Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы мониторинга корпоративной социальной ответственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены и получили положительную оценку на международных (г. Одесса, 2008 г.- г. Санкт-Петербург, 2009 г.- г. Брянск, 2009 г.), всероссийской (г. Пенза, 2008 г.) и региональных (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.- г. Ставрополь, 2007 г.- г. Георгиевск, 2007 г.) научно-практических конференциях… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОНИТОРИНГА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Социальная ответственность бизнеса как экономическая категория
    • 1. 2. Теоретические аспекты мониторинга корпоративной социальной ответственности
    • 1. 3. Идентификация направлений и задач мониторинга корпоративной социальной ответственности
  • 2. МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА
  • ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА
    • 2. 1. Состояние социальной деятельности предприятий пищевой отрасли ставропольского края
    • 2. 2. Социально-трудовые отношения как ведущее направление мониторинга корпоративной социальной ответственности
    • 2. 3. Алгоритм управления социальной деятельностью предприятий с позиций методологии процессного подхода
    • 2. 4. Методика рейтинговой оценки предприятий в мониторинге корпоративной социальной ответственности
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    • 3. 1. Формирование системы показателей результативности и эффективности социальной деятельности предприятия
    • 3. 2. Применение рейтинговой оценки предприятий пищевой отрасли Ставропольского края в мониторинге корпоративной социальной ответственности
    • 3. 3. Обоснование принципов мотивации бизнеса к социальной деятельности

Совершенствование системы мониторинга корпоративной социальной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социальное партнерство как новое явление в российской экономике охватывает большую область производственных, социально-трудовых и общественных аспектов жизнедеятельности, отражает доминирующие моральные нормы и ценности, ожидания гражданского общества и ответную готовность бизнеса к социальному партнерству. Российское государство по примеру цивилизованных экономик активно понуждает бизнес к развитию отношений государственно-частного партнёрства, включающих иерархически взаимоувязанные направления: глобальное, национальное, региональное и внутрикорпоративное. По мере расширения сфер социальной ответственности увеличивается объём полномочий, делегированных бизнесу, и соответственно, объём привлекаемых ресурсов.

Однако в условиях конкуренции инициируемое бизнесом предоставление дополнительных расширенных социальных гарантий обеспечивается только достаточностью финансовых средств, грамотным бюджетированием, фискальной мотивацией и развитием внутрикорпоративного контроля и мониторинга результативности и эффективности социальных инвестиций. Необратимость социальной ответственности требует первоочередного теоретико-методологического исследования и обоснования практических вопросов менеджмента:

— разработки инструментов процессного подхода к анализу социальных инвестиций с позиций балансирования интересов всех участников отношений;

— развития механизма внутрифирменной оценки финансового состояния как необходимого условия развития отношений социального партнерства, характеризуемых высокой степенью зависимости от прибыльной деятельности организации;

— обоснования возможности использования процедуры мониторинга социальной ответственности бизнеса, как составной части управления конкурентоспособностью в форме структурно-информационного комплекса;

— формулирования принципов мотивации социального партнерства, с учетом международных требований идентификации, контроля и мониторинга факторов, результатов, эффектов и эффективности социальной деятельности.

Необходимость развития представленных направлений исследования обусловила актуальность темы исследования.

Разработанность темы исследования. Вопросы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, освещены в работах зарубежных и отечественных авторов.

Значительный вклад в развитие теоретических основ менеджмента в сфере социально-трудовых отношений внесли А. Алавердов, В. Антропов, Д. Аширов, В. Белкин, Н. Белкина А. Беляк, С. Жданов, А. Куклин, Л. Матрае-ва, Д. Михайлин, Г. Михайлина, В. Потёмкин, А. Татаркин, А. Шеломенцев, а в корпоративный менеджмент — Г. Агарков Э. Короткое, И. Мазур, Н. Оль-дерогге, В. Шапиро. Теоретические основы, заложенные этими учеными, позволяют, используя их разработки на уровне предприятия, выявлять проблемы и разрабатывать оптимальные решения для управленческих задач.

Концепция корпоративной социальной ответственности рассматривается в работах С. Алямина, Е. Андреевой, В. Беловой, О. Бобровой, С. Бронштейн, И. Важениной, Р. Гринберга, Ю. Гусева, Г. Зинченко, Е. Козакова, А. Корчагина, И. Рогова, В. Садкова, Т. Сулимовой, С. Фокина и др. При обосновании понятия социального продукта, анализе типовых и видовых характеристик социальных инвестиций использовались работы Е. Балацкого, С. Литовченко, Ф. Друкера, Ю. Одегова, С. Туркина, И. Бланка, О. Богомолова, Н. Лебедева, С. Хоняева и др. Инструментарий исследования основан на подходах к формированию процесса мониторинга, изложенных в работах С. Гончарова, А. Джетписовой, И. Зенкиной, П. Понизова, Г. Хатри, А. Хо-реева и др.

Процессный подход, как принцип исследования, разрабатывали А. Файоль, Э. Деминг, А. Шестаков, Т. Юракова, В. Елиферов, В. Репнин и др.

Однако данные авторы применяли его для оптимизации управления производственными, а не социальными процессами предприятия.

Однако большинство авторов в процессе характеристики корпоративной социальной ответственности сосредоточили свое внимание лишь на вербальном описании объекта исследования без количественной оценки её эффективности. Выявленная ограниченность разработок в данной области, а также противоречия в трактовке основных понятий обусловили выбор темы диссертации, цель исследования и его задачи.

Объектом диссертационного исследования выступают социальные процессы, протекающие на предприятиях пищевой отрасли, при реализации миссии корпоративной социальной ответственности.

Предметом являются социально-экономические отношения, возникающие при совершенствовании системы мониторинга корпоративной социальной ответственности.

Целью диссертационного исследования является исследование теоретических основ и методических рекомендаций по совершенствованию системы мониторинга корпоративной социальной ответственности.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Развить понятийно-категориальный аппарат совершенствования системы мониторинга корпоративной социальной ответственности.

2. Предложить методические рекомендации по организации использования системы мониторинга корпоративной социальной ответственности в процессе управления финансовым состоянием предприятия.

3. Обосновать сбалансированную систему показателей мониторинга результативности корпоративной социальной ответственности.

Теоретико-методологическую основу диссертационной работы составляют фундаментальные труды в области менеджмента организации, в частности концептуальные основы корпоративной социальной ответственности и организации контроля ее эффективности, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых. В процессе сбора, обработки и анализа накопленных материалов использован комплекс методов статистических, логических и экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению данной проблемы. На различных этапах применялись методы теоретического исследования (анализ, описание, сравнение, обобщение), эмпирического исследования и экспертные методы.

Информационно-нормативную базу исследования составляют нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, публикации российских и зарубежных периодических изданий, систематизированные автором, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, материалы организаций отрасли пищевой промышленности Ставропольского края, собственные исследования автора.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

1. Уточнено понятие системы мониторинга корпоративной социальной ответственности, рассматриваемое как структурно-информационный комплекс для специально организованного наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, состояния, бюджетирования и тенденциях развития социальных продуктов (инвестиций) с целью обеспечения долгосрочного роста рыночной стоимости активов организации, координации отношений государственно-частного партнёрства и поддержания конкурентоспособности. В условиях становления корпоративной социальной ответственности обоснованы принципы мотивации социально-ответственного поведения предприятия (п. 10.11, 10.17 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

2. Обоснован методический подход к организации системы мониторинга корпоративной социальной ответственности в процессе управления финансовым состоянием предприятия, учитывающий запас финансовой прочности, ранжирование уровней риска и динамику затрат предприятия (п. 10.11 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ). б.

3. Предложена индикативная система мониторинга корпоративной социальной ответственности, отличающаяся учетом иерархии задач социального партнерства, применение которой обеспечивает оперативное управление ресурсными резервами предприятия (п. 10.12 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она дополняет понятийный аппарат и развивает недостаточно разработанное в концепции корпоративной социальной ответственности направление — информационно-аналитическое обеспечение процедур планирования, бюджетирования, контроля и оценки эффективности социальных инвестиций, а также предоставляет возможность модернизации существующих систем внутриорганизационного мониторинга и определяет пути его оптимизации. Результаты, выводы и предложения, содержащиеся в работе могут быть применены менеджментом промышленных предприятий для решения задач соучастия бизнеса в реализации проектов социального партнёрства. Выявленные обобщения отражают современные тенденции в экономике и опираются на достижения науки менеджмента. Результаты исследования могут представлять практический интерес для органов муниципальной власти, а также использоваться как учебно-методический материал в подготовке бакалавров по направлению «Менеджмент».

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования были представлены и получили положительную оценку на международных (г. Одесса, 2008 г.- г. Санкт-Петербург, 2009 г.- г. Брянск, 2009 г.), всероссийской (г. Пенза, 2008 г.) и региональных (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.- г. Ставрополь, 2007 г.- г. Георгиевск, 2007 г.) научно-практических конференциях. Прикладные результаты по оценке рейтинга предприятий в сфере социальной ответственности использованы экономическим отделом Администрации города Георгиевска при анализе результатов социально экономического развития в 2009 году. Теоретические и методические разработки автора используются в практической деятельности ряда организаций, таких как ОАО «Винзавод «Георгиевский» и ЗАО Мясоперерабатывающий комбинат «Георгиевский».

Результаты исследования автора используются в образовательном процессе при чтении учебных дисциплин «Корпоративный менеджмент» и «Корпоративная социальная ответственность» в ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» в г. Георгиевске Ставропольского края.

Основные положения диссертации отражены в 16 научных работах общим объемом 17,45 п.л. (в т.ч. 10,59 авторских п.л.), из них 3 статьи опубликованы в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации научных результатов диссертации («Экономический анализ: теория и практика», «Вестник РГЭУ «РИНХ» «, «Управление экономическими системами: электронный научный журнал»).

Выводы по главе 2:

1. Отмечена дифференциация объема социальных инвестиций на региональных предприятиях пищевой отрасли, сформировались приоритеты инвестирования — развитие персонала, охрана здоровья, ресурсосбережение, развитие местного сообщества, добросовестная деловая практика. Показатель покрытия МРОТ в экономике страны изменяется в широком интервале 1,42−11,05, в регионе — не превышает 3,0. Душевые социальные инвестиции — 25,9−56,5 тыс. руб.

2. Определены ключевые характеристики социальной деятельности с позиций процессного подхода.

3. Методология анализа безубыточности позволила обосновать методический подход к оперативному управлению финансовой устойчивостью предприятия посредством ранжирования уровня риска с учетом динамики затрат по видам (пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные). Обосновано, что в условиях социально ответственного предпринимательства могут формироваться альтернативные производственные ситуации: «недопустимая», «критическая», «допустимая» и «эффективная».

18).

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МОНИТОРИНГА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ.

ОТВЕТСТВЕННОСТИ.

3.1. Формирование системы показателей результативности и эффективности социальной деятельности предприятия.

В практике государственного администрирования и корпоративного менеджмента наиболее обсуждаемым вопросом остается выработка показателей внутрикорпоративной отчетности в сфере социальной деятельности. Последние, с одной стороны, должны достаточно корректно оценивать выполнение предприятием норм трудового и природоохранного законодательства, бюджетных обязательств соучастия в реализации национальных проектов и региональных программ, а с другой стороны, — позволять использовать действующую систему отчетности, сохранять коммерческую тайну и давать возможность ранжировать субъекты оценки.

Остается абсолютно справедливой оценка В. В. Путина, высказанная еще в 2004 г.: «Индивидуальный успех, успехи отдельных корпораций по настоящему устойчивы, если они устремлены в перспективу, связаны с реальными нуждами людей. Российское предпринимательство в корне заинтересовано в том, чтобы иметь благоприятную социальную базу для своей деятельности. Сейчас в негосударственном секторе занято порядка двух третей всех работников, в нем закладываются стандарты жизни и труда большинства россиян, условия их медицинского и пенсионного обеспечения, образования и профессиональной подготовки».

С учетом государственного подхода к мониторингу корпоративной социальной ответственности действующая система показателей не является исчерпывающей и может корректироваться в направлении ее совершенствования и развития. Во-первых, с учетом международных требований к корпоративной социальной ответственности, во-вторых, с учетом задач государственно-частного партнерства, в третьих, с учетом реалий региональной экономики.

В этой связи интересна точка зрения П. Понизова [93], предлагающего осуществлять количественную оценку эффективности партнерских проектов с учётом зарубежного опыта, доказывающего необходимость учёта следующих условий их финансовой жизнеспособности: реалистичность проектастепень подготовленности проектасистема правового регулированияразвитость финансового рынка в странеправовые основы деятельностиквалификация участников конкурса. При этом реалистичность проекта определяется не только его себестоимостью, величиной ожидаемого дохода, наличием государственной поддержки и стоимостью конечных услуг, по и возможностью долгосрочного кредитования социальных проектов по доступным процентным ставкам, а правовые механизмы корпоративной социальной ответственности должны препятствовать экспроприации имущества или его захвату с использованием инструментов государственного регулирования. Далее предлагается «лепестковая диаграмма», с помощью которой дается балльная оценка эффективности проектов по шести показателям.

В условиях становления корпоративной социальной ответственности и отсутствия какой-либо фискальной поддержки проектов социальной деятельности предприятий отмеченный подход является спорным, а в процедуре оценки стратегических факторов жизнеспособности социальных некоммерческих проектов следует добавить комплекс более доступных и адекватных показателей мониторинга корпоративной социальной ответственности. Ее добровольный и инициативный характер в первую очередь предполагает обязательность получения четкой информации о понесенных расходах («входах» процесса) и эффектах обратной связи. По нашему мнению, принципиальным моментом внешнего оценивания и ранжирования хозяйствующих субъектов является максимальное исключение влияния типа отраслевого производства, его специализации и масштабов, иногда и территориальной принадлежности. В то же время нужна доступная и прозрачная методика сравнительной оценки результативности социального взаимодействия для формирования общественного мнения, построения прогнозов, обоснования протекционистских мер.

Анализ практики зарубежных компаний свидетельствует о множественности методических подходов менеджмента к решению задачи выработки частных показателей эффективности деятельности. При использовании метода общего фо}1да средств объединяются все ресурсы, направляемых в социальные проекты, в общий фонд средств с последующим их распределением между отдельными социальными продуктами с учетом потенциала их будущей доходности. Рассчитывается интегрированный уровень ожидаемой доходности, общий риск. По нашему мнению, такой подход для предприятий малого и среднего бизнеса не приемлем, так как отсутствие детализации учета затрат по некоммерческим проектам не позволяет провести соответствующее ранжирование реализованных, реализуемых и потенциальных социальных продуктов.

Другой подход, основанный на методе распределения средств, в большей степени учитывает зависимость доходности от источников привлечения средств (собственные и заемные) и источников покрытия затрат (себестоимость и прибыль) и предполагает оптимизацию соотношений между этими источниками. Следует согласиться, что в условиях крупного бизнеса доходность социальных проектов зависит от общей динамики деловой активности и скорости обращения активов, когда затраты социальной деятельности равномерно ложатся на коммерческие проекты. Привлечение разных источников финансирования коммерческих проектов действительно дает бизнесу возможность минимизировать средневзвешенную стоимость капитала и таким образом повышать общую эффективность деятельности, в том числе и социальной.

Нам представляется, что в условиях регионального бизнеса наиболее приемлемым может стать метод научного управления, который предполагает четкое целеполагание социальной деятельности, установление связей между реализуемыми социальными проектами, идентификацию управляемых и неуправляемых параметров, оценку внутренних и внешних ограничений, а также основывается на комплексном подходе к решению вопросов мониторинга социальных программ.

Для решения соответствующей задачи диссертационного исследования предпринята попытка разработки стратегической карты конкурентоспособности региональных предприятий пищевой промышленности на основе исследования причинно-следственной связи между затратами и результатами с позиций интеграции коммерческих и некоммерческих проектов. Такая карта может служить инструментом идентификации и группировки показателей корпоративной социальной ответственности, раскрывающим многоаспектность, иерархическую взаимосвязь и синергию эффектов социальной деятельности. С учетом механизмов влияния корпоративной социальной ответственности на устойчивое развитие региона [150] группируются виды стратегических оценок:

1. Оценка потребности (needs assessment) — оценка социально-экономических, политических, демографических, экологических и производственных условий, которые привели к необходимости формирования и реализации определенного набора социальных программ и продуктов.

2. Оценка процесса реализации (process evaluation) — анализ качества подготовки, планирования, бюджетирования, ресурсного обеспечения, кадровой компетентности, логической схемы и программы мониторинга.

3. Оценка влияния (impact evaluation) — выявление причинно-следственных связей и степени взаимного влияния между конкретными параметрами социально-экономического развития в процессе реализации производственных и социальных программ.

4. Оценка результативности (outcomes tvalution) — сравнение и экспертиза результатов, достигнутых в ходе выполнения социальных программ, выявление отклонений от плановых заданий, установление причин, прогноз тенденций и динамики социально-экономического развития.

5. Оценка продуктивности (efficiency assessment) — измерение положительных результатов, выгод, гудвилла, предоставляемых реализуемым социальным продуктом, для всех заинтересованных сторон.

6. Оценка эффективности (effectiveness evaluation) — сопоставление результатов и стоимости ресурсов, затраченных на их достижение.

При разработке системы показателей мониторинга корпоративной социальной ответственности нами учтены также и особенности стадий оценивания при реализации некоммерческих проектов в сфере корпоративной социальной ответственности. На предварительной стадии предприятие до начала реализации ранжирует альтернативные социальные проекты и программы по охвату приоритетов, координирующих с его стратегией и целями развития. На второй промежуточной стадии выполняется оперативная корректировка в случаях возникновения критических отклонений показателей от плановых значений или изменения макроэкономических условий развития. На обобщающей (завершающей) стадии выполняется оценка результативности и эффективности социальных продуктов, проводится анализ причин отклонений от целевых установок и корректировка управленческих решений.

Вышеизложенное позволяет нам обозначить место мониторинга корпоративной социальной ответственности в управлении стратегической целыо — достижение конкурентоспособности. Для региональных предприятий пищевой отрасли именно достижение конкурентоспособности и конкурептоустойчивости в долгосрочной перспективе признается главным условием мотивации к социальной деятельности и предпосылкой обременения дополнительными финансовыми обязательствами в сфере социального партнерства. Мировой опыт успешных корпораций свидетельствует о том, что социальная ответственность «лишней» не бывает, а, напротив, располагает скрытым позитивным потенциалом создания конкурентных преимуществ, т. е. таких некоммерческих и коммерческих деловой активности и деятельности, которые обеспечивают определенное устойчивое превосходство над конкурентами.

В условиях региональной экономики конкурентного рынка продовольствия конкурентное преимущество и устойчивое позиционирование пищевых предприятий может быть основано на издержках, т. е. оно формируется за счет контроля над уровнем цен, гибкой ценовой политики, эффективного учета производственных расходов, действенного администрирования, управления качеством продукта и лояльностью потребителей и прочими факторами, позволяющими снизить себестоимость.

Только при условии формировании конкурентных преимуществ социальная деятельность способствует росту инвестиционной привлекательности и снижению уровня предпринимательских рисков. Причинно-следственные связи обозначены нами в таблице 39.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Социальное партнерство как новое явление в российской экономике охватывает большую область производственных, социально-трудовых и общественных аспектов жизнедеятельности, отражает доминирующие моральные нормы и ценности, ожидания гражданского общества и ответную готовность бизнеса к социальному партнерству. В условиях конкурентной экономики инициируемое бизнесом предоставление социальных гарантий обеспечивается только достаточностью финансовых средств, грамотным бюджетированием и фискальной мотивацией.

Необратимость отношений государственно-частного партнерства требует настоятельного теоретико-методологического исследования и обоснования процедур идентификации, контроля и мониторинга факторов, результатов, эффектов и эффективности достижения гармонизации интересов. В диссертационном исследовании на основе анализа современных социально-экономических процессов выявлены доминирующие тенденции и приоритеты в сфере социального партнерства региональных (Ставрополье) предприятий пищевой отрасли.

Интерпретированы сущность трактовки государственно-частного партнерства, как системы взаимодействия бизнеса и власти, основанного на инициативном и добровольном вкладе частного сектора в социализацию экономического общественного развития при протекции государства социальным продуктам бизнеса в форме финансовых, материальных технологических, инновационных, управленческих и других ресурсов с целью реализации государственной социально-экономической политики при прозрачности отношений для общества и в предположении, что в стратегическом отношении инвестором будет получен ожидаемый результат.

Определена необходимость и сформулированы инструменты процессного подхода к анализу социального продукта, применимость теории Парето-эффективности и методологии анализа безубыточности к анализу современных социальных продуктов. На основе графика безубыточности разработан методический прием оценки границ финансового риска социальных некоммерческих инвестиций, включающий матрицу позиционирования возможных производственных ситуаций с учетом координации доли критического объема производства в общем объеме выпуска и доли регрессивных затрат в себестоимости продукции. Возможны недопустимая, критическая, допустимая и эффективная ситуации. Определены условия коррекции запаса финансовой прочности предприятия в условиях активизации отношений корпоративной социальной ответственности.

Сформулированы принципы мотивации предпринимательского сообщества к развитию отношений социального партнерства и корпоративной социальной ответственности с учетом требований международных стандартов, аргументирована целесообразность совершенствования инструментов внутрифирменного контроля с учетом важности отношений социального партнерства. Обоснована и представлена система частных показателей оценки результативности отношений социального партнерства, составившая основу авторской методики рейтинговой оценки предприятий. Проведена ее апробация на примере деятельности региональных предприятий.

С учетом положении международного стандарта 180−26 000 «Руководство по социальной ответственности» определены направления и идентифицированы задачи мониторинга и анализа в сфере социального партнерства, которые формируют три взаимосвязанных и взаимозависимых уровня — частные, национальные и глобальные. Показана возможность, использования процедуры мониторинга корпоративной социальной ответственности, как составной части управления в форме структурно-информационного комплекса для специально организованного наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, состоянии, бюджетировании и тенденциях развития социальных продуктов (инвестиций) с целью обеспечения долгосрочного роста рыночной стоимости активов организации и поддержания конкурентоспособности организации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Уточнено понятие системы мониторинга корпоративной социальной ответственности, рассматриваемое как структурно-информационный комплекс для специально организованного наблюдения, сбора, оценки и анализа сведений о факторах влияния, состояния, бюджетирования и тенденциях развития социальных продуктов (инвестиций) с целью обеспечения долгосрочного роста рыночной стоимости активов организации, координации отношений государственно-частного партнёрства и поддержания конкурентоспособности. В условиях становления корпоративной социальной ответственности обоснованы принципы мотивации социально-ответственного поведения предприятия (п. 10.11, 10.17 Паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

2. Обоснован методический подход к организации системы мониторинга корпоративной социальной ответственности в процессе управления финансовым состоянием предприятия, учитывающий запас финансовой прочности, ранжирование уровней риска и динамику затрат предприятия (п. 10.11 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

3. Предложена индикативная система мониторинга корпоративной социальной ответственности, отличающаяся учетом иерархии задач социального партнерства, применение которой обеспечивает оперативное управление ресурсными резервами предприятия (п. 10.12 паспорта специальности 08.00.05 ВАК РФ).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая и третья) Электронный ресурс. Электронно-правовая система «Консультант Плюс» http:/www.consultant.ru/online/.
  2. Конституция РФ.// Российская газета, 1993, 25 декабря.
  3. Трудовой кодекс РФ. М.: КОНТАКТ: ИНФРА-М, 2007. — 136 с.
  4. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (№ 1499−1ФЗ, 28.06. 1991 г.)
  5. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (№ 1499−1ФЗ, 28.06. 1991 г.)
  6. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№ 135-Ф3 от 11.08.1995 г.)
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. // Российская газета, 2008, 17 ноября.
  8. , А. Содержание социальной политики Текст./ А. Аверин // Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. № 4. с. 24−31.
  9. , Г. А., Зыков, В.В. Бизнес и государство: актуальные проблемы взаимодействия Текст. /Г.А. Агарков, В. В. Зыков // Экономика региона. -2010. -№ 1.-С. 172−175.
  10. , Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. Текст.: монография /Г.Л. Азоев. -М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 324 с.
  11. , А.Р. Консалтинговая поддержка как фактор обеспечения конкурентоспособности субъектов малого бизнеса на рынке труда Текст.: /А.Р. Алавердов.// Современная конкуренция. 2007. -№ 2. С. 14−19.
  12. , В.А. Маркетинг Текст.: учебник /В.А. Алексунин. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2007. — 200 с.
  13. , Е.М. Социально ответственная деятельность предприятий -фактор совершенствования структуры контроллинга Текст. /Е.М. Алигаджиева. //Экономический анализ: теория и практика. -2008. -№ 18. с. 5459.
  14. , С.FI. Специфика социальной ответственности бизнеса в регионе. Текст./С.Н. Алямкин// Регионология. -2008. -№ 1. с. 36−49.
  15. , В.А., Зеленская, JI.M. Социально-экономические основы организации и регулирования заработной платы / РАН. Урал, отд-ние. Ин-т экономики Текст./В.А. Антропов, Л. М. Зеленская. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2009.-43 с.
  16. , И.Т. Особенности финансового анализа предприятия Текст./ И.Т. Балабанов//Финансист. -2004. № 9. С. 38−43.
  17. , Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы Текст. /Е. Балацкий //Экономист. -2005. -№ 1. с. 64−80.
  18. , Б.С. Региональная модель корпоративной социальной ответственности (на примере исламских стран) Текст. /Б.С. Батаева //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2010. -№ 3. с. 63−71.
  19. , В.Н., Белкина, H.A. Инновационная активность персонала организации Текст. /В.Н. Белкин, H.A. Белкина // Экономика региона. 2010. -№ 3. — С. 203−210.
  20. Белова B. JL, Гарсия A.JI. О социальной ответственности бизнеса Текст. /В.Л. Белова, А.Л. Гарсия//Социально-гуманитарные знания. -2004. -№ 5 и № 6. с. 241−254 и с. 196−211.
  21. , И.А. Управление прибылью Текст.: монография /И.А. Бланк -Киев: Эльга, Ника-Центр, 2002. 752 с.
  22. , Ж.С. Трансформационные процессы корпоративного развития в России: социальная ответственность бизнеса Текст./ Ж. С. Беляева //Экономика региона. 2011. № I.e. 137−142.
  23. , О.С. Социальная ответственность предприятия в рамках ценностного менеджмента. Текст. //Сб. научн. тр. Экономика и управление. Часть I под ред. проф. д.э.н. Карлика А. Е. Издательство СПбГУЭФ, СПб.- 2006. с. 168- 177.
  24. , И.С. Проблемы и опыт реализации социального партнёрства в современной России Текст.: монография /И.С. Большухина. М.: ИТК «Дашков и Ко" — Академцентр, 2007. — 134 с.
  25. , O.A., Борис Д. Г. Оценка социальной ориентированности развития экономических систем разного уровня Текст./О.А. Борис, Д. Г. Борис //Вестник СевКавГТУ, -2009. -№ 4(21). с. 140−145.
  26. , С.А. Управление затратами по отклонениям Текст.: /С.А. Бороненкова// Аудит и финансовый анализ. -2004. -№ 1. С. 42−50.
  27. , М.П. Корпоративная культура: основание социального партнерства Текст. /М.П. Буковинская// Труд и социальные отношения М.: АТиСО. -2007. — № з. с. 67−79.
  28. , A.C. Экономика Текст.: учебник 4-е издание /A.C. Булатов М.: Экономисту 2008. — 831 с.
  29. И. С., Важенин С. Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории // Экономика региона. -2010. -№ 3.- С. 95−103.
  30. , М.А., Самарина, Л.Б. Управленческий анализ: вопросы теории, практика применения Текст.: монография /М.А. Бахрушина, Л. Б. Самарина. -М.: Инфра-М- 2010. 144 с.
  31. , Т. Социальное партнёрство фактор устойчивого развития государства и гражданского общества Текст./Т. Водопьянова //Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 3. с. 28−34.
  32. , Н. Оплата труда стимул или тормоз: некоторые проблемы теории и современной практики Текст./Н. Волгин //Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 6. с. 5−11.
  33. , С.Н., Балдин, К.В. Управление рисками в предпринимательстве Текст. /С.Н. Воробьёв, К. В. Балдин. М.: Издательско-торговая корпорация „Дашков и КО“, 2006. — 327 с.
  34. , Jl., Соболев, А. Анализ и оценка эффективности использования активов коммерческих организаций Текст./Л. Гиляровская, А. Соболев //Аудитор. -2000. -№ 10. с. 22−31.
  35. , A.M. Маркетинг новой продукции и перспективы его развития Текст.: монография / A.M. Годин М.: „Маркетинг“, 2006. — 110 с.
  36. , Е., Шаталова, Е. Общественные объединения нового типа в России Текст./Е. Гонтмахер, Е. Шаталова //Общество и экономика. -2008. -№ 3−4. с. 78−90.
  37. , С.Ф. Оценочные показатели социальной ответственности предприятий Текст./С.Ф. Гончаров // Аудитор. -2007. -№ 4. стр. 54−58.
  38. , М., Тихонова, Н. Самоидентификация гражданина России: социологический замер Текст./М. Горшков, Н. Тихонова/Юбщество и экономика». -2008. -№ 1. с. 42−72.
  39. , В.И. Социальные практики как категория качества жизни населения современной России Текст. /В.И. Гостенина// Общество. Государство. Политика. 2009.- № 3 (5) июнь. С. 24−32.
  40. , Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы Текст./Р. Гринберг //Общество и экономика. -2006. -№ 6. с. 9- 15.
  41. , Р., Рубинштейн, А. «Социальная рента» в контексте теории рационального поведения государства Текст./Р. Гринберг, А. Гринберг //Российский экономический журнал. -1998. -№ 3. с. 58−66.
  42. , Ю.Н. Корпоративная этика и социальная ответственность для российских компаний: бремя или выгода? Текст./Ю.Н. Гусев //Акционерное общество. 2004. -№ 5 (12) сентябрь, с. 29−34.
  43. , Г. В., Рыжова, И.Г., Войнова, Е. С. Учёт ассортиментных сдвигов в структуре выпускаемой продукции в анализе безубыточности Текст. /Г.В. Данилов, И. Г. Рыжова, Е. С. Войнова. //Экономический анализ: теория и практика. -2009. -№ 26. с. 35−39
  44. Джандарова, 3. Сущность и особенности устойчивого социально-экономического развития региона Текст./3. Джандарова //Социальная политика и социальное партнерство. -2009. -№ 5. с. 41−47.
  45. , А.Б. Индикативный мониторинг инвестиционного потенциала и формирование инвестиционного имиджа предприятия Текст./А.Б. Джетписова//Экономический анализ: теория и практика. -2008. -№ 20, октябрь. с. 44−48.
  46. , В.М., Панфилова, Е. А. Микроэкономика: учебное пособие Текст./ В.М., Джуха, Е. А. Панфилова. М.: ИКЦ «Март», — Ростов-на-Дону, 2004, -254 с.
  47. Доклад о социальных инвестициях в России за 2004 год Текст.: /Под общей редакцией С. Е. Литовченко М.: Ассоциация менеджеров, 2004. — 169 с.
  48. М. Роль государства в постиндустриальной экономике Текст. /М. Домбровски// Общество и экономика. -2006. -№ 5. с. 116−121.
  49. , В.Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: регламентация и управление Текст./В.Г. Елиферов, В. В. Репнин. М.: ИНФРА-М, 2004. — 196 с.
  50. , Н.В., Каламев, С.Л. Конкурентоспособность товаров и услуг Текст.: Монография / Н. В. Еремеев, С. Л. Каламев. М.: Колос С, 2006. -192 с.
  51. , С.А. Основы теории экономического управления предприятием Текст.: Учебник /С.А. Жданов. М.: Дело и Сервис, 2000. — 384 с.
  52. , А. Оценка социальной обоснованности уровня оплаты труда Текст./ А. Жуков//Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 9. с. 47−52
  53. , Т. Государственно частное партнёрство как механизм реализации социальной политики в жилищной сфере России. Текст./Т. Забри-ян.//Социальная политика и социальное партнёрство. -2010. -№ 1. с. 52−56.
  54. , A.A., Петруня, Ю.Е. Макроэкономика Текст.: монография /A.A. Задоя, Ю. Е. Петруня. К.: О-во «Знания», КОО, 2006. — 368 с.
  55. , Е. Современная благотворительность как ресурс социальной политики Текст./Е. Зеленова.//Социальная политика и социальное партнёрство, 2009, № 3. с. 52−56.
  56. , И.В. Основы формирования системы показателей экономического субъекта в русле современных концепций стратегического управления Текст./И.В. Зенкина. //Экономический анализ: теория и практика. -2009. -№ 27. с. 34−39.
  57. , Г. П., Рогов, И.И. Социальное партнёрство Текст.: Учебник /Г.П. Зинченко, И. И. Рогов. М.: ИТК «Дашков и Ко" — Академцентр, 2009.- 224 с.
  58. , И. Государство как фирма по предоставлению общественных услуг Текст./И. Зулькарнай.// Общество и экономика. -2006-. -№ 5. с. 105- 116.
  59. , Е.А., Литовченко, С.Е., Акопян, А. Р. Как правильно рассказать о вкладе Вашей компании в развитие общества Текст./Е.А. Иванова, С. Е. Литовченко, А. Р. Акопян. М.: Ассоциация Менеджеров, 2004. — 55 с.
  60. , В.Б. Расчёт прибыли от продаж продукции на основе учёта и распределения затрат по видам внутрихозяйственной деятельности и бизнес-процессам Текст. /В.Б. Ивашкевич.// Экономический анализ: теория и практика. 2010. -№ 12 (177). С.
  61. История экономических учений: Учебное пособие Текст. /Под ред. В. Ав-тономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006. — 784 с.
  62. , В.Н. Технология управления финансами на основе модели точки безубыточности Текст./В.Н. Кабанов.//Финансовый менеджмент. -2008. -№ 2. с. 14−21.
  63. , А .Я. Основы управления персоналом Текст.: Учебник /А .Я. Ки-банов. -М.: ИНФРА-М, 2008. 445 с.
  64. , Э. Эффективная экономика: шведская модель Текст./Э. Класс. -М.: Экономика, 1991. 233 с.
  65. , Е.М. О социальной ответственности бизнеса Текст. /Е.М. Козаков. // Журнал экономической теории. 2007. -№ 1.
  66. Комплексная методика диагностики качества жизни в регионе / Под ред. акад. РАН А. И. Татаркина, д-ра экон. наук А. А. Куклина. Текст. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010.- 136 с.
  67. , JI. Предпринимательство: от «максимизации прибыли» к синергии социально-экономических систем Текст./Л. Колесникова //Вопросы экономики. -2001. -№ 10. с. 40−54.
  68. , A.B. Западный опыт реализации корпоративных социальных программ Текст./А.В. Корчагин / В сб.: Управление экономической и социальной сферой: вопросы теории и практики. М.: Издательство «Перспектива», 2007. с. 145−157.
  69. , Ф. Основы маркетинга Текст./Ф. Котлер. М: Дело, 2002. — 736 с.
  70. , Дж. Капитал социальный и человеческий Текст./Дж. Коулман //Общественные науки и современность. -2001. -№ 3, с. 124−133.
  71. , В., Игнатова, Т.В., Солодков, Г. П. Социальное рыночное хозяйство: Путь России? Текст.: Монография /В. Краус, Т. В. Игнатова, Г. П. Солодков. Ростов/н/Д.: Феникс, 1997. — 193 с.
  72. , М.Н. Критический объём продаж: значение, сущность, величина Текст.: /М.Н. Крейнина// Финансовый менеджмент. 2001. — № 6. с. .
  73. Козырева, Г. Б, Социальная ответственность бизнеса в формате концепции устойчивого развития Текст./Г.Б. Козырева //Народонаселение. 2006. -№ 3.- с. 78−91.
  74. Курс экономики: Учебник Текст./Под ред. Б. А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2006. — 672 с.
  75. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие Текст./Под ред. A.B. Сидоровича. М.: Дело и Сервис, 2007. — 1035 с.
  76. Курс экономической теории: учебник Текст./ Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселёвой. Киров: «АСА», 2001. -752 с.
  77. , X. Социальная рыночная экономика. /Пер. с нем. Текст./Х. Лам-перт -М.: Дело, 1994. 234 с.
  78. , В. Макроэкономическая стабилизация и социальная справедливость как условие поступательного развития.России Текст./В. Логинов// Международная экономика. -2008. -№ 3. с. 18−36.
  79. , И.И., Шапиро, В.Д., Короткое, Э.М., Ольдерогге, Н. Г. Корпоративный менеджмент Текст.: / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Э. М. Короткое, Н. Г. Ольдерогге М.: Омега-Л, 2005. — 376 с.
  80. , K.P., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика Текст./К.Р. Макконнелл, С. Л. Брю. М.: ИНФРА-М, 2004, — 972 с.
  81. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. Текст. / Под ред. А. Г. Грязновой и H.H. Думной. М.: КНОРУС, 2006. — 688 с.
  82. , В. Социальное государство в философии И.А. Ильина. Текст./В. Малашенко //Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. № 10. с. 64−71.
  83. Механизмы оценки влияния социальной ответственности бизнеса на устойчивое развитие регионов России Текст.: монография/ Под ред. Е. Л. Андреевой. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2010. — 243 с.
  84. , Г. И. Как сберечь ресурс трудовой? Текст. / Г. И. Михайлина // Деловой Кузбасс. 2007. -№ 4. С. 31−38.
  85. , Ю.Г., Бронштейн, С.Б. Особенности становления региональной социально ответственной институциональной политики. Текст./Ю.Г. Мыслякова, С. Б. Бронштейн // Экономика региона. -2010. № 4. с. 130−136.
  86. , Ю.В., Бочкарёва, Т.Н. Социальная ответственность бизнеса как одна из составляющих инвестиционного потенциала России. Текст. / Ю. В. Никитская, Т. Н. Бочкарёва //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011.№ 6(48).с. 12−17.
  87. , З.К. Социально-этический маркетинг. Текст. / З. К. Оксанова. -М.: Наука, 1997.-200 с.
  88. Оценка влияния программ корпоративной социальной ответственности на имидж компании Текст. / Под ред. С. Е. Литовченко -M.: AMP, 2006. -138 с.
  89. , А. Компании «нового стандарта»: должна ли корпоративная социальная ответственность стать обязательной в 2008 году? Текст. /А. Пи-калев//Экономическая газета. -2007. -№ 10. с. 7.
  90. , П. Количественная оценка эффективности проектов государственно-частного партнёрства Текст./П. Понизов // Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 4. с. 34−39.
  91. , В., Крайшоченко, И. Эволюция человечества и экономика Текст./В. Попов, И. Крайнюченко // Общество и экономика. -2006. -№ 6, с. 182−191.
  92. , A.B. Модификационная схема стратегической безубыточности Текст. /A.B. Постюшков //Экономический анализ: теория и практика. -2009. -№ 32. с. 2−5.
  93. , В.К. Управление персоналом Текст.: учёные записки. Книга IY. Монография/ В. К. Потемкин СПб.: СПбАУП, 2009. — 4 с.
  94. Проект национального союза кадровиков и журнала «Справочник по управлению персоналом» «Стоящие люди» Текст. /№ 6 за 2009 год.
  95. , М. Когда власть хочет, чтобы был бизнес, это много Текст./М. Прусак //Экономика и жизнь. -2006. -№ 5. февраль, с. 4.
  96. Риск-менеджмент Текст.: учебник /Под ред. И. Юргенса. М.: Издатель-ско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2003. -512 с.
  97. , О. Социальные инновации в контексте нового понимания рынка Текст./0. Романова // Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 1. с. 77−80.
  98. , И. Реализация национальных проектов предполагает мониторинг их эффективности Текст./И. Рукина //Общество и экономика. -2008.-№ 6, с. 37−42.
  99. , H.A., Русак, В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования Текст.: Справочное пособие/Н.А. Русак, В.А. Русак Минск, 1977.-176 с.
  100. , Г. В. Методика оценки уровня операционного и финансового риска в предпринимательской деятельности Текст./ Г. В. Савицкая// Экономический анализ: теория и практика. 2007. -№ 16. с.45−52.
  101. , Г. В. Экономический анализ Текст.: Учебник / Г. В. Савицкая. -Минск: Новое знание, 2004. 640 с.
  102. , В., Греков, И. Об эффективности общественного развития (вопросы методологии страновых измерений) Текст./В. Садков, И. Греков // Общество и экономика. -2006. -№ 4. с. 163 178.
  103. , В., Кузнецова, О. О модели социального партнёрства в регионах России. Текст./В. Садков, О. Кузнецова //Общество и экономика. -2007. -№ 4. с. 124−133.
  104. , H.H., Насыпова, Р.Ф. Корпоративно социальный отчёт как инструмент роста ценности бизнеса Текст./Н.Н. Семенова, Р. Ф. Насыпова / (http://science-bsea.narod.ru/2006/econom2006/semenova).
  105. A.B. Правовая ответственность государственного служащего и предпринимателя в современной России Текст.: монография/А.В. Сероусов Ростов-на-Дону: Антей, 2007. 132 с.
  106. , И.М. Методология оценки маркетинга услуг аутсорсинга и мультипликативного эффекта Текст.: монография / И. М. Синяева, В. В. Синяев, Н. Г. Каменева. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2010. 173 с.
  107. , A.B. Показатели качества коллективного договора. Текст. / A.B. СкавитинЮкология и охрана труда. -2008. -№ 3. стр. 10−14.
  108. , Г. Э. Вопросы организации труда и социальных отношений Текст.: (по материалам зарубежных изданий)/Г.Э. Слезингер// Труд за рубежом. 2000. -№ 3. -С. 106−120.
  109. МЛ. Маржинальный анализ в контроллинге Текст./М.Л. Слуц-кин //Аудитор. -2004. -№ 6. с. 41−45.
  110. , A.B. Экономическая стратегия государства и модель национальной экономики России Текст. /A.B. Сидорович// Общество. Государство. Политика. 2008. — № 2 (ноябрь). С. 51−58.
  111. Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка Текст. /Под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова М.: Ассоциация Менеджеров, 2003.-208 с.
  112. Степанов, J1.B. Моделирование конкуренции в условиях рынка Текст. Монография/.Академия Естествознания, 2009. 204 с.
  113. , Т. Принципы социального партнёрства как основа коллективного договора Текст./Т. Сулимова // Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 2. с. 22−25.
  114. , Т.В. Региональный опыт повышения социально-экологической ответственности предприятий Текст. /Т.В. Тихонова // Экономика региона. -2010. -№ 4. с. 183−189.
  115. , М. Уменьшая риски Текст./М. Томпсон// «Ведомости-форум». Экологическое законодательство и бизнес. -2005. ноябрь, с.26−31.
  116. , В. Структура денежных доходов населения и оплаты труда в их составе в России и Москве Текст./В. Тончу// Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ 6, с. 61−66.
  117. , A.A. Использование инновационного подхода в стратегическом управлении предприятием: Автореф. дисс.к.э.н., 08.00.05 Текст./А.А. Трифилова Нижний Новгород: Нижегородский гос.архит.-строит. университет, 2000. — 23 с.
  118. , М.И. Как можно воздействовать на затраты Текст./М.И. Трубочкина // Экономика и предпринимательство 2010. -№ 2. С. 52−64.
  119. , С. Зачем бизнесу социальная ответственность? Текст./С. Тур-кин// Управление компанией. -2004. -№ 7. с. 54−62.
  120. , C.B. Социальные инвестиции в бизнесе. Текст./ C.B. Туркин. -М.: Изд-во «Русский Университет», 2003.- 240 с.
  121. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. /Под ред. А. Г. Грязновой. Текст. М.: Финансы и статистика, 2002, -1230 с.
  122. , С. Влияние корпоративной социальной ответственности на национальную конкурентоспособность: концепция ответственности и конкурентоспособности. Текст./С. Фокин // Международная экономика, 2006, № 2, с. 79−89.
  123. Формирование системы государственного контроля и надзора в сфере природопользования / Отв. ред. А. Г. Шеломенцев. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010.-57 с.
  124. , Г. П. Мониторинг результативности в общественном секторе. Текст./Г.П. Хатри. М.: ИЭК, 2005. — 130 с.
  125. , А.И. и др. Мониторинговый анализ как информационная основа социально-экономического управления предприятием (на примере Воронежской области) Текст./А.И. Хореев и др.// Менеджмент в России и за рубежом. -№ 3. -2002. с. 39−45.
  126. , Г. И. Концептуальные основы управления затратами/Г.И. Хо-тинская//Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 4. с. 23−30.
  127. , Г. И. Финансовый менеджмент (на примере сферы услуг). Текст./Г.И. Хотинская. М.: Дело и Сервис, 2002. — 248 с.
  128. , Н.В. Рискообразующие факторы: характеристика и влияние на риски. Моделирование и анализ безопасности и риска в сложных системах Текст.: / Труды международной научной школы МА БРК-2001. -СПб:-НПО «Омега», 2001. 189 с.
  129. , С. Оценка конкуренции в российской промышленности Текст./С. Цухло // Общество и экономика, № 9−10, 2000. с. 70−112.
  130. А. Бизнес как субъект социальной политики в современной России Текст./А. Чирикова // Общество и экономика. -2006. -№ 9. стр. 100 119.
  131. , А., Шишкин, С. Власть и бизнес на поле социальной политики: региональная проекция Текст./А. Чирикова, С. Шишкин//Общество и экономика. -2006. -№ 1. с. 105−132.
  132. , И.Н., Чуева, JT.H. Экономика предприятия. Текст.: Учебник/И.Н. Чуев, Л. Н. Чуева. М.: «Дашков и К0», 2007. -416 с.
  133. , Л. Новая модель инвестиционного партнёрства государства и частного сектора Текст./ Л. Шарингер.//Российский экономический журнал. -2004. -№ 9−10. с. 41−52.
  134. , Я. Антикризисные меры в поддержку социальной ответственности Текст./Я. Шевчук // Социальная политика и социальное партнёрство. -2009. -№ U.c.
  135. , В.А. Государственно-частное партнёрство как форма эффективного взаимодействия государственной власти и бизнеса Текст./В.А. Щегорцов // Общество. Государство. Политика. 2009.- № 1(3) февраль. С. 34−46.
  136. Экономическая теория. /Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. Текст. СПб.: Изд. «Питер», 2002. — 544 с.
  137. Экономическая теория. /Под ред. Н. В. Сумцовой, Л. Г. Орловой. Текст. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 655 с.
  138. Экономическая оценка влияния социальной ответственности бизнеса на устойчивое развитие регионов России./ Отв. ред. д-р экон. наук Е. Л. Андреева Текст.: монография. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2010. — 267 с.
  139. Эффективный менеджмент предприятий и компаний. Текст./ И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге /Под общ. ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
  140. , Л. Социальная защита Текст.: Монография/Л. Якушев М.: Государственная академия управления им. Орджоникидзе, 1998. — 54 с.
  141. , Г. Минимальная заработная плата как результат социального диалога Текст./Г. Яновская//Социальная политика и социальное партнерство, 2009, № 6, с. 12−14.
  142. , Е. Государство и экономика на этапе модернизации Текст./Е. Ясин //Вопросы экономики, 2006, № 4, с. 4−30.
  143. ISO/WD 26 000 Guidfnce on Social Responsibility/ Reference number: ISO/TMB/WG SRN 55. 28.03.2006.152. http: //www.rosmedstrach. ru
  144. Davis R. The Meaning and scope of social responsibility. In: Contemporary management. Issues and viewpoints. — Englewood clifts, 1974. p. 630.
  145. Lindbeck A. The Swedish experiment// J. Econ. Liter. 1997. Vol. 25, № 3.
  146. Porter M., Keteis Ch. UK Compctiveness: Moving to the next stage //U.K. Department of Trade and industry/Economic and Social Research Council. 2003.
  147. Sand M. An explosion at an oil rig Deepwater Horizon in the Gulf of Mexico// The New York Times. № 141,-2010.-3 november.
Заполнить форму текущей работой