Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование управления региональной занятостью в условиях реформируемой экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В работе выделены четыре модели регулирования региональных рынков труда. Модели для развивающихся стран характеризуются тем, что создаваемые рабочие места обеспечивают занятому населению низкие доходы. Формально безработица в регионах уменьшается, но при этом появляется обширный класс работающей бедноты. Скандинавская модель, прежде всего, позволяет довольно равномерно распределить трудовые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ
    • 1. 1. Характеристика объекта управления занятостью
    • 1. 2. Теоретические аспекты формирования региональной системы 25 управления занятостью
    • 1. 3. Регулирование занятости и государственная политика в этой 41 области
  • ГЛАВА. 2, РЫНОК ТРУДА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКНОМИКИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 2. 1. Анализ ключевых факторов рынка труда региона
    • 2. 2. Специфика действенности региональной системы управления 68 занятостью
    • 2. 3. Деятельность Государственной службы занятости населения 85 Пензенской области
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
    • 3. 1. Оценка структуры занятости населения региона методом 105 структурных сдвигов
    • 3. 2. Проблемы совершенствования управления занятостью на 112 региональном уровне

Совершенствование управления региональной занятостью в условиях реформируемой экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате реформирования экономических и общественно-политических институтов существенным образом изменились полномочия, права, ответственность государственных и территориальных властных и хозяйствующих субъектов. Возникает потребность в формировании механизма управления устойчивым развитием региона при возрастающей доле человеческого капитала в структуре регионального и, следовательно, национального богатства. Это предопределяет необходимость совершенствования регулирования занятости населения территории на основе анализа действующего механизма управления и выявленных недостатков его функционирования, а также возможных направлений дальнейшего развития.

В региональной занятости населения Российской Федерации обозначились противоречивые явления, не адекватные требованиям современной экономической модели, которые имеют место до сих пор: массовый характер приобрела скрытая безработица, в том числе с элементами теневого характера, в структуре занятости растет доля работающих в добывающих отраслях при одновременном их сокращении в обрабатывающих отраслях, происходит стагнация удельного веса занятых в сфере услуг, растрачивается интеллектуальный потенциал. В этой связи стала очевидной необходимость комплексного подхода к управлению занятостью, в котором согласовываются меры государственного федерального регулирования, воздействие органов управления регионов, работодателей на конкретные виды деятельности и формы занятости.

Отмеченное свидетельствует о целесообразности разработки теоретических и методологических подходов по трансформации механизма управления занятостью, нацеленного на улучшение условий развития человеческого потенциала, на прогрессивное устойчивое развитие региона. Научная и практическая актуальность рассматриваемой проблемы определила цель и задачи диссертационного исследования.

Большой вклад в разработку вопросов становления, развития рынка труда, управления занятостью и трудоустройства населения внесли российские ученые: Л. И. Абалкин, Е. Г. Антосенков, Е. В. Белкин, А. С. Булатов, Б. М. Генкин, М. В. Грачев, Г. С. Гуреев, С. А. Дятлов, П. В. Журавлев, В. А. Каменецкий, Ю. П. Кокин, Р. П. Колосова, В. Г. Костаков, В. В. Куликов, И. И. Кулинцев, В. П. Патрикеев, В. А. Похвощев, Т. О. Разумова, А. И. Рофе, Э. Р. Саруханов, М. И. Скаржинский, Н. П. Сорокина, Е. Е. Шестакова, Н. С. Яковлева и др.

Проблемы региональной занятости раскрыты в работах: А. Н. Ананьева, Н. А. Волгина, М.Х.Гарсиа-Исер, Т. Л. Горбачевой, Г. М. Зущиной, Е. Д. Катульского, А. В. Кашепова, О. А. Колесниковой, Л. А. Костина, А. Г. Коровкина, А. Е. Лапина, М. М. Магомедова, Г. Г. Руденко, А. С. Семенова, Т. А. Чадовой, Л. С. Чижовой и др.

Для исследований в части разработки механизма управления занятостью населения полезными оказались труды Дж.К.Гелбрейта, Х-В.Зинна, Х. Ламперта, И. Мейцнера, Т. Питерса, Р. Уотермана, К. Эклунда и др.

Вместе с тем, несмотря на значительное число работ в этой области, ряд вопросов еще требует углубленного научного обоснования, связанного с передачей в последнее время многих полномочий на региональный уровень. Проведение данных мер предполагает новый подход со стороны органов власти территорий к решению задач, направленных на улучшение благосостояния населения, совершенствование политики занятости и регулирования рынка труда с целью повышения их конкурентоспособности.

Названные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования — определение путей совершенствования региональной системы управления занятостью, исходя из теоретического и методологического анализа ее основных характеристик. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

— уточнить содержание категорий: «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «регион» для формирования позиции, согласно которой главным достоянием территорий при обеспечении их устойчивого экономического и социального развития становится совершенствование условий для повышения уровня человеческого потенциала;

— оценить зарубежные модели занятости с целью возможного применения положительного опыта в российских регионах, раскрыть факторы, влияющие на функционирование региональных рынков труда;

— на базе исследования специфики рынка труда Пензенской области за период с 1992 по 2006 годы выявить особенности региональной системы управления занятостью;

— проанализировать направления работы Управления Государственной службы занятости населения по Пензенской области, определив недостатки и пути улучшения ее деятельностиразработать комплекс мер по совершенствованию региональной системы управления занятостью на основе оценки ее роли в экономике территории, используя метод структурных сдвигов.

Объектом исследования является система управления занятостью в регионе (на примере Пензенской области). Предмет исследования — отношения, складывающиеся в процессе управления занятостью населения между субъектами, входящими в систему управления занятостью.

Теоретической и методологической основой исследования послужили основные положения Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и иных нормативно-правовых актов по проблемам рынка труда и занятости, работы ведущих отечественных и зарубежных ученых, научные разработки и исследования НИИ труда и социального страхования, Института экономики РАН, МГУ имени М. В. Ломоносова, Академии труда и социальных отношении, диссертации по вопросам рынка труда и занятости, депонированные рукописи.

Информационно-эмпирической базой исследования являются официальные источники статистической информации, публикуемые Федеральной службой государственной статистики РФ и Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской областистатистические и аналитические материалы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерациисправочные и отчетные материалы Рострудаматериалы Министерства здравоохранения и социального развития Правительства Пензенской области и Управления Государственной службы занятости населения по Пензенской области (УГСЗН) — материалы научных конференций и симпозиумов, посвященных проблемам рынка труда и занятости, собственные исследования автора.

В диссертации использовались методы сравнения, обобщения, системного, структурно-функционального, экономико-статистического, сравнительного и логического анализа, экономико-математического моделирования.

К основным результатам работы, обладающим научной новизной, можно отнести следующие:

— уточнены определения терминов: «трудовые ресурсы» (совокупность реальных и потенциальных работников), «трудовой потенциал» (потенциальная совокупная способность к труду), «человеческий капитал» (оплачиваемый работодателем трудовой потенциал), «регион» (единая территориально-хозяйственная единица, обеспечивающая общность и согласованность действий органов управления на мэзо уровне национальной экономики), обусловленные важностью учета современных тенденций в решении проблем занятости. Обоснована необходимость выделения в процессе общественного воспроизводства рабочей силы стадии (развивающей), на которой обеспечивается совершенствование количественных и качественных характеристик трудоспособности в связи с развитием и внедрением новых технологий, структурными изменениями в региональных экономиках, сложностью демографической ситуации во многих территориях, усилением конкуренции в процессе реализации товаров, трудоустройства населения;

— систематизированы наиболее типичные сложившиеся зарубежные модели управления занятостью (развивающихся стран, скандинавская, европейская, китайская) с целью возможного применения положительного опыта их реализации в регионах России. Раскрыты общие и специфичные подходы, используемые для решения наиболее актуальных проблем, имеющих место на региональных рынках трудаобоснована целесообразность осуществления отдельных принципов управления, представленных в скандинавской модели, в связи с тем, что для данных стран, также как и для России, характерно неравномерное распределение трудовых ресурсов по территории, отток населения из отдельных регионов в результате сокращения государственных ассигнований в экономику и социальную сферу, несбалансированность рынков труда наиболее перспективных в хозяйственном отношении территорий, проявляющаяся в постоянном кадровом дефиците;

— на основе анализа программных документов социально-экономического развития и существующих механизмов управления территорией выявлена объективная необходимость реформирования региональной системы управления занятостью с целью повышения эффективности реализации человеческого потенциала (в частности, на примере Пензенской области, являющейся типичным российским регионом). Доказано, что это обусловлено отсутствием целостности системы управления занятостью, различием целевых установок входящих в ее состав органов управления (так, например, если Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области более всего интересуют проблемы обеспечения эффективной занятости, то УГСЗН региона — вопросы трудоустройства безработных и деятельность, направленная на экономически неактивное население) — программные документы, ориентированные на повышение качества занятости, не всегда базируются на результатах комплексного анализа, многие их положения носят декларативный характерразработан комплекс мероприятий как законодательного, так и организационного порядка для субъектов региональной системы управления занятостью, ориентированный на проведение активной политики занятости. Предложено для улучшения управления занятостью использовать метод структурных сдвигов, позволяющий разделить влияние на занятость населения конкретной территории национальных и региональных социально-экономических факторов, определить оптимальные направления социально-экономического развития региона, способствующие наиболее рациональным образом подходить к выбору путей совершенствования региональной политики занятости.

Практическая и теоретическая значимость исследования определяется тем, что разработанная и предложенная автором методология взаимоувязки мер носит универсальный характер и может быть использована:

— региональными и муниципальными органами власти при выработке мер в части политики занятости населения;

— службами занятости при разработке программ содействия занятости населения;

— учреждениями высшего и среднеспециального профессионального образования, которые призваны способствовать оптимизации структуры занятости на основе сотрудничества с работодателями и применения позаказ-ного метода подготовки специалистов и рабочих кадров.

Положения, выводы и рекомендации диссертации могут быть использованы и для дальнейших исследований по вопросам эффективного функционирования сферы труда и занятости, а также в учебно-методической работе при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов экономического профиля.

Основные результаты исследования были представлены в научных отчетах и публикациях по результатам работы над грантом Российского гуманитарного научного фонда № 07−228 203а/Б на тему: «Разработка методологии оценки эффективности управления занятостью на уровне региона» в период с 2007 по 2008 год.

Основные положения диссертационной работы докладывались на всероссийских научно-практических конференциях: III Всероссийской научно-практической конференции «Реформирование экономики, социальной сферы и образования России: направления, проблемы, перспективы» (г.Пенза, сентябрь 2008 г.), VI Всероссийской научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития экономики России» (г.Пенза, сентябрь 2008 г.).

Рекомендации по применению метода структурных сдвигов для оценки динамики занятости населения региона приняты к внедрению Управлением экономики, инновационной и научно-технической политики Правительства Пензенской области на период с 01.09.2008 по 01.02.2009 г.г.

Результаты проведенного исследования и практические рекомендации опубликованы в 7 работах общим объемом 9,0 п.л., в том числе 2 статьи в журнале «Человек и труд», вошедшем в перечень изданий, рекомендованных ВАК.

Структура работы отражает общий замысел и логику исследования. Она состоит: из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа содержит 145 страниц машинописного текста, девять иллюстраций, десять таблиц, 188 библиографических наименований, семь приложений на 14 листах.

Во введении обоснована актуальность темы работыосуществлена общая постановка проблемыопределены цели и основные задачи диссертационного исследования, теоретическая, методологическая и информационная базаопределены предмет и объект анализаосвещены основные положения научной новизны.

В первой главе «Теоретические основы механизма функционирования и развития системы управления занятостью» рассмотрены основные теоретические положения по проблемам социально-трудовых отношений, занятости и управлениядано определение дефинициям «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал», «человеческий каптал», «регион», «система управления" — выделены стадии воспроизводства рабочей силырассмотрены теоретические аспекты формирования и функционирования социально-экономических систем, определены цели, задачи и функции системы управления занятостью регионана основе критической оценки известных моделей политики занятости обоснованы направления совершенствования, адекватные для российских регионов.

Вторая глава «Рынок труда и проблемы его управления в условиях переходной экономики (на примере Пензенской области)» посвящена анализу ключевых факторов развития социально-трудовой сферы и рынка труда регионаоценке структуры и реализации основных направлений деятельности государственной службы занятости Пензенской областиа также роли прочих элементов региональной системы управления занятостью.

В третьей главе «Пути совершенствования управления занятостью в регионе» обоснованы принципы оценки структуры занятости в экономике региона методом структурных сдвиговразработаны направления по совершенствованию деятельности региональной системы управления занятостью.

В заключении сделаны основные выводы и даны рекомендации на основе проведенного исследования проблем управления трудом в регионах в условиях рыночной экономики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации обозначил серьезную роль регионов. В отличие от системы централизованного командного регулирования экономики в настоящее время решение большей части социально-экономических и социально-трудовых проблем передается на региональный уровень. В связи с этим возникает необходимость формирования механизма взаимоотношений между регионами и центральными органами власти при решении ряда социальных и экономических вопросов, в том числе и в области управления занятостью. Особенно значим региональный уровень для России. Региональное управление в нашей стране имеет собственную специфику, обусловленную, главным образом, географическими факторами, которые непосредственно влияют на размещение и развитие отраслей экономики, народонаселение, культурные и национальные традиции общества. Помимо географических большое значение имеют также социально-экономические показатели, которые тесно связаны с природно-климатическими факторами. В России необходимо не только уделять внимание проблемам регионов, но обязательно следует учитывать региональную специфику при разработке и претворении национальной социально-экономической стратегии.

Значимость регионального уровня, важность задач, стоящих перед территориальными образованиями России в части управления занятостью, указывает на необходимость формирования системы управления занятостью целью повышения эффективности социально — экономического ресурса труда.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. В качестве определяющей основы рынка труда и объекта управления занятостью рассматриваются трудовые ресурсы. При этом автор исходит из того, что трудовые ресурсы — это совокупность реальных и потенциальных работников, обладающих физическими возможностями и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которые могут быть в большинстве своем заняты общественно полезным трудом в определенных социально — экономических и общественно — политических условиях.

Главную роль в трудовых ресурсах играет население в трудоспособном возрасте. Трудоспособность определяется совокупностью биосоциальных качеств человека: психофизических и личностных особенностей, которые используются человеком в процессе труда, развитие которых есть сложный, временной, разнонаправленный процесс: одновременно с процессом старения человеческого организма идет увеличение интеллектуального потенциала человека, которое компенсирует постоянное ослабление психофизической пригодности к труду. Именно это обеспечивает сохранение человеком трудоспособности на протяжении длительного временного промежутка. На наш взгляд в качестве синонима трудоспособности следует рассматривать категорию «рабочая сила», которая учитывает и реальные, и потенциальные способности к труду, причем как физические, так и духовные, как у активной части трудоспособного населения, так и у неактивной, приносящие реальный доход и не приносящие его.

Рабочая сила реальна и динамична, подвержена воздействию и влиянию целого ряда факторов. Ее воспроизводство — многогранный, сложный социально — экономический и этический процесс. В диссертации мы выделили следующие стадии воспроизводства рабочей силы: физиологическая, демографическая, развивающая. Физиологическая (элементарная) стадия заключается в обеспечении таких условий жизнедеятельности человека, которые будут способствовать физиологическому воспроизводству его рабочей силы. Эта стадия сопряжена с демографической составляющей, состоящей в постоянном восполнении рабочей силы за счет воспроизводства населения (рождение и развитие детей). Следует отметить, что данные стадии влияют в основном на количественные характеристики рабочей силы. Качественные же характеристики она приобретает в процессе обучения, развития, квалификационного роста. Следовательно, целесообразно выделить в качестве самостоятельной стадии воспроизводства рабочей силы развивающую. Данная стадия предусматривает образовательную и профессионально — квалификационную составляющие. Образовательная стадия воспроизводства рабочей силы состоит в общем становлении рабочей силы, в постоянном совершенствовании под влиянием научно-технического прогресса. Временные рамки этой стадии четко определить нельзя. Процесс образовательного воспроизводства может ограничиваться продолжительностью образовательного минимума, а может протекать и в течение всей жизни человека. Совершенствование же профессионального мастерства не ограничивается только определенным периодом. Это непрерывный процесс. Обе стадии во многом зависят от каждого конкретного человека и его притязаний. В то же время они являются предметом внимания общества, государства, предприятий.

Итак, в диссертации определено, что процесс воспроизводства рабочей силы проходит следующие стадии: физиологическую, демографическую и развивающуюпоследняя, в свою очередь, подразделяется на образовательную и профессионально — квалификационную.

2. По нашему мнению, понятие «социально-экономическая система» целесообразно определять как единство взаимосвязанных элементов и отношений, основывающихся на формах собственности, возникающих по поводу производства и распределения рыночных и нерыночных благ и функционирующих в соответствии с едиными принципами и целевыми установками.

Экономическим и социальным системам свойственны следующие характеристики: целостность, структурность, взаимозависимость системы и внешней среды, автономность, уникальность, иерархичность и адаптивность. Задача системы управления занятостью с точки зрения принципов уникальности и автономности состоит в прогнозировании, оптимальном решении проблем рынка труда, которые носят комплексный характер, что делает необходимым следовать принципу целостности. Так, например, чем выше уровень безработицы, тем дешевле рыночная стоимость социально-экономического ресурса труда и, следовательно, уровень заработной платы. Тем самым работодатели имеют возможность снижать издержки бизнеса именно за счет «экономии» затрат на оплату труда. В этом случае не просто снижается уровень жизни населения — бюджет недополучает средства в виде налоговых отчислений. Нагрузка на бюджеты всех уровней при этом достаточно существенная. Высокий уровень регистрируемой безработицы требует значительных расходов на подготовку и переподготовку безработных, а также их социальную поддержку.

Подобные проблемы можно разрешить только путем взаимодействия всех формирующих систему элементов между собой, а также с внешним окружением. То есть должен реализовываться принцип структурности и взаимозависимости. Адаптивность системы управления занятостью предполагает ее приспосабливаемость к изменениям социально-экономического характера, как на уровне национальной экономики, так и в регионах. Принцип ие- * рархичности предусматривает непосредственное участие элементов системы в выполнении управленческих функций, в выработке и принятии решений, анализе конкретных результатов и ситуаций. При этом происходит взаимодействие элементов между собой в соответствии с уровнями иерархии. Особенно значимым представляется принцип взаимодействия системы с внешней средой, к элементам которой относятся: общественные отношенияполитический строй и идеология государствауровень трудового потенциала обществакачественный и количественный состав трудовых ресурсовдемографическая ситуациясостояние на рынках сырья, готового продукта, труда, капиталафинансовые и природные ресурсыприродно-климатическая специфика регионов. Даже незначительные колебания социально-экономических показателей региональной или в целом национальной экономики способны существенно повлиять на состояние системы, приоритет задач, стоящих перед ней, структуру, тенденции развития и направления деятельности. Так, например, ухудшение демографической ситуации требует от системы управления занятостью повышенного внимания к разработке и внедрению новейших форм и методов организации труда, к активному использованию в сфере производства инноваций, позволяющих сократить использование малоквалифицированного труда и снизить потребность в кадрах в целом. Данная стратегия делает более значимой проблему профессионального образования и требует от системы разработки и претворения в жизнь специальных программ, направленных на подготовку нового типа работников, отвечающих требованиям инноваций в сфере организации труда.

3. В диссертации мы уточнили дефиницию «регион», определяя ее как единую территориально-хозяйственную единицу, характеризующуюся определенной специализацией экономикиформирующую определенную часть валового национального продукта страныразвивающуюся в соответствии с обгцегосударственными принципами в рамках легитимной автономииобеспечивающую общность и согласованность действий органов власти на мэзо уровне национальной экономики.

4. В работе выделены четыре модели регулирования региональных рынков труда. Модели для развивающихся стран характеризуются тем, что создаваемые рабочие места обеспечивают занятому населению низкие доходы. Формально безработица в регионах уменьшается, но при этом появляется обширный класс работающей бедноты. Скандинавская модель, прежде всего, позволяет довольно равномерно распределить трудовые ресурсы по территории страны. Она была главенствующей в течение ряда лет в арктической зоне Норвегии, в которую государство привлекало население из южных районов страны именно для обеспечения равномерности его расселения по территории. Таким образом, она может быть весьма интересна для использования в Российской Федерации. Отличительная черта европейской модели регулирования занятости состоит в том, что она требует дорогостоящей системы пособий для увеличивающегося количества неимущих безработных. Китайская модель для регулирования рынков труда и, прежде всего, стимулирования занятости характеризуется использованием таких механизмов, как либерализация правил найма и увольнения работников, повышение гибкости использования рабочей силы путем поощрения частичной, временной и вторичной занятости, расширение комплекса общественных работ, обеспечивающих краткосрочную занятость. При этом государство субсидирует переподготовку кадров на предприятиях, частично оплачивает обучение работников, претендующих на рабочее место, требующее более высокой квалификации, выделяет целевые беспроцентные ссуды для создания безработным собственного дела и т. д.

В отношении российского рынка труда нельзя сказать однозначно, какая из моделей или какое их сочетание могут считаться наиболее предпочтительными. Для того чтобы адаптировать данные модели к условиям России, ' необходимо учитывать специфику ее рынка труда, обусловленную следующими факторами: обширность территории, разнообразие природных зон и ^ климатических поясов, неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории страны, негативная демографическая ситуация, резкая дифференциация регионов по уровню доходов населения и т. д. Общеизвестно также, что функционирование рынка труда обусловлено особенностями обращающегося на нем товара, производным характером спроса на труд, зависимостью предложения от демографической ситуации, уровнем оплаты, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы.

В российских условиях ситуация усугубляется также тем, что переход к рынку сопровождается возникновением массы новых проблем, которые на-ложились на старые: сверхзанятость населениязначительное количество вакансий при дефиците рабочей силы по ряду профессийбольшая занятость на неквалифицированных работахнеравномерное распределение трудовых ресурсов по территории странысуществование неофициальных форм занятости (теневой рынок труда) — сохранение психологических установок плановой экономики (чувство солидарности, взаимопомощи, коллективизмаскромные потребности и весьма умеренные представления об обеспеченности).

5. Оценка факторов развития социально-трудовой сферы указывает на те минусы, которые требуют скорейшего разрешения, и устранение которых позволит повысить эффективность занятости в регионе. Учитывая специфику современного социально-экономического, политического, нравственного положения в стране и области, главное внимание следует уделять именно повышению эффективности труда, которое достижимо посредством создания условий для свободного, творческого, защищенного труда. В этой связи систему управления занятостью в регионе необходимо переориентировать с позиций «социального обеспечения» неработающей части населения области, к проблемам занятого.

6. В Пензенской области система управления занятостью объединяет деятельность Государственной службы занятости населения Пензенской области, областных Объединений работодателей, областной Федерацией профессиональных союзов и Министерства здравоохранения и социального развития Правительства Пензенской области. Объединения работодателей и Федерация профсоюзов в соответствии с региональными законодательными актами имеют только совещательный статус. В то время как главным элементом системы в настоящее время является Государственная служба занятости населения.

Функционально система управления занятостью в Пензенской области представлена в настоящее время структурными подразделениями областного Министерства здравоохранения и социального развития. Целостность же системы отсутствует, прежде всего, это выражается в слабой связи регионального Министерства с Управлением государственной службы занятостью населения по Пензенской области.

В их деятельности нет единства целевой установки: если Министерство более всего интересуют проблемы собственно обеспечения эффективной занятости, то Управление государственной службы занятостью населения по Пензенской области — вопросы трудоустройства безработных и деятельность, направленная на экономически неактивное население. Именно это по нашему мнению и снижает уровень результатов в части повышения социально-экономической эффективности занятости в регионе.

7. Важным направлением регулирования региональной системы управления занятостью является определение приоритетных отраслей развития для роста уровня и качества жизни населения, прежде всего занятого. С целью совершенствования управления занятостью изменения в экономике мы предлагаем изучать с помощью оценки структурных сдвигов в региональной занятости и факторов на них влияющих.

Суть метода структурных сдвигов состоит в оценке региональных показателей относительно федеральных, то есть оценивается разница между действительным региональным ростом и потенциальным ростом, который мог бы иметь место в регионе, если бы последний имел структуру производства, идентичную федеральной, что дает возможность определить вклад в развитие региона его специфической структуры.

По оценкам, выполненным в работе можно констатировать, что Пензенская область является регионом, специализирующимся на медленно растущих отраслях, поэтому влияние национальной производственной структуры низкое. При этом расчеты показывают, что в регионе сельское хозяйство, машиностроение и металлообработка, деревообработка и пищевая промышленность росли более высокими темпами, чем на национальном уровне. В Пензенской области за рассматриваемый период чистый дифференциальный сдвиг имеет растущий характер, то есть в регионе есть местные преимущества некоторых видов активности.

Таким образом, применение при оценке структуры и динамики занятости в регионе метода структурных сдвигов позволит разделить влияние на изменение региональных показателей федеральных и региональных факторов и, следовательно, определить оптимальные направления совершенствования управлением занятостью в регионе.

8. Однако основной проблемой, которая остается без внимания системы управления занятостью региона, остается проблема регулирования именно занятости. Занятое население практически остается один на один с работодателем. Необходимо, чтобы субъекты управления занятостью: региональное Правительство, УГСЗН, областная федерация профсоюзов направили усилия не только на увеличение уровня занятости, но и на повышение ее эффективности.

Низкая цена труда до сих пор продолжает провоцировать трудовую эмиграцию: квалифицированные специалисты и рабочие младшей и средней возрастных групп из состава трудовых ресурсов покидают регион. Причем практически все они назад уже не возвращаются. Решить проблему путем привлечения иммигрантов, в том числе из стран Средней Азии и Казахстана, не представляется возможным, хотя региональное Правительство в последнее десятилетие активно эксплуатирует именно данное направление:

Объяснить это можно, прежде всего тем, что уровень квалификации иммигрантов гораздо ниже, кроме того, региональная система управления занятостью вынуждена решать проблему обеспечения их жильем и определенными дополнительными социальными гарантиями. Возникает парадоксальная ситуация: отток квалифицированных кадров и безработица среди коренного населения и стимулирование иммиграции. В конечном итоге такая политика приведет к изменению этнического состава населения региона, его культурных и религиозных приоритетов. В этой связи целесообразны меры, направленные на повышения уровня оплаты в экономике региона хотя бы до среднего уровня в ПФО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года, № 197-ФЗ. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 192 с.
  2. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032−1 (с изменениями).
  3. Федеральный закон от 24 июня 1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями).
  4. Федеральный Закон от 17.07.1999 N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458 «О порядке регистрации безработных граждан».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «О Положениях о Федеральной службы по труду и занятости». • !¦¦ • '
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года № 1270-р «О Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года».
  8. Распоряжение Правительства области от 1 февраля 2006 года № 10-рП «Об основных направлениях стратегического развития Пензенской области на 2006−2015 годы».
  9. Письмо от 4 июня 2001 г. № 02−18/07−4047 Фонда Социального страхования Российской Федерации.
  10. Положение о проведении выборочных обследований населения по проблемам занятости- Постановление Госкомстата № 35 от 28 мая 1999 г.
  11. Закон Пензенской области от 16.09.1999 № 165-ЗПО «Об охране труда в Пензенской области" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 1999.
  12. Закон Пензенской области от 18 сентября 2002 года № 390−3п0 «Об областной целевой программе «Социальное развитие села» до 2010 года" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2002.
  13. Закон Пензенской области от 25 мая 2004 года № 611-ЗПО «Об областной целевой программе «Социальная поддержка граждан в жилищной сфере» на 2004 2010 годы" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2004.
  14. Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 года № 918-ЗПО «О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2005.
  15. Закон Пензенской области от 22 мая 2006 года № Ю19-ЗПО «Об областной программе «Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе» на 2006−2010 годы" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2006.
  16. Закон Пензенской области от 10 октября 2007 года № 1396-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2008 год и на период до 2010 года" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2007.
  17. Постановление Губернатора Пензенской области № 87 от 2.06.1999 г. «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социального развития Пензенской области" — Официальное издание Правительства Пензенской области г. Пенза: 1999.
  18. Постановление Губернатора Пензенской области № 91 от 09.03.2000 г. «Об утверждении Положения об областной Трехсторонней Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" — Официальное издание Правительства Пензенской области г. Пенза: 2000.
  19. Постановление Правительства Пензенской области № 389-пП от3008.1999 г. «Об утверждении программы по выводу Пензенской области из демографического кризиса на 1999−2005 годы" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 1999.
  20. Постановление Правительства Пензенской области от 24 января 2003 г. № 31-пП «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Пензенской области" — Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2003.
  21. Постановление Правительства Пензенской области от 24 октября 2005 года № 937-пП «О Концепции демографического развития Пензенской области на период до 2010 года».
  22. Итоги развития Пензенской области за 1998−2001 годы. Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2001. — 38 с.
  23. Итоги развития Пензенской области за 2002−2005 годы. Официальное издание Правительства Пензенской области — г. Пенза: 2005. — 40 с.
  24. Л.И. Россия: поиск самоопределения: Очерки. М.: Наука, 2002. — 428с.
  25. Р.Л., Авагян Г. Л. Современные теории занятости. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2001.-190 с.
  26. В.Г., Шкаратан О. И. Социальные нормативы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. — 412 с.
  27. А., Макович В. Социальные аспекты эффективности производства-М.: Экономика, 1980.-243 с.
  28. Е.В. Человеческий фактор общественного производства. -М.: Экономика, 1989. 418 с.
  29. В.Н. Проблема уровня жизни населения в современной России. М.:НИИ труда, 1995. — 258 с.
  30. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Арзиляна. — 2-е изд. доп. перераб. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
  31. Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 411 с.
  32. B.C., Ермакова Е. Е., Похвощев В. А. Занятость населения: Уч.пособие. Росиов-на-Дону: Феникс, 2001.
  33. A.A. Сущность, методика измерения и анализ трудового потенциала региона (на материалах Самарской области) / A.A. Валитова // Труды Вольного Экономического Общества России. — М.: научное издание ВЭО России, 2001, т.31. С.277−281.
  34. А.О. Занятость и государство в переходной экономике М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИ С, 1998. — 115 с.
  35. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. — 3 с. изд. — М.: Гардарики, 2001.- 528 с.
  36. В.И., Крапивин О. М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. — М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999. -262 с.
  37. H.A., Плакся В. И. Доходы и занятость: мотивационный аспект М.: Луч, 1994. — 384 с.
  38. Вон-Уайтхед Д. Реформирование политики в области заработной платы в Центральной и Восточной Европе: первые итоги (1990−1996) М.: МОТ, 1997.- 112 с.
  39. .М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов 7-е изд., доп. — М.: Норма, 2007. — 448 с.
  40. В.Е. Экономическая активность населения в России в 1990-е годы М.: 2002. — 232 с.
  41. Е.Ш. Социальная политика: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.-213 с.
  42. М.В. Управление трудом. Теория и практика капиталистического хозяйствования М.: Наука, 1990.- 136 с.
  43. Г. С., Каменецкий В. А., Патрикеев В. П. Зачем нужна экономическая кухня? М.: «Профсоюзы и экономика», 2000.- 208 с.
  44. Г. Управление персоналом: Пер. с англ. — М.: Бином, 1997.-432 с.
  45. А.И. Региональные пропорции воспроизводства — Л.: ЛГУ, 1977.-309 с.
  46. Е.Г. Факторы формирования и управления региональным рынком труда: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М.: 2003. -181 с.
  47. Доклад Центра стратегических исследований приволжского федерального округа: Государство. Антрополк — Н. Новгород- М.: 2002. — 175 с.
  48. А.С. Основы теории человеческого капитала СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994, — 187 с.
  49. А.П. Управление персоналом. 2-е изд. — Н. Новгород: НИМБ, 1996. — 714 с.
  50. А.Г. Наемный труд во Франции на пути к конституционному обществу М.: Наука, 1991. — 211 с.
  51. Занятость населения: изучение и регулирование / Под ред. А. Э. Котляра, И. П. Кирпа и др. М.: Наука. — 2001. — 167 с.
  52. Т.С., Тимашенко Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семей. Учебное пособие. — М.: Академия. 2003.
  53. В.А., Патрикеев В. П. Проблемы становления социального государства М.: изд-во АтиСО, 2001.- 360 с.
  54. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 309 с.
  55. Е.Д. Государственное регулирование социально-трудовых отношений в Российской Федерации — М.: 1996. 314 с.
  56. Е.Д. Регулирование трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике: диссертация на соискание ученой степени д.эл. — М.: 1996.-237 с.
  57. А.Я., Мамед-Заде Г.А. Управление персоналом. Регламентация труда- Под. ред. А .Я. Кибанова М.: «Экзамен», 2000. — 576 с.
  58. А.Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования М.: МАКС Пресс, 2001. — 320 с.
  59. Л.А., Зущина Г. М., Султанова P.M. Рынок труда и теории занятости М.: УД ФНПР, 2000. — 308 с.
  60. Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики — М.: Академия труда и социальных отношений, 1998.
  61. И.И. Экономика и социология труда М.: Центр экономики и маркетинга, 1999.- 288 с.
  62. Р., Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс, т.1. М.: Республика, 1992.- 396 с.
  63. М.И. Адресная социальная поддержка населения: Уровень местного самоуправления- под ред. A.C. Пузанова. М.: Фонд «Институт экономики города», 1998. — 104 с.
  64. М.М. Региональные особенности воспроизводства и использования трудового потенциала. — М.: Институт экономики РАН, 2001. -208 с.
  65. В.Ф. Макроэкономические аспекты становления социального хозяйства М.: ИЭРАН, 1998. — 268 с.
  66. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 20, 23.
  67. Т. А. Социально-трудовые отношения: теоретические основы и современная практика регулирования: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. — М.: 1999. — 141 с.
  68. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  69. К.И. Российское настоящее и будущее: контуры социально-экономической модели М.: Социоэкономика, 1999. — 346 с.
  70. Г. В., Глинская Э. Б. Региональные аспекты решения социальных проблем М.: 1983. — 97 с.
  71. Г. В. Территориальные проблемы социального развития на современном этапе М.: 1986. — 78 с.
  72. Н. Региональная экономика М.: Экономика, 1978. —306 с.
  73. Нестандартная занятость в Российской экономике / Под ред. В. Е. Гимпельсона, Р. И. Капел юшникова- Гос. Ун-т Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 400 с.
  74. Д.В. Управление трудом в системе факторов экономического роста: диссертация на соискание ученой степени д.э.н. Екатеринбург, 1996.-330 с.
  75. A.A. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991.
  76. Ю.Г., Журавлев П. В. Управление персоналом М.: Фин-статинформ, 1997. — 878 с.
  77. Основы управления персоналом: Учебник для ВУЗов / Под ред. Б. М. Генкина. М.: Высшая школа, 1996.- 383 с.
  78. Основы экономики и управления производством / Под. ред. И. И. Сигова. М.: Экономика, 1973.- 399 с.
  79. A.C. Трудовой потенциал в системе управления производством М.: Изд-во МГУ, 1983. — 186 с.
  80. О.В. Методы совершенствования системы управления социально-трудовой сферой в условиях перехода страны к рыночной экономике (на примере мониторинга): диссертация на соискание ученой степени к.э.н.-М.: 1998.-163 с.
  81. A.B. Система государственного управления: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 399 с.
  82. М. А. Факторы трудового процесса и их рациональное использование: диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Самара: 1998.- 134 с.
  83. Т., Уотерман Р. В. В поисках эффективного управления -М.: Прогресс, 1986. 367 с.
  84. JI.A. Теоретико методологические аспекты становления региональных рынков труда: Монография — М.: Финансовая академия, 2003.-205 с.
  85. М.Д. Система управления рынком труда региона — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. 244 с.
  86. Политика доходов и заработной платы.: Учебник / Под ред. П. В. Савченко и Ю. П. Кокина, — М.: Юристъ, 2000. 456 с.
  87. В.А. Формирование эффективной политики занятости в период становления и регулирования рыночной экономики (Общероссийский и региональный аспекты). М.: 1995.
  88. С. Г. Теоретические основы методов и критериев оценки трудового потенциала: Монография М.: ИИЦ МГУДТ, 2004. — 130 с.
  89. Российский статистический ежегодник 2007: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 2007. — 896 с.
  90. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. М.: МИК, 1998.
  91. С.Ю., Разумова Т. О. Экономика труда: экономическая теория труда. М.: ИНФРА-М, 2000. — 400 с.
  92. Г. Г., Мутозаев Б. Ч. Формирование рынков труда. — М.: Экзамен, 2004.-416 с.
  93. Рынок труда. Учебник / Под ред. B.C. Баланов и H.A. Иволгина.-М.: Экзамен, 2000.
  94. Рынок труда: основные понятия: Учеб.-метод. пособие / Сост. Л. Ю. Петрова, А. В. Шваков. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. Центра, 2002. — 49 с.
  95. Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. -Ст/Петербург, 2003.
  96. М.И., Баландин И. Ю., Тяжов А. И. Трудовой потенциал социалистического общества -М.: Экономика, 1987. 101 с.
  97. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики / Г. Э. Сле-зингер. М.: 1996. — 249 с.
  98. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996. — 604 с.
  99. Служба занятости: 10 лет — история, деятельность /В.П.Павлов, Е. В. Кулешова (графический материал) — авт. сост. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001.- 149 с.
  100. Современная экономика труда: Монография / Руководитель авторского коллектива и научный редактор В.В. Куликов- Институт труда Минтруда России (НИИ труда) М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. — 660 с.
  101. Н.П. Мотивация труда государственных служащих (методические основы). М.: Институт труда, 1999. — 199с.
  102. Социология труда / Под. ред. Н. Ч. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербина. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 368 с.
  103. В.А. Организационное поведение и управление персоналом СПб.: «Питер», 2000. — 416 с.
  104. Справочник директора предприятия. 2-е изд. / Под. ред. М. Г. Лапусты. М.: Инфра-М, 1998. — 704 с.
  105. Статистический ежегодник «Пензенская область в 2001 году" — Официальное издание г. Пенза: Пензенский областной Комитет государственной статистики, сентябрь 2002. — 483 с.
  106. Статистический ежегодник «Пензенская область в 2002 году" — Официальное издание г. Пенза: Пензенский областной Комитет государственной статистики, сентябрь 2003. — 481 с.
  107. С. В. Управление трудовым потенциалом железнодорожного транспорта в новых экономических условиях: диссертация 1, на соискание ученой степени к.т.н. — М.: 1999. — 133 с.
  108. Труд и занятость в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007.611 с.
  109. Трудный поворот к рынку / Науч. Ред. Л.И. Абалкин- Сост. Е. М. Юдина. М.: Экономика, 1990. — 364 с.
  110. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.
  111. Управление персоналом организации: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под. ред. А. Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2001.-638 с.
  112. Управление трудовыми ресурсами: Справ. пособие / О. П. Апостолов, Л. С. Бляхман, Г. Х.Гендлер- Рук. авт. кол. Э.Р.Саруханов- Под общ. Ред. Л. А. Костина. М.: Экономика, 1987. — 343 с.
  113. Хайнц Ламперт. Социальная раночная экономика. Германский путь М.: «ДелоЛТД», 1994. — 156 с.
  114. И., Мейцнер И. Теория управления кадрами в рыночной экономике- Пер. с нем. Г. А. Рахманина. М.: Международные отношения, 1997.-664 с.
  115. С.С. Социальные ресурсы и социальная политика -М.:1990. 297 с.
  116. С.С. Функционирование экономики развитого социализма: Теория, методы и проблемы М.: Изд-во МГУ, 1982. — 264 с.
  117. Человеческий фактор и ускорение социально-экономического развития / А. Б. Венгеров, H.H. Гвоздев, Е.С. Жариков- Под ред. Ю. А. Тихомирова. -М.: Экономика, 1988. 267 с.
  118. Экономика: Учебник / Под. ред. А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. -М.: «Проспект», 1999. 800 с.
  119. Экономика: Учебник / Под. ред. A.C. Булатова. М.: Издательство БЕК, 1996.-632 с.
  120. Экономическая теория. Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. -М.: «Проспект», 2000. 376 с.
  121. Экономика труда: Учебник / Под. ред. В. В. Адамчука. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.-431 с.
  122. Экономика труда: Учебник / Под. ред. проф. П. Э. Шлендера и проф. Ю. П. Кокина. М.: Юристъ, 2003. — 592 с.
  123. Экономика труда: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. И. Рофе. -М.:МИК, 2000.-248 с.
  124. Экономика труда и социальные трудовые отношения / Под. ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой. М.: МГУ, 1996. — 623 с.
  125. Экономические и социальные проблемы управления предприятием: Межвузовский сборник научных трудов / Под общей ред. д.э.н. проф. Резника С. Д. Вып.2. Пенза: ПГАСА, 2001.-300 с.
  126. Эффективность производства и качество жизни: Сб. науч. тр. / Редкол.: Б. М. Генкин, Л. Г. Симкина (отв. ред.) и др. СПб.: СПбГИЭУ, 2006 -287 с.
  127. А. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике // Вопросы экономики. 2000. — № 5. — С. 1519.
  128. Е.Г. Профессиональная подготовка рабочей молодежи // Народонаселение. 2001. — № 2. — С.81−88.
  129. Е.Г. Об обслуживании безработицы — к активной государственной политике занятости // ЭКО. 2002. — № 2. — С.36−44. //
  130. А. Право на справедливое вознаграждение за труд и механизм его реализации // ЧиТ.- 2004. № 6. — С.78−83.
  131. Т., Гарсиа-Исер М. Гарсиа-Исер Молодежь на рынках труда и образовательных услуг // ЧиТ. 2004. — № 6.- С.40−43.
  132. JI. Политика дешевой рабочей силы опасна для государства // Профсоюзы и экономика. 2001. — № 6. — С.35−38.
  133. М.А. Методы измерения структурных сдвигов и их при-ложения.//Экономика и математические методы. 1980. т. 16. вып.4, с.687−695.
  134. Н.Т. Государство на рынке труда — изменение стратегии // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 7.-С.24−37.
  135. Г. В. Государственное регулирование рынка труда: классификация мер и опыт развитых стран // Вестник МГУ, серия 6, экономика. 2001. — № 3.
  136. Гарсиа-Исер М., Бабушкина Т. Трудоустройство инвалидов: региональные программы квотирования рабочих мест // ЧиТ. 2000. — №№ 4,6.
  137. Гарсиа-Иссер М., Голодец О., Смирнов С. Работодатели о положении и перспективах работников, занятых в режиме неполного рабочего времени. // ЧиТ. 1997. — № 3. — С.32−38.
  138. Т.JI. Информационное обеспечение состояния и развития социально-трудовой сферы // Российские реформы: социальные аспекты:
  139. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера 21 января 1998 г./ Науч. ред. Э. Б. Глинская, С. Н. Смирнов. — М.: ВШЭ, 1998. — С.240−248.
  140. Ю., Носова Н., Ельчанинова Г. Путь к профессии проходит через обучение // ЧиТ. 1999. — № 9. — С.24−28.
  141. А. Человеческий капитал определяющий фактор экономического роста // ЧиТ. — 2002. — № 3. — С.83−87.
  142. А., Устинова С. Факторы, детерминирующие занятость россиян // ЧиТ. 2003. — № 1.
  143. О. Об оценке эффективности работы службы занятости // ЧиТ. 2002. — № 3. — С.55−56. ., i
  144. Д. Республика Саха (Якутия): особенности регулирования рынка труда // ЧиТ. 2004. — № 6. — С.44−48.
  145. А.Г., Полежаев A.B., Андрюнин A.B. Структурные изменения и взаимодействия региональных рынков труда: методы и анализ // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 4. — С. 134−148.
  146. О. Пути стабилизации социально-экономического положения регионов // Экономист. 2000. — № 8. — С.61−65.
  147. В. Есть ли основания для оптимизма? // ЧиТ. -2002. -№ 3. С.38−40.
  148. Г. «Нестандартная» занятость и охрана труда // ЧиТ. — 2004. № 7. — С.45−49.
  149. Н. Бедность в России: приоритетные направления решения проблемы // ЧиТ. 2004. — № 7. — С. 19−24.
  150. К. Нельзя отказываться от активной политики занятости // Человек и труд. 1999. — № 10. — С.21−24.
  151. А.Е. Проблемы и перспективы государственного менеджмента рынка труда в России: взгляд из региона // Менеджмент в России и за рубежом 2000. — № 43.
  152. А., Брюханова Т., Минсник Д. Управление трудом: новые люди, новые идеи, новые методы // ЧиТ. 1999. — № 10. — С.37−42.
  153. А., Московская В. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости // Вопросы экономики. 1999. — № 11. — С.114−127.
  154. Л. Россия: население, труд и национальное богатство // ЧиТ. 2004. — № 7. — С.57−60.
  155. Е. О формировании системы гарантий обеспечения занятости населения // ЧиТ. 2000. — № 12.
  156. Е. Франция — тенденции роста сохраняются // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 8. — С.89−97.
  157. Е. Франция тенденции роста сохраняются // Мировая экономика и международные отношения. — 2000. — № 8. — С.89−97.
  158. О., Цедрик А. Рынок труда региона — производная состояния его экономики // ЧиТ. — 2004. № 7. — С.43−44.
  159. А. Потребность экономики в специалистах и квалифицированных рабочих: методические основы прогнозирования // ЧиТ. 2004. -№ 6. — С.30−35.
  160. Л. Социальная политика и саморазвитие региона (на примере Республики Бурятия) // Экономист. 2000. — № 1. — С.75−83.
  161. С., Афанасова А. Сохранение трудового потенциала и максимизация прибыли // ЧиТ. 1999. -№ 7. — С.81−84.
  162. Т., Рощин С. Экономический анализ причин вторичной занятости населения // Вопросы экономики. — 2001. № 9. — С. 130−140.
  163. Г. Г. Специфика положения молодежи на рынке труда ПН Социологические исследования. — 2002.- № 5. С. 101−106.
  164. А. Принципы и механизмы создания рабочих мест // Экономист. 2000. — № 2. — С. 40−47.
  165. В.Б. Человек в рыночной экономике: ориентиры для России // США-ЭГШ. 1996. — № 7. — С.33−40.
  166. Т. Социальные рычаги экономического роста // Экономист. 1999. — № 7. — С. 56−59.
  167. Ханс-Вирнер Зинн. Германия нуждается в переменах // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 1. — С.72−83.
  168. Т.А. Специфика российского рынка труда // Российско-канадский бюллетень «Повышение эффективности политики на рынке труда России». Москва-Оттава.- 2001. — вып. 1.
  169. Т.А. Рынок труда и безработная молодежь: утраченные иллюзии? // Альтернативы. 2003. — № 1. — С.24−33.
  170. Т.А. Проблемы безработной молодежи на российском рынке труда // Дети и молодежь-будущее России: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Вологда: 2005. — С.33−46.
  171. Т. Российская служба занятости: деградация или ренессанс // ЧиТ. 2004. — № 3.
  172. В. Ключевые проблемы рынка труда и первоочередные проблемы службы занятости // ЧиТ. — 2000. № 1.
  173. Г. В. Индекс развития трудового потенциала (вопросы методологии и методики) // Труды Вольного Экономического Общества России. М.: научное издание ВЭО России, 2001, т.31. — С.327−336.
Заполнить форму текущей работой