Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В развитии экономики Казахстана акцент делается на малый и средний бизнес. Ведь если мы хотим жить в стабильном обществе, должны иметь не менее 40 процентов экономики за счет малого и среднего бизнеса. Таково мнение нашего Президента. А сейчас доля малого и среднего бизнеса в национальной экономике составляет четверть, но мы стараемся ее увеличить. Значимость малого и среднего бизнеса… Читать ещё >

Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Республики Казахстан Карагандинский Государственный Технический Университет КАФЕДРА Экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Стратегия экономического развития Казахстана как суверенного государства»

Выполнил:

Кадырбеков Ануар

Проверил:

доц. Надирова С.Г.

Караганда — 2008

Введение

Глава 1 Основные итоги развития Казахстана за годы независимости

1.1 Этапы экономического развития Казахстан

1.2 Факторы экономического роста в Республике Казахстан Глава 2 Экономика Казахстана на современном этапе

2.1 Общая характеристика экономики Казахстана

2.2 Развитие инвестиционных процессов в Казахстане

2.3 Финансовый сектор экономики и его характеристики

2.4 Региональное развитие Казахстан Глава 3 Макроэкономическая политика и прогноз индикаторов развития экономики Казахстана

3.1 Цели и задачи сбалансированного экономического роста

3.2 Основные показатели макроэкономического прогноза

3.3 Макроэкономические риски и механизмы реагирования Заключение Список использованных источников Приложение

В последние годы Казахстан удивляет мир высокими темпами экономического роста: в среднем 10 процентов ежегодно на протяжении последних пяти лет. И при этом нельзя не заметить очевидной политической стабильности и успехов в социальной сфере. У Казахстана есть стратегия долгосрочного развития, которая называется «Казахстан-2030». Это программный документ, принятый по инициативе Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. Согласно стратегии, в 2030 году Казахстан должен выйти в ряд высокоразвитых стран мира.

Сегодняшнее положение Казахстана показывает, что «Стратегия 2030» — вполне реалистичный документ. Если десять лет назад ВВП на душу населения в Казахстане составлял чуть более 700 долларов, то по итогам 2004 года он достиг 2700 долларов, а в 2006 году по прогнозам этот показатель достигнет трех тысяч долларов.

С момента начала реформ (который мы отсчитываем со времени введения национальной валюты — тенге, то есть в течение последних 10 лет) в экономику Казахстана привлечено порядка 30 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций. Все эти деньги работают на экономический подъем страны. К 2010 году мы, так же как и Россия, планировали увеличить ВВП страны вдвое по сравнению с 2000 годом, но сегодня есть уверенность, что эта цель достижима уже в 2008 году. А к 2015 году Казахстан сможет уже утроить свой ВВП. Все это вполне реальные прогнозы, основанные на конкретных результатах, которые мы имеем сегодня. Финансовая система Казахстана признана одной из самых прогрессивных. Казахстанские банки имеют самые высокие рейтинги в СНГ, это подтверждают ведущие международные эксперты и рейтинговые агентства. 1, c.29]

Ключевой элемент успеха заключается в том, что для нашего государства первична экономика. Нурсултан Абишевич сказал: «Сначала экономика, а потом — политика». Ведь на самом деле, без экономического благополучия страна не имеет прочного фундамента для построения нормальной демократии. Другими словами, демократия должна быть выстраданной, а не навязанной извне Она должна учитывать историю, культуру и менталитет общества. Об этом красноречиво свидетельствуют и «западные демократии». Поэтому в своем Послании казахстанский лидер говорит «…демократия — это наша цель, а не начало пути» .

Сегодня основным источником экономического роста для Казахстана является эксплуатация сырьевого потенциала страны. Кстати, по сравнению с 1985 годом объем добычи углеводородного сырья увеличился на 225 процентов, тогда как во всем мире добыча возросла менее чем в 1,3 раза. Но рост добычи и экспорта не цель, а средство достижения конкурентоспособности. Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан. А возможно это лишь тогда, когда нация и экономика станут конкурентоспособными.

Казахстан с успехом использует опыт реформ и современное движение передовых, индустриально развитых стран. Одной из таких стран является Финляндия, которая по индексу конкурентоспособности занимает первое место в мире. Долгосрочная задача Казахстана — построение высокотехнологичной экономики, способной производить современные продукты с высокой добавленной стоимостью. [2, c. 21]

Исходя из этого, Казахстан начал реализацию Индустриально-инновационной стратегии, направленную на диверсификацию экономики. Это — государственная программа, обращенная в будущее. Выбрана модель экономики с приоритетными отраслями, имеющими высокий потенциал повышения конкурентоспособности. В своем Послании Президент Назарбаев выделил семь ключевых направлений, развитию которых будет уделено особое внимание. Это — туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. Они и определят долгосрочную специализацию экономики страны в несырьевых отраслях.

В сущности, речь идет о создании принципиально новой системы управления экономическим развитием — Национальной инновационной системы, которая должна послужить проводником в мир новых технологий и новой экономики. Сейчас уже сформирована инфраструктура индустриально-инновационного развития. Созданы государственные институты развития, которые выступят операторами перспективных инновационных проектов. Их капитализация на начало года составила 730 миллионов долларов, портфель инвестиционных проектов превышает 1 миллиард 200 миллионов долларов. За 2004 год в стране реализовано 204 инвестиционных проекта.

Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В этом фонде аккумулируются сверхприбыли, полученные за счет благоприятной конъюнктуры цен на мировых рынках. Сегодня в Национальном фонде — 5,5 миллиарда долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом превышают 14 миллиардов долларов.

В развитии экономики Казахстана акцент делается на малый и средний бизнес. Ведь если мы хотим жить в стабильном обществе, должны иметь не менее 40 процентов экономики за счет малого и среднего бизнеса. Таково мнение нашего Президента. А сейчас доля малого и среднего бизнеса в национальной экономике составляет четверть, но мы стараемся ее увеличить. Значимость малого и среднего бизнеса определяется тем, что он быстрее адаптируется к внешним переменам, в нем формируется средний класс. А это люди, которые имеют собственность, чувствуют себя хозяевами. И власть, если она хочет иметь надежную опору в обществе, должна опираться в первую очередь на мелких и средних предпринимателей. Это аксиома, которая не требует доказательств. Но что требует усилий, это работа по поощрению малого и среднего бизнеса. В свое время наш Президент объявлял мораторий на проверки фискальными органами мелких предприятий. А руководителям областей говорил: «Как мы воспитываем детей, так же заботливо мы должны относиться к малым и средним предприятиям». [2, c.55] В своем недавнем Послании народу Президент Назарбаев говорил о передаче непрофильных функций госпредприятий и мега-холдингов, прежде всего крупных государственных компаний и монополий, малому и среднему бизнесу. Кроме того, в этом году из республиканского бюджета будет дополнительно выделено10 миллиардов тенге Фонду развития малого предпринимательства, что даст новые возможности для кредитования малого бизнеса.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что Казахстан должен войти в число эффективно развивающихся стран мира, создавая высокие стандарты жизни для своих граждан, а возможно это лишь тогда, когда нация и экономика станут конкурентоспособными. Долгосрочная задача Казахстана — построение высокотехнологичной экономики, способной производить современные продукты с высокой добавленной стоимостью.

Даже беглый обзор достижений социально-экономического и политического развития Казахстана позволяет сделать вывод о том, что наше общество уже сейчас реально ощутило первые достижения стратегии развития страны до 2030 -года, предложенной Президентом Назарбаевым, и настроено твердо им следовать. 3, c.51]

Целью курсовой работы является освещение стратегии экономического развития Казахстана как суверенного государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть экономику Казахстана на современном этапе.

2. Проанализировать процесс интеграции Казахстана в мировую экономику.

3. Описать перспективы развития экономики Казахстана.

Глава 1 Основные итоги развития Казахстана за годы независимости

1.1 Этапы экономического развития Казахстан

Оценивая итоги рыночных преобразований в казахстанской экономике за годы независимости, необходимо, прежде всего, отметить постепенный и поэтапный переход к формированию казахстанской модели устойчивого социально-экономического развития.

Первый этап проведения рыночных преобразований условно можно определить с 1992 по 1997 год. Во время этого периода происходил процесс перехода казахстанского общества от распределительной административно-командной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции.

Второй этап развития казахстанской экономики начался с 1998 года после принятия Стратегии развития «Казахстан-2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны [1,35].

Названные этапы становления и развития Казахстана как независимого государства происходили при различных социально-экономических тенденциях.

На первом этапе социально-экономических преобразований экономика находилась в стадии глубокого производственно-финансового кризиса, что негативно сказывалось на всех направлениях развития и требовало принятия быстрых, а порой и непопулярных в обществе решений.

На втором этапе наблюдается тенденция высоких темпов развития экономики, а процесс преобразования общественных отношений требует глубокой проработки социально-экономической политики Правительства с целью принятия наиболее эффективных решений, которые будут положительно восприняты в обществе.

Ниже приводится краткий анализ состояния социально-экономического развития страны и принятых мер по становлению и развитию рыночных отношений в Республике Казахстан за 1992;2005 годы.

Первый этап (1992;1997 годы)

Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно.

Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1992;1994 годы) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.

Основные действия Правительства на этапе либерализации экономики заключались в оперативном принятии решений в области:

— отмены государственного регулирования уровня цен по большинству видов продукции и услуг;

— упразднения государственных органов, в функции которых входили планово-распределительные функции (Госплан, Госснаб, Госстрой), ограничения государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов,

— снятия барьеров (лимитов, квот) для продвижения многих товаров;

— организации банковской системы и таможенной службы;

— привлечения иностранного капитала для наполнения рынка товарами и услугами.

Либерализация экономики по принципу «шоковой терапии» была объективно единственно правильным направлением для Казахстана, который после развала СССР не имел возможности поэтапного перевода общества на новые условия хозяйствования, так как был полностью зависим от хода реформ в России, которая с января 1992 года объявила о либерализации экономики.

В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Разработчиками этой программы были Высший экономический Совет, Аппарат Президента и Правительства Республики Казахстан. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

— сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

— введение национальной валюты;

— наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

— вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

— окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР [2, 34].

Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого кризис перерос в производственно-финансовый. То есть, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.

На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению.

В 1991;1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата — на 69,9%, назначенная пенсия — на 77,3%, инвестиции в строительство — на 64,1%.

В период с 1995 по 1997 годы главным направлением реформ стало обеспечение макроэкономической стабилизации, совершенствование законодательной базы, финансовой системы, социальной сферы и производственного сектора, включая демонополизацию, приватизацию, банкротство и санацию предприятий.

Основными направлениями экономических реформ на стадии макроэкономической стабилизации стали:

— принятие в 1995 году Конституции Республики Казахстан;

— начало реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

— разрешение продажи права пользования земельными участками, находившимися в собственности предприятий;

— образование Казначейства Министерства финансов;

— либерализация цен на нефть, нефтепродукты, хлеб и хлебобулочные изделия, муку, пшеницу и другие крупы;

— образование Таможенного Союза Казахстана, России, Беларуси и Кыргызстана;

— принятие законов: о банкротстве; об антимонопольной деятельности; о бюджетной системе; о Национальном банке; о нефти; о налогах и обязательных платежах; о приватизации; о государственной поддержке прямых инвестиций, о рынке ценных бумаг и др.

— подписание соглашения о финансировании строительства нефтепровода Тенгиз-Новороссийск;

— подписание контрактов о передаче ряда крупных нефтегазовых и горно-металлургических предприятий иностранным инвесторам;

— подписание ряда соглашений с международными финансовыми организациями о предоставлении займов для обеспечения стабилизационных и структурно-институциональных реформ;

— проведение пенсионной, жилищно-коммунальной и образовательной реформы.

Налоговая и бюджетная сфера реформировалась в условиях резкого сокращения доходов и необходимости обеспечения расходов, связанных со становлением Казахстана как независимого суверенного государства.

В целях обеспечения макроэкономической стабилизации обеспечивалось поддержание дефицита государственного бюджета на относительно низком уровне, финансирование государственного бюджета постепенно перешло на неинфляционные источники. Государственное заимствование не превышало оптимальных рамок.

Главным достижением периода макроэкономической стабилизации явилось прекращение темпов сокращения производства товаров и услуг, а также снижение инфляции до 117,5% в 1997 году.

В период макроэкономической стабилизации интенсивность проводимых рыночных преобразований была самой высокой. Именно в этом периоде закладывалась основа будущих успехов Казахстана в области социально-экономического развития. В этом периоде в основном была начата и завершена работа по обустройству Тенгизского месторождения нефти и газа и строительство экспортного нефтепровода до Новороссийска.

Одновременно с этим все крупные металлургические предприятия обрели реальных хозяев, которые вложили соответствующие инвестиции на восстановление добычи и переработки руды и производство черных и цветных металлов, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру.

Второй этап (1998;2005 годы)

В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан-2030», подготовительным этапом которой стали 1998;2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии.

Главным направлением социально-экономической политики в этот период стало построение модели посткризисного развития экономики, основанной на высоких темпах освоения месторождений нефти и газа с целью обеспечения реанимации отраслей не нефтяного сектора и существенного повышения доходов государственного бюджета [3, 26].

Основными направлениями работы Правительства на этом этапе реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» стали:

— завершение реализации стабилизационных программ, включающих ограничительную денежно-кредитную политику, жесткие условия по расходам государственного бюджета и завершение либерализации цен и внешней торговли;

— погашение кредиторской задолженности государства по выплате пенсий и социальных пособий, а также заработной платы работникам бюджетных организаций и другим платежам;

— принятие программ: «борьбы с бедностью», «расцвет Астаны — расцвет Казахстана», «строительства и реконструкции автодорог»;

— принятие стратегии национальной и экономической безопасности страны.

За 1998;2000 годы была проведена большая работа по всем направлениям реализации государственных полномочий. Результатом этого стал реальный выход Казахстана из стадии экономического кризиса на траекторию высоких темпов экономического роста и повышения благосостояния населения страны.

Если в 1998 году, вследствие мирового финансово-экономического кризиса, еще наблюдался экономический спад по сравнению с предыдущим годом на 1,9%, то уже в 1999 году экономический рост составил 2,7%, а в 2000 году — 9,8%.

1.2 Факторы экономического роста в Республике Казахстан

Экономический рост в посткризисные годы в Казахстане был обусловлен действием следующих факторов:

— Восстановительный рост, который выразился в полном или частичном восстановлении производства товаров и услуг. Это, прежде всего, производство черных и цветных металлов, электрои теплоэнергетики, продуктов питания, строительных материалов, текстильных и швейных изделий, услуг транспорта и связи и т. д.

— Конъюнктурный рост, который связан с развитием отраслей, спрос на продукцию которых на мировом рынке постоянно высокий. В условиях Казахстана это, прежде всего, развитие добычи нефти и газа.

— Системный рост происходит вследствие внедрения новых сегментов производства товаров и услуг. К этому фактору необходимо отнести развитие малого предпринимательства, финансового сектора, торговлю недвижимостью, а также автомобилями, развитие производства товаров и услуг в секторе домашних хозяйств.

— Инновационный рост происходит вследствие реализации в Казахстане «Стратегии индустриально-инновационного развития» и находится в стадии становления. Этот фактор пока что оказывает незначительное влияние на развитие казахстанской экономики. Наиболее быстрыми темпами происходит инновационное развитие в таких сферах, как телекоммуникации и информационное обеспечение.

Экономика Казахстана в течение 2001;2005 гг. имела стабильно высокие темпы экономического роста, которые в среднем составляли 10,2% в год. Отмечалась высокая инвестиционная активность. Среднегодовой рост добычи нефти и газового конденсата составлял в 2001;2005 гг. 12%.

В результате этого, доходы государства стали поступать в полной мере, что создало предпосылки для начала работы по ликвидации задолженности перед населением по выплате пенсий, социальных пособий и заработной платы работникам бюджетных организаций.

Второй этап реализации Стратегии развития «Казахстан-2030» органично продолжает начатую в прежние годы политику, основанную на высоких темпах экономического роста, макроэкономической стабильности и создания условий для перехода на модель устойчивого экономического развития.

Эта политика определена в стратегическом плане социально-экономического развития на 2001;2010 годы, целями которого стали:

— построение основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики;

— увеличение вдвое к 2010 году объема валового внутреннего продукта (ВВП).

Достижение этих высоких целей предполагает проведение широкого комплекса мероприятий по всем направлениям государственной социально-экономической политики.

В связи с этим роль государства в реализации модели высоких темпов экономического роста и подготовки для перехода к модели устойчивого экономического развития определена в качестве «локомотива» экономического роста.

Эта модель предполагала активное участие государства в формировании экономических и политических условий, стимулирующих создание транснациональных корпораций, способных конкурировать в условиях рынка как внутри страны, так и за рубежом.

Казахстанская экономика является небольшой по емкости внутреннего рынка. В связи с этим стратегия долговременного экономического роста направлена на формирование экспортоориентированной модели развития. В 2001;2003 годах работа была направлена на решение вопросов по ликвидации задолженности государства и предприятий, борьбе с бедностью, по продолжению реформы в производственном, финансовом и бюджетном секторе и обеспечению дальнейших институциональных преобразований.

Одновременно велась работа в области создания устойчивой финансовой и налогово-бюджетной системы.

Деятельность Правительства была сконцентрирована на выработке системных мер, позволяющих обеспечить дальнейшее снижение инфляции, создать условия для среднесрочного и долгосрочного кредитования инвестиционных проектов, а также на обеспечении устойчивости бюджетной системы к резким колебаниям мировых цен на нефть, создании условий для развития отраслей несырьевого сектора.

Решению названных задач способствовало:

— создание Национального Фонда Казахстана и Банка развития Республики Казахстан;

— проведение амнистии денежных средств;

— принятие законов о финансовом лизинге, о строительных сбережениях, об ипотечном кредитовании, о страховой деятельности, а также налогового кодекса.

Для этого периода социально-экономических преобразований характерен высокий темп роста производства, резкое сокращение безработицы и повышение реальных доходов населения.

Реализация первоочередных мер по выполнению Стратегического плана положительно сказалась на всех сферах казахстанской экономики. Повсеместно начался экономический рост, что положительно сказалось на повышении благосостояния населения.

Государственный бюджет и предприятия уже в 2002 году ликвидировали текущую задолженность, начался процесс роста инвестиций в реальный сектор. Нормализовалась работа в аграрном секторе.

Положительная динамика показателей, характеризующих темпы экономического роста и повышения благосостояния населения, создала условия для активизации работы по созданию модели устойчивого экономического роста.

В 2003 году были приняты два основополагающих документа, определяющих развитие экономики Казахстана до 2015 года. Это:

— Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003;2015 годы;

— Государственная программа освоения месторождений нефти и газа на казахстанском участке Каспийского моря на период до 2015 года.

Эти документы определили стратегию работы в области формирования модели устойчивого развития. В дополнение к ним был принят ряд программ и законодательных актов, направленных на повышение конкурентоспособности казахстанской экономики, в том числе:

— формирование и развитие национальной инновационной системы;

— углубление социальных реформ;

— развитие микрокредитования;

— развитие образования на 2005;2010 годы;

— информатизацию учебных заведений начального и среднего профессионального образования;

— развитие космической отрасли;

— развитие жилищного строительства;

— развитие рынка ценных бумаг;

— развитие промышленности строительных материалов, изделий и конструкций;

— развитие национальных систем стандартизации и сертификации;

— развитие дорожной отрасли на 2006;2008 годы.

Замысел состоит в том, чтобы продолжить высокие темпы экономического роста в долгосрочной перспективе за счет развития нефтедобычи и ее транспортировки на мировой рынок. Одновременно проводить работу по созданию условий для развития несырьевых отраслей, обслуживающих нефтегазовое производство, а также по использованию части государственных доходов, полученных от экспорта нефти, для структурного обновления экономики страны.

Основная деятельность Правительства направлена на создание стимулирующих условий для развития новых видов несырьевых товаров и услуг в частном секторе.

В целом работа по диверсификации структуры экономики и повышении конкурентоспособности несырьевых отраслей направлена на улучшение технических требований к производству и торговле, на увеличение бюджетных ассигнований в развитие инфраструктуры, образования, науки, инноваций, трансферта новых технологий и здравоохранения. То есть, на развитие человеческого и произведенного капитала. Государственные институты, созданные в соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития, наделены достаточными финансовыми ресурсами, чтобы кредитовать инвестиционные проекты, а также частично участвовать в уставном фонде создаваемых предприятий.

Одним из основных приоритетов экономической политики является развитие малого предпринимательства.

Правительство исходит из того, что малое и среднее предпринимательство должно использовать свою гибкость, мобильность, рыночную объективность для ускоренного поиска своего места в инновационной экономике. Государство, в свою очередь, должно создать благоприятные условия для реализации инициатив предпринимательской среды и нацелить свою помощь на те предприятия малого и среднего предпринимательства, которые имеют наибольший потенциал с точки зрения своей конкурентоспособности и повышения научно-технологического потенциала страны.

Данная концепция рассматривается как переходный этап к новой государственной политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на основе кластерно-сетевого подхода и новой идеологии взаимоотношений государства и бизнеса.

Для достижения поставленной цели предполагается реализация следующих задач:

— создание максимально прозрачной законодательной основы для развития малого и среднего предпринимательства;

— дебюрократизация экономики и устранение административных барьеров;

— сокращение теневого оборота в малом и среднем предпринимательстве;

— передача непрофильных функций предприятий и акционерных обществ с государственным участием в рыночную среду, в первую очередь, малому и среднему предпринимательству;

— создание и обеспечение жизнеспособной инфраструктурной системы на основе кластерно-сетевого подхода;

— участие предпринимательства в инновационной экономике.

Анализируя пройденный Республикой Казахстан за 15 лет независимого развития путь, следует отметить, что за этот период удалось успешно решить ряд проблем, связанных с проведением политических и экономических преобразований, достигнуть значительных успехов на пути построения демократического государства с рыночной экономикой.

Этому способствовали правильно определенные приоритеты, проведение сбалансированной внутренней и внешней политики, а также последовательность в достижении поставленных целей.

Что касается внешнеполитического курса, то Казахстан успешно развивает как двустороннее, так и многостороннее международное сотрудничество, последовательно выступает за укрепление интеграции в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ШОС и ОДКБ, активно взаимодействует с международным сообществом в рамках ООН, ОБСЕ и других международных организаций. У нашей страны нет каких-либо серьёзных проблем ни с одним государством мира.

Как известно, Казахстан подал заявку на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Данная инициатива продиктована стремлением нашего государства внести свой вклад в совершенствование деятельности этой важной международной организации по обеспечению мира и стабильности в Центрально — Азиатском регионе.

Являясь одним из инициаторов создания Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), автором созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), а также проведения в г. Астане уже двух съездов мировых и традиционных религий, Казахстан вносит весомый вклад в укрепление толерантности, межконфессионального и межнационального согласия в обществе, в поддержание мира и стабильности в регионе.

Анализируя ход политических преобразований в Казахстане, следует подчеркнуть, что позиция руководства нашего государства в отношении демократизации общества заключается в том, что этот процесс должен развиваться постепенно, предпочтительно на фоне растущего благосостояния и появления институтов гражданского общества. Поэтому экономические реформы в нашей стране были поставлены во главе демократических преобразований. В построении нового Казахстана мы старались идти поступательно, адаптируя и модифицируя существующие институты, а также создавая новые с учётом национальных особенностей.

Как показала практика, такой подход к строительству государства был обоснованным и дал положительные результаты. Казахстан добился определённых результатов в либерализации политической жизни. Последовательно происходит развитие демократических институтов, политического плюрализма и демократии.

На сегодня в нашей стране, в основном, завершены структурные реформы в экономике: осуществлена приватизация государственной собственности; сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка. Казахстан в числе первых государств-участников СНГ признан развитыми государствами страной с рыночной экономикой.

В Казахстане реализуется Программа индустриально-инновационного развития страны до 2015 года, предусматривающая развитие не сырьевых секторов экономики, успешно выполняются целевые государственные программы в различных сферах. Это программы: строительства жилья и дорог; развития села; сооружения новой столицы — г. Астаны; здравоохранения и ряд других.

Продолжается реформирование социальной инфраструктуры. Осуществляются реформы в системе здравоохранения и социального обеспечения. В нашем государстве успешно работает накопительная пенсионная система, в пенсионных фондах которой уже аккумулировано более 5,1 млрд. долларов.

Приведённые примеры достаточно наглядно характеризуют масштабы, темпы и перспективы социально-экономического развития Казахстана. Достигнутые успехи являются хорошей базой для дальнейшего экономического роста, достижения страной ещё более амбициозных целей, поставленных в Послании Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана, — добиться в течение 10 лет вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.

Глава 2. Экономика Казахстана на современном этапе

2.1 Общая характеристика экономики Казахстана

Успехи Казахстана в рыночных преобразованиях, экономический рост и повышение уровня жизни населения общеизвестны и получили признание у мирового сообщества. Подтверждением тому служит включение Казахстана Всемирным банком в список стран с доходами выше среднего уровня. Признанием улучшения экономического положения и инвестиционного климата является также неоднократное повышение суверенного кредитного рейтинга государства ведущими международными рейтинговыми агентствами.

Очевидный успех проведенных реформ, как заметил Президент, подводит нас к пониманию: предстоит сделать еще больше для того, чтобы закрепить и приумножить достигнутое. Сегодня мы вступили в новый этап развития казахстанского общества, уже зрелого, чувствующего свои силы и возможности, ориентированного в будущее.

В целях построения основы конкурентоспособной в долгосрочном плане экономики в стране принимаются меры по ее диверсификации, развитию инфраструктуры и внедрению новых технологий. Активные меры используются для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития республики на 2003—2015 годы. Изучаются рынки, определяются конкурентные преимущества экономики республики. Начата работа по развитию новых высокотехнологичных производств в машиностроении, производстве стройматериалов, химической и нефтехимической промышленности, информационных технологий, металлургии, аэрокосмической сфере. [4]

Созданные для реализации Стратегии институты развития энергично приступили к формированию плацдарма по модернизации перерабатывающих отраслей. Так, Банком развития Казахстана кредитуется 20 инвестиционных проектов на сумму свыше полумиллиарда долларов. Инновационный фонд приступил к финансированию строительства первого космического спутника страны. Всего с начала текущего года фондом профинансировано двенадцать проектов на общую сумму 44,2 миллиона долларов. Ввод этих предприятий, нацеленных на формирование новых наукоемких производств, позволит диверсифицировать экономику и отойти от сырьевой направленности.

После периода спада и стагнации в 90-х годах прошлого века экономика Казахстана с 2000 года вступила в период высокого экономического роста, который во многом носил восстановительный характер.

В 2000 — 2007 гг. отмечался стабильный рост валового внутреннего продукта Республики Казахстан, составляющий в среднем 10,1% в год.

Основными внутренними факторами роста в предыдущие годы явились:

— расширение внутреннего совокупного спроса, в том числе потребительского и инвестиционного;

— рост объема инвестиций, включая усиление роли государственных инвестиций;

— благоприятный инвестиционный климат, стимулирующий приток прямых иностранных инвестиций в страну.

Рисунок 1 — Индекс физического объема ВВП (1990=100)

Изменения в налоговом законодательстве в предыдущие годы были направлены на снижение налоговой нагрузки на экономику, усиление инвестиционной привлекательности страны, стимулирование притока и внедрение новой техники и передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

Высокий уровень мировых цен на нефть, доступность заемных ресурсов на внешних рынках, приток прямых иностранных инвестиций способствовали большому притоку иностранной валюты на внутренний рынок. Это положительно повлияло на платежный баланс. С 2000 по 2006 год сальдо платежного баланса складывалось положительным. Исключение составил 2005 год, когда сложившийся дефицит текущего счета (в основном из-за отрицательного баланса услуг и баланса доходов) не был покрыт профицитом по счету операций с капиталом и финансами.

Недопущение значительного укрепления тенге на внутреннем рынке в условиях значительного притока в страну иностранной валюты сопровождалось увеличением международных резервов. Рост международных резервов, в свою очередь, сопровождался увеличением денежных агрегатов.

Расширению внутреннего совокупного спроса, как одного из фактора роста экономики, способствовало увеличение расходов на потребление домашних хозяйств и государственного сектора. В 2005 и 2006 годах валовое потребление, в том числе расходы домашних хозяйств, в среднем росли более чем на 11% в год в реальном выражении.

Росту совокупного спроса также способствовало расширение кредитования секторов экономики.

С 2001 года состояние кредитного рынка можно охарактеризовать как «кредитный бум». C 2002 года темпы роста кредитования увеличились с 37,3% до 81% в 2006 году.

Росту объемов кредитования экономики способствовал рост ресурсной базы банков как за счет привлеченных депозитов, так и за счет привлечения средств с внешних рынков.

Доступ к внешним займам стал важным фактором активного кредитования банками второго уровня экономики и обеспечения высоких темпов экономического роста.

С 2001 по 2007 годы объем инвестиций в основной капитал в реальном выражении увеличился в 3,7 раза.

В целом с 2000 года объем привлеченных прямых иностранных инвестиций составил 59 млрд. долларов США.

Вместе с тем усилились негативные тенденции макроэкономического развития.

Таблица 1 — Вклады отраслей в прирост ВВП, %

Отрасли

Промышленность

29,0

32,3

14,4

20,5

16,6

Строительство

6,5

9,4

24,7

26,2

18,6

Торговля

12,9

12,5

12,4

11,2

16,4

Операции с недвижимым имуществом

17,2

14,6

14,4

12,2

9,9

Прочие отрасли

34,4

31,2

34,1

29,9

38,5

Итого

Рост экономики в последние годы, главным образом, был связан с развитием сырьевого сектора. Большая часть инвестиций направлялась в сырьевые отрасли экономики. Росла доля экспорта нефти и газового конденсата в общем экспорте страны.

Экспансивная бюджетная политика в условиях значительного притока финансовых ресурсов способствовала росту государственного потребления, средний рост которого в 2000 — 2007 гг. составил 9,5% в год. Расширение государственного потребления и потребительских расходов населения сказалось на росте инфляции.

Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях увеличения внешнего заимствования привела к «перегреву» рынка недвижимости и повышению доходности и цен в секторе строительства и других услуг.

Растущие объемы кредитования, обеспечиваемые увеличением внешнего заимствования, в основном направлялись в строительную отрасль и рынок недвижимости, что привело к значительной зависимости данных секторов от внешнего финансирования.

Значительно изменился вклад секторов экономики в прирост ВВП.

Проявились симптомы развития «голландской болезни», увеличился дисбаланс в структуре экономики, в сторону увеличения доли нефтегазового сектора, или нефтяного «торгуемого» сектора.

С 2003 года наблюдалось ускорение инфляционных процессов. В 2007 году сложился самый высокий уровень инфляции (10,8% в среднегодовом выражении, 18,8% на конец года) за несколько предыдущих лет.

Рост инфляции происходил под воздействием как сохранивших свое влияние фундаментальных (долгосрочных) факторов, так и факторов, имевших кратковременное воздействие.

Среди фундаментальных факторов инфляции следует отметить высокие темпы роста совокупного спроса и потребления, отставание роста производительности труда от роста реальной зарплаты, недостаточная развитость конкуренции на отдельных товарных рынках, значительный рост денежного предложения.

Наметилась тенденция укрепления обменного курса тенге к валютам стран-основных торговых партнеров Казахстана, что способствовало снижению конкурентоспособности несырьевых отраслей экономики.

Внешние шоки во второй половине 2007 года обнажили и усилили системные проблемы в экономике и привели к замедлению темпов роста экономики.

Банковская система в силу высокой интегрированности в мировую экономику больше других секторов подверглась воздействию внешних шоков.

В 2007 году темпы роста ВВП снизились до 108,9%. Со второго полугодия 2007 года наблюдалось снижение темпов роста объема кредитов экономике, ухудшение качества платежного баланса, выражающееся в росте дефицита текущего счета платежного баланса, ускорились инфляционные процессы в связи с импортом инфляции.

Некоторые из указанных тенденций продолжились и в первом полугодии 2008 года.

По итогам первого полугодия 2008 года прирост в промышленности составил 3,8%, снизившись по сравнению с 6,8% в аналогичном периоде прошлого года. Снижение темпов прироста наблюдается также в строительстве, услугах связи, розничном товарообороте. Темп реального роста ВВП за январь-июнь 2008 года составил 5,4%.

Вместе с тем, в отдельных секторах экономики отмечаются положительные изменения.

В частности, не произошло ожидаемого значительного снижения объемов кредитования экономики. Объем кредитов на протяжении 1 полугодия остается неизменным, обусловленный ростом объема депозитов юридических лиц.

Вследствие роста цен на энергоресурсы в первом квартале текущего года достигнуто положительное сальдо текущего счета и платежного баланса в целом.

Кроме того, положительное влияние на темпы экономического роста оказывает инвестиционная активность: прирост инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2008 года составил 12,4% в сравнении с аналогичным периодом 2007 года (11,1% - в 1 полугодии 2007 года).

Предполагается, что в 2008 году, несмотря на благоприятную конъюнктуру на мировых товарных рынках и сохранение инвестиционного рейтинга Республики Казахстан, экономика будет подвержена влиянию следующих негативных факторов:

— продолжающийся рост цен на продовольственные и энергетические товары, являющийся одним из основных факторов роста инфляции;

— нарастание инфляционных процессов в стране, вызванное ростом цен на продовольствие и топливо, в частности, высоким спросом при ограниченном предложении и преобладающей долей продуктов питания в потребительской корзине.

— снижение объемов кредитования экономики и высокие ставки заемных средств, выдаваемых БВУ экономике. С учетом необходимости выплаты банками внешнего долга, кредиты экономике на конец года могут снизиться.

В связи с предполагаемым замедлением темпов роста кредитования экономики существуют определенные риски снижения темпов роста в отраслях, в наибольшей степени зависящих от кредитования, таких как строительство и торговля, что может привести к более низкому росту ВВП.

Вместе с тем, меры по стабилизации социально-экономического развития, принимаемые Правительством совместно с Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в части поддержки через институты развития кредитозависимых секторов, а также стимулирования инвестиционной активности холдингов, национальных компаний, развития концессионной политики, позволят смягчить внешние шоки и обеспечить стабильное развитие экономики в текущем году. Таким образом, экономика страны избежит резкого замедления и ее развитие будет осуществляться по сценарию «мягкой посадки».

С учетом всех факторов, рост реального ВВП в 2008 году составит по оценке 5−7%.

Предполагается, что высокие цены на товарных рынках будут стимулировать рост экспорта. При этом прогнозируется некоторое сокращение объемов импорта, вследствие снижения деловой активности в экономике, что в свою очередь благоприятно скажется на платежном балансе. По оценке, сальдо текущего счета в 2008 году сложится положительным и составит 5,5 млрд долл. США (или 4,2% к ВВП) по сравнению с дефицитом -7,2 млрд долл. США в 2007 году. Ожидается, что уровень инфляции в 2008 году не превысит запланированный коридор 7,9−9,9%.

2.2 Развитие ивестиционных процессов в Казахстане

Республика, Казахстан представляет для иностранных инвесторов большой интерес. Инвестиционную привлекательность казахстанского рынка обеспечивают' совокупность доступа к природным ресурсам, величина рынка, стратегическое расположение Казахстана, а также стабильная внутриполитическая обстановка и наличие соответствующей законодательной базы. Начиная с 1991 года, прямые иностранные инвестиции в экономику Казахстана достигли 13 млрд. долларов США. Но поскольку потребность в инвестициях далеко еще не исчерпана, то Казахстан по-прежнему заинтересован в их привлечениях. В настоящее время приоритетными направлениями для инвестиций являются: топливно-энергетический комплекс; агропромышленный комплекс; инфраструктура, включая транспорт, телекоммуникации, социальную инфраструктуру. Перспективными формами привлечения иностранного капитала представляются такие как финансовый лизинг, продажа акций крупных предприятий иностранным компаниям, привлечение иностранных инвестиций в венчурное производство (при долевом участии государства или правительственной гарантии) (на основе материалов Yellow pages of Kazakhstan 2001).

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Указа Президента «О мерах по модернизации экономики Республики Казахстан» в I квартале 2008 год проведена работа по отбору проектов для включения их в Перечень «прорывных» проектов.

В целях информационно-аналитического обеспечения процесса диверсификации, Указом Президента Республики Казахстан «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» от 6 апреля 2007 года № 310 предусмотрено внесение корректировок в Стратегию индустриально-инновационного развития на 2003;2015 годы с учетом новых экономических условий и приоритетов. В отчетном периоде в Правительство Республики Казахстан внесен доработанный проект Указа Президента о внесении изменений в Стратегию.

В соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2008 год разработан и внесен в Мажилис Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам фармацевтической и медицинской промышленности».

Министерством индустрии и торговли совместно с АО «Фонд устойчивого развития «Казына», АО «Национальный инновационный фонд» и казахстанскими венчурными фондами создана некоммерческая организация — Ассоциация «Казахстанская Ассоциация венчурного капитала и прямых инвестиций».

В целях усовершенствования действующего законодательства в области интеллектуальной собственности внесены предложения по усовершенствованию действующего законодательства по вопросам интеллектуальной собственности, в частности внесение поправок в Патентный закон и Бюджетный кодекс Республики Казахстан. В связи, с чем в 2008 году будет разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам интеллектуальной собственности».

Разработаны проекты законов Республики Казахстан: «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности», Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» (внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента Республики Казахстан). Также разработан проект Концепции по созданию Банка инноваций и патентов.

Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан планируется создание 5 конструкторских бюро и 1 инжиниринговой организации. Для реализации данного проекта было проведено совещание по созданию вышеуказанных структур с участием представителей машиностроительных предприятий.

В январе-сентябре 2008 г. инвестиции в основной капитал (с учетом дооценки) составили 2587,7 млрд. тенге, что на 8,2% больше, чем в соответствующем периоде 2007 года.

Рост инвестиций отмечен во всех регионах республики, за исключением Павлодарской и Южно-Казахстанской областей, гг. Астана и Алматы. Наибольший прирост зафиксирован в Жамбылской (в 2,1 раза), Кызылординской (в 1,8 раза), Западно-Казахстанской (на 30,3%) и Акмолинской (на 29,2%) областях. Высокие темпы прироста отмечены в Восточно-Казахстанской, Актюбинской и Карагандинской областях. Снижение объемов инвестиций отмечалось в Павлодарской (на 1,9%) и Южно-Казахстанской (на 0,2%) областях, а также в гг. Астана и Алматы соответственно на 8,7% и на 8,3%.

2.3 Финансовый сектор экономики и его характеристики

Рассмотрим более подробно показатели финансового сектора Республики Казахстан на современном этапе.

Банковская система — наиболее динамично развивающийся сектор экономики Казахстана. По уровню проникновения в экономику (около 90% ВВП) сопоставима с показателями стран Евросоюза. Основные качественные показатели (достаточность капитала и ликвидность) в целом по банковской системе, с учетом ситуации на международных рынках капитала, достаточны.

Банковский сектор Казахстана по динамике своего развития намного опережает как темпы роста ВВП, так и наиболее успешные несырьевые отрасли страны. Привлекая внешнее финансирование, банки наряду с нефтяными компаниями являются основными поставщиками валютных средств в республику, оказывая существенное влияние на курсообразование национальной валюты. Банки являются также основными игроками на фондовом рынке республики, обеспечивая основной оборот средств и являясь основными поставщиками финансовых инструментов.

Таблица 2 — Макроэкономические характеристики банковского сектора РК

Основные показатели, %

01.2003

01.2004

01.2005

01.2006

01.2007

07.2007

Отношение активов к ВВП

30,6

37,7

48,5

60,6

87,5

89,6

Отношение ссудного портфеля к ВВП

19,1

24,4

32,7

41,1

59,1

Отношение депозитов клиентов к ВВП

18,6

21,8

29,0

33,9

46,5

49,6

Примечание — Источник — Обзор. Банковская система Казахстана Декабрь 2007 «Рейтинговое агентство «KZ-rating» «[7]

Рисунок 2 — Динамика роста банковского сектора (млрд. тенге) с 01.01.07 по 01.01.08 [8]

По состоянию на 1 февраля 2008 года банковский сектор Республики Казахстан представлен 35 банками второго уровня, список которых представлен в приложении А. На 1 января 2008 года совокупный расчетный собственный капитал банковского сектора составил 1 781,8 млрд. тенге, увеличившись за декабрь 2007 года на 21,5 млрд. тенге или на 1,2%. Увеличение с начала текущего года составило 52,5% (на 613,2 млрд. тенге). Показатели адекватности капитала на отчетную дату составили k1 — 0,11; k2 — 0,14 (на 01.12.07 г.: k1 — 0,11; k2 -0,14).

Ссудный портфель банков (с учетом межбанковских займов) по состоянию на 1 февраля 2008 года составил 8 838,7 млрд. тенге, уменьшившись за январь на 29,6 млрд. тенге или на 0,3%. На 1 февраля 2008 года просроченная задолженность по основному долгу и начисленному вознаграждению по банкам второго уровня составила 154,6 млрд. тенге. Доля просроченной задолженности на 1 февраля 2008 года в совокупном ссудном портфеле составила 1,8%. [8]

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой