Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие инфрастурктуры региональных туристских кластеров юга России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все вышеотмеченные требования глобализационных процессов на региональном уровне органично адаптируются посредством развития кластерных форм хозяйствования. На этом основании в исследовании предлагается расширить предметную область региональной экономики, которая должна включать формирование новых организационно-экономических структур территориальных хозяйственных подсистем, основывающихся… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты современного развития региональной экономики
    • 1. 1. Развитие современных трактовок содержания категории «регион»
    • 1. 2. Особенности региональной инфраструктуры
    • 1. 3. Кластерные основы региональной экономической политики
  • Глава II. Современное состояние и тенденции развития инфраструктуры региональных туристских кластеров
    • 2. 1. Оценка состояния и динамики развития инфраструктуры региональных туристических кластеров Юга России
    • 2. 2. Туристический кластер Республики Калмыкия — тенденции и проблемы
    • 2. 3. Модель оценки потенциального туристического потока
  • Глава III. Основные направления регулирования развития инфраструктуры туризма Республики Калмыкия
    • 3. 1. Стратегия формирования инфраструктуры территориальных туристических кластеров в рамках социально-экономического развития региона
    • 3. 2. Проект создания хозяйствующего субъекта инфраструктуры регионального туристического кластера
    • 3. 3. Формирование территориальных туристских кластеров как инструмент развития инфраструктуры туризма региона

Формирование и развитие инфрастурктуры региональных туристских кластеров юга России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях глобализации эффективное развитие отдельных территорий становится приоритетной основой повышения конкурентоспособности национальной экономики. Соответственно отраслевое управление теряет свое решающее значение и все более актуальными становятся новые организационно-экономические формы, предполагающие активное косвенное воздействие на развитие региона в рамках национальной воспроизводственной системы путем создания условий для повышения инновационной восприимчивости хозяйствующих субъектов. Этим требованиям полностью отвечает кластерный подход. Тем более, что на федеральном уровне уже сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансированиемероприятий по развитию-кластеров.

К настоящему времени применение кластерного подхода уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития многих субъектов федерации и муниципальных образований. Наряду с этим расширяется практика разработки и реализации проектов развития территориальных кластеров в инициативном порядке. Многие из них ориентированы на сферу туризма и рекреации.

В предкризисные годы туризм, как отрасль национальной экономики России, отличался достаточно высокими темпами развития. Это проявлялось, прежде всего, в значительном увеличении числа действующих предпринимательских структур и заключенных договоров. При этом предпринимательская деятельность в данном направлении характеризовалась достаточно острой внутриотраслевой конкуренцией, что заставляло диверсифицировать ассортимент и увеличивать объемы сбыта туристских продуктов и услуг несмотря на существенную нехватку современных и качественных объектов соответствующей инфраструктуры. Кроме того, развитие туризма по российским территориям оказывало положительное воздействие на региональные социально-экономические подсистемы.

Ситуация принципиально изменилась с началом мирового экономического кризиса. Динамика рынка туристских услуг стала отрицательной, сотнитуроператоров оказались банкротами, во многих регионах пришлось, принимать специальные меры по поддержке отрасли. По мере преодоления последствий глобального кризиса становится очевиднойнеобходимость формирования новых организационно-экономических и управленческих структур развития туризма. Одной из таких форм и является развитие территориальных кластеров как системного условия повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов частно-государственного партнерства.

Туризм как сфера предпринимательства, хозяйственной деятельности и потребления обладает существенным потенциалом для развития региональной экономики по трем основным направлениям: экономическому, социальному и гуманитарному. При< этом развитие туризма" напрямую зависит от уровня инфраструктурной обеспеченности, а сама инфраструктура превратилась > в объект стратегического управления в региональной экономике. Именно объекты инфраструктуры призваны сыграть решающую роль в трансформации расходной сферы туризма и рекреации в доходный и бюджетообразующий кластер регионального хозяйства.

Степень изученности проблемы. Многочисленные исследования проблем развития региональной экономики, в том числе по определению базовых отраслей, эффективных направлений инвестиционных расходов, по разработке и использованию схем развития и размещения производительных сил представлены трудами как зарубежных, так и 4 отечественных ученых — Г. Армстронга, Р. Бреера, А. Ведищева, А. Гранберга, А. Добрынина, У. Изарда, Ф. Кларка, А. Лаунгарда, Н. Некрасова, А. Пределя, А. Пробста, В. Рошера, С. Славина, Дж. Стюарта, Дж. Тэйлора, Х. Уильямса, Р. Уэстерфилда, С. Харриса, Р. Шнипера и мн. др., исторически заложивших основы науки.

В настоящее время внимание вопросам управления территориальным социально-экономическим развитием, поиска новых форм иметодов локальной организации общества, изучения экономического потенциала регионовсоздания рыночной инфраструктуры посвящены работы А. Адамеску, Э. Алаева, В. Бильчака, П. БуракаВ-Вашанова, В. Воскресенского, М. Галеева, М. Гохберга, А. Гранберга, Е. Григорьева, Б. Гринчеля, М. Гусакова, К. Гусевой,.

A.Добрынина, А. Евсеенко, В. Захарова, Т. Зворыкиной, А. Колесова, Э. Котляра, Ю-Крупнова, А. Лаврова, В-Лексина, В. Селиверстова Д.Сергеева, А. Топилина, А. Швецова, Ю. Фридмана и мн. др.

На вопросах развития южных регионов страны сосредоточено внимание П. Акинина, М. Амирханова, Г. Батова, В. Бережного, М. Бокова, С. Галазовой, А. Гладилина, А. Дружинина, А. Дудова, П. Иванова,.

B.Игнатова, О. Иншакова, Н. Кетовой, В. Кузнецова, В: Кузьменко, О. Мамедова, ВОвчинникова, В. Попова, А. Татаринова, А. Татуева,.

C.Тяглова, Л. Ушвицкого И: многих других.

Кластерный подход в экономических и региональных исследованиях применили зарубежные ученые экономисты Р. Браймерт, Р. Бартон, Т. Бреннер, М. Портер, Ф. Рейнс, С. Розенфельд, С. Суини, Х. Шмитц и, др. Активно развиваетсякластерный подход и отечественнымиучеными — Т. Амброзевичем, А. Асаулом, А. Виленским, Н: Пидгурской, М. Сажиной, З. Созиевой, В. Третьяком, Д. Яловым и др.

По проблемам формирования рынка туристских услуг большой* интерес представляют работы В. Азара, М. Алиева, А. Бабича, Ю. Байназарова^ М-Биржакова, М. Бокова, Т. Бочкаревой, А. Ветитнева, 5.

В.Гуляева, И. Зорина, Н. Закорина, Н. Ильиной, Г. Карповой, В. Квартальнова, В. Криворучко, М. Морозова, М. Немоляевой, Ю. Путрика, Г. Романовой, Н. Саченковой, В. Сенина, П. Чуваткина, А. Чудновского, А. Хасбулатова, Е. Юванен, ГЛковенко и др.

Вместе с тем, проблемы управления формированием инфраструктуры кластерной организации туристского бизнеса пока изучены недостаточно. Не в полной мере научно разрешены вопросы региональной эффективности туристского бизнеса и потребления туристских продуктов и услуг. Это и определило актуальность темы диссертационного исследования, его предмет, цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационного исследования является изучение вопросов формирования инфраструктуры региональных туристских кластеров в процессе развития современной региональной экономики. В соответствии с основной целью исследования были поставлены следующие задачи:

— изучить дихотомию процессов глобализации-регионализации и определить состав предметной области региональной экономики;

— определить возможности применения кластерного подхода к государственному регулированию;

— провести риск-анализ процессов управления производственными инвестициями с целью поиска возможностей повышения инвестиционной' привлекательности социальной инфраструктуры региональной экономики;

— определить роль инфраструктуры туристских кластеров в развитии региона;

— исследовать основные факторы развития регионального кластера туризмаопределить стратегию формирования инфраструктуры туристских кластеров Юга России;

— изучить возможности формирования туристских кластеров в Республике Калмыкия.

Предмет исследования представлен системой организационно-экономических и управленческих отношений, формирующихся в процессе создания региональной туристской инфраструктуры с учетом требования эффективной модернизации и посткризисных условий развития.

Объектом исследования выступает совокупность организаций туристского бизнеса всех организационно-правовых форм и форм собственности, инфраструктура региональных туристских кластеров.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Диссертационное исследование выполнено в соответствии с требованиями п. 3.3 «Пространственная организация национальной экономикиформирование, функционирование и модернизация экономических кластеров и других пространственно локализованных экономических систем», п. ЗЛО «Исследование традиционных и новых тенденций, закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональных социально-экономических систем», п. 3.22 «.Закономерности и особенности организации и управления экономическими структурами в регионах. Исследование проблем производственной, транспортной, энергетической, социальной и рыночной инфраструктуры в регионах» (региональная экономика) и п. 15.7 «Территориальная организация туристско-рекреационных систем» п. 15.14 «Современные тенденции развития организационно-экономических форм хозяйствования в сфере рекреации и туризма (рекреация и туризм) Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретической основой и методологической базой диссертационной работы являются результаты исследований отечественных и зарубежных ученых в области региональной экономики, инфраструктуры, экономики туризма, кластерного развития региона.

В диссертационном исследовании широко использовались статистические данные, представленные в официальных публикациях Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия, в докладах, отчетах и аналитических выкладках ряда научных и общественных организаций.

Методы исследования. Методология диссертационной работы базируется на принципах системного подхода, которые были реализованы посредством использования научных методов анализа и синтеза, теоретических и эмпирических обобщений, расчетно-конструктивных, статистических группировок, кластерного подхода, функционально-структурного анализа, математической статистики, аналитической графики и др. Набор применяемых методов научного исследования определялся требованиями необходимой достоверности полученных теоретических выводов и практических предложений.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке принципов и механизма управления формированием и развитием инфраструктуры туристских кластеров, адаптированных к рыночным требованиям и условиям модернизации региональной экономики.

В ходе диссертационного исследования получены следующие результаты, которые характеризуются приращением научного знания, отличаются научной новизной и являются предметом защиты: по области исследований «региональная экономика» .

— уточнена и расширена, посредством анализа современных дихотомических процессов глобализации-регионализации, предметная 8 область региональной экономики, которая включает формирование новых организационно-экономических структур территориальных хозяйственных подсистем, основывающихся на кластерных группах, не только представляющих собой интегрированную совокупность предприятий и организаций, но и выступающих функциональными центрами пространственного сосредоточения стратегических форм управления процессами интеграции мотивационных составляющих в развитии основных производственных факторов с приоритетной их концентрацией на уровне регионального хозяйства, что позволит сформировать новую систему экономических отношений с приоритетами региональных интересовпредложен кластерный подход к государственному регулированию, интегрирующий различные виды экономической политики (промышленной, научно-технической и региональной) и ориентирующий их на приоритеты активации роли кластеров в модернизации и инновационном развитии регионов, что позволяет повысить уровень взаимодействия между федеральными и региональными органами управления, бизнесом, научно-образовательнымиучреждениями;

— дана, на основе многофакторного анализа с уточнением роли инфраструктуры туристских кластеров в развитии региона с учетом особенностей туристских услуг (сильной территориальной зависимости, комплексности, многофункциональности, высокой социальной ориентированности), рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности в сфере туризма по субъектам ЮФО и СКФО, что позволило сделать сравнительный анализ кластерного развития соответствующих регионов и осуществить оценку туристского продукта;

— разработан, на основе проведенного риск-анализа процессов управления производственными инвестициями, проект создания хозяйствующего субъекта в инфраструктуре регионального кластера с использованием инструментов маркетинговой стратегии поведения фирмы на конкурентном рынке, включающей продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику и использование моделирования при формировании бизнес-плана и контроля его исполнения субъектами малого предпринимательства, что позволяет повысить инвестиционную привлекательность социальной сферы региональной экономикипо области исследований «рекреация и туризм» .

— систематизированы, на базе общих критериев устойчивого развития, основные факторы развития регионального кластера туризма (эффективное позиционирование территории, формирование имиджа региона, политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические), что позволило выявить проблемы воздействия экзогенных факторов и сформировать перечень стратегических рекомендаций по эффективному управлению рекреационными ресурсами и созданию современной рекреационной инфраструктуры, соответствующей общемировому уровню качества и удобства;

— предложена стратегия формирования межтерриториального взаимодействия в развитии двадцати четырех туристских кластеров Юга России, отличающихся индивидуальным набором ресурсов, ориентированная на преодоление замкнутости, развитие конкуренции, появление новых видов туристских продуктов и услуг, содействие инвестициям и развитие соответствующей инфраструктуры, позволяющие интегрировать социально-экономическое развитие в национальную многофункциональную экономику и обеспечить высокое качество среды жизнедеятельности, производства и предпринимательства;

— разработана подпрограмма формирования туристских кластеров и повышения их роли в решении социально-экономических проблем местных территорий как дополнение и расширение целевой программы «Развитие территориального и межтерриториального туризма в Республике Калмыкия на 2009;2013 годы» с определением источников, объемов и структуры финансирования, включая ресурсы федерального, республиканского, местного бюджетов и внебюджетных источников, и рассчетом прибылей и убытков, основных финансовых показателей и денежных потоков.

Теоретическая значимость исследования определяется применимостью теоретических положений и выводов диссертации для дальнейших научных исследований проблем управления формированием и развитием инфраструктуры туристских кластеров, адаптированных к рыночным требованиям и условиям модернизации региональной экономики. Отдельные теоретические разработки могут быть востребованными при корректировке региональных стратегий социально-экономического развития в части развития туристских кластеров.

Практическая значимость исследования. Практическое значение исследования заключается в том, что выработанные на его базе методические положения по формированию оптимальной инфраструктуры туризма в Республике Калмыкия позволяют, во-первых, повысить экономический потенциал туризма, что повлечет за собой рост важнейших социально-экономических показателей республикиво-вторых, адаптировать механизм управления региональным туристским потенциалом к особенностям хозяйственного уклада республикив-третьих, использовать методический материал, разработанный в процессе исследования, при разработке региональных программ стратегического развития и реализации кластерной политики в регионе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации докладывались и обсуждались на конференциях профессорско-преподавательского состава Калмыцкого государственного университета (2005;2011гг.), международных и межрегиональных научно-практических конференциях (Элиста, Волжский, Нальчик, Пенза, Саратов в 2007;2011 гг.).

Отдельные положения использовались при разработке основных направлений социально-экономического развития в Министерстве экономики и торговли Республики Калмыкия.

Итоги диссертационной работы использованы в качестве материала для проведения лекционных и семинарских занятий по дисциплинам «Экономика предприятия», «Маркетинг», «Экономика организации», «Практический маркетинг», а также для проведения лабораторных занятий с использованием электронных таблиц Excel в Калмыцком государственном университете.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 13 научных работ (в том числе 3 — в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК), отражающих основные положения исследования, общим объемом — 4,1 п.л. (доля автора — 3,9 п.л.).

Заключение

.

Современный экономический кризис еще раз наглядно показал, насколько тесно процессы глобализации мировой экономики в последние десятилетия переплелись и интегрировались с регионализацией хозяйственной жизни. При этом, в иерархии процессов глобализации и регионализации, применительно к условиям российской экономики, явно доминирует именно глобализация. Только те регионы, которые в' какой-то мере адаптировались к требованиям глобальной экономики, смогли' поддерживать необходимый уровень социально-экономического развития.

В таких условиях эффективный процесс модернизации объективно и неизбежно должен быть сориентирован на адаптацию воспроизводственных структур региональных экономик к требованиям углубляющейся глобализации. В противном случае, основные затраты на модернизацию в региональных составляющих будут не только убыточными на больших временных горизонтах, но и< будут способствовать дальнейшему отставанию уровня экономического развития.

Поэтому сформировавшаяся к настоящему времени содержательная дихотомия глобализации и регионализации во многом предопределяет пути дальнейшего развития и мирового хозяйства, и региональных социально-экономических подсистем, а также создает основные тренды усложняющейся многоуровневой системы хозяйственных связей. Регионализация является воплощением глобализации, ее наиболее активным структурным компонентом, который перманентно формирует кумулятивные процессы в хозяйственной специализации территориальных социальноэкономических подсистем. Одновременно региональные.

186 организационно-экономические формы внутренних хозяйственных связей создают особые центры глобальных процессов.

Поэтому в ходе российской модернизации необходимо сформировать новые организационно-экономические формы внутренних связей региональных хозяйственных комплексов на основе приоритетов инновационных и инфраструктурных подсистем. При этом значительно усложняется процесс взаимосвязи государства и региона, в котором не только отражается взаимодействие «общего» и «особенного», но и* реализуются процессы, системной интеграции. В таких условиях основной целью региональной политики становится создание благоприятных условий для территориальной интеграции посредством усиления единства экономического, социального, правового и информационного пространств. Кроме того, необходимо самодостаточное развитие регионов, ориентированное на максимальное использование имеющихся у него преимуществ.

Все вышеотмеченные требования глобализационных процессов на региональном уровне органично адаптируются посредством развития кластерных форм хозяйствования. На этом основании в исследовании предлагается расширить предметную область региональной экономики, которая должна включать формирование новых организационно-экономических структур территориальных хозяйственных подсистем, основывающихся на кластерных группах. При этом сами кластеры рассматриваются не только как интегрированная по различным критериям совокупность предприятий и организаций, но и, прежде всего, как функциональные центры пространственного сосредоточения стратегических форм управления процессами интеграции мотивационных составляющих в развитии основных производственных факторов. Именно приоритетная концентрация последних, на уровне регионального хозяйства, и позволит сформировать новую систему экономических отношений, ориентированную преимущественно на региональные интересы.

Поэтому, прежде всего, необходимо рассматривать регион с позиций выявления возможностей формирования и развития в нем кластеров. Анализ регионов в целом целесообразно проводить по детерминантам конкурентных преимуществ. Здесь необходимо сочетать как количественные, так и качественные показатели.

Ни отдельное предприятие, ни регион, ни отрасль не подходят для того, чтобы быть форматом для-эффективной инновационной политики, в современных условиях. Во многих странах государственное регулирование* развития кластеров давно является важной частью «государственной политики и предметом пристального внимания парламентов и правительств.

При этом сама инновационная политика является по своей сути синтетической, смысл которой заключается, прежде всего, в целевой ориентации и координации промышленной, научно-технической, региональной политик и политики поддержки малого предпринимательства. Кластерный подход позволяет систематизировать и, тем самым, повысить инновационную составляющую в рамках перечисленных политик, сделать их органическими элементами инновационной политики государства. Таким образом, система мероприятий государственного регулирования, основанного на кластерном подходе, ориентируется на приоритеты модернизации и инновационного развития регионов и позволяет повысить уровень взаимодействия между федеральнымии, региональными, органами управления, бизнесом, научно-образовательными учреждениями.

Существующие методики выявления кластеров конкурентоспособности могут быть использованы государственными органами при реализации кластерных инициатив в самих регионах.

Государство является одним из активных субъектов кластерных.

188 инициатив и научного сообщества. В идеале все три стороны должны быть вовлечены в развитии кластера.

Вместе с тем, следует отметить, что термин кластерная инициатива в настоящее время еще недостаточно точен и его смысл порой слишком широк. В этой связи в работе предлагается использовать понятие кластерного проекта, под которым понимается региональный инвестиционный проект, предварительно подвергшийся анализу по критериям основных характеристик региональных рынков. Кроме того, в этом проекте предусматривается развитие основных создаваемых факторов производства (высококвалифицированные кадры, доступная* инфраструктура и т. д.) через углубление взаимодействия между предприятиями различной производственной направленности в целях повышения производительности труда и максимального использования местных особенностей развития. В совокупности это создаст предпосылки для разработок и реализации адресных программ по ускорению развития и повышению конкурентоспособности предприятий.

При этом создание каждого нового кластера (в том числе туристского или туристско-рекреационного) фактически определяет и развивает позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Кроме того, ценность активации и развития кластеров в экономике заключается в том, что кластеры способствуют интенсификации инновационной активности хозяйствующих субъектов. Наличие кластеров служит одним из признаков инновационной экономики. Закономернымв этой связи является тот факт, что две трети стран европейского союза рассматривают кластерную политику как часть инновационной политики.

Одной из самых важных функций государственной власти в части создания кластеров является финансирование. В большинстве случаев.

189 финансирование кластеров осуществляется за счет средств государства при значительно менее выраженной организационно-управленческой роли. При этом, хотя речь идет о развитии конкретных кластеров, ресурсы зачастую используются федеральные, как правило, на условиях софинансирования со стороны региональных властей:

При этом, следует подчеркнуть, что государство является главным инвестором на первоначальной стадии развития кластера. В дальнейшем возможным и желательным является' смешанное (частноею государственное) финансирование, вплоть до самофинансирования;

Государственное? финансирование должно играть роль факторапривлекающего организации в кластер. И наоборот, если государство не финансирует активацию кластера, то это может привести к невостребованности самого кластерного подхода. Особенно в условиях кризиса, когда многие фирмы нацелены на выживание, вряд ли можно возлагать-надежды на то, что: они найдут у себя средства на покрытие первоначальных затрат активации кластера. Более того, неудачный старт. может дискредитировать саму идею кластера.

Таким образомнесмотря на то, что в современных условиях распространено представление о чрезмерном государственномвлиянии на экономику в большинстве развивающихся и транзитивных стран, роль государства как источника финансирования кластерных проектов именно, вэтих странах оказалось существенно меньшей по сравнению с развитыми странами. Интересно также отметить схожую долю бизнеса в финансировании кластерных проектов в транзитивных, развивающихся и развитых странах.

Цель создания туристского' кластера — повысить конкурентоспособность территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта, в т. ч., повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций и развития новых направлений предпринимательства. В.

190 основе развития туристского кластера лежит экономический и социальный прогресс.

Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие инфраструктуры туристского кластера, главными являются: политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические.

Таким образом, круг рассмотренных выше проблем говорит о необходимости комплексного подхода к изучению инфраструктуры туристского кластера с учетом взаимосвязи всех ее элементов, выработки новых методов и подходов к ее анализу. При этом, понимание устойчивого развития как развития, при котором удовлетворяются существующие потребности ныне живущего поколения без риска причинения ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений вполне применимо к понятию устойчивого развития инфраструктуры туристского кластера, особенно в аспекте экологоориентированного туризма.

Анализ современного состояния и тенденций развития региональных туристских кластеров в сравнительном контексте показывает, что регионы ЮФО и СКФО обладают самыми разнообразными активами для развития туризма, включая Кавказские горы, Черноморское побережье, всемирно известные источники целебных минеральных вод. Регион имеет выход к трем морям, на его территории протекают крупнейшие реки Волга и Дон и простираются живописные равнины. Этническое многообразие также является положительным фактором. На территории, — региона располагаются культурологические и исторические памятники.

Для оценки инвестиционной привлекательности регионов в сфере туризма в работе использовался многофакторный анализ, предполагающий использование укрупненных показателей, определяющих различные аспекты деятельности региона. Кроме того,.

191 была уточнена роль инфраструктуры туристских кластеров в развитии региона с учетом особенностей туристских услуг (сильной территориальной зависимости, комплексности, многофункциональности, высокой социальной ориентированности). Рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности в сфере туризма по субъектам ЮФО и СКФО позволила сделать сравнительный анализ кластерного развития соответствующих регионов, осуществить оценку туристского продукта и осуществить группировку субъектов ЮФО и СКФО.

Группу с высоким потенциалом и умеренным риском, занимая при этом первое место, представляет один субъект — Краснодарский край.

Вторую группу «Средний потенциал — умеренный риск» представляют два региона, занимая соответственно 2-е и 3-е места, -Республика Адыгея и Ставропольский край.

В состав третьей группы «Пониженный потенциал — умеренный риск» вошла Волгоградская область.

В четвертую группу «Незначительный потенциал — умеренный риск» вошли три региона — Ростовская и Астраханская области и Республика Дагестан, занимая соответственно 5-е, 6-е и 7-е места.

Пятая группа «Пониженный потенциал — высокий риск» представлена Кабардино-Балкарской Республикой.

Шестую группу «Незначительный потенциал — высокий риск» представляют Республика Северная Осетия — Алания, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Калмыкия.

Седьмая группа «Низкий потенциал — экстремальный риск» представлена двумя регионами — Республиками Ингушетией и Чечней с соответствующими 12-м и 13-м местом.

Данные оценки инвестиционной привлекательности в сфере инфраструктуры туризма регионов ЮФО и СКФО позволили определить основы предстоящей кластеризации, а инвесторам.

192 полученные результаты помогут обосновать выбор возможного варианта вложения инвестиций, а самим объектам инвестирования — регионам помогут выявить «узкие места» для разработки мероприятий по их ликвидации и улучшению возможностей привлечения инвестиционных ресурсов.

Благодаря климатическим особенностям, географическому многообразию территорий, а также конъюнктурным особенностям, выявлены следующие зоны кластерного’развития туризма Республики Калмыкия: северная, западная, центральная, восточная, юго-восточнаяи юго-западная.

Вектор развития российской туриндустрии определен в концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011;2016 годы)». Суть концепции — в использовании кластерного подхода в развитии туризма, т. е. сосредоточения в рамках ограниченной территории организационных и финансовых усилий, направленных на создание наилучших условий для развития туристской инфраструктуры и сферы сопутствующих услуг.

В этой связи, главной целью Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкии является достижение инновационно-ориентированного, конкурентоспособного, устойчивого экономического роста, способствующего безопасности региональной экономической системы, повышению качества и уровня жизни населения на основе эффективного использования многообразия факторов, ресурсов и условий производства и социальной ориентации экономики Республики Калмыкии.

Анализ возможных направлений решения системной проблемы подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и кластерного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнсес.

193 сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.

Для реализации этих целей целесообразно использовать разработанную подпрограмму «Формирование туристских кластеров и их роль в решении социально-экономических проблем местных территорий», как уточнение и дополнение к Республиканской целевой программе «Развитие территориального и межтерриториального туризма в Республике Калмыкия на 2009 — 2013 годы», и Программу развития туризма в республике на 2010;2013гг.

Развитие инфраструктуры территориального туристского кластера создаст условия для удовлетворения растущих потребностей туристско-рекреационного комплекса, а также повышения уровня жизни населения республики.

Ускорение развития туристско-рекреационного комплекса повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в экономику Калмыкии внешнего капитала.

Развитие туристского кластера создаст стимулы для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия, а также всего природного комплекса, являющегося основой развития туризма. Выполнение программных мероприятий окажет стимулирующее воздействие на развитие других отраслей экономики, что приведет к увеличению экономических результатов в результате действия мультипликативного эффекта туризма.

Региональная система государственной поддержки инфраструктуры туризма включает организационный и экономический аспекты. Организационный механизм базируется на системе государственных органов, общественных объединений, субъектов малого предпринимательства (ассоциаций, союзов), бизнес-инкубаторов,.

194 бизнес-центров и др., призванных взаимодействовать и обеспечивать условия для кластерного развития туризма, поддержки его субъектов.

В данном контексте эффективной может стать методика риск-анализа инвестиционного проекта и соответствующая модель анализа и исполнения бизнес-плана. Кроме того, на базе этой модели возможна реализация проекта создания хозяйствующего субъекта в инфраструктуре регионального кластера с использованием инструментов маркетинговой стратегии' поведения фирмы на конкурентном рынке, включающую продуктовую, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику и использование моделирования при формировании бизнес-плана и контроля его исполнения субъектами малого предпринимательства, что позволяет повысить инвестиционную привлекательность социальной сферы региональной экономики.

В рамках данной модели предложен проект создания предприятия в сфере инфраструктуры туризма. Проектом предусматривается* строительство крупной туристской базы отдыха класса «Люкс» и «VIP» в бассейне нижней Волги, с. Цаган-Булг Юстинского района Республики Калмыкияинтеграция туристского продукта в структуру туристской индустрии Юга России через организацию туристских и экскурсионных программ.

Реализация данного инвестиционного проекта позволит повысить показатели экономической эффективности, а, следовательно, повлиять на социально-экономическую ситуацию не только на уровне реального хозяйствующего субъекта, но и частично в рамках экономики региона.

На вышеуказанной основе предложена стратегия? формирования межтерриториального взаимодействия' в развитии двадцати четырех туристских кластеров Юга России, отличающихся индивидуальным набором ресурсов, ориентированная на преодоление замкнутости, развитие конкуренции, появление новых видов туристских продуктов и услуг, содействие инвестициям и развитие соответствующей.

195 инфраструктуры, позволяющие интегрировать социально-экономическое развитие в национальную многофункциональную экономику.

Предлагаемая модель реализации бизнес-планов хозяйствующими субъектами может быть использована для определения эффективной инвестиционной привлекательности региона в сфере туризма.

Формирование туристского кластера способствует созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Формирование калмыцкого туристского кластера возможно на активизации межрегионального взаимодействия в развитии элементов кластера.

Город Элиста, столица региона, в работе был определен в качестве основного кластера Калмыкии. Район озера Маныч-Гудило обладает значительным потенциалом с учетом инвестиций, которые будут направлены на создание рекреационных зон в регионе.

При этом, основными факторами развития регионального кластера туризма являются: эффективное позиционирование территории, формирование имиджа региона, политические, экономические, социально-демографические, культурно-познавательные, научно-технические. Это позволило определить проблемы воздействия экзогенных факторов и сформировать перечень стратегических рекомендаций по эффективному управлению рекреационными ресурсами и созданию современной рекреационной инфраструктуры, соответствующей общемировому уровню качества и удобства. Стратегическими детерминантами определены: концентрация на очень узких областях (кластерах), увеличение и улучшение качества базовой и туристской инфраструктур, создание сильных брендов в рамках динамичной маркетинговой стратегии, обеспечение кадровыми ресурсами, активное привлечение инвестиций.

Развитие кластера туризма должно осуществляться на планомерной основе. При Правительстве Республики Калмыкия целесообразно создание Межведомственного совета по туризму, которым будут устанавливаться задания по разработке разделов отраслевых программ, направленных на развитие межотраслевого взаимодействия и производства товаров и услуг для туризма, в соответствие с которыми министерствами и ведомствами, ответственными за выполнение отраслевых программ, будут дополняться и корректироваться действующие программы. Проекты данных разделов будут проходить оценку экспертной группы при Межведомственном совете, контроль выполнения данных разделов программ будет в ведении Межведомственного совета и Правительства Республики Калмыкия наряду с контролем выполнения государственных и муниципальных программ развития туризма.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая стратегия для России: проблема выбора. М.: ИЭ РАН, 1997.
  2. Р. И. Факторы формирования и развития инновационного кластера в региональной экономике // Экономические науки. 2009. — № 10.
  3. P.A. Подходы к управлению процессами диверсификации региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 30(123).
  4. Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- М.: ИВЦ «Маркетинг», 2002
  5. H.A. Социальное развитие региона. М., 1985.
  6. С. Б. Шабашев В. А. Конкуренция: Современная тенденция, проблемы становления. Москва: 1999.
  7. Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. -М., 1983.
  8. Ю.В., Шпилев Б. Е. Резервы устойчивого развития региона // Регион: ресурсы местного саморазвития. — 2009. Вып. 1.
  9. Ю.В., Шпилев Б. Е. Устойчивость и устойчивое развитие // Регион: теория и практика устойчивого развития. 2008. — Вып. 7.
  10. А.Н., Воронцов В. К. Управление экономикой региона. -Казань: Изд-во Татар, политех, инстит, 1986.
  11. И.В. Региональный рынок: воспроизводственный процесс. Нижний Новгород: Изд-во ВВАГС, 1997.
  12. Л.Г. Современные предпосылки совершенствования государственного управления на региональном уровне // Вест, ун-та. Государственный ун-т управления. 2007. — № 9.
  13. В.Ю., Купова М. К. Факторы воспроизводства и финансово-экономической эффективности функционирования региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. -№ 30(123).
  14. Л.Ц. Региональная экономика: история, теория и практика для аспирантов и магистрантов. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“, 2010.
  15. Л.Ц., Бадмахалгаев А. Л. Региона России: состояние, проблемы, решения. Элиста: АПП „Джангар“, 2007.
  16. Г. Прогнозные модели развития региона : (на примере Томской области) (Экономика регионов) // Экономист. 2007. — № 6.
  17. Т.Б. Развитие экономики региона на основе кластерного подхода// http://oad.rags.ru/vestnikrags/issues/issue0210/21 001 .htm
  18. А.И. О развитии туристической индустрии на Дону// Молот.-2006:-№ 3
  19. О. С. Туристский сектор экономики региона: планирование и мониторинг развития (Экономика и управление) // Экономические науки. 2009. — № 10.
  20. В.И., Бережная Е. В. Математические методы моделирования экономических систем. 4-ое издание. Учебное пособие. Рекомендовано УМО при Финансовой Академии Российской Федерации. — Москва, Финансы и статистика, 2006.
  21. B.C. Захаров', В.Ф. Региональная экономика. -Калининград: Янтар. сказ, 1998.
  22. Биржаков-М.Б. Введение в туризм М.: 2001.
  23. O.A. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. Томск: Издательство Томского университета, 2004. -Режим доступа: http ://vtit.kuzsto.ra^oks/sheli7book7/doc/chapterl. html.
  24. С. „Горячие“ проблемы региональной туристской политики//Туризм: практика, проблемы перспективы. 2008. — № 2.
  25. Борисов K) iH. Маркетинг в туризме М.: 1996:
  26. Боровая С. JL Методика оценки дифференциации социально-экономического развития региона (Экономика региона) // Регионология. -2008.-№ 1.
  27. Браймер Р. А Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2005.
  28. Буряад унэн. 2007. — 25 мая.
  29. И.В. Статистический анализ рынка туристических услуг в России. Автореферат.- М., 2008.
  30. М.Э. Риски развития макрорегионального хозяйства: выявление и регулирование. Волгоград, 2007.
  31. А., Вопросы экономического районирования СССР // Вопросы экономики. № 2. — 1960.
  32. В. И., Долнаков А. Е. Эффективность инвестиционных проектов.//Экономический анализ. № 2. 2003.
  33. В.И., Степанов М. В. Региональная экономика — М.: ИНФРА-М, 2007.
  34. JT. А. Управление инновационным развитием экономики, региона на основе институционального подхода (на примере Краснодарского края) (Инновационная деятельность в регионах) // Инновации. 2009'. — № 8:
  35. С. Г. Российские регионы в условиях становления нового типа мировой экономики // Онлайн журнал. Режим доступа — http://credo.osu.ru/002/001 .shtml.
  36. Н. Методология многомерного анализа социально-экономического развития региона. Новосибирск, 1996.
  37. А. Г. Агентство по развитию территорий ключевое звено инвестиционного маркетинга региона (Территориальный маркетинг) // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 1.
  38. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2007.
  39. С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных экономических сдвигах. Научный доклад. — М., 2007.
  40. Гликман Ht Экономический анализ региональных систем. М., 1980.
  41. М.А. К вопросу об измерении уровня регионального социально-экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2010. — № 28(85).
  42. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сб. нормат. док. — Ростов Н/Д: Феникс. 2008.
  43. А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления // Рос. экон. журн. 2002. — № 10.
  44. А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВЭШ, 2006.
  45. А.Г. Региональная экономика и региональная наука в России: десять лет спустя // Регион: Экономика и социология. 2004. — № 1.
  46. А.Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2000: № 9.
  47. В.Д. Экономические критерии определения статуса региона//Вестник статистики. — 2006.
  48. A.B. Производственная инфраструктура в экономике региона. Дисс. канд. экон. наук. — Волгоград, 1999:
  49. В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2008.
  50. Г. В. Мироедов A.A., Федин С. Ф. Управление региональной экономикой. -М.: Финансы и статистика, 2002.
  51. С.А. Место экономической инфраструктуры в науке о регионах. Теоретические проблемы региональной экономики (Материалы научной конференции). — М., 1973.
  52. Н. От сложения к умножению//Эксперт Северо-Запад. 2008 г. — № 22.
  53. П., Мартин Д. Все возможные миры. М., 1988.
  54. А.И. Региональные пропорции воспроизводства JL, 1977.
  55. А.И., Тарасевич J1.C. Экономическая теория. -СПб.: Питер, 2004.
  56. JI. Макроэкономические аспекты региональной политики // Экономическая политика. 2006. — № 4.
  57. Е.Г. О новой концепции региональной политики в Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. -2009.-№ 14(107).
  58. Е. Информация как категория экономической теории // Онлайн источник. Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru: 8101 /parino v/ivanov/ivanov 1 .htm.
  59. У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966.
  60. У. Региональные исследования за рубежом. М., 1973.
  61. О.В., Русакова Е. Г. Инфраструктура рыночного хозяйства: системность исследования // Вестн. С.Петерб. ун-та. 2005. -Вып. 2.
  62. О.В., Фесюн А. В. Государственная политика развития нанотехнологий: российский и зарубежный опыт. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.
  63. Э. (канд. экон. наук). Перспективы развития. потенциала юга России (Экономика регионов) // Экономист. — 2007. — № 11.
  64. H.A. Анализ факторов формирования инновационной модели развития региональной экономики: российский и мировой опыт (Стратегический менеджмент) // Менеджмент в России и за рубежом.2009.-№ 3.
  65. Н.М. Регион: фундаментальные факторы саморазвития/Регион: ресурсы местного саморазвития: Спецкурс. Вып. 8./научн. Ред. Ю. П. Алексеев, Б. Е. Шпилев. М.: Изд. БСТ, 2009.
  66. Калюжнова К. Я'. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации. М.: ТЕИС, 2004.
  67. А., Трифонов А. О некоторых положениях правового регулирования туристического бизнеса в Краснодарском крае // Кубань-бизнес. 2004 — № 42.
  68. М. А. Сущность экономического кризиса регионального развития (Экономика региона) // Финансы и кредит. 2009.- № 47.
  69. Кизим- A.A., Исаулова С. С. Поэтапная модель расчета синергетического эффекта взаимодействия субъектов* в региональном транспортном пространстве как части глобального // Финансы и кредит. — 2009.-№ 11.
  70. Кистанов В. В'. Комплексное развитие и специализация экономических районов СССР. -М, 1968.
  71. Н.В. Модели сочетания интересов государства и малого бизнеса (региональный аспект) // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 34(127).
  72. И. Будущее туризма связано с компьютерными технологиями // Туринфо 1996 г — № 7.
  73. Ф.Д. Совершенствование регионального управления. -М., 1990.
  74. H.H. Теория экономического районирования. — М.: Мысль, 1969.
  75. Комплексный атлас „Курорта Сочи“ Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела. — 2003.
  76. Г. Д. Идея пространственности в географии // Изв. РАН. Сер. геогр. 1992. — № 6.
  77. Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. -2-е европ. изд. -М.: СПб.- К.: Издат. Дом „Вильяме“, 1998.
  78. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой. М.: ЮНИТИ, 1998.
  79. . П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика/ Пер. с англ. М.: Юнити, 2003.
  80. Я.В. Фрактальный анализ временных рядов в прогнозировании тенденций развития социо-экономических систем. Фракталы и циклы развития систем. Томск: ИОМ СО РАН, 2001.
  81. Кудров В. М. Мировая экономика: Учебник М.: Издательство БЕК, 2000
  82. .Т., Ткаченко A.B. Применение моделирования при формировании бизнес-плана и для контроля его исполнения//Экономический анализ, № 5, 2003.
  83. Н.Г., Тяглов С. Г. Региональная экономика. М.: Проспект, 2006.
  84. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах М: Гос. ком. стат. РФ — 2009.
  85. Е.С. Кластеры в экономике.// http://www.promcluster.m/index.php/publications-cls/63-clsineco3#ftn5
  86. Кучин- И. А. Фракталы и циклы социальных процессов. Фракталы и циклы. развития систем. Томск: ИОМ СО РАН, 2001.
  87. А.П., Думнова H.A. Региональная политика развития малого и среднего предпринимательства // Региональная экономика: теория и практика. 2009. — № 24(117).
  88. Н.И., Макаев А. И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов // ЭКО. 2006. -№ 10:
  89. Е.Е. Уровни организации пространства: экономико-географический анализ // Изв. РАН. Сер. геогр. 1995. — № 2.
  90. В. Швецов А. Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. -М.: Эксперт, 2009.
  91. , В.- Исследования структуры американской экономики.-М.: Госстатиздат, 1958.
  92. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее/Под ред. Е. Г. Ясинина, А. Ю. Чепуренко, В. В. Буева. Фонд „Либеральная миссия“, 2003.
  93. Международные экономические отношения. Учебник /Под общей ред. проф. В. Е. Рыбалкина.- М.: Юнити, 2008.99: Менеджмент туризма: учеб. для вузов/ Под ред. А. Д. Чубновский, М. А. Жукова. М.: Финансы и статистика, 2009.
  94. Менеджмент туризма: Учеб. Для студентов /Авт.сост. И. В. Зорин.-М.: РМАТ, 2008.
  95. А. И. Проблемы стратегического развития малого предпринимательства с учетом региональных особенностей / А. И. Меркушев // Регионология. 2007. — № 1.
  96. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации
  97. И.В. К вопросу о природе и сущности экономического пространства // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 9(66).
  98. Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
  99. А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру //Социологические исследования. — 1998. — № 9.
  100. А. Б. Депрессия и кризис в региональном развитии / А. Б. Нагоев. (Экономика региона) // Финансы и кредит. — 2009. — № 48.
  101. А. Б. Многомерность проблем регионального развития Северного Кавказа (Экономика'региона) // Финансы и кредит. 2009. — № 47.
  102. С. Е. Сущность и критерии оценки инвестиционного климата страны и ее регионов / С. Е. Нарышкин. -(Проблемы и перспективы) // Законодательство и экономика. 2007. — № 4.
  103. H.H. Региональная экономика. М., 1975.110: Некрасов. H.H. Региональная экономика. Теория- проблемы, методы. М: Экономика, 1978.
  104. С. М. Социально-экономическая модель развития региона через экологический туризм (Отраслевая и региональная экономика) // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. -2008. № 4.
  105. Р. Поляризация экономического пространства России и как ей противодействовать,// Онлайн ресурс. Режим доступа: http ://www.ptpu.ru/issues/l03/14 103 .htm.
  106. A.C. Регион> как исходное понятие теории регионального воспроизводства // Регион: экономика и социология: 2006. — № 3-.
  107. И. Оценка конкурентоспособности региональной экономики (на примере Центрального федерального округа) / И. Новоселова. (Региональное развитие) // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 2.
  108. Е.А. Влияние характеристик и свойств экономического пространства на развитие территории // Региональная экономика: теория и практика. 2008. — № 10(67).
  109. В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Юристъ, 1999:
  110. В.П., Потапов JI.B. Управление региональной экономикой. М.: ТЕИС, 2007.
  111. Основы менеджмента туризма /Науч. ред. В. А. Квартальнов. — М.: РМАТ, 1996.
  112. Э.Л. Экономика Калмыкии. Элиста: АПП „Джангар“, 2003.
  113. В.И. К концепции экономического пространства // Проблемы новой политэкономии. 2001. — № 3.
  114. Т. В. Оценка конкурентоспособности и направлений кластеризации экономики регионов Приволжского федерального округа (Экономика региона) // Регионология. 2009. — № 1.
  115. Р.Ю. Маркетинг, реклама и информация в туризме. -М.:1997.
  116. М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Вильяме, 2002.
  117. Е.П., Честникова В. А. Международный туристический бизнес. Mi: „Экспертное бюро“, — 1997.
  118. В.В. Социология^ рынков: к формированию нового-направления. М.: ГУ ВШЭ, 2003.
  119. Радаев В. В». Что такое «экономическое действие» // Экономическая социология. 2002. — Т.З. — № 5.
  120. М. В. Развитие малого предпринимательства как инструмента формирования региональной экономики (Экономика и управление) // Экономические науки. 2009. — № 11.
  121. Развитие туризма в Республике Калмыкия. http://region.kalmykia.info/turizm/ route /
  122. Н. Инвестиционная активность регионов России / Н. Райская- А. Френкель, Г. Чу баков. (Финансовая политика) // Экономист. -2007. -№ 10.
  123. С. Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона (Политическое пространство региона и территориальное управление) // Регионология. 2008. — № 4.
  124. Региональная экономика / под ред. Н. Г. Кузнецова, С. Г. Тяглова. — Ростов-на-Дону, 2001.
  125. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В. В. Ивченко. -Калининград, 2007.
  126. Региональная экономика: Учебник/Под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: Инфра-М, 2007.
  127. Регионы России 2008. Стат. Ежегодник//М.: Госкомстат России, 2010. Т. 1,2.
  128. Т.Г. Экономика региона: теория и практика. — М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
  129. O.A., Лаврикова Ю. Г. Потенциал кластерного развития экономики региона // Проблемы прогнозирования. 2008. — № 4.
  130. Россиян в период кризиса будут приучать к внутреннему туризму // http://travel.newsru.com/article/02Feb2009/rusinnerturbiz
  131. С. Н. Региональная стратегия : от стабилизации к развитию (Экономическая политика: стратегия и тактика) // Проблемы теории и практики управления. 2007. — № 10.
  132. Ф.Н. Фрактальная теория пространственно-временных размерностей: естественные предпосылки, и общественные последствия. Фракталы и циклы развития систем. Томск: ИОМ СО РАН, 2001.
  133. Самые туристические страны в 2009 г. // http://rating.rbc.ru/article.shtml72009/03/29/31 421 401
  134. В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М'.: «Ось-89″, — 1997.
  135. B.C. Введение в туризм: Учебник. М.: Наука, 1993.
  136. B.C., Баженова Т. А., Хорошилов A.B. Некоторые аспекты сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Системы сертификации ГОСТ Р / Методическое пособие. Выпуск 2. М.: МЭСИ, -1997.
  137. Ю. И. Инвестиционные инструменты реализации стратегии региона / Ю. И. Сизов. (Инвестиционная политика) // Финансы и кредит. — 2009. — № 48.
  138. Скоч, Андрей Владимирович Эффективность кластеризации региональной экономики // Экономические стратегии. 2007. — № 5/6.
  139. Е. Ю. Выявление экономических кластеров на территории Российской Федерации : (на примере текстильной индустрии) (Стратегический менеджмент) // Менеджмент в России и за рубежом. -2009. № 6.
  140. Л.П. Подходы к исследованию возможностей создания региональных кластеров и их влияния на экономическую структуру // Региональная экономика. 2007. — № 17.
  141. М.В., Бельчук Е. В., Гагарина Г. Ю. и др. Обучение студентов пространственному анализу экономики: история становления и развития // Региональная экономика: теория и практика. 2007. — № 1(40).
  142. Страны мира. Краткий политико-экономический справочник.1996.
  143. Стратегия социально-экономического развития России до2020г.
  144. А.И. Формирование конкурентных преимуществ регионов // Регион: экономика и социология. — 2006. — № 1.
  145. Т.Н. Рынок туристских услуг России // Международный бизнес России. 1996 — № 11
  146. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. М.: Б.И., 2009.
  147. Туристическая отрасль. http://subsribe.ru/archive/rest trevel. turnews
  148. Туристский комплекс Республики Калмыкия (2007−2008 гг.)/ Госкомстат России, Элиста. 2009.
  149. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 „Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации“.
  150. Устойчивое развитие Юга России: состояние, проблемы, перспективы / Отв. ред. В. Г. Игнатов. Ростов-на-Дону: СКАГС, 2003.
  151. Э.А. Государственное и региональное управление. М.: ИКФ „ЭКМОС“, 2002.
  152. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ).
  153. , Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. М.: ИНФРА-М, 2006.
  154. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.
  155. П. Кластеры конкурентоспособности//Эксперт Северо-Запад, № 43 (152) от 17 ноября 2003 г.
  156. Д.П., Трубина B.C. Проблема спецификации предмета региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. -2011.-№ 5(188).
  157. А. Оценка возможных вариантов регионального развития (Экономика регионов) // Экономист. 2008. — № 9.
  158. О. Т. Региональная экономическая политика: сущность, модели и механизмы реализации // Вестник Калмыцкого университета. 2009. — № 7.
  159. В.В. К теории экономического пространства // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2001. -№ 3.
  160. Г. В. Региональные проблемы социальной политики. -М., 1999.
  161. Р. Оценка эффективности реализации региональных программ социально-экономического развития: как улучшить методику? // Российский экономический журнал. 2007. — № 11/12.
  162. Л. Методы анализа и регулирования пропорций регионального развития // Экономист. 2009. — № 7.
  163. Шамхалов Ф: И., Котилко В. В'. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. -М.: Экономика, 1999
  164. , А.Н. Государственная региональная политика в новейших кризисных обстоятельствах: оценка и принципиальная рекомендация //Российский экономический журнал. 2009. — № 7/8.
  165. Л. С. Методология формирования стратегических целей развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. — № 3.
  166. О. Кластерный подход как стратегия развития регионов РФ// http://consulting.cpmbusiness.m/stati/klasternyjpodhodkakstrategiarazvitiaregio novrf
  167. Р.И. Регион: экономические методы управления. -Новосибирск: Наука, 1991.
  168. Н. Экономическая интеграция государств содружества: возможности и перспективы // Вопр. экономики. 2003. — № 6.
  169. К. Эффективная модель. Шведская экономика. М.: Экономика, 1991.
  170. Экономическое состояние и бюджетная* политика в регионах Российской’Федерации // Социальный атлас российских регионов. Режим доступа: http://atlas.socpol.ru/overviews/econcondition/index.shtml.
  171. Abel' P., et al. Exploration of Entry and Exit from Self -employment. London School of Economics, Centre for Economic Performance. L., 1995.
  172. Aryee George A. Promoting Productivity and Social protection in the Urban Informal sector. An Integrated Approach. ILO. Geneva, 1997.
  173. Boudeville G. Problems of regional economic planning. -Edinburgh, 1966.
  174. Capello R. Entrepreneurship and» spatial externalities: Theory and measurement // The Annals of Regional Science. 2002. — V. 36.
  175. Cluster policy in Europe. A brief summary of cluster policies in 31 European countries, 2008, http://www.clusterobservatory.eu/upload/Synthesisreportclustermapping.pdf
  176. Czamanski S. Needless complexity in the identification of industrial complexes: A. comment// Journal* of Regional Science. — 1977. — V.17.
  177. Discussion and Comments on Major Issues Facing Small Business. US Congress. Senate Committee on Small Business. Washington, 1979.
  178. Economic Bulletin for Europe. Vol. 48. Geneva: UN/ECE, 1996.
  179. Enright M. J. Regional clusters and economic development: a research agenda. Boston: Harvard Business School, 1996.
  180. Export Assistance Efforts for Small Business. Washington, 1995
  181. Financial Times. April 11. 2002.
  182. Grilisches Z. R&D and the Productivity Slowdown // the American Economic Review. Vol. 70. May 1980. № 2.190. http://www.biblio-tour.ru191. http://www.doni/org/stat: Статистика туризма.192. http://www.rata.spb.ru/Rspti/zakon409-r.html
  183. Isard W. Methods of regional analysis. Cambridge: MIT Press, 1960.
  184. Karlsson С., Zhang W. The role of universities in regional development Endogenous human capital and growth in a two-region model // The Annals of Regional Science. 2001. — V. 35.
  185. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies, 2006, www. cluster-research.org
  186. Krugman P. Speed Trap // The fuzzy logic of the «New Economy». Режим доступа: http://web.mit.edu/krugman/www/speed.html.
  187. Maillat D. The innovation process and the role of the milieu. Regions Reconsidered: Economic Networks, Innovation, and Local Development. London: Mansell, 1991.
  188. Shibusawa H. Cyberspace and physical space in an urban economy // Papers in Regional Science. 2000. — V.79.
  189. Solvell O., Lindqvist G., Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook, 2003, www. cluster-research.org
Заполнить форму текущей работой