Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация бухгалтерского учета на предприятии

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Помимо названных видов финансового контроля выделяется также муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его использования и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством РК. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными… Читать ещё >

Организация бухгалтерского учета на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Республики Казахстан Колледж университета «Туран»

Отчёт о производственной практике Специальность 518 000 Учет и аудит Выполнила Обучающаяся группы СУ-12−1

Хамраева Карина Проверила Преподаватель Береснева И. В Алматы 2015

ВВЕДЕНИЕ

Я, Хамраева Карина студентка 3-го курса колледжа «Туран» проходила практику в ТОО «ИНКАМ» с 22 декабря по 17 января 2014;15 года.

Целью данной практики является изучение практических ситуаций, сбор и анализ материала, ознакомление с документальной основой бухгалтерии, видами предоставляемых услуг, формирование необходимых умений, навыков и личностных качеств в бухгалтерском деле.

Задачами производственной практики является:

ознакомление с организацией: его структурой, основными функциями управленческих и производственных подразделений;

непосредственное участие в текущей деятельности предприятия;

подбор и систематизация материалов;

изучение основных направлений и результатов коммерческой деятельности организации;

изучение и анализ организации и управления технологическим процессом на предприятии;

В данной работе были использованы следующие внутренние материалы:

первичная документация учётные регистры бухгалтерская отчетность за 2013 год и т. д.

В ходе подготовки данной работы изучены теоретические разработки, официальные документы, законодательные акты.

В процессе прохождения практики я ознакомилась: со структурой и организацией деятельности, с системой электронного документооборота.

Основу отчета составила на основании теории, взятой мною из учебников В. П. Проскурина «Бухгалтерский учет», В. Л. Назарова «Бухгалтерский учёт»

Производственная практика в ТОО «ИНКАМ» является важным этапом подготовки квалифицированных специалистов. Она является видом учебно-вспомогательного процесса, в ходе которого закрепляются теоретические знания на производстве. Практика является завершающим этапом в процессе подготовки экономиста к самостоятельной производственной деятельности.

Одно из главных требований к подготовке специалистов высшей квалификации — её связь с практикой, знание конкретных задач, особенностей будущей практической деятельности. Важным звеном этой связи является производственная практика.

Цели и задачи производственной практикиэто систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных по дисциплинам специализации; приобретение практических навыков работы.

Основной целью настоящей производственной практики является финансово-экономический анализ деятельности ТОО «ИНКАМ». Изучение системы статистической, бухгалтерской и финансовой отчетности, изучение и закрепление методов расчета и анализа основных финансовых показателей.

Развитие бизнеса сопровождается возрастанием роли бухгалтерской информации в сферах управления, контроля и анализа деятельности предприятий. В современных условиях хозяйствования практически невозможно управлять сложным, финансовым механизмом предприятия без своевременной полной и достоверной экономической информации, которую дает только четко налаженная система учета. Работники экономической службы и, в первую очередь, персонал бухгалтерии, должны хорошо знать всю систему учета и отчетности для того, чтобы уметь быстро и безошибочно ориентироваться в хозяйственной обстановке, понимать рыночную ситуацию и ее тенденции. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, собственном капитале, обязательствах, доходах и расходах субъекта, регламентируемую стандартами бухгалтерского учета и другими нормативными актами.

ГЛАВА 1. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ НА ПРИМЕРЕ ТОО «ИНКАМ»

1.1 Индивидуальный подоходный налог Индивидуальный подоходный налог на предприятии ТОО «ИНКАМ» исчисляется по ставке 10%. К доходам, облагаемым у источника выплаты, относятся следующие виды доходов:

— доход работника,

— доход физического лица от налогового агента,

— пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов,

— доход в виде дивидендов, вознаграждений, выигрышей,

— стипендии,

— доход, по договорам накопительного страхования.

Пример расчета ИПН приведен в таблице 1.

Таблица 1. Пример расчета ИПН на предприятии ТОО «ИНКАМ»

Период, за который получен доход

Январь

Размер налогооблагаемого дохода за полный или неполный месяц

100 000

Размер ОПВ

10 000

Вычет в размере МЗП

Да

Наличие льгот и дополнительных вычетов

Нет

Размер льгот и дополнительных вычетов

Минимальная заработная плата (2014 год)

19 966

Сумма налога составляет

7 003

Расчет налога производится по формуле ИПН = (Д — ОПВ — Л — МЗП) 10%

Удержание налога производится не позднее дня выплаты дохода, облагаемого у источника выплаты, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом. Перечисление налога в бюджет осуществляется до 25-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты, по месту своего нахождения.

По доходам работника структурных подразделений уплата налога производится в соответствующие бюджеты по месту нахождения структурных подразделений.

1.2 Земельный налог Предприятие ТОО «ИНКАМ», имеющее объект обложения на праве собственности, на праве постоянного землепользования и на праве первичного безвозмездного временного землепользования.

Земельные участки, входящие в состав земель населенных пунктов, промышленности, особо охраняемых природных территорий, лесного и водного фондов, используемые для сельскохозяйственных целей, облагаются налогом по базовым ставкам, установленным статьей 378 настоящего Кодекса, с учетом условий пункта 1 статьи 387 настоящего Кодекса. Базовые налоговые ставки на земли населенных пунктов (за исключением придомовых земельных участков) устанавливаются в расчете на один квадратный метр площади в зависимости от расположения и названия населенного пункта, например в г. Астане ставка равна 19,3 тенге, а в Шымкент — 9,17 тенге, поселки — 0,96 тенге, села — 0,48 тенге.(см. ст. 381 НК РК). Придомовым земельным участком считается часть земельного участка, относящегося к землям населенных пунктов, предназначенная для обслуживания жилого дома и не занятая жилищным фондом, в том числе строениями и сооружениями при нем. Придомовые земельные участки подлежат налогообложению по следующим базовым налоговым ставкам:

1) для городов Астаны, Алматы и городов областного значения:

· при площади до 1000 квадратных метров включительно — 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

· при площади, превышающей 1000 квадратных метров, — 6,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налога на земельные участки, превышающие 1000 квадратных метров, могут быть снижены с 6,00 до 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

2) для остальных населенных пунктов:

· при площади до 5000 квадратных метров включительно — 0,20 тенге за 1 квадратный метр;

· при площади, превышающей 5000 квадратных метров, — 1,00 тенге за 1 квадратный метр.

По решению местных представительных органов ставки налогов на земельные участки, превышающие 5000 квадратных метров, могут быть снижены с 1,00 тенге до 0,20 тенге за 1 квадратный метр. Налоговые ставки на земельные участки, занятые под:

· автостоянки, автозаправочные станции — земли населенных пунктов подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов увеличенным в 10 раз

· казино — земли населенных пунктов, занятые под казино, подлежат налогообложению по базовым ставкам на земли населенных пунктов увеличенным в 10 раз.

Пример расчета земельного налога на предприятии ТОО «ИНКАМ»:

16 сентября 2014 года ТОО «ИНКАМ» приобрело земельный участок площадью 2300 кв. м, который расположен в Алмалинском районе г. Алматы. Сумма земельного налога ТОО «ИНКАМ» на 2014г: 2300кв. м*0,96 тенге/12*4=46, где 0,96- ставка налога на землю с сооружением при нем за 1 кв. м для г. Алматы. Так как у ТОО «ИНКАМ» дата возникновения налогового обязательства с 1 сентября 2014 г., то налог за 4 месяца 2014 года составит 46 тенге. Сумма текущих платежей по земельному налогу за 4 квартал 2014 г. составит по сроку на 20 ноября 2014 г — 46 тенге.

В бухгалтерском учете производим следующие записи, приведенные в таблице 2.

Таблица 2. Начисление земельного налога

Дата

Содержание хозяйственой операции

ДТ

КР

Сумма (тенге)

20.11.14

начислен земельный налог

20.11.14

перечислен земельный налог

Расчет земельного налога за 2014 год производится в форме 700.01 «Земельный налог». Сумма исчисленных текущих платежей по земельному налогу за налоговый период составляет 46 тенге и отражается в Декларации по земельному налогу, налогу на транспортные средства и налогу на имущество по форме 700.00. Установленный налоговый период: Календарный год.

1.3 Налог на имущество Объект налогообложения для предприятия ТОО «ИНКАМ» — являются здания, сооружения, помещения, а также иные строения, прочно связанные с землей (далее — здания), находящиеся на территории Республики Казахстан, являющиеся основными средствами или инвестициями в недвижимость.

Исчисление налога производится самостоятельно путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе по следующим ставкам:

· 1,5% к среднегодовой стоимости объектов налогообложения применяют юридические лица, работающие по общеустановленному режиму

· 0,5% применяют индивидуальные предприниматели и юридические лица, работающие на основе упрощенной декларации

· 0,1% применяют некоммерческие организации и организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере и т. д.

Пример расчета налога на имущество для предприятия ТОО «ИНКАМ»: По состоянию на 16.09.2014 г. ТОО «ИНКАМ» имело на балансе следующие основные средства и нематериальные активы показанные в таблице 3.

Таблица 3. ОС и НА ТОО «ИНКАМ»

№ п/п

Наименование объекта

Первоначальная стоимость

Накопленная амортизация

Остаточная стоимость

Здание

Стол письменный

Телефон «Sony»

Шкаф для документов

Стулья- 6 штук

Компьютер- 2 штуки

Ксерокс «Cannon»

Кассовый аппарат «Миника»

Программное обеспечение 1с-бухгалтерия

Итого:

В ТОО «ИНКАМ» используется прямолинейные метод начисления амортизации. По расчету сумма текущих платежей по налогу на имущество составляет: 50 529 000*1%=505 290. Сумма текущих платежей ежеквартально составляет 126 322,5 тенге. Полученные данные заносятся в форму налоговой отчетности 701.02 «Расчет текущих платежей по налогу на имущество». При начислении и уплате налога на имущество ежеквартально производится следующая корреспонденция счетов, показанная в таблице 4.

Таблица 4. Уплата налога на имущество

Дата

Содержание хозяйственой операции

ДТ

КР

Сумма (тенге)

20.02.2014

начислен налог на имущество

126 322,5

20.02.2014

уплачен налог на имущество

126 322,5

По объектам налогообложения, приобретенным в течение налогового периода, текущие платежи по налогу на имущество определяются путем применения налоговой ставки к налоговой базе на момент приобретения объектов налогообложения. Налоговый период — календарный год. Окончательный расчет и уплата налога на имущество производится в срок не позднее десяти дней после наступления срока представления декларации за налоговый период.

ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ НА ПРИМЕРЕ ТОО «ИНКАМ»

2.1 Структура бухгалтерии и организация учета хозяйствующего субъекта Бухгалтерия ТОО «ИНКАМ» состоит из главного бухгалтера, в подчинении которого находятся: заместитель главного бухгалтера, бухгалтер экономист и экономист, а так же кассира, который ведёт операции по кассе. Бухгалтерия взаимодействует со всеми структурными подразделениями.

Бухгалтерский учет автоматизирован и ведется с помощью компьютерной программы 1С: Предприятие-8.2. На наш взгляд компьютеризация учета в организации полностью соответствует современным информационным технологиям: входная информация оперативно поступает во все места обработки, по сети осуществляется ее обработка и выход выходной информации.

В период отсутствия Главного бухгалтера (на время отпуска, болезни, командировки, иных случаев) его права и обязанности в соответствии с указанием Финансового директора возлагаются на другого работника Бухгалтерии. Работники Бухгалтерии ТОО «ИНКАМ» назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным директором Компании по представлению Главного бухгалтера и Финансового директора.

Обязанности каждого работника Бухгалтерии закрепляются должностными инструкциями, утверждаемыми Генеральным директором.

Главный бухгалтер ТОО «ИНКАМ» подчиняется непосредственно директору. Общее руководство бухгалтерской службой возложено на главного бухгалтера. Бухгалтерия состоит из главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера, бухгалтера по расчетам оплаты труда, бухгалтера — кассира.

аудиторский налог кассовый актив

2.2 Учет денежных средства организации Денежные средства необходимы предприятию для осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат. Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.

Учет денежных средств производится по Типовому плану счетов бухгалтерского учета от 15 июня 2010 года № 281, в котором для учета предназначен подраздел 1000 «Денежные средства». Предприятия хранят свои денежные средства на текущих счетах в коммерческих банках и осуществляют платежи по обязательствам, как правило, в форме безналичных расчетов через эти банки, а необходимые текущие расчеты с поставщиками и прочими дебиторами осуществляют наличными деньгами из кассы предприятия в соответствии с установленными нормативными документами Национального банка Республики Казахстан. При раскрытии движения денежных средств от инвестиционной деятельности может быть использован прямой метод. По этому методу раскрываются основные виды денежных поступлений и выплат, либо косвенный метод, при котором чистый доход или убыток корректируется на изменения текущих активов и обязательств, денежных операций, а также на доходы или убытки, являющиеся результатом инвестиционной или финансовой деятельности.

Для учёта денежных средств в Типовом плане счетов отведены счета 1 раздела. Счета по структуре и назначению активные.

Пример корреспонденции счетов показан в таблице 5.

Таблица 5. Корреспонденция счетов в ТОО «ИНКАМ»

№ П/П

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Перечислен аванс за поставку ТМЗ

Поступили денежные средства с текущего банковского счета в кассу

На расчетный счет зачислен полученый аванс от покупателя

Погашение задолженности перед поставщиками

Перечислен с текущего банковского счета в бюджет налог на добавленную стоимость

Списаны материалы на административные расходы

Поступили денежные средства на расчетный счет от покупателя

При учёте операций с денежными средствами руководство встречается с двумя проблемами:

установление надлежащего контроля во избежание введения в учёт несанкционированных операций высшими должностными лицами и работниками предоставление информации, необходимой для осуществления надлежащего руководства за наличными денежными средствами и операции с денежными средствами.

Для обеспечения сохранности денежных средств и точности их учёта обязательно наличие эффективного внутреннего контроля под денежными средствами. Внутренний контроль над денежными средствами должен выполнять следующие функции:

отдельное хранение и отдельный учёт денежных средств;

учёт всех операций, произведённых за наличный учёт;

хранение только необходимого остатка в кассе;

физический контроль денежных средств.

При учёте денежных средств необходимо обратить внимание на следующие вопросы: ограниченные денежные средства, банковские овердрафты, эквиваленты денежных средств.

2.3 Учет расчетов с покупателями и заказчиками Дебиторская задолженность — сумма долгов, причитающаяся предприятию от юридических или физических лиц и возникшая в результате хозяйственных взаимоотношений между ними. Своевременное взыскание дебиторской задолженности — одно из важнейших условий обеспечения благоприятного финансового состояния предприятия. Дебиторская задолженность определяется как счета и векселя к получению, возникающие в результате реализации товаров и оказания услуг. Дебиторская задолженность включает в себя также арендные платежи, проценты и прочие суммы к получению, начисленные за отчетный период.

Пример корреспонденции счетов по учету дебиторской задолженности приведен в таблице 6.

Таблица 6. Корреспонденция счетов по учету дебиторской задолженности в ТОО «ИНКАМ»

№ П/П

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Расчет с поставщиком с текушего банковского счета

Выдана сумма в подотчет из кассы

На расчетный счет зачислен полученый аванс от покупателя

Погашение задолженности перед поставщиками

Выдан аванс работнику из кассы

За счет займа в банке оплатили поставщику за ТМЗ

Возврат неизрасходованных подотчетными лицами сумм

В рыночной экономике между предприятиями и банками постоянно совершаются сделки по поводу перераспределения, хранения денежных средств. Всевозможные расчеты, возникающие между предприятиями, также ведутся при помощи денежных средств. С их помощью завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы, получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода.

Этим самым денежные расчеты выступают важнейшим фактором обеспечения кругооборота средств, а их своевременное завершение служит необходимым условием процесса производства. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором (соглашением, отдельными договоренностями). По согласованию между предприятиями могут проводиться зачеты взаимных требований и обязательств. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются в установленном порядке непосредственно ими самими без участия банка. Если при оплате товаров выделяется налог на добавленную стоимость, то в расчетном документе (поручении, требовании-поручении, реестре чеков и реестре счетов на получение средств с аккредитива) сумма налога показывается отдельной строкой.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии двух подписей (первой и второй), учиненных должностными лицами, имеющими право на эти подписи, для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке и оттиска присвоенной предприятию печати. Расчетные чеки выписываются от руки чернилами или шариковой ручкой. Любые исправления в расчетных документах не допускаются. По счетам 2110 «Долгосрочная задолженность покупателей и заказчиков» и счету 1251 «Краткосрочная задолженность подотчетных лиц» составляются Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1210 и 1251.

Журнал-ордер № 11 предназначен для учета операций по кредиту счетов подразделов и групп счетов 1320 «Готовая продукция», 1330 «Товары», 1200 «Краткосрочная дебиторская задолженность», 2100 «Долгосрочная дебиторская задолженность» и 6000 «Доход от реализации продукции и оказания услуг».

2.4 Учет основных средств Основные средства — материальные объекты, которые: удерживаются для использования в производстве или поставке товаров или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для собственных нужд; как ожидается, будут использованы в течение более одного года. Признание актива в качестве объекта основных средств. Стоимость объекта может быть признана активом, когда статья отвечает критериям признания актива, вероятности поступления в учреждение будущих экономических выгод или потенциала услуг, связанных с этим объектом, и возможности надежного измерения стоимости объекта.

При поступлении активов для учета ввода объектов основных средств в эксплуатацию и при их перемещении постоянно действующей комиссией составляется акт формы ОС-1 Альбома форм. После оформления Акт утверждается руководителем учреждения и передается в бухгалтерскую службу. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к данному объекту (предмету). На основании этих документов бухгалтерская служба присваивает объекту инвентарный номер и производит соответствующие записи в регистрах учета. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, под которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Все основные средства должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом руководителя учреждения. Лица, ответственные за хранение объектов основных средств, ведут инвентарные списки основных средств по объектной по форме ОС-13. На каждый отдельный объект основных средств или компонент объекта составляется инвентарная карточка формы ОС-6. Для группового учета однотипных объектов основных средств предназначается карточка ОС-9. Все инвентарные карточки регистрируются в описи инвентарных карточек по учету активов формы ОС-10.

Пример корреспонденции счетов по учету ОС приведен в таблице 7.

Таблица 7. Корреспонденция счетов по учету ОС в ТОО «ИНКАМ»

№ П/П

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Приобретение основных средств от поставщиков в кредит

Оприходованы материалы, полученные при демонтаже основных средств

Списание основных средств при выбытии на сумму начисления износа

Приобретение за счет ранее выданных поставщикам авансов

Списание основных средств при выбытии на сумму остаточной балансовой стоимости

Безвозмездное поступление объекта основных средств

Амортизируемая стоимость основного средства систематически распределяется в виде амортизационных отчислений на расходы учреждения в течение всего срока полезной или нормативной службы. В инвентарных карточках учета основных средств формы ОС-6 записывается годовая сумма амортизации, сумма убытков от обесценения в тенге за отчетный год. Ежемесячно из карточек сумма амортизации записывается в разработочную таблицу расчета сумм амортизации долгосрочных активов, формы 459, на основании которой определяется общая сумма износа основных средств за отчетный период. На общую сумму износа в последний день месяц составляется мемориальный ордер, который затем переносится в книгу «Журнал-главная». Амортизация основных средств государственных учреждений осуществляется в соответствии нормами утвержденными постановлением Правительства РК на ежемесячной основе. Начисление амортизации приобретенных основных средств производится с 1 числа месяца следующего за месяцем: приобретения, если не требуется осуществление монтажа; ввода в эксплуатацию, если необходимо проведение монтажа. Начисление амортизации выбывших основных средств прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основного средства. Начисление амортизации свыше 100% стоимости основных средств не производится. Накопленная амортизация в размере 100% стоимости объектов основных средств, которые годны для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для их списания по причине полного износа.

2.5 Учет нематериальных активов Нематериальные активы (НМА) — это идентифицируемые немонетарные активы, не имеющие физической формы. Критерии признания статьи в качестве актива — когда есть вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или потенциала услуг, относящихся к использованию этого актива, и стоимость актива может быть надежно оценена. Критерии признания актива в качестве НМА — идентифицируемость, контроль. Где, идентифицируемость — это когда объект можно отделить, т. е. можно его продать, сдать в аренду или обменять, либо отдельно, либо вместе со связанным с ним договором активом или обязательством; он возникает из юридических прав, независимо от того является ли он передаваемым или отделяемым от учреждений или от других прав или обязательств. Контроль — это право на получение будущих экономических выгод и потенциала услуг от использования НМА (право, оформленное юридическими документами — патент, лицензия) и возможность запретить доступ других к выгодам от использования нематериального актива (посредством юридической ответственности за разглашение коммерческой тайны).

При первоначальном признании нематериальный актив измеряется по себестоимости. Себестоимость = Цена приобретения актива + невозвратные налоги, сборы и пошлины — торговые скидки и уступки + любые прямые затраты, необходимые для доведения объекта до состояния готовности по месту нахождения и целевому назначению. Признание затрат, включаемых в себестоимость прекращается в момент когда актив готов к использованию по его назначению. Учет НМА осуществляется по себестоимости за минусом любой накопленной амортизации и любых накопленных убытков от обесценения. Учет НМА осуществляется по переоцененной стоимости, представляющей справедливую стоимость на дату переоценки минус любая последующая накопленная амортизация и последующие накопленные убытки от обесценения. При учете по переоцененной стоимости изменение справедливой стоимости осуществляется методом пропорциональной переоценки через счета чистых активов/капитала, алогично объектам основных средств.

Согласно Учетной политики государственных учреждений, для распределения амортизируемой стоимости актива на систематической основе на протяжении срока его полезного использования применяется метод равномерного начисления амортизации, путем использования установленных норм амортизации. Амортизация начисляется только по нематериальным активам, с определенным сроком полезного использования. Сумма амортизации нематериальных активов определяется путем умножения первоначальной стоимости (текущей стоимости для переоцененных) нематериальных активов на ежемесячную норму амортизации, определенную исходя из утвержденных годовых норм износа. Начисление амортизации нематериальных активов начинается с 1 числа месяца следующего за месяцем первоначального признания и прекращается с 1 числа месяца, следующего за месяцем выбытия по Дебету 7110 «Расходы по амортизации долгосрочных активов» и кредиту субсчета 2721 «Накопленная амортизация нематериальных активов». Однако, в отдельных случаях, когда будущие экономические выгоды, заключенные в активе, поглощаются при производстве других активов, то начисленная амортизация составляет часть фактической стоимости такого другого актива и включается в его балансовую стоимость. Одновременно с начислением амортизации по нематериальным активам, приобретенным за счет средств финансирования, на доходы от потребления списывается сумма финансирования капитальных вложений на приобретение НМА, корреспонденцией: Дебет 5011 «Финансирование капитальных вложений» Кредит 6020 «Доходы от финансирования капитальных вложений».

Пример корреспонденции счетов по учету НМА приведен в таблице 8.

Таблица 8. Корреспонденция счетов по учету НМА в ТОО «ИНКАМ»

№ П/П

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Оплата приобретаемых нематериальных активов без НДС у юридического лица

Оприходование НМА

Увеличение балансовой стоимости НМА в результате переоценки

Начисление амортизации по НМА

Безвозмездное получение НМА от физического лица

Выбытие прочих НМА на сумму балансовой стоимости

Обесценение нематериальных активов отражается по результатам инвентаризации на основании акта инвентаризационной комиссии записью:

Дебет 7440 «Расходы от обесценения активов»

Кредит 2722 «Резерв на обесценение нематериальных активов».

Предприятие ТОО «ИНКАМ» ежегодно должно тестировать нематериальные активы с неопределенным сроком полезного использования на предмет обесценения, путем сопоставления его возмещаемой величины с его балансовой стоимостью, и всякий раз, когда появляются признаки возможного обесценения данного нематериального актива.

2.6 Учет товарно-материальных запасов и расчетов с поставщиками Для предприятия ТОО «ИНКАМ» Товарно-материальные запасы являются основным оборотным активом большинства предприятий, относящихся к торговой и производственной сфере. Поскольку ТМЗ являются основной материальной составляющей производственного цикла, их учет исключительно важен для всех уровней учета и его пользователей. В большинстве отраслей ТМЗ также являются основной составляющей прямых материальных затрат, отдельно учитывающихся как себестоимость продукции или себестоимость продаж. ТМЗ являются самыми ликвидными активами предприятия, и, таким образом, реальные остатки ТМЗ и их стоимость являются ключевыми показателями для расчета стоимости предприятия в целом. К товарно-материальным запасам относятся средства (активы) предприятия, обладающие следующими признаками:

1. Назначение. Средства используются в целях обеспечения деятельности предприятия, как основной, так и любых сопутствующих (например, офисные принадлежности). Могут быть предназначены для перепродажи, использования в производственном процессе, или для потребления самим предприятием в процессе деятельности.

2. Срок использования. Планируемый срок полезного использования обычно не превышает одного года.

3. Стоимость. Для товарно-материальных запасов не устанавливается стоимостных границ.

Виды ТМЗ:

1. Товары или материалы, предназначенные для перепродажи (не подвергаемые обработке, изменяющей их себестоимость для предприятия)

2. Сырье и материалы, используемые в производственном цикле для создания продукции предприятия, предназначенной для продажи или внутреннего использования.

3. Незавершенное производство.

4. Готовая продукция.

5. Товары или материалы, непосредственно используемые в процессе функционирования предприятия и учитываемые в процессе использования в качестве затрат.

Предприятие ТОО «ИНКАМ» содержат сырье/материалы для собственного использования в достаточно больших количествах, что приводит к необходимости учитывать их запасы на активных счетах для списания в соответствующие учетные периоды и даже проводить по ним плановые инвентаризации. Примером могут служить офисные принадлежности, которые могут иметь достаточно высокую стоимость и закупаться относительно редко (реже, чем раз в месяц). В этом случае, запасы данных ТМЗ учитываются на соответствующих активных счетах, их приход оформляется аналогично с другими ТМЗ, а расход учитывается в соответствии с фактическим использованием за учетный период в корреспонденции с соответствующими затратными счетами.

Пример корреспонденции счетов по учету ТМЗ приведен в таблице 9.

Таблица 9. Корреспонденция счетов по учету ТМЗ в ТОО «ИНКАМ»

№ П/П

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Списание сырья и материалов израсходованных для общих и административных целей

Приобретение сырья и материалов у поставщиков на договорную стоимость

Увеличение стоимости сырья и материалов за счет прочих расходов

Оприходование излишков сырья и материалов

Списание себестоимости реализованной продукции

Возврат поставщику некачественных прочих запасов до оплаты их стоимости на сумму НДС

При поступлении запасов на предприятие ТОО «ИНКАМ» на основании товарно-сопроводительных документов (счетов — фактур, товарно-транспортных накладных и др.) производятся записи на счетах бухгалтерского учета. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам» .

На этом счете торговые организации также учитывают расчеты с органами транспорта за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также расчеты за все виды услуги связи. Все операции, связанные с расчетами за приобретенные товарно-материальные запасы и потребленные услуги, находят отражение на указанном счете, независимо от того, одновременно или предварительно производилась оплата предъявленного счета.

ГЛАВА 3. АУДИТ НА ПРИМЕРЕ ТОО «ИНКАМ»

3.1 Типы и виды финансово контроля Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросам деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации. Финансовый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах: во — первых, как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов; и вовторых, как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макрои микроуровне с целью обеспечения целесообразности эффективности финансовых операций. Более глубокому пониманию финансового контроля, в том числе государственного и муниципального финансового контроля, способствует рассмотрение его классификаций по видам, формам и методам осуществления. Вид — это составная часть, выражающая (частично) содержание целого и в тоже время отличающаяся от других частей конкретными носителями контрольных функций (субъектами), объектами контроля, что, в свою очередь, предопределяет и отличия в методах осуществления контроля. Виды государственного и негосударственного финансового контроля подразделяются, в свою очередь, на подвиды. Относительно первого возможно деление на общегосударственный (межведомственный контроль), ведомственный (внутриведомственный) и внутрихозяйственный контроль, который в настоящее время осуществляется и в негосударственной сфере.

Классификация финансового контроля по субъектам, его осуществляющим, предусматривает подразделение на государственный, который, в свою очередь, подразделяется на общегосударственный (надведомственный) и ведомственный, внутрихозяйственный (внутрифирменный), муниципальный и независимый контроль — аудит. По времени его осуществления он подразделяется на предварительный, текущий и последующий. По содержанию (объекту, направлениям), он делится на бюджетный, налоговый, банковский, страховой и валютный. Общегосударственный (надведомственный) финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В системе внутрихозяйственного контроля ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией предприятия, организации в виде:

— предварительного контроля на стадии рассмотрения первичных документов, поступивших главному (старшему) бухгалтеру на подпись, а также при визировании договоров, смет, приказов и других документов, связанных с расходованием денежных и материальных средств;

— текущего контроля в ходе учетной регистрации хозяйственных операций и инвентаризаций товарно-материальных и других ценностей;

— последующего контроля на стадии обобщения и анализа учетной и отчетной информации, а также посредством ревизий и тематических проверок (обследований) в отдельных внутрихозяйственных подразделениях.

Таким образом, внутрихозяйственный (бухгалтерский) контроль является непрерывным, универсальным (сплошным), системным и строго документальным.

Преимущества внутриведомственного контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, а также в специализации контроля применительно к отраслевым особенностям организации, технологии и экономики производства. Его субъектами выступают министерство (ведомство), промышленное объединение или другой вышестоящий орган хозяйственного управления. Основным направлением современного этапа развития внутриведомственного контроля является усиление комплектности ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

Ведомственный вид финансового контроля организуется и осуществляется руководителями главных управлений, а также подчиненных или подведомственных ему подразделений, реализующими свои распорядительные функции в использовании финансовых и материальных ресурсов. Основные направления ведомственного финансового контроля связаны с осуществлением надзора:

— за законным использованием материалов, трудовых и финансовых ресурсов;

— наличием и движением имущества;

— Формирование достоверной и полной информации о финансовых результатах деятельности подразделений Министерства, необходимой для оперативного руководства и управления, организации работы по профилактике бесхозяйственности, недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.

Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций. Контрольные органы осуществляют данный вид контроля на стадии рассмотрения производственных, финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других плановых (нормативных) расчетов предприятий и хозяйственных организаций. Основная цель предварительного бухгалтерского контроля — своевременно пресечь незаконное и нерациональное использование средств.

Текущий контроль — неотъемлемый элемент оперативного управления производством — проводится в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль при необходимости позволяет регулировать быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предотвращать потери и убытки.

Последующий контроль охватывает хозяйственную и финансовую деятельность на всех уровнях управления за истекший период. Основное его содержание — проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства, сохранности собственности, законности управленческих решений и т. д. Последующий контроль является неотъемлемой частью не только внешнего, но и внутрихозяйственного бухгалтерского контроля. Отличаясь углубленным изучением всех сторон хозяйственной и финансовой деятельности, он позволяет выявить недостатки предварительного и текущего контроля.

Предварительный и текущий финансовый контроль организуют и осуществляют руководители главных управлений; управлений; подчиненных или подведомственных ему подразделений; должностные лица, к которым относятся начальники финансовых служб, главные бухгалтеры, имеющие право подписи финансовых документов. Основными методами предварительного и текущего финансового контроля являются внезапные проверки в местах хранения денежных средств и материальных ценностей, а также инвентаризации материальных ценностей и денежных средств.

Помимо названных видов финансового контроля выделяется также муниципальный финансовый контроль, осуществляемый органами местного самоуправления при утверждении местного бюджета, его использования и при утверждении отчета о его исполнении; установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством РК. Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью, и при решении иных вопросов местного значения. Классификация финансово-хозяйственного контроля по источникам используемой информации включает в себя документальный и фактический контроль. Источниками контрольных данных для документального контроля служат: первичные документы, включая технические носители информации; регистры бухгалтерского учета; данные оперативно-технического учета; бухгалтерскую, статистическую и оперативно-техническую отчетность; плановую, нормативную и прочую документацию. Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра их в натуре (обмера, взвешивания, пересчета и т. д.). Использование приемов фактического контроля позволяет установить достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных учетных документах, бухгалтерском учете и отчетности. Однако фактический контроль, особенно последующий, не может быть всеобъемлющим в силу непрерывного характера хозяйственных процессов и быстро меняющихся хозяйственных ситуаций. Поэтому документальный контроль существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

3.2 Структура и организация работы аудиторской фирмы В Казахстане система нормативного регулирования аудиторской деятельности практически разработана. Был принят первый Закон «Об аудиторской деятельности в РК» от 18 октября 1993 г. Через пять лет, 20 ноября 1998 г., был принят второй Закон РК «Об аудиторской деятельности», и в него вносились изменения и дополнения от 18.12.2000 г., от 15.01.0l г., от 02.03.01 г., от 26.12.02 г., от 16.05.03 г., от 11.06.03 г. Этот Закон относится к документам первого уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РК.

Закон регулирует отношения, возникающие между государственными органами, юридическими и физическими лицами, аудиторами и аудиторскими организациями в процессе осуществления аудиторской деятельности в РК.

Структура и содержание Закона включает в себя 6 глав и 25 статей. К документам второго уровня относятся международные стандарты аудита (МСА) в РК. На пятой Республиканской конференции Палаты аудиторов РК, состоявшейся в марте 2000 г., было принято решение о переходе аудита в РК на международные стандарты и принятии их в качестве национальных. Международные стандарты аудита (MCA) — (International Standards on Auditing — ISA) — выпускает Международная федерация бухгалтеров (МФБ) — (International Federation of Accountants — IF AC), штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, США. В настоящее время в IF АС входят 129 национальных бухгалтерских организаций из 92 стран. В 2000 году членом IF АС стал и Казахстан. В настоящее время система международных стандартов аудита (ISA) состоит из 36 стандартов, разнесенных по 9 группам, и 10 положений, входящих в 10 группу. Таким образом, на 01.01.2002 г. существуют 46 стандартов аудита. Отмеченные девять групп следующие: 1) «Вступительные аспекты», 2) «Ответственность», 3) «Планирование», 4) «Внутренний контроль», 5) «Аудиторские доказательства», 6) «Использование работы других», 7) «Аудиторские выводы и представление отчета», 8) «Специализированные области», 9) «Сопутствующие услуги». Третий уровень — внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими фирмами на базе практики аудита. Документы этого уровня детализируют документы более высоких уровней. Содержание и форма таких документов совершенствуется по мере становления и расширения рынка аудиторских услуг.

Согласно статье 2 п. 1 Закона РК «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998 г. № 304−1 аудиторская деятельность есть предпринимательская деятельность аудиторов и аудиторских организаций по проведению аудита финансовой отчетности. Аудит представляет собой проверку финансовой отчетности юридических лиц (аудируемых субъектов) с целью выражения независимого мнения о достоверности и объективности составления финансовой отчетности в соответствии с требованиями, установленными законодательством РК (статья 4 п. 1 закона РК «Об аудиторской деятельности»). Аудиторский контроль отличается от других форм финансово-экономического контроля (ревизий, проверок государственных органов и прочих лиц, отличных от аудиторов) по таким параметрам, как цели и задачи; лицо, проводящее проверку; экономическое и юридическое отношение к проверяемой организации (клиенту) и прочие. Хотя различий между аудитом и ревизией много (таблица 2), тем не менее существуют некоторые общие подходы к методам, приемам, подходам при проверке. В международной практике аудит подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний аудит представляет независимую службу в организации по проверке и оценке результатов хозяйственной деятельности организации в интересах ее администрации. Внутренний аудит проводят аудиторы либо бухгалтера, работающие непосредственно в данной организации. Внутренний аудит распространен в мировой практике на средних и крупных предприятиях промышленности, строительства, на предприятиях и в организациях транспорта, связи и других сфер деятельности, имеющих сложную управленческую структуру. Возникновение данного вида аудита связано с усилением внимания аудиторов к системе внутреннего контроля в организациях. Внутренний аудит способствует созданию высокоэффективной системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, препятствующей возникновению нарушений и искажений в учете. Наличие службы внутреннего аудита повышает доверие со стороны внешних аудиторов к отчетности клиента. Согласно статьям 33 и 61 закона РК «Об акционерных обществах» уставом общества предусматривается создание службы внутреннего аудита в количестве не менее 3-х членов, при этом наличие службы внутреннего аудита в народных акционерных обществах является обязательным. Важность роли службы внутреннего аудита подчеркивается непосредственным подчинением и подотчетностью совету директоров общества, а также совет директоров может быть созван по требованию службы внутреннего аудита общества.

Внешний аудит проводится сторонними независимыми аудиторами или аудиторской фирмой на договорной основе с целью объективной оценки достоверности финансовой отчетности организации. Существуют аудиторские стандарты нескольких уровней:

· международные;

· национальные;

· внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм — внутрифирменные стандарты).

В рамках международных стандартов профессиональные аудиторские объединения или отдельные аудиторские фирмы могут разрабатывать внутренние (внутрифирменные) аудиторские стандарты. Стандарты более низкого уровня не должны вступать в противоречия со стандартами более высокого уровня, и их требования не должны быть ниже. На основе международных стандартов разрабатываются национальные стандарты — при их разработке международные стандарты либо принимаются к сведению, либо служат базой для разработки. В ряде стран принято решение не разрабатывать собственные стандарты и использовать международные в качестве национальных.

Стандарты аудиторской деятельности определяют единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Ценность аудиторских стандартов заключается в том, что при их соблюдении обеспечивается качество аудиторской проверки, унификация аудита в вопросах методологии, единство подходов к проведению аудита и составлению аудиторской отчетности. Аудиторские стандарты являются основанием для доказывания в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудитора. На основе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов. Кроме того, аудиторские стандарты обеспечивают внедрение в практику аудита новых разработок, помогают клиентам понять процесс аудита, помогают вести переговоры с руководством и специалистами аудируемого субъекта.

В международной практике аудита различают 4 основных вида стандартов: 1) общие стандарты; 2) рабочие стандарты; 3) стандарты отчетности; 4) специфические стандарты. Общие стандарты определяют, кто должен проводить проверку, оговаривают необходимость независимости, профессионализма, добросовестности. К общим стандартам относятся основные принципы аудита, цели и объем аудита финансовой отчетности, стандарт по аудиторскому образованию, письмо-обязательство аудитора перед клиентом. Рабочие стандарты содержат требования планирования проверки, контроля за работой участников аудиторской группы, изучения системы внутреннего контроля, достаточного обоснования выводов, формирования на их основе убедительного заключения. К рабочим стандартам аудита относятся планирование аудиторской работы, аудиторские доказательства (виды, источники и методы получения), действия аудитора при выявлении мошенничества или ошибки, контроль качества работы аудитора и др. Стандарты отчетности включают отчет аудитора о проверке финансовой отчетности, виды аудиторских отчетов, последующие события после составления баланса, после подписания аудиторского отчета и др. Данные стандарты требуют, чтобы в аудиторском отчете содержались исчерпывающие сведения о характере аудиторской проверки и степени ответственности аудитора. К специфическим стандартам, используемым для аудита в отдельных областях деятельности, относятся специфические стандарты аудита банков, страховой деятельности и др. Аудиторская деятельность заключается в проведении аудиторской проверки достоверности финансовой отчетности организаций с представлением официального аудиторского отчета. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Инициативный аудит проводится по инициативе аудируемой организации. Ежегодным обязательным аудиторским проверкам подлежат организации, круг которых определен статьей 4 закона РК «Об аудиторской деятельности».

3.3 Аудит кассовых операций Цель аудиторской проверки кассовых операций — установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по движению наличных денежных средств действующим в Республике Казахстан в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Этапы аудиторской проверки кассовых операций могут быть организованы в следующей последовательности:

· определение цели и основных задач аудита, подборка нормативных актов, соответствие которым необходимо проверить;

· составление аудиторской программы (возможно применение тестов средств контроля) и программы процедур по существу;

· определение целесообразности использования результатов работы внутреннего аудита (если он организован на предприятии и охватывает данное направление);

· проверка организации материальной ответственности кассира;

· документальное подтверждение соответствия данных бухгалтерского баланса по статье «Денежные средства» и Отчета о движении денежных средств счетам учета денежных средств, в том числе находящихся в кассах организации;

· документирование существенных нарушений ведения учета, подготовки отчетности, соблюдения законодательства;

· информирование руководства аудируемого лица о выявленных недостатках и получение от него письменных разъяснений;

· контроль за внесением аудируемым лицом исправлений в регистры и формы отчетности.

Аудитор должен прежде всего определить соответствие проверяемых хозяйственных операций и документов, связанных с их оформлением, нормам действующего законодательства. Кассовые операции целесообразно проверять сплошным методом. Это связано с подвижностью данных активов и подверженностью их злоупотреблениям. Рабочий этап проверки кассовых операций может быть совершен в такой последовательности:

· инвентаризация кассы;

· проверка правильности документального оформления операций;

· проверка полноты и своевременности оприходования денежных средств;

· аудиторская проверка правильности списания денег в расход;

· проверка соблюдения кассовой дисциплины;

· проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учета;

· оформление результатов проверки.

Денежные средства поступают в кассу предприятия из банков в виде наличной выручки от покупателей, от работников организации в оплату каких-либо услуг по заявлениям, как остатки неиспользованных подотчетных сумм и др. Аудитор проверяет полноту и своевременность оприходования денег, полученных по каждому чеку из банка, путем сверки идентичных сумм, записанных в корешках чеков, и выписок банка (по шифру, соответствующему получению наличных денег). Аудитор должен тщательно проверить полноту оприходования выручки от реализации продукции, товаров, работ. При этом следует сверить записи в кассовой книге, приходных кассовых ордерах с отчетами, накладными и счетами (счетами-фактурами). Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями считаются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится одновременная проверка операций по кассе и по банку, а также со счетами расчетов. Сплошной просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволяет выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Данные факты отражаются в рабочей документации аудитора.

Инвентаризация средств в кассе должна проводиться периодически по распоряжению руководителя организации и перед составлением годового отчета. Инвентаризация, осуществленная комиссией, назначенной руководителем, оформляется актом. Ее проводят в присутствии кассира и главного бухгалтера организации. При наличии нескольких касс аудитор опечатывает их, чтобы нельзя было покрыть недостачу денег из других источников, изменить остаток денег, выведенный в кассовой книге. Кассир представляет для проверки последний кассовый отчет и документы по операциям последнего дня, а также дает расписку в том, что все приходные и расходные документы включены им в отчет и к моменту инвентаризации в кассе нет неоприходованных или несписанных в расход денег. Результаты инвентаризации оформляют актом, который подписывают кассир и главный бухгалтер организации. Акт служит письменным аудиторским доказательством, и его данные необходимы аудитору для дальнейшей проверки.

3.4 Аудит денежных средств на текущем расчетном, валютном счете Цель аудиторской проверки операций на расчетном, валютном и других счетах в банке — формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности по разделу «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Казахстане нормативным документам. Аудитор при проверке операций по счетам в банке должен учитывать основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций.

Аудитор должен определить, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и проверить, как ведется аналитический и синтетический учет по каждому из них. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету. Основная информация по расчетному счету содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отраженная в выписке, соответствующими первичными документами. Затем аудитор определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК. При аудите операций по расчетному счету необходимо обратить внимание на следующее:

· соответствие сумм в выписках банка суммам, указанным в приложенных к ним первичных документах;

· полноту и достоверность банковских выписок и документов к ним (остаток средств на конец периода в предыдущей выписке банка по счету должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке);

· правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;

· наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выпискам (в случае выявления документов без штампа банка проводится встречная проверка по запросу от предприятия в банке);

· обоснованность перечисления денежных средств (наличие договоров, контрактов);

· правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банке.

Аудитор должен ознакомиться с применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регистров по учету денежных средств на счетах в банке; документооборотом (графиком документооборота) первичных документов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке; перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Аудит операций на валютных счетах осуществляется отдельно по каждому валютному счету, открытому в банке, в том числе и за рубежом. При этом следует иметь в виду, что если казахстанская организация имеет в зарубежном банке счет, открытый по лицензии банка РК, то эта лицензия не служит основанием для зачисления на него валютной выручки, поэтому в банке РК должно быть получено специальное разрешение на каждое зачисление валюты на счет в зарубежном банке. Продажа валюты согласно валютному законодательству может быть классифицирована как обязательная, обратная или добровольная. Обязательная продажа включает продажу валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), зачисленной на транзитный валютный счет, а также поступлений в качестве авансов и предварительной оплаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За время прохождения производственной практики в ТОО «ИНКАМ» я ознакомилась с деятельностью компании. Наиболее близко я ознакомилась с работой таких служб как:

· централизованная бухгалтерия

· отдел труда и заработной платы

· финансовый отдел

· отдел планирования Большую часть времени я провела в централизованной бухгалтерии. Ознакомилась с методами работы бухгалтеров, их взаимодействием. Передо мною была поставлена цель научиться самостоятельно изучать данные, характеризующие деятельность предприятия, а также научиться подбирать, изучать и обобщать материалы действующих предприятий. В процессе прохождения практики я не только закрепила, но и углубила полученный теоретический объем знаний.

В процессе прохождения учебной практики я поучаствовала в работе бухгалтерии непосредственно в структурных подразделениях — материального учета, учета труда и его оплаты, учета основных средств и нематериальных активов, учета готовой продукции и ее реализации, учета денежных средств, расчетных и кредитных операций, учета фондов, резервов и финансовых результатов, сводного учета и составления отчетности. Приняла участие в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов на предприятии. Познакомилась с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, и работой внутренних аудиторов.

За такой короткий срок мне трудно было выделить основные недочеты в организации ведения бухгалтерии. Поэтому я не могу сделать каких-то предложений по улучшению работы, но могу посоветовать обратить внимание на два фактора: на человеческий фактор и фактор оборудования.

Нормальная деятельность предприятия зависит от того, насколько хорошо взаимодействуют различные службы и подразделения. Из экономической теории мне известно, что не функциональная организация иерархии управления приводит к негативным последствиям, например, растут издержки на управление предприятием и соответственно увеличивается себестоимость продукции. Под фактором оборудования я подразумеваю то, что сбой в программном обеспечении или в аппаратной части компьютера может привести к нарушению деятельности. А так как на предприятии учет ведется с помощью вычислительной техники, то эта проблема становится очень актуальной.

В завершении могу сказать, что в моем отчете отсутствуют некоторые документы. Это объясняется тем, что на предприятии действует «Приказ о коммерческой тайне». Поэтому в некоторых вопросах я ограничилась только теоретической частью.

1. Бюджетный кодекс РК;

2. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет»;

3. Указ Президента РК, имеющий силу закона «О бухгалтерском учете» от 26.12.1995 г. № 2732 с последующими изменениями и дополнениями;

4. Абдрасимова Ж. К. Бухгалтерский учет. Учебно-практическое пособие, Караганда, 2001 г.

5. Жакупова О. М. Финансовый учет КЭУК 2001 г., часть 3.

6. К. К. Жуйриков, С. Р. Раимов «Корпоративные финансы», Алматы, 2004 г.

7. К. Берстембаева «Организация государственных финансов в отдельных развитых странах», Институт развития Казахстана, Алматы, 2001 г.

8. Кеулемжаев К. К., Сергеева О. А. «Учет расчетов с поставщиками». Бух. Учет и аудит № 3, 2000 год.

9. Родостовец В. В Шмидт О. И. Бухгалтерский учет на предприятии .Изд. «Центр Аудит Казахстан» 2002 г.

10. Райзберг «Курс экономики»;

11. Середа К. Н «Бух. Учет и налогообложение в бюджетных организациях».

12. «Финансы предприятий», Л. Н. Павлова, М., «ЮНИТИ», 1998 г. Качалин В. В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами СААР. Москва, 2005

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой