 1995. -141 с.
  17. , Н. Ф. Повышение качества знаний школьников Текст.: пособие по спецкурсу / Н. Ф. Белокур — Челяб. гос. пед. ин-т, Челяб. обл. отд-ние Пед. о-ва РСФСР. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1976. — 107 с.: ил.
  18. , Э. Игры, в которые играют люди : Психология человеческих взаимоотношений — Люди, которые играют в игры — Психология человеческой судьбы Текст.: пер. с англ. / Э. Берн — общ. ред. М. С. Мацковского. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.: ил.
  19. , В. П. Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний Текст. / В. П. Беспалько // Советская педагогика. 1968. -№ 4. — С. 52−69.
  20. , С. Д. Как учили писать на Руси Текст. / С. Д. Бибишин // Русская речь. 1979. — № 9. — С. 34−42.
  21. , С. Д. Поучение детям Владимира Мономаха и его историко-педагогическое значение Текст. / С. Д. Бибишин // Сов. педагогика. 1974. -№ 9. — С. 28−36.
  22. , М. М. Основные направления развития деловых игр Текст. / М. М. Бирштейн // Деловые игры в мире: материалы науч. конф.: в 2-х т. Т. 1: Изд-во С.-Петерб. инженер.-эконом. ин-та, 1992. С. 3−14.
  23. , М. М. Производственные игры Текст. / М. М. Бирштейн // Экономика и организация промышленного производства производства. -1978.-№ 6.-С. 55−69.
  24. , М. М. Советские деловые игры 30-х годов и проблемы развития современной производственной деловой игры Текст. / М. М. Бирштейн // Деловые игры и их программное обеспечение. М.: Наука, 1976. -С. 18−32.
  25. М. М., Выполнение целевой программы «Деловые игры в Ленинградском регионе» Текст. // М. М. Бирштейн, П. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков // Активные методы обучения в вузе: сб. статей. Л.: Знание, 1985.-С. 94−99.
  26. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст.: психол. исслед. / Л. И. Божович — АН СССР. М.: Просвещение, 1968. — 464 с. — Библиогр.: с. 447−460.
  27. Большая советская энциклопедия Текст.: [в 30-ти т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1969.
  28. , И. И. Студенческое научное исследование Текст. / И. И. * Бондаренко// Сборник научных трудов. -Ростов-н/Д: Рост. пед. ин-т, 1974.1. С. 71−83.
  29. , Н. В. Педагогика Текст.: учеб. для пед. вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Спб.: Питер, 2000. — 383 с. — Библиогр.: с. 372−380.
  30. , JI. П. Человек : деятельность и общение Текст. / JI. П. Буева. М.: Мысль, 1978.-216 с. ft 32. Бурков, В. Н. Деловые игры Текст. / В. Н. Бурков // Препринт НПУ АН1. СССР.-М., 1977.- 123 с.
  31. , В. Н. Организация и проведение деловых игр Текст. / В. Н. Бурков.-М., 1975.- 148 с.
  32. , JI. А. Педагогика способностей Текст. / JI. А. Венгер. М.: Знание, 1973. — 96 с .: ил.
  33. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Высш. шк., 1991. — 204 с.: ил. -Библиогр.: с. 206
  34. , А. А. Деловая игра как метод активного обучения Текст. //
  35. Современная высшая школа. 1982. — № 3(39). — С. 129−141.
  36. , А. А. Игровые формы контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий // Новое в теории и практике обучения: в помощь слушателям фак. новых методов и средств обучения / Политехи, музей, НИИ проблем высшей школы. М.: Знание, 1983. — С. 2−32.
  37. , В. М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе Текст. / Валентин Михайлович Вергасов. 2-е изд., доп. и перераб. — Киев: Вища шк., 1985. — 174, 1. с.: ил. — Библиогр.: с. 167- 173 (154 назв.).
  38. , JI. В. Сюжетно-ролевая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся сельской мало комплектной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук/ JI. В. Воронкова. Орел, 1999. — 184 с.
  39. , JI. С. Антология гуманной педагогики Текст. / JI. С. Выготский. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  40. , JI. С. Избранные психологические исследования Текст. / J1. С. Выготский — под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -519 с.: 1л. портр. — Библиогр.: с. 385−386.
  41. , Л. С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: АПН РСФСР, I960.- 500 с.
  42. , Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский — гл. ред. А. В. Запорожец — АПН СССР М.: Педагогика, 1983. — 6 т.
  43. , С. А. От деловой игры к профессиональному творчеству Текст.: учеб.-метод. пособие / С. А. Габрусевич, Г. А. Зорин. Минск.: Университетское, 1989. — 123, [2] с.: ил.
  44. , Р. Игровое моделирование экономических процессов Текст. / Р. Гаррет, Дж. Лондон, И. М. Сыроежин. М.: Экономика, 1976. — 116 с.
  45. Геронимус, 10. В. Игра, модель, экономика Текст. / Ю. В. Геронимус. -М.: Знание, 1989. 208 с.: ил.
  46. , С. Р. Игровое имитационное моделирование экономических процессов Текст.: деловые игры / С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежин. М.: Экономика, 1976. — с. 116. — Библиогр.: с. 115.
  47. , В.И. Предмет психологии: Дидактический аспект Текст. / В. И. Гинецинский. М.: Просвещение, 1994. — 243 с.
  48. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии Текст. / Дж. Гласс, Дж. Стэнли — пер. с англ. Л. И. Хайрусовой- общ. ред. 10. П. Адлера. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.: ил. — Библиогр.: с. 465−475.
  49. , Р. Г. Руководство по операционным играм Текст. / Роберт Г. Грэм, Клиффорд Ф. Грей — пер. с англ. под ред. Ф. В. Широкова. М.: Советское радио. — 1977. — 376 с. — Библиогр.: с. 359−368 (295 назв.).
  50. , М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения Текст. / М. А. Данилов // Сов. педагогика. -1961.- № 8. С. 31−36.
  51. Деловые игры в транспортном строительстве Текст. / под ред. Г. Н. Жинкина, В. П. Великотного. М.: Транспорт, 1993. — 158, 1. с.: ил. -Библиогр.: с. 156−157 (28 назв.).
  52. Деловые игры в учебном процессе Текст. / под ред А. О. Теплова. М.: Высшая школа, 1985. — 115 с.
  53. Деловые игры для применения в ИПК Текст.: метод, разработки / сост. Н. А. Радионов. Л.: ИПК СП, 1982. — 372 с.
  54. Деловые игры и методы активного обучения Текст.: материалы зонал. шк.-семинара, 2−6 февр. 1982 г. / под ред. Б. II. Христенко. Челябинск: ЧПИ, 1982. — 86 с. — (Комплексная система управления качеством подготовки специалистов).
  55. , В. В. Деловые игры как средство трудовой подготовки старшеклассников Текст. / В. В. Демин. М., 1998. — 122 с.
  56. , А. Н. Педагогика Текст.: история пед. идей: учеб. пособие для вузов / А. Н. Джуринский. М.: Просвещение, 2000. — 351 с.
  57. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скадкина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с. — Библиогр. в конце глав.
  58. , В.В. Контекстно-интенсифицированный подход к организации творческой самостоятельной деятельности Текст.: теория и практика / В. В. Дрозина — Челяб. гос. пед. ун-т Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1998. — 174 с.
  59. , В. В. Синоптический синтез основополагающий компонент творчества Текст.: теория и практика / В. В. Дрозина — Челяб. гос. пед. ун-т. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. — 238 с.: табл. — Библиогр.: с. 227−238.
  60. , Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения Текст.: взгляды выдающихся представителей пед. мысли по вопросу о самостоят, учащихся в процессе обучения / Б. П. Есипов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-206 с.
  61. , В. М. Введение в управленческие имитационные игры Текст. / В. М. Ефимов. М.: Наука, 1980. — 272 с. — (Проблемы современной экономики). — Библиогр.: с. 267−271 (92 назв.).
  62. , Р. Ф. Активные методы обучения при повышении квалификации на судостроительных предприятиях Текст.: сб. науч. тр. / Р. Ф. Жуков —
  63. Ассоц. разработчиков социал. имитац. моделирования. J1.: ЛИЭИ, 1980.127 с.: ил.
  64. , Р. Ф. Деловые игры в деле Текст. / Р. Ф. Жуков // ЭКО. 1980. -№ 9.-С. 171−172.
  65. , Р. Ф. Методика разработки и оформления деловых игр Текст. / Р. Ф. Жуков.-Л., 1977.- 112 с.
  66. , В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования Текст.: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. М. Атаханов. М.: Академия, 2003.-208 с.
  67. Заир-Бек, Е. С. Взаимосвязь видов деятельности в обучении как фактор формирования познавательных интересов школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. С. Заир-Бек. Л. — 190 с.
  68. , М. В. Дискуссия как метод активизации семинарских занятий Текст. // Вопросы совершенствования преподавания в учебных заведениях, вып. 17 М.: ММФ., 1976. — С. 60−64.
  69. , И. Д. Межпредметные связи в современной школе Текст. / И. Д. Зверев, В. Н. Максимова. М.: Педагогика, 1981. — 160 с.
  70. , И. А. Педагогическая психология Текст. /: учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. и психол. специальностям / И. А. Зимняя. 3-е изд., доп., исп. и перераб. — М.: Логос, 2004. — 382 с. — (Учебник для XXI века). — Библиогр.: с. 368−377.
  71. , В. П. Человеческая деятельность познание — искусство Текст. / Вадим Петрович Иванов — АН УССР, Ин-т философии. — Киев: Наук, думка, 1977. — 251 с. — Библиогр.: с. 245−248 (72 назв.).
  72. Игровые занятия в строительном вузе Текст.: методы актив. Обучения / под ред. Е. А. Литвиненко, В. И. Рыбальского Киев: Высш. шк., 1985.- 134 с.
  73. , В. А. Деловые игры на занятиях по методике преподавания физики Текст. / В. А. Извозчиков. Л., 1988. — 76 с.
  74. Использование деловых игр в совершенствовании систем управления Текст.: метод, рекомендации. М.: АН СССР ЦЭМИ, 1981.-200 с.
  75. История социальной педагогики Текст.: хрестоматия-учеб. / под. ред. М. А. Галагузова. М.: Владос, 2000. — 543 с. — (Учебное пособие для вузов).
  76. , Д. Н. Обучение и игра Текст.: введение в актив, методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. М.: Логос, 1998. — 478 с.
  77. , М. С. Человеческая деятельность Текст.: опыт систем, анализа. -М.: Политиздат, 1971.-328 с.-Библиогр.: с. 318−325.
  78. Каталог деловых игр (1973−1979 г. г.) Текст. Л.: ЛиЭИ им. П. Тольятти, 1980.- 14 с.
  79. Каталог деловых игр (1982−1984 г. г.) Текст. Л.: ЛиЭИ им. П. Тольятти, 1984.- 11 с.
  80. , М. В. Инновации в обучении Текст.: метафоры и модели: анализ зарубеж. опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 222 с.
  81. , А. Г. Направленность личности Текст. / А. Г. Ковалев // Общая психология: [учеб. пособие для пед. ин-тов] / под ред. В. В. Богословского. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1981. -С. 80−93.
  82. , В. Г. Дидактические игры на уроке математики Текст.: кн. для учителя / В. Г. Коваленко. М.: Просвещение, 1990. — 96 с.: ил. -Библиогр.: с. 94 — 95 (14 назв.).
  83. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студентов высших и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Academia, 2001. — 173, [2] с.: ил. — Библиогр. в конце кн.
  84. , В. Ф. Методические указания по подготовке и проведению имитационной игры «У озера» Текст. / В. Ф. Комаров. Новосибирск, 1986.- 153 с.
  85. , В. Ф. Управленческие имитационные игры Текст. / В. Ф. Комаров — отв. ред. Г. В. Гренбек — АН СССР, Сибир. отд-ние, Ин-т экономики и организации пром. производства. Новосибирск: Наука, 1989.- 272 с. Библиогр.: с. 259−269.
  86. , Н. А. История педагогики Текст.: учеб. для пед. вузов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева — Акад. пед. наук РСФСР. 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1966. — 379 с.
  87. , М. П. Современный бой и проблемы психологии Текст. / М. П. Коробейников. М.: Воениздат, 1972. — 235 с.
  88. , Б. И. Методы учебно-познавательной деятельности учащихся Текст.: дис.. докт. пед. наук / Б. И. Коротяев. М., 1971. — 223 с.
  89. , Б. И. Учение процесс творческий Текст.: кн. для учителя: из опыта работы / Б. И. Коротяев. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Просвещение, 1989.-158 с.
  90. , В. В. Методология педагогического исследования Текст.: пособие для педагога-исследователя / В. В. Краевский. Самара: СГПИ, 1994.- 163 с.
  91. , JI. Д. Мысли о современной математике и ее изучении / JI. Д. Кудрявцев. М.: Наука, 1977 — 111 с. — Библиогр.: с. 110 (9 назв.).
  92. , JI. Д. Психология технического мышления Текст. / JI. Д. Кудрявцев- М.: Педагогика, 1975 304 с.
  93. , JI. Д. Современная математика и ее преподавание Текст. /: учеб. пособие для мат. спец. вузов / JI. Д. Кудрявцев — предисл. П. С. Александрова. 2-е изд., доп. — М.: Наука, 1985 — 170 с. — Библиогр.: с. 168 -169 (23 назв.).
  94. , JI. Д. Современная математика и ее преподавание Текст. / JI. Д. Кудрявцев М.: Наука, 1980 — 144 с. — Библиогр.: с. 142 (18 назв.).
  95. , Р. Н. Моделирование педагогических ситуаций Текст. / Р. Н. Купаткин. М.: Педагогика, 1981. — 375 с.: ил.
  96. , И. Я. 100 игр по физике Текст.: кн. для учителя / И. Я. Ланина. М.: Просвещение, 1995. — 224 с.: ил.
  97. , И. Я. Игровые ситуации на уроках физики Текст.: метод, рекомендации / И. Я. Ланина. Л.: ЛГПИ, 1991.- 74 с.
  98. , А. А. Язык, речь, речевая деятельность Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1969. -214 с.
  99. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  100. , А. Н. Проблема деятельности в психологии Текст. / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С. 6 — 21.
  101. , А. Н. Проблема развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  102. , А. Л. Деловые игры в управлении Текст. / А. Л. Лившиц. Л.: Лениздат, 1989.- 172 с.
  103. , С. И. Активизация познавательной деятельности курсантов учебных частей внутренних войск МВД России Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. И. Лобанов. Спб., 1996. — 178 с.
  104. , Д. Педагогические сочинения Текст. / Д. Локк — пер. с англ. А. Ф. Шабаевой. М.: Учпедизд., 1939.- 320 с.
  105. Мак, Кинси Дж. Введение в теорию игр Текст. / Дж. Кинси Мак. М.: Физматгиз, 1960. — 420 с.
  106. , Е. Р. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся при обучении химии Текст.: дис.. канд. пед. наук/Е. Р. Макарова. М., 1995. — 167 с.
  107. , А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте Текст.: пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1973. -175 с.
  108. , С. И. Дидактические условия формирования познавательной самостоятельности студентов пединститутов Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. И. Марченко. Челябинск, 1987. — 228 с.
  109. , Л. Н. Деловые игры в процессе подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности Текст.: дис.. канд. пед. наук / Л. Н. Матросова. Саратов, 1994. — 185 с.
  110. , С. Е. Знания и навыки неотделимы Текст. / С. Е. Матушкин. Челябинск, 1963. — 63 с.
  111. , А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 208 с. — Библиогр.: с. 197−207.
  112. , М. И. Проблемное обучение Текст.: основные вопросы теории / М. И. Махмутов — Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1975. -211 с. — Библиогр.: с. 339 — 355 (476 назв.).
  113. , Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью Текст. / Е. И. Машбиц. Киев, 1987. — 193 с.
  114. , Д. В. Воспитателю о детской игре Текст.: пособие для воспитателя дет. сада / Д. В. Менджерицкая — под ред. Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.: ил.
  115. , С. Д. Игровые методы подготовки кадров Текст.: учеб. пособие / С. Д. Неверкович — под. ред. В. В. Давыдова. М.: Высш. шк., 1995. -207 с.
  116. , Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, унта, 1975.-302 с.-Библиогр.: с. 281 -293.
  117. , Р. А. Развитие активности студентов в учебном процессе Текст. / Р. А. Низамов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. — 280 с.
  118. , Б. П. Ступеньки творчества и развивающие игры Текст. / Б. П. Никитин. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  119. , А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении Текст. / А. М. Новиков. М.: АПО, 1996. — 129 с.
  120. , В. Ведение в общую дидактику Текст. / В. Оконь — предисл. Т. А. Хмель. М.: Высш. шк., 1990. — 381, 1. с.: граф. — Библиогр.: с. 373- 379 (311 назв.).
  121. , В. Основы проблемного обучения Текст.: пер. с польск. / В. Оконь. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.: ил. — Библиогр. с. 204 -208.
  122. Основы математической статистики Текст.: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. В. С. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990. -176 с.
  123. , С. Разработка учебной деловой игры Текст. / С. Павлов // Школ, эконом, журн. 1997. — № 7. — С. 45.
  124. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
  125. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. Кукушина В. С. Ростов н/Д: Феникс, 2002. -320 с.
  126. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б. М. Бим-Бад — редкол.: М. М. Безруких [и др.] / М.: Сов. энциклопедия, 2003. — 528 с.
  127. , И. М. Деловая игра как средство экономического образования старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. М. Печерский. М., 1998. — 173 с.
  128. , П. И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучениии Текст.: дис. .д-ра пед. наук / П. И. Пидкастый. М., 1973.-392 с.
  129. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении Текст.: теорет.-эксперимент. исслед. / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  130. , П. И. Технология игры в обучении и развитии Текст.: учеб. пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров — Моск. пед. ун-т. М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 269 с.
  131. , В. Я. Деловые игры : разработка, организация и проведение Текст.: учебник/В. Я. Платов. М.: Профиздат, 1991.-192 с.
  132. , В. Я. Деловые игры по охране труда в строительстве Текст. / В. Я. Платов, В. В. Подиновский, А. А. Вельский. М.: Стройиздат, 1987. — 178 с.
  133. Полное собрание русских летописей Текст. В 36 т. Т.2 Ипатьевская летопись: воспроизведение текста изд. 1908 г. / Акад. наук СССР, Ин-т истории. М.: Изд. вост. лит., 1962. — 319 с.
  134. , Н. А. Воспитание познавательной самостоятельности Текст. / Н. А. Половникова. Казань: Таткнигоиздат, 1968. — 204 с.
  135. , А. Н. Формирование профессиональных качеств у курсантов вузов танковых, мотострелковых войск Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Полосин. Казань, 2000. — 206 с.
  136. , М. В. Преподавание высшей математики в педагогическом институте Текст. / М. В. Полоцкий. М.: Просвещение, 1975. — 217 с.
  137. , А. А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. А. Порошин. Саратов, 2000. — 184 с.
  138. Применение методов активного обучения в системе повышения квалификации руководящих работников и специалистов Текст.: метод, разработки. J1.: ИПК СП, 1982.
  139. , П. В. Имитационная игра как активный метод обучения гуманитарным дисциплинам Текст.: дис.. канд. пед. наук / П. В. Пучков. -Саратов, 1998.- 163 с.
  140. , В. М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний Текст. / В. М. Розин// Вопросы философии. 1986. — № 6. — С. 66−74.
  141. Российская педагогическая энциклопедия Текст. В 2 т. Т.1 / гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1993. — 608 с.
  142. , Б. И. Деловая игра на уроках физики как средство интеллектуального развития школьников Текст.: дис. .канд. пед. наук / Б. И. Рохкес Спб., 1996. — 183 с.
  143. , С. JT. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира Текст. / С. JI. Рубинштейн — АН СССР, Ин-т филисофии М.: АН СССР, 1957. -328 с.
  144. Рубинштейн, С. J1. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. J1. Рубинштейн — Акад. наук СССР, Ин-т философии. М.: АПН РСФСР, 1958. -147 с.
  145. , С. JI. Основы общей психологии Текст.: учеб. пособие для высших пед. учеб. заведений и ун-тов / С. JI. Рубинштейн — АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.: ил.
  146. , С. JI. Проблемы общей психологии Текст. / С. JI. Рубинштейн — отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1973. — 423 с. -Библиогр.: с. 386−415.
  147. , В. Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя Текст.: автореф. дис.. док. пед. наук: 13.00.01 / В. Г. Рындак — Оренбургский гос. пед. ин-т. Челябинск, 1996. -42 с.
  148. , JI. И. Формирование продуктивного общения как фактор развития творческой активности школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / JI. И. Савва. Челябинск, 1995. — 163 с.
  149. , Е. Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников Текст.: дис.. канд. пед. наук / Е. Э. Селецкий. JI., 1984. — 176 с.
  150. , Н. Н. Рефлексия в организации творческого мышления Текст. / Н. Н. Семенов, С. Ю. Степанов // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 40.
  151. , М. Н. Методология и методика педагогических исследований Текст.: в помощь начинающему исследователю / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1987. — 152 с. — (ОПН: Образование. Педагогические науки. Общая педагогика).
  152. , М. Н. О принципах обучения в советской школе Текст. / М. Н. Скаткин // Сов. педагогика. 1950. — № 1. — С. 27−44.
  153. , М. Н. Совершенствование процесса обучения Текст.: проблемы и суждения / М. Н. Скаткин — Лкад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1971. — 206 с. — (Труды докторов членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
  154. , М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении Текст.: материалы к науч. конф. по дидактике / М. II. Скаткин. -М.: Наука, 1965.-278 с.
  155. , В. А. Основы педагогики и психологии Текст.: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин — Междунар. акад. пед. образования. М.: Академия, 2001. — 556 с. — (Высшее образование).
  156. , В. И. Проверка конспектов лекций как средство активизации познавательной деятельности студентов Текст. / В. И. Смирнов // Сборник научных трудов. -Ростов-н/Д.: Рост. пед. ин-т. 1974. — С. 84−87.
  157. , С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике Текст. / С. А. Смирнов // Вестник высшей школы. 1987. — № 6. — С. 57 -68.
  158. Современный словарь иностранных слов Текст.: около 20 000. М.: Русский язык, 1993. — 740 с.
  159. , А. А. Педагогика математики Текст.: учеб. пособие для пед. ин-тов / А. А. Столяр. Минск: Вышэйш. шк., 1986. — 414 с.: ил. — Библиогр.: с. 409.
  160. , А. К. Философия в математическом познании Текст. / А. К. Сухотин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1977. — 160 с.
  161. , Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с. — Библиогр.: с. 325−340.
  162. , Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников Текст.: кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. М.: Просвещение, 1988.-173 с.
  163. , В. Н. Игра. Творчество. Жизнь Текст.: организация досуга школьников / В. Н. Терский, О. С. Кель. М.: Просвещение, 1966. — 304 с.: ил.
  164. , А. Ф. Вузовская лекция как важное средство развития познавательной активности студентов Текст. / А. Ф. Титков // Сборник научных трудов. -Ростов н/Д: Рост. пед. ин-т, 1974. С. 32 — 46.
  165. , А. Б. Имитационные игры как средство активизации познавательной деятельности курсантов : на примере преподавании химии Текст.: дис. канд. пед. наук / А. Б. Толкачев. -Пермь, 1999. 168 с.
  166. , Е. И. Дидактические игры Текст.: пособие для студентов-заочников дошкол. фак. пед. ин-тов / Е. И. Удальцова. М.: Госучпедиздат РСФСР, 1963. — 60 с. — Библиогр.: с. 59
  167. , Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе — АН Груз. СССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. М.: Наука, 1966. — 451 с.
  168. , Д. Н. Теория игры Текст. / Д. Н. Узнадзе // Педагогика и психология игры. Новосибирск: Изд-во Новосиб. пед. ин-та, 1985. — С. 4 -13.
  169. , А. В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий Текст.: дис. .д-ра пед. наук / А. В. Усова. -Челябинск, 1969.-481с.
  170. , А. В. Игра и организация жизни детей Текст. / А. В. Усова. М.: Учпедиздат, 1962. — 358 с.
  171. , А. В. Роль игры в воспитании детей Текст. / А. В. Усова. М.: Педагогика, 1976.-237 с.: ил.
  172. , А. В. Самостоятельная работа учащегося по физике в средней школе Текст.: метод, пособие / А. В. Усова, 3. А. Вологотская. М.: Просвещение, 1981. — 158 с.
  173. , А. В. Воспитание учащихся в процессе изучения физики Текст. / А. В. Усова, Завьялов В. П. М.: Просвещение, 1984. -143 с. — (Библиотека учителя физики).
  174. , А. В. Изучение познавательного интереса учащихся к физике Текст. / А. В. Усова, В. П. Завьялов // Физика в школе. 1980. -№ 4. — С. 4648.
  175. , К. Д. Педагогические сочинения Текст.: в 6 т. / К. Д. Ушинский — редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) [и др.] - АПН СССР. М.: Педагогика, 1988.-6 т.
  176. Философский энциклопедический словарь Текст. / под ред. С. С. Аверинцева [и др.]. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 814 с.
  177. , JI. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман — Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.: ил. — Библиогр.: с. 202−206.
  178. , Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе Текст.: учителю математике о пед. психологии / Л. М. Фридман. М.: Просвещение, 1983. — 160 с.: ил. — (Психолого-педагогические основы обучения в школе).
  179. , А. Я. Педагогические статьи Текст. / А. Я. Хинчин — Акад. пед. наук РСФСР — под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963.-204 с.
  180. , А. Д. Определение понятия системы Текст. / А. Д. Холл, Р. Е. Фейджин // Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969. — С. 147.
  181. , Е. А. Организация проведения деловых игр Текст.: учеб.-метод. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. заведений / Е. А. Хруцкий. М.: Высшая школа, 1991. — 320 с. — Библиогр.: с. 319.
  182. , П. И. Связь нового материала с ранее изученным как дидактическое условие формирования точности знаний Текст.: в кн. Пути повышения эффективности обучения / П. И. Чернецов. Челябинск, 1974. -С. 17−34.
  183. , Т. И. Активизация учения школьников Текст. / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-209 с.-Библиогр.: с. 204−208 (138 назв.).
  184. , С. Т. Избранные педагогические сочинения Текст.: в 2 т. / С. Т. Шацкий — под ред. Н. П. Кузина, Л. М. Скадкина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. — 2 т.
  185. , С. А. Игры учащихся феномен культуры Текст. / С. А. Шмаков. — М.: Новая шк., 1994. — 238 с. — Библиогр.: с. 224−228.
  186. , А. Ф. Вопросы психологии в управлении войсками Текст. / А. Ф. Шрамченко. М.: Воениздат, 1973. -196 с. — Библиогр.: с. 191−195.
  187. , Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе Текст.: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина. М.: Просвещение. — 1979. -160 с. — Библиогр. в конце глав.
  188. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике Текст. / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-352 с. — Библиогр.: с. 341−349.
  189. , Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Элькони — под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1989. -554 с. — (Труды докторов членов и членов-корреспондентов АПН СССР).
  190. , Д. Б. К проблеме периодизации психического развития детей Текст. / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6 — 20.
  191. , Д. Б. Психология игры Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1999. — 304 с. — Библиогр.: с. 295 — 299.
  192. Энциклопедия профессионального образования Текст.: в 3-х т. / под ред. С. Я. Батышева — Рос. Акад. образования. М.: АПО, 1998. — 568 с. — 3 т.
  193. , А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / А. Ф. Эсаулов. М.: Высшая школа, 1982. — 223 с.
  194. А. К. Межпредметные связи как средство активизации познавательной деятельности студентов Текст. / А. К. Юрок // Сборник научных трудов. -Ростов-н/Д: Рост. пед. ин-т, 1974. С. 46 — 52.
  195. , Н. М. Формирование исследовательских умений у студентов педвузов (на материале педагогики) Текст.: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1977. — 192 с. 1. АНКЕТА
  196. Для курсантов военного вуза по исследованию уровня их познавательнойактивности и самостоятельности.
  197. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Обведите код ответа, который соответствует Вашему мнению или напишите полный ответ, где это требуется. Вопросы анкеты относятся к естественнонаучным дисциплинам.
  198. Благодарим Вас за сотрудничество.
  199. Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе.1. Фамилия, имя1. Взвод
  200. Чем Вы руководствуетесь при подготовке к ежедневным аудиторным занятиям?
  201. Интересно учиться, познавать новое.
  202. Привык готовиться регулярно.
  203. Иначе могу не получить зачета/экзамена в срок.
  204. Командиры групп строго следят за успеваемостью.
  205. Надо заниматься впереди экзамены.
  206. Не хочется выглядеть хуже других.7.3нания нужны для будущей профессиональной деятельности.
  207. Какие трудности вы испытываете в обучении? 1. Отсутствие постоянного контроля знаний.
  208. Неумение делать обобщения, выводы.
  209. Резкое увеличение объема информации.
  210. Отсутствие навыков самостоятельной работы.
  211. Неумение конспектировать первоисточники, записывать лекции.
  212. Что вызывает у Вас наибольшие затруднения: 1. Теоретические вопросы. 2. Вычислительные задачи.3.Задачи на доказательства.4.Творческие задачи.5.Свой вариант
  213. Какие задачи Вам больше нравятся? 1. Теоретические вопросы. 2. Вычислительные задачи.3.Задачи на доказательства.4.Творческие задачи.5.Свой вариант
  214. Сколько времени в неделю (в часах, минутах) в среднем Вы затрачиваете на выполнение практических заданий на самоподготовку?1. Математика1. Информатика1. Теория вероятностей
  215. Сколько времени в неделю (в часах, минутах) в среднем Вы затрачиваете на проработку теоретического материала по конспектам лекций и учебникам?1. Математика1. Информатика1. Теория вероятностей
  216. Спасибо за сотрудничество!1. АНКЕТА
  217. Для преподавателей естественнонаучных дисциплин и командиров курсантских групп по исследованию уровня познавательной активности и самостоятельности курсантов военного вуза.
  218. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Оцените каждого курсанта взвода по нижеследующим позициям.
  219. Благодарим Вас за сотрудничество.
  220. Выполняет ли регулярно домашнее задание?- да 16.- нет 0 б.
  221. Часто ли обращается за помощью при выполнении заданий, заданныхна самоподготовку?- очень часто 1 б.- иногда 2 б.- нет 0 б.
  222. Обращается ли за помощью к товарищам или преподавателю привыполнении аудиторных контрольных работ?- да Об.- нет 1 б.
  223. Задает ли вопросы по материалу лекции?- да 16.- нет 0 б.
  224. При решении задач в группе ждет, когда решение появится на доске, или решает самостоятельно?- ждет 0 б.- решает сам 1 б.
  225. Задает ли вопросы на занятии?- да 16.- нет 0 б.
  226. Если задание дается лишь для желающих, стремится ли его выполнить?- да 16.- нет 0 б,
  227. Задает ли вопросы, касающиеся теоретического материала?- да 16.- нет 0 б.1. Списки групп прилагаются.
  228. Взвод № Номера вопросов сумма
  229. Фамилия курсанта 1 2 3 4 5 6 7 81 2 3
  230. АНКЕТА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Уважаемый (ая) коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Заранее благодарим за искренние ответы.
  231. Внимательно прочитайте вопросы анкеты и предложенные варианты ответов. Обведите код ответа, который соответствует Вашему мнению или напишитеполный ответ, где это требуется.
  232. Что такое, на Ваш взгляд, познавательная деятельность?
  233. Ощущаете ли Вы необходимость в активизации учебно-познавательной деятельностикурсантов?
  234. Какие из них Вы используете на своих занятиях? а) постоянно: б) иногда: в) не использую:
  235. Где и когда (сколько лет назад) Вы познакомились с методом учебно-деловой игры? а) нигде-б) при получении высшего образования-в) на курсах повышения квалификации, на научных конференциях-г) самостоятельно- д) другое:
  236. Применяете ли Вы учебно-деловые игры на своих занятиях? а) да-б) нет, т.к. недостаточно информирован об этом методе-в) нет, т.к. считаю его недостаточно эффективным-г)другое:
  237. Благодарим Вас за сотрудничество.
  238. УЧЕБНО-ДЕЛОВАЯ ИГРА «ФАКЕЛ» Цели УДИ
  239. Создать условия для решения большого количества задач в сжатые сроки.
  240. Повторить теоретический материал по теме «Элементы векторной алгебры».
  241. Решить микро-задачи по теме, реализующие знания теоретического материала на базовом уровне.
  242. Решить комбинированные задачи по теме.
  243. Решить задачи повышенной сложности.
  244. Закрепить навыки работы в группе.
  245. Закрепить навыки общения, соответствующего культурным нормам общества.
  246. Отработать навыки самостоятельной работы, принятия решений.
  247. Посредством имитаций создать благоприятную обстановку для более продуктивной работы курсантов.
  248. Имея четкие правила, организовать соревнование между группами участников.
  249. Место и время проведения УДИ
  250. Игра проводится на обобщающем занятии по теме «Элементы векторной алгебры», для курсантов первого курса, проходит в урочное время (в рамках одного взвода).1. Продолжительность УДИ 175
  251. Игра рассчитана на 2 академических часа, т. е. 90 минут.1. Особенности УДИ
  252. Конечным продуктом УДИ могут быть рекомендации методистам, преподавателям по организации различных видов учебной деятельности с применением УДИ, а также первичный материал для научных педагогических исследований.1. Сюжет
  253. Штаб и командир батальона 4−5 курсантов высокого уровня подготовки по данной теме с учетом межличностных отношений между ними. Из состава штаба выбираются начальник штаба, почтальон, офицер связи.
  254. В функцию «наблюдателей» входит: — проверять и оценивать работу подразделений, штаба и командира батальона.
  255. Руководитель учений (ведущий) преподаватель, ведущий занятия во взводе, либо выбранный на эту роль курсант.1. Теоретическое иоле
Заполнить форму текущей работой