Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Перспективы развития трансграничных систем предпринимательства в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Упрощенно трансграничный кластер определен как группа территориально близких, но расположенных в пределах разных границ и сотрудничающих между собой субъектов предпринимательства, которые на взаимной основе дополняют и усиливают свои преимущества. Также установлено, что, по сути, определение трансграничной системы предпринимательства во многом повторяет определение трансграничного кластера… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы трансграничного предпринимательства в современных условиях
    • 1. 1. Трансграничная система предпринимательства как результат развития хозяйственных связей региональных предпринимательских структур
    • 1. 2. Становление трансграничных систем предпринимательства в условиях рыночных отношений
    • 1. 3. Роль кластеризации в развитии трансграничной системы предпринимательства
  • ГЛАВА 2. Трансграничные системы предпринимательства в контексте социально-экономического развития территорий
    • 2. 1. Инфраструктурная специфика развития трансграничной системы предпринимательства
    • 2. 2. Алгоритм идентификации трансграничных хозяйственных связей, перспективных для формирования устойчивых предпринимательских систем
    • 2. 3. Механизм сравнительного анализа социально-экономической динамики элементов трансграничной системы предпринимательства
  • ГЛАВА 3. Прикладные аспекты развития трансграничных систем предпринимательства
    • 3. 1. Информационно-аналитическая система развития трансграничной системы предпринимательства
    • 3. 2. Методическое обеспечение вебометрической оценки функционирования субъектов трансграничного предпринимательства
    • 3. 3. Формирование кластерной схемы развития трансграничной системы предпринимательства

Перспективы развития трансграничных систем предпринимательства в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена значительными темпами интеграционных процессов, происходящих в мире, которые оказывают сильнейшее воздействие на развитие национальных систем предпринимательства.

В последние годы в различных экономических исследованиях трансграничное предпринимательство рассматривается как один из возможных рычагов развития конкурентоспособного предпринимательского сектора, фактор не только территориального, но, и инновационного развития. Трансграничное предпринимательство ощутимо влияет как на развитие регионального бизнеса, так и на решение важнейших территориальных проблем развития, поскольку способствует созданию новых предприятий не только в секторе торговли, который традиционно наиболее развит, но и в секторах услуг и производства. Непрерывный обмен опытом в трансграничных системах предпринимательства позволяет улучшить качественные характеристики отдельных предпринимательских структур и увеличить их вклад в территориальное развитие.

Для современной России актуальность проблематики развития трансграничных систем предпринимательства связана с необходимостью активизации трансграничной кооперации между сопредельными регионами России и государств, которые ранее составляли единый народнохозяйственный комплекс, а после распада СССР и разрушения экономических связей стали депрессивными регионами, что в условиях мировой интеграции и глобализации ведет к потере конкурентоспособности и снижению качества и уровня жизни населения.

Исследованиями проблем, связанных с развитием трансграничных систем предпринимательства, заняты специалисты самых различных отраслей: права, политологии, экономики, экономической и политической географии, экологии. Однако степень изученности данной сферы довольно невысока, что обусловливается многочисленными проблемами, возникающими при исследовании различных процессов, происходящих на границах. Основная сложность изучения заключается в нелинейности процессов, развивающихся в зоне любой государственной границы, а также в возможностях оценки факторов, которые в различной степени влияют на эти процессы, что не позволяет рассматривать взаимодействие двух сопредельных стран только как пограничное (т.е. происходящее непосредственно в зоне государственной границы).

Для формирования эффективных трансграничных систем предпринимательства необходимо определить приоритетные направления развития предпринимательства приграничных территориальных сообществ, а также механизмы поддержки трансграничного взаимодействия. Акцент в исследовании данных процессов должен сместиться в сторону выявления ресурсов регионального трансграничного сотрудничества и их использование для дальнейшего устойчивого развития приграничных территорий.

Исследование данной проблематики и поиск механизмов развития трансграничных систем предпринимательства, выработка научно практических мер по их реализации является весьма актуальной задачей, имеющей важное значение для развития экономики инновационного типа и улучшения качества жизни населения России.

Степень разработанности проблемы. На формирование методологической и теоретической основы диссертационного исследования большое влияние оказали работы по приграничной и региональной проблематике развития России, праву и международным отношениям М. В. Александровой, А. Г. Гранберга, П. Б. Вардомского, В. В. Кущенко, B.JI. Ларина, A.C. Макарычева, Н. М. Межевича, П. А. Минакира, П. А. Мицкевича.

Различные аспекты предпринимательской деятельности, в том числе по проблемам взаимодействия предпринимательства и государства анализируются в работах A.B. Бусыгина, A.C. Новоселова, A.A. Орлова, В. Н. Чапека, А. Н. Швецова и др.

Кроме того, соискатель опирался на труды зарубежных авторов, посвященные проблемам формирования и практического осуществления механизмов трансграничных связей, таких как Р. Брант (R. Bryant), Б. Джессоп (В. Jessop), Р. Донкельс (R. Donkeis), П. Кругман (P. Krugman), И. Ламбрехт (I. Lambrecht), А. Пааси (A. Paasy), M. Портер (M. Porter), P. Робертсон (R. Robertson), и др.

Важную роль в формулировании основных положений диссертации сыграло изучение и критический анализ работ по региональным проблемам приграничного сотрудничества на современном этапе, в частности П. Я. Бакланова, С. П. Быстрицкого, B.C. Бильчака, Н. К. Враговой, В. К. Заусаева, В. П. Друхина, А. П. Латкина, H.H. Ныровой, М. Ю. Шинковского и др.

Необходимость разработки методического обеспечения формирования и функционирования трансграничных систем предпринимательства для решения актуальных задач экономического развития приграничных территорий предопределили цель, задачи, логику и структуру исследования.

Целью исследования является разработка методического обеспечения и практических рекомендаций по развитию трансграничных систем предпринимательства в современной России.

Достижение поставленной цели предопределило решение следующих задач: изучить сущность понятия «трансграничная система предпринимательства» с позиций кластерного подходаисследовать возможности развития трансграничных систем предпринимательства посредством стимулирования активности глобализирующихся сетевых предпринимательских структур;

— предложить методику анализа транспортно — энергетической инфраструктуры развития трансграничной системы предпринимательства,.

— построить модель идентификации трансграничных хозяйственных связей, перспективных для формирования устойчивых трансграничных систем предпринимательства;

— разработать систему информационно-аналитического сопровождения экономической деятельности субъектов трансграничной системы предпринимательства.

Объектом исследования является процесс развития трансграничных систем предпринимательства как инструмент активизации предпринимательской деятельности на приграничных территориях.

Предметом исследования являются организационно-методические отношения по поводу развития трансграничных систем предпринимательства в современной России.

Работа выполнена в рамках паспорта научных специальностей ВАК 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: 8. Экономика предпринимательства (п. 8.17. Состояние и перспективы развития межстрановой, национальной и региональных систем предпринимательства).

Методологической и теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных и зарубежных экономистовприкладные работы по данной проблемепрограммы, концепции, нормативные и другие материалы, касающиеся управления развитием трансграничных систем предпринимательства. При разработке теоретических аспектов диссертационной работы использованы положения эволюционной экономической теории, теории экономических механизмов, теории отношений собственности, институциональной экономики, финансового менеджмента, теории управления государственной собственностью, концепции социальной ответственности бизнеса. В диссертации применяется статистическая обработка информации, экономический анализ, используются результаты социологических исследований.

Информационно-эмпирическую базу исследования составили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Банка России, Статистического комитета СНГ, Государственного комитета статистики Украины, методические разработки российских и зарубежных ученых, опубликованные в научной литературе и периодической печати, материалы периодических изданий, сети Интернет. Нормативно-правовую основу настоящего исследования составили законы, нормативные акты, приказы и постановления федерального и регионального уровня России и Украины.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Трансграничные системы предпринимательства играют огромную роль в осуществлении предпринимательской деятельности. Наличие у территории статуса «приграничной» создает особые условия для развития трансграничной системы предпринимательства и является первой предпосылкой ее формирования. В условиях открытости рыночной экономики субъекты трансграничного предпринимательства приобретают существенные выгоды от своего положения, поскольку это открывает для них новые возможности по активизации хозяйственной деятельности на периферийных территориях и повышения конкурентоспособности путем мобилизации природно-ресурсного потенциала соседних территорий.

2. Глобализация мировой экономики, сопровождающаяся ростом конкуренции на рынках, приводит к пересмотру взглядов на эволюцию систем предпринимательства. В частности, в современных условиях локомотивом развития трансграничных систем предпринимательства становится использование кластерного подхода. Стимулирование развития «глобализирующихся» кластеров позволяет построить конкурентоспособные предпринимательские системы. Развитие трансграничных систем предпринимательства на этой основе предполагает инициативу и совместные усилия субъектов предпринимательства, администрации и научных кругов. 7.

3. Ключевым компонентом транспортно-энергетической инфраструктуры развития трансграничной системы предпринимательства выступают транспортно-энергетические коммуникации (транспортные, энергетические и гибридные), анализ которых, проводимый на основе расчета суммарных плотностей коммуникаций, позволяет выявить территории, обладающие наибольшим потенциалом для создания трансграничных систем предпринимательства.

4. Политика развития трансграничных систем предпринимательстваэто политика, основанная на идее «выбора победителей», поскольку в центре внимания — стимулирование конкурентоспособных или потенциально сильных экономических систем. Этот отбор может быть организован на основе использования алгоритма идентификации трансграничных хозяйственных связей, позволяющий выявить наиболее устойчивые компоненты проектируемых систем предпринимательства и направления распределения усилий по их созданию.

5. Ключевым инструментом системы информационно-аналитического сопровождения экономической деятельности субъектов трансграничной системы предпринимательств является бенчмаркинг. Данный инструмент стратегического развития хорошо вписывается в процедуры внедрения кластерных инициатив, обеспечивая преимущества для всех субъектов системы трансграничного предпринимательства и субъектов инфраструктуры. Система информационно-аналитического сопровождения позволяет эффективно эксплуатировать локальные ресурсы, находящиеся в распоряжении отдельных субъектов предпринимательства, и тем самым обеспечить успешное экономическое взаимодействие и найти более адекватные варианты развития трансграничных систем предпринимательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— предложена новая трактовка понятия «трансграничная система предпринимательства» с позиции кластерного подхода, заключающаяся в рассмотрении ее как территориально-локализованной экономической системы, включающей такие элементы, как сеть поставщиков, производителей и потребителей товаров и услуг, элементов производственной и сервисной инфраструктуры, научных и образовательных структур, органов государственного и регионального управления, общественных организаций и т. д., тесно взаимосвязанных между собой в процессе за счет различных видов сотрудничества за счет положительных обратных связей и сетевых эффектовразработан подход к развитию трансграничных систем предпринимательства, основанный на построении «глобализирующихся» (или глобализированных) кластеров путем стимулирования активности глобализирующихся сетевых предпринимательских структур, позволяющий обеспечить повышение общей стоимости активов субъектов такой системы и стимулировать эффективную эксплуатацию локальных (территориальных) ресурсов, находящихся в распоряжении отдельных субъектов предпринимательства;

— построена методика анализа транспортно — энергетической инфраструктуры развития трансграничной системы предпринимательства, предполагающая реализацию трех взаимосвязанных процедур: 1) построения диаграмм соподчиненных территорий базирования субъектов трансграничного предпринимательства и оценка протяженностей их приграничных участков- 2) расчет суммарной плотности трансграничных транспортно-энергетических коммуникаций на смежных приграничных участках- 3) вычисление размерностей территорий базирования субъектов трансграничного предпринимательства в сопоставлении с суммарной плотностью их транспортно-энергетических коммуникаций, что позволило 9 расширить методолого-аналитический инструментарий, используемый для планирования создания подобных систем;

— разработан алгоритм идентификации трансграничных хозяйственных связей, перспективных для формирования устойчивых трансграничных систем предпринимательства, предполагающий расчет интенсивности деловых отношений между потенциальными участниками системы на базе аналоговой модели гравитационного взаимодействия и служащий инструментом выявления «ядра» трансграничной системы предпринимательства, а также прогнозирования потенциала ее развития;

— предложена система информационно-аналитического сопровождения экономической деятельности субъектов трансграничной системы предпринимательства, представляющая собой бенчмаркинговую процедуру мониторинга и сравнительного анализа деятельности субъектов предпринимательства и являющаяся основой для принятия управленческих решений в процессе развития трансграничных систем предпринимательства.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования были доложены и вошли в сборники научных трудов региональных и межвузовских научно-практических конференций городов Белгород, Астрахань, Абакан, Харьков, а также апробированы на заседаниях межкафедрального научно-теоретического семинара факультета «Экономика и управление» Волгоградского государственного технического университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объемом 5,85 п.л., из них авторских 4,35 п.л., в том числе 6 работ в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Результаты исследования, проведенного Н. Исаковой, О. Красовской, В. Григой, Ф. Велтером, Д. Смоллбоуном28, подтвердили, что трансграничное предпринимательство ощутимо влияет как на развитие местного бизнеса, так.

27 Impact of Enlargement of the European Union on Small and MediummSized Enterprises in the Union: Final Report to DG Enterprise, November, 2000, in coooperation with the European Policies Research Centre, University of Strathclyde, RWI. — Glasgow, 2000.

28 Исакова, H. Перспективы развития предпринимательства и трансграничное сотрудничество: анализ взаимовлияния на примере западно-украинских областей / Н. Исакова, О. Красовская, В. Грига, Ф. Велтер, Д. Смоллбоун// Социология: теория, методы, маркетинг. -2008. -№ 2. -С. 151−164. и на решение территориальных проблем развития. Более конкретно трансграничное предпринимательство способствует созданию новых и увеличению числа предприятий не только в секторе торговли, который наиболее развит, но и в секторах услуг и производства. В свою очередь, количественный рост предприятий увеличивает вклад бизнеса в решение проблемы занятости и в экономическое развитие регионов. Благодаря аутсорсингу, который все шире используется предпринимателями, развиваются бизнес сети и связи между крупными и малыми предприятиями. Контакты с зарубежными партнерами часто устанавливаются с целью обновления оборудования и технологий, что положительно влияет на инновационное развитие регионов. Повышается бизнес-культура и улучшаются навыки менеджмента, благодаря чему трансграничное предпринимательство позволяет улучшить качественные характеристики предприятий и увеличить их вклад в территориальное развитие.

Экономика приграничных территорий имеет, как правило, ярко выраженную трансграничную ориентацию, отличается вовлечением значительной части населения во внешнеэкономическую деятельность, развитие трансграничной инфраструктуры и совместного предпринимательства. Таким образом, экономическое сотрудничество в рамках трансграничного предпринимательства должно быть направлено, с одной стороны, на эффективное использование местных ресурсов и преимуществ, а с другой — на развитие трансграничного взаимодействия. Предпринимательский сектор составляет базис местной экономической системы. Поэтому экономической основой сотрудничества приграничных территориальных сообществ и властей и становится развитие предпринимательства, направленное на удовлетворение потребностей населения сопредельных территорий в товарах, услугах, эффективном использовании трудовых ресурсов, формировании доходной части местных бюджетов и т. д.

И.В. Кравцова отмечает, что необходимо выделять факторы, влияющие на уровень предпринимательской активности хозяйствующих субъектов приграничных территорий (рис. 1).

Рис. 1 Факторы развития трансграничного предпринимательства Источник: по материалам29.

В структуре типологии проблем, с которыми сталкиваются предприниматели — участники системы трансграничного предпринимательства, необходимо выделить следующие:

1) проблемы границы и процедуры ее пересечения, включая таможню;

29 Кравцова, И. В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского края): автореферат дисс. канд.экон.наук / И. В. Кравцова. — Владивосток, 2008. — 25 с.

2) региональная политика и бизнес-среда в регионе;

3) проблемы, обусловленные спецификой конкретной фирмы.

Нужно заметить, что, согласно полученным результатам, восприятие проблем, связанных с трансграничным предпринимательством, зависит от размера бизнеса, то есть владельцы средних предприятий легче справляются с ситуацией, складывающейся в бизнес практике и трансграничных отношениях, по сравнению с малыми предприятиями.

Наиболее часто среди проблем развития трансграничного предпринимательства упоминаются проблемы, связанные с границей. Среди проблем, связанных с регулированием процессов пересечения границы и приграничной инфраструктурой, отмечается недостаточное количество пунктов пересечения границы, длинные очереди на границе, изменения в таможенных правилах и нормах таможенных сборов при недостаточной информированности предпринимателей. Хотя некоторые предприниматели в своей бизнес-практике используют нелегальные методы для ускорения и облегчения пересечения границы, почти все крайне негативно оценивают наличие контрабанды. Кроме того, часто предприниматели не чувствуют, чтобы местные органы власти боролись с неофициальной трансграничной торговлей, вместе с тем они сомневаются в том, что проблему контрабанды можно решить на местном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что предприниматели — участники системы трансграничного предпринимательства в числе проблем, связанных с регуляторной политикой в отношении бизнеса на национальном уровне, указывают типичный перечень вопросов, а именно несовершенное законодательство в сфере предпринимательства и внешнеэкономической деятельности, частые изменения законов, налоговое бремя и т. п. Также к числу проблем относится политическая нестабильность в стране, которая неоднократно упоминали респонденты в контексте проблем для развития бизнеса и международного сотрудничества.

К проблемам, связанным с региональной политикой и бизнес-климатом, относятся вольная интерпретация национальных законодательных актов, коррупция, администрирование налогов, проблемы с получением разрешений, проверки, отсутствие льготных кредитов и т. п.

К внутренним проблемам предприятий могут быть отнесены также финансовые ограничения предприятий, отсутствие средств для инвестирования, низкая квалификация персонала, низкий уровень платежеспособности населения, что ограничивает количество клиентов, барьеры, ограничивающие импорт и экспорт скоропортящихся товаров, недостаток специальных транспортных средств, а также устаревшее оборудование и технологии.

По мнению Торгового представителя Российской Федерации в Финляндии В. А. Шлямина, создание условий для трансграничного предпринимательства обеспечивается устранением искусственных барьеров на границе, избавлением от устаревших таможенных технологий. Как результат, предприниматели по обе стороны границы получают возможность найти для себя новых партнеров по производственной кооперации и заметно усилить свою конкурентоспособность30.

Таким образом, функционирование и развитие трансграничной системы предпринимательства зависит от действующего национального законодательства, бизнес-среды и инфраструктуры. Нужно заметить, что в современном мире большинство предпринимателей стараются решать проблемы трансграничного предпринимательства собственными силами или на основе неформальных контактов с родственниками, друзьями и знакомыми (трансграничное предпринимательство особенно характерно для территорий, на которых границами разделены семьи, близкие родственники).

Развитие систем трансграничного предпринимательства требует внимания со стороны органов власти, поскольку именно они могут.

30 Шлямин, В.А. «Впереди очень интересные проекты» / В. А. Шлямин [Электронный ресурс]. — [2010]. -Режим доступа: http://rusfmtrade.ru/site/speech/ способствовать улучшению локальной бизнес среды и инвестиционной привлекательности приграничных территорий.

1.2 Становление трансграничных систем предпринимательства в условиях рыночных отношений.

Как уже отмечалось ранее, в условиях открытости экономики субъекты трансграничного предпринимательства приобретают существенные выгоды от своего положения. Именно такие субъекты обладают самым сильным инновационным потенциалом с точки зрения «обкатки» и экспериментального нахождения нетрадиционных форм кооперации с соседями. Трансграничные системы предпринимательства играют огромную роль в осуществлении международной транзитной деятельности. Именно в приграничных регионах строятся контрольно-пропускные пункты, которые, как правило, создаются по ходу следования наиболее важных путей сообщения, в непосредственной близости от крупного населенного пункта. Эффективность трансграничного предпринимательства напрямую зависит от состояния пунктов пропуска на границе.

В связи с выгодным географическим положением, внешний товарооборот в приграничных территориях РФ значительно выше, нежели внутри страны. Следовательно, с точки зрения потенциала развития трансграничного предпринимательства, такие территории изначально ориентированы на тесные связи с субъектами предпринимательства из соседних регионов. А это, в свою очередь, означает, что наличие у территории статуса «приграничной» формирует особые условия для развития системы трансграничного предпринимательства и является первой предпосылкой ее формирования.

В данном случае необходимо уточнить статус приграничной территории. Определение понятия «приграничная территория» дано в Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р

Об утверждении Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации". «Приграничная территория Российской Федерации включает в себя пограничную зону, российскую часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлены пограничный режим, пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также территории административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска. Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами, заключаемых в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации».

С точки зрения развития трансграничного предпринимательства, нас интересует часть объектов, включенных в данное определение. В частности, речь идет о «территориях административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых территорий, объектов и других территорий, прилегающих к государственной границе», то есть территориях, служащих базисом для создания и регистрации субъектов трансграничного предпринимательства, определенных выше.

Географический ареал базирования и развития системы трансграничного предпринимательства может быть проанализирован с точки зрения полноты отношений и с учетом политических, социально-экономических, культурных и других сил, которые формируют основу экономических отношений между отдельными субъектами данной системы.

Согласно исследованиям российского ученого академика РАН А.Г. Гранберга31, развитие системы трансграничного предпринимательства подразумевает, что территория ее базирования испытывает существенное влияние границы, основными функциями которой являются конституирующая, регулятивная (фильтрующая), барьерная и контактная.

Под конституирующей функцией имеется в виду сохранение суверенитета государства в определенных территориальных рамках, фактически, его полноценность.

Особое значение имеет регулятивная функция, подразумевающая фильтрацию посредством пресечения нелегальных и стимулирования поощряемых сопредельными государствами и их приграничными регионами трансграничных потоков. Наиболее значимыми характеристиками регулятивной функции являются барьерность и контактность.

По мнению Л. Б. Вардомского, обособляясь от внешнего мира границами, государство посредством таможенных и визовых барьеров защищает интересы национальных производителей и потребителей и тем самым реализует свою протекционистскую функцию. Кроме того, через барьерность границ государство защищает национальную безопасность. А контактность выражается в проводимости национальных границ для перемещения через них товаров, людей, финансов, информации. Она обусловлена:

1) степенью либерализации внешних гуманитарных и экономических связей, регулируемых нормативно-правовыми актами;

2) развитостью институтов, обеспечивающих двусторонние и многосторонние международные связи (торговые палаты и представительства, двусторонние комиссии, советы, фонды, ассоциации и другие структуры по содействию развитию международных экономических и гуманитарных контактов, консалтинговые и посреднические компании и др.);

31 Гранберг А. Г. Внешнеэкономические связи субъектов Федерации в современных условиях // Сб. документов и материалов МИД РФ по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, — М.: 1999. с.25−28.

3) уровнем развития пограничной инфраструктуры (транспортной, таможенной, туристической и др.);

4) уровнем экономического развития приграничных территорий и характером их участия в международных связях32.

Преследуя определенные экономические, политические и гуманитарные дели, государства создают довольно сложный механизм общения с внешним миром, в котором сочетаются элементы либеральной и протекционистской политики. Уникальность сочетания отдельных составляющих такой политики стимулирует либо тормозит развитие трансграничных систем предпринимательства. Либеральная политика служит катализатором развития трансграничного предпринимательства, а протекционистская — ингибитором.

По аналогии с идеями А. Г. Гранберга счит аем, что целесообразно рассматривать три уровня трансграничных систем предпринимательства33.

Макроуровень — это системы предпринимательства, формируемые на уровне соседних регионов приграничных государств, имеющих прямой выход к государственным границам. Формирование таких систем обусловлено специфической государственной и региональной политикой в области взаимодействия с соседними государствами.

Мезоуровень — это системы предпринимательства, формируемые на уровне соседних административных районов приграничных государств, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города на территориях этих районов. В данном случае, помимо выше рассмотренных факторов, интеграция субъектов предпринимательства соседних территорий определяется производственной кооперацией, а также взаимодействием местных органов власти.

32 Сидоров, С.А. государственная политика России по обеспечению национальной безопасности в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа: автореферат дисс.канд.полит.наук / С. А. Сидоров. — Хабаровск, 2009. — 29 с.

33 Гранберг А. Г. Внешнеэкономические связи субъектов Федерации в современных условиях // Сб. документов и материалов МИД РФ по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.- М.: 1999. с.25−28.

Микроуровень — системы предпринимательства, формируемые на уровне населенных пунктов, непосредственно выходящих на государственную границу. Микроуровень вовлекает трудовые ресурсы приграничных территорий в совместную предпринимательскую деятельность, а также определяется функционированием выше означенных уровней.

Помимо выделения трех уровней развития систем трансграничного предпринимательства, различаются также уровни морских приграничных пространств (акваторий), которые охватывают внутренние и территориальные воды, исключительную экономическую зону, континентальный шельф, конвенционные морские районы. Проблемы развития трансграничных территорий и использования ресурсов прилегающих морей имеют огромное экономическое значение для России, так как страна имеет прямые выходы в акватории Северного Ледовитого и Тихого океанов, Балтийского, Черного и Каспийского морей.

Также, необходимо проводить различия между системами трансграничного предпринимательства, сформированными в пределах старых и новых участков российской границы.

К старым участкам российской границы следует отнести ВосточноСибирское и Дальневосточное приграничье (границы с Китаем, Монголией, КНДР, а также морские границы с Японией и США) и Норвежско-финляндское приграничье (Границы с Норвегией и Финляндией).

Отдельно следует выделять границы с Калининградской областью.

РФ.

Новые границы, или иначе — границы между вновь образовавшимися в результате развала СССР пятнадцатью международно-признанными независимыми государствами, имеют ряд аспектов: характер, формирование, легитимность и другие. В значительной степени границы пространств этих государств определяются административными границами в рамках пребывания в составе Русского государства, Российской империи и СССР,.

РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА т. е. «постсоветское пространство» определяется «советским пространством», а оно в значительной мере — «имперским пространством"34.

Образование новых границ позволило сформировать новую предпосылку для развития трансграничного предпринимательства, связанную со стремлением преодолеть барьеры вновь созданных границ.

Согласно теории поведения людей в приграничной зоне35, связанной также с функциональной теорией границ Дж. Хауза36, близость границы сковывает свободу поведения граждан, изменяя мотивы и затрудняя условия перемещений. В результате меняется жизненная сфера человека в целом. В идеальном случае она имеет форму концентрических окружностей, отражающих падение интенсивности контактов человека по мере удаления от места его жительства и в зависимости от пола, возраста, образования, социальной принадлежности, транспортных, политико-правовых и иных факторов. Под воздействием барьерных функций границы эта форма сильно деформируется, причем влияние государственного рубежа особенно заметно зависит от уровня образования. Так, «интеллектуалы» (учителя, журналисты, чиновники.) теснее связаны со своим государством, чем менее образованные люди37,38.

Как результат, в трансграничных системах сильно стремление снизить масштабы деформированных объемов перемещения населения, в том числе за счет регулярной трудовой миграции.

34 О значении понятий «постсоветское пространство», «советское пространство» и «имперское пространство» см.: Фурман Д. Е. О будущем «постсоветского пространства». — Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия в двух томах / Сост. Т. А. Шаклеина. Т. 1. Кн. II. Исследования. М., 1999, с. 6−19.

35 Lunden Т. The Domain of Time Geography. A Focus on Political Geography. Europe Betwen Political Geography and Geopolitcs/Ed. by Antonsich M., Kolossov V., Pagnini M.-P. 1. Roma. 2001, p. 269−278- Lunden Т., Zalamans D. Boundary Towns. Studies of Communication and Boundaries in Estonia and Its Neighbours. Stockholm, 2000.

36 House J.W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geography of Development and Social Deprivation. Oxford, 1982.

37 Прозрачные границы: Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, С. В. Годунов, A.M. Кирюхин и В. А. Колосов, — М.- Волгоград, 2002.-573 с.

38 Lunden Т. Op. cit.- Buttimer A. Home, Reach and the Sense of Place — regional identitet och forandringi den regionala samverkans samhallem 13−40. — Acta Unversitatis Upsaliensis, Uppsala. 1978.

В частности, исследователи отмечают, что «советская» идентичность значительной части граждан не только России, но и других бывших союзных республик не исчезла после распада СССР, а продолжает существовать, хотя и в большинстве случаев не носит идеологической окраски, а лишь отражает материальные неурядицы, ностальгию по былой стабильности, отсутствию межнациональных конфликтов и границ между советскими республиками. Люди с «советской» идентичностью по-прежнему отождествляют себя со всей территорией бывшего СССР, и в их сознании общие для новых независимых государств границы сохраняют смысл39.

Предлагаем охарактеризовать особенности экономических отношений между Россией и Украиной в целях выявления потенциала для развития трансграничного предпринимательства двух стран.

Новое явление — украинско-российские экономические взаимоотношения — требуют серьезного многопланового изучения ввиду исключительной сложности проблем, возникших одновременно с их.

40 появлением, а именно:

— трудовая миграция;

— потоки нелегальных мигрантов из третьих стран, обычно пытающихся достичь стран ЕС41;

— сокращение традиционных экономических связей;

— контрабанда, нелегальные потоки наркотиков и оружия;

— распространение коррупции и других форм «пограничной» преступности.

Лишь в последние годы в приграничных районах появляется понимание того, что близость государственного рубежа несет не только дополни.

39 Прозрачные границы: Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, C.B. Годунов, A.M. Кирюхин и В. А. Колосов, — М.- Волгоград, 2002.-573 с.

40 ондаренко К. Регионы — мир // Украинский региональный вестник. -2001. -№ 23. С. 8−9.

41 Черкес О. Врахування досвщу Канади i США на шляху Украши до сталого розвитку// Вюник Укр. Акад. Держ. Управл. При Президентов! Украши.-1996.-№ 1, — с.207−215. тельные материальные и моральные издержки, но и предоставляет значительные выгоды для развития предпринимательства, в том числе благодаря:

— транзиту товаров и мигрантов, выполнению посреднических функций;

— особенностям соседства (Белгородская область РФ соседствует с крупнейшим промышленным и культурным центром Украины — г. Харьковом, расположенным всего лишь в 30 км от границы, а Ростовская область — с двумя наиболее индустриализованными областями Украины);

— совместной эксплуатации природных ресурсовимеющимся и потенциальным льготам, облегчающим приграничную торговлю и другие обмены;

— сотрудничеству с субъектами предпринимательства из других областей, расположенных вдоль границы и имеющими сходные интересы;

— интересу международных организаций, обеспокоенных ситуацией в пограничной зоне, борьбой с нелегальной миграцией и т. п.

Создание эффективных механизмов трансграничного предпринимательства является чрезвычайно своевременной задачей, как для внутреннего развития экономики пограничных регионов, так и для укрепления добрососедских отношений между Украиной и Россией.

Функционирование трансграничной системы предпринимательства в значительной степени определяется разрывом в структуре экономики, занятости, уровне доходов, образе жизни и культуре населения по обе стороны границы. Хотя уровень развития приграничных регионов Украины и России почти одинаков, можно сказать, что украинское соседство для России более выгодно, поскольку территория Украины «повернута» к России своими наиболее развитыми регионами.

Рассмотрение особенностей экономических условий, определяющих развитие трансграничного предпринимательства на трансграничных территория РФ и Украины позволяет сделать следующие выводы. Территория приграничных регионов России существенно больше, чем прилегающих.

43 украинских, но по численности населения эти регионы сопоставимы: с украинской стороны в приграничных областях живет 15,4 млн. человек, с российской — 16,1 млн. При этом украинские приграничные области — более урбанизированы: только городов в них насчитывается 165 (в российскихлишь 99), а доля городского населения составляет 78,6% и 61,6%. Соответственно, плотность населения в большинстве украинских областей также выше, чем в соседних российских (исключение — Черниговская и Брянская области, плотность населения которых почти одинакова)42,43.

Показатели естественного движения и в российских, и в украинских областях очень плохи: смертность значительно превышает рождаемость. Однако, в украинском приграничье данные показатели в целом хуже, чем в российском. Рекордно низкий показатель — у Черниговской области, в которой превышение смертности над рождаемостью на 1000 жителей исчислялось в начале 21 века двухзначной цифрой (-10,8). В целом несколько ниже в российских областях доля пенсионеров в населении (в Крыму она уже превысила треть)44.

Если сравнить показатель валового регионального продукта (ВРП), который является основным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона, российского пограничья с украинским, то окажется, что приграничные регионы России вырабатывают ВРП на душу населения примерно в 1,5 раза больше, чем приграничные регионы Украины, что наглядно отражает таблица 3.

Заключение

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Степень изученности сферы функционирования трансграничных систем предпринимательства на теоретическом уровне не достаточно высока. В то же время в мире накоплен значительный практический опыт, позволяющий говорить о высокой эффективности развития подобных систем на приграничных территориях. Ввиду установления данного факта авторское исследование сосредоточено на выработке модельного инструментария развития трансграничных систем предпринимательства с параллельной апробацией его использования на примере развития трансграничного сотрудничества субъектов предпринимательства на россйско-украинской границе.

В ходе проведенного исследования осуществлен анализ эволюции взглядов на природу трансграничного предпринимательства и его роль в экономическом развитии трансграничных территориальных образований. Трансграничное предпринимательство как особый вид экономической деятельности направлено на установление и углубление экономических, социальных, научно-технических, экологических, культурных и других отношений между субъектами предпринимательской деятельности и субъектами инфраструктуры, и осуществляется на базе соглашений заключенных между администрациями соответствующих территориальных образований, а также в ходе самостоятельной предпринимательской активности субъектов бизнеса.

Установлено, что экономическое сотрудничество в рамках трансграничного предпринимательства должно быть направлено, с одной стороны, на эффективное использование местных ресурсов и преимуществ, а с другой — на развитие трансграничного взаимодействия. Предпринимательский сектор составляет базис местной экономической системы. Поэтому экономической основой сотрудничества приграничных территориальных сообществ и властей и становится развитие предпринимательства, направленное на удовлетворение потребностей населения сопредельных территорий в товарах, услугах, эффективном использовании трудовых ресурсов, формировании доходной части местных бюджетов и т. д.

Рассмотрение основных свойств трансграничной системы предпринимательства позволило заключить, что она должна характеризоваться наличием устойчивых связей между ее субъектами предпринимательства различных территорий — компаниями и индивидуальными предпринимателями, а также субъектами инфраструктуры предпринимательства. В условиях открытости экономики субъекты трансграничного предпринимательства приобретают существенные выгоды от своего положения.

Далее в диссертационном исследовании проанализированы особенности экономических отношений между приграничными территориями России и Украины в целях выявления потенциала для развития трансграничного предпринимательства двух стран. В результате установлено, что функционирование трансграничной системы предпринимательства в значительной степени определяется разрывом в структуре экономики, занятости, уровне доходов, образе жизни и культуре населения по обе стороны границы. В то же время выявлен достаточно высокий потенциал взаимодействия субъектов трансграничного предпринимательства.

В целях исследования инструментария развития систем трансграничного предпринимательства установлено, что в связи с усложнением межотраслевых связей и их современным многообразием невозможно говорить об управлении предпринимательством только посредством подходов и инструментов промышленной политики. Новые подходы предполагают.

156 косвенное влияние на системы предпринимательства через создание благоприятных условий для развития бизнеса. В качестве одного из таких подходов рассмотрен кластерный подход.

Авторское видение сущности кластеров заключается в том, что под данными структурами понимаются территориально-локализованные системы предпринимательства, включающие такие элементы, как сеть поставщиков, производителей и потребителей товаров и услуг, элементы производственной и сервисной инфраструктуры, научные и образовательные структуры, органы государственного и регионального управления и т. д., тесно взаимосвязанные между собой в процессе создания добавочной стоимости. В диссертационном исследовании подробное рассмотрение получили трансграничные кластеры как географически ограниченные концентрации взаимозависимых предприятий, расположенные в трансграничной зоне.

Упрощенно трансграничный кластер определен как группа территориально близких, но расположенных в пределах разных границ и сотрудничающих между собой субъектов предпринимательства, которые на взаимной основе дополняют и усиливают свои преимущества. Также установлено, что, по сути, определение трансграничной системы предпринимательства во многом повторяет определение трансграничного кластера. Специфической особенностью в данном случае выступает то, что трансграничный кластер объединяет субъектов предпринимательства, являющимися участниками единой производственной цепочки, в то время как трансграничная система предпринимательства поощряет любые виды взаимодействия, в том числе приобретение товаров и услуг для личного потребления. Кроме того, трансграничная система предпринимательства связана с процесса перемещения капитала и миграцией, в то время как целью развития кластерных инициатив является в большей мере производственная деятельность, которая, между тем, выступает неотъемлемой составляющей функционирования трансграничной системы предпринимательства.

Развитие трансграничных систем предпринимательства с использованием инструментария кластеров предполагает смещение центра тяжести от отдельных субъектов предпринимательства к местным или региональным системам предприятий, повышающим общую стоимость активов — подсистемам трансграничной системы предпринимательства.

Также одним из направлений диссертационного исследования стала инфраструктура трансграничного предпринимательства. В этих целях проведено формализованное (количественное) описание и анализ инфраструктуры трансграничного предпринимательства (транспортно-энергетические коммуникации и территориальные образования) на основе разработанного автором инструментария анализа.

В частности, для целей анализа транспортно — энергетической инфраструктуры трансграничной системы предпринимательства предложен комплекс взаимосвязанных формализованных процедур исследования:

1. Построение диаграмм соподчиненных территорий базирования субъектов трансграничного предпринимательства и оценка протяженностей их приграничных участков;

2. Расчет суммарной плотности трансграничных транспортно-энергетических коммуникаций на смежных приграничных участках;

3. Вычисление размерностей территорий базирования субъектов трансграничного предпринимательства в сопоставлении с суммарной плотностью их транспортно-энергетических коммуникаций.

Предложенный количественный подход в анализе и планировании новых трансграничных систем предпринимательства значительно улучшает и детализирует традиционный грубый картографический метод.

В целях оценки уровня развития трансграничных хозяйственных связей между субъектами предпринимательства на примере украинско-российского сотрудничества была предложен алгоритм расчета и идентификации связей, перспективных для формирования устойчивых предпринимательских систем. В.

158 частности, рассчитана интенсивность деловых отношений между субъектами предпринимательства на трансграничных территориях. В расчетах использовалась аналоговая модель гравитационного взаимодействия:

Далее автором разработан механизм сравнительного анализа социально-экономической динамики элементов формируемой трансграничной системы предпринимательства. В целях реализации механизма сравнительного анализа в работе предложено построение временных рядов основных социально-экономических показателей территорий развития трансграничного предпринимательства, изучение которых является основой диагностики потенциала его развития.

На примере формируемой трансграничной системы предпринимательства в пределах Харьковской и Белгородской областей установлены перспективы ее развития. В частности, определено, что субъекты предпринимательства, расположенные на территории Белгородской области, осуществляют свою деятельность в более благоприятной среде, в связи с чем именно они должны стать локомотивами в развитии трансграничных экономических отношений. Также анализ позволил установить перспективное направление кластеризации взаимодействия субъектов предпринимательства в рамках рассматриваемой системы. Таким направлением должна стать металлурго-машиностроительная специализация предпринимательской активности. Таким образом, формируемая трансграничная система предпринимательства приобрела достаточно четко обозначенные контуры — субъекты предпринимательства с российской стороны являются инициаторами взаимодействия, ключевым направлением специализации экономических отношений между хозяйствующими субъектами является металлурго-машиностроительная.

Еще одним направлением диссертационного исследования стала разработка мероприятий по формированию информационно-аналитических систем (НАС) для поддержки субъектов хозяйствования в рамках.

159 трансграничной системы предпринимательства. Предложен механизм построения систем в виде электронных гиперссылочных матриц, служащих инструментом мониторинга и сравнительного анализа деятельности субъектов предпринимательства.

В рамках рассматриваемых ИАС автором адаптирована вебометрическая рейтинговая процедура оценки функционирования субъектов предпринимательства, построенная по аналогии с испанской вебометрической процедурой рейтинговой оценки деятельности университетов и научно-исследовательских центров. В результате проведенного вебометрического ранжирования субъектов предпринимательства Белгородской и харьковской областей установлено, что белгородские предприятия в процессе ранжирования позиционируются несколько лучше. Субъектам предпринимательства Харьковской области целесообразно ориентироваться при развитии своего присутствия в среде Интернет на соответствующие компании Белгородской области. Таким образом, формируемая трансграничная система предпринимательства должна подвергаться систематическому мониторингу, результаты которого могут быть использованы отдельными субъектами трансграничного предпринимательства для совершенствования собственной деятельности с целью повышения конкурентоспособности на трансграничных рынках товаров и услуг.

Вебометрические рейтинги субъектов предпринимательства также возможно сопоставлять с помощью метода ранговой корреляции с традиционными рейтингами, которые обычно рассчитываются на основе годового оборота предприятий, с целью выявления комплексных результатов экономической деятельности предприятия.

Далее в результате исследования установлена взаимосвязь между трансграничной и инновационной активностью субъектов предпринимательства в рамках рассматриваемого территориального ареала.

Даже при несовершенной статистике учета инновационных предприятий прослеживаются такие инновационные компетенции субъектов предпринимательства Белгородской области, как машиностроение, пищевая промышленность, химико-фармацевтическая промышленность и строительная индустрия.

Как результат, можно заключить, что развитие трансграничных систем предпринимательства должно опираться на использование обширного инструментария теории управления предпринимательскими структурами, что позволит ускорить процессы формирования таких систем и обеспечит устойчивость их функционирования в будущем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т. Бенчмаркннг? Элементарно! / Т. Александренко // Менеджмент и менеджер. 2007. -№ 3. — С. 50−55.
  2. , В. Транскордонш економ1чш звязки / В. Андршчук, Р. Дацюв // Дшовий Вюник. 1998.- № 11.- С. 6−7.
  3. , М. Мировая конкуренция и кластеризация экономики / М. Афанасьев, JI. Мясникова //Вопросы экономики. 2005. — № 4. — С. 75−86.
  4. , Г. Л. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Г. Л. Багиев, А. Н. Асаул / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-231 с.
  5. , В. Теоретическая модель исследования устойчивого экологического развития Украины / В. Барановский // Экономика Украины.-1998.-№ 8,-С. 76−82.
  6. Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России / Под ред. Л. Б. Вардомского и C.B. Голунова.-М., Волгоград, 2002,573 с.
  7. Бенчмаркинг менеджмент или шпионаж? Электронный ресурс. -[2009]. — Режим доступа: www.mm.com.ua
  8. Бенчмаркинг новое слово или конкурентное преимущество Электронный ресурс. — [2009]. — Режим доступа: www.mastertext.spb.ru
  9. , К. Регионы — мир / Бондаренко К. // Украинский региональный вестник. -2001. -№ 23.- С. 8−9.
  10. , Г. К. Экономические кластеры: элементы количественной теории, сетевые структуры и типология / Г. К. Броншпак, В. М. Московкин // Бизнес Информ. 2004. — № 11−12.-С. 20−29.
  11. , А. В. Понятие и сущность субъекта предпринимательской деятельности как участника гражданско-правовых отношений / A.B. Брызгалин // Правоведение. 1994. — № 1. — С. 73−76.
  12. Валигурский, Д. И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Д. И. Валигурский. 2-е изд. — М.:Дашков и К, 2009.
  13. , К.В. Развитие современного трансграничного сотрудничества России и стран Европы: сравнительный анализ: автореферат дис. кандидата политических наук / К. В. Верхоланцева. Москва, 2009.
  14. , Ю.П. Бенчмаркинг в конкурентной разведке / Ю. П. Воронов Электронный ресурс. [2009]. — Режим доступа: http://econom.nsc.ru
  15. Герасимчук, 3. Научные основы исследования экологической безопасности как фактора устойчивого развития / 3. Герасимчук // Экономика Украины. 2000, — № 11.- с. 62−69.
  16. , А. Еврорегион «Слобожанщина» как форма трансграничного сотрудничества сопредельных областей Украины и России / А. Голиков, П. Черномаз // Регион: проблемы и перспективы. Харьков, 1997. — № 4. — С. 5254.
  17. , А.П. Анализ проблем трансграничного сотрудничества России и Украины / А. П. Голиков, П. А. Черномаз // Регюн: стратепя та прюритети Украинский науково-практичний журнал. 2007. — № 5.
  18. , А.П. Еврорегион «Слобожанщина»: украино-российское трансграничное сотрудничество / А. П. Голиков // Официальные ведомости.-1999. -№ 44−45.-С. 18.
  19. , А.П. Еврорегион «Слобожанщина»: украино-российское трансграничное сотрудничество / А. П. Голиков А.П. // Официальные ведомости. 1999. -№ 44−45,-С. 18.
  20. , А.П. Международные экономические термины: словарь-справочник / А. П. Голиков, П. А. Черномаз.- Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина, 2007.- 332 с.
  21. , А.Г. Модель осуществления бенчмаркинга на промышленном предприятии / А. Г. Гончарук // Актуальш Проблеми Економши. 2008. — № 1.-С. 18−25.
  22. , А.Г. Внешнеэкономические связи субъектов Федерации в современных условиях / Гранберг А. Г. // Сб. документов и материалов МИД РФ по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, — М.: 1999. С.25−28.
  23. , А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  24. , H.H. Информационные технологии для госслужащих Электронный ресурс. / H.H. Грачев, М. А. Шевцов. [2010]. — Режим доступа: http://grachev.distudy.ru/Uchkurs/Gosslugba/Info/List.htm
  25. , А.Н. Возможности трансграничного сотрудничества на Кавказе: анализ, посвященный международному году гор 2002: заключ. докл. / А. Н. Гуня, Т. Бауш. Berlin, 2002.
  26. , В.В. Особенности формирования и развития малого и среднего предпринимательства в трансграничных регионах России: на примере Приморского края: автореферат дис. кандидата социологических наук / В. В. Денисов. Владивосток, 2006.
  27. , О. Формування конкурентних переваг на ochobI бенчмаркшгу / О. Дубовик // Регюнальна економжа. 2005. — № 3. — С. 204−212.
  28. , A.B. Формирование подразделения бизнес-разведки на предприятии как один из методов трансформации его организационной структуры / A.B. Евдокимов //Бизнес Информ. 2007. — № 9. — С. 75−77.
  29. Инфраструктура поддержки экспортно-ориентированного инновационного малого и среднего бизнеса Электронный ресурс. [2010]. -Режим доступа: www.aisme.ru/analitika.html
  30. , O.B. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования / О. В. Иншаков, Е. Г. Русскова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. 2005. — Вып. 2. — С. 28−37.
  31. , JI.A. Стратегические направления развития приграничного сотрудничества регионов России в условиях глобализации: автореферат дис. кандидата экономических наук / J1.A. Ирхин. Ростов-на-Дону, 2008.
  32. , А. Региональный формат российско-украинских отношений / А. Кирюхин /У Бизнес-информ. 2002. — № 9−1 0. — С. 39−40.
  33. , A.M. Еврорегион «Слобожанщина» как модель устойчивого развития приграничных территорий / A.M. Кирюхин, П. А. Черномаз, H.H. Корсунова // Бизнес Информ.- 2002.-№ 3−4. -с. 62−63.
  34. , A.M. Сотрудничество территорий российско-украинского пограничья в области охраны окружающей среды / A.M. Кирюхин // Регион: проблемы и перспективы.- 2001. ноябрь, спецвыпуск «Экология Северского Донца».- С. 64
  35. , A.M. Стратегия устойчивого развития региона Придонцовья / A.M. Кирюхин // Материал и м1жнародно'1 науково-практнчноТ конференцп «Рег'юн-2003: стратегия оптимального розвптку» (22−25 кв! тня 2003 року, м. Харктв)
  36. , A.M. Территориальная структура еврорегиона «Слобожанщина» / A.M. Кирюхин // Бизнес Информ. -2000. № 6. — С. 48−50.
  37. , В. Приграничное сотрудничество в российско-украинских отношениях / Колосов В., Кирюхин A.M. // Полития.-2001.-№ 1 (19).- С. 141 165.
  38. , В. Теоретическая лимология: новые подходы / В. Колосов // Границы в меняющемся мире: глобальные тенденции и региональное измерение/ Материалы зимней школы Центра интеграционных исследований и проектов (ОШР): Великий Новгород, 2006. С. 1−15.
  39. , В.А. Геополитика и политическая география / В. А. Колосов, Н. С. Мироненко. М.: Аспект-пресс, 2001.
  40. , В.А. Территориальная идентичность и межэтнические отношения (на примере восточных районов Ставропольского края) / В. А. Колосов, Т. А. Галкина, А. Д. Криндач // Полис. 2001. — № 2. — С. 61−78
  41. , В.А. Традиционные геополитические концепции и современные вызовы России / В. А. Колосов // Общественные науки и современность. 1996. — № 3.
  42. , В.В. Современные государственные границы: новые функции в условиях интеграции и приграничное сотрудничество / В. В. Колосов, Р. Ф. Туровский // Известия РАН. Серия географическая. 1998. — № 1.
  43. , И.В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского края): автореферат дисс. канд.экон.наук / И. В. Кравцова. Владивосток, 2008.-25 с.
  44. , И.В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе (на примере Приморского края): автореферат дисс. канд.экон.наук / И. В. Кравцова. Владивосток, 2008.-25 с.
  45. , И.В. Приграничное сотрудничество как фактор развития предпринимательства в трансграничном регионе: на примере Приморского края: автореферат дис.. кандидата экономических наук / И. В. Кравцова. -Владивосток, 2008.
  46. , А.Б. Организация предпринимательской деятельности: Учебноепособие для вузов / А. Б. Крутик, М. В. Решетова. М.: Академия, 2008.166
  47. , Е.Е. Организация предпринимательской деятельности: Учебник / Е. Е. Кузьмина, O.A. Семин. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  48. , A.C. Коллизионно-правовое регулирование трансграничных гражданско-правовых отношений, возникающих в процессе электронного взаимодействия: автореферат дис. кандидата юридических наук / A.C. Мальцев. М., 2006.
  49. Д. Глобальный бенчмаркинг Д. Маслов Электронный ресурс. -[2009]. Режим доступа: www.iteam.ru
  50. Миграция и пограничный режим: Беларусь, Молдова, Россия, Украина. Сб. науч. трудов / Под общ. Ред. С. И. Пирожкова. К.: НИПМБ, 2002, — 176 с.
  51. Мир глазами россиян: мифы и внешняя политика / Под ред. В. А. Колосова. М.: Институт ФОМ, 2003.
  52. , П.А. Трансграничное сотрудничество регионов Польши в социально-экономическом развитии приграничных территорий: Теория и практика: диссертация. доктора экономических наук / П. А. Мицкевич. -Щецин, 2004.
  53. В.М., Брук В. В., Раковская-Самойлова А.Х. Исследование инновационной активности стран ЕС //Бизнес Информ. 2004. — № 9−10. — С. 8−17.
  54. , В.М. Исследование инновационной активности стран ЕС / В. М. Московкин, В. В. Брук, А.Х. Раковская-Самойлова //Бизнес Информ. -2004.-№ 9−10.-С. 8−17.
  55. , В.М. Методы анализа и инструменты трансграничной кооперации / В. М. Московкин // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 3 (96). — С. 2−14.
  56. , H.H. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы / H.H. Некрасов. 2-е изд. — М.: Экономика, 1978. — 344 с.
  57. , A.C. Концептуально-методические основы комплексной оценки эффективности предпринимательской деятельности / A.C. Нешитой // Финансовый менеджмент. 2002. — № 4. — С. 7−9.
  58. , O.E. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход / O.E. Никонова // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4(24).
  59. , O.E. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход / O.E. Никонова // Проблемы современной экономики. 2007. — № 4(24).
  60. , Ю.Г. Конкурентоспособность фирмы / Ю. Г. Огородникова // Вестник ТИСБИ. 2000. — № 4.
  61. , A.A. Интеграционные аспекты развития кластерно-сетевых структур / A.A. Пилипенко //Бизнес Информ. 2007. — № 3−4. — С. 25−27.
  62. , В.П. Организация предпринимательской деятельности / В. П. Попков, Е. В. Евстафьева. СПб.: Питер, 2007. — 252 с.
  63. Продукция сельского хозяйства в 2009 году. Предварительные данные. -М.: Росстат, 2010.
  64. Прозрачные границы = Transparent frontiers: Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России: Монография. / А. Ю. Быков, JI. Б. Вардомский, С. В. Голунов и др. -М., 2002 (Калуга: ГУП Облиздат).
  65. Прозрачные границы: Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, C.B. Голунов, A.M. Кирюхин и В. А. Колосов, — М.- Волгоград, 2002. 573 с.
  66. Прозрачные границы: Безопасность и трансграничное сотрудничество в зоне новых пограничных территорий России / А. Ю. Быков, Л. Б. Вардомский, C.B. Голунов, A.M. Кирюхин и В. А. Колосов.- М.- Волгоград, 2002.-573 с.
  67. Регионы Украины: поиск стратегии оптимального развития/ Под ред. А. П. Голикова.-Х.: ХГУ, 1994.-304с.
  68. Россия в цифрах. 2005: Краткий статистический сборник/ Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2005.-477 с.
  69. , A.A. Правовое регулирование трансграничной несостоятельности: автореферат дис. кандидата юридических наук / A.A. Рягузов, -М., 2008.
  70. , С.А. государственная политика России по обеспечению национальной безопасности в пограничном пространстве Дальневосточного федерального округа: автореферат дисс.канд.полит.наук / С. А. Сидоров. -Хабаровск, 2009. 29 с.
  71. , Ю.В. Бенчмарюнг i б1знес-розвщка як складов! уешшного розвитку б1знесу / Ю. В. Тихонов // Актуальш Проблеми Економши. 2007. -№ 9, — С. 126−132.
  72. , А. Бенчмаркинг и конкурентное равновесие / А. Турчин // Менеджмент и менеджер. 2007. — № 2. — С. 28−33.
  73. Украша у цифрах 2005: Стат.довщ. / Держкомстат Украши: За ред. О. Г. Осауленка.-К.: Консультант, 2006.-247 с.
  74. , Д.Е. О будущем «постсоветского пространства». Внешняя политика и безопасность современной России. Хрестоматия в двух томах / Сост. Т. А. Шаклеина. Т. 1. Кн. II. Исследования. М., 1999. — С. 6−19.
  75. , О. Украшське-росшське прикордоння в м1грацшному BHMipi / О. Хомра//Проблеми мгграци.- 2001.- Том 6.-Число 3(17).- С. 28−41.
  76. , A.A. Унификация нормативных актов о трансграничной несостоятельности в странах ЕС: автореферат дис. кандидата юридических наук / A.A. Хргиан. М., 2007.
  77. , Т.Н. Развитие и пространственная дифференциация трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе: автореферат дис. кандидата географических наук / Т. Н. Чекалина. Калининград, 2007.
  78. , О. Врахування досвщу Канади i США на шляху Украши до сталого розвитку / О. Черкес // Вюник Укр. Акад. Держ. Управл. При Президентов! Украши. 1996. — № 1. — С. 207−215.
  79. , А. Формирование экономических кластеров в регионе (на примере Республики Калмыкия) / А. Чужгинов Электронный ресурс. -[2009]. Режим доступа: /http://oad.rags.ru
  80. , А. Стимулирование региональных программ в Европейском сообществе / А. Шаповалов // Мировая экономика и международные отношения, — 1987. -№ 6.-С. 106−110.
  81. И.К. Организация предпринимательской деятельности / И. К. Шевченко. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. — 92 с.
  82. , В.А. «Впереди очень интересные проекты» / В. А. Шлямин Электронный ресурс. [2010]. — Режим доступа: http ://rusfmtrade.ru/ site/speech/
  83. Эколого-экономические системы: модели, информация, эксперимент.-Новосибирск: Наука, 1987.- 215 с.
  84. , О.Н. Социально-экономические аспекты регионального трансграничного сотрудничества: автореферат дис. кандидата экономических наук / О. Н. Яковлева. СПб, 2007.
  85. , Д. А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием / Д. А. Ялов // Компас промышленной реструктуризации. 2003. — №. 3.
  86. , Г. О. Регионализм и трансграничное сотрудничество в Европе / Г. О. Яровой. СПб.: Норма, 2007.
  87. Ackleson, J. Metaphors and community on the US-Mexican border: Identity, exclusion, inclusion and «Operation Hold the Line» / J. Ackleson // Geopolitics. -1999.-Vol. 4 (2).-P. 155−179.
  88. Agnew, J. Bordering Europe and bounding states: the «civilizational «roots of European national boundaries / J. Agnew // Borderlands and Place / Kaplan D. and Hakli J. (eds). Rowman and Allenheld, 2001.
  89. Anderson, M. Territory and State Formation in the Modern World / M. Anderson. Cambridge: Polity Press, 1996.
  90. Ayres, R. Production and Externalities / R. Ayres, A. Kneese. Amer. Econ. Rev. — 1969. — № 59. — P. 27−39.
  91. Berg, E. Writing Post-Soviet Estonia on to the World Map / E. Berg, S. Oras // Political Geography. 2000. — Vol. 19. — P. 601−625.
  92. Boundaries in Question: New Directions in International Relations / Macmillan J. and Linklater A. (eds). London and New York: Frances Pinter, 1995.
  93. Buttimer A. Home, Reach and the Sense of Place regional identitet och forandringi den regionala samverkans samhallem 13−40 / Buttimer A. — Acta Unversitatis Upsaliensis, Uppsala, 1978.
  94. Dijkink, G. National Identity and Geopolitical Visions: Maps of Pride and Pain / G. Dijkink. London: Routledge, 1996.
  95. Donkels R., Lambrecht J. Joint Ventures: No Longer a Mysterious World for SMEs from Developed and Developing Countries // International Small Business Journal. 1995. — Vol. 13. — 2. — P. 11−26.
  96. Galtung, J. Coexistence in spite of borders: On the borders in the mind / J. Galtung // Political Boundaries and Coexistence. Galluser W. ed. Bern: Peter Lang, 1994.-P. 5−14.
  97. Glasmeier, A.K. Economic Geography in Practice: Local Economic Development Policy / A.K. Glasmeier / Clark, G.I., M.P. Feldman and M.S. Gertler (Eds.). The Oxford Handbook of Economic Geography. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  98. Gollub, J. Cluster-based economic development: A key to regional competitiveness -case studies / Gollub, J. Springfield: National Technical Information Service PB98−117 088, 1997.
  99. House, J.W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geography of Development and Social Deprivation / House J.W. Oxford, 1982.
  100. House, J.W. Frontier on the Rio Grande: A Political Geogrpahy of Development and Social Deprivation / House J.W. Oxford: Clarendon Press, 1982.
  101. Kolossov, V. New borders for new world orders / V. Kolossov, J. O’Loughlin // Geo Journal. 1998. — Vol. 44. — No 3. — P. 259−273.
  102. Kolossov, V. Theoretical Limology: Postmodern Analytical Approaches / V. Kolossov. // Diogenes. 2006. — Vol. 53, № 2. — P. 11−22.
  103. Lunden, T. Boundary Towns. Studies of Communication and Boundaries in Estonia and Its Neighbours / Lunden T. and Zalamans D. Stockholm: Stockholm University, 2000.
  104. Lunden, T. The Domain of Time Geography. A Focus on Political Geography? / Lunden T. // Europe Betwen Political Geography and Geopolitcs / Antonsich M., Kolossov V., M.-P. Pagnini (eds). Vol. 1. Roma: Societa Geografica Italiana, 2001. P. 269−278.
  105. Martinez, O. Border People: Life and Society in U.S.-Mexico Borderlands / O. Martinez. Tuscon: University of Arizona Press, 1994.
  106. Medvedev, S. North and the politics of emptiness / S. Medvedev // Paper submitted to the workshop «Identity Politics, Security and the Making of Geopolitical Order in the Baltic». Kuusamo (Finland), June 2001.
  107. Newman, D. Boundaries, territory and postmodernity: towards shared or separate spaces? / D. Newman // Borderlands Under Stress. P. 17−34
  108. Newman, D. Fences and neighbours in the postmodern world: boundary narratives in political geography / D. Newman, A. Paasi // Progress in Human Geography. 1998. — Vol. 22 (2). — P. 186−207.
  109. Paasi, A. Territories, Boundaries and Consciousness: The Changing Geographies of the Finnish-Russian Border / A. Paasi. New York, 1996.
  110. Sahlins, P. Boundaries: The Making of France and Spain in the Pyrenees / P. Sahlins. Berkeley: University of California Press, 1989.
  111. Scot, J.W. Euroregions, Governance and Transborder Co-operation within the EU / J.W. Scot // European Research in Regional Science. 2000. — Vol. 10 (Border, Regions and People). — P. 104−115.
  112. Taylor, P. J. Political geography, world-economy, nation-state and locality / P. J. Taylor, C. Flint. Fourth edition. — Harlow: Prentice Hall (Longman), 2000.
  113. Toal, G. Critical Geopolitics: The Politics of Writing Global Space / G. Toal. -Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.
  114. Transfrontier cooperation in the North-West of Russia: 21st century. -Kaliningrad: East-West Inst., 2004.
  115. Van Houtum, H. Internationalisation and Mental Borders / H. Van Houtum // Tijdschrift voor Economische en Sociale Geografie. 1999. — Vol. 90 (3). — P. 329−335.
  116. Wagner J. Internationalisierung der nieders^chsischen Industrie — Ergebnisse aus dem «Hannoveraner Firmenpanel» // Du, hrn R., Heiduk G. (Hg.). Theorie und Empirie der Direktinvestitionen. — Berlin, 1999. — S. 189−202.
  117. Young, O. Global Governance. Towards a Theory of Decentralized World Order / Young O. // Global Governance. Drawing Insights from the Environmental Experience / Young O. ed. Cambridge (Mass.) and London: MIT Press, 1997. P. 273−299.
  118. ZeeWeng et al. Technological Characteristics and Change in Small Industrial Enterprises in Guangdong Province, China // Small and Medium Enterprises: Technology Policies and Options / Ed. by A.Bhalla. — London, 1991.
Заполнить форму текущей работой